Функции Центрального Банка в макроэкономическом регулировании

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,62 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Функции Центрального Банка в макроэкономическом регулировании

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова”

Кафедра мировой экономики и статистики






Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

Тема: Функции ЦБ в макроэкономическом регулировании










Ярославль 2015 г.

Реферат

Ключевые слова: Центральный банк, спрос и предложение, ставка процента, кредитно-денежная политика, структура, инфляция.

Предмет исследования: влияние Центрального банка на макроэкономическое равновесие.

Объект исследования: денежно-кредитная политика.

Цель работы: определить роль Центрального банка России в проведении денежно-кредитной политики, выявить цели и задачи кредитно-денежной политики.

Результаты исследования: проанализировано экономическое положение в РФ на текущий период времени, сделан экономический прогноз на 2016-2018 гг., раскрыта роль ЦБ в макроэкономическом равновесии, обозначены цели и задачи денежной политики, описаны основные инструменты кредитно-денежной политики, подробно описаны функции ЦБ в современных условиях.

Введение

Одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.

Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) - это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов. Денежно-кредитная политика теснейшим образом связана с прочими регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Актуальность темы подтверждается тем, что роль Центрального Банка в экономике России трудно переоценить, особенно в данное время, когда необходима продуманная кредитно-денежная политика: жесткое регулирование валютного курса, поддержание отечественных производителей путем их кредитования, и в результате, предотвращение обнищания широких слоев населения.

Денежно-кредитная политика в настоящее время - одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. Именно в этом заключается актуальность выбранной темы.

Объект исследования курсовой работы - денежно-кредитная политика. Предмет исследования - влияние Центрального банка на макроэкономическое равновесие.

В соответствии с эти были поставлены задачи курсовой работы:

выявить основные элементы в структуре ЦБ;

обозначить цели и инструменты денежно-кредитного регулирования;

раскрыть основные функции ЦБ;

определить роль Центрального банка России в проведении денежно-кредитной политики.

Основной метод исследования - экономико-математическое моделирование.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, в первой из которых раскрывается сущность понятия о центральном банке, где говорится об истории, основных целях и его структуре; во второй главе затрагиваются основные функции банка в макроэкономическом регулировании; в третьей главе на примере России конкретизируется реализация кредитно-денежной политики центрального банка, так же уделяется внимание положительным и отрицательным чертам этой политики. Работа включает в себя заключение и список использованной литературы.

1. Центральный Банк как финансовый институт первого уровня

.1 ЦБ как финансовый институт первого уровня

В любом развитом государстве ключевым элементом финансовой системы является Центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики и являющийся главой всей банковской системы. В свою очередь, денежно- кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

На территории РФ существует тесная взаимосвязь между различными сферами финансовых отношений, другими словами действует крупная финансовая система. Одной из таких сфер является деятельность Центрального банка. У каждой организации есть свои особенности в формировании и использовании фондов денежных средств, так же свои цели и роль в макроэкономическом регулировании. ЦБ выступает в роли государственного органа управления и осуществляет государственное руководство в области банковской сферы и проведения денежной политики

Российский Центральный банк - как финансовый институт, представляет собой экономически самостоятельное учреждение, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России является юридическим лицом, уставной капитал и имущество которого являются федеральной собственностью. Подотчетен Государственной думе Федерального Собрания России, которая назначает его Председателя, по представлению президента.

Центральный банк, как государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег <#"907647.files/image001.jpg">

Рис. 1 - Организационная структура Центрального Банка России

Структура банка с позиции его сущности - это такое его построение, которое дает ему возможность функционировать как специфическому учреждению. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что центральный банк действительно имеет вертикальное управление, так же он представляет собой несколько управленческих и регулирующих частей, соединенных в одну общую совокупность, которая обеспечивает функционирование банка как целого. Проследив структуру ЦБ, стоит отметить, что благодаря широкому спектру обязанностей и функций, его деятельность значительно влияет на экономическое состояние страны и внешнеэкономическое положение среди других стран.

1.3 Цели и инструменты реализации кредитно-денежной политики ЦБ

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организаций денежных и кредитных отношений в стране.

