Понятие и содержание макроэкономического планирования

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,26 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и содержание макроэкономического планирования

ВВЕДЕНИЕ

Макроэкономическое планирование собой представляет научную категорию, которая находится в неразрывной связи с интегративным способом производства.

К числу основных предпосылок, которые обусловливают потребность в государственном планировании, следует отнести:

. Значительное усиление роли государства, которое связано с необходимостью осуществлять контроль за рядом ключевых макроэкономических показателей национальной экономики, таких как денежная масса, бюджет, учетная ставка центрального банка и т.д.). Государство, при этом, выступает в роли субъекта управления, заинтересованного в установлении, а также поддержании сбалансированности народного хозяйства. В данном контексте макроэкономическое планирование следует рассматривать в качестве основы государственного регулирования экономики.

. Макроэкономическое планирование оказывается необходимым в тех сферах экономики на уровне государства, где участие рынка оказывается очень ограниченным (к примеру, армия, фундаментальные исследования и т.д.).

. Важнейшей функцией государственного планирования выступает преодоление «провалов рынка» (например, безработицы, инфляции, дефицита бюджета и т.п.).

. Увеличение веса макроэкономического планирования в некоторой мере можно объяснить все усиливающейся интеграцией национальных экономик.

. В современном мире макроэкономическое планирование необходимо рассматривать как важнейший механизм, который координирует границы государственного регулирования экономики.

. Усиление роли государственного планирования можно также связывать с необходимостью разрешения глобальных проблем, таких как, к примеру: долгосрочное развитие экономики, экологическая безопасность и т.п.

1. СУЩНОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

планирование прогнозирование макроэкономический

Под прогнозом следует понимать систему обоснованных научных предположений о возможных состояниях объекта в будущем, то есть, об альтернативных путях развития его. В сравнении с гипотезой, прогноз обладает в гораздо большей степени выраженной определенностью, потому как основывается не лишь на качественных, но также и на количественных показателях. Прогноз характеризует предвидение состояния объекта на основе конкретно-прикладной теории, а потому и является более достоверным. В это же время прогноз, как правило, является неоднозначным, имея вероятностный, многовариантный характер. Прогнозирование - это процесс разработки прогноза [4, с. 23].

Планирование представляет собой процесс научного обоснования приоритетов, вырабатывания путей, а также средств достижения целей. На практике планирование реализуется посредством разработки планов. Отличительной чертой планирования можно назвать конкретность показателей, определенность как по времени их, так и в количественном плане.

Планом является документ, в котором содержится система определенных показателей, а также комплекс разного рода мероприятий по решению различных задач социально-экономического развития. В плане отражены приоритеты, цели, ресурсы, источники их обеспечения, а также порядок и сроки выполнения данных задач.

План и прогноз в значительной мере взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комбинации сочетаний плана и прогноза бывают самыми различными: в большинстве случаев, к примеру, прогноз предшествует разработке плана, может следовать за ним (если это, например, прогнозирование последствий принятого решения). Также прогнозирование может проводиться и в процессе разработки плана, играть роль плана самостоятельно, в особенности в таких крупномасштабных экономических системах, как регион, государство (когда не представляется возможным обеспечение точного определения показателей, другими словами, когда план приобретает все более выраженный вероятностный характер, превращаясь, практически, в прогноз.

Планирование является всегда нацеленным на обоснование принятия и практической реализации управленческих решений. Целью прогнозирования выступает, в первую очередь, создание научных предпосылок для осуществления данных решений. Данные предпосылки включают в себя:

научно обоснованный анализ тенденций развития экономической системы;

вариантное предвидение предстоящего развития экономики (которое учитывает, как уже устоявшиеся тенденции, так и намеченные цели);

оценку вероятных последствий и сценариев развития последствий принимаемых решений.

Обоснование направлений макроэкономического прогнозирования состоит в том, чтобы, в первую очередь, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, выяснив в исследуемой области перспективы отдаленного будущего, а с другой стороны - способствовать выработке оптимальных планов, опирающихся на корректно составленный прогноз, а также оценку последствий принятого решения в прогнозируемом периоде [5, с. 37].

Прогнозирование макроэкономических процессов реализуется в тесном единстве с иными видами прогнозирования, такими как социальное, политическое, демографическое, научно-техническое и др. Из этого следует, что при прогнозировании макроэкономических процессов активно применяются также: социально-экономические и демографические прогнозы, прогнозы освоения природных ресурсов, экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники и т. п.

