Собственность потребительского общества: участие пайщиков в формировании и развитии собственности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,17 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Собственность потребительского общества: участие пайщиков в формировании и развитии собственности

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению актуальной темы: «Собственность потребительского общества: участие пайщиков в формировании и развитии собственности».

Потребительская кооперация - независимое (автономное) объединение лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия.

В данной курсовой работе мы предлагаем решить следующие задачи:

.рассмотреть историю возникновения потребительской кооперации;

.изучить потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов;

.рассмотреть особенности собственности потребительской кооперации;

.узнать источники собственности потребительской кооперации;

.изучить роль пайщиков в системе отношений собственности потребительской кооперации.

Для написания данной курсовой работы нами использованы 5 источников учебной и учебно-методической литературы, а так же законодательные акты РФ и электронные ресурсы.

Структура курсовой работы традиционна. Она состоит из введения, четырех вопросов и заключения.

.Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов

.1 История возникновения потребительской кооперации

Возникновение потребительских кооперативов тесным образом связано с наличием товарно-денежных отношений. А это значит, что потребительские кооперативы могут возникать только с развитием капиталистического способа правления.

Основной причиной возникновения потребительского кооператива является наличие социального слоя людей, которым необходимо объединиться для улучшения жизненного уровня.

Так же существует три основных группы предпосылок, способствовавших образованию потребительских кооперативов: социально-экономические, правовые (юридические), идеологические (теоретические).

Признано считать, что именно Англия является родоначальницей потребительских кооперативов, так как именно в этой стране впервые все три группы предпосылок были в наличии после победы Буржуазной Английской революции.

В 1844 году в г. Ройчдейл был создан первый кооператив «Ройчдейлское общество справедливых пионеров» во главе которого стоял рабочий Чарльз Говартс и 28 рабочих ткачей.

.2 Организационное построение системы потребительской кооперации, виды потребительских обществ и их союзов

В Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (статья 1) дано следующее определение потребительской кооперации:

Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Основным звеном системы потребительской кооперации является потребительское общество.

Потребительские общества разных видов классифицируются по двум основным признакам:

.По территориальному признаку потребительские общества делятся на следующие виды:

·сельское потребительское общество - сельпо;

·городское потребительское общество - горпо;

·районное потребительское общество - райпо;

.По составу членов различаются следующие виды потребительских обществ:

·рабочее потребительское общество (кооператив) - рабкооп;

·рыболовецкое потребительское общество (кооператив) - рыбкооп;

·студенческое потребительское общество - студпо;

·ученическое потребительское общество - учпо;

·общегражданское потребительское общество - состоит из различных социальных слоев: крестьян, рабочих, служащих, учащихся и др.

В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» потребительское общество может участвовать в создании союзов (ассоциаций) или вступать в действующие союзы потребительских обществ (статья 16, п.2).

Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (статья 1) дано следующее определение потребительского союза:

Союз потребительских обществ - добровольное объединение потребительских обществ на основе решений общих собраний пайщиков потребительских обществ для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания правовых, информационных и иных услуг.

Потребительское общество, являясь членом потребительского союза, приобретает более прочное правовое положение в регионе и в стране, а его социально- экономическая деятельность становится организованной и более защищенной в условиях рыночных отношений.

Система потребительской кооперации построена по принципу административно - территориального деления страны.

Потребительское общество - добровольное объединение граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких поселений.

Районный потребительский союз - добровольное объединение потребительских обществ района.

Областной (краевой, республиканский) потребсоюз - добровольное объединение потребительских обществ и потребительских союзов области (края, республики).

Центросоюз - центральны союз потребительских обществ РФ является добровольным объединением потребительских обществ и их союзов.

Таким образом, потребительские общества функционируют не изолированно, а в единой системе; объединение потребительских обществ в союзы является одним из существенных преимуществ, позволивших потребительской кооперации выжить в условиях реформируемой экономики.

1.3 Союзы потребительских обществ. Центросоюз РФ

Создание и организация социально-экономической деятельности союзов потребительских обществ осуществляется на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и уставов союзов.

