Разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности региона (на примере Брянской области)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,33 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности региона (на примере Брянской области)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

(ГОУ ВПО «БГИТА»)

Экономический факультет

Кафедра «Государственное управление и финансы»






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Методы принятия управленческих решений»

на тему: Разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности региона (на примере Брянской области)


Автор работы Т.Н. Петрова

Группа ФК-204 № зач. кн. 08-5.011

Руководитель работы, ст. преп. М.П. Бобкова


Брянск 2017

Содержание

Введение

. Теоретические основы изучения разработки и реализации инвестиционной политики

.1 Сущность инвестиционной политики государства

.2 Факторы и принципы формирования инвестиционной политики государства

.3 Методы и подходы к оценке инвестиционной привлекательности государства

. Анализ и разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Брянской области

.1 Анализ инвестиционной политики Брянской области

.2 Предложения по повышению инвестиционной привлекательности Брянской области

.3 Оценка предложений по повышению инвестиционной привлекательности Брянской области

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Проблема привлечения инвестиций - одна из ключевых проблем современного общества. Инвестиционные ресурсы ограничены, и удовлетворить всю имеющуюся потребность в них практически невозможно. Данный тезис особенно актуален в условиях остаточных явлений финансово-экономического кризиса, когда инвесторы, учитывая резко возросшие риски, еще более тщательно оценивают потенциальные объекты инвестирования.

Известно, что на готовность инвестора осуществить вложения большое влияние оказывает инвестиционная привлекательность объекта инвестирования.

Инвестиционная сфера требует создания определенных условий для успешного осуществления инвестиционного процесса. В связи с этим, основной и наиболее актуальной задачей страны является создание условий для динамичного развития и повышения инвестиционной привлекательности регионов.

В настоящее время проблема инвестиционного развития России весьма актуальна. Перед страной остро стоит необходимость модернизации и обновления основных фондов, перевооружения существующего оборудования с целью повышения конкурентоспособности действующих предприятий, а также вложений в инновационные проекты.

Совокупность социальных, экономических, организационных, политических, правовых и этнокультурных предпосылок и образует инвестиционный климат страны или того или иного региона. Исследование этих процессов крайне важно как на уровне всей страны, так и на уровне отдельного региона, поскольку для России характерны значительные различия в инвестиционном климате субъектов Российской Федерации. Поэтому для эффективного развития необходимо учитывать эти особенности. Улучшение инвестиционного климата позволит увеличить темпы экономического роста, а также улучшить социальное положение населения.

Таким образом, актуальность данной работы определяется важностью ее изучения как фактора социально-экономического развития муниципального образования, а также наличием потребности в осуществлении процессов совершенствования практической деятельности в направлении активизации инвестиционных процессов на конкретных территориях.

Цель данной курсовой работы - изучение понятия инвестиционной политики региона и на примере Брянской области и разработка предложений для её совершенствования.

Поставленная цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:

определить сущность инвестиционной политики государства;

изложить факторы и принципы формирования инвестиционной политики государства;

рассмотреть методы и подходы к оценке инвестиционной привлекательности государства;

провести анализ политики по повышению инвестиционной привлекательности реализующиеся в Брянской области;

разработать направления по повышению инвестиционной привлекательности Брянской области;

дать оценку эффективности предложенных мероприятий.

Предмет исследования - инвестиционная привлекательность региона.

Объект исследования - Брянская область.

Библиографической основой работы являются учебники, учебные пособия и монографии ученых-экономистов, публикации в периодических изданиях, законодательные и нормативные акты Российской Федерации.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.

1. Теоретические основы изучения разработки и реализации инвестиционной политики

инвестиционный привлекательность политика государство

1.1 Сущность инвестиционной политики государства

В настоящее время ни в одной стране мира не существуют чисто рыночные отношения. И даже если сформирована цивилизованная институционально-правовая среда, модернизация экономики, а также устойчивое экономическое и социальное развитие без активной государственной инвестиционной и инновационной политики невозможно. При этом роль государства рассматривается не с позиции противопоставления рынку, а в аспекте поиска оптимального взаимодействия рыночных и государственных институтов перед лицом глобальных тенденций экономического развития.

Инвестиционная политика государства является важным рычагом воздействия на деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны в целом. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы и объемы производства, уровень инфляции, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

В настоящее время существует множество определений понятия «инвестиционная политика государства». Для того чтобы обрисовать все составляющие инвестиционной политики целесообразно привести следующее определение:

Инвестиционная политика государства - это комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика - это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования [10, с. 24].

Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

а) определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры:

отраслевой;

воспроизводственной;

технологической;

территориальной и по формам собственности;

б) выбор приоритетов;

в) повышение эффективности инвестиций.

Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи, принципы и механизм их реализации [16, с.53].

Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем экономики страны и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним могут относится:

обеспечение структурной перестройки экономики;

стимулирование предпринимательства и частных инвестиций;

создание дополнительных рабочих мест;

привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

поддержка развития малого и среднего бизнеса;

поддержка развития экспортных производств;

обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики России и др.

К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе, учитывая кризисные явления в российской экономике, а также влияние мирового экономического кризиса можно отнести [10, с.25]:

снижение реальных процентных ставок кредитования до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;

повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиление государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.

В условиях глобализации экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя [16, с.56]:

выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: денежно-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Амортизационная политика тесно связана с научно-технической и инвестиционной политикой государства. Устанавливая порядок начисления и использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.

Являясь одной из форм экономической политики, инвестиционная политика государства включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др. Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним. Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

Региональная инвестиционная политика направлена на подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатываться на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимаются выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу.

С переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности стали играть отдельные субъекты Российской Федерации и коммерческие организации в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних. Исходя из этого, существенно повышается роль инвестиционной политике на микроуровне. Под инвестиционной политикой коммерческой организации понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе.

Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Таким образом, инвестиции в современной экономике являются основным элементом, воздействие на который со стороны государства позволяет формировать темпы, динамику и хозяйственную ориентацию национальной экономики. Инвестиционная политика государства должна создавать условия для развития производства, обосновать направления фундаментальных и поисковых исследований, определяющих развитие экономики на перспективу. Для непрерывности, научной обоснованности и эффективности инвестиций осуществляется инвестиционная экономика на государственном и региональном уровнях.

.2 Факторы и принципы формирования инвестиционной политики государства

Инвестиционная политика государства имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами [11, с.96]:

экономической и социальной политикой государства;

величиной имеющегося производственного потенциала;

географическим местонахождением;

природно-климатическими условиями;

привлекательностью для иностранных инвестиций и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью государства являются:

создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

определение приоритетных направлений вложения инвестиций;

создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;

обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Инвестиционная политика государства направлена на подъем экономики и повышение эффективности производства в регионах, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатываться на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимаются выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу.

С переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности стали играть отдельные субъекты Российской Федерации и коммерческие организации в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних. Исходя из этого, существенно повышается роль инвестиционной политике на микроуровне. Под инвестиционной политикой коммерческой организации понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе.

Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Таким образом, инвестиции в современной экономике являются основным элементом, воздействие на который со стороны государства позволяет формировать темпы, динамику и хозяйственную ориентацию национальной экономики. Инвестиционная политика государства должна создавать условия для развития производства, обосновать направления фундаментальных и поисковых исследований, определяющих развитие экономики на перспективу. Для непрерывности, научной обоснованности и эффективности инвестиций осуществляется инвестиционная экономика на государственном и региональном уровнях.

Продуктивность любой политики, в том числе, инвестиционной, в существенной мере определяется качеством процессов ее разработки и реализации. Его обеспечение сопряжено с реализацией определенных принципов.

В содержательной характеристике принципов обратим внимание на следующие компоненты.

Принцип системности. Его реализация предполагает взаимоувязанную проработку, обеспечение единства всех элементов региональной политики (целей, задач, эффектов, сфер, принципов взаимодействия участников, инструментария).

Принцип комплексности. Следование этому принципу требует учета условий и факторов разной природы (экономических, социальных, организационно-правовых), детерминирующих состав, приоритеты, содержание целей и задач инвестиционной политики, объем и структуру ее ресурсного обеспечения.

Принцип единства инвестиционной, структурной, социальной политики. Названный принцип отражает объективно существующую последовательность в достижении целей социально-экономического развития региона: посредством расширения объема и повышения эффективности инвестиций, направляемых в ключевые сферы и точки роста экономики, обеспечивается развитие ее структуры и повышение конкурентоспособности, что в конечном итоге позволяет улучшить качество жизни населения. Отсюда, потребность в согласовании целей и эффектов инвестиционной политики и других, связанных с нею видов региональной политики.

Принцип единства действий разных уровней власти. Этим принципом устанавливаются правила: взаимосвязанной разработки и реализации инвестиционной политики на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном, муниципальном; дополнения (усиления) экономических и организационных возможностей в этой сфере местного самоуправления и территориального управления ресурсами более высокого уровня.

Принцип соответствия бюджетных обязательств и их ресурсного обеспечения. Важность этого принципа определяется существенной ролью бюджетных инвестиций в обеспечении модернизации организаций производственной и социальной инфраструктуры, предприятий, играющих ключевую роль в региональной экономике.

Принцип необходимого и достаточного разнообразия форм и инструментов инвестиционной политики. Такой принцип означает, что состав средств, используемых органами государственной власти и управления при осуществлении инвестиционной политики, должен отражать многообразие ее целей и задач, специфику состояния отдельных сфер и объектов, существующее разделение предметов ведения и полномочий в инвестиционной сфере государственных органов разных уровней, а соответственно, особенности их экономико-организационного воздействия.

Принцип обеспечения мониторинга процессов и результатов реализации инвестиционной политики. Его роль определена потребностью в отслеживании ключевых характеристик инвестиционных процессов. Мониторинг призван содействовать решению следующих задач: оценки уровня достижения поставленных целей инвестиционной политики, оперативной корректировки (в случае необходимости) действий органов власти, анализа тенденций в инвестиционной сфере региона; прогнозирования и моделирования параметров инвестиционной сферы.

.3 Методы и подходы к оценке инвестиционной привлекательности государства

Инвестиционная привлекательность, в основном, рассматривается как обобщающая характеристика преимуществ и недостатков прямых зарубежных инвестиций с позиций инвестора. Оценка инвестиционной привлекательности применяется относительно страны, отрасли, региона, предприятия, отдельного проекта. Из данного определения следует, что понятие инвестиционной привлекательности является субъективным для инвестора. Привлекательность страны во многом зависит от степени благоприятствования инвестиционного климата, т. е. от совокупности политических, экономических, социальных, культурных, организационно-правовых и географических факторов, побуждающих или отталкивающих инвесторов вкладывать свои средства в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, предприятия) [19, с.96]:

В настоящее время реализуются несколько международных проектов, позволяющих оценить тот или иной аспект инвестиционного климата страны. Вместе с тем существует потребность в комплексной оценке рейтинга инвестиционной привлекательности стран, которая:

позволит сформировать действия по улучшению условий для деятельности иностранных инвесторов;

выступает инструментом научных исследований, посвященных сравнительному анализу инвестиционной привлекательности стран.

