Социально-демографический состав потребителей, типологии потребителей в СО сервисе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    304,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-демографический состав потребителей, типологии потребителей в СО сервисе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. Санкт Петербург»

Кафедра Социальных Технологий




Курсовая работа

По дисциплине

Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса

На тему

«Социально-демографический состав потребителей, типологии потребителей в СО сервисе»

Выполнила

Студентка II курса

Берденникова Юлия Валерьевна

Специальность: 100103

Научный руководитель:

Велединский В.Г.

Санкт-Петербург, 2012 год

План

Введение

Глава I. Спортивно-оздоровительные услуги в жизни потребителей

§ 1. Особенности спортивно-оздоровительных ( далее - СО) услуг, их роль в жизни потребителей

§ 2. Факторы, влияющие на СО услуги потребителей, спрос и предложение.

Глава II. Социально-демографический состав потребителей.

§ 1. Социально-экономическая, демографическая структура потребителей

§ 2. Количественный состав потребителей в различных видах СОС

Глава III. Типологии потребителей.

§ 1. Потребительские характеристики в СО сервисе

§ 2. Значимость культурных ценностей потребителей на типологию услуг

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Сознание, которое присуще человеку в отличие от животных, побуждает его уделять определённое внимание здоровью. В связи с этим забота о здоровье у большинства людей должна стоять на первом плане. В действительности же из-за низкого уровня сознания у большей части населения такого ещё не наблюдается. Результатом этого является то, что доминирующая часть населения не соблюдает элементов здорового образа жизни. В качестве примеров, подтверждающих влияние сознания на отношение к здоровью можно привести:

низкий уровень сознания у пьющих, которые буквально разрушают своё здоровье (потомство -генофонд);

лица, которые не соблюдают режима и предписаний врачей;

несвоевременное обращение за медицинской помощью.

Недостаток физической культуры - оборотная сторона научно технического прогресса - характерная черта нашего времени. Этот недостаток ощущается на производстве, даже в сельском хозяйстве, в быту и повседневной жизни.

Наукой доказано, что долголетие и высокая трудоспособность невозможны без активного двигательного режима. «Самое дорогое у человека--это движение»,- говорил И. П. Павлов. Движение - основа жизни.

На сегодняшний день смертность в России сама высокая в Европе. Мы отстаем не только от стран Западной Европы (Франции, Великобритании, Италии), но и от Польши, Чехии, Румынии и стран Балтии. Ведущей причиной смерти являются хронические неинфекционные (потенциально предотвратимые) заболевания, на долю которых приходится 90 % всех смертей. Здоровье населения нашей страны характеризуется в настоящее время как критическое, поэтому поиск эффективных методов его улучшения является насущной общественной и государственной проблемой.

Необходимо отметить, что наше население имеет низкий уровень информированности, услуги не обновляются, в результате услуги перестают пользоваться спросом. И причина этого в недостатке соответствующей литературы.

По мнению многих исследователей, всемирно признан факт полезности занятий физическими упражнениями и оздоровительными видами спорта, являющихся превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и способствующих снижению риска неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.), а также эффективным средством профилактики девиантного поведения, распространения таких явлений, как алкоголизм, курение, наркомания. Причем, как отмечают специалисты, использование средств физической культуры практически не требует серьезных дополнительных затрат государства. В то же время известно, что потери от преждевременной смерти трудоспособного населения в США оцениваются в 20-30 млрд долларов в год, а прямые и косвенные расходы на лечение заболеваний, связанных с физической пассивностью, составляют примерно 2,5 млрд долларов в год.

Понимание того, что будущее любой страны или нации невозможно без здоровых членов общества, привело к выработке единого мнения, в том числе и в России, о роли и месте физической культуры и спорта в здоровом образе жизни населения, поддерживающего дееспособность государства и общества, и использованию массового спорта и оздоровительных систем в сохранении и укреплении здоровья населения.

Вышеназванные проблемы определили цель курсовой работы, которая заключена в основе исследования спортивно-оздоровительных услуг, потребителей услуг. Цель курсовой работы предопределила необходимость постановки и решения следующих задач:

.     Исследовать научную и учебно-методическую литературу, материалы периодической печати по изучаемой проблеме.

2.      Проанализировать теоретические основы маркетинга по формированию спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги.

