Финансовая политика Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    610,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая политика Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

3. СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

4. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РФ

5. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО СГОК

5.1 Краткая характеристика предприятия

5.2 Анализ финансового состояния

5.3 Рекомендации по улучшению финансовой деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы Финансовая политика Российская Федерация заключается в том, что для ее совершенствования необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Предмет исследования - финансовая политика.

Объект исследования -открытое акционерное общество «Стойленский горно-обогатительный комбинат» (ОАО «СГОК»).

Цель курсовой работы заключается в исследовании финансовой политики Российской Федерации

Для достижения поставленной задачи были решены следующие задачи:

изучен теоретический материал;

дан обзор литературных источников;

определена теоретическая сущность финансовой политики государства;

исследованы особенности современной финансовой политики Российской Федерации;

проанализирована финансовая деятельность предприятия;

даны рекомендации по улучшению финансовой деятельности предприятия.

Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.

При написании курсовой работы были использованы работы известных отечественных экономистов, учебники, учебные пособия, журналы и интернет-ресурсы, а также данные финансовой отчетности предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, 2 приложений и содержит 45 страниц машинописного текста.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:

­    выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

­    определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

­    разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.

Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизационную) финансовую политику. [6]

В условиях экономического спада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спроса населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня безработицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную финансовую политику, которая связана со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличения государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке, поэтому политике в области управления долговыми обязательствами государства должно уделяться повышенное внимание.

На стадиях экономического оживления и подъема повышается деловая активность субъектов хозяйствования, растет реальный объем их доходов, увеличивается товарооборот, снижается социальная напряженность в обществе. В таких условиях государство имеет возможность увеличить размер мобилизуемых доходов, досрочно погашать имеющиеся долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную политику. Финансовая политика в данных условиях имеет сдерживающий характер, что предполагает снижение государственных расходов на стадиях экономического оживления и подъема и усиление налогового бремени на стадии экономического подъема для предотвращения перегрева экономики и снижения темпов экономического роста.

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.

Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства. [14]

Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов предполагает выработку путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени. Так, например, если ее задачей является снижение объема государственного долга Российской Федерации, то должны быть определены возможные пути реализации этой задачи, среди которых можно назвать досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках, проведение переговоров с кредиторами о возможности списания части долга. Однако следует учитывать, что разработка механизма осуществления названных мероприятий по управлению государственным долгом Российской Федерации, его правовая регламентация относятся не к финансовой политике, а к ее реализации соответственно в финансовом механизме и нормах финансового права.

Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:

­    по территориальному критерию выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования;

­    по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы. Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адресных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом;

­    в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Финансовая политика в сфере финансов субъектов хозяйствования включает разработку основных мероприятий в области государственной амортизационной политики, развития приоритетных видов деятельности, регулирования деловой активности субъектов хозяйствования в соответствии с целями экономического развития государства.

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы:

) научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;

) прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;

) учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;

) четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;

) учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;

) комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства - денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;

) многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;

) учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.

Реализация финансовой политики также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.

. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В условиях повышения геополитической напряженности, масштабного оттока капитала с российского финансового рынка и ухудшения ожиданий экономических агентов относительно перспектив развития экономики произошло падение инвестиционного спроса, которое наложилось на структурное замедление экономического роста, начавшееся около двух лет назад. В результате состояние российской экономики в 2014 году существенно отклонилось от сценария, описанного в качестве базового в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов». Так, вместо ожидаемого ранее темпа роста ВВП на уровне около 2% в 2014 году, Банк России прогнозирует замедление экономического роста в указанный период до 0,4%. [2]

Одновременно в силу специфики действия внешних факторов на поведение и ожидания субъектов экономики инфляционные риски существенно возросли. Курсовая динамика (постепенное снижение курса национальной валюты в конце 2013 - начале 2014 года на фоне изменений в политике Федеральной резервной системы (ФРС) США и резкое ослабление рубля в марте 2014 года в условиях роста геополитической напряженности) стала фактором ускорения роста потребительских цен, нарастания инфляционных и девальвационных ожиданий экономических агентов. Годовая инфляция повысилась до 7,5% в июле с 6,1% в январе 2014 года. Введенные в августе ограничения на импорт ряда продовольственных товаров из-за рубежа привели к ускорению роста потребительских цен. Вместе с предполагаемым воздействием на инфляционные ожидания обсуждаемых изменений в тарифной и налоговой политике это может привести к сохранению высокой инфляции до конца 2014 года.

В этих условиях Банк России предпринял решительные действия. В целях ограничения инфляционных рисков была существенно повышена ключевая ставка. Наряду с временным ужесточением механизма валютных интервенций это позволило стабилизировать ситуацию на валютном рынке и предотвратить реализацию значительных рисков для финансовой стабильности. Кроме того, наметившийся рост процентных ставок по рублевым вкладам банков способствовал восстановлению притока средств в депозиты в национальной валюте и снижению долларизации банковских вкладов.

