Денежно-кредитная политика, её цели и особенности проведения в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    66,23 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Денежно-кредитная политика, её цели и особенности проведения в Республике Беларусь








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: ”Организация деятельности банков“

на тему: ”Денежно-кредитная политика, её цели и особенности проведения в Республике Беларусь“

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 30 страниц, 3 рисунка, 3 таблицы, 24 источника, 2 прил.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК, НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК, СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ, ИНФЛЯЦИЯ.

Объектом исследования является особенности формирования, развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь и ее перспективы развития.

Предметом исследования является денежно-кредитная политика Республики Беларусь.

Целью данной курсовой работы является изучение проводимой в Республике Беларусь денежно-кредитной политики и выявление проблем и основных путей совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы:

–       определить понятие, цели, задачи денежно-кредитной политики;

–       рассмотреть типы денежно-кредитной политики,;

–       проанализировать современные инструменты денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;

–       охарактеризовать денежно-кредитную политику нашего государства;

–       выявить проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

При выполнении работы использовались методы анализа и синтеза, метод научной абстракции, а также теоретический материал учебных пособий отечественных и зарубежных авторов, статьей из журналов, интернет-ресурсов, изданий Национального банка Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность денежно-кредитной политики состоит в том, что она приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров таких как, ВНП, инфляции, уровня безработицы, и в самом общем виде может быть определена как управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих определенным целям экономической политики. К этим целям можно отнести: стабильность цен, полную занятость и экономический рост. Именно поэтому выбору оптимального варианта денежно-кредитной политики уделяется большое внимание.

В качестве субъектов денежно-кредитной политики выступают, в широком смысле, все юридические и физические лица, которые владеют денежными средствами. В узком смысле, центральный банк, коммерческие банки, некоммерческие кредитно-финансовые организации, министерства и ведомства, которые влияют на ситуацию в денежно кредитной сфере.

Влияя на основные объекты монетарной политики - денежную массу, денежную базу, денежный мультипликатор, уровень и структуру процентных ставок, скорость денежного оборота, объем кредитов, и другие объекты центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании социально ориентированной рыночной экономики. В качестве такого органа в Республике Беларусь выступает Национальный банк, являющийся главным проводником и регулятором денежно-кредитной политики, а также согласно Конституции относится к органам государственной власти. Национальный Банк имеет возможность влиять на инфляцию через инструменты, и, прежде всего через его процентную политику. Основными из них являются:

–       обеспечение макроэкономической стабильности, в том числе конкурентоспособности отечественного производства на внешних рынках;

–       либерализация ценообразования;

–       создание развитого рынка капитала и рыночное формирование процентных ставок;

–       наличие устойчивой банковской системы;

–       устранение определяющего влияния налогово-бюджетной политики, политики доходов на денежно-кредитную политику и инфляцию.

Современная денежно-кредитная политика, являясь составной частью единой экономической политики государства, направлена на реализацию общеэкономических целей и согласованного использования доступных инструментов регулирования монетарного сектора в рамках комплексной программы.

Предметом исследования является денежно-кредитная политика Республики Беларусь.

Объектом исследования являются особенности формирования, развития денежно-кредитной политики в Республики Беларусь и ее перспективы развития.

Цель данной курсовой работы выявить экономические проблемы развития денежно-кредитной политики в республике, отметить пути их решения.

В процессе написания работы ставились следующие задачи: определить понятие, цели, задачи денежно-кредитной политики, рассмотреть типы денежно-кредитной политики, проанализировать современные инструменты денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, охарактеризовать денежно-кредитную политику нашего государства, выявить проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам организации денежно-кредитной политики. Здесь дается характеристика основных типов денежно-кредитной политики.

Во второй главе проведен анализ выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики и современных инструментов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. Здесь рассматриваются операции на открытом рынке, политика учетной ставки и изменение норм обязательных резервов.

В третье главе работы речь идет о характеристике денежно-кредитной политики Республики Беларусь. В рамках данного раздела определяются проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

денежный кредитный политика монетарный

1.1    Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики

Под денежно-кредитной политикой понимается стратегия государства, направленная на регулирование денежной массы в обращении, объемов кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей [1, с. 29; 2, с. 360; 3, с. 167].

Имеется и другое определение денежно-кредитной политики, в соответствии с которым под денежно-кредитной политикой подразумевают совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики [4, с. 127].

Более точно раскрывает понятие денежно-кредитной политики первое определение, поскольку в нем перечислены те направления, с помощью которых достигается общеэкономическое равновесие.

Денежно-кредитная политика осуществляется центральным банком совместно с министерством финансов, а также с другими государственными органами. Она проводится постоянно и влияет на общее состояние рынка ссудных капиталов, а также на денежное обращение в целом [1, с. 29].

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и другие [5, с. 361].

Цели денежно-кредитной политики классифицируют по следующим признакам:

)        по времени действия:

–       конечные (стратегические, общеэкономические, или цели общественного выбора);

–       промежуточные (монетарные);

–       тактические (операционные);

)        по границам действия:

–       внешние (равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса);

–       внутренние (стабилизация производства, уровня цен, обеспечение максимальной занятости населения) [1, с.33; 2, с. 367; 6, с. 440].

В российском учебнике цели денежной политики сгруппированы следующим образом:

)        конечные цели:

–       экономический рост;

–       полная занятость;

–       стабильность цен;

–       устойчивый платежный баланс;

)        промежуточные целевые ориентиры:

–       денежная масса;

–       ставка процента;

–       обменный курс [7, с. 169].

Видно, что классификация целей денежно-кредитной политики у российских авторов уже, чем у белорусских, поскольку у них отсутствуют тактические цели. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и другие [4, с. 129].

Следует отметить, что центральный банк не придерживается единожды выбранных целей, он может изменять их в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед обществом [4, с. 129].

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача - регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег [5, с. 361].

Задачи денежно-кредитной политики определяются в Основных направления денежно-кредитной политики на соответствующий год.

Подводя итог вышенаписанному, можно сделать вывод о том, что отсутствуют различия в трактовке понятия денежно-кредитной политики в экономической литературе. Существует несколько подходов к классификации целей денежно-кредитной политики.

1.2    Типы денежно-кредитной политики

Выделяют два типа денежно-кредитной политики:

–       денежно-кредитная рестрикция (политика ”дорогих“ денег) направлена на ограничение денежной эмиссии, т.е. на ужесточение условий и ограничение объемов кредитных операций банков, а также повышение уровня процентных ставок. Целями проведения рестрикционной денежно-кредитной политики являются сдерживание инфляции, улучшение сальдо платежного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов;

–       денежно-кредитная экспансия (политика ”дешевых“ денег) означает расширение масштабов кредитования экономики, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении, снижении уровня процентных ставок. Цели: стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы [2, с. 361; 6, с. 437].