Наукой и практикой непрерывно разрабатываются разнообразные формы планирования, из которых наиболее распространенными являются стратегическое, индикативное и директивное.

Стратегическое планирование является процессом значений экономических показателей и определения целей наиболее важным и основным направлениям социально-экономического развития государства (отрасли, предприятия и др.). Данный вид планирования ориентирован в основном на средне- и долгосрочный срок реализации, и при этом, непременно предполагает учет факторов внешней среды (то есть тех объективных факторов, на которые нельзя оказать непосредственное влияние).

Директивное планирование (жесткое, обязательное, которое непременно подлежит беспрекословному исполнению) предполагает применение, в первую очередь, административно-командных рычагов для обязательного воплощения в реальность поставленных задач и целей. Условие непременной обязательности исполнения реализуется посредством издания соответствующих нормативно-правовых документов, таких как законы, указы, приказы, распоряжения. После этого и осуществляются практическое претворение в жизнь поставленных задач, а также оперативный и тактический контроль степени выполнения с применением мер административного и иного воздействия к исполнителям [6, с. 74].

Что касается стратегического планирования, то оно подразумевает решение задач, определяющих сам характер экономических реформ (трансформаций, преобразований), устойчивость экономической системы, уровень благосостояния населения, обороноспособность государства и т.п. Конечный результат, при этом, не обязательно выступает как строго фиксированный, а чаще располагается в какой-то определенной зоне с заданными определенными границами как по времени, так и по величине.

Индикативное планирование выступает как основной рабочий инструмент по реализации целей, которые уже поставлены в стратегическом плане развития, с учетом конкретной экономической ситуации. Индикативный план-прогноз дополняет собой стратегический, выступая в качестве практического инструмента в реализации данной стратегии социально-экономического развития.

Индикативный план, в свою очередь, включает в себя следующие составные части:

концептуальную;

прогнозную;

планово-регулирующую (включающую в себя систему экономических регуляторов, а также реализацию государственных целевых комплексных программ).

В наши дни именно индикативное планирование получило наиболее широкое распространение во всем мире. Данный вид планирования подразумевает отход от жестких шаблонов директивного планирования, предусматривая более мягкое воздействие на экономическую систему, основываясь на наборе определённых макроэкономических показателей-индикаторов. Данная форма планирования несет в себе большей частью рекомендательный характер [6]. При этом, не стоит забывать о том, что в руках государства всегда, в той или иной мере остаются такие действенные рычаги, как: система льгот, квот, лицензий, субсидий, дотаций, дотаций и субвенций (дотаций, носящих строго целевой характер).

. ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

Разработка планов и прогнозов, конечно же, должна основываться на определенных методологических принципах. Итак, основополагающим принципом прогнозирования выступает принцип альтернативности, требующий необходимого проведения многовариантных (альтернативных) прогнозных разработок. Исходя из этого принципа, в основу будет положен наиболее эффективный вариант из нескольких возможных. Данный принцип вытекает из специфических характеристик прогноза и связан, при этом, с возможностями развития экономической системы и ее составляющих звеньев по разным траекториям [7, с. 45].

К наиболее важным методологическим принципам как планирования, так и прогнозирования, нужно отнести следующие принципы:

системности;

комплексности;

непрерывности;

целенаправленности и приоритетности;

адекватности;

оптимальности;

сбалансированности и пропорциональности;

сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования;

социальной ориентации.

Остановимся подробнее на наиболее важных из них.

Принцип системности подразумевает исследование качественных и количественных закономерностей в экономике, а также построение такой логически слаженной цепочки исследования, согласно которой процесс обоснования и выработки какого-либо решения необходимым образом будет отталкиваться от определения общей для всей системы цели, а также подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели.

В связи с постоянным совершенствованием производства основывающемся на новейших достижениях науки и техники, а также непрерывностью экономического развития, должен соблюдаться принцип непрерывности планирования (преемственности планов и прогнозов).

Принцип целенаправленности и приоритетности требует выполнения такого условия, чтобы каждый план непременно носил целевой характер. Другими словами, каждый план необходимым образом должен быть четко направлен на достижение поставленных целей, а в качестве приоритетов, при этом, должны выделяться важные социально-экономические проблемы и отрасли экономики, от развития и решения которых зависит развитие всей экономической системы.

