Виды источников права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    187,71 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды источников права

Содержание

Введение

1. Понятие источника права и его соотношение с формой права

2. Виды источников права и способы их формирования

2.1 Правовой обычай

2.2 Судебный и административный прецедент как источник права

2.3 Нормативно-правовой акт

2.4 Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам. Коллизии и конкуренция между нормативно-правовыми актами

3. Источники права в Российской Федерации

4. Практическая часть: Анализ Постановления Администрации города Пскова от 06.02.2015 № 190 на соответствие критериям нормативно-правового акта

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Введение


С тех пор, как возникло право, проблемы источников его образования, форм его организации и существования постоянно привлекают к себе внимание исследователей правовой теории и практики.

Анализ юридической литературы и правовой жизни различных стран показывает, что в каждой правовой системе существует огромное разнообразие форм и источников права. Они имеют разную значимость и выполняют разные регулятивные роли. Однако, все они являются, по сравнению с неправомерными средствами, весьма важными способами воздействия на общественные отношения и различные общественно-политические институты. Этим определяется повышенное внимание, которое уделяется источникам права.

Предметом курсовой работы выступают формы (источники) права.

Целью данной курсовой является раскрытие понятия и сущности форм (источников) права.

Для достижения поставленной цели в работе определено понятие форм (источников) права, дается характеристика различных видов источников права. Рассмотрены источники права характерные для Российской правовой системы.

В работе представлен анализ соответствия требованиям, предъявляемым к нормативно-правовым актам на примере конкретного Постановления.

источник право вид форма

1. Понятие источника права и его соотношение с формой права


Вопрос о понятии источника права и его соотношение с формой права до сих пор остается неоднозначным и спорным.

Под источниками права одни специалисты понимают деятельность государства по созданию правовых предписаний (норм), другие - результат данной деятельности, а третьи вообще говорят о формах права.

Источник права имеет три смысла. В материальном смысле источником права являются те общественные, политические, экономические условия, которые обусловливают правовые нормы. Таким образом, это те общественные отношения, из которых возникает право. Термин "источник права" в идеальном смысле означает правосознание. Под правосознанием в данном случае понимается желаемое право, представления о будущем праве. В действительности идеальный смысл неотделим от материального, так как пожелания определенного права связаны с имеющимися условиями. В формальном (юридическом смысле) источником права являются формы выражения нормативной воли. Именно формальный смысл термина "источник права" уравнивается с термином "форма права". Таким образом, источник (форма) права - это объективированные определенным образом правила общественной практики, которые в силу объективных причин признаются обществом и государством как обязательные. Правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой внешней оболочки, защищаемые государственным принуждением, представляют собой источник (форму) права.

Ключевым свойством права является его общеобязательность. Правила могут создаваться государством, людьми, богом, но если все признают их действенность, значит можно ставить вопрос о форме права.

Соединение в едином собирательном термине "источник (форма) права" двух понятий представляет собой желание снять проблему их несоответствия. Так, не всякие материальные и идеальные источники получают государственное признание. Уравнивание источников и форм права - это некоторое искусственное образование, но необходимое в целях ясности системы юриспруденции.

Современные государства с развитой системой законодательства не могут жить в неопределенности относительно того, что является обязательным, а что нет. Необходимо установить границу права и всех иных регуляторов. Собирательный термин "форма (источник)" выполняет эту роль. Право объективируется в устойчивую, определенную форму. В ней оно содержится, охраняется. Необходимость государственного оформления источников права очевидна, так как государство не может взять под защиту неопределенные правила, возникающие явочным порядком. Именно поэтому в законодательстве, доктрине и практике каждой страны определены те формы, в которых существует право. Именно из них, как из источников, мы черпаем свои знания о праве.

В узком смысле специальный правовой термин источники права - это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы (способы) выражения и закрепления норм права, придание им юридического, общеобязательного значения.

2. Виды источников права и способы их формирования


Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права.

Направления и способы, по которым формируются источники права, неодинаковы, отвечая специфике отдельных их видов, особенностям развития различных обществ и цивилизаций, формам государства. Основные пути формирования:

непосредственное волеизъявление народа в виде голосования или опроса по проектам юридических актов (решения народных собраний, референдум, плебисцит и т.д.)

