Участники гражданского процесса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,76 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Участники гражданского процесса

Введение

К лицам, участвующим в деле, перечисленным в ст. 34 ГПК РФ, относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, которые вправе обратиться в суд с иском в защиту прав других лиц, причем не только в рамках искового производства, но и по другим категориям дел, в частности по делам особого производства, например по делам о признании гражданина недееспособным, об ограничении в дееспособности (гл. 31 ГПК РФ).

Указанные лица принимают участие в гражданском процессе посредством возбуждения гражданского дела в интересах других лиц и участия в нем, а также посредством дачи заключения по делу в соответствии со ст. 47 ГПК РФ.

Государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в гражданском процессе не только посредством возбуждения дел, но и в форме дачи заключения. Законодательством предусматривается немало примеров того, когда необходимо заключение государственных органов или органов местного самоуправления.

Цель работы - анализ участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ, организаций и граждан, защищающих права и интересы других лиц.бъeктoм paбoты выcтупaют oбщecтвeнныe oтнoшeния, cклaдывaющиecя в cфepe гpaждaнcкoгo процессуального права.

Пpeдмeтoм paбoты являютcя, в paмкax зaявлeннoй тeмы, нopмaтивнo-пpaвoвыx иcтoчникoв, пpинятыx нa фeдepaльнoм уpoвнe, и cудeбнoй пpaктики, выявлeниe и aнaлиз дoктpинaльныx пoдxoдoв к oпpeдeлeнию участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ, организаций и граждан, защищающих права и интересы других лиц.

Задачи работы:

изучение оснований и целей участия в гражданском процессе органов государственной власти и местного самоуправления, граждан и организаций, защищающих права и интересы других лиц;

рассмотрение участия органов государственной власти (государственных органов) в гражданском судопроизводстве в контексте конституционного принципа разделения властей.

1. Понятие, состав участников гражданского процесса

.1 Лица, участвующие в деле, как субъект гражданско-правовых отношений

Гражданский процесс- урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства, связанная с рассмотрением и разрешением по существу спорных и бесспорных гражданских дел, а также деятельность органов принудительного исполнения судебных актов, принятых в результате такого рассмотрения и разрешения.

У всех субъектов гражданско-правовых отношений разные интересы. Выделим основную группу, которой законодатель присвоил наименование лиц, участвующих в деле. Все участвуют в деле: и истец с ответчиком, и свидетели, и адвокат, и переводчик. Но понятие лица, участвующего в деле, следует определить применительно к тому специальному юридическому смыслу, который предусмотрен законом.

Закон (ст.29 ГПК РФ) относит к лицам, участвующим в деле, следующих субъектов:

стороны (истец и ответчик);

третьи лица;

прокурор;

органы государственного управления, профсоюзы, государственные предприятия, учреждения, граждане, участвующие в процессе по основаниям, указанным в ст. 4 и 42 ГПК РФ;

заявители и заинтересованные граждане, органы государственного управления, учреждения и т.д. по делам, перечисленным в ст. 231 и 245 ГПК РФ.

Признаки лиц, участвующих в деле:

. Наличие юридической заинтересованности. Стороны и третьи лица имеют в деле материально-правовой юридический интерес: в результате разрешения дела одна из сторон может приобрести какое-либо материальное благо, другая его лишиться. Для истца, ответчика, третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора это всегда прямой интерес, т.к. судебные решения непосредственно влияют на права и обязанности указанных лиц. Для третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, интерес носит косвенный характер, т.к. решение прямо на права и обязанности такого третьего лица не влияет, он заинтересован в том, чтобы решение по основному иску не оказало бы отрицательного влияния на судьбу регрессного иска.

. Лица, участвующие в деле, своими действиями оказывают влияние на возникновение и ход процесса; они вправе возбуждать дело, а в некоторых случаях требовать его прекращения; они вправе обжаловать решение, могут обращаться с просьбой к должностным лицам о принесении протеста в порядке надзора и т.д.

