Государственная социальная помощь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,63 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная социальная помощь

Введение

гражданин социальный защита правовой

Актуальность курсового исследования обусловлена тем, что государственная социальная помощь оказывается на федеральном уровне, на региональном уровне, а также на муниципальном, то есть местном уровне. В настоящее время полномочия по оказанию социальной помощи все больше переходят на региональный уровень, и финансирование производится из региональных бюджетов. Размер же социальной помощи устанавливается в данном случае в зависимости от состояния бюджета субъекта РФ. Однако отдельные виды социальной помощи остаются в ведении РФ и финансируются из федерального бюджета. В перспективе развития социальной помощи предполагается привлекать к сотрудничеству в этой сфере общественные организации и объединения, естественно, при ведущей и ключевой роли государства. Большой опыт по такому сотрудничеству имеют Великобритания, США, Швейцария, Франция и некоторые другие западные страны. Кроме того, к социальной помощи населению могут привлекаться религиозные и профессиональные объединения, но оказываемая ими социальная помощь ни в коем случае не будет иметь отношения к государственной социальной помощи.

Степень научной разработанности темы. Исследованиями в данной области в разное время занимались многие ученые такие, как: Е.Г. Азарова, М.О. Буянова, С.А. Кобзева, З.А. Кондратьева, В.П. Галаганов, А.В. Громадин, Е.Е. Мачульская, Т.К. Миронова, Ю.П. Орловский, В.Е. Сидоров и многие другие.

Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы.

Объект работы - правовые отношения в сфере социальной помощи, предмет - государственная социальная помощь.

Цель работы - изучить государственную социальную помощь.

В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:

осветить теорию государственной социальной помощи;

рассмотреть понятие и цели оказания государственной социальной помощи;

исследовать предоставление социальных услуг;

проанализировать государственную социальную защиту инвалидов;

охарактеризовать государственную социальную помощь неработающим пенсионерам;

изучить бесплатную лекарственную помощь;

проанализировать санаторно-курортное лечение в системе государственной социальной защиты.

Структура работы соответствует логике построения научного исследования, определена поставленной целью и задачами. Композиционно работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.

1. Общая характеристика государственной социальной помощи

1.1 Теория государственной социальной помощи

Рассуждая о теоретических проблемах правового регулирования государственной социальной помощи, нельзя не обозначить своей оценки высказанным в литературе предложениям сделать право социального обеспечения составной частью комплексной отрасли социального права (в рамках разработки «Социального кодекса» или «Кодекса социального обеспечения» по примеру Европейского кодекса социального обеспечения, включающего в том числе и раздел государственной социальной помощи).

На наш взгляд, практическая реализация подобных идей приведет к тому, что право социального обеспечения исчезнет, растворившись в огромном массиве различных социально-правовых норм. В свою очередь, такое положение усугубит противоречия и коллизионность правового регулирования социальной помощи. Сегодня нет аргументированных оснований для кардинальной ревизии системы отраслей права в части правового регулирования общественных отношений в сфере социальной защиты. А поднимаемый в литературе вопрос о социальном праве - это вопрос в большей степени не о социальном праве (как новой комплексной отрасли), а скорее о систематизации и кодификации действующего законодательства в сфере социальной защиты и социальной помощи.

Социальная помощь выступает объектом не только внутригосударственного, но и международно-правового регулирования. Особенности международно-правовой регламентации вопросов социальной помощи малоимущим связаны с тем, что на современном этапе международное регулирование правовых вопросов борьбы с бедностью осуществляется на нескольких уровнях. На общемировом уровне выделяются, прежде всего, акты Организации Объединенных Наций и Международной организации труда, в которых установлены основные универсальные и специализированные правовые нормы, касающиеся социальной помощи малоимущим. В контексте международного регионального уровня для России основным ориентиром правового регулирования социальной помощи малоимущим являются международные акты СНГ и Европейского сообщества. В числе правовых актов на международном региональном уровне выделяется, в частности, Европейский кодекс социального обеспечения.

В основе правового регулирования социальной помощи следует выделить основополагающие положения реализации государственной социальной политики. На современном этапе законодательство о социальной помощи находится в состоянии непрерывного реформирования, в связи с чем данная сфера далека от совершенства и характеризуется пробельностью, коллизионностью и дефектностью законодательства в отдельных аспектах реализации социальной помощи. В частности, правовому регулированию социальной помощи характерны некая бессистемность и хаотичность, нарушающие взаимосвязь между базовыми правовыми терминами, которые используются законодателем. Отсутствие логической взаимосвязи в правовой терминологии оказывает негативное влияние на эффективность нормативно-правовых актов, снижая, тем самым, действенность правоприменительной практики. В нарушение терминологической взаимосвязи зачастую в законодательстве могут использоваться разные понятия, означающие одни и те же объекты, процессы или явления. Данное обстоятельство прослеживается и в нормативно-правовой базе, регламентирующей отношения по предоставлению денежных выплат, в целом и социальных пособий в частности.

Так, областное законодательство Ленинградской области оперирует такими категориями, как «форма» и «вид» в отношении оказания государственной социальной помощи. К примеру, в Законе Ленинградской области от 27 декабря 2013 г. №108-03 «О государственной социальной помощи в Ленинградской области» используется строго понятие «вид» по отношению к оказываемой государственной социальной помощи. При этом в другом нормативном акте рассматриваемой сферы - постановлении Правительства Ленинградской области от 24.03.2010 г. №65 (в ред. от 08.10.2012 г.) «Об утверждении Положения о порядке, условиях назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в форме единовременной денежной выплаты и правилах обращения за ней и Положения о порядке, условиях назначения и выплаты, пересмотра размеров государственной социальной помощи в форме региональной социальной доплаты к пенсии и правилах обращения за ней» - региональный законодатель оперирует преимущественно понятием «формы» государственной социальной помощи.

