Незаконное использование товарного знака

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,5 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Незаконное использование товарного знака

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Экономические преступления и правонарушения"

Тема: "Незаконное использование товарного знака"












Новосибирск 2015 г.

Содержание

Введение

. Товарный знак как объект правовой охраны в России

.1 История возникновения и развития законодательства о праве на товарный знак в России

.2 Понятие, и право на товарный знак по современному законодательству

. Правовое регулирование товарного знака по современному законодательству Российской Федерации

.1 Особенности правовой охраны товарного знака

.2 КоАП РФ в борьбе с незаконным использованием товарного знака

Заключение

Список использованных источников

Введение

Товарный знак как средство индивидуализации стимулирует потребителя покупать товары определенных производителей. Будучи связующим звеном между изготовителем и покупателем, он способствует оборотоспособности товаров, обеспечивая функцию рекламы. Поэтому исключительное право на товарный знак является весьма уязвимым и часто нарушаемым.

Защита прав на товарные знаки, которые помогают индивидуализировать товары (работы, услуги) компаний и предпринимателей, может осуществляться как до, так и после регистрации самого знака (логотипа, торговой марки, бренда). Если, например, Роспатент (официальное название - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам) даст вам отказ по заявке о регистрации или признает ее отозванной, то вы вправе подать возражения в Палату по патентным спорам. Срок на обжалование - три месяца со дня получения заявителем такого решения или запрошенных материалов, противопоставленных заявке.

Но все же в любом случае исключительные права на товарный знак появляются у заявителя только после его регистрации. Это, в частности, означает, что отныне никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых он был зарегистрирован (п. 3 ст. 1484 ГК РФ). Действия по защите нарушенных прав предпринимает сам правообладатель или обладатель лицензии на товарный знак. Его незаконное использование влечет гражданскую, административную или уголовную ответственность.

Объектом работы является система правовых отношений, складывающихся в сфере использования товарных знаков в России.

Предметом является незаконное использование товарных знаков.

Целью данной работы является незаконное использование товарного знака.

Достижение поставленных целей осуществляется путем решения следующих задач:

. Описать историю возникновения и развития законодательства о праве на товарный знак в России

. Рассмотреть понятие и виды товарных знаков по современному законодательству

. Проанализировать аспекты правового регулирования товарного знака по современному законодательству Российской Федерации

. Выявить практику применения нормативного регулирования товарного знака.

1. Товарный знак как объект правовой охраны в России

1.1 История возникновения и развития законодательства о праве на товарный знак в России

В процессе познания отдельного правового явления, в частности, такого, как право на товарный знак, одним из наиболее важных этапов является обращение к историческому материалу. Опираясь исключительно на конкретные факты, история не только выявляет действительные причины, обусловившие генезис и характерные особенности изучаемого правового института, но и позволяет, с учетом опыта прошлого, обоснованно прогнозировать тенденции его дальнейшего развития. В связи с этим, историческому аспекту развития законодательства о товарных знаках в России и Франции посвящен отдельный параграф настоящей работы.

История законодательства о товарных знаках в России насчитывает около двух столетий. Однако, товарный знак - клеймо - как материальное явление, а не соответствующая формально-правовая категория возник гораздо раньше, задолго до появления первых нормативных актов, установивших его правовую охрану.

Предпосылки клеймения товаров имели преимущественно экономический характер. Необходимость создания отличительных обозначений - "тамг" - возникла в период разложения первобытного строя, когда на смену общинной форме присвоения пришел институт частной собственности, при котором указанные обозначения позволяли определить принадлежность имущества тому или иному собственнику. Способы маркировки варьировались от выжигания тамг на теле скота до высекания их на камнях, столбах, деревьях, обозначения с их помощью границ земельных участков [14, C. 21].

Дальнейшее развитие экономических отношений характеризовалось стремительным развитием товарообменных операций, в частности торговли.

Возникновение профессиональных торговцев "обезличивало" продаваемые товары, поскольку покупатель не способен был самостоятельно определить производителя этих товаров. В то же время каждый производитель был заинтересован, в максимальном спросе именно на свою продукцию, в связи с чем маркировка товара стала одним из основных инструментов продвижения товаров на рынке. Так, в Британском музее в Лондоне экспонированы многочисленные глиняные амфоры и иные предметы быта египетского происхождения возрастом более семи тысяч лет с высеченным на них клеймом производителя - ремесленника-гончара.