Лица, участвующие в деле наделены значительным комплексом процессуальных прав, которые свидетельствуют об особом положении этих лиц по сравнению с другими субъектами процесса. Закон (ст. 30 ГПК РФ) достаточно полно определяет состав тех прав, которыми пользуются лица, участвующие в деле:

право знакомиться со всеми материалами, которые имеются в деле;

право делать выписки из материалов, снимать копии. Это касается как собственных документов, так и материалов, представленных другими лицами, прокурором и др.;

право заявлять отводы составу суда, прокурору, секретарю судебного заседания;

право представлять доказательства и участвовать в их исследовании;

право задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам;

право давать объяснения об известных им обстоятельствах, имеющим значение для дела;

право заявлять ходатайства: об истребовании доказательств, о назначении экспертизы, об обеспечении иска, о приостановлении производства по делу и т. д.;

право давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;

право возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, а также любых субъектов, которые высказали в ходе процесса какие-либо суждения;

право обжаловать или опротестовать (прокурор) решения или определения в надлежащем порядке и в установленные законом сроки.

Лица, участвующие в деле, имеют также и иные процессуальные права, предусмотренные в законе.

В ст. 30 ГПК РФ указывается, что лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами и исполнять предусмотренные законом обязанности. Злоупотребление правом или неисполнение установленной в законе обязанности может повлечь применение санкций либо неблагоприятно отразиться на содержании судебного решения.

Безответственное отношение к своим правам и неисполнение обязанности может поставить лицо, участвовавшее в деле, в положение субъекта, к которому применяется санкция. За невыполнение обязанности по представлению в суд письменных доказательств (при отсутствии уважительных причин) виновные должностные лица и граждане, участвующие или не участвующие в деле, подвергаются штрафу до 50 минимальных размеров оплаты труда, а в случае неисполнения повторного и последующих требований - штрафу в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 65 ГПК РФ). Такая же санкция установлена за непредставление вещественных доказательств (ст.70 ГПК РФ).

Гражданская процессуальная правоспособность - предусмотренная законом возможность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности.

Она тесно связана с гражданской правоспособностью (ст.17, 18 ГК РФ), но не тождественна ей. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются не только дела, возникающие из гражданских правоотношений, но и дела, возникающие из административных, трудовых, семейных и иных правоотношений. Для гражданского права сейчас аксиоматично, что субъектами права являются: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства; российские и иностранные юридические лица; Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Граждане обладают гражданской процессуальной правоспособностью с момента рождения, а прекращается их правоспособность в момент смерти. Что касается организаций, то их процессуальная правоспособность возникает с того момента, когда они стали субъектами материального права. Именно с этого момента они обладают правом на использование средств процессуальной защиты.

Гражданская процессуальная дееспособность - способность самостоятельно осуществлять защиту своих прав в суде: лично возбудить гражданское дело, лично распоряжаться своими материальными процессуальными правами, лично участвовать в судебном разбирательстве, поручать ведение своего дела судебному представителю и т. д. Полная гражданско-процессуальная дееспособность граждан возникает с 18 лет (ч. 1 ст. 32 ГПК РФ). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может лично осуществлять свои права и обязанности в суде, в случае объявления его полностью дееспособным (эмансипация - ч. 1 ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе и по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства - с согласия обоих родителей либо, при отсутствии такого согласия, по решению суда (ч. 2 ст. 27 ГК РФ).

Права несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а так же граждан, признанных ограниченно дееспособными, должны защищаться в суде их законным представителем. В случае возбуждения дела, в котором стороной является несовершеннолетний от 14 до 18 лет либо лицо, ограниченно дееспособное, суд обязан привлечь к участию в деле несовершеннолетнего или ограниченно дееспособного, которые вправе совершать в суде соответствующие процессуальные действия, однако, отказаться от иска, заключить мировое соглашение или признать иск эти лица могут только с согласия своих законных представителей.

Полностью недееспособные лица (не достигшие 15 лет, объявленные недееспособными в установленном порядке) не могут самостоятельно вести процесс, их права и интересы защищают их законные представители (родители, усыновители, опекуны) - ч.2 ст. 32 ГПК РФ

Из вышесказанного можно сделать вывод, что существует немало субъектов в гражданском процессе, которые обладают равными правами и играют немаловажную роль в суде.

1.2 Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане как представители в суде

Граждане могут вести свои дела в суде лично или через специально привлекаемых лиц, называемых представителями (ст. 43 ГПК). Вместе с тем личное участие гражданина в деле не лишает его права иметь в суде представителя.

Юридические лица сами непосредственно вести свои дела не могут. Их дела ведут так называемые органы юридических лиц, направляя в суд представителей, наделенных соответствующими полномочиями.

Таким образом, судебный представитель в гражданском процессе - лицо, совершающее процессуальные действия от имени и в интересах представляемого.