В настоящее время социальная справедливость становится одним из основополагающих принципов существования общества и государства. Для качественного улучшения правового регулирования социальной помощи требуются новые подходы в сфере социального обслуживания граждан, новые идеи, решения, организационные структуры и механизмы

преодоления бедности, новые правила, позволяющие деятельности по оказанию социальной помощи населению соответствовать международно признанным социальным требованиям и стандартам.

К числу основных, наиболее острых проблем реализации социальной помощи малоимущим на современном этапе относятся:

отсутствие государственных стандартов оказания услуг социальной помощи;

низкая информированность населения о возможностях и правах на получение социальной помощи;

недостаточная правовая урегулированность отдельных аспектов осуществления социальной помощи и, в частности, сроков реализации социальной помощи;

определение границ и соотношение полномочий между региональными и федеральными органами власти в части реализации политики социальной помощи населению.

Исходя из сказанного выше, обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Ввиду масштабности и интенсивности произошедших за последнее время изменений правового регулирования социальной помощи малоимущим гражданам представляется необходимым дальнейшее исследование как комплексных научно-практических проблем института социальной помощи малоимущим гражданам, так и наиболее актуальных аспектов правового регулирования конкретных видов социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, в том числе с учетом региональной специфики.

1.2 Понятие и цели оказания государственной социальной помощи

Цели оказания государственной социальной помощи - это поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ; адресное использование бюджетных средств; усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.

Установленные Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Закон №178) цели оказания государственной социальной помощи населению целесообразно рассматривать на основе правовой природы самой социальной помощи.

Как уже говорилось ранее, задачей оказания государственной социальной помощи является гарантированность обеспечения прожиточного минимума группам населения, которые в силу возраста, состояния здоровья или сложившейся тяжелой жизненной ситуации не могут самостоятельно обеспечить себя необходимыми средствами к существованию. Для указанных групп социальная помощь, оказываемая государством за счет бюджетных средств - единственный способ выбраться из того состояния нужды, в котором они оказались, чаще всего по независящим от них самих обстоятельствам.

Оказанию государственной социальной помощи в обязательном порядке предшествует проверка материального положения лиц, которые обращаются с заявлением об оказании им социальной помощи. Из этого следует адресный характер материальной помощи, а также ее индивидуализация. Как правило, нуждающиеся граждане получают социальную помощь по месту своего проживания.

Государственная социальная помощь, как правило, основана на решении материальных проблем нуждающихся в ней групп населения и не ограничена жесткими временными рамками, то есть будет безвозмездно оказываться гражданину до тех пор, пока он в соответствии с законом будет иметь на нее право и будет в ней нуждаться. Однако помимо материальной стороны, государственная социальная помощь включает в себя и оказание нематериальной помощи, чаще всего заключающейся в оказании лицу содействия в социальной адаптации и реабилитации.

Правовой и финансовый характер отдельных видов государственной социальной помощи претерпевает изменения в зависимости от социально-экономического положения в стране в различные периоды времени и состояния бюджетной системы. Целями государственного социального обеспечения является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, а также снижение уровня социального неравенства и повышение доходов населения. Следовательно, первопричиной оказания лицу государственной социальной помощи является его нуждаемость в материальной поддержке в связи с низким уровнем жизни, который сложился по независящим от гражданина обстоятельствам. По данному вопросу в разных странах мира сложилась различная практика. В большинстве стран Европы, в том числе и в Российской Федерации, сложившаяся практика основывается на том, что целью государственной социальной помощи является удовлетворение минимальных потребностей, необходимых для сохранения нормального физического состояния. В данном случае речь идет о прожиточном минимуме, то есть о потребительской корзине жизненно важных товаров и услуг в стоимостном выражении и необходимых платежах и сборах.

Нужно отметить, что и наше государство оказывает своим гражданам помощь в удовлетворении культурных и духовных потребностей. Малоимущими семьями и малоимущим одиноко проживающим гражданином признаются лица, размер среднедушевого дохода которых меньше установленного в регионе размера прожиточного минимума. При этом и причина низкого среднедушевого дохода должна быть объективной, то есть не зависящей от воли лица, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию. Причины могут быть самые различные - безработица, необходимость ухода за членами семьи, состояние здоровья и т.д. При проверке объективность нуждаемости в государственной социальной помощи должна быть подтверждена документально.

Кроме того, необходимость в государственной социальной помощи возникает тогда, если гражданином в связи со сложившейся тяжелой жизненной ситуацией осуществляются дополнительные социально-значимые затраты. Под тяжелой (трудной) жизненной ситуацией следует понимать ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», применяющийся с 1 января 2015 года, в ст. 15 содержит перечень обстоятельств, способных ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.

Таким образом, Государственная социальная помощь - это помощь, которая предоставляется отдельным категориям граждан, в виде социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров, в целях:

поддержания уровня жизни, прежде всего малоимущих (семей и одиноких), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

адресного использования бюджетных средств;

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и приемлемого качества социальных услуг;

снижения уровня социального неравенства;

повышения доходов населения.

Государственная социальная помощь может оказываться как в денежном виде (социальные пособия, субсидии, социальные доплаты к пенсии и другие выплаты), так и в натуральном виде (дрова, уголь, продукты, одежда, обувь, медикаменты и т.д.).

Оказание государственной социальной помощи и возникновение связанных с ней правоотношений являются следствием воли нуждающегося лица, выраженной в его обращении с заявлением об оказании государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения, а также решения указанных органов об оказании социальной помощи. И заявление гражданина, и решение органов социальной защиты - регламентированные законом юридические факты. Принятию решения о предоставлении государственной социальной помощи в обязательном порядке предшествует проверка нуждаемости лица в помощи и проверка наличия трудной жизненной ситуации, на которую ссылается гражданин в своем заявлении. Для проведения указанных проверок необходимо время, которое также регламентировано законом.

1.3 Предоставление социальных услуг

Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством РФ ежемесячной денежной выплаты.

За назначением ежемесячной денежной выплаты граждане, имеющие в соответствии с законодательством право на получение государственной социальной помощи, обращаются в отделение Пенсионного Фонда РФ по месту жительства. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. №353н.