Проводимая Банком России умеренно жесткая денежно-кредитная политика создает предпосылки для стабилизации курсовых и инфляционных ожиданий, восстановления склонности населения к сбережениям до нормальных уровней и направлена на достижение среднесрочной цели по инфляции на уровне 4%. [2]

В январе-августе 2015 года в мировой экономике продолжалось плавное восстановление на фоне невысокого, хотя и постепенно растущего инфляционного давления. При этом ситуация оставалась неоднородной: темпы роста ВВП и инфляции в разных странах демонстрировали существенно различную динамику. Кроме того, в I квартале ряд негативных факторов (прежде всего опасения участников рынка насчет возможного долгового кризиса в Китае, меры властей страны по сдерживанию роста закредитованности и цен на недвижимость) способствовали значительному снижению темпов роста ВВП во многих странах. Во II квартале темпы экономического роста в США и Китае повысились. Однако замедление мировой экономики в январе-марте оказалось достаточно сильным для того, чтобы прогнозы международных организаций относительно темпов роста мировой экономики в целом в 2015 году были снижены. Кроме того, экономика еврозоны продолжала замедляться во II квартале, а текущие индикаторы деловой активности не позволяют говорить о ее ускорении в III квартале.

Платежный баланс Российской Федерации формировался в январе-июне 2015 года в условиях резкого роста чистого вывоза капитала частного сектора по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Значительный объем вывоза капитала компенсировался примерно в равных долях ростом положительного сальдо счета текущих операций и снижением валютных резервов.

Условия развития российской экономики на предстоящий трехлетний период будут характеризоваться высокой неопределенностью. Прежде всего, она связана с внешними факторами, к которым относится возможное изменение геополитической ситуации, неопределенность относительно продолжительности действия взаимных санкций и масштаба их влияния на российскую экономику. Помимо данного специфического фактора, существенная неопределенность сохраняется в отношении динамики традиционно значимых для России цен на нефть и другие энергоресурсы, а также дальнейшей политики денежных властей крупнейших развитых стран, определяющей внешние финансовые условия для России.

Перспективы экономического роста в среднесрочном периоде будут определяться скоростью и последовательностью необходимых структурных преобразований и способностью экономики к преодолению внутренних инфраструктурных и ресурсных ограничений, связанных в том числе с неблагоприятными демографическими тенденциями. Важный вклад в обеспечение устойчивого роста должно внести восстановление инвестиционной активности, которое создаст условия для повышения производительности экономики и увеличения эффективности на уровне отдельных отраслей и рынков.

Ключевым условием для преодоления спада инвестиций является снижение экономической неопределенности и улучшение делового климата. В этих условиях задачей Банка России является обеспечение ценовой и финансовой стабильности, что будет способствовать формированию условий для экономического роста. В рамках реализации режима управления инфляцией Банк России будет стремиться обеспечить создание четких ориентиров для экономики относительно уровня инфляции. Решения по денежно-кредитной политике, направленные на достижение цели по инфляции, будут приниматься на основе оценки текущего состояния экономики и среднесрочного прогноза ее дальнейшего развития с учетом существующих внешних и внутренних рисков, которые могут оказать значительное влияние на финансовую систему и экономику в целом.

Важным каналом сглаживания воздействия негативных внешних тенденций на внутреннюю экономическую активность станет возможность изменения курса рубля в соответствии с динамикой фундаментальных факторов курсообразования в условиях режима плавающего валютного курса.

Банк России определяет параметры денежно-кредитной политики с учетом необходимости обеспечения замедления инфляции до целевого уровня без создания рисков для устойчивости экономического роста. При принятии решений Банк России ориентируется на широкий спектр показателей, характеризующих инфляционное давление в экономике, прежде всего со стороны экономической активности и состояния денежно-кредитной сферы.

Основная цель современной налоговой политики - формирование налоговой системы, которая будет необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок; справедливой и одинаковой для всех экономических агентов; благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса

3. СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

При выработке целей и задач социальной политики государства важное место отводится разработке политики в области государственного социального страхования на принципах, соответствующих рыночным условиям хозяйствования. При этом государство оценивает возможную степень участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные финансовые возможности реализации социальных гарантий населению, корректирует направления развития государственного социального страхования, методы мобилизации и формы расходования средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функционирования экономики. Политика в области государственного социального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, добиться улучшения состояния здоровья нации и сгладить неблагоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения. [7]

С началом экономических реформ ресурсы для финансирования пенсионного, медицинского и иных видов социального обеспечения были обособлены из бюджета и переданы в систему государственных внебюджетных фондов, действующих на принципах обязательного государственного страхования. В настоящее время среди объективных и субъективных мотивов, лежавших в основе этого решения, трудно выделить главный. Теоретически в пользу внебюджетного финансирования социальных расходов с использованием страховых механизмов можно привести тот аргумент, что оно позволяет установить более жесткую зависимость между вкладом гражданина в производство национального продукта и объемом предоставляемых ему в случае утраты работы или трудоспособности социальных льгот. Однако на практике учреждение в 1991-1993 годах внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения и фондов обязательного медицинского страхования) не изменило принципов финансирования социального обеспечения по сравнению с советским периодом.

