Таможенный контроль

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,67 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенный контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Таможенный контроль



Содержание

1. Сущность таможенного контроля

. Операции таможенного контроля

. Система управления рисками как инструмент проведения эффективного таможенного контроля

Литература

. Сущность таможенного контроля

Вопросам таможенного контроля посвящен раздел VIII ТК РБ.

Товары, перемещаемые через таможенную границу подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю на условиях, установленных ТК РБ (ст. 49 ТК).

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Беларусь в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Беларусь о таможенном деле, а также законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь.

Цель таможенного контроля - обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства РБ.

Таможенные органы обладают исключит правом на осуществление таможенного контроля. Таможенный контроль осуществляется уполномоченные должностные лица там органов. Но не все лица, служащие в таможне имеют права на проведение таможенного контроля (например, сотрудники бухгалтерии). В должностной инструкции сотрудника должно быть прямо указано на право осуществлять те или иные операции таможенного контроля.

Надо помнить, что в соответствии со ст. 325 ТК РБ, должностные лица таможенных органов обеспечивают от имени государства исполнение таможенными органами властных полномочий.

Его законные требования являются обязательными для исполнения. Не исполнение таких требований влечет ответственность в соответствии с законодательством.

При осуществлении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные ТК и иными актами законодательства.

Отдельные виды контрольных мероприятий, выполняемые таможенными органами, такие как валютный, фитосанитарный, ветеринарный и другие, не относятся к таможенному контролю.

При осуществлении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципов целевой направленности таможенного контроля, выборочности отдельных операций и объектов такого контроля. Это означает, что никогда не применяются все возможные формы таможенного контроля. В каждой конкретной ситуации необходимо оценить вероятность нарушения таможенного законодательства и его последствия и применить только те формы контроля и в отношении только тех объектов контроля, которые обеспечат соблюдение законодательства в данной ситуации. Это прямо вытекает из целей таможенного контроля.

Но такой подход предполагает, что должностное лицо таможенного органа должно каким то образом предварительно оценить вероятность нарушения законодательства. Какими принципами и критериями выбора оно при этом руководствуется? Очевидно, что, например, контроль каждой 10 партии товаров не может быть эффективным. Нужна

Для решения данной сложной задачи предназначена система управления рисками (см. вопрос 3).

Если таможенные органы не применяют те или иные операции таможенного контроля, то это не означает, что декларант или лицо перемещающее товары может не соблюдать таможенное законодательство. В любом случае они несут ответственность за соблюдение всех условий перемещения товаров через таможенную границу.

Сроки проведения таможенного контроля. Проверка документов и сведений, представленных в таможенный орган, а также таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров должны быть завершены, как правило, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем начала таможенного контроля, если таможенным законодательством не установлены более короткие сроки для проведения указанных форм таможенного контроля. Обратите внимание, что данный срок согласуется сос сроками таможенного оформления.

Начальник таможенного органа или лицо его заменяющее вправе продлить данный срок, если есть основания полагать, что такое продление позволит выявить нарушения таможенного законодательства. Продление может быть произведено на срок, необходимый на проведение необходимых операций таможенного контроля, но не более чем на 10 рабочих дней, со дня начала таможенного контроля.

Если этого срока недостаточно, ГТК вправе продлить этот срок, но не более чем на 30 рабочих дней, со дня истечения срока продления таможенного контроля, установленного таможней.

Товары, ввезенные на таможенную территорию, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их ввозе на таможенную территорию. Данные товары считаются находящимися под таможенным контролем до их снятия с таможенного контроля в связи с:

·   помещением под таможенный режим свободного обращения (за исключением товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами);

·   конфискацией или обращением в государственную собственность в соответствии с законодательством;

·   фактическим вывозом с таможенной территории;

·   обращением взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, в счет исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей;

·   утратой вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения на таможенной территории либо за ее пределами;

·   наступлением иных обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля, в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь.