Под судебным представительством понимается деятельность одного лица в интересах другого лица, осуществляемая на основании данных ему полномочий в суде от имени представляемого.

Правом на ведение дела через представителя обладают стороны и третьи лица, государственные органы и другие лица, участвующие в процессе по основаниям, указанным в ст. 4 и 42 ГПК, заявители и заинтересованные граждане по делам особого производства и по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Цель судебного представительства состоит в том, чтобы оказать представляемому определенную правовую помощь в защите его субъективных гражданских прав, а также в том, чтобы содействовать суду в сборе и исследовании доказательств по существу возникшего спора и в постановлении законного и обоснованного судебного решения.

Судебное представительство допускается на любой стадии процесса. Представитель всегда действует от имени представляемого. Однако его действия ограничены полномочиями того лица, интересы которого он представляет, и юридические результаты этих действий возникают не для представителя, а для представляемого.

Представителями в суде могут быть только совершеннолетние граждане, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Статья 44 ГПК содержит перечень лиц, которые могут быть допущены в качестве представителей по делу (например, адвокаты, уполномоченные профессиональных союзов и организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы других лиц и т.д.).

Наряду с указанием лиц, которые могут быть представителями по делу, закон перечисляет и лиц, которым запрещено представлять в суде чужие интересы. Согласно ст. 47 ГПК не могут быть представителями в суде недееспособные; не достигшие совершеннолетия и состоящие под опекой и попечительством; адвокаты, принявшие поручение об оказании юридической помощи с нарушением правил, установленных законодательством об адвокатуре. Лица, исключенные из коллегии адвокатов, не могут быть допущены судом к представительству в случае, предусмотренном п. 7 ст. 44 ГПК. Наконец, представителями в суде не могут быть судьи, следователи и прокуроры, за исключением случаев законного представительства или выступления в интересах тех организаций, где они занимают соответствующие должности.

В зависимости от того, на основе каких отношений возникают основания представительства, оно бывает:

. Законное или обязательное представительство. Согласно ст. 48 ГПК права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители, опекуны или попечители. Добровольное или договорное представительство возникает на основании договора-поручения или договора о совместной деятельности. Сторона или третье лицо вправе привлечь в качестве представителя адвоката; одного из соучастников дела, выступающего по поручению остальных; лицо, допущенное судом, разбирающим дело, к представительству.

. Представительство общественных организаций, которые выступают в защиту своих членов. Так, уполномоченные профессиональных союзов выступают в качестве представителей по делам рабочих, служащих, а также других лиц, защита прав и интересов которых ими осуществляется. Уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением, (например, различные творческие организации и объединения) предоставлена возможность защищать права и интересы своих членов в судах.

Законные представители подтверждают свои полномочия соответствующими документами: родители - паспортом и свидетельством о рождении ребенка, усыновители - свидетельством об усыновлении, опекуны и попечители - документами, выданными им органами местного самоуправления. Руководители юридических лиц подтверждают свои полномочия документом, удостоверяющим их служебное положение иди полномочия. Они, естественно, без доверенности совершают за представляемого все процессуальные действия. Доверенности, выдаваемые гражданами, удостоверяются в нотариальном порядке, а также предприятиями, учреждениями или организациями, где работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства. Если гражданин, желающий выдать кому-либо доверенность, находится на излечении в стационарном лечебном заведении, то она удостоверяется администрацией этого учреждения, доверенность военнослужащего - командованием соответствующей воинской части, а лица, находящегося в заключении, - администрацией места лишения свободы.

Под судебным представительством понимается деятельность одного лица в интересах другого лица, осуществляемая на основании данных ему полномочий в суде от имени представляемого.

Правом на ведение дела через представителя обладают стороны и третьи лица, государственные органы и другие лица, заявители и заинтересованные граждане по делам особого производства и по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Вывод: Представительство бывает обязательное и законное, а также представительство общественных организаций, которые выступают в защиту своих членов. Судебный представитель в гражданском процессе - лицо, совершающее процессуальные действия от имени и в интересах представляемого.

Выводы:

. Гражданский процесс- урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства, связанная с рассмотрением и разрешением по существу спорных и бесспорных гражданских дел, а также деятельность органов принудительного исполнения судебных актов, принятых в результате такого рассмотрения и разрешения. Существует немало субъектов в гражданском процессе, которые обладают правами и играют немаловажную роль в суде.

