Таможенный контроль: понятие, цели, задачи, принципы и формы проведения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,67 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенный контроль: понятие, цели, задачи, принципы и формы проведения














Курсовая работа

Таможенный контроль: понятие, цели, задачи, принципы и формы проведения


Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что важнейшая роль в обеспечении экономических интересов государства и в обеспечении экономической безопасности принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Развитие международной торговли потребовало приведения российского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами.

Предметом курсовой работы являются методы и средства обеспечения соблюдения мер там оженного контроля. Структурой же в свою очередь являются таможенные режимы, контроль, принципы перемещения через таможенную границу.

Данное исследование может быть использовано в ходе дальнейшей разработки регулятивных норм торгового и таможенного законодательства. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в преподавании таких дисциплин как коммерческое право, предпринимательское право, международное коммерческое (торговое) право, таможенное право, таможенное право Таможенного союза и др.

Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля. Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в таможенное дело, в частности, в таможенный контроль.

Объектом данной курсовой работы является таможенный контроль.

Целью данной работы является исследование института таможенного контроля, правовых основ его осуществления; выявление и анализ проблем в данной области, определить понятие таможенного дела, его общие положения, виды, зоны и способы проведения, исследовать проблемы проведения таможенного контроля в современных условиях в ЕАЭС.

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:

принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

таможенные процедуры;

таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

совершение таможенных операций;

таможенный контроль;

предоставление таможенных льгот;

введение таможенной статистики и Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенной системы.

В задачи данной курсовой работы входит:

. Определить понятие и общие положения таможенного контроля;

. Перечислить формы и порядок проведения таможенного контроля;

. Рассмотреть зоны таможенного контроля;

. Исследовать проблемы проведения таможенного контроля в современных условиях.

1. Понятие и общие положения таможенного контроля

.1Таможенный контроль: понятие и принципы

Таможенный контроль - это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, представляющее собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства.

Таможенные органы при проведении таможенного контроля руководствуются принципа выборочности и ограничиваются, как правило, теми формами таможенного контроля, которых является достаточно для выполнения таможенного законодательства Таможенного союза.

Таможенный контроль является методом, с помощью которого исполняются цели таможенной политики, с другой стороны, это реализуемые положения, которые регламентируют права и обязанности сотрудников таможенных органов, оформляющих пропуск товаров, перемещаемых через таможенную границу. Осуществляется же таможенный контроль с использованием как сложных, так и простых технических средств. С применением таможенного контроля (в каждом случае) используются все средства, необходимые для достижения соблюдения правил законодательства при перемещении через таможенную границу. Так же для проведения таможенного контроля, осмотра, досмотра не нужны ни какие разрешения или документы, исключая лишь те случаи, которые указаны в таможенном кодексе. Так же органы таможни следуют определенным принципам и ограничиваются формами контроля на таможне, которых хватает для соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Проведение таможенного контроля отнесено к основным задачам таможенных органов (пп. 3 п. 1 ст. 6 ТК).

Принципы, или общие начала, проведения таможенного контроля закреплены в ст. 94 ТК.

Принцип выборочности - это базовый принцип таможенного контроля со всеми принятыми подходами и самой организацией контроля на таможне, указанных в Киотской конвенции. Этот принцип означает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания упомянутого законодательства и международных договоров.

Чтобы выбирать конкретные формы контроля на таможне, должны быть ряд факторов, а именно, таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление. Кроме того, таможенный контроль должен быть в максимальной степени «необременительным», «незаметным» для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников внешнеэкономической деятельности. При этом и первое, и второе требования к современному облику таможенного контроля не должны помешать выполнению его важнейшей задачи - обеспечению соблюдения таможенного законодательства.

Следующим является система управления рисками. Эта система должна концентрировать людские, технические, финансовые и т.п. ресурсы таможенных органов на самых острых проблемах, проблемных направлениях таможенного контроля, к числу которых законодатель отнес направления, нацеленные на предотвращение:

а) нарушений законодательства с устойчивым характером (например, контрабанда наркотиков, трансграничное перемещение контрафактной продукции, декларирование недостоверной информации о таможенной стоимости товаров и т.п.);

б) нарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей в значительных размерах;

в) нарушений, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей (например, ввоз на таможенную территорию иностранных товаров с нарушением запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);

г) других нарушений, затрагивающих важные интересы государств - членов Таможенного союза, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

В данный момент в своей постоянной деятельности таможенные органы проводят анализ таможенного законодательства, определяя товары, транспортные средства, документов и лиц, которые подлежат проверкам по ходу таможенного контроля, установлены необходимые нормы выполнения проверочных мероприятий в каждом конкретном случае.

