Социальная политика государства: межстрановые различия в подходах

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,74 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная политика государства: межстрановые различия в подходах

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории









КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Социальная политика государства: межстрановые различия в подходах

Студент УЭФ, 2 курс, ЗЭГ-1 К.Н.Шпак

Руководитель А.К.Корольчук




МИНСК 2009

Содержание

Введение

. Социальная политика

. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия

. Межстрановые различия в подходах

. Социальная политика в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Вопросы развития социально-трудовой сферы постоянно находятся в центре социально-экономической политики нашего государства.

Социальная сфера является одним из наиболее сложных объектов государственного регулирования и вместе с тем наиболее важным, поскольку именно здесь воспроизводится главный потенциал страны - человеческие ресурсы.

Формой реализации социальной политики выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных сил, высокая степень демократической культуры в обществе и ряд других факторов.

Социальная политика ставит перед собой решение таких задачи как:

стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Целью работы является развитие социальной политики, как в мире, так и в Республике Беларусь. А задачами стояло определение основных показателей бедности, понятия социальной политики и социальной защиты и выявления истинного состояния социального обеспечения в Республике и перспектив развития. Для этого были использованы графический, статистический и монографический методы.

Данной проблеме посвящены труды многих ученых как белорусских, так и зарубежных стран. Среди них хотелось бы выделить книгу Н.Н. Бондарь и А.И. Терлиженко, которая посвящена особенностям социальной политики в Республике Беларусь. Также хотелось отметить книгу «Белорусский выбор. Динамика в интересах народа», в которой представлены социально-экономические характеристики развития Беларуси на современном этапе и перспективы усовершенствования социальной защиты населения. «Программа социально-экономического развития на 2006-2010 гг.» была полезна, поскольку в ней определены перспективы развития экономики и социальной сферы на ближайшие годы.

1. Социальная политика

Что же такое социальная политика государства? Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами. [1,с. 173] Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле - социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Социальная политика в узком смысле - это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние [2, с.579].

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4. Дальнейшее совершенствование общественно-политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Основные функции социальной политики можно свести к следующим:

·        стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

·        поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

·        гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;

·        защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса [3, c.197-198].

Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики можно назвать три:

·        принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);

·        принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основополагающих жизненных интересов и целей населения данной страны;

·        принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения адекватности в жизни общества и его социальных групп. [1, с. 174]

Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является обеспечение соответствия перспективной модели социально-экономического устройства общества.

По отношению к социальной политике и ее реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице государства обязано создать всем своим членам условия для проявления их экономической активности, а это само по себе обеспечит получение какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода - в свободе государства от социальной ответственности. А главный недостаток - в «свободе» общества от социальной устойчивости, что означает при современном несовершенном виде рыночной системы и глобальных проблемах неизбежность социальной напряженности и конфликтов, вплоть до военных.

Другой подход, в отличие от первого, можно назвать социально ориентированным. Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения, как минимум, таких доходов, которые не дают ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социально-ориентированного подхода к социальной политике государства по сравнению с рыночным подходом, прежде всего, в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир - величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создавая условия для бесполярной социальной структуры общества без экстремальных социальных групп, такой подход создает и материальные условия для развития способностей как основы для более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. А именно этот новый тип работника нужен новому научно-информационному типу производства, и он становится главным фактором такого производства.

Основное преимущество такого подхода - в обеспечении социальной устойчивости общества, что в современном мире служит главным условием его дальнейшего разностороннего развития. [3, с. 200-201]

Структура социальной политики, показанная на рисунке 1, включает в себя политику регулирования доходов населения. Политика регулирования доходов населения представляет собой совокупность принципов, мер, и средств регулирующего воздействия государства в области доходов. Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы, основными формами доходов считаются:

·        заработная плата;

·        прибыль;

·        рента;

·        процент (на капитал);

·        государственные (трансфертные платежи).











