Кредитные кооперативы и микрофинансовые организации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,17 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кредитные кооперативы и микрофинансовые организации

Оглавление

Введение2

Глава 1. Законодательные основы кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций5

Глава 2. Кредитные кооперативы и микрофинансовые организации: сходства и различия12

Глава 3. Проблемы и перспективы развития кредитных кооперативов в России19

Заключение30

Список использованной литературы32

Введение

кредитование небанковский кооператив микрофинансовый

Прежде всего, дадим определение понятию «кредитная организация» - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции.

Кредитные организации подразделяются на две группы - банки и небанковские кредитные организации.

Банки - это кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять следующие банковские операции в совокупности: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование); открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Коммерческие банки аккумулируют и мобилизуют денежный капитал, осуществляют посредничество в кредите, проверяют расчеты и платежи в хозяйстве, организуют выпуск и размещение ценных бумаг, оказывают консультационные услуги.

Небанковские кредитные организации - это кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством. Сочетание этих операций устанавливает Банк России. К специализированным банковским институтам, действующим по лицензии, относятся: брокерские и дилерские фирмы; инвестиционные и финансовые компании; пенсионные фонды; кредитные союзы; кассы взаимопомощи, ломбарды; благотворительные фонды; лизинговые и страховые компании. Основные формы деятельности этих учреждений сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через различные акции, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.

Принципы кредитования - целевое использование, срочность, возвратность, платность, обеспеченность - в наиболее полном варианте применяются в банке. Банковские кредиты в редких случаях бывают нецелевыми, необеспеченными. Этими двумя принципами банк пренебрегает при сравнительно небольших объемах кредитов, предоставляемых надежным заемщикам, подтвердившим качество кредитной истории. Срочность, возвратность и платность - незыблемые принципы банковской кредитной организации.

Небанковские кредитные организации имеют свои преимущества, несмотря на ограниченность перечня разрешаемых операций (вполовину меньше, чем для банка). Небанковские кредитные организации все же имеют возможность оказывать достаточно широкую номенклатуру услуг своим клиентам. Они достаточно устойчивы именно по причине ограниченного перечня оказываемых услуг и не подвержены большинству банковских рисков. По законодательству небанковские кредитные организации имеют право на размещение привлеченных денежных средств клиентов с использованием банковских инструментов, имеющих нулевой коэффициент риска, в том числе предоставлять кредиты на завершение расчетов по совершенным сделкам, в порядке, установленном Центральным Банком РФ. Банки, в свою очередь, размещают привлеченные денежные средства клиентов от своего имени и за свой счет с использованием различных банковских инструментов.

Цель данной курсовой работы - раскрыть теоретические и правовые аспекты деятельности кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

определить правовые основы деятельности кредитной кооперации, а также микрофинансовых организаций;

выявить сходства и различия в формах организации кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций;

определить основные проблемы современного состояния системы кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций.

Предметом исследования явились экономические отношения и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций.

При написании данной работы использовался обширный научно-практический материал отечественных авторов. Проблемам кредитной кооперации посвящены работы многих российских исследователей, их работы внесли важный вклад в представления о кредитной кооперации. Наиболее часто использовались труды по общей теории кооперации И. Бубнова, А.В. Чернышовой, В.Меркуловой, М.Ф. Шкляра и т.д.

Курсовая работа включает: введение; 3 главы; заключение; список использованных источников и литературы

Глава 1. Законодательные основы кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций

Правовые основы микрофинансовой деятельности, а также деятельности кредитных кооперативов определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и соответствующими законами.

В соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ от 18 июля 2009 года «О кредитной кооперации» кредитным потребительским кооперативом называется добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

«Кредитный кооператив - некоммерческая организация. Поэтому он не платит большую часть налогов. Общие принципы работы у всех видов кредитных кооперативов одинаковые. Главной целью их является обеспечение своих членов финансовыми ресурсами, которые могут быть использованы для разных нужд - покупок потребительских товаров, недвижимости, вложения в бизнес. По нынешнему законодательству деятельность кредитных кооперативов не подлежат лицензированию, и потому они могут выдавать не кредиты, а займы (ссуды), что разрешено Гражданским Кодексом любому физическому и юридическому лицу».

Таким образом, кредитные кооперативы можно считать достаточно стабильным субъектом финансового рынка. Причина этого кроется в том, что деятельность кредитных кооперативов ограничена законом - кооперативы привлекают сбережения своих членов исключительно для предоставления займов только своим же членам. Основой финансовой устойчивости кредитного кооператива является соблюдение баланса между привлечёнными средствами и предоставленными займами. Перекос как в одну, так и в другую сторону может послужить причиной финансового краха кооператива.

Правовыми основами создания и деятельности кредитных кооперативов являются:

. Гражданский кодекс Российской Федерации.

. Федеральный закон № 190-ФЗ от 18.07.2009 г. «О кредитной кооперации», в котором определены правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов. Действие данного закона не распространяется на сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и их объединения.

