Особенности правового положения потребительских кооперативов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности правового положения потребительских кооперативов

Содержание

Введение

Глава 1. Динамика правового регулирования деятельности потребительских кооперативов и их правовое положение

.1 Развитие законодательства о потребительских кооперативах

.2 Правовое регулирование потребительских кооперативов на современном этапе

.3 Правовое регулирование кредитной кооперации

Глава 2. Правовое регулирование создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов

.1 Создание кредитных потребительских кооперативов

.2 Деятельность кредитных потребительских кооперативов

Глава 3. Проблемы правового регулирования деятельности потребительских кооперативов

.1 Некоторые проблемы правового регулирования создания и деятельности потребительских кооперативов

.2 Проблема членства несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет в кооперативах

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Тема данной работы актуальна поскольку деятельность потребительских кооперативов составляет наиболее социально значимый и перспективный сектор экономики России. Поскольку основными направлениями деятельности потребительских кооперативов является кредитование малого предпринимательства, накопление и инвестирование средств членов кооператива в новое строительство, эффективное использование, приумножение и охрана имущества.

Потребительские кооперативы, действуя на принципах самофинансирования, обеспечивают за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, повышение уровня жизни членов кооперативов и их семей, решая их социальные задачи и создавая благоприятные возможности для высокопроизводительного труда, обеспечивая охрану имущественных интересов и социальных прав своих членов.

Динамично развивающаяся рыночная экономика сопровождается нормотворческой деятельностью законодателя, результатом которой нередко является то, что в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность потребительских кооперативов, встречаются противоречия, а некоторые отношения остаются неурегулированными.

Потребительские кооперативы в отличие от производственных создаются не для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде участников, а для удовлетворения материальных и иных потребностей последних. Поэтому они не предполагают обязательного личного участия своих членов в общих делах, но требуют объединения их имущественных взносов. С этой точки зрения их можно сравнить с объединениями капиталов, тогда как производственные кооперативы ближе к объединениям лиц. Одним из последствий такого положения является возможность гражданина (или юридического лица) одновременно участвовать в нескольких потребительских кооперативах, в том числе однородных по характеру деятельности (например, жилищных, садоводческих и т.д.).

К числу потребительских относятся такие кооперативы, как жилищные и жилищно-строительные; гаражные; дачные; садоводческие товарищества; потребительские общества; общества взаимного кредита ("кассы взаимопомощи"); общества взаимного страхования (ст. 968 ГК) и др. Гражданский кодекс предполагает принятие ряда специальных законов об отдельных видах потребительских кооперативов (п. 6 ст. 116).

Целью данной работы является исследование особенностей правового положения потребительских кооперативов.

Задачами данной работы являются:

анализ динамики правового регулирования деятельности потребительских кооперативов и их правового положения;

исследование правового регулирования создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов;

исследование проблем правового регулирования деятельности потребительских кооперативов.

Глава 1. Динамика правового регулирования деятельности потребительских кооперативов и их правовое положение

.1 Развитие законодательства о потребительских кооперативах

Кооперативы исследовались дореволюционными и советскими авторами: Г.Ф. Шершеневичем, А.А. Исаевым, Н.П. Малицким, М.И. Туган-Барановским, Т.Е. Абовой, С.Н. Братусем, В.П. Грибановым, М.И. Клеандровым, Е.Н. Штанделем и др. Современных работ на данную тему очень мало.

Артель, как писал Г.Ф. Шершеневич, представляет исконно русское начало. Вне всякой законодательной нормировки, без всякого содействия извне у нас издавна действуют артели рыболовов, звероловов, крючников, плотников и много других. История развития законодательства о кооперации в России восходит к концу XVIII в. Представление законодателя об артели нашло себе выражение уже в Цеховом уставе 1799 г..

В Великобритании, Франции, Германии первые кооперативы появились в середине XIX в., а чуть позже были приняты и первые нормативные акты, регулирующие отношения в области кооперации.

Правовое регулирование кооперации в нашем государстве претерпевало значительные изменения в зависимости от политической и экономической ситуации. Законодательными актами 1886, 1902, 1905 гг. предусматривались артели при найме на сельские работы, трудовые, биржевые и другие артели.

