Понятие и виды источников коммерческого права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,79 kb
  • Опубликовано:
    2010-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и виды источников коммерческого права

Факультет юридический









Контрольная работа

По дисциплине: Коммерческое право.

Тема: Понятие и виды источников коммерческого права.












г. Калининград

2010 г.

Содержание

Введение. 3

Виды источников коммерческого права. 5

Заключение. 13

Библиографический список использованной литературы.. 15

Введение

Термин «источник права» юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Понятие источников коммерческого права логически связано с понятием источника права вообще. Под источником права в юридической науке принято понимать объективированный в документальном виде акт правотворчества, являющийся юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования.

Как мы знаем, любая отрасль права имеет определенный предмет правового регулирования. В этой связи относительно предмета группируется соответствующая совокупность норм права, которые призваны регулировать отношения, составляющие предмет той или иной отрасли права.

Так как предмет коммерческого права, составляют отношения, складывающиеся в сфере коммерции (торговли), следовательно, источниками коммерческого права будет является совокупность актов правотворчества, содержащих нормы, регулирующие отношения в области коммерческой деятельности.

Источниками права традиционно считают правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт), религиозную норму.

Для России характерны следующие виды источников коммерческого права:

1) нормативно-правовой акт;

2) обычай делового оборота;

Судебный прецедент в качестве источника права в России не признается, т.к. мы принадлежим к романно-германской системе права. Вместе с тем, постановления пленумов и президиумов высших судебных инстанций России по делам, связанная с применением норм коммерческого права, имеют важное значение для выработки единообразного понимания и применения коммерческого законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Религиозные нормы в России также не являются источником права, т.к. наше государство является светским (государство отделено от церкви).

Теперь рассмотрим вышеназванные виды источников коммерческого права более подробно.

Виды источников коммерческого права

Если говорить о классификации источников коммерческого права, то их можно классифицировать по следующим основаниям:

- по юридической силе источники коммерческого права делятся на законы и подзаконные акты. Законы — нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствами и ведомствами.

- по предмету правового регулирования источники коммерческого права можно подразделить на общие, специальные (собственно коммерческие) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением коммерческой деятельности. К общим источникам коммерческого права относятся те нормативные правовые акты, предмет правового регулирования которых охватывает как вопросы коммерческой деятельности, так и иные общественные отношения. Специальные акты целиком посвящены регулированию отдельных вопросов организации и осуществления коммерческой деятельности.

- по степени систематизации среди источников коммерческого права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты и некодифицированные.

- в зависимости от уровня органа, принявшего нормативный правовой акт, в системе органов государственной власти источники коммерческого права делятся на:

- нормативные правовые акты, принятые федеральными органами исполнительной власти. Акты данной группы действуют на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено самим актом;

- нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты принимаются в соответствии с актами федерального законодательства и действуют только на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в систему источников коммерческого права входят:

Конституция Российской Федерации;

международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права;

федеральные законы;

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

обычаи делового оборота.

Конституция Российской Федерации как основной нормативный правовой акт в правовой системе нашей страны закрепляет основные принципы, на которых базируется законодательство государства, в том числе регулирующее экономическую деятельность.

Статья 34 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, в том числе и торговой.

Статья 46 дает право каждому на обращение в суд для восстановления нарушенного права и т.д.

Если говорить о нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, то в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Соответственно, общепризнанные принципы и нормы международного права применяются к коммерческим отношениям непосредственно, а международные договоры Российской Федерации - в результате их трансформации, т.е. преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора Российской Федерации или издания иного внутригосударственного акта.

Более того, если общепризнанными принципами и нормами международного права или международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены коммерческим законодательством нашей страны, то применяются принципы и нормы международного права и правила международного договора РФ.

Нормы международного права в сфере предпринимательства имеют весьма существенное значение. Их удельный вес постоянно возрастает, что объясняется неуклонным стремлением России войти в мировую экономику, стать равноправным членом мирового сообщества. В настоящее время Россия является участником многих международных договоров. С учетом их, а также других международных договоров, к которым Россия намерена присоединиться, разрабатывается и применяется современное российское законодательство.

В качестве важных международных соглашениях, закрепленных Российской Федерацией, можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., которые имеют общий характер и закрепляют право на предпринимательскую деятельность. Среди международных актов, являющихся источниками коммерческого права России, следует назвать, например, Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), Евразийскую патентную конвенцию (Москва, 9 сентября 1994 г.).

Если говорить о федеральных законах как одного из вида источников коммерческого права, то в первую очередь нужно сказать, что они развивают и конкретизируют конституционные нормы, относящиеся к регламентации коммерческой (предпринимательской) деятельности в Российской Федерации, и являются основными источниками правового регулирования как общественных отношений по осуществлению предпринимательской деятельности ее субъектами, так и отношений по государственному воздействию на предпринимательскую деятельность. Сами федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и другие федеральные законы. При этом федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, чем иные федеральные законы. Кроме того, федеральные законы могут быть кодификационными и обычными (некодификационными). Кодекс - это закон интегративного характера, который содержит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общественной жизни.

Среди федеральных законов, своеобразным стержнем частного права является Гражданский кодекс РФ, который объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие коммерческую деятельность. Гражданский кодекс занимает центральное место среди источников коммерческого права как наиболее стабильный акт, гарантирующий предпринимателю наиболее стабильные условия деятельности, вокруг которого группируются специальные законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это в частности выражается также в том, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать... Кодексу» (п. 2 ст. 3 ГК). К числу важнейших специальных законов, регламентирующих коммерческую деятельность, можно отнести законы о торговли, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о защите прав потребителей и многие другие.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы принимают также субъекты РФ. Например, Закон Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года № 684-96 «О налоге на имущество организаций».Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон.

Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования коммерческой деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»), которые как средство регулирования коммерческих отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников коммерческого права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов. Например, постановление Правительства от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» дает дальнейшее развитие закона о защите прав потребителей.

Если говорить о сфере действия указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, то нужно сразу отметить, что их юридическая сила различны (п. 3-6 ст. 3 ГК). Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), но не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ). Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ закону применяется соответствующий закон. В случае противоречил постановления Правительства РФ указу Президента РФ применяется указ.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ», если иной срок не определен соответствующим указом. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в тех же печатных органах.

Нормы коммерческого права могут содержаться в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственных нормативных актах). Например, приказ Федеральной антимонопольной службы от 02 февраля 2005 года № 12 «Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушения антимонопольного законодательства». Однако следует иметь в виду, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты, содержащие нормы коммерческого права, лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК), т. е. сфера нормотворческой деятельности названных органов власти существенно ограничена.

Ведомственные нормативные акты подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными названным выше Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. В соответствии с ним ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Официальное опубликование осуществляется в течение 10 дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений.

Важное значение в регулировании коммерческих отношений имеют обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК). Признаки обычая делового оборота сводятся к следующему:

а) это правило поведения, не предусмотренное законодательством. Оно применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору;

б) это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Так, в международных контрактах нередки ссылки на «Инкотермс», делающие эти правила частью договора, что служит в данном случае основанием для того, чтобы руководствоваться ими. А из ст. 431 ГК следует, что при толковании договора принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота;

в) это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Обычай делового оборота – это разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Заключение

Итак, под источниками коммерческого права следует понимать всю совокупность актов правотворчества, содержащих нормы, регулирующие отношения в области коммерческой деятельности.

Если говорить о видах источниках коммерческого права, то их можно классифицировать по следующим основаниям:

- по юридической силе - законы и подзаконные акты;

- по предмету правового регулирования источники коммерческого права можно подразделить на общие, специальные (собственно коммерческие) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением коммерческой деятельности;

- по степени систематизации среди источников коммерческого права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты (Гражданский кодекс) и некодифицированные;

- в зависимости от уровня органа, принявшего нормативный правовой акт, в системе органов государственной власти источники коммерческого права делятся на:

- нормативные правовые акты, принятые федеральными органами исполнительной власти. Акты данной группы действуют на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено самим актом;

- нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты принимаются в соответствии с актами федерального законодательства и действуют только на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в систему источников коммерческого права входят:

международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права;

нормативно-правовые акты:

- Конституция РФ;

- федеральные законы;

- нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

- нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

- нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

обычаи делового оборота.

Следует также отметить, что хотя судебная практика и не является источником коммерческого права, но постановления пленумов и президиумов высших судебных инстанций России по делам, связанная с применением норм коммерческого права, имеют важное значение для выработки единообразного понимания и применения коммерческого законодательства, а также подготовки предложений о его совершенствовании.

Библиографический список использованной литературы

1. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации./ Под ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Изд. Юрист, 2007.

3. Беляева О.А. Коммерческое право России: курс лекций (3-е изд., перераб. и доп.). –М.: «ЗАО Юстицинформ», 2009 г.

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М.: Зерцало, 2008.

5. Международное коммерческое право. Учебное пособие. Под ред. Попондопуло В.Ф. М.: Омега-Л, 2006.

Похожие работы на - Понятие и виды источников коммерческого права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!