В настоящее время действующий Примерный устав союзов потребительских обществ всех уровней утвержден 130-м Общим Собранием представителей потребительских обществ Российской Федерации 13 декабря 2006 года.

Примерный устав союзов потребительских обществ всех уровней состоит из следующих разделов:

.Общие положения.

.Цели и предмет деятельности союза.

.Членство в союзе.

.Права и обязанности членов союза. Взаимоотношения союза с районными союзами потребительских обществ.

.Правомочия союза.

.Органы управления и контроля.

.Экономические основы деятельности союза.

.Трудовые отношения.

.Реорганизация и ликвидация союза.

Союз потребительских обществ является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Районный (областной, краевой, республиканский) союз потребительских обществ - добровольное объединение потребительских обществ.

Члены союза - потребительские общества, зарегистрированные и действующие в соответствии с Федеральным Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Члены союза сохраняют самостоятельность и все права юридического лица. Союз не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза в пределах своего взноса.

Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации - Центросоюз РФ является организацией системы потребительской кооперации на федеральном уровне.

В соответствии с законом о потребительской кооперации Центросоюз РФ должен содействовать развитию потребительских обществ, обеспечивать защиту прав и интересов потребительских обществ и пайщиков, оказывать потребительским обществам и их союзам информационные, правовые и иные услуги, а так же представлять их интересы в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях.

Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является некоммерческой организацией и действует на основании своего устава.

Устав Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации состоит из 9 разделов:

.Общие положения.

.Цели и предмет деятельности Центросоюза Российской Федерации.

.Членство в Центросоюзе Российской Федерации.

.Права и обязанности членов Центросоюза Российской Федерации. Взаимоотношения Центросоюза Российской Федерации с союзами потребительских обществ.

.Права Центросоюза Российской Федерации.

.Органы управления и контроля.

.Трудовые отношения.

.Реорганизация и ликвидация Центросоюза Российской Федерации.

Центросоюз РФ является организацией, представляющей интересы потребительской кооперации на федеральном и международном уровнях. Центросоюз РФ является членом национальной кооперативной организации Ассоциации кооперативных организаций Российской Федерации (АКОРФ) и членом международных кооперативных организаций: Ассоциации «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций Содружества независимых государств» (АЛКОС СНГ), Международного кооперативного альянса (МКА).

Таким образом, потребительское общество является особой формой потребительского кооператива, который осуществляет свою деятельность в соответствии с законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

2. Особенности собственности потребительской кооперации

.1 Формы собственности. Особенности собственности потребительской кооперации

Экономическую основу социально-экономической деятельности граждан и юридических лиц, в том числе потребительских обществ и их союзов, составляет имущество, которое принадлежит им на праве собственности. Собственность - это отношения по присвоению материальных благ (имущества).

В Конституции Российской Федерации и в Гражданском кодексе Российской Федерации определены следующие основные формы собственности: частная, государственная, муниципальная.

Собственность потребительской кооперации - частная коллективная собственность. Первоначально при создании первых потребительских обществ имущество создавали пайщики (частные лица) путем внесения паевых взносов. В дальнейшем имущество приумножалось как за счет паевых взносов членов потребительских обществ, так и за счет доходов, полученных от хозяйственной деятельности обществ. Причем пайщики принимали экономическое участие в деятельности кооперативов, следовательно участвовали в получении доходов потребительского общества.

Потребительские общества за счет своих взносов учредили союзы потребительских обществ. Потребительские общества - члены союзов. Поэтому собственность потребительских обществ и их союзов, а значит, собственность всей системы потребительской кооперации по своей социально - экономической природе является частной коллективной собственностью.

В отношении собственности различают объект и субъект права собственности.

Объект права собственности - это имущество, которым владеет субъект. Объектами собственности являются здания, сооружения, деньги, ценные бумаги, товары, сырье и другое имущество.

Субъект права собственности - это лицо, которое владеет имуществом. Имуществом может владеть физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо (коллектив).

