Понятие, юридическая природа и виды государственной социальной помощи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,96 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие, юридическая природа и виды государственной социальной помощи















"Понятие, юридическая природа и виды государственной социальной помощи"

Введение

Государственная социальная помощь является неотъемлемой частью правоотношений в сфере социального обеспечения граждан, что гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности права на достойную жизнь граждан в обществе. В целях регулирования и разрешения вопросов прямо касающихся государственной социальной помощи, готовятся специалисты, производятся повышения числа кадров, совершенствуется их работа в сфере социального обеспечения, а также совершенствуется законодательство, поскольку вырастают потребности граждан которые нуждаются в той или иной форме государственной социальной помощи.

В качестве источниковиспользующихся в данной курсовой работе и регулирующих данные правоотношения выступают такие нормативные правовые акты как: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178 ФЗ (ред. 12.03.2014) «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 24.10.1997 № 134 ФЗ «О прожиточном минимуме» и др. нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В качестве главенствующего нормативного правового акта выступает Конституция Российской Федерации, которая является основным источником правоотношении, в том числе в сфере социального обеспечения. Также используется учебник В.П. Галаганова «Право социального обеспечения», статьи из журнала «Социальная защита».

Целью курсовой работы является повышение уровня знаний студента, четкому ориентированию в системе современного законодательства, применение полученных знаний на практике, разрешения вопросов и обращении граждан, вытекающих из данных правоотношений для правильной работы в органах социальной защиты населения, пенсионных фондов, других органов обеспечивающих социальное обеспечение, поддержку и помощь.

Задачами данной курсовой работы являются: раскрыть понятие государственной социальной помощи; подробно рассмотреть ее виды, формы и размеры; определить, в соответствии с законодательством , категории граждан нуждающихся в государственной социальной помощи, и условия предоставления данного вида социальной помощи. Следует отметить что, теоретической стороны данной курсовой работы будет недостаточно, что говорит о том, что задачей также будет являться рассмотрение практики работы специалистов в сфере социального обеспечения, в соответствии с законодательством.

1.Понятие государственной социальной помощи

.1 Виды государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь-это форма социального обеспечения граждан, предоставляемая гражданам в целях поддержания уровня жизни малоимущих, создания условий для всеобщей доступности социальных услуг, повышения доходов населения, а также сокращения уровня социального неравенства граждан, для обеспечения их достойной жизнью.

«Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина» [2, ст.8].

Государственная социальная помощь на основе социального контракта оказывается малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) и осуществляется в виде единовременной выплаты или ежемесячного социального пособия, которое устанавливается на период от трех до шести месяцев в сумме, не превышающей 5000 руб. на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Лицо, обратившееся за оказанием государственной социальной помощи на основе социального контракта, представляет заявление установленного образца и документ, удостоверяющий его личность. Заявление должно содержать письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи заявителя. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении. Центром может быть проведена проверка указанных сведений.

Центр социальной поддержки организует проведение обследования социально-бытовых условий проживания заявителя и назначает день собеседования.

При проведении собеседования разрабатывается программа социальной адаптации семьи. В данной программе указываются мероприятия, в числе которых могут быть:

активный поиск работы при посредничестве государственного учреждения - центра занятости населения, регистрация в качестве безработного, получение государственных услуг в сфере занятости населения (профессиональное обучение, профессиональная ориентация), обязательное участие в общественных работах, временной занятости;

осуществление индивидуальной трудовой деятельности, ведение личного подсобного хозяйства;

обеспечение посещения детьми школы и других образовательных учреждений;

добровольное лечение от алкогольной (наркотической) зависимости;

осуществление ремонта жилья и хозяйственных построек, подготовка к осенне-зимнему отопительному периоду;

другие мероприятия, направленные на социальную адаптацию малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина).

Решение о заключении социального контракта принимается руководителем Центра социальной поддержки по результатам комиссионного рассмотрения заявления, листа собеседования и программы социальной адаптации.

По окончании социального контракта семья должна выйти на самостоятельный уровень самообеспечения.

В соответствии с Федеральным законом»о Государственной социальной помощи», выделяют следующие виды государственной социальной помощи:

.Предоставление гражданам набора социальных услуг. Под набором социальных услуг следует понимать перечень социальных услуг для федеральных льготников, который определен Федеральным законом «о Государственной социальной помощи». В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1)обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

2)предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, утвержденные в Перечне санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки гражданам имеющим право на получение государственной социальной помощи;

3)бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Следует отметить, что граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

«Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов» [2, ст.6.2].

. Социальное пособие-безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств федерального или государственного бюджетов. Социальное пособие характеризуется безвозмездностью и фиксированным размером, что означает установленный законом размер пособия и что эти пособия не возвращаются гражданами. Следует отметить что, получатели пособия могут расходовать его по собственному усмотрению, и это является правом каждого гражданина, который получает пособие. Сумма пособия не может быть выше прожиточного минимума и пособие финансируется из средств регионального и местного бюджетов.

