Виды спортивно-оздоровительных программ в туркомплексах
Виды спортивно-оздоровительных программ в
туркомплексах
Директор Института менеджмента иностранногго туризма
РМАТ кандидат технических наук Н.И. Гаранин
Спортивно-оздоровительные
занятия представляют собой добровольный или организованный процесс
восстановления, развития и совершенствования физических, адаптационных,
эмоциональных, духовных возможностей и сил человека средствами физической
культуры с целью его оптимального функционирования в природной и социальной
среде. С точки зрения системного подхода и менеджмента туркомплекса организация
и проведение спортивно-оздоровительных занятий являются удовлетворением
потребности туриста в развитии и совершенствовании биологической (физической)
природы человека (личности) и как следствие - его общей культуры. В данном
случае удовлетворенность туриста выражается в сознательном и подсознательном
ощущении того, что за время путешествия (отдыха) произошло положительное,
благоприятное преобразование его биологической (физической) сущности (природы)
и общей (социально-гуманитарной) культуры.
Спортивно-оздоровительные
услуги в туркомплексе являются частью турпродукта, формируемого туркомплексом.
При этом они либо входят в основные услуги, т.е. в турпакет обязательных услуг,
оговоренных в турпутевке (ваучере) в случае спортивно-оздоровительных туров,
либо являются частью многочисленных дополнительных услуг туркомплекса.
Основными
видами спортивно-оздоровительных туров, реализуемых загородными туркомплексами,
являются:
-
туры без спортивных походов, включающие в программу отдыха в туркомплексе
различные виды спортивно-оздоровительных и интенсивных спортивных занятий;
-
туры, имеющие в своей программе некатегорийные спортивные (любительские) походы;
-
туры для туристов-спортсменов с использованием походов
различной
категории сложности.
I.
Туры без спортивных походов, включающие в программу отдыха в туркомплексе
различные виды спортивно-оздоровительных и интенсивных спортивных занятий.
В
настоящее время таким турам уделяется все большее внимание туроператоров.
Полноценный отдых и досуг в современных туркомплексах с органичной программой
спортивно-оздо ровительных занятий создают в непростой жизни современного
человека необходимый баланс и гармонию, помогают получить новый заряд энергии,
формируют потребность в здоровом образе жизни.
Для
увеличения масштабов спортивно-оздоровительного туризма и качества таких туров
необходимы как подготовка соответствующих специалистов-ту раниматоров, так и
разработка для них интересных увлекательных программ спортивно-оздо ровительной
работы в туркомплексах, учитывающих возрастные и психологические особенности,
традиции, правильное использование климато-закаливающих факторов, расширение
набора физических упражнений, подвижных игр, а также учет многих других
факторов. К сожалению, в настоящее время туроператорские функции по таким турам
выполняют менеджеры немногочисленных туркомплексов.
Конкретное
содержание спортивно-оздо ровительной работы в туркомплексе зачастую определяется
материально-технической базой - наличием тех или иных спортивных сооружений,
площадок, а также природным комплексом (расположением ТК у моря, у реки, в
горах, в лесном массиве и т.д.).
В
методическом плане при проведении спортивно-оздоровительной работы необходимо
больше внимания уделять играм, как традиционным спортивным, так и специально
придуманным, а также спортивным праздникам. Игра - главный элемент отдыха, его
важнейшая составляющая, обладающая сильным свойством психологической разрядки,
снимающей усталость. Праздник - это прикосновение к счастливой жизни, состояние
приподнятости и высокого эмоционального настроя, концентрация положительных
эмоций, высшее выражение отдыха.
II.
Туры, имеющие в своей программе некатегорийные (любительские) спортивные
походы.
Проведение
данного вида туров подразделяется на три этапа: предпоходная подготовка в
туркомплексе; спортивный поход; послепоходный отдых в туркомплексе.
Предпоходную подготовку и инструктаж в туркомплексе необходимо чередовать со
спортивными играми, дискотеками, другими формами досуга.
Туроператорские
функции по формированию и реализации такого вида спортивных туров в настоящее
время выполняются чаще всего непосредственно работниками туркомплек са -
менеджерами по туранимации и спорту или менеджерами по спортивному
(самодеятельному) туризму. Возможны предложения туркомплексу о проведении таких
туров со стороны туроператоров внутреннего туристского рынка, работающих в
контакте с турклубами или ассоциациями "туристов-самодельщиков".
Туроператорские функции представляют собой, по сути дела, основные этапы
формирования и реализации спортивного тура:
1)
проведение маркетинговых исследований , изучение потенциального спроса и
имеющихся предложений, материальной базы;
2)
выбор актуальных и рентабельных направлений маршрутов;
3)
определение возможностей по осуществлению туров, потенциальных клиентов по
каждому туру;
4)
разработка бизнес-планов по спортивным турам;
5)
заключение договоров с партнерами, организациями, получение необходимых
разрешений административных и природоохранных органов;
6)
кадровое обеспечение тура, подбор и подготовка персонала;
7)
подготовка спортивного похода (спортивной части тура): материальной части,
разметки маршрута и т.д.;
8)
апробация тура;
9)
рекламное обеспечение тура;
10)
заключение договоров с посредниками (турагентствами, турклубами, турагентами)
на реализацию спортивного тура;
11)
реализация (продажа) тура непосредственно туркомплексом или через
посреднические каналы сбыта;
12)
проведение тура.