Важно. Таким образом, импортированные товары находятся под таможенным контролем все время, если они помещены под какой либо таможенный режим, за исключением свободного обращения, а так же в режиме свободного обращения, если он установлен с использованием налоговых льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами. Тогда таможенный орган контролирует использование таких товаров, которые должны соответствовать установленным условием налоговой льготы.

Отечественные товары, вывозимые с таможенной территории, считаются находящимися под таможенным контролем с момента принятия таможенной декларации для помещения товаров под таможенный режим и (или) под таможенную процедуру, допускающие вывоз товаров с таможенной территории либо совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории. Такие товары снимаются с таможенного контроля при их фактическом вывозе с таможенной территории.

Товары находятся под таможенным контролем в пределах таможенной территории РБ. Если товары временно вывезены, то под контролем находятся документы и сведения на эти товары. Это означает, что товары, находящиеся под таможенным контролем юридически не свободны в торговом обороте. Ими можно пользоваться и распоряжаться только в соответствии с условиями таможенного режима, под который товар помещен.

После снятия с таможенного контроля, таможенные органы в течении 3-х лет в целях проверки достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений имеют право проводить в их отношении отдельные операции таможенного контроля.

2. Операции таможенного контроля

Операциями таможенного контроля, согласно ТК, являются:

·   учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

·   проверка документов и сведений;

·   устный опрос;

·   получение объяснений;

·   таможенное наблюдение;

·   таможенный осмотр;

·   таможенный досмотр;

·   личный таможенный досмотр;

·   проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

·   таможенный осмотр помещений и территорий;

·   таможенная проверка;

·   таможенное исследование.

Как мы уже знаем, таможенные органы не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные ТК. Это, в том числе, означает, что таможенный контроль может проводится только путем применения установленных ТК операций с соблюдений условий и правил их проведения.

Рассмотрим указанные операции таможенного контроля подробно.

Учет товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 287 ТК РБ)

Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются ГТК РБ.

Проверка документов и сведений (ст. 288 ТК РБ)

Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров в соответствии ТК, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных операций таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством.

При осуществлении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления. Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют помещению товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру

Устный опрос (ст. 289 ТК РБ)

При производстве таможенного оформления товаров, находящихся под таможенным контролем, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также представителей юридических лиц, обладающих полномочиями в отношении таких товаров, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме. Право проводить опрос предполагает обязанность названных лиц отвечать на вопросы. Вопросы могут касаться товаров, перемещаемых через таможенную границу, обстоятельств их перемещения, лиц, перемещаемых товары и т.д.

Получение объяснений (ст. 290 ТК РБ)

Получение объяснений - получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, от лиц, совершающих таможенные операции, декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров через таможенную границу и (или) располагающих такими сведениями.

Эта операция является логическим продолжением предыдущей. Она применяется, как правило, если в ходе устного опроса сообщаются какие либо важные сведения, которые желательно документально зафиксировать.

Объяснение оформляется в письменной форме. Форма объяснения устанавливается ГТК РБ.

Таможенное наблюдение (ст. 291 ТК РБ)

Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществлением с ними грузовых и иных операций.

Таможенный осмотр (ст. 292 ТК РБ)

Таможенный осмотр - операция таможенного контроля, заключающаяся во внешнем визуальном осмотре товаров, в том числе транспортных средств, наложенных на них таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортного средства и упаковки товаров, разборки, демонтажа и иных способов нарушения целости обследуемых объектов и их частей.

Таможенный осмотр может сопровождаться применением технических средств контроля, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта или иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта. Таможенный осмотр может проводиться с использованием собак и иных животных, специально обученных поиску наркотических средств, оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, сокрытых от таможенного контроля.

По результатам таможенного осмотра может быть составлен акт по форме, утверждаемой ГТК, если результаты этого таможенного осмотра могут понадобиться таможенным органам в дальнейшем. По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в том числе транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо поставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе.

Таможенный досмотр (ст. 293 ТК РБ)

Таможенный досмотр - операция таможенного контроля, заключающаяся в обследовании товаров, в том числе транспортных средств, со вскрытием транспортных средств и упаковки товаров, с нарушением наложенных на них таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, разборкой, демонтажем и нарушением целости обследуемых объектов и их частей иными способами.

