Международно-правовой анализ деятельности Всемирной таможенной организации по отношению к таможенному законодательству России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,89 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международно-правовой анализ деятельности Всемирной таможенной организации по отношению к таможенному законодательству России

Оглавление

Введение

Глава 1. Общие положения о таможенных процедурах

.1 Понятие таможенной процедуры

.2 Задачи и функции Всемирной таможенной организации

.3 История Всемирной таможенной организации и участие России в ней

Глава 2. Роль всемирной таможенной организации в повышении эффективности деятельности таможенной службы России

.1 Ожидаемые изменения в сфере таможенной деятельности в перспективе от взаимодействия таможенной службы России с Всемирной таможенной организацией

.2 Общие проблемы таможенной администрации в решении задач максимальной эффективности деятельности таможенных органов России. Пути их решения

.3 Правотворческая деятельность Всемирной таможенной организации по отношению к таможенным органам России

Заключение

Список использованных источников

Введение

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ отмечается: «авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения». Данная задача отражена, в частности в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, нацеленной на повышение уровня таможенного администрирования, основанного на безусловном соблюдении требований государственного контроля внешнеторговой деятельности с одновременным максимальным содействием внешней торговле.

В настоящее время новые подходы к деятельности таможенных органов в целом определены, однако они установлены, как правило, международными стандартами и концептуальными документами. Реализация таких основ должна проводиться посредством своевременных корректировок национального законодательства, регулирующего различные направления деятельности таможенных органов. Только это позволит добиться эффективных результатов деятельности таможенных органов и их должностных лиц.

Значимость качественного правового обеспечения деятельности таможенных органов обусловлена несколькими причинами:

Во-первых, таможенные органы должны иметь отвечающую необходимым требованиям нормативно-правовую базу, позволяющую обеспечить оптимальный баланс публичного и частного права.

Во-вторых, в актах таможенного законодательства должны быть отражены средства, позволяющие таможенным органам реагировать на различные способы незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В-третьих, законодательство, регулирующее деятельность таможенных органов, должно содержать четкие и ясные правила, не допускающие противоречий и двойственности их понимания, а также не допускающие возможность должностного лица действовать исключительно по собственному усмотрению, ущемляя при этом законные права и интересы физических и юридических лиц.

В-четвертых, российское законодательство в области таможенного дела должно строиться на основе положений международных стандартов, конвенций, соглашений, имеющих целью упрощение и унификацию таможенных процедур, облегчение мировой торговли и реальное содействие ее течению со стороны государства.

Именно поэтому важную роль в международных таможенных отношениях играет взаимодействие России со Всемирной таможенной организацией (ВТО/СТС). В отношениях со странами «дальнего зарубежья» приоритет отдается развитию сотрудничества с таможенными службами стран, граничащих с Россией, являющихся основными торгово-экономическими партнерами, а также представляющих зону «риска» в правоохранительном плане.

С учетом присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) представляется необходимым использование для совершенствования российского таможенного законодательства правил, разработанных в соответствии с нормами и принципами ВТО и закрепленных в международных таможенных конвенциях ВТАО.

Всемирная таможенная организация является единственной международной межправительственной организацией мирового масштаба, созданной специально для организации международного сотрудничества в области таможенного дела, и представляет собой институциональную основу этого сотрудничества.

Международное сотрудничество в области таможенного дела в рамках Всемирной таможенной организации направлено на создание благоприятных условий для развития международной торговли путем приведения к единообразию правового регулирования таможенных отношений государств-членов на основе деятельности организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела.

Эволюция мировой экономической системы, беспрецедентный рост объема международной торговли, развитие техники потребовали от таможенных органов введения новых систем управления таможенным делом, разработки новой стратегии в области модернизации используемых традиционных процедур. Поэтому при разработке международных договоров и конвенций требуется уделять первоочередное внимание таким аспектам, как влияние особенностей ситуации, в которой происходит их создание и использование, содержанию информационной базы, необходимой для этих целей, и ее адекватность существующему положению, характер системы коммуникаций между национальными и международными таможенными органами.

В этой связи актуальным становится международно-правовой анализ деятельности Всемирной таможенной организации по отношению к таможенному законодательству России.

Цель работы - на основе анализа работы Всемирной таможенной организации рассмотреть ее роль в развитии и совершенствовании техники таможенного дела и таможенного законодательства в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

)Рассмотреть сущность Всемирной таможенной организации, её структуру;

)Изучить основные направления деятельности Всемирной таможенной организации как на международном уровне, так и на уровне государств-членов ВТАО, в частности, Российской Федерации;

)Проанализировать нормативно-правовые акты, международные договора и конвенции, являющиеся составной частью деятельности Всемирной таможенной организации в развитии и совершенствовании законодательства России;

)Проанализировать результаты работы деятельности таможенных органов России как участника Всемирной таможенной организации на международном уровне;

)Вычислить изменения в сфере таможенной деятельности в перспективе от взаимодействия таможенной службы России с Всемирной таможенной организацией;

)Выделить общие проблемы таможенной администрации в решении задач максимальной эффективности деятельности таможенных органов России и найти пути решения данных проблем;

)На основании литературных источников рассмотреть правотворческую деятельность Всемирной таможенной организации по отношению к таможенному законодательству Российской Федерации;

)Оценить влияние Всемирной таможенной организации на совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий Российской Федерации.

Объект работы - система взаимодействия России и ВТАО на международном уровне. Предмет исследования - вопросы деятельности Всемирной таможенной организации по отношению к законодательству государств-членов ВТО, в частности, к России.

Глава 1. Всемирная таможенная организация: понятие, история развития, структура, функции

.1 Понятие Всемирной таможенной организации

Всемирная таможенная организация является межправительственной международной организацией со штаб-квартирой в Брюсселе, Бельгии. Членами ВТАО являются таможенные службы практически всех стран мира.

Работа ВТАО сосредоточена в сфере разработки международных инструментов, конвенций по таким вопросам, как:

классификация товаров;

оценка таможенной стоимости;

правила происхождения товаров;

таможенные сборы;

безопасность цепи поставок;

упрощение процедур международной торговли;

борьба с правонарушениями в таможенной сфере и с контрафактной продукцией (защита прав интеллектуальной собственности);

борьба с коррупцией.

ВТАО особое внимание уделяет программам институционального развития, целью которых является оказание поддержки при проведении реформ и модернизации таможенных служб. ВТАО разработала Гармонизированную систему описания и кодифицирования товаров, а также администрирует два Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО): Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (оценка таможенной стоимости) и Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров.

В 1947 году по запросу Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) была создана рабочая группа по таможенным вопросам с участием тринадцати государств. В 1950 году работа этой группы привела к подписанию в Брюсселе Конвенции, согласно которой был создан Совет таможенного сотрудничества (СТС). 26 января 1953 года состоялась инаугурационная церемония при участии 17 членов-основателей Совета. В 1994 году СТС был переименован во Всемирную таможенную организацию. За всю историю существования организации ее членами стали более 170 таможенных служб мира, которые контролируют около 98 % международной торговли.

ВТАО является международно признанным глобальным центром таможенной экспертизы и играет лидирующую роль в обсуждении, развитии и совершенствовании техники таможенного дела и таможенного законодательства. Деятельность организации формулируется исходя из запросов ее членов. Инструменты и передовой опыт ВТАО признаны в качестве основы для работы современных таможенных служб.

Главной целью ВТАО является повышение эффективности работы таможенных служб стран-членов организации с помощью мер, способствующих их национальному развитию: укрепление национальной безопасности, увеличение собираемости налогов и сбор статистики по внешней торговле.