Существует единство мнений в отношении типов денежно-кредитной политики.

Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам вызывает, как правило, ухудшение по другим (ассиметричность денежно-кредитной политики). Поэтому центральный банк, проводя денежно-кредитную политику, должен действовать последовательно в зависимости от состояния экономики в тот или иной период ее развития [1, с. 31].

Денежно-кредитная политика реализуется путем проведения денежно-кредитного регулирования - совокупности мероприятий центрального банка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики [1, с. 42; 2, с. 362].

В зависимости от избрания тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулирования:

–       гибкое регулирование;

–       жесткое регулирование;

–       промежуточное регулирование [1, с. 42; 2, с. 363].

Первый вариант - это гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента, определяющего позитивную динамику инвестиционных решений хозяйствующих субъектов и соответственно ВВП. Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении. Норма процента останется неизменной [1, с. 42].

Второй вариант - это жесткое регулирование, предполагающее сохранение неизменным объема денежной массы. В этом случае любое изменение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента, оставляя фиксированной денежную массу [1, с. 42].

Однако на практике центральный банк не может поддерживать предложение денег в экономике на неизменном уровне, так как полностью его не контролирует (с определенной долей условности можно говорить лишь о стабильности темпов прироста денежной массы в обращении). Поэтому чаще всего используется третий вариант - промежуточное регулирование, когда корректируется и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями [1, с. 43].

В некоторых источниках [4, с. 146; 8, с. 297; 9, с. 140] вместо промежуточного выделяют эластичное денежно-кредитное регулирование. По сути это один и тот же вариант денежно-кредитного регулирования. Различие в названиях можно обосновать тем, что эластичное денежно-кредитное регулирование указывается в более старых изданиях.

Осуществление денежно-кредитного регулирования предполагает формирование соответствующей системы денежно-кредитного (монетарного) регулирования, обеспечивающей выполнение как стратегических, так и тактических задач в сфере регулирования денежного оборота и обеспечения кредитного сопровождения воспроизводственного процесса [1, с. 44].

Таким образом, Центральный банк выбирает самостоятельно тот или иной тип денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны. При этом необходимо учитывать, что денежно-кредитное регулирование способно влиять только на монетарные факторы нестабильности.

1.3    Инструменты денежно-кредитной политики

Под инструментами понимаются переменные, находящиеся в сфере прямого воздействия центрального банка, величина которых может быть быстро скорректирована и с которыми тесно связаны целевые ориентиры [10, с. 282].

В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации инструментов денежно-кредитной политики.

По характеру воздействия:

–       прямое (административное) воздействие и контроль;

–       косвенные (рыночные) методы и инструменты.

По общему влиянию на рынок:

–       общие (воздействуют на систему в целом);

–       селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок) [4, с. 136; 6, с. 443; 10, с. 285].

К административным методам денежно-кредитной политики относится использование лимитов (прямых ограничений) и запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.

Косвенные (рыночные) методы и инструменты предполагают воздействие центрального банка на поведение банков путем использования их экономических интересов. В этом случае, изменяя объем денежной базы (резервных денег) или проценты по рефинансированию, центральный банк корректирует спрос на кредит и величину денежной мультипликации в экономике [6, с. 443].

Общие инструменты являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективные инструменты регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков [10, с. 287].

В качестве основных инструментов денежно-кредитной политики выделяют:

–       операции на открытом рынке с государственными и собственными ценными бумагами;

–       регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) и проведение специальной дисконтной политики;

–       изменение норматива отчислений в обязательные резервы и регулирование ликвидности национальной платежной системы;

–       лимитирование объема активных и пассивных операций коммерческих банков (объем кредитования, банковская маржа, объем привлечения заемных средств и т.п.);

–       административное регулирование, лицензирование, аттестация кадров и т.п.

Первые три инструмента в рамках современной денежно-кредитной политики принято рассматривать в качестве основных. Остальные инструменты относятся к числу селективных или выборочных [11, с.83].

Операции на открытом рынке - способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг [7, с. 176].

Для того, чтобы уменьшить количество денег в обращении, центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их коммерческими банками он списывает соответствующую сумму с резервных счетов этих банков, тем самым уменьшая их резервы, а значит, и способность создания денег путем кредитования.

Центральных банк может купить у коммерческих банков ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе (операции РЕПО). В этом случае при покупке ценных бумаг на определенный срок банковские резервы увеличиваются, но как только коммерческий банк выкупает свои бумаги - резервы уменьшаются. Следовательно, операции РЕПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы.

Может быть использован вид операций, называемый интервенцией - покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения денег [11, с. 84].

По цели операции на открытом рынке можно классифицировать следующим образом:

–       корректирующие (защитные) операции, признанные компенсировать краткосрочные нежелательные изменения в структуре банковских резервов;

–       структурные операции, ставящие своей целью долговременное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу (изменение качественных денежно-кредитных условий, таких, например, как обменный курс национальной денежной единицы и др.) [6, с. 446].

Одной из традиционных операций центрального банка является предоставление кредитов коммерческим банкам. Учетная ставка - это процент, который уплачивают коммерческие банки центральному за предоставление ссуды. При поднятии учетной ставки коммерческие банки вынуждены сократить объем заимствований (кредитов), что приводит к уменьшению их резервов.

В Республике Беларусь в качестве инструмента денежно-кредитной политики используется ставка рефинансирования [9, с. 138].

Ставка рефинансирования - ставка Национального банка, являющаяся базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и служащая основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам [12].

Ставка рефинансирования привязывается к уровню доходности по государственным ценным бумагам и всегда ниже учетной ставки.

Снижение учетной ставки может привести к оттоку капитала из страны. Невозможно точно предугадать, как повлияет изменение учетной ставки на денежную базу. Уменьшение учетной ставки создает лишь благоприятные условия для вливания денег, однако не может заставить коммерческие банки взять кредит у центрального банка и увеличить объем собственных кредитных операций в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры. Эффективность данного инструмента зависит и от возможности отыскать другие источники кредита кроме средств центрального банка [9, с. 138].

Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банков (для мелких банков они обычно ниже, чем для крупных). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций центрального банка, а также для межбанковских расчетов [7, с. 169].

Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, которых они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций.

Повышение нормы ведет к сокращению избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но тогда соответственно сократятся их возможности создания новых денег. Если же банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то будут вынуждены часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что уменьшит количество денег в обращении.

Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширяет возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег [11, с. 86].

Таким образом, на сегодняшний день наиболее эффективными для Беларуси инструментами денежно-кредитной политики являются ставка рефинансирования Национального банка, операции на открытом рынке, норма обязательных резервов.

По окончании данной главы следует отметить, что денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Рассмотрены основные цели денежно-кредитной политики. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика, проводимая с использованием основных инструментов денежно-кредитной политики. К ним относятся: операции на открытом рынке, политика учетной ставки и изменение норм обязательных резервов. Различают денежно-кредитную рестрикцию и денежно-кредитную экспансию. От денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа. Следовательно, денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства.