После революции в 1919 г. Декретом Совета Народных Комиссаров о единых рабоче-крестьянских потребительских обществах, изданным 20 марта 1919 г., кооперации было передано все дело технического распределения продуктов и предметов первой необходимости; в области же заготовок права потребительской кооперации были ограничены вследствие установления системы государственных разверсток в отношении почти всех продуктов сельского хозяйства. Однако в 1921 г. Декретом СНК РСФСР от 7 апреля 1921 г. "О потребительской кооперации" "кооперация получает право заготовлять всякого рода продукты сельского хозяйства", а все граждане РСФСР согласно ст. 1 Декрета объединялись в потребительские общества. Все граждане данной местности включались в единое потребительское общество. Целый ряд нормативных правовых актов был посвящен отдельным видам кооперативов, в частности Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 7 июля 1921 г. "О промысловой кооперации", Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 22 августа 1924 г. "О сельскохозяйственной кооперации", Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 25 января 1939 г. N 137 "О работе потребительской кооперации" и др.

Кооперативная форма упоминалась и в Конституциях страны. Так, ст. 141 Конституции СССР 1936 г. предусматривала право кооперативов выставлять кандидатов при выборах в Советы депутатов трудящихся, а ст. 12 Конституции 1977 г. устанавливала в кооперативах режим коллективной собственности. Закон СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-1 "О предприятиях в СССР" в числе видов предприятий предусматривал и производственный кооператив.

Статья 13 Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР" определяла имущественную составляющую кооператива, которая образовывалась за счет денежных и других имущественных взносов его членов, произведенной им продукции, доходов, полученных от ее реализации, и иной деятельности, предусмотренной уставом кооператива.

При ликвидации кооператива имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами, распределялось между членами кооператива.

В дальнейшем важную роль в развитии законодательства об имущественных правах юридических лиц, в том числе и о кооперативах, сыграл Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР", ст. 14 которого закрепила единое право собственности кооператива, как и хозяйственных обществ и товариществ, на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате их предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом. В то же время Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" не упоминал о кооперативах как юридических лицах.

Особого внимания заслуживает законодательство о жилищной кооперации. Вплоть до 20-х гг. XX в. организация и деятельность жилищных кооперативов в России регламентировалась актами региональных органов власти. Впервые упорядочение данных отношений, связанных с жилищной кооперацией на уровне Союза ССР, нашло свое отражение в Постановлении ЦИК и СНК СССР от 19 августа 1924 г. "О жилищной кооперации". В этом документе, в частности, определялись следующие виды жилищных кооперативов: жилищно-арендные кооперативные товарищества; жилищно-строительные кооперативные товарищества; общегражданские жилищно-строительные товарищества.

Однако такое многообразие в жилищной кооперации просуществовало недолго. Согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. "О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах" часть кооперативного жилья была передана в государственный жилищный фонд, а все другие виды жилищных кооперативов были принудительно реорганизованы в жилищно-строительные кооперативы. По существу была установлена жесткая привязка кооперативов к государственным и партийным органам. После этого в феврале 1938 г. были ликвидированы союзы жилищно-строительных кооперативов всех уровней. Окончательное уравнение всех жилищных кооперативов было оформлено с утверждением 31 октября 1939 г. Примерного устава жилищно-строительного кооператива.

Второе дыхание социалистическая жилищная кооперация получила только после XX съезда КПСС. Совет Министров СССР 20 марта 1958 г. принял Постановление "О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации". В данном Постановлении указывалось на необходимость более широкого распространения жилищно-строительных кооперативов. Предприятия и учреждения получили возможность создавать кооперативы для своих работников, для чего требовалось обращаться в исполкомы местных Советов народных депутатов.

Началом нового этапа развития нормативно-правового регулирования жилищной кооперации, как нам представляется, следует считать принятие ЦК КПСС и Советом Министров СССР 31 марта 1988 г. Постановления N 406 "О мерах по ускорению развития жилищной кооперации". Впервые на государственном уровне было признано, что жилищная кооперация не внесла должного вклада в решение проблемы обеспечения населения жильем. Данным документом наряду с попыткой обеспечить динамику развития организации соответствующих кооперативов была провозглашена необходимость существования разных форм жилищной кооперации - жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Уже через два месяца, 26 мая 1988 г., был принят Закон Союза ССР "О кооперации в СССР", который законодательно закрепил две эти формы.

Вступивший в силу с 1 июля 1988 г. Закон о кооперации в СССР определил экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов. Кооперативные предприятия наряду с государственными признавались основным звеном единого народнохозяйственного комплекса страны и могли создаваться как в сельском хозяйстве, где их преобладающей формой являлись колхозы, так и в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и т.д.

В настоящее время законодательство о кооперативах весьма многообразно и имеет многоуровневый характер. Основа правового регулирования деятельности кооперативов заложена Гражданским кодексом РФ, а конкретизация правового статуса кооперативов нашла свое отражение в Жилищном кодексе РФ, а также в нормах отдельных федеральных законов: от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" и др.