Все внебюджетные фонды социального назначения (за исключением Фонда занятости) имеют статус государственных некоммерческих финансово-кредитных учреждений. Управление ими (за исключением фондов обязательного медицинского страхования) осуществляется на федеральном уровне, а региональные и местные отделения подчиняются центральному аппарату фондов. Структура органов управления фондов обычно состоит из высшего коллегиального и единоличного исполнительного. Руководители фондов назначаются Правительством РФ, в состав коллегиальных органов как правило входят представители законодательной власти и общественных организаций.

Имущество и средства каждого из них являются государственной собственностью, не подлежат изъятию в бюджет и находятся в оперативном управлении органов управления фондов. Основным доходным источником для всех фондов являются обязательные страховые взносы работодателей, исчисляемые в процентах от начисленной оплаты труда, а в Пенсионный фонд страховые взносы уплачивают и граждане.

Бюджеты фондов и отчеты об их исполнении ежегодно утверждаются в форме федерального закона. Фонды самостоятельно осуществляют сбор страховых взносов, штрафов и пеней за их неполное либо несвоевременное перечисление, пользуясь при этом правами, предоставленными органам Государственной налоговой службы. Самостоятельно (на основании утвержденных бюджетов) фонды производят и расходование средств. Временно свободные средства фондам разрешено помещать на депозит в учреждениях Центрального банка и инвестировать в государственные ценные бумаги. Контроль за исполнением бюджетов Фондов осуществляют их ревизионные комиссии, формируемые либо исполнительными органами государственной власти, либо высшими коллегиальными органами самих фондов (Пенсионный фонд). Кроме того, почти для всех фондов (кроме ГФЗ) предусмотрены обязательные ежегодные аудиторские проверки.

В системе социальных услуг, предоставляемых бюджетной системой Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды занимают основное место. Через систему социальных внебюджетных фондов осуществляется финансирование почти половины всех социальных расходов консолидированного бюджета России.

При выработке целей и задач социальной политики государства важное место отводится разработке политики в области государственного социального страхования на принципах, соответствующих рыночным условиям хозяйствования. При этом государство оценивает возможную степень участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные финансовые возможности реализации социальных гарантий населению, корректирует направления развития государственного социального страхования, методы мобилизации и формы расходования средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функционирования экономики.

Политика в области государственного социального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, добиться улучшения состояния здоровья нации и сгладить неблагоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.

4. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РФ

Региональные финансы (финансы субъектов Российской Федерации) являются одним из важнейших элементов государственных финансов и в совокупности с муниципальными (местными) финансами образуют территориальные финансы. Они реализуются в рамках субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками. [9]

Функционирование и развитие финансов субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с региональной экономической политикой. региональный финансовый социальный

Основные цели региональной финансовой политики Российской Федерации:

-       развитие реального сектора экономики и создание условий для экономического роста;

-       обеспечение основ бюджетного федерализма на едином экономическом пространстве страны;

-       обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты во всех регионах;

-       выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

-       приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

-       укрепление местного самоуправления и обеспечение его гарантий.

Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемое общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.

Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйств регионов Российской Федерации и реализуется следующими методами:

-       финансированием модернизации структуры хозяйства индустриально развитых районов;

-       обеспечением условий для привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;

-       привлечением инвестиций регионов Российской Федерации и иностранных государств для развития общероссийской инфраструктуры и се включения в систему мировых коммуникаций;

-       обеспечением государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах.

Важнейшими исходными пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.

Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимает разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счёт средств федерального бюджета, а также на долевой основе. Наряду с этим используются такие формы, как привлечение финансовых ресурсов государства в наиболее эффективные инвестиционные проекты с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации, размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд, финансовая поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий, создание финансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру, финансовое содействие малому и среднему бизнесу.

Совершенствование финансовых и налоговых отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Для этого субъекты должны иметь постоянные финансовые, прежде всего налоговые, источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Чем выше самодостаточность регионов, тем меньше встречные финансовые потоки между бюджетами разных уровней, тем ниже объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.

Особо следует отмстить роль региональной финансовой политики в реализации социальной политики, основы которой заложены в федеральном законодательстве. Речь идет о так называемых федеральных мандатах, т.е. социальных пособиях, льготах, субсидиях, предоставление которых предусматривается в федеральных законах.

Субъектам Российской Федерации, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.

5. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «СГОК»

ОАО “Стойленский ГОК” - одно из крупнейших горнорудных предприятий отрасли в России. Годовой объём производства железорудного концентрата - 11 млн. тонн, аглоруды - 1,2 млн. тонн. Продукция ОАО “Стойленский ГОК” потребляется ведущими металлургическими комбинатами России - Ново-липецким, Магнитогорским и т.д.

Строительство железорудного карьера началось в июле 1967 года. Первый массовый взрыв рудного тела состоялся 5 ноября 1968 года. В 1968 году сдан в эксплуатацию карьер по добыче богатой руды. С 1969 ведётся систематическая поставка аглоруды металлургом страны. 28 ноября 1969 года Государственной комиссией по запасам утверждены балансовые запасы железистых кварцитов, строительство, которого развернулась в декабре 1975 года. В 1976 году на базе Стойленского рудоуправления начато строительство Стойленского горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению железных руд (железистых кварцитов). Разведка их проводилась в период строительства карьера.