От того как организовано взаимодействие таможенных органов, зависит эффективность таможенного контроля:

а) с таможенными органами иностранных государств;

б) с другими правоохранительными и контролирующими органами государств - членов Таможенного союза;

в) с участниками внешнеэкономической деятельности, различными организациями, ассоциациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами.

Основной организационно-правовой формой такого взаимодействия являются различные договоры о сотрудничестве и взаимопомощи, одной из сторон которых являются таможенные органы государств - членов Таможенного союза.

Сотрудничество таможенных органов с иными контролирующими органами регулируется соглашениями о взаимодействии и сотрудничестве или утверждаемыми совместными приказами, положениями о взаимодействии и координации деятельности (например, Соглашение от 15 августа 2005 года о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля (Обнародовано в виде приложения к письму ФТС России от 18 августа 2005 года №01-06/28509 «О Соглашении между ФТС России и Росфиннадзором»)).

Таможенные органы ведут сотрудничество с ВЭД, владельцами складов и лицами, которые связаны с их профессиональными организациями. Это для того, чтобы повысить эффективность работы таможенных органов.

В соответствии с Приказом ФТС России от 2 ноября 2011 года №2245 «Об утверждении Типовой формы соглашения о применении централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов» применяется новый централизованный порядок уплаты таможенных пошлин и налога, вместо ранее действовавшего порядка, утвержденного Приказом ГТК России от 26 марта 2001 года №303 «О практике таможенного администрирования в отношении крупных плательщиков».

Вместо собственно таможенного контроля, таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля.

По статье с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» таможенные органы являются агентами валютного контроля. В этом качестве таможенные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций.

Также органы таможни проводят экспортный контроль, по закону от 18.07.1999 года №183-ФЗ «Об экспортном контроле» и проводят мероприятия по проведению иных видов контроля.

1.2Виды и способы таможенного контроля

Существует множество видов таможенного контроля. Они отличаются в зависимости от предмета: общие и специальные. Также таможенный контроль подразделяется на таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств. Виды рассматриваются по направлению передвижения: импорт, экспорт и транзит товара.

Импортный контроль проводится для товаров, которых ввозят в страну. Экспортный таможенный контроль проводится для товаров, которых вывозят из страны. Транзитный контроль проводят для товаров, которые переправляются по стране (внутри страны).

Выделим подвиды товаров таможенного контроля. Эти подвиды зависят от характеристик товара, которые открывают некие его особенности. Таможенный контроль ручной клади, ручного багажа, который сопровождается и не сопровождается.

Существуют такие виды таможенного контроля транспортных средств:

- контроль автотранспорта;

контроль воздушных судов;

контроль жд транспорта

контроль речных судов;

контроль морского транспорта;

контроль трубопроводного транспорта.

Определяется разновидности таможенного контроля по виду и характеру сотрудничества таможенных органов стран, которые находятся по соседству. - односторонний таможенный контроль. Таможенные органы находятся в дружеских доверительных отношениях с соседними пунктами проверки и поэтому не проводят повторный таможенный контроль;

двусторонний таможенный контроль проводиться на одном и на другом конце, так сказать, таможенной границы;

совместный контроль проводится одновременно двумя таможенными органами в одном месте.

Проводится однократный таможенный в том случае, если товар или транспортное средство движется лишь в одном направлении. И повторный, в случае второго (Обратного) пересечения границы.

Классифицируется таможенный контроль следующим образом:

зависящие от той или другой формы контроля;

документальный контроль (проверки);

в зависимости от предметов контроля (товары или транспортные средства);

в зависимости от направлений товаров (ввоз, вывоз и транзит).

При проведении таможенного контроля таможенные органы сами определяют форму и масштаб контроля, чего достаточно для соблюдения законов страны по вопросам таможенного дела и международных договоренностей страны.

Способы таможенного контроля - это меры таможенного контроля, которые применяются таможенными органами для реализации выбранной формы таможенного контроля.

