Инструменты регулирования объёма денежной массы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,79 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инструменты регулирования объёма денежной массы

Министерство Образования и Науки Самарской Области

Государстсвенное Автономное Образовательное

Учреждение Среднего Профессионального Образования

Самарский Колледж Транспорта и Коммуникаций








Курсовая работа

На тему: "Инструменты регулирования объёма денежной массы"



Выполнил студент гр. БД-12-01: Касаткин Михаил

Руководитель: Костина Надежда Сергеевна Оценка:







Самара 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие денежной массы

1.1 Денежная масса и её структур

1.2 Контроль за денежной массой

1.3 Инструменты регулирования денежной массы

Глава 2. Особенности формирования денежной массы в РФ

2.1 Становление денежной системы в России

2.2 Характеристика структуры денежной массы России

2.3 Денежное обращение

2.4 Методы и инструменты регулирования денежного оборота и денежного обращения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Выбранная мною тема всегда актуальна. Так как деньги это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты. средством сохранения стоимости и единицей счёта во всех, кроме самых начальных экономических систем.

Вся структура современной экономики предопределена существованием денежной массы. Деньги "родила" торговля, а поскольку торговля - одно из самых древних занятий человечества, то в старину уходят корни денежной системы, хотя устройство её (как и вид самих денег) многократно и сильно меняется на протяжении истёкших тысячелетий.

Денежный рынок - рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная ставка процента. Представляющая собой "цену" денег - включает в себя институты, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения денег. Для нормального функционирования рыночной экономики, поддержания стабильных темпов её роста, уровня и динамики цен, занятости требуется определенная денежная масса. Анализ динамики денежной массы имеет особое значение при выработке ориентиров кредитно-денежной политики. При это возникают два ключевых вопроса: во-первых, в какой мере расширение денежной массы зависит от эмиссионной деятельности властных органов, а в какой - представляет собой стихийный экономический процесс; и во-вторых, если процесс создания денег действительно определяется не произволом властей, а потребностями экономической системы, то каковы эффективные методы регулирования движения денежной массы.

Целью моей работы является исследование структуры денежной массы и денежные агрегаты с учетом становой специфики, экономическое значение и инструменты, регулирующие объем денежной массы.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть понятие денежной массы и денежного оборота.

Охарактеризовать денежную массу Росси

Выявить инструменты регулирования объема денежной массы.

И, наконец, проанализировать методы регулирования денежного обращения

денежная масса оборот обращение

Глава 1. Понятие денежной массы

.1 Денежная масса и её структур

Развитие кредитных денег. Постепенное вытеснение наличного безналичным оборотом, повышение роли государственного регулирования способствовали формированию нового подхода к анализу денег. Если в 19 столетии в качестве основных вопросов денежной теории рассматривались природа денег. Классификация их вид и функции, масштабов цен. Устройство денежной системы, а также факторы колебаний покупательной способности денег. То в 20 и 21 вв. проблематика существенно изменилась. Теперь основными вопросами являются: роль денег в воспроизводстве, механизм влияния денежной массы на экономический рост, государственная политика в денежно-кредитной сфере. В 19 в. ученых интересовали прежде всего качественные аспекты денежной теории, в настоящее же время - главным образом количественные взаимосвязи. Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятия и государству.

В последние десятилетия в научной литературе не утихает дискуссия об определении денег и о количественных границах денежной массы. Денежная масса - весьма сложная, изменчивая и неоднородная категория, продукт современной кредитно-банковской системы, находящийся в процессе динамичного развития.

Денежная масса - это совокупный объем денежных средств, который на данный момент находится в общении и принадлежит разным экономическим субъектам.

Понятие "денежная масса" имеет двоякое значение, оно означает как совокупность платежных средств, выпущенных банковской системой, так и общую сумму наличности во владении частных лиц, предприятий и организаций.

Денежная масса - это совокупность и безналичных покупательных и платежных средст, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народной хозяйстве, которым располагают частные лица, институционные собственники и государство. В настоящее время принято условно разбивать совокупность денежной массы на денежные агрегаты, т.е. Показатели её объёма и структуры.

Денежный агрегат - это часть денежной массы, представленная определенной совокупностью денежных активов, сгруппированных по убыванию степени ликвидности, причем каждый последующий агрегат включает в себя предыдущий.

При всем многообразии методов статистического учета денежной массы в различных странах денежные агрегаты в наиболее общем виде могут быть представлены следующим образом:

агрегат М-0 - включает наличные деньги в обращении (банкноты, монеты) и средства на текущих банковских счетах;

агрегат М-1 - состоит из агрегата М-0 + средства на текущих счетах коммерческих банков (до 4 лет) и вклады до востребования;

агрегат М-2 - содержит агрегат М-1 + сберегательные вклады в коммерческих банках/ - агрегат М-3 - состоит из агрегата М-2 + сберегательные вклады в специализированных кредитно-банковских институтах;

агрегат М-4 - состоит из агрегата М-3 + акции, облигации, депозитные сертификаты коммерческих банков, векселя физических и юридических лиц;

агрегат М-5 - состоит из агрегата М-4 + средства в иностранной валюте физических и юридических лиц.

Итак, разграничения денежных агрегатов производиться исходя из убывания степени их ликвидности.

Сложилось международная традиция в качестве основных агрегатов выделять М1, М2 и М3. Однако состав этих агрегатов порой существенно различается от одной стране к другой, так как денежная масса каждой страны уникальна. Наиболее сопоставимыми для большинства стран мира является агрегат М1, так как он состоит из платежных средств, которые везде, в принципе, одинаковы (хотя и здесь существуют определенные отличия).

Рассмотрим строение денежной массы на примере Великобритании, Германии, США.