Установление ежемесячной денежной выплаты осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами. При этом Пенсионный фонд РФ обеспечивает предоставление информации об установлении ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, используя средства массовой информации, сайт Пенсионного фонда РФ, а также организует предоставление информации в электронной форме гражданам, имеющим право на получение ежемесячной денежной выплаты через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Территориальные органы Пенсионного фонда РФ осуществляют назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставление информации о государственной услуге, используя средства массовой информации, сайт Пенсионного фонда РФ, информационные стенды, предоставляют информацию в ходе личного приема граждан, а также в ответах по телефону или ответах на письменные обращения граждан.

Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты с документами, подтверждающими право на получение указанной выплаты.

Сведения о гражданине, которому назначена ежемесячная денежная выплата, включаются в региональный сегмент Федерального регистра в течение 5 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении выплаты.

Назначение ежемесячной денежной выплаты осуществляется в соответствии Законодательством РФ.

Для получения ежемесячной выплаты гражданин или его представитель должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ следующие документы:

) документы, удостоверяющие личность и гражданство:

для граждан Российской Федерации - это паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством РФ;

для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, - это вид на жительство, выданный территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

для детей, не достигших возраста 14 лет: имеющийся у ребенка заграничный, дипломатический или служебный паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами Российской Федерации; паспорт родителя - гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический или служебный, в который внесены сведения о ребенке; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве родителей;

) документы, удостоверяющие проживание на территории Российской Федерации;

) документы, подтверждающие право на получение ежемесячной денежной выплаты;

) документы о признании гражданина инвалидом;

) при обращении представителя - предъявляется документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий его полномочия.

Заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подается в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства.

После полного и всестороннего рассмотрения заявления и представленных документов, территориальный орган Пенсионного фонда РФ в течение 10 дней выносит решение о назначении ежемесячной денежной выплаты либо об отказе в назначении.

Учет прав граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг осуществляется с даты назначения ежемесячной денежной выплаты. Сведения о гражданине, которому назначена выплата, включаются в региональный сегмент Федерального регистра в течение 5 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении выплаты.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, то есть временной промежуток с 1 января по 31 декабря текущего года.

Заявление о предоставлении, возобновлении или отказе об получения набора социальных услуг может быть подано непосредственно в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ гражданином лично, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или иным способом, в том числе направлено в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Если заявление направляется по почте, через представителя или в форме электронного документа, то требуется установление личности и проверка подлинности подписи гражданина, которое осуществляется различными способами, в зависимости от способа направления заявления.

Установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются, во-первых, нотариусом в соответствии с гражданским законодательством.

Необходимо отметить, что нотариус не удостоверяет подлинность изложенных в заявлении фактов, а только удостоверяет подлинность подписи гражданина, который собственноручно подписывает заявление в его присутствии. Если гражданин в силу болезни или иных физических недостатков не может собственноручно подписать заявление, заявление подписывается родственником или иным доверенным лицом в присутствии нотариуса. При этом нотариус устанавливает личность и заявителя, и лица, подписавшего заявление, устанавливает их дееспособность и удостоверяет подлинность подписи. В том случае, если заявление подается несовершеннолетним лицом в возрасте от 14 до 18 лет, то на заявлении также расписываются родители, усыновители или попечители несовершеннолетнего.

Во-вторых, установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются органом (организацией) с которой у Пенсионного Фонда РФ заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

Установление личности заявителя производится уполномоченным работником организации, имеющим право действовать от имени организации, на основании паспорта, иного документа, удостоверяющего личность и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. Указанное уполномоченное лицо проверяет правильность заполнения заявления, в присутствии заявителя проставляет на заявлении удостоверительную подпись «подлинность подписи заявителя удостоверяю» и заверяет печатью организации. О приеме заявления заявителю выдается расписка. После удостоверения подписи и приема заявления, формируется электронное заявление, которое в течение 2 календарных дней в электронной форме направляется в территориальное отделение Пенсионного Фонда РФ.

В территориальном отделении ПФР заявление в электронном виде принимается, сведения о заявителе вносятся в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

В-третьих, установление личности и проверка подлинности подписи гражданина при подаче заявления через Единый портал государственных и муниципальных услуг или при использовании электронной подписи осуществляется в соответствии с предусмотренным порядком.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. №328.

Таким образом, учет права граждан на получение социальных услуг, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

2. Особенности получения государственной социальной защиты отдельными категориями граждан

2.1 Государственная социальная защита инвалидов

Закон о социальной защите инвалидов устанавливает следующие трудовые льготы и преференции:

квотирование рабочих мест для инвалидов;

резервирование рабочих мест, наиболее пригодных для труда инвалидов (;

организация специальных рабочих мест для инвалидов;

специальные условия труда инвалидов.

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Квотирование рабочих мест для инвалидов обязывает работодателя, имеющего в штате более 100 работников, создавать отдельные рабочие места для инвалидов по квоте в размере от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников. Работодатель, имеющий в штате от 35 до 100 работников, создает квоту для трудоустройства инвалидов в размере 3% или менее. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, они освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Резервирование рабочих мест, наиболее пригодных для труда инвалидов, осуществляется согласно перечню профессий, установленных постановлением Минтруда России №150, и связано с квотированием. Согласно данному требованию рабочие места, предназначенные для инвалидов по квоте, не могут быть заняты лицами, не являющимися инвалидами. В случае освобождения рабочего места, занятого ранее инвалидом по квоте, работодатель должен взять на это место нового работника-инвалида, рабочие места по квоте не предлагаются лицам без инвалидности.

Организация специальных рабочих мест для инвалидов - еще одна обязанность работодателя. В соответствии с ней работодатель должен организовать рабочие места для инвалидов таким образом, чтобы их труд был максимально безопасным и комфортным. Как правило, речь идет об использовании специального оборудования для инвалидов, создании необходимой инфраструктуры и т.д.