Чтобы достичь своих целей, ВТАО разработала ряд следующих инструментов:

) Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) была принята в 1983 и вступила в силу в 1988 году. Данная номенклатура используется в различных целях, в частности, в качестве основы для расчета таможенных тарифов и сбора международной таможенной статистики. Система включает в себя около 5000 групп товаров, каждая из которых имеет шестизначный код, присвоенный согласно четко определенным правилам, с целью достижения единой классификации товаров. ГС также используется для разработки торговой политики, рассмотрения правил происхождения товаров, мониторинга контролируемых товаров, расчета налогов, тарифов на перевозку, контроля за квотами и ценами, а также для проведения экономических исследований и анализа. 2) Международная конвенция об упрощении и согласовании таможенных процедур была изначально принята в 1974 и пересмотрена в 1999 году. Конвенция вступила в силу в 2006 году. Она включает в себя несколько основополагающих принципов:

)прозрачность и предсказуемость операций по таможенному контролю;

)стандартизацию и упрощение товарных деклараций и сопровождающих документов;

)упрощенные процедуры для уполномоченных операторов;

)максимальное использование информационных технологий;

)минимально необходимый таможенный контроль при соблюдении таможенных правил;

)применение процедур таможенного контроля, основанных на анализе рисков и аудите;

)проведение совместных операций с участием других пограничных служб;

)партнерство с частным сектором.

Конвенция также предусматривает действенные меры по упрощению процедур торговли и эффективному контролю, а также содержит новые обязательные требования по их внедрению.

) Конвенция о карнете АТА и Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция). Обе Конвенции являются инструментами ВТАО по временному ввозу товаров. Система АТА, которая является частью обеих Конвенций, разрешает свободу передвижения через границы и временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая от уплаты налогов и пошлин. Товары сопровождаются одним документом, известным, как корнет АТА. Функционирование системы АТА обеспечивается с помощью международных гарантий. 4) Декларация Аруша о профессиональной этике была принята в 1993 и пересмотрена в 2003 году. Декларация носит необязательный характер и представляет собой ряд основных положений для продвижения принципов профессиональной этики и борьбы с коррупцией в таможенной сфере.

) Система рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле была принята в 2003 году. Данный юридически необязательный документ содержит в себе стандарты по обеспечению безопасности цепи поставок и упрощению процедур международной торговли, позволяет осуществлять интегрированное управление цепью поставок для всех видов транспорта, способствует развитию связей между таможенными службами с целью обнаружения рисковых грузов, а также сотрудничеству между таможенными органами и деловым сообществом с помощью внедрения концепции уполномоченного экономического оператора.

Секретариат ВТАО возглавляется Генеральным секретарем, который избирается членами организации сроком на пять лет. Эту должность с 1 января 2009 года занимает Кунио Микурия из Японии. Своими приоритетами Микурия назвал налаживание связей с общественностью и расширение программ институционального развития, а также проведение исследований.

ВТАО управляется Советом, на который ежегодно собираются все члены организации. Для руководства работой Совета избирается председатель. Стратегией развития организации, а также ее тактическими задачами занимаются политическая комиссия и финансовый комитет. Другие комитеты ВТАО, как комитет по гармонизированной системе, постоянный технический комитет, технический комитет по оценке таможенной стоимости, технический комитет по правилам происхождения, комитет институционального развития и рабочая группа по системе рамочных стандартов предоставляют необходимую платформу для развития инструментов и обмена передовым опытом в рамках компетенции таможенных служб.

1.2 Задачи и функции Всемирной таможенной организации

Миссия ВТАО заключается в обеспечении общего руководства, инструктирования, поддержки таможенных органов с целью обеспечить безопасность, упростить процедуру законной торговли, получить доход, защитить общество, реализовать торговый потенциал.

. Содействовать безопасности, упрощению международной торговли, включая упрощение, гармонизацию таможенных процедур.

Организация проводит работу со своими действующими членами по обеспечению укрепления, роста экономической конкурентоспособности стран-участниц. Безопасность, упрощение торговых процедур - ключевой фактор влияющий на темпы развития национальной экономики, декларируется государствами как одно из основных направлений национальной политики для достижения процветания, богатства, борьбы с бедностью, экономического развития. В рамках ВТАО регулярно проводятся форумы по развитию инструментов упрощения и гармонизации таможенных процедур. 2. Способствовать установлению справедливых, эффективных и действенных таможенных сборов.

Приоритетным направлением деятельности таможенных администраций остается сбор пошлин. Особенно такое положение дел касается стран, основной источник поступлений в бюджет которых происходит за счёт таможенных пошлин. Современные таможенные администрации нуждаются в соответствующем наборе инструментов, разработанных ВТАО и другими международными организациями, в целях обеспечения справедливых, эффективных и действенных сборов.

. Защита общества, общественного здоровья, безопасности.

Соответствие Таможенной границы условиям эффективности и результативности, является основополагающим фактором соблюдения законов и правил, достижения безопасности общества, роста конкурентоспособности экономики и развития мирового торгового рынка.

Организация продолжает внедрять принципы и стандарты ГАТТ. В рамках деятельности производится обмен информацией между таможенными органами стран-участниц, координация оперативной деятельности заинтересованных таможенных администраций.

. Укрепление организационного потенциала.

ВТАО выступает всемирным центром по разработке, продвижению, поддержке современных таможенных стандартов, процедур, систем. Является лидером в области предоставления технической базы для строительства, укрепления таможенного потенциала.

Разработка инструментов наращивания таможенных мощностей фактически имеет три составляющих, выделенных Комитетом по наращиванию потенциала: политическую волю, людей, партнерство.

. Содействие обмену информацией между заинтересованными сторонами.

Путем участия в форумах предоставляет возможность налаживать контакты, делиться информацией, практическим опытом между таможенными администрациями-членами, международными организациями, частными организациями, иными заинтересованными лицами.

. Поднятие профессионального уровня и производительности таможни.

Цели организации и всего международного таможенного сообщества достигаются путем сотрудничества, диалога, установления партнерских отношений между правительствами, различными международными и региональными организациями, частным сектором.

. Проведение аналитических исследований.

ВТАО проводит аналитические исследования широкого круга тем, касающихся работы таможенных учреждений, международной торговли используя большой набор опробованных методов. Целью исследований является повышение уровня квалификации, профессиональной культуры, базы знаний участвующих сторон.

Основными целями создания всемирной таможенной организации по мнению Андриашина Х. А. и Свинухова В. Г. является:

- создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

- реализация своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в Международной торговой палате при выработке новых правил международной торговли.

- одна из целей ВТО является обеспечение международного сотрудничества таможенных органов, чтобы оказать помощь в борьбе таможенными правонарушителями.

Основным направлением деятельности ВТАО является создание единой унифицированной номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах, которая позволяет не только сопоставлять уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, но также единообразно толковать ограничения и льготы в отношении отдельных товаров, обращающихся в мировой торговле.

В настоящее время в соответствии с положениями Конвенции по организации ВТАО к функциям относятся:

изучение всех вопросов, связанных с сотрудничеством в таможенной области; -изучение технических аспектов и экономических факторов, связанных с работой таможенных органов, для того чтобы предлагать членам ВТАО практические средства достижения наибольшей гармонии и единообразия в таможенном деле;

подготовка проекта конвенций и поправок к конвенциям, а также выработка рекомендаций по их использованию правительствами заинтересованных стран;

выработка рекомендаций для обеспечения единой интерпретации в применении положений конвенций и обеспечение применения этих положений;

выработка в должном объеме рекомендаций для урегулирования разногласий по вопросам интерпретации применения положений конвенций;

обеспечение распространения информации по вопросам таможенных правил и процедур;

сотрудничество с другими межправительственными организациями по различным вопросам в рамках своей компетенции.

Но важнейшими функциями ВТАО выделяют:

)контроль за выполнением соглашений и договоренностей;

)проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

)разрешение торговых споров;

)техническое содействие развивающимся государствам по вопросам компетенции ВТО;

)сотрудничество с международными специализированными организациями.

