Таможенный контроль: формы и принципы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,42 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенный контроль: формы и принципы

Оглавление

1.Таможенный контроль: понятие, цели, функции

.Формы, способы и средства проведения таможенного контроля

.Основные принципы таможенного контроля

Список используемой литературы

1.Таможенный контроль: понятие, цели, функции

Таможенный контроль - один из ключевых институтов таможенного регулирования. Таможенному контролю посвящен разд. III Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Согласно ст. 4 ТК ТС таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. Таможенный контроль является одной из важнейших функций таможенных органов.

Таким образом, содержание понятия таможенного контроля приведено в соответствие с положениями Киотской конвенции, согласно которым таможенный контроль должен быть направлен исключительно на обеспечение соблюдения таможенного законодательства.

Понятие "таможенный контроль" определено в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации как "меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы". В гл. 2 "Определение понятий" Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур Всемирной торговой организации (ВТО) (Киотской конвенции) таможенный контроль трактуется как совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Под совокупностью мер следует понимать осуществление таможенными органами специальных действий, как документальных, так и фактических, проводимых в целях обеспечения реализации таможенных и других применимых к товарам правил. К таким действиям относятся: досмотр товаров, проверка наличия и правильности заполнения документов, проверка бухгалтерских счетов и других записей, досмотр транспортных средств, досмотр багажа и личных вещей, подача официальных запросов и др.

Подобное определение таможенного контроля "способствует упорядочению функций государственных органов и способствует концентрации усилий таможенных органов на выполнении тех функций, которые могут быть осуществлены исключительно ими и отнесены к их компетенции в соответствии с установленным порядком".

Европейский союз определяет таможенный контроль как выполнение определенных действий должностными лицами таможенных органов по контролю за перемещением товаров; проверку наличия и аутентичности документов, счетов предприятий и другой документации; осмотр транспортных средств, багажа и товаров, которые перемещаются лицами или отдельно от них; направление официальных запросов и осуществление других действий в целях обеспечения соблюдения таможенных правил и, если необходимо, других действий относительно товаров, которые являются предметом таможенного контроля.

Законодательство Таможенного союза по вопросам таможенного контроля не противоречит гл. 6 "Таможенный контроль" Киотской конвенции, где описаны 10 стандартных правил, адресованных таможенным администрациям, присоединившимся к Всемирной таможенной организации:

обязательность проведения таможенного контроля в отношении всех товаров и транспортных средств вне зависимости от их налогообложения;

минимизация требований, предъявляемых к участникам таможенных правоотношений при проведении таможенного контроля;

использование системы управления рисками при проведении таможенного контроля;

применение метода анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке;

при использовании системы управления рисками руководствоваться стратегией, базирующейся на оценке вероятности несоблюдения законодательства;

включение в систему таможенного контроля методов аудита;

сотрудничество с таможенными службами третьих стран, в том числе заключение соглашений о взаимной помощи в целях совершенствования методов таможенного контроля;

сотрудничество с участниками внешнеторговой деятельности, в том числе заключение меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля;

использование информационных технологий и электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля;

оценка использования электронных коммуникаций при таможенных операциях, осуществляемых участниками внешнеторговой деятельности, для их сопоставления с требованиями таможенных органов.

Таможенное законодательство Таможенного союза сопряжено с рекомендациями, содержащимися в гл. 6 Киотской конвенции, направленными на упрощение и повышение эффективности таможенного контроля таможенными администрациями.

Основное содержание рекомендаций заключается в следующем:

переходе от тотального таможенного контроля к контролю, основанному на аудите (от внедрения упрощенных процедур до разрешения участнику внешнеторговой деятельности самостоятельно начислять таможенные платежи), что позволит таможенному органу эффективно регулировать увеличивающийся объем международной торговли;

обязательном применении системы управления рисками;

определении эффективности таможенного контроля;

осуществлении сотрудничества между таможенными администрациями и бизнесом, что позволит получать информацию об изменениях, происходящих в коммерческой практике;

повышении профессионализма персонала, его материального стимулирования, постоянной поддержке со стороны высшего руководства;

проведении таможенными органами совместных мероприятий по противодействию росту международной преступности;

использовании таможенными органами информационных технологий при осуществлении таможенных операций и процедур;

установлении информационного обмена между таможенными администрациями.