2. АНАЛИЗ ПРОВОДИМОЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

.1 Основные направления денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе

Приоритетной целью денежно-кредитной политики на 2011 - 2015 года будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики [13, с. 15].

В Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год приоритетной целью денежно-кредитной политики являлось обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики [14].

Однако на 2012 и 2013 год цель денежно-кредитной политики изменилась и заключалась в снижении инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь [15; 16].

Как видим, на 2011 год цель денежно-кредитной политики соответствовала Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы. Это связано с тем, что они разрабатывались до 2011 года. Однако после кризиса, который произошел в 2011 году, приоритетной целью денежно-кредитной политики как в 2012 году, так и в 2013 году стало снижение инфляции.

Динамика инфляции в Республике Беларусь за 2011-2014 (январь-март) года представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Изменение инфляции за 2011-2014 (январь-март) года, процентов

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [17; 18; 19].

Прирост индекса потребительских цен в декабре 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года составил 108,7 процента (или 6,3 процента в среднем за месяц) против 9,9 процента годом ранее (или 0,8 процента в среднем за месяц) [17, с. 40].

На фоне гиперинфляционных процессов 2011 года потребительские цены за 2012 год выросли на 21,8 процентов (при прогнозе 22 процента) [18, с. 3].

Прирост потребительских цен в январе-декабре 2013 года составил 16,5 процента (или 1,3 процента в среднем за месяц) против 21,8 процента (или 1,7 процента в среднем за месяц) годом ранее [19, с. 51].

В Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2014 год указывается, что инфляция к концу года должна составить 11 процентов. По оценкам экспертов Международного валютного фонда она составит 16,8 процентов. Между тем по итогам января - марта 2014 года в Беларуси инфляция составила уже 4,9 процента.

С учетом уже имеющегося уровня инфляции достигнуть запланированного значения очень сложно, если это вообще возможно. Инфляция за 9 месяцев должна составить не более 6,1 процента.

С учетом сложившегося в 2011 году кризиса ставка рефинансирования выросла с 10,5 до 45 процентов годовых, превысив тем самым прогнозируемое значение (8 - 10 процентов годовых) в 4,5 - 5,6 раз.

В 2012 году планировалось снизить ставку рефинансирования до 20 - 23 процентов годовых, но удалось снизить лишь до 30 процентов годовых.

В 2013 году в Основных направлениях денежно-кредитной политики указывалось снижение ставки рефинансирования до 13 - 15 процентов годовых, однако на конец 2013 года ставка рефинансирования составила 23,5 процентов годовых.

Национальному банку на протяжении последних 3 лет не удается достигнуть планируемого значения ставки рефинансирования, что наблюдается после кризиса, который произошел в 2011 году.

Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь планировалось, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США. Прирост международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда в 2012 году должен был составить 6,1 - 7 млрд. долларов США, а в 2013 году - 0,3 - 0,7 млрд. долларов США.

Информация о международных резервных активах в соответствии с методологией Международного валютного фонда представлена в приложении А.

Международные резервные активы на 1 января 2012 года в соответствии с методологией Международного валютного фонда составили 7 915,9 млн. долларов США, увеличившись за 2011 год на 2885,2 млн. долларов США.

В декабре увеличению золотовалютных резервов способствовало поступление второго транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме 440 млн. долларов США, а также зачисление в состав резервов части синдицированного кредита Сбербанка Российской Федерации и Евразийского банка развития, выданного ОАО ”Беларуськалий“. При этом Правительством Республики Беларусь и Национальным банком в полном объеме были исполнены внешние и внутренние обязательства в иностранной валюте [17, с. 50].

За декабрь 2012 года золотовалютные резервы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ сократились на 112,6 млн. долларов США.

В целом за 2012 год их объем увеличился на 2,3 процента (179,1 млн. долларов США) и на 1 января 2013 года составил 8 095 млн. долларов США в эквиваленте. Что касается международных резервных активов в 2012 году, то они не соответствуют запланированным значениям. На снижение объема золотовалютных резервов в декабре 2012 года оказало влияние погашение Правительством Республики Беларусь и Национальным банком внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте в полном объеме, а также уменьшение стоимости золота на международном рынке драгоценных металлов. Поддержанию уровня золотовалютных резервов способствовало положительное сальдо покупки продажи Национальным банком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке [20, с. 58].

Объем международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда на 1 января 2014 года составили 6 650,9 млн. долларов США, увеличившись за декабрь на 192,1 млн. долларов США (с начала 2013 года резервы снизились на 1 444,2 млн. долларов США).

В декабре 2013 года увеличению золотовалютных резервов способствовало размещение валютных облигаций Министерством финансов Республики Беларусь на внутреннем рынке страны, а также поступление первой части кредита Российской Федерации.

При этом в 2013 году Правительством и Национальным банком были исполнены в полном объеме внешние и внутренние обязательства в иностранной валюте [19, с. 57].

Динамика международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда за 2011-2014 года представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Динамика международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда, млн. долларов США

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [17; 19; 20].

Запланированное значение международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда удалось достигнуть лишь в 2011 году. Прирост составил 57,4 процента. В 2012 году прирост международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда составил лишь 179,1 млн. долларов США вместо запланированных 6100 - 7000 млн. долларов США. А за 2013 год они вообще уменьшились на 17,8 процентов.

В Основных направлениях денежно-кредитной политики планировался прирост требований банков к экономике в 2011 году на 24 - 25 процентов, в 2012 году на 17 - 23 процентов и в 2013 году на 17 - 20 процентов.

Основным направлением размещения средств банков являются кредиты юридическим лицам-резидентам. На 1 января 2012 года доля требований к юридическим лицам в структуре активов банков составила 54,9 процента, снизившись относительно начала 2011 года на 6,8 процентного пункта.

За 2011 год требования банков к экономике увеличились на 71,7 процента (на 66,6 трлн. рублей) и на 1 января 2012 года составили 159,5 трлн. рублей (за 2010 год - возросли на 39,9 процента).

В национальной валюте требования возросли на 34,6 процента (на 25 трлн. рублей) и сложились в объеме 97,4 трлн. рублей31, в иностранной валюте - на 8,6 процента (на 591,3 млн. долларов США) и составили 7,4 млрд. долларов США соответственно [17, с. 54].

Требования банков к экономике за 2012 год увеличились на 37 процентов, или на 58,3 трлн. рублей, в том числе в иностранной валюте - на 55,2 процента, или на 4,1 млрд. долларов США, в национальной валюте - на 22,6 процента, или на 21,5 трлн. рублей.

Опережающий рост требований банков к экономике в иностранной валюте был обусловлен более высокими процентными ставками в национальной валюте.