. Федеральный закон № 117-ФЗ от 07.08.2001 г. «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Предметом регулирования данного закона являются отношения, возникающие в процессе создания, деятельности, реорганизации и ликвидации кредитных потребительских кооперативов граждан. Он закрепляет принципы, ограничения и особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, права и обязанности членов кредитных потребительских кооперативов граждан, предусматривает меры по защите интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан, регулирует взаимодействие кредитных потребительских кооперативов граждан и органов государственной власти.

. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. №717 г. Москва «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации».

Микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность.

Микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.

Микрофинансирование физических лиц проводится при предоставлении самой полной информации о выплатах и их сроках. То есть каждый человек должен получить полную информацию о суммах выплат и сроках до подписания соответствующего договора. Кроме того, согласно закону на преждевременное погашение долга не налагается штраф.

Микрофинансирование физических лиц оставляется на усмотрение каждой конкретной организации. То есть после рассмотрения заявки на предоставление финансовых средств, компания может отказать в предоставлении средств без объяснения причины.

Закон о микрофинансировании был принят 23 июня 2010. Этот закон упорядочил деятельность организация по предоставлению кратковременных кредитов без залога и поручительства.

В соответствии с «Информационным письмом ВАС РФ от 10.08.1994 N С1-7/ОП-555 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» нерегулярная деятельность по временному представлению финансовых средств организации даже на условии возврата с процентами не требует лицензирования. Много хуже обстояло дело с регулярными займами.

Закон о микрофинансировании, созданный в свете программы по развитию и поддержке малого бизнеса, установил порядок регистрации и деятельности микрофинансовых организаций. Микрофинансовые организации не только получили официальный статус, но и стали подконтрольны Министерству финансов РФ, благодаря чему зарегистрированная микрофинансовая организация получила юридическую поддержку, а микрофинансирование физических лиц приобрело более безопасный характер. Выиграли все: и организации, готовые предоставлять деньги в долг, и заемщики, риски которых также стали ниже.

Также деятельность микрофинансовых организаций регламентируется:

. Постановленим Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1149 г. Москва «О мерах по реализации Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»»

. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2012 г. № 37н «Об утверждении форм и сроков представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации», который утверждает

форму отчета о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации (Приложение N 1), форму отчета о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации (Приложение N 2), сроки представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации (Приложение N 3).

. Постановленим Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации», который обеспечивает передачу Федеральной службе по финансовым рынкам сведений из государственного реестра микрофинансовых организаций, государственного реестра кредитных потребительских кооперативов, государственного реестра саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, а также документов, связанных с выполнением государственных функций в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности.

. Приказом Минфина России от 19 апреля 2011 г. № 43н «Об утверждении экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов», который утверждает экономические нормативы достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов.

. Приказом Минфина России от 3 марта 2011 г. № 26н «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра микрофинансовых организаций», который разработан в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151 -ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»: введение государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

. Микрофинансовые организации входят в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В связи с этим, они обязаны исполнять все требования законодательства о противодействии легализации, в том числе по специальному обучению персонала. Эти требования указаны в Приказе Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 (ред. от 01.11.2010) «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Таким образом, на федеральном уровне нормативная база регулирования микрофинансовой деятельности базируется на Гражданском кодексе РФ, где определено положение потребительских кооперативов, некоммерческих организаций, а так же урегулированы основные виды договоров, в частности, договоры займа и кредита, договор поручения, на Федеральном законе «О кредитной кооперации» и на Федеральном законе «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Кроме того действует ряд федеральных законов, определяющих статус, цели деятельности и другие условия работы отдельных участников микрофинансового рынка. Нами собрана нормативно-правовая база документов, сопряженных с деятельностью микрофинансовых организаций:

Гражданский кодекс Российской Федерации - 1 часть;

Гражданский кодекс Российской Федерации - 2 часть;

ФЗ «О кредитной кооперации» от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ;

ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ;

ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ в редакции от 24.07.2008 N 161-ФЗ;

ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года N 395-1 в редакции от 27.10.2008 N 175-ФЗ;

ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 в редакции от 21.03.2002 N 31-ФЗ;

ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ в редакции от 19.07.2009 N 205-ФЗ;

ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации « от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ в редакции от 02.08.2009 N 217-ФЗ;

ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции от 27.10.2008 N 175-ФЗ;

ФЗ «О персональных данных» 27 июля 2006 года N 152-ФЗ в редакции 25.11.2009 N 266-ФЗ;

ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 года № 102-ФЗ в редакции от 17.07.09г. № 166-ФЗ;

ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами 3 июня 2009 года № 103-ФЗ в редакции от 28.11.2009 N 289-ФЗ;

ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 21 июля 1997 года № 122-ФЗ в редакции от 17.07.2009 N 174-ФЗ;

ФЗ «Об исполнительном производстве» 2 октября 2007 года N 229-ФЗ в редакции от 27.09.2009 N 226-ФЗ;

ФЗ 2О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ в редакции от 17.07.2009 N 163-ФЗ;

ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ в редакции от 18.07.2009 N 181-ФЗ;

ФЗ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года N 2300-1 в редакции от 23.11.2009 N 261-ФЗ;

ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ в редакции от 27.09.2009 N 228-ФЗ;

ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ в редакции от 28.04.09г. № 62-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. N 178 «О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства».