В соответствии с ТК к способам проведения таможенного контроля можно отнести все то, что не является формами таможенного контроля, но при этом призвано способствовать их проведению. Таким образом, в качестве способов применения отдельных форм таможенного контроля или проведения таможенного контроля вообще следует рассматривать:

) создание зон таможенного контроля (ст. 362 ТК);

) истребование необходимых документов и сведений (ст. 363 ТК);

) идентификацию товаров, транспортных средств, документов (ст. 83, 390 ТК);

) привлечение специалистов и экспертов (ст. 378, 384, 385 ТК), взятиепроб и образцов товаров (ст. 383 ТК);

) создание и применение информационных ресурсов (ст. 387, 425 ТК);

) применение технических и иных средств проведения таможенного контроля (п. 4 ст. 294, ст. 370, 388 ТК);

) наложение ареста на товары или изъятие товаров (ст. 377, п. 1 ст. 391 ТК).

Построение зон таможенного контроля. Согласно норме п. 1 ст. 362 ТК зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть созданы:

вдоль таможенной границы РФ;

в месте производств оформления таможенными органами;

в месте перегрузки товара, его осмотра и досмотра;

в месте временного хранения;

на месте стоянки транспорта;

в других назначенных таможенными органами местах.

Проверка товаров, транспортных средств, документов. В целях проведениитаможенного контроля идентификация представлена во многих таможенно - правовых институтах. Идентификация применяется при оформлении внутреннего таможенного транзита, применении таможенных режимов переработки. На идентификации основано проведение таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (гл. 38 ТК).

Идентификация состоит из двух этапов. В первом этапе придают предмету необходимые признаки или отражают уже существующие, явные. На втором этапе идентификации устанавливают тождество предмета по ранее.

Привлечение экспертов.

На данном этапе берутся пробы, образцы товаров для осуществления таможенного контроля в целях выявления недостоверности факта декларирования товара. Для правильного начисления платежей. Должностное лицо выносит документ постановления о прохождении этой экспертизы.

Создание и применение информационных ресурсов. Согласно п. 1 ст. 425 ТК информационные ресурсы таможенных органов составляют документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций.

Применение технических спецсредств при:

осмотре территории и помещения;

таможенном осмотре и досмотре;

личном досмотре;

при проверке документов и сведений;

при таможенной ревизии;

при проверке маркировок;

при устном опросе.

В ТК выделены следующие средства контроля:

морские (речные) и воздушные суда;

применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия;

поисковые и сторожевые собаки.

Постановление о наложении ареста на товары или изъятие товаров. Эти обеспечительные меры, применяемые до возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении, появились в таможенном законодательстве РФ впервые. О применении ареста или изъятия товара в процессе проведения таможенного контроля говорится в нескольких статьях ТК:

ст. 377 «Наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии»;

ст. 391 «Дополнительные полномочия таможенных органов при обнаружении товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации».

1.3 Зоны таможенного контроля

Зоны таможенного контроля - это места транспортировки товаров через таможенную границу, территории складов, магазинов беспошлинной торговли и другие место, которые определяются законодательством.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае их постоянного нахождения на одном и том же месте и временными, в случае их перемещения.

Порядок постановления зон таможенного контроля контролируется государством.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы на постоянной или временной основе и в зависимости от этого являться постоянными или временными.

Зона таможенного контроля считается постоянной, когда на ее территории регулярно находятся товары, подлежащие таможенному контролю. Временные зоны таможенного контроля создаются на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

Транспортировка товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором. Федеральная таможенная служба на основании представления таможенного органа, в регион деятельности которого входит соответствующий участок территории Российской Федерации, определяет участки Государственной границы, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решении о создании таких зон.

Границы зоны таможенного контроля обозначается знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля». По законодательству Российской Федерации временная зона контроля может создаваться по решению начальника таможенного поста. Указанное решение оформляется распоряжением начальника таможенного поста с указанием цели создания временной зоны таможенного контроля, места нахождения временной зоны таможенного контроля, срока действия, границы и мест ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами, а также примененных средств обозначения. Граница временной зоны таможенного контроля может обозначаться оградительной лентой, а также временно устанавливаемыми определенными знаками. Пределы зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках соответственно: «Зона таможенного контроля» и «Customs control zone». Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля. Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи «Зона таможенного контроля» («Customs control zone»)

1.4Формы таможенного контроля

Формы таможенного контроля - это категории проверочных действий таможенных органов, направленных на осуществление таможенного контроля.