Эпоха распада Великой Римской империи характеризовалась заметным спадом ремесленной активности и, как следствие, существенным уменьшением объема торговых операций. Экономическая стагнация затронула и раннее средневековье, однако уже к XIV веку проставление на товарах специальных клейм изготовителя вновь прочно вошло в практику ремесленников. В этот период маркировка товаров подчинялась правилам цеховой регламентации: указывая изготовителя, относящегося к. цеху ремесленников, она удостоверяла право изготовителя на производство и продажу данного вида изделий. К тому же гильдии (союзы ремесленников) были заинтересованы в изготовлении товаров надлежащего качества, а клеймо, выполняя функцию идентификации производителя, позволяло выявлять виновного в производстве некачественной продукции [11, C. 45].

С увеличением числа ремесленных цехов, производивших однородную продукцию все чаще стали иметь место случаи нанесения отдельными производителями на свои товары клейм, которые очень походили на уже известные потребителям знаки. Такие действия причиняли существенный ущерб как деловой репутации, так и имущественным интересам производителей оригинальных изделий, однако в то время практика маркирования не подвергалась государственной регламентации, вследствие чего не существовало сколько-нибудь надежной защиты от подделки товаров.

Таким образом, общественные отношения, связанные с маркированием (клеймением) товаров достигли такого уровня развития, при котором их регулирование нормами обычного права уже не отвечало интересам крупных производителей. Возникла потребность не только в упорядочении указанных отношений, но и в создании надежного механизма их защиты от разного рода нарушений. Поставленная задача могла быть решена только посредством облечения отношений, связанных с клеймением товаров, в правовую форму, которая предполагала единообразие их регламентации и была подкреплена мерами государственного принуждения в обеспечение собственного исполнения.

О том, где ранее - в России или в странах Западной Европы- возникли первые нормативно-правовые акты по товарным знакам, в научной среде единого мнения нет.

А.П. Сергеев полагает, что "правовая охрана... объектов интеллектуальной собственности появилась в России значительно позже, чем в странах Западной Европы...", однако в литературе встречаются и иные точки зрения: "России принадлежит честь быть первою державой, ранее всех других государств заложившей административно-юридические основы для правильного клеймения изделий и для законного покровительства установленным образом наложенных знаков" [18, C. 27].

Прийти к единому мнению по данному вопросу возможно, лишь обратившись к историческим правовым источникам России и стран запада.

В России маркирование товаров до XVII века носило преимущественно стихийный характер и осуществлялось по усмотрению самих производителей.

Однако уже во второй половине XVII века товарному клейму было придано государственное значение, а отношения, связанные с клеймением были подвергнуты правовой регламентации. Новоторговый Устав 1667 года признал клеймение обязательным, придав ему фискальный характер: клеймо приобрело значение таможенного знака, подтверждающего факт оплаты государственной пошлины.

В XVIII веке вследствие становления мануфактурного производства фискальный характер клейма дополняется протекционным, стимулирующим отечественную промышленность.

Переломным в развитии российского законодательства о клеймах стал 1830 год, когда было решено отказаться от обязательного клеймения товаров, установив, напротив, систему поощрений для тех, кто будет клеймить свои товары.

Таким образом, 5 февраля 1830 года появился Указ "О клеймении изделий российских мануфактур, фабрик и заводов". По сути, это был первый российский закон, который установил право, а не обязанность, клеймить товары и единообразно урегулировал отношения в этой сфере. В дальнейшем положения этого Указа, не претерпев существенных изменений, вошли в Устав промышленности фабричной и заводской 1857 года [8, C. 71].

Несмотря на прогрессивный характер Указа 1830 года, в условиях аграрного характера экономики России и неразвитости конкурентных отношений в сфере товарного производства, клеймение товаров не приобрело приоритетного значения для производителей. Вопреки этому обстоятельству, нами отстаивается тезис о том, что 1830 год следует считать отправной точкой развития российского законодательства о товарных знаках, поскольку именно рассматриваемый Указ создал все необходимые правовые условия для их применения.

Первый закон "О товарных клеймах" обязывал владельцев суконных, шляпных, бумажных и других фабрик иметь прочные клейма. Подделка чужого товарного клейма рассматривалась как уголовно наказуемое деяние. Однако четкого определения товарного клейма, условий возникновения прав на него, а также правомочий владельца закон не содержал.

Далее в развитии законодательства вводится понятие "товарный знак". Рассмотрение истории понятия "товарного знака" в контексте темы дипломной работы является необходимым, так как в последнее время в науке гражданского права все чаще поднимается вопрос правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу использования товарных знаков и знаков обслуживания. При этом наблюдается явно недостаточная урегулированность вышеназванных правоотношений. Большая часть проблем могла бы быть успешно разрешена при четком уяснении понятия "товарный знак", выявлении признаков товарного знака, его разновидностей, а также окончательном решении вопроса о четком разделении двух категорий (товарный знак и знак обслуживания), или, напротив, об их объединении. Для этого, прежде всего необходимо четкое формулирование понятия товарного знака.