В ежегодно публикуемом Всемирным банком докладе «Ведение бизнеса», в котором бывает представлен рейтинг стран мира по созданию ими благоприятных условий для ведения бизнеса, аналитиками оцениваются и отслеживаются изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность прежде всего малых и средних компаний на протяжении их жизненного цикла от создания до ликвидации. Как известно, для ведения хозяйственной деятельности требуются специальные институты и правила, которые, будучи прозрачными, экономическими субъектами могут использоваться весьма эффективно. В подготовке доклада участвуют более 6 700 экспертов из разных стран мира - консультанты по вопросам предпринимательской деятельности, юристы, экономисты, государственные служащие, а также ведущие ученые, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Рейтинг составляют на основании 10 индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, его функционированию, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию. Каждый индикатор имеет равный удельный вес.

Таким образом, условия организации и ведения бизнеса не включают в себя политические аспекты, а рассматриваются исключительно на уровне законодательных положений и нормативов. В итоговом рейтинге все страны проранжированы по уровню благоприятствования ведению бизнеса с 1-го до 185-го места: чем выше позиция страны, тем более ее правовая среда способствует ведению бизнеса.

Экспертами Всемирного банка исследованы административные процедуры, необходимые для открытия предприятия в соответствующей стране. Это, безусловно, является одним из основополагающих факторов, характеризующих степень сложности простоты ведения бизнеса в стране. Однако данное исследование не учитывает экономический потенциал страны (объем рынка сбыта, стоимость рабочей силы и т. д.), а также риски, с которыми может столкнуться потенциальный инвестор.

Всемирный экономический форум определяет национальную конкурентоспособность как «способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе» [19, с.98]:

Индекс глобальной конкурентоспособности ежегодно определяется Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций (ведущих исследовательских институтов и организаций, существующих в разных странах мира) по методике, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний. Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, две трети которых представляют собой результаты глобального опроса руководителей компаний с целью охвата широкого круга факторов, влияющих на бизнес-климат в исследуемых странах. На одну треть индекс состоит из общедоступных статистических данных. Все переменные объединены в 12 групп, определяющих национальную конкурентоспособность: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал.

Еще один проект, характеризующий такую составляющую инвестиционного климата, как индекс недееспособности государств, разрабатывается организацией «Фонд за мир». При ежегодном составлении индекса недееспособности государств эксперты проводят анализ с помощью специального системного инструмента оценки конфликтов. Анализ проводится на основании 12 критериев - «индикаторов уязвимости» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и политические. Социальные показатели включают в себя: уровень демографического давления, уровень миграции, наличие недовольных и мстительно настроенных групп, устойчивую и перманентную эмиграцию из страны. К экономическим показателям отнесены: неравно-мерность экономического развития, уровень экономической нестабильности; к политическим показателям - уровень криминализации государственных структур, наличие и качество общественных услуг, уровень нарушений прав человека и главенство закона, уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве «государства в государстве», уровень влияния групповых и клановых элит, степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов.

Кроме того, широко известные мировые рейтинговые агентства оценивают привлекательность инвестирования в ценные бумаги компаний и государств. Однако особенностью данных рейтингов является определение надежности инвестиций в какой-то строго определенный актив (такой, как ценная бумага компании), или государственные облигации.

Для комплексной оценки инвестиционной привлекательности страны необходимо исходить из позиции потенциального инвестора. При принятии решения инвестор, как правило, рассматривает потенциальную доходность инвестиций, объем необходимых вложений, а также риски. Предлагаемый авторами статьи подход к определению инвестиционной привлекательности страны включает в себя три основных блока:

экономическая привлекательность;

правовая привлекательность;

Блок «Экономическая привлекательность» представляет собой оценку возможностей получения выгоды инвестором при инвестировании в страну. Потенциальная выгода инвестора зависит от общего состояния экономики, размера внутреннего рынка, квалификации и стоимости рабочей силы, развитости инфраструктуры и других факторов. Источником информации для данного блока является доклад Всемирного экономического форума.

Блок «Правовая привлекательность» раскрывает, насколько просто осуществить вложения в экономику страны, а также какие при этом необходимо понести затраты денежных средств и времени.

Блок «Риски при инвестировании» введен потому, что оценка инвестиционной привлекательности страны будет неполной без определения потенциальных рисков инвесторов, поскольку ни одна успешно развивающаяся компания в наши дни не обходится без оценки и управления рисками. Риски инвестиционного проекта могут иметь разную природу: политическую, экономическую, культурную. Для комплексной оценки рисков каждой страны предлагается использовать индекс недееспособности государств «Фонда за мир», который характеризует способность или неспособность органов государственной власти контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране Принимая во внимание различия источников информации по оценке показателей разных блоков, а также в целях четкого сравнения инвестиционной привлекательности страны с другими странами, авторы предлагают матричный подход, а именно: использовать координатную плоскость, где по оси ОХ отложен интегральный рейтинг по блоку «Экономическая привлекательность», а по оси OY - рейтинг страны по блоку «Правовая привлекательность». Размер круга характеризует уровень отсутствия рисков для инвестора в соответствующей стране. Для сопоставимости рейтинги стран по трем блокам определяются по одинаковому перечню государств.

Для оценки экономической привлекательности инвестирования в страну были использованы исходные данные доклада Всемирного экономического форума. Показатель по шкале OX рассчитывается по следующей формуле:

= me+ l+ inf+ inst+ im+ tech+ innov, (1)

где OX - количество баллов для страны по шкале «Экономическая привлекательность».

Для оценки правовой привлекательности инвестирования в страну был использован показатель рейтинга «Ведение бизнеса». Показатель по шкале OY рассчитывается по формуле:

= 1/ r, (2)

где OY - количество баллов для страны по шкале «Правовая привлекательность»; - место страны по показателю рейтинга «Ведение бизнеса».