1.3 История Всемирной таможенной организации и участие России в ней

История ВТАО началась в 1947 году, когда тринадцать европейских правительств, представленных в Комитете европейского экономического сотрудничества договорились о создании Исследовательской группы. Эта группа рассмотрела возможность создания одной или нескольких взаимосвязанных европейских таможенных союзов.

В 1948 году Исследовательская группа сформировала два комитета - экономический комитет и Таможенный комитет. Экономический комитет был предшественником Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Таможенный комитет стал таможенным сотрудничеством Совета (СТС).

В 1952 году создана конвенция, официально названная КТС, вступила в силу. Совет является руководящим органом ЦКК и первое заседание Совета состоялось в Брюсселе 26 января 1953 года.

Представители семнадцати европейских стран приняли участие в первом заседании Совета CCC.

После нескольких лет роста членства, в 1994 году Совет принял рабочее название Всемирной таможенной организацией, чтобы более четко отразить его переход к поистине глобальным межправительственным учреждением. Теперь он состоит из 179 таможенных администраций, которые действуют на всех континентах и представляющих все этапы экономического развития. Сегодня, ВТАО отвечает за обработку более 98% всей международной торговли.

В более систематизированном виде историю ВТАО можно рассмотреть в таблице 1.

Таблица 1. История создания ВТО

1947Тринадцать правительств, представленных в Комитете европейского экономического сотрудничества создали исследовательскую группу для изучения возможности создания одной или более Таможенные союзы между различными европейскими странами.1948Исследовательская группа решила создать два комитета: Экономический комитет, который позже развился в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Комитет таможенного которая позже стала таможенного сотрудничества Совета (СТС).1952Конвенция <#"justify">-го ноября.1953Первое заседание КТС совета состоялось в Брюсселе 26 -го января в присутствии представителей семнадцати европейских стран. Эта дата ежегодно отмечается как Международный день таможни.1974Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) вступает в силу с 25 -го сентября.1980Конвенция о взаимной административной помощи в предупреждении, пресечении и расследования таможенных правонарушений (Найроби конвенция) <#"justify">-го мая.1988Международная конвенция Всемирной таможенной организации о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС Конвенции) <#"justify">-гоянваря.1993Совет ВТАО принимает Декларацию Аруша о честности таможни.1994Совет ВТАО принимает неофициальное название "Всемирная таможенная организация", для того, чтобы лучше отразить всемирный характер Организации.1999Совет ВТАО принимает пересмотренную Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур (пересмотренной Киотской конвенции) <#"justify">Всемирная таможенная организация (ВТО) учреждена Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 года, вступившей в силу 4 ноября 1952 года. В 2002 году Всемирная таможенная организация отметила свое пятидесятилетие. В настоящее время ВТО объединяет 179 государств, в том числе все государства-участники СНГ. Официальные языки - английский и французский, в работе некоторых комитетов используются испанский и русский языки.

Общая сумма взносов остается (с поправкой на инфляцию) неизменной с 1993 г. и составляет 11960863 евро. Членский взнос России в 2011/2012 финансовом году - 117216 евро (15-ый по величине).

Высшими органами ВТО являются Совет, представленный руководителями таможенных служб всех стран-членов ВТО, Политическая комиссия (в составе 24 стран-членов) и Финансовый комитет (в составе 17 стран-членов). Постоянно действующий орган - Секретариат ВТО (г. Брюссель). Ежегодно на сессиях Совета избираются Председатель (в настоящее время - руководитель таможенной службы ЮАР) и 6 вице-председателей, одновременно являющихся региональными представителями. Европейский регион, являясь крупнейшим в ВТО, имеет наибольшее представительство в Политической комиссии и Финансовом комитете. В этом регионе состоят все страны СНГ.

Рабочие органы Совета - комитеты по основным направлениям таможенной деятельности (таможенные процедуры, таможенная стоимость, правила определения происхождения товаров, Гармонизированная система описания и кодирования товаров, правоохранение).

Всемирная таможенная организация осуществляет разработку, внедрение и обновление международных Конвенций и других правовых инструментов в области таможенного дела. В настоящее время является депозитарием 16 международных таможенных конвенций, регулирующих различные направления таможенной деятельности; по поручению Всемирной торговой организации осуществляет технические функции по вопросам разработки методов определения таможенной стоимости и правил происхождения товаров.

Важнейшим этапом деятельности ВТАО за последние годы стала разработка обновленной версии Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), которая была одобрена Советом в июне 1999 года.

Российская Федерация в качестве правопреемника международных прав и обязательств является членом ВТАО с 1992 г. К крупным политическим результатам работы в ВТАО относятся:

закрепление России в качестве постоянного (де-факто) члена Политической комиссии и Финансового комитета ВТАО;

включение всех государств СНГ в состав Европейского региона ВТАО;

признание СНГ в качестве субрегиона Европейского региона ВТАО;

использование русского языка в качестве рабочего языка ВТАО в целях Гармонизированной системы кодирования (ГСК) и описания товаров;

обеспечение синхронного перевода на русский язык сессий Совета;

образование регионального узла связи ВТАО по правоохранительной деятельности в Москве;

создание Регионального учебного центра ВТАО на базе Российской таможенной академии.

ноября 2002 г. в Москве состоялось подписание Меморандума о понимании между Всемирной таможенной организацией и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации относительно создания в Москве Регионального учебного центра ВТАО.

Необходимость подписания данного меморандума обусловлена тем, что процессы формирования единого таможенного пространства в рамках ЕврАзЭС предполагают наличие хорошо подготовленных, высокопрофессиональных таможенных кадров.

Наличие в Российской Федерации Регионального учебного центра ВТАО позволит организовывать в Российской таможенной академии (РТА) крупные международные семинары, форумы и иные мероприятия, проводимые под эгидой ВТАО, направленные на содействие реформированию и модернизации таможенных служб государств ЕврАзЭС, присоединению к Конвенции Киото в редакции 1999 года. Пропаганду новейших направлений развития таможенного дела в мире, которые разрабатываются Всемирной таможенной организацией, таких как содействие и развитие электронной торговли, применение методик анализа рисков в таможенном контроле товаров и транспортных средств, применение унифицированных таможенных документов и др.

Работа Центра будет направлена на разработку межгосударственного образовательного стандарта по специальности «Таможенное дело», концепции профильной подготовки кадров для таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС, а также на систематизацию, изучение и анализ законодательной базы и практики деятельности таможенных служб. Центр будет способствовать реализации межгосударственных программ в таможенной сфере с привлечением международных финансовых организаций и институтов.

Россия присоединилась к четырем международным конвенциям, разработанным под эгидой ВТО: «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений», «О корнете АТА для временного ввоза товаров», «О временном ввозе товаров», «О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров».

В перспективе планируется присоединение России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в ее обновленной редакции.

На 101-й/102-й сессиях Совета ВТО, заседание которых состоялось в июне 2003 года, были проведены выборы на пост Генерального секретаря ВТО, на которых на данный пост был переизбран г-н Мишель Дане (Франция). Российская Федерация была избрана Вице-председателем группы стран Европейского региона.

По запросу ГТК России в мае 2002 года в Москве состоялся региональный семинар ВТО по Конвенции Киото в редакции 1999 года и информационным. В данном семинаре, кроме российских экспертов, приняли участие представители ряда стран Центральной и Восточной Европы и региона Центральной Азии.

В рамках правоохранительного направления сотрудничества с ВТО постоянно осуществляется оперативный обмен информацией по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и выявления таможенных правонарушений посредством таможенной правоохранительной сети CEN.