Я.С. Розен четко указывает на момент возникновения рассматриваемого нами средства индивидуализации. Товарный знак был впервые легализован Законом от 26 февраля 1896 г. "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)". Указанный нормативно-правовой акт признавал товарными знаками всякого рода знаки, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в которых они хранились, для отличия их от товаров других промышленников и торговцев (например, клейма, тавра, печати, пломбы, капсюли, метки (вытканные и вышитые), этикетки, виньетки, девизы, ярлыки, обложки, рисунки, оригинальных видов упаковки и т.п.) [9, C. 14].

Значение понятия "товарный знак" не могло не претерпеть изменений в связи с приходом к власти других политических сил, совершенно иначе понимавших и относящихся к самому товару. 17 июля 1919 г. принимается Постановление ВСНХ "О товарных знаках государственных предприятий", а затем 10 ноября 1922 г. - Декрет СНК РСФСР "О товарных знаках". В первом из названных документов под товарным знаком понималось не столько средство индивидуализации продукции, сколько способ идентификации предприятия-производителя и ведомства, которому предприятие подчинено. В отличие от Постановления Декрет СНК служил для выделения определенной продукции из круга аналогов, выпускаемых как государственными, так и частными предприятиями. Декрет допускал в качестве обозначений клейма, пломбы, метки, этикетки, виньетки, ярлыки, обложки, оригинальные слова, сочетания слов и их начертания, рисунки и т.п. Кроме того, он устанавливал обязанность регистрации товарных знаков, а также запрет на использование чужого знака. Позднее (12 февраля 1926 г.) положения Декрета конкретизировались Постановлением ВСНХ "О товарных знаках" [12, C. 58].

Следующим этапом в развитии понятия товарного знака как средства индивидуализации, можно признать введение в оборот двух независимых категорий: товарных знаков и производственных марок. Согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР от 7 марта 1936 г. предприятие-изготовитель обязано было маркировать продукцию не только знаком отличия (товарным), но и знаком, содержащим информацию о производителе товара (производственной маркой) [13, C. 81].

Несколько иначе стали воспринимать товарный знак в 60-х годах XX в. С принятием 15 мая 1962 г. Постановления Совета Министров СССР "О товарных знаках" стало возможно помещать данные знаки на продукцию в случае соответствующей регистрации идентификационного знака, который мог представлять собой словесное выражение, изобразительное, комбинированное и объемное обозначение. В этом же постановлении ограничивалось право использования в качестве товарного знака или его части определенных обозначений (наименований, рисунков, сокращений и т.д.). Например, запрещалось использование в товарных знаках государственных гербов.

В дальнейшем в связи с утверждением в 1974 г. нового Положения о товарных знаках отношения, связанные с их использованием, получили новое регулирование. Правда, названный документ в большей степени был посвящен различным ограничениям использования товарных знаков, что было связано с присоединением СССР к ряду международных соглашений и договоров.

Существенным шагом в развитии законодательства о товарных знаках стало принятие 03.06.1991 г. Закона СССР "О товарных знаках и знаках обслуживания". Данный закон не только повышал уровень нормативной регламентации отношений, связанных с товарными знаками и знаками обслуживания, но и был разработан на основе учета требований рыночной экономики, а также богатого опыта развитых стран и положений международных конвенций [20, C. 11].

В связи с распадом Советского Союза Закон от 03.06.1991 г. так и не вступил в силу. Однако он послужил хорошей базой при разработке Верховным Советом РФ Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", который был принят 23.09.1992 г. и вступил в действие с 17.10.1992 г.

Таким образом, Россия пришла к принятию Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" с достаточно солидным багажом правовых наработок, которые порой весьма сильно противоречили друг другу. Вполне возможно, что именно эти противоречия помешали законодателю четко сформулировать понятие товарного знака, выделить его специфические признаки и отграничить от других сходных понятий, используемых в гражданском праве по отношению к средствам индивидуализации.

Указанный закон впервые в истории России ввел охрану наименований мест происхождения товаров, которые ранее в качестве самостоятельных объектов промышленной собственности не выделялись. Положения Закона получили развитие в целом ряде подзаконных актов, принятых Правительством РФ и Патентным ведомством РФ.