Нормативные акты ведомств:

Приказ Минэкономразвития РФ от 30 января 2009 г. N 31 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» в редакции Приказа от 20.03.2009 N 94;

Приказ Минюста РФ от 31 марта 2009 г. N 96 «Об утверждении административного регламента исполнения министерством юстиции российской федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»;

Приказ Минюста от 31 марта 2009 г. N 97 «об утверждении административного регламента исполнения министерством юстиции российской федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений»;

Центральный Банк РФ 3 октября 2002 г. N 2-П «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» в редакции Указаний от 22.01.2008 N 1964-У;

Центральный Банк РФ 24 декабря 2004 г. N 266-П «Положение Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» в редакции Указаний от 23.09.2008 N 2073-У;

Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Письмо от 1 апреля 2008 г. N 01/2973-8-32 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей в сфере предоставления кредитов»;

Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Письмо от 24 июля 2008 г. N 01/7907-8-27 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей в сфере предоставления кредитов (дополнение к письму от 01.04.2008 № 01/2973-8-32)».

Судебная практика

Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона "Об исполнительном производстве"в случае возбуждения дела о банкротстве»;

Постановление Пленума ВАС РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» в редакции от 11.05.2007 N 24.

Глава 2. Кредитные кооперативы и микрофинансовые организации: сходства и различия

В России набирают силу процессы естественной дифференциации и структурирования все усложняющегося финансового рынка. В последние годы они стали заметны не только в банковском секторе, но и за его пределами - в среде иных финансово-кредитных организаций (кредитных кооперативов, лизинговых и факторинговых компаний, частых и государственных фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и пенсионных фондов, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг).

На сегодняшний день в системе институтов кредитования сформировалась группа организаций, для которых важнейшей проблемой является поиск источников средств для расширения кредитной деятельности. Среди столкнувших с данной проблемой организаций следует выделить:

частные фонды поддержки малого бизнеса, созданные на целевые средства спонсоров и учредителей,

муниципальные и государственные региональные фонды поддержки малого бизнеса, перспективы, развития которых связаны, в том числе, с ходом реформы местного самоуправления,

кредитные кооперативы второго (регионального) и третьего (федерального) уровня, потенциально способные аккумулировать средства, объем которых сравним с показателями малых и средних кредитных организаций.

Одним из возможных путей решения проблемы нехватки ресурсной базы могла бы стать трансформация перечисленных институтов в небанковские кредитные организации (НКО).

Второй важный аспект проблемы НКО касается перспектив создания системы распределения кредитных рисков при кредитовании малого и среднего бизнеса. Используя механизмы банковских гарантий, составной частью такой системы могли стать «банки поручительств», осуществляющие операции, алогичные деятельности германских Burgschaftbanken.

Третий существенный аспект проблемы НКО связан с завершением процесса отбора банков в систему страхования вкладов и определением судьбы банков, оставшихся за ее пределами.

И наконец, четвертая причина, связанная с ростом актуальности темы НКО, проистекает из запросов нарождающегося финансового бизнеса. Так, по мнению экспертов, в форме НКО специального вида в России могли бы функционировать дилинговые центры, оперирующие на рынке FOREX. Данная организационная форма может быть также интересна для организаций, занимающихся факторинговой деятельностью или приемом платежей граждан. Более того, учитывая международный опыт, для отдельных видов НКО можно было бы допустить одновременное осуществление страховой или торговой деятельности (совмещение видов деятельности).

Внимательный анализ темы НКО невозможен без окончательного ответа на вопрос о строгом разграничении класса кредитных организаций и прочих финансовых организаций, включая кредитные кооперативы всех видов, факторинговые организации, фонды поддержки и т.д.

Комплексный подход состоит в том, чтобы объединить все действующие финансовые организации в единую архитектуру, единую финансовую систему, в которой первый группа сформирована микрофинансовыми организациями; вторая группа представлена НКО/СКО различных видов, а третья группа образована собственно банками (кредитными институтами в европейском смысле). При этом следует принимать во внимание, что в каждую из групп включается большое число разнообразных институтов, различающихся как организационно-правовой формой, так и перечнем совершаемых операций. Основанием группировки этих институтов является сходство режимов регулирования и надзора со стороны уполномоченного органа (Банка России): фактическое отсутствие надзора в отношении первой группы, жесткое регулирование, надзор и максимально полная отчетность для третьей группы и некоторое «промежуточное положение» - для второй группы.

Место НКО в финансовой системе и их экономическая функция могут быть наглядно показаны на примере построения системы кредитования малого бизнеса. Проблема поиска «промежуточной ступени» между универсальным банком и кредитным кооперативом (микрофинансовой организацией и пр.) в данном случае стоит особенно остро, поскольку сегмент потенциальных НКО занимает срединное положение и обеспечивает связь между различными уровнями системы кредитования. В его отсутствии все множество финансовых посредников распадается на две практически не взаимодействующие части. Вторая крупная проблема связана с отсутствием адекватных организационно-правовых и договорных форм, используемых в схемах распределения кредитного риска (гарантийные фонды, «банки поручительств», кредитные деривативы, страхование кредитных пулов и т.п.).