Рисунок 1 - Структура социальной политики

2. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия

Осуществляя регулирующую деятельность в области доходов, государство изучает фактическое их распределение с помощью специальных показателей и методов. Например, широко используется децильный коэффициент, показывающий соотношение доходов 10% населения с наибольшими доходами и 10% с наименьшими. Для этого же используют кривую Лоренца. График кривой Лоренца, изображенный на рисунке 2, показывает степень неравенства в распределении доходов. И чем больше кривая отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы.

Это неравенство, демонстрируемое графически, можно измерить и численно - при помощи коэффициента Джини, который определяется делением площади между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства на общую площадь ниже прямой абсолютного равенства. По мере того, как площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства становится больше, коэффициент Джини возрастает, свидетельствуя о повышении неравенства.

Поскольку коэффициенты Джини - это числовые параметры, их легче использовать, чем кривые Лоренца для сравнения распределения доходов по разным этническим группам и странам. [5, с. 775-776]

Инструментами государства для регулирования доходов с целью уменьшения неравенства их распределения служат трансфертные платежи, налоги, регулирование цен и др. Однако даже в развитых странах бедность продолжает оставаться острой проблемой, не говоря уже о слаборазвитых и развивающихся.

Рисунок 2 - Кривая Лоренца

Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения.

Можно выделить три главных источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработицы и т.п.).

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход / NI / - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход / DI / - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход / RI / - представляет собой количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в течении уровня цен.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния.

.        Различия в стоимости собственности.

.        Различия в личных способностях.

.        Различия в образовании, обучении и возможностях.

.        Различия в возрасте и здоровье.

.        Классовые барьеры возможностей [6, с. 361-363]

Следствием неравенства в распределении является бедность. Бедность не поддается точному определению, хотя имеет и социальное, и экономическое звучание. Часто о бедности судят по чисто внешним признакам: много нищих на улице, бедно одеты люди, неуютно в местах общественного пользования, не чистятся мостовые и т.д. С этим может мириться только бедное государство. Понятие бедности относительно. То, что для условий США означает жить в бедности, для развивающихся стран может казаться благом или даже раем. В одной и той же стране состояние бедности также неоднозначно. В период экономического спада восприятие бедности одно, а в период подъема производства - другое. Для определения статуса бедности используются различные показатели, которые имеют прямое и косвенное значение. Нищий человек, конечно, - бедный человек. Но когда говорят о дееспособном составе населения, здесь используются такие показатели, как уровень жизни, прожиточный минимум и др. Понятие уровня жизни однозначно определить трудно и даже невозможно. Нет таких универсальных показателей, которые бы одним значением характеризовали это состояние. Обычно используется система показателей, важнейшими среди которых выступают: заработная плата, уровень пенсионного обеспечения, жилье, развитие здравоохранения, уровень культуры и т.д. Комплексное рассмотрение этих показателей может дать представление об уровне жизни людей.

Бедность возникает всякий раз, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе. Это явление присуще всем обществам, независимо от формы их устройства и уровня социально-экономического развития.

По мере понимания сложных процессов развития бедности в мировом масштабе на каждом историческом этапе формируются соответствующие ему подходы к решению этой проблемы:

·        в 50-е - 60-е гг. главным средством решения проблемы считались крупные инвестиции в физический капитал и инфраструктуру;

·        в 70-е гг. наряду с крупными инвестициями в основной капитал и инфраструктуру добавились здравоохранение и образование;

·        в 80-е гг. основной упор делался на совершенствование экономического управления и повышение роста рыночных сил;

·        в 90-е гг. на первый план были выдвинуты аспекты управления и создания надлежащих институтов по изучению и решению проблем бедности на местном и национальном уровнях [7, с.699].

В широком смысле этого слова о бедности можно сказать, что основные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения. Средства семьи формируются за счет текущих доходов, имеющихся сбережений, трансфертных платежей, собственности и т.д. Что касается потребностей семьи, то они обусловливаются множеством факторов, среди которых следует выделить ее размер, здоровье людей, возраст членов семьи, число трудоспособных, принадлежность к той или иной социальной группе населения и т.п. [8, с. 442] Но все они исходят из того, что бедность - многофакторное и исторически обусловленное понятие.