В результате приватизации государственного предприятия Стойленский ГОК было учреждено открытое акционерное общество “Стойленский горно-обогатительный комбинат” и зарегистрировано Постановлением главы администрации г. Старый Оскол Белгородской области №1387 от 3 ноября 1992 года, регистрационный номер 1042.

Открытое акционерное общество “Стойленский горно-обогатительный комбинат” в соответствии с учредительными документами является правопреемником Стойленского горно-обогатительного комбината.

“Стойленский ГОК” является открытым акционерным обществом, уставный капитал которого разделён 3114331 штуку обыкновенных без документарных акций, капитальной стоимостью 1 рубль каждая. Эти акции удостоверяют обязательные права акционеров по отношению к обществу. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов и составляет 3114331 рубль.

Главной целью деятельности Общества является получение прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

-       добыча и обогащение железных руд;

-       производство других видов продукции на основе комплексного использования минерального сырья;

-       производство продукции, работ и услуг производственно-технического назначения;

-       производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

-       строительно-монтажные работы;

-       торгово-закупочная, внешне - экономическая деятельность.

 Коллегиальным органом ОАО “Стойленский ГОК” является Совет директоров в соответствии с положением о правлении. Исполнительный орган общества - генеральный директор (единоличный исполнительный орган) в соответствии с Уставом выполняет функции управлении всей текущей деятельностью общества.

Месторождения разрабатывается открытым способом, вскрыто группой траншей. Система разработки - с внешним отвала - образованием. Рыхлые отложения разрабатываются роторным комплексом и экскаватором цикличного действия, богатая руда и железистые кварциты добываются экскаваторами цикличного действия с предварительным рыхлением взрывным способом. Транспортировка горной массы из карьера осуществляется автомобильным, железнодорожным и конвейерным транспортом. Технологическая схема переработки богатых руд включает три стадии дробление и грохочения с введением агломерационной руды, а обогащение железистых магнетитовых кварцитов включает три стадии дробления, трёхстадиональное измельчение, магнитную сепарацию, декламацию, обезвоживание концентрата на вакуум - фильтрах. Гидротранспорт хвостов обогащения моторно-самотечной. Используется оборотное водоснабжение. Товарная продукция Стойленского ГОКА включает в себя: агломерационная руда, железорудный концентрат, мел щебень, песок, сланцы. Прочая продукция товары народного потребления, представляющие собой более 50 наименований.

Таким образом, основной продукцией ОАО “Стойленский ГОК” является аглоруда и концентрат. Концентрат и аглоруда - основное сырьё, обеспечивающее работу металлургических комбинатов. Благодаря высокому содержанию железа (66,3%) концентрат отвечает всем потребностям металлургического производства.

Горно-обогатительное и сопряжённые с ним производства обусловливают значительные нагрузки на все составляющие элементы окружающей среды: почву, минеральные ресурсы, воду, атмосферу, растительный и животный мир.

ОАО “Стойленский ГОК” имеет лицензии на комплексное природопользование, проекты допустимого воздействия на окружающую среду и соответственно комплексные программы ресурсосбережения, рационального использования минеральных ресурсов и охраны окружающей среды.

ОАО «СГОК» является крупным предприятием с большим количеством основных и вспомогательных цехов. Охарактеризуем наиболее значимые цеха.

Рудоуправление (РУ) - один из основных цехов комбината; вес этого цеха в производстве составляет 16%. Здесь осуществляется добыча богатых железных руд и неокисленных кварцитов и ведутся вскрышные работы. В 1999 г. была выполнена реконструкция горно-транспортной схемы, которая увеличила производственную мощность карьера по добыче кварцитов до 24 млн. т в год. Удельный вес себестоимости данного передела в себестоимости концентрата - 29,5%.

Железнодорожный цех (ЖДЦ) и автотранспортный цех (АТЦ) - основные цеха предприятия, которые занимаются перевозкой вскрышных пород и кварцитов. Их вес в производстве составляет 30%, причем железнодорожным транспортом выполняется более 40% из общего числа перевозок. Для увеличения объема перевозок одним агрегатом в ЖДЦ внедряются локомотивосоставы с моторными думпкарами, а также работают тяговые агрегаты ОПЭ-1. В АТЦ используются автомобили-самосвалы БелАЗ-549 грузоподъемностью 75 т и БелАЗ-75191 грузоподъемностью 100-110 т. На СГОКе внедрена циклично-поточная, предусматривающая комбинированное использование автомобильного конвейерного и железнодорожного транспорта. Удельный вес в себестоимости этого передела - 14%.

Дробильно-сортировочная фабрика (ДСФ) - основной цех, который производит дробление и сортировку богатой железной руды; вес данного цеха - 2%. Конечной продукцией фабрики является аглоруда.

Корпус крупного дробления (ККД) осуществляет дробление железистых кварцитов до крупности 20 мм. Дробилки КСД-3000Т и КМД-3000Т в отечественной практике применяется только на Стойленском и Костомукшском ГОКах. Удельный вес себестоимости передела в себестоимости концентрата - 10,8%.