Доля требований к юридическим лицам в структуре активов банков на 1 января 2013 года составила 54,4 процента, увеличившись по сравнению с 1 января 2012 года на 6,3 процентного пункта [20, с. 65].

По итогам 2013 года прирост требований банков и ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ к экономике (32,7 процентов) превысил установленные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры. Без учета переоценки в результате изменения обменного курса белорусского рубля требования к экономике выросли на 26,4 процентов. Высокий спрос на кредиты со стороны предприятий в значительной мере был обусловлен недостатком ресурсов вследствие экономически необоснованного повышения зарплат, роста складских запасов, незавершенного строительства и внешней дебиторской задолженности.

Требования банков к экономике в иностранной валюте за 2013 год увеличились на 3,5 млрд. долл. США. С одной стороны, это оказывало поддержку деловой активности, но с другой - создавало дополнительные риски как для самих банков, так и для некоторых заемщиков, не имеющих достаточных объемов поступлений валютной выручки [21, с. 4].

Таким образом, в 2011 году требования банков к экономике превысили запланированное значение на 46,7 - 47,7 процентов, в 2012 году - на 14 - 20 процентов, в 2-13 году - на 12,7 - 15,7 процентов. Требования белорусских банков к экономике растут слишком быстро. Это увеличивает вероятность дестабилизации финансовой системы страны. Одним из факторов, который ставит под угрозу стабильность финансового рынка Беларуси, является активное кредитование белорусскими банками экономики. С одной стороны, это помогает избежать обвала ВВП, но с другой - предоставляет предприятиям средства для роста импорта и зарплаты, что делает ситуацию на валютном рынке страны все более неустойчивой.

Следует отметить, что проводимая Национальным банком Республики Беларусь денежно-кредитная политика не соответствует тем параметрам, которые планируются в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на соответствующий год.

.2 Оценка основных инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Рассмотрим ставки по операциям Национального банка Республики Беларусь на финансовом рынке, которые представлены в приложении Б.

В 2011 году уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности (по кредиту овернайт и сделкам СВОП овернайт) был увеличен с 16 до 70 процентов годовых. Процентные ставки по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности (по депозитам овернайт) возросли с 7 до 30 процентов годовых. Процентные ставки по аукционным операциям поддержки ликвидности были приближены к верхней границе процентного коридора. Наряду с этим, процентные ставки по двусторонним сделкам СВОП были установлены на уровне ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности, что увеличило их значение с 11 до 70 процентов годовых.

Фактическое выравнивание ставок по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности с аукционными операциями поддержки ликвидности наряду с переходом с 1 июня 2011 года к рефинансированию банков только с помощью стандартных инструментов и на рыночных условиях (а со 2 сентября 2011 года - на срок не более 7 дней) способствовало ужесточению денежно-кредитной политики. В результате принимаемых мер среднее значение процентной ставки на однодневном межбанковском рынке в 2011 году составило 62,6 процента годовых, увеличившись относительно уровня декабря 2010 года на 52,1 процентного пункта.

Ситуация на денежных рынках в 2011 году имела неоднородный характер: в январе-мае 2011 года прослеживались существенные колебания ликвидности, а с конца мая текущего года в банковской системе наблюдался дефицит ликвидности, при котором, в целях обеспечения нормального платежного процесса, недопущения неплатежей, сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов, Национальный банк оказывал необходимую ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банковской системы в 2011 году составил 2 096,1 млрд. рублей [17, с. 51].

В период избытка ликвидности Национальным банком проводились операции на открытом рынке по стерилизации избыточной ликвидности. Среднедневной остаток средств банков по операциям изъятия ликвидности Национального банка в 2011 году составил 106,1 млрд. рублей [17, с. 52].

В 2012 году снижались ставки по инструментам предоставления ликвидности - с 70 до 50 процентов годовых, по инструментам изъятия - с 30 до 19 процентов годовых [20, с. 61].

За 2012 год средний уровень процентной ставки межбанковского рынка снизился на 28,2 процентного пункта. В декабре 2012 года наблюдались внутримесячные колебания ставки МБК (в диапазоне от 21,1 до 40,7 процента годовых), отражавшие изменения ситуации с текущей ликвидностью в банковском секторе. Среднее значение ставки МБК уменьшилось с 33,8 процента годовых в ноябре 2012 года до 27,6 процента годовых в декабре [20, с. 61].

В течение 2013 года Национальный банк регулировал процентные ставки по своим инструментам, исходя из ситуации с ликвидностью в банковской системе.

В декабре 2013 года ставки по операциям изъятия ликвидности (депозит овернайт) находились на уровне 20 процентов годовых, по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности - 35 процентов годовых. В условиях недостатка банковской ликвидности, сохранявшегося в декабре 2013 года, Национальный банк предоставлял банковской системе ресурсы посредством проведения двусторонних операций [19, с. 60].

Таким образом, ставки по операциям Национального банка Республики Беларусь на финансовом рынке за 2011 год возросли, за 2012 снизились, за 2013 год по кредиту овернайт и СВОП овернайт (по национальной валюте) снизились, по депозитам овернайт выросли на 1 процентный пункт, а по ломбардному кредиту по фиксированной ставке и сделкам СВОП (по национальной валюте) к концу года остались на уровне, который был в феврале 2013 года. Что касается 2014 года, то Национальный банк Республики Беларусь с начала года снижает ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки текущей ликвидности банков и по состоянию на 16 апреля они составили 28 процентов годовых.

Ставки по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности банков остаются без изменений на уровне 20 процентов годовых.

На данной диаграмме представлена динамика ставки рефинансирования за 2011 - 2014 (январь-март) года.

Рисунок 2.3 - Динамика ставки рефинансирования за 2011-2014 (январь-март) года, процентов годовых

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [22].

На фоне ускорения инфляционных процессов с начала 2011 года Национальным банком были приняты меры по ужесточению монетарных условий, включая повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка.

В целях оперативного реагирования на изменение текущей экономической ситуации в стране и усиления защиты рублевых вкладов в банках от инфляции, в 2011 году ставка рефинансирования поэтапно повышалась с 10,5 процента годовых до 45 процентов годовых.

Ставка рефинансирования в течение 2012 года многократно снижалась. Так, на начало года она составляла 45 процентов, а с 12 сентября 2012 года - 30 процентов годовых. Дальнейшее снижение ставки рефинансирования было приостановлено с октября 2012 года. Это решение обусловлено антиинфляционной направленностью, проводимой Национальным банком денежно-кредитной политики, что благоприятно отразилось на валютном и денежном рынках.

В течение шести месяцев 2013 года ставка рефинансирования была снижена с 30 процентов на начало года до 23,5 процента годовых на 10 июня 2013 года, а в последующие месяцы до конца года снижение ставки рефинансирования было приостановлено в целях сохранения антиинфляционной направленности процентной политики и поддержания устойчивой ситуации на депозитном и валютном рынках.

