Правовое регулирование кредитных потребительских кооперативов граждан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,92 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование кредитных потребительских кооперативов граждан

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие кредитной кооперации и ее правовой базы

.1. Зарубежный опыт правового регулирования кредитной кооперации

.2. Развитие российской кредитной кооперации и законодательства о ней

Глава 2. Правовая база кредитных потребительских кооперативов граждан

.1. ГК РФ как основа законодательства о кредитных потребительских кооперативах граждан

.2. Законодательство о кредитных потребительских кооперативах граждан

.3. Регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан в регионах (на примере Волгоградской области)

Глава 3. Направления совершенствования правовой базы кредитных потребительских кооперативов граждан

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования кредитных потребительских кооперативов граждан. Кредитные потребительские кооперативы граждан сегодня - одна из самых массовых и самых привлекательных для населения финансовых организаций, составляющая некоммерческую альтернативу банкам. И, хотя в последнее время в связи с участившимися случаями невозврата средств, появлением обманутых вкладчиков, развалом некоторых кооперативов у граждан возникло недоверие к подобным организациям, все же стабильная работа многих из них позволяет на практике опробовать один из самых распространенных в мире способов увеличения временно свободных личных сбережений - вложение денег под проценты.

Вместе с тем, система кооперации не может решать все проблемы, связанные с функционированием и развитием входящих в нее организаций. Более того, она не может гарантировать социальную защищенность всем ее участникам, как со стороны участников финансового рынка, так и со стороны внешней системы управления. Этим объясняется необходимость государственного регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан.

Опросы членов кооперативов, проводимые в Волгоградской области, показывают, что они выступают за государственное регулирование, поскольку в этом выражается определенная гарантия финансовой устойчивости рассматриваемой структуры. Отсутствие достаточного государственного регулирования создает заведомо неравные условия для конкуренции кредитных потребительских кооперативов граждан с коммерческими банками, в частности Сбербанком РФ, и иными финансовыми структурами.

Вопросам правового регулирования кредитных потребительских кооперативов граждан посвящена значительная специальная литература. Это, например, работы Е. Адушкиной, А. Байтеновой, И. Балюк, В. Губаюк, Н. Грицай, Ю. Гудилиной, М. Клиновой, Е. и Т. Черненко, К. Чернова, Н. Шиловой, А. Щепотьева и др. Однако актуальность темы предполагает необходимость ее дальнейшей разработки.

Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правовой регламентации кредитных потребительских кооперативов граждан в Российской Федерации.

Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан.

Цель работы - исследование правового регулирования кредитных потребительских кооперативов граждан.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:

проанализировать опыт (как отечественный, так и зарубежный) правового регулирования кредитной кооперации;

охарактеризовать действующую правовую базу кредитных потребительских кооперативов граждан;

показать особенности регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан в регионах (на примере Волгоградской области);

наметить пути совершенствования правового регулирования кредитных потребительских кооперативов граждан.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы исследования, в том числе: формально-логический, системно-структурный. Их применение позволило автору исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Структура работы. Работа состоит из введения, шести параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Развитие кредитной кооперации и ее правовой базы

.1 Зарубежный опыт правового регулирования кредитной кооперации

Кооперативные объединения трудящихся являются порождением капитализма. Только на «стыке» феодализма и капитализма создаются исторические предпосылки возникновения кооперации. Исходным пунктом зарождения этого движения стали изменения в социальной жизни и структуре общества, когда капиталистическая фабричная система выдвинула на первое место наемных рабочих. В ходе утверждения нового строя общество раскололось на два больших класса: буржуазию и пролетариат. Промежуточное положение занимала мелкая буржуазия. В общем потоке социального движения как одна из форм экономической борьбы широких масс возникает кооперативное движение. Появляются первые кооперативы.

Капиталистическая кредитно-банковская система, которая стала обслуживать и кооперативные организации, явилась одним из условий возникновения кооперативного движения. Без возникающей из капиталистического способа производства кредитной системы не могло бы развиться кооперативное производство, отмечал К. Маркс. Такую кредитную систему он рассматривал как средство к постепенному большему или меньшему расширению кооперативных предприятий в национальном масштабе.

За рубежом первые кредитные кооперативы возникли в среде английских ткачей в 1844 г. в местечке Рочдейт, потом их опыт был подхвачен в Германии, России, Канаде, США, Австралии и многих других странах. К началу ХХ в. в Западной Европе насчитывалось 837 кредитных кооперативов, 1 января 1915 г. их было около 14 тысяч, а к началу 1917 г. в европейских странах насчитывалось 16,5 тысячи кредитных кооперативов.

В США в конце 1920-х гг. (годы «Великой депрессии») шел процесс снижения роли денег, но с переходом к курсу Рузвельта вновь как самостоятельный вид кооперации создаются кредитные и ссудо-сберегательные товарищества. Кооперативам были предоставлены разнообразные налоговые и иные льготы. Развитию потребительской, в том числе кредитной, кооперации способствовало принятие специальных законов, в которых были определены общие начала кооперации и особенности отдельных видов кооперативов, в том числе кооперативов с кредитными функциями. 1 октября 1938 г. в США было 125 кредитных союзов, объединявших около 10 тысяч кредитных товариществ.

Словосочетание "кредитный союз" родилось как буквальный перевод с английского "credit union" - в англоязычных государствах именно так называются подобного рода объединения. Кроме того, организации финансовой взаимопомощи граждан возникали зачастую на базе союзов потребителей, профессиональных союзов. И по аналогии с ними тоже стали называться союзами, только кредитными, поскольку выдача денег в долг в обыденном понимании - именно кредит. Тонкой разницы между кредитом и займом обычные граждане не знали. Никаких запретов на употребление слов "союз" и "кредитный" законодательство тогда не содержало, и наименование "кредитный союз" было вполне допустимым. Постепенно оно стало привычным: в обыденном сознании это словосочетание закрепилось как обозначение некоммерческих финансовых объединений граждан.

Специфика кредитного кооператива в том, что деньги являются не только одной из статей актива его баланса, но объектом его основной деятельности. Паевые взносы необходимо принимать в денежной форме, чтобы исключить возможность дополнительных рисков деятельности кредитного кооператива, возникающих при необходимости оценки и использования нецелевого имущества, не соответствующего основному характеру деятельности кредитного кооператива. Эта норма продиктована практикой. В ХХ в. в США, Германии были случаи, когда кредитные кооперативы принимали на баланс в качестве паевых взносов имущество, которое потом невозможно было реализовать. Неликвидные активы мешали организации финансовой взаимопомощи пайщиков.

Система органов в кредитном потребительском кооперативе стран Европы и Америки выдержана как "система сдержек и противовесов". Данная система сложилась в ХХ веке. Вкупе с системой прав и обязанностей членов организации она образует то, что принято называть кооперативной демократией. В отличие от коммерческих финансовых структур, в кредитном кооперативе член организации одновременно является собственником, клиентом, управленцем, должником и кредитором.

Первая банковская директива ЕС от 12 декабря 1977 г. "О координации законов, правил и административных положений, регулирующих организацию и ведение бизнеса кредитных организаций" (77/780/ЕЭС) содержала такое определение термина "кредитная организация": "это - предприятие, чья деятельность заключается в привлечении депозитов (вкладов) или других средств на возвратной основе от публики и в выдаче кредитов от своего имени и за свой счет" (ст. 1). Из приведенного определения видно, что ключевыми элементами, выражающими сущность кредитной организации, являются прием депозитов и выдача кредитов. Совершенно очевидно, что в этом контексте все кредитные кооперативы будут признаны кредитными организациями, однако и целый ряд других субъектов, имеющих в своей деятельности два упомянутых ключевых элемента, также следует признать таковыми. В международной практике к их числу относят банки, строительные общества, ломбарды, дисконтные дома, расчетные дома и т.д.

Следует отметить, что за свою относительно короткую историю кредитная кооперация вовлекла в свои ряды миллионы участников во всем мире. В соответствии со статистикой Всемирного совета кредитных союзов, в мире насчитывается 98 млн. пайщиков и 39 тыс. кредитных союзов, работающих в 84 странах. Причины такой популярности очевидны - это простой доступ к кредиту и надежность сохранения сбережений.

В государствах с развитыми финансово-кредитными системами, а именно в Германии, Франции, Испании, Китае, сложилась практика регулирования деятельности кредитных кооперативов как банковским, так и специальным кооперативным законодательством. Так, правовую основу функционирования кредитных товариществ в Германии составляют как нормативные акты, устанавливающие правовой статус юридических лиц, созданных в форме товариществ (Закон "О промысловых и хозяйственных товариществах"), так и нормативные акты, регулирующие порядок осуществления кредитной деятельности в целом, а также отдельных видов банковских операций (Законы "О кредитном деле", "О векселях", "О чеках", "О потребительском кредите", "О торговле ценными бумагами").