Для оценки уровня риска при инвестировании в страну были использованы исходные данные индекса недееспособности государств. Показатель, характеризующий уровень риска при инвестировании в страну и указанный в матрице в виде размера круга, рассчитывается по формуле:

= 1 / dp+gr+cr+ hr+el+sec+int (3)

где riskk - показатель, характеризующий уровень отсутствия рисков при инвестировании в страну: чем выше показатель, тем ниже риски вложения капитала.

При помощи изложенного методического подхода представляется возможным определять относительную инвестиционную привлекательность стран по трем группам параметров, а также выявлять причины различной привлекательности разных стран для инвесторов [19, с.110]:

. Анализ и разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Брянской области

.1 Анализ инвестиционной политики Брянской области

Брянская область - субъект Российской Федерации, который расположен в Центральной России к юго-западу от Москвы, на расстоянии около 379 км, на границе с Украиной и Белоруссией. Областной центр - город Брянск. Брянская область является одним из индустриальных регионов ЦФО РФ с высоким финансовым потенциалом. Промышленную продукцию региона производят более 900 компаний. Основной отраслью региона является машиностроение, на ее долю приходится третья часть всей продукции [29].

Исходя из рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ за 2016 г. (составитель рейтинга «Эксперт РА»), можно сделать вывод, что Брянская область имеет пониженный потенциал и умеренный риск [29].

Оценить инвестиционную привлекательность региона возможно с помощью таких показателей, как инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Инвестиционный потенциал показывает уровень возможности вложения денежных средств в активы долгосрочного пользования для получения прибыли.

Факторами оценки потенциала области являются:

ресурсно-сырьевой, который отражает средневзвешенную обеспеченность запасами природных ресурсов (68%);

производственный, отражающий суммарный результат хозяйственной деятельности региона (54%).

Лидерами области являются следующие районы: Стародубский, Унечский, Трубчевский, Погарский;

трудовой, показывающий обеспеченность предприятий сельского хозяйства трудовыми ресурсами.

По данному фактору лидируют Почепский, Стародубский, Комаричский районы;

инфраструктурный, который характеризует экономико-географическое положение региона и уровень его инфраструктуры (10%). Карачевский, Севский, Брасовский, Клинцовский районы занимают лидирующие позиции по данному фактору;

институциональный показывает уровень развития главных институтов рыночной экономики (29%);

инновационный отражает степень внедрения достижений в инновационной сфере (50%) [29].

Таким образом, Брянская область в 2016 г. заняла 47 место в рейтинге инвестиционного потенциала из 85 субъектов РФ. Для региона характерен повышенный ресурсно-сырьевой (68%) и производственный (54%) потенциалы и пониженный инфраструктурный (10 %). По сравнению с 2015 г. Брянская область изменила свои позиции в рейтинге инвестиционного потенциала на четыре позиции (43 место). Доля области в общероссийском потенциале в 2016 г. составляет 0,741 %, в то время как доля Москвы составляет 13,873%.

Риск в инвестиционной сфере отражает вероятность возникновения незапланированных финансовых потерь в условиях неопределенности инвестирования. Классифицировать данный риск можно по разным признакам.

В зависимости от сферы вложения, выделяют следующие инвестиционные риски:

экономический - обусловлен неопределенностью факторов, которые влияют на экономическую сторону инвестиционной деятельности страны, экономического субъекта при осуществлении инвестиционного проекта (72% - доля риска в Брянской области) [29];

политический - зависит от факторов, влияющих на политическую составляющую, например, выборы, ограничение инвестиционной деятельности органами власти, обострение взаимоотношений стран (доля данного риска в Брянской области - 63%);

социальный - неопределенность, воздействующая на социальный компонент инвестиционной деятельность, например, напряженность в социальной сфере, забастовки и др. (их доля - 66%);

экологический - неопределенность, затрагивающая экологическую обстановку в стране и влияющая на деятельность инвестиционных проектов, например, ухудшение состояния окружающей среды, высокий показатель радиационного загрязнения, катастрофы в области экологии и др. (доля по Брянской области - 84%);

законодательно-правовой - неопределенность при реализации инвестиционного проекта в связи с изменениями законодательства, неполнотой и противоречивостью законодательно-правовой базы и др. (доля данного риска по Брянской области составляет 30%) [29].

Для Брянской области наименее опасным инвестиционным риском является законодательно-правовой риск (30%), а наиболее - экологический (84%) и экономический (72%). Это обусловлено тем, что большая часть Брянской области подверглась радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС и в связи с экономическим кризисом в стране.

Исходя из проведенного анализа показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, можно сделать вывод, что Брянский, Почепский и Дятьковский районы являются наиболее привлекательными для инвестирования.

Стратегическая цель и комплекс задач Инвестиционной стратегии Брянской области сформулированы на основе определенных в ходе разработки стратегии приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы региона.

Цель и задачи Инвестиционной стратегии соответствуют системе целеполагания Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 г. [5].

Согласно Стратегии социально- экономического развития Брянской области до 2025 г. стратегическими целями региона являются повышение уровня жизни до среднего уровня жизни в ЦФО РФ и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации ее природного, географического, промышленного и транзитного потенциала.

Для достижения поставленной стратегической цели Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 г. ориентирует региональную экономическую политику на увеличение доходов населения, развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций. Реализация стратегической цели Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 г. (в рамках конкретного сценария развития региона) будет обеспечена за счет программно-целевого подхода к решению следующих задач по ключевым направления регионального развития:

В экономической сфере:

увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления экономики;

реализация конкурентных преимуществ региона через создание транспортно-логистического комплекса межрегионального значения и развитие приоритетных видов экономической деятельности, в которые входят:

развитие машиностроительного и химического секторов экономики;

развитие промышленности строительных материалов;

развитие лесопереработки; развитие логистики в агропромышленном комплексе;

развитие инновационной инфраструктуры и инфраструктуры научной деятельности;

совершенствование и развитие финансово-кредитного сектора экономики;

развитие транспортной (автомобильных и железных дорог) и энергетической инфраструктуры;

развитие потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг, а также развитие различных форм малого бизнеса;

развитие агропромышленного сектора экономики, обеспечивающего потребности региона в качественных продуктах питания;

восстановление сельскохозяйственного и промышленного производства на территориях, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;

создание на территории юго-западных районов области особой экономической зоны.