В потребительской кооперации субъектами права собственности являются два вида организаций:

·потребительские общества;

·союзы потребительских обществ.

Потребительская кооперация как система потребительских обществ и их союзов объединяет более 3000 потребительских обществ и более 300 потребительских союзов. То есть, в потребительской кооперации много субъектов права собственности. Поэтому собственность потребительской кооперации называется многосубъектной.

Потребительские общества и потребительские союзы, как полноправные собственники, наделены законом и уставами всеми необходимыми полномочиями для осуществления социально - экономической деятельности.

Поэтому каждое потребительское общество и каждый союз потребительских обществ выступает как самостоятельный субъект рыночной экономики.

Потребительским обществам и их союзам, как субъектам собственности, принадлежат объекты собственности: здания, сооружения, оборудование, товары, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного и социального назначения, продукты интеллектуального и творческого труда. Потребительские общества и их союзы занимаются разными видами хозяйственной деятельности: торговлей, общественным питанием, заготовками, промышленностью, оказанием услуг. Поэтому магазины, столовые, производственные и другие хозяйственные предприятия с их оборудованием, товарами и прочим имуществом являются объектами собственности потребительских обществ и союзов потребительских обществ.

Необходимо отметить, что имущество потребительских обществ и потребительских союзов накоплено многими поколениями пайщиков потребительской кооперации.

Подводя итог, мы выяснили, что собственность потребительской кооперации - это частная коллективная многосубъектная собственность.

.2 Имущество потребительского общества: особенности управления имуществом общества

Экономической основой социально - экономической деятельности потребительского общества, как субъекта права собственности, является его имущество (объект права собственности). В уставах потребительских обществ записано:

Основой экономической деятельности потребительского общества является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу.

Потребительское общество правомочно владеть, пользоваться и распоряжаться объектами своей собственности, то есть воздействовать на имущество желаемым образом, управлять им.

Управление собственностью - это реализация права собственности, предоставленная потребительскому обществу законом. Реализовать право собственности могут только люди.

Потребительское общество (кооператив) - это организация, совместно владеемая пайщиками.

Чтобы управлять потребительским обществом, его имуществом, пайщики создают коллективные органы управления и контроля, которые состоят либо из пайщиков, либо из профессиональных менеджеров.

Ранее было рассмотрено, что в потребительских обществах имеются органы самоуправления (собрания, советы, кооперативные комиссии) и органы профессионального управления (правления).

Правление потребительского общества нанимает аппарат управления, других работников и осуществляет управление объектами собственности - предприятиями торговли, общественного питания, заготовок, промышленности, услуг, предприятиями других видов деятельности.

Органы управления, состоящие из пайщиков и профессиональных менеджеров, должны руководствоваться основными принципами ведения экономической деятельности, изложенными в уставах потребительских обществ:

·безубыточность общества;

·демократичность управления;

·ответственность председателя совета общества, членов совета общества, председателя правления общества и членов правления общества за результаты экономической деятельности общества;

·финансовая и хозяйственная дисциплина;

·обязательное информирование пайщиков советом общества и правлением общества о результатах экономической деятельности потребительского общества.

За сохранностью и использованием имущества потребительского общества ведут контроль как пайщики, так и правление.

В процессе хозяйственной деятельности потребительское общество совершает сделки (договора) со многими другими субъектами права собственности.

Если потребительское общество не выполняет договорных обязательств и причиняет убытки другой стороне по договору, то потребительское общество должно погасить убытки. Это означает, что потребительское общество несет имущественную ответственность по своим обязательствам (долгам).

В законе о потребительской кооперации указано, что потребительское общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом: денежными и материальными средствами (зданиями, оборудованием, товарами).

Если имущества потребительского общества недостаточно на погашение задолженности, то оставшиеся долги должны погасить пайщики, как коллективные собственники - совместные владельцы потребительского общества.