Одним из основных микроэкономических параметров, позволяющих обосновать различия в подходах к регулированию банков и НКО, является отношение собственного капитала организации к заемным средствам. В случае запрета на привлечение депозитов и ограничение иных операций по привлечению заемных средств, по нашему мнению, невозможно обосновать требования к собственному капиталу НКО, отличные от требований, предъявляемых к (коммерческим) предприятиям, которые занимаются любым иным видом деятельности (производством, торговлей и т.д.). Более сложным представляется вопрос о требованиях к собственному капиталу НКО, наделенных правом привлекать депозиты от юридических лиц.

Анализируя деятельность НКО, осуществляющих деятельность по кредитованию малого и среднего бизнеса, можно прийти к следующим выводам. По сравнению с размером кредитного риска можно пренебречь рыночным риском, а также процентным и операционным рисками. Учитывая полное отсутствие или минимальный объем операций, относящихся к торговым книгам (trade book), допустимо освобождение данного вида организаций от определения норматива достаточности капитала и замена его коэффициентом платежеспособности (Solvenz) (Директива ЕС 89/647/ЕЕС о коэффициенте платежеспособности). Кроме того, пересмотра заслуживает подход к рискам ликвидности НКО и снижения числа соответствующих нормативов.

Главной задачей банковского регулирования является ограничение излишне рискованной банковской деятельности в рыночной экономике, основанной на свободной конкуренции. Кредитная организация создается на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или общество с дополнительной ответственностью) и совершает банковские операции на основании лицензии на осуществление банковских операций, выданной ЦБ.

Правовое регулирование различных форм кредитных кооперативов осуществляется несколькими специальными законодательными актами.

В ст.116 ГК РФ дается понятие потребительского кооператива, относящегося к некоммерческим организациям. Потребительский кооператив - это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Потребительский кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Вместе с тем на членов кооператива возлагается обязанность покрывать образовавшиеся у кооператива убытки путем внесения дополнительных взносов. Члены кооператива несут солидарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса.

Исходя из определения кредитного кооператива, а также исследуя законодательство в этой сфере, можно выделить несколько видов кредитных потребительских кооперативов, существующих в России. К ним относятся:

кредитные потребительские кооперативы граждан,

сельскохозяйственные кредитные кооперативы,

общества взаимного кредитования.

Микрофинансирование может осуществляться любыми организациями: банками, небанковскими кредитными организациями, кредитными кооперативами, кредитными союзами, обществами взаимного кредитования, различными (государственными или частными) фондами. В настоящее время сложилась система индивидуального правового регулирования каждого из вышеуказанных институтов, что приводит к выводу о необходимости более глубокого изучения вопроса о целесообразности формирования унифицированной правовой базы «микрофинансовой деятельности».

Гражданский кодекс РФ не устанавливает никаких специальных требований или ограничений ни к займодавцу, ни к заемщику (статья 807 ГК РФ). Для коммерческих и некоммерческих организаций, выдающих займы за счет собственных средств, не требуется специального разрешения, регламентирующего их деятельность - достаточно общей правоспособности, дающей право на предоставление займов.

Таким образом, черты сходства и различия кредитного кооператива и микрофинансовой организации представим в виде таблицы

Таблица 1

Черты сходства и различия кредитного кооператива и микрофинансовой организации

ПризнакиКредитный кооперативМикрофинансовая организацияОрганизационно-правовая формапотребительский кооперативлюбаяПризнакиКредитный кооперативМикрофинансовая организацияЛицензирование деятельностинетнетЗаймодательнекоммерческая финансовая организациянекоммерческая финансовая организацияисточники формирования финансовых средствсредства своих членов-пайщиковучредители, частные инвесторы или кредиты банковЦелевая аудиториячлены кредитного кооперативаначинающие субъекты малого предпринимательстваСредняя сумма займа100 тыс. руб.250 тыс. руб.Средняя ставка займаоколо 29 % на срок до одного года с ускоренным процессом оформления и индивидуальным обеспечением а также с гибким графиком и возможностью досрочного гашенияоколо 19.9 % плюс 2% коммисионных на срок до 2 летПризнакиКредитный кооперативМикрофинансовая организацияОграничение правоспособностипривлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады; открывать, вести банковские счета, осуществлять расчеты по поручению физических лиц; покупать и продавать наличную иностранную валюту; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; выдавать банковские гарантии.Цель доходадоходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членамидоходы направляются исключительно на социальные цели, например: благотворительные, культурные, образовательные или научные, а также на цели дальнейшего осуществления микрофинансовой деятельностиОрган регулированиянетнетОрган надзоранетнетТребования к собственному капиталунетнетПризнакиКредитный кооперативМикрофинансовая организацияТребования к активамнетнетТребования к руководствунетнетУчастие в системе страхования вкладовнетнет

Таким образом, кредитный кооператив и микрофинансовая организация являются некоммерческой финансовой организацией. В этом их сходство. Также для них отсутствуют орган регулирования и орган надзора. Отсутствуют установленные законом требования к активам и требования к руководству. Как у небанковских кредитных организаций у них общие ограничения (привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады; открывать, вести банковские счета, осуществлять расчеты по поручению физических лиц; покупать и продавать наличную иностранную валюту; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; выдавать банковские гарантии). И те, и другие организации не участвуют в системе страхования вкладов. Однако, микрофинансовые организации являются более открытой и гибкой системой: источниками формирования финансовых средств могут быть не только средства своих членов, но и учредителей, инвесторов и банков. К тому же, займы в кредитных кооперативах выдаются исключительно членам кооператива, а в микрофинансовых организациях - внешним субъектам.