Существуют различные отдельные формы таможенного контроля.

Проверка документов и сведений - это форма таможенного контроля, при котором должностное лицо таможенного органа проверяет правильность правдивость сведений, оригинальность документов и правильность заполнния этих документов. Глава 16 Таможенного Кодекса посвящена формам и порядку проведения таможенного контроля. В частности ст. 110 определены следующие формы таможенного контроля:

проверка документов и сведений.

В этой форме таможенного контроля существуют три цели проверки: установление оригинальности проверяемых документов должностным лицом таможни, проверка правдивости сведений в этих документах и установление правильности

устный опрос.

В устном опросе лицам, перевозящим товар, задаются вопросы по ходу таможенного оформления товаров

получение пояснений.

Это сбор сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. В этом случае опрашиваются лица, имеющие отношение к перемещению товаров через границу и располагающие необходимыми данными. Инспекторы обращаются не только к декларантам, но и иным лицам. Получение пояснений по своему содержанию сходно с устным опросом. Основным отличием является письменное оформление пояснений по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Кроме того, положениями ТК ТС не установлено ограничений по применению данной формы таможенного контроля на этапе таможенного оформления или проверки после выпуска товаров и транспортных средств.

таможеное наблюдение - это гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, возможно с применением технических средств, наблюдение за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, совершение с ними иных операций. Целью обособления таможенного наблюдения является усиление контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ применительно к товарам, находящимся под таможенным контролем, в том числе на этапе их перевозки, хранения, совершения с ними грузовых и иных операций. Таможенное наблюдение проводится на гласной основе, что является одной из основных характеристик данной формы таможенного контроля. Кроме того, таможенное наблюдение ведется целенаправлено, в соответствии с решением, принятым уполномоченным должностным лицом таможеного органа. По виду таможенное наблюдение может быть систематическим или разовым, непосредственным (осуществляемым лично должностным лицом таможенного органа) и опосредованным (осуществляемым с применением технических средств

таможенный осмотр товаров и транспортных средств.

Внешний осмотр товаров таможней, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров.

таможенный досмотр.

Осмотр товаров и транспортных средств, связаный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки.

личный досмотр.

Содержит все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ, в том числе право на охрану достоинства личности государством. Личный досмотр может быть проведен в отношении физических лиц только если одновремено совпали некие обстоятельства, а физическое лицо следует через Государственную границу РФ, указанное лицо находится в зоне таможеного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, имеются основания подозревать, что данное лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу с этой територии или перемещаемые с нарушением порядка.

Только при совпадении указанных обстоятельств начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, может быть принято решение о проведении личного досмотра такого лица. При этом устаналивается обязательное требование о письменной форме такого решения.

проверка маркировки, наличия на товарах идентификационных знаков - это проверка наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационых знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза в Россию.

осмотр помещений и территории. Осмотр помещений и территорий для подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных. Осмотр осуществляется на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов. Осмотр помещений и территорий проводят для подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных ТК ТС.

Существует два основания для проведения осмотра помещений и територий, а именно наличие информаци об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК ТС; проведение выборочной проверки.

учет товаров, находящихся под таможенным контролем.

проверка системы учета товаров и отчетности проводится в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, пользующихся специальными упрощениями, а также пользующихся и (или) владеющие иностранными товарами

Они проводятся таможенным органом государства - члена таможенного союза, созданых и зарегистрированых в соответстви с законами этого государства - члена таможенного союза.

Так, осуществляются таможенные ревизии у следующих категорий лиц:

декларантов;

лиц, осущестляющих деятельность в области таможенного дела;

лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами;

участников внешнеэкономической деятелности.

Ст. 122 ТК ТС устанавливает, что при таможенной проверке таможенными органами проверяются:

факт помещения товаров под таможенную процедуру;

достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

соответствие лиц, в том числе осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, установленным критериям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

иные направления, определенные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союз.

Таким образом, комплексная реализация форм, применяемых таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований таможенного законодательства Российской Федерации, иного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых, возложен на таможенные органы Российской Федерации, позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.