Правовое регулирование сельскохозяйственной кредитной кооперации во Франции тоже осуществляется на основании специального кооперативного законодательства и законодательства, регулирующего деятельность банковских учреждений. Так, помимо Закона "О кооперации", закрепляющего основные кооперативные принципы, статус банковских кооперативов определен в Законе "О банковских кооперативах" и Законе "О банках", который устанавливает отличия кооперативных кредитных учреждений от иных банковских учреждений. В Испании деятельность кредитных кооперативов регулируется Законом "О банковском распорядительстве", а также общим Законом "О кооперативах" и Законом "О кредитных кооперативах". Правовую основу сельских кредитных кооперативов в КНР составляют принятые Сельскохозяйственным банком и Народным банком КНР Временные положения "Об управлении финансовыми средствами сельских кредитных кооперативов" и Решение Государственного Совета КНР "О реформе денежной системы в деревне", в которых определяются основные начала реформирования и функционирования системы сельской кредитной кооперации. Кроме того, на сельские кредитные кооперативы распространяют свое действие Закон "О компаниях" и Закон "О коммерческих банках" в части осуществления кредитными кооперативами депозитарных, кредитных и расчетных операций.

Итак, особенности статуса кредитных потребительских кооперативов определили и особенности их взаимодействия с органами государственной власти в ХХ веке. Государство не может отказаться от регулирования отношений в сфере финансов, даже кооперативных финансов, ввиду особой сложности и важности этой сферы отношений для каждого гражданина. Главные функции государства в сфере регулирования кредитной потребительской кооперации - нормативное регулирование, обеспечение защиты прав граждан, помощь развивающимся кредитным кооперативам.

1.2 Развитие российской кредитной кооперации и законодательства о ней

Крестьянская реформа 1861 г. и начало развития капитализма в России, расширение мелкого товарного производства вызвало к жизни кооперативное движение: одно из первых кредитных товариществ было образовано в России в Костромской губернии в 1865 г., к началу ХХ в. в России насчитывалось 837 кредитных кооперативов, 1 января 1915 г. их было около 14 тысяч, а к началу 1917 г. в России насчитывалось 16,5 тысячи кредитных кооперативов.

К январю 1920 г. число первичных кредитных кооперативов и их объединений выросло еще на тысячу. По числу кредитных кооперативов Россия уступала только Германии. Кредитные кооперативы, помимо собственно кредитования, занимались и сбытом сельскохозяйственной продукции.

После гражданской войны страна приступила к восстановлению экономики. Политика «военного коммунизма» не отвечала условиям мирного хозяйственного строительства, и Х съезд РКП (б) в марте 1921 г. взял курс на новую экономическую политику (нэп). Вместо изъятия у крестьян излишков продуктов был введен натуральный налог. Он был меньше прежней разверстки. Допускалась торговля остающимися после налога продуктами. Это заинтересовывало крестьян в улучшении своего хозяйства и увеличении его товарности, а в конечном счете стимулировало подъем всей экономики страны.

В годы "военного коммунизма" шел процесс снижения роли денег, но с переходом к новой экономической политике вновь как самостоятельный вид кооперации создаются кредитные и ссудо-сберегательные товарищества. Кооперативам были предоставлены разнообразные налоговые и иные льготы. Развитию потребительской, в том числе кредитной, кооперации способствовало принятие специальных декретов от 21 декабря 1921 г., от 20 мая 1924 г., а в августе 1924 г. и Закона "О сельскохозяйственной кооперации", в котором были определены общие начала сельскохозяйственной кооперации и особенности отдельных видов кооперативов, в том числе кооперативов с кредитными функциями. 1 октября 1929 г. в стране было 125 кредитных союзов, объединявших около 10 тысяч кредитных товариществ.

Однако с переходом в 1929 г. к сплошной коллективизации личное крестьянское хозяйство сворачивалось, а поскольку кредитная кооперация была ориентирована в те годы на бедняцко-середняцкие слои населения, то с исчезновением мелкого товаропроизводителя, мелкого собственника исчезла социально-экономическая основа кредитной кооперации. Существенную помощь образующимся крупным хозяйствам она оказывать не могла. В 1931 г. кредитная кооперация была ликвидирована, кредитование колхозов возложено на государственную банковскую систему.

Существовавшие в последующие десятилетия кассы взаимопомощи работали без статуса юридического лица в системе профсоюзов, самостоятельным финансовым институтом не были.

С началом экономических реформ конца 80-х - начала 90-х гг. XX в., прежде всего изменением отношений собственности, вновь возникла потребность в организациях финансовой взаимопомощи. Появились "кредитные союзы" как организации, воспринявшие традиции российской и мировой кредитной кооперации и реализующие их в новых экономических, правовых и политических реалиях.

Первые такого рода организации возникли в России в 1991 - 1992 гг., закрыв собою брешь, образовавшуюся в денежно-кредитных отношениях того периода. В условиях инфляции существовавшие при социализме кассы взаимопомощи стали неэффективны: они предоставляли небольшие суммы денег и, как правило, беспроцентно или под очень низкий процент. Когда стали резко расти цены на товары, выдаваемых кассами взаимопомощи сумм очень скоро перестало хватать на покупки. Банки переживали период бурного роста, делили рынок крупных кредитов и в мелких инвесторах и заемщиках были не заинтересованы: в этой сфере прибыли были сравнительно невысоки и не оправдывали кадровых, финансовых, управленческих издержек, необходимых для работы с огромным числом физических лиц, в частности для создания разветвленной филиальной сети, проверки финансовой состоятельности клиента, его кредитной истории. Поэтому условия предоставления банковских кредитов физическим лицам были крайне невыгодны: суммы выдавались на короткие сроки и под большие проценты, посредством которых банки, по сути, страховали свои риски возможной неплатежеспособности или недобросовестности клиента.

Решение проблемы было очевидным: надо самим давать друг другу взаймы, но под проценты, чтобы один мог сделать необходимую покупку сегодня, а другой сохранить свои сбережения от инфляции для завтрашних приобретений. А чтобы эта деятельность могла осуществляться не от раза к разу, не эпизодически, а постоянно, для достаточно широкого круга людей, заинтересованных в получении займов и сохранении сбережений, нужна организация. Так возникли первые в новой России кредитные союзы.

Словосочетание "кредитные союзы" употребляется в ряде российских правовых документов 90-х годов ХХ в. Так, Госкомстат присвоил кредитным союзам соответствующие коды. В марте 1996 г. кредитные союзы были названы коллективным инвестором в Указе Президента РФ от 21 марта 1996 г. N 408 "Об утверждении комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров". Позже Президент РФ подчеркнул роль кредитных союзов в Послании Федеральному Собранию РФ в 2000 г. "Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" (разд. 2.3).

Кредитные союзы стали восприниматься властью как способ поддержки потребителей, малого предпринимательства - а значит, и местных товарных рынков. В самом деле, именно в кредитных союзах индивидуальные предприниматели могли рассчитывать на доступные условия получения ссуд на свою деятельность: выполнение условий банков при заключении договоров кредита многим были непосильны.

Принятие федерального закона о кредитных потребительских кооперативах граждан и поддержка реально действующих кредитных союзов рассматривались как приоритетные меры по поддержке малого предпринимательства. О том же шла речь в целом ряде иных государственных программ (см.: Государственная программа защиты прав инвесторов на 1998 - 1999 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 785, п. 3.4; Заявление об основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, принятое на заседании трехсторонней комиссии Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ 27 августа 1998 г. N 2909-II ГД, п. 1, подп. 14; "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год", утвержденные Центральным банком РФ в ноябре 1998 г., разд. 5).

Кредитным союзам, учитывая некоммерческий, нерыночный, социально-ориентированный характер их основной деятельности, предоставили существенные льготы для новации по государственным ценным бумагам после 17 августа 1998 г. Они были закреплены распоряжением Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. N 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам" (п. 6). Этот документ фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 2 июля 2004 г. N 337. Оно устанавливает, что государственный внутренний долг Российской Федерации списывается по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (сроки погашения до 31 декабря 1999 г.), владельцы которых не осуществили новацию и не заключили с Министерством финансов РФ в соответствии с указанным Постановлением договор об отступном.