Проведение таможенного контроля согласно рекомендациям Киотской конвенции позволит должностным лицам таможенных органов:

сосредоточить внимание на областях повышенного риска и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов;

увеличить возможности выявления нарушений таможенного законодательства и недобросовестных участников внешнеторговой деятельности;

оказывать содействие добросовестным участникам внешнеторговой деятельности;

способствовать повышению эффективности движения международных товаропотоков.

Таким образом, значение таможенного контроля в государственном регулировании внешнеторговой деятельности базируется на стандартном правиле 6.1 Киотской конвенции, предусматривающем, что все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю. Большая часть нарушений таможенных правил совершается в целях сокращения размера уплачиваемых таможенных платежей, поэтому таможенный контроль в первую очередь выступает действенным средством предупреждения неполной уплаты таможенных платежей в государственный бюджет или ухода от запретов и ограничений во внешней торговле товарами. При этом требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не должны служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и ведения деятельности в области таможенного дела.

Осуществление таможенного контроля предполагает достижение определенных целей. Можно полагать, что целями таможенного контроля являются:

) обеспечение соблюдения норм таможенного законодательства всеми субъектами таможенного права;

) охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов России;

) защита общественного порядка;

) выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела;

) предупреждение неправомерных деяний со стороны субъектов внешнеэкономических отношений;

) защита законных прав и интересов физических и юридических лиц;

) оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.

В науке не сложилось однозначное и ясное понятие контроля. Обсуждаются вопросы о системе контроля, его видах и формах, органах контроля. Одни специалисты полагают, что государственный контроль есть "совокупная, кумулятивная деятельность, осуществляемая с помощью различных методов при выполнении единой специфической функции по государственному управлению". Другие подчеркивают, что в системах социального управления контроль - "важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений".

Некоторые считают, что контроль состоит из трех элементов: проверки фактического выполнения закона или иного общеобязательного предписания; проверки путей и средств такого выполнения; принятия мер в процессе контроля для оценки и устранения недостатков. Содержание контроля включает в себя:

а) наблюдение за деятельностью подконтрольных субъектов;

б) получение всесторонней и объективной информации о выполнении ими предписаний;

в) анализ таких данных;

г) предупреждение и выявление правонарушений.

Практически все государственные органы и их должностные лица вступают в контрольные правоотношения. Для некоторых из них осуществление контрольных (надзорных) функций является основным видом деятельности. Осуществление таможенного контроля - одна из основных функций таможенных органов в любом государстве. Таможенный контроль объединяет меры административного и финансового характера. На современном этапе развития порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза характеризуется как разрешительный, а не уведомительный. При таком порядке перемещения через таможенную границу важную роль играют таможенные органы как контролирующие субъекты. Государства - члены Таможенного союза стремятся, с одной стороны, ускорить и упростить порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с другой стороны, эффективно обеспечить соблюдение таможенного законодательства, опираясь на принцип выборочности таможенного контроля, в основе которого лежит использование системы управления рисками. От эффективности таможенного контроля зависит состояние экономики государств - членов Таможенного союза, их внешнеэкономические и внешнеполитические связи, статус и авторитет в мировом сообществе.

Таможенные органы принимают меры, чтобы обеспечить соблюдение таможенного законодательства, и выполняют следующие основные функции:

) осуществляют таможенный контроль, совершенствуют методы проведения таможенных операций и таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Таможенного союза;

) содействуют развитию внешней торговли государств - членов Таможенного союза;

) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза;

) обеспечивают на территории государств - членов Таможенного союза соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

) обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в области таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации в аэропортах государств - членов Таможенного союза;

) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите прав потребителей товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза;

) проводят в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и национальным законодательством;

) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

) содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала государств - членов Таможенного союза, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы национальных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствуют оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

) обеспечивают принятие мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и валютных ценностей, дорожных чеков;

) разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

) обеспечивают выполнение международных обязательств государств - членов Таможенного союза в части, касающейся таможенного дела, сотрудничают с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

Как видно, первой и, безусловно, важнейшей функцией, выполняемой таможенными органами, является таможенный контроль, который выступает одним из основных институтов таможенного права. Таможенные органы относятся к числу специализированных органов контроля. Сферой их деятельности признается конкретная область общественных отношений. Группу контролируемых субъектов представляют участники внешнеэкономической деятельности. Для эффективного развития экономики таможенный контроль должен проходить в условиях, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

.Формы, способы и средства проведения таможенного контроля

Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер следует понимать формы, способы и средства проведения таможенного контроля.