Глава 3. Проблемы и перспективы развития кредитных кооперативов в России

Риски, связанные с кредитованием бизнеса, серьезно отличаются от рисков потребкредитования.

То, что сегодня микрокредиты, бизнес-кредиты выдаются как потребительские кредиты, отрицательное явление, т.к. они не были оценены. При росте доли таких кредитов до определенного уровня это может сказаться на возвратности, потому что любое изменение бизнес-климата не учитывается и с заработной платой, по которой идет возврат потребкредита, не связано.

Сектор микрофинансирования активно развивается на протяжении последних 5-6 лет. Он включает в себя микрофинансовые организации, разные виды финансовых небанковских институтов. Это, в первую очередь, кредитные кооперативы, финансовые институты с коллективным членством, это специализированные некоммерческие финансовые организации, такие как фонды поддержки предпринимательства, коммерческая микрофинансовая организация или частная микрофинансовая организация, которые не являются кредитными, поскольку не привлекают депозиты населения, не размещают привлеченные средства в кредиты.

Достигнут эффект темпа роста рынка - это результат той политики, которая выбрана в качестве определяющего подхода к развитию этого рынка пять лет назад, соответственно это политика или стратегия комплексного развития рынка. В некоторых странах фокусы были сделаны на отдельных секторах, например, на секторе кредитной кооперации или банковском секторе. Когда нет альтернативы, когда нет возможности компенсировать риски, накапливающиеся в одних секторах за счет других секторов, конечно, это приводит к определенным перекосам. Бесконтрольное развитие любого из указанных секторов никогда не приводит к полному успеху. В нашей стране выбран путь формирования многосторонней системы предоставления финансовых услуг микробизнесу. В этом плане наш рынок является одним из наиболее интересных в мире с точки зрения его структуры. Если говорить о некоторой динамике рынка, то можно констатировать, что рынок растет достаточно быстро. Связано это в первую очередь с тем, что существует законодательство, которое создает базовое состояние для развития соответствующих сегментов - это первое. Второе - произошло некоторое накопление эффекта доверия со стороны населения.

Насколько количественный рост кредитных кооперативов сопровождается качественными изменениями, насколько структура их деятельности и квалификация менеджмента удовлетворяют тем требованиям, которые предъявляются к работе по сбережению пайщиков - это вопрос. Существует несколько примеров областей в России, где административно можно создать с нуля и 300 кредитных кооперативов, но они исчезнут, как только закончится внешняя поддержка. Безусловно, это не путь. Тем не менее, развитие рынка можно охарактеризовать как положительное, в достаточной степени быстрое и устойчивое. На сегодня совокупный размер рынка можно оценить примерно в 600-700 млн. долларов. Имеется в виду рынок небанковского финансирования в суммах до 10 000 долларов на одного заемщика. И цифра с учетом ежегодного удвоения в 2007 году перешагнет миллиард, в этом нет никаких сомнений. Если говорить о тенденциях, к которым рынок подошел, или о некоторых рисках, с которыми рынок на сегодняшний момент сталкивается, то в качестве основного риска выделяется то, что развитие рынка опережает скорость развития регулирования. Хорошо, что 5-6 лет назад регулирование было максимально гибким в этом секторе. Но сегодня, если в качестве примера мы возьмем кредитную кооперацию, то увидим ту обеспокоенность, которую испытывают добросовестные кредитные кооперативы, их желание быть в большей степени защищенными от мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка, быть в большей степени защищенными от произвола со стороны административных органов. Кстати, этот сектор сталкивается примерно с теми же административными барьерами, с которыми сталкивается и малый бизнес.