Это достаточно серьезная операция таможенного контроля, которая, как правило, сопряжена со значительными временными и материальными затратами как для лица перемещающего товары, так и для таможенного органа. Поэтому проводить ее нужно только в случае, если есть серьезные основания полагать, что существует вероятность нарушения законодательства.

1.   Должностное лицо, производящее таможенный контроль решает, что в данной ситуации целесообразно провести таможенный досмотр. Он письменно сообщает об этом уполномоченному должностному лицу. В данном рапорте указываются причины, по которым целесообразно провести досмотр.

Список уполномоченных лиц устанавливается ГТК. Как правило, это начальник пункта таможенного оформления, старший смены и т.д. Т.е. обычный сотрудник таможни не вправе по своей инициативе провести таможенный досмотр, он может его только инициировать.

Эта норма законодательства введена действующим ТК, ранее ее не было. Она является крайне важной .

Раньше любое должностное лицо могло по своей инициативе решить, что нужно провести досмотр и сразу же его провести. Часто это использовалось недобросовестными сотрудниками таможни как средство давления на лицо, перемещающее товары.

2. Уполномоченное лицо рассматривает письменный рапорт и дает разрешение на проведение досмотра или отказывает в его проведении. Это решение оформляется в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица, инициирующего досмотр или отдельным документом.

. Должностное лицо таможенного органа, получившее разрешение на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, в том числе транспортных средств, если оно известно и проводит таможенный досмотр.

Указанные лица должны оказывать содействие в проведении таможенного досмотра и нести связанные с этим расходы. Например, это может выражаться в выгрузке товаров из транспортного средства, их распаковке и последующей загрузке после досмотра.

. По окончании досмотра, независимо от его результатов, составляется акт таможенного досмотра. Его форму определяет ГТК. В акте указываются лица, инициировавшее досмотр и давшее разрешение на его проведения, обстоятельства послужившие основанием для досмотра, объект досмотра и полученные в ходе досмотра результаты. Экземпляр акта о проведении таможенного досмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров. Еще один экземпляр акта направляется в ГТК для анализа и обобщения практики таможенных досмотров.

Уполномоченное лицо вправе дать указание на проведение досмотра. Оно дается в письменной форме. Основанием для такого досмотра может быть, например, оперативная информация о готовящемся незаконном перемещении товаров через таможенную границу.

При таможенном досмотре могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в том числе транспортных средств, либо их представителей в случаях, оговоренных ст. 293 ТК РБ.

Важно. Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе, результаты такого досмотра распространяются на те товары, которые были фактически подвергнуты таможенному досмотру.

Личный таможенный досмотр (ст. 294 ТК РБ)

Личный таможенный досмотр является исключительной операцией таможенного контроля и может быть проведен только по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего.

Личный таможенный досмотр предполагает проверку одежды, тела и полостей человеческого тела на наличие товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу.

Решение о проведении личного таможенного досмотра может быть принято при наличии оснований полагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Республики Беларусь и находящееся в зоне таможенного контроля, в том числе в транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, незаконно перемещаемые через таможенную границу.

Решение о проведении личного таможенного досмотра принимается в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным документом, форма которого определяется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Перед началом личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного таможенного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного таможенного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении такого досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного таможенного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении такого досмотра.

Личный таможенный досмотр проводится в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух физических лиц того же пола, не заинтересованных в результатах личного таможенного досмотра (далее - понятые).

Доступ в помещение, указанное в части первой настоящего пункта, других физических лиц и возможность их наблюдения за проведением личного таможенного досмотра должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого лица должно проводиться только медицинским работником, который не вправе уклоняться от исполнения решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного таможенного досмотра. Для проведения личного таможенного досмотра могут использоваться специальные технические средства.

При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.

Личный таможенный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и ущерба имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых этим лицом при себе товаров.