Количество специально обустроенных рабочих мест определяется законами субъекта Федерации, но оно не может превышать количество мест по квоте.

Специальные условия труда инвалидов - наиболее важный вопрос в системе трудовых льгот.

Следует, прежде всего, отметить, что условия труда инвалидов определяются исходя из индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая составляется лечащим врачом инвалида в зависимости от профиля инвалидности.

При установлении специального режима труда запрещается создавать трудящемуся инвалиду условия, ухудшающие положение инвалида по сравнению с другими сотрудниками.

Рассмотрим каждый аспект режима труда инвалидов в отдельности:

сокращенный рабочий день: инвалиды I и II групп работают не более 35 часов в неделю. Это общее правило. Специальные же условия трудящийся инвалид обсуждает непосредственно с работодателем, в частности точное время пребывания на работе. Размер заработной платы не может уменьшаться в связи со льготой, инвалид будет получать заработную плату как при полном рабочем дне;

продолжительность ежедневной работы (смены): продолжительность устанавливается на основе медицинского заключения, выданного соответствующим учреждением в порядке, установленном законодательством России;

работа в ночное время: ночным временем считается время с 22 до 6 часов. Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и только при условии, что такая работа им не противопоказана по медицинским основаниям. Работники-инвалиды должны быть ознакомлены с правом отказаться от работы в ночное время, а сам отказ не влечет никаких негативных последствий;

сверхурочная работа: в соответствии с ТК РФ правила привлечения инвалидов к сверхурочной работе аналогичны тем, что установлены для работы в ночное время: инвалиды могут осуществлять сверхурочную работу только на основании их письменного согласия при отсутствии медицинских противопоказаний, причем продолжительность сверхурочной работы не может превышать четырех часов в течение двух дней и 120 часов в год;

работа в выходные и праздничные дни: согласно общему правилу в исключительных случаях работодатель имеет право привлекать своих работников к работе в выходные и праздничные дни. Инвалиды согласно нормам ТК РФ имеют право отказаться от такой работы, а выполнять ее могут только при отсутствии медицинских противопоказаний;

отпуск без сохранения заработной платы: инвалиды имеют право на такой отпуск сроком до 60 календарных дней в году.

Так в общих чертах выглядят особенности труда инвалидов, все вышеперечисленные льготы и преференции установлены на законодательном уровне и гарантированы государством.

Работодатель имеет право в дополнение к уже имеющимся льготам для инвалидов устанавливать и собственные. Ряд организаций позволяет трудящимся инвалидам обращаться к руководству организации за получением материальной помощи в связи с необходимостью приобретать медицинские препараты и средства диагностики. В других организациях для инвалидов может быть предусмотрено бесплатное или частично оплачиваемое посещение культурно-массовых мероприятий, расходы на посещение возлагаются на организацию, в которой трудится инвалид. В некоторых случаях вопросами социальной поддержки трудящихся инвалидов занимается профсоюз.

Так в общих чертах выглядят льготы для инвалидов, осуществляющих трудовую деятельность. Для того чтобы полноценно пользоваться льготами, инвалиду следует заключить трудовой договор с работодателем, он служит своеобразной гарантией прав инвалида в системе трудовых отношений.

Право инвалидов на бесплатное санаторно-курортное лечение в специализированных санаториях закреплено в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии со статьей 6.1 рассматриваемого закона инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Набор социальных услуг представляет собой перечень определенного количества льгот, среди которых имеются транспортные льготы, а также право на бесплатное получение путевки в санаторий.

При наличии медицинских показаний инвалиду положена бесплатная путевка в санаторий для профилактики и лечения основного заболевания. Кроме того, граждане, имеющие I группу инвалидности, а также дети-инвалиды имеют право на получение второй бесплатной путевки для сопровождающего их лица. Праву на бесплатное санаторно-курортное лечение соответствует право инвалида следовать к месту лечения (в санаторий), а также обратно бесплатно, т.е. за счет средств государственного бюджета на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте. Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.

Для получения бесплатной путевки в санаторий инвалиду необходимо обратиться к лечащему врачу. При наличии соответствующих показаний врач должен заполнить справку установленной формы №070/у-04, в которой отмечается профиль санатория, куда направляют инвалида, название этого санатория (если инвалид направляется в конкретный санаторий), рекомендуемый сезон прохождения лечения в санатории, а также все необходимые реквизиты.

Получив на руки готовый документ, инвалид должен обратиться в Фонд социального страхования с заявлением о выдаче бесплатной путевки в санаторий, к которому прилагается справка формы №70/у-04 и документ, подтверждающий принадлежность инвалида к льготной категории граждан (справка об инвалидности) и паспорт, с которого снимается ксерокопия. В течение двух недель инвалиду должны сообщить о возможности предоставления путевки. После получения путевки на руки инвалиду следует оформить санаторную карту по установленной форме №072/у-04. Санаторная карта помимо всех необходимых реквизитов содержит указания для санаторного врача о лечении и реабилитации инвалида. Санаторная карта оформляется также лечащим врачом.

Необходимо также отметить, что раньше федеральным законодательством была предусмотрена норма, согласно которой инвалиды должны обеспечиваться бесплатной путевкой в санаторий по крайней мере один раз в три года. Сейчас закон, предусматривавший это правило, отменен, что теоретически позволяет получать путевки по мере необходимости, без установления конкретного срока. Однако отдельные правила могут предусматриваться законодательством соответствующего субъекта Федерации.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации инвалидам положены следующие транспортные льготы:

право бесплатного проезда на городском пассажирском общественном наземном транспорте (этот вопрос был исключен из федерального ведения и решается теперь на уровне субъектов Федерации, в Москве и Московской области данная льгота действует). В некоторых случаях к городскому транспорту приравниваются автобусы междугороднего сообщения при условии нахождения двух городов на территории одного субъекта Федерации (например, льготные рейсы есть на маршруте г. Тучково - г. Руза Московской области);

право бесплатного проезда на метро;

право бесплатного проезда на поездах пригородного сообщения;

право следования на воздушном или железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно один раз в год.