правотворчество - принятие нормативно-правовых актов полномочными государственными органами, а также органами местного самоуправления.

трансформация как установленный государством порядок применения норм международного права на своей территории, который может быть выполнен в виде индивидуальной имплементации - "переводе" таких норм, превращении в нормы национального права законодательным путем и общей имплементации - рассмотрение международно-правовых правил, как составных частей национального права, т.е. непосредственно действующими.

санкционирование - одобрение государством в виде общеобязательных правил поведения социальных норм, полезных для него в силу их длительного действия и влияния на население.

придание обязательной силы судебным решениям по конкретным делам.

признание государством юридической силы соглашений между субъектами права с установлением взаимных прав и обязанностей в качестве правовых норм.

Исходя из разных путей формирования источников, можно выделить и разные источники права.

В целом (применительно к разным системам права) известны следующие основные виды источников (форм) права:

.        Правовой обычай (обычное право) - это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны (санкционированы государством) в качестве общеобязательных норм права.

2.      Судебный прецедент - это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел.

.        Юридическая доктрина как источник права - это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть "правом юристов". Юридическая доктрина была основным источником континентально-европейского (романо-германского) права со времен римского права до XIX в., когда место основного источника занял закон (государственное нормотворчество). Но и после этого юридическая доктрина остается одним из источников в системах романо-германской правовой семьи. Значительную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве. Определенное правовое значение она имеет и в системах общего права.

.        Религиозный памятник в качестве источника права - это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). Так, Коран и сунна (изречения пророка Мухаммеда) являются двумя главными источниками мусульманского права.

При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) - это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право - с системой права того или иного государства, население которого исповедует ислам.

.        Нормативно-правовой договор как источник права - это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и публичного права.

6.      Нормативно-правовой акт - это письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права. Своим правоустановительным характером (установлением новых норм права) нормативно-правовой акт отличается как от всех других правовых актов (от индивидуальных актов применения норм права и от актов толкования норм права), так и от разного рода официальных государственных актов (заявлений, обращений и т.д.) неправового характера.

Рассмотрим подробнее три вида источников права, получивших наибольшее распространение в правовых системах разных стран.

2.1 Правовой обычай


Правовой обычай - это правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени, нигде в официальных документах не записанное, но признаваемое государством.

Основные черты обычая как источника права:

Продолжительность существования. Обычай очень консервативен и сообразуется не столько с перспективой развития общества, сколько с его прошлым. Обычай закрепляет то, что складывалось в результате длительной общественной практики и может отражать как общие моральные, духовные ценности народа, так и в значительной мере предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, неравноправие полов и т.д. Поэтому государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает.

Постоянность соблюдения. Это необходимое условие для того, чтобы обычай как правило, как модель поведения в конкретной ситуации не исчез, поскольку он сохраняется, как правило, только в сознании народа и нигде не записан.

Обычай имеет, как правило, локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших групп людей или на сравнительно небольшой территории. Он часто тесно связан с религией. В Индии, например, обычное право входит в структуру индусского права. Обычай санкционируется (признается) государством путем восприятия его судебной или административной практикой. Но если содержание обычной нормы находит свое выражение в нормативных актах, в этом случае источником права будет являться уже не обычай, а нормативный акт.

Совокупность обычаев, если их значительное количество, называют обычным правом. Обычное право - система правовых норм, основывающихся на обычае, регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо для данной этнической или социальной группы.

Обычай - основная форма регулирования поведения в догосударствен - ном обществе, в условиях родового строя. Огромное значение как источника права ему отводилось в древних государствах и при феодализме. Первые правовые памятники состояли главным образом из обычаев. С развитием правотворческой деятельности государства обычное право в значительной части поглощается писаным, положительным правом.

Примыкают к обычаям так называемые деловые обыкновения - негласные правила поведения, сложившиеся на основе постоянного и единообразного их применения в практической деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих негосударственных организаций, закрепляющие прежде всего определенный порядок ведения дел. Они в большинстве случаев также имеют локальный характер, т.е. распространяются на одну или несколько организаций, либо только на определенный род деятельности. Четкого отграничения обыкновений от обычаев провести не удается, тем более что в законодательстве эти понятия не различаются, а в отдельных странах используются как взаимозаменяемые. Иногда деловые обыкновения называют современными обычаями, которым несколько лет или десятилетий.

2.2 Судебный и административный прецедент как источник права


Судебная практика представляет собой деятельность судов по применению законодательства при рассмотрении судебных дел (гражданских, уголовных, трудовых, семейных и т.д.). И в этой практической деятельности судебных органов также вырабатываются нормы права, которые могут действовать наряду с правом, содержащимся в нормативных актах, могут дополнять его. Таким образом, и судебная практика является источником права. Когда говорят о судебной практике как об источнике права, используют термин "прецедент".

Судебный прецедент - это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел, либо служащее примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

Для судебного прецедента как источника права характерны казуистичность, множественность, противоречивость, гибкость.

Казуистичностъ. Прецедент всегда максимально конкретен, максимально приближен к фактической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе решения конкретных, единичных случаев, казусов.

Множественность. Существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты. Данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия последних (десятки, а иногда и сотни лет) обуславливает огромный объем прецедентного права.

Противоречивость и гибкость. Ранее было отмечено, что даже среди нормативных актов, издаваемых одним государственным органом, иногда встречаются несогласованности и противоречия. Тем более не удивительно, что решения разных судебных инстанций по сходным делам могут очень значительно отличаться друг от друга. Это определяет гибкость судебного прецедента как источника права. Во многих случаях существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. Писаное право такого широкого простора выбора не предоставляет. Впрочем, в противоположность гибкости иногда указывается как на недостатки прецедентного права его жесткость, связанность судей когда-то вынесенными решениями сходных дел, невозможность отступить от них даже в ущерб справедливости и целесообразности.

Судебный прецедент - древний источник права, и его значение неодинаково в различные периоды истории человечества в различных странах. Он широко использовался в государствах Древнего мира, в средние века. Так, в Древнем Риме решения преторов и других магистратов признавались обязательными при рассмотрении аналогичных дел. Вообще многие институты римского права сложились на базе судебных прецедентов. В настоящее время в странах с англосаксонской системой права (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.) судебный прецедент является одним из основных источников права. В странах континентальной (или романо-германской) системы права на рубеже XVIII-XIX веков основным источником права был провозглашен нормативный акт (закон). Однако с конца XIX века и до наших дней значение судебной практики как вспомогательного источника права не уменьшается, а в последнее время она играет все более важную роль в правоприменительной деятельности. В отдельных странах такое положение судебной практики закреплено в законодательстве.

Все, что касалось судебной практики как источника права, с определенными оговорками можно отнести и к административной практике. Административная практика - это деятельность многочисленных (за исключением судебных) государственных органов по решению стоящих перед ними задач. Говорят и об административном прецеденте - т.е. о таком поведении органа государства, любого должностного лица, которое имело место хотя бы один раз и может служить образцом при аналогичных обстоятельствах. Как и судебный, административный прецедент в Российской Федерации не является официально признанным источником права. Однако в юридической действительности нашей страны можно найти примеры, когда в практической деятельности государственных органов создаются правила поведения, которые реально действуют наряду с писаным правом, конкретизируют, дополняют, а иногда и отменяют последнее.

2.3 Нормативно-правовой акт


Нормативно-правовой акт является правотворческой деятельностью государственных органов или всего народа. В нем содержатся общеобязательные нормы - правила поведения. Из этого можно сформировать определение нормативно-правовых актов - это письменные документы, принятые уполномоченными государственными органами, содержащие нормы права. Эти акты устанавливают, изменяют или же отменяют правовые нормы, регулирующие многообразные социальные связи в обществе.

Важно отличать нормативно-правовые акты от ненормативных правовых актов, которые не содержат нормы права, в частности актами применения (правоприменительными) и носящими индивидуальный характер. В связи с этим, следует отметить наиболее важные критерии, по которым непосредственно или по их сочетанию выделяются нормативно-правовые акты. Нормативно-правовые акты имеют строго определенную документальную форму, направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норма права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств. Нормативно-правовые акты рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты - на однократную реализацию. Нормативные акты не персонифицированы, а акт применения имеет конкретного адресата.  В этом и заключается тонкая грань, разделяющая понятия норма права и правовая норма. Норма права может включать в себя несколько правовых норм. Образно говоря, правовая норма это статья какого-либо нормативно-правового акта. А норма права это само правило поведения, суть которого может быть отражена одновременно в нескольких статьях.

