Решение образовательных задач в спортивно-оздоровительном туризме

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,92 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Решение образовательных задач в спортивно-оздоровительном туризме

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теоретико-методические основы спортивно-оздоровительного туризма»

Тема: Решение образовательных задач в спортивно-оздоровительном туризме












Витебск, 2017

Введение

Образование и воспитание - это планомерное целенаправленное воздействие на людей в процессе организации их разнообразной деятельности с целью развития умственных и физических способностей, вооружение знаниями, умениями и навыками, формирование положительного мировоззрения и черт личности.

Спортивно-оздоровительный туризм непосредственно содействует умственному развитию, так как обогащает новыми знаниями в области географии, биологии, истории, геологии, экономики и т. д. Постоянное и многообразное соприкосновение туристов с героическим прошлым, знакомство с богатствами нашей страны, с грандиозным созидательным трудом, общественной жизнью людей, не только расширяет кругозор, но и служит воспитанию чувства патриотизма, уважения и любви к людям, братской дружбы между народами нашей страны.

Спортивно-оздоровительный туризм являясь, прежде всего, средством физического воспитания и оздоровления, потенциально содержит возможности решения целого комплекса образовательных и воспитательных задач. Это одно из средств гармонического развития личности [5, с 21].

Целью курсовой работы является поиск путей решения образовательных задач, формирования знаний, умений и навыков в спортивно-оздоровительном туризме.

Исходя из цели работы, ее задачами являются:

)Рассмотреть необходимые знания в спортивно-оздоровительном туризме;

)Выявить и изучить физические качества туриста;

)Проанализировать умения и навыки туриста в походе.

В данной курсовой работе применялся метод изучения и анализа научно-методической литературы по соответствующей теме.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.


. Знания в области оздоровительного туризма

.1 Краеведение и природоведение

Такие понятия как туризм и краеведение во многом взаимосвязаны между собой. Туризм является средством для изучения и познания своего края, местности, страны посещения. Он учит путешественника любить все живое вокруг, брать от природы только то, что жизненно необходимо, не нарушая при этом естественный баланс в природе.

Краеведение же изучает историю и культурные традиции региона, специфические черты местной природы. Оно включает изучение всего края в целом: историко-культурные связи, политическую, экономическую, социальную жизнь в регионе. Краеведение изучает промышленность; сельское хозяйство; торговлю; уровень благотворительности в крае; образование. Объектом подробного изучения в краеведении являются также исторические территории и заповедные места, региональные и районные (административные) единицы, отдельные улицы, культурные памятники, дома, старинные особняки и усадьбы, церкви, монастыри и кладбища [15, с 112]. туризм оздоровительный топография снаряжение

Значение таких понятий как туризм и краеведение очень трудно переоценить. Эти понятия в целом способствуют накоплению опыта регулирования взаимоотношений между туриндустрией и объектами культурного наследия. В результате такого союза исторические объекты не только сохраняются, но и возрождаются к новой жизни. В целом все туристко - краеведческие маршруты направлены на овладение туристическими навыками в походах и путешествиях, правилами движения и преодоления всех возможных препятствий, использование различных мер безопасности. Также - это ознакомление с топографией и ориентированием на местности, измерение расстояний и работа с компасом, первая доврачебная помощь и общая физическая подготовка. Что касательно краеведения - это обязательно подробное изучение исторических ценностей края, его природных особенностей, исторических фактов и известных людей, обзорные экскурсии по музеям и знаменитым памятникам культуры. [1]

Основными функциями краеведческой деятельности являются:

Научно-исследовательская функция - организация и проведение научных исследований в самых разных областях знаний: естественно-науч ных, историко-культурных, социально-экономических, выявление и изучение природных, исторических и культурных памятников, разработка и осуществление проектов по обеспечению их сохранности, изучение истории населенных пунктов.

Документирующая функция - сохранение и рациональное использование памятников природы, материальной и духовной культуры, формирование фондов архивов, музеев, банков данных по истории и культуре края.

Образовательно-воспитательная функция - сохранение и передача традиций, обучение и воспитание детей и взрослых.

Организационная функция - объединение людей по интересам, организация досуга.

В изучении края могут использоваться разные формы:

Туристско - походная (наиболее распространенная) - она дает возможность изучать край, собирать краеведческие материалы во время походов.

Экскурсионная - во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории края. Популярность и действенность экскурсионной формы обусловлена непосредственным знакомством с подлинными объектами.

Лекционная - обеспечивает получение или распространение знаний о крае во время лекций или же цикла лекций. Лекции проводятся по определенной теме.

Архивная - в архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных. Данная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует большой усидчивости, кропотливости.

Музейная - знакомство с краем в этом случае основано на материалах экспозиций краеведческих и других музеев. Эта форма предполагает также сбор материалов и создание экспозиций краеведческих музеев.

В зависимости от целей и задач, а также масштабов исследования используются разные методы изучения края:

● литературный;

● картографический;

● архивный;

● статистический;

● экспедиционный (полевые наблюдения);

● археологические раскопки;

● анкетирование;

● встречи с ветеранами, участниками событий;

● фото и киносъемка, зарисовки;

● аудиозаписи.

Методику исследования края можно разделить на 4 основных этапа:

работу с картой;

поиск и изучение всевозможных материалов и документов;

организацию научной экспедиции;

обработку материалов и обобщение результатов исследования.

Все полученные материалы обобщаются, систематизируются, проверяются на достоверность. Для создания комплексной характеристики края необходимо его изучение в разных аспектах и направлениях: историческом, природоведческом, экономическом, искусствоведческом.

Таким образом, развитие туристской отрасли невозможно без знания природных и культурно-исторических ресурсов, которыми обладает край и которые служат основой для создания туров. Всесторонние базовые знания о крае дает дисциплина «Краеведение» [13, с 37].

.2 Топография

Знания основ топографии и ориентирования на местности необходимы туристу и инструктору. Они нужны при изучении и выборе маршрута, для определения правильного направлениядвижения в любой обстановке: днем и ночью, в туман и дождь, по пересеченной и закрытой местности.

При разработке и прохождении туристского маршрута участникам и организаторам похода необходимо владеть навыками работы с картографическим материалом. К картографическим материалам, которые используются в туризме, относятся карты, планы, схемы, кроки, лоции. В последние годы туристы освоили электронные карты и скан-копии в электронном виде. Но до сих пор основными картами в спортивно-оздоровительном туризме служат топографические карты в масштабе: в 1 см 0,5, 1 и 2 км. Во время приготовления к путешествию турист должен пройти начальную топографическую подготовку [2, с 99].

Топографическая подготовка - это раздел теоретической подготовки туристов, где рассматриваются основные вопросы по топографии и ориентированию.

Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе.

Географические карты классифицируются:

)по содержанию (общегеографические и тематические);

)масштабам (мелко-, средне- и крупномасштабные).

Общегеографические карты дают представление о поверхности Земли, на них отмечены транспортные пути, водные объекты, рельеф, населенные пункты и пр. Эти карты имеют определенное значение для народного хозяйства, науки, культуры.

На тематических картах условными знаками отмечены отдельные объекты и явления (такие как растительность, месторождения полезных ископаемых, климатические пояса и т.п.).

Среди карт, отличающихся по масштабу, наиболее интересны в туризме топографические - крупномасштабные - карты. Они более точны с точки зрения геометрии, а также содержательны.

Кроме того, в туризме используются и другие виды карт и планов.Например, на гипсометрических картах более детально прорисован геоморфологический облик поверхности Земли - рельеф. Среди планов наибольшей популярностью пользуются планы земле- и лесоустройств территорий. Вторые в туризме предпочительнее. На данных планах отмечаются основные дороги, водные объекты. Лес на плане разбит на лесные кварталы. Лесопланы позволяют ориентироваться на местности по квартальным столбам, вести четкий контроль пройденных расстояний, так как в большинстве случаев лес разделен на квадраты, сторона которых равна 1 км.

В водных походах популярны навигационные карты судоходных рек, открытых озер и морей. Плавания по ним совершают туристы, путешествующие на байдарках, под парусами на разборных парусных судах.

Туристские схемы и карты изготавливаются картографическими, геодезическими и полиграфическими предприятиями. На них изображены те районы, по которым проходят туристские маршруты, и условными знаками обозначены туристские объекты. Туристические схемы выпускаются в масштабах 1: 500 - 1: 10 000, а туристические карты - в масштабах 1: 200 000, 1: 250 000, 1: 300 000, 1: 400 000, 1: 600 000 и мельче.