В настоящее время на законодательном уровне не действуют льготы на самолет и поезда дальнего следования, не связанные со следованием инвалида к месту лечения в специализированном санатории и обратно. Ранее такая льгота позволяла получать инвалидам скидку в размере 50% стоимости билета.

Рассмотрим также вопрос льготного проезда на маршрутном такси.

Маршрутное такси как вид общественного транспорта бывает двух видов - в зависимости от принадлежности к транспортной компании: государственное и частное. В первом случае маршрутное такси имеет такой же правовой статус, как и обычный городской автобус (в качестве примера можно привести маршрутные такси ГУП Мосгортранс). Следовательно, имея право на льготный проезд в городском автобусе, инвалиды имеют такое же право в маршрутках ГУП Мосгортранс. Они оснащены валидатором для считывания социальных карт, который может находиться в салоне или непосредственно у водителя микроавтобуса.

Несколько иначе дело обстоит с частными перевозчиками. Они вправе, но не обязаны оборудовать льготные места для инвалидов. Здесь необходимо ознакомиться с правилами проезда на маршрутных такси соответствующей транспортной компании. Например, правила проезда и перевозки багажа в маршрутных автобусах ОАО «Группа Автолайн» предусматривают право лиц, имеющих льготное право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте, бесплатно проезжать на маршрутном такси этой компании. Количество льготных мест зависит напрямую от вместимости микроавтобуса. По крайней мере, одно льготное место для инвалидов там должно быть оборудовано.

Теперь рассмотрим права и привилегии, установленные законом для водителей-инвалидов.

Начнем с того, что льготы и привилегии для водителей-инвалидов распространяются только на инвалидов I и II групп инвалидности и лиц, перевозящих таких инвалидов, о чем говорит действующая редакция Правил дорожного движения.

Согласно Правилам дорожного движения в Российской Федерации на транспортные средства, управляемые инвалидом I и II групп, а также на транспортные средства, перевозящие таких инвалидов, не распространяется действие следующих знаков:

движение запрещено;

движение механических транспортных средств запрещено;

стоянка запрещена;

стоянка запрещена по нечетным и четным числам месяца соответственно.

Следовательно, водитель-инвалид вправе совершать действия, запрещенные вышеперечисленными знаками.

Наверняка каждому приходилось видеть парковочные места с изображением инвалида на коляске, подобные места предназначены для инвалидов I и II групп инвалидности. Российское законодательство обязывает организаторов парковочного пространства выделить не менее 10% парковочной площади под льготные места. Места для стоянки инвалидов всегда являются бесплатными, даже в случаях, когда общая стоянка платная.

На транспортное средство, управляемое инвалидом I и II групп инвалидности или перевозящее такого инвалида, наносится наклейка с изображением инвалида на коляске. Наклейка призвана информировать участников дорожного движения и сотрудников ГИБДД и ДПС о ведении транспортного средства инвалидом или о нахождении такового в салоне. Наличие наклейки позволит инвалиду избежать вопросов со стороны сотрудников Госавтоинспекции, если инвалид станет совершать действия, разрешенные водителю-инвалиду. Следует иметь в виду, что у инвалида при себе должна быть справка об инвалидности, так как значок-наклейка сам по себе не является документом и не подтверждает льготы. Специальное разрешение на размещение значка-наклейки на ТС не требуется.

Вышеперечисленные льготы действуют и в случае, когда автомобилем со значком-наклейкой «инвалид» управляет другое лицо, помимо самого инвалида, но только если инвалид находится в салоне. Если инвалид передает право управления ТС другому лицу, не являющемуся инвалидом I и II групп и при этом сам не следует в этом ТС, льготы действовать не будут.

Преимущества на дороге у водителя-инвалида нет. Он является участником дорожного движения наравне с другими гражданами.

Налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает ряд налоговых льгот для инвалидов.

Налог на доходы физических лиц в размере 13% суммы дохода инвалиды платят на общих основаниях, однако имеют право на налоговый вычет в размере 500 руб. (ст. 218 Налогового кодекса РФ) - правило распространяется на инвалидов I и II групп инвалидности.

Инвалиды I и II групп освобождены от взимания налога на имущество физических лиц и от взимания налога на транспортное средство при соблюдении двух условий: мощность двигателя транспортного средства не должна превышать 200 л.с. и льгота распространяется только на одно транспортное средство.

Инвалиды могут получить налоговый вычет из НДФЛ также в случаях, если они вынуждены приобретать дорогостоящие лекарственные препараты или оплачивать лечение за свой счет. При таких основаниях налоговый вычет может полностью освободить инвалида от уплаты НДФЛ.

Действующее законодательство устанавливает льготы в области жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно статье 17 Закона №181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

В соответствии со статьей 19 Закона №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Инвалиды являются полноправными участниками общественных правоотношений. Кроме государственных льгот, гарантированных системой законодательства Российской Федерации, отдельные льготы и привилегии могут быть установлены организациями, учреждениями и общественными заведениями. Пример таких привилегий - возможность приобретать билеты на выставки, представления, в театр, цирк и т.д. по сниженной цене. Также в качестве примера можно назвать возможность обслуживания инвалидов вне очереди (при наличии соответствующего объявления). Перечень иных льгот инвалидам, в принципе, неограничен и определяется на усмотрение собственника (ответственного лица) публично-массового заведения.

Так в настоящее время выглядит государственная социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Для того чтобы полноценно защитой, гражданину следует получить статус инвалида, он служит своеобразной гарантией прав инвалида в РФ.

2.2 Государственная социальная помощь неработающим пенсионерам

Многие пенсионеры по старости сохраняют частичную или даже полную трудоспособность. Но есть и пенсионеры, которые вследствие наступления старости оказались полностью нетрудоспособными, такие пенсионеры, представляют собой, ту часть населения, которая представляет повышенные требования к системам социального обеспечения, обслуживания и здравоохранения.

