Анализ романов 'Александр I' и '14 декабря'
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Общая характеристика трилогии Царство Зверя в контексте историософских взглядов Д.С. Мережковского
Глава 2. Александр I, 14 декабря: концепция «религиозной общественности» Д.С. Мережковского и ее отражение в поэтике романов
.1Публицистика Д.С. Мережковского, посвященная I Русской революции
.2Д.С. Мережковский и лидеры террористических движений в России (Б.В. Савинков)
.3Александр I, 14 декабря: концепция «религиозной общественности» Д.С. Мережковского и ее отражение в поэтике романов
Глава 3. «Александр I» и «14 декабря» в контексте отечественных романов, посвященных революции и политическому террору
.1 С. Нечаев и «нечаевщина» как источник философии и этики отечественного террора
.2«Бесы» Ф.М. Достоевского и романы «Александр I», «14 декабря»
.3«Александр I», «14 декабря» и отечественные романы начала ХХ в., посвященные политическому террору
Заключение
Библиография
Методическое приложение
Введение
Данное исследование посвящено эволюции религиозно-философских взглядов Д.С. Мережковского в трилогии Царство Зверя, в частности, в романах Александр I и 14 декабря.
Несмотря на глубокое философское и художественное осмысление Д.С. Мережковским русской истории, поднятие глубокой нравственно-этической проблематики в выбранной нами трилогии, данное произведение остается изученным не в достаточной степени. В отечественной науке о Мережковском трилогии Царство Зверя уделено не столь много внимания, в отличие от других романов и романических циклов автора. Темным пятном в литературоведении остается и ее поэтика. Также недостаточно исследованными представляются культурно-исторические аспекты творчества Мережковского: связь с историко-политическим контекстом, влияние личности писателя и его идей на политические и идеологические процессы начала ХХ века. Таковы ключевые моменты, обусловливающие актуальность анализа, проведенного в данной работе.
Важной, на наш взгляд, представляется нравственно-философская сторона вопроса, поднятого в исследуемых произведениях. Продолжая историческую преемственность 1800-х гг. - 1825 г. - 1905-1910-х гг., выстроенную Мережковским в трилогии, мы можем продлить идейную сопряженность изображаемого до наших дней: вопросы о природе власти, о церкви и религии, об этической и идеологической составляющих любого преобразующего общество движения не теряют остроты и актуальности. Таким образом,
фундаментальной проблемой исследования становится анализ религиозно- философских воззрений Мережковского, в первую очередь, его идеи религиозно-революционного единения общественных масс, сквозь призму его публицистических и художественных текстов.
Также проблемным представляется круг морально-этических вопросов, которые необходимо разрешить при движении к общественному преобразованию. Так, вопрос о возможности применения насилия в борьбе за высокие идеалы являлся ключевым в подпольной России рубежа веков; именно им был занят и Мережковский, разрабатывая неохристианские теории революционного движения в публицистике и романистике. Вечные проблемы, поднятые в творчестве Д.С. Мережковского, продолжают оставаться важными в XXI в.; концепции, близкие его идее всечеловечества, создают и современные философы: идея власти любви, близкой христианской, снова становится актуальной, как и взгляды на сопряжение человеческих усилий для преодоления индивидуализма и разобщенности и воссоединения в скоординированное, объединенное общими целями множество.
Основной целью исследования становится, таким образом, анализ романов Александр I и 14 декабря через всестороннее рассмотрение религиозно- философских концепций Мережковского, в которых воплотилось его видение проблемы революции и религии, сформировавшихся в определенных культурно-исторических условиях. Для ее достижения поставлены следующие задачи :
●определение специфических черт художественного мышления Д.С. Мережковского, диалектичности его сознания;
●описание исторического контекста периода непосредственного создания трилогии, а также предшествующих лет творчества писателя, под влиянием событий которых происходило формирование ключевых концепций;
●анализ корпуса публицистических текстов, посвященных исследуемой проблеме революции и религии, предшествующих созданию трилогии, либо сопутствующих ему;
●анализ трилогии Царство Зверя: художественное воплощение историософских концепций Мережковского в пьесе Павел I, романах Александр I и 14 декабря через организацию системы образов, преобразование исторического сюжета в художественный вымысел, использование системы изобразительно-выразительных средств;
●анализ художественных образов декабристов, выделенных Д.С. Мережковским для создания исторических романов, направленных на критику церкви и монархии и на поиск идеала религиозной революции.