Удобны при составлении и прохождении маршрута в спортивно-оздоровительном туризме топографические карты. На них наиболее полно отображены информация о районе путешествия, расстояния между объектами точны, нанесена градусная сетка, с помощью которой можно определить координаты интересующих объектов. В работе над разработкой маршрута более всего приемлимы топографические карты масштабов 1: 50 000 (в 1 см 500 м), 1: 100 000 (в 1 см 1 км), 1: 200 000 (в 1см 2 км). Карты, выполненные в масштабе 1: 100 000, считаются генштабовскими. Как правило, такие карты не выпускают для широкого использования. Еще реже встречаются карты 1: 50 000. Наиболее распространенные - 1: 200 000 (1 см в 2 км). В походах рекомендуется иметь с собой карты или их копии на бумажном носителе. Если используется копия, с такой картой удобно работать: можно делать на копии различные пометки. Но при этом необходимо учитывать изменение масштаба при работе с компьютером и копировальным аппаратом.

Таким образом, топографическая подготовка туриста - это система знаний, умений и навыков, позволяющих читать карты местности по условным знакам, проводить необходимые измерения на карте составляет понятие топографической подготовки. Она является неотъемлемой частью общей туристской подготовки [3, с 30-32].

.2.1 Рельеф местности и его особенности

На поверхности земли размещены природные объекты - поля, леса, моря, озера, реки, горы и объекты, созданные людьми, - города, населенные пункты, различные инженерные сооружения. Совокупность разнообразных по форме и величине неровностей поверхности земли называют рельефом. Объекты, размещенные на поверхности земли, природные или созданные человеком, называют местными предметами. Рельеф и местные предметы называют топографическими элементами. Рельеф - наиболее постоянный топографический элемент, который мало изменяется в результате деятельности людей. Рельеф складывается в основном из выпуклых и вогнутых, разных по форме и размерам неровностей. Все разнообразие неровностей подразделяют на сходные между собой формы, которые называют типовыми формами рельефа. Различают 6 основных форм рельефа: гора, котловина, хребет, лощина, седловина, равнина.

Котловина - замкнутая бессточная впадина.

Хребет - вытянутая в каком-либо направлении возвышенность.

Водораздел - линия, разделяющая склоны хребта и проходящая по его наивысшим точкам.

Лощина - вытянутое в одном направлении углубление местности.

Водослив - линия, проходящая по дну лощины.

Долины - широкие лощины, по которым текут ручьи или реки.

Седловина - пониженная часть хребта, от которой местность в двух противоположных направлениях повышается и в двух перпендикулярных им понижается.

Перевалы - наиболее низкие седловины, доступные для перехода через горный хребет или массив.

По характеру рельефа местность делится:

равнинная;

холмистая;

горная.

Строение рельефа местности, характер природных условий и объектов, размещенных на местности, характеризуют топографические условия местности, к которым относятся:

А) проходимость местности - дороги, мосты, переправы, леса; естественные препятствия - овраги, болота, каналы и т. д.;

Б) пересеченность местности сменой форм рельефа - реками, оврагами, озерами и другими объектами, которые затрудняют передвижение;

В) наличие ориентиров - высота, выступающие скалы, изгибы рек, отдельные местные объекты, удобные для использования их в качестве ориентиров на фоне однообразных топографических элементов [5, с 130].

.2.2 Условные топографические знаки

Очертание площадей земли, рельеф местности и местные предметы обозначают на карте цветом и условными знаками. Так, поля, луга - светло-зеленым цветом; различные водохранилища - голубым; пески - желтым; возвышенности, горы - темно-желтым и различными тонами коричневого цвета; тропы, грунтовые дороги, строения населенных пунктов - серым или коричневым цветом.

Условные топографические знаки, обычно близкие по начертаниям к действительным формам объектов, делятся на четыре основные группы:

)Контурные или масштабные знаки. Ими обозначаются большие по размерам объекты, которые могут быть выражены в масштабе карты, - участка леса, луга, пашни, озера, болота, крупные реки, пески и т. д. Границы их контуров обозначаются сплошными линиями или точками в соответствии с действительными очертаниями на местности. Площадь внутри контура покрывается соответствующими красками и заполняются дополнительными условными знаками.

)Внемасштабные знаки. Применяются для обозначения важных, небольших по размерам объектов, которые в масштабе карты не могут быть выражены. К ним относятся зимовики, колодцы, некоторые ориентиры - различные башни, фабричные трубы, радиомачты и т. п. Эти изображения на карте даются увеличенными и судить по ним о фактических размерах объектов нельзя.

)Линейные - дороги, тропы, ручьи, линии электропередач и другие линейные изображения, масштаб которых отражает только длину, занимают промежуточное положение между масштабными и внемасштабными знаками.

)Пояснительные знаки - сокращенные обозначения, названия, цифры, поясняющие смысл условного знака. Например, озеро - оз., перевал - пер., река - р., собственные наименования объектов и надписи, дающие дополнительную характеристику. Например, в контуре леса надпись «бер. 30/35-5» обозначает: береза, высота 30 м, диаметр 35 см, расстояние между деревьями 5 м, или у знака вершины цифра обозначает высоту и т. д. [5, с 132-134].

.2.3 Топографическая карта и ориентирование по ней

Ориентирование на местности по топографической карте состоит из ориентирования карты, определения на ней местоположения и сличения карты с местностью. Выбор масштаба карты для ориентирования зависит от характера местности, протяженности маршрута и скорости движения. При движении пешком применяют карты масштаба 1:25 000 - 1:50 000, на автомобилях - 1:100 000 - 1:200 000.

Ориентировать карту - значит придать ей такое положение, при котором все направления на ней будут параллельны соответствующим направлениям на местности, а северная (верхняя) сторона ее рамки будет обращена на север, т. е. так, чтобы боковые рамки карты совпали с меридианом С - Ю, а верхняя и нижняя - с параллелями В - З.

Карту можно ориентировать по местным предметам и компасу. По местным предметам карту ориентируют в районах с достаточным количеством ориентиров и при хорошей видимости. Находясь на каком-либо линейном объекте местности (дорога, линия связи, река и т.п.), карту можно ориентировать по направлению данного объекта. Для этого, стоя, например, на дороге, поворачивают карту так, чтобы направление дороги на карте совпало с направлением ее на местности, а предметы, расположенные справа и слева от дороги, были с тех же сторон и на карте.

Если положение на карте известно (например, мы стоим на мосту), то карту можно ориентировать по другим предметам, которые видны с данной точки и показаны на карте. С этой целью прикладывают визирную линейку или карандаш к двум точкам на карте (точке стояния и наблюдаемому предмету) и поворачивают карту так, чтобы выбранный ориентир оказался на линии визирования. Правильность риентирования можно проверить путем визирования на другие предметы, изображенные на карте и видимые на местности.

По компасу карту ориентируют на местности, бедной ориентирами (лес, степь, пустыня, тундра), и при плохой видимости (ночь, метель, туман). Для этого компас с освобожденной магнитной стрелкой устанавливают на карте так, чтобы диаметр лимба с делением 0 - 180° совпал с боковой стороной рамки карты. Затем поворотом карты северный конец стрелки совмещают с нулем на лимбе или с отсчетом, равным величине магнитного склонения, если оно больше 3°.

При установке компаса по линии координатой сетки учитывают суммарную поправку за магнитное склонение и сближение меридианов, т. е. поправку направления. В том и другом случае, если поправка имеет знак плюс, северный конец магнитной стрелки должен отклоняться от линии, к которой приложен компас, вправо на величину поправки, если поправка имеет знак минус - влево.

Точку стояния на карте можно определить по ближайшим ориентирам, пройденному расстоянию или же засечкам по местным предметам.

По ближайшим ориентирам точку стояния определяют на глаз. Для этого ориентируют карту, опознают на ней два-три ближайших местных предмета, по глазомеру определяют до них расстояния и находят на карте положение искомой точки. Промер расстояния применяют в тех случаях, когда точка стояния расположена на линейном ориентире или вблизи него. Для определения ее положения находят на линейном ориентире (дорога, линия связи) ближайший точечный контур и измеряют расстояние между ним и точкой стояния шагами. Затем откладывают это расстояние на карте, предварительно переведя шаги в метры.

Для определения точки стояния засечками карту ориентируют по компасу и, опознав на ней два-три местных предмета, визируют на себя поочередно с опознанных предметов при помощи визирной линейки, располагая ее на карте, прочерчивают прямую, соединяющую эти точки. В пересечении двух-трех линий на карте находят точку стояния [4, с 128-130].

Точное ориентирование по карте в походе во многом зависит от ее подготовки к использованию. Прежде всего, по карте изучают местность, по которой предстоит совершать поход, выбирают маршрут движения и ориентиры на нем, определяют азимуты направления движения. Если маршрут имеет значительную протяженность, то его, а также ориентиры целесообразно предварительно вычертить более толстыми линиями цветным карандашом (не по дорогам, а рядом), подписать расстояние между ориентирами, протяженность отдельных участков маршрута и т. д. В точках с резким изменением маршрутов следует подписать магнитные азимуты [5, с 48].