В ходе личного таможенного досмотра досматриваемое лицо или его законный представитель обязаны выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный таможенный досмотр, и имеют право:

требовать объявления решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного таможенного досмотра;

ознакомиться со своими правами и обязанностями;

давать объяснения, заявлять ходатайства;

знакомиться с актом личного таможенного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в этот акт;

пользоваться родным языком, а также услугами переводчика;

обжаловать в соответствии с настоящим Кодексом действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного таможенного досмотра, если такое лицо считает, что его права и законные интересы при проведении личного таможенного досмотра ущемлены.

О проведении личного таможенного досмотра таможенным органом составляется акт личного таможенного досмотра в двух экземплярах по форме, устанавливаемой Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Этот акт должен быть составлен в ходе проведения личного таможенного досмотра либо непосредственно после его окончания.

Акт личного таможенного досмотра подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный таможенный досмотр, лицом, в отношении которого был проведен личный таможенный досмотр, или его законным представителем, понятыми, а при обследовании тела досматриваемого лица - и медицинским работником. Второй экземпляр акта личного таможенного досмотра подлежит вручению лицу, в отношении которого был проведен личный таможенный досмотр, или его законному представителю незамедлительно после его составления.

Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст. 295 ТК РБ)

Таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию в случаях, предусмотренных законодательством.

Примерами таких марок могут быть акцизные марки, которые должны иметься на каждой упаковке подакцизного товара, например на каждой пачке сигарет или бутылке вина. Контрольными знаками в настоящее время маркируют импортированную обувь, пиво, чай, кофе, минеральную воду и ряд других товаров.

Отсутствие на товарах специальных марок и идентификационных знаков рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию без таможенного оформления и помещения товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру. Лицо, у которого такие товары обнаружены, может доказывать обратное.

Таможенный осмотр помещений и территорий (ст. 296 ТК РБ)

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе товаров, выпущенных в свободное обращение с использованием налоговых льгот по уплате платежей с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, в свободных таможенных зонах, а также у лиц, во владении и пользовании которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных режимов или таможенных процедур.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа.

В случае отказа в обеспечении доступа должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории они вправе входить в такие помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых.

По результатам таможенного осмотра составляется акт таможенного осмотра помещений и территорий по форме, устанавливаемой ГТК РБ. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Таможенная проверка (ст. 297 ТК РБ)

Таможенные органы проводят таможенную проверку декларантов и иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, при наличии оснований полагать, что такими лицами таможенное законодательство не соблюдено.

Таможенная проверка заключается в осуществлении проверки факта помещения товаров под определенный таможенный режим или под таможенную процедуру, соблюдения требований и условий использования товаров в соответствующих таможенном режиме или таможенной процедуре, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией.

Таможенная проверка по своей сути очень похожа на проверку финансово-хозяйственной деятельности (ФХД), которую проводят налоговые органы. Поэтому при проведении таможенных проверок, кроме ТК. Они руководствуются Указом Президента РБ от 15.11.1999г. № 683 «Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применение экономических санкций». Это документ, который устанавливает единый порядок проведения проверок ФХД всеми государственными контролирующими органами.

При проведении таможенной проверки могут применяться иные операции таможенного контроля.

При необходимости таможенная проверка может проводиться таможенными органами с привлечением других государственных органов.

Проведение таможенной проверки допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таможенные проверки могут быть плановые и внеплановые.

Таможенная проверка проводится на основании предписания начальника таможенного органа или его уполномоченного заместителя. В предписании указываются наименование таможенного органа, проводящего таможенную проверку, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится таможенная проверка, фамилии и инициалы проверяющих, их должности, тема (вопросы) таможенной проверки и срок ее проведения (не более 30 рабочих дней).

Результаты таможенной проверки оформляются актом.

Для реализации данной формы таможенного контроля в таможнях созданы специальные отделы - таможенной инспекции. Соответствующее подразделение имеется и в ГТК.

