Понятие и виды источников коммерческого права
Факультет
юридический
Контрольная работа
По дисциплине: Коммерческое
право.
Тема: Понятие и
виды источников коммерческого права.
г. Калининград
2010 г.
Содержание
Введение. 3
Виды
источников коммерческого права. 5
Заключение. 13
Библиографический
список использованной литературы.. 15
Введение
Термин «источник права» юриспруденции известен давно. Еще
римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного
и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из
которого выросло могучее дерево римского права.
Понятие источников коммерческого права логически связано
с понятием источника права вообще. Под источником права в юридической науке
принято понимать объективированный в документальном виде акт правотворчества,
являющийся юридическим источником соответствующих юридических норм и
одновременно формой их юридически официального бытия, существования.
Как мы знаем, любая отрасль права имеет определенный
предмет правового регулирования. В этой связи относительно предмета группируется
соответствующая совокупность норм права, которые призваны регулировать
отношения, составляющие предмет той или иной отрасли права.
Так как предмет коммерческого права, составляют
отношения, складывающиеся в сфере коммерции (торговли), следовательно,
источниками коммерческого права будет является совокупность актов
правотворчества, содержащих нормы, регулирующие отношения в области коммерческой
деятельности.
Источниками права традиционно считают правовой обычай,
юридический прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт),
религиозную норму.
Для России характерны следующие виды источников
коммерческого права:
1) нормативно-правовой акт;
2) обычай делового оборота;
Судебный прецедент в качестве источника права в России не
признается, т.к. мы принадлежим к романно-германской системе права. Вместе с
тем, постановления пленумов и президиумов высших судебных инстанций России по
делам, связанная с применением норм коммерческого права, имеют важное значение
для выработки единообразного понимания и применения коммерческого
законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.
Религиозные нормы в России также не являются источником
права, т.к. наше государство является светским (государство отделено от
церкви).
Теперь рассмотрим вышеназванные виды источников
коммерческого права более подробно.
Виды источников коммерческого
права
Если говорить о классификации источников коммерческого
права, то их можно классифицировать по следующим основаниям:
- по юридической силе источники коммерческого права
делятся на законы и подзаконные акты. Законы — нормативные правовые акты,
принимаемые представительными органами государственной власти. Все иные нормативные
правовые акты являются подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом
Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствами и
ведомствами.
- по предмету правового регулирования источники коммерческого
права можно подразделить на общие, специальные (собственно коммерческие) и акты
иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением
коммерческой деятельности. К общим источникам коммерческого права относятся те
нормативные правовые акты, предмет правового регулирования которых охватывает как
вопросы коммерческой деятельности, так и иные общественные отношения.
Специальные акты целиком посвящены регулированию отдельных вопросов организации
и осуществления коммерческой деятельности.
- по степени систематизации среди источников коммерческого
права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты и некодифицированные.
- в зависимости от уровня органа, принявшего нормативный
правовой акт, в системе органов государственной власти источники коммерческого
права делятся на:
- нормативные правовые акты, принятые федеральными
органами исполнительной власти. Акты данной группы действуют на всей территории
Российской Федерации, если иное не предусмотрено самим актом;
- нормативные правовые акты, принятые органами
государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты принимаются в
соответствии с актами федерального законодательства и действуют только на территории
конкретного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в систему источников коммерческого права входят:
Конституция Российской Федерации;
международные договоры Российской Федерации,
общепризнанные принципы и нормы международного права;
федеральные законы;
нормативные правовые акты Президента Российской
Федерации;
нормативные правовые акты Правительства Российской
Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти;
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
обычаи делового оборота.
Конституция Российской Федерации как основной нормативный
правовой акт в правовой системе нашей страны закрепляет основные принципы, на которых
базируется законодательство государства, в том числе регулирующее экономическую
деятельность.
Статья 34 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет
право на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности,
в том числе и торговой.
Статья 46 дает право каждому на обращение в суд для
восстановления нарушенного права и т.д.