Подробное изучение маршрута, выбранного или назначеного по карте, дает возможность установить, какие участки маршрута необходимо дополнительно разведать на местности непосредственно во время движения.

Учитывая проходимость отдельных участков маршрута в различное время суток, можно определить скорость движения на этих участках. Это позволит более точно установить сроки прибытия в конечный пункт движения [8, с 66].


. Умения и навыки туриста

.1 Бивачные работы

Организация туристского бивака в разнообразных условиях окружающей среды - одна из главных составляющих жизнеобеспечения туристов на маршруте похода.

Бивак - лагерь, расположение для ночлега или отдыха вне населенного пункта (в полевых условиях).

Техника туристского бивака - это сложный комплекс приемов и средств, применяемых для организации туристского лагеря, обеспечивающих необходимый уровень восстановления и отдыха туристов после нагрузок ходового дня. Чем лучше организован бивак в данных конкретных условиях среды, тем качественнее отдых туристов после ходового дня. Напротив, пренебрежение к тщательной организации биваков на маршруте приводит к развитию физического и психического утомления участников похода, значительно снижает уровень безопасности похода. Особенности техники бивачных работ и особенности организуемого бивака определяются, прежде всего, следующими факторами:

типом устанавливаемого лагеря;

характером района похода (местность с горным рельефом или равнинная местность; лес или безлесная местность);

сезоном похода и климатическими особенностями района похода.

В походах бивачные работы требуют столь же пристального внимания руководителя похода, как и все остальные вопросы. В туризме нет мелочей, здесь все важно. Бивачные работы исключения не составляют. Большого внимания требуют такие вопросы, как выбор места для бивака, организация и техника бивачных работ, свертывание лагеря [14, с 98].

Места для биваков предусматривают еще при разработке маршрута. Они должны отвечать определенным требованиям. Первое и самое важное - безопасность. Это больше касается категорийных походов в горах. В пеших и велосипедных походах по родному краю вопрос безопасности стоит не столь остро. Но, тем не менее, даже в несложных походах вопрос выбора места для биваков требует серьезного внимания.

Бивак следует разбивать не позже чем за 2 ч до наступления темноты в защищенном от ветра, ровном, сухом месте вблизи от воды и дров. Нельзя разбивать лагерь вблизи деревень, скотных дворов, у водоемов со стоящей цветущей водой, на пути перегона стада. Остановка у крутых берегов водохранилищ не менее опасна. Подмываемые водой, они рушатся. Если поход проводится в горах, то при выборе места для бивака необходимо смотреть, чтобы место не было лавиноопасным, не находилось бы в зоне камнепадов, оползней, селей (грязевых потоков). Нельзя разбивать бивак рядом с горной речкой, а тем более в сухой части ее русла, так как в случае дождей лагерь может смыть бурным потоком воды. Не следует располагаться на моренах.

Под бивак выбирается ровная площадка без кочек, ямок и пней. Желательно расположить палатки на одинаковом расстоянии друг от друга. Но при разбивке бивака нужно, прежде всего, думать об обеспечении здорового и безопасного отдыха туристов, и, если нет возможности разместить все палатки на одной площадке, их ставят вразброс. Следует учитывать направление ветра и рельеф участка.

Под пол палатки кладут листья, мелкие ветки, мох. А если палатку ставят на снегу или льду, то необходимо на пол внутри палатки сложить веревки, пустые рюкзаки, штормовки. Если палатка не имеет водонепроницаемого дна, то под ней необходимо расстелить клеенку или полиэтиленовую пленку. Для защиты от дождевой воды, стекающей с крыши палатки, вокруг нее почти вплотную выкапывают ровик глубиной и шириной 8-10 см с канавкой, которая отведет воду по склону местности. [9].

Организацию бивачных работ руководитель должен продумать заранее, во время движения по маршруту. Главное - необходимо обеспечить широкий фронт работ, т. е. сделать так, чтобы максимально возможное число дел выполнялось параллельно. Придя к месту разбивки лагеря, руководитель указывает место, куда следует сложить рюкзаки, говорит, кто и что должен вытащить из своих рюкзаков для обеспечения бивачных работ. (В случае приближения дождя распоряжается накрыть рюкзаки полиэтиленовыми пленками).

Все бивачные работы нужно заканчивать до ужина. Участники похода должны знать об этом. В учебно-тренировочных походах со студентами факультета физвоспитания все виды бивачных работ (выбор места, качество установки палаток, работа у костра, обеспечение безопасности, охрана природы) оцениваются руководителями отрядов. Поэтому каждый студент заинтересован выполнить порученную ему работу лучшим образом. Учащихся можно стимулировать, внеся дух соревнования в выполнение бивачных работ.

Утром все бивачные работы должны быть закончены до завтрака. Дежурных поднимают за 1,5-2 ч до общего подъема. Дрова для приготовления завтрака должны быть заготовлены с вечера, сложены в стороне от остальных дров и накрыты полиэтиленовой пленкой на случай дождя. С вечера должны быть отложены и продукты для приготовления завтрака.

Следует добиваться, чтобы подъем был организованным, а утренний туалет оперативным. До завтрака группа обязана успеть снять палатки и уложить рюкзаки. После завтрака котелки чистят новые дежурные, а старая смена за это время успевает уложить свои рюкзаки. Вот почему дежурство лучше передавать после завтрака. Новая смена дежурных заботится и о костре (заливает водой, укладывает дерн).

Оставшиеся дрова аккуратно складывают в одном месте, так как они могут пригодиться другой группе туристов. Это особенно важно во время зимних походов, когда группа ночует на приютах, в сторожках, в охотничьих домиках и т. д. Нужно всегда оставлять хотя бы небольшой запас дров и спички, с тем чтобы запоздавшая группа, лесники, охотники и т. д. могли ими воспользоваться. Опытные туристы знают этот неписаный закон и никогда не позволят его нарушить [11, с 87].

.2 Типы и особенности костров

На многих маршрутах отведены места для приготовления пищи, установки кострища. Там, где этого нет, группа сама выбирает место для костра. При этом необходимо учитывать близость сухих деревьев, леса. Последнее обстоятельство важно при разбивке биваков в сосновом бору. Костры можно разводить только в отведенных для этой цели местах. Если таких мест нет, то костер разводят на полянах, в стороне от леса, предварительно расчистив наст, убрав опавшие иголки хвои в радиусе не менее 1,5 м. Если костер разводят на травянистой местности, то предварительно снимают дерн и укладывают в стороне корнями вниз, обильно поливая дерн водой. После окончания работы у костра его заливают, дают остыть и укладывают дерн на прежнее место, обильно полив водой. При выборе места для костра необходимо учитывать направление ветра, чтобы дым от костра не шел на лагерь. Выбрав место для костра, устанавливают кострище и только после этого разводят костер. Работа у костра тоже ответственное дело. Надо знать, какие дрова следует использовать, как их уложить, чтобы на приготовление пищи затратить минимальное количество времени.

Необходимо знать, что в туризме чаще всего применяют следующие типы костров:

. «Колодец». Два полена кладут на угли параллельно на некотором расстоянии друг от друга, поперек них - еще два и т. д. Такая конструкция по внешнему виду действительно напоминает колодезный сруб. Она обеспечивает хороший доступ воздуха к огню и поленья обычно горят равномерно по всей длине.

. «Шалашик» или «конус». Поленья укладывают на угли наклонно к центру. При этом они частично опираются друг на друга. При такой конструкции костра дрова догорают в основном в своей верхней части, но зато пламя получается мощным, жарким и концентрированным. Этот тип костра бывает выгоден, если нужно вскипятить воду или быстро приготовить что-нибудь в одном ведре или чайнике. Если же надо повесить на огонь не одну посудину, а несколько и, кроме того, желательно, чтобы все было готово одновременно, тогда «шалашик» не подходит. Тут лучше воспользоваться каким-нибудь другим типом костра, хотя бы тем же «колодцем».

. «Звездный». Поленья укладывают на груду углей с нескольких сторон по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре и по мере сгорания дров их продвигают ближе к центру.

. «Таежный». В разных туристских справочниках и руководствах рассказывается о разных формах костра «таежный» (рис. 29,4, 5, 6). Самым практичным является вид «таежного» типа костра, представленный на рисунке 29,5. Он используется тогда, когда необходимо приготовить еду в дождь. У хорошо разгоревшегося костра любого типа кладут толстое полено, а на него кладут остальные дрова. Наклонно расположенные дрова способствуют быстрому стеканию воды, и дрова не успевают промокать.