. Граждане могут вести свои дела в суде лично или через специально привлекаемых лиц, называемых представителями. Представительство бывает обязательное и законное, а также представительство общественных организаций, которые выступают в защиту своих членов. Судебный представитель в гражданском процессе - лицо, совершающее процессуальные действия от имени и в интересах представляемого.Правом на ведение дела через представителя обладают стороны и третьи лица, государственные органы и другие лица, заявители и заинтересованные граждане по делам особого производства и по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

2. Основания и цели участия в гражданском процессе органов государственной власти и местного самоуправления, граждан и организаций, защищающих права и интересы других лиц

.1 Основания и цели участия

В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя (ст. 46 ГПК РФ). Согласно ст. 4 ГПК РФ гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав и свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Законодательное закрепление и правовая регламентация участия в гражданском процессе лиц, которые защищают не свои права, а охраняемые законом интересы и права других субъектов, служат важной гарантией законности осуществления правосудия.

Как известно, государственные органы могут занимать в процессе положение стороны или третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, в тех случаях, когда они сами являются непосредственными носителями прав и обязанностей, о защите которых просят суд, и когда они выступают в процессе от своего имени и в защиту собственных интересов. В приведенной ситуации они имеют материально-правовую и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, занимают правовое положение истца или ответчика в процессе.

Однако государственные органы, органы местного самоуправления, организации или отдельные граждане могут участвовать в гражданском процессе для защиты не только своих прав и охраняемых законом интересов, но также для защиты интересов и прав других лиц, являющихся субъектами спорного материального правоотношения.

В этом случае основанием их участия в процессе будет служить заинтересованность в законном и обоснованном разрешении спора, вытекающая из тех функций и обязанностей, которые возложены на них законом и актами, определяющими компетенцию данного государственного органа (организации).

В тех случаях, когда закон возлагает на органы государственного управления специальную обязанность, они участвуют в процессе в качестве процессуальных истцов.

Понятие процессуальных истцов в гражданском процессе связано с наличием целого ряда признаков, позволяющих выявить их характерные признаки:

) отсутствие материально-правового интереса;

) они освобождены от уплаты государственной пошлины и не несут судебных расходов по делу;

) к ним не может быть предъявлен встречный иск;

) наряду с процессуальным истцом к делу привлекается истец, чьи материальные права должен защитить суд.

Государственные органы относятся к той группе лиц, участвующих в деле, которые имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, участвуют в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов. Они участвуют в процессе в силу возложенной на них законом служебной обязанности. Основанием участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан является не только наличие специальных указаний в законе на возможность участия их в процессе в защиту прав и законных интересов других лиц, но и социальная направленность, особая значимость тех прав и охраняемых законом интересов, в защиту которых они выступают, например, охрана интересов материнства и детства, охрана окружающей природной среды, защита прав потребителей.

Вывод: органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Законодательное закрепление и правовая регламентация участия в гражданском процессе лиц, которые защищают не свои права, а охраняемые законом интересы и права других субъектов, служат важной гарантией законности осуществления правосудия.

2.2 Правовое регулирование

Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления: 1) обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц. Иск в защиту интересов недееспособного лица может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица;

) государственные органы и органы местного самоуправления могут вступить в процесс по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц, а также для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей.

Основная цель их участия в обеих формах состоит в защите прав и интересов граждан, организаций, выполнении обязанностей, порученных им государством по охране этих прав и интересов путем оказания содействия суду. Участвуя в гражданском процессе, государственные органы защищают не только права непосредственных их носителей, но и интересы государства и общества в целом, т.е. правопорядок.

Первая форма участия - возбуждение гражданского дела. Иск в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов недееспособного гражданина может быть предъявлен независимо от просьбы его законного представителя или иного заинтересованного лица (ч. 1 ст. 46 ГПК). Государственные органы и другие лица, которым закон предоставляет право защищать интересы иных лиц, возбуждают процесс по собственной инициативе в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-то прав и охраняемых законом интересов, и закон предоставляет им такое право. В действующем законодательстве нельзя перечислить все возможные случаи предъявления ими исков в защиту чужих интересов. Однако в ряде случаев закон содержит такое указание.

Нормы, предусматривающие участие государственных органов в гражданском процессе, имеются в нормах материального права, регулирующих большое число правоотношений, служащих предметом рассмотрения в суде и регулируются нормами Семейного, Жилищного, Земельного, Градостроительного кодексов РФ и др.