Данная форма таможенного контроля является крайне перспективной. Ее широкое применение предполагает, что со временем все меньше операций таможенного контроля будет проводится на этапе таможенного оформления, что позволит значительно его ускорить и упростить. Но взамен этого, проводя анализ данных о таможенном оформлении, таможенные органы будут целенаправленно проводить проверки соблюдения законодательства после таможенного оформления. В частности это целесообразно в отношении таможенной стоимости товара. На этапе таможенного оформления могут использоваться только данные представленные декларантом, а в ходе последующей проверки можно использовать гораздо больше данных - сведения о реализации товара, документы по его оплате (сведения из банка), любые данные бухгалтерского учета и т.д. Возможно проведение встречных проверок, т.е. проверок лиц, которые приобрели у импортера интересующий таможню товар. Таким образом можно отследить всю цепочку от ввоза товара до его реализации конечному потребителю.

Таможенная проверка является очень распространенной формой таможенного контроля в таможенных службах экономически развитых стран. Например, таможенная служба Англии вообще считает ее основной, и основной штат сотрудников английской таможни это ревизоры, осуществляющие проверки. Это позволяет сделать процедуру таможенного оформления крайне простой.

Подробно порядок проведения таможенной проверки будет рассмотрен в курсе «Таможенный контроль».

Таможенное исследование (ст. 298 ТК РБ)

Таможенное исследование проводится в целях проверки достоверности сведений о товарах, представленных к таможенному оформлению.

При проведении таможенного исследования должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для таможенного исследования. О взятии проб или образцов товаров таможенным органом составляется акт в двух экземплярах по форме, устанавливаемой ГТК. В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста. Декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров, а также обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при взятии ими проб или образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные необходимые операции с товарами.

Таможенное исследование проб или образцов товаров проводится таможенными лабораториями на основании поручений таможенных органов или иными специализированными исследовательскими или экспертными учреждениями на договорной основе. Пробы или образцы товаров берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования.

Примером товара, в отношении которого необходимо проведение таможенного исследования является коньячный спирт. Он является исходным сырьем для производства коньяка и очень похож на него по основным признакам, но при ввозе не облагается акцизами (а это очень значительные суммы). Без проведения исследования коньячный спирт невозможно достоверно отличить от коньяка.

. Система управления рисками как инструмент проведения эффективного таможенного контроля

Как было показано выше, система управления рисками (СУР) предназначена для оценки вероятности нарушения таможенного законодательства в каждом случае перемещения товаров через таможенную границу.

Под риском понимается оцененная таможенным органом вероятность нарушения таможенного законодательства.

СУР применяется в целях эффективного использования ресурсов таможенных органов для выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства и заключается в определении товаров, документов и лиц, в отношении которых подлежат применению установленные ТК операции таможенного контроля. СУР представляет собой компьютерную систему, которая на основании анализа данных о товарах, перемещаемых через таможенную границу, и иной информации, которой располагают таможенные органы, определяет вероятность нарушения законодательства. Кроме того, СУР определяет действия должностного лица в случае выявления нарушения, т.е. какие именно операции таможенного контроля нужно обязательно произвести.

Система управления рисками является основным элементом таможенных служб экономически развитых стран. Именно она определяет минимальные затраты времени и средств на осуществление таможенного оформления и контроля при обеспечении крайне высокой надежности контроля (она может достигать уровня 95 - 97%).

Работу СУР можно схематически представить следующим образом:


Необходимо обратить внимание, что если СУР не выявила опасности нарушения законодательства, таможенный контроль может ограничиваться проведением самых простых операций, таких как проверка документов и сведений или вообще таможенный контроль не производится.

Если СУР определила, что есть вероятность нарушения законодательства, то инспектору таможни сообщаются, какие именно операции таможенного контроля он должен выполнить. Он их выполняет и независимо от результата (нарушение обнаружено или нет) возвращает СУР результат контроля (этапы 5 и 6). Таким образом, СУР фиксирует все факты срабатывания в отношении конкретных партий товаров и лиц, перемещающих товары и результаты проведенного в их отношении контрольных мероприятий. Важным фактором является то, что поскольку система анализа рисков основа на автоматической компьютерной обработке данных, исключается субъективный фактор при таможенном контроле и возможность недобросовестного исполнения своих обязанностей должностным лицом таможенного органа.