. «Три бревна». Используют для обогрева, приготовления пищи, для поддержания огня во время ночевки. Такой костер складывается из трех больших бревен длиной 2-2,5 м. Для того чтобы соорудить такой костер, нужны время и силы, но зато он дает много тепла и горит, не требуя новых дров, несколько часов подряд, а если бревна достаточно толстые, то и всю ночь. Взрослые туристы применяют такой костер для ночевок на снегу без палаток.

Для сооружения такого костра надо иметь достаточно много жарких углей. Эти угли рассыпают узкой полоской длиной 2-2,5 м. Затем набрасывают поверх углей хворост. Когда хворост хорошо займется, закатывают в огонь слева и справа два из трех приготовленных сухих бревен, оставив между ними расстояние примерно в две трети или половину диаметра бревна. Угли и горящий хворост окажутся между бревнами.

Очень полезно бывает предварительно пройтись вдоль этих бревен с топором и сделать на них по всей длине косые засечки, наподобие тех, которые делают плотники, когда им надо вытесать плоскость. Закатывая бревна в костер, надо повернуть их засечками к огню - так они быстрее разгорятся. Когда они хорошо разгорятся, на них сверху кладут третье бревно. На нем тоже лучше сделать засечки и, укладывая его, следить, чтобы они были обращены вниз к огню. Разгораются сухие бревна очень быстро и горят долго (при диаметре в 35-40 см или больше - всю ночь). У такого костра можно ночевать даже в сильные морозы. Лучшими дровами для костра являются дрова хвойных деревьев (сосна, кедр), так как они мало искрят. Такие дрова хороши, когда планируется спать не в палатке, а у костра. Для приготовления пищи можно использовать также сухую лиственницу и пихту [9].

.3 Туристское снаряжение

Одежда, снаряжение и инвентарь для туристических походов должны быть удобными, легкими, прочными, обеспечивать безопасность и сохранение здоровья туристов. Подбор снаряжения зависит от вида туризма, продолжительности похода и климатических условий. В любом походе независимо от вида туризма особое внимание должно быть уделено обуви и носкам. Обувь должна быть на низком каблуке и плотной подошве. Удобны туристские ботинки на профилированной подошве. При сухой погоде можно рекомендовать кроссовые туфли, если на них наклеить невысокий каблук. В любом походе с собой необходимо иметь легкую обувь, чтобы переобуться на привале. Обувь в походы рекомендуется брать уже разношенную. Резиновая обувь, кеды для пешеходных походов как основная обувь неприемлимы. Носки хлопчатобумажные и шерстяные должны быть постоянно чистыми, не иметь грубых швов и складок. Носки из синтетических материалов надевать в походы не рекомендуется.

В личное снаряжение входят также спальные принадлежности. Для походов в летних условиях достаточно иметь легкое шерстяное одеяло с пододеяльником, простыню и наволочку, которую перед ночлегом можно набить сеном и положить в нее личые вещи. В сложных туристских путешествиях необходимы спальные мешки с обязательным полотняным вкладышем. Наиболее удобны пуховые спальные мешки. Рекомендуется также иметь надувные матрацы или поролоновые подстилки. В любом случае ночной сон должен быть организован в гигиенических условиях и обеспечивать полный отдых туриста.

К личному снаряжению относятся также: кружка (эмалированная), маска, ложка, нож, компас, фонарик, туалетные пренадлежности. Также необходимо взять с собой личные документы, часы, блокнот и ручку (карандаш).

Необходимость переноса груза заставляет с особым вниманием относиться к подбору или изготовлению рюкзака [12, с 46].

По конструкции рюкзаки можно разделить на три типа: мягкие, жесткие (станковые) и полужесткие. Мягкие рюкзаки легкие по весу, просты по покрою и в сложенном виде малы по объему. Но такой рюкзак непросто правильно укладывать, следовательно, переносить: возможны подвижки уложенных в рюкзак вещей. Центр тяжести в нем оказывается у спины несущего на уровне лопаток. Чем дальше центр тяжести рюкзака отстоит от спины несущего, тем больше опрокидывающий момент, действующий на человека с рюкзаком. Чтобы скомпенсировать опрокидывающий момент, человек вынужден наклоняться вперед, при этом создается большая дополнительная нагрузка на мышцы, обеспечивающие наклон. Поэтому мягкие вещи (спальник) кладут на спинную часть рюкзака, тяжлые - ближе к спине, а легкие - ближе к задней стенке, после чего рюкзак шнуруют во избежание перемещения вещей внутри него. У станкового рюкзака основное отличие - наличие рамы, на которую крепятся мешок и лямки. Станок фиксирует форму мешка, что упрощает укладку рюкзака. Станковый рюкзак в походе удобен тем, что он позволяет распределить основную нагрузку на поясницу и плечи. Вместимость таких рюкзаков невелика. Трудно транспортировать их на веревке при переправах с веревочной страховкой. Неудобны они и в пещерах. Полужесткие рюкзаки практически не имеют недостатков. Их форма сохраняется за счет пластин жесткости, изогнутых по форме спины, которые укладывают в рюкзаке вплотную к спине либо вставляют в специальный карман. Нагрузка, создаваемая таким рюкзаком, перераспределяется на плечи, поясницу и бедра. Они более вместимы и особенно удобны в горных походах [3, с 92].


Глазомерная съемка местности, в частности маршрутная, необходима для составления плана маршрута и отчета похода. Прежде чем выполнять глазомерную съемку, необходимо научиться пользоваться компасом, уметь измерять углы, расстояния, составлять карты и планы. В некоторых случаях глазомерную съемку могут заменить космоснимки местности, изображенные в масштабе. Но космоснимки, размещенные в глобальной сети Интернет, не всегда позволяют сделать увеличение изображения местности до необходимого размера.

В целях выполнения глазомерной съемки лучше использовать жидкостный компас с прямоугольной основой и линейкой. При выполнении глазомерной съемки необходимо правильно определять азимут. Азимут - это угол между направлением на север (стрелкой компаса) и объектом на местности. Он измеряется в градусах ( от 0 до 360). Определение расстояния на местности можно делать с использованием метода «пара шагов». Для этого необходимо предварительно перед проведением съемки определить, сколько шагов (пар шагов) будет произведено при прохождении 100 м. Для более точных результатов такой замер необходимо произвести несколько раз. При использовании метода «пара шагов» точность измерения будет зависеть от формы рельефа, скорости и манеры хода измеряющего.

Главные измерения пи проведении съемки сводятся к определению направлений основных объектов (дорог, просек, троп), т. е. азимута направления расстояния между перекрестками, поворотами и другими ориентирами. Далее необходимо пройти маршрут по территории, где планируется провести съемку. На местности рекомендуется наметить маршрут через объекты-ориентиры. Перемещаться по этому маршруту можно от отправной точки в любом направлении (лучше в западном, против часовой стрелки). По ходу движения необходимо измерить все азимуты на объекты, расстояния от отправной точки и между объектами. Результаты всех измерений заносятся в таблицу или в произвольной форме на черновик будущего плана местности (маршрута). В нем отмечаются точные измерения углов расстояний, а также чертится план местности на глаз. Затем полученные в поле данные переносятся на миллиметровую или клетчатую бумагу. Для этого переводят пересчет количества шагов в метры, наносят новые данные на будущий план в удобном масштабе. Углы, измеренные с помощью компаса (азимуты), откладывают на бумаге с помощью транспортира. В итоге должна получиться схема маршрута (или план местности), составленная в масштабе. Если маршрут был замкнутым, критерием точности всей процедуры выполненной глазомерной съемки будет невязка. Невязка - это величина расхождения точек старта и финиша на построенном плане (схеме) [2, с 33-34].

.5 Пищевой рацион и режим питания туристов

В походе для разведения костра, приготовления пищи, «сервировки стола» и мытья общегрупповой, а иногда и всей посуды завхозом назначаются дежурные - 2-3 человека. Они должны накормить полноценным завтраком, обедом и ужином всю группу согласно меню, составленному до выхода на маршрут. Поэтому каждый турист должен знать все о питании в походе и уметь приготовить пищу в полевых условиях.

Питание в походе должно покрывать энергетические затраты туриста, уровень которых зависит от характера похода. Например, в сложных походах уровень энергозатрат возрастает. Компенсация затрат энергии в походах до 3-й категории сложности возможна за счет употребления пищи. Более сложные походы требуют минимизации набора снаряжения и продуктов питания. В этих случаях недостаток калорий восполняется организмом за счет жировых отложений, а запас витаминов и минеральных веществ - за счет поливитаминов.