Ниже
приведены основные требования, которые должны выполняться при подготовке и
проведении спортивной части тура (похода).
1.
Обеспечение стабильности маршрутов.
Стабильность,
неизменчивость, традиционность маршрута способствуют: а) полному обеспечению
маршрутов методическими разработками по физкультурно-оздоровительной,
туристско-экскурсионной, культурно-вос питательной деятельности, необходимому
обустройству и оснащению на трассе, обеспечению безопасности, профессиональному
кадровому обеспечению, что в целом создает высокое качество обслуживания,
высокое качество тура; б) действенной и эффективной рекламе тура, закреплению
своего потребителя; в) четкому планированию.
2.
Обеспечение требуемого (высокого) качества обслуживания.
В
программу тура должны быть включены только те мероприятия, трассы, исполнители,
партнеры, которые не вызывают сомнения в качестве обслуживания и безопасности
как его главного элемента. Материальная база, оборудование, снаряжение также
должны соответствовать требованиям его качества.
3.
Учет сезонности и погодных условий.
Учет
сезонных различий проявляется в соответствующем ценообразовании, характере
проводимых мероприятий, оснащении. Учет сезонных и погодных условий требует
разработки и использования в качестве дублирующих и вспомогательных
альтернативных программ тура (спортивного похода и проводимых мероприятий).
4.
Охрана окружающей среды.
С
увеличением количества туров и туристов на маршрутах их воздействие на
окружающую среду возрастает. Это обостряет проблему рационального
природопользования в условиях общей неблагоприятной экологической обстановки в
стране. Хорошо поставленная при планировании и проведении спортивных туров
природоохранная работа может сделать их не только безвредными для окружающей
среды, но и превратить в разновидность экологических образовательных туров, в
"учебный полигон", на котором туристы получают необходимые
практические навыки, умения и прикладные знания в области охраны природы. А
туркомплекс, проводящий такие туры, может стать действенным опорным пунктом
администрации и "зеленых" в прилегающей местности по охране
окружающей среды.
При
планировании и организации туров особое внимание должно быть уделено
природоохранному обустройству походных трасс (тропы, стоянки, биваки) и
территории туркомплексов, разработке экологически обоснованных туранимационных
программ для туристов, использованию "природобезопасного" инвентаря и
снаряжения, проведению разъяснительной, пропагандистской и
учебно-воспитательной работы в области охраны природы. Необходимо также
разработать и предусмотреть различные методы и формы мотивации
(заинтересованности организаторов и туристов в бережном отношении к природе) и
контроля действенности усилий менеджеров по обеспечению экологических туров.
При
использовании в качестве туристского ресурса для таких туров национальных
парков, заказников, памятников природы необходимо: а) учитывать (при
планировании) и уточнять на местах правовые, организационные и экологические
условия их использования; б)предусматривать мероприятия по восстанов лению,
реставрации и охране объектов природы, истории, культуры.
5.
Обеспечение рентабельности.
Достижение
необходимой рентабельности осуществляется посредством правильного расчета
себестоимости, тщательного анализа ошибок и случаев убыточности туров, снижения
издержек на управленческие и непроизводительные расходы, рационального
использования кадров, улучшения организации и внедрения передовых методов,
рационального использования транспорта (в том числе внутримаршрутного),
оптимизации количественного состава тургрупп и за счет других мероприятий.
Вместе с тем погоня за прибылью не должна вступать в противоре чие с социальной
направленностью такого вида туров. Здесь необходим единый сбалансирован ный
социально-экономический подход, особенно при планировании семейных туров (для
родителей с детьми) и детско-юношеских туров.
6.
Обеспечение безопасности.
Для
обеспечения безопасности при планировании и проведении походной части тура
необходимо учитывать и принимать во внимание множество факторов и причин
несчастных случаев (причин снижения уровня безопасности), которые условно
подразделяются на две основные группы:
1)
природные (естественные, объективные) факторы;
2)
субъективные факторы, связанные с неправильными действиями туристов. Последние
подразделяются на три группы: а) недостаточная подготовленность туристов
(психологическая, морально-волевая, физическая, техническая, дисциплинарная и
т.д.); б) недостаточная или некачественная оснащенность похода; в) отсутствие
контроля или системности контроля.
Планом
обеспечения безопасности необходимо предусмотреть полный комплекс мер,
гарантирующих успешное и безаварийное проведение похода.
III.
Туры для туристов-спортсменов с использованием походов различной категории
сложности.
Туркомплексы
и турбазы могут использоваться для проведения категорийных походов для
туристов-спортсменов. Разработка таких туров должна производиться совместно
менеджером туркомплекса и туристско-спортивным клубом (союзом) - заказчиком
такого вида туров. Поскольку категорийные маршруты пролегают в труднодоступных
местах (горы, горные реки, морское побережье и т.д.), то основополагающими
моментами при выборе туркомплекса являются подходящие природные условия и
географическое расположение ТК.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru