Государственная социальная политика: цели, принципы, составляющие и механизм реализации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    288,1 Кб
  • Опубликовано:
    2017-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная социальная политика: цели, принципы, составляющие и механизм реализации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Факультет «Международная школа бизнеса и мировой экономики»

Кафедра политической экономии и истории экономической науки







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Государственная социальная политика: цели, принципы, составляющие и механизм реализации»

Выполнила студентка группы 32Д/818/15,

курса, очной формы обучения,

Факультета МШБ и МЭ

Шорникова Анна Игоревна

Научный руководитель:

К.э.н., доцент кафедры ПЭ и ИЭН

Шавина Евгения Викторовна

Москва-2016

Введение

Социальная политика, проводимая государством, оказывает влияние на многие сферы деятельности человека. Необходимость этой политики, ее значение и эффективность функционирования беспокоит во все времена и интересует главы всех государств, так как от реализации данной политики зависит состояние условий жизни людей и их отношение к власти. Социальная политика определяет положение людей в обществе одной страны и в целом по всему миру, потому что люди имеют свойство сравнивать и замечать упущения государства. Однако она решает не только положение отдельного человека в общей совокупности, а также рассматривает их взаимоотношения внутри этой системы. Таким образом, проблема эффективной реализации государственной социальной политики остается актуальной и в наше время.

Чтобы уметь оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы, нужно понимать структуру и механизм реализации той или иной политики. Таким образом, важно знать теоретическую сторону исследуемого объекта. Однако не всегда получается все согласно теории, и для этого необходимо взглянуть на ее реализацию на практике.

Целью данного исследования является определение приоритетов государственной социальной политики в России, чтобы оценить степень значимости этой политики в общей стратегии государства. Чтобы достичь данной цели, необходимо решить несколько задач:

·        рассмотреть направления, принципы, методы реализации государственной социальной политики

·        изучить статистические данные за разные периоды в социальной политике Российской Федерации

·        определить тенденцию развития этой политики в России на основе имеющихся данных

·        правильно трактовать полученную информацию и сделать соответствующие выводы

Предметом данного исследования является государственная политика в социальной сфере, ее сущность, а также ее текущее и будущее состояние в России. Объект в курсовой работе - это государство, а единица исследования Российская Федерация.

В этой курсовой работе используются разные методы исследования, чтобы достичь поставленной цели. Таким образом, применяются:

§  метод анализа, при котором изучаемый предмет рассматривается с разных сторон и делится на определенные составляющие

§  метод наблюдения, при котором выводы делаются на основе восприятия изменений исследуемого предмета

§  метод сравнения, при котором получение информации происходит путем нахождения общих и различных признаков

Для того чтобы полностью раскрыть государственную социальную политику, сперва рассматривается теоретическая часть. Она состоит из четырех параграфов, которые включают в себя само понятие социальной политики государства, ее принципы, направления и методы реализации. Также для полного изучения предмета, приводится аналитическая часть, в которой государственная политика в социальной сфере рассматривается на примере одной страны, а именно России. В этой главе приводятся статистические данные, взятые из общепризнанных источников, которые отражают ситуацию на сегодняшний момент. Помимо этого в ней высказываются предположения и разные точки зрения по поводу того, как будет развиваться социальная политика Российской Федерации в ближайшем будущем.

Глава 1. Основы государственной социальной политики

.1 Понятие и цели

Понятие государственной политики в социальной сфере рассматривается людьми по-разному. Как и многие другие термины, это понятие используется и в широком, и узком смыслах. Это зависит от того, в какую сторону направлен научный интерес. В первую очередь социальная политика это комплекс мер и инструментов, которые направлены на решение социальных проблем общества, связанных со здравоохранением, жильём, образованием и другими сферами. То есть это то, что способствуют обеспечению достойного уровня жизни людей и их деятельности. Вместе с тем под социальной политикой подразумевают взаимоотношения между разными слоями общества, в центре которых стоит улучшение их благосостояния. Несмотря на небольшое отличие в определениях, все равно становится понятно, что это некая система, которая должна быть направлена на улучшение жизни людей. Однако не всегда проводимая государственная политика в социальной сфере вызывает положительную реакцию со стороны граждан, в некоторых случаях она может наоборот ущемить их права. Чаще всего это связано с экономической ситуацией в стране и целями, которые государство себе ставит. Цели в своей совокупности создают стратегию государства, социальная политика это и есть часть стратегии. В государственной социальной политике одной из самых главных целей является повышение жизненного уровня людей. Также к целям данной политики относят:

·        контроль над демографическими процессами, такими как смертность, миграция и другие

·        обеспечение стабильности в сфере труда, борьба с безработицей

·        сдерживание процесса расслоения общества, предоставление равной помощи вне зависимости от каких-либо признаков (пол, национальность)