Основной целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Для этого обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей и др.

Любая экономическая политика делится на составные части, потому что государству необходимо регулировать одновременно несколько экономических проблем, а та или иная политика в полной мере не способна это обеспечить. Поэтому конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной, финансовой, социальной и другими видами политики.

Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом:

Конечные цели:

экономический рост;

полная занятость;

стабильность цен;

устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

денежная масса;

ставка процента;

обменный курс.

Инструменты:

лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

изменение нормы обязательных резервов;

изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

операции на открытом рынке.

Достижение конечных целей довольно длительный процесс, имеющий свою специфику, не являющуюся быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Проблема осложняется еще тем, что, выбрав конечную цель и применяя инструменты кредитно-денежной политики, ЦБ не может немедленно и непосредственно контролировать целевые параметры. Банк должен определить показатели, которые влияют на конечные цели и поддаются его контролю, ими и называются промежуточные цели. А выбор таких целей основан на следующих критериях:

быстрота изменения и доступность информации о целевом параметре;

возможность контроля и управления с помощью инструментов центрального банка;

уровень функциональной независимости центрального банка;

задачи и цели экономики;

согласованность и предсказуемость влияния на конечные цели.

Определившись с промежуточной целью, центральный банк выбирает значение соответствующего целевого параметра и поддерживает его на заданном уровне с помощью инструментов кредитно-денежной политики. Такие действия центрального банка называются «таргетирование», чаще используют термин «ориентиры денежно-кредитной политики».

Особенность денежной политики заключается в особенностях ее объектов и субъектов. Объектами являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами выступают, прежде всего, центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника. Вся суть денежной политики и заключается в регулировании спроса и предложения. Равновесие на денежном рынке подвижно.

Представим, что предложение денег меняется, а спрос на деньги остается постоянным. При увеличении предложения денег возникает их кратковременный избыток. Население стремится уменьшить свои денежные запасы, не приносящие процентов, покупкой других финансовых активов (например, облигаций). Спрос на них растет, цены, соответственно, увеличиваются. Процентная ставка или альтернативная стоимость хранения не приносящих процентов денег падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество денег, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте. При уменьшении предложения денег будут происходить обратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента. Если же денежно-кредитная политика гибкая, то рост предложения денег может быть скорректирован центральным банком, т. е. для того, чтобы не вызвать повышения процентной ставки, необходимо уменьшить предложение денег. Предположим теперь, что спрос на деньги меняется, а предложение остается неизменным. Если, например, спрос на деньги поднялся вследствие роста номинального валового внутреннего продукта (ВВП), т. е. требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но при неизменном предложении денег равновесие может установиться только при росте «цены» денег (номинальной ставке процента). При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке устанавливается при более низкой, чем первоначальная, ставке процента. При гибкой денежно-кредитной политике увеличение спроса на деньги может компенсироваться ростом денежного предложения для того, чтобы не повышалась процентная ставка. В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, может компенсироваться ростом денежного предложения для того, чтобы не повышалась процентная ставка.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитной политики:

изменение норматива обязательных резервов, или так называемых «резервных требований»;

процентная политика центрального банка, т. е. изменение механизма

заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;

рефинансирование кредитных организаций;

операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Обязательные резервы - это процентная доля от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки в обязательном порядке должны хранить на счете центрального. Так же там могут храниться и дополнительные резервы, которые представляют собой остаток средств, превышающий объем обязательных резервов.

Влияние на макроэкономическое равновесие они оказывают следующее. При понижении нормы резервов, экономический мультипликатор (коэффициент, отражающий связь между увеличением или уменьшением инвестиций и изменением величины дохода.) повышается, а при повышении нормы резервов наоборот уменьшается. Соответственно вместе с этим и двигается уровень денежной массы.

В то же время изменение нормы резервов может оказать воздействие на объемы кредитования реального сектора экономики. Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов. И наоборот, снижение нормы резервов расширяет кредитные возможности банков и снижает издержки кредитования экономики.

Процентная политика.