Исследования показали, что бедность не является строго индивидуальной характеристикой, а предопределяется социальными особенностями семьи, группы, общества. К бедным иногда относятся целые нации и даже континенты. В мировой практике нации считаются бедными, если тратят на питание около половины своего бюджета.

Масштабы бедности напрямую зависят от состояния экономики страны. Поэтому в странах с переходной экономикой вследствие резкого экономического спада на этапе формирования рыночных отношений значительно увеличивается риск бедности.

Например, в США бедными считают тех, кто вынужден тратить на питание более трети своего дохода. К этой группе относятся в США около 10-12% населения. В Германии бедными считают тех людей, заработок которых составляет менее половины средней зарплаты. Расходы на питание в зарплате среднего жителя СНГ не опускаются ниже 53%. [9, с. 169]

В Республике Беларусь кроме категории «бедность» используется понятие «малообеспеченность». Наличие бедности обусловлено нарастанием кризисных явлений в экономике, низким эффектом экономической деятельности, отсутствием материальной заинтересованности в результатах труда у большинства работающих, сокращением экономического потенциала страны. Бедность как социально значимое явление общественной жизни появилась в республике в середине 90-х годов. Именно начало экономических реформ наряду с позитивными последствиями повлекло обесценивание сбережений населения, рост открытой и латентной безработицы, появление феномена хронической задолженности по заработной плате, резкую социально-экономическую дифференциацию регионов и т.д.

Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета в 2000 г. составила 7683,8 тыс. чел., а в 2007 г. - 2747,5 тыс. чел. Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума в 2000 г. составила 4192,1 тыс. чел., а в 2007 г. - 732,8 тыс. чел. в соответствии с Таблицей 1.

Таблица 1 - Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума


2000

2005

2006

2007

Минимальный потребительский бюджет (в расчете на душу населения в месяц), тыс. руб.

46,7

229,3

256,6

284,5

Бюджет прожиточного минимума (в расчете на душу населения в месяц), тыс. руб.

30,1

145,7

166,2

184,3

Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета, тыс. человек

7683,8

4087,4

3443,5

2747,5

В процентах от общей численности населения

76,8

42,6

36,1

28,9

Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума, тыс. человек

4192,1

1216,8

1055,3

732,8

В процентах от общей численности населения

41,9

12,7

11,1

7,7

Следует отметить, что сокращение доли малообеспеченного населения наблюдается во всех регионах страны. Меньше всего малообеспеченных домашних хозяйств в Минске (2,1% всех хозяйств), среди других регионов их число варьируется от 6,5% (в Гродненской области) до 12,7%(в Гомельской). Население сельской местности в большей степени подвержено риску бедности. В 2007 г. доля малообеспеченных сельских жителей составила 12,4% общего числа сельчан, городского населения - 5,6 %. Связано это, прежде всего, с более низким уровнем дохода сельского населения. В декабре 2007 г. средняя заработная плата в Беларуси составила 795 тыс. рублей, в то же время в организациях сельского хозяйства - 453 тыс. рублей. [11]

Можно выделить следующие особенности мало обеспеченности в Беларуси:

·        самый высокий уровень бедности наблюдается среди детей до 15 лет;

·        уровень бедности выше у сельского населения. Однако следует учитывать, что сельские жители располагаю большими поступлениями от продажи сельскохозяйственной продукции и личного подсобного хозяйства, поэтому остронуждающихся семей на селе меньше;

·        уровень бедности среди мужчин и женщин сопоставим, хотя считается, что женщины более подвержены мало обеспеченности.[12, с. 77]

Бедного населения в стране в 2006 г. меньше 12 %. В то же время в Латвии за чертой бедности находится 11,5 % населения, в Литве - почти 7 %, в России - 7,5 %, в Украине - 31 %. За последние 5 лет денежные доходы белорусов выросли на 76,5 %, а реальная зарплата - на 103 %, подчеркивают эксперты.[13]

Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1360 от 20 октября 2009 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2009 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2009 г. по 31 января 2010 г.: в среднем на душу населения - 250070 руб.; для трудоспособного населения - 266330 руб.; для пенсионеров - 223250 руб.; для студентов - 267030 руб.; для детей в возрасте от 3 до 16 лет - 305910 руб.; для детей в возрасте до 3 лет - 223060 руб. Бюджет прожиточного минимума постоянно повышается, хотя с учетом инфляции эти увеличения в реальном выражении, по сути, не существуют или весьма незначительны. При этом 53,4 % из них выделяются на продукты питания и лишь 2,1 % на товары первой необходимости и оздоровление. [14]

Общей целью стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь является устойчивый рост уровня и качества жизни всех слоев населения, минимизация мало обеспеченности и социального отчуждения в обществе.