Самые первые кредитные кооперативы руководствовались Законом СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР". Он называл базовые принципы кооперации, закладывал различия производственной и потребительской кооперации. В 1992 г. был принят Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации в Российской Федерации" (с последующ. изм. и доп.) (далее - Закон о потребительской кооперации), и появились первые кредитные потребительские общества. В 1997 г. была принята редакция этого Закона, выводившая из его сферы регулирования специализированные потребительские кооперативы, в том числе кредитные. Однако и сейчас ряд организаций, занимающихся финансовой взаимопомощью наряду с другими, традиционными направлениями деятельности потребительской кооперации (торгово-закупочной, заготовительной и т.п.), действуют в форме потребительских обществ.

Еще в 1992 г. первые нормативные акты в сфере кредитной кооперации граждан приняли Владимирская и Свердловская области, за ними другие регионы России. Интерес регионов к деятельности кредитных кооперативов был обоснован тем, что кредитные кооперативы, предоставляя своим пайщикам денежные средства на потребительские цели или для развития малого предпринимательства, тем самым стимулируют прежде всего развитие местных и региональных товарных рынков, и поэтому именно региональным органам исполнительной власти уместно осуществлять в их отношении контроль и надзор.

Аналогичный механизм был в праве: существовавший в то время порядок лицензирования деятельности ломбардов предусматривал определение общего порядка лицензирования деятельности ломбардов постановлением Правительства РФ с передачей конкретных полномочий по реализации этого порядка органам исполнительной власти субъектов РФ. Аналогия была тем более уместна, что ломбарды также осуществляют выдачу займов физическим лицам под залог имущества, но ведут ее в отношении неограниченного круга лиц и на возмездной, коммерческой основе. Поэтому конкретные нормы о формах и методах контроля неизбежно должны были бы различаться, но само распределение полномочий по выработке и применению этих норм могло быть тем же. Однако реализовать эту возможность на практике в полной мере не удалось.

Принятая 30 ноября 1994 г. первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сформулировала основы правового положения потребительских кооперативов (ст. 116). Они были отнесены к некоммерческим юридическим лицам. Закрепили членскую основу их организации, паевые взносы как основной источник формирования собственного имущества, сформулировали принципы солидарного несения пайщиками субсидиарной ответственности по обязательствам кооператива. До сих пор ряд кредитных кооперативов строят свою деятельность на основе именно этой нормы права.

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с последующ. изм. и доп.) (далее - Закон о СК) в ст. 4 провозгласил возможность создания сельскохозяйственных кредитных и страховых кооперативов, отнеся их к разряду потребительских. Соответственно сформулированные в Законе нормы о сельскохозяйственных потребительских кооперативах могли применяться и сельскохозяйственными кредитными кооперативами.

Можно сделать вывод, что действовавшее в 1990-х гг. в России законодательство регулировало либо деятельность коммерческих организаций на финансовом рынке, либо деятельность традиционных кооперативов - торгово-закупочных, заготовительных, сбытовых и прочих. Не учитывалась специфика кооперативных организаций граждан с целью взаимной финансовой помощи как организаций, во-первых, финансовых, во-вторых - некоммерческих, в-третьих - кооперативных, в-четвертых - объединения только физических лиц как наименее защищенных в условиях рыночных реформ. Не предусматривались особенности их создания и деятельности, меры защиты интересов пайщиков.

Таким образом, нельзя сказать, что в 1990-х гг. в России кредитные союзы работали в условиях "правового вакуума". Однако реального правового инструментария для организации повседневной работы кредитных кооперативов граждан не хватало. В этих условиях приходилось вырабатывать на основе анализа зарубежного и собственного практического опыта организационные, правовые, финансовые стандарты создания и функционирования кредитных кооперативов, напрямую руководствуясь Конституцией РФ, которая закрепила свободу экономической деятельности (ст. 8), право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35).

Глава 2. Правовая база кредитных потребительских кооперативов граждан

.1 ГК РФ как основа законодательства о кредитных потребительских кооперативах граждан

кредитный кооператив правовой регулирование

Правовое положение участников гражданского оборота определяет гражданское законодательство, основой которого является ГК РФ. Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ) (далее - Закон о КПКГ), законодательство о кредитных потребительских кооперативах граждан основывается на ГК РФ. Поэтому базовые признаки кредитного потребительского кооператива граждан как юридического лица, как потребительского кооператива следуют из норм ГК РФ, прежде всего ст. 48, 50, 116, 213 ГК РФ.

Статья 48 ГК РФ формулирует понятие юридического лица и указывает, что в отношении потребительского кооператива его участники имеют обязательственные права (то есть права требования) в связи с их участием в образовании имущества кооператива как юридического лица. Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности (п. 2 ст. 48). Статья 213 ГК РФ уточняет, что в собственности кооператива как юридического лица может находиться любое имущество в любом количестве и любой стоимости, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Имущество, переданное кооперативу в качестве вкладов (взносов) его учредителями или иными участниками (членами), а также имущество, приобретенное кооперативом по иным основаниям, является собственностью самого кооператива как юридического лица (п. 3 ст. 213 ГК РФ).

Статья 50 ГК РФ определяет критерии отнесения юридических лиц к коммерческим или некоммерческим организациям. Некоммерческими по общему правилу являются те организации, у которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности и которые не распределяют полученную прибыль между участниками. К некоммерческим организациям в п. 3 ст. 50 ГК РФ отнесены и потребительские кооперативы. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и деятельность должна соответствовать этим целям.

Статья 116 ГК РФ, дающая гражданско-правовую характеристику потребительскому кооперативу как некоммерческой организации, определяет его как "добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов". Здесь сформулированы такие признаки потребительского кооператива, как добровольный характер объединения, построение организации на основе членства, паевые взносы как основной источник собственных средств организации, цель объединения - удовлетворение материальных и иных потребностей участников. Характерно, что только в потребительских кооперативах основной целью объединения признается удовлетворение материальных потребностей участников, в остальных некоммерческих организациях целями образования называется удовлетворение духовных, социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных нематериальных общественно полезных целей.

Кооператив вправе заниматься и предпринимательской деятельностью, но с рядом ограничений, вытекающих из его некоммерческого статуса: во-первых, она не должна быть основной, иначе организация не может называться некоммерческой; во-вторых, эта деятельность должна осуществляться в соответствии с законом и должна быть предусмотрена в уставе кооператива; в-третьих, эта деятельность должна служить основным целям создания кооператива и соответствовать этим целям. Это объясняется тем, что потребительский кооператив не получает общей правоспособности, как коммерческие организации, он может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Спецификой целей образования кооператива объясняется сделанное для него исключение: из всех некоммерческих организаций только потребительским кооперативам разрешено в п. 5 ст. 116 ГК РФ распределять между членами организации доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом. Но это право, а не обязанность кооператива. Уставом или решением общего собрания членов кооператива может быть предусмотрено не распределение указанных доходов по паям, а их использование для общих нужд кооператива, например, для ремонта офиса, оказания материальной помощи членам кооператива или поощрение работающих в нем по найму и т.д.

Под доходами от предпринимательской деятельности в контексте данной статьи следует понимать ту часть доходов, которая осталась после покрытия необходимых и экономически обоснованных расходов на ведение данной предпринимательской деятельности и уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, то есть чистую прибыль. Следует подчеркнуть, что это не исключает возможности получения и распределения доходов от иных, не предпринимательских видов деятельности и их распределения между членами кооператива в установленном уставом порядке.

Выступая как имущественно и организационно самостоятельный участник гражданского оборота, кооператив в соответствии с ГК РФ несет ответственность перед своими кредиторами при неисполнении им взятых на себя обязательств. Гарантией удовлетворения имущественных требований кредиторов является паевой фонд кооператива и иное собственное имущество кооператива. ГК РФ в ст. 116 требует обязательного включения в устав потребительского кооператива условий о размере паевых взносов членов кооператива, о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов. ГК РФ в ст. 116 предусматривает и дополнительные гарантии удовлетворения требований кредиторов: если по итогам года баланс кооператива оказался убыточным, члены кооператива в течение трех месяцев после его утверждения обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Если кооператив не выполнил обязанность по внесению дополнительных взносов для покрытия убытков кооператива, он может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. В пункте 1 ст. 65 ГК РФ также предусмотрено, что, если потребительский кооператив не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, он может быть по решению суда признан несостоятельным (банкротом).

ГК РФ в ст. 52 и 116 называет и иные требования к уставу кооператива: в нем должно указываться наименование и место нахождения кооператива, предмет и цели его деятельности, порядок управления деятельностью кооператива, состав и компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений, в том числе должны быть указаны вопросы, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Согласно п. 3 ст. 116 ГК РФ, наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово "кооператив", или слова "потребительский союз" или "потребительское общество".