Эта политика является самым главным инструментом. Она проводится по двум направлениям: 1) регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и 2) депозитная политика центрального банка.

Становясь кредиторами коммерческие банки выступают участниками на межбанковском рынке и выполняют свою функцию как органы денежно-кредитного регулирования.

С помощью процентной политики центральный банк получает возможность:

• воздействовать на спрос и предложение на денежном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов;

• регулировать уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность;

• регулировать объем денежной массы в стране;

• предоставлять кредитным институтам экстренную финансовую помощь.

При изменении процентной ставки ЦБ влияет на состояние кредитно-денежного рынка и его направление. В этом случае говорят «политика дорогих и дешевых денег».

Политика дешевых денег означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении. Политикой дешевых денег центральные банки уменьшают процентные ставки по кредитам, выдаваемым коммерческим банкам. Следовательно, производители и инвесторы могут получать дешевые кредиты уже через коммерческие банки на развитие производства.

Ставка рефинансирования.

Применяется при переучете частных коммерческих векселей и при покупке государственных краткосрочных обязательств коммерческими банками и другими кредитными институтами. С помощью этого инструмента денежно-кредитной политики центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями.

Операции на открытом рынке.

Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу высоколиквидные ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны, за свой счет на открытом рынке. Тем самым оказывает воздействие на свободные ресурсы коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее.

Такими ценными бумагами являются различные обязательства, эмитируемые органами власти:

долговые сертификаты;

финансовые векселя;

облигации.

Вышеперечисленные инструменты демонстрируют, что государство располагает мощными средствами регулирования макроэкономического равновесия. Так же можно сделать вывод о том, что денежная политика это ни что иное, как регулирование находящихся в обращении денег, что позволяет регулировать уровень производства и занятости. Поэтому главным проводником является центральный банк, ответственный за обеспечение страны необходимым для эффективного функционирования экономики количеством денег. Данные инструменты и осуществление поставленных целей делают политику ЦБ прозрачной и служат повышению доверия к финансовой политике государства.

2. Основные функции ЦБ в современных условиях

.1 Первостепенные функции

Центральный банк, как головной банк страны, действует всегда в рамках правительственных инструкций, но не является собственностью государства. Выступая посредником между ним и экономикой, банк призван регулировать денежный и кредитные потоки при помощи множества инструментов.

Деятельность Банка России направлена на решение нескольких основных задач: обеспечение стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, стабильности и ликвидности банковской системы, эффективности и надежности платежной системы. Функции центрального банка часто переплетаются, из одной следует другая, если это требуется для достижения какой-то цели или выполнения определенной задачи. Самой основной стратегической задачей является создание условий для не инфляционного процесса развития экономики. Поэтому ЦБ в современных условиях выполняет ряд следующих функций:

монопольная эмиссия банкнот;

банк правительства;

регулирование денежно-кредитной системы;

реализация валютной политики;

«банк банков»;

кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

Эмиссия банкнот

Осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации законодательно закреплены за Центральным банком, как государственным представителем. Такие работы в ЦБ выполняют разные спецподразделения, такие как:

Управление денежно-кредитного регулирования в рамках Сводного экономического департамента; Управление денежного анализа и прогнозирования Департамента исследований и информации; Департамент платежных систем и расчетов;

Департамент эмиссионно-кассовых операций;

Центральное хранилище Банка России (обособленное подразделение);

Управления (отделы) эмиссионно-кассовых операций в территориальных подразделениях Банка России;

Отделы кассовых операций в РКЦ.

В целях макроэкономического анализа состояния собственно денежной сферы экономики и в целях обеспечения четкого, бесперебойного и оперативного выполнения эмиссионных операций эти подразделения выполняют следующие задачи: изучают состояние наличного денежного оборота; анализируют изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования; осуществляют расчеты объема наличной денежной массы в обороте, скорости обращения наличных денег и их возврата в кассы кредитных организаций; составляют расчеты прогноза наличного денежного оборота, оценивают размеры эмиссии наличных денег в целом по Российской Федерации и т.д.

Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Банкноты только Центрального банка являются неограниченно «законным платежным средством» и тем самым средством погашения долгов.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возлагаются следующие функции:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

определение порядка ведения кассовых операций.

Так же Центральный банк создает систему резервных фондов. То есть запасают банкноты и монеты для последующего выпуска их в хозяйственный оборот через оборотные кассы. Этими средствами могут распоряжаться только Правление ЦБ и его областные управления. Денежные знаки из резервных фондов в оборотную кассу могут быть перемещены только с их разрешения.

В настоящее время Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который реализуется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

Банк правительства.

Основной задачей ЦБ, как банка правительства, является размещение и погашение государственного долга. Так же банк выполняет операции по кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов государства с другими странами.

Функцией кредитора государства является предоставление кредитов на покрытие гос.расходов и дефицита гос.бюджета. Основная форма таких заимствований называется государственные займы.

Такие займы обеспечиваются за счет аккумуляции временно свободных средств физических и юридических лиц. Предоставляются на условиях выплаты дохода на определенный срок и оформляются, удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Центральный банк так же осуществляет прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведет учет и отчетность, то есть выступает кассиром Правительства. В основу кассового бюджета положен принцип единства кассы. Это значит, что все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Министерства финансов, откуда потом производятся государственные расходы. Такая система дает возможность постоянно контролировать за поступлениями денежных средств на счета и за движением кассовой наличности. Можно сказать, что ЦБ выполняет функцию финансового агента.

Регулирование денежно-кредитной системы

Подробно о данной функции написано в 1 главе 3 пункт «Основные инструменты и реализация кредитно-денежной политики».

2.2 Второстепенные функции

Валютная политика.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и другими федеральными законами Центральный банк выполняет функции, направленные на укрепление внешнеэкономических позиций страны.

Банк России представляет интересы и позиции РФ во взаимоотношениях с иностранными центральными банками, с международными банками и с валютно-финансовыми организациями.

Центральный банк является постоянным хранителем и регулятором государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных счетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Для осуществления своих функций ЦБ часто открывает свои филиалы и представительства в иностранных государствах.

«Банк банков»

Главными клиентами Центрального банка являются не торгово-промышленные предприятия или население, как кажется на первый взгляд, а коммерческие банки. Для обеспечения ликвидности коммерческие банки хранят в Банке России часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Причем после Великой депрессии эти резервы стали обязательными.

В целях воздействия на состояние денежно-кредитной сферы ЦБ проводит рефинансирование коммерческих банков, то есть предоставляет им заимствования в случаях, когда те испытывают временные финансовые трудности. Таким образом выполняя роль «банка банков».

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и кратко­срочные - на 1 день или несколько дней);

целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

В последнее время взаимодействия ЦБ с кредитными учреждениями претерпели сильные изменения, что связано в первую очередь с проведением мероприятий по либерализации рынка капиталов. Таким образом взаимоотношения определяются следующим:

Банк России осуществляет контроль или надзор за банками;

Банк России играет особую роль как регулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центра кредитной системы страны.

В настоящее время Банк России осуществляет кредитование в следующих формах:

ломбардный кредит (на срок до 30 дней);

внутридневной (в течение операционного дня) - вид кредита для завершения расчетов;

кредит «овернайт» (на 1 рабочий день);

кредиты на поддержание ликвидности (сроком до 6 месяцев или до года).

Кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

Посредством Центрального банка с помощью системы мер государство обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе, то есть осуществляет регулирование кредитных отношений. Такие меры необходимы для обеспечения устойчивости отдельных банков.

Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков Банк России:

· устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности;

· регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы. На пример, максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, максимальный размер крупных кредитных рисков, максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) и т.д.

При нарушениях в деятельности кредитных организаций ЦБ направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении этих ошибок и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к самим нарушителям.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе на пример, изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев или назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев и т.д.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том насколько многофункциональна деятельность Центрального Банка в регулировании макроэкономического равновесия, в том числе и микроэкономического. Благодаря историческим событиям банк обретал новые полномочия, что и сделало его необходимым элементом в механизме функционирования большой экономической системы. Банк России фигурирует не только внутри страны, затрагивая денежные функции, но и на международном уровне, выступая представителем своего Правительства.