Появляется логичный вопрос - каким именно образом СУР определяет (вычисляет) вероятность нарушения законодательства? Как правило работа СУР основана на анализе данных об оформляемом товаре и лице его перемещающем путем применения набора специальных правил. Их принято называть профилями риска.

Анализируя данные о товарах на основании набора профилей риска СУР определяет вероятность и характер нарушения. При этом результат может формироваться как результат срабатывания одного или нескольких профилей.

Таким образом, эффективность и результативность СУР определяется прежде всего набором профилей риска. Кто их формирует и на основании каких данных? Этим занимаются специальные группы, имеющиеся в каждой таможне и ГТК. Таможни анализируют практику таможенного контроля и на ее основании формируют предложения по созданию профиля риска. Предложения обобщаются в ГТК. ГТК на основании своих данных, предложений таможен и накопленных результатов работы СУР формирует профили риска.

Кроме того, таможня может сформировать свой локальный профиль риска, который работает только в зоне деятельности данной таможни. Такой профиль направлен на борьбу с проблемами характерными для определенной таможни.

Важным элементом успешного применения СУР и организации надежного таможенного контроля является сохранение в тайне принципов работы СУР и профилей риска. Их знание позволит недобросовестному субъекту ВЭД сравнительно легко обмануть СУР. Это налагает высокую ответственность на сотрудников, непосредственно формирующих профили риска.

В настоящее время СУР в таможенных органах РБ находится в стадии создания. Имеющиеся недостатки СУР объясняются в основном проблемами роста. К ним можно отнести:

·   отсутствие научно-методического аппарата для формирования обоснованных предложений по построению системы управления рисками и рациональной организации ее функционирования;

·   не до конца разработаны целевые методики выявления рисков, которые призваны обеспечивать единообразное выявление рисков и применение мер по их минимизации с минимальным участием интуитивного человеческого фактора;

·   не решены вопросы оценки эффективности функционирования СУР;

·   отсутствует специализированное программное обеспечение по анализу рисков при таможенном оформлении и таможенном контроле, что вносит субъективный фактор в процесс анализа;

·   отсутствует математически обоснованная оценка таможенных рисков, что не позволяет анализировать и измерять значение риска и соответственно не обеспечивает принятие целесообразного решения по его минимизации;

·   не налажена как технически, так и организационно обратная связь о результатах применяемых мер по минимизации рисков, что приводит к невозможности оценивать их эффективность, принимать решения об актуализации или отмене профилей рисков.

Эффективность работы СУР в РБ оценивается в 5 - 6% (по иным данным 2 - 3%). При этом критерием оценки выступает процент результативного срабатывания профилей риска СУР.

В странах, достигших в применении СУР значительных успехов. применяются иные критерии оценки эффективности СУР. Обычно под этим понимается надежность таможенного контроля. Это совсем не то, что процент результативных срабатываний СУР. И при этом, например, в США надежность таможенного контроля оценивается в 95%, а в ЕС - 97%.

Создание и обеспечение эффективной работы СУР является наиболее важным направлением деятельности таможенных органов РБ на современном этапе.

личный маркировка товар досмотр

Литература

Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27 ноября 2009 года № 17 (в ред. Протокола от 16.04.2010).

Берков Е. А., Галанжин Е. Ф. Учебное пособие в помощь слуша­телям, изучающим таможенное дело. - М., 2010.

Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. - М., 2008.

Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть. - М., 2009.

Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. - М., 2009.

Комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации / Под ред. А. А. Гравина, Л. К. Терещенко, М. П. Шестакова. - М., 2011.

Российское таможенное право. / Под ред. Б. Н. Габричидзе. - М., 2009.

Попова И. Н., Шнур Л. В. Комментарии к Таможенному кодек­су. Основная часть. - СПб., 2010.

Таможенное право. Учебник / Под ред. Б. Н. Габричидзе. - М., 2008.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!