В 2014 году 16 апреля произошло первое снижение ставки рефинансирования. Она была снижена всего лишь на 1 процент и составила 22,5 процента. Следует отметить, что в соответствии в Основными направлениями денежно-кредитной политики ставка рефинансирования к концу года должна составить 14 - 16 процентов годовых.

Таким образом, ставка рефинансирования продолжает находиться на достаточно высоком уровне. Резкое снижение ставки рефинансирования в Беларуси нецелесообразно, поскольку может привести к отрицательным последствиям на денежном рынке.

Рассмотрим нормативы обязательных резервов Республики Беларусь, которые представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Нормативы обязательных резервов

Дата начала действия норм

По привлеченным средствам в национальной валюте

По привлеченным средствам в иностранной валюте


по средствам физических лиц

по средствам юридических лиц


01.01.2011

0

6

6

01.03.2011

0

9

9

01.11.2011

0

7,5

7,5

01.05.2012

0

10,0

10,0

01.09.2012

0

10,0

12,0

01.08.2013

0

10,0

14,0

01.02.2014

0

9,0

13,0



Примечание - Источник: собственная разработка на основе [22].

Отметим, что нормативы обязательных резервов по средствам физических лиц, привлеченным в национальной валюте, начиная с начала 2011 года составляли 0 процентов и остались неизменными до настоящего времени.

Что касается нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в национальной валюте и привлеченным средствам в иностранной валюте, то они имели тенденцию роста на протяжении 2011 - 2013 годов, за исключением 1 ноября 2011 года, когда они были снижены на 1,5 процента по сравнению с 1 марта 2011 года.

Национальный банк Республики Беларусь 1 мая 2012 года повысил нормативы обязательных резервов, перечисляемых банками на счет регулятора от суммы средств депозитов в рублях и валюте, с 7,5 до 10 процентов. Повышение резервных требований было направлено на сокращение объема избыточной ликвидности банков.

После этого 1 сентября 2012 года Национальный банк увеличил с 10 до 12 процентов нормативы обязательных резервов от привлеченных средств в иностранной валюте для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Это было сделано в целях содействия достижению целевого уровня инфляции и дедолларизации экономики.

Начиная с 1 февраля 2014 года банки второго уровня резервируют 9 процентов от привлеченных средств юридических лиц в национальной валюте (ранее 10 процентов) и 13 процентов - от средств, привлеченных у бизнесменов в иностранной валюте (ранее 14 процентов).

Основной целью данных изменений является повышение доступности банковских кредитов для реального сектора экономики.

Банки, привлекая иностранную валюту, обязаны делать отчисления в фонд обязательных резервов Национального банка. На каждые 100 привлеченных долларов банки должны 13 долларов (в рублевом эквиваленте) перечислить в фонд обязательных резервов Национального банка.

Таким образом, банкам необходимо делать значительные резервные отчисления в белорусских рублях, что еще больше осложняет ситуацию с рублевой ликвидностью банков.

Что касается прямых инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь, то имеется запрет на валютное кредитование физических лиц. Предприятиям банки могут выдавать кредиты в валюте на приобретение импорта, а также на инвестиционные проекты для расчетов с резидентами.

Национальному банку Республики Беларусь удалось достигнуть определенных прогрессов в использовании основных инструментов денежно-кредитной политики. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

В результате проведенного анализа денежно-кредитной политики Республики Беларусь можно сделать вывод, что сохраняется стратегическая направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике после кризиса. Инструменты направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ключевая роль отводится процентной политике, приоритетом которой является поддержание положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков.

3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

После валютных кризисов 2009 и 2011 годов неэффективность денежно-кредитной политики, основанной на фиксированном обменном курсе, в условиях белорусской экономики стала очевидной. Несмотря на то, что с осени 2011 года обменный курс стал более гибким, он, как видим, недостаточно гибок для уравновешивания баланса внешней торговли. Переоцененный белорусский рубль, во-первых, снижает ценовую конкурентоспособность белорусских товаров, что негативно влияет на динамику промышленного производства. Во-вторых, неравновесие на валютном рынке приводит к росту девальвационных ожиданий населения и периодам значительного дефицита ликвидности в банковском секторе. Это не позволяет процентным ставкам по кредитам снизиться до приемлемых значений, что сдерживает кредитование и негативно влияет на экономический рост. Рост спроса на иностранную валюту привел к существенному дефициту ликвидности в банковском секторе в октябре 2012 года. Процентные ставки по рублевым кредитам на межбанковском рынке в среднем выросли более чем в два раза, что привело и к значительному повышению процентных ставок на депозитно-кредитном рынке. Наличие больших объемов льготных кредитов и растущее значение кредитования в иностранной валюте еще более усложняют проведение денежно-кредитной политики. Рост внешнеторгового дефицита и спроса на иностранную валюту в июле 2013 года снова привел к недостатку ликвидности, который достиг пика в октябре-ноябре. Также имеются проблемы с инфляцией. Национальному банку не удается достичь запланированных значений инфляции.

В условиях сильной неопределенности в отношении вероятности дальнейшего снижения инфляции и сохранения высоких инфляционных ожиданий Международный валютный фонд предусматривает комплексный подход. Во-первых, Национальному банку следует сжать ликвидность для приведения ставок денежного рынка в соответствие со ставкой рефинансирования и сузить коридор директивной ставки для уменьшения изменчивости процентных ставок. Во-вторых, ему следует использовать меры макропруденциальной политики для сдерживания быстрого роста кредитования в иностранной валюте. В-третьих, если снижение инфляции, имеющее место в последнее время, не продолжится в течение нескольких последующих месяцев, потребуется повысить директивные ставки для обеспечения дальнейшей дезинфляции. Национальному банку следует также без промедления повысить ставки, если экспансионистская политика в сфере заработной платы или целевого кредитования начнет угрожать стабильности, или же вновь возникнет значительное понижательное давление на обменный курс. Национальному банку следует воздержаться от административных мер для сдерживания ставок коммерческого кредитования, поскольку такие меры маскируют состояние денежно-кредитной политики и чрезмерно препятствуют деятельности банков.

Целью должно стать достижение уровня инфляции не позднее 2014 года. В этом контексте персонал Международного валютного фонда рекомендовал Национальному банку двигаться в направлении принятия системы таргетирования инфляции, но подчеркнул, что для успешного перехода со временем к тагетированию инфляции потребуются последовательная макроэкономическая политика и более широкие структурные реформы, в том числе расширение автономии Национального банка, резкое сокращение целевого кредитования и укрепление рыночных механизмов в финансовой системе.