Обогатительная фабрика (ОФ) - является основным цехом, где происходит обогащение железистых кварцитов с целью получения концентрата. Удельный вес себестоимости передела в себестоимости концентрата составляет 45,7%.

Строительно-монтажный трест (СМТ) - вспомогательный цех, который занимается строительством различных объектов, ремонтом технологического оборудования, подведением сетей газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.

Ремонтно-механический завод (РМЗ) - вспомогательный цех комбината, включающий в себя участки: по ремонту оборудования фабрик, по ремонту и вулканизации конвейерной ленты, по ремонту горного оборудования в карьере, по изготовлению пресс-форм, оснастки и инструмента ремонтно-механического участка, а также входят следующие службы: электрослужба механическая и служба МТС. Также работники цеха оказывают бытовые услуги населению, изготавливают ТНП.

Цех сетей, подстанций и автоматизации (ЦСП и А) - вспомогательный цех, занимающийся обеспечением бесперебойной работы электрооборудования, его техническое обслуживание и ремонт.

Цех по переработке сельскохозяйственной продукции является подразделение инфраструктуры и производит колбасные изделия, масло сливочное и растительное, сыр.

.2 Анализ финансового состояния

На основании оценки бухгалтерского баланса финансовое состояние ОАО «Стойленский ГОК» можно охарактеризовать как благоприятное, о чем свидетельствует рост валюты баланса за анализируемый период. По состоянию на 31.12.2014 года валюта баланса возросла на 31 439,5 млн. руб. (+49,9%) и составила 94 444,9 млн. руб., вследствие увеличения финансовых вложений в 2014 году.

Величина внеоборотных активов на конец 2014 года составила 32 502,9 млн. руб. Наибольшая часть внеоборотных активов представлена основными производственными средствами и авансами под внеоборотные активы (незавершенным строительством). Прирост стоимости внеоборотных активов составил 6 436,9 млн. руб., в основном за счет инвестиций в объекты Программ технического перевооружения и развития предприятия.

Оборотные активы предприятия в сравнении с показателем на конец 2013 года возросли на 25 002,5 млн. руб. и составили 61 942,1 млн. руб. Данный рост обусловлен увеличением финансовых вложений, в связи с направлением прибыли Общества на предоставление валютного займа предприятиям Группы компаний ОАО «НЛМК».

К числу благоприятных тенденций следует отнести снижение дебиторской задолженности на 6 054,2 млн. руб. (-52%). Основное снижение дебиторской задолженности произошло по статье «прочие дебиторы» на 5 517 млн. руб., вследствие снижения дебиторской задолженности ОАО «НЛМК» по налогу на прибыль и займов выданных ОАО «НЛМК».

Собственные средства предприятия увеличились на 10 206 млн.руб., в результате роста нераспределенной прибыли предприятия, полученной в 2014 году, а величина уставного, добавочного и резервного капиталов по состоянию на 31.12.2014 осталась неизменной.

Кредиторская задолженность на отчетную дату возросла на 2 919,6 млн. руб. по сравнению с задолженностью на 31.12.2013 г. и составила 5 274,91 млн. руб. Данный рост обусловлен в основном увеличением:

по статье «поставщики и подрядчики» на 1 927,8 млн. руб., в связи с ростом задолженности перед контрагентами за запасные части, сменное оборудование по объектам капитального строительства;

по статье «прочие кредиторы» на 951,1 млн. руб., в связи с увеличением кредиторской задолженности по налогу на прибыль.

Чистая прибыль за 2014 год составила 30 606 024 тыс. руб. (+24,1% к 2013 году). Данное повышение обусловлено возникновением положительных курсовых разниц по предоставленным валютным займам.

В связи с неблагоприятно сложившейся конъюнктурой на рынке железорудного сырья в 2013-2014 гг. наблюдается снижение цен реализации концентрата (-7%), что повлекло за собой снижение выручки от реализации на 3 003,4 млн. руб. (-7%) в ОАО «Стойленский ГОК».

Увеличение разницы между прочими доходами и расходами с 2 335 млн.руб. до 15 326 млн.руб. на 12 990 млн. руб. (+5,6%), за счет возникновения положительных курсовых разниц по предоставленным валютным займам способствовали увеличению чистой прибыли Общества в 2014 году на 5 949,1 млн. руб. (+24,1%), в результате чего показатели рентабельности продаж и затрат возросли относительно 2013 года.

В таблице 5.1 проанализированы экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «СГОК».

Таблица 5.1

Экономические показатели производственно-хозяйственной

деятельности ОАО «СГОК»

Показатели

2013

2014

Отклонение 2014 / 2013




Абсол.