Глава 2. Роль всемирной таможенной организации в повышении эффективности деятельности таможенной службы России

.1 Ожидаемые изменения в сфере таможенной деятельности в перспективе от взаимодействия таможенной службы России с Всемирной таможенной организацией

Значительные изменения в мире, за прошедшее десятилетие, существенно отразились на характере и масштабах внешнеэкономических связей, поставивших перед Всемирной таможенной организацией как международным таможенным центром задачи, более активно выполнять роль перспективного планирования и прогнозирования в сфере таможенной деятельности, в сфере гибкого реагирования и оказания помощи по устранению крупных сбоев в работе таможенных органов - членов организации. Как организации, ответственной за разработку и внедрение всех таможенных конвенций, процедур и рекомендаций, ей пришлось столкнуться с рядом серьезных проблем, требующих более тесной координации усилий мирового сообщества в сфере международной торговой и таможенной политики.

Всемирная таможенная организация как международный центр мирового таможенного сообщества при активной поддержке стран-участниц и ряда авторитетных международных организаций взяла на себя инициативу по разработке стратегического плана. Программы разработанного стратегического плана направлены на устранение барьеров в международной торговле, реформирование и модернизацию таможенных служб, прежде всего стран-участниц ВТАО и предполагают:

внесение изменений в Гармонизированную систему описания и кодирования товаров;

Оценка товаров для таможенных целей. По этой проблеме проведен международный семинар с участием представителей от 60 стран;

сотрудничество по упрощению и гармонизации таможенных процедур с целью сокращения времени на оформление и выпуск товаров;

совершенствование методов правоохранительной деятельности таможен;

сотрудничество по внедрению электронного обмена данными как внутри таможенных служб, так и на международном уровне;

реформу и модернизацию таможни;

подготовку и переподготовку таможенных кадров.

В 2013 году Секретариат Всемирной таможенной организации провел опрос среди своих - членов представителей 25 стран с целью определения ожидаемых перемен в сфере таможенной деятельности на ближайшие 10-15 лет. Эти изменения выявленные в процессе опроса, в обобщенном виде можно охарактеризовать следующими положениями:

Изменения в области международной торговли:

.Объем международной торговли будет расти, требуя от таможни все более оперативных действий для беспрепятственного пропуска через границы товаров, услуг, людей. В течение 2014 года ежегодный прирост сохранялся в среднем на уровне 6-7%.

.Постепенное снятие международных торговых барьеров, снижение уровня пошлин большинством стран.

.Новые области деятельности, прямо или косвенно связанные с международной торговлей, будут осуществляться на основе системы международных соглашений.

.Возрастание роли антидемпинговых противодискриминационных и других защитных мер.

.Необходимость принятия эффективных мер по определению происхождения товаров и законов о незаконности поддельных или пиратским образом выполненных товаров.

Изменение роли таможенной службы:

Это связано, прежде всего с:

.Увеличением сложности и расширением спектра требований, предъявляемых к таможням, связанных с необходимостью повышения эффективности контроля за продвижением товаров через национальные границы.

.Повышением ответственности таможенных органов всех уровней за проведение сборов косвенных налогов и акцизных сборов, их полноту.

.Возрастанием влияния таможенных служб на формирование политики торговых отношений, социальной защиты населения, развития промышленности.

.Представительством таможни в правительствах для обеспечения более эффективного контроля за экспортом.

.Увеличением количества стран - участниц в международных структурах экспортного контроля:

-за продуктами высоких технологий;

-за продуктами ракетных технологий;

-за продуктами двойного применения, связанными с ядерными технологиями;

-за химическими, биологическими и обычными видами вооружений;

-за опасными веществами и токсичными отходами;

-за редкими видами растений и животных;

-за предметами национального культурного достояния.

.Повышенным вниманием к импортируемым товарам с целью защиты здоровья и безопасности населения, защиты окружающей среды.

.Возрастанием значения таможенной службы в борьбе с коммерческой фальсификацией, масштабы которой возрастают, а методы становятся более изощренными и, следовательно, растет экономический ущерб, снижается эффективность в деятельности таможни.

.Необходимостью совершенствования методов борьбы с нелегальной торговлей наркотиками и коммерческими преступлениями путем взаимодействия и координации усилий в этом направлении с таможенными службами других стран и правоохранительными органами.

Изменение характера взаимодействия с организациями - участниками внешней торговли и общественностью с целью разработки более взвешенных подходов к требованиям участников ВЭД.

Представители торговли и путешественники будут все более настойчиво требовать:

.минимального вмешательства в личные дела;

.более высокого профессионализма в работе органов и сотрудников таможни;

.быстрого всестороннего и качественного обслуживания;

.честности и неподкупности персонала.

Выполнение этих требований таможней должно быть обеспечено:

.проведением четкой, понятной политики и действий;

.улучшением систем коммуникаций;

.обеспечением необходимой информацией и консультацией клиентов таможни и общественности.

Изменения в сфере финансового и таможенного контроля:

Таможенный коммерческий контроль в развитых странах все в большей мере будет отходить от концепции единой для всех проверки на границах. Контроль основного коммерческого экспорта будет базироваться на периодических бухгалтерских и выборочных проверках, самооценках с широким применением компьютерных систем и баз данных. Для достижения более эффективного таможенного контроля необходимо разработать, внедрить и совершенствовать систему выборочного досмотра. Контроль за целым рядом продуктов будет передаваться правоохранительным учреждениям, которые действуют вдали от границ. Вместе с тем будет совершенствоваться практика инспекции до отгрузки товара. Важнейшим объектом таможенного контроля останутся наркотики. Опыт показал, что на границах обнаруживается и изымается 80% выявленных наркотиков. Предметом строгого контроля и запрета перемещения по экономическим, социальным или экологическим причинам станет целый ряд товаров.

Изменение характера борьбы с контрабандой:

Контроль за контрабандой запрещенных продуктов будет базироваться:

-на системе выборочных проверок, осуществляемых мобильными группами;

-на системе всесторонней оценки пассажиров для определения лиц группы риска;

-на использовании разведывательных сетей;

-на основе официальных соглашений таможни с деловым миром;

-на основе двухсторонних и многосторонних международных совместных действий в рамках Всемирной таможенной организации;

-на основе тесного сотрудничества с различными правоохранительными учреждениями, координирования действий различных таможенных служб;

-на основе законов, позволяющих конфисковать нелегальные финансовые счета для предотвращения отмывания грязных денег.

Совершенствование информации и компьютеризации в сфере таможенной деятельности:

Информатизация и компьютеризация будут осуществляться на базе высокопроизводительных информационных систем и единых стандартов обмена данными. К числу таких можно отнести:

)система контроля за грузами для наиболее полной их оценки, за внутренними перевозками.

)системы для регулирования тарифов, квот и процессуальных вопросов 3)системы обработки инвентарных записей на государственных хранилищах, информации о требованиях по возрасту, о перемещении подакцизных товаров, об отчетности и выплатах по акцизам.

Изменение в законодательстве:

Принятые законы не отражают новые реалии и требуют внесения существенных изменений, пересмотра санкций, чтобы таможня могла корректно выполнять свои обязанности по отношению к экспортерам и импортерам. Изменения в ресурсном обеспечении:

Правительства развитых стран будут требовать от своих таможенных служб все большего перехода на самоокупаемость через получение средств от предлагаемых ими услуг. Многим таможенным службам придется работать в условиях сокращающегося финансирования.

Изменения в характере кадровой политики:

.Привлечение на работу в таможенные органы людей с университетским образованием, с высоким уровнем подготовки в областях электронной обработки данных, бухгалтерского дела и юриспруденции, будут создаваться программы по набору кадров.

.Интернационализация таможни все настоятельнее требует знания персоналом иностранных языков.

.Таможенные службы более ясно осознают постоянную опасность коррупции. Все большее внимание будет уделяться вопросам честности и неподкупности персонала таможни.