Потребительское общество является самофинансируемой организацией: общество само организует социально-экономическую деятельность и получает доходы; из своих доходов возмещает расходы, платит налоги и другие платежи. За счет своих доходов общество выполняет социальную миссию. Потребительское общество само распоряжается полученной прибылью. На общем собрании потребительского общества принимается решение о распределении прибыли, о том, сколько средств направить на пополнение имущества, на социальное развитие, на выплаты пайщикам.

Управление имуществом потребительских обществ должно быть направлено на выполнение социальной миссии потребительского общества, на использование имущества в интересах пайщиков, на его сохранение и преумножение для будущих поколений, обеспечивая функционирования потребительского общества как самофинансируемой организации.

Концептуальные направления развития потребительской кооперации предусматривает создание условий для устойчивого развития организаций кооперативной системы, укрепления их финансового состояния, предусматривается увеличение удельного веса собственных оборотных средств по сравнению с заемными средствами. Многие организации потребительской кооперации активно используют для пополнения оборотных средств заемные средства пайщиков и некооперированного населения, что в значительной степени уменьшает их зависимость от банков. Особенно активно эту работу ведут Архангельский, Удмуртский, Нижегородский, Пермский, Магаданский, Карельский, Ивановский, Воронежский, Белгородский, Брянский потребсоюзы. Их опыт привлечения денежных средств от пайщиков и населения следует использовать и другим организациям системы потребительской кооперации.

3. Источники собственности потребительской кооперации

.1 Источники формирования имущества потребительского общества

Имущество потребительского общества формируется из разных источников, к основным из них относится:

·паевые взносы пайщиков (граждан и юридических лиц);

·доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций;

·доходы, полученные потребительским обществом от размещения его собственных средств в банках и от ценных бумаг;

·средства, полученные из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Паевые взносы пайщиков (сокращенно: пай) - это обязательное участие пайщиков в образовании имущества потребительского общества. Паевой взнос до внесения его в потребительское общество является частной собственностью гражданина или юридического лица. Если гражданин (юридическое лицо) вступает в потребительское общество, то есть приобретает статус пайщика, то гражданин (юридическое лицо) передает пай в полное распоряжение потребительского общества. Пай становится источником формирования имущества потребительского общества.

В то же время, пай в потребительском обществе не обезличивается, а остается закрепленным персонально за каждым пайщиком. Если пайщик выбывает из потребительского общества, то ему возвращается паевой взнос и дивиденды на него. Паевой взнос и дивиденды на него возвращаются также наследнику пайщика.

Паевой взнос может вноситься, а затем и возвращаться деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом, либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку и пользующимися спросом на рынке. Для лиц, не имеющих самостоятельного заработка, а так же для лиц, получающих государственные пособия (пенсию, стипендию и т. п.), по решению общего собрания потребительского общества размер паевого взноса может быть установлен меньше, чем для других пайщиков.

.2 Доходы потребительского общества

Потребительские общества (некоммерческие организации) занимаются предпринимательской деятельностью, чтобы иметь доходы для выполнения своей социальной миссии - удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков.

Доходы, полученные от хозяйственной деятельности потребительского общества (торговой, производственной, заготовительной и другой), являются самым основным источником формирования имущества потребительского общества. Так как от предпринимательской деятельности потребительское общество может получить больше всего доходов, то необходимо увеличивать объемы торговли, закупок и другой деятельности, экономить расходы, развивать новые виды деятельности.

Часть доходов потребительского общества направляется на решение социальных задач (строительство жилья; помощь пенсионерам, инвалидам; на обучение пайщиков; организацию культурно - массовых мероприятий; осуществление кооперативных выплат пайщикам).

Хозяйственная деятельность потребительского общества должна быть организованна эффективно и приносить доход, чтобы потребительское общество могло решать экономические и социальные задачи.

Законом о потребительской кооперации потребительскому обществу разрешено иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные общества, учреждения и получать доходы. Для развития предпринимательской деятельности потребительским обществам нужны квалифицированные работники.

