Денежно-кредитная политика центрального банка как инструмент макроэкономического регулирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,97 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Денежно-кредитная политика центрального банка как инструмент макроэкономического регулирования

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно- Уральский государственный университет»

Кафедра Экономической теории и мировой экономики






Курсовая работа по курсу «Макроэкономика»

На тему «Денежно- кредитная политика центрального банка как инструмент макроэкономического регулирования»













Челябинск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Кредитно-денежная политика Российской Федерации

.1 Структура современной кредитно-денежной системы

.2 Цели и режимы денежно-кредитной политики

Глава 2 Центральный банк Российской Федерации - главное звено кредитной системы государства

.1 Центральный банк и его характеристика

.2. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.

Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) - это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов <#"justify">Денежно-кредитная политика теснейшим образом связана с прочими регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Денежно-кредитная политика в настоящее время - одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. Именно в этом заключается актуальность выбранной темы.

Монетарная политика является важнейшим элементом макроэкономической политики <#"justify">Объект исследования - Центральный банк России.

Предмет исследования - современное состояние денежно-кредитной политики в Российской Федерации.

Цель курсовой работы - выявить характерные особенности состояния денежно-кредитной политики в Российской Федерации.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

. Рассмотреть структуру современной кредитно-денежной системы ;

. Изучить современное состояние денежно-кредитной политики в Российской Федерации;

. Проанализировать основные тенденции деятельности Центрального банка России.

Курсовая работа «Денежно-кредитная политика Центрального банка как инструмент макроэкономического регулирования» состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Первая глава «Кредитно-денежная политика Российской Федерации» освещает такие вопросы, как структура денежно-кредитной системы, а также ее цели и режимы.

Вторая глава «Центральный банк Российской Федерации - главное звено кредитной системы государства» раскрывает основные инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка России.

При подготовке курсовой работы использованы как книжные, так и периодические издания.

В работе использована система ссылок.

Глава 1. Кредитно-денежная политика Российской Федерации

кредитный денежный центральный банк

1.1 Понятие и структура современной кредитно-денежной системы

Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия».

Денежно-кредитная политика - воздействие на состояние национальной экономики с помощью регулирования денежного рынка. Контролируемыми переменными денежно-кредитной политики являются: уровень процентных ставок, денежное предложение и валютный курс, при этом центральные банки не в состоянии контролировать все переменные сразу, и вынуждены выбирать режим денежно-кредитной политики.

Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. В то же время фискальная политика носит более ярко выраженный антициклический характер, связана с бюджетом и налогами, тогда как кредитно-денежная политика ограничивается стабилизацией денежного обращения и ориентирована в основном на денежную массу.

Соответственно и целевые задачи кредитно-денежной политики обладают своеобразием. Это - стабилизация уровня цен, подавление инфляции, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

Целями денежно-кредитной политики могут быть: 1) полная занятость; 2) экономический рост; 3) ценовая стабильность; 4) равновесие платежного баланса; 5) устойчивость обменного курса.

Различают: 1) стимулирующую денежно-кредитную политику («политика дешевых денег»), она осуществляется в периоды спадов и направлена на рост экономической активности (стимулирование совокупного спроса), такая политика предполагает рост денежного предложения и снижение процентных ставок; 2) ограничительную денежно-кредитную политику («политика дорогих денег»), проводится с целью сдерживания инфляции, предполагает сокращение денежного предложения и рост процентных ставок.

Денежно-кредитная политика - политика центрального банка и правительства, направленная на регулирование денежно-кредитной системы: объема предложения денег, размера процентной ставки, курса национальной валюты и т.д. Денежно-кредитная политика - одна из главных форм государственного регулирования экономики.

Современная кредитно-денежная система в странах с рыночной экономикой представляет собой многозвенную систему. В подавляющем большинстве стран она состоит из трех звеньев:

центральный банк;

банковский сектор - коммерческие, сберегательные, ипотечные, инвестиционные банки;

специализированные кредитно-финансовые учреждения небанковского сектора - страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и др.

С точки зрения банковских институтов, современная кредитно-денежная система представляет собой двухуровневую систему, где наверху располагается Центральный банк (ЦБ), а на более низком уровне - коммерческие банки.