По-прежнему важной задачей останется обучение сотрудника передовым методам и приемам. Большее внимание будет уделяться подготовке перспективного руководящего персонала среднего и высшего звена.

всемирный таможенный правотворческий законодательство

2.2 Общие проблемы таможенной администрации в решении задач максимальной эффективности деятельности таможенных органов России. Пути их решения

Последующий анализ тенденций развития международной торговли и требований к таможенной службе со стороны правительств и торгового сообщества позволил сформулировать основные общие проблемы, с которыми сталкиваются таможенные администрации в решении задач максимального облегчения условий для легальной торговли и надежного предупреждения и пресечения всех видов таможенных нарушений в условиях новой эры формирующегося рынка. К таким проблемам, по мнению Всемирной таможенной организации, относятся :

.Нехватка ресурсов. Правительства все настойчивее требуют от таможенных служб пополнение бюджета с наименьшими затратами на поддержание самой таможенной службы. Бюджетные ассигнования на таможню сокращаются даже в развитых странах. Во всем мире сокращаются размеры импортного тарифа, его роль регулятора торговли и средства пополнения бюджета имеет ярко выраженную тенденцию к снижению. Уровень тарифов должен окупать лишь расходы таможни на оформление товаров. Безусловно, будут по-прежнему взиматься косвенные налоги, и таможня, как и в настоящее время, будет играть роль защитника национального дохода.

.Недостаток знаний и опыта. Расширение функций таможни, меняющиеся условия ее деятельности требуют от персонала высокого уровня профессионализма и глубоких знаний, как в сфере таможенного дела, так и в обеспечивающих областях. Работники таможни должны уметь разрешать проблемы, связанные с международным законодательством, финансами, защитой прав интеллектуальной собственности, окружающей среды и т.д., быть подготовлены к участию и сотрудничеству в международных акциях по борьбе с транснациональными преступными группировками.

.Рост объема торговли и пассажиропотоков. В условиях ограниченности ресурсов и требований ускорения пропуска через таможенные границы все возрастающих грузо- и пассажиропотоков, возрастания масштабов контрабанды данная проблема актуальна для таможен практически всех государств. Для своего разрешения она требует совершенных технологий, развитой инфраструктуры.

.Устаревшие процедуры и системы. Они являются серьезным барьером для внешнеэкономической деятельности. По данным ЮНКАД стоимость оформления связанных с этим издержек и ошибок может составить 10% конечной стоимости товара.

.Увеличение количества трансграничных правонарушений. Таможни мира и международное сообщество озабочены возрастанием объемов контрабандной торговли запрещенными ядерными материалами (Всемирной таможенной организацией зафиксировано около 200 случаев) и вредными отходами, исчезающими видами флоры и фауны, поддельными предметами; 10% мировой торговли ведется с нарушением прав интеллектуальной собственности.

Результаты анализа опроса экспертов 23 стран, проведенного в 2013 году, послужили основой для обсуждения проблем таможни на Международном симпозиуме, проведенном Всемирной таможенной организацией. Одним из итогов стали рекомендации Всемирной таможенной организации по повышению эффективности таможенного дела и работы таможни, адресованные правительствам. В предложенных рекомендациях отмечается, что для повышения эффективности движения товаров в международной торговле таможенным органам следует:

.На основе консультации с правительственными и неправительственными органами четко определить цели таможни, на этой основе разработать и опубликовать общий долгосрочный план достижения этих целей. Проанализировать сложившуюся таможенную практику, разработать программу по реформированию неэффективных и излишних процедур, учитывая положения соответствующих международных конвенций по упрощению и согласованию таможенных процедур. Эту работу целесообразно проводить с привлечением национальных торговых и транспортных агентств, портов и органов таможенного контроля.

.Для эффективного осуществления функций таможенных органов максимально использовать информационные технологии на основе компьютеризации процессов таможенной обработки коммерческих и финансовых сделок, представления и обработки деклараций с применением стандартов обмена данными.

.Обеспечить эффективное использование персонала путем внедрения методов оценки рисков, профилирования, избирательного подхода и установления контрольных партий товаров с высокой степенью риска для из физического досмотра. Общая доля партий товаров, подвергаемых физическому досмотру таможенными органами, должна быть сведена до минимума, необходимого для обеспечения надежного таможенного контроля.

.Принять необходимые меры для обеспечения возможностей таможенного обработки сделок до прибытия груза с использованием электронных данных о нем.

.Изучить возможности максимального ускорения процесса прохождения товаров и поступления в полном объеме таможенных сборов на основе минимального состава информации. В то же время необходимо гарантировать таможенным органам поступление всей информации для ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности с целью осуществления эффективного контроля.

.Рационализировать процессы таможенного оформления грузов, с целью осуществления только силами таможни без вмешательства других учреждений.

.Упростить процедуры определения таможенной стоимости на основе метода таможенной оценки, предписанного Соглашением ГАТТ/ВТО.

.В тех случаях, когда высокие таможенные тарифы - снижать их, расширяя налоговую базу и тем самым компенсируя потери, а также облегчая процесс взимания тарифов.

.Расширять сотрудничество между таможенными органами и участниками торговли, руководствуясь положениями программы СТС «Меморандум о договоренности».

.Руководствуясь Арушской декларацией СТС, принять меры по внедрению высоких стандартов профессионализма и добросовестности в таможенных органах и разработать эффективные меры по борьбе с недобросовестностью в торговых кругах.

.Разработать программы реформирования таможни, направленные на повышение ее экономической эффективности, сосредоточения в ведении таможенных органов всех операций, связанных с таможенными формальностями.

.Целесообразно разработать минимальные стандарты для перевозчиков, экспедиторов и агентов по таможенному оформлению для исключения задержек прохождения товаров.

.Обеспечить доступ к необходимым торговым кругам информации о таможенных требованиях.

.Для обеспечения надежности таможенного оформления, контроля и ускорения этих процедур проработать правовые и технические вопроса обмена данных между таможенными органами страны - экспортера и страны-импортера.

.Обеспечить таможенные органы ресурсами, необходимыми для их эффективной деятельности.

.Создавать возможности для профессиональной подготовки персонала, отвечающей международным требованиям, особенно в вопросах оперативной деятельности. Обеспечить выделение Всемирной таможенной организации ресурсов, необходимых для оказания технической помощи таможенным органам стран-членов ВТО.

Безусловно, определение роли и задач таможенной службы - прерогатива государств, и Всемирная таможенная организация, используя международный опыт, в своих рекомендациях наметила общие принципы и положения деятельности таможен в условиях либерализации мирового рынка и обусловленной этим необходимости более тесной международной координации деятельности таможен.

Эти принципы были сформулированы в процессе работы симпозиума по эффективности торговли ЮНКТАД и оформлены как Колумбийская декларация, хотя многие из принципов содержались в рекомендациях:

-разработка Стратегического плана, определяющего корпоративные цели и методы их достижения;

-предоставление адекватных ресурсов;

-внедрение программы реформ информационных технологий;

-оценка риска, методы отбора, технология профилирования;

-обработка деклараций до прибытия товара;

-координация таможенных процедур;

-координация таможенного контроля;

-сотрудничество и консультации с торговыми партнерами в рамках Меморандума взаимопонимания;

-упрощения таможенных процедур;

-обеспечение оперативной информации;

-высоки стандарты профессиональной этики, принцип честности.

Всемирная таможенная организация рассматривает эти принципы как основу для реформирования и модернизации таможни. Она возглавляет мировое движение за высокопрофессиональную, эффективную и экономически выгодную организацию деятельности таможенных администраций с помощью Программы реформирования и модернизации таможенной службы. Эта программа составляет одно из ключевых направлений Стратегического плана Всемирной таможенной организации. Принятие этой программы рассматривается как основа для совершенствования функционирования на уровне принятия решений (выработки политики) и оперативной деятельности.