Для такого слоя населения государство со своей стороны предусматривает социальную помощь пенсионерам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, либо относятся к категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством РФ право на получение государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления пенсионера решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания пенсионера, за исключением отдельных видов социальной помощи, назначаемых территориальными органами ПФР.

Для каждого пенсионера назначается определенный вид социальной помощи по степени нуждаемости на основании его заявления:

)денежные выплаты:

социального пособия - безвозмездного предоставления гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

субсидий - полной или частичной оплаты предоставляемых гражданам социальных услуг;

ежемесячных денежных выплат;

)натуральной помощи;

)социальной доплаты к пенсии.

Федеральную социальную доплату к пенсии устанавливают территориальные органы ПФР, если сумма материального обеспечения пенсионера ниже величины

прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, не превышающей эту величину в целом по РФ.

Региональную социальную доплату к пенсии устанавливает уполномоченный орган власти субъекта РФ, если сумма материального обеспечения пенсионера ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, превышающей эту величину в целом по РФ

)набора социальных услуг, включающего:

обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения;

предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Набор социальных услуг предоставляется территориальными органами ПФР.

Таким образом, пенсионеры, которые вследствие наступления старости оказались полностью нетрудоспособными и иные лица имеют возможность на получение полной социальной помощи от государства.

.3 Бесплатная лекарственная помощь

Лекарственная помощь является важнейшим элементом медицинской помощи и может предоставляться населению на различных условиях: бесплатно, на льготных условиях, за полную плату. Лекарственное обеспечение, предоставляемое населению бесплатно или на условиях частичной оплаты, охватывается предметом права социального обеспечения. Приобретение лекарственных препаратов за полную плату регулируется нормами гражданского права.

С точки зрения реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь наибольшую значимость имеет бесплатное предоставление лекарственных средств. Однако нормы о лекарственном обеспечении, устанавливающие объем прав граждан в данной области, разбросаны по различным нормативноправовым актам. Законодательство об охране здоровья граждан включает в себя нормативные правовые акты федерального и регионального уровня. На федеральном уровне обеспечение лекарственными средствами регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об охране здоровья) Законом предусмотрена обязанность субъектов Российской Федерации по принятию территориальной программы бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Однако такое регулирование не способствует формированию у граждан четкого представления о своих правах в области оказания медицинской помощи.

В Законе об охране здоровья отсутствуют положения, прямо закрепляющие права граждан на обеспечение лекарственными препаратами, в том числе бесплатно. В статье 80 данного законодательного акта, посвященной характеристике содержания программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, устанавливаются и условия обеспечения пациентов лекарственными препаратами. При оказании медицинской помощи в стационаре все пациенты получают нужные лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. При амбулаторном оказании медицинской помощи лекарственное обеспечение осуществляется только в отношении определенных категорий граждан.

Таким образом, условия предоставления медицинской помощи и лекарственного обеспечения (бесплатно или за плату) во многом зависят от условий оказания медицинской помощи. В части 3 ст. 32 Закона об охране здоровья выделяются следующие условия: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Особый интерес вызывает вопрос о предоставлении бесплатных лекарственных средств в амбулаторных условиях. Источниками финансового обеспечения лекарственной помощи, предоставляемой в амбулаторных условиях, являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Это обусловлено тем, что, в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, вопросы здравоохранения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Рассмотрим подробнее источники финансирования различных видов лекарственного обеспечения.

За счет ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура (по соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур», заключенном в Москве 17 ноября 2009 г.) субвенций для обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих отдельными видами заболеваний (гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше и т.д.), а также для оказания определенным категориям граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Что касается предоставления отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, то регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» (далее - Закон о государственной социальной помощи). В соответствии со ст. 6.2 данного закона набор социальных услуг в качестве одного из элементов включает в себя обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Закон о государственной социальной помощи в ст. 6.1 указывает категории граждан, имеющих право на набор социальных услуг, а следовательно, и на бесплатное предоставление лекарственных препаратов в амбулаторных условиях. К ним относятся, к примеру, инвалиды, участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», инвалиды и т.д. Названные категории граждан имеют право на бесплатное получение лекарственных препаратов, указанных в приказе Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 г. №665.

Таким образом, лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях за счет средств федерального бюджета осуществляется только посредством предоставления лекарственных препаратов, включенных в перечни, предусмотренные для лиц, больных отдельными видами заболеваний, а также в отношении граждан, которым оказывается государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг.

Как уже было отмечено, лекарственное обеспечение предусмотрено и за счет средств субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 16 Закона об основах охраны здоровья и Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется лекарственное обеспечение следующих категорий пациентов: 1) лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями; 2) определенных групп населения (по рецептам врача); 3) лиц, страдающих отдельными категориями заболеваний (по рецептам врача).

Рассмотрим указанные случаи бесплатного предоставления лекарственных средств. Редкими (орфанными) являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (к примеру, тирозинемия, болезнь «кленового сиропа» и т.д. - всего 24). Как правило, лечение данных болезней достаточно дорогостоящее, и граждане не могут самостоятельно приобретать необходимые лекарственные препараты, чем и обусловлено финансирование лекарственного обеспечения за счет бюджетных средств.

Что касается бесплатного лекарственного обеспечения по рецептам врача, нужно иметь в виду, что для указанных целей Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление о государственной поддержке развития медицинской промышленности), которое устанавливает основания бесплатного лекарственного обеспечения, определяя их через принадлежность гражданина к той или иной категории, к примеру, инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы и т.д., или через указание на наличие у него того или иного заболевания, к примеру, СПИД, ВИЧ, лепра, диабет и т.д.

Также Постановление о государственной поддержке развития медицинской промышленности предусматривает группы населения, которым лекарственная помощь по рецептам врача осуществляется с пятидесятипроцентной скидкой. К таким категориям относятся, к примеру, работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, и т.д.