Главным звеном современной кредитно-денежной системы является центральный банк. В США функции ЦБ выполняет Федеральная резервная система (ФРС), созданная в 1913 г. и состоящая из Федерального резервного управления в Вашингтоне и 12 региональных Федеральных резервных банков. В России Центральный банк как институт рыночной экономики был создан в 1990 г. в соответствии с законами «О Центральном банке РФ (Банке России» и «О банках и банковской деятельности».

Основными функциями Центрального банка России являются:

1)выпуск наличных денег (эмиссия);

2)хранение золотовалютных резервов;

)быть кредитором в последней инстанции для коммерческих банков. Это означает, что коммерческие банки, испытывающие недостаток ликвидности и оказавшиеся в трудном финансовом положении, могут обратиться за кредитом к ЦБ;

)быть финансовым агентом правительства, поскольку ЦБ открывает вклады и выдает ссуды казначейству;

)быть «банкиром банков», так как ЦБ открывает вклады и выдает ссуды коммерческим банкам;

)контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков;

)осуществление кредитно-денежной политики.

Баланс Центрального банка в общем виде может быть представлен в форме Т-счета, где отражены активы и пассивы (обязательства) ЦБ.

Баланс Центрального банка (основные статьи)

АктивПассив1. Иностранные активы (средства в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов) 2. Кредиты коммерческим банкам 3. Долговые обязательства правительства1. Наличные деньги в обращении 2. Резервы коммерческих банков 3. Депозиты правительства 4. Собственный капитал

Резервы коммерческих банков в балансе ЦБ отражаются в пассивах, а в балансах коммерческих банков - в активах. Наличные деньги в обращении находятся в пассиве ЦБ, так как это его долговые обязательства.

Коммерческие банки выступают как финансовые посредники между кредиторами и заемщиками. Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств). Кроме того, банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами).

Прибыль банков складывается из разницы между процентами по кредитам (эти проценты платят те, кто взял кредит в банке, т.е. заемщики) и процентами по депозитам (процентами, выплачиваемыми банком своим вкладчикам).

1.2 Цели и режимы денежно-кредитной политики

Основные цели кредитно-денежной политики государства:

·Сдерживание инфляции <#"justify">Конечными целями денежно-кредитной политики являются устойчивый экономический рост и ценовая стабильность. Учитывая, что данные цели имеют долгосрочный характер, и денежные власти не в состоянии оказывать непосредственное влияние ни на ВВП, ни на уровень цен, центральный банк в своей текущей политике формулирует также операционные и промежуточные цели.

В качестве операционных целей выступают значения показателей, находящихся под непосредственным контролем центрального банка. К ним относятся краткосрочная процентная ставка денежного рынка и денежная база. Центральный банк оказывает воздействие на эти показатели с помощью имеющихся в его распоряжении инструментов денежной политики.

Промежуточные цели могут устанавливаться применительно к показателям денежной массы (в виде денежного агрегата) и валютного курса. Достижение промежуточных целей регулируется через достижение операционных целей. В результате складывается иерархия целей в полном соответствии с этапами трансмиссионного механизма денежной политики: операционные - промежуточные - конечные цели.

Как правило, денежно-кредитная политика ориентируется на достижение одной цели в каждой из трех групп. Из числа операционных, промежуточных и конечных целевых показателей выбирается один в качестве главного; другим целям при этом отводится второстепенная роль. Такой подход объясняется противоречивостью целевых ориентиров. Центральный банк, как известно, не может управлять несколькими целевыми переменными одновременно. Стремясь стабилизировать одну из переменных, другие оказываются вне его контроля: их изменение происходит эндогенно в ответ на макроэкономические шоки и действия самого центрального банка.

Так, в случае фиксации валютного курса денежная масса оказывается вне контроля центрального банка. Она автоматически увеличивается всякий раз, когда центральный банк препятствует удорожанию национальной валюты. И, наоборот, денежная масса сокращается, когда центральный банк продает иностранную валюту, стремясь не допустить обесценения отечественной валюты.

Центральный банк обеспечивает достижение целевых показателей либо путем проведения дискреционных мероприятий денежной политики, управляя монетарной сферой в «ручном режиме», либо на основе выполнения установленных монетарных правил.

Монетарные правила по своему действию аналогичны автоматическим стабилизаторам: при их выполнении длительное и существенное отклонение контролируемой переменной от целевого уровня становится невозможным.