·        обеспечение возможности духовного развития населения

·        установка и обеспечение социальных стандартов в обществе

Как уже было сказано, масштабы государственной социальной политики зависят от настоящего финансового положения страны, так как влияет на то, какую именно сумму денег сможет выделить государство на реализацию социальной программы. То есть невозможно говорить об эффективной политике государства в социальной сфере без достаточных финансовых средств. Из этого можно сделать вывод, что социальная и экономическая политика тесно взаимосвязаны. Это подтверждает довольно частое их объединение, а именно в социально-экономическую сферу. Социальная политика оказывает влияние на рост экономических показателей, а экономическая политика способствует развитию политики государства в социальной сфере. Так, можно привести пример с пенсией, который первоначально не отражает этого влияния. Допустим, что государство тратит большое количество денег на улучшение пенсионного обеспечения. Однако эта та группа людей, которая уже не влияет на улучшение экономических показателей страны, так как является безработной. Однако если заинтересовать людей и сделать так, чтобы их пенсия зависела от работы, то тогда это будет работать в обе стороны. Сначала люди будут работать на свою пенсию и государство, а затем государство будет обеспечивать им достойную жизнь.

Нужно отметить, что при рассмотрении государственной социальной политики появляются другие понятия, которые она включает в себя, такие как социальные права и социальные гарантии. Социальные права - это ряд конституционных прав, которые обеспечивают социальные гарантии со стороны государства. Например, государство берет на себя обязательства и гарантирует установить и обеспечить минимальный доход, защитить социально от бедности, безработицы и других вещей. И только то государство, которое в состоянии предоставить определенные социальные права и гарантии своим гражданам, может называться социальным государством.

1.2 Принципы

Как и все системы, государственная социальная политика имеет основу. Эта база строится на определенных принципах. Несмотря на то, что экономисты называют разные составляющие, все они сходятся в их общих представлениях. Таким образом, большинство экономистов говорят о следующих принципах[2]:

.        Принцип социальной солидарности, который основывается на перераспределении средств от более состоятельных к менее состоятельным, то есть перераспределение доходов;

.        Принцип социальной компенсации, который базируется на обеспечении гражданам с ограничениями их безопасности и социальной защищенности. Этот принцип работает так, что трудоспособные лица обеспечивают эту слабозащищенную группу (то есть опять происходит перераспределение дохода, это также включает в себя различные социальные выплаты);

.        Принцип социальных гарантий, который говорит об обязательстве государства - обеспечить граждан своей страны услугами в сфере образования, здравоохранения и других направлениях, пусть даже и в минимальном размере;

.        Принцип индивидуальной социальной ответственности, который предполагает применение усилий со стороны граждан, то есть самопомощь;

.        Принцип социального равноправия, который строится на соблюдении равенства, то есть одинаковой ответственности с обеих сторон, которые берут на себя обязательства;

Все эти принципы в совокупности образуют единую систему, где каждый элемент связан с другим. Так как некоторые принципы довольно сильно схожи между собой, следует рассмотреть их абстрактно на примере.

Ярким примером для первого принципа является налоговая политика, которая взимает равное количество в процентном эквиваленте, однако в зависимости от дохода и благосостояния жизни человека сумма будет меняться. Так, например, 13% будут гораздо больше от зарплаты генерального директора, чем эти же 13% от зарплаты курьера в этой компании. Второй принцип также связан с перераспределением доходов, так как рассматриваются трудоспособные и нетрудоспособные граждане. Этот же подоходный налог взимается с работающих граждан, и деньги направляются в казну. А уже из этой казны выплачиваются социальные выплаты и происходит поддержка этой слабозащищенной группы.

К третьему принципу можно привести такой пример: если у человека экстренная ситуация, которая не терпит отлагательств, он может обратиться в любое государственное медицинское учреждение за помощью, и ему обязаны будут оказать ее.

Следующий принцип говорит о том, что со стороны граждан тоже должна быть ответная реакция для проведения социальной политики. Так как очень сложно помочь человеку, который не хочет этого. То есть если у индивида что-либо заболело или его что-то беспокоит, то он должен обратиться за помощью. Иначе государство не сможет оказать необходимую помощь из-за неосведомленности, а не из-за нежелания.

Последний, но не менее важный принцип гласит о том, что государственная социальная политика основывается на равенстве. То есть человек делает свой вклад в эти взаимоотношения, а государство свой. Так как будет невозможно установить контакт, если хотя бы одна сторона будет против. Этот принцип схож с четвертым, однако здесь еще подразумевается отказ самого врача помочь пациенту.

Однако даже при соблюдении всех этих принципов не может государственная социальная политика быть эффективной, если проводится без самого главного - принципа справедливости. Он предполагает обеспечение социальными правами всех слоев населения в конкретной стране. Таким образом, необходимо, чтобы соблюдались все эти принципы одновременно.