Основными стратегическими направлениями социально-экономического развития, обеспечивающими предотвращение бедности, выступают:

·        последовательное повышение роли заработной платы как источника благосостояния населения и фактора экономического роста;

·        обеспечение эффективности занятости населения и социальной поддержки безработных;

·        последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения и создание более благоприятных условий для его укрепления;

·        создание эффективной системы страховой защиты населения от социальных рисков;

·        обеспечение высокой социальной и экономической эффективности системы социальной поддержки населения;

·        повышение уровня и качества образования с обеспечением равных возможностей доступа всех групп населения к его услугам;

·        обеспечение равных возможностей доступа всех групп населении к услугам здравоохранения, повышение его уровня и качества;

·        обеспечение территориальной доступности услуг и сокращение социальных издержек при переходе на полную оплату населением услуг транспорта;

·        мобилизация местных источников и ресурсов для повышения доходов населения, сокращение межрегиональных диспропорций в уровне и качестве жизни населения;

·        содействие развитию социально-экономических механизмов, способствующих самостоятельному выходу населения из бедности и его экономической интеграции;

·        усиление роли общественных объединений, их взаимодействия с населением, государством и бизнесом в целях повышения уровня и качества жизни;

·        обеспечение гендерного равенства в социально-экономической сфере. [15, с. 13]

3. Межстрановые различия в подходах

Особую роль в системе государственного регулирования социальной сферы играют социальные программы, содержащие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение целей в области развития социальной сферы.

Для того, чтобы обнаружить различия в формировании социальной политики, мы рассмотрим несколько стран с хорошо развитой экономикой.

Китай ставит перед собой решение таких социальных задач как:

- совершенствование социально-экономических мер, направленных на ограничение рождаемости, продвижение системы поощрения семей, ограничивающих рождение детей, активно пропагандируется лозунг "меньше рожаешь, быстрее богатеешь", добавил Чжан. [16]

В то время, как в Беларуси наоборот идет призыв к увеличению рождаемости;

проблема занятости. В предстоящий относительно длительный период времени китайский рынок трудовых сил будет испытывать превышение предложения над спросом. Некоторые специалисты отметили: одна лишь корректировка тактических мер уже не сыграет роли в разрешении этой проблемы, необходимо масштабное регулирование стратегии народнохозяйственного развития с акцентом на принципе "человек превыше всего";

разрыв между бедными и богатыми. Разрыв между бедными и богатыми в Китае уже перешел "красную черту" общепринятых в мире признаков тревоги, прямым результатом чего становится социальная безопасность, в особенности серьезный ущерб грозит общественной безопасности;

проблема экологии и ресурсов. Перед Китаем стоит серьезная проблема окружающей среды. Загрязнение воды и атмосферы, эрозия почвы и дефицит водных ресурсов уже оказывают серьезное влияние на здоровье народных масс, ограничивают рост экономики;

проблема уверенности и доверия. Вопрос уверенности и доверия связан с вопросом улаживания кризисов. Утрата уверенности и дефицит доверия у людей тесно связаны с некоторыми правительственными служащими, которые, совершая взяточничество и разложение, подрывают общественные нравы. Проблема доверия есть не только проблема нравственная, но и проблема институциональная;

проблема СПИДа и общественного здравоохранения. Специалисты ООН считают: Китаю необходимо предпринять эффективные меры, в противном случае количество носителей ВИЧ-инфекции в Китае намного превысит прогнозируемую ныне численность в 10 млн. человек, может быть, достигнет 30 млн. человек. Если это сбудется, то Китай станет страной с наибольшим в мире числом ВИЧ-инфицированных. Это отнюдь не есть умышленное наведение страха. Кроме СПИДа, проблемы общественного здравоохранения, обнаруженные во время кризиса СОРС в прошлом году, также будут долгое время сдерживать экономическое развитие Китая.[17]

Швеция: шведская модель.

Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов в связи с приобретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия “политика полной занятости”, “солидарная система зарплат”. Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов. [18]

Социальное обеспечение находится на высоком уровне и предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.

Образование в Швеции охватывает все население и обеспечивает практически полную грамотность. Бесплатным является среднее и высшее образование, а также программы переквалификации и ряд других образовательных программ. Разнообразие форм обучения взрослого населения дает возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Швеция вообще тратит на образование больше ВНП, чем любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Расходы на образование окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда. Здравоохранение в Швеции доступно для всех граждан посредством всеобщего социального страхования независимо от доходов и уплачиваемых налогов.

Возникает вопрос о слишком высоких социальных издержках в Швеции по сравнению с другими членами ЕС, где расходы на социальную защиту значительно ниже. В целом ситуацию в области социальной защиты продолжают определять принципы солидарности и социальной справедливости. [19]

4.Социальная политика в Республике Беларусь

Каждое государство формирует отвечающую требованиям и интересам общества собственную национальную систему социальной защиты населения. Модели социальной защиты населения как особые способы ее реализации имеют существенные различия, обусловленные комплексом причин социально-экономического плана, географическими особенностями, культурными и историческими традициями, формой государственного устройства, степенью развития гражданского общества.

За прошедшие 5 лет в Республике Беларусь создана и эффективно функционирует новая модель государственной социальной поддержки населения. Можно с уверенностью говорить о том, что белорусская модель социальной защиты является лучшей среди стран СНГ. Она основана на принципах социальной справедливости и комплексного подхода к решению проблем каждого человека, каждой семьи. [20, с. 71]

Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.

Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, является сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;

гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами. [21]

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания.

Государственная политика будет и впредь направлена на охрану материнства и детства, укрепление семьи, поднятие ее социального статуса и престижа, решение демографических проблем. Этим целям служит Национальная программа демографической ситуации на 2006-2010 гг.[22]

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

За период с 2000 по 2009 год реальные денежные доходы граждан увеличились более чем в 3 раза. Существенным моментом является то, что в последние годы темп роста доходов граждан опережали темпы роста цен на потребительские и товарные услуги. [23]

Основная цель государственной политики занятости - формирование благоприятных условий для полного и эффективного участия населения в трудовой деятельности, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, социальная поддержка безработных. Именно на это направлена ежегодно разрабатываемая и реализуемая в стране Государственная программа занятости населения Республики Беларусь. Бюджеты прожиточного минимума также растут, хотя и достаточно медленно.

Политика государства в сфере занятости населения в сельской местности направлена на создание условий для развития кадрового потенциала, повышения эффективности его использования в соответствии с потребностями агропромышленного производства и социальной инфраструктуры. За 2000-2009 гг. на вновь созданные рабочие места и имеющиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу более 30 тыс. безработных сельчан. В целях обеспечения села квалифицированными кадрами на профессиональную подготовку и переподготовку направлено около 4,3 тыс. безработных жителей сельской местности. В результате проводимой государственными органами занятости работы в республике снижается количество безработных, улучшается ситуация на рынке труда. Если в 2001 г. уровень безработицы составлял 2,3 %, то к концу 2009-го он достиг 0,9 % .[24]

Для малоимущих и наиболее нуждающихся категорий граждан руководством страны сохранены социальные льготы и гарантии. Законодательными актами Беларуси определено более 50 категорий граждан, которым они установлены. Кроме того, реализуются ежегодные государственные программы поддержки и развития предпринимательства, возрождения села.

Благодаря грамотной политике в области пенсионного регулирования размер среднемесячной пенсии по возрасту превышает величину бюджета прожиточного минимума пенсионера в 1,5 раза, а минимальная пенсия уже сравнялась с социальным нормативом.