2. Проведение таможенного контроля

.1 Законодательная база проведения таможенного контроля

Законодательная база - это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом. Под правовой нормой следует понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или же временного характера. Таможенные органы являются правоохранительными органами Российской Федерации и составляют одну единую централизованную систему. Таможенное дело является исключительно монополией Российской Федерации.

Регламентация внешнеэкономической деятельности таможенных органов проводится на основании различных нормативно-правовых актов. Эти нормативно - правовые акты включают в себя различные международные договоры Российской Федерации, Конституцию РФ, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти), международные нормативные документы, регулирующие отношения, возникающие в процессе экспорта российских товаров и услуг и т.д.

Содержание законодательной базы в области таможенной политики:

Правовыми основами таможенного дела в Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации (в Конституции РФ 2 раздела, 9 глав и 137 статей);

Налоговый Кодекс Российской Федерации (в Налоговом Кодексе 2 части);

иные законодательные и нормативные правовые акты в области таможенного дела.

Распоряжения:

Распоряжение Правительства Российской Федерации №1128-р от 29.06.2012 г. «О плане мероприятий «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».

В состав нормативно - правовой базы входят международные соглашения и другие принятые правовые акты для сотрудничества таможенных органов с иностранными коллегами. Они заключаются на межправительственном уровне и на межведомственном уровне.

На сегодняшний день целями таможенных органов являются:

провести обязательное выполнение Российской Федерацией международных договоров в отношении ЕАЭС, глобальные решения органов Таможенного союза в области таможенного урегулирования и таможенного дела;

обеспечение и гарантии полной безопасности при проведении внешней торговли;

улучшить, усовершенствовать наше государство в рамках его управления;

контролировать обеспечение соблюдения прав лиц, которые ведут деятельность ввоза и вывоза товаров;

обеспечение соблюдения прав лиц, которые реализуют права владения пользования и распоряжение товаром, который ввезен на территорию Российской Федерации и вывезен из неё;

создание условий развития внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности, инфраструктуры.

Сама нормативно-правовая база включает российские законодательные и другие правовые акты, международные двусторонние и многосторонние договоры Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам. Правовые акты, создаваемые и признаваемые на сегодня, обязывают применение всеми участниками. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ (ст. 7 ГК РФ, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации»). Правила, которые установлены международным договором, имеют приоритет, если сравнивать их с национальными законодательными нормами.

Правовая база таможенного союза содержит 76 договоров, соглашений, распоряжений и актов на сегодня. Начиная договором от 6 октября 2007 года «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза!» И заканчивая «соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об оказании технического содействия Киргизской Республике в рамках процесса присоединения к Евразийскому экономическому союзу».

Главное, а именно, центральное место в правовом обеспечении порядка таможенного дела занимает Закон о таможенном регулировании от 06.12. 2011 года. Этот закон устанавливает особенности таможенного проведения в России, соответствуя положениям таможенного законодательства ТС. Закон содержит положения, которые отражают отсылочные нормы ТК ТС, по которым регулирует правоотношения или устанавливает дополнительные условия, требования, или особенности нормативно-правового регулирования. Они должны определяться на уровне национального законодательства государств. Этим законом установлена иерархия нормативно-правовых актов, договоров и соглашений РФ и сформулированы общие принципы перевозки товара через таможенную границу.

августа 2012 года вступил в свою силу Протокол от 16 декабря 2011 года «О присоединении РФ к Маракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года.» С этой даты присоединения начал действовать свой ряд документов, подходящих данной процедуре. Можно выделить или даже подчеркнуть Договор о функционировании Таможенного союза в многосторонней торговле от 19 мая 2011 года в Минске. По этому документу, со дня присоединения любой из стран к ВТО положения Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации становятся частью правовой системы ТС. С момента присоединения России к ВТО ставки Единого таможенного тарифа ТС не могут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров (исключения из этого правила предусмотрены Соглашением). Каждая вновь присоединившаяся к ВТО сторона должна стремиться к формированию такого объема обязательств, который максимально соответствовал бы обязательствам страны ТС, первой вступившей в ВТО. Кроме того, Договор предусматривает принятие Сторонами мер по приведению правовой системы ТС в соответствие с Соглашением. До этого момента положения Соглашения будут иметь приоритет над международными договорами ТС и решениями его органов.