2.3 Правотворческая деятельность Всемирной таможенной организации по отношению к таможенным органам России

Являясь специализированной межправительственной международной организацией в области таможенного дела, Всемирная таможенная организация (созданная в 1952 г. как Совет таможенного сотрудничества (СТС) и получившая свое нынешнее название в 1994 г.) принимает активное участие в создании норм международного права, содействуя тем самым развитию такой отрасли международного публичного права как международное таможенное право.

Правотворческая деятельность Всемирной таможенной организации (далее нами применяется аббревиатура ВТАО, а в случае упоминания Всемирной торговой организации - ВТО) достаточно многогранна.

В настоящее время широко признается положение о наличии двух составляющих правотворческой деятельности международных организаций:

а) непосредственное участие в создании норм международного права (собственно нормотворчество международных организаций);

б) участие в правотворческом процессе, осуществляемом государствами (вспомогательная правотворческая функция международных организаций). Оба эти направления международного правотворчества характерны для Всемирной таможенной организации. . Вспомогательная функция - функция содействия, оказываемого Всемирной таможенной организацией государствам в международном правотворческом процессе, в частности России, состоит в следующем.

. Разработка проектов международных договоров в таможенной сфере и последующее вынесение их на рассмотрение государств-участников. Эта функция ВТАО предусмотрена пунктом (а) ст. 3 Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) от 15.12.1950 года. Подготовкой проектов договоров, которая начинается либо по инициативе государства-члена ВТО, группы государств - членов ВТО или же по инициативе самой ВТО, занимаются соответствующие профильные комитеты ВТО.

В структуре ВТО таких комитетов, занимающихся, помимо прочего, разработкой проектов международных договоров в таможенной сфере, пять:

.Комитет по борьбе с таможенными правонарушениями;

.Постоянный технический комитет;

.Комитет по правилам определения страны происхождения товара;

.Комитет по оценке товаров в таможенных целях;

.Комитет по гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС).

После разработки проекта договора тем комитетом, к специализированной компетенции которого относится предмет договора, этот проект рассматривается на сессии руководителей таможенных служб государств - членов ВТО и в случае его утверждения, направляется государствам - участникам ВТО для рассмотрения. Разработка проекта договора осуществляется, как правило, в тесном сотрудничестве с другими международными организациями, непосредственно связанными с таможенными вопросами (Всемирная торговая организация, ЮНКТАД, ОЭСР, Международная торговая палата и др.). По состоянию на 30 июня 2012 г.: с 1952 года по настоящее время в рамках ВТО было разработано 40 международно-правовых договоров в таможенной сфере, получивших название таможенных конвенций ВТО, 27 из которых вступили в силу и действуют в отношении тех государств, которые их подписали и ратифицировали.

Таким образом, нормы международного таможенного права, содержащиеся в этих конвенциях, созданы, конечно же, в результате действия государств по подписанию и ратификации соответствующей конвенции, но все эти международные таможенные конвенции следует считать и результатом международного правотворчества ВТО, так как именно благодаря этой организации появление этих норм стало возможным.

. Второй элемент вспомогательной функции ВТАО в международном правотворчестве заключается в выполнении данных таможенных конвенций ВТО, а также некоторых других международных договоров в таможенной сфере, которые были разработаны и приняты не в рамках ВТО.

. Как отмечают многие исследователи международного права, в качестве вспомогательной функции международных организаций в нормотворческом процессе государств, несомненно, выступает их участие в кодификации международного права. Ведется подобная деятельность и ВТО, что выражается в составлении «Глоссария международной таможенной терминологии». При этом не происходит создания новых, пусть даже и рекомендательных норм, но путем составления и издания данного глоссария (на официальных языках ВТО - английском и французском) производится систематизация международного таможенного права, которая осуществляется путем объединения в одном документе, используемом в различных международных таможенных конвенциях, иных международных договорах возникших из обычаев международного делового оборота в таможенной сфере. Здесь ВТО выполняет важную задачу по созданию единой, общей для всех субъектов международных таможенных отношений таможенной терминологии. Отмечается, что глоссарий не имеет статуса международного правового инструмента, никакого обязательного характера, он не может быть принят или не принят государствами подобно рекомендациям ВТО. Однако значение этого документа в том, что он способствует единообразному пониманию и толкованию таможенных терминов, так как зачастую внутригосударственные нормативные акты и международные правовые инструменты содержат указание на то, что если термину не дано определение в самом акте, то его надлежит понимать в соответствии с данным глоссарием. II. Говоря о непосредственной правотворческой деятельности ВТАО, которую имеет смысл именовать международным нормотворчеством ВТО, необходимо отметить, что в теории международного права выделяется три основных вида непосредственной правотворческой деятельности международной организации:

)заключение международными организациями международных соглашений;

)принятие решений, определяющих поведение стран-членов по основным вопросам деятельности организации, или внешняя регламентация;

)принятие решений по внутриорганизационным вопросам.

В правотворческой деятельности ВТАО вышеназванная «внешняя регламентация» есть не что иное, как осуществляемое в рамках международной таможенной системы создание норм международного таможенного права - нормотворчество, субъектом которого является уже не каждое отдельно взятое государство и не совокупность государств, а непосредственно ВТО как международная организация.

Все правовые инструменты, создаваемые в результате нормотворчества ВТО, носят исключительно рекомендательный характер и могут иметь обязывающее действие в отношении государств лишь в том случае, если государство выразит свое согласие следовать положениям этих актов, осуществив впоследствии их имплементацию в свое таможенное законодательство. Как отмечает Т. Н. Нешатаева, регулирование межгосударственных отношений с помощью рекомендательных норм вызвало широкую и серьезную дискуссию в западной международно-правовой литературе. В ходе обсуждения этого вопроса сформировалась концепция о делении международного публичного права на мягкое право- рекомендательные нормы и твердое право - обязательные нормы. По моему мнению, весь массив норм международного таможенного права, являющийся результатом собственного нормотворчества ВТО, может быть однозначно отнесен к категории мягкого (правильнее - гибкого) права .

Анализ деятельности ВТО по отношению к таможенным органам России показывает, что нормотворчество осуществляется ВТО следующими способами:

-разработка рекомендаций, включая классификационные решения и принятие резолюций;

-разработка и принятие международных таможенных норм и рамочных стандартов;

-разработка директив и типовых законодательных актов.

Следует более подробно рассмотреть каждый вид названных правовых инструментов рекомендательного характера, которые, следует признать, имеют между собой много общего.

. Рекомендации и резолюции ВТО. В отличие от резолюций, которые носят декларативный характер, выражают какие-либо намерения или оценку событий, фактов и принимаются ВТО в разовом порядке, по частным проблемам, рекомендации ВТО представляют собой классический правовой акт международной организации, не имеющий обязывающего действия, и принимаются сессией руководителей таможенных служб государств - членов ВТО по предложениям комитетов ВТО.

Как следует из п. (d) и п. (e) ст. 3 Конвенции об учреждении СТС, которая определяет перечень функций СТС, рекомендации, принимаемые СТС, могут иметь следующее назначение:

) рекомендации, принимаемые в целях единообразного применения и толкования положений международных таможенных конвенций, заключенных при содействии (под эгидой) СТС;

) рекомендации, принимаемые в целях разрешения споров между государствами - членами СТС (ВТО) по вопросам толкования и применения таможенных конвенций СТС (ВТО), при этом спорящие стороны могут заранее договориться о том, считать ли сделанные СТС рекомендации обязательными для выполнения. Кроме того существует особый вид рекомендаций, который имеет, на мой взгляд, наибольшее значение среди всех правовых инструментов ВТО - это пояснения и классификационные решения (классификационные мнения) по вопросам отнесения товаров к тем или иным позициям и субпозициям Гармонизированной системы (ГС), принимаемые в соответствии с п. (b), (c) ст. 7 Конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г. Эти решения принимаются либо Комитетом по ГС, который в соответствии со ст. 6, 7, 8 указанной Конвенции является структурным подразделением ВТО, обладающим высокой степенью самостоятельности в принятии рекомендательных решений, либо сессией ВТО, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 8 указанной Конвенции. Рекомендации ВТО по классификации товаров определенным образом имеют решающее значение в деятельности не только таможенных органов, но и всех субъектов внешнеэкономической деятельности.