Относит

Производство продукции, млн т;

15,4

16,5

+1,1

107,3

Концентрат, млн т

14,0

14,9

+0,9

107,1

Аглоруда, млн т

1,5

1,6

+0,1

108,4

Отгрузка продукции, млн т

15,4

16,2

+0,8

105,0

Концентрат, млн т

14,0

14,7

+0,7

105,2

Аглоруда, млн т

1,5

1,5

0

103,5

Выручка от реализации, млн руб

41 069,4

38 066,0

-3003,4

92,7

Себестоимость продукции, млн руб

12 522,4

12 267,2

-255,2

98

Коммерческие расходы, млн руб

2 467,8

3 374,9

+907,1

136,8

Управленческие расходы, млн руб

889,1

971,7

+82,6

109,3

Прибыль от реализации, млн руб

25 190,1

21 452,3

-3737,8

85,2

Чистая прибыль, млн руб

24 656,9

+5949,1

124,1

Налоговые платежи, млн руб

5 069,9

5 304,6

+234,7

104,6

Среднесписочная численность, чел

6 292

6 254

-38

99,4

Средняя заработная плата, руб

34 006

36 452

+2446

107,2


Как видно из таблицы 5.1 в 2014 году показатель выручки от реализации продукции составил 38 066 млн. руб., что ниже уровня прошлого года на 3 003,4 (-7,3%).

Снижение показателя обусловлено неблагоприятно сложившейся конъюнктурой на рынке железорудного сырья в 2013-2014 гг. - снижением цен реализации концентрата (-7%), при незначительном увеличением объемов (+5,2%). Рост объемов реализации концентрата на 0,7млн.тн. обусловлен увеличением объемов производства данного вида продукции.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2014 году составила 12 267,2 млн. руб., что ниже уровня прошлого года на 255,1 млн.руб. (-2%), что вызвано снижением норм расхода на электроэнергию, в связи с запуском в эксплуатацию узла сгущения, а также уменьшением удельной нормы расхода шаров, связанной с поступлением руды с более высокой обогатимостью.

Коммерческие расходы в отчетном периоде составили 3 374,9 млн. руб., что на 36,8% выше показателя 2013 года. Данный рост обусловлен увеличением объемов реализации продукции на внешний рынок.

Управленческие расходы относительно показателя 2013 года возросли на 9,3%, вследствие увеличения расходов на оплату труда, проведения ремонтов зданий и сооружений, а так же налога на имущество, в виду ввода основных средств.

В результате выше описанных факторов чистая прибыль в 2014 году составила 30 606,02 млн.руб. (+24,1% к 2013 году). Изменения относительно прошлого года связаны с увеличением сальдо прочих расходов и доходов на 12 990 млн. руб. (+5,6%), в результате положительной курсовой разницы и полученных процентов по предоставленному валютному займу.

За 2014 год перечисление налоговых платежей составило 5 304,6 млн. руб., что на 235 млн. руб. (+4,6%) больше показателя прошлого года. Увеличение налоговых поступлений в бюджет произошло в основном:

-       по налогу на добавленную стоимость, вследствие роста объемов реализации продукции ЖРС,

-       по налогу на добычу полезных ископаемых, в связи с увеличением объемов добычи;

-       по налогу на доходы физических лиц и отчислений во внебюджетные фонды, в связи с ростом заработной платы,

-       по таможенным пошлинам, в связи с приобретением материалов и оборудования импортного производства.

Изменение среднесписочной численности работающих объясняется реализацией мероприятий по оптимизации численности. Увеличение средней заработной платы обусловлено проведением ежеквартальной индексации заработной платы с 1 января 2014 года на 1,6%.

.3 Рекомендации по улучшению финансовой деятельности

На предприятии проблема автоматизации финансовой деятельности является достаточно острой. И основные проблемы лежат в области разработки концепции системы учета финансов, ее адекватного восприятия всеми заинтересованными лицами на предприятии. На втором месте - наличие формализованных процессов учета финансов. Тут следует отметить, что наиболее проработанными являются процессы производственного и бухгалтерского учета. К недостаткам финансовой деятельности на ОАО «Стойленский ГОК» относятся: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными отделами, чрезмерная длительность процедур согласования решений, дублирование функций, размывание ответственности и т.д.

Мировой опыт последних десятилетий показывает, что разрабатываемые стандарты комплексного планирования и управления предприятием (и т.п.) становятся все более ориентированными на процессы. Конечной целью является синхронизация деятельности предприятия с потребностями потребителя, что обеспечивает конкурентоспособность предприятия. Для повышения эффективности деятельности, усиления клиентной ориентации предприятия необходимо использовать новые стандарты управления, в частности процессный подход к организации деятельности.

На предприятии существует проблема планирования доходной части бюджета и доходной части среднесрочного финансового плана. Для планирования доходной части бюджета и среднесрочного финансового плана необходимо выполнение сбора информации из различных источников о налогооблагаемой базе, о фактическом и ожидаемом поступлении доходов, о направлениях бюджетной и налоговой политики и т.д. По каждому коду дохода необходимо выполнение расчета оценки ожидаемого исполнения за текущий год и расчета прогноза поступления доходов на очередной финансовый год и плановый период.

На предприятии ОАО «СГОК» наиболее возможно применение следующих систем автоматизированного планирования и управления финансами:

- управляющие системы с полностью автоматизированными производственными процессами;

- контролирующие системы производства с частично автоматизированными плановыми расчетами;

- обрабатывающие системы для анализа отчетной информации о ходе производства.

С помощью подключения компьютерной сети предприятия к сети Интернет можно получить доступ к весьма широким источникам информации, которая может быть использована в плановой деятельности предприятия, позволяющей анализировать состояние и динамику роста конкурентов, разрабатывать модели совершенствования производственно-экономической деятельности предприятия и др.

