Особенности функционирования Центрального банка России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,55 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности функционирования Центрального банка России

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

.1 Сущность Банка России и его организационная структура

.2 Цели и задачи Банка России

.3 Функции Центрального Банка Российской Федерации

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

2.2 Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую позицию центрального банка в регулировании банковской деятельности.

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика, и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Он определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках. Кроме того, Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Данные функции наделяют Центральный банк соответствующими полномочиями, в результате чего на разных этапах развития банковской системы Банк России играл разные роли. Определение положения Центрального банка на современном этапе развития банковской системы представляется очень важным и именно поэтому данная тема является актуальной.

В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ функционирования Банка России и анализ выполнения им своих задач и функций.

В соответствии с указанной целью в данной курсовой работе были поставлены и решались следующие задачи:

. рассмотреть сущность Банка России и его организационную структуру;

. рассмотрение задач и функций Банка России.

. раскрыть функции Центрального Банка России;

. проанализировать принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу;

. рассмотреть сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса.

Структура курсовой работы была определена в соответствии с необходимостью достижения цели работы и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе идет речь об общей характеристики Центрального Банка РФ, вопросы, касающиеся сущности Центрального банка Российской Федерации, его деятельность в соответствии с возложенными на него задачами и функциями.

Во второй главе рассматривается деятельность Центрального Банка России на современном этапе, а также прогнозы макроэкономического развития на ближайшие годы.

В заключении подведены итоги всей проделанной работы и сделаны соответствующие выводы.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

1.1 Сущность Банка России и его организационная структура

В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Центральный банк часто выступает в качестве «фирменного банка» государства: ведет счета государства, предоставляет ему кредиты в рамках, предписанных законом, продает на счет государства государственные займы и облигации, занимается поддержанием их курса и т.д.

Правда, государство, как правило, вольно брать ссуды в коммерческих банках, а также за рубежом, так что центральный банк не обладает в отношении этого монопольным положением.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Центральный банк РФ занимает особое место среди субъектов государственного управления банковской системой, так как является единственным в сфере управления банковской системой государственным органом, наделенным специальной компетенцией - правом на эмиссию денег.

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий, а также принимать решения, противоречащие законодательству о нем. Закон о Центральном банке предусматривает и реальный механизм защиты Банка России от вмешательства в его деятельность.

Центральный банк России подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая по представлению Президента РФ назначает сроком на четыре года Председателя и членов высшего органа Банка России - Совета директоров, в который входят 12 членов, помимо Председателя. Так же Государственная Дума рассматривает годовой отчёт Центрального банка и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для проверки банка; заслушивает доклады Председателя о деятельности Банка России дважды в год: при представлении годового отчёта и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В настоящее время уставный капитал Банка составляет около 3 млрд. рублей. Так же Банк России имеет значительные резервы и фонды - в совокупности более 40 трлн. руб., которые обеспечивают финансовую надежность Центрального банка. Основным источником ресурсов Центрального банка РФ являются средства на счетах (42,9%) и эмиссия банкнот и монет, которая составляет 33,4% всех пассивов. Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% балансовой прибыли. Оставшаяся прибыль направляется Советом Директоров в резервы и фонды различного назначения. На долю уставного капитала и фондов приходится около 10% пассивов.

Особенностью Банка России является то, что, с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции по осуществлению управления денежно-кредитной системой страны, а с другой стороны, - юридическим лицом, которое может вести предпринимательскую деятельность.

Полномочия Банка России также установлены в Федеральном законе «О Центральном Баке Российской Федерации». В соответствии с ними Банк России имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами; покупать и продавать чеки и переводные векселя, а так же государственные ценные бумаги и облигации; выдавать гарантии и поручительства. Центральный банк может осуществлять операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих банка России.

Однако наряду с большими полномочиями для Центрального банка РФ существует и ряд запретов. Банк России не имеет права:

1.осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами;

2.приобретать доли (акции) кредитных организаций;

.осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

.заниматься торговой и производственной деятельностью;

.пролонгировать предоставляемые кредиты.

Центральный Банк России как финансово-экономический центр государства призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, а с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике, и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Совет директоров выполняет следующие функции:

. во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

. утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

. рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

. определяет структуру Банка России;

. принимает решения:

о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России;

об определении лимитов операций на открытом рынке;

об участии в международных организациях;

об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

о применении прямых количественных ограничений;

о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

о порядке формирования резервов кредитными организациями;

. утверждает внутреннюю структуру Банка России;

. определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами .

Центральный Банк России можно представить как единую систему, имеющую своеобразные филиалы в каждом административном образовании страны. На местах такими филиалами являются расчетно-кассовые центры (РКЦ) или при крупных территориальных учреждениях (национальных банках, например Национальный Банк РБ, областных управлениях) так называемые ЦОУ (центральные операционные управления). Однако эти территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускать нормативные документы.

Как уже было сказано, высшим органом управления Банка России является Совет директоров, в который входят Председатель банка и двенадцать членов Совета Директоров. Председатель и члены Совета назначаются Государственной Думой на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет).

Функции и задачи территориальных органов определяются специальным Положением, утверждаемым Советом директоров.

Территориальные учреждения Банка России анализируют и прогнозируют экономическую и финансово-кредитную ситуацию в соответствующем регионе, организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютного контроля банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетные операции по бюджету и внебюджетным фондам.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.


1.2 Цели и задачи Банка России

центральный банк денежный кредитный

Согласно статье 3 Федерального закона о Центральном банке, основные цели деятельности Банка России следующие:

защита и обеспечение устойчивости рубля - центральная задача, означающая регулирование Банком России денежного обращения. Для решения этой задачи Центральный банк должен иметь необходимые полномочия;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Для стран типа России, где современная двухуровневая банковская система еще продолжает формироваться, большое значение имеет ответственность центрального банка за возникновение и здоровое развитие банковской системы. Полномочия Банка России в этой области изложены в Законе «О банках и банковской деятельности»;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Без эффективной системы расчетов невозможно нормальное функционирование народного хозяйства, поскольку расчеты пронизывают отношения между всеми физическими, юридическими лицами и государством. Центральный банк должен вводить «правила игры», т.е. устанавливать правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов и правила соблюдения кассовой дисциплины.

Согласно Закону о Центральном банке РФ (Банке России) получение прибыли не является целью деятельности Центрального Банка Российской Федерации. Организации, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК РФ, ст.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях"), признаются некоммерческими организациями. Значит, по смыслу статьи 3 Закона о Центральном банке он является некоммерческой организацией. По всей видимости, поэтому Закон о Центральном банке РФ (Банке России) предусматривает, что Центральный Банк Российской Федерации в налоговых органах не регистрируется.

В соответствии с целями, поставленными перед Банком России, его основными задачами являются следующие:

активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства Российской Федерации;

всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;

сокращение бюджетного дефицита;

поддержание стабильного денежного обращения;

обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;

обеспечение государственного фонда валютных резервов;

расширение кредитования коммерческих банков, в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда;

расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;

максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой .

Возникновение центральных банков связано с необходимостью централизации банковской эмиссии и организации денежного обращения в стране, проведения кредитной политики в рамках всего народного хозяйства и функционирования системы денежных расчетов, а также с необходимостью защиты и обеспечения устойчивости национальных валют.

В соответствии с этой задачей Центральный Банк проводит постоянный поиск оптимальных методов и инструментов управления, сочетая как прямые административные, так и косвенные методы регулирования деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. Защищая и обеспечивая устойчивость рубля, банк регулирует совокупную денежную массу, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного платежеспособного спроса. Развивая и укрепляя банковскую систему России, ЦБ эффективно воздействует на хозяйственную активность и деятельность банковских институтов, в первую очередь коммерческих банков. Через эту систему он обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов.

1.3 Функции Центрального Банка Российской Федерации

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» <#"justify">Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей.

В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции. Это означает, что в ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 - 5% в годовом выражении в 2014 году.

Реализация денежно-кредитной политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.

Последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования будет способствовать повышению эффективности работы процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В связи с этим политика управления процентными ставками станет ключевой в механизме денежно-кредитного регулирования.

В качестве операционного ориентира процентной политики Банк России будет использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов. Изменение процентной ставки на рынке краткосрочных межбанковских кредитов передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию изменение спроса в экономике.

Решения в области процентной политики Банк России будет принимать, как правило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной политики на динамику инфляции распределяется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оценки ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые решения будут опираться на широкий анализ рисков для достижения цели по снижению инфляции как со стороны факторов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динамика которых определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции. При необходимости Банк России, помимо мер процентной политики, будет использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов.