Принцип оптимальности должен соблюдаться в целях обеспечения наиболее эффективного функционирования экономической системы. "Оптимальный" - значит наилучший, а это означает, что из всех возможных вариантов необходимо выбирать наиболее эффективный, а значит наилучший.

Принцип адекватности следует рассматривать в значительной мере в контексте моделирования социально-экономических процессов. Экономико-математическим моделям, которые используются в процессе прогнозирования развития экономической системы, необходимо быть адекватными, то есть отражать объективные процессы, которые реально происходят в экономике.

Принцип сбалансированности и пропорциональности, из своего названия подразумевает сбалансированное, а также пропорциональное развитие экономической системы. Вся сущность этого принципа состоит в балансовой увязке показателей, а также в установлении пропорций и обеспечения их соблюдения.

Принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования требует разработки отраслевых планов обязательно с учетом рационального использования местных ресурсов и соблюдения интересов данной территории. Следование данному принципу непременно способствует повышению эффективности производства, росту уровня жизни населения, а также улучшению состояния экологии [7].

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Развитие большинства стран с эффективной рыночной экономикой свидетельствует о том, что есть прямая зависимость государственной экономической политики, а также уровнем развития рыночных отношений. Так, чем сильнее развиты рыночные отношения (на современном этапе развития), тем более интенсивным является государственное влияние на формирование рыночных механизмов и регуляторов. Именно государство и создает благоприятные условия для развития свободного предпринимательства и эффективной конкурентной среды. В современной рыночной экономике государство становится фактически мозговым центром, регулирующим формирование благоприятной рыночной среды, а также обеспечивающим динамичность и устойчивость экономического роста [3, с. 124].

Общеизвестно, что в современной макроэкономической теории сформировались две наиболее известные альтернативные концепции макроэкономического регулирования: кейнсианство и монетаризм.

Согласно кейнсианская теории, основной акцент приходится на совокупный спрос и его компоненты.

Основополагающее кейнсианское уравнение:

С + G +I +(Е - М) = Y (1.1)

где

С - внутреннее потребление частного сектора;- расходы государства;- инвестиции;

Е - экспорт товаров и услуг;

М - импорт товаров и услуг;- объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления.

В состоянии равновесия левая часть уравнения (то есть совокупные расходы) равняется правой части (совокупному объему производства товаров и услуг в стране). Таким образом, кейнсианская модель экономического роста основывается на спросе, который и обеспечивает сбалансированность и динамичность роста. На данной модели основывается методика расчета ВНП, инвестиционных потоков, а также экспорта и импорта товаров, и услуг.

Кейнсианцы отталкиваются от того, что при свободном рынке отсутствует внутренний механизм, который обеспечил бы макроэкономическое равновесие. Именно по этой причине они настаивали на активном государственном вмешательстве в экономику при помощи фискальной (налогово-бюджетной) политики.

Наиболее ярким представителем монетарной теории выступал М. Фридмен. Основным параметром стабилизационной политики, в контексте данной теории, выступает объем денежного предложения. Таким образом монетаризм делает акцент на объем денежного предложения [1].

Основополагающим в данной теории выступает уравнение обмена:

МдV = PQ,

где

Мд - денежное предложение;- скорость обращения денежной масссы;

Р - уровень цен;- физический объем произведенных товаров и услуг.

Монетарная политика является одним из основополагающих макроэкономических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы оказывать влияние на объем денежной массы в обращении и, как следствие, на ставку процента.

Основное в деятельности государства - это социальная защита населения, под которой следует понимать систему нормативно-правовых, социально-экономических и социально-психологических гарантий, которые предоставляются трудоспособным гражданам. Нетрудоспособным гражданам - создание и поддержание определенного уровня жизнеобеспечения.