Деятельность кооперативов весьма многообразна, как и разновидности данных организационно-правовых форм. Так, производственные кооперативы осуществляют производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказание медицинских, правовых, маркетинговых и других не запрещенных законом видов услуг.

На 1 января 2010 г. в Едином государственном реестре юридических лиц содержались сведения о 22 388 производственных кооперативах и о 77 123 потребительских кооперативах. При этом число производственных кооперативов постепенно снижается, а потребительских - неуклонно растет. По сравнению с 1 января 2009 г. число потребительских кооперативов увеличилось на 7%, а с 1 января 2004 г. - почти на 65%.

Относительно отдельных положений ГК РФ о кооперативах были обращения в Конституционный Суд РФ. При этом ни одно из положений не было подвергнуто сомнению в его соответствии Конституции РФ.

Основными недостатками действующего в этой области законодательства, на которые указывается в Концепции развития законодательства о юридических лицах, являются несогласованность между собой ряда исходных положений федерального законодательства, а также между Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами, в частности отсутствие единого подхода ко всем кооперативам (общества взаимного страхования и общины малочисленных народов, являющиеся потребительскими кооперативами, формально рассматриваются законом как самостоятельные организационно-правовые формы юридических лиц и др.); дублирование законодательных норм (например, в законах о производственных кооперативах и о сельхозкооперации). Отмечается явно чрезмерное количество законодательных актов о кооперации.

В перспективе возможно объединение норм о кооперативах в два основных федеральных закона: о производственных кооперативах и о потребительских кооперативах с одновременным приведением норм о кооперативах в соответствие с общими положениями ГК РФ.

.2 Правовое регулирование потребительских кооперативов на современном этапе

Статус кооперативов регулируется десятью отдельными законами, включая и Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР", до сих пор действующий в отношении отдельных видов потребительских кооперативов. Существование некоторых из этих законов не определяется какой-либо насущной потребностью. В юридической литературе ставится под сомнение ввиду отсутствия необходимости существование таких нормативных актов, как Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", Федеральные законы от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)".

При этом в юридической литературе существуют неоднозначные подходы к оценке правового положения потребительских кооперативов.

Отдельные авторы отмечают, что, хотя потребительские кооперативы считаются некоммерческими организациями, по сути, они являются коммерческими, так как доходы, полученные от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами, кроме того, возможность потребительских кооперативов распределять доходы от предпринимательской деятельности противоречит природе потребительских кооперативов как некоммерческих организаций (Е.А. Суханов, О.В. Гутяков и другие). Другие авторы считают, что любые кооперативы независимо от вида и целей деятельности не следует относить ни к коммерческим, ни к некоммерческим, поскольку они сочетают в себе признаки и тех и других (В.В. Ковязин, С.В. Тычинин и другие). С.В. Тычинин, исследуя гражданско-правовые аспекты регулирования потребительской кооперации, признал, что кооперативы не следует относить к некоммерческим или коммерческим организациям. Они занимают самостоятельное место в системе юридических лиц.

В.П. Камышанский отмечает, что все кооперативы создаются для того, чтобы удовлетворять личные потребности своих членов, а получение прибыли - не цель деятельности кооператива, а лишь средство ее достижения. Производственные и потребительские кооперативы не являются в чистом виде ни коммерческим юридическим лицом, ни некоммерческой организацией. Это позволяет, несмотря на выявленные особенности и различия, включить их в единую группу организационно-правовых форм - кооперативы.

Потребительские кооперативы сочетают признаки как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Это связано с тем, что они основаны и действуют для удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива и вправе распределять прибыль между своими членами.

К числу потребительских относятся такие кооперативы, как жилищные и жилищно-строительные; гаражные; дачные; садоводческие товарищества; потребительские общества; общества взаимного кредита ("кассы взаимопомощи"); общества взаимного страхования (ст. 968 ГК РФ) и др. Гражданский кодекс предполагает принятие ряда специальных законов об отдельных видах потребительских кооперативов (п. 6 ст. 116).