Необходимо поддерживать гибкий обменный курс в качестве буфера для защиты от шоков, и смягчения внешних дисбалансов. Интервенции в целом должны проводиться только для сглаживания чрезмерной изменчивости обменного курса, не препятствуя при этом основному тренду обменного курса. При этом, ввиду небольшого объема резервов и отсутствия признаков заниженного обменного курса рубля, официальным органам следует воспользоваться возможностью для наращивания резервов в периоды повышательного давления на обменный курс [23, с. 11].

Персонал Международного валютного фонда рекомендовал рассмотреть дополнительные меры по ограничению роста кредитования в иностранной валюте. В частности, персонал рекомендовал рассмотреть повышенные весовые коэффициенты риска для валютных кредитов [23, с. 13].

Переход к таргетированию инфляции в Беларуси уже давно рекомендуется как международными организациями, в частности МВФ (упоминается еще в МВФ (2007)), так и независимыми экономистами.

При режиме таргетирования инфляции центральный банк устанавливает определенную цель по инфляции (конкретное значение или узкий диапазон) и реализует денежно-кредитную политику таким образом, чтобы выполнить эту цель. Денежно-кредитная политика в таком случае может осуществляться в первую очередь путем изменения процентных ставок центрального банка с целью влияния на ставки межбанковского рынка, а затем - на ставки депозитно-кредитного рынка. При таргетировании инфляции информация о цели и действиях центрального банка является максимально открытой - в результате экономические субъекты могут верно формировать свои ожидания, что способствует и достижению цели. При этом центральный банк несет ответственность перед правительством. Если цель по инфляции не была выполнена, то должны быть подробно проанализированы причины и предложены меры по корректированию механизма реализации денежно-кредитной политики. Если цель не выполняется несколько раз, то руководство центрального банка может быть уволено.

Известно, что низкая и стабильная инфляция способствует экономическому росту. Более того, согласно современной экономической теории, стабилизация инфляции приводит к тому, что реальный ВВП будет близок к потенциальному уровню, т.е. уровню, который достигается при полном использовании ресурсов. Наконец, в случае Беларуси таргетирование инфляции способствовало бы дедолларизации экономики. Во-первых, достижение низкой и стабильной инфляции существенно укрепило бы доверие к белорусскому рублю. Во-вторых, непредсказуемость гибкого обменного курса снизила бы спрос на финансовые инструменты в иностранной валюте, особенно учитывая, что они менее доходны.

Таргетирование альтернативных показателей, таких как обменный курс или денежная масса, по разным причинам не настолько эффективно. Фиксированный обменный курс в условиях инфляции приводит к укреплению реального обменного курса, что негативно сказывается на платежном балансе, валютных резервах и может привести к валютному кризису. С этим Беларусь уже сталкивалась. Таргетирование денежной массы может быть неэффективным при нестабильном спросе на деньги: колебания спроса приводят к колебаниям процентных ставок, разрыва выпуска (отклонения реального ВВП от потенциального уровня) и инфляции, что нежелательно. Чтобы возвратить процентные ставки к прежним значениям, нужно изменить объем денежной массы, т.е. нарушить поставленную цель, и делать это придется часто. Таргетирование инфляции лишено этих недостатков.

На практике центральные банки, которые реализуют денежно-кредитную политику на основе таргетирования инфляции, реагируют не только на отклонения инфляции от целевого уровня, но как минимум и на динамику реального ВВП. Современное теоретическое объяснение заключается в том, что стабилизация инфляции хоть и способствует возвращению реального ВВП к потенциальному уровню, однако в случае некоторых шоков и особенностей реальной экономики не устраняет колебания реального ВВП относительно эффективного уровня, который был бы достигнут при совершенной конкуренции в экономике. С точки зрения максимизации благосостояния населения желаемым является достижение именно эффективного уровня. Центральный банк не может одновременно достичь и цели по инфляции, и желаемого роста ВВП, поэтому стремится минимизировать потери благосостояния, для чего необходимо реагировать и на инфляцию, и на выпуск.

Центральные банки в рамках таргетирования инфляции могут реагировать и на динамику обменного курса, так как изменения обменного курса влияют на инфляцию (в первую очередь через изменение цен импортных товаров и услуг, а также товаров и услуг, при создании которых используются импортные составляющие). Это особенно актуально для стран с большой долей внешнеторгового оборота в ВВП, то есть и для Беларуси. Например, если национальная валюта обесценивается, то центральный банк может повысить процентные ставки, чтобы не допустить ускорения инфляции. Однако в таких ситуациях необходимо различать причины изменений обменного курса. Если обесценение является результатом оттока капитала вследствие портфельного инвестирования в новые высокодоходные финансовые инструменты за рубежом или результатом резкого роста девальвационных ожиданий вследствие какой-то негативной информации, то это действительно должно привести к росту инфляции - в такой ситуации логично повысить процентные ставки. Если же обесценение происходит по причине резкого снижения спроса на экспорт в результате какого-то внешнего шока, то это будет способствовать снижению роста ВВП и замедлению инфляции - в данном случае нужно, наоборот, снизить процентные ставки.

Относительно обменного курса также нужно отметить, что в развивающихся странах, которые перешли на использование режима таргетирования инфляции, часто существует проблема конфликта целей денежно-кредитной политики: центральный банк пытается одновременно и выполнить цель по инфляции, и удержать обменный курс в некоторых пределах. В таком случае попытка удержать обменный курс может привести к неверным действиям центрального банка и негативным последствиям для экономики, которые в итоге могут привести и к фиаско в удерживании обменного курса, предполагая, что экономические субъекты могут свободно размещать денежные средства за рубежом или, например, размещать иностранную валюту на депозитах внутри страны [24].

Инфляционное таргетирование не лишено собственных недостатков и проблем:

–       динамика инфляции (в странах с переходной экономикой) находится в зависимости от множества факторов, которые недостаточно контролируются денежными властями. Например, если в динамике инфляции преобладают немонетарные факторы, то использование инструментов денежно-кредитной политики может оказаться малоэффективным;

–       большая сосредоточенность денежно-кредитной политики на достижении целевого параметра инфляции может привести к игнорированию других макроэкономических показателей. В краткосрочном периоде таргетирование инфляции ведет к медленному и неустойчивому выпуску товаров, а в долгосрочной перспективе - к большим колебаниям занятости и ВВП; существует проблема выбора конкретного индекса цен в качестве целевого параметра. Во многих странах вместо индекса потребительских цен используются другие индексы «очищенные» от влияния факторов, не зависящих от колебаний мировых цен, административного регулирования, сезонных колебаний. В данном случае имеется опасность, что скорректированный показатель будет существенно отличаться от публикуемого индекса потребительских цен или дефлятора ВВП.