В настоящее время термин "потребительское общество" в отношении специализированных кредитных кооперативов не может применяться, так как согласно ст. 2 Закона о потребительской кооперации потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Закона о СК, а также иные специализированные потребительские кооперативы, в том числе кредитные, не вправе использовать в своем наименовании слова "потребительское общество", "союз потребительских обществ".

Итак, ГК РФ является основой гражданского законодательства, регулирующего правовое положение участников гражданского оборота. Законодательство о кредитных потребительских кооперативах граждан также основывается на ГК РФ, что следует из ст. 2 Закона о КПКГ. Поэтому базовые признаки кредитного потребительского кооператива граждан как юридического лица, как потребительского кооператива следуют из норм ГК РФ.

2.2 Законодательство о кредитных потребительских кооперативах граждан

Среди организаций кредитной кооперации наибольшее распространение и наиболее детальное правовое регулирование получили кредитные потребительские кооперативы граждан, деятельность которых регламентируется нормами Закона о КПКГ. Согласно ст. 2 Закона о КПКГ, законодательство о кредитных потребительских кооперативах граждан основывается на ГК РФ и состоит из Закона о КПКГ и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в части контроля и надзора за деятельностью кредитных потребительских кооперативов граждан.

Заметим, что Закон о КПКГ был принят 7 августа 2001 г. после шестилетнего обсуждения обеими палатами Федерального Собрания, после трехкратного отклонения законопроекта Президентом и после десяти лет практической деятельности самих кредитных потребительских кооперативов граждан. Закон призван был решить несколько назревших проблем. Во-первых, необходимо было сформулировать само понятие кредитного потребительского кооператива граждан как специфической кооперативной организации, цели и принципы ведения им деятельности, его сущностные признаки, как роднящие его с иными видами кооперативов, так и отличающие от них. Закон должен был предусмотреть соблюдение кооперативных норм уже на уровне создания организации, формирования ее органов, определения их полномочий и процедур принятия ими решений. Во-вторых, необходимо было разграничить кредитный потребительский кооператив и другие виды финансовых организаций, определить те характеристики его деятельности, которые реально обеспечивают некоммерческий статус организации. В-третьих, Закон должен был обеспечить финансовую безопасность деятельности кооператива, предусмотрев ограничения и прямые запреты на ряд направлений деятельности и определив меры защиты денежных средств и интересов пайщиков. В рамках этой задачи важно было решить вопрос о методах и пределах государственного регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан и их саморегулирования, то есть самостоятельной разработки и внедрения экономических и организационных стандартов деятельности, обобщения и распространения полезного опыта, взаимной помощи кооперативов и т.п..

Предметом регулирования Закона о КПКГ являются отношения, возникающие в процессе создания, деятельности, реорганизации и ликвидации кредитных потребительских кооперативов граждан. Закон о КПКГ закрепляет принципы, ограничения и особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, права и обязанности членов кредитных потребительских кооперативов граждан, предусматривает меры по защите интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан, регулирует взаимодействие кредитных потребительских кооперативов граждан и органов государственной власти (ст. 1 Закона о КПКГ).

Закон о КПКГ не распространяется на сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом о СК.

Пункт 1 ст. 4 Закона о КПКГ дает определение понятия кредитного потребительского кооператива граждан: «Кредитный потребительский кооператив граждан - потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан».

В этом определении важно выделить следующие сущностные признаки:

это потребительский кооператив, то есть на него распространяются те нормы ГК РФ, которые определяют правовое положение потребительских кооперативов как некоммерческих организаций (прежде всего ст. 48 - 50, 116, 213);

основная цель организации - финансовая взаимопомощь пайщиков; это цель некоммерческая. Цель объединения в кооператив - совместное сбережение личных денежных средств и предоставление из них займов друг другу на взаимной основе;

это кооператив граждан, то есть Закон о КПКГ не распространяется на кооперативы, членами которых являются юридические лица, и на кооперативы со смешанным членством;

социальной основой объединения в кооперативе является общность места жительства, или общность трудовой деятельности, или общность профессиональной принадлежности, или любая иная общность граждан (например, принадлежность к одной конфессии, общность интересов, родственные связи и т.п.).

Особенностью субъектного состава кредитного потребительского кооператива является, как сказано выше, то, что в качестве его участников могут выступать только физические лица. Закон о КПКГ исходит из того, что участие юридических лиц в кредитном кооперативе недопустимо. Это принципиальное положение Закона о КПКГ нашло отражение и в его названии. Хотя данное ограничение и не соответствует ст. 116 ГК РФ, определяющей потребительский кооператив как добровольное объединение граждан и юридических лиц, имеются веские причины отстаивать именно данную позицию законодателя. Как отмечают многие авторы, "членство юридических лиц зачастую приводит кредитные потребительские кооперативы к большим рискам в деятельности: юридические лица оперируют значительными суммами, пользуются услугами специалистов, чтобы вкладывать деньги в более рискованные операции, чем могут себе позволить рядовые граждане на свои трудовые сбережения. Юридические лица не так боятся обанкротиться, как физические, остаться "без копейки в кармане", поэтому, чтобы сформировать последовательную безрисковую политику кредитного потребительского кооператива, членство юридических лиц нежелательно". К этому можно добавить соображение о том, что участие в кредитном кооперативе коммерческих организаций вызывает сомнения в некоммерческих целях его деятельности, поскольку финансовая взаимопомощь между коммерческими организациями также является частью их предпринимательской деятельности.

В основе создания кредитного кооператива и осуществления его деятельности лежат следующие принципы:

образование кооператива по территориальному признаку;

добровольное вступление и свобода выхода;

кооператив открыт для приема новых членов, у которых интересы соответствуют его целям и задачам;

равноправие членов (принцип "один член кооператива имеет один голос");

право личного участия членов в любых видах деятельности кредитного кооператива, в том числе в управлении его делами;

смена состава руководящих органов происходит по принципу выбора;

не допускается обогащение одного члена за счет другого;

справедливое распределение дохода между членами пропорционально доле участия каждого из них в деятельности кредитного кооператива;

информация о деятельности кооператива всегда доступна для его членов;

оказание услуг преимущественно членам кооператива;

минимизация стоимости услуг, предоставляемых членам кооператива, за счет снижения издержек.

Как видим, принципы деятельности кредитных потребительских кооперативов (ст. 5 Закона о КПКГ), которые, по сути, есть традиционные принципы потребительской кооперации. Система органов в кредитном потребительском кооперативе граждан также выдержана как "система сдержек и противовесов". Вкупе с системой прав и обязанностей членов организации она образует то, что принято называть кооперативной демократией. В отличие от коммерческих финансовых структур, в кредитном кооперативе член организации одновременно является собственником, клиентом, управленцем, должником и кредитором. Это дает каждому пайщику возможность активно влиять на принимаемые кооперативом решения, но это налагает и особую ответственность: если в результате неэффективного менеджмента, неграмотной финансовой или кадровой политики у кооператива по итогам года образуются убытки, покрывать их при недостаточности собственного имущества кооператива придется самим пайщикам. Ответственность же банков и иных кредитных организаций ограничена размером их уставного капитала. Кредитные кооперативы ведут свою деятельность без лицензии, закон не устанавливает требований к величине их активов и профессиональной подготовке персонала, но именно поэтому закон предусматривает ограничения их деятельности, которые направлены на снижение финансовых рисков, на защиту денег пайщиков (ст. 19, 20 Закона о КПКГ). Этими ограничениями предмета, целей и способов ведения деятельности закон, по сути, закрепляет некоммерческий статус кредитного потребительского кооператива, его экономическую роль как организации "спокойных финансов".

В отличие от банковских учреждений кредитный кооператив является некоммерческой организацией (см. таблицу 1 в приложении 1).

Согласно ст. 3 Закона о КПКГ определено, что "личные сбережения - денежные средства, переданные членом кредитного потребительского кооператива граждан кредитному потребительскому кооперативу граждан на основании договора для использования в соответствии с целями деятельности кредитного потребительского кооператива граждан". В ст. ст. 14 - 16 Закона о КПКГ определен механизм передачи личных сбережений пайщиков в кредитный потребительский кооператив.