В социально-демографической сфере:

повышение уровня доходов населения; повышение уровня здоровья населения;

удовлетворение потребностей в образовании, социальной обеспеченности; обеспечение занятости населения и достойных условий труда;

сокращение естественной убыли населения и оттока (миграции) населения в соседние субъекты Российской Федерации.

Деятельность органов государственной власти Брянской области в рамках Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 г. должна привести к следующим позитивным изменениям:

создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата на территории региона, предусматривающих административно- правовое обеспечение реализации приоритетного проекта по созданию транспортно - логистического комплекса, а также ОЭЗ в юго-западных районах области, реализация значительного промышленного потенциала, предусматривающего содействие развитию базовых и перспективных видов производства региона на основе внедрения в производство инновационной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью;

создание условий для повышения эффективности и надежности системы финансовых институтов, а также доступности и качества, предоставляемых юридическим лицам, частным клиентам и населению финансовых услуг;

повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализация ее транзитного потенциала в направлении создания транспортно- логистического комплекса, а также повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения через повышение пропускной способности и технической оснащенности транспортной инфраструктуры; разработка и реализация мер в области развития энергосбережения с учетом изменяющихся экономических условий, действующего федерального и регионального законодательства, участие региона в федеральных программах, создание условий для повышения энергетической безопасности региона;

создание условий для экономического роста существующих предприятий и реализации перспективных инвестиционных проектов, в особенности транспортно-логистического комплекса, что будет способствовать повышению доходов населения, основой которых является уровень заработной платы; повышение качества и доступности медицинской помощи, повышение обеспеченности населения объектами здравоохранения, образования, социальной сферы, содействие занятости населения, повышение профессионализма и конкурентоспособности трудовых ресурсов через реализацию приоритетных федеральных и региональных программ.

Реализация социальных программ, а также реализация стратегических целей в экономике является условием сокращения оттока (миграции) населения в соседние субъекты Российской Федерации и условием повышения уровня жизни населения;

создание эффективной системы обеспечения населения качественными услугами (досуговые и развлекательные заведения, гостиничная сфера, социальные магазины, музеи, театры, библиотеки) по доступным ценам через стимулирование притока инвестиций в развитие потребительского рынка;

создание благоприятных условий для восстановления агропромышленного производства и расширения рынка сбыта продукции на основе привлечения инвестиций в расширение существующих предприятий и строительство новых, а также создание благоприятных условий для внедрения современных инновационных технологий в сельском хозяйстве;

создание условий для привлечения инвестиций в восстановление сельскохозяйственного и промышленного производства на территориях, выведенных из экономического оборота после аварии на Чернобыльской АЭС.

Нормативные правовые акты, регламентирующие инвестиционную деятельность в регионе представлены в приложении 1.

Инвестиционная стратегия Брянской области должна быть в полной мере интегрирована в систему долгосрочного планирования Брянской области, для чего предлагается увязывать между собой отдельные задачи и направления реализации Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 г. через реализацию таких проектов и мероприятий, которые позволят достичь кумулятивного эффекта в сфере инвестиционного развития региона.

Таким образом, инвестиционная стратегия Брянской области предлагает инструментарий, необходимый для успешной реализации приоритетов Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 г. Главной целью инвестиционной стратегии является ускорение темпов роста экономики Брянской области и диверсификация ее структуры [5].

обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей и кластеров;

улучшение базовых условий для осуществления экономической деятельности в регионе;

совершенствование системы институтов развития, отвечающих за инвестиционную политику в регионе;

развитие системы привлечения федерального финансирования; развитие человеческого капитала и малого и среднего предпринимательства; создание эффективной коммуникационной платформы.

Разработан набор ключевых показателей оценки эффективности деятельности Правительства Брянской области по решению каждой из выше приведенных задач:

вклад приоритетных отраслей в ВРП (для первой задачи);

новые рабочие места (для второй задачи);

оценка деловым сообществом качества администрирования инвестиционных процессов в Брянской области (для третьей задачи);

число проектов с федеральным финансированием (для четвертой задачи);

количество малых и средних предприятий на 1 тысячу населения Брянской области (для пятой задачи);

средний уровень узнаваемости брендов Брянской области (для шестой задачи).

В качестве интегрального показателя достижения цели инвестиционной стратегии предлагается использовать суммарный уровень «решенности» задач (для каждой задачи выражается в доле от планового значения), который определяется как сумма долей по каждой задаче, поделенная на количество задач.

Отдельно в качестве итогового количественного показателя достижения цели инвестиционной стратегии предлагается использовать ежегодный объем привлеченных инвестиций в основной капитал (в текущих ценах) за период реализации инвестиционной стратегии (таб. 1).

Таблица 1 - Ключевые показатели эффективности инвестиционной стратегии Брянской области

Показатели20132014201520162020Объем инвестиции в основной капитал на душу населения (тыс. руб./чел.) 48,6 50 52 58,7 98,8Объем ВРП на 1 жителя (тыс. руб./чел.)177,7200,825,5251,9365,9Рабочие места в рамках новых инвестиционных проектов (с нарастающим итогом, тыс. чел.) 1,2 3,1 3,9 4,7 7,2Положительная оценка инвестиционного администрирования экспертами, процентов н.д. 50% 60% 70% 75%Число проектов с федеральным софинансированием, ед.н.д.2344Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. чел. населения, ед. 13,8 13,9 14 14 14Средний уровень узнаваемости брянских брендов, процентовн.д.25%40%50%50%

Плановые показатели результатов реализации инвестиционной стратегии рассчитаны с учетом эффекта ускорения экономического развития региона в рамках целевого сценария Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 г.