Для того, чтобы режим таргетирования инфляции смог заработать в Беларуси необходимо:

–       во-первых, как отмечено выше, необходимо перейти на гибкий обменный курс (более гибкий, чем в настоящее время), чтобы не возникало конфликта между целями денежно-кредитной политики;

–       во-вторых, Национальный банк должен получить уровень независимости, достаточный для того, чтобы использовать инструменты денежно-кредитной политики таким образом, как будет необходимо для достижения цели по инфляции, даже если действия Национального банка будут «нежелательными» с точки зрения политиков или населения. Кроме того, действия Национального банка должны быть максимально прозрачными;

–       в-третьих, желательно сделать ценообразование максимально свободным, отказавшись от административного регулирования цен на многие товары и услуги, чтобы денежно-кредитная политика быстрее и в полной мере влияла на общий уровень цен в экономике;

–       в-четвертых, бюджетно-налоговая политика не должна препятствовать целям денежно-кредитной политики. Это значит, что дефицит бюджета не должен финансироваться за счет кредитов Национального банка (в Беларуси это условие выполняется). Кроме того, нежелательно, чтобы правительство направляло свои средства на счетах в Национальном банке на кредитование экономики через государственные банки. Оба этих механизма способствуют дополнительной инфляции;

–       в-пятых, необходимо максимально сократить кредитование в рамках государственных программ и осуществлять его только через созданный Банк развития. Это сделает процентные ставки в государственных банках рыночными, и они будут изменяться соответственно процентной политике Национального банка, что будет приводить к динамике кредитования, требуемой для выполнения целей по инфляции. Наконец, перед переходом к режиму таргетирования инфляции желательно с помощью жесткой экономической политики снизить инфляцию примерно до 10 процентов в годовом выражении. Затем необходимо постепенно снижать ее дальше уже в рамках таргетирования. Сразу устанавливать цель, например, на уровне 2 процентов нежелательно, так как для этого может потребоваться чрезмерно жесткая денежно-кредитная политика, которая может привести к серьезной рецессии. Для успешной реализации таргетирования инфляции необходима и работа по повышению качества моделей, которые используются для прогнозирования инфляции и анализа воздействия денежно-кредитной политики на экономику [24].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена проводимая Национальным банком Республики Беларусь денежно-кредитная политика, инструменты ее проведения, выявлены проблемы и предложены пути решения.

Проведённый в курсовой работе анализ позволяет сделать следующие выводы:

.        Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

.        Она является составной частью единой государственной экономической политики и реализуется путем проведения денежно-кредитного регулирования - совокупности мероприятий центрального банка, направленных на достижение целей денежно-кредитного регулирования.

.        В зависимости от избрания тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулирования: гибкое, жесткое и промежуточное.

.        Основными целями денежно-кредитной политики является следующие:

–       смягчение циклических колебаний;

–       сдерживание инфляционных процессов;

–       регулирование темпов экономического роста;

–       обеспечение полной занятости.

.        Выделяют общие и селективные, прямые и косвенные инструменты денежно-кредитной политики.

.        В качестве основных инструментов денежно-кредитной политики выделяют:

–       операции на открытом рынке с государственными и собственными ценными бумагами;

–       регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) и проведение специальной дисконтной политики;

–       изменение норматива отчислений в обязательные резервы и регулирование ликвидности национальной платежной системы;

–       лимитирование объема активных и пассивных операций коммерческих банков (объем кредитования, банковская маржа, объем привлечения заемных средств и т.п.);

–       административное регулирование, лицензирование, аттестация кадров и т.п.

.        Первые три инструмента в рамках современной денежно-кредитной политики принято рассматривать в качестве основных. Остальные инструменты относятся к числу селективных или выборочных.

.        Осуществляя денежно-кредитную политику в 2011 - 2014 (январь - апрель) годах, у Национального Банка имеются проблемы. Ставка рефинансирования продолжает находиться на достаточно высоком уровне. Не удается достигнуть запланированных значений инфляции. Запланированное значение международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда удалось достигнуть лишь в 2011 году. Требования белорусских банков к экономике растут слишком быстро. Это увеличивает вероятность дестабилизации финансовой системы страны. Нормативы обязательных резервов также увеличены по сравнению с 2011 годом, что уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.

.        Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь будет также зависеть от того насколько гибко денежно-кредитное регулирование будет сопоставляться с бюджетной и налоговой политикой.

.        Денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений.

.        Возможным решением проблем, стоящих перед денежно-кредитной политикой Республики Беларусь, является таргетирование инфляции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Денежно-кредитное регулирование: учеб. пособие / О. И. Румянцева [и др.]; под ред. О. И. Румянцевой. - Минск: БГЭУ, 2011. - 461 с.

.        Деньги, кредит, банки: учебник / Г. И. Кравцова, Г. С. Кузьменко, О. И. Румянцева [и др.]; под ред. проф. Г. И. Кравцовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2007. - 444 с.

.        Деньги, кредит, банки: учеб.-метод. комплекс для студентов экономических специальностей / 2-е изд. испр. и доп.; Сост.: Б. Н. Желиба, И. Н. Кохнович - Мн.: Изд-во МИУ, 2007. - 260 с

.        Макроэкономика: учеб. пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Л. Н. Новикова [и др]. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.

.        Кравцова Г. И. Кузьменко Г. С. Кравцов Е. И. Деньги, кредит, банки. Под ред. Г. И. Кравцовой Мн.: БГЭУ, 2003. - 527 с.

.        Деньги, кредит, банки: учеб. / Г. И. Кравцова [и др.]; под ред. Г. И. Кравцовой. - Минск: БГЭУ, 2012. - 639.

.        Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: учебник / под общ. ред. д.э.н., проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство ”Дело и Сервис“, 2005. - 464 с. - (”Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова“).

.        Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др.; Макроэкономика: Учебное пособие. / Под ред. М.И. Плотницкого.- М.: Новое знание, 2002. - 462 с. - (экономическое образование)

.        Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 380с., ил.

.        Деньги, кредит, банки. Экспресс курс: Учебное пособие / кол. авт.; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009. - 320 с.

.        Голубев С. В., Володько О. В., Шумак Ж. Г. Макроэкономика: курс лекций. - Мн.: ООО ”Мисанта“, 2006. - 200с.

.        Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2013 г., № 416-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 15.09.2014

.        Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 03.03.2011г., № 73, Минск - 41 с.

.        Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год: Указ Президента Респ. Беларусь от 19 ноября 2010 года, № 597 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 17.09.2014

.        Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год: Указ Президента Респ. Беларусь от 23 декабря 2011 года, № 591// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 17.09.2014

.        Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год: Указ Президента Респ. Беларусь от 25 сентября 2012 года, № 419 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО ”ЮрСпектр“, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 20.09.2014

.        Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение: Национальный банк Республики Беларусь, 2011 г., Минск - с. 102

.        Ермакова Н.А. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2012 год и задачи банковской системы по их реализации в 2013 году / Ермакова Н.А. // докл. на расширенном заседании Правления / Банковский вестник, №4 (585) февраль 2013 года - 72 с.