1.3 Направления и содержание

Содержанием социальной политики является комплекс мер, направленных на достижение поставленной государством цели. В содержание политики государства в социальной сфере входит эффективное распределение имеющихся средств, корректное решение проблем, систематизация и построение задач в зависимости от важности, обеспечение социальных прав и гарантий. При рассмотрении содержания социальной политики государства нужно рассматривать две основные задачи по отдельности. Во-первых, нужно уметь защитить слабозащищенные группы от жестких мер со стороны рынка. Во-вторых, необходимо поддерживать заинтересованность экономически активного населения, чтобы это население легче адаптировалось к условиям рынка. Одним из наиболее сложных вопросов является - какая из этих задач должна быть наиболее приоритетной для государства.

При рассмотрении политики государства в социальной сфере, постоянно прослеживается связь с экономической сферой. И перед тем, как перейти к изучению направлений социальной сферы, среди которых также есть именно экономические, то следует сказать о роли социальной политики в экономической политике. Развитие социальной политики способствует экономическому прогрессу. Это очевидно, что развитая система образования, науки, здравоохранения, культуры и в целом социальной сферы является абсолютной необходимостью для развития экономики страны. Для того чтобы функционирование государственной социальной политики проходило эффективно, выделяют ряд направлений, в которых проводится эта политика. Однако эти направления можно разделить на разные группы. Одни выделяют направления по виду деятельности. Так, рассматривал государственную социальную политику автор научных работ Беляев А.А., который указывал следующие основные направления[3]. К ним относятся:

.        Контроль доходов и соблюдение гарантий по минимальной ставке зарплаты; Это направление играет важную роль в социальной экономике, так как на базе этой минимальной ставки устанавливается размер пособий, пенсий и других социальных выплат. Таким образом, определение МРОТ является одним из главных составляющих.

.        Решение проблем, связанных с безработицей и обеспечение занятости трудоспособной группы людей; Политика государства должна поддерживать заинтересованность граждан в труде и давать возможность реализовать свои планы. Однако это направление требует еще ряд условий, которые обязательно должны быть соблюдены. Необходимо предоставить возможность получения образования, поддерживать функционирование трудовых бирж и должна существовать свобода выбора профессии.

.        Проводить индексацию установленных доходов; То есть государство обязуется компенсировать хотя бы часть от понесенных убытков. Однако нужно отметить важный факт, что в частном бизнесе компенсация может проводить только за счет прибыли предпринимателя, а не за счет государства.

.        Поддержка беднейших слоев населения, попытка вывести их на другой уровень;

Таким образом, при проведении эффективной социальной государственной политики должны создаваться благоприятные условия для реализации потенциала и человеческих способностей. Однако эти направления имеют свойство меняться в зависимости от того, какое государство проводит политику и какая цель является первоочередной. Поэтому желательно рассматривать еще одну систему направлений в зависимости от конкретной сферы, в которой проводится социальная политика. Так, выделяют социальную политику в области жилищных условий, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, занятости и заработной платы.

В социальную политику в области жилищных условий входит определение стандартов по предоставлению услуг ЖКХ, к ней также относится установления льгот для слабозащищенных групп населения и создание рациональной системы оплаты.

К политике в области здравоохранения относят оказание необходимой медицинской помощи и услуг, обеспечение благоприятных условия труда, отдыха, быта, так как это оказывает влияние на здоровье и самочувствие человека.

Если говорить о государственной социальной политики в области образования, то это установление определенных стандартов касательно обучения, обеспечение бесплатного среднего образования для всех слоев населения. Также к этой политики относится борьба с негативными социальными процессами, такими как алкоголизм, наркомания и другие.

К социальной политики государства в области пенсионного обеспечения (также она называется политикой социальной поддержки) относится обеспечение защиты относительно населения, то есть оказание экономической поддержки. Это может быть связано с выходом на пенсию, неожиданной болезнью, несчастным случаем, то есть это изменение материального положения из-за непредвиденных обстоятельств. Однако необходимо сказать, что существуют две формы социального страхования: добровольная и обязательная[4]. Они обе базируются на основе страхового законодательства, но первое будет иметь место только в том случае, если будет заключен договор о страховании.

Государственная социальная политика в сфере регулирования занятости населения обеспечивает социальную защищенность работников, создает благоприятные условия для труда. Также она связана с социальной политикой в сфере страхования, так как должна контролировать функционирование систему социальных выплат в случае безработицы.

Последняя сфера связана с доходом, получаемым населением, а именно заработной платы. В этом случае государственная социальная политика берет на себя обязательства контролировать индексацию заработной платы, устанавливать минимальную заработную плату (МРОТ), обеспечивать выплату различных вознаграждений за хорошую работу.

Учитывая все вышесказанное, можно уверенно сказать, что социальные ожидания населения должны сопровождаться экономической ситуацией в стране, так как любое из направлений требует финансирования для реализации своих планов.