Нормативно-правовые акты могут быть разделены на несколько групп по различным основаниям:

.        По отраслям права - на гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, трудовые, административные и другие.

2.      По сфере деятельности они бывают действующие на всей территории страны либо его части, внутри одного ведомства, т.е. ведомственные, и неведомственные, распространяющиеся на два и более ведомств, и т.д.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает, что акт имеет силу на определённой территории. Под территорией суверенного государства понимается поверхность суши, на которую распространяется юрисдикция (власть) данного государства, а также воздушное пространство над ней, подземные недра, внутренние водоемы, прибрежные воды. Территорией данного государства считаются также военные корабли в открытом море и в территориальных водах других государств, невоенные корабли в море, территория посольств, кабины летательных аппаратов, не находящиеся над территорией другого государства.

.        По кругу лиц, на которых они распространяются, акты бывают общие, касающиеся всех юридических и физических лиц, и специальные, применяемые к отдельным категориям граждан, например, военнослужащим.

Действуют в отношении лиц, находящихся на территории данного государства и указанных в акте.

Исключения:

Б) иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых прав по законодательству страны пребывания, а именно: участвовать в выборах, быть избранными в представительные органы власти, быть судьями и т.д.

В) специальные субъекты права, на которых кроме общих норм распространяются специальные правовые нормы, не имеющие значения для других граждан. К специальным субъектам относятся должностные лица, военнослужащие и др.

.        По издающим их субъектам нормативно-правовые акты могут быть разделены на законы и подзаконные акты - указы Президента, акты правительства, нормативно-правовые акты субъектов Федерации, министерств и ведомств, судебных органов и локальные нормативно-правовые акты.

5.      По сроку действия различают акты неопределенно длительного действия и временные.

Действие нормативно-правового акта во времени означает период, в течении которого акт является действующим и используется для разрешения правовых вопросов. Действующим считается нормативно-правовой акт, вступивший в силу и не утративший свое значение в законном порядке. Проект акта становится нормативным правовым актом с момента его принятия. Однако вступление в силу не всегда совпадает с моментом принятия. Нормативный правовой акт может вступить в силу:

) с момента принятия;

) со времени, указанного в самом акте;

) с момента его опубликования;

) через определенный срок после его официального опубликования. Если акт не подлежит опубликованию, то вступает в силу с момента получения его учреждениями, организациями, которым он адресован.

Нормативно-правовой акт теряет силу в результате его отмены, замены другим актом, истечением срока действия, прекращением условий, в которых он действовал.

.        В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Самое большое значение среди нормативно-правовых актов всегда отводится конституции, законам и подзаконным актам, поэтому эти виды нормативно-правовых актов следует рассмотреть более детально. Для российской системы права нормативно-правовые акты, являются основным источником права, в связи с этим, обзор и характеристику их рассмотрим далее в рамках российского законодательства.

2.4 Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам. Коллизии и конкуренция между нормативно-правовыми актами


Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам делятся на две группы:

)        Требования, предъявляемые к содержанию акта.

А) Нормативно-правовой акт должен содержать нормы права - общеобязательные правила поведения, состоящие из трех частей: диспозиции, гипотезы и санкции.

Диспозиция - это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации.

Санкция - это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные.

Б) Нормативный правовой акт должен охватывать все общественные отношения, на регулирование которых он направлен.

В) Нормативный правовой акт должен быть законным, т.е. быть принятым уполномоченным государственным органом, в пределах своей компетенции, на основании действующего законодательства и в соответствии с процедурой принятия.

) Требования, предъявляемые к внешнему оформлению акта.

А) Акт должен иметь наименование, в котором выражается вид акта и его юридический характер.

Б) В правовом нормативном акте должно быть указано, каким органом он принят.

В) Акт должен иметь дату и место его принятия, указание о времени вступления его в силу.