. Социальная субсидия-целевая оплата предоставленных материальных благ и услуг. В соответствии с Постановлением Правительства «о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплатужилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

. Социальная доплата к пенсии.Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспеченияне достигает величины прожиточного минимума пенсионера, в субъекте Российской Федерации, по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, в субъекте Российской Федерации, по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Социальная доплата к пенсии, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера, представление документов не требуется.

«Социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату» [2, ст.12.1].

Однако в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указаны конкретные виды пособий и некоторых услуг по социальной помощи. К таким относятся:

адресное социальное пособие-назначается на шесть месяцев, начиная с месяца представления всех необходимых документов. По истечении шести месяцев малоимущая семья или одиноко проживающий гражданин может вновь обратиться с заявлением за назначением адресного социального пособия, обновив требуемые документы. Размер адресного пособия составляет 150 руб. в месяц на одного получателя;

единовременное социальное пособие-предоставляется малоимущим гражданам, осуществляется с учетом доходов в размере не более 5,0 тыс. руб. на ремонт либо приобретение жизненно необходимых бытовых приборов, сантехнического оборудования, приобретение твердого топлива, на оплату проезда к месту лечения, реабилитации или обследования, на приобретение и установку индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов. Социальное пособие гражданам без учета доходов предоставляется на неотложные нужды в связи с утратой имущества при повреждении или полном уничтожении жилого помещения или надворных построек, в которых пострадали скот, корма, продовольственные заготовки, в случаях: стихийного бедствия; обвала или разрушения жилища, аварии, произошедших по причинам природного или техногенного характера; пожара.Социальное пособие назначается в размере не более 20,0 тыс. руб. при условии обращения не позднее шести месяцев после наступления перечисленных обстоятельств;

социальное пособие на погребение-назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер пособия на погребение равен стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышает 5212 рублей, с последующей индексацией, исходя из прогнозируемого уровня инфляции;

выдача справки на получение юридической помощи-юридическая помощь оказывается адвокатами бесплатно на основании справки о среднедушевом доходе семьи. По вопросу получения справки на бесплатную юридическую помощь гражданам следует обращаться в центр социальной защиты населения по месту жительства;

выдача справки на получение социальной стипендии по вопросу получения справки на социальную стипендию, студентам следует обращаться в центр социальной защиты населения по месту жительства;

социальная услуга по оказанию адресной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям с детьми, проживающим в сельской местности-предоставляется малоимущим семьям с целью организации личного подсобного хозяйства и занятия индивидуальной трудовой деятельностью. Отбор малоимущих семей для предоставления государственной услуги осуществляется с участием органов местного самоуправления городских и сельских поселений муниципальных районов Волгоградской области в соответствии с соглашением о сотрудничестве, заключенным между центром социальной защиты населения и органом местного самоуправления поселения. Размер адресной социальной помощи определяется отдельно для каждого участника в соответствии с индивидуальным семейным планом выхода малоимущей семьи на самообеспечение. Максимальный размер составляет: в 2014 г. не более 35,0 тыс. руб., в 2015 г. не более 37,5 тыс. руб. Для участия заявители, являющиеся совершеннолетними представителями малоимущих семей, лично обращаются в администрацию городского или сельского поселения, предоставив документы.

.2Формы государственной социальной помощи

«Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает оказание данной помощи малоимущим гражданам в денежной и натуральной формах.» [4, с.427].

Целями государственной социально помощи являются:

)Поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также одиноко проживающих малоимущих граждан;

)Адресное использование бюджетных средств;

)Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

)Создание условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества услуг;

)Снижение уровня социального неравенства;

)Повышение доходов населения;

)Предоставление права малоимущих граждан на достойную жизнь.

Денежные выплаты предоставляются в виде социальных пособий, субсидий, социальных доплат к пенсии и других выплат за счет местного, регионального или федерального бюджетов. Они могут расходоваться получателями в соответствии с теми целями, на которые они предоставлены. Исключением являются социальные пособия, потому что как мы описали выше, эти пособия могут расходоваться по собственному усмотрению граждан. Все виды денежных выплат имеют фиксированный размер, а также некоторые из них характеризуются безвозмездностью, что означает то, что граждане не возвращают эти выплаты в соответствующие бюджеты, из которых эти выплаты предоставлены.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается конкретный размер выплаты пособий, но устанавливается ее предельный размер. Если граждане являются малоимущими и одиноко проживающими, и их среднедушевой доход меньше прожиточного минимума, то размер пособия определяется законодательством субъекта Российской Федерации. Но размер пособия и его сумма не могут превышать минимального прожиточного минимума.