Развиваясь, рынок требует создания многоуровневой системы. Он постепенно переходит к двух-, трехуровневой системе, и для такого рода институтов или отношений необходимо более продвинутое регулирование рынка, чем то, которое есть на сегодняшний момент. В этом плане также ведется достаточно большая работа: и Госдума, и правительство рассматривают целый комплекс законопроектов, связанных с развитием рынка микрофинансирования. В частности, это законы о кредитной кооперации, изменения в законе о кредитно-потребительской кооперации граждан, который предусматривает определенную систему делегирования надзора и который регулирует деятельность многоуровневой системы кредитной кооперации, формирует определенные фонды ликвидности и поддержания финансовой стабильности систем. С другой стороны, не надо здесь перегибать палку и стремиться к установлению надзора, сопоставимого по масштабам и формам с банковским, поскольку эти институты, их деятельность и управление совершенно различны. Если бы кредитные кооперативы, например, регулировались так же, как регулируется банковский сектор, то они тоже не в состоянии бы были обслуживать маленькие населенные пункты и предоставлять финансовые услуги. Поэтому подход к регулированию, а особенно к надзору должен быть очень взвешенным, учитывающим специфику деятельности различных микрофинансовых институтов и те источники формирования средств и правления, которые присуще той или иной организационно-правовой форме. Эффективность работы банков в этом сегменте ничем не сдерживается, кроме доброй воли. Технологии есть, деньги есть. Больше того, появляются новые интересные формы сотрудничества. В частности, появляется все больше примеров взаимодействия банков и микрофинансовых организаций. К этому есть на сегодняшний момент все предпосылки. С точки зрения экономики это достаточно целесообразный и выгодный вид сотрудничества, поскольку ставки, которые банки могут устанавливать, достаточно низкие, чтобы затем выдавать микрокредиты малому бизнесу с определенной маржой. При этом все довольны, поскольку в микрокредитовании процентная ставка - далеко не самое главное, больше того, в микробизнесе рентабельность на порядок выше, чем в крупном бизнесе. Ему на много важнее удобство получения денег и их доступность. Все-таки это очень большой рынок с точки зрения объемов, с точки зрения количества людей и количества субъектов бизнеса, которые проявляют заинтересованность в микрофинансировании. Если представить малый бизнес в форме пирамиды, то тот малый, средний бизнес, который наиболее интересен банкам - это верхняя часть пирамиды. А люди, которым нужно по две, две с половиной, три тысячи долларов в регионах (это маленькая сумма на одного заемщика, но в совокупности это многие миллионы людей) - это как минимум 4-5 млн. субъектов, которые предъявляют спрос на подобные ресурсы. Безусловно, еще остается очень большая незанятая ниша.

Если поставлена задача быстро решить проблемы кредитования малого бизнеса, то нужно немного отойти в сторону от классики и подумать, какими инновационными путями можно справиться с этой проблемой в течение 2-5 лет. Для этого нужно глубже посмотреть на структуру самой проблемы. Ведь дело здесь не только в нежелании предоставлять кредитно-финансовые или микрофинансовые услуги малому бизнесу. Более того, нежелание в последние годы практически отсутствует на рынке.

На первое место выходит другая проблема. Это проблема физического доступа к услуге. Дело в том, что плотность банковских филиалов в России на порядок меньше, чем в США и странах ЕС. И при всем желании банк никак не может предоставить микрокредит в том месте, где его просто-напросто нет. Это совершенно невозможно с точки зрения затрат и с точки зрения эффективности такого бизнес-процесса. Соответственно возникает вопрос, как нам охватить или создать систему, которая сможет в достаточно короткий промежуток времени охватить 65 млн. человек в России, которые лишены доступа к банковским или вообще к финансовым услугам. Конечно, здесь уже речь идет не только о малом бизнесе, но и о рознице, тем не менее микробизнес - это достаточно близкая вещь к рознице. Очень многие люди из числа малообеспеченных, особенно в сельских районах, безусловно, были бы рады возможности начать свой собственный бизнес. Но сдерживает их не в последнюю очередь невозможность получить финансовые ресурсы.

Говоря о перспективах развития системы предоставления финансовых услуг в тех местах, где нет банковских филиалов, обратимся к концепции дистанционного банкинга. Система предоставления финансовых услуг дистанционна. И опыт других стран мира показывает, что именно здесь может скрываться для нас достаточно эффективный путь, поскольку, например, та же Бразилия в течение трех лет в 5 раз увеличила количество охвата розничных клиентов. На Филиппинах на сегодня охват мобильным банкингом населения практически составляет 70%, когда еще шесть лет назад у них совсем не было банковской системы как таковой. На самом деле путь достаточно прост. Если клиент не может прийти в филиал, и если филиал не может прийти к клиенту, то услугу нужно вывезти за пределы филиалов.

Есть две модели дистанционного базового банкинга, в котором ядром выступает банк, а оператором - нефинансовая организация, например, мобильный оператор или интернет-банкинг. Для России наиболее предпочтительной является именно эта модель, т.к. банковский сектор все-таки достаточно развит, по сравнению с Филиппинами или Бразилией, чтобы быть ядром или движущей силой системы. Работает она достаточно просто. Банку для этого необходимы розничные агенты, которые были бы в состоянии продавать финансовые услуги на местности. В качестве таких агентов в самом общем подходе может выступать неограниченный круг организаций. Нужно, чтобы они имели хорошую филиальную сеть. Но, безусловно, микрофинансовые организации выступают наиболее предпочтительным типом агентов, как показывает опыт Индии, поскольку их персонал в достаточной степени финансово грамотен, для того чтобы эти финансовые услуги продавать.

Риски, безусловно, здесь есть: операционный, кредитный, юридический, имиджевый, риск ликвидности. Но не так уж это все и страшно, как на первый взгляд может показаться, поскольку большинство рисков минимизируется тем, что размер каждого займа достаточно маленький.

С точки зрения финансов или экономики эта модель чрезвычайно эффективна, поскольку стоимость открытия одной розничной точки по агентскому методу составляет всего 0,5% от стоимости открытия филиала или точки продаж банка. Кроме того, использование такой модели побуждает финансово-кредитную систему в целом к использованию новых технологий. Например, мобильный банкинг - достаточно легкий и эффективный путь доступа к своему счету, переводам, платежам и кредитам с использованием мобильного телефона. Для их обналичивания может использоваться банковский агент, микрофинансовая организация либо какая-то другая структура.