Еще в недалеком прошлом предложение денег в Великобритании состояло из агрегатов М0, М1, М2, М3, М3Н, М3с, М4с, М5. Эта сложная и запутанная классификация отражала своеобразие британской банковской системы. В настоящее время Британия официально приняла четыре денежных агрегата: М0. М2, М4, М3Н, и самым важным считаются показатели М0 И М4. При это М0 рассматривается как "широкая денежная база", а М4 - как "широкие деньги" или как "предложение денег". Состав денежной массы Британии приведен в таблице:

Агрегат Состав денежного агрегатаМ0Наличные деньги в обращении +наличность которую держат банки и строительные общества + операционные балансы коммерческих банков и банка АнглииМ2Наличные деньги в обращении у публики (но не наличность в банках и строительных обществах) + розничные стерлинговые депозиты частного сектора в банках и строительных обществахМ4М2 + стерлинговые депозиты в банках и стерлинговых обществах +строительные депозитные сертификатыМ3НМ4 + депозиты частного сектора с иностранной наличностью в банках. в строительных обществах Соединенного Королевства

В Германии существуют следующие денежные агрегаты

АгрегатыСостав денежного агрегатаМ1Наличные деньги и бессрочные (до востребования) вклады небанков в коммерческих банках (наличные деньги и текущие вклады) М2М1 + срочные вклады до 4 лет (срочные вклады) М3 М2 + накопительные счета с законодательно определенными сроками расторжения договора (накопительные вклады) М3-расширенный М3 + краткосрочные денежные вклады резидентов за границей + банковские долговые расписки сроком до 2 лет.

Денежный агрегат М1 как объем денег в узком смысле включает в себя наличные деньги в обращении (исключая кассовую наличность кредитно-денежных институтов и счета банков и общественного сектора в центральном банке) плюс бессрочные вклады небанков в коммерческих банках.

Денежный агрегат М2 включает в себя кроме агрегата М1 квазиденьги, т.е. все срочные деньги банковской системы сроком обращения до 4 лет.

С 1975 г. Немецкий бундесбанк начал публиковать данные по денежному агрегату М3, который кроме агрегата М2 включает накопительные счета.

Денежная масса США объективно отражает высокий уровень развития и своеобразие денежной системы страны.

Агрегаты Состав денежного агрегата М1 Наличные деньги (currency) и трансакционные депозиты (депозиты до востребования + другие чековые депозиты: NOW и ATS) + дорожные чеки М2 М1 + сберегательные депозиты и мелкие (менее $100 тыс.) срочные депозиты + однодневные РЕПО и однодневные евродоллары) + взаимные фонды денежного рынка (MMMF: Money Market Mutural Funds) + депозитные счета денежного рынкаМ3М2 + крупные срочные счета + евродоллары (более однодневных) + срочные соглашения РЕПО от недели до месяца +счета взаимных фондов денежного рынка, принадлежащие только институтам. LМ3 + казначейские ценные бумаги и банковские акцепты, размещенные вне банковской системы

Денежный агрегат М1 включает в себя как наличные деньги, выпущенные Федеральной резервной системой, так и чековые депозиты (текущие счета) частных депозитных учреждений. В последние десятилетия в США возрастает значимость наличных денег в агрегате М1 (до 30%). Одной из главных причин этого называют рост теневой экономики. Для совершения крупных сделок деньги, как правило, переводятся с транзакционных счетов, которые включают в себя депозиты до востребования и другие чековые депозиты.

Депозиты до востребования являются самым крупным компонентом агрегата М1. Термин "до востребования" означает, что вкладчик может обратить такой депозит в наличность немедленно или выписать чек на свой счет для платежа третьей стороне. Сами по себе чеки не являются деньгами; ими является остаток на счете.

Другие чековые депозиты подразделяются на счета NOW и счета ATS. Счета NOW представляют собой вклад до востребования, который к тому же приносит довольно высокий процентный доход.

Счета ATS представляют собой комбинацию сберегательного счета, к которому выплачивается процент на остаток, и чекового счета, на который процент не начисляется.

Дорожные чеки выпускают American express, Citibank, Coocks и другие финансовые учреждения для международных расчетов неторгового характера, а в США и Канаде и во внутренних расчетах для безналичной оплаты товаров и услуг.

Денежный агрегат М2 включает в себя помимо агрегата М1 следующие компоненты:

1. Сберегательные депозиты и мелкие срочные депозиты (менее $100 nsc.). В отличии от срочных депозитов сберегательные депозиты не имеют установленного срока погашения.

2. Однодневные соглашения РЕПО, т.е. соглашения о покупке и обратной продаже в коммерческом банке, позволяют банку продавать своим клиентам ценные бумаги казначейства, а затем выкупать их по более высокой цене. Однодневное соглашение предполагает продажу банком своим клиентам ценных бумаг при условии их выкупа по более высокой цене на следующий день.

3. Однодневные займы в евродолларах представляют собой деноминированные в долларах однодневные депозиты в зарубежных коммерческих банках и в зарубежных филиалах банков США.

4. Взаимные фонды денежного рынка. Многие частные лица и учреждения часть своих активов переводят в акции MMMF. Эти фонды оперируют только краткосрочными долговыми обязательствами. Также фонды предоставляют возможность выписывать чеки свыше $500 или $1000.

5. Депозитные счета денежного рынка открываются банками и сберегательными учреждениями. Не имеют минимального срока погашения, и по ним начисляется процент.

. Срочные счета крупных размеров, стоимостью более 100 тыс. Долларов.

. Срочные соглашения РЕПО на сроки от недели до месяца.

. Срочные займы в евродолларах на сроки от недели до месяца.