3. Реализация кредитно-денежной политики ЦБ на примере РФ

3.1 Преимущества и недостатки макроэкономического регулирования в РФ

Для объективности и актуальности информации рассмотрим два периода развития в сфере макроэкономического регулирования ЦБ на территории Российской федерации с 2009-2013 года и 2014-2015 года.

Рассматривая состояние экономики Российской Федерации за период 2009 - 2013 годов можно отметить, что в начале указанного периода экономика страны испытывала негативные последствия разразившегося в 2008 году мирового кризиса, затем экономика перешла в фазу восстановления и роста. Для осуществления этого роста была необходима эффективная кредитно-денежная политика, в том числе и кредитно-денежная политика Центрального банка.

Основной проблемой на первый период времени является высокий уровень инфляции. Для того, чтобы предотвратить такое состояние экономики, ЦБ была поставлена задача достичь целевых инфляционных значений. Рассмотрим следующие планируемые и полученные значения за период 2009 - 2013 годов (см. табл. 1 и 2):

Таблица 1 - Целевые значения инфляции за 2009 - 2015 гг.

Год

Целевые значения инфляции на среднесрочный период

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2009

7,0 - 8,5%

5,5 - 7,0%

5,0 - 6,8%

 

 

 

 

2010

 

9 - 10%

7 - 8%

5 - 7%

 

 

 

2011

 

 

6 - 7%

5 - 6%

4,5 - 5,5%

 

 

2012

 

 

 

5 - 6%

4,5 - 5,5%

4 - 5%

 

2013

 

 

 

5 - 6%

4 - 5%

4 - 5%



Таблица 2 - Фактические значения инфляции за 2009 - 2013 гг.

 

Год


2009

2010

2011

2012

2013

Фактическое значение инфляции за год

8,80%

8,80%

6,10%

6,60%

6,50%


Для сдерживания инфляции Банк России повышал в 2009-2013 годах ключевую ставку, что позволило в условиях усиления внешнеэкономической неопределенности поддержать доверие к национальной валюте и ограничить спекуляции против нее. Проведя анализ нужно отметить, что целевые и фактические значения не совпадают. Но и сказать о том, что работа банка была проведена неэффективно нельзя, так как полученные значения отклоняются незначительно и составляют в среднем 1%.

Обеспечение ценовой стабильности признается приоритетной целью денежно-кредитной политики, поэтому была поставлена задача перейти к режиму таргетирования, и к режиму плавающего валютного курса. Это бы обусловило привлечение новых инвестиций в экономику и политика больше ориентировалась на внутренние проблемы экономики страны.

Для того чтобы перейти к данным режимам государству необходимо решить следующие проблемы:

слабый трансмиссионный механизм;

зависимость от цен на нефть и газ.

Слабый трансмиссионный механизм - это субъекты, посредством которых денежно-монетарная политика оказывает воздействие на реальные национальный продукт и уровень цен. В том числе и находится малоэффективная работа Центрального банка. Для улучшения работы данного механизма необходимо проводить мероприятия по совершенствованию инструментов денежно - кредитной политики. Второй проблемой является влияние на платежный баланс страны зависимость от цен на сырье, в данном случае на нефть и газ. А это приводит к колебаниям национального курса валюты, и Банку России приходится проводить интервенции, что требует средств.

В течение 2009 - 2013 года переход к данным режимам осуществлен не был в связи с масштабными характерами преобразований и экономической ситуацией в стране. Однако это не означает, что работы в данном направлении не производились, наоборот, это создало предпосылки к установлению режимов таргетирования инфляции и плавающего валютного курса в дальнейшем. Чтобы подтвердить данное утверждение, рассмотрим мероприятия Банка России по усилению влияния трансмиссионного механизма на экономку (поскольку ориентированность экономики на экспорт сырья, и проблема естественных монополий не находятся в области полномочий Банка России).