Учитывая уроки финансово-экономического кризиса и то негативное влияние, которое оказала дестабилизация финансового сектора на состояние всей российской экономики, Банк России намерен уделять пристальное внимание вопросам финансовой стабильности. Они приобретают особую актуальность и с той точки зрения, что банковская система является основным звеном передачи сигналов из области денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики. От степени стабильности и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Исследование процессов, происходящих в финансовом секторе экономики (в том числе постоянный мониторинг движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, анализ тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), поможет заранее определить вероятность возникновения финансовых дисбалансов и предпринять своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования по их предотвращению.

В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделить повышенное внимание своевременной идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций, в первую очередь в целях выявления проблем на ранней стадии. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Банк России будет уделять также внимание дальнейшему совершенствованию российской национальной платежной системы, бесперебойная и эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования, обеспечения финансовой стабильности, улучшения инвестиционного климата в стране.

Результативность денежно-кредитной политики во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение дефицита и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для достижения целей денежно-кредитной политики.

Банк России будет придерживаться практики регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений, направленных на снижение инфляции. Повышение информационной открытости Банка России в этой области будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике.

2.2 Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса

Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года, что будет способствовать формированию благоприятных внешних условий для российской экономики. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной группы и ужесточением монетарной политики растущего числа стран. В результате снижаются внешние риски ускорения роста цен в стране. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Не исключено, что изменения ситуации на мировых финансовых рынках повлияют на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата может способствовать притоку капитала.

Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012 - 2014 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 75 долларов США за баррель.

В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал - на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%.

В основе второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012 - 2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель.

Данный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности, стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. Согласно этому варианту, в 2012 году увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения прогнозируется на уровне 5,0%. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,8%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 3,7%.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта «Юралс» до 125 долларов США за баррель.

В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2012 году ожидается повышение инвестиционной активности. Прирост инвестиций в основной капитал может составить 8,7%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения - 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%.

В 2013 - 2014 годах увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 - 4,8%.

Базовый прогноз платежного баланса на 2012 - 2014 годы составлен исходя из предположения, что цена на нефть сорта «Юралс» будет оставаться относительно стабильной в пределах 97 - 101 доллара США. В первом и третьем вариантах учитывается вероятность отклонения цен от указанного диапазона на 25% в большую и меньшую сторону.

Согласно первому варианту прогноза при уменьшении средней цены на российскую нефть до 75 долларов США за баррель в 2012 году ожидается существенное снижение профицита счета текущих операций платежного баланса - до 2,6 млрд. долларов США. Вследствие опережающего сокращения экспорта по сравнению с импортом положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами уменьшится до 63,2 млрд. долларов США. В соответствии со вторым вариантом прогноза умеренное ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит менее масштабное сокращение профицита счета текущих операций и активного сальдо баланса товаров и услуг - до 23,3 и 90,2 млрд. долларов США соответственно. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры внешней торговли, соответствующей третьему варианту, положительные сальдо счета текущих операций (60,6 млрд. долларов США) и баланса товаров и услуг (131,3 млрд. долларов США) тем не менее не превысят значений 2011 года.

Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов в первом варианте вырастет незначительно - до 60,6 млрд. долларов США, во втором и третьем вариантах его отрицательное сальдо ожидается в размере 66,8 и 70,7 млрд. долларов США соответственно.

Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в первом варианте прогнозируется с сокращением дефицита до 12,8 млрд. долларов США, во втором и третьем - с профицитом на уровне 3,0 и 13,5 млрд. долларов США соответственно. В 2012 году в первом варианте интенсивность прироста внешних обязательств экономики позволит в большей степени, чем в 2011 году, компенсировать инвестиции за рубеж, что будет способствовать уменьшению нетто-оттока частного капитала до 15,0 млрд. долларов США, во втором варианте она обеспечит баланс трансграничных потоков частного капитала и в третьем - его чистый приток в размере 10,0 млрд. долларов США. Определенное стабилизирующее влияние окажут внешние заимствования федеральных органов управления посредством эмиссии долговых ценных бумаг, в результате чего положительное сальдо операций сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования составит 2,2 - 3,5 млрд. долларов США.

Профицит текущего счета в первом варианте лишь частично компенсирует отрицательное сальдо по финансовому счету, а во втором и третьем варианте будет поддержан положительными итогами последнего. В результате в первом варианте валютные резервы снизятся на 10,2 млрд. долларов США, а в других - увеличатся на 26,3 и 74,1 млрд. долларов США соответственно.

В рамках первого варианта прогноза платежного баланса в среднесрочной перспективе в условиях невысоких цен на российскую нефть ожидается существенное уменьшение профицита баланса товаров и услуг до 38,6 млрд. долларов США в 2013 году и 22,4 млрд. долларов США в 2014 году. При этом дефицит баланса доходов и текущих трансфертов увеличится. В результате сальдо счета текущих операций перейдет в область отрицательных значений и составит 24,3 млрд. долларов США в 2013 году и 41,9 млрд. долларов США в 2014 году. Во втором варианте будет прослеживаться схожая динамика: дефицит счета текущих операций составит 8,0 млрд. долларов США в 2013 году и 20,7 млрд. долларов США в 2014 году. В третьем варианте прогноза предполагается сохранение профицита счета текущих операций как в 2013 году, так и в 2014 году на уровне 36,9 и 21,9 млрд. долларов США соответственно. Во всех вариантах прогноза платежного баланса в 2014 году учтен положительный эффект от проведения ХХII зимних Олимпийских игр.

Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в первом варианте в 2013 году останется отрицательным в размере 2,8 млрд. долларов США. В других вариантах прогноза на 2013 год ожидается его профицит в размере 17,9 - 23,4 млрд. долларов США. В 2014 году сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами сложится положительным во всех вариантах и будет изменяться от 12,1 млрд. долларов США в первом варианте до 38,4 млрд. долларов США - в третьем.

В первом варианте снижение валютных резервов составит 27,1 млрд. долларов США в 2013 году и 29,8 млрд. долларов США в 2014 году. В 2013 - 2014 годах во втором варианте ожидается прирост валютных резервов на 9,9 - 12,2 млрд. долларов США и в третьем - на 60,3 млрд. долларов США ежегодно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из курсовой работы видно, что Центральный банк является ключевым звеном во всей банковской системе страны. Он осуществляет монопольный выпуск денег, является банком банков, банкиром Правительства, главным расчётным центром страны и органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. Все вышеперечисленное и является функциями Банка России. Его статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности определены законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002. Центральный банк России интересуют в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы страны. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, периодичность отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.

В современном мире Центральный банк России является ключевым элементом финансово-кредитной системы страны. Он выступает проводником денежно-кредитной политики, которая призвана воздействовать на валютный курс, процентные ставки, общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих целей позволяет добиться стабильности экономического роста, снизить уровень безработицы и инфляции. А в результате проводимых Центральным банком операций на открытом рынке изменяется объём собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги. Кроме того, Центральный банк России проводит прямой и целостный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков России. Это делается для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков и банковской системы в целом.

Таким образом, правильное выполнение функций Банка России имеет огромное значение для нашей страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алпанов Г.Е., Ю.В. Базулин и др. Деньги. Кредит. Банки: учебник / 2006. С.138-139.

2.Банки и банковское дело / под ред. Балабанова И.Т., 2006. С.75.

.Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И.

.Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки: учебник. , 2009. С.318-319.

.Братко А.Г. Центральный Банк в банковской системе России , 2001. С.5.

.Валенцева и др.; под ред. О.И. Лаврушина. 7-е изд., 2008. С.462.

.Владимирова М.П., Козлов А.И. Деньги, кредит, банки, Учебное пособие. - 2007, - 288 с

.Глушкова Н.Б. Банковское дело: учебное пособие. - М., Академический Проект, 2005. - 432 с.

.Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика- 2006. С.234-235.

.Инструкция Центрального банка РФ «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» от 30.04.91 №1.

.Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник для студентов высших учебных заведений,2008. - 240 с.

.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов (Одобрен Советом директоров Банка России 12 ноября 2010 г.)

.Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1. (ред. от 23.07.2010) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.10.2010)

.Федеральный закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)

.Эриашвили Н.Д. Банковское право: учебник для студентов вузов / 2009. С.7-9, 457.

Похожие работы на - Особенности функционирования Центрального банка России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!