. Счета взаимных фондов денежного рынка, принадлежащих только институтам.

1.2 Контроль за денежной массой

Изменение количества денег, циркулирующих в экономической системе, может оказывать существенное воздействие на реальный выпуск продукта, уровень цен, занятость и другие экономические переменные. Существование определенного соответствия между долгосрочной динамикой денежной массы и движением уровня цен было замечено еще в давние времена. Оно и легло в основу количественной теории денег, которая существенно модифицировалась в XX в. благодаря исследованиям монетаристов. В центре внимания - механизм воздействия денежной массы на цены, структура самой денежной массы, ее агрегаты. Для экономической стабильности очень важен контроль за количеством денег, а экономисты, аналитики и политики должны обладать адекватными возможностями для изменения денежной массы.

К инструментам государственного регулирования денежного обращения относятся:

-проведение эффективной денежно-кредитной политики;

управление государственным долгом;

реализация налоговой политики;

формирование финансового рынка; - контроль за денежной массой в ходе проведения монетарной политики.

Для осуществления эффективного контроля за состоянием денежной массы необходимо:

полностью отказаться от разграничения принципов и сфер обращения наличных денег и безналичных денежных средств;

строго соблюдать монополию центрального банка на осуществление эмиссии денег, выпуска в обращение денежных знаков во всех формах; что ведет к увеличению денежной массы;

регулировать единый денежный оборот на следующих принципах:

прогнозирование потребности в денежных средствах на макро уровне, в отдельных отраслях и регионах;

разработка системы и внедрение контрольных цифр и нормативов (минимальные и максимальные границы прироста денежной массы и объема кредитования; лимиты наличности и резервов в банках);

разработка и использование экономико-математического аппарата и функций спроса и предложения денег.

внедрение в практику учета, анализа и регулирования денежного обращения системы коэффициентов мультипликации денежные средств. Эти коэффициенты отражают степень трансформации на личных и безналичных средств.

разработка показателей совокупной денежной массы, расчет соответствующих агрегатов и проведение мероприятий денежно-кредитной политики.

В настоящее время в связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. С 70-х годов во многих странах было введено таргетирование - установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. С 1975 г, в США Федеральная резервная система отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращения в обращении денежной массы; регулярно публикует целевые ориентиры на 12 месяцев, темпы прироста денежных средств.

1.3 Инструменты регулирования денежной массы

В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:

1. Нормы обязательного резерва и денежная масса. Как известно, нормы обязательных резервов - один из наиболее простых и традиционных инструментов регулирования денежной массы. Они устанавливаются в процентах к обязательствам (пассивам) коммерческих банков дифференцированно в зависимости от вида привлеченных средств, степени "денежности" этих агрегатов, то есть их способности выполнять функции денег. Средства обязательных резервов хранятся в Центральном Банке и используются для поддержания ликвидности коммерческих банков, а в случае банкротства банков размораживаются и направляются на выполнение обязательств перед кредиторами.

Политика обязательных резервов, как метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

2. Прямое ограничение страхования. Банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции. Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

Политика центрального банка распространяется непосредственно на объекты его контроля - кредиты прочих банков, а не их ликвидность, как в случае использования косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая эффективность кредитных ограничений.

Данный метод регулирования имеет ряд недостатков. Остановимся на наиболее важных из них. Во-первых, происходит ухудшение функционирования банковской системы в целом. Банковские учреждения должны выполнять предписания эмиссионного института в сфере активных операций. Т.е. зная заранее предельные размеры своей деятельности, банки не стремятся их превысить, поскольку это запрещено административно. Рынок оказывается как бы заранее разделенным между отдельными кредиторами. Получается, что контингентированием охвачены не только ссудные, но и заемные операции. В итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в банковском деле, поскольку банк был вынужден заморозить дополнительную сумму ресурсов на беспроцентном счете в эмиссионном институте.

Анализ двух методов кредитного регулирования показывает, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои достоинства и недостатки по сравнению с методами рефинансирования банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для коммерческих и других банков является сугубо административным методом, в отличие от операций на открытом рынке, относящимся к рыночным методам регулирования.

Если рефинансирование влияет избирательно на банки, то политика обязательных резервов действует в целом в рамках всей кредитной системы. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, например инвестиционные и другие специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно происходит снижение нормы обязательных резервов и даже её отмена. Так, например, в США в 60-е годы по бессрочным депозитам она снизилась с 16% до 12%, а по срочным сберегательным вкладам она была совсем отменена.

3. Политика количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

В настоящее время в развитых странах наблюдается снижение роли центрального банка как главного органа денежно-кредитного регулирования. Это объясняется появлением и развитием новых форм небанковского кредита, падением эффективности интервенций на денежном рынке зависимостью центрального банка от правительства.

Между нормами обязательных резервов и денежной массой существует жесткая количественная связь: с их увеличение сужаются предложение денег и потенциал кредитования. Напротив, при снижении норм обязательных резервов увеличивается мультипликатор, растет предложение денег и расширяются возможности банков в кредитовании. Нормы регулирования не имеют жестких критериев определения. Скорее всего, они связаны с традициями стран, особенностями их денежно-кредитной политики. Можно лишь, утверждать, что при высокой инфляции уровень норм резервов выше, чем при меньшей инфляции (при прочих равных условиях).

В странах с развитой рыночной экономикой повышение норм резервирования обычно проводится в целях смягчения последствий перегрева экономики. В указанном случае оно синхронизовано со снижением предложения денег. Что бы государственная экономическая власть осуществлялась успешно, в том числе политика резервов должна быть сориентирована на долгосрочные цели развития экономики, поддержание хозяйственно-финансовых сделок, всего делового оборота на уровне, достаточном для выхода экономики на траекторию развития и роста ВВП.