Пища в походе должна быть разнообразной и полноценной. Она должна содержать в себе достаточное и сбалансированное количество пищевых компонентов: белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ (микро- и макроэлементов). В повседневной жизни и несложных походах в летнее время оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов считается таковым: 1: 1: 4. В более сложных походах соотношение изменяется в пользу увеличения числа жиров и уменьшения углеводов. Жиры обладают высокой энергетической ценностью, являются источником концентрированной энергии, а также жирорастворимых витаминов А, D, E и К участвуют в переносе этих веществ. Жиры необходимы для защиты внутренних органов и предотвращения чрезмерной потери тепла тела. Изменение числа белков не рекомендуется, так как белки - быстроусвояемые вещества, которые являются строительным материалом для мышц, стенок клеток, волокон. Углеводы играют роль поставщиков энергии. Энергетическую функцию выполняют глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал и гликоген. Энергетическая ценность продуктов, содержание белков, жиров и углеводов указаны на упаковке.

Помимо соотношения основных питательных веществ существует понятие расхода энергии, который необходимо учитывать при составлении пищевого рациона и меню.

Пищевой рацион туриста - набор продуктов, необходимый туристу на определенный период времени. Набор продуктов и методы их приготовления должны удовлетворять потребности организма в необходимых пищевых веществах. Рацион рассчитывается во время подготовительного этапа к походу, при этом необходимо учитывать способ приготовления пищи (на костре или плитке, горелке). С учетом этого составляют меню. При его составлении необходимо учитывать вид туризма, сложность похода, предполагаемые метеоусловия, особенности местности и размещения пунктов питьевой воды. Расход калорий: примерно по 30% на завтрак, обед и ужин. Оставшиеся 10% - перекус (сухой паек).

В любом походе необходимо стремиться к организации трехразового горячего питания. В однодневных походах можно хранить пищу в термосах, в иных обязательно следует готовить горячую пищу на огне. Чаще всего для этого используют костер, плитку, горелку или примус. В сложных спортивных походах наредко какой-нибудь прием пищи заменяется перекусом (это делается в целях сокращения времени и сил на приготовление пищи). Если утром планируется ранний выход на маршрут, на завтрак делают быстро приготовляемые блюда. После завтрака дежурные обычно раздают участникам карманное питание (сухофрукты, конфеты, печенье), так как обычно после 2-3 часового перехода неступает чувство голода. На большом привале организуется обед, который часто не превышает 1,5 часа. Обед с дневным отдыхом нередко планируется в жаркое время дня во избежание утомления на маршруте. Если планируется длительный вечерний переход, рекомендуется сделать второй перекус. Ужин готовится в конце дня. Все учстники похода устали, вскоре возможно наступление ночной темноты, поэтому ужин следует готовить достаточно быстро, с обильным питьем для всех желающих. Для экономии времени рекомендуется вечером после ужина приготовить продукты, воду и посуду для завтрака. Промежутки между завтраком, обедом и ужином в среднем должны длиться 4 часа. Из-за сложности переходов они могут незначительно изменяться.

Приобретение продуктов возможно оптом в торговых точках. Можно распределять закупку между участниками похода, которые заготовят продукты самостоятельно согласно списку. Во втором варианте следует равноценно распределять, кому и сколько приобретать продуктов, учитывая их вес и стоимость. При разделении продуктов для транспортировки также следует учитывать принцип равноценности. Делить продукты между участниками похода следует с учетом веса и объема: либо примерно поровну на всех, либо при необходимости учитывать возраст и физическое развитие туриста.

В поход не следует брать скоропортящиеся продукты питания и продукты, у которых вышел срок хранения, а также те, которые неправильно хранились. В начале похода следует использовать продукты, у которых срок хранения небольшой, а также тяжелые по весу.

Способы упаковки и хранения продуктов могут быть различными. Все продукты должны быть упакованы в водонепроницаемую упаковку. Следует помнить, что целлофановые и полиэтиленовые пакеты довольно быстро рвутся при их использовании. Для сыпучих и жидких продуктов в последнее время туристы используют пластиковые бутылки из-под газированной воды. Некоторые продукты, такие как свежая зелень, овощи и фрукты, мясо, сыр и другие, прежде чем уложить в целлофановые или полиэтиленовые пакеты, следует завернуть в бумагу. Во время похода по мере намокания бумаги следует заменить ее чистой и сухой. Сухофрукты, сухари часто рекомендуют упаковывать в мешок, сшитый из хлопчатобумажной ткани, а затем укладывать в пакет из непромокаемого материала. Хлеб и другие хлебобулочные изделия упаковывают в пакеты, следя во время похода за тем, чтобы они «не задохнулись» и не покрылись плесенью. Сливочное и топленое масло следует хранить в непромокаемых пакетах или бутылках, плотно перевязав пакет или закрыв крышку. Во время больших стоянок их можно опустить на длительное время в студеную воду. Своевременная пищевая промышленность выпускает немало продуктов в хороших упаковках (вакуумные, коробки, пакеты). Иногда возможно их использование [3, с 99].

.6 Личная гигиена туриста

Полевые бытовые условия несколько отличаются от условий населенных пунктов. В походе нет капитального жилья, ночевки в палатках, пища готовится на костре или плитах (горелках), гигиенические процедуры (умывание) производятся в естественных водоемах. Турист ежедневно совершает передвижения, порой по довольно сложному рельефу, находится под солнцем или дождем и т. д. Поэтому в целях своей же безопасности туристам следует соблюдать распорядок дня, режим питания и санитарно-гигиенические правила.

При составлении графика похода необходимо учесть важность соблюдения режима дня: правильно распределить время для передвижения, приема пищи, отдыха и сна. Это жизненно необходимые условия в походе. Несоблюдение данных требований может привести к заболеваниям, срыву графика движения, нарушению правил безопасности. Люди во время похода должны не просто быстро пройтись по маршруту - нагрузка на организм должна быть умеренной. Руководителю похода необходимо знать, что сон - это один из способов отдыха. Продолжительность сна должна составлять 8-10 часов в сутки (при возрасте участников от 9 лет). В походе, чтобы совершить утренний переход, необходим ранний подъем (в 5-7 часов), дежурные встают как минимум за час до общего подъема.

Для полноценного отдыха и успешного прохождения маршрута необходимо правильно организовать питание, составить рациональное меню, которое должно содержать продукты растительного и животного происхождения. Рацион должен быть не просто калорийным, но и богатым витаминами и микроэлементами. При подготовке к походу необходимо помнить, что при сложных переходах, усталости у туриста могут пропасть аппетит и желание готовить еду. Особенно ярко это выражено в горных условиях. Во избежание этого можно сделать перекусы во время привалов. В состав перекуса могут входить сухофрукты, орехи, конфеты, печенье, также можно включить в меню соусы, лимон и прочие продукты, которые возбуждают аппетит.

Одно из важных условий в походе - это соблюдени питьевого режима. Воды для питья должно быть в достаточном количестве. Непостредственно во время движения желательно исключать чрезмерное употребление воды. Во время переходов рекомендуется использовать кипяченую воду (или специальную питьевую), можно подкислить ее лимонным соком или же добавить в нее большое количество соли. Это необходимо для восполнения потери минеральных солей во время интенсивной работы организма.

В походных условиях независимо от возраста участников обязательно соблюдение правил личной гигиены (таких, как умывание, чистка зубов, обтирание тела, купание, утренняя гимнастика). Все части тела туриста должны быть в чистоте. Поэтому при первой же возможности необходимо проведение водных процедур. Лицо, руки и ноги следует мыть ежедневно. Туристам в походе следует постоянно защищать себя от чрезмерного солнечного излучения, влияния ветра, влажности и холода. Существует несколько способов защиты - это одежда, головной убор, обувь и различные гигиенические средства (крем и т.д.).

В летний период во время похода не исключены купания в естественных и искусственных водоемах. Для этого необходимо соблюсти все условия безопасности участников похода. Вода в водоеме должна быть достаточно чистая, берег и дно должны быть чистыми от опасных, режущих и колющих предметов. Брать воду для приготовления пищи в реке следует выше по течению, ниже - зона для мытья посуды, стирки, купания. Также необходимо учитывать то, что около воды влияние солнечных лучей более активно, поэтому возможны солнечные ожоги [3, с 117].

.7 Оказание первой медицинской помощи

Умение оказывать первую помощь заболевшему или получившему травму туристу, а при необходимости − организовать и осуществить его транспортировку до ближайшего населённого пункта, железнодорожной станции или автомобильной дороги требует достаточных знаний и навыков. Турист-новичок, участник похода выходного дня, лишь знакомится с простейшими приемами оказания доврачебной медицинской помощи и с наиболее простыми и легко осуществимыми способами транспортировки пострадавшего.

Необходимо знать назначение медикаментов, относящихся к различным группам (обезболивающие, обеззараживающие, кровоостанавливающие, жаропонижающие), уметь сделать искусственное дыхание, обработку ран или место ожога, сделать перевязку, овладеть навыками транспортировки пострадавшего подручными средствам (носилки из шестов штормовок, волокуши из лыж и др.) [19, с 12].