Таким образом, для достижения стабильного экономического роста Брянской области необходимо проводить постоянную работу в области активизации инвестиционной деятельности, которая включает стимулирующее законодательство, систему сопровождения финансовых средств, а также мероприятия по преодолению административных барьеров на пути реализации инвестиционных проектов и программ, что в итоге повысит инвестиционную привлекательность региона.

.2 Предложения по повышению инвестиционной привлекательности Брянской области

Рассмотрим один из инвестиционных проектов Брянской области «Строительство жилого микрорайона «Мегаполис-Парк» на территории 20 га

Полное наименование юридического лица: ООО «Мегаполис-Строй». Местонахождение: 241019, г. Брянск, ул. Красноармейская, д.97. , Ф.И.О. руководителя: Генеральный директор Кубарев Алексей Валерьевич.

Цель проекта: строительство современного жилого микрорайона.

Стоимость проекта (тыс.рублей): 4 000 000,0

Срок реализации проекта: 2014-2019 гг.

Поэтапная реализация проекта позволит жильцам сданных домов избежать неудобств, связанных с дальнейшим строительством комплекса, таких как строительные работы и движение строительной техники. Проект «Мегаполис-Парк» разделен на 5 этапов, каждый со своей территорией и подъездными путями. При этом даже строительство соседних этапов, изолированных от уже реализованных, будет завершено в срок около 1 года. Т.е. по истечение этого срока любые строительные работы поблизости от сданного дома будут прекращены.

На ранних этапах существует возможность приобрести квартиру на гораздо более выгодных условиях. К примеру, разница в стоимости квадратного метра квартир в первой и последней очереди в жилом комплексе «Мегаполис-Сити», недавно реализованном компанией, составила 8 000 рублей.

Комплекс расположен в непосредственной близости от города (3-5 мин. езды до «Самолета»)

Регулярные маршруты автобусов (№ 5, 7) и маршрутных такси (№ 18, 46, 60, 205)

Поблизости МБОУ «Снежская гимназия», детский сад «Снежинка», культурно-спортивный комплекс «Путевка», большое количество магазинов (в т.ч. «Магнит», «Вкусняша»), аптечные пункты, почта и др.

Запланировано строительство объектов инфраструктуры на территории комплекса: торгово-развлекательный центр, детский сад, магазины, аптеки, кафе, отделения банков и т.д.

Для повышения инвестиционной привлекательности Брянской области необходимо разработать ряд направлений, который поспособствует созданию благоприятного режима осуществления инвестиционной деятельности.

В сфере инвестиционной деятельности необходимо:

усовершенствовать законодательное, организационное, инфраструктурное и информационное обеспечение для осуществления инвестиционной деятельности, улучшить инвестиционный климат;

создать привлекательный инвестиционный имидж и брэнд региона;

привлечь внимание российских инвесторов к Брянской области, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики региона и представить его как перспективного партнера;

обеспечить активное взаимодействие с потенциальными инвесторами с целью вовлечения их в инвестиционный процесс, провести PR- акции, наладить эффективный коммуникационный обмен;

обеспечить продвижение инвестиционных проектов предприятий Брянской области в России и за ее пределами;

содействовать предприятиям региона в привлечении инвестиций;

обеспечить участие региона в реализации федеральных целевых и ведомственных программ;

мобилизовать инвестиционные ресурсы региона и обеспечить их эффективное использование;

создать условия для повышения инвестиционного рейтинга региона.

Реализация предложенных мер по повышению инвестиционной политики позволят Брянской области улучшить инвестиционную привлекательность и инвестиционный климат и стать одним из успешных и экономически благоприятных регионов Российской Федерации.

.3 Оценка предложений по повышению инвестиционной привлекательности Брянской области

Предложения по повышению инвестиционной привлекательности Брянской области определяют систему стратегических целей в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности, дают оценку инвестиционного климата Брянской области, выявляют основные направления инвестиционной политики, разработка которых в настоящее время представляется наиболее актуальной.

Реализация предложенных мероприятий позволяет достичь следующих результатов:

расширить и развить формы и способы организационной и финансовой поддержки субъектов инвестиционной деятельности;

повысить информированность потенциальных инвесторов об инвестиционных возможностях Брянской области;

позиционировать регион как инвестиционно привлекательную территорию, усилить позитивный имидж области на российском и международном рынках;

создать новые элементы инвестиционной инфраструктуры, способствующие формированию благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций;

повысить эффективность отраслей экономики и инвестиционную активность предприятий области.

В качестве основных целевых индикаторов, с помощью которых в дальнейшем можно будет оценить эффективность реализации мероприятий были выбраны 3 группы показателей:

непосредственно характеризующие динамику инвестиций в экономике Брянской области - объемы инвестиций в основной капитал, в том числе на душу населения, занятых в экономике города;

итоговые, отражающие влияние инвестиций на состояние областной экономики - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами, численность занятых в экономике;

показывающие эффективность использования инвестиций - инвестиционная отдача по объему отгруженных товаров.

Реализация мероприятий в целом позволит достичь следующих результатов:

увеличение объема инвестиций в основной капитал - с 40,9 до 215,6 млрд. руб.;

увеличение объема инвестиций в основной капитал на 1 человека, занятого в экономике города - с 115,4 до 570,4 тыс. руб.;

увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами - с 49,4 до 265,6 млрд. руб.;

увеличение численности занятых в экономике - с 354,3 до 378,0 тыс. чел.