Если говорить о нормах международного права и
международных договорах Российской Федерации, то в соответствии с п. 4 ст. 15
Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой
системы. Соответственно, общепризнанные принципы и нормы международного права
применяются к коммерческим отношениям непосредственно, а международные договоры
Российской Федерации - в результате их трансформации, т.е. преобразования в
нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем
ратификации, издания актов о применении международного договора Российской
Федерации или издания иного внутригосударственного акта.
Более того, если общепризнанными принципами и нормами
международного права или международным договором РФ установлены иные правила,
чем те, которые предусмотрены коммерческим законодательством нашей страны, то применяются
принципы и нормы международного права и правила международного договора РФ.
Нормы международного права в сфере предпринимательства
имеют весьма существенное значение. Их удельный вес постоянно возрастает, что
объясняется неуклонным стремлением России войти в мировую экономику, стать
равноправным членом мирового сообщества. В настоящее время Россия является
участником многих международных договоров. С учетом их, а также других
международных договоров, к которым Россия намерена присоединиться,
разрабатывается и применяется современное российское законодательство.
В качестве важных международных соглашениях, закрепленных
Российской Федерацией, можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., которые имеют общий характер и закрепляют право на предпринимательскую деятельность. Среди
международных актов, являющихся источниками коммерческого права России, следует
назвать, например, Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи
товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), Евразийскую патентную конвенцию (Москва, 9
сентября 1994 г.).
Если говорить о федеральных законах как одного из вида
источников коммерческого права, то в первую очередь нужно сказать, что они развивают
и конкретизируют конституционные нормы, относящиеся к регламентации коммерческой
(предпринимательской) деятельности в Российской Федерации, и являются основными
источниками правового регулирования как общественных отношений по осуществлению
предпринимательской деятельности ее субъектами, так и отношений по
государственному воздействию на предпринимательскую деятельность. Сами федеральные
законы подразделяются на федеральные конституционные законы и другие
федеральные законы. При этом федеральные конституционные законы обладают
большей юридической силой, чем иные федеральные законы. Кроме того, федеральные
законы могут быть кодификационными и обычными (некодификационными). Кодекс -
это закон интегративного характера, который содержит внутренне согласованный
комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и
единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области
общественной жизни.
Среди федеральных законов, своеобразным стержнем частного
права является Гражданский кодекс РФ, который объединяет общие нормы частного
права и специальные нормы, регулирующие коммерческую деятельность. Гражданский
кодекс занимает центральное место среди источников коммерческого права как
наиболее стабильный акт, гарантирующий предпринимателю наиболее стабильные
условия деятельности, вокруг которого группируются специальные законы и
подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это в
частности выражается также в том, что «нормы гражданского права, содержащиеся в
других законах, должны соответствовать... Кодексу» (п. 2 ст. 3 ГК). К числу
важнейших специальных законов, регламентирующих коммерческую деятельность,
можно отнести законы о торговли, о конкуренции и ограничении монополистической
деятельности, о защите прав потребителей и многие другие.
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы принимают
также субъекты РФ. Например, Закон Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года №
684-96 «О налоге на имущество организаций».Законы субъектов РФ не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской
Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае
противоречия между названными законами действует федеральный закон.
Подзаконные акты также играют большую роль в деле
регулирования коммерческой деятельности. Среди них мы должны в первую очередь
назвать указы Президента РФ (например Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»), которые как
средство регулирования коммерческих отношений призваны восполнить пробелы в
решении законом тех или иных вопросов.
Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с
его компетенцией, также относятся к числу источников коммерческого права. Акты
Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в
развитие и во исполнение законов и указов. Например, постановление
Правительства от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении правил продажи
отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не
распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на
период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных
товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный
товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» дает
дальнейшее развитие закона о защите прав потребителей.
Если говорить о сфере действия указов Президента РФ и
постановлений Правительства РФ, то нужно сразу отметить, что их юридическая
сила различны (п. 3-6 ст. 3 ГК). Указы Президента РФ могут быть приняты по
любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90
Конституции РФ), но не должны противоречить Конституции РФ и федеральным
законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой
деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов
Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о
конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают
силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ). Постановления
Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов и
указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или
постановления Правительства РФ закону применяется соответствующий закон. В
случае противоречил постановления Правительства РФ указу Президента РФ
применяется указ.
Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ
подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами,
предусмотренными Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти». Указы Президента РФ, имеющие нормативный
характер, вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно
по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в
«Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ», если иной срок не
определен соответствующим указом. Постановления Правительства РФ, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой
статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают
в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их
первого официального опубликования в тех же печатных органах.
Нормы коммерческого права могут содержаться в нормативных
актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти
(ведомственных нормативных актах). Например, приказ Федеральной антимонопольной
службы от 02 февраля 2005 года № 12 «Об утверждении правил рассмотрения дел о
нарушения антимонопольного законодательства». Однако следует иметь в виду, что
министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать
нормативные акты, содержащие нормы коммерческого права, лишь в случаях и в
пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК), т.
е. сфера нормотворческой деятельности названных органов власти существенно
ограничена.
Ведомственные нормативные акты подлежат опубликованию и
вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными названным выше
Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. В соответствии с ним ведомственные
нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или носящие
межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве
юстиции РФ, подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести»,
кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие
государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Официальное
опубликование осуществляется в течение 10 дней после их государственной
регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также
зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за
собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным
основанием для регулирования соответствующих отношений.
Важное значение в регулировании коммерческих отношений
имеют обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся
и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило
поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того,
зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК). Признаки обычая
делового оборота сводятся к следующему:
а) это правило поведения, не предусмотренное
законодательством. Оно применяется, если не противоречит обязательным для
участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору;
б) это правило поведения, сложившееся и широко
применяемое на практике, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо
документе. Так, в международных контрактах нередки ссылки на «Инкотермс»,
делающие эти правила частью договора, что служит в данном случае основанием для
того, чтобы руководствоваться ими. А из ст. 431 ГК следует, что при толковании
договора принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая
обычаи делового оборота;
в) это правило поведения, применяемое исключительно в
сфере предпринимательской деятельности. Обычай делового оборота – это
разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК установлено, что обязательства
должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства
и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и
требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми
требованиями.
Заключение
Итак, под источниками коммерческого права следует
понимать всю совокупность актов правотворчества, содержащих нормы, регулирующие
отношения в области коммерческой деятельности.
Если говорить о видах источниках коммерческого права, то
их можно классифицировать по следующим основаниям:
- по юридической силе - законы и подзаконные акты;
- по предмету правового регулирования источники
коммерческого права можно подразделить на общие, специальные (собственно
коммерческие) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы,
связанные с осуществлением коммерческой деятельности;
- по степени систематизации среди источников
коммерческого права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты
(Гражданский кодекс) и некодифицированные;
- в зависимости от уровня органа, принявшего нормативный
правовой акт, в системе органов государственной власти источники коммерческого
права делятся на:
- нормативные правовые акты, принятые федеральными
органами исполнительной власти. Акты данной группы действуют на всей территории
Российской Федерации, если иное не предусмотрено самим актом;
- нормативные правовые акты, принятые органами
государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты принимаются в
соответствии с актами федерального законодательства и действуют только на
территории конкретного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в систему источников коммерческого права
входят:
международные договоры Российской Федерации,
общепризнанные принципы и нормы международного права;
нормативно-правовые акты:
- Конституция РФ;
- федеральные законы;
- нормативные правовые акты Президента Российской
Федерации;
- нормативные правовые акты Правительства Российской
Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти;
- нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации;
обычаи делового оборота.
Следует также отметить, что хотя судебная практика и не
является источником коммерческого права, но постановления пленумов и
президиумов высших судебных инстанций России по делам, связанная с применением
норм коммерческого права, имеют важное значение для выработки единообразного
понимания и применения коммерческого законодательства, а также подготовки
предложений о его совершенствовании.
Библиографический список использованной
литературы
1. Постатейный комментарий к Конституции Российской
Федерации./ Под ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Изд. Юрист, 2007.
3. Беляева О.А. Коммерческое право России: курс лекций
(3-е изд., перераб. и доп.). –М.: «ЗАО Юстицинформ», 2009 г.
Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М.:
Зерцало, 2008.
5. Международное коммерческое право. Учебное пособие. Под
ред. Попондопуло В.Ф. М.: Омега-Л, 2006.