Банки могут привлекать денежные средства потребительских обществ, как юридических лиц, во вклады. Доходы, полученные по вкладам, являются источником пополнения имущества потребительского общества.

Потребительское общество может приобретать ценные бумаги: облигации, акции, государственные казначейские обязательства, векселя и др. Специалисты потребительского общества должны уметь выгодно разместить их на рынке ценных бумаг, чтобы получить доход.

Потребительское общество может привлекать денежные средства пайщиков, как заемные средства и, используя их в хозяйственной деятельности, получать доходы.

Потребительское общество может получать доход от сдачи в аренду неиспользованных магазинов, заготовительных пунктов и другого имущества.

Потребительское общество может получать доход от продажи неиспользуемого имущества.

От других субъектов собственности потребительскому обществу может быть передано безвозмездно имущество в виде денег, ценных бумаг, машин, сооружений и других объектов собственности.

Таким образом, потребительское общество использует разные источники для формирования и укрепления своего имущества.

.3 Фонды потребительского общества

При осуществлении социально-экономической деятельности потребительское общество может создать фонды, предусмотренные законом о потребительской кооперации:

·неделимый;

·резервный;

·иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества.

Размеры, порядок формирования и использования фондов потребительского общества устанавливаются общим собранием потребительского общества.

Паевой фонд. В потребительском обществе создается паевой фонд. Источниками формирования паевого фонда являются денежные или иные материальные средства, которые в виде паевых взносов вносятся пайщиками при создании потребительского общества или при вступлении в уже в действующее потребительское общество.

За счет средств паевого фонда создается делимое имущество. Доля каждого пайщика в этом имуществе - это его паевой взнос, который во-первых, возвращается каждому из пайщиков при его выбытии из потребительского общества; во-вторых, распределяется между пайщиками при ликвидации потребительского общества; в-третьих, передается наследникам умершего пайщика. При возвращении паевого взноса пайщику (наследнику) выплачиваются также дивиденды, начисленные на сумму паевого взноса.

Неделимый фонд - это часть имущества потребительского общества, которая не подлежит распределению между пайщиками как в период деятельности потребительского общества, так и в случае его ликвидации.

Неделимый фонд является гарантией существования потребительского общества и включает ликвидное имущество: здания, сооружения, оборудование, машины. К неделимому фонду относится имущество, переданное потребительскому обществу при его создании от других субъектов собственности. Источниками развития неделимого фонда являются доходы от различных видов деятельности и безвозмездные поступления.

После ликвидации потребительского общества неделимый фонд передается другому потребительскому обществу на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительского общества, что способствует сохранению кооперативного имущества для будущих поколений.

Резервный фонд предназначен для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств. Порядок формирования и использования резервного фонда определяется уставом потребительского общества. Источником образования резервного фонда является прибыли от различных видов деятельности.

Потребительское общество может формировать и другие фонды, которые предусмотрены его уставом.

Фонд подготовки кадров - средства потребительского общества, используемые на подготовку и повышение квалификации кадров.

Фонд социального развития образуется за счет прибыли от различных видов деятельности. Средства фонда предназначены на социальные выплаты пайщикам - работникам: оплату детских садов, надбавки к пенсиям, единовременные пособия ветеранам труда, оплату путевок работникам на лечение и отдых, материальную помощь работникам, оплату абонементов в группы здоровья и занятий в спортивных секциях, помощи ветеранам войны и труда, пенсионерам и инвалидам.

Фонд стимулирования пайщиков - средства потребительского общества, направляемые на поощрение пайщиков, не являющихся работниками потребительской кооперации и участвующих работе советов, ревизионных комиссий, комиссий кооперативных участков. Фонд создается из прибыли от различных видов деятельности.

Таким образом, создание фондов позволяет потребительскому обществу рационально распределять и использовать денежные средства.

4. Пайщики в системе отношений собственности потребительской кооперации

.1 Пайщики - члены потребительского общества

Члены потребительского общества называются пайщиками. Пайщики являются социальной основой потребительского общества и системы потребительской кооперации.