Глава 2. Особенности формирования денежной массы в РФ

2.1 Становление денежной системы в России

В течение последних двухсот лет Россия десять раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими. Но все они имели общие черты, причем наибольшее сходство просматривается между денежной реформой 1839-1843 годов и реформами, проводившимися в Советской России в 20-х годах ХХ века.

Одной из определяющих особенностей экономического развития России было медленное внутреннее накопление капитала. Причина этого небольшой по сравнению с западноевропейскими странами объем совокупного прибавочного продукта, обусловленный низкой биопродуктивностью почв, суровым климатом и коротким вегетационным периодом.

Еще одной особенностью развития экономики России был так называемый континентальный характер торговли (в отличие от стран Западной Европы, где существовал крупномасштабный морской торговый оборот). Из-за ограниченности торговых отношений, слабого развития городов и, соответственно, низкого уровня отделения ремесла от земледелия процессы развития товарно-денежных отношений и накопления денежных капиталов в России шли очень медленно. Это обусловило ряд специфических черт в развитии ее денежной и банковской систем.

Государственные деньги, система государственных банков, небольшое количество частных коммерческих банков и отсутствие частных эмиссионных банков, а главное небольшой по сравнению с развитыми западными странами спрос на деньги (из-за длительного господства в России натурального хозяйства), с одной стороны, затрудняли регулирование денежного обращения, с другой упрощали проведение денежных реформ.

История денежной системы России, писал известный экономист доктор экономических наук В.П. Шкредов, отнюдь не отличается прямолинейностью и неуклонным поступательным прогрессом. Напротив, для значительной ее части характерны неупорядоченная, лишенная ясно выраженной всеобщей закономерности, смена одних форм денег и денежных систем другими. В течение нескольких столетий преобладали смешанные, промежуточные, переходные несовершенные отношения Кроме проблемы бюджетного дефицита перед правительством в это время стояла проблема выделения государственных средств для кредитования дворянства. Обе проблемы были решены за счет увеличения количества обращавшихся в стране бумажных денег. Манифест об эмиссии ассигнаций на 100 млн. руб. был подписан Екатериной II 28 июня 1786 года. В эту сумму вошли 46,2 млн. руб. ассигнациями, которые уже были выпущены к тому времени. Старые ассигнации (выпуска 1769 года) подлежали обмену на новые.

По сути, в России в 1786 году была проведена первая денежная реформа эпохи бумажных денег. В ее ходе в обращение были выпущены новые денежные знаки и принудительно изъяты старые. Кроме того, изменились эмиссионный орган и принципы эмиссии. Если ассигнации, выпускавшиеся на основании манифеста от 29 октября 1769 года, обращались наравне с ходячей монетой, то есть разменивались на серебро и медь, то новые ассигнации если и разменивались, то только на медь.

В 1786 году очередной выпуск ассигнаций (15) должно было осуществлять эмиссионное банковское учреждение Государственный ассигнационный банк. Он создавался в соответствии с манифестом 1786 года на основе реорганизации двух столичных ассигнационных банков. Государственный ассигнационный банк функционировал до 1843 года, когда в ходе денежной реформы государственные ассигнации были заменены государственными кредитными билетами.

Ассигнации печатались и штемпелевались по-прежнему при Сенате. Процесс изготовления бумажных денежных знаков стал завершаться проставлением на каждой облигации номера с помощью специальной машины. Готовые ассигнации подписывали от руки молодые чиновники. Хотя они назывались директорами банка и советниками директоров банка, у них не было никаких других обязанностей, кроме проставления своей подписи на ассигнациях.

С 1818 года печатание и штемпелевание ассигнаций стала производить Экспедиция заготовления государственных бумаг в соответствии с предписаниями министра финансов, которые он давал Особенной канцелярии по кредитной части.

Несмотря на то, что введение ассигнаций более мелких номиналов (в 1790 году они составляли 36% от всей суммы ассигнаций) значительно расширило сферу обращения ассигнаций (16), увеличение их объема более чем в два раза привело к обесценению. Курс ассигнационного рубля к серебряному в 1788-1789 годах составлял соответственно 92,75 и 91,75 копейки. В 1795 году он снизился до 70,5 коп., в 1800 году до 66,25 коп., а в 1810 году составил только 46 копеек (17).

В экономически и политически стабильных странах Западной Европы XIХ век был эпохой утверждения металлического стандарта золотого, серебряного или биметаллизма. В России в начале XIХ века была сделана попытка вернуться к серебряному монометаллизму. Инициатором денежной реформы был М.М. Сперанский. Над планом ее проведения работали также профессор кафедры политической экономии Петербургского педагогического института, будущий первый ректор Петербургского университета М.А. Балугьянский и выдающийся русский политэконом, первый Председатель Департамента государственной экономии Государственного совета адмирал Н.С. Мордвинов. Концепция реформы была изложена в Плане финансов 1810 года. В соответствии с ним основой денежной системы страны должен был стать серебряный рубль. Предполагалось учредить новый эмиссионный банк, выпускающий в обращение кредитные билеты и производящий их размен на серебро. Ассигнации подлежали изъятию и уничтожению.

Новые принципы организации денежной системы России вводились рядом манифестов. Манифест от 2 февраля 1810 года объявлял выпущенные в обращение ассигнации долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской империи, и заявлял о намерении погасить указанный долг. Для этого предполагалось выпустить внутренний заем, который должен был обеспечить поступление в казну ассигнаций, подлежавших в дальнейшем публичному сожжению.

Манифестом от 20 июня 1810 года в качестве всеобщей законной счетной денежной единицы устанавливался рубль с содержанием чистого серебра 4 золотника и 21 доля (18 граммов). Согласно манифесту от 29 августа 1810 года медная монета становилась разменной.