Объектом исследования является поэтика исторической прозы Д.С. Мережковского. Предметом работы - поэтика романов Александр I и 14 декабря, а также ряд критических произведений автора, имеющих тесную идейную взаимосвязь с исследуемыми романами. Материалом исследования послужили следующие произведения: трилогия Царство Зверя (1908-1918) и публицистические тексты Д.С. Мережковского, в частности, его труд Революция и религия (1910), статьи Грядущий Хам (1906), Пророк русской революции (1906), Христианские анархисты (1908).
В работе использована комплексная методика анализа материала, включающая описательный, сравнительный и структурный методы.
Теоретическая значимостьработы состоит в том, что в данном исследовании выявляются способы воссоздания исторических событий и персоналий в художественном тексте на примере романов трилогии Царство Зверя. Также в ней описано становление религиозно-философских концепций как в критических статьях, так и в исторической романистике Д.С. Мережковского.
Практическая значимостьр аботы заключается в установлении межпредметных литературно-исторических связей при изучении исторического и художественного наследия XIX века. Материалы исследования возможно использовать при подготовке уроков, спецкурсов и спецсеминаров по методике преподавания литературы в школе. Также исследование позволяет спроектировать интегрированные уроки по отражению истории и литературе, в которых с помощью комплексного культурно-исторического подхода будет максимально полно проанализирован феномен декабристского движения, его идеологическая специфика и место в отечественной истории.
Рекомендации по использованию результатов дипломной работы в практике школьного преподавания литературы:
Результаты проделанной работы могут быть использованы в средней и старшей школе на уроках истории, посвященных декабризму, на уроках литературы, посвященных творчеству Д.С. Мережковского, либо знакомству с жанровыми особенностями исторических романов; также наиболее результативным станет использование исследования при создании интегрированного уроков по истории и литературе, пример которого представлен в Методическом приложении данной работы.
Структура работы. Данная работа состоит из Введения , трех Глав, Заключения и Методического приложения . Во Введении дается общая характеристика работы. В Главе 1 Общая характеристика трилогии Царство Зверя описана тема работы, творческие методы Д.С. Мережковского, кратко представлены его основные историософские концепции. В Главе 2 Алексан др I, 14 декабря: концепция «религиозной общественности» Д.С. Мережковского и ее отражение в поэтике романов » прослеживается становление ведущих религиозно-философских взглядов Д.С. Мережковского, которые были воплощены им в исследуемых романах, дана характеристика исторического контекста, в котором создавались данные произведения, изучены особенности поэтического языка Мережковского-романиста, в частности, воссоздание им образов декабристов. В Главе 3 «Александр I» и «14 декабря» в контексте отечественных романов, посвященных революции и политическому террору» рассмотрена взаимосвязь романов Д.С. Мережковского с ключевыми произведениями рубежа веков и 1910-х гг., а также идеи и теории, обусловившие появление подобных литературных произведений.
Апробация и публикация материалов выпускной квалификационной работы:
Результаты исследования были сообщены в форме устных докладов на конференциях:
1.Международная научно-практическая конференция Русская революция 1917 года в современной гуманитарной парадигме. XXII Шешуковские чтения, МПГУ, 1 - 2 февраля 2017 г.
2.Второй Международный студенческий форум Студенческое сообщество и развитие гуманитарных наук в XXI веке, г. Воронеж, ВГУ, 17 - 19 апреля 2017 г.
3.XVI межвузовская конференция молодых ученых Поэтика и компаративистика, г. Коломна, ГСГУ, 20 мая 2017 г.
Часть данной работы (Глава 1, Глава 2) была представлена на общеуниверситетский конкурс студенческих работ МПГУ в 2017 году, где заняла 3-е место.