Важным шагом в совершенствовании организации пенсионной системы явилось введение дуального учета плательщиков взносов на социальное страхование. Именно поэтому рассматривается вопрос о введении новой модели многоуровневой пенсионной системы, включающей 3 составляющие: всеобщую, трудовую и накопительную пенсии. Результатом пенсионной реформы должно стать создание эффективно работающей многоуровневой пенсионной системы, соответствующей интересам разных поколений и обеспечивающей более высокий уровень жизни граждан пожилого возраста.

Сохранению и укреплению здоровья нации в Беларуси уделяется повышенное внимание. В последние годы отечественная система здравоохранения получила хороший импульс для развития благодаря укреплению материально-технической базы и оснащению клиник самым современным оборудованием. В медицинскую практику внедрены самые новые методы диагностики и лечения заболеваний, в белорусскую медицину пришли высокие технологии, стало возможным проведение сложнейших оперативных вмешательств. В Беларуси расходы на здравоохранение являются самыми высокими среди стран СНГ.[25, с. 96]

В республике функционирует сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия в рамках медицинской (профилактика инвалидности, лечение), профессиональной (обучение, переподготовка, трудоустройство) и социальной реабилитации. Инвалиды обеспечивался протезно-ортопедическими изделиями, изделиями лечебного протезирования, техническими средствами реабилитации. Безусловно, улучшение качества и доступности медицинской помощи для населения - главная цель проводимых преобразований.

Для укрепления здоровья, снижения смертности и повышения ожидаемой продолжительности жизни населения предусматривается:

поэтапное внедрение системы мониторинга за состоянием здоровья населения, в том числе репродуктивного;

обеспечение внедрения современных стандартов качества медицинской помощи с учетом изменяющейся потребности в медицинских услугах в соответствии с возрастной структурой населения;

проведение аттестации рабочих мест в целях выявления и устранения неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье работников;

усиление информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по проблемам здорового образа жизни и профилактике заболеваний. [26, с. 39]

В Республике Беларусь в целях усиления социальной помощи малообеспеченным и нуждающимся гражданам, совершенствования механизма ее предоставления принят Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи», который вступает в силу с 1 января 2010 г.

Новым документом предусмотрен ряд существенных изменений. Объединены в единую систему адресной социальной помощи два вида государственной поддержки граждан - государственная адресная социальная помощь и безналичная жилищная субсидия. Отмеченное нововведение будет способствовать экономии административных расходов, которые пойдут на финансирование социальных программ.

Социально значимым изменением является повышение критерия нуждаемости для назначения поддержки в виде единовременного социального пособия гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, - со 120 до 150 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Это значит, что помощь при необходимости сможет получить большее число семей и граждан, чем ранее.

Вводится новый вид государственной адресной социальной помощи -социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации.

Такая государственная поддержка будет оказываться безотносительно дохода семьи (гражданина) детям в возрасте до 18 лет, которые не признаны инвалидами, но нуждаются в технических средствах социальной реабилитации по медицинским показаниям, а также инвалидам III группы.

В результате реализации Указа Президента республики Беларусь № 458 численность получателей государственной адресной социальной помощи увеличится. Возрастут и бюджетные расходы на этот вид государственной поддержки граждан. По оценке, в 2010 г. адресную помощь получат около 308 тыс. человек на общую сумму более 97 млрд. руб.

Таким образом, ежегодные расходы государства на адресную помощь населению с принятием нового документа могут возрасти почти в два раза, обеспечив дополнительные гарантии гражданам, нуждающимся в поддержке.

Вместе с тем существует ряд проблем, с которыми стоит считаться. Слаба мотивация квалифицированного роста рабочей силы, недостаточно стимулируется экономическая активность, низок средний срок продолжительности жизни при неблагоприятной тенденции естественного прироста населения. [27, с. 8-9] Анализ также показывает, что население, в основном, использует старые вещи культурно-бытового и хозяйственного назначения, что подтверждает вывод о невысокой покупательской способности из-за недостатка денежных средств. Дефицит товаров ликвидирован, зато налицо недостаток у населения денежных средств у большей его части. [28, с. 20]

Важнейшей функцией государства остается обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

Для этого необходимо обеспечить:

·        создание экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;

·        опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;

·        поэтапное повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;

·        предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне;

Беларусь обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого предопределяется динамикой численности трудоспособных граждан. При этом в городах наблюдается устойчивая тенденция роста, в то время как село теряет свой трудоспособный потенциал вследствие миграционного оттока молодежи в города.

Основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.

Главными приоритетами политики занятости должны стать формирование благоприятных условий для повышения ее эффективности, преодоление дефицита рабочих мест посредством расширения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержание стабильности в сфере социально-трудовых отношений. Основные усилия будут направлены на реализацию активных мер по обеспечению занятости населения и удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5-2 процентов к экономически активному населению.

Главная задача социальной защиты населения на 2006-2010 гг. - усиление государственной поддержки тех, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находится в трудной жизненной ситуации. [22]

Для ее реализации необходимо:

·        повысить эффективность, надежность, устойчивость и доступность системы социальной защиты, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах;

·        обеспечить дифференцированный подход к социальной защите различных слоев (групп) населения;

·        перейти на адресный принцип социальной защиты малообеспеченных групп населения.

В прогнозируемом периоде основными целями семейной политики определены создание условий, позволяющих семьям обеспечить уровень доходов от экономической деятельности родителей, в том числе самозанятости, малого и семейного бизнеса, достаточный для полноценного социального развития детей; совершенствование системы государственной социальной поддержки семей, воспитывающих детей; повышение эффективности и расширение спектра социальных услуг, включая оказание социально-психологической, социально-педагогической, правовой помощи семьям, направленных на предупреждение, профилактику и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение культуры брачно-семейных отношений, повышение престижа семьи в обществе. Процесс совершенствования системы государственной социальной поддержки семей с детьми должен осуществляться с учетом развивающихся экономических отношений и обеспечивать социальную стабильность в обществе. К 2010 году предусматривается установить размер пособия по уходу за ребенком до трех лет на уровне не ниже бюджета прожиточного минимума[26, с. 37].

Мощным фактором оздоровления нации выступают физическая культура и спорт. В новой пятилетке особое внимание предстоит уделить повышению эффективности физического воспитания подрастающего поколения, активизации физкультурно-массовой и оздоровительной работы в трудовых коллективах, повышению качества и доступности физкультурно-оздоровительных услуг для всего населения.

Реализация Национальной программы развития туризма на 2006-2010 гг. позволит создать конкурентоспособный туристский комплекс с предоставлением разнообразных и качественных услуг, повысит вклад туризма в экономику Беларуси. Согласно прогнозам реализация Программы позволит к 2010 году увеличить как минимум в 5 раз количество иностранных туристов, посетивших нашу страну. Наряду с въездным туризмом получат дальнейшее развитие познавательный, транзитный, деловой, экологический, оздоровительный и др. виды.

В числе приоритетов, стоящих перед образованием, находятся развитие новых форм дошкольного образования, повышение качества образования в сельской школе, создание эффективных механизмов взаимодействия системы профессионального образования с организациями-заказчиками, укрепление связей высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой. Решению поставленных задач в значительной мере будет способствовать увеличение государственных расходов на образование до 10% ВВП.

Стратегическая цель государственной научно-технической и инновационной политики заключается в создании благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития науки и постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции. Для достижения поставленной цели в области фундаментальных исследований необходимо наращивать сумму знаний о природе, человеке и обществе. Прикладные исследования должны быть направлены на решение конкретных потребностей отраслей реального сектора экономики.

Особое внимание в ближайшие годы будет уделено развитию науки и инновационной деятельности. В прогнозируемом периоде предусматривается существенное увеличение финансовых затрат на исследования и разработки. Внутренние затраты на исследования и разработки в 2010 году будут увеличены не менее чем в 2,5-3 раза по сравнению с 2005 годом. Будет обеспечена концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научно-технической деятельности.[22]

бедность социальный экономический обеспечение

Заключение

В современных условиях реализация социальной политики требует обеспечения оптимального сочетания требований социальной целесообразности и экономической эффективности, нахождения рациональных экономических путей достижения социальных целей. При этом со стороны государства будет предпринято все необходимое по оказанию действенной помощи населению в адаптации к изменяющимся обстоятельствам.