Е.Ф. Канкрин был сторонником борьбы с простонародными лажами запретительными мерами. К выводу о целесообразности такого способа решения проблемы министр финансов пришел, сопоставив курсы ассигнаций на серебро и лажей на ассигнации в различных регионах страны. На основе этих вычислений Е.Ф. Канкрин сделал вывод, что если вычесть из цены серебра наддачу на ассигнации, то цена серебряного рубля повсеместно окажется близкой к биржевому (3,50 ассигнационного рубля) или податному (3,60 ассигнационного рубля) курсам (22). Но несмотря на то, что сами расчеты были верными, предпринятые по их результатам действия не дали положительного результата.

В 1834 году по инициативе Е.Ф. Канкрина правительство сделало попытку покончить с простонародными лажами, издав закон, запрещавший письменные сделки по счету на монету. Всем губернаторам были даны строгие указания наблюдать за невозвышением лажа. Однако административные меры не были и не могли быть эффективными, поскольку счет на монету был реакцией рынка на колеблющийся курс ассигнаций. Бороться с этим явлением можно было лишь путем реорганизации всей денежной системы.

Инициатором проведения денежной реформы опять (как и в начале XIХ века) выступил М.М. Сперанский. В то время как Е.Ф. Канкрин, чьим именем теперь называется эта реформа, очень долго считал, что денежное обращение в России можно стабилизировать при помощи административных мер, М.М. Сперанский написал Записку о монете, в которой доказывал, что добиться стабилизации денежного обращения можно только путем преобразования основ денежной системы. По сути, эта записка была проектом денежной реформы, проведенной в России в 1839-1843 годах. Будучи членом Государственного совета, М.М. Сперанский раздал Записку о монете для ознакомления другим членам совета. Его доводы убедили сомневающихся в необходимости проведения денежной реформы. Министр финансов Е.Ф. Канкрин после прочтения этой записки также изменил свое мнение о методе стабилизации денежного обращения.

Суть проекта денежной реформы М.М. Сперанского заключалась в переходе от обращения неразменных и имевших лишь податное обеспечение ассигнаций к обращению разменных на звонкую монету кредитных билетов.

Реформу предлагалось осуществить в три этапа. На первом этапе планировался выпуск сохранных банковских кредитных билетов, обеспеченных вкладами серебра. На втором этапе должна была произойти фиксация курса ассигнаций на уровне податного курса (серебряный рубль = 3,60 рубля ассигнациями). На заключительном этапе предполагалась замена ассигнаций сохранными билетами, для чего ежегодно должны были объявляться серии ассигнаций, подлежавших замене.

Большое значение имели внешние займы. В 1815 году задолженность России по внешним займам составляла около 29 млн. руб. серебром (30), в 1823 году 106,8 млн. руб. серебром, в 1843 году она достигла 193,3 млн. руб. Серебром (31).

К особенностям денежной реформы 1839-1843 годов следует отнести один из способов покрытия бюджетного дефицита так называемые позаимствования беспроцентные бессрочные ссуды, предоставляемые государственными банками правительству.

Интенсивный рост внутреннего государственного долга начался в России с 1817 года. Он увеличился с 259 млн. руб. ассигнациями (32) в 1817 году (65 млн. руб. серебром по тогдашнему курсу) до 269 млн. руб. серебром в 1843 году (33). Этот рост в значительной мере происходил за счет позаимствований из казенных банков (34). В 1843 году они составили 174,5 млн. руб. серебром, то есть почти 2/3 всего внутреннего долга.

В результате притока благородных металлов из зарубежных стран и увеличения объемов их внутренней добычи была создана база для чисто металлического денежного обращения в стране.

Необходимо отметить, что денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 годов, обладала рядом важнейших признаков, типичных для биметаллизма.

Во-первых, существовала свобода чеканки и серебра, и золота.

Во-вторых, правительство в законодательном порядке закрепило стоимостное отношение между золотым и серебряным рублем. Манифест от 1 июля 1839 года устанавливал, что золотая монета в казну и кредитные установления принимается и из них выдается 3% выше нарицательной ее стоимости, именно империал в 10 руб. 30 коп. и полуимпериал в 5 руб. 15 коп. Серебром (35).

В-третьих, кредитные билеты разменивались не только на серебро, но и на золото. Размен этот производился с соблюдением указанного между сими деньгами соотношения 103 руб. кредитными билетами обменивались на 103 руб. серебром или на 100 руб. золотом, то есть за кредитным рублем было закреплено не только определенное серебряное, но и золотое содержание (36).

Деньги как мера стоимости требуют использования только одного денежного материала для выполнения всех их функций. При одновременном обращении золота и серебра постоянно меняется соотношение их рыночных стоимостей и роль денег выполняет то один, то другой металл, причем тот металл, рыночная цена которого превышает официальную, исчезает из обращения таковы присущие биметаллизму противоречия.

Необходимость стабилизации денежного обращения в условиях растущих масштабов товарного производства и объемов торговли обусловили переход большинства экономически развитых стран к золотому монометаллизму. Последней попыткой утвердить биметаллизм в качестве системы мировых денег было создание в 1865 году Латинского монетного союза. Но уже в 1867 году на Парижской конференции было подписано международное соглашение, которое признавало золото единственной формой мировых денег.