Глава 1. Общая характеристика трилогии Царство Зверя в контексте историософских взглядов Д.С. Мережковского
Глубина идей, нестандартные взгляды на исторический процесс, самобытные религиозно-философские мысли, отточенная форма художественных произведений - лишь несколько черт, которые позволяют оценить значимость фигуры Д.С. Мережковского в культурно-историческом процессе в России начала ХХ века.
Цельность - ведущая черта, с помощью которой Д.С. Мережковский утверждает взаимосвязь всего своего творчества. Его стремление к художественному синкретизму, слиянию разноплановых текстов воедино, было неоднозначно воспринято в среде современников: Романтическая эстетика Мережковского всегда требует крайностей, бездн, полюсов, пределов, последнего и легко впадает в риторичность, для многих неприятную... Он одержим пафосом всемирности, принудительного универсализма, характерного для латинского духа, для римской идеи. Однако данный пафос и метод, определенный Бахтиным как принудительный универсализм - универсализм как в стремлении к абсолютной циклизации всего творчества, так и в объединении противоположных начал, идей в рамках одного произведения и за его пределами - можно рассматривать не только как видение мировой жизни лишь на полюсах, не отход от ее многообразия и насильственное сведение широкой и полной картины мира к полярным безднам. В своем творчестве Мережковский изображает полную и взаимозависимую картину мира в интеграции отдельных ее фрагментов и культурно-исторических этапов, и, вопреки мнению Бахтина, решает задание великого синтеза.
Успешное выполнение этого задания отмечает ряд исследователей. Так, Л.А. Колобаева выделяет у Мережковского и его современников стремление к всеобъемлющей целостности, к синтезу сознания, и приходит к следующему выводу: своим творчеством Мережковский-романист выражает человеческую жажду целостной культуры, что приводит к синтезу, гармонии личности. В.В. Полонский оценивает результаты подобных поисков, выраженные сверхцикличностью творчества писателя, как гармоничный многотомный текстовый организм. Религиозные, философские и жанровые искания Мережковского, по мнению Полонского, выразились в синтетической целостности высказывания за пределами чистой литературности, в дискурсивное единство художественного, идеологического и религиозного.
Попытки универсализации бытия внутри системы художественных произведений, концепция синтеза культуры, ведущего к ее возрождению, привели Мережковского, начинавшего свой творческий путь с поэзии, к созданию крупных эпических произведений - к жанру историософского романа. В историософии Мережковского тенденция к синтезу и сверхинтреграции становится основной жанровой тенденцией. Отдельные циклы произведений могут слагаться в причудливую жанровую модификацию: Романы Мережковского представляют собой гибрид нескольких литературных жанров: художественной биографии, романа, комедии, трагедии, а также исторической хроники, философского трактата, жития. Уже первая трилогия Христос и Антихрист отличается от классического исторического романа концентрацией авторского внимания не вокруг героя - самостоятельной личности, вступающей в конфликт с реальностью, а вокруг борьбы историософских концептов языческой плоти и аскетического духа.
Отходя от анализа форм романистики Мережковского, стоит отметить две принципиально важные особенности его философских взглядов: отношение автора к религии, сфере трансцендентного и понимание им хода мировой истории в целом и русского исторического развития в частности.
Религиозные взгляды Мережковского на протяжении всей его жизни шли вразрез с догмами русской православной церкви: Я понял - опять-таки не отвлеченно, а жизненно - связь православия со старым порядком в России, понял также, что к новому пониманию христианства нельзя иначе подойти, как отрицая оба начала вместе. Он видит свой путь в поиске неведомого Бога, и путь этот должен осуществляться индивидуально: религиозные концепции Мережковский вывел и пережил сам, а не взял в готовом виде из книг и любых чужих мыслей.