На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась огромная, обширная законодательная база ВЭД. Эта база не перестает пополняться и совершенствоваться и на сегодняшний день. В начале нынешнего десятилетия было принято множество новых законов и скорректированы многие старые законы. Для проработки важных законопроектов нередко требуется длительное время и терпение. Выявляемые пробелы в законодательстве могут восполняться указами Президента, которые имеют силу законодательных актов.

Многие федеральные законы посвящены именно вопросам ВЭД. Стоит отметить такие как:

Таможенный кодекс РФ,

Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,

Закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»,

Закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»,

Закон «О таможенном тарифе»,

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»,

Закон «Об экспортном контроле»,

Закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»,

Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»,

Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»,

Закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»,

Закон «Об экспорте газа»,

Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей»,

Закон «Об участии в международном информационном обмене»,

Закон «О государственном контроле по осуществлению международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их исполнения»,

Закон «О международном коммерческом арбитраже»,

Закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и др.

Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. - сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям. В ГК РФ содержится немало глав, которые касаются внутрихозяйственных и внешнеэкономических вопросов:

глава №9 «Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность)»;

глава №21 - 26: «Понятие и стороны обязательства», «Исполнение обязательств», «Обеспечение исполнения обязательств», «Перемена лиц в обязательстве», «Ответственность за нарушение обязательств», «Прекращение обязательств»;

глава №27 - 29: «Понятие и условия договора», «Заключение договора», «Изменение и расторжение договора»;

глава №30 - 31: «Купля-продажа», «Мена»;

глава №34 «Аренда»;

глава №37 - 42: «Подряд», «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ», «Возмездное оказание услуг», «Перевозка», «Транспортная экспедиция», «Заем и кредит»;

глава №46 - 49: «Расчеты», «Хранение», «Страхование», «Поручение»;

глава №51 - 54: «Комиссия», «Агентирование», «Коммерческая концессия».

июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ №1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

Для реализации федеральных законов выпускается много нормативных актов. Это постановление и распоряжение Правительства, межведомственные и ведомственные инструкции, правила, приказы, распоряжения и указания, издаваемые Минэкономразвития, ФТС, Банком России.

На федеральном уровне заключают межгосударственные, межправительственные и межведомственные виды договоров и соглашений с иностранными государствами.

Межгосударственные договоры самые важные. Они подписываются от имени нашей страны Президентом Российской Федерации и подлежат ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации. Межправительственные договоры с российской стороны подписываются председателем Правительства, его заместителями, а также по уполномочию Правительства - ответственными работниками соответствующих министерств и других органов исполнительной власти. Условия этих договоров должны выполнять все юридические и физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации. Межведомственные соглашения становятся обязательными после одобрения или утверждения высшими органами государственной власти Российской Федерации.

Одним из важнейших международных актов внешней торговли является Венская конвенция. На основе Венской конвенции проводится около 2/3 всех международных торговых операций. В ней отдают предпочтение диспозивным нормам, однако ее положения обязательны для истолкования условий внешнеторговых сделок, которые заключаются российскими участниками ВЭД.

Все межведомственные соглашения, внутриведомственные приказы, инструкции и другие акты выступают неким правовым базисом для охранной деятельности, защитной своего рода. Административные нормы, которые закреплены в них, обеспечивают правоохранительные функции таможенных органов.

Таким образом, ведомственные нормативно-правовые акты служат основными материалами, регламентирующими административно-правовое регулирование таможенного контроля в Российской Федерации.

2.2 Проблемы проведения таможенного контроля в современных условиях в ЕАЭС

таможенный контроль экономический евразийский

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - это международное интеграционное экономическое объединение (союз). Договор о создании союза с момента вступления новых государств был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан с 1 июля 2010 года, Белоруссия 6 июля 2010 года, Армения с 10 октября 2014 года и Киргизия с 8 мая 2015 года. ЕАЭС создавался для модернизации, кооперации, повышения конкурентно - способности национальной экономики и создания стабильных условий развития в интересах повышения жизненного уровня населения, чьи страны входят в союз.