Принятие части четвертой Гражданского кодекса РФ свидетельствует о дальнейшем развитии и совершенствовании правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью и ее правовой охраной. Правила, касающиеся самих товарных знаков как объектов правовой охраны, каких-либо существенных изменений не претерпели. Так, хотя легальное определение самого товарного знака в очередной (четвертый по счету за последние 15 лет!) раз изменилось, однако не очень существенно. Согласно пункту 1 статьи 1477 ГК РФ товарным знаком отныне будет считаться обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Новыми моментами в этом определении являются, во-первых, отграничение товарных знаков от знаков обслуживания, предназначенных для индивидуализации работ и услуг; во-вторых, указание на то, что обладателем исключительных прав на товарный знак может быть не любое физическое лицо, а лишь индивидуальный предприниматель (ранее это предусматривалось иной нормой Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г. (далее - Закон о товарных знаках) [3].

Сегодня основная функция товарного знака и знака обслуживания - отличительная. Посредством товарного знака отличаются товары одного производителя от однородных товаров другого производителя. Знак обслуживания призван отличать услуги и работы, оказываемые или выполняемые одними юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, от однородных услуг и работ, оказываемых другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Кроме того, товарный знак и знак обслуживания выполняют рекламную функцию. Если товар хорошо зарекомендовал себя, то товарный знак, маркирующий товар, делает рекламу его производителю.

1.2 Понятие, и право на товарный знак по современному законодательству

Определение товарного знака содержится в п. 1 ст. 1477 части четвертой ГК РФ - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей [3].

Таким образом, словосочетания "товарный знак", "торговая марка", а также слово "бренд" (англ. brand - товарный, торговый, фирменный знак) являются, по сути, синонимами и могут употребляться в одном и том же смысловом значении - товарный знак.

Отношения, связанные с использованием товарного знака, в Российской Федерации регулируются в первую очередь Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. Российская Федерация является также участницей различных международных соглашений, касающихся правовой охраны товарных знаков.

Товарный знак служит средством индивидуализации производимых товаров. Основной функцией товарного знака является отличительная функция, которая позволяет покупателю отождествлять маркированный товар с конкретным производителем, вызывает определенное представление о качестве продукции. Реклама выпускаемых изделий также относится к числу важнейших функций товарного знака.

Здесь очень важно понимать, что результаты интеллектуальной деятельности сами по себе не являются материальными объектами. Основой их создания служит духовная, творческая деятельность человека, поэтому они являются объектами "идеальными". В силу своей природы результаты интеллектуальной деятельности не могут участвовать в гражданском обороте. Однако они могут быть выражены в объективной (материальной) форме (аудиозапись, изображение, рукопись и т.д.). Именно с этого момента их можно рассматривать в качестве объектов интеллектуальной собственности.

Овеществленное выражение товарного знака может представлять собой словесное, изобразительное, объемное и другие обозначения и их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК РФ) [3].

Возникает вопрос: можно ли считать исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности составляющей имущества и, соответственно, применять к ним нормы, относящиеся к вещному праву? Ответ на этот вопрос содержится в четвертой части ГК РФ.

В новой редакции ст. 128 ГК РФ говорится, что "к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага". В части четвертой ГК РФ законодатель отказался от использования термина "интеллектуальная собственность" (он встречается всего один раз в ст. 1225). Вместо него используются термины "интеллектуальные права" и "права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". Важной новацией является ст. 1226, в которой дается определение интеллектуальных прав. В ней, в частности, сказано, что исключительное право является имущественным правом. А п. 2 ст. 1233 содержит положение о том, что к договорам о распоряжении исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, в том числе к договорам об отчуждении исключительного права, применяются общие положения об обязательствах и о договоре [3].

Таким образом, право на товарный знак - это исключительное право, которое также является имущественным правом и позволяет правообладателю использовать его любым не противоречащим закону способом (ст. 1484 ГК РФ).

Право на товарный знак в обязательном порядке должно быть зарегистрировано (ст. 1480 ГК РФ). Порядок подачи заявления на регистрацию товарного знака в четвертой части ГК РФ в целом повторяет положения утратившего силу Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках) [3].

Безусловно, введен ряд новшеств, например право ознакомления третьих лиц с документами любой поданной заявки на товарный знак выделено в отдельную статью, которой также устанавливается возможность на получение копий этих документов. Однако законодатель не предусмотрел оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку третьими лицами на этапе рассмотрения поданной заявки на товарный знак до его регистрации. Возможно, это подразумевается. Но, как следует из ст. 1512 ГК РФ, оспаривание предоставления правовой охраны товарному знаку означает оспаривание решения о государственной регистрации товарного знака и основанного на ней признания исключительного права на товарный знак, т.е. уже после того, как охрана была предоставлена. Конечно, в регистрации товарного знака может быть отказано по основаниям, обширный перечень которых содержится в ст. 1483 ГК РФ. Но ведь и основания прекращения правовой охраны товарного знака, указанные в ст. 1512, также содержат ссылки на ст. 1483 ГК РФ. То есть правовая охрана может быть признана недействительной полностью или частично, если впоследствии выявились основания для отказа в регистрации. Вероятно, следовало явно предусмотреть порядок подачи возражений заинтересованными (третьими) лицами до вынесения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности решения о государственной регистрации товарного знака.