Статьей 25 Закона о КПКГ предусмотрено, что ревизионная комиссия, избираемая общим собранием членов кредитного потребительского кооператива граждан, осуществляет контроль за деятельностью кредитного потребительского кооператива граждан и его органов. Целью ревизий в кредитном потребительском кооперативе является проверка соблюдения законодательства и иных нормативных актов, регулирующих деятельность кооператива, а также законности и целесообразности производимых кооперативом граждан расчетных, кредитных и иных операций.

Согласно части 1 статьи 27 Закона о КПКГ, государственное регулирование их деятельности осуществляется в следующих формах:

регистрация кредитных кооперативов и их союзов;

контроль деятельности кредитных кооперативов и их союзов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

применение мер ответственности к кредитным потребительским кооперативам и их союзам в случае несоблюдения ими требований законодательства Российской Федерации.

Отметим, что необходимость взаимодействия кредитных потребительских кооперативов граждан с органами государственной власти объясняется значительной ролью рассматриваемых организаций в социально-экономическом развитии России. В частности, указанные организации:

способствуют созданию дополнительной активной системы социальной поддержки населения через предоставление доступных займов и сбережение личных средств населения;

способствуют наполнению бюджетов через увеличение налоговых поступлений;

способствуют увеличению объема жилищного строительства, развитию системы ипотечного кредитования населения;

участвуют в обеспечении занятости, создании дополнительных рабочих мест, увеличении самозанятости;

создают условия для развития предпринимательства;

способствуют развитию экономики региона благодаря привлеченным личным сбережениям граждан;

оказывают благотворительную помощь незащищенным слоям населения, бюджетным организациям, выступают спонсорами различных региональных программ и мероприятий.

Кроме того, кредитные потребительские кооперативы граждан активно участвуют в реализации национальных проектов: "Эффективное сельское хозяйство", "Качественное образование", "Современное здравоохранение", "Доступное и комфортное жилье".

Следует отметить, что федеральных законов, принятых в соответствии с Законом о КПКГ, на сегодняшний день нет. Вместе с тем, о кредитных потребительских кооперативах упоминается в ряде действующих федеральных законов.

Так, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с последующ. изм. и доп.) предусматривает возможность участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в формировании фонда взаимного кредитования, кредитных потребительских союзов, фонда проката (ст. 35, 36 п. 1).

Как уже упоминалось выше, Закон о потребительской кооперации согласно ст. 2 не распространяется на специализированные, в том числе кредитные, потребительские кооперативы. Их специфику данный Закон не учитывает и не прописывает. Тем не менее в ст. 5 Закона о потребительской кооперации предусмотрено право потребительского общества привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан, а также осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков. В России сегодня несколько сот потребительских обществ осуществляют как одно из направлений своей деятельности организацию финансовой взаимопомощи своих пайщиков. Такие потребительские общества, достаточно многочисленные и успешно действующие, есть в г. Урае Тюменской области, Ленинградской, Волгоградской и Московской областях, на Дальнем Востоке и в других регионах. К организации своей структуры и деятельности в соответствии с Законом о потребительской кооперации их побуждает ряд недостатков Закона о КПКГ, в частности ограничения верхнего предела численности пайщиков, доли займов, выдаваемых на предпринимательские цели, установление высокой величины для кворума на общем собрании.

Действуя формально в рамках Закона о потребительской кооперации, добросовестные кредитные потребительские общества применяют по принципу аналогии закона (ст. 6 ГК РФ) ограничения, направленные на обеспечение экономической стабильности кооператива и защиту интересов пайщиков, которые предусмотрены в Законе о КПКГ, включая соответствующие правила в свой устав и иные внутренние нормативные акты. Однако следует признать, что, осуществляя деятельность по финансовой взаимопомощи только на основе Закона о потребительской кооперации, начинающие или недобросовестные менеджеры потребительского общества могут привнести в эту деятельность недопустимые риски, не только не сохранив, но потеряв сбережения пайщиков. Давая возможность вести эту деятельность даже не как основную, закон должен предусмотреть минимальные необходимые гарантии экономической безопасности кооператива, защиты интересов пайщиков.

Нормы, содержащиеся в Законе о КПКГ, прежде всего нормы, обеспечивающие финансовую безопасность деятельности кооператива, защиту интересов пайщиков, были использованы в ряде иных принятых федеральных законов, например в Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (с последующ. изм. и доп.).

Закон о СК в силу прямого на то указания в п. 2 ст. 48 не распространяется на потребительские общества Российской Федерации и их союзы, действующие на основании Закона о потребительской кооперации, а также на иные несельскохозяйственные потребительские кооперативы, предусмотренные п. 6 ст. 116 ГК РФ. Таким образом, руководствоваться нормами Закона о СК вправе только сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с последующ. изм. и доп.), несмотря на столь общее название, согласно прямому указанию в п. 3 ст. 1 "не распространяется на потребительские кооперативы. Деятельность потребительских кооперативов регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами".

К правовым актам, не регулирующим деятельность кредитных потребительских кооперативов граждан, также относятся: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с последующ. изм. и доп.) (далее - Закон о банках). Данный Закон регулирует деятельность банков и кредитных организаций, то есть организаций, чья основная цель - извлечение прибыли; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с последующ. изм. и доп.); Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с последующ. изм. и доп.): в ст. 7 перечисляются организационно-правовые формы общественных объединений, потребительский кооператив в этом списке отсутствует; Указ Президента РФ от 26 апреля 1995 г. N 416 "О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий" (в п. 1 первоочередной задачей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования финансового и фондового рынков Российской Федерации названо обеспечение интересов инвесторов, в том числе путем пресечения незаконной деятельности юридических лиц по привлечению без соответствующих лицензий денежных средств физических и юридических лиц для хранения, инвестирования, доверительного управления или иных операций. Однако это не распространяется на кредитные потребительские кооперативы граждан, ибо их деятельность не требует лицензирования, осуществляется в соответствии с законом).

Иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых в соответствии с Законом о КПКГ, также пока нет. Вместе с тем правовое регулирование, например, налогообложения кредитного потребительского кооператива граждан осуществляется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Отдельные вопросы рассмотрены в Письмах Минфина России от 18.11.2008 N 03-11-04/2/173 и от 25.11.2008 N 03-11-04/2/178. В названных Письмах разобрана ситуация, когда пайщики КПКГ, получив у него займы, уплачивают ему компенсацию за пользование займом, повышенную компенсацию за просроченную задолженность по займу, целевой взнос в резервный фонд и добровольный страховой взнос.

Действует Инструкция ЦБ РФ от 26 апреля 2006 г. N 129-И "О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением", согласно которой кредитные потребительские кооперативы граждан вправе осуществлять в сочетании следующие банковские операции: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц; куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Итак, специальным нормативным актом, положениями которого урегулированы отношения, возникающие в процессе создания, деятельности, реорганизации и ликвидации кредитных потребительских кооперативов граждан, является Закон о КПКГ, который конкретизирует цель кредитного кооператива - удовлетворение потребностей в финансовой взаимопомощи его участников.

2.3 Регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан в регионах (на примере Волгоградской области)

В ряде регионов накоплен опыт государственного регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, в частности в Волгоградской области. Причем именно в Волгоградской области - на родине как минимум трех «великих» финансовых пирамид - "Русского дома Селенга", "Хопра", "Русской недвижимости" - с особым вниманием отнеслись к разработке законодательства для реальной альтернативы финансовым пирамидам. Область была одной из первых в России, где стала развиваться кредитно-потребительская кооперация. Был принят целый пакет законов и иных нормативных актов в сфере кредитной потребительской кооперации:

Закон Волгоградской области от 20 сентября 1995 г. N 34-ОД "О кредитных потребительских кооперативах в Волгоградской области" (с последующ. изм. и доп.);

Закон Волгоградской области от 18 апреля 1997 г. N 111-ОД "О защите прав пайщиков сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в Волгоградской области" (с последующ. изм. и доп.);

Постановление главы Администрации Волгоградской области от 03.10.1995 N 493 "О мерах по защите интересов граждан в системе кредитных потребительских кооперативов" (с последующ. изм. и доп.);

Постановление главы Администрации Волгоградской области от 16.07.1997 N 404 "Об организационных мерах по усилению контроля финансового состояния предприятий и организаций всех форм собственности, поступлений налогов и сборов" (с последующ. изм. и доп.);

Постановление главы Администрации Волгоградской области от 22.05.1998 N 267 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования и контроля деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, зарегистрированных на территории Волгоградской области" (с последующ. изм. и доп.).

С 1995 года по 2003 год лицензирование и контроль за деятельностью кредитных потребительских кооперативов граждан осуществлялись на основе перечисленных нормативно-правовых актов.