Развивая идеи в мистическом кружке, основой которого были сам Мережковский, его жена - Зинаида Гиппиус - и Дмитрий Владимирович Философов, он совместно с тройственным союзом разрабатывает идею Третьего Завета (Царство Духа, Царство Любви и Красоты, которое наступит после Судного дня, окончательной победы над Антихристом). Воплощение Третьего Завета - синтез неба и земли, духа и плоти - часть концепции христианства обновленного, «общественного», которую породил уход философа от эстетизма и ницшеанства, бегство от символизма и обращение к политике и общественности - неохристианство, которое не отрекается от мира земного, а идёт ему навстречу, облагораживающее телесную природу человека. Цель духовного возрождения, по его мнению, состоит в завершении «всемирного исторического восхождения к Богочеловечеству», пути в «царство Божие на земле», всечеловечество - объединение людей общим религиозным началом.
Подходя к анализу романов Мережковского, нельзя переоценить важность понимания данной концепции - ведь почти все произведения писателя являются реализациями цельной неорелигиозной доктринальной парадигмы. Философ делает шаг к преодолению антиномии между Человекобогом (воплощенного для него в образе Наполеона - продолжение идей Ф.М. Достоевского) и восточно-православным идеалом Богочеловека.
Общественная религиозность, соединившая земное с небесным, плотское с духовным, наделена пафосом надежды на преодоление трагедии человеческой истории, направлена на поиск возможностей объединения разных ветвей человечества, примирение и соединение народов через питающие их культуру религии, через осознание всечеловеческого смысла.
Синтез религиозного и общественного начал является опорой и для поиска решений задач настоящего исторического момента. Объяснение происходящего вокруг себя Мережковский ищет в прошедших эпохах - и создает исторические романы, в которых прослеживаются параллели с современностью. Каждому историческому (социальному, политическому) событию Мережковский дает религиозное обоснование (я пытался объяснить учение символизма не столько со стороны эстетической, сколько религиозной ), любой общественный упадок, взлет или перелом для него непременно наделен религиозным подтекстом. Данный метод является реакцией Мережковского- критика на позитивизм, утилитарную расчетливость современной литературы и культуры.
Пытаясь дать оценку той эпохе, которое среда русской интеллигенции окрестила эсхатологической, апокалиптической, и, помимо идеи окончания времени, закрепила идею безвременья, Мережковский опирается на исторические события прошлого, в которых ищет как отражение текущего момента и причины катаклизмов рубежа веков, так и идеал цельной личности, воплощение нравственного идеала, деятельной натуры, способной достойно пройти сквозь испытания века.
Идея обращения к прошлому, поиск ответа в предыдущих поколениях в неустойчивую, странную эпоху естественны, и внимание писателя в разных романах и романных циклах направлено на самые разнообразные исторические этапы: от дохристианских времен (роман Смерть богов. Юлиан Отступник), языческого Крита (Рождение богов. Тутанкамон на Крите), от Ренессанса (Воскресшие боги. Леонардо да Винчи) к монархической России, судьбам правителей, повлиявших на сложившуюся историческую картину (Антихрист. Петр и Алексей, трилогия Царство Зверя).
От классических исторических романов (и от произведений реализма в целом) данные тексты отличаются тем, что в них резко <…> возрастает роль условности, фантастики, и это связано с утвердившимся в его художественном сознании способом генерализирующей символики; и символы тяготеют к всеобъемлющим, вселенским смыслам.
Остановимся на сопоставлении Мережковским настоящего и эпохи XIX столетия.
В книге О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы (1892) автор показывает свое видение исторического момента: Мы живем в странное время, похожее на оттепель. В самом воздухе какое-то нездоровое расслабление и податливость. Все тает... То, что было некогда действенным и белым как снег, превратилось в грязную и рыхлую массу. На водах - совсем тонкий, изменнический лед, на который ступить страшно. И шумят, и текут мутные, вешние ручьи из самых подозрительных источников. (Тревожная картина осложнена нездоровыми образами, и в последующие годы в публицистике Мережковского болезнь закрепится как метафора общественного разлада - в сборнике Больная Россия, 1910).