Что касается конкретных лекарственных препаратов, предоставляемых данным категориям граждан, то их перечень устанавливается в территориальных программах. В этом контексте необходимо пояснить, что каждый субъект Российской Федерации принимает свою территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая должна содержать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой, при этом указанный перечень принимается на основе перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Принятая постановлением правительства Омской области от 12 декабря 2012 г. №262-п Территориальная программа бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области предусматривает такой перечень, включающий 256 лекарственных препаратов.

Подводя итог, констатируем, что предоставление лекарственных препаратов в амбулаторных условиях различным категориям граждан регулируется как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом законодательством предусмотрена возможность субъекта Российской Федерации предоставлять дополнительные виды и устанавливать условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи. С одной стороны, регионы, обладая статистическими данными о заболеваемости, уровне инвалидизации и структуре инвалидности, могут предусмотреть больший объем лекарственных препаратов для своих жителей. С другой стороны, возникает вопрос, нет ли в сложившейся ситуации отступления от конституционного принципа равенства. Ведь фактически возможно возникновение ситуации, когда граждане с одним и тем же заболеванием, проживающие в разных регионах, будут получать неодинаковый набор лекарственных препаратов - и это при единых стандартах медицинской помощи. Необходимо, чтобы стандарты лекарственного обеспечения сохранились на федеральном уровне, несмотря на передачу полномочий на уровень субъектов. Данный вопрос представляется дискуссионным и требует дополнительного изучения.

.4 Санаторно-курортное лечение в системе государственной социальной защиты

Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации определяет санаторно-курортное (амбулаторно-курортное) лечение как медицинскую помощь, осуществляемую в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных факторов в условиях пребывания на курорте, в лечебно-оздоровительной местности, в санаторно-курортных организациях.

Большая советская энциклопедия определяет санаторно-курортное лечение как вид лечебно-профилактической помощи населению, который основан на преимущественном использовании естественных лечебных факторов (климата, минеральных вод, лечебных грязей, морских купаний и т.п.).

Отечественное санаторно-куротное дело зародилось еще в XIX в. Наивысшего пика его развитие достигло в Советском Союзе, однако и в современной России оно также является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения, позволяющим целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию.

Несмотря на столь долгое существование данного института и его высокую значимость для граждан, в настоящее время отсутствует единый нормативно-правовой акт, регулирующий общественные отношения.

На уровне федерального законодательства нормы о санаторно-курортном лечении содержатся как в законах, так и в подзаконных актах. Так, статья 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Из системного толкования данной статьи можно сделать вывод, что санаторно-курортное лечение входит в комплекс мероприятий медицинской реабилитации, профилактики и лечения. Установлено, что санаторно-курортное лечение направлено на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации. Наряду с этим в Российской Федерации действуют многочисленные федеральные законы, которые регулируют льготное предоставление санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан или компенсацию расходов на такое лечение.

Таким образом, санаторно-курортное лечение является элементом медицинской помощи и одновременно видом социального обеспечения. Как вид социального обеспечения санаторно-курортное лечение может предоставляться в различных организационно-правовых формах, а именно: обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения и государственной социальной помощи.

В системе обязательного социального страхования санаторно-курортное лечение представлено в двух видах: обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В территориальных программах обязательного медицинского страхования на 2013 год нормы о санаторно-курортном лечении сформулированы по-разному. Например, Программа Московской области полностью копирует Базовую программу; в Санкт-Петербурге возможно долечивание работающих граждан Российской Федерации, местом жительства которых является Санкт-Петербург, в санаториях непосредственно после стационарного лечения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга; Территориальная программа Омской области не содержит положений о предоставлении санаторно-курортного лечения гражданам, однако в перечне медицинских организаций, участвующих в реализации программы, указан в том числе ряд детских санаториев.

Как говорилось выше, санаторно-курортное лечение предоставляется в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях. Главным отличием данного вида социального обеспечения является предоставление санаторно-курортного лечения не только после наступления страхового случая, но и в качестве превентивной меры.

Непосредственно после наступления страхового случая санаторно-курортные услуги предоставляются по путевке и включают оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях - оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица. Страхователь также обязан предоставить застрахованному, нуждающемуся в лечении по причинам, связанным с наступлением страхового случая, оплачиваемый отпуск для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодного оплачиваемого) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Механизм предоставления санаторно-курортного лечения как предупредительной меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами лишен прозрачности. Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации устанавливается лишь порядок финансирования санаторно-курортного лечения работников и перечень документов, которые необходимо предоставить работодателю. В то же время вопросы распределения путевок между работниками, занятыми на работах с опасными и вредными условиями труда, при отсутствии финансовых возможностей обеспечить ими всех нуждающихся остаются вне правового регулирования.

Финансируемое из бюджетов различных уровней санаторно-курортное лечение предоставляется как по системе государственного социального обеспечения, так и в рамках государственной социальной помощи. В данном случае оно дифференцируется по профессиональному критерию - для граждан, выполняющих социальнозначимые для общества и государства функции (военнослужащие, работники правоохранительных органов, судьи, лица, занятые на работах с химическим оружием, и др.) и в качестве льгот социально незащищенным категориям граждан (инвалиды, ветераны, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).

Для каждой категории предусмотрен свой порядок предоставления льготного санаторно - курортного лечения, а также объем и характер услуг, с ним связанных. Например, детям-сиротам могут предоставляться путевки в санаторно-курортные учреждения только при наличии медицинских показаний, но при этом также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Помимо федеральных законов, существует множество подзаконных актов, призванных раскрыть и реализовать нормы об обеспечении санаторно-курортным лечением, установленные на высшем уровне. Прежде всего, это постановления Правительства Российской Федерации, а также приказы различных ведомств.

На уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления принимаются нормативно-правовые акты, расширяющие круг субъектов и основания предоставления санаторно-курортного лечения. Например, в Москве право на бесплатное санаторно-курортное лечение имеют граждане, постоянно там проживающие и получившие повреждения здоровья в результате терактов, а также некоторые члены семьи гражданина, погибшего (умершего) в результате теракта. Можно сделать вывод, что во всех субъектах Российской Федерации действуют несколько нормативных актов, касающихся льготного предоставления санаторно - курортного лечения гражданам.