рост инвестиционной отдачи по объему отгруженных товаров - с 1,21 до 1,23 руб/руб.

Таким образом, выбранные индикаторы наиболее полно отражают динамику инвестиционных процессов в области и показывают степень эффективности выполнения запланированных мероприятий.

Заключение

Одним из направлений управления социально-экономическим развитием регионов является регулирование инвестиционной деятельности в коммерческом секторе региональной экономики. Под региональным инвестиционным климатом следует понимать совокупность процессов и факторов микро-, мезо- и макроуровней, определяющих инвестиционное поведение хозяйствующих субъектов в регионе (муниципалитете).

Наличие благоприятной инвестиционной привлекательности на территории муниципального образования, несомненно, является позитивным фактором воздействия на формирование нового качества трудовых ресурсов, так как инвестиции представляют собой совокупный поток финансовых, интеллектуальных и производственных ресурсов, которые позволяют не только осуществить экономический рост на локальной территории, административно обозначенной как муниципальное образование, но и обеспечить количественную и качественную динамику человеческих ресурсов в результате овладения новыми профессиональными навыками, получения информации о новых формах и методах производства, повышения качества жизни и роста благосостояния населения.

В работе рассмотрена инвестиционная привлекательность Брянской области за 2016 год.

Для реализации планов социально-экономического развития муниципалитета, требуются значительные объемы инвестиций. Но кроме привлечения инвестиций, муниципальные органы власти должны разработать механизмы их эффективного использования. Муниципальные органы власти должны стремиться к созданию наиболее благоприятных условий для развития деловой активности и бизнеса, в результате чего будут предоставлены новые рабочие места, улучшится уровень жизни населения, спрос на продукцию и услуги, что благоприятно скажется на экономических показателях муниципальных образований и эффективности деятельности муниципальных органов власти.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы, которая регулирует вопросы политики по улучшению инвестиционной привлекательности в Брянской области, развития деловой среды и повышения гарантий для инвесторов, в том числе, представляется возможным предложить следующие направления: создание целостной системы стратегического управления, координации деятельности органов государственной и местной власти по достижению приоритетных целей; обеспечение правового регулирования; установление основ правового регулирования и общих принципов организации отношений в рамках государственно-частного партнерства.

Основные направления совершенствования инвестиционной политики Брянской области являются:

формирование привлекательного инвестиционного имиджа муниципального образования;

нормативно-правовая база инвестиционной деятельности и ее совершенствование;

мобилизация инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционных программ и обеспечения их эффективного использования;

развитие инвестиционной инфраструктуры;

иностранные и отечественные инвестиции;

мониторинг инвестиционной деятельности.

В результате работы сформированы и обоснованы следующие положения, которые отвечают поставленной цели и задачам работы и направлены на рассмотрение направлений формирования благоприятной инвестиционной привлекательности Брянской области.

Список использованных источников

Законодательные материалы

.Конституция РФ от 12.12.1993 // СПС Консультант +

.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 12.12.2011 N 427-ФЗ) // СПС Консультант +

.Закон Брянской области от 19 августа 1996 года № 29-З «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области» // СПС Консультант +

.Постановление администрации Брянской области от 20 декабря 2010 года № 1322 «Об утверждении порядка сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации и (или) реализуемых на территории Брянской области» // СПС Консультант +

.Распоряжение Правительства Брянской области от 9 июня 2014 года N 154-рп «Об утверждении инвестиционной стратегии Брянской области на период до 2020 года // СПС Консультант +

Книги

.Боброва Л.А. Управление инвестиционным климатом региона [Текст]. - Сочи, 2015. - 241 с.

.Ендовицкий Д.А., Бабушкин В.А., Батурина Н.А. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание [Текст]. - М.: КНОРУС, 2015. - 376 с.

.Инвестиции: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова [Текст]. - М.: ООО «ТК Велби», 2014. - 369 с.

.Литвинова В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционная привлекательность региона: монография [Текст]. - М., 2015. 116 с.

.Сукиасян А.А. Совершенствование организационно-экономического механизма управления инвестиционным климатом региона [Текст]. - М., 2015. - 271 с.

Журнальные статьи

.Авдеева И.Л., Барановская И.А., Яковлева Н.А. Формирование благоприятной инвестиционной привлекательности в муниципальных образованиях [Текст] // Вестник ОрелГИЭТ. - 2014. - № 3 (21). - С. 93-98.

.Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка [Текст] // Инвестиции в России. - № 9, 2015. - С. 67-69

.Бекларян Л.А., Сотский С.В. Инвестиционная деятельность с учетом региональной инвестиционно-финансовой политики. Разбиение регионов и инвесторов на группы по уровню их взаимной привлекательности [Текст] // Аудит и финансовый анализ. - № 2. - 2016. - С. 13-16.

.Васильев И.И. Инвестиционная привлекательность и банковское участие в развитии региона [Текст] // Банковские услуги. - 2015. - № 11. - С. 117-122.

.Вдовин С.М. Инвестиционная привлекательность как фактор устойчивого развития региона [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 41. - С. 20-27.

.Веденеева К.В. Влияние государственной политики на решение проблем инвестирования в инновационные проекты [Текст] // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 22. - С. 98-101

.Говоров А.Н. Привлекательный инвестиционная привлекательность России в формах и способах его создания [Текст] // Транспортное дело России. - 2015. - № 8. - С. 5-7.

.Емельянов Л.П. Организационно-методические подходы к оценке инвестиционного статуса муниципального образования [Текст] // Власть и управление на Востоке России. - 2010. - № 3. - С. 42 - 46.

.Колчина О.А. Методика оценки инвестиционной привлекательности муниципального образования [Текст] // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2015. - № 10. - С. 134 - 137.