Дискреционная монетарная политика относится к политике активизма, при осуществлении которой монетарные власти обладают свободой действий исходя из обстоятельств. Центральный банк может по своему смотрению выбирать любой из инструментов политического воздействия на экономику и применять его в необходимом объеме и в нужный момент времени. Поскольку деньги в краткосрочном периоде не нейтральны, то существует возможность с помощью дискреционных мер устранять нежелательные колебания ВВП и уровня занятости или, другими словами, проводить контрциклическую монетарную политику.

Однако применение дискреционных монетарных мер сталкивается с рядом трудноразрешимых проблем практического характера. К ним относятся: лаги монетарной политики, сложность и непредсказуемость трансмиссионного механизма, политическое давление на центральный банк. Наличие этих проблем снижает эффективность контрциклической монетарной политики.

Монетарные лаги, т.е. задержки во времени, возникающие на разных этапах реализации монетарной политики. Монетарные лаги столь же велики и непредсказуемы, как и лаги фискальной политики. Различие между ними обнаруживается только в том, как соотносятся между собой внутренний и внешний лаги. Монетарный внутренний лаг, как правило, короче бюджетного внутреннего лага по причине того, что применение монетарных инструментов не требует законодательного решения. Однако монетарный внешний лаг, напротив, длиннее бюджетного внешнего лага из-за трансмиссионного механизма. Согласно эмпирическим данным внешний лаг монетарной политики составляет от шести месяцев до двух лет. Например, в России шок денежного предложения сказывается на инфляции с лагом в полгода; после этого на протяжении еще шести месяцев данный шок продолжает влиять на инфляцию, но с постепенным затуханием.

Из-за лагов дискреционные меры оказывают воздействие не на текущую ситуацию в экономике, а на ситуацию, которая ожидается в будущем. Поскольку макроэкономические прогнозы на будущее не всегда точны, то применение дискреционных мер может навредить экономике. В качестве примера можно взять случай, когда центральный банк, предвидя в будущем году ускорение инфляции, повышает процентную ставку или удорожает валютный курс. И то, и другое, если прогноз верный, способно снизить инфляционное давление на экономику в будущем году. Однако если прогноз окажется ошибочным, экономика в обоих случаях испытает негативный монетарный шок, который замедлит рост совокупного спроса: из-за высокой процентной ставки сократятся инвестиции, а из-за дорогой национальной валюты сократится чистый экспорт.

Непредсказуемость результатов дискреционных мер, риск их ошибочного применения возрастают из-за возможных нарушений трансмиссионного механизма монетарной политики. В первую очередь - из-за сбоев при передаче монетарного импульса к процентной ставке или валютному курсу, а от них - к совокупному спросу.

Еще один недостаток. Центральному банку, обладающему правом на дискреционные действия, трудно избегать политического давления со стороны органов государственной власти. Так, в предвыборный период президент, правительство, законодательные власти, чтобы заручиться поддержкой избирателей, могут потребовать от центрального банка ослабления денежной политики (удешевления кредитов, расширения объемов монетарного финансирования бюджетных инициатив и т.п.), нисколько не считаясь при этом с фактическим состоянием дел в макроэкономике.

Следование правилам в денежной политике не только исключает возможность негативных последствий, присущих дискреционному подходу, но и позволяет реализовать ряд дополнительных преимуществ. Денежные правила способствуют проведению ясной, регулярной и последовательной политики; они дисциплинируют центральный банк, защищают его от политического давления государства. Как результат, укрепляется общественное доверие к центральному банку, повышается устойчивость денежной системы.

В последнее время центральные банки отдают предпочтение монетарной политике, основанной на правилах. Дискреционные меры допускаются лишь в исключительных случаях - обычно тогда, когда возникает угроза финансового, валютного или банковского кризиса.

Принципы денежного и кредитного регулирования экономики.

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:

·политику денежно-кредитных рестрикций, которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников кредитной системы <#"justify">Глава 2 Центральный банк Российской Федерации - главное звено кредитной системы государства

.1 Центральный банк и его характеристика

Центральный банк страны является главным звеном кредитной системы любого государства. Центральный банк - это, прежде всего посредник между государством и экономикой.