1.4 Методы реализации

Способы, различные меры, направленные на достижение поставленных целей называются методом реализации. Этот план, метод реализуется с помощью некоторых средств или инструментов государственной политики, таких как законодательные акты, социальные нормы, правовые документы и другие.

Одним из самых главных методов реализации государственной социальной политики является перераспределение или дифференцирование доходов. Несмотря на то, что сперва это кажется чисто экономическим методом, он прямо связан с социальной сферой. Перераспределение доходов является базой для первых двух принципов (солидарности и компенсации), они предполагают оказание помощи слабозащищенным слоям населения со стороны более сильной и состоятельной группы. Политика государства направлена на то, чтобы сократить разрыв между этими группами, то есть социально уравнять их. Однако чтобы разобраться в этом, нужно понять, откуда возникает сама ситуация неравенства в стране, если все направлено на преодоление этого фактора. Рассматривая неравенство доходов, определяют такие причины как рост спроса на квалифицированных работников, увеличение числа неквалифицированных работников в общей массе, снижение ставок подоходного налога. Таким образом, из-за нехватки квалифицированных работников, увеличивается плата за их труд, то есть становится больше разрыв между этими группами. Однако в разных странах степень неравенства дохода отличается. Для измерения этой степени используется специальный способ - метод Парето-Лоренца-Джини[5]. Он начинается с итальянского экономиста В. Парето, который в 20 веке вывел следующий закон: во всех странах одинаково распределяется доход, 80% от ВВП распределяются между 20% населения, а 20% от ВВП получают остальные 80% населения (поэтому этот закон еще называют 80/20). О степени неравенства позволяет судить кривая Лоренца, которая строится на основе этого распределения дохода (Приложение 1). И в итоге степень неравенства можно выразить количественно с помощью коэффициента Джини, который измеряется от 0 до 1, где показатель переходит от полного равенства в точку, где весь доход принадлежит одному человеку.

Таким образом, чтобы сократить разрыв между социальными классами, необходимо проводить перераспределение доходов. Основным инструментом данного метода является государственный бюджет, в который входит сбор налогов, проведение трансфертных платежей, обеспечение работы механизмов защиты слабых групп. То есть перераспределение доходов происходит через государственный бюджет, в который поступают средства путем выборочного налогообложения на разные социальные группы. Однако эта политика оставляет желать лучшего, так как она снижает заинтересованность в труде со стороны более обеспеченного населения страны.

Поэтому используются и другие методы и программы для реализации государственной социальной политики. К ним относится такая форма социальной защиты как программа социального страхования. Эта программа гарантирует экономическую защиту от непредвиденных обстоятельств. Важной чертой этого метода является тот факт, что она реализуется из внебюджетного фонда, который пополняется за счет целевых взносов. К целевым относятся взносы со стороны предпринимателя и самого застрахованного лица, также они включают субсидии государства. Из фонда выплачиваются социальные выплаты, чаще всего встречаются пособия и пенсии. Пособие это денежные выплаты, которые поступают от государства индивиду, который находится в тяжелом финансовом положении. Пенсия это выплаты, которые назначаются индивиду по наступлению определенного возраста, то есть для обеспечения в старости. Последние выплаты бывают двух видов: страховые и социальные (выплачивается нетрудоспособным гражданам при условии, что они не имеют право получать трудовую или страховую пенсию).

Другой программой государственной социальной политики является благотворительная система. Эта программа направлена на помощь тем, кто не в состоянии сам устроится на работу и заработать денежные средства. Эта программа финансируется за счет налоговых поступлений, которые поступают в бюджет. В рамках этой программы предоставляется специальное медицинское обслуживание, выдаются талоны на приобретение продуктов.

Еще одним методом социальной политики выступает индексация доходов, то есть защита денежных средств населения от инфляции или дефляции, в общем любых изменений в цене. Для этого производится пересчет доходов индивида. Однако государство чаще всего проводит индексацию доходов только некоторой части населения, а уже работники частных фирм могут произвести пересчет за счет этой компании.

Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что государственная политика в социальной сфере прежде всего направлена на население страны. Сами цели этой политики говорят о том, что государство заинтересовано в том, чтобы граждан этой страны окружало благоприятная обстановка, были все необходимые институты и возможности для реализации собственных возможностей. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы не происходили социальные конфликты внутри общества на экономической почве, чтобы каждый индивид чувствовал себя уверенно. Следует отметить, что страны выбирают разную стратегию и проводят различные социальные политики в зависимости от экономического положения страны, целей ее политики, отношения государства к гражданам и других факторов.

занятость заработный образование пенсионный

Глава 2. Анализ государственной социальной политики в России

.1 Современное состояние

Высказывание о том, что широта проводимой социальной политики государства проводится в зависимости от имеющихся финансов, прекрасно подтверждается на примере Российской Федерации. Чтобы сделать анализ настоящей ситуации государственной социальной политики понятнее, я буду рассматривать ее показатели отдельно по каждому направлению в различных сферах. Конечно, существует огромное множество точек зрения относительно политики России в социальной сфере, однако в своих выводах я буду опираться на статистические данные общепризнанных структур и сопровождать их комментариями.