Членами потребительского общества (пайщиками) могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица.

В соответствии с законом о потребительской кооперации:

Пайщик - это гражданин (или юридическое лицо), внесший вступительный и паевой взносы и принятый в члены потребительского общества.

И граждане, и юридические лица могут стать пайщиками: при создании или при вступлении и действующее потребительское общество.

При создании потребительского общества граждане или юридические лица выступают учредителями потребительского общества, то есть они сами его создают. Потребительское общество считается созданным (приобретает статус юридического лица) с момента его государственной регистрации, то есть включения потребительского общества в Государственный реестр организаций Российской Федерации. Только после этого учредители общества становятся его пайщиками.

При вступлении в действующее потребительское общество гражданин, желающий стать пайщиком, подает в совет потребительского общества заявление в письменной форме.

Вступающий признается пайщиком с момента вынесения положительного решения советом потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества.

Лица, принятые в потребительское общество, получают документ, удостоверяющий их членство - книжку пайщика.

Как при создании потребительского общества, так и при вступлении в действующее потребительское общество пайщик уплачивает два вида взносов: вступительный и паевой.

Вступительный взнос - денежная сумма, направляемая, в основном, на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество;

Паевой взнос - имущественный взнос пайщика, зачисляемый в паевой фонд потребительского общества. На паевой взнос начисляются дивиденды. Этот взнос и дивиденды на него возвращаются пайщику при его выбытии из потребительского общества или передаются наследнику пайщика (в случае смерти).

Однако, право участия в общих собраниях потребительского общества и другие права пайщиков по наследству не передается.

.2 Экономическое участие пайщиков в деятельности потребительского общества

Участие пайщиков в деятельности потребительского общества в большей степени связано с экономической деятельностью общества.

Основными формами экономического участия пайщиков являются:

·покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;

·внесение паевых взносов и вкладов в потребительское общество;

·поставка сельскохозяйственной продукции в потребительское общество;

·труд в потребительском обществе.

Интересы пайщиков, как членов потребительского общества, заключаются в следующем:

·покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;

·получение дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;

·сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков - товаропроизводителей;

·предоставление потребительским обществом рабочих мест и заработной платы, в размере, обеспечивающем достойную жизнь;

·социальной защите (в социальной защите заинтересованы как пайщики - работники, так и пайщики, не работающие в потребительском обществе).

Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересованно в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности потребительского общества:

покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;

вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;

поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохозяйственную продукцию.

Потребительское общество так же заинтересовано в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях - торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и других.

Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляется с учетом взаимных интересов.

Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.

Повышение экономического участия пайщиков в значительной степени зависит от условий, созданных государственными органами и организациями потребительской кооперации для установления взаимовыгодных экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.

Потребительское общество заинтересовано в активном экономическом участии пайщиков, так как участие пайщиков способствует более эффективной работе потребительского общества и получению дохода от хозяйственной деятельности.

потребительский кооперация экономический пайщик

Заключение

Рассмотрев материалы курсовой работы по теме «Собственность потребительского общества. Участие пайщиков в формировании и развитии собственности» мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, потребительские общества функционируют не изолированно, а в единой системе; объединение потребительских обществ в союзы является одним из существенных преимуществ, позволивших потребительской кооперации выжить в условиях реформируемой экономики;

Во-вторых, потребительское общество является особой формой потребительского кооператива, который осуществляет свою деятельность в соответствии с законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Подводя итог, мы выяснили, что потребительское общество использует разные источники для формирования и укрепления своего имущества.

Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляется с учетом взаимных интересов. Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.

Список использованных источников

1.Законы Российской Федерации о кооперации 2004 г. Белгород

.А.П. Макаренко. Теория и история кооперативного движения 1999 г. Москва

.Л.В. Уколова. Кооперативы современной России 2007 г. Белгород

.Л.Е. Теплова. Теория и история потребительской кооперации 2008 г. Белгород

Похожие работы на - Собственность потребительского общества: участие пайщиков в формировании и развитии собственности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!