При подготовке к походу выходного дня или многодневному походу необходимо самым тщательным образом укомплектовать медицинскую аптечку. Очень важно, особенно в походах по удаленной, ненаселенной местности, в высокогорных и высокоширотных районах иметь в составе группы профессионального врача. Но далеко не каждая группа даже в эти районы выходит на маршрут с врачом. Его обычно заменяет санинструктор, умеющий оказывать первую доврачебную помощь. Необходимость оказания медицинской помощи в походе чаще всего вызвана простудными и желудочно-кишечными заболеваниями. Особую группу составляют тяжёлые травмы и заболевания, лечение которых возможно только в стационарных условиях. В этих случаях на маршруте оказывается лишь первая доврачебная помощь для обеспечения транспортировки пострадавшего [20, с 39].

Простудные заболевания (бронхиты, ангина и др.) являются результатом переохлаждения (низкая окружающая температура воздуха, мокрая продуваемая одежда). При этом повышается температура на 1-3 градуса, ощущается головная боль, общая слабость. Трахеиты и бронхиты сопровождаются сухим, надсадным кашлем. Боль в горле, особенно при глотании, характерна для ангины. Для лечения необходима дневка или хотя бы уменьшение физической нагрузки. Важны общее согревание тела, горячее питье, полоскание горла. Желательно принимать молоко с чаем или содой (половина чайной ложки на стакан).

Из лекарств наиболее эффективен бисептол или его заменители. Из антибиотиков могут быть использованы ампицилин, оксациллин, амоксиклав, макропен. При любом простудном заболевании на высоте больного спускают вниз.

При переломах и вывихах надо обеспечить неподвижность поврежденных конечностей, наложив шину из любого подручного материала и прибинтовав её выше и ниже поврежденного места. Признаки - припухлость и боль.

При ушибах в течение первых суток кладутся давящая повязка и холодный компресс, потом - тепло. Нельзя забывать, что ушиб мог вызвать и повреждение кости, поэтому необходимо показать врачу.

При переломах костей первая помощь должна быть направлена на создание неподвижности обломков, обезболевание.

Растяжение связок голеностопного сустава можно определить по припухлости ткани и болезненности при ходьбе. Однако в отличие от переломов и вывиха движения в суставе сохранены и можно даже наступать на больную ногу.

При сотрясении мозга надо обеспечить пострадавшему полный покой, на голову класть холодный компресс. Транспортировать нельзя. Врача надо вызвать на место.

При порезах и ранениях кожу вокруг повреждённого места смазывают йодом (но так, чтобы он не попал на рану). Рану можно слега присыпать порошком белого стрептоцида. Наклыдывается стериальная повязка.

Сильное кровотечение из раны можно остановить, прижав рукой артерию выше ранения. Иногда приходится накладывать жгут, но при этом необходимо помнить, что держать его больше полутора-двух часов нельзя - может наступить омертвение конечности. Если необходимо держать жгут дольше, то каждый час его следует снимать и при возобновлении кровотечения накладывать опять. Жгут не накладывается вблизи суставов.

При венозном кровотечении жгутом пользоваться не следует, надо быстро наложить давящую повязку.

Тепловое поражение и солнечный удар очень опасны. Признаки: покраснение лица, тошнота, головная боль, затруднённое дыхание, в тяжёлых случаях - потеря сознания. Пострадавшего надо посадить в тени, освободить от стягивающей одежды, поясов, обвязок, положить холод на голову. Дать внутрь кофеин (1 таблетку - 0,2 г), при головной боли - амидопирин (1 таблетку - 0,3 г), аскофен (1 таблетку - 0,5 г) или анальгин (1 таблетку - о,3 г). Транспортировать пострадавшего вниз в положении сидя или лежа.

Обморок происходит от внезапного отлива крови от мозга. Признаки: бледность, пот на лице, потеря сознания. Больного кладут так, чтобы ноги были чуть выше головы. Воротник, пояс надо расстегнуть. На голову наложить грелку или теплый компресс. Дать нюхать нашатырный спирт. При длительной потери сознания следует прибегнуть к искусственному дыханию. Когда вернется сознание, дать крепкий кофе, валериановые капли и сосудорасширяющее (валидол).

Если у пораженного молнией полностью отсутствуют признаки жизни, то и тогда часто можно спасти его, если немедленно приступить к искусственному дыханию. Иногда его приходится делать в течение нескольких часов.

При укусе змеи на месте укуса видны две точечные ранки от ядовитых зубов змеи. Человек ощущает боль, а вскоре происходит покраснение краев ранки и их опухание, появляется отёк, головокружение, слабость, тошнота, иногда рвота, одышка, частый пульс. Яд быстро поражает сердечно-сосудистую, кроветворную и нервную системы человека.

При укусе гадюки следует:

·Как можно скорее отсосать яд из ранки, постоянно его сплевывая. Это - одна из основных мер экстренной помощи. Предварительно ранки следует открыть, сдавливая складки в месте укуса. Выдавливание пальцами яда и отсасывание следует производить в течение 8-12 минут. После прекращения отсасывания рот желательно прополоскать слабым раствором марганцовокислого калия или водой.

·Ограничить подвижность пострадавшего. Если укушена нога, то прибинтовать ее к другой, если рука - зафиксировать её в согнутом положении. Пострадавшему не следует совершать длительное и быстрое движение. Группа должна в первом же подходящем месте организовать бивак.

·Принимать мочегонные препараты и пить как можно больше жидкости - воды, чая, бульона. Не давать кофе и алкоголь.

·При появлении аллергической реакции - принять 1-2 таблетки антигистаминных препаратов (супрастин, димедрол, тавегил). Можно также закапать 5-6 капель галазолина или санорина в нос и ранку.

·При укусе особо ядовитых змей самое эффективное средство - противоядная сыворотка («антигюрза» или «антикобра-антигюрза»). Вводить её надо внутримышечно и желательно не позднее, чем через полчаса после укуса.

Не рекомендуется:

·разрезать место укуса для лучшего отхождения яда (во избежании занесения инфекции или повреждения сухожилий);

·прижигать место укуса, потому что длина ядовитых зубов достигает подчас более сантиметра;

·накладывать жгут, т.к. пережим сосудов способствует еще большему нарушению обмена веществ в тканях пораженной конечности.

Укусы насекомых. При укусах пчёл, ос, шершней надо выдавить яд из ранки и удалить жало, место укуса смазать нашатырным спиртом или йодом.

Впивщегося клеща нельзя срывать, так как его головка останется под кожей. Клеща и кожу вокруг него надо смазать любым маслом, бензином, йодом, спиртом или полить лаком для ногтей, чтобы забились все поры и клещ начал задыхаться. Когда он высунет голову, его следует удалить путем медленных качательных движений. После удаления место укуса смазать йодом или спиртом, а руки продезинфицировать. Если все же головка клеща осталась в теле человека, необходимо ее выковырнуть прокаленной на огне иглой или булавкой, а ранку продезинфицировать.

Чрезвычайно опасен укус энцефалитного клеща. Симптомы клещевого энцефалита: нарушение двигательных функций, общая слабость, ломота во всём теле, боли в пояснице, кратковременное повышение температуры, учащение пульса, лихорадочное состояние, интенсивные боли, нередко чувство озноба.

В этом случае необходимо в течение 72 часов после укуса ввести противоэнцефалитный гамма-глобулин внутримышечно и немедленно эвакуировать пострадавшего с маршрута в больницу, при этом прикрывать его от солнечных лучей, часто давать питьё, а если отправлять на большие расстояния - предварительно дать снотворное и болеутоляющее.

Если насекомое попало в ухо, то часто оно не может повернуться там, чтобы выбраться. Надо накапать в ухо тёплое вазелиное масло, а затем лечь на бок, где засоренное ухо. Если насекомое не выйдет, ухо надо промыть тёплой водой.

Укус животного может явиться причиной заболевания бешенством или иной болезнью. Необходимо срочно обратиться к врачу.

При ожоге смочите кожу не слишком крепким раствором марганцовокислого калия или танина. Образовавшиеся пузыри вскрывать нельзя. При сильных ожогах дайте 1-2 таблетки пирамидона с анальгином как обезболивающее, наложите стерильную повязку и направьте пострадавшего к врачу [18, с 24].

Обморожение могут вызвать воздействия низких температур, особенно в сочетании с ветром и повышенной влажностью воздуха. Первые признаки обморожения: пощипывание, покалывание кожи, резкое побледнение кожных покровов, значительное понижение или полная потеря болевой чувствительности. При обморожениях полезно делать энергичные круговые и маховые движения руками, быстрое сжимание и разжимание пальцев, при охлаждении ног - побегать, попрыгать, поприседать, поделать каждой ногой маховые движения. Когда кожа белеет и теряет чувствительность, надо осторожно растирать её рукой, сухой мягкой шерстяной тканью. После того, как кожа приобретает чувствительность, её смазывают жиром.