В ходе 131/132 сессии Постоянного технического комитета ВТО были сформулированы требования к рекомендациям ВТО, которые, с одной стороны, отражают место рекомендаций ВТАО в международной правовой системе, а с другой - определяют некоторые аспекты юридической техники международного нормотворчества ВТО. Основополагающим здесь является следующее:

рекомендации не должны приравниваться к международным договорам в том значении международного договора, которое предусмотрено Венской конвенцией о праве международных договоров;

в случае необходимости рекомендация должна содержать уточнение по поводу того, в отношении какого круга субъектов она применяется;

порядок и условия применения рекомендаций определяются государством либо таможенным (экономическим) союзом государств, выразивших согласие применять данную рекомендацию, при этом подразумевается, что они обязаны по мере возможности обеспечить реализацию положений рекомендаций, в отношении которых ими было выражено согласие.

В любом случае, государство не должно признавать рекомендации, если оно не располагает возможностью обеспечить практическую реализацию основных предписаний этих рекомендаций.

Рекомендации ВТАО систематизированы путем распределения на 5 разделов:

.Рекомендации, касающиеся вопросов сотрудничества между таможенными администрациями (таможенными службами) государств.

.Рекомендации, касающиеся транспортных средств, международных перевозок и туризма.

.Рекомендации, касающиеся применения средств информатизации в таможенном деле.

.Прочие рекомендации (сюда относятся, в частности, рекомендации о формах таможенной декларации, сертификата страны происхождения товара, по вопросу использования глоссария международной таможенной терминологии, по вопросу права на обжалование действий и решений таможенных органов и др.).

Директивы и типовые законодательные акты ВТАО. Директивы ВТАО - это разработанные на основе передовой практики государств - членов ВТО и утверждаемые Постоянным техническим комитетом ВТО и предлагаемые государствам-членам модельные решения рекомендательного характера, которые отличаются от рекомендаций тем, что государства не заявляют о согласии или несогласии с директивой, а просто используют ее как ориентир для разработки норм таможенного законодательства. Особо подчеркивается, что директива не имеет никакой обязательной юридической силы для государств и предназначены, в первую очередь, для того, чтобы помочь государствам в тех или иных аспектах таможенного дела. Использование такого инструмента, как директива начато с 1986 г., причем практикуется разработка и принятие директив совместно с другими международными организациями. В настоящее время издано несколько сборников директив ВТАО, в том числе: «Директивы по вопросу таможенного оформления срочных почтовых отправлений» (2010) и «Директивы по вопросу предварительного сбора сведений о международных пассажирах», принятые в 2011 г. совместно с Международной ассоциацией воздушного транспорта и Международной организацией гражданской авиации.

По своему характеру и содержанию к директивам приближаются и типовые законодательные акты ВТАО. Это также некая юридическая модель, которая может быть использована государствами для разработки на ее основе своих внутренних актов таможенного законодательства. Существенное отличие от директивы здесь в том, что директива содержит постановку проблемы, описание ситуации и предлагает перечень мер для устранения проблемы, однако она сформулирована в виде доклада, научно-практического исследования, в то время как типовой законодательный акт - это уже готовый проект нормативного акта, предлагаемый государствам для рассмотрения.

Он выполнен в соответствии с требованиями юридической техники для внутригосударственных нормативно-правовых актов, содержит понятийный аппарат, структура его текста - это структура нормативного акта с делением на главы, разделы, статьи. Например, в 1988 г. ВТО (в то время СТС) был разработан типовой законодательный акт по вопросу деятельности таможенных органов по пресечению оборота контрафактной продукции и защиты интеллектуальной собственности.

. Международные таможенные нормы (МТН) и рамочные стандарты. Целью разработки МТН является создание компромиссных единообразных правил таможенного регулирования, которые могли бы быть приняты большинством государств, что существенно бы облегчило функционирование всей международной таможенной системы. Данные нормы характеризуются следующими чертами:

.нормы имеют исключительно рекомендательный характер, государства не связаны этими нормами и применяют их по мере возможности;

.нормы фиксируют лишь цель, которая должна быть достигнута государством - то есть наличие определенных положений в таможенном законодательстве и их практическая реализация, но выбор конкретных правовых средств и инструментов достижения этой цели остается за государствами, однако в ряде случаев порядок и условия имплементации этих норм в национальное законодательство устанавливается;

.нормы не должны рассматриваться как ограничители в случае, если какое-либо государство желает в большей степени усовершенствовать таможенное регулирование для достижения цели, предписанной данной нормой;

.нормы разрабатываются выборными членами Постоянного технического комитета, которые действуют при этом в качестве независимых таможенных экспертов, а не от имени и по поручению государств, представителями которых в ВТО они являются.

ВТО выработаны требования к структуре МТН. Каждая норма включает 4 элемента:

-мотив и цель принятия данной нормы;

-определение понятия используемых терминов, если это необходимо. Если норма не предусматривает иное, то используемые в ней термины должны пониматься в том смысле, который они имеют в «Глоссарии международной таможенной терминологии»;

-формулировка провозглашаемого нормой правила, толкование которого надлежит осуществлять в соответствии с самой нормой, и, в необходимом случае, с примечанием к ней;

-порядок и условия применения и реализации провозглашаемого правила, когда это необходимо. Рамочные стандарты - это самый новый правовой инструмент международного нормотворчества ВТО. Первый подобный акт был единогласно принят 23 июня 2005 года на ежегодной сессии ВТО руководителями национальных таможенных служб 166 государств - участников ВТО и носит название «Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли». По своей сущности рамочные стандарты идентичны международным таможенным нормам и также призваны способствовать международному таможенному сотрудничеству и гармонизации таможенных систем. Правовая природа их аналогична правовой природе рекомендаций и международных таможенных норм - государство выражает согласие применять положения этих стандартов и имплементирует их в свое таможенное законодательство. Существуют лишь различия в юридической технике изложения текста.

В заключении следует отметить, что в результате осуществления международного правотворчества Всемирной таможенной организацией по отношению к таможенным органам России и государствам-членам ВТО появилась и динамично развивается такая отрасль международного публичного права, как международное таможенное право.

Несмотря на то, что вопрос существования и места этой отрасли в системе международного права является еще пока спорным, можно, на мой взгляд, констатировать наличие уже сложившейся совокупности международно-правовых норм обязывающего характера (нормы международных таможенных конвенций и иных международных договоров, затрагивающих таможенные аспекты) и норм рекомендательного характера (рекомендации ВТАО, международные таможенные нормы ВТО), а также вспомогательных правовых инструментов ВТАО (классификационные решения, директивы), которые направлены на регулирование международных таможенных отношений нашей страны и в единстве своем образуют международное таможенное право.

Заключение

Делая выводы, следует отметить, что такое направление сближения правовых систем в области таможенного дела как сближение в сфере таможенных процедур Таможенного союза реализуется в рамках ВТАО в основном через применение договорного механизма унификации и гармонизации правовых систем Российской Федерации и государств-членов организации. Разработка ВТАО, международных таможенных конвенций, направленных на сближение правового регулирования таможенных процедур и таможенного законодательства, имеет своей целью и результатом не только унификацию и гармонизацию правовых систем в этой сфере, но также и совершенствование соответствующей международно-правовой базы, путем разработки международно-правовых кодифицированных актов в сфере таможенных процедур (например, Стамбульская конвенция, обновленная Киотская конвенция).