Формирование социальной защиты предусматривает такие направления государственной деятельности:

обеспечение всем членам общества достаточного прожиточного минимума, а также оказание материальной помощи тем, кому по объективным причин она является действительно необходимой;

создание условий, которые позволяли бы гражданам зарабатывать себе средства для полноценной жизни любыми (законными) способами, которые обеспечивали бы также на высоком уровне удовлетворение потребностей граждан в медицинской помощи, образовании, и т. д.;

непрерывное улучшение условий труда для наемных работников, а также совершенствование механизма защиты их от негативных факторов рыночной экономики (безработица, инфляция и т.д.);

обеспечение экологической безопасности всех членов социума;

защита гражданских, а также политических прав, и свобод (соответствующие основным принципам социального, правового государства);

обеспечение защиты граждан от преступности, политических преследований, идеологического давления, административного произвола и т.д.;

обеспечение благоприятного социально-психологического климата в социуме;

обеспечение максимальной стабильности в обществе.

Государственное регулирование экономики - это целенаправленное влияние государства на макроэкономические процессы развития экономики с целью обеспечения ее стабильности, либо же структурной трансформации в нужном для общества направлении. В системе мероприятий государственного воздействия выделяют два различных аспекта - практический, а также научный. Практическим опытом выступает совокупность определенных мер по претворению в жизнь мероприятий государственного регулирования [1]. Теоретический аспект - это систематическое научно обоснованное исследование действий, мотивов, мер, которые нацелены на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам следует отнести описываемую ранее разработку моделей и прогнозов.

Экономика, как наука, рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования, а также прикладные цели. В любой стране основной целью должно выступать достижение максимального благосостояния всего общества. Однако реализация данной цели возможна посредством достижения прикладных целей, к которым следует отнести:

·экономический рост;

·ценовую стабильность, а также устойчивость национальной валюты;

·максимально возможная занятость;

·внешнеторговый баланс.

Обеспечение экономического роста в системе экономических целей, по праву, считается доминирующей задачей, поскольку её разрешение связывается с ростом (как в абсолютном, так и относительном выражении) валового национального продукта.

С обеспечением экономического роста связана и другая, не менее важная цель - обеспечение максимально полной занятости. Данная задача решается созданием новых рабочих мест, а также различными методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер часто называют также политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты также является одним из основных условий стабильного развития экономики. Именно потому достижение данной цели выступает одним из важнейших ориентиров в экономической политике государства [3, с. 155].

Решение трех вышеназванных задач означает достижение в рамках национальной экономики относительного макроэкономического равновесия, а также создание наиболее благоприятных условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Последнее поддерживается системой государственных мероприятий в сфере международной торговли: движение капитала, рабочей силы, обеспечение сбалансированности платежного баланса.

Общепринятыми инструментами государственного регулирования также считается денежно-кредитная, финансовая, структурная, промышленная, а также научно-техническая политика. При помощи них обеспечивается достижение и дальнейшее стимулирование экономического роста и макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика, а также внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного воздействия на экономическую систему, нисколько не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. При помощи социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, а также относительно справедливое распределение доходов широких слоев населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечение роста национальной экономики, который достигается в ущерб ее конкурентоспособности, не может являться целью современной экономической стратегии развитых стран. Основной целевой функцией государства может быть обеспечение долгосрочной конкурентоспособности национальной экономики, обусловливающей прочность и устойчивость позиций государства в общемировой системе разделения и кооперации труда. Такое изменение ориентиров экономической политики требует также и соответствующего изменения теоретических и методических основ всей системы макроэкономического планирования.

Объектом макроэкономического планирования на современном этапе становится расширенное воспроизводство в единстве всех его фаз, или интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства, как неразрывное единство движения товарной и денежной массы.

Стратегической целью макроэкономического планирования можно считать обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты.

В соответствии с данным подходом следует осуществить корректировку стратегии и политики проведения экономической политики государства, включая систему государственного регулирования экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Самуэльсон П. Экономика: В 2 т. - М.: АЛГЕН, 2012.

. Современная экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова. - М.; Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

. Хайман Д.Н. Современная макроэкономика. - М.: Финансы и статистика, 2012.

. Борисевич, Прогнозирование и планирование экономики / В.М. Борисевич. - Минск: Экоперспектива, 2010.

. Владимирова, Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Л.П. Владимирова. - Москва: Дашков и Ко, 2009

. Герасенко, Планирование и прогнозирование в экономике / В.П. Герасенко. - Минск: Новое знание, 2010.

. Черныш, Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Е.А. Чернышев. - Москва: ПРИОР, 2011.

Похожие работы на - Понятие и содержание макроэкономического планирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!