Выделяют основные задачи, решаемые системой экспортного контроля:

обеспечение национальной и экономической безопасности государства в области международной торговли;

противодействие распространению оружия массового поражения и связанных с ним технологий, распространению продукции, являющейся особо опасной в террористическом отношении;

обеспечение условий для равноправной торговли с другими государствами в сфере высоких технологий включая ядерную, вооружения и военной техники;

установление порядка и правил проведения внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией на национальном уровне для участников ВЭД;

обеспечение неотвратимости санкций со стороны государства к лицам и организациям - нарушителям порядка и правил экспортного контроля;

воспитание культуры экспортного контроля путем проведения соответствующих пропагандистских и информационных мероприятий.

Динамическая среда международной торговли находится под влиянием политических и экономических факторов. Последние два года отечественная экономика успешно проходит стресс-тестирование системы внешнеторговых взаимосвязей. Оно обусловленное действием двусторонних обложенных санкционными ограничениями. Наряду с внешними факторами, генерируемыми во внешней среде, существуют и внутренние комплексные проблемы, оказывающие отрицательное влияние на эффективность таможенного регулирования стран-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). К комплексной проблеме относится проблема нарушения таможенного законодательства ЕАЭС участниками внешнеэкономической деятельности. Представим экспресс-анализ некоторых частных проблем и направлений их решения на современном этапе развития ЕАЭС.

Проблема 1:

Занижение декларируемой стоимости драгоценных камней при перемещении через таможенную границу ЕАЭС для снижения размера таможенной пошлины.

Частное решение 1:

Усовершенствование методик оценки стоимости драгоценных камней на экспертном и технологическом уровне.

Общее решение:

Повышение квалификации сотрудников таможенных органов и таможенных представителей.

Проблема 2:

Контрафакция и фальсификация товаров. Нарушение прав правообладателей с целью получения дополнительного дохода за счет имиджевой привлекательности (бренда) перевозимого через таможенную границу ЕАЭС товара.

Частное решение 2:

Информирование таможенных органов правообладателями о потоках, каналах поставок, местах сокрытия контрафактных товаров на территориях стран базирования заводов-изготовителей. Службы безопасности корпораций оперативно отслеживают факты фальсификации и могут более активно делиться данной информацией с законодательными органами.

Общее решение:

Проведение совместных конференций сотрудников таможенных органов, декларантов и таможенных представителей для выявления и прививания общих подходов по совершенствованию и гармонизации таможенного законодательства ЕАЭС и методов контроля по его исполнению.

Проблема 3:

«Серый таможенный представитель» или же иными словами частное лицо, ведущее свою деятельность не за своей подписью, а за подписью декларанта, тем самым в случае каких либо проблем связанных с таможенным оформлением он избегает ответственности.

Частное решение 3:

Совершенствование профилактики криминальных (мошеннических) в среде таможенных представителей. «Чистка рядов» профессиональным сообществом в целях исключения дискредитации института таможенных представителей.

Общее решение:

Интенсификация коммуникаций между национальными таможенными органами ЕАЭС.

Существует анализ предложений молодых учёных, который показывает приверженность ими классике, а именно классическим принципам усовершенствования системы взаимодействия, которые выражаются в усовершенствовании технических и информационных средств контроля и разъяснений в работе участников ВЭД.

Экономической комиссией был создан проект. Наименование проекта решения: О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза. Проблема, на решение которой направлен проект решения Коллегии ЕЭК, выявлена в ходе анализа правоприменительной практики совершения таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки. Заключается в необходимости установления особенностей совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием в качестве ТСМП морских контейнеров, зарегистрированных в иностранных государствах и прибывших на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом, которые перевозятся по таможенной территории ЕАЭС, в том числе через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС. Целями проекта решения Коллегии ЕЭК являются содействие развитию рынка грузовых перевозок товаров в морских контейнерах с использованием водного, автомобильного и железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС, формирование единых правил совершения таможенных операций при перевозках товаров в морских контейнерах, снижение издержек перевозчиков, экспедиторов и иных заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с пунктом №16 Положения о ЕЭК и с учетом необходимости доработки информационных систем таможенных органов государств - членов ЕАЭС предполагаемый срок вступления проекта решения Коллегии ЕЭК в силу - по истечении 180 календарных дней с момента его официального опубликования. Ожидаемый результат регулирования:

) ускорение проведения таможенного контроля при перемещении ТСМП и совершения таможенных операций в местах перемещения ТСМП через таможенную границу ЕАЭС;

) развитие международных грузоперевозок в морских контейнерах с использованием водного, автомобильного и железнодорожного транспорта;

) снижение временных затрат и финансовых издержек перевозчиков и экспедиторов, осуществляющих перевозку товаров в морских контейнерах с использованием водного, автомобильного и железнодорожного транспорта, а также иных заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности.