Большой дефицит государственного бюджета, образовавшийся во время Крымской войны, стал причиной значительной эмиссии кредитных билетов. В 1854 году правительство прекратило их свободный размен на золото, а в 1858 году на серебро. Кредитные билеты из кредитных денег, опиравшихся на государственный кредит, превратились в неразменные бумажные деньги. Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 годов, перестала существовать. В России начался длительный период обращения кредитного рубля с резко колеблющимся валютным курсом. Правительство дважды (в 1862-1863 годах и в 1881 году) безуспешно пыталось стабилизировать кредитный рубль путем проведения дефляционной политики. В обоих случаях фактически предполагался возврат к денежной системе, созданной в результате реформы Канкрина.

Во время Первой мировой войны размен банкнот на золото был прекращен.

Но это еще не было концом эпохи золотого стандарта. После окончания войны золото было вытеснено из обращения в крупный оптовый и международный оборот. В результате послевоенных денежных реформ в двух европейских странах Великобритании и Франции был установлен золотослитковый стандарт: банкноты обменивались на золотые слитки весом до 12,5 килограмма. В остальных странах прямой размен на золото не был восстановлен. Около трех десятков стран, в том числе 16 западноевропейских, перешли к золотодевизному стандарту. Эта форма организации денежно-валютных отношений предусматривала обмен кредитных денег на девизы в валютах стран золотослиткового стандарта, а затем на золото.

2.2 Характеристика структуры денежной массы России

Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т.п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т.е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные деньги в обращении. Так, на конец года в денежной массе наличные деньги занимали 37%, средства на расчетных счетах предприятий и организаций - 31%, вклады и депозиты - 32%.

Определяющими факторами роста денежной массы по-прежнему были кредиты банковской системы экономике и Правительству.

На сегодняшний день главной особенностью денежной массы в России является то, что около 50% ее составляет доллар и другая иностранная валюта. А сохраняющаяся высокая степень интеграции иностранной валюты во всю денежно-кредитную систему страны приводит к использованию валютного курса в качестве критерия хозяйственной деятельности и средства тезаврации даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это негативно влияет на нашу денежную единицу - рубль, значительно ослабляет его позиции по сравнению с другими денежными единицами.

Участие Центрального банка РФ в формировании денежной массы характеризуется объемом и динамикой денежной базы и источников ее формирования.

В России состав денежной массы состоит из следующих агрегатов. Банк России определяет такие категории.

Денежная база - наличные деньги в обращении, в том числе в нефинансовом секторе и в кассах кредитных организаций + сумма обязательных резервов коммерческих банков в Банке России + средства кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России.

Денежная база (узкая) - наличные деньги (М0) + остатки наличности в кассах кредитных организаций + остатки кредитных организаций на счетах обязательных резервов в Банке России.

Денежная масса России

АгрегатСостав денежного агрегатаМ0Наличные деньги в обращении, кроме денег в кассах кредитных учреждений. М1М0 + средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, на счетах местных бюджетов, бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, вклады до востребования в коммерческих банках и в Сбербанке России. М2М1 + срочные вклады в коммерческих банках и в Сбербанке России. М3М2 + депозитные и сберегательные сертификаты и облигации государственных займов.

Денежная база (широкая) - денежная база узкая + остатки средств кредитных организаций на корреспондентских, депозитных и других счетах в Банке России + вложения кредитных организаций в облигации Банка России.

Резервные деньги - денежная база широкая + депозиты до востребования организаций, обслуживающихся в Банке России.

В РФ в качестве основного денежного агрегата, используемого при расчете текущих макроэкономических показателей, используется агрегат М2. Именно он выбран в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики1. Такой же позиции относительно агрегата М2 придерживаются США, Франция и Япония.

Сравнительно недавно в России для характеристики величины денежной массы стал применяться показатель М2Х, в состав которого помимо величины М2 включаются также все виды депозитов в иностранной валюте. Обычно этот агрегат используется для целей денежно-кредитного регулирования в странах, где иностранная валюта рассматривается как актив в функции средства накопления, например, при таком явлении, как долларизация национальной экономки. В настоящее время официальная российская статистика регулярно публикует лишь показатели М0 (наличные деньги) и М2 (наличные и безналичные деньги). Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.

С учетом национальных особенностей денежно-кредитной системы набор агрегатных показателей различен по своему составу, однако отчетливая тенденция к универсализации финансовых рынков и инструментов в последние десятилетия привела к тому, что денежные агрегаты постепенно начинают терять свою национальную окраску.

При международных сопоставлениях развитые и развивающиеся страны пользуются статистическими данными МВФ, который рассчитывает общий для всех показатель М1 (наличные деньги и все виды чековых вкладов) и более широкий показатель "квазиденьги", куда включаются срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке.

Таким образом:

Квазиденьги = М2 - М1.

В моем дальнейшем изложении основное внимание будет уделяться агрегатам М1, М2 и М3. Самую ликвидную часть денежной массы представляют банкноты и монеты, которые находятся в обращении вне банковской системы, те есть наличность в обращении (С = М0), а также бессрочные вклады (или вклады до востребования) небанков в кредитных институтах (D) в нашем дальнейшем анализе будем называть денежным агрегатом M1:

1 = С + D

Агрегат М1 отличает высокой ликвидностью и охватывают больший, чем денежная база, сектор денежных потоков в экономике. Этот агрегат может выбираться в качестве объекта денежно-кредитного регулирования в экономике со значительным удельным весом налично-денежного обращения и низким удельным весом срочных вкладов, а также в условиях, когда экономика попадает в так называемую ликвидную ловушку и не реагирует на изменение процентной ставки.

Добавление к М1 срочных вкладов (Т), даст менее ликвидный денежный агрегат M2:

2= С + D + T

Агрегат М2 используется в качестве основного объекта денежно-кредитного регулирования в странах с финансовыми рынками, поведение субъектов в которых зависит от уровня процентных ставок.