.        Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение: Национальный банк Республики Беларусь, 2013 г., Минск - с. 146

.        Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение: Национальный банк Республики Беларусь, 2012 г., Минск - с. 146

.        Ермакова Н.А. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2013 год и задачах банковской системы по их реализации в 2014 году / Ермакова Н.А. // тез. докл. на расширенном заседании Правления Национального банка / Банковский вестник, №2 (607) февраль 2014 года - 72 с.

22.    Национальный банк Республики Беларусь. -[Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.nbrb.by/.  <http://www.nbrb.by/> Дата доступа: 12.10.2014

.        Доклад МВФ по стране № 13/159. Республика Беларусь консультации 2013 года в соответствии со статьей IV и обсуждение четвертого постпрограммного мониторинга / Международный валютный фонд, июнь 2013 года - 40 с.

.        Александр Зарецкий / Как усовершенствовать монетарную политику в Беларуси?/ [Электронный ресурс] // 07 марта 2014 - Режим доступа: http://www.reseаrch.by/webrооt/delivery/files/dp2014r02.pdf - Дата доступа: 13.10.2014.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Таблица А - Международные резервные активы Республики Беларусь в соответствии с методологией МВФ, млн. долларов США


Всего

Монетарное золото

Специальные права заимствования

Резервная позиция в МВФ

Резервные активы в иностранной валюте

Прочие активы

01.04.2014

5 715,1

1 843,8

574,2

0,0

2 913,9

383,1

01.03.2014

6 143,6

1 892,6

574,8

0,0

3 114,0

562,1

01.02.2014

6 227,8

1 784,7

574,1

0,0

3 380,8

488,1

01.01.2014

6 650,9

1 713,9

571,7

0,0

3 738,2

627,1

01.12.2013

6 458,7

1 752,7

569,9

0,0

3 665,0

471,1

01.11.2013

6 820,7

577,4

0,0

3 780,9

611,1

01.10.2013

7 387,7

1 852,6

568,3

0,0

4 146,6

820,1

01.09.2013

7 701,4

1 946,6

561,3

0,0

4 656,3

537,2

01.08.2013

7 926,9

1 833,7

571,1

0,0

4 249,6

1 272,5

01.07.2013

8 017,6

1 662,8

557,1

0,0

3 807,5

1 990,2

01.06.2013

8 027,1

1 944,4

555,1

0,0

3 727,6

1 799,9

01.05.2013

8 270,0

2 046,7

573,0

0,0

3 650,6

1 999,7

01.04.2013

8 148,7

2 224,3

554,3

0,0

3 369,6

2 000,4

01.03.2013

8 012,5

2 208,9

560,0

0,0

3 242,9

2 000,5

01.02.2013

8 024,6

2 312,9

569,2

0,0

3 320,7

1 821,9

01.01.2013

8 095,0

2 286,0

567,5

0,0

3 240,2

2 001,2

01.12.2012

8 207,6

2 370,3

566,8

0,0

3 268,2

2 002,2

01.11.2012

8 039,7

2 282,7

585,4

0,0

3 165,5

2 006,2

01.10.2012

8 126,0

2 354,7

569,5

0,0

3 326,4

1 875,5

01.09.2012

8 141,2

2 264,7

562,0

0,0

3 460,8

1 853,7

01.08.2012

8 247,5

2 228,3

574,1

0,0

3 442,3

2 002,9

01.07.2012

8 329,5

2 194,2

560,1

0,0

3 572,9

2 002,2

01.06.2012

8 038,5

2 138,4

557,5

0,0

3 876,9

1 465,6

01.05.2012

7 975,2

2 266,4

590,6

0,0

3 877,2

1 240,9

01.04.2012

8 085,2

2 281,9

571,7

0,0

4 311,1

920,5

01.03.2012

8 016,1

2 425,9

574,2

0,0

3 914,2

1 101,7

01.02.2012

7 981,2

2 390,1

591,3

0,0

3 774,1

1 225,7

01.01.2012

7 915,9

1 904,7

572,4

0,0

4 488,7

950,1

01.12.2011

7 355,1

1 795,5

578,5

0,0

4 447,0

534,1

01.11.2011

4 631,0

1 767,7

612,4

0,0

1 917,6

333,3

01.10.2011

4 715,8

1 610,9

581,7

0,0

2 239,4

283,8

01.09.2011

4 580,9

1 803,3

599,4

0,0

1 795,7

382,4

01.08.2011

4 178,3

1 645,5

618,8

0,0

1 469,9

444,1

01.07.2011

4 150,9

1 521,2

591,0

0,0

1 699,1

339,6

01.06.2011

3 593,2

1 550,9

591,2

0,0

1 321,0

130,1

01.05.2011

3 793,5

1 546,8

598,6

0,0

1 440,7

207,4

01.04.2011

3 761,4

1 400,4

585,5

0,0

1 337,5

438,0

01.03.2011

4 023,6

1 260,7

580,9

0,0

1 281,3

900,7

01.02.2011

4 343,0

1 399,9

575,8

0,0

1 285,1

1 082,2

01.01.2011

5 030,7

1 599,8

567,7

0,0

1 907,7

955,5


Примечание - Источник: [22].

Приложение Б

Таблица Б - Cтавки по операциям Национального банка Республики Беларусь на финансовом рынке, проценты


Постоянно доступные операции

Двусторонние операции


кредит овернайт

СВОП овернайт (по национальной валюте)

депозиты овернайт

ломбардный кредит по фиксированной ставке

сделки СВОП (по национальной валюте)

Срок (дней)

1

не более 7 дней

18.01.2011

16

7

16

13

26.01.2011

16

7

16

15

16.03.2011

18

7

18

15

23.03.2011

18

7

18

17

20.04.2011

19

8

19

19

18.05.2011

22

11

22

22

01.06.2011

25

13

25

25

22.06.2011

28

14

28

28

13.07.2011

30

15

30

30

17.08.2011

32

16

32

32

01.09.2011

37

18

37

37

14.09.2011

40

20

40

40

14.10.2011

50

25

50

50

11.11.2011

60

30

60

60

25.11.2011

65

30

65

65

12.12.2011

70

30

70

70

15.02.2012

68

30

68

68

02.04.2012

64

28

64

64

04.04.2012

64

25

64

64

60

23

60

60

16.05.2012

55

20

55

55

20.06.2012

50

20

50

50

18.07.2012

50

19

50

50

13.02.2013

50

19

35

35

13.03.2013

50

17

33

33

17.04.2013

45

17

31

31

15.05.2013

40

17

29

29

12.06.2013

38

17

29

29

01.07.2013

35

20

29

29

22.07.2013

40

20

40

40

06.09.2013

45

20

45

45

13.11.2013

40

20

40

40

27.11.2013

35

20

35

35

22.01.2014

33

20

33

33

12.02.2014

32

20

32

32

12.03.2014

30

20

30

30

16.04.2014

28

20

28

28


Примечание - Источник: [22].

Похожие работы на - Денежно-кредитная политика, её цели и особенности проведения в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!