В связи с принятием Закона о КПКГ лицензирование на региональном уровне было отменено и введено обязательное внесение рассматриваемых организаций в областной реестр при сохранении контрольных функций.

Согласно положениям статьи 3 Закона N 706-ОД контроль и надзор осуществляется уполномоченным органом путем осуществления следующих действий:

) ведение областного реестра кредитных потребительских кооперативов граждан;

) разрабатывание нормативных правовых актов в части контроля и надзора за их деятельностью;

) проведение комплексных и тематических плановых проверок в части соответствия их деятельности законодательству Российской Федерации и Волгоградской области;

) разрабатывание форм отчетности;

) проведение комплексных и тематических проверок по обращениям пайщиков, государственных и общественных организаций;

) выдача предписаний кооперативам по устранению замечаний, выявленных в ходе проверок, осуществление контроля за их устранением.

На сегодняшний день вопросы государственной поддержки создания, развития и деятельности рассматриваемых организаций регламентируются рядом региональных актов, принятых как законодательными, так и исполнительными органами Волгоградской области. Например:

Распоряжение главы Администрации Волгоградской области от 10.07.2002 N 603-р "О мерах по дальнейшему развитию кредитных потребительских кооперативов" (с последующ. изм. и доп.);

Постановление главы Администрации Волгоградской области от 22.08.2006 N 1036 "Об утверждении Порядка возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в банках субъектами малого предпринимательства, кредитными потребительскими кооперативами граждан, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами и потребительскими обществами Волгоградской области" (с последующ. изм. и доп.).

Детальное изучение обозначенных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что государственная поддержка кредитных потребительских кооперативов граждан в Волгоградской области осуществляется по следующим направлениям:

) содействие созданию и развитию кредитных потребительских кооперативов граждан;

) защита прав членов кредитных потребительских кооперативов граждан;

) создание условий для эффективного формирования и развития кооперативного сектора экономики на территории субъектов Российской Федерации.

Для реализации указанных направлений осуществляется ряд мер государственной поддержки деятельности и развития рассматриваемых организаций, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами Волгоградской области, которые можно систематизировать следующим образом:

) субсидирование затрат, связанных с выплатой вознаграждения за предоставленную банковскую гарантию и (или) поручительство по кредитному договору;

) бюджетная субсидия;

) государственная субвенция для развития материально-технической базы;

) субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам (займам), привлеченным кредитными потребительскими кооперативами граждан;

) поручительство по кредитам, полученным кредитными потребительскими кооперативами граждан в коммерческих банках, расположенных на территории Российской Федерации;

) предоставление отсрочки, рассрочки уплаты налогов и сборов полностью или частично в порядке и на условиях, которые определенны законодательством;

) освобождение от уплаты налогов и сборов полностью или частично в порядке и на условиях, которые определенны законодательством;

) создание координационного совета по развитию кредитных потребительских кооперативов граждан;

) организация конкурсов, способствующих популяризации идеи кредитной кооперации, с их информационным обеспечением;

) оказание информационной и информационно-методической поддержки деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан.

Система кредитной кооперации в Волгоградской области сегодня представлена двумя видами кредитных потребительских кооперативов:

кредитные потребительские кооперативы граждан, которые объединяют только физических лиц, в том числе предпринимателей без образования юридического лица;

сельскохозяйственные потребительские кооперативы, объединяющие как физических лиц - жителей сельской местности, так и юридических лиц - сельскохозяйственных товаропроизводителей.

По данным отдела финансовых и кредитных ресурсов Комитета экономики Администрации Волгоградской области к концу 2008 года на территории Волгоградской области осуществляют деятельность 114 кредитных потребительских кооператива, из них:

кредитных потребительских кооперативов граждан - 53

сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов - 61

Осуществляемое лицензирование до 2003 года и включение кредитных потребительских кооперативов граждан в областной реестр и контроль за их деятельностью сегодня способствуют укреплению финансовой устойчивости системы кредитной кооперации Волгоградской области, объединяющей на 1 января 2009 года 87 кредитных потребительских кооперативов граждан с общим количеством пайщиков 101185 человек, объемом выданных займов на 1 января 2009 года 1506080 тысяч рублей и объемом привлеченных личных сбережений 1384876 тысяч рублей.

Однако нельзя не отметить и негативных моментов в деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан. Так, в нашей области немалый общественный резонанс получили дела о банкротстве кредитных потребительских кооперативов. В частности, решением суда от 1 декабря 2008 года был признан несостоятельным (банкротом) потребительский кооператив многоцелевых программ «Равенство. Гарантия. Стабильность» с открытием процедуры конкурсного производства сроком на 12 месяцев. Реестр требований к этой организации, имеющей более 4000 вкладчиков, дополнялся до 20 февраля 2009 года. Аналогичное решение состоялось 22 декабря 2008 года в отношении кредитного потребительского кооператива граждан «Волгокредит», имеющего более 300 вкладчиков и задолжавшего вкладчикам сумму больше 2,5 миллионов рублей. Имущество у этого должника отсутствует. Дебиторская задолженность составляет чуть больше миллиона, а остаток средств на расчетном счете равен 2769 рублям. Решениями суда от 7 октября и 30 декабря 2008 года были введены процедуры наблюдения в отношении кредитных потребительских кооперативов граждан «ЭкспрессВолга», имеющего более 250 вкладчиков, и «Инвест», имеющего 60 вкладчиков. Всего в настоящее время в производстве находится 7 дел о банкротстве подобных организаций.

Итак, правовое регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан в Волгоградской области призвано стимулировать их создание, развитие и функционирование, а также направлено на защиту прав и законных интересов их пайщиков.

Глава 3. Направления совершенствования правовой базы кредитных потребительских кооперативов граждан

Для нашей страны в современных условиях развитие кредитных потребительских кооперативов граждан представляется необходимым. Однако на сегодняшний день основным препятствием на этом пути является противоречивое и во многом несовершенное законодательство.

Исходя из положений части 2 статьи 27 Закона о КПКГ, государственное регулирование должно осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако и по сей день подобный орган не определен, поэтому государственное регулирование осуществляется различными органами государственной власти. В частности, полномочия по государственной регистрации кредитных кооперативов и их союзов как юридических лиц возложены, согласно пункту 5.3.1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (с последующ. изм. и доп.) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", на Федеральную налоговую службу, находящуюся в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Указанные в Законе о КПКГ формы государственного регулирования вполне логичны, но, как полагают некоторые авторы, недостаточны. Регулирование не осуществляется лишь посредством регистрации, контроля и применения мер ответственности. Оказание поддержки созданию, развитию и деятельности кооперативов является одной из обязательных форм государственного регулирования, поскольку, осуществляя поддержку, государство регулирует процесс появления и функционирования кредитного потребительского кооператива граждан как юридического лица, что в дальнейшем сказывается на его развитии. В связи с этим представляется, что часть 1 статьи 27 Закона о КПКГ необходимо дополнить такой формой государственного регулирования, как государственная поддержка создания, развития и деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан.

Одна из наиболее обсуждаемых проблем государственного регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан - целесообразность разрешительных функций государства в форме лицензирования. Сегодня складывается двоякая ситуация: с одной стороны, руководители кредитных потребительских кооперативов граждан опасаются, что лицензирование может тормозить развитие кредитной кооперации, с другой стороны, они понимают, что это прямая мотивация населения принимать участие в деятельности рассматриваемых организаций, которая позволит повысить уровень доверия к этому финансовому институту.

Специфика деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан предполагает осуществление ограниченного числа финансовых услуг: выдачу займов и прием личных сбережений, на основании этого можно заключить, что рассматриваемая организация - финансовый институт, институт кредитования, который должен находиться под пристальным вниманием государства, в связи с чем использование механизма лицензирования представляется целесообразным. В этом случае государственное регулирование, построенное на балансе разрешительных и контрольных мер, позволит обеспечить достаточную защиту интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан без ущерба для деятельности кооператива и его развития.

Кроме того, Закон о КПКГ необходимо дополнить статьей, закрепляющей понятие государственной поддержки кредитных потребительских кооперативов граждан, которое следует определить, исходя из анализа норм действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, следующим образом: государственная поддержка кредитных потребительских кооперативов граждан - совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, осуществляемых в целях формирования, обеспечения, развития и функционирования устойчивой системы кредитной кооперации.