Субсидии предоставляются гражданам с определенной целью, и поэтому граждане не могут расходовать субсидиарные выплаты по своему усмотрению. Субсидия рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 (ред. от 30.07.2014) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». При нецелевом использовании субсидии граждане несут ответственность и получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг прекращается если:»Представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера», «непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).» [3, ст. 60].

Также следует отметить, что с малоимущими, одиноко проживающими малоимущими гражданами и иными категориями граждан, у которых по независящим от них причинам имеется среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, заключается социальный контракт о предоставлении государственной социальной помощи. «Социальный контракт-это новая форма соцподдержки населения. С ее помощью малоимущие граждане смогут получать единовременные пособия в размере до 60 тыс. рублей. Эти деньги можно будет потратить на поиск работы, индивидуальную трудовую деятельность, переобучение, газификацию жилого помещения, ремонт жилья, мебель, бытовую технику и т.д.» [5, с.31]. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. В социальном контракте должны быть установлены:

) предмет социального контракта;

) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;

) виды и размер государственной социальной помощи;

) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

) срок действия социального контракта;

) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

Помимо денежных выплат, социальная помощь также оказывается и в натуральной форме. Натуральная форма социальной помощи представляет собой помощь, при которой малообеспеченные граждане обеспечиваются продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами, топливом, дровами и т.п.. Очень часто денежных средств в бюджете субъектов Российской Федерации и местном бюджете, не хватает, и поэтому органы социальной защиты населения вправе оказывать социальную помощь в этой форме. Размер натуральной социальной помощи устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из средств местного бюджета, и в соответствии с действующим законодательством о государственной социальной помощи.

2. Предоставление социальной помощи

.1 Органы, предоставляющие государственную социальную помощь

государственный социальный помощь

В соответствии с Федеральным Законом «О государственной социальной помощи», основными организациями которые предоставляют социальную помощь являются:

а) Органы социальной защиты населения и их управления;

б) Пенсионный фонд Российской Федерации;

в) Здравоохранительные организации;

«Контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения» [2, ст.6.8].

Таким образом мы видим, что эти самые органы, действуют в своей компетенции, т.е. в области социальной защиты населения органы местного самоуправления обеспечивают проведение в жизнь действующего законодательства о выплате пенсий и пособий; выплачивают также из собственных или привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; организуют учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; распоряжаются средствами фонда социальной защиты населения; принимают меры, направленные на улучшение жилищных, материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильцев, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому. За счет местных бюджетов органы местного самоуправления вправе: устанавливать льготы по оплате жилой площади, медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению, коммунальных услуг и по проезду на общественном транспорте; скидки со стоимости инвалидных средств передвижения, топлива, одежды, обуви и других вещей, необходимых инвалидам, престарелым и иным гражданам, нуждающимся в социальной поддержке; предоставлять установленные законом льготы и помощь, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей. Они также принимают меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан, назначают опекунов и попечителей, контролируют выполнение ими своих обязанностей.

Но не всегда эти самые органы оказывают социальную помощь своевременно, качественно и в полном размере. И это также отражается на судебной практике. К примеру, мы можем рассмотреть апеляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан о том, что гражданин Х.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что государственное учреждение-Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан и Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан отказали в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение, и гражданин Х.В. просил признать незаконным отказ в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение.

«…Х.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее по тексту - ФСС РФ по РБ), Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее по тексту - МТиСЗН РБ) о признании незаконным отказа в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение.

В обоснование иска указано, что Х.В. является инвалидом 1 группы. В апреле 2010 года он обратился в ФСС РФ по РБ с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки. К заявлению были приложены медицинские документы, подтверждающие право на получение названной путевки. До настоящего времени истцу санаторно-курортная путевка за 2010 год не предоставлена. От ФСС РФ по РБ истцу поступали ответы из которых следует, что объем средств, выделенных на санаторно-курортные путевки, на 2010 год не позволяет обеспечить его в 2010 году путевкой. А в связи с его отказом от набора социальных услуг на 2011 и 2012 г.г. истец не будет обеспечен данной путевкой вообще.

Между тем, истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году. Довод ответчика о том, что он может обеспечивать граждан путевками на санаторно-курортное лечение только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на 2010 год, является необоснованным, поскольку действующим законодательством право на получение социальной помощи, в частности путевок на санаторно-курортное лечение, не поставлено в зависимость от наличия средств.Является несостоятельным довод ответчика об отсутствии у ФСС ФР по РБ права на предоставление санаторно-курортных путевок, поскольку пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение возложено на Фонд социального страхования РФ и на орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению санаторно-курортных путевок.

Таким образом, требование Х.В. к ФСС РФ по РБ о предоставлении санаторно-курортной путевки за 2010 год судом обоснованно удовлетворено. Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют закону и обстоятельствам дела.» (прил. А)

Все чаще граждане страдают от неправомерных действии органов социального страхования и защиты, и гражданам приходиться «в одиночку», оставшись один на один, бороться со своими проблемами.

Также следует отметить, что не всегда суды первой инстанции правомерно и обоснованно решают вопросы связанные с социальным обеспечением. Таким образом следует рассмотреть следующее обращение гражданки Г.З в Верховный Суд Республики Башкортостан, по тем основаниям, что однажды она обращалась вРеспубликанский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг, а затем в суд первой инстанции, в следствие неудовлетворения ее требований. Но суд первой инстанции не удовлетворил ее требовании о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,.

«…Г.З. обратилась в суд с заявлением о признании решения межрайонного филиала государственного казенного учреждения Республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг в ГО г. Стерлитамак РБ от дата об отказе в назначении субсидий не соответствующими закону, обязать межрайонный филиал государственного казенного учреждения Республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг городского округа Стерлитамак РБ выплатить субсидию на оплату коммунальных услуг с произведенным в решении расчетам, взыскать с ответчика в пользу Г.З. госпошлину в сумме 200 рублей. Требования мотивированы тем, что основанием отказа значится непредставление всех доходов. Однако, заявителем были представлены справки с работы супруга за 6 месяцев и выписку из лицевого счета в Пенсионном фонде. Заявителель с отказом в предоставлении субсидии не согласна и просит удовлетворить заявленные требования.

Суд вынес приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах Г.З., Г.Р. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что суд не учел, что действующим законодательством в случае отсутствии доходов у лица, позволительно продекларировать их в заявительном порядке, в данном случае у Г.Р. отсутствуют какие-либо доходы, о чем он представил документы и указал в заявлении, центр субсидирования отказался в даче разъяснении, какой документ необходимо дополнительно представить.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Межрайонного филиала государственного казенного учреждения республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе г. Стерлитамак М.А., Н.И., представителей Государственного казенного учреждения Республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг М.М., А., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене.

…Из письма Межрайонного филиала Государственного казенного учреждения республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе г. Стерлитамак от дата (л.д. 22) усматривается, что основание отказа - "не все доходы представлены" - касаются мужа заявительницы Г.Р., который в своем заявлении указал, что нигде не работает, самостоятельных доходов не имеет, поэтому должен "предоставить документ о наличии доходов либо подтвердить его отсутствие".

Разрешая спор, суд указал, что Г.Р., не имея доходов от трудовой деятельности, может иметь другие виды доходов, при этом он не был лишен возможности представить справку из налогового органа, подтверждающего отсутствие доходов от предпринимательской деятельности, а также выписку с индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда об отказе в удовлетворении требований Г.З.

…Обязать Государственное казенное учреждение Республиканский Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений коммунальных услуг в лице Межрайонного филиала Государственного казенного учреждения Республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе города Стерлитамак Республики Башкортостан назначить Г.З. субсидии по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за период с дата по дата.» (прил. Б)

Вынося такие решения, основываясь на законе и справедливости, суд уравновешивает права и обязанности сторон, тем самым претворяя в жизнь закон и порядок

2.2 Круг лиц, которым предоставляется государственная социальная помощь

«В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи», право на получение социальной помощи имеют:

) инвалиды войны;

) участники Великой Отечественной войны;

) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))

) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

) инвалиды;

) дети-инвалиды» [2, ст. 6.1].

Государственная социальная помощь предоставляется по обращению граждан в органы исполнительной власти, если он нуждаются в ней. Гражданин должен перечислить все сведения и прикрепить все документы необходимые для предоставления социальной помощи.

Государственная социальная помощь оказывается на основании федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В этом регистре, в соответствии с п.2 ст.6.4 Федерального закона «О государственной социальной помощи», должны указываться следующие сведения:

) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у лица при рождении;

) дата рождения;

) пол;

) адрес места жительства;

) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

) дата включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

) категория, к которой относится гражданин;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

) реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории;

) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

«Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном в соответствии с частью 3 настоящей статьи, передают персональные данные, необходимые для ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в орган, уполномоченный осуществлять ведение указанного Федерального регистра. Персональные данные, содержащиеся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предоставляются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации безвозмездно. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны соблюдать конфиденциальность полученных персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при обработке» [2, ст. 6.4].

А также, лица которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в органы социальной защиты населения. Порядок обращения этих лиц, за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Плата за предоставление гражданам, указанным выше, набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» не может превышать размера осуществляемой им ежемесячной денежной выплаты.

Также следует отметить, что порядок назначения государственной социальной помощи устанавливается органами исполнительной власти, и в каждом субъекте РФ этот порядок может быть разным, но не существенно отличаемый от порядка другого субъекта.

Рассмотрим примерный порядок предоставления государственной социальной помощи:

. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также подготовка документов для рассмотрения комиссией. Должностное лицо управления социальной защиты населения (УСЗН), Администрация города (района, села, местности…), ответственное за прием комплекта документов:

определяют предмет обращения;

устанавливают личность заявителя и его полномочия;

консультируют заявителя о порядке оформления заявления по форме и проверяет правильность его оформления;

по просьбе заявителя, не способного по состоянию здоровья либо в силу иных причин собственноручно оформить заявление, заявление может быть оформлено должностным лицом УСЗН, ответственным за прием документов, о чем на заявлении делается соответствующая запись;

определяют необходимость и способ информирования заявителя о принятом Администрацией решении по предоставлению государственной услуги (в устной либо письменной форме), о чем на заявлении делается соответствующая запись;

проверяют сведения в автоматизированной информационной системе ;

пополняют представленный комплект документов;

проверяют наличие документов и дают их оценку на предмет соответствия перечню необходимых документов;

в случае предоставления при личном обращении заявителя неполного комплекта документов - делает на заявлении запись «О предоставлении неполного комплекта документов проинформирован».

факт ознакомления заявителя с записью заверяется его подписью. Если при этом заявитель отказался от подачи заявления и потребовал возврата предоставленных документов, делают на заявлении запись «Настоящее заявление отозвано, документы возвращены заявителю» и возвращают предоставленные заявителем документы;

определяют необходимость осуществления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, федеральные исполнительные органы государственной власти и местные администрации района муниципальных образований (в том числе иных субъектов РФ), о чем на заявлении делается соответствующая запись;

в случае необходимости направления межведомственных запросов - передает копию заявления с отметкой о необходимости подготовки межведомственных запросов специалисту Администрации района, ответственному за подготовку и направление межведомственных запросов, а также получение ответов на них, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

ксерокопирует документы (в случае необходимости) для формирования комплекта документов, заверяет копии документов;

копии заверяются подписью должностного лица УСЗН, ответственного за прием документов, с указанием его должности, фамилии и инициалов, а также даты заверения копии;

фиксируют факт приема документов в журнале регистрации документов;

выдают заявителю расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты приема;

передают заявление и комплект документов в комиссию по предоставлению государственной социальной помощи для принятия решения.

. Подготовка и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных исполнительных органов государственной власти и организаций, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Специалист Администрации района, ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них:

подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа;

при необходимости представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи;

направляет межведомственные запросы;

получает ответы на межведомственные запросы;

анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу;

передает полученные документы комиссии.

. Принятие решения Администрацией района о предоставлении (об отказе в предоставлении) ГСП.

Комиссия по предоставлению государственной социальной помощи (Комиссия):

По результатам рассмотрения комплекта документов заявителя:

принимает решение о необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) сведений, представленных заявителем, для назначения ГСП;

принимает решение о предоставлении ГСП и определяет размер ГСП и период ее предоставления;

принимает решение об отказе в предоставлении ГСП с указанием причины отказа;

принимает решение о прекращении предоставления ГСП.

Специалист УСЗН, ответственный за подготовку проекта решения о предоставлении ГСП (об отказе в предоставлении ГСП):

рассматривает протокол заседания комиссии;

в случае вынесения положительного решения комиссией о предоставлении ГСП - готовит проект распоряжения Администрации о предоставлении ГСП ;

в случае вынесения комиссией решения об отказе в предоставлении ГСП, готовит проект письма в адрес заявителя об отказе в предоставлении ГСП;

передает проект распоряжения (письмо об отказе, письмо о прекращении) главе Администрации для подписания;

после подписания главой Администрации указанных документов:

а) направляет распоряжение Администрации района о предоставлении ГСП в течение 5 рабочих дней со дня его издания в Городской информационно-расчетный центр для обеспечения выплаты;

б) направляет уведомления о принятом решении о предоставлении ГСП либо письмо об отказе заявителю.

Городской информационно-расчетный центр (Горцентр):

в течение 5 рабочих дней со дня получения комплекта документов из Администрации производит формирование дел получателей ГСП в электронном виде;

в течение 5 рабочих дней после формирования комплекта документов получателя в электронном виде оформляет платежные поручения и направляет их в Комитет по социальной политике.

. Принятие решения Администрации района о прекращении предоставления ГСП

Специалист УСЗН, ответственный за подготовку проекта решения о прекращении предоставления ГСП (в случае поступления от заявителя извещения о наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение ГСП, или об изменениях в ранее представленных сведениях, установления факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений в течение 14 рабочих дней со дня наступления изменений или обстоятельств):

осуществляет проверку комплекта документов (в том числе на предмет комплектности документов);

по результатам проверки в случае принятия решения о прекращении выплаты ежемесячной социальной помощи:

а) готовит проект распоряжения Администрации района о прекращении предоставления ГСП;

б)готовит проект уведомления в адрес заявителя с указанием даты прекращения предоставления ГСП;

в) передает комплект документов, а также проект распоряжения о прекращении предоставления ГСП Администрации района для подписи;

После подписания главой Администрации указанных документов:

направляет уведомление и копию распоряжения о прекращении предоставления ГСП заявителю;

направляет копию распоряжения о прекращении предоставления ГСП заявителю и комплект документов в Горцентр для внесения изменений в дела получателей ежемесячной социальной выплаты.

Городской информационно-расчетный центр:

В течение 5 рабочих дней со дня получения комплекта документов из Администрации вносит изменения в личные дела получателей ГСП в электронном виде и производит прекращение перечисления ГСП.

Заключение

Рассмотрев проект данной курсовой работы, я изучил социальное обеспечение в сфере государственной социальной помощи, подробно разобрал виды, формы и условия оказания государственной социальной помощи, а также узнал круг лиц которым предоставляется эта помощь, и порядок оказание данной помощи. Изучив актуальную на сегодняшний день тему о социальной помощи населению, я убежден что эта тема будет актуальна на протяжении многих лет, пока законодательство о социальной помощи не приобретет наиболее совершенного вида.

При на писании этой курсовой, использовались различные источники:

интернет;

собрание законодательства;

книги;

статьи;

журналы.

Закончив данную курсовую работу, следует задуматься над ее содержанием, поставить цель-изучить те нормативные правовые акты которые регулируют правоотношения в сфере социального обеспечения, в частности Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Полученные сведения извлеченной из этой курсовой работы можно применить к написанию дипломной работы, а в дальнейшем и на практике по работе с гражданами в сфере социального обеспечения и социальной защиты.

Полученные знания при написании курсовой работы и поиск информации для ее написания, помогли мне решить такие задачи как: раскрыть понятие государственной социальной помощи; описать ее виды и формы; определить в соответствии с действующим законодательством круг лиц, которым предоставляется госсоцпомощь. Источники курсовой работы дали мне более широкий кругозор, позволили более быстро и эффективно работать со многими нормативными правовыми актами регулирующих социальное обеспечение, в частности: ориентироваться в государственной социальной помощи, как в отдельном институте общества.

Заканчивая эту курсовую, хочу набраться еще больше знаний в области социального обеспечения и защиты, и применять полученные знания на практике, тем самым претворять законодательство в нашу жизнь, ведь «право-это воля господствующего класса возведенная в закон» (К. Маркс)

Библиографический список

. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - 21 января.

2. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 г.) // [© КонсультантПлюс]-URL: http: // www.consultant.ru <#"justify">5. Тиванова К. Жилищный вопрос, есть решение / К. ТивановаСоциальная защита. - 2013. - № 5. - С.30-31.

Приложение А

Верховный суд Республики Башкортостан

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 4 марта 2014 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Крыгиной Т.Ф.,

судей Гареевой Д.Р.,

Хайрутдинова Д.С.,

при секретаре Х.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - М. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 мая 2013 года, которым постановлено:

Иск Х.В. к Государственному учреждению Региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками о признании незаконным отказа в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение, удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан предоставить Х.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год.

Взыскать с Государственного учреждения Региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в пользу Х.В. почтовые расходы в размере 366 руб.

В удовлетворении исковых требований Х.В. к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками о признании незаконным отказа в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение, отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Хайрутдинова Д.С., установила:

Х.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее по тексту - ФСС РФ по РБ), Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее по тексту - МТиСЗН РБ) о признании незаконным отказа в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение.

В обоснование иска указано, что Х.В. является инвалидом 1 группы. В апреле 2010 года он обратился в ФСС РФ по РБ с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки. К заявлению были приложены медицинские документы, подтверждающие право на получение названной путевки. До настоящего времени истцу санаторно-курортная путевка за 2010 год не предоставлена. От ФСС РФ по РБ истцу поступали ответы из которых следует, что объем средств, выделенных на санаторно-курортные путевки, на 2010 год не позволяет обеспечить его в 2010 году путевкой. А в связи с его отказом от набора социальных услуг на 2011 и 2012 г.г. истец не будет обеспечен данной путевкой вообще.

Между тем, истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году. Довод ответчика о том, что он может обеспечивать граждан путевками на санаторно-курортное лечение только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на 2010 год, является необоснованным, поскольку действующим законодательством право на получение социальной помощи, в частности путевок на санаторно-курортное лечение, не поставлено в зависимость от наличия средств.

Кроме того, в адрес прокуратуры Республики Башкортостан, куда истец обращался, из ФСС РФ по РБ представлена информация, из которой следует, что обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение за 2010 год в 2011 году невозможно в связи с тем, что гражданин отказался от набора социальных услуг на следующий год. Данный довод является также необоснованным, поскольку у Фонда возникла обязанность представить санаторно-курортную путевку Х.В. в 2010 году, что прямо предусмотрено п. п. 3.8, 3.9 "Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан". Следовательно, отказ истца на 2011 и 2012 гг. от набора социальных услуг не является основанием для освобождения от обязанности предоставить санаторно-курортную путевку за 2010 год.