Одним из направлений социальной политики государства является область занятости и борьбы с безработицей. Целью данного направления является обеспечение стабильности в сфере труда, борьба с безработицей. Чтобы увидеть современное состояние российской политики в этой сфере, нужно обратить внимание на диаграмму, которая отражает численность безработных и уровень безработицы за последнее время (Приложение 2). Данная диаграмма показывает, что с 2010 по 2015 год произошли положительные изменения, количество безработных было уменьшено почти в 0.2 раза. Это очевидно, что процентный уровень безработицы также стал снижаться. Социальная политика и участие в ней государства отражается прямо на пособиях по безработице, которые получает часть населения. В таблице приведены показатели, которые показывают численность незанятых людей и количество людей, которые получают пособия по безработице (Приложение 3). Нужно отметить, что сравнению подлежат 2015 и 2016 года, за последнее время процент не занятого населения заметно увеличился, но и число выделяемых пособий по безработице тоже возросло. Таким образом, можно сделать краткий вывод о социальной политики государства в сфере безработицы и занятости: государство старается контролировать изменения на рынке труда и обеспечивать социальную защиту нуждающейся части населения.

Следующее направления, в котором государство проводит социальную политику это сфера здравоохранения. Уже было сказано, что проведение социальной политики зависит от средств. Таким образом, взглянув на таблицу (Приложение 4), можно сделать выводы, что государство заинтересовано в проведении данной политики на территории своей страны. Статистические данные отображают ситуацию с 2005 по 2014 года. Показатели с годами только улучшаются, если в 2005 году Россия выделила примерно 1889 млрд. руб., то в 2014 году эта цифра возросла до 8803 млрд. руб. Несмотря на то, что многие люди высказывают свое недовольство относительно проводимой государством политики и говорят о низком качестве оказываемых бесплатных услуг, все равно Россия пытается решить данную проблему и улучшить показатели.

В сфере образования государственная социальная политика в России постоянно претерпевает изменения (Приложение 5). Целью этого направления выступает обеспечение возможности духовного развития населения. Так, в 2015 была поставлена основная цель - обеспечить и улучшить условия для получения качественного образования людям с ограниченными способностями. Чаще всего ставится первоочередная задача, так как выполнять все одновременно не является возможным из-за ограниченности государственного бюджета. О проводимой социальной политике государства в сфере образования говорит количество обучающихся людей. Так как это говорит, во-первых, о заинтересованности населения в получении образования, а, во-вторых, о предоставлении со стороны государства возможностей для реализации своих способностей. Принято считать, что государство больше уделяет внимание центральным районам, однако статистика показывает, что г. Москва далеко не первый по количеству муниципальных образований. Наибольшее число приходится на Воронежскую область. Таким образом, государства проводит социальную политику не только в городских центрах, а также и по всей стране, даже там в большей мере.

Государственная социальная политика в сфере заработной платы начинается с установления МРОТ. Федеральным законом РФ установлено, что с 1 января 2016 года МРОТ составляет 6204 рублей в месяц для граждан Российской Федерации[11] (сумма была увеличена). Таким образом, это направление способствует установке и обеспечению социальных стандартов в обществе. Из-за неустойчивой экономики в разных странах создаются задолженности по выплате зарплаты и пособий. Однако нужно отметить, что в России ситуация с социальными выплатами выглядит вполне достойно, но есть и свои упущения (Приложение 6). Так, мы видим, что изменение социальных выплат в процентном отношении к предыдущему году имеет отрицательную тенденцию и удельный вес социальных выплат уменьшился в ВВП. Но несмотря на это, государство выделяет большую сумму денег на проведение и поддерживает слабозащищенные слои населения. Это сдерживает процесс расслоения общества, что является одной из целью социальной политики государства.

Одной из главных задач политики государства в социальной сфере называется контроль над демографическими процессами, такими как смертность, миграция и другие. В таблице можно увидеть статистические данные за 2010-2015 года, благодаря которым можно сделать следующие выводы: последние три года естественный прирост имеет положительную динамику. Однако среди сельского населения естественный прирост имеет отрицательные показатели, то есть можно заключить, что государство эффективнее проводит социальную политику в городах касательно данной цели.

Таким образом, государственная социальная политика в России вызывает недовольство со стороны граждан, так как оставляет желать лучшего, на их взгляд. Однако социально-экономические показатели отражают ситуацию, как она есть на самом деле. Неодобрение со стороны населения можно объяснить тем фактом, что всегда есть куда стремится. Хочется отметить, что в основном в аргументации используются статистические данные за прошлый или позапрошлый года. Это характеризуется тем, что довольно сложно проводить исследования относительно текущего времени, так как невозможно выявить никаких закономерностей, поэтому приводятся данные за предыдущий год или период с того года по настоящий.