Но и в XIX веке человек, абсолютно чуждый сомнений - явление редкое: Чтобы так безупречно верить в какую бы то ни было святыню, надо иметь силу. Источник этой силы Мережковский, следуя величайшим творцам того времени , находит в любви к народу - этому глубочайшему роднику всемирной поэзии, который может проистекать только из свободной веры в евангельскую святыню народа, только из божественного идеализма. Здесь же он выводит идею синтеза красоты (как категории чистого искусства) и деятельной любвик народу, тенденций, в русской литературной и общественной мысли традиционно противопоставляемых: Как все великое, как все живое, красота не отдаляет нас от народа, а приближает к нему, делает нас причастными глубочайшим сторонам его духовной жизни. Бояться или стыдиться красоты во имя любви к народу - безумие. Народная поэзия имеет божественную основу, и из вышеописанного синтеза гармонично вытекает новый, уже упоминаемый ранее, ключевой для творчества Мережковского: в единое целое сливаются хлеб и Бог, земное и небесное: Но народ не может, не смеет говорить о хлебе, не говоря о Боге. У него есть вера, которая объединяет все явления природы, все явления жизни в одно божественное и прекрасное целое! <…> Для него самое рождение хлеба - благодатное и неисповедимое чудо. Полемизируя с представлениями о пафосе поэзии, укрепившимися в среде (народовольческой) интеллигенции, русских читателей и авторов, Мережковский выводит собственную формулу божественного идеализма - художественного и нравственного ориентира.
Этим не ограничивается исторический поиск критика и писателя: Только то поколение, которое научится ценить доброе и прекрасное в своих предшественниках, прощать их недостатки и признавать их силу, имеет право надеяться на будущее. Живое взаимодействие, примирение прошлого и настоящего - вот величайшая основа всякой культуры.
В примирении прошлого и настоящего внутри исторического романа автор не встречает противоречий - и продолжает соединять противоположности, подходит к художественному тексту как органическому целому с собственной внутренней мотивированностью, принципы которой описывает в статье, посвященной Чехову - Старый вопрос о новом таланте: Творческий процесс не механический - а бессознательный, непроизвольный, органический, о чем может свидетельствовать каждый истинный художник и все, кому случалось наблюдать возникновение первого психического импульса, составляющего самое зерно художественного произведения… Истинно художественные произведения не изобретаются и не делаются, как машины, а растут и развиваются, как живые, органические ткани
Понимание истории как неразрывного движения, экспансивная эстетизация истории в литературе являлись общими чертами серебряного порубежья. И не только Мережковский в своей историософской прозе прибегал к смешению разновременных и разнокультурных пластов: эпоха начала ХХ века выработала метод, названный Гаспаровым мифологической симультативностью. Наиболее полная характеристика этой симультативности, или вертикального времени, представлена в работе М.М. Бахтина Вопросы литературы и эстетики: Все, что на земле разделено временем, в вечности сходится в чистой одновременности существования. Эти рассуждения, эти раньше и позже, выносимые временем, несущественны, их нужно убрать, чтобы понять мир, нужно сопоставить все в разрезе одного момента… Только в чистой одновременности или, что то же самое, во вневременности может раскрыться истинный смысл того, что было, что есть и что будет, ибо то, что разделяло их, - время, - лишено подлинной реальности и осмысливающей силы.
Время как жесткая, ограничивающая категория устраняется или, по крайней мере, начинает претерпевать деформации внутри структуры символистского романа. В смешении эпох, в образном строе романов Мережковского, насыщенных отрывками вещих снов и видений, фантастических слухов, предчувствий и откровений, проявляется мифопоэтическое мышление, которое движется не рациональным, а интуитивным началом, - и Мережковскому свойственна особая, интеллектуальная интуиция, которая выражена в подходе художника к факту, документу, и в отношении к мифу, легенде, и в их отборе и интерпретации.
Воплощение описанных магистралей религиозно-философской мысли Мережковского читатель находит при знакомстве с трилогией Царство Зверя, которая является основным анализируемым текстом данной работы. Именно в ней отражены религиозные идеи в их синтезе с общественно-политическим устройством, одновременность истории прошлых поколений и настоящего времени, поставлен вопрос о выборе человека в системе оппозиции