Заключение

Таможенный контроль - это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, представляющее собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства.

Таможенное дело в широком его понимании - это теория и практика регулирования перемещения товаров через таможенные границы государств.

Данное исследование может быть использовано в ходе дальнейшей разработки регулятивных норм торгового и таможенного законодательства. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в преподавании таких дисциплин как коммерческое право, предпринимательское право, международное коммерческое (торговое) право, таможенное право, таможенное право Таможенного союза и др.

В курсовой работе было определено понятие и общие положения таможенного контроля. Определено, что таможенный контроль является одной из основных задач таможенных органов. Товары, перемещаемые через границу подлежат таможенному контролю в установленном порядке.

Перечислены формы и порядок проведение таможенного контроля, дано описание этих форм. Существует двенадцать форм проведения таможенного контроля. Все они занимают важное место и имеют огромное значение в проведении таможенного контроля.

Так же рассмотрены зоны таможенного контроля. Они созданы для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товара и транспортных средств, их хранения и перемещения.

Была исследована проблема проведения таможенного контроля ЕАЭС в современных условиях. При функционировании ЕАЭС осталось немало проблем проведения таможенного контроля, однако это исправляется. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. ЕАЭС создавался в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Государства-члены активно проводят политику по созданию комплексных правовых инструментов, направленных на создание эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности, упрощение таможенных формальностей путем внедрения передовых информационных технологий. Одним из нововведений нового ТК является, в частности, полный переход на электронный документооборот и практически полный отказ от бумажных носителей. Речь идет об использовании всех возможных мер для того, чтобы декларирование и выпуск товаров осуществлялись в возможно короткие сроки. Кроме того, еще одним способом применения информационных технологий в практике таможенного регулирования станет дальнейшее развитие и совершенствование технологии удаленного выпуска. Мировая экономика сейчас испытывает непростые времена. Все отчетливее наблюдается процесс перехода от глобализации к регионализации, т.е. образованию региональных экономических центров, позволяющих определить новые форматы взаимодействия между государствами. И у ЕАЭС есть все предпосылки для того, чтобы занять свою нишу в этом процессе. Но при этом нужно признать, что новому Союзу есть еще что улучшать и над чем серьезно работать. Для того чтобы полноценно сотрудничать с третьими странами, необходимо сначала устранить проблемы в «своем доме». Иначе формулировка «182-миллионный потребительский рынок», которую ЕАЭС презентует на мировой арене, может остаться лишь пустой фразой. В этом отношении скорейшее принятие и имплементация ТК ЕАЭС станет важной вехой в упрочении его международных позиций.

Список литературы

1.Таможенное право России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп./ И.В. Тимошенко. - М.: «Приоритет», 2010. - 352 с.

.Лисов А., Пресняков В. Федеральная целевая программа развития таможенной службы России // Внешняя торговля. - 2003. - №4-6.-С. 34-36.

.Таможенное право России. Курс лекций Косаренко Н.Н. 2005

.Таможенный кодекс таможенного союза от 06.07.2010 г. №158-З

.Шапошников Н.Н. Таможенная политика России // Таможенные ведомости, - 2010 - №2. 57 С.

. Исследование Влияние Таможенного союза на экономику Кыргызской республики // А. Шинн, А. Бешимов, А. Усубалиев. 19.04.2011

. Таможенный брокер # «justify»>.Халипов С.В. Таможенное право-4-е изд., - М.: Издательство Юрайт, 2009. - 457 с.

. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. 184 с. С. 85.

. Таможенное дело: учебник / О.В. Молчанова, М.В. Коган. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 314 с.

. Таможенное право России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп./ И.В. Тимошенко. - М.: «Приоритет», 2010. - 352 с.

.Таможенное право: учеб. для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2010. - 841 с. 10. Ермошина.

. Шардина И.В. Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 482-485.

. Правовое регулирование таможенных процедур. Комментарий законодательства / А.Н. Козырин, В.В. Егазарова // Право и экономика. - 2010. - №9.

Похожие работы на - Таможенный контроль: понятие, цели, задачи, принципы и формы проведения

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!