При образовании пузырей или омертвление кожи не следует растирать и массировать кожу, а наложить повязку с мазью левомиколь или пантенол. Для повышения внутренней температуры тела − дать горячего чая, кофе, просто горячую воду, несколько таблеток глюкозы с витамином С. В случае неэффективности принятых мер или признаков тяжёлых обморожений пострадавшего тепло одевают и срочно отправляют в больницу. При пищевом отравлении надо вызвать у больного рвоту, заставив его выпить несколько стаканов тёплой воды с содой и разжать глотку пальцем.

Помощь тонущему. При белой асфикции (кожные покровы бледные, дыхание прекращено) к оживлению приступить сразу после извлечения тонущего из воды.

При синей асфикции (вздуты вены, кожные покровы, особенно уши, кончики пальцев и губы, фиолетового оттенка) очистить рот и нос от тины, грязи, песка, положить пострадавшего лицом вниз на своё согнутое колено (рюкзак и т.п.), чтобы удалить воду из дыхательных путей и желудка. Затем приступить к искусственному дыханию. Если прекратилась сердечная деятельность (не прощупывается пульс, зрачки расширены и не реагируют на свет), немедленно начинать массаж сердца. Массаж сердца надо сочетать с искусственным дыханием (1:4).

Когда дыхание восстановится, необходимо при помощи бинта или носового платка придерживать язык, чтобы не западал. Пострадавшего надо согреть и дать ему валериановых капель и горячего сладкого чая.

Снежная слепота. В результате длительного пребывания туристов на открытом воздухе можно получить ожог глаз или снежную слепоту. Это заболевание возникает вследствие воздействия на орган зрения прямых и отражённых от различных поверхностей (снег, вода) ультрафиолетовых лучей.

Заболевают, как правило, оба глаза. Сначала появляется ощущение, будто под веки попал песок. В дальнейшем резь нарастает, появляется слезотечение. Из-за возникающей светобоязни веки судорожно сжимаются. Слизистая оболочка век и глаз краснеет, отекает. Человек слепнет и становится беспомощным. Такое состояние может длиться 1-3 дня. Туристская группа должна задержаться на биваке о выздоровления пострадавшего. Необходимо надеть солнцезащитные очки и делать холодные примочки (холодный раствор марганцовки, холодный раствор крепкого чая или 2%-й раствор борной кислоты).

Потертости наблюдаются обычно у начинающих туристов. У водников - потёртости ладоней, бедер ягодиц; у лыжников, пешеходов и горников - стоп и бёдер. Не следует запускать их - это может привести к серьёзным травмам. При оказании первой помощи следует очистить кожу кусочком стерильной марли, пропитанной 3%-м раствором перекиси водорода, спиртом, а затем наложить стерильную повязку с синтомициновой мазью. Натёртые места можно смазывать вазелином или глицерином.

В профилактику потёртостей входит подгонка обуви, одежды, снаряжения. Надевая проверенную обувь, надо тщательно расправлять складки носков, стельки. Место, где начинает образовываться потёртость, надо заклеить лейкопластырем, а на покрасневший участок наложить марлю с мазью [3].

.8 Медицинские аптечки

Медицинские аптечки - это комплекты, в состав которых входят лекарственные препараты, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства и прочие предметы. Они бывают различных типов в зависимости от назначения, например автомобильные, матери и ребенка и др. Аптечка для турпоходов (для группы из 10-12 человек), как правило, имеет в своем составе следующие средства: стерильные широкие бинты (5-10 шт.), гигроскопическую вату (100-200 г), английские булавки (10 шт.), настойку йода (30 г), резиновый жгут (1 шт.), термометр (1 шт.), ножницы (1 шт.), марганцовокислый калий (5 г), желудочные капли (15 г), валериановые капли (15 г), бриллиантовый зеленый раствор (25 г), нашатырный спирт (25 г), стрептоцид белый (пачки), этиловый спирт (100 г), стрептоцидовую мазь (25 г), лейкопластырь (1-2 рулончика), пирамидон (2 пачки), анальгин (2 пачки), кофеин (2 пачки).

Состав аптечки можно изменять препаратами аналогичного действия или увеличить за счет дополнительных препаратов и медикаментов. Формировать аптечку следует с учетом возрастных особенностей участников, а также сложности и видов туристских походов, квалификации медработника.

Но в составе аптечки обязательно должны быть медикаменты основных групп лекарственных средств:

противовоспалительные;

успокаивающие;

желудочно-кишечные;

средства, используемые в кардиологии;

обезболивающие;

противошоковые;

антисептические средства.

Кроме лекарственных препаратов в комплект аптечки входят перевязочные средства - перевязочный пакет, стерильные бинты, стерильная вата, бактерицидный пластырь, резиновый жгут, служащий для временной остановки кровотечения; шина для наложения на конечности при переломах и вывихах;

Термометр для измерения температуры тела; стаканчик для приема лекарств; ванночка для промывания глаз.

При формировании аптечки лучше использовать лекарственные средства, обладающие высокой эффективностью, малыми побочными действиями и незначительными противопоказаниями, а также медикаменты, которые можно приобрести свободно в аптеке без рецепта врача. Транспортабельная форма выпуска лекарственного средства в походе наиболее предпочтительна (следует исключить стеклянные, тяжелые по весу упаковки и т. п.). Желательно, чтобы лекарственные препараты, входящие в состав аптечки, имели инструкции по применению, т. е. рекомендуется сохранять оригинальную упаковку. Туристы, которые страдают хроническими заболеваниями, должны иметь с собой индивидуальные аптечки, состав которых зависит от возможных приступов или симптомов болезней туристов [2, с 152-154].

. Воспитание физических качеств туриста

В спортивно-оздоровительном туризме, как и в других видах спорта, достижение высоких результатов невзможно без постоянной физической подготовки, которая составляет основное содержание тренировки и в то же время неразрывно связана с укреплением и повышением общего уровня функциональных возможностей организма. Различают общую и специальную физическую подготовку [17, с 21].

Средствами общей физической подготовки достигаются:

) разностороннее развитие физических способностей и укрепление здоровья;

) развитие функциональных возможностей организма как основы специальной работоспособности и улучшения протекания восстановительных процессов.

Специальная физическая подготовка - это разновидность физического воспитания, специализированного приминительно к особенностям избранного вида туризма. Средствами специальной подготовки осуществляется воспитание необходимых туристу навыков.

На первой стадии занятий туризмом планируется воспитание основных физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости.

.1 Воспитание выносливости

В туристском походе приходится преодолевать большие расстояния в течение длительного времени и со значительной физической нагрузкой, зависящей от сложности естественных препятствий, темпа передвижения, метеорологических условий, веса рюкзака. В результате организм утомляется и создается возможность появления ошибок при преодолении опасных или сложных участков маршрута. Следовательно, запас прочности и безопасность туриста во многом зависят от его выносливости.

При воспитании выносливости ставятся три основные задачи: улучшение аэробных возможностей, совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; повышение физиологических и психологических границ устойчивости к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной работой.

При этом нагрузка характеризуется следующими факторами: интенсивностью, продолжительностью, величиной интервала отдыха, характером отдыха и числом повторений упражнений. Наиболее доступные средства воспитания общей выносливости - ходьба, кроссовый бег, прыжки, спортивное ориентирование на местности, лыжные гонки, плавание, спортивные и подвижные игры, велосипедный спорт, гребля, ритмичная гимнастика.

Специальная выносливость воспитывается всеми средствами технической подготовки: походами выходного дня, участием в соревнованиях по спортивному ориентированию и технике туризма, тренировками с грузом на травянистых, осыпных, снежных, ледовых склонах и скалах. Специальная выносливость - способность к многократному повторению упражнений по технике туризма без снижения качества их выполнения.

При воспитании выносливости, особенно у школьников, нужно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным нагрузкам. Работая с детьми, важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью целесообразно чаще проводить тренировки в лесной или парковой зоне.

.2 Воспитание силы

При ходьбе с грузом по пересеченной местности, преодолении технически сложных участков мышцы ног, рук и туловища испытывают большую нагрузку в течение длительного времени.

Упражнения для воспитания силы делятся на две группы. Первую группу составляют упражнения с внешним сопротивлением: с сопротивлением партнера (упражнения в парах, борьба, акробатика); с весом предметов (штанга, гантели, набивные мячи, ядро, камни, мешки с песком, гиря, рюкзак с контрольным весом); с сопротивлением упругих предметов (эспандер, амортизатор) и внешней среды (бег по снегу, воде, песку, в гору, по пересеченной местности).