Банк России к 2013 году реализовал комплекс мер по совершенствованию системы инструментов денежно - кредитной политики, банковской системы и финансовых рынков. Данные меры представлены (см. табл.3):

кредитный денежный политика функция

Таблица 3 - Мероприятия Банка России по совершенствованию инструментов денежно - кредитной политики, банковской системы и финансовых рынков

Год

Мероприятия

2009

Участие в подготовке проекта федерального закона о потребительском кредите. Участие в подготовке проекта федерального закона, закрепляющего возможность привлечения организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных технологических операций, связанных с осуществлением банковских операций. Развитие системы индикаторов рыночных процентных ставок. Развитие механизма операций трехстороннего РЕПО. Упрощение и удешевление процедур реорганизации, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах и повышение прозрачности деятельности реорганизуемой кредитной организации.

2010

Привлечение организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных операций, связанных с осуществлением банковских операций. Введение в действие нормативных документов Банка России, предусматривающих реализацию наиболее простых подходов к оценке достаточности собственных средств (капитала) банков (в том числе с учетом операционного риска). Участие в проведении работы по повышению финансовой грамотности населения в области банковской деятельности, а также в сфере розничных платежных услуг. Участие в работе по внедрению механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе. Внедрение сервисов для участников рынка, касающихся управления обеспечением по сделкам РЕПО (трехстороннее РЕПО).

2011

Проведение поэтапной централизации инспекционной деятельности Банка России, осуществляемой в Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Создание совместно с Минфином Российской Федерации механизмов проведения операций Минфина России на фондовой бирже с использованием инструментов денежного рынка. Участие в совершенствовании законодательства, регламентирующего депозитарную деятельность, в части создания в России института центрального депозитария.

2012

Участие в работе по подготовке проекта федерального закона “О деятельности по взысканию просроченной задолженности”. Участие в работе над проектом федерального закона, направленного на совершенствование процедур реорганизации кредитных организаций. Участие в проведении работы по повышению финансовой грамотности населения в области банковской деятельности. Организация мероприятий по обеспечению включения российского рубля в число расчетных валют системы CLS. Участие совместно с Минфином России в работе по дальнейшей либерализации рынка государственных ценных бумаг. Участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей условия выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов.

2013

Развитие подходов к оценке устойчивости банковского сектора и мер по ее поддержанию. Совершенствование методики формирования резервов на возможные потери по ссудам (издание нормативного акта). Установление требований по оценке рисков центрального контрагента и кредитных организаций по операциям с центральным контрагентом. Проведение поэтапной централизации инспекционной деятельности Банка России. Проведение работы по повышению финансовой грамотности населения. Участие в работе по переводу операций РЕПО и операций с производными финансовыми инструментами на центрального контрагента. Участие в работе по созданию центрального депозитария и совершенствование механизмов его функционирования.


Таким образом, денежно - кредитная политика с 2009 по 2014 год характеризуется движением к реализации важных экономических преобразований - введения режима таргетирования инфляции и режима плавающего валютного курса, благодаря которым может заметно улучшиться ситуация в денежно - кредитной сфере и в экономике в целом. Ввиду сложности данные преобразования реализованы не были, однако было проведено большое количество различных мероприятий, создающих условия для введения режимов в будущем.

3.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в РФ

Свою политику Банк России выстраивает на основе анализа текущей экономической ситуации, характера экономического замедления и прогнозов её развития. При этом уделяется внимание не только наиболее вероятным сценариям развития экономики, но и анализу внешних и внутренних рисков, которые могут оказать влияние на финансовую систему и экономику в целом и на принятие решений в области денежно-кредитной политики. В то же время, прогноз развития экономики формируется с учетом проведения активной денежно-кредитной политики, предназначенной для обеспечения внутренней ценовой стабильности, то есть на снижение и стабилизацию на низком уровне инфляции в рассматриваемом трехлетнем периоде. Основным инструментом влияния ДКП (денежно-кредитной политики) на экономику является ключевая ставка Банка России, уровень которой определяется с учетом необходимости обеспечить достижение цели по инфляции при сохранении условий для устойчивого развития экономики и поддержания финансовой стабильности на среднесрочном горизонте.