Добавление к агрегату М2 сберегательных вкладов (S), даст еще менее ликвидный денежный агрегат M3:

3= С + D + T + S

Предложение денег создается денежными эмитентами, то есть эмиссионным (центральным) и коммерческими банками.

Часто под деньгами понимают лишь деньги центрального банка, а также бессрочные (или текущие) вклады в коммерческих банках, т.е. агрегат М1. В США, в стране с самой развитой в мире денежной массой, до 1987 г. было принято считать, что именно М1 в наибольшей степени соответствует определению денег как средства обращения. Агрегат М1 часто называют также деньгами в узком определении.

Однако спрос на М1 является довольно нестабильным, и поэтому американские и западно-европейские центральные банки сегодня обращают больше внимания на поведение М2, чем на М1. Россия также последовала в этой области примеру западных стран. Агрегат

2.3 Денежное обращение

Денежные агрегаты как показатели объёма и структуры денежной массы в советской теории денег и кредита не признавалось. Считалось, что использование денежных агрегатов не позволяет делать различие между деньгами как таковыми и субститутами денег, подобием денег, т.е. многочисленными средствами платёжного оборота, не имеющими сами по себе покупательного и платежного свойства.

Кроме данной категории, существует также понятие "денежной базы". К денежной базе относится сумма:

1. Наличных денег в обращении, в том числе в нефинансовом секторе и в классах коммерческих банков;

2. Обязательных резервов коммерческих банков в Банке России;

3. Средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в Центральном банке.

Денежные единицы можно использовать снова и снова в круговом потоке доходов. Чем чаще деньги используют для платежей в данный период - чем быстрее "оборачиваются" деньги - тем меньше требуемый объём денежной массы для данного объёма реального дохода при фиксированном уровне цен. Скорость оборота денежных запасов называется скоростью обращения денежных доходов, так как она равняется скорости, с которой расходуются деньги на товары и услуги в пределах данного периода времени. Под "скоростью обращения денег" понимается среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта к массе денег в обращении:

= U: M,

где V - скорость обращения денег; U - номинальный объём ВНП; М - масса денег в обращении.

В то же время известно, что ВНП характеризует также общий объём доходов и расходов в экономике, т.е. если рассматривать U как общий доход, то V представляется как скорость обращения денег по отношению к доходу. V, таким образом, показывает среднегодовое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же единица.

Скорость обращения денег, в основном, зависит от принятых обычаев оплаты. В нашем обществе, например, рабочие получают оплату еженедельно, каждые две недели, или ежемесячно, а не ежедневно и не раз в год. Частота получения заработной платы и жалования оказывается влияет на количество денег, которые рабочие удерживают от одного дня оплаты до другого; их средние денежные накопления будут уменьшаться при увеличении частоты заработной платы и наоборот. Эта обратная зависимость между средними денежными накоплениями и частотой получек верна и для других источников дохода семей, а также для доходов предпринимательских фирм. Таким образом, для данного уровня дохода, чем меньше средние денежные накопления разных хозяйственных единиц экономики, тем больше будет скорость накопления денег и наоборот.

Среднюю сумму денежных накоплений, а, следовательно, и скорость оборота денежных запасов определяет, главным образом, общепринятая схема получек и платежей. Правда, некоторые другие экономические переменные тоже оказывают на среднюю сумму наличных денег в семьях и у предпринимательских фирм неоспоримое влияние. Доходы и благосостояние хозяйственных единиц оказывают следующее влияние: запасы наличных денег обладают тенденцией к увеличению при увеличении дохода и общего благосостояния. Процентные ставки тоже оказывают влияние на денежные запасы (и, следовательно, на скорость денежного обращения). Чем выше процентные ставки, тем больше образуется неиспользованных наличных денег, и наоборот.

Скорость обращения денег в краткосрочном периоде является обычно величиной постоянной, а в долгосрочном периоде меняется, но незначительно. Существенные изменения скорости обращения денег могут быть связаны с качественными преобразованиями организации денежного обращения, что происходит довольно редко и является вполне предсказуемым.

Очевидно, что в экономике денежные выплаты, расходуемые на товары и услуги в течение данного периода времени, должны быть равны всем денежным поступлениям продавцов этих товаров и услуг за этот же период времени. Это полезное понятие, когда оно выражено "уравнением обмена" (сформулированное американским экономистом И. Фишером):

=PQ

Здесь М - суммарный денежный запас, V-скорость обращения денежного дохода, P - средневзвешенная цена всех проданных товаров и услуг и Q - физическое количество этих товаров и услуг. Таким образом, MV - это суммарные денежные выплаты поставщикам товаров и услуг, PQ - суммарные денежные поступления этих поставщиков, и равенство этих сумм очевидно. Это трамплин для создания экономической теории связи денежной массы с уровнем цен и реальным доходом. Например, в своём раннем варианте Количественная теория денег - это расширение уравнения обмена.

2.4 Методы и инструменты регулирования денежного оборота и денежного обращения

Выбор проводимой денежно-кредитной политики и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков центральный банк осуществляет, исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и появлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана "чисто" денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве осуществляется центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты: квотирование отдельных видов пассивных и активных операций; введение потолков (или лимитов) на выдачу ссуд различных категорий и на привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и отделений; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контенгирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления:

налоговые; нормативные, когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций; корректирующие, которые отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации.

Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - центрального банка. К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и устанавливаемых в виде норматива. К корректирующим методам относятся учетная политика (учетное окно) и проведение операций на открытом рынке.

Нормативные методы реализуются через установление и периодический пересмотр контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения. Скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций центральный банк ориентируется на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются мероприятия по денежно-кредитному регулированию на каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.