Политика социальных гарантий должна быть взвешенной и научно обоснованной. При ее реализации возможны две крайности. С одной стороны, ее реализация может снижать стимулы экономической активности граждан и способствовать развитию их иждивенчества, подрывая эффективность экономики, а с другой - неумело осуществляемая политика может расширять слои бедных со всеми последствиями как экономического, социального, так и нравственного характера. Ясно, что в экономической системе с социальной ориентацией политике социальных гарантий должно отводиться приоритетное место, и она должна разрабатываться особенно тщательно.

Активизация социальной политики должна быть направлена, прежде всего, на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства: необходимо остановить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; «развязать» узловую проблему повышения заработной платы, от которой зависит в конечном итоге решение других социальных проблем; повысить крайне низкий уровень минимальных социальных стандартов, улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.

Принятые и намеченные меры, максимальное задействование резервов позволит обеспечить дальнейшее развитие и повышение эффективности функционирования социально-трудовой сферы, выполнение социальных задач, установленных прогнозом социально-экономического развития страны.

Список источников

1 Лутохина Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная

ориентация, белорусская модель: Учебное пособие. - Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2003. - 204 с.

         Государственное регулирование экономики: Учебник/ Антонова Н.Б. - Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2002 г.-775 с.

         Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Учебное пособие/Э.А.Лутохина и др. Под ред. Э.А.Лутохиной.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. - 400 с.

         Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах»,2008. Минстат Республики Беларусь. - Минск, 2008. - 346 с.

5        К.Макконнелл, С.Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1995. - 987с.

         Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. Т. 2. - М.: «Алгон», 1992. - 415 с.

         Государственное регулирование экономики: Учебник/ Антонова Н.Б. - Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2002 г.-775 с.

8        Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 608 с.

9        Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. - М.: ЗАО «Бизнес школа, Интер-синтез», 1999. - 336с.

10      Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах»,2008. Минстат Республики Беларусь. - Минск, 2008. - 346 с.

11      <http://www.naviny.by/rubrics/opinion/> - Дата доступа: 10.11.2009

         Социальная политика в Республике Беларусь/ Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко - Мн.: БГЭУ, 2005. - 146с.

         <http://www.ont.by/index.php?id=11191&id_issue=3> - Дата доступа: 12.11.2009

         Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2009 г. № 1360. //http://www.mintrud.gov.by/ru/socnorm/norm1 - Дата доступа: 10.11.2009.

         Совместный проект Правительства РБ и Программы развития ООН. Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь, 2006 г. - 15 с.

         <http://www.easttime.ru/news/3/8/9.html> - Дата доступа: 16.11.2009

         <http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1095023400> - Дата доступа: 13.11.2009

         Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М.: Мысль, 1991.

         Можаев В. //Человек и труд.- 2001. - №4.

         Белорусский выбор. Динамика в интересах народа/ Пролесковский О.В., Шпак Н.С., Чещевин А.Б. и др. - Мн.: УП «Издательство «Белорусский дом печати», 2006. - 328 с.

         <http://www.president.gov.by/press28378.html> - Дата доступа:12.11.2009

         http://www.belarus-china.metolit.by/ru/dir/item.php/129 - <http://www.belarus-china.metolit.by/ru/dir/item.php/129-> Дата доступа:20.11.2009

         <http://www.mintrud.gov.by/ru/trud.new_url_368565190> - Дата доступа: 12.11.2009

         <http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/populbusy/realizacija> - Дата доступа: 12.11.2009

         Экономика Беларуси №2(19) 2009 - Автор статьи - Ольга Стружинская

26      Программа социально-экономического развития на 2006-2010 гг. - Мн.: «Беларусь», 2006. - 176 с.

         Ноздрин-Плотницкий М.И., Ожигина В.В. Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков// Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. - 2006. - №2. - с. 5 - 10.

Похожие работы на - Социальная политика государства: межстрановые различия в подходах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!