В результате проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.

Международное сотрудничество в области таможенного дела (международное таможенное сотрудничество) представляет собой важное направление международного сотрудничества государств, в целом и заключается в совместной координации их усилий в сфере международных отношений, связанных с перемещением лицами товаров и транспортных средств через таможенные границы государств.

Важность международного сотрудничества таможенных органов России и государств-членов организации в данной области человеческой деятельности выражается во все более возрастающем объеме международных договоров, в области таможенного дела, заключаемых как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в деятельности ВТАО и других международных организаций, касающихся вопросов таможенного регулирования, а также в нарастающих процессах экономической интеграции, неотъемлемой составляющей которой является таможенное сотрудничество.

Международное сотрудничество в области таможенного дела в рамках ВТАО направлено на создание благоприятных условий для развития международной торговли с Российской Федерацией и другими странам путем приведения к единообразию правового регулирования таможенных отношений государств-членов на основе деятельности организации по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела. Сближение национальных правовых систем в области таможенного дела России и государств-членов организации является приоритетной деятельностью ВТАО, направленной на выполнение миссии этой международной организации в условиях глобализации - облегчение мировой торговли путем устранения таможенных барьеров на ее пути на основе упрощения и оптимизации таможенных процедур, совершенствования системы классификации и кодирования товаров в таможенных целях, методов их таможенной оценки.

Деятельность ВТАО по сближению национальных правовых систем в рамках законодательства стран-членов Всемирной таможенной организации и Российской Федерации в области таможенного дела имеет три основных направления:

) сближение правовых систем в сфере классификации и кодирования товаров в таможенных целях;

) сближение правовых систем в сфере таможенной оценки товаров;

) унификация и гармонизация правовых систем в сфере таможенных процедур.

Выделение данных направлений деятельности ВТАО по сближению национальных правовых систем в области таможенного дела основывается на том, что: во-первых, данные направления выделяются в соответствии с основными международными таможенными конвенциями, разработанными в рамках ВТАО,

во-вторых, по данным направлениям созданы и действуют специальные органы (комитеты) в структуре ВТАО,

в-третьих, вышеуказанные направления можно выделить, исходя из анализа сущности таможенного дела.

Основная роль ВТАО заключается:

-в содействии в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира, особенно в тех, где происходят серьезные экономические преобразования;

-в разработке и распространении единых «правил игры» с целью ускорения мирового товарооборота, унификации и облегчении перемещения товаров и пассажиров через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни.

Большое значение в этой связи придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации таможенной службы Российской Федерации. Роль Всемирной таможенной организации очень велика в развитии таможенного дела и таможенного законодательства России. Это обусловлено тем, что ВТАО:

изучает все вопросы, связанные с таможенным международным сотрудничеством в сфере таможенного дела;

поддерживает и изучает технические и экономические аспекты, связанные с работой таможенных органов государств-членов организации;

подготавливает ряд конвенций и поправок к конвенциям, а также вырабатывает рекомендации по их использованию правительствами заинтересованных стран;

обеспечивает распространение информации по вопросам таможенных правил и процедур на международном уровне;

сотрудничает с другими межправительственными организациями по различным вопросам в рамках своей компетенции;

производит расширение связей между таможенными организациями и торговым сообществом;

вырабатывает рекомендации для обеспечения единой интерпретации в применении положений конвенций и обеспечение применения этих положений;

оказывает по собственной инициативе или по обращениям правительств заинтересованных государств-членов ВТАО консультационных услуг по таможенным вопросам в рамках основных положений конвенций, выработка рекомендаций и оказание информационных услуг.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута - на основе анализа работы Всемирной таможенной организации мы рассмотрели ее роль в развитии и совершенствовании техники таможенного дела и таможенного законодательства в России на международном уровне.

Список использованных источников

1.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза, Анохина О.Г., 2011.

.Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ

.Постановление Правительства РФ от 24.05.1993 N 486 "О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации"

.Конвенция по организации ВТО от 25 сентября 1980 года.

.Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества 2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2002. № 5.

.Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. // Таможенные ведомости. 2012. № 8.

.Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года.

.Приказ от 25 июля 2007 г. N 895 об утверждении методических рекомендаций о применении карнета АТА (в ред. Приказов ФТС России от 30.07.2012 N 1527)

.Приказ Минимущества РФ от 11.02.2002 N 25 "О Методических рекомендациях по подготовке директив представителям Российской Федерации в советах директоров акционерных обществ"

.Акт «Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли» от 23 июня 2005 года

.«Международные организации и право. Новые тенденции в международно - правовом регулировании» Т. Н. Нешатаева, «Дело», 2010 г.

.Андриашин Х.А., Свинухов В.Г. Таможенное право, - М.: Юстицинформ, 2012.

.Барковский И. Правотворческая деятельность международных организаций: теоретические аспекты и современные тенденции // Белорусский журнал международного права. 2012. № 2

.Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. - Екатеринбург, 2010. - 247с.

.Борисов К. Г. Международное таможенное право. М., 2012. С. 459

.Вавилов Ю.А. Таможенное сотрудничество: проблемы и перспективы развития / Ю.А. Вавилов, Скачков С.В., Бейдин А.В. // Академический вестник. 2009. №3. с. 315

.Колобкова В.А. Роль Всемирной таможенной организации в повышении эффективности деятельности таможенных служб мира в области кадровой политики. // Форум: методический сборник №300. С.249.

.Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М. 2007.

.Малянова А. Всемирная торговая организация: история создания, источники права ВТО / А.Н. Малянова// Международное публичное и частное право. - 2007. - № 5.- С. 39-44.

.Международное регулирование внешнеэкономической деятельности / Под ред. B.C. Каменкова. М.: Изд-во деловой и учебной литературы. М.: Дикта.2012.-800 с.

.Назаренко А. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности/В.М. Назаренко, К.С. Назаренко. -М.: Экзамен, 2012.-766с.

.Основы таможенного дела. Учебник / Под общ. ред. В.Т. Драганова. М. : ОАО «Изд-во «Экономика» 2011. С.299.

.Путинцев А. Таможенный интернационал. Россия между двух ВТО. / А. Путинцев // Таможня. 2010-№1-2. - С.230

.Степаненко М.В. Новый шаг в борьбе с таможенными правонарушениями //Законы России: опыт, анализ, практика, № 2, февраль 2010.

.Фесенко, Н.П. Таможенные преступления и возможности их предотвращения //Законодательство и экономика, № 12, декабрь 2011.

.Шамахов В.А. Таможенная система как фактор роста экономического потенциала страны. СПб.: Изд-во СПБГУЭФ. 2011.

.Шишков Ю.В. Два лица глобализации. // Наука и жизнь. 2000. №11.

.Шорников А. В. Участие РФ в международном таможенном регулировании: международно-правовые аспекты : дис. … канд. юр. наук. - 12.00.10. Москва, 2009. С. 134.

.Экономика таможенного дела: учеб. пособие для студентов специальности 080115 - «Таможенное дело» / Л.П. Дьяконова. - Биробиджан: БФ АмГУ, 2012. - 148 с.Бернадский Ю.И. Развитие приграничного сотрудничества: каковы сами - таковы и сани… // ЭКО. - 2010. - С.276.

.#"justify">.#"justify">.#"justify">.http://www.economy.gov.ru/minec/main - официальный сайт Министерства экономического развития РФ.

Похожие работы на - Международно-правовой анализ деятельности Всемирной таможенной организации по отношению к таможенному законодательству России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!