По форме выражения различают следующие товарные знаки (ст. 1482 ГК РФ): право товарный знак россия

словесные;

изобразительные;

объемные;

другие обозначения: звуковые, обонятельные, световые и т.п.;

комбинированные.

Примерами словесных товарных знаков являются:

существующие слова: "Волга" - для автомобилей, "Apple" - для компьютеров;

произвольные обозначения: "Coca-Cola", "Kodak", "Вимм-Билль-Данн", "Xerox";

- имена: "Ford", "Peugeot", "Смирнофф";

лозунги: "We Try Harder", "Everybody Needs Milk";

- числа: 4711 - для одеколона, 555 - для сигарет;

сочетание букв: LG, BMW.

В некоторых товарных знаках охраняется только звучание самого слова, а графическое его выражение не имеет существенного значения. В других - юридически значимы шрифт, характер расположения букв, их размер и иные визуально воспринимаемые элементы.

В некоторых странах допускается регистрация не всех из перечисленных видов знаков. К примеру, по законодательству США, Канады, Японии, Швеции, Австралии установлены ограничения на использование в качестве товарных знаков фамилии, поскольку это может препятствовать другим лицам с такой же фамилией пользоваться ею в хозяйственном обороте [23, C. 26].

К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости (п. 2.2 Правил N 32). Указанные изображения могут включать элементы:

с отвлеченным символическим содержанием;

имеющие отношение к процессу производства;

отражающие характер продукции;

с буквенным элементом.

Особенностями изобразительных знаков выступают графические элементы, построение изображений на основе художественной композиции, цветовое решение рисунков. Указанные особенности придают этой разновидности знаков высокие рекламно-эстетические свойства, а компактное конструктивное использование упрощает их применение на готовых товарах.

К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий фигур (п. 2.2 Правил N 32). Объемные товарные знаки могут относиться как к самому идентифицируемому изделию (форма куска мыла или шоколада), так и к его упаковке (флакон для духов, коробка для конфет). Объемные изображения могут в случае их патентоспособности охраняться и в качестве промышленных образцов.

Объемные товарные знаки могут получить регистрацию далеко не во всех странах. Так, по законодательству Аргентины и Бразилии товарные знаки могут получить правовую охрану, если они исполнены в двухмерном варианте.

Согласно п. 2.2 Правил N 32 к другим обозначениям относятся звуковые, световые и иные обозначения.

. Звуковые товарные знаки используются, как правило, в качестве знаков обслуживания и представляют собой музыкальные мелодии, позывные радиостанций и иные акустические сигналы.

Законодательство зарубежных стран о товарных знаках подходит к правовой охране звуковых знаков неоднозначно. Прямое указание на возможность их охраны содержится в законодательстве США, Германии, Польши, Кореи. Звуковые товарные знаки не охраняются в Японии, Китае, Бразилии и Мексике.

. Световые товарные знаки представляют собой различные световые эффекты, обладающие различительной способностью.

Если на регистрацию в качестве товарного знака заявляется звуковое (световое) обозначение, то заявляемое обозначение представляется исполненным графически и в виде фонограммы (видеозаписи) на аудио- видео кассете (абз. 9 п. 3.3.1 Правил N 32).

. Обонятельные, движущиеся и другие товарные знаки в практике зарубежных стран встречаются гораздо реже, чем звуковые. К примеру, обонятельные знаки представляют собой оригинальные запахи, порождаемые различными смесями летучих компонентов, состав которых, как правило, является ноу-хау производителя товара.

По числу субъектов права на использование выделяют следующие виды знаков:

индивидуальные (ст. 1478 ГК РФ);

коллективные (ст. ст. 1510 - 1511 ГК РФ).

Коллективные товарные знаки в отличие от индивидуальных, регистрируемых на имя отдельного предпринимателя, служат для целей обозначения товара, производимого не одним хозяйствующим субъектом, а объединением таких субъектов.

По степени известности среди потребителей товарные знаки подразделяются на следующие [3]:

обычные (ст. 1480 ГК РФ);

общеизвестные (ст. ст. 1508 и 1509 ГК РФ).