В настоящее время выделяются различные виды потребительских кооперативов, имеющих определенные цели создания и деятельности и источники правового регулирования:

жилищный и жилищно-строительный кооператив, который представляет собой объединение граждан, целью которых является строительство конкретного многоквартирного дома и его последующее обслуживание. Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме;

садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства;

жилищный накопительный кооператив объединяет граждан для совместного строительства или приобретения жилья. Жилищный накопительный кооператив - потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов. По сути, участники и жилищно-накопительного кооператива объединяют свои средства, чтобы решать жилищные проблемы членов кооператива по очереди. При этом средства третьих лиц (инвесторов) для строительства дома или приобретения жилья на вторичном рынке недвижимости не привлекаются;

потребительское общество как одна из организационно-правовых форм кооперации со смешанным (физические и юридические лица) составом;

кредитный потребительский кооператив, который создается с целью удовлетворения потребностей членов в финансовой взаимопомощи. Кооператив проводит следующие финансовые операции для своих членов: предоставляет займы, привлекает сбережения с начислением процентов.

Правовой анализ данных видов некоммерческих организаций позволяет сделать вывод, что осуществление ими деятельности, приносящей прибыль, и направление использования данных средств по-разному определяются специальными законами об отдельных видах потребительских кооперативах.

Во-первых, в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

Во-вторых, согласно ст. 3 Федерального закона "О кредитной кооперации" "кредитный кооператив помимо организации финансовой взаимопомощи своих членов вправе заниматься иными видами деятельности с учетом ограничений, установленных статьей 6 настоящего Федерального закона, при условии, если такая деятельность служит достижению целей, ради которых создан кредитный кооператив, соответствует этим целям и предусмотрена уставом кредитного кооператива". Как отмечает А.Н. Борисов, "некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, обладают специальной (целевой) правоспособностью, что и нашло отражение в норме части 2 статьи 3".

В-третьих, потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает правомочием осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации направляются в фонды потребительского общества, для осуществления расчетов с кредиторами и (или) кооперативных выплат.

В-четвертых, доходы, полученные жилищным накопительным кооперативом от осуществляемой им в соответствии с настоящим Федеральным законом предпринимательской деятельности, направляются в резервный фонд кооператива и при достижении указанным фондом размера, установленного уставом кооператива, распределяются между членами кооператива пропорционально их паям путем зачисления соответствующих сумм в счет паевых взносов.

В-пятых, сельскохозяйственный потребительский кооператив вправе осуществлять виды деятельности, предусмотренные ст. 3 и 4 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", и иные не запрещенные законом виды деятельности.

Таким образом, действующее законодательство РФ по-разному определяет виды деятельности, которые могут осуществлять потребительские кооперативы, и направления их использования, что вызывает дискуссии в юридической литературе. Так, по мнению Н.В. Козловой, данная норма является не более чем досадным недоразумением, поскольку доходы, полученные потребительским кооперативом от разрешенной предпринимательской деятельности, по общему правилу должны направляться на нужды кооператива, а не распределяться между его членами. Казахстанский законодатель применительно к потребительским кооперативам избрал особый путь, установив в п. 4 ст. 108 Гражданского кодекса Республики Казахстан, что доходы, полученные потребительским кооперативом, не могут распределяться между его членами и направляются на уставные цели.

.3 Правовое регулирование кредитной кооперации

До революции 1917 года Россия имела хорошо развитое законодательство, регулирующее деятельность кредитных кооперативов, да и пайщиков в них было множество. Однако в начале 30-х гг. XX века правительство СССР национализировало и монополизировало финансовый рынок, оставив некоторые элементы кредитной кооперации лишь на предприятиях и в профсоюзах (в виде касс взаимопомощи).

Процесс возрождения начался в начале 90-х.

Быстрое развитие кредитной кооперации обеспечил Федеральный закон N 190-ФЗ от 18.07.2009 г. "О кредитной кооперации".

Однако после принятия в июле 2010 года другого закона - ФЗ-151 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" - множество МФО (в том числе и свежесозданных) стало оказывать финансовые услуги в формате PDL (paydayloans), предоставляя краткосрочные займы, ставка по которым доходит до 700% годовых (конечно, это во многом оправдывается огромными рисками невозвратов). Такой "микрокредитный бум" никакого отношения не имеет к кредитной кооперации, но в немалой степени создает негативный фон для всей отрасли в целом.

В соответствии с нормами закона "О кредитной кооперации", в августе 2011 года были зарегистрированы первые саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов. Данный закон ввел понятие "государственный регулятор", задачами которого является контроль за деятельностью кредитных потребительских кооперативов через СРО, а по кооперативам, численность пайщиков которых превышает 5000, ввел непосредственное прямое регулирование (со стороны ФСФР). Таким образом, Федеральный закон определил основы создания и деятельности КПК. Этим же 190-м законом были введены 8 финансовых нормативов, которые все КПК должны соблюдать.