В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также общественные организации потребителей могут предъявлять иски в суде в защиту прав потребителей, а также в защиту неопределенного круга потребителей. Уточняя и развивая это положение, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29 сентября 1994 г. (в редакции Постановления Пленума от 25 апреля 1995 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Пленума от 25 октября 1996 г., от 17 января 1997 г., от 21 ноября 2000 г., от 10 октября 2001 г.) "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" указал, что право на предъявление исков к изготовителям (исполнителям, продавцам) предоставлено широкому кругу лиц, в том числе федеральному антимонопольному органу, федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям потребителей.

Так, требование о ликвидации общественного объединения в связи с прекращением им своей деятельности в качестве юридического лица по основаниям, предусмотренным в ст. ст. 29 и 52 Закона РФ "Об общественных объединениях", может предъявить областное управление Министерства юстиции Российской Федерации.

На основании Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. предприятия, учреждения, организации и граждане имеют право предъявлять иски в суд о прекращении экологически вредной деятельности, наносящей ущерб окружающей природной среде, а также причиняющей вред здоровью и имуществу граждан.

Указание на возможность предъявления иска в защиту не своих прав, а прав и интересов других лиц содержится в других нормах действующего законодательства. Так, согласно ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности", принятому Государственной Думой 8 декабря 1995 г., профсоюзы могут от своего имени предъявлять иски в защиту интересов членов профсоюза (ст. ст. 19, 23).

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", принятый Государственной Думой 28 августа 1995 г., предоставляет право органам местного самоуправления и их должностным лицам предъявлять иски в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд о признании недействительными актов органов государственной власти и их должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления (ст. 46).

Процессуальные истцы должны обосновывать и поддерживать в судебном заседании требования, с которыми они обратились в суд, совершать все действия в таком же порядке, как и истец - субъект спорного материального правоотношения, т.е. сторона в материальном смысле. К ним нельзя предъявить встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным исковым требованием.

Государственным органам принадлежат все остальные права, которыми закон наделяет истца. Заинтересованное же лицо, в чьих интересах предъявлен иск, извещается о слушании дела и участвует в нем в качестве истца. В случае отказа государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или граждан поддерживать требования, заявленные ими в интересах другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если лицо, в чьих интересах заявлено требование, или его представитель не заявят об отказе от иска. В случае отказа органов, организаций или граждан поддержать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные ч. 2 ст. 45 ГПК РФ. Государственные органы могут занимать в процессе положение ответчиков в процессуальном смысле. Так, орган опеки и попечительства может занимать положение ответчика в процессуальном смысле по делу о восстановлении в родительских правах и об отмене усыновления.

Второй формой участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления является вступление в дело для дачи заключения.

Заключение, даваемое органами государственного управления, должно отвечать определенным требованиям и среди них наиболее важным является указание не только на те действия, которые были совершены данным госорганом, но содержать правовой вывод, основанный на законе, о том, как должен быть разрешен спор, т.е. должна быть рекомендация суду по поводу дела, которое находится в его производстве. Заключение госорганов относится к числу письменных доказательств. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В тех случаях, когда юридическая заинтересованность органов государственного управления в деле вытекает из их государственно-правовой деятельности, они участвуют в процессе со специальной целью - дать заключение по делу.

Семейный кодекс РФ содержит достаточно большое количество норм, регулирующих участие органов опеки и попечительства в делах, вытекающих из брачно-семейных отношений (ст. ст. 28, 70, 72, 79, 78 СК РФ). Так, при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 Семейного кодекса РФ).

Согласно ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях - родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

В соответствии с п. 4 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе вступить в дело по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения в целях осуществления возложенных на него обязанностей или защиты нарушенных прав других лиц, государственных или общественных интересов.

Вопрос об участии государственного органа, органа местного самоуправления, организации в процессе решается в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Судья должен известить государственный орган о слушании дела. Государственный орган обязан представить к моменту рассмотрения дела свое заключение. Согласно ст. 78 Семейного кодекса РФ орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Заключение указанных органов представляется в письменном виде, оглашается в судебном заседании. После чего суд, лица, участвующие в деле, их представители могут задавать уполномоченным представителям вопросы по поводу данного заключения в целях его разъяснения и уточнения. Представители государственных органов выступают в судебных прениях после сторон и третьих лиц, им предоставлено также право реплики. Если государственный орган привлекается к участию в деле, то его участие в деле является не только правом, но и обязанностью. Заключение государственного органа имеет важное значение для правильного разрешения спора, однако суд не связан доводами и выводами, содержащимися в заключении, и может вынести решение, противоположное мнению, высказанному в заключении. Однако в этом случае требуются аргументированные доводы суда о несогласии с выводами, содержащимися в заключении.