.        Выявить специфику особенностей спортивно-оздоровительных услуг и их роль.

.        Изучить социально-демографическую структуру потребителей.

.        Изучить типологии потребителей СО сервиса.

.        Обосновать необходимость расширения ассортимента спортивно-оздоровительных услуг.

Теоретико-методологическую основу курсовой работы составляют:

работы по социально-культурной деятельности и педагогике досуга

большой интерес представляют исследования по маркетингу

концепции по здоровье сбережению и путям формирования здорового образа жизни

законодательные материалы, формирующие единую Федеральную, региональную и муниципальную политику в области культуры и спорта;

спортивный оздоровительный потребитель спрос

Глава I. Спортивно-оздоровительные услуги в жизни потребителей

§ 1. Особенности СО услуг, их роль в жизни потребителей

Прежде, чем переходить к основной части курсовой работы, нужно выяснить, что же такое спортивно-оздоровительные услуги, почему с каждым годом все большее количество населения интересуется этими услугами, как они влияют на потребителей, на жизнь и на здоровье, а также, что влияет на спортивно-оздоровительные услуги и на выбор потребителей.

Начать нужно с определения. Спортивно-оздоровительный сервис - это часть физкультурно - спортивного сервиса, который относится к социально- культурному сервису (предоставление услуг культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма ( согласно ГОСТ Р 50646 «Услуги населению. Термины и определения»))

Спортивно- оздоровительные услуги - это комплекс услуг, предоставляемые специализированными оздоровительными центрами и отелями, комплексами и гостиницами. Такие услуги также, зачастую, называются рекреационными, и сущность их заключается в организации процесса восстановления, и конечно, развития и совершенствования сил и возможностей человека - физических, эмоциональных, адаптационных, духовных.

Сфера физической культуры выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения, от малого до велика. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура - это развитие физических, моральных, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.

Физическая культура имеет четыре основные формы:

физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка);

восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры, по-другому - реабилитация;

занятия физическими упражнениями в целях отдыха, то есть - рекреация;

высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура здесь занимает важное место, ибо физическая культура - это здоровье. За рубежом физкультура и спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место физкультуры и спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло.

Таким образом, во всем мире наблюдается устойчивая тенденция повышения роли физической культуры в обществе, которая проявляется:

в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;

в широком использовании физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;

в продлении активного творческого долголетия людей;

в вовлечении в занятия физической культурой трудоспособного населения;

в использовании физической культуры в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;

в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры в формировании здорового образа жизни;

- в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;

В современном мире роль физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества, существенно нарастает. Поэтому забота о развитии физической культуры - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Здоровый образ жизни в целом, физическая культура в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.

Сформировавшись на ранних этапах развития человеческого общества, совершенствование физической культуры продолжается и по настоящее время. Особенно возросла роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда, способствующей гипокинезии (вынужденное уменьшение объема произвольных движений вследствие характера трудовой деятельности; малая подвижность, недостаточная двигательная активность (ДА) человека). Конец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовых отношениях создаются эффективные модели физкультурно-спортивного движения, активно внедряются малозатратные поведенческие программы.

Общемировой тенденцией является также колоссальный рост интереса к спорту высших достижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского. В соответствии с ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура - это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития

Физическая культура - это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения - Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека.

Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры.

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей и степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Как видим, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека. Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

массовость ее развития;

степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;

- уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей;

уровень спортивных достижений;

наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;

пропаганда физической культуры и спорта;

степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;

состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

Согласно ГОСТу Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования».

Физкультурно-оздоровительная услуга - деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.

Классификация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг:

К спортивным услугам относят:

-    проведение занятий по физической культуре и спорту;

-       проведение спортивно-зрелищных мероприятий;

-       организацию и проведение учебно-тренировочного процесса;

-       предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению;

-       информационно-консультативные и образовательные услуги;

-       прочие спортивные услуги.

Проведение занятий по физической культуре и спорту предусматривает:

-    занятия в группах общей физической подготовки и оздоровительной физической культуры;

-       разработку индивидуальных (групповых) рекомендаций по режиму занятий;

-       восстановительные мероприятия и методические консультации;

-       реализацию различных видов досуга с учетом особенностей оказываемых услуг, включая культурно-массовые и развлекательно-игровые мероприятия, а также различные виды активного отдыха с учетом требований безопасности, в том числе медицинского обеспечения.

Предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (объектов) населению включает в себя:

-    использование физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, оборудованных для проведения соответствующих занятий (физкультурно-оздоровительных упражнений, спортивных тренировок) по выбранному виду услуг и соревнований;

-       использование объектов для оздоровительного отдыха;

-       пользование спортивным оборудованием (тренажерами, снарядами, инвентарем);

-       обеспечение квалифицированным обслуживающим персоналом и создание условий для восстановления сил и здоровья, а также для активного отдыха, проведения досуга;

-       создание повышенного уровня комфортности в сочетании с организацией досуга.

Информационно-консультативные и образовательные услуги предусматривают:

-    информацию общего характера (через Интернет, средства массовой информации, рекламу и др.) о структуре и содержании спортивных услуг, о законодательно-нормативной базе сертификации в отрасли;

-       консультации потребителей услуг специалистами по вопросам, связанным с предстоящим оказанием услуг, исключающим в дальнейшем потерю или нарушение здоровья и получение травмы;

-       консультации специалистов в области питания (врача, диетсестры) по вопросам рационального режима питания и приема пищевых добавок, витаминов для потребителей услуги;

-       консультации специалистов по проведению медико-восстановительных мероприятий, а также тестирования спортсменов;

-       подготовку рекомендаций для потребителей программ занятий, а также общих правил по их эффективному использованию;

-       профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации в области физической культуры и спорта.

Таким образом, все это ярко свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества. На современном этапе в силу своей специфики физическая культура как важный социальный феномен пронизывает все уровни социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества.


§ 2. Факторы, влияющие на СО услуги потребителей, спрос и предложение

Все многообразие факторов, влияющих на выбор, состояние и развитие спортивно-оздоровительного сервиса, можно разбить на две группы:

I. Внешние факторы.

II. Личностно-мотивационные факторы;

I. Внешние факторы - это силы наиболее общего характера, влияющие на индустрию из внешнего окружения, кроме того, они практически не подлежат контролю или влиянию со стороны индустрии. Например, рост благосостояния потребителей, увеличение времени оплаченных отпусков, мощное развитие средств транспорта и связи, появление новых компьютерных технологий - все это влияет на развитие спортивно-оздоровительного сервиса, открывает перед ней новые возможности.

В свою очередь, внешние факторы включают в себя две подгруппы:

-   общие;

-        специфические.

1) Общие внешние факторы носят универсальный характер и оказывают влияние на перспективы развития всех отраслей и подотраслей спортивно-оздоровительного сервиса. К ним можно отнести:

-   стабильность экономического развития.

    степень безопасности.

-        темпы социально-демографичекого развития

         окружающая среда и экология.

         уровень развития сферы услуг.

Темпы научно-технического развития и нововведений. Эффективность государственной системы управления.

2) Специфические внешние факторы носят более узкий, специфический характер, могут оказывать влияние косвенно, однако имеют существенное значение и требуют наиболее пристального внимания и системных исследований.

К специфическим факторам можно отнести:

-   сезонность, время год, праздничные дни и дни недели.

-        время отпусков и каникул.

         событийный, тематический календарь.

         террористические акты.

         состояние и степень доступности спортивных объектов.

II. Личностно-мотивационные факторы представляют собой достаточно сложную и порой трудно диагностируемую группу факторов субъективного характера, действующих преимущественно комплексно и оказывающих существенное влияние на выбор потребителей. Данная группа факторов включает в себя подгруппы:

Подгруппа социально-демографических факторов включает в себя: численность потребителей, половозрастной состав с учетом численности потребителей в половозрастных группах, общее количество семей и их численный состав, этапы жизненного цикла семьи, удельный вес семей, находящихся на разных этапах жизненного цикла, уровень образования, национальность, принадлежность к религиозным конфессиям, о всем этом будет сказано в следующих главах.