Формы проведения таможенного контроля - это отдельные виды проверочных мероприятий. К таким отдельным мероприятиям производства таможенного контроля относятся:

документальный контроль, т.е. проверка документов и сведений (ст. 111 ТК ТС), проверка системы учета товаров и отчетности (ст. 121 ТК ТС), таможенная проверка (ст. 122 ТК ТС);

фактический контроль, т.е. таможенный осмотр (ст. 115 ТК ТС), таможенный досмотр (ст. 116 ТК ТС), таможенное наблюдение (ст. 114 ТК ТС), проверка маркировки товаров (нанесения на них специальных марок), наличия на них идентификационных знаков (ст. 118 ТК ТС), таможенный осмотр помещений и территорий (ст. 119 ТК ТС), личный таможенный досмотр (ст. 117 ТК ТС), учет товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 120 ТК ТС);

устный опрос (ст. 112 ТК ТС);

получение пояснений (ст. 113 ТК ТС).

Законодательно закреплено 12 форм таможенного контроля, которые представлены в ст. 110 ТК ТС.

Способы проведения таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (или форм) таможенного контроля. К способам проведения таможенного контроля можно отнести следующие.

. Создание зон таможенного контроля.

Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 97 ТК ТС). Зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенное наблюдение.

. Назначение экспертизы.

Таможенная экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций в их отношении, назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные знания (ст. 138 ТК ТС). Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.

. Взятие проб и образцов.

Должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для проведения таможенной экспертизы (ст. 144 ТК ТС).

Проба - это товар или часть товара, оптимально необходимая, установленная документацией по стандартизации, характеризующая состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара.

Образец - единица товара (продукции), соответствующая структуре, составу и свойствам всей партии, серии товара, либо единичный объект, представляемый в письменной и иных формах отображения, отбор которого в целях дальнейшего исследования фиксируется в установленном порядке (ст. 137 ТК ТС).

Заинтересованные лица и контролирующие государственные органы с разрешения таможенного органа вправе отбирать пробы и образцы товаров в случаях, установленных ТК ТС и законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 155 ТК ТС).

. Привлечение специалистов.

Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия при проведении таможенного контроля (ст. 102 ТК ТС). Специалист и эксперт не должны быть заинтересованы в результатах заключения, кроме того, специалист должен обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе в случае применения технических средств. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической деятельности.

. Наложение ареста на товары или изъятие товаров.

Согласно ст. 134 ТК ТС налагать арест на товары и изымать их следует в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза. При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с ТК ТС, законодательством государств - членов Таможенного союза, налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Основанием для наложения ареста служит обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначения товаров иными способами, если марки, знаки и др. должны наноситься на товары, ввозимые на территорию государств Таможенного союза. Основанием для наложения ареста может быть отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факты таможенного декларирования и выпуска товаров, а также обнаружение недостоверности подобных сведений либо признаков того, что в отношении товаров не соблюдены условия и порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов или товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры.

. Применение информационных ресурсов.

Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 44 ТК ТС). В целях проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей таможенные органы вправе накапливать информацию, включающую в себя сведения: об учредителях организации; о государственной регистрации юридического лица либо лица в качестве индивидуального предпринимателя; о составе имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности; об открытых банковских счетах; о внешнеэкономической деятельности; о местонахождении организации; о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН); о платежеспособности лиц, включенных в реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; в отношении физических лиц - персональные данные граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, ИНН), а также данные о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

Без использования информационных средств таможенного контроля не представляется возможным проводить эффективный контроль соблюдения таможенного законодательства.

Существуют следующие средства проведения таможенного контроля.

. Технические средства таможенного контроля.