Заключение государственного органа, органа местного самоуправления следует отличать от заключения эксперта. Эксперт - лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и отвечает лишь на вопросы, поставленные в определении суда о назначении экспертизы и касающиеся фактов, но не права. Его участие зависит от конкретных обстоятельств дела, в то время как участие в процессе государственного органа, как правило, обусловлено указанием закона.

Выводы:

. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Законодательное закрепление и правовая регламентация участия в гражданском процессе лиц, которые защищают не свои права, а охраняемые законом интересы и права других субъектов, служат важной гарантией законности осуществления правосудия.

.Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления:

) обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц. Иск в защиту интересов недееспособного лица может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица;

) государственные органы и органы местного самоуправления могут вступить в процесс по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц, а также для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей.

Заключение

гражданский дееспособность иск дело

О заинтересованности государства в защите прав и свобод человека и гражданина свидетельствует закрепление на конституционном уровне соответствующей обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ). Это конституционное положение распространяется на всех граждан, независимо от их пола, возраста, национальной принадлежности, отношения к религии и т.д. Государственная защита прав и интересов граждан, конечно же, может осуществляться при помощи различных средств правовой защиты: законодательной, административной, судебной. Однако преимущественную роль в защите гражданских прав играет судебная защита, о чем свидетельствует соответствующая практика. Естественным является положение, при котором само лицо, чье право нарушено, либо интересы которого следует защитить, обращается в суд с иском (заявлением, жалобой). Предполагается, что такое лицо первым должно узнать о нарушении своего права (интереса). Именно это лицо является субъектом спорного материального правоотношения, оно имеет материально-правовую заинтересованность в исходе дела, так как получает определенные выгоды при удовлетворении судом его требований, на него распространяется сила судебного решения и т.д.

Вместе с тем гражданско-процессуальное законодательство предоставляет право прокурору, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и отдельным гражданам обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц. Указанные должностные лица, органы, организации и граждане не являются стороной в споре, их права и интересы не нарушены ответчиком, а просьба их к суду заключается в защите не своего, а чужого права (интереса).

Наличие института гражданско-процессуальной защиты чужого интереса в российском гражданском процессуальном законодательстве предопределяется диалектическим взаимодействием принципов диспозитивности и публичности гражданского процесса.

В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя (ст. 46 ГПК РФ). Согласно ст. 4 ГПК РФ гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав и свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Следует отметить, что, несмотря на то, что в ГПК РФ имеются процессуальные гарантии судебной формы защиты прав, свобод и интересов граждан, процессуальный закон, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, несколько ограничил роль и полномочия органов власти и управления в гражданском судопроизводстве. Между тем, сейчас механизм судебной защиты для большинства граждан стал слишком дорог. Состоятельное лицо всегда может пригласить опытного и знающего адвоката, а неимущий гражданин остается один на один перед судом. При таком положении ни о каком равенстве сторон говорить не приходится. Поэтому в современный период реформирования судебной системы, появления новых судебных институтов и прихода на должности судей людей с незначительным опытом работы устранять органы власти и управления от участия в гражданском судопроизводстве преждевременно. Законодательное закрепление и правовая регламентация участия в гражданском процессе лиц, которые защищают не свои права, а охраняемые законом интересы и права других субъектов, служат важной гарантией законности осуществления правосудия.

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации 1993 г. Официальный текст по сост. на 1 июля 2012 г. // СПС "Консультант-Плюс".

.Гражданский Процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. №138-ФЗ.

.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года №51-ФЗ.

.Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Официальный текст по сост. на 1 июля 2012 г. // СПС "Консультант-Плюс".

.Постановления Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам. М., 1999. С. 215.

.Постановления Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам. М., 1999. С. 215.

.Чечот, Д.М. Участники гражданского процесса:/ Д.М. Чечот // Избранные труды по гражданскому процессу. - СПб.: Питер, 2005. - 309 с.

.Добровольский, А.А. Участие органов государственного управления в гражданском процессе:/ А.А. Добровольский. - М.: Изд-во юридической литературы, 1958. - 278 с.

.Жуйков, В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию:/ В.М. Жуйков. - М.: Статут, 2006. - 308 с.

Похожие работы на - Участники гражданского процесса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!