Общеизвестные товарные знаки в отличие от обычных пользуются высокой степенью известности у потребителей товаров.

В заключение отметим, что обеспечение надлежащей защиты интеллектуальной собственности - гарантия реализации важнейших прав человека, закрепленных в основополагающих правовых документах, в том числе и в четвертой части ГК РФ.

2. Правовое регулирование товарного знака по современному законодательству Российской Федерации

2.1 Особенности правовой охраны товарного знака

В принятой ч. 4 ГК § 4 гл. 76 посвящен товарным знакам. Согласно ст. 1477 ГК товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Таким образом, товарный знак - это условное символическое обозначение, размещаемое на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Его необходимо отличать от сведений об изготовителе товара или продукции, о качестве и свойствах товара [3].

Можно выделить следующие функции товарных знаков:

-информационную (каждый знак отсылает человека к обозначаемому товару или услуге); индивидуализирующую (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю, выделяя его из массы других, на что прямо указывается в упомянутой статье);

-гарантийную (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара или услуги, их качество и репутацию на рынке);

-рекламную (товарный знак выделяет из массы однородных товаров или услуг именно данный товар или услугу как обладающих определенным набором положительных характеристик);

-ограничительную (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения).

Важнейшей из указанных функций, несомненно, является индивидуализирующая.

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном ГК или в силу международных договоров Российской Федерации. Таким образом, какое-либо обозначение приобретает статус товарного знака не автоматически, а лишь в случае его соответствия определенным критериям охраноспособности, подтверждаемым при регистрации товарного знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в настоящее время он называется Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам). Исключение составляют так называемые общеизвестные товарные знаки, которые охраняются на основании международных соглашений Российской Федерации.

Для признания того или иного обозначения товарным знаком и возникновения соответствующих правовых последствий необходима его государственная регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Именно с этого момента товарный знак становится объектом правовой охраны (исключение составляют общеизвестные товарные знаки).

В п. 1 статьи 1491 ГК установлено общее правило, согласно которому общий срок действия регистрации товарного знака равен 10 годам, считая с даты подачи заявки в Роспатент. Указанный срок может быть продлен неопределенное количество раз, каждый раз на 10 лет. Таким образом, регистрация является, по существу, бессрочной. Для продления регистрации правообладатель должен в последний год действия регистрации подать соответствующее заявление в Роспатент [4].

Экспертиза заявки на товарный знак осуществляется Роспатентом. Экспертиза заявки на товарный знак является проверочной. Это значит, что проводится в обязательном порядке как формальная экспертиза, так и экспертиза заявленного обозначения. Осуществляется экспертиза в соответствии с Приказом Роспатента от 23.03.2001 N 39, которым утверждены Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений. Регистрация осуществляется Роспатентом в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины. Суть ее состоит в том, что в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации вносятся: товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, перечень товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Согласно ст. 1515 ГК товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения [3].

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

В последнем случае речь идет о так называемой законной компенсации, которая подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. Возможность предъявления требования о компенсации значительно укрепляет и облегчает правовое положение обладателей исключительных прав: они освобождаются от необходимости документального подтверждения размера своих убытков.

2.2 КоАП РФ в борьбе с незаконным использованием товарного знака

Наибольшее количество судебных дел связано с правомерностью привлечения к административной ответственности на основании ст. 14.10 КоАП РФ. Так, правообладатель может обратиться в орган внутренних дел с заявлением о возбуждении административного производства по факту незаконного использования товарного знака или сходных с ним обозначений для однородных товаров. За это правонарушителю грозит штраф: в отношении должностного лица - в размере от 10 до 20 тыс. руб., а юридического лица - от 30 до 40 тыс. руб.

Так, в недавно опубликованном Арбитражным судом Республики Мордовия "Обобщении практики по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за 2007 год" указано, что в текущий период были рассмотрены дела: 1)?о защите товарных знаков "Reebok", "Wrangler", "Christian Dior", "Giorgio Armani", "Hugo Boss" "LACOSTE", "CHANEL", "Момент" (клей); 2)?сходных с зарегистрированными товарными знаками обозначений - "Солнышко", "Рыжий Антошка", "Земляничка", "Му-му", "Хруст" (конфеты, вафли, печенье, сухарики), обладателями исключительных прав на которые явились ОАО "Бабаевский", ЗАО "Сормовская кондитерская фабрика", ОАО "Рот Фронт", ЗАО "Регион-Хлеб" и ЗАО "Первый кондитерский комбинат - "АЗАРТ" [22, C. 31].