Подгруппа социально-экономических факторов включает в себя: общую емкость рынка спортивно-оздоровительных услуг, суммарные денежные доходы потребителей, средние денежные доходы на одну семью, в том числе доход на каждого члена семьи, количество выходных и каникулярных дней, продолжительность оплачиваемых отпусков, общую структуру доходов и расходов потребителей, в том числе расходы на отдых.. Данная подгруппа факторов иногда оказывает решающее влияние при выборе того или иного вида отдыха, а в ряде случаев может исключить его вообще. Для решения этих проблем необходима поддержка государства через систему социальных программ, рассчитанных на обеспечение полноценным отдыхом и лечением малообеспеченных слоев населения (детей, пенсионеров, инвалидов и др.).

Подгруппа мотивационных факторов имеет особое значение, так как фактически формирует поведение потребителей. К мотивационным факторам относят: тип личности, социальные роли и статус, менталитет потребителей, тип темперамента, представление о себе и особенности самореализации, стиль и образ жизни, ценностные ориентиры.

Подгруппа поведенческих факторов объединяет факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей при выборе и потреблении продуктов и услуг предприятий спортивно-оздоровительного сервиса. Она включает в себя: степень информированности потребителей о продуктах и услугах, отношение к продуктам и реакцию на их потребление, степень приверженности, статус пользователя.

Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями).

-   совокупности покупателей и продавцов спортивно-оздоровительного продукта;

-        инструмента согласования интересов покупателей и продавцов спортивно-оздоровительного продукта;

         сферы реализации спортивно-оздоровительного продукта;

         сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами спортивно-оздоровительного продукта

Более полно рынок спортивно-оздоровительных услуг можно определить как сферу реализации спортивно-оздоровительного продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами этого продукта.

При характеристике рынка спортивно-оздоровительных услуг учитывается следующее:

­   основным объектом купли - продажи являются услуги;

­    между производителями и покупателями услуг существует посреднические звенья и структуры, обеспечивающие связь между спросом и предложением;

­    спрос на спортивно-оздоровительные услуги отличаются рядом особенностей: разнообразием потребителей по материальным возможностям, возрасту, ценностным ориентирам, мотивам;

­    предложение спортивно-оздоровительных услуг характеризуется разнообразием по типам средств размещения и спортивно-оздоровительных предприятий, ценовым параметрам, по уровню качества предлагаемых услуг.

Спрос на спортивно-оздоровительных услуги находится под влиянием разнообразных факторов, их можно определить как ценовые и неценовые. Цена - основной фактор, определяющий величину спроса. Как правило, выбор средств размещения, продолжительность отдыха, условия проживания зависят от ценового фактора.

Предложение спортивно-оздоровительных услуг представляет собой совокупность возможностей спортивно-оздоровительных предприятий представить на рынок спортивно-оздоровительные продукты и услуги.

Как и всякий другой товарный рынок, рынок спортивно-оздоровительных услуг неоднороден и классифицируется по региональному, целевому и иным признакам.

Ведущей тенденцией современного этапа развития спортивно-оздоровительного сервиса является переход к так называемой «сервисной» экономике, такой подход повышает значимость всей сферы услуг в целом и ориентирует производителей на индивидуализацию своего продукта. Отличается устойчивый рост спроса на спортивно-оздоровительные услуги, даже при определенной стагнации материального производства. Повышается роль диагностики потребительских предпочтений и идентификации системы ценностей клиента. Стратегия ориентации на потребителя в значительной степени базируется на эффективных системах сбора и анализа информации, полученной в результате маркетинговых исследований.

Глава II. Социально-демографический состав потребителей

§ 1. Социально-экономическая, демографическая структура потребителей

Социально-экономическая структура - это, прежде всего, совокупная рабочая сила населения, люди с их физическими и умственными способностями, уровнем образования и квалификации, их жизненным и производственным опытом. Важнейшей частью социально-экономической структуры являются отношения собственности на средства производства. К социально-экономической структуре относятся также институты права, различное законодательство, определяющее правила экономической деятельности. Например, законы о собственности, о труде, банковское законодательство, законы о защите прав потребителей и т.д. Наконец, сюда же относится и так называемая социальная инфраструктура, то есть система образования, общественного здравоохранения, социального страхования.

Также на структуру потребителей влияет социальный статус <#"601163.files/image001.gif">

Приложение 2

Структура потребителей по семейному положению



Приложение 3


Приложение 4

Структура потребителей по половому признаку



Приложение 5



Приложение 6

Важность характеристик фитнес-клуба для потребителей

Похожие работы на - Социально-демографический состав потребителей, типологии потребителей в СО сервисе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!