Имея в виду трудную внешнеэкономическую ситуацию страны, условия реализации денежной политики на рассматриваемый период времени будут достаточно сложными. Согласно документу Банка России «Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов» можно выделить несколько сценариев экономического развития.

Базовый сценарий предполагает сохранение среднегодового уровня цены на нефть марки «Юралс» около 50 долларов США за баррель в течение всего трехлетнего периода. Оптимистичный сценарий предполагает постепенный рост среднегодового уровня цены на нефть до 70-80 долларов США за баррель в 2018 году, рисковый сценарий - сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже 40 долларов США за баррель в 2016-2018 годах. Основными факторами, определяющими уровень цен на нефть, будут являться: технологические изменения и активность расширения добычи нефти из нетрадиционных источников.

Влияние на ценовую конъюнктуру через импортные цены и формирование валютного курса через условия торговли будет оказывать сдержанная динамика внешней инфляции, то есть инфляция других стран - торговых партнеров. Низкие темпы роста ВВП будут незаметно повышаться, но кардинальным образом не повлияют на положение экономики в России.

Во всех рассматриваемых вариантах развития сохраняется внешнее влияние экономических санкций. Определяющие их воздействие отразится на формировании жестких условий для финансирования российских заемщиков.

Так же по одному из сценариев предполагается сохранение действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров, установленных в ответ на введение внешних санкций в отношении России, однако их расширения не ожидается. По этой причине, данный фактор не будет оказывать значимого влияния на общий уровень инфляции.

Одним из внутренних условий влияния на инфляцию будет влияние государственной политики. Бюджетная политика, по оценкам Банка России, будет оказывать незначительное влияние на экономический рост. Шансы расширения расходов бюджета ограничиваются сокращением относительно предыдущих лет поступлений нефтегазовых доходов, которое будет наибольшим в рисковом сценарии и наименьшим в оптимистичном сценарии. Сохранение консервативного подхода к государственным расходам позволит ограничить бюджетный дефицит и обеспечить долгосрочную устойчивость государственных финансов с учетом объективных изменений внешних условий и растущей нагрузки на бюджет со стороны пенсионной системы. При этом сохранение умеренных темпов индексации оплаты труда в бюджетном секторе и тарифов на услуги естественных монополий позволит предотвратить нежелательный рост инфляционных рисков, а также создаст условия для оптимизации издержек производителей.

По причине неблагоприятных демографических тенденций и невысокой мобильности трудовых ресурсов продолжат действовать структурные ограничения для роста экономики России. Благодаря этим факторам будет сдерживаться восстановление экономического роста и дальнейшее развитие кредитно-денежной политики.

На прогнозном горизонте в базовом и оптимистичном сценариях будут сформированы условия для снижения инфляционных ожиданий в экономике и последовательного замедления инфляции. В этих сценариях в 2016 году ожидается динамичное замедление инфляции до уровня 5,5-6,5% по итогам года. Наиболее быстрое снижение годовых темпов инфляции (до уровня около 8%) будет наблюдаться в I квартале 2016 года, что в значительной мере будет определяться выходом из базы расчета периода резкого роста цен в результате эффекта переноса влияния масштабного ослабления рубля конца 2014 - начала 2015 года. Дальнейшее замедление темпов роста цен в течение 2016 года будет поддерживаться ожидаемой стабильной динамикой валютного курса и инфляционных ожиданий и сдержанной потребительской активностью.

В свою очередь, факторами, стимулирующими восстановление экономического роста, будут являться: изменение деловых настроений и ожиданий, высвобождение дополнительных средств в основной капитал и т.д. Изменения настроений и ожиданий положительно скажется на инвестировании в российскую экономику. А за счет умеренного роста издержек на оплату труда и на инфраструктурные услуги компаний появятся свободные денежные средства.

В связи с нерегулярными поступлениями и изменениями информации нельзя с точностью прогнозировать дальнейшее развитие денежно-кредитной политики Центрального банка. Поэтому для данного процесса все время проводят оценку информации и уточнение параметров.