Через пару лет мы увидим, что система дистанционного банкинга весьма привлекательна. Для того чтобы эта система заработала, конечно, нужно соответствующее законодательство и регулирование.

Экономика России стабильно и динамично развивается, в результате чего происходит постепенная трансформация рыночных отношений, затрагивающая все субъекты рынка, среди которых существенное место занимает система организаций потребительской кооперации.

На рынках, где традиционно представлена потребительская кооперация, происходит активное укрепление позиций средних и крупных участников и их объединений. Развиваются системы управления в торговле и производстве потребительских товаров.

Укрепление позиций крупных торговых организаций, в значительной степени обеспечивающих торговлю за счёт импорта продовольственной продукции, приводит к созданию угрозы безопасности Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения.

Крайне медленно восстанавливается уровень материального обеспечения, культурно-бытового обслуживания и защиты сельского населения, удовлетворения повседневных потребностей.

Развитие рыночных отношений сопровождается конкуренцией, стремлением к повышению экономической эффективности деятельности, в том числе за счёт снижения внимания к социальной сфере, особенно в сельских и удалённых поселениях.

Потребительская кооперация России является одной из крупнейших систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывающих социальные и бытовые услуги населению, производящих сельскохозяйственную продукцию. Потребительская кооперация России насчитывает более 175 лет истории, обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом.

Несмотря на то, что в силу сложностей переходного периода конца 80-90-х годов ХХ века кооперация утратила многие политические и экономические позиции, усилиями работников потребительских обществ и союзов, других организаций удалось сохранить единство и целостность, непрерывность традиций и взаимодействия, значительную материально-техническую базу.

Всё это - достаточные предпосылки к активному развитию потребительской кооперации на единой идеологической, политической, экономической и организационной основе.

Главным условием динамичного и стабильного развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлечённых групп: потребителей товаров и услуг - основы экономического развития, работников потребительской кооперации - движущей силы системы потребительской кооперации, пайщиков - социальной основы потребительской кооперации.

Интересы потребителей товаров и услуг потребительской кооперации - это получение доступных и качественных товаров и услуг.

Интересы работников потребительской кооперации - обеспечение достойного уровня жизни, условий труда, социального и пенсионного обеспечения, вознаграждения труда сообразно вложению собственных сил и средств.

Интересы пайщиков - доступ к товарам и услугам потребительской кооперации на льготных условиях, целесообразность вложения средств в развитие потребительской кооперации.

Препятствия в развитии потребительской кооперации имеют комплексный, системный характер, что осложняет их устранение или снижение их влияния.

Недостаточное внимание к интересам организаций кооперации, с одной стороны, и уверенность в возможности эффективного самостоятельного существования организаций потребительской кооперации вне единой системы - с другой стороны, приводят к возникновению и усилению дезинтеграционных процессов. Утрачиваются экономические, транспортные, финансовые, информационные связи.

Дезинтеграционные процессы могут привести к исчезновению потребительской кооперации как единой системы и важного элемента социально-экономического механизма России. Организации потребительской кооперации в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут полностью утратить конкурентные преимущества, основанные на масштабах и системном единстве.

Отсутствие аккумулированных источников финансирования развития перспективных и конкурентоспособных организаций, крупномасштабных проектов тормозит формирование конкурентных преимуществ.

Кооперация может стать серьёзной силой не только в достижении индивидуальных целей потребителей, работников системы потребкооперации и пайщиков, укреплении их личного благосостояния и социальной защищённости, но и в реализации общегосударственных задач, приоритетных национальных проектов, обеспечении занятости населения, решении проблем продовольственной безопасности страны. Кооперация может стать основным проводником (оператором) в реализации государственных задач по замещению импортной продукции продукцией отечественных сельскохозяйственных производителей.

Сегодня уже можно говорить не о выживании потребительской кооперации России в рыночных условиях, а об устойчивом ее развитии в конкурентной среде. Это может быть достигнуто за счет наличия у системы целого комплекса определенных преимуществ организационного, экономического и финансового характера перед конкурентами потребительской кооперации на товарном рынке. Поэтому есть все основания считать, что развитие потребительской кооперации в России в существенной степени обеспечит повышение благосостояния ее граждан и, более того, явится важнейшим фактором, можно даже сказать, гарантией продовольственной безопасности страны.

В Концепции развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года формулируются основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально-экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.

Согласно этой концепции основными целями развития кооперации являются:

сохранение и развитие потребительской кооперации как единой, мощной и самобытной системы;

укрепление и усиление позиций на традиционных рынках;

укрепление позиций в сельских поселениях на уровне районных центров и центральных усадеб, развитие и конкуренция на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях, выход на рынки городов, в том числе крупных;

модернизация и интеграция в инновационную экономику;

интеграция в решение общегосударственных проблем, в том числе повышения благосостояния сельского населения, развитие на основе эффективного взаимодействия с государственными институтами.