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Перестройка управления финансами расширяет возможности применения АСУ, повышает качество принимаемых решений по управлению финансами на различных уровнях. При этом АСУ создаются не рядом и не параллельно с действующей системой управления финансами, а как ее органическая часть. Сегодня АСУ становится неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствует лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Реализация мер по активизации финансового механизма и его составных частей невозможно без АСУ. Это особенно необходимо в условиях перехода к рыночным отношениям, когда изменяется характер информации и ее объем. Поскольку система финансовых органов перерабатывает большой поток информации, меняющийся от командной к информационно - аналитической, то возрастание управленческих процессов, несмотря на рост численности управленцев, ведет к тому, что они не успевают своевременно вырабатывать и проводить в жизнь управленческие решения, пользуясь старыми методами и техническими средствами.

При принятии управленческих решений, касающихся финансов, необходимо иметь достоверную информацию об управляемом объекте (прибыли, оборотных средствах, амортизации и др.), тенденциях его развития, влиянии принимаемого решения на перспективу развития этого объекта. Компетентное управление финансами работниками финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ). В создании их используются теоретические положения в финансовой кибернетике - учения об управлении финансами, организации обмена финансово - экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами. Более того, выступая одним из главных видов сферы услуг, переработка информации на основе электронно-вычислительных систем обеспечивает новое качество управленческих решений, позволяет эффективнее реализовать передовые методы маркетинга.

АСУ управления финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного учета влияния на результаты хозяйственной деятельности и охвата факторов; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами.

Новые возможности анализа обусловлены исключительными возможностями компьютеров: высокой производительностью, надежностью, простотой обслуживания и эксплуатации, гибкостью и автономностью использования, наличием развитого программного обеспечения, диалоговым режимом работы и др., а также низкой стоимостью расчетов.

Системы поддержки принятия решений в финансовой сфере - одно из направлений развития информационных технологий, призванных обеспечить значительные конкурентные преимущества использующим их организациям. Причина понятна - усложнение процессов реализации продукции, рост конкуренции на финансовых и предметных рынках требуют поиска качественно новых подходов к систематизации, анализу и формированию управленческой информации в целях разработки стратегии развития, определения тактических задач и оптимизации текущей деятельности. На данный момент усиливается необходимость объективной оценки финансового состояния предприятия как базы для принятия управленческих и инвестиционных решений. От эффективности действий руководства по управлению предприятием зависит, будет ли оно успешно развиваться или обанкротится.

Информационные системы поддержки принятия решения (ИСППР) на современном этапе представляют собой системы, которые максимально приспосабливаются к решению задач повседневной управленческой деятельности и являются инструментом, который призван оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). Поэтому является актуальным создание ИСППР по улучшению финансовой деятельности предприятия.

ИСППР по улучшению финансовой деятельности предприятия разработана с целью повышения эффективности управленческих решений, исходя из расчета финансовых показателей предприятия и маркетинговых данных на платформе 1С, имеющей предметно-ориентированную среду разработки, которая содержит такие инструменты для выполнения поставленных задач, как визуальное описание структур данных, написание программного кода, визуальное описание запросов, визуальное описание интерфейса, описание отчетов, отладка программного кода, профилирование.

В составе 1С: развитая справочная система, механизм ролевой настройки прав, инструменты создания дистрибутивов, удаленного обновления приложений, сравнения и объединения приложений, ведения журналов и диагностики работы приложения, а также поддержка коллективной разработки и пр. Использование данной платформы на сегодня является наиболее актуальным, так как гибкость платформы позволяет применять 1С:Предприятие в самых разнообразных областях для автоматизации типовых задач учета и управления в производственных и торговых предприятиях, бюджетных и финансовых организациях, предприятиях сферы обслуживания и т. д.

Цели создания системы поддержки принятия решений в финансовой сфере по улучшению финансовой деятельности ОАО «СГОК»:

повышение эффективности принятия управленческих решений, исходя из расчета финансовых, маркетинговых и экономических показателей предприятия на платформе 1С, имеющей предметно-ориентированную среду разработки;

построение экономико-математических моделей, влияющих на принятие решений

получение результата финансовой деятельности предприятия и его дальнейшего прогноза.

Современные информационные технологии обеспечиваются средствами компьютерной и коммуникационной техники. Естественно, что их использование требует капитальных вложений (приобретение техники, программного обеспечения и др.). Поэтому внедрению информационных технологий должно предшествовать экономическое обоснование целесообразности их применения, выбора платформы и т.д. Иными словами, должна быть рассчитана эффективность применения информационных технологий.

Под эффективностью автоматизированного преобразования информации понимают целесообразность применения средств вычислительной и организационной техники при формировании, передаче и обработке данных.

Показатель эффективности определяет все позитивные результаты, достигаемые при использовании программного продукта. Прибыль от использования программного продукта за год определяется по формуле

П = Э - З, (1)

где:  

Э − стоимостная оценка результатов применения программного продукта в течение года, руб.;

З − стоимостная оценка затрат при использовании программного продукта в течение года, руб.