Вторая группа - это упражнения, отягощенные весом собственного тела (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазанье по канату, преодоление навесной переправы, приседания, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, тренажерах).

Максимальное силовое напряжение может быть создано тремя путями (по В. И. Зациорскому): преодолением неопределенных отягощений (сопротивлением) с предельным числом повторений; предельным учеличением внешнего сопротивления ( в динамическом или статическом режиме); преодолением сопротивлений с предельной скоростью.

Специальные силовые упражнения выполняются с рюкзаком или другим грузом (можно с партнером) и включают: лазанье по канату, гимнастической или скальной стенке; подтягивание на перекладине; преодоление навесной переправы; прыжки через препятствия; приседания, ходьбу и бег; подъем по крутому снежному или травянистому склону.

Применение средств и методов воспитания силы в школьные годы должно быть тщательно согласовано с особенностями этой возрастной группы. Занятия на первых этапах физической подготовки должны обеспечивать оптимальную степень гармонического развития всех мышечных групп, содействовать образованию прочного «мышечного корсета», укреплять дыхательную мускулатуру. В комплексных тренировках упражнения на силу целесообразно применять в конце занятия.

.3 Воспитание ловкости

Критерии ловкости - координационная сложность задания, время и точность его выполнения. Воспитание ловкости складывается из воспитания способности осваивать новые двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с быстро меняющейся обстановкой на туристском маршруте (например, применять серию быстрых и точных движений, связанных с переправой через водный поток, движением по сыпи, скалам и льду, спуском на лыжах, сплавом на горных реках).

Основная задача воспитания ловкости - овладение новыми двигательными действиями. При этом используются следующие упражнения: спортивные и подвижные игры, спортивное ориентирование, горнолыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, легкая атлетика (прыжки, барьерный бег), ритмическая гимнастика. При выполнении упражнений рекомендуется включать в них элементы новизны, создавать неожиданные ситуации, требующие быстрой реакции.

В спортивно-оздорочительном туризме специальная ловкость воспитывается средствами специальной физической и технической подготовки без груза и с грузом: ходьбой по бревну, тросу, камням, кочкам, соревнованиями по технике туризма, скалолазанию, туристскими упражнениями на ледовых, снежных, травянистых и осыпных склонах.

.4 Воспитание быстроты

Быстрота - способность совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени.

Для воспитания быстроты используются различные скоростные упражнения: спортивные и подвижные игры, легкая атлетика (бег на короткие дистанции, прыжки и метания), ритмическая гимнастика. Применяются разнообразные упражнения, требующие быстрой реакции на заранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные, тактильные), быстрых локальных движений и кратковременных перемещений.

Средства специальной физической подготовки для воспитания быстроты: туристские упражнения прикладного многоборья (установка палатки на время, вязка узлов, работа со специальным туристским снаряжением и т. п.).

.5 Воспитание гибкости

Для воспитания гибкости используются упражнения с увеличенной амплитудой движения - упражнения на растяжение, перед выполнением которых необходимо хорошо разогреться.

Непременное условие достижения высокой физической подготовленности туристов - соблюдение режима, правил гигиены, постоянный врачебный контроль, который дополняется самоконтролем спортсмена и заключается в систематическом наблюдении за весом тела, пульсом, сном, аппетитом, общим состоянием. Управление подготовкой туриста будет эффективным только в том случае, если преподаватель или тренер систематически получает информацию о состоянии спортсмена и его работоспособности во время тренировки, об уровне физической подготовленности.

Вся деятельность по физической подготовке туристов проходит 3 этапа:

подготовительный;

исполнительный;

контрольный.

На подготовительном этапе осуществляется планирование и общая организация учебно-тренировочного процесса. На основании перспективного плана составляются планы тренировок и установок на двухлетний и годичный периоды, по месяцам и недельный, план-конспект занятия, готовятся технические средства обучения. Планируется участие в соревнованиях. Тщательно подготовленная рабочая документация позволяет осуществлять тренировочный процесс на более высоком уровне.

Исполнительный этап включает оперативность организации учебно-тренировочных занятий (мест для занятий, технических средств обучения, туристского и спортивного снаряжения, инвентаря, тренажеров).

Контрольный этап позволяет оперативно получать информацию о влиянии нагрузок на организм занимающихся. Надежным помощником здесь служат дневники самоконтроля, педагогические наблюдения тренера, контрольные тесты и нормативы, участие в соревнованиях.

Максимальный оздоровительный эффект от разнообразной и регулярной тренировки будет в том случае, если характер и степень физической нагрузки полностью соответствуют состоянию здоровья, уровню функциональной готовности организма, возрасту и индивидуальным особенностям человека. Без этого тренировки окажутся не только малоэффективными, но могут принести вред.

Характерная особенность тренировок в туризме состоит в том, что подготовка к походу осуществляется в обстановке, резко отличной от условий самого путешествия, так как невозможно воспроизвести (смоделировать) все сложности планируемого мероприятия. Подготовка к походу всегда должна быть на порядок выше категории сложности маршрута, который туристам предстоит пройти.

Поскольку туристы одной спортивной группы по многим причинам не всегда имеют возможность тренироваться вместе, общую физическую подготовку можно проводить по индивидуальным планам, но обязательны совместные походы выходного дня, контрольные тренировки по специальной физической подготовке, участие в соревнованиях по туристской технике.

Физическая подготовка должна строиться на основе принципов всесторонности, систематичности, последовательности и постепенности, сознательности и активности, наглядности, непрерывности, повторности, цикличности и волнообразности, специализации, связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой.

Необходимо помнить, что отсутствие тренирующих воздействий на оргагизм сказывается на уровне состояния физической работоспособности, который начинает снижаться на 7-10 день. Поэтому при вынужденных перерывах в тренировочном процессе следует принимать меры для восстановления достигнутого ранее уровня развития физических качеств и дальнейшего его поддержания или подъема [10, с 49-52].


Заключение

Таким образом, активный туризм является малозатратной и высокоэффективной технологией формирования в человеке высоких духовных и физических начал.

В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.). Немалую роль в этом играет спортивно-оздоровительный туризм.

Его популярность среди слоев населения объясняется огромным рекреативным потенциалом природных ресурсов страны, высокой оздоровительной способностью и потребностью определенной части населения в некотором риске. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения. Пешие и лыжные походы и путешествия способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы, а также восстанавливает работоспособность.

Список использованных источников

1.Интернет источник: http://biznestoday.ru/turizm/1523-turizm-i-kraevedenie.html.

2.Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. Изд. 2-е, испр. И доп. М., Профиздат, 1973.

.Иванова Н. В. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебное пособие для бакалавров / Н. В. Иванова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 30-32 с.

.Интернет источник: http://tour-vestnik.ru/okazanie-medicinskoy-pomoschi-postr.

.Соломко А. В. Полевая практика по топографии: Учеб. пособие.- 2-е изд. Перераб. и доп.- Мн.: Университетское, 1989.- 159 с.

.Алешин В. М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 152 с., ил. + карты.

.Моргунов Б. П. Туризм. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2114 «Физ. воспитание». М., Просвещение», 1978.

.Соколов И. А. Топографическая карта и местность. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., ДОСААФ, 1975.

.Интернет-источник: http://knigitut.net/10/41.htm.

.Туризм и спортивное ориентирование. Учеб. для ин-тов и тех-мов физ. культ./Сост. Ганопольский В. И. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 240 с., ил.

.Курилова В. И. Туризм: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 «Физ. воспитание».- М.: Просвещение, 1988.- 224 с.: ил.

.Власов А. А., Нагорный А. Г. Туризм. Учебно-методическое пособие. М., «Высш. Школа», 1977.

.Юньев И. С. Краеведение и туризм, М., «Знание», 1974.

.Бардин К. Б. Азбука туризма.- М.: Просвещение, 1973 - 174 с.

.Штюрмер Ю. А. Охрана природы и туризм.- М.: Физкультура и спорт, 1974.- 102 с.

.Гельфгат Б., Харченко А. Основа успеха - разносторонняя подготовка. - "Турист", 1975, № 7, с. 23.

.Бонч - Бруевич Е. В. Первая помощь при ожогах. М., "Медицина", 1969. 31 с. с ил. (Научно-популярная медицинская литература).

.Великорецкий А. Н. Первая помощь до прихода врача. Изд. 2-е. М., "Медицина", 1972. 95 с. с ил.

.Если хочешь быть здоров. Изд. 3-е, испр. и доп. М., ФиС, 1968. 248 с. с ил.

Похожие работы на - Решение образовательных задач в спортивно-оздоровительном туризме

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!