В связи с изменениями ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности по правонарушениям, предусмотренным ст. 14.10, составляет один год со дня совершения. Между тем по делу Арбитражного суда Мордовии № А39-3917/2007 по заявлению ОВД по Чамзинскому району Республики Мордовия к предпринимателю Т., ведущей торговлю кроссовками с логотипом "Adidas", административному органу отказано в привлечении лица к ответственности в связи с истечением срока давности. Указанное дело было возбуждено 26.10.2006, однако с заявлением о привлечении Т. к административной ответственности заявитель обратился в Арбитражный суд Мордовии лишь 24.10.2007, то есть за два дня до истечения срока давности (решение принято судом 08.11.2007).

Ст. 14.10 КоАП РФ наряду со штрафом предусматривает применение дополнительного наказания в виде конфискации предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Она, как правило, используется в 90% от общего количества рассматриваемых дел [2].

Иногда встречаются случаи, когда собственнику возвращается часть изъятой продукции. Так, по двум делам Арбитражного суда Мордовии № А39-1149/2007 и А39-1917/2007 это произошло в связи с тем, что согласно заключениям экспертиз изъятая при проведении проверок продукция - туалетная вода "Higher Dior", "Higher energy Dior" и куртка спортивная с логотипом "Adidas" - соответствовала подлинной оригинальной продукции компаний "LVMH" и ""Adidas" и не содержала признаков контрафактности. По другому делу, №?А39-1087/2007, заявителем не были представлены документы, свидетельствующие о том, что товарные знаки "Супер Монумент", "Монумент" и "Монолит" зарегистрированы в реестре объектов интеллектуальной собственности или признаны в установленном порядке общеизвестными.

"Популярность" ст. 14.10 КоАП РФ обуславливается в первую очередь значительными объемами контрафактной продукции, реализуемой подобным способом практически повсеместно [2].

С субъективной стороны правонарушение предусматривает обязательное наличие умысла. Указанное обстоятельство в силу ст. 1.5 КоАП РФ подлежит доказыванию административным органом. Значительное число привлекаемых к ответственности лиц стремятся обосновать, что у них отсутствовал именно этот элемент правонарушения.

Так, определением ВАС РФ от 24.03.2008 № 1798/07 отказано в передаче дела в Президиум из-за отсутствия оснований для привлечения предпринимателя к ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ. Установлено отсутствие его вины во ввозе на территорию РФ товара с зарегистрированным товарным знаком без разрешения правообладателя.

Согласно материалам дела, предприниматель подал предварительную таможенную декларацию на поступившие в его адрес по внешнеэкономическому договору комиссии и помещенные на склад временного хранения товары. Но в ходе таможенного досмотра было установлено наличие незадекларированного товара. В таможенном режиме реэкспорта предпринимателем подана грузовая таможенная декларация на товары, не задекларированные по предварительной таможенной декларации. Кроме того, в ходе досмотра был установлен факт наличия на ценностях - женских сумках - товарного знака "Louis Vuitton". Но документы, подтверждающие разрешение правообладателя указанного товарного знака на его использование в РФ, отсутствовали.

Несмотря на то, что товары действительно были ввезены на территорию РФ без согласия правообладателя, суд отказал в удовлетворении требований таможни.

При исследовании судом товарно-транспортных документов было установлено следующее. Инвойс, товарно-транспортные накладные и отгрузочная спецификация не содержат указания на поступление в адрес предпринимателя спорного товара. Последний как предмет поставки в договоре не указан, предпринимателем не заказывался, а, исходя из письма иностранной компании, предпринимателю был направлен ошибочно.

Дав оценку перечисленным обстоятельствам, суд пришел к верному выводу о непредставлении таможней доказательств, что предприниматель действительно располагал сведениями о товарном знаке правообладателя на товарах, поставленных по договору китайской стороной. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административная ответственность наступает, если будет установлена вина, как того требует ст. 2.2 КоАП РФ. Доказывание вины возложено на административный орган, так как в ст.?1.5 КоАП РФ закреплена презумпция невиновности лица, привлекаемого к ответственности. Поскольку такие доказательства таможней не были представлены, вина предпринимателя не нашла подтверждения [2].

Нередко встречаются ситуации, когда защищаться приходится добросовестному приобретателю контрафактной продукции. Это, как правило, предприниматель, который приобрел товар с незаконно проставленным товарным знаком не по ошибке, как в вышеописанном случае. Но при этом он все же не знал и не мог знать, что лицо, у которого он приобрел контрафактный товар, не имеет права на его отчуждение.

Что касается добросовестных приобретателей, то у них контрафактные экземпляры не изымаются при одном условии: они должны использоваться для личных, семейных, домашних, а не коммерческих нужд.