2.2 Тенденции развития

Существует целый ряд мнений по поводу того, что ожидает государственную социальную политику в России через некоторое время. Каждый аргументирует это своими предпочтениями или информацией из недостоверных источников. Однако нашей задачей выступает исследование наиболее реальных путей развития политики государства. И, на мой взгляд, делать это нужно на основе государственных документов. Таким документом является Указ Президента Российской Федерации “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”[14]. В этом документе представлены как краткосрочные, так и долгосрочные цели. Однако этот указ от 2012 года, следовательно, краткосрочные цели в нем не актуальны уже для нашего времени. Долгосрочными целями в данном документе являются планы на 2018 и 2020 года. Согласно указу, Правительство Российской Федерации должно обеспечить увеличение зарплаты в 1,4-1,5 раза. Это планируется к 2018 году, также к этому году предполагается доведения заработной платы преподавателей средних и начальных образовательных учреждений до средней зарплаты в соответствующем регионе. Рассчитывают, что Правительство РФ обеспечит повышение заработной платы врачей и преподавателей высших образовательных учреждений и что не только будет выше средней зарплаты по этому региону, но и превысит ее в два раза. Планируется обеспечить поддержку создания общественных электронных библиотек, проводить продвижение театров и музеев в режиме онлайн, то есть создать разные сайты, а также размещение в бесплатном доступе без ограничений в сети Интернет фильмов и спектаклей знаменитых режиссеров кино и театра. Таким образом, говоря о перспективах развития государственной социальной политики в России и учитывая указ Президента РФ от 7 мая 2012 года, можно сделать несколько выводов. Во-первых, с каждым годом социальная политика занимает все более значительное место в стратегии государства, то есть нет причин полагать, что Россия оставит совсем политику в социальной сфере. Во-вторых, нужно отметить, что она становится все больше и больше взаимосвязана с экономической сферой. Так, в государственной социальной политике особую актуальную роль приобретает политика перераспределения доходов. Также в этой политики важна роль государственного бюджета и инвестиций, так как для реализации всех этих планов и проектов нужны средства. Повышение заработной платы и обеспечение эффективной помощи в социальных вопросах вызовут ответную реакцию со стороны населения. Люди будут заинтересованы в собственном труде и осознавать, что государство выступает на их стороне. Вследствие этого будет повышена эффективность деятельности, в государственный бюджет будут поступать более крупные средства, а значит, будет больше возможностей реализовать социальную политику со стороны государства. Главный вывод, который можно сделать, на мой взгляд, это сказать, что социальная политика в России пребывает сейчас в стадии развития. То есть эта политика не остановится на месте, а будут происходить изменения по крайней мере в ближайшем будущем.

Заключение

Подводя итоги всему вышесказанному, необходимо вернуться к первоначальным задачам, который стояли в данном исследовании, и убедиться, что все аспекты были отражены в курсовой работе.

Во-первых, были рассмотрены и раскрыты направления, принципы и методы реализации государственной политики. Стало понятно, что государственная политика в сфере государства базируется на шести основных принципах: справедливости, социального равноправия, социальных гарантий, социальной солидарности, социальной компенсации и социальной персональной ответственности. Направления социальной политики определяются самим государством и устанавливаются приоритетные сферы, в которых будет происходить наибольшие изменения. Также, были разобраны различные методы реализации политики, к ним относились перераспределение или дифференциация доходов, индексация денежных средств населения, однако со своими ограничениями.

Во-вторых, были изучены статистические данные за разные промежутки времени по Российской Федерации, были выявлены некоторые закономерности. Согласно изученным данным, социальная политика пока еще не занимает приоритетное положение по сравнению с другими сферами, но имеет положительную тенденцию роста показателей. Современное состояние государственной социальной политики в России было раскрыто на примере таких сфер как здравоохранение, доход или заработная плата, безработица или занятость населения. Учитывая эти статистические данные, можно заключить, что государство заинтересовано в развитии социальной сферы и будет принимать определенные меры.

В-третьих, была определена тенденция развития государственной социальной политики в России на основе Указа Президента РФ “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”, в котором были установлены цели разного характера (долгосрочного и краткосрочного). Опираясь на этот документ, были сделаны предположения о том, какую область в социальной сфере выделяет для себя государство на ближайшее будущее.

В-четвертых, в конце каждого раздела были подведены итоги и изложены выводы.

Таким образом, государственная социальная политика это комплекс мер и мероприятий, которые не только отражаются на жизни людей и их благосостоянии, а также влияют на другие сферы деятельности государства, такие как политика и экономика.

Список литературы

1) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования"

)Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда””

)Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

)Авторский коллектив: И.В. Абанкина, Т.В. Абанкина, Н.В. Акиндинова и другие. Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. Краткая версия доклада [Текст] : докл. к XVI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 7-10 апр. 2015 г. / отв. ред. Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 51, [1] с. - 1500 экз.