Г) В акте должно быть указано должностное лицо, подписавшее его.

Коллизия нормативно-правовых актов представляет собой наличие двух или более формально действующих актов, изданных по одному и тому же вопросу.

Существуют ряд правил, по которым можно разрешить коллизии и выявить применимый нормативно-правовой акт. При расхождении между актами, изданными одним и тем же органом в разное время, действует акт, изданный по времени последним. При расхождении между актами, принятыми государственными органами, действует акт вышестоящего органа.

Существуют также закрепленные в законодательстве правила конкуренции норм права, т.е. использование определенного законодательства в зависимости от характера юридически значимых действий. Так, в случае спора о вещи, действует закон местонахождения вещи.

В случае спора по договору действует закон места заключения договора или закон, которому стороны решили подчинить свои отношения.

В случае совершения деликта (правонарушения, преступления) действует закон по месту его совершения.

На юридическое лицо распространяются законы местонахождения его руководящего органа.

3. Источники права в Российской Федерации


В Российской Федерации из всех известных источников (форм) права в основном применимы такие источники, как нормативный правовой акт, нормативный договор, общие принципы права и правовой обычай. Каждый из этих видов источников имеет разное значение, несовпадающий объем и сферу применения.

В российской правовой системе обычай выступает в качестве источника права лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Так, Кодекс торгового мореплавания РФ (ст. ст.130 - 132) разрешает при отсутствии соглашения сторон руководствоваться обычаями порта для определения продолжительности погрузки и разгрузки судна и размера оплаты за их простой. Гражданским кодексом РФ (ст.5) допускается применение обычаев делового оборота для регулирования гражданско-правовых отношений.

Допускаемые к применению обычаи в тексте закона или иного нормативного акта не приводятся и не расшифровываются. С юридической точки зрения обычай - неписаный источник права. Если же обычай включается в текст закона, то он тем самым теряет статус обычая и превращается в традиционную по своим характеристикам норму права.

В Российской Федерации источниками права признаются договоры нормативного содержания. Среди них важное место занимают международные договоры Российской Федерации и договоры между Российской Федерацией и ее субъектами.

Международные договоры Российской Федерации - это соглашения между Российской Федерацией и другими субъектами международного права, призванные регулировать их отношения друг с другом путем создания взаимных прав и обязанностей.

Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор по космосу) или учредительными (например, Соглашение о создании Содружества Независимых Государств).

Среди нормативных договоров можно выделить и такой его специфический вид, как коллективный договор. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками организаций. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором, а также по вопросам занятости, переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при приватизации организаций и ведомственного жилья. В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. Другими словами, коллективный договор представляет собой специфический источник локальных правовых норм.

Наиболее характерным для Российской Федерации источником права является нормативный правовой акт. Правом на издание нормативных правовых актов обладают уполномоченные государством законодательные (представительные) органы государственной власти и государственные органы исполнительной власти. При этом каждый орган может издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме.

Фундаментом всей правовой системы является Конституция как основной закон государства.

Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой среди нормативных актов. Она определяет организацию государственной власти, закрепляет начала общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан.

Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. При этом не должно быть противоречий с Конституцией, в противном случае такой акт признается недействующим.

После Конституции Российской Федерации на верхней ступени нормативных актов стоят законы. В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы Российской Федерации принимаются представительными и законодательными органами как самой Федерации и ее субъектов, так и непосредственно всенародным голосованием (референдумом).

Признаки закона:

А) закон может быть принят только органами народного представительства (законодательными органами государственной власти) или непосредственно народом на референдуме (всенародном голосовании). Выделять нормативность в качестве отдельного признака нет смысла, поскольку это является существенным признаком нормативно-правового акта, а закон - его основная разновидность. Вместе с тем необходимо отметить, что на практике допускаются исключения и по этому вопросу - например когда устанавливаются персональные пенсии, содержание должностным лицам или иные мероприятия социального характера. В юридической литературе такие законы обычно называют "частными законами, которые регулируют положения отдельных лиц", или "именными".

Б) закон может быть принят в строгом соответствии с особым порядком, установленном в Конституции или самом законе;

В) закон обладает наибольшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам;

Г) закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа;

Д) закон - это акт, содержащий главным образом общие нормы, т.е. нормы, обладающие большей степенью обобщенности и абстрактности, чем нормы других актов;

Е) закон служит основанием для разрешения конкретных дел в судебном порядке.

Для российской правовой системы на современном этапе характерно возрастание роли закона как способа правового воздействия. Тенденция к возрастанию роли закона должна доминировать и впредь, поскольку по своей социальной природе и регулятивным свойствам закон в наибольшей степени способен обеспечить устойчивость регулирования общественных отношений, юридическую целостность законодательства, повысить эффективность реализации самих правовых норм.

Будучи едиными по положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, законы в то же время сами делятся на определенные виды. Так, в самой Конституции Российской Федерации обозначены несколько их видов:

)        федеральные конституционные законы (такой термин впервые введен Конституцией России 1993 г.);

Федеральные конституционные законы регулируют наиболее важные общественные отношения и касаются соответственно ключевых конституционных институтов народовластия, федерализма, государственного устройства. Например, Федеральные конституционные законы о Правительстве Российской Федерации, о Верховном Суде РФ, о Государственном гербе и т.д.

Для федеральных конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия. На принятый федеральный конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

В случае возникновения коллизий между обычным и конституционным законами приоритет отдается последнему (ч.3 ст.76 Конституции РФ).

) федеральные законы, не имеющие значения конституционных (в доктрине права они называются обычными законами);

Для принятия обычного федерального закона (в отличие от конституционного) не требуется квалифицированного большинства в парламенте. На них может быть наложено вето Президента РФ.

Обыкновенные законы делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся в первую очередь Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы.

Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права и сфер общественной жизни. Основы законодательства могут быть изданы только по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Основы - это базовые акты, открывающие дорогу более конкретным законам и другим нормативным правовым актам как Российской Федерации, так и ее субъектов. В Российской Федерации приняты, например, Основы законодательства о физической культуре и спорте, об охране здоровья граждан, о нотариате.

Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов все или основная масса норм, достаточно детально регулирующих определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях). Но есть кодексы и межотраслевого характера (например, Лесной, Воздушный, Таможенный, Градостроительный).

Кроме основ и кодексов кодифицированными могут быть и другие сводные федеральные законы, объединяющие хотя и более узкую группу правовых норм, нежели основы и кодексы, но имеющих основополагающее значение для определенной сферы общественных отношений. Примером могут служить Федеральный закон "Об охране окружающей природной среды", заложивший основы охраны природных ресурсов и благоприятной среды обитания человека, а также Федеральные законы "О недрах", "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Некоторые сводные федеральные законы, выступая, по существу, своеобразной формой кодексов, имеют другое наименование (например, Устав железных дорог).

) законы о поправках к Конституции Российской Федерации;

Закон такого рода не относится к разновидности федеральных конституционных законов, поскольку он принимается в особом порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона. Особым условием для вступления закона о поправке в силу является его обязательное одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации.

) законы о ратификации и денонсации международных договоров.

Еще одной разновидностью федеральных законов являются законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации. Какие из международных договоров подлежат обязательной ратификации и специальный порядок принятия федеральных законов о ратификации и денонсации предусмотрен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации".

Среди нормативных актов в Российской Федерации особое место занимают указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу, определенному Конституцией РФ, Президент Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и указы. В соответствии с Конституцией РФ (ст.90) указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Нормативные акты Правительства Российской Федерации. В соответствии со ст.115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Распоряжения Правительства обычно содержат конкретные предписания, т.е. являются актами индивидуального характера.

Постановления Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, могут быть отменены Президентом РФ.

Нормативные акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Кроме актов федеральных органов исполнительной власти источником права могут являться нормативные акты государственных органов исполнительной власти, принимаемые на уровне субъектов Федерации. Их многочисленность и разнообразие обусловлены разновидностями систем организации самой исполнительной власти в субъектах Федерации. К нормативным актам этой группы относятся: указы президентов республик (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления региональных правительств, губернаторов краев и областей, других глав администраций, а также ведомственные нормативные акты региональных органов исполнительной власти.

Источниками права могут быть нормативные акты органов местного самоуправления.

4. Практическая часть: Анализ Постановления Администрации города Пскова от 06.02.2015 № 190 на соответствие критериям нормативно-правового акта


Документ, выбранный для анализа представлен в Приложении 1. В нем Администрация города Пскова отразила в Постановлении решение о временном прекращении движения автотранспорта при производстве работ.

Постановление отвечает требованиям, предъявляемым к содержанию нормативно-правовых актов. Во-первых, в нем содержатся нормы права (диспозиция, гипотеза и санкции), это выражено в отсылке к иным нормативно правовым актам: "В целях обеспечения безопасности дорожного движения, для соблюдения технологического процесса и обеспечения техники безопасности при производстве работ по прокладке водопроводных сетей, в соответствии со статьей 14 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьей 30 Федерального Закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании Постановления Администрации Псковской области от 30.01.2012 №36 "О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения", руководствуясь статьями 32 и 34 Устава муниципального образования "Город Псков", Администрация города Пскова". Во-вторых, указаны общественные отношения, которые призваны регулировать постановление: движение автотранспорта. В-третьих, решение принято уполномоченным органом и не выходит за рамки своей компетенции, и не противоречит законодательству, т.к. имеется отсылка к федеральным законам.

В части содержания Постановление, на мой взгляд, отвечает всем требованиям, определяющим нормативно-правовой акт.

Проведя анализ Постановления на соответствие требованиям к внешнему оформлению акта, я пришла к выводу, что нарушения или несоответствия отсутствуют. Документ имеет наименование - Постановление. Указан орган, которым принят документ - Администрация города Пскова. Также указана дата и место принятия, определен период прекращения движения автотранспорта: "Ввести временное прекращение движения автотранспорта по улице Байкова на пересечении с улицей Рокоссовского с 6-00 7 февраля 2015 года до 24-00 7 марта 2015 года.", есть указание на должностное лицо подписавшее документ и ответственное за исполнение Постановления.

Произведенный анализ дает представление о формировании нормативно-правового акта, о его обязательных составляющих. На основании анализа можно судить о законности документа.

Также можно сделать вывод, что данное Постановление, будучи нормативно-правовым актом, является и источником права.

Заключение


Источники права - это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле "источник" - это как бы корень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Многообразие источников права говорит, о неоднородности правовых систем и права в целом.

В работе определено понятие форм (источников) права, представлено соотношение форм права и источников права, как тождественных понятий, хотя указан аспект при котором, эти понятия рассматриваются отдельно друг от друга. Рассмотрена характеристика основных источников права, как основополагающих факторов в правовых системах в целом и российской правовой системе.

Для наглядности представлен анализ нормативно-правового акта, из которого видно, какими чертами должен обладать нормативно-правовой акт, чтобы он считался законным и явился источником права.

Список использованной литературы


1.      Разумович Н.Я. Источники и формы права // Советское государство и право. 1988 №3; Морозова Л.А. Указ соч

2.      Интернет ресурс Источники (формы) права, лекция № 5. - URL #"891323.files/image001.gif">

О временном прекращении движения автотранспорта при производстве работ

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, для соблюдения технологического процесса и обеспечения техники безопасности при производстве работ по прокладке водопроводных сетей, в соответствии со статьей 14 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьей 30 Федерального Закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании Постановления Администрации Псковской области от 30.01.2012 №36 "О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения", руководствуясь статьями 32 и 34 Устава муниципального образования "Город Псков", Администрация города Пскова

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Ввести временное прекращение движения автотранспорта по улице Байкова на пересечении с улицей Рокоссовского с 6-00 7 февраля 2015 года до 24-00 7 марта 2015 года.

Определить в качестве объезда улицу Западную.

. ООО "Стройсистема" (Палкин А. П.) обеспечить введение прекращения движения автотранспорта в соответствии с настоящим Постановлением посредством установки соответствующих дорожных знаков, иными техническими средствами организации дорожного движения, а также распорядительно - регулировочными действиями.

. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Псковские Новости" и разместить на официальном сайте муниципального образования "Город Псков" в сети Интернет.

. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы Администрации города Пскова Исекееву С. П.

Глава Администрации

города Пскова И.В. Калашников


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!