На основании вышеизложенного, истец просил суд признать незаконным отказ ФСС РФ по РБ в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение Х.В. Обязать ФСС РФ по РБ предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год. В последующем Х.В. уточнил требования, просил взыскать с ответчика почтовые расходы - 366 руб.

Определением Кировского районного суда г. Уфы от 13 февраля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Государственное казенное учреждение Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан.

В апелляционной жалобе ФСС РФ по РБ ставится вопрос об отмене решения суда, со ссылкой на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Х.В. является инвалидом 1 группы. В 2010 году он обратился в ФСС РФ по РБ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением медицинских справок о нуждаемости в таком лечении, подтверждающие наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения. Однако санаторно-курортная путевка за 2010 года Х.В. ответчиком предоставлена не была.

Согласно п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

В силу п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

В соответствии с п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.

При таких обстоятельствах, суд, учитывая требования приведенных правовых норм, и что истец в 2010 году своевременно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением необходимых медицинских документов о нуждаемости в указанном виде лечения, пришел к верному выводу об обоснованности требований Х.В.

При этом судом правомерно указано, что ФСС РФ по РБ не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 ст. 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи", поскольку указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданина реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.

Довод апелляционной жалобы о недостаточности в 2010 году выделенных Фонду из федерального бюджета денежных средств, не может служить основанием для отказа Х.В. в удовлетворении требования о предоставлении путевки, поскольку установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

Является несостоятельным довод ответчика об отсутствии у ФСС ФР по РБ права на предоставление санаторно-курортных путевок, поскольку пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение возложено на Фонд социального страхования РФ и на орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению санаторно-курортных путевок.

Таким образом, требование Х.В. к ФСС РФ по РБ о предоставлении санаторно-курортной путевки за 2010 год судом обоснованно удовлетворено. Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют закону и обстоятельствам дела.

Нарушений, повлекших вынесение незаконного или необоснованного решения, влекущих его отмену в порядке ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

Решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - М. - без удовлетворения.

Председательствующий: Т.Ф.КРЫГИНА

Судьи: Д.Р.ГАРЕЕВА, Д.С.ХАЙРУТДИНОВ

Приложение Б

Верховный суд Республики Башкортостан

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 18 июля 2013 г. по делу N 33-8831/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Васильевой Г.Ф.

судей Гаиткуловой Ф.С. Смирновой О.В.

при секретаре Н.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Г.Р., Г.З. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 11 марта 2013 г., которым постановлено:

заявление Г.З. к Государственному казенному учреждению Республиканский Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, Межрайонному филиалу государственного казенного учреждения Республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе г. Стерлитамак РБ в порядке главы 23, 25 ГПК РФ о признании решения государственного учреждения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, признании отказа Межрайонного филиала Государственного казенного учреждения Республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в городском округе города Стерлитамак РБ от дата в выплате субсидий не соответствующим закону, обязании Государственное казенное учреждение Республиканского Центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений коммунальных услуг в городском округе города Стерлитамак Республики Башкортостан устранить допущенное нарушение, обязании Стерлитамакский межрайонный филиал выплатить субсидию на оплату коммунальных услуг с произведенными в решении расчетами, взыскании госпошлины - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия установила:

Г.З. обратилась в суд с заявлением о признании решения межрайонного филиала государственного казенного учреждения Республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг в ГО г. Стерлитамак РБ от дата об отказе в назначении субсидий не соответствующими закону, обязать межрайонный филиал государственного казенного учреждения Республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг городского округа Стерлитамак РБ выплатить субсидию на оплату коммунальных услуг с произведенным в решении расчетам, взыскать с ответчика в пользу Г.З. госпошлину в сумме 200 рублей. Требования мотивированы тем, что основанием отказа значится непредставление всех доходов. Однако, заявителем были представлены справки с работы супруга за 6 месяцев и выписку из лицевого счета в Пенсионном фонде. Заявителем с отказом в предоставлении субсидии не согласна и просит удовлетворить заявленные требования.

Суд вынес приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах Г.З., Г.Р. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что суд не учел, что действующим законодательством в случае отсутствии доходов у лица, позволительно продекларировать их в заявительном порядке, в данном случае у Г.Р. отсутствуют какие-либо доходы, о чем он представил документы и указал в заявлении, центр субсидирования отказался в даче разъяснении, какой документ необходимо дополнительно представить.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Межрайонного филиала государственного казенного учреждения республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе г. Стерлитамак М.А., Н.И., представителей Государственного казенного учреждения Республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг М.М., А., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В п. п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решение суда от 11 марта 2013 г. не соответствует, поэтому подлежит отмене.

Из материалов дела следует, что дата Г.З. обратилась в Межрайонный филиал Государственного казенного учреждения республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе адрес с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с дата по дата (л.д. 49).