Заключение

Повышение обеспеченности финансовыми услугами экономически активного населения России является ответом на поручение Президента России и одним из приоритетов социально-экономического развития страны. В России технологии микрофинансирования начинают находить все большее распространение. В стране действует уже около 2000 МФО и кредитных кооперативов, оказывающих микрофинансовые услуги в различных организационно-правовых формах, которые в целом объединены в группы: некоммерческие (Фонды, Автономные некоммерческие организации (АНО) и некоммерческие партнерства) и коммерческие микрофинансовые организации (ОАО, ЗАО, ООО), кредитные потребительские кооперативы, кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации).

Микрофинансирование все больше распространяется на российском рынке, становясь частью финансово-кредитной системы страны. Благодаря микрофинансированию, заемные средства становятся доступны тем, кому трудно получить кредит в банке из-за малых объемов запрашиваемых средств, отсутствия кредитной истории и других причин.

Микрофинансирование решает две важнейшие задачи: во-первых, помогает развивать малый бизнес, приучая предпринимателей работать с заемными средствами и формировать кредитную историю, а во-вторых, содействует преодолению бедности и безработицы.

За последние годы в России значительно выросли объемы кредитования. Появляется все больше банков и небанковских организаций, предоставляющих микрозаймы. Но им пока не удается полностью удовлетворить потребности малого бизнеса в микрофинансировании: спрос предпринимателей на микрофинансовые услуги составляет около 10 млрд. долларов США, а охват рынка всеми существующими банками и небанковскими микрофинансовыми организациями не превышает 20% или 2 млрд. долл. США.

Опыт многих стран показывает, что на рынке микрофинансирования успешно сосуществуют разные формы финансовых посредников - банки, кредитные кооперативы, некоммерческие микрофинансовые организации. РМЦ придерживается такого же подхода к развитию микрофинансового рынка в России.

Среди ориентиров будущего развития микрофинансового сектора можно назвать следующие:

Чтобы донести кредитно-сберегательные услуги в каждый населенный пункт России, нужно не менее 1000 кредитных кооперативов, объединенных в СРО, и 600 МФО;

В каждом регионе должна быть хотя бы одна специализированная небанковская микрокредитная организация и одна некоммерческая микрофинансовая организация- то есть всего не менее 160 НМФО и 600 филиалов на РФ.

Программы микрокредитования, малого бизнеса и взаимодействия с небанковскими микрофинансовыми институтами должны стать неотъемлемой частью кредитной политики большинства банков;

Общий объем кредитов микробизнесу должен вырасти хотя бы на 400% и достичь 10 млрд. долл. США - только в этом случае можно рассчитывать на системный сдвиг в развитии малого предпринимательства и самозанятости, а также на улучшение уровня жизни малообеспеченных людей, особенно в сельских и удаленных районах.

Список использованной литературы

1.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята 12 декабря 1993 г.] // Российская газета. - 1993. - 25 дек.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 [Текст] : [принят федер. законом от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ] // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

.О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 года № 395-1// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 11.04.2012

4.О кредитной кооперации: Федеральный закон от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 11.04.2012

5.О кредитных потребительских кооперативах граждан: Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 117-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 11.04.2012

.О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях: Федеральный закон от 2.07.2010 г. № 151-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 11.04.2012

.О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 08.12.1995 г.№ 193-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 11.04.2012

8.О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. № 717 г. Москва // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 11.04.2012

9.Об утверждении форм и сроков представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.03.2012 г. № 37н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 11.04.2012

.Об утверждении Порядка ведения государственного реестра микрофинансовых организаций: Приказ Министерства финансов России от 03.03.2011 г. № 26н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 11.04.2012

.Третьякова, С. Г. Кооперативные банки и кредитные кооперативы как институты микрофинансирования: история развития, актуальность и современные проблемы / С. Г. Третьякова // Фундаментальные и прикладные исследования. - 2008.- №2. (2008). - С. 108-116.

.Уразова, С. А. Российские кредитные кооперативы: эволюция, современные проблемы и перспективы развития / С. А. Уразова // Финансы и кредит. - 2008. - №45. - С. 62-71.

.Гамольский, П. Ю. Кредитные потребительские кооперативы граждан: учет и налогообложение / П. Ю. Гамольский. // Бухгалтерский учет. - 2003. - №22. - С. 43-46.

.Губаюк, В. Ю. Кредитные потребительские кооперативы граждан: вопросы государственного регулирования деятельности / В. Ю. Губаюк // Право и политика. - 2007. - №12. - С. 92-98.

.Бубнов, И. Давайте не строить крышу на недостроенном здании : [кредитные кооперативы : история создания и современное состояние] / И. Бубнов // Вестник кооперации. - 2007. - № 3/4. - С. 16-25.

.Чернышова, А. В. Кредитные потребительские кооперативы в период финансового кризиса / А. В. Чернышова // Аргументы и факты. -,12/11/2008. - №46. - с. 10.

.Меркулов, В. Кредит за свой счет : [сделает ли новый закон кредитные кооперативы привлекательными] / В. Меркулов // Коммерсантъ-Деньги - 2009. - №32. - С. 33-35.

.Шкляр, М. Ф. Кредитная кооперация : учебное пособие / М. Ф. Шкляр. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Дашков и К',2006. - 333 с.

Похожие работы на - Кредитные кооперативы и микрофинансовые организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!