Приток денежных средств из-за использования программного продукта Э, руб., в течение года может составить:

Э = (ЗРУЧ - ЗАВТ) + ЭДОП, (2)

где:

         ЗРУЧ − затраты на ручную обработку информации, руб.;

ЗАВТ − затраты на автоматизированную обработку информации, руб.;

ЭДОП − дополнительный экономический эффект, связанный с уменьшением числа используемых форм, высвобождением рабочего времени и т.д., руб.

Программа 1С: БИТ-Финанс используется сотрудником финансового отдела. Оклад сотрудника − 23000 руб., премиальный фонд - 50% от оклада. Тогда, цена одного часа работы сотрудника финансового отдела составит:

ЦЧ = (23000+23000×0,5) /176 = 196 руб. /ч.

Затраты на ручную обработку информации, руб., определяется по формуле:

 

З ручн = tp × цч × kд, (3)

где:

 − цена одного часа работы оператора, руб.;

 = 1 − коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени на логические операции.

Затраты на автоматизированную обработку информации, руб., определяется по формуле:

 

З авт = tа × цч × kд,, (4)

где     − затраты времени на автоматизированную обработку той же самой информации, ч.

Согласно «Межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по документационному обеспечению управления» общие затраты времени на ручную обработку информации в месяц t. Р, ч, составляют tр = 120 ч, а общие затраты на автоматизированную обработку информации − tа = 80 ч.

Подставив значения в формулу 3, получим:

ЗРУЧ =120×196 ×1 = 23520 руб.

Подставив значения в формулу 4, получим:

ЗАВТ =80×196 ×1 = 15680 руб.

Следовательно, приток денежных средств от внедрения программы 1С: БИТ-Финанс за месяц, даже без учета дополнительного экономического эффекта (ЭДОП = 0), на основании формулы, получится равным

Э = ЗРУЧН − ЗАВТ = 23520 -15680 = 7840 руб.           (5)

Та же величина за год будет иметь значение:

Э = 7840 × 12 = 94080 руб.

Эксплуатационные затраты при использовании программы 1С: БИТ-Финанс будут состоять из затрат на электроэнергию, техническое обслуживание, текущий ремонт вычислительно техники и затраты на амортизацию вычислительной техники.

Балансовая стоимость приобретаемой вычислительной техники, включающей в себя Моноблок HP Pavilion 23-f202er E3H67EA и многофункциональное устройство МФУ HP LaserJet Pro 400 M425dn составит:

Кв = 39990 + 18990 =58980 руб.

Для персонального компьютера и МФУ сотрудника финансового отдела за 12 месяцев затраты на электроэнергию при потребляемой мощности PВ =0,3 кВт составят (стоимость электроэнергии ЦЭ =2,82 руб. /кВт·ч.):

ЗЭ = 0,3×10×12×2,82 = 101,52 руб.

Тогда для персонального компьютера финансового отдела за 12 месяцев затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт составят:

ЗП = 58980 ×0,04×12 = 28310,4 руб.

В соответствии с Учетной политикой организация рассчитываем амортизацию линейным способом. Таким образом, норма амортизации для объектов основных средств, отнесенных ко 2 амортизационной группе равна 4%

Затраты на амортизацию вычислительной техники за год:

ЗАМ = 58980 ×0,04×12 = 28310,4 руб.

Тогда, эксплуатационные затраты при использовании программного продукта в течение года составят:

З = ЗЭ + ЗП + ЗАМ = 101,52 + 28310,4 +28310,4 = 56722 руб. (6)

Прибыль рассчитаем по формуле:

П = Э − З = 94080 − 56722 = 37358 руб. (7)

Полные капиталовложения составят стоимость программы 1С: БИТ-Финанс и стоимость нового компьютера и многофункционального устройства:

,93+58980=94270 руб.

Рассчитать период окупаемости можно по следующей формуле:

TОК =  (8)

где:

ТОК - показатель окупаемости инвестиционного проекта;

Кп - полные капиталовложения;

П - годовая прибыль.

Срок окупаемости проекта TОК, год, составит:

TОК =  года.

Для удобства анализа, все основные технико-экономические показатели проекта сведены в таблицу 3.2.

Таблица 3.2

Основные технико-экономические показатели проекта

Основные характеристики

Единицы  измерения

Проект

Полные затраты на приобретение программы 1С: БИТ-Финанс

руб.

35289,93

Затраты на приобретение компьютера HP Pavilion 23-f202er E3H67EA и МФУ HP LaserJet Pro 400 M425dn

руб.

58980

Годовой экономический эффект от внедрения программы 1С: БИТ-Финанс

руб.

94080

Прибыль от внедрения и использования программы 1С: БИТ-Финанс

руб.

37358

Срок окупаемости проекта

год

2,5

Годовой экономический эффект от внедрения программы 1С: БИТ-Финанс составляет 94080 руб.

Прибыль от внедрения и использования программы 1С: БИТ-Финанс - 37358 руб.

Срок окупаемости проекта 2,5 года.

После внедрения программы 1С: БИТ-Финанс ежемесячные затраты времени сотрудника финансового отдела, сократились с 120 до