В соответствии с Законом о кредитной кооперации кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Он создается в организационно-правовой форме потребительского кооператива. Объединение в кредитный кооператив возможно по разным признакам. По территориальному - в гаражно-строительные кооперативы для постройки гаража недалеко от дома. По профессиональному - в жилищно-строительные кооперативы в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения паевых взносов. Особо законодатель выделяет такой вид кредитного кооператива, как кредитный кооператив граждан, членами которого могут являться исключительно физические лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона о кредитной кооперации кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, в течение трех месяцев со дня создания обязаны вступить в саморегулируемую организацию (СРО). До вступления в СРО кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива. В то же время до вступления в СРО кредитные кооперативы вправе выдавать своим членам займы.

Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи пайщиков путем: 1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств пайщиков и иных денежных средств в порядке, установленном Законом о кредитной кооперации и уставом кредитного кооператива; 2) размещения указанных выше денежных средств путем предоставления займов пайщикам для удовлетворения их финансовых потребностей; 3) осуществления иной деятельности при условии, если она служит достижению целей, ради которых создан кредитный кооператив, соответствует этим целям и предусмотрена уставом кредитного кооператива.

Из адекватного толкования процитированной нормы следует, что основная деятельность кредитного кооператива не является предпринимательской, поскольку она направлена на организацию финансовой взаимопомощи пайщиков, а не на извлечение прибыли. При условии соответствия этой цели и в случае если это предусмотрено уставом, кредитный кооператив имеет право осуществления предпринимательской деятельности. Ввиду того, что квазибанковской является именно основная деятельность кредитного кооператива, мы полагаем целесообразным уделить ее рассмотрению больше внимания, нежели предпринимательской деятельности кредитного кооператива.

Итак, кредитный кооператив вправе привлекать денежные средства как от физических лиц и юридических лиц, являющихся членами кредитного кооператива, так и от юридических лиц, не состоящих в таком членстве. В зависимости от этого различаются виды заключаемых договоров. Поскольку российское законодательство исходит из правовой незащищенности физического лица, Закон о кредитной кооперации устанавливает специальный вид договора для привлечения от них денежных средств. Таким договором является договор привлечения личных сбережений, в соответствии с которым физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности. Условия договора передачи личных сбережений определяются положением о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), принятым общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков). Это положение должно содержать единые для всех пайщиков условия о размере и порядке платы за использование денежных средств пайщиков, привлеченных на основании договоров передачи личных сбережений. Несмотря на экономическое сходство банковской операции по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и привлечению кредитным кооперативам денежных средств пайщиков, последние не вправе позиционировать такую деятельность как "привлечение денежных средств во вклады". В противном случае кредитные кооперативы могут быть привлечены к ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Объем накоплений граждан, аккумулированных в кредитных кооперативах, не подвергается точной оценке, но по некоторым данным не превышает 1,7 млрд. долл. Средний доход, выплачиваемый кооперативами на сбережения пайщиков, приблизительно в 1,5 - 2 раза превышает проценты по банковским вкладам, что объясняется существенным превышением стоимости предоставляемых кредитными кооперативами займов по отношению к банковским кредитам. Вместе с тем сбережения в кредитных кооперативах не подвергаются обязательному страхованию. Защита интересов сберегателей в кредитных кооперативах предусматривается, во-первых, нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которым каждый сберегатель может рассчитывать на первоочередную компенсацию в 700 тыс. руб. при банкротстве кооператива, входящего в саморегулируемую организацию (СРО). Создание СРО, членами которых являются кооперативы, предусматривается Законом о кредитной кооперации. СРО вправе предъявлять к кредитным кооперативам, привлекающим денежные средства пайщиков, требования о страховании риска ответственности кредитных кооперативов за нарушение договоров передачи личных сбережений, а также формировать компенсационные фонды. Выплаты из данных фондов осуществляются саморегулируемой организацией при недостаточности собственного имущества члена саморегулируемой организации для выполнения его обязательств перед пайщиками. В настоящее время компенсационные фонды СРО находятся в стадии формирования. Производимые специалистами расчеты позволяют констатировать тот факт, что в течение ближайших лет нельзя будет говорить о достаточном механизме защиты средств пайщиков кредитных кооперативов посредством компенсационного фонда СРО. Безусловно, в отсутствие действенных механизмов обеспечения защиты интересов пайщиков необходимо сконцентрировать внимание на повышении эффективности законодательства. В этой связи представляется полезным закрепить за кредитными кооперативами обязанность страховать имущественные интересы своих пайщиков в страховых организациях и (или) или обществах взаимного страхования.

Похожие работы на - Особенности правового положения потребительских кооперативов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!