Возникновение центральных банков связано со становлением и развитием кредитной системы отдельных государств, которое сопровождалось концентрацией в немногих банках эмиссии банкнот. Такие банки стали новыми центрами эмиссии денег. В разных странах такие банки называют по-разному: государственными, народными, эмиссионными, резервными. В истории развития кредитной системы существовало два пути формирования центральных банков: 1) ЦБ приобретали свой статус и функции в процессе исторической эволюции; 2) ЦБ изначально учреждены государством как эмиссионные институты.

Центральный банк России был учрежден в 1990 году.

Центральный банк чаще всего является собственностью государства, хотя имеются центральные банки, капитал которых государству не принадлежит. В зависимости от форм собственности центральные банки подразделяются на унитарные (государственные), акционерные, объединения ассоциативного типа (смешанные).

Формы организации Центрального банкаУнитарные (государственные)АкционерныеАссоциативного типа (смешанные)Капитал полностью принадлежит государству (Англия, Россия, Дания, Франция)Капитал принадлежит акционерам (США, Италия)С участием или без участия государственных структур (Швейцария, Япония, Австрия)Значимость центральных банков в денежно-кредитной политике страны определяется ее независимостью в решении данной задачи.

Основными субъективными факторами здесь являются сложившиеся взаимоотношения между Центральным банком и правительством.

Критериями независимости центральных банков, обусловленной объективными факторами, являются: участие государства в капитале ЦБ и распределение прибыли; процедура назначения (выбора) руководства банка; степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ; право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику; правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования расходов ЦБ страны.

В настоящее время основными задачами Центрального банка любой страны являются:

) защита и обеспечение устойчивости валюты страны;

) обеспечение единой федеральной денежно-кредитной политики;

) развитие и укрепление банковской системы;

) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов;

) осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Для выполнения данных задач Центральный банк призван быть:

1)эмиссионным центром страны (монопольное право на выпуск банкнот);

2)банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками страны;

)банкиром правительства, для чего должен поддерживать государственные экономические программы, предоставлять кредиты правительству;

)главным расчетным центром страны, выступая посредником между банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований;

)органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

При решении данных задач Центральный банк выполняет три основополагающие функции: регулирующая (регулирование денежной массы в обращении); контрольная (определение соответствия требованиям качественному составу банковской системы), информационно-исследовательская (должен быть научно-исследовательским, информационно-статистическим центром, публикуя информацию в денежно-кредитной сфере, и заниматься консультационной деятельностью).

В настоящее время банковскую систему России возглавляет ЦБ России, правовой статус, задачи, функции которого формируются на нескольких уровнях: конституционном, специальном законодательном и подзаконном.

Конституция РФ (ст.103) установила, что Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания, которая назначает на должность и освобождает Председателя Банка России и членов Совета директоров, назначает аудитора Банка России и утверждает его годовой отчет и аудиторское заключение.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

а) предоставление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;

б) определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России; проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

в) доклады Председателя Банка России государственной Думе о деятельности Банка России.

Законодательное регулирование правового положения ЦБ России осуществляется специальным Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации».

Высшим органом Банка России является Совет директоров, определяющий основные направления его деятельности и осуществляющий руководство и управление ЦБ РФ.

Центральный банк устанавливает минимальные процентные ставки по осуществляемым им операциям. Ставка рефинансирования - это ставка, по которой предоставляется кредит коммерческими банками, или это ставка, по которой Центральный банк <#"justify">Среди иных факторов, влияющих на спрос, предложение и процентную ставку, можно выделить:

·ситуацию в реальном секторе экономики;

·доходность от вложения средств в производство;

·ситуацию в других секторах финансового рынка;

·экономические ожидания хозяйствующих субъектов;

·потребность банков и других хозяйствующих субъектов в денежных средствах для поддержания своей ликвидности.

2.2 Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка России

Средства, с помощью которых центральный банк воздействует на денежную базу и денежный мультипликатор, и через них на денежную массу, называются инструментами денежной политики.

Принято различать три вида инструментов:

1)операции на открытом рынке;

2)операции постоянного действия;

)изменение нормативов обязательных резервов.

К операциям на открытом рынке относятся операции по покупке и продаже центральным банком финансовых активов на действующих рынках по рыночным ценам. Операции на открытом рынке осуществляются по инициативе центрального банка.

Операции на открытом рынке проводятся в форме аукционов (тендеров).