В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенные органы могут использовать технические средства, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 107 ТК ТС). Технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека. Обеспечение единства и требуемой точности измерений и метрологический контроль и надзор при проведении таможенных операций с использованием технических средств осуществляются согласно законодательству государств - членов Таможенного союза. Например, в Казахстане Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 2010 г. N 1152 "Об утверждении Перечня и Правил применения технических средств таможенного контроля", Приказом министра финансов от 27 августа 2010 г. N 428 "Об утверждении Правил применения и требования к изготовлению средств идентификации"; в России Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Приказом ФТС России от 21 декабря 2010 г. N 2509 "Об утверждении Перечня и Порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации" утверждены перечни, правила применения технических средств таможенного контроля, требования к средствам идентификации.

Технические средства могут применяться при определенных формах таможенного контроля. При проверке документов и сведений для идентификации подлинности документов и атрибутов таможенного обеспечения обычно используют оптические увеличительные приборы, например лупы, микроскопы и приборы, имеющие ультрафиолетовый и инфракрасный спектр. Для контроля носителей аудио- и видеоинформации применяют различные виды диктофонов, аудиоплееров, магнитофонов, устройства для просмотра проявленных фото- и кинопленок, слайдов и микрофишей; видеоплееры и видеомагнитофоны и другую современную аппаратуру. При таможенном наблюдении в целях визуализации зон таможенного контроля применяется аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, способная работать в условиях любой видимости, а также оптическая дальномерная аппаратура, среди которой моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры. При таможенном осмотре товаров и транспортных средств для идентификационного экспресс-анализа содержимого объектов таможенного контроля применяют различные анализаторы, экспресс-идентификаторы. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств для выполнения определенных технологических операций используют индивидуальные и групповые наборы специального инструмента, например для вскрытия предметов ручной клади, багажа, почтовых отправлений, крупногабаритных транспортных упаковок, ящиков, контейнеров. При проверке маркировки товаров, наличия на них идентификационных знаков используют пломбираторы, рулоны клейких лент с маркировочными знаками, различные спецметки и др. Для дистанционного осмотра помещений и территорий, поиска контрабанды применяют досмотровые рентгенотелевизионные аппараты, рентгеноаппараты, флюороскопы прямого наблюдения, инспекционно-досмотровые комплексы, наборы досмотровых эндоскопов, наборы досмотровых щупов, металлоискатели и металлодетекторы, например для обнаружения оружия, боеприпасов, драгоценных металлов. При таможенном контроле используют и различные вспомогательные технические средства, такие как источники питания, зарядные устройства, приборы для взвешивания, измерительные, дозиметрические приборы.

В настоящее время одним из эффективных средств таможенного контроля является инспекционно-досмотровый комплекс, который позволяет за короткое время, в течение трех-пяти минут без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими их идентифицировать, изображение самого транспортного средства с детализацией узлов, наличием тайников, определить нехарактерные предметы, идентифицировать наименование, количество, состав, физические и химические свойства, применение запретов и ограничений.

. Информационные ресурсы таможенных органов.

Под информационными ресурсами таможенных органов следует понимать организованную совокупность документированной информации, включающую в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов. Порядок получения информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. Информационные ресурсы таможенных органов, касающиеся таможенного законодательства Таможенного союза, открыты и общедоступны. Общедоступные ресурсы размещаются на сайтах таможенных органов, Комиссии Таможенного союза.

Информационные ресурсы таможенных органов составляют также документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций, иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов (состав такой информации был приведен ранее в п. 6 "Применение информационных ресурсов").

Как участники внешнеэкономической деятельности, так и физические лица имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

Информацию о лицах таможенные органы собирают при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также посредством получения данных от других государственных органов государств - членов Таможенного союза.

. Водные и воздушные суда таможенных органов.

Таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, может проводиться с использованием водных и воздушных судов таможенных органов. Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 107 ТК ТС).

Таможенный контроль товаров и транспортных средств в пределах территориального моря и внутренних вод единой таможенной территории, а также на территории, прилегающей к таможенной границе Таможенного союза, проводится с использованием водных и воздушных судов таможенных органов. Очевидно, что положение ТК ТС, относящееся к водным пространствам, в большей части актуально для таких государств - членов Таможенного союза, как Россия и Казахстан.

Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля в Российской Федерации устанавливается Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Согласно данному Закону при таможенном контроле с использованием водных и воздушных судов российских таможенных органов эти органы вправе:

при обнаружении признаков того, что на транспортном средстве незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, останавливать такое транспортное средство и проводить его таможенный досмотр;

задерживать находящихся на транспортном средстве лиц, подозреваемых в совершении преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ водные суда, убывшие с территории РФ без разрешения таможенных органов, в прилежащей зоне РФ до их захода в территориальное море иностранного государства, если преследование было начато во внутренних водах, в территориальном море РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;

при обнаружении признаков административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) задерживать транспортные средства для их изъятия или ареста в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

в случаях, предусмотренных ТК ТС, осуществлять сопровождение транспортных средств, в том числе с размещением на них должностных лиц таможенных органов.

. Поисковые и сторожевые собаки.

Вопрос использования поисковых и сторожевых собак в целях повышения эффективности проведения таможенного контроля регулируется законодательством государств - членов Таможенного союза.

Не вызывает сомнения важность использования таких средств таможенного контроля для выявления незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Можно привести достаточно примеров эффективного использования служебных собак. Одно из последних задержаний повергло в шок даже бывалых таможенников. В ходе досмотра грузового автомобиля, следовавшего в Китай через пункт пропуска Благовещенск - Хейхе, выяснилось, что кузов пуст лишь на первый взгляд. Служебная собака обозначила наличие тайного груза. Между стенок грузового отсека автомобиля было найдено несколько десятков полипропиленовых сумок, в которых находилось 26 "губ" (морда) лося весом 65 кг, 1041 лапа бурых медведей весом более 1200 кг, пять бивней мамонтов весом 82 кг, а также четыре шкуры рыси. Все это браконьеры везли для продажи в Китай.

В связи с увеличением международного товарооборота первоочередной задачей таможенного контроля является предупреждение нарушений таможенного законодательства. Превентивные цели таможенного контроля выражаются в предупреждении неправомерных действий как со стороны самого участника таможенных правоотношений, так и со стороны иного круга лиц. таможенный контроль нарушение законодательство

Таможенный контроль строится на совокупности принципов, под которыми обычно подразумевают важнейшие, основополагающие идеи, позволяющие реализовать те или иные правовые явления. Принципы таможенного контроля изложены в ст. 94 ТК ТС, согласованной с гл. 6 Руководства к Генеральному приложению Киотской конвенции, которая определяет, что принципы таможенного контроля - это обеспечение надлежащего применения таможенного законодательства, а также обеспечение соблюдения других юридических и правовых требований и одновременно оказание максимального содействия международным торговле и туризму.

3. Основные принципы таможенного контроля

1. Принцип законности.

В соответствии с этим принципом все подзаконные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области таможенного контроля, не должны противоречить международным правовым актам, конституции и иному законодательству государств - членов Таможенного союза. Положения правовых актов национального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и национального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, не могут противоречить наднациональному законодательству. Кроме того, действия участников правоотношений по таможенному контролю не должны противоречить существующему законодательству. В первую очередь недопустимо нарушение законодательства о таможенном контроле должностными лицами таможенных органов. Однако никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела. Ни одно действие участников таможенного контроля не должно противоречить международным правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству. Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата: "Все, что не запрещено законом, разрешено".

. Принцип уважения прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

Должностные лица таможенных органов не вправе ущемлять права физических и юридических лиц, а также оказывать какое бы то ни было противодействие осуществлению ими внешнеэкономической деятельности. В процессе таможенного контроля не допускаются действия, унижающие человеческое достоинство. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности по законодательству государств - членов Таможенного союза. Согласно ч. 2 ст. 104 ТК ТС убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая неполученный доход, в соответствии законодательством государств - членов Таможенного союза.

. Принцип гуманности.

Данный принцип означает возможность применения в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам и транспортным средствам. Данный принцип в значительной мере имеет гражданско-правовой аспект, поскольку вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно бюджета государств - членов Таможенного союза.

. Принцип оперативности.

Данный принцип заключается в установлении законодателем сравнительно коротких сроков для проведения таможенного контроля во всех его формах. Мобильность таможенного контроля прямо отражается на объеме внешнеторгового оборота: чем быстрее осуществляется контроль, тем больший объем грузов участник внешнеэкономической деятельности перемещает через границу.