Исходя из вышесказанного, приходится констатировать, что нормы, регулирующие санаторно-курортное лечение, разбросаны по множеству законодательных актов всех уровней, начиная от федерального и заканчивая муниципальным, а также то, что отсутствуют общие концептуальные положения предоставления санаторно-курортного лечения в Российской Федерации. Все это затрудняет эффективное использование санаторно-курортного лечения как меру медицинской реабилитации и компенсацию социального риска. В связи с этим считаем необходимым выработать общие принципы предоставления санаторно-курортного лечения в Российской Федерации, которые позволят гражданам более полно реализовать право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Заключение

Подводя итоги работы можно сделать следующие выводы.

Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Ввиду масштабности и интенсивности произошедших за последнее время изменений правового регулирования социальной помощи малоимущим гражданам представляется необходимым дальнейшее исследование как комплексных научно-практических проблем института социальной помощи малоимущим гражданам, так и наиболее актуальных аспектов правового регулирования конкретных видов социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, в том числе с учетом региональной специфики.

Государственная социальная помощь может оказываться как в денежном виде (социальные пособия, субсидии, социальные доплаты к пенсии и другие выплаты), так и в натуральном виде (дрова, уголь, продукты, одежда, обувь, медикаменты и т.д.).

Оказание государственной социальной помощи и возникновение связанных с ней правоотношений являются следствием воли нуждающегося лица, выраженной в его обращении с заявлением об оказании государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения, а также решения указанных органов об оказании социальной помощи. И заявление гражданина, и решение органов социальной защиты - регламентированные законом юридические факты. Принятию решения о предоставлении государственной социальной помощи в обязательном порядке предшествует проверка нуждаемости лица в помощи и проверка наличия трудной жизненной ситуации, на которую ссылается гражданин в своем заявлении. Для проведения указанных проверок необходимо время, которое также регламентировано законом.

Учет права граждан на получение социальных услуг, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

Так в настоящее время выглядит государственная социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Для того чтобы полноценно защитой, гражданину следует получить статус инвалида, он служит своеобразной гарантией прав инвалида в РФ.

Пенсионеры, которые вследствие наступления старости оказались полностью нетрудоспособными и иные лица имеют возможность на получение полной социальной помощи от государства.

Предоставление лекарственных препаратов в амбулаторных условиях различным категориям граждан регулируется как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом законодательством предусмотрена возможность субъекта Российской Федерации предоставлять дополнительные виды и устанавливать условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи. С одной стороны, регионы, обладая статистическими данными о заболеваемости, уровне инвалидизации и структуре инвалидности, могут предусмотреть больший объем лекарственных препаратов для своих жителей. С другой стороны, возникает вопрос, нет ли в сложившейся ситуации отступления от конституционного принципа равенства. Ведь фактически возможно возникновение ситуации, когда граждане с одним и тем же заболеванием, проживающие в разных регионах, будут получать неодинаковый набор лекарственных препаратов - и это при единых стандартах медицинской помощи. Необходимо, чтобы стандарты лекарственного обеспечения сохранились на федеральном уровне, несмотря на передачу полномочий на уровень субъектов. Данный вопрос представляется дискуссионным и требует дополнительного изучения.

Нормы, регулирующие санаторно-курортное лечение, разбросаны по множеству законодательных актов всех уровней, начиная от федерального и заканчивая муниципальным, а также то, что отсутствуют общие концептуальные положения предоставления санаторно-курортного лечения в Российской Федерации. Все это затрудняет эффективное использование санаторно-курортного лечения как меру медицинской реабилитации и компенсацию социального риска. В связи с этим считаем необходимым выработать общие принципы предоставления санаторно-курортного лечения в Российской Федерации, которые позволят гражданам более полно реализовать право на охрану здоровья и медицинскую помощь.


1.Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями от 24 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. №237.

2.Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2013 г. №52 (часть I). ст. 7007

.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2015 г.) // СЗ РФ. 2011 г. №48. ст. 6724

.Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 1999 г. №29. ст. 3699

.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2015 г.) // СЗ РФ. 1995 г. №48. ст. 4563

.Федеральный закон от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2015 г.) // СЗ РФ. 1995 г. №3. ст. 168

.Постановление СМ СССР от 23 февраля 1981 г. №209 «Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» (с изменениями и дополнениями от 1 июля 1991 г.) // Собрание постановлений Правительства СССР. 1981 г. №12, ст. 71

.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. №353н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2013 г. №97

.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. №328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (с изменениями и дополнениями от 1 марта 2012 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005 г. №7

.Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. - М., Контракт, 2012 г. - 380 с.

.Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный). - Специально для системы ГАРАНТ, 2014 г. (режим доступа 28.11.2015 г.)

.Буянова М.О., Кобзева С.А. Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. - М., КноРус, 2013 г. - 480 с.

.Галаганов В.П. Право социального обеспечения. Учебник. - М., Академия (Academia), 2014 г. - 448 с.

.Громадин А.В. Право социального обеспечения. Учебник. - М., Академия (Academia), 2013 г. - 448 с.

.Кухаренко Т.А., Гурина О.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» /Под ред. Э.Р. Курманова. - Специально для системы ГАРАНТ, 2013 г. (режим доступа 28.11.2015 г.)

.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. - М., Юрайт, 2013 г. - 587 с.

.Миронова Т.К. Право социального обеспечения. Учебное пособие. - М., КноРус, 2014 г. - 312 с.

.Орловский Ю.П. Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов - М., Юрайт, 2014 г. - 539 с.

.Право социального обеспечения Российской Федерации: Учеб. пособие. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 299 с.

.Сидоров В.Е. Право социального обеспечения Российской Федерации. Учебное пособие. - М., Инфра-М, РИОР, 2014 г. - 304 с.

.Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь. - М., Библиотечка РГ, 2014 г. - 280 с.

Похожие работы на - Государственная социальная помощь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!