Для большей эффективности работы с рассматриваемыми организациями на федеральном уровне необходимо закрепить и конкретные меры государственной поддержки, которые возможно осуществлять. На взгляд автора настоящей работы, эти меры следующие:

) бюджетная субсидия (субсидирование затрат, связанных с выплатой вознаграждения за предоставленную банковскую гарантию и (или) поручительство по кредитному договору, либо субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам (займам), привлеченным кредитными потребительскими кооперативами граждан);

) государственная субвенция (для развития материальной базы);

) государственная гарантия (поручительство по кредитам, полученным кредитными потребительскими кооперативами граждан в коммерческих банках);

) налоговые и иные льготы (предоставление отсрочки, рассрочки уплаты налогов и сборов полностью или частично либо освобождение от их уплаты полностью или частично, в порядке или на условиях, которые определены законодательством);

) предоставление бюджетных ссуд;

) содействие в реализации инновационных и инвестиционных проектов кредитных потребительских кооперативов граждан (выделение грантов);

) принятие и реализация совместных проектов и программ органами государственной власти, органов местного самоуправления и кредитных потребительских кооперативов граждан;

) оказание информационной и информационно-методической поддержки деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан (организация конкурсов, содействие популяризации идей кредитной кооперации, с их информационным обеспечением).

Закрепление этих мер государственной поддержки на федеральном уровне будет способствовать дальнейшему и более глубокому взаимодействию органов государственной власти, местного самоуправления и кредитных потребительских кооперативов.

В литературе высказано мнение, что, учитывая значимость прогнозирования социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, следует в их планы и программы социально-экономического развития включать вопросы развития кредитной кооперации и очерчивать перспективы ее развития, что будет свидетельствовать об их заинтересованности в развитии данного экономико-правового института. В связи с этим можно предложить, что и форма контроля, которую необходимо закрепить в статье 27 Закона о КПКГ, должна быть едина: участие представителей органов государственной власти и местного самоуправления в выборных органах кредитных потребительских кооперативов граждан через подписание с ними договоров о социальном партнерстве, в которых могут закрепляться определенные меры поддержки из числа предложенных ранее в диссертационном исследовании.

Для повышения уровня контроля за деятельностью рассматриваемых организаций представляется, что на региональном уровне следует разработать нормативные правовые акты, регулирующие вопрос о надзоре и контроле за деятельностью кредитных потребительских кооперативов граждан, аналогичные Закону Волгоградской области от 27 мая 2002 г. N 706-ОД "О государственном контроле и надзоре за деятельностью кредитных потребительских кооперативов граждан". На местном уровне следует определить или создать подразделение, занимающееся вопросами деятельности и развития кредитных потребительских кооперативов граждан.

Исходя из специфики деятельности рассматриваемой организации как юридического лица и из практики его взаимодействия с государственной властью на уровне субъекта и на федеральном уровне, в частности в Волгоградской области, где функции контролирующего органа осуществляет подразделение исполнительного органа власти - Администрации Волгоградской области - Комитет экономики, можно высказать предложение, что в субъектах Российской Федерации уполномоченным органом следует определить администрацию или правительство, а на федеральном уровне государственное регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан должно осуществлять Министерство финансов Российской Федерации.

Определив уполномоченный федеральный орган, осуществляющий государственное регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан и исходя из целей и задач государственного регулирования, можно определить и возложенные на него функции. Исходя из этого, помимо закрепленного полномочия принимать нормативные правовые акты, имеющие обязательную силу для кредитных потребительских кооперативов граждан и их объединений, уполномоченный орган должен:

обобщать практику применения законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации и анализировать реализацию государственной политики в сфере деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан;

взаимодействовать с органами власти иностранных государств и международными организациями по вопросам регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан;

вести прием граждан, обеспечивать своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленные законодательством Российской Федерации сроки;

создавать государственную систему защиты интересов пайщиков кредитных потребительских кооперативов граждан;

осуществлять методологическое обеспечение финансово-хозяйственной деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, разработку рекомендаций по совершенствованию их деятельности;

собирать, анализировать и систематизировать информацию о деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан от региональных органов контроля и надзора;

организовывать и проводить научно-практические конференции и семинары по вопросам развития кредитной кооперации;

осуществлять иные функции в сфере государственного регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, если они предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации.

А также уполномоченный федеральный орган должен обладать правом:

запрашивать и получать информацию о деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, а также любую информацию, необходимую для осуществления его полномочий;

создавать координационные органы и совещательные органы, в том числе межведомственные, с привлечением экспертов, представителей организаций саморегулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан;

привлекать для проработки вопросов, отнесенных к его компетенции, научные и иные организации, специалистов в области кредитной кооперации, а также организации саморегулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан;

принимать и реализовывать совместные с кредитными потребительскими кооперативами граждан и органами местного самоуправления программы и проекты.

При этом нельзя забывать, что при осуществлении правового регулирования рассматриваемый орган, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не могут принимать решения, ограничивающие установленные Законом о КПКГ права граждан на объединение в рассматриваемые организации, а также права самих организаций и их членов (статья 29), за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации.

Нуждается в уточнении и само наименование кредитного кооператива. Так, в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о кредитных кооперативах граждан наименование кредитного кооператива должно содержать словосочетание "кредитный потребительский кооператив граждан". Правомерность такого наименования вызывает определенное сомнение, поскольку согласно ст. 7 Закона о банках ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций. Использование в наименовании кредитного кооператива подобного словосочетания воспринимается не иначе как указание на то, что такой кооператив имеет право на выдачу кредитов, то есть на осуществление одного из видов лицензируемых банковских операций, что является недопустимым.

Необходимость и полезность кредитных кооперативов не подлежит сомнению, однако, учитывая, что кредитные организации и кредитные кооперативы работают в одной и той же нише, с одной и той же категорией клиентов - населением, Е.Ю. Адушкина полагает, что регулирование деятельности кредитных кооперативов должно осуществляться в рамках единой банковской системы при условии обязательного лицензирования и правового регулирования как банковским, так и специальным кооперативным законодательством.

Такая необходимость вызвана и тем, что операции по кредитованию и сбережению денежных средств, осуществляемые кредитными кооперативами, оказались вне государственного контроля, вне рамок законодательства, обеспечивающего финансовую безопасность государства, и вне комплекса мероприятий по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Так, в соответствии с нормами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с последующ. изм. и доп.) (далее - Закон о противодействии легализации) обязательному контролю подлежат операции по предоставлению или получению кредита (займа), если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее. В то же время кредитные кооперативы не включены Законом о противодействии легализации в перечень организаций, выявляющих операции, подлежащие обязательному контролю. Таким образом, риск отмывания денег и финансирования терроризма повышается в случае осуществления вне банковской системы большого объема операций по предоставлению кредитными кооперативами кредитов (займов) или их получению членами кредитных кооперативов, при этом контрольные органы не имеют никакого представления о совершении таких операций.

Кроме того, сегодня требуются разработанные и утвержденные правила бухгалтерского учета и отчетности для кредитных потребительских кооперативов граждан. Назрела необходимость внесения изменений в главу 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", поскольку некоммерческие организации не имеют цели извлечения прибыли и не могут быть уравнены в налогообложении с иными организациями. Однако пока что налоговый учет не стандартизирован и бухгалтерский учет в кредитных потребительских кооперативах граждан ведется по правилам, действующим для коммерческих организаций. Подобная ситуация порождает споры с налоговыми органами, подрывает доверие к кредитной кооперации в общем и рассматриваемым организациям в частности.

Конституция Российской Федерации не запрещает субъектам Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы о контроле за деятельностью кредитных потребительских кооперативов граждан. Благодаря этому субъекты Российской Федерации имеют возможность принимать законы, направленные на защиту интересов членов названных организаций, но на сегодняшний день подобный акт законотворчества существует не во всех субъектах Российской Федерации. Этот пробел также нуждается в устранении, ведь специфика кредитных кооперативов как особого экономического и социального института требует адекватного правового регулирования процедур их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

С целью предотвращения появления новых финансовых пирамид в Госдуму РФ внесен законопроект, согласно которому кредитные потребительские кооперативы граждан обязаны отчитываться обо всех операциях перед Росфинмониторингом, а также страховать вклады граждан. По мнению участников рынка, реализация данной инициативы сможет очистить рынок и вернуть подорванное доверие россиян.

Итак, реализация вышеуказанных предложений позволит решить ряд проблем, связанных с несовершенством законодательной базы кредитных потребительских кооперативов граждан, послужит дальнейшему развитию данных кооперативов и в целом выстраиванию их эффективной системы.