Г.З. является собственником... доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: адрес, где также проживают и зарегистрированы, кроме нее, муж Г.Р., дата рождения и дочь ФИО1, дата рождения.

Решением Межрайонного филиала Государственного казенного учреждения республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе г. Стерлитамак от дата Г.З. в назначении субсидии было отказано по причине, что "не все доходы представлены" (л.д. 47).

Из письма Межрайонного филиала Государственного казенного учреждения республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе г. Стерлитамак от дата (л.д. 22) усматривается, что основание отказа - "не все доходы представлены" - касаются мужа заявительницы Г.Р., который в своем заявлении указал, что нигде не работает, самостоятельных доходов не имеет, поэтому должен "предоставить документ о наличии доходов либо подтвердить его отсутствие".

Разрешая спор, суд указал, что Г.Р., не имея доходов от трудовой деятельности, может иметь другие виды доходов, при этом он не был лишен возможности представить справку из налогового органа, подтверждающего отсутствие доходов от предпринимательской деятельности, а также выписку с индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда об отказе в удовлетворении требований Г.З.

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 6, 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1).

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 6).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7).

Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.

В силу подпункта "г" пункта 8 Правил среди прочих граждане обязаны предоставить документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Согласно пункту 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.

Перечень документов, подтверждающих отсутствие у граждан доходов, установлен пунктом 50 утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации N 58, Минздравсоцразвития Российской Федерации N 403 от 26 мая 2006 года Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно пункту 68 Методических рекомендаций, к видам доходов, которые заявители могут самостоятельно декларировать в заявлении, относятся доходы:

от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества, за исключением жилого помещения, транспортных и иных механических средств;

от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства;

в виде наследуемых и подаренных денежных средств;

полученные в результате деятельности крестьянского хозяйства;

в виде алиментов, получаемых членами семьи на основании соглашения об уплате алиментов между родителями (детьми);

другие доходы, которые не могут быть документально подтверждены.

Согласно пункту 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).

Судебная коллегия исходит из того, что Пункт 36 Правил, предусматривает право граждан на добровольное декларирование заявлений о доходах, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, в случае невозможности их документального подтверждения, а также то, что такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Указанный пункт принят Правительством Российской Федерации именно в интересах граждан, в целях соблюдения цели и порядка предоставления субсидий.

Исходя из анализа представленных документов, усматривается, что Г.Р. в заявительном порядке указал на отсутствие у него доходов, при этом сообщил, что нигде не работает, на учете в Центре занятости не состоит, предпринимательской деятельностью не занимается, живет на зарплату жены (л.д. 61), им были представлены копия трудовой книжки, выписка из лицевого счета застрахованного лица, представитель Государственного казенного учреждения Республиканский Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в апелляционной инстанции подтвердил, что ими был сделан запрос в Центр занятости, откуда пришло подтверждение, что Г.Р. в качестве безработного не зарегистрирован.

Согласно п. 10 Правил требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящих Правил, не допускается. Судебная коллегия приходит к выводу, что Г.З. в установленном порядке подала заявление на предоставление субсидии, к которому приложила все необходимые документы, в том числе и сведения о доходах своего мужа Г.Р. Тот факт, что доход семьи Г.З. складывался только из ее заработной платы, не позволяет прийти к категоричному выводу о неполноте предоставленных ею сведений о доходах.

Пункт 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусматривает право уполномоченных органов проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Данным правом Межрайонный филиал Государственного казенного учреждения Республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе г. Стерлитамак РБ не воспользовался, свое суждение о неполноте предоставленных сведений о доходах не проверил, в связи с чем данное суждение не подтверждено и не могло стать причиной отказа Г.З. в предоставлении субсидии.

Таким образом, Судебная коллегия находит решение об отказе предоставить субсидию Г.З. незаконным и признает за ней право на субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с дата по дата.

На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Государственного казенного учреждения Республиканский Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений коммунальных услуг подлежит взысканию в пользу Г.З. уплаченная ею государственная пошлина в размере 200,00 руб.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 11 марта 2013 года отменить, принять новое решение.

Заявление Г.З. о признании решения Государственного казенного учреждения Республиканский Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в лице Межрайонного филиала Государственного казенного учреждения Республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе г. Стерлитамак РБ от дата об отказе в выплате субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг незаконным, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Республиканский Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений коммунальных услуг в лице Межрайонного филиала Государственного казенного учреждения Республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе города Стерлитамак Республики Башкортостан назначить Г.З. субсидии по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за период с дата по дата.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Республиканский Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений коммунальных услуг в пользу Г.З. государственную пошлину в размере...,00 руб.

Председательствующий: Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА

Судьи: Ф.С.ГАИТКУЛОВА, О.В.СМИРНОВА

Справка: судья Н.И.СТРОЙКОВА

1.

Похожие работы на - Понятие, юридическая природа и виды государственной социальной помощи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!