)Аникина Е.А, Л.И. Гавриленко / Экономическая теория: учебник /- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. - 413 с.

)А. А. Беляев, А.С. Бебель, М.И. Дыба и др. Экономическая политика Издательство: К.: КНЕУ, 2004. - 287 с.

) Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов / Е.Ф. Борисов; Московская государственная юридическая академия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Велби, 2007.

) Гридина Е.И. Экономика: Учебное - пособие для дистанционной формы обучения. - ВлаГУ, 2009. - 229 с.

) Журавлева Г.П. «Экономическая теория» / Издательство: ИТК «Дашков и К», год издания - 2014, 920с.

) Ивашковский С.Н. Макроэкономика/2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2002. - 472 с.

)Маргулян Я. А. Социальная политика: учебник. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. - 236 с.

) Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)

) Сажина M. А. Экономическая теория : учеб. для вузов / M. А. Сажи­ на, Г. Г. Чибриков. - 2-е изд., перераб. и доп. - M.: Норма, 2007. - 672 с.

)Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. Полный курс МВА Издательство: Альпина Паблишер,2011 - 820 с.

) Научная статья по специальности "Политика и политические науки" из научного журнала "Ученые записки Орловского государственного университета/Серия: Гуманитарные и социальные науки", Бакалдина Е. С., выпуск №4/2013

Приложение 1

Кривая Лоренца[6]



Приложение 2

Численность безработных и уровень безработицы в Российской Федерации[7]

* Данные за январь-октябрь 2015 г. без учета Крымского федерального округа

Приложение 3

Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости[8] (на конец месяца, тыс. чел.)


Численность

Из них безработных


не занятых трудовой

Всего

в том числе безработные,


деятельностью граждан

февраль

Справочно

которые получают


февраль

справочно

2016г.

Февраль

январь

пособие по безработице


2016г.

февраль2015г.

январь2016г.


2015г.

2016г.

февраль2016г.

Справочно









Февраль 2015г.

Январь 2016г.

Российская Федерация

1270,2

1208,6

1216,9

1069,9

990,6

1017,3

899,5

806,6

854,5

Центральный  федеральный округ

247,4

218,7

237,3

197,9

164,1

189,1

167,9

133,2

160,1

Белгородская область

9,6

10,2

9,1

8,0

8,4

7,7

7,1

7,2

6,7

Брянская область

10,2

8,6

9,7

9,0

7,5

8,6

7,7

6,4

7,4

Владимирская область

15,0

13,6

14,1

10,9

9,8

10,6

9,6

8,5

9,3

Воронежская область

16,5

14,8

15,6

14,4

12,7

13,6

12,7

10,9

12,0

Ивановская область

8,7

7,8

8,5

7,6

6,5

7,3

6,5

5,4

6,3

Калужская область

6,1

6,1

5,8

4,2

4,0

3,9

3,5

3,2

3,3

Костромская область

4,6

4,4

4,4

3,0

2,8

2,8

2,5

2,5

2,5

Курская область

8,3

7,6

7,9

7,5

6,9

7,1

6,5

6,0

6,2

Липецкая область

5,3

5,3

4,9

4,4

4,2

4,1

3,8

3,5

3,6

Московская область

41,1

32,8

40,8

30,7

22,7

30,1

25,6

15,6

24,7

Орловская область

5,8

5,2

5,4

5,1

4,3

4,7

4,5

3,7

4,2

Рязанская область

6,1

5,8

5,9

5,3

5,1

5,1

4,7

4,4

4,5

Смоленская область

9,9

9,2

9,4

8,1

7,0

7,6

7,0

6,0

6,6

Тамбовская область

6,0

5,5

5,8

5,6

5,0

5,2

4,7

4,2

4,4

Тверская область

10,8

9,6

10,2

9,0

7,6

8,4

7,8

6,5

7,4

Тульская область

8,4

10,3

8,1

7,2

8,1

7,0

6,4

6,9

6,1

Ярославская область

14,4

12,0

13,5

12,3

9,8

11,5

10,0

7,9

9,5

г.Москва

60,3

50,0

58,3

45,6

31,5

43,5

37,1

24,4

35,5



Приложение 4

Основные социально-экономические показатели здравоохранения[9]


2005

2010

2011

2012

2014


Макроэкономические показатели

Среднегодовая численность занятых в здравоохранении:







тыс. человек

4433

4617

4603

4573

4523

4496

в процентах к предыдущему году

98,8

99,7

99,7

99,3

98,9

99,4

Платные услуги населению, млн. руб.:







медицинские

109756

250474

286058

333895

416227

474432

санаторно-оздоровительные

36082

60460

68521

75622

82444

92300

услуги физической культуры и спорта

14862

30089

33909

37475

47849

53973

социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам

5391

8200

10851

13361

Удельный вес услуг в общем объеме платных услуг, оказанных населению, процентов:







Медицинских

4,8

5,1

5,2

5,5

6,0

6,4

санаторно-оздоровительных

1,6

1,2

1,2

1,3

1,2

1,2

услуг физической культуры и спорта

0,7

0,6

0,6

0,6

0,7

0,7

социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам

0,1

0,1

0,2

0,2

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на здравоохранение и социальное обеспечение, млрд. руб.:







здравоохранение, физическая культура и спорт

797,1

1708,8

Здравоохранение

1933,1

2283,3

2318,0

2532,7

социальная политика

1889,3

6177,7

6512,2

7730,9

8757,2

8803,3

Приложение 5

Число муниципальных образований по Центральному федеральному округу Российской Федерации на 1 января 2015 года[10]


Муниципальные образования


всего

в том числе по типам



муниципальные районы

городские округа

Внутри городкие районы

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения

Поселения




всего

в том числе с внутригородским делением











Всего

в том числе









городские

сельские

Российская Федерация

22923

1823

535

-

-

267

20298

1644

18654

Центральный федеральный округ

4827

413

106

-

-

146

4162

474

3688

Белгородская область

311

19

3

-

-

-

289

25

264

Брянская область

289

27

6

-

-

-

256

30

226

Владимирская область

127

16

5

-

-

-

106

26

80

Воронежская область

506

31

3

-

-

-

472

28

444

Ивановская область

155

21

6

-

-

-

128

24

104

Калужская область

303

24

2

-

-

-

277

26

251

Костромская область

179

24

6

-

-

-

149

12

137

Курская область

355

28

5

-

-

-

322

27

295

Липецкая область

314

18

2

-

-

-

294

6

288

Московская область

359

36

35

-

-

-

288

111

177

Орловская область

267

24

3

-

-

-

240

17

223

Рязанская область

311

25

4

-

-

-

282

29

253

Смоленская область

350

25

2

-

-

-

323

23

300

Тамбовская область

277

23

7

-

-

-

247

13

234

Тверская область

375

36

7

-

-

-

332

44

288

Тульская область

103

19

7

-

-

-

77

23

54

Ярославская область

100

17

3

-

-

-

80

10

70

г.Москва

146

-

-

-

-

146

-

-

-



Приложение 6

Общий объем социальных выплат (по утвержденным данным годовых расчетов показателей денежных доходов и расходов населения)[12]


2009

2010

2011

2012

2013

2014

Социальные выплаты, млрд. руб.

4247,7

5761,8

6514,0

7321,0

8295,7

8628,2

из них:







Пенсии

2825,8

3987,2

4415,5

5078,7

5849,7

6055,5

пособия

1167,9

1522,7

1831,4

1935,9

2076,2

2179,3

Стипендии

39,8

41,0

51,6

60,8

75,1

77,1







в ВВП

10,9

12,4

11,6

11,8

12,5

12,1

в объеме денежных доходов населения

14,8

17,7

18,3

18,3

18,6

18,0

Изменение социальных выплат, в процентах к предыдущему году

114,1

126,9

104,3

107,0

106,1

96,5

* С 2010 г. - включая данные по Чеченской Республике; 2014г. - без учета данных по Крымскому федеральному округу; Данные обновлены 25.05.2016

Приложение 7

Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста за 2010-2015 года

Годы

Всего, человек

На 1000 человек населения


родившихся

умерших

естественный прирост

родившихся

умерших

естественный прирост


Все население

2010

1788948

2028516

-239568

12,5

14,2

-1,7

2011

1796629

1925720

-129091

12,6

13,5

-0,9

2012

1902084

1906335

-4251

13,3

13,3

0,0

2013

1895822

1871809

24013

13,2

13,0

0,2

20143)

1942683

1912347

30336

13,3

13,1

0,2

2015

1940579

1908541

32038

13,3

13,0

0,3


Городское население

2010

1263893

1421734

-157841

12,0

13,5

-1,5

2011

1270047

1356696

-86649

12,0

12,8

-0,8

2012

1355674

1353635

2039

12,8

12,8

0,0

2013

1357310

1332505

24805

12,8

12,5

0,3

20143)

1394860

1362810

32050

12,9

12,6

0,3

2015

1455283

1361891

93392

13,4

12,6

0,8


Сельское население

2010

525055

606782

-81727

14,0

16,1

-2,1

2011

526582

569024

-42442

14,1

15,2

-1,1

2012

546410

552700

-6290

14,7

14,8

-0,1

2013

538512

539304

-792

14,5

14,5

0,0

2014

547823

549537

-1714

14,4

14,5

-0,1

2015

485296

546650

-61354

12,8

14,4

-1,6

* C 2014 с учетом Крымского федерального округа

Похожие работы на - Государственная социальная политика: цели, принципы, составляющие и механизм реализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!