Заключение

Особенности статуса кредитных потребительских кооперативов определяют особенности, как их правового регулирования, так и их взаимодействия с органами государственной власти. Государство не может отказаться от регулирования отношений в сфере финансов, даже кооперативных финансов, ввиду особой сложности и важности этой сферы отношений для каждого гражданина. Главные функции государства в сфере регулирования кредитной потребительской кооперации - нормативное регулирование, обеспечение защиты прав граждан, помощь развивающимся кредитным кооперативам. Наличие весомой государственной поддержки является залогом стабильности рассматриваемой организации, поскольку порождает доверие со стороны граждан, чьим интересам государство в итоге уделяет внимание и защищает их.

Однако государственное регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов значительно менее жесткое и детальное, чем регулирование деятельности банков и иных коммерческих финансовых институтов. Ведь у кооперативов иные, чем у коммерческих организаций, принципы осуществления деятельности и направления вложения аккумулированных денежных средств, иные пределы ответственности за нарушение обязательств в процессе ведения этой деятельности.

Специальным нормативным актом, положениями которого урегулированы отношения, возникающие в процессе создания, деятельности, реорганизации и ликвидации кредитных потребительских кооперативов граждан, является Закон о КПКГ.

Согласно Закону о КПКГ кредитный потребительский кооператив граждан - это потребительский кооператив, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Они могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан. Кредитный потребительский кооператив граждан как разновидность потребительских кооперативов не является коммерческой организацией. Статья 116 ГК РФ определяет потребительский кооператив как добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Закон о КПКГ конкретизирует цель кредитного кооператива - удовлетворение потребностей в финансовой взаимопомощи его участников.

Кредитная кооперация родилась изначально и возродилась в последние годы как "инициатива снизу". Поэтому Закон о КПКГ устанавливает базовые принципы взаимоотношений государства не только с отдельными кооперативами, но и с их объединениями, в том числе с теми, которые выполняют функции саморегулируемых организаций.

Кредитная кооперация постепенно занимает свое место в сфере потребительского кредитования и сбережения средств населения. В то же время огромный потенциал кредитной кооперации в России продолжает оставаться нераскрытым. Очевидно, что активное распространение финансовой взаимопомощи между гражданами способно существенно расширить их материальные возможности и благоприятно сказаться на экономической ситуации в стране. Закон о КПКГ закладывает фундамент правового регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов и их союзов. Однако сам Закон не лишен противоречий и недостатков. Поэтому первоочередной задачей государства является совершенствование и развитие законодательства о кредитных потребительских кооперативах в целях детального и непротиворечивого правового регулирования их деятельности. В противном случае оно столкнется лишь с последствиями деятельности очередных финансовых пирамид.

Список литературы

1.Адушкина Е.Ю. Кредитные кооперативы - участники рынка банковских услуг: [Текст] / Е.Ю. Адушкина // Юридическая работа в кредитной организации. - 2006. - N 1. - С. 34 - 37.

2.Байтенова А.А. Комментарий к Федеральному закону "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (постатейный): [Текст] / А.А. Байтенова. - М.: ЗАО "Юстицинформ", 2005. - 390 с.

.Грицай Н.В. Кредитная кооперация: проблемы правового регулирования: [Текст] / Н.В. Грицай // Цивилист. - 2007. - N 3. - С. 22 - 29.

.Губаюк В.Ю. Кредитные потребительские кооперативы граждан: вопросы государственного регулирования деятельности: [Текст] / В.Ю. Губаюк // Право и политика. - 2007. - N 12. - С. 29 - 33.

.Гудилина Ю. Кредитный кооператив - альтернатива банковскому займу?: [Текст] / Ю. Гудилина // Главный бухгалтер Консультант. - 2006. - N 19. - С. 29 - 34.

.Жаботинская Е.И. О кредитных союзах и кредитных кооперативах: [Текст] / Е.И. Жаботинская // Вестник АРБ. - 2004. - N 24. - С. 3740.

.Клинова М.В. Кооперативы в социальной экономике Франции и Европейского сообщества: [Текст] / М.В. Клинова // Кооперативы в индустриально развитых странах: Сборник обзоров. - М.: Изд. «МИК», 1992. - С. 117 - 121.

.Кредитная потребительская кооперация в процессе преобразования кредитной системы России: Материалы научно-практической конференции от 29 - 30 октября 2003 года. - Волгоград: Станица-2, 2004. - 289 с.

.Любомудров, Д.В. Небанковские кредитные организации как инструмент повышения инвестиционной привлекательности российских проектов // www.antax.ru/library/nebankovskie_kred.htm <#"justify">.Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: [Текст] / учеб. пособие для студентов высш. и средних кооперативных учеб. заведений. - М.: БЕК, 1999. - 290 с.

.Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: [Текст] - Т. 25, Ч. 1, С. 484.

.Пулова Л.В. Кредитные организации. Виды кредитных организаций: [Текст] / Л.В. Пулова // Банковское право. - 2008. - N 1. - С. 34 - 40.

.Смирнов Е.Е. Предлагается новая редакция Закона о кредитных потребительских кооперативах граждан: [Текст] / Е.Е. Смирнов // Банковский ритейл. - 2007. - N 4. - С. 34 - 39.

.Тарасенко О.А. Небанковские кредитные организации: современное состояние и перспективы развития: [Текст] / О.А. Тарасенко // Предпринимательское право. - 2007. - N 3. - С. 22 - 28.

.Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 гг.: [Текст] / под ред. О.И. Чистякова. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. - 654 с.

.Шастин Д. Кредитные потребительские кооперативы граждан: [Текст] / Д. Шастин // Правосудие в Восточной Сибири. - 2002. - N 1 - 2. - С. 31 - 35.

.Шевель И.Б., Балюк И.А. Финансово-кредитные рычаги регулирования экономики в КНР: [Текст] / И.Б. Шевель. Ч. 1 // Проблемы экономического развития и сотрудничества в Северо-Восточной Азии: информационные материалы. - М.: Изд-во "Республика", 1996 - 1997. - С. 44 - 64.

.Щепотьев А.В. Привлечение денежных средств небанковскими организациями: [Текст] / А.В. Щепотьев // Право и экономика. - 2007. - N 1. - С. 44 - 50.

.Шилова Н.П. Организационно-правовые основы сельскохозяйственной кредитной кооперации в зарубежных странах: [Текст] / Н.П. Шилова // Труды филиала МГЮА в г. Вологде (выпуск первый). - Вологда, 2004. - С. 141 - 142.

.Черненко Т.И., Черненко Е.В. Кредитные потребительские кооперативы граждан: процедуры проведения ревизии: [Текст] / Т.И. Черненко и др. // Аудиторские ведомости. - 2006. - N 8. - С. 45 - 48.

.Чернов К.В. Развитие кооперативного движения и законодательства Испании: [Текст] / К.В. Чернов // Право и политика. - 2002. - N 9. - С. 133 - 140.

.Чиркин В.Е. Государственное управление: [Текст] / В.Е. Чиркин. - М.: БЕК, 2003. - 456 с.

.Экономическая история капиталистических стран: [Текст] / под ред. Ф.Я. Полянского, В.А. Жамина. - М.: НОРМА, 2001. - 567 с.

.<#"justify">.www.europa.eu.int/smartapi <#"justify">.<#"justify">.www.volganet.ru/economics <#"justify">.#"justify">Приложение

Таблица 1 - Отличия кредитного кооператива от коммерческого банка

Кредитные кооперативы Коммерческие банки Цель Удовлетворить потребности членов кооператива в производственном кредите Принести прибыль акционерам банка Собственность Члены кредитного кооператива являются и его клиентами, и его собственниками Собственниками являются акционеры банка Организационная форма Потребительский кооператив Акционерное общество Управление Каждый член кооператива имеет один голос независимо от внесенного пая и может влиять на принимаемые решения Акционеры управляют банком пропорционально числу акций, которые могут быть проданы на внешнем рынке; клиенты банка никак не влияют на процесс принятия решений Распределение прибыли Отчисления в фонд производственного кредитования, выплаты членам кооператива Дивиденды акционерам Источники собственного капитала Паевые взносы членов кооператива, доходы от деятельности Взносы акционеров в уставный капитал, прибыль Предоставляемые услуги Кредиты членам кооператива, иногда хранение их сбережений и расчетно-финансовые услуги Кредиты всех видов, расчетные счета физических и юридических лиц, другие виды услуг (более широкий диапазон деятельности) НалогообложениеНалог на прибыль на уровне кооператива не взимается, им облагаются совокупные доходы членов кооператива от всех видов деятельности Взимается налог на прибыль банков

Похожие работы на - Правовое регулирование кредитных потребительских кооперативов граждан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!