Заключение

В настоящее время в РФ все более важное значение приобретают такие средства идентификации как товарные знаки. С. И. Раевич отмечал, что "право на товарный знак является наиболее счастливым из всех видов исключительных прав: оно завоевывает себе признание в истории, по общему правилу раньше, чем другие виды исключительных прав; ему предоставляют ...столь длительный срок действия, какого другие виды этих прав не могут добиться и в результате длительной борьбы".

Значимость рассматриваемого объекта промышленной собственности обусловлена функциями, выполняемыми товарными знаками в коммерческом обороте. Заметим, что в правовой литературе нет единого мнения относительно количества функций товарного знака. Однако в отношении основных функций обозначения позиции исследователей совпадают. При этом чёткой грани между указанными функциями провести нельзя - они имеют экономическое значение и взаимно дополняют друг друга. В качестве важнейшей функции товарного знака можно выделить функцию индивидуализации. Товарный знак имеет своей целью идентифицировать путем легко распознаваемых и запоминающихся внешних признаков товар, выпускаемый или продаваемый конкретным предпринимателем. Кроме того, наносимый на товары знак выполняет на рынке функцию гарантирования качества товара, способствуя расширению клиентуры производителя.

Принятие части четвертой Гражданского кодекса РФ свидетельствует о дальнейшем развитии и совершенствовании правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью и ее правовой охраной. Параграф 2 гл. 76 Кодекса целиком посвящен товарным знакам и знакам обслуживания.

Определение товарного знака содержится в п. 1 ст. 1477 части четвертой ГК РФ - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Отношения, связанные с использованием товарного знака, в Российской Федерации регулируются в первую очередь Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. Российская Федерация является также участницей различных международных соглашений, касающихся правовой охраны товарных знаков

Право на товарный знак - это исключительное право, которое также является имущественным правом и позволяет правообладателю использовать его любым не противоречащим закону способом (ст. 1484 ГК РФ).

Право на товарный знак в обязательном порядке должно быть зарегистрировано (ст. 1480 ГК РФ) [2].

Обеспечение надлежащей защиты интеллектуальной собственности - гарантия реализации важнейших прав человека, закрепленных в основополагающих правовых документах, в том числе и в четвертой части ГК РФ.

Список использованных источников

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014)

."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)

.Приказ Роспатента от 23.03.2001 N 39 (ред. от 06.07.2001) "Об утверждении рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений"

.Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.07.1997 N 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак"

.Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.01.1998 N 26 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге" // Вестник ВАС РФ. 1998. N 3.

.Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.1997 N 11 "О некоторых вопросах подведомственности арбитражному суду споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров" // Вестник ВАС РФ. 1997. N 4.

.Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Хозяйство и право. 2005. N 2.

.Алексеев С.С. Общая теория права: курс лекций. Т. 1, 2. М.: Юридическая литература, 2012. - 461 с.

.Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. М., 2013. - 439 с.

.Гаврилов Э.П. Преждепользование и послепользование в патентном праве // Патентный поверенный. 2011. N 5. - С. 8-11.

.Гаврилов Э.П., Данилина Е.А. Комментарий к Закону Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". М.: Изд-во "Экзамен", 2013. - 543 с.

.Зенин И.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М.: Изд-во МГУ, 2012. - 271 с.

.Зенин И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, учебная программа по дисциплине / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М.: МЭСИ, 2011. - 319 с.

.Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: Зерцало-М, 2010. - 270 с.

.Макагонова Н.В. Авторское право: Учеб. пособие / Под ред. Э.П. Гаврилова. М.: Юрид. лит., 2010. - 740 с.

.Мельников В. Защита обозначений: звук, запах, цвет // Интеллектуальная собственность. 2012. N 5 - 6. - С.16-18.

.Патент на будущее. России нужна глобальная стратегия защиты своей интеллектуальной собственности // Коммерсантъ. 2011. 6 сентября. N 165. - С. 14-16.

.Скурко Е.В. ВТО: Введение в правовую систему. М.: Финансы и статистика, 2011. - 512 с.

.Трахтенгерц Л.А. Патентное законодательство: Нормативные акты и комментарий. М.: Юрид. лит-ра, 2012. - 265 с.

.Тыцкая Г.И. и др. Правовая охрана товарных знаков, фирменных наименований, указаний и наименований мест происхождения товаров в капиталистических и развивающихся странах. М., 2011. - 310 с.

.Энгельмейер П.К. Изобретения и привилегии. М., 2009. - 278 с.

.Яковлев В.Ф. Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 6. М.: Юридическая литература, 2010. - 623 с.

Похожие работы на - Незаконное использование товарного знака

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!