Сокращение сроков, введенных ТК ТС, согласуется с принципом оперативности. Как нововведение в ТК ТС можно отметить, что в целом выпуск товаров сократился с трех до двух дней, товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, до 4 часов, время регистрации таможенным органом транзитной декларации уменьшилось в 2 раза и составило 1 час.

. Принцип международного таможенного сотрудничества.

Этот принцип предполагает взаимодействие таможенных органов государств - членов Таможенного союза с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеэкономической деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам. Приоритетными являются расширение сотрудничества от взаимной административной помощи, обмен информацией между таможенными органами вплоть до взаимного признания решений, осуществление отдельных форм таможенного контроля по поручению таможенного органа одного из государств - членов Таможенного союза и ряд других. Всемирная таможенная организация за время своего существования разработала более 20 конвенций, среди которых Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, Таможенная конвенция АТА Carnet для временного ввоза товаров, Таможенная конвенция о контейнерах, Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений. Реализация данного принципа нашла свое выражение и в присоединении к международным конвенциям.

. Принцип результативности.

Достижение целей таможенного контроля должно соотноситься с расходами на него.

. Принцип необременительности.

Таможенный контроль должен быть в максимальной степени необременительным, незаметным как для физических лиц, пересекающих таможенную границу, так и для юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности.

. Принцип выборочности.

Объемы внешней торговли во всем мире постоянно растут, и ни одно государство не в состоянии содержать таможенную службу, которая могла бы осуществлять всеобъемлющий, тотальный контроль за каждой внешнеторговой операцией без ущерба для самой внешней торговли. Объемы товарооборота многократно превышают возможности самых развитых, опытных и технически оснащенных таможенных служб мира. Попытка всеобъемлющего контроля в отношении всех товаров, перемещаемых через границу, привела бы к параличу внешней торговли и, как результат, к катастрофическим последствиям для мировой экономики. Именно поэтому, проводя таможенный контроль, таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только формами таможенного контроля, которых достаточно, чтобы обеспечить соблюдение таможенного законодательства государств - членов Таможенного союза. Применение тех или иных способов таможенного контроля определяется необходимостью руководствоваться таможенным законодательством и обстоятельствами в каждом конкретном случае. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в какой форме проводить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что участники внешнеэкономической деятельности могут не исполнять требования, установленные таможенным наднациональным законодательством и законодательством государств - членов Таможенного союза.

. Принцип осуществления таможенного контроля на основе системы управления рисками.

Таможенный контроль перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу реализуется с помощью мер, основанных на выборочности, например использовании метода случайной выборки при взятии проб и образцов или опыта и интуиции должностного лица таможенного органа. В настоящее время в государствах - членах Таможенного союза при выборе форм таможенного контроля применяется система управления рисками. При этом под риском следует понимать вероятность несоблюдения таможенного законодательства. Система управления рисками базируется на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства, имеющих устойчивый характер, связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах, подрывающих конкурентоспособность национальных товаропроизводителей, затрагивающих другие важные интересы государств - членов Таможенного союза, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

. Принцип межведомственного взаимодействия.

Для повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, таможенные органы должны иметь возможность использовать информацию других контролирующих государственных органов, необходимую для таможенного контроля. Таможенные органы должны обеспечивать координацию действий при проведении таможенного контроля и иных видов государственного контроля в случаях перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Более того, нужен обмен информацией (сведениями) и (или) документами между таможенными органами и другими контролирующими государственными органами для проведения таможенного и иных видов государственного контроля с использованием информационных систем и технологий.

Список используемой литературы

1.Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной. М., 2004. С. 614.

.Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М., 2000. С. 608.

.Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

.Гравина А.А. и др. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М., 2007. С. 51

.Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. М., 2008. С. 41.

.Таможенный контроль и таможенные платежи в Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. С.В. Сенотрусовой. М., 2010.

.Таможенный контроль: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. М., 2006.

.Таможня: Информационно-аналитическое обозрение. 2011. Октябрь. N 19 (282).

.Чиркин В.Е. Государственное управление. М., 2002. С. 250.

Похожие работы на - Таможенный контроль: формы и принципы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!