Данные операции осуществляются на рынке государственных ценных бумаг или валютном рынке. При этом покупка ценных бумаг или валюты означает что ЦБ, расплачиваясь за активы, выпускает в обращение дополнительную денежную массу.

Изменение предложения денег в результате использования банком инструментов денежно-кредитной политики приводит к смешению точки равновесия. Уменьшение предложение денег приводит к увеличению процентной ставки. В результате кредитные ресурсы становятся более дорогими. Предприятия снижают инвестиционную активность и, в результате, снижается объем выпуска продукции в стране. Однако, исходными посылками этой политики было снижение темпов инфляции за счет сокращения денежной массы. Увеличение величины денежного предложения приводит к снижению процентной ставки, как следствие, увеличение сумм выданных кредитов, возрастание инвестиционной активности фирм и увеличение объемов выпуска.

К операциям постоянного действия относятся операции по покупке и продаже финансовых активов по запросу кредитных организаций на стандартных условиях и по фиксированным ценам, установленным центральным банком.

Они осуществляются через установление верхней и нижней границы процентной ставки по кредитам и депозитам, контрагентом по которым выступает ЦБ (формирование учетной ставки). При этом коммерческие банки по собственной инициативе обращаются в ЦБ с просьбой предоставить кредит или разместить депозит. Повышая (снижая) учетную ставку центральный банк побуждает депозитные учреждения уменьшить (увеличить) объем заимствованных средств у центрального банка, что влечет изменение денежной массы. Недостаток такого способа контроля денежной массы заключается в сложности определения величины учетной ставки соответствующей объему резервов и денежной массы, необходимой экономике.

Резервные требования. Механизм его действия следующий: изменение нормы обязательных резервов влияет на способность банковской системы создавать «новые деньги», что выражается в изменении мультипликаторов. Такие изменения, затрагивающие основы банковской системы, способны оказать сильнейшее воздействие на финансово-экономическую систему в целом, даже небольшое изменение требований к уровню обязательных резервов, может привести к катастрофическим переменам в объеме депозитов и величине банковского кредита.

К числу финансовых активов, с которыми центральный банк совершает операции, относятся:

государственные облигации;

облигации кредитных организаций и нефинансовых организаций-резидентов;

облигации центрального банка;

депозиты в центральном банке;

иностранная валюта.

Контрагентами центрального банка по всем видам операций являются кредитные организации (банки), подпадающие под действие правил обязательного резервирования и банковского надзора. С другими организациями финансового сектора и субъектами прочих секторов центральный банк таких операций не совершает.

По характеру конечного воздействия на денежную массу операции центрального банка делятся на операции по предоставлению ликвидности, увеличивающие денежное предложение, и операции по абсорбированию ликвидности, его сокращающие. Первые представляют собой продажу банкам резервных денег в обмен на ценные бумаги и иностранную валюту. Вторые - покупку у банков резервных денег в обмен на финансовые активы, содержащиеся в портфеле центрального банка - ценные бумаги, иностранную валюту, депозиты.

В условиях несбалансированного оттока и притока иностранного капитала центральный банк вынужден проводить валютные интервенции для поддержания курса отечественной валюты. Так, в ситуации массового притока иностранной валюты центральный банк скупает ее, чтобы сдерживать удорожание национальной валюты. Вместе с накоплением валютных резервов происходит расширение денежной базы и, следовательно, денежного предложения в стране.

Для предупреждения возможного в таком случае ускорения инфляции центральный банк осуществляет стерилизацию своих валютных интервенций путем абсорбирования свободной банковской ликвидности с применением других инструментов денежной политики, а при их нехватке - с использованием мер бюджетной политики.

В качестве основного канала стерилизации использовался Стабилизационный фонд РФ, который помимо функции автоматического стабилизатора бюджетной политики выполнял также функцию поглощения избыточных денежных средств. Эти средства оседали на правительственных счетах в Банке России, сокращая предложение денег. Дополнительным каналом стерилизации служили операции Банка России по привлечению средств кредитных организаций в депозиты и облигации Банка России.

Политика дешевых и дорогих денег.

В зависимости от экономической ситуации в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика дешевых денег.

Характерная для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы <#"justify">Политика дорогих денег.

Проводится с целью снизить темпы инфляции <#"justify">Включает следующие мероприятия:

·Повышение учетной ставки процента. Коммерческие банки начинают меньше брать кредитов у ЦБ, следовательно, предложение денег сокращается.

·Продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

·Увеличение нормы резервных требований. Это позволит сократить избыточные резервы коммерческих банков и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Заключение

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Конечные цели денежно-кредитной политики: высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, процентных ставок, финансового рынка, валютного рынка. Инструменты денежно-кредитной политики непосредственно влияют на операционные, промежуточные цели, что позволяет достичь конечной цели. Центральный банк анализирует, делает выводы о правильности выбранного направления политики, вносит коррективы в денежно-кредитную политику по ходу ее осуществления, основывалась на критериях изменчивости, управляемости, предсказуемости перемен. Центральный банк воздействует на величину денежного предложения путем изменения денежной базы (наличные деньги в обращении и резервы), которая составляет основу денежных пассивов центрального банка. Банковская система может произвести многократное расширение депозитов. На процесс увеличения объемов банковских депозитов оказывают влияние решения вкладчиков об увеличении количества наличных денег на руках, а также решение банков держать избыточные резервы, а не отдавать их в кредит. Для более точного управления величиной денежного предложения центральный банк пользуется мультипликатором денежной базы или денежным мультипликатором, который связывает денежную базу с денежным агрегатом.

Главный инструмент денежно-кредитной политики - операции на открытом рынке. Они гибки, легко обратимы, осуществляются быстро. Мощный инструмент - манипулирование нормой обязательных резервов. С точки зрения кейнсианцев денежно-кредитная политика осуществляется через систему причинно - следственных связей, решения центрального банка воздействуют на резервы коммерческих банков. Изменение резервов воздействует на предложение денег, изменения денежного предложения повышают и понижают процентную ставку, изменение последней воздействует на инвестиции, ВВП и уровень цен.

Денежно-кредитная политика сталкивается с проблемами, снижающими её эффективность: цикличностью, скоростью обращения денег, влияющей на их предложение и др.

Денежная политика имеет плюсы и минусы. К сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимостью от политического давления. Проблемы в реализации денежной политики создаются циклической ассиметрией. Эффективность монетарной политики также может снижаться в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег.

На сегодняшний день денежно-кредитная политика Центробанков ориентируется на монетаристские принципы, где перед Центральным банком ставится задача жестко контролировать денежную массу, обеспечивая устойчивый, постоянный и долгосрочный темп роста количества денег в экономике, равный темпу роста ВВП.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2007 г.) [Текст] // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.

. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 05.02.1996 г. №17-фз (ред. от 15.11.2010 г. №294-фз) [Текст] // СЗ РФ. - 1996. - №6. - Ст.492.

. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 №86-фз (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) [Текст] // СЗ РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.

. Андрюшин, С. Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис [Текст] / С. Андрюшин, В. Бурлачков // Вопросы экономики. - 2008. - №11. - С.38-50.

. Введение в макроэкономику [Текст] / Под ред. Б.П. Суворова. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 224 с.

. Владимирова, М.П. Деньги, кредит, банки [Текст] / М.П. Владимирова, А.И. Козлов. - М.: КНОРУС, 2006. - 288 с.

. Головнин, М. Теоретические подходы к проведению денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации [Текст] / М. Головнин // Вопросы экономики. - 2009. - №4. - С.42-58.

. Золотарчук, В.В. Макроэкономика [Текст] / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 608 с.

. Капканщиков, С.Г. Макроэкономика [Текст] / С.Г. Капканщиков. - М.: КНОРУС, 2007. - 336 с.

. Киселева, Е.А. Макроэкономика. Конспект лекций [Текст] / Е.А. Киселева. - М.: ЭКСМО, 2006. - 352 с.

. Климович, В.П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст] / В.П. Климович. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - 352 с.

. Краткий словарь экономических терминов [Текст] / Сост. В.Г. Слагода. - М.: ФОРУМ, 2009. - 128 с.

. Кудрин, А. Инфляция: российские и мировые тенденции [Текст] / А. Кудрин // Вопросы экономики. - 2007. - №10. - С.4-26.

. Моисеев, С.Р. Макроэкономика: учебник [Текст] / С.Р. Моисеев. - М.: КНОРУС, 2008. - 320 с.

. Экономика фирмы. Словарь-справочник [Текст] / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 401 с.

Похожие работы на - Денежно-кредитная политика центрального банка как инструмент макроэкономического регулирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!