В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются:

нормативы обязательных резервов, депонируемые в центральном банке; рефинансирование банков; операции банков на открытом рынке; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.

Обязательные резервы, являясь одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики центрального банка, представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы отражают обязательную норму вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемую законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение: во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, является важным инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения, при этом такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы, и наоборот.

Рефинансирование банков. Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию "банка банков. Кредиты рефинансирования позволяют свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований центрального банка.

Кредитное рефинансирование различается по форме обеспечения:

учетные и ломбардные кредиты;

по срокам использования: краткосрочные (на один или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);

по методам предоставления: прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральным банком через аукционы; по целевому характеру: корректирующие и сезонные кредиты.

Учетные (дисконтные) кредиты предоставляются центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до наступления срока оплаты по векселям. Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляются лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами.

Политика открытого рынка представляет собой средство быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

Проводить такую политику центральный банк может двумя путями:

Во-первых, он может определить объем купли-продажи и уровень процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным; Во-вторых, центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит от множества факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда центральный банк предлагает ценные бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность. Использование центральным банком целевых ориентиров способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

К операциям, осуществляемым центральными банками, относятся:

Заключение

В результате можно подвести итоги по основным тезисам и понятиям.

Единство денег безналичного, оборота и наличных денег обусловило возможность рассмотрения их как совокупности в виде денежной массы, под которой понимается совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота. Речь идет о совокупной величине денежной массы, включающей деньги безналичного оборота и наличные деньги. Различия между безналичными денежными расчетами и безналичным оборотом, который совершается с помощью передачи ценных бумаг, проявляется и в том, что в состав денежной массы в обращении не входят ценные бумаги.

Денежная масса в обращении характеризуется величиной денежного агрегата М2, в состав которого включаются наличные деньги в обращении М0В этот агрегат не включаются депозиты в иностранной валюте.

Депозиты, которые нельзя изымать с помощью чеков и подобные им ликвидные финансовые средства, не являются деньгами, поскольку их надо сначала конвертировать в депозиты, которые можно изымать с помощью чеков, а потом использовать для платежа. Такие высоколиквидные активы из-за лёгкости, с которой их можно конвертировать в деньги, воспринимают как "почти деньги" (квазиденьги). То есть, именно совокупный объём наличных денег и денег безналичного оборота является денежной массой.

В результате проведенного исследования можно подвести итоги по основным тезисам и понятиям.

Денежная эмиссия по определению влечет за собой изменение количества денег в обращении. В разумных пределах это изменение не представляет опасности для экономики, но при чрезмерных или недостаточных темпах эмиссии возникает ряд проблем. Государство в этом случае может и должно повлиять на сложившуюся ситуацию, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования, учитывая, однако, при этом возможные побочные эффекты.

Проанализировав рассмотренные проблемы, можно сделать следующие выводы.

Для экономической стабильности очень важен контроль за количеством денег, а экономисты, аналитики и политики должны обладать адекватными возможностями для изменения денежной массы. К инструментам государственного регулирования денежного обращения относятся: проведение эффективной денежно-кредитной политики, управление государственным долгом, реализация налоговой политики, формирование финансового рынка, контроль за денежной массой в ходе проведения монетарной политики.

Изменение количества денег в обращении находится в компетенции не только государства в лице Центрального банка, но и системы коммерческих банков. Но намечает тенденции в динамике денежной массы только государство. Это позволяет ему контролировать денежный рынок и создавать на нем ту ситуацию, которая требуется в данный момент времени для успешного ведения народного хозяйства.

В случае инфляции целесообразно применять жесткую денежно-кредитную политику, направленную на снижение количества денег в обращении. Однако при чрезмерном ужесточении монетарной политики может появиться целый комплекс отрицательных результатов (которые, впрочем, не влияют на основную цель этой политики).

Список использованной литературы

1. Деньги. Кредит. Банки. /Учебник для вузов А.С. Селищев - СПБ "Питер", 2007

2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общей ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2008.

4. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство "АСА", 2008.

5. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой С.А. - М.: 2006.

6. Макроэкономика: Теория и рассийская практика: учебник / Ред.: А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. - М.: КноРус, 2007.

7. Макроэкономика: Учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - 5-е изд. - М.: Юрайт-Издат, 2008.

8. Макроэкономика: Учебник / М.К. Бункина, А.М. Семенов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2008.

9. Самуэльсон П. Экономика. Учебное пособие: Пер. С англ. - 15-ое изд. М.: Бином Торг. Дом "КноРус", 2007.

10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.

11. Экономическая теория: Учебник / Л.С. Тарасевич, Г.П. Журавлева и др. - М.: ИНФРА-М, 2008

12. Экономическая теория: Учебник /Е.Ф. Борисов. - 2-е изд., перераб. - М.: Проспект: КнорРус, 2007.

13. Сайт http://www.i-univer.com/? p=495 <http://www.i-univer.com/?p=495>

14. Сайт http://www.cbr.ru/print. asp? file=/statistics/credit_statistics/. htm <http://www.cbr.ru/print.asp?file=/statistics/credit_statistics/.htm>

15. Сайт "Государство и право", http://www.state. rin.ru <http://www.state.rin.ru/>

16. Сайт <http://www.gisasp.ru/> 17. "Независимая газета", К. Фрумкин, 2003 г.

18. Сайт "Центр политической конъюнктуры", <http://www.ancert.ru/>

19. "Газета.ru", <http://www.gzt.ru20/>.

20. Сайт Центрального Банка России, <http://www.cbr.ru/>

21. Сайт <http://www.e-vid.ru/>

22. Сайт http://www.grevtsov.ru

Похожие работы на - Инструменты регулирования объёма денежной массы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!