В целом можно сделать вывод о том, что для эффективного роста экономики на территории Российской Федерации есть все необходимые возможности, несмотря на сложную демографическую и геополитическую напряженность. Но для этого нужно совершенствовать инструменты кредитно-денежной политики и в совокупности со всеми сценариями развития разработать план необходимых мер для достижения поставленных целей.

Заключение

В заключение работы стоит отметить важную роль денежно - кредитной политики в развитии экономической сферы государства, поскольку именно от того, насколько успешно будет реализована денежно - кредитная политика, зависит равновесие денежной системы государства, а, следовательно, и макроэкономическое равновесие.

Результатами исследования данной курсовой работы можно назвать следующие пункты:

определены понятие и сущность Центрального банка;

раскрыты цели и задачи кредитно-денежной политики;

описаны основные инструменты кредитно-денежной политики;

подробно описаны функции ЦБ в современных условиях;

раскрыто экономическое состояние страны;

описаны перспективы дальнейшего экономического роста.

В основе любой денежно - кредитной политики лежит определенная цель - показатель, к которому стремится экономика. Преследование показателя называют таргетированием. На данный момент многие страны осуществляют или стремятся к осуществлению таргетирования инфляции, поскольку денежно - кредитная политика в таком случае сосредотачивается на внутренних проблемах экономики, применение данного режима понятно общественности, режим ведет к снижению инфляционных ожиданий, что повышает доверие экономических агентов к политике центрального банка.

Российская Федерация давно стремится к переходу на данный режим (а также к режиму плавающего курса), уже реализовано множество элементов данного режима, однако для окончательного перехода этого недостаточно. Необходимы коренные преобразования в экономике страны, в частности снижение зависимости от цен на сырье и решение иных проблем. Кроме того, на данный момент значительным препятствием выступает сложная геополитическая ситуация по поводу противоречий Америки и России. Если события будут и дальше развиваться в негативном ключе, то вероятно придется забыть о преобразованиях в пользу сдерживания отрицательного воздействия экономических санкций.

Список использованной литературы

1.       Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ От 31 июля 1998 года.

.        Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике: декларация принципов (принят Временным комитетом Международного валютного фонда) 30.12.1999 г. N 83.

.        Конституция РФ От 25.12.1993.

.        Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 448 с. - («Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»).

.        Бакулина Т.С. Организация деятельности центрального банка: учебное пособие /Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2009.

.        Иванова С.П. Деньги, кредит, банки, 2007.

.        Игнатьев С.М. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации. // Деньги и кредит. 2009. №5.

.        Лаврушина О.И. Деньги. Кредит. Банки. Экспресс - курс: учебное пособие/ 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 320с.

.        Лапусты М.Г., Никольского П.С. Современный финансово-кредитный словарь/2-е изд., доп. - М.: Инфра - М, 2010-С.90.

.        Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие, 2010г. Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы. // Деньги и кредит. 2011. №2.

.        Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие /Московская финансово-промышленная академия, 2011. - 784 с.

.        Набиева Р.А., Тактарова Г.А., Арыкбаева Р.К. Финансовая политика России / 2е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 400с.

.        Николаева И.П. Казиахмедова Г.М. - Экономическая теория: учебник для студентов ВУЗов. 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009г.

.        Смольянинова Е.Н. Организация деятельности центрального банка РФ/учебное пособие. 2005.

.        Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. 6-е изд., испр. и доп. -М.: Высшее образование, 2006. - 654с.

.        Шевчук Д., Банковская гарантия как вид кредитного продукта// Финансовая газета. - 2010. - № 26.

18.     Основные направления единой государственной денежно кредитной политики на 2016 и период 2017 и 2018 годов. // Официальный сайт Банка России. URL: <http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016(2017-2018).pdf>

.        Основные направления единой государственной денежно кредитной политики политики на 2014 и период 2015 и 2016 годов. // Официальный сайт Банка России. URL: <http://cbr.ru/publ/Vestnik/ves131126067.pdf>

.        Функции Центрального банка РФ.//Официальный сайт Московского экономико-правового института.//URL: <http://www.mepi77.com/st_liagina.php>

Похожие работы на - Функции Центрального Банка в макроэкономическом регулировании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!