.Крутиков А.В., Левин Ю.А., Павлов А.О. Основные направления концепции улучшения инвестиционной привлекательности в муниципальном образовании [Текст] // Финансовый бизнес. - 2015. - № 3. - С. 9-14.

.Литвинова В.В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона [Текст] // Молодой ученый. - 2015. - № 4. - С. 28-29

.Лысенко, А.Н. Оценка результативности инвестиционной деятельности Брянской области [Текст] // Экономика и предпринимательство. Москва, 2016. - № 2 . - С. 46-49

.Никитина, Т.И. Направления повышения эффективности управления инновационно-инвестиционной политикой в Брянской области [Текст] // Управление инновациями в финансово-экономической системе: теория и практика. Коллективная монография. - Брянск: РИО БГИТА, 2015. - С. 114-134

Электронные ресурсы

.Брянская область и инвестиции [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: #"justify">.Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования : учеб.пособие [Электронный ресурс] / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. М.: КНОРУС, 2015. -262 с. Режим доступа: #"justify">.Логинов В.Н. Методы принятия управленческих решений: учеб. пособие [Электронный ресурс] / В.Н. Логинов М. : КНОРУС, 2015. 224 с. Режим доступа: #"justify">.Методы принятия управленческих решений: количественный подход: учеб. пособие / коллектив авторов; под ред. А.А.Кочкарова. - М. : КНОРУС, 2016. - 146 с. Режим доступа: URL: #"justify">.Принятие управленческих решений: учебник [Электронный ресурс] / Юкаева В.С., Зубарева Е.В., Чувикова В.В. М.: Дашков и Ко, 2012. 234 с. Режим доступа: #"justify">.Эксперт РА. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: #"justify">Приложение

Нормативные правовые акты, регламентирующие инвестиционную деятельность в регионе

Инвестиционная деятельность Брянской области регулируется рядом законов и подзаконных актов, предмет ведения которых можно разделить на следующие группы:

определение инвестиционной политики;

улучшение инвестиционного климата;

сопровождение инвестиционных проектов;

предоставление государственной поддержки;

реализация механизмов государственно-частного партнерства и т.д.

ГруппаНормативные правовые актыОпределение инвестиционной политикиФедеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"Закон Брянской области от 19.08.1996 № 29-З (ред. от 24.12.2013) "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области"Стратегическое планирование, программа инвестиционной политикипостановление администрации Брянской области от 20.06.2008 № 604 (ред. от 30.09.2011) "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года"постановление Правительства Брянской области от 30.12.2013 № 769-п "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области" (2014 - 2020 годы)"Улучшение инвестиционного климатараспоряжение Губернатора Брянской области от 13.12.2013 № 1297-рг "Об инвестиционном совете при Губернаторе Брянской области"распоряжение Правительства Брянской области от 08.07.2013 № 109-рп "Об утверждении «дорожной карты» внедрения стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Брянской области"Управление имуществом, реализация механизмов государственно-частного партнерстваФедеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О концессионных соглашениях"Закон Брянской области от 05.08.2011 № 77-З "Об участии Брянской области в государственно-частном партнерстве"постановление администрации Брянской области от 27.10.2011 № 973 "Об утверждении Порядка сопровождения проектов государственно-частного партнерства на территории Брянской области"Предоставление налоговых льгот и иных видов государственной поддержкиНалоговые льготыпостановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»Закон Брянской области от 27.10.2003 № 79-З (ред. от 26.12.2012) "О налоге на имущество организаций" Субсидирование процентной ставки по кредитууказ Губернатора Брянской области от 27.02.2013 № 182 (ред. от 29.04.2013) "Об утверждении Положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями, индивидуальными предпринимателями, предприятиями потребительской кооперации (кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, крестьянских (фермерских) хозяйств) в российских кредитных организациях"приказ департамента финансов Брянской области от 06.12.2013 № 158 "Об утверждении административного регламента оказания государственной услуги «Предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях"Инвестиционный фонд постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 № 134 (ред. от 30.04.2013) "Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации"Закон Брянской области от 06.05.2013 № 25-З "Об инвестиционном фонде Брянской области" постановление Правительства Брянской области от 24.06.2013 № 271-п "Об утверждении порядка формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Брянской области"Залоговый фондЗакон Брянской области от 10.12.2007 № 161-З (ред. от 04.03.2010) "О залоговом фонде Брянской области" постановление администрации Брянской области от 26.03.2009 № 278 (ред. от 28.12.2011) "О залоговом фонде Брянской области" Малое и среднее предпринимательствоЗакон Брянской области от 05.10.2009 № 80-З "О развитии малого и среднего предпринимательства в Брянской области"Закон Брянской области от 02.11.2012 № 73-З "О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Брянской области" постановление Правительства Брянской области от 12.08.2013 № 404-п (ред. от 11.11.2013) "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Брянской области в 2013 году"Инновационная деятельностьЗакон Брянской области от 09.06.2006 № 39-З (ред. от 06.12.2012) "О науке, научно-технической и инновационной деятельности в Брянской области"постановление администрации Брянской области от 09.03.2011 № 163 (ред. от 07.06.2012 г.) "О комиссии по отбору субъектов инновационной деятельности и Порядке формирования и ведения реестра субъектов инновационной деятельности"Сопровождение инвестиционных проектовпостановление Правительства Брянской области от 27.01.2014 № 9-п "Об утверждении Порядка сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации и (или) реализуемых на территории Брянской области, по принципу "одного окна"приказ департамента экономического развития Брянской области от 28.01.2010 № 172-к (ред. от 07.06.2013) "Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Оказание информационно- консультационного и организационного содействия субъектам инвестиционной деятельности в Брянской области"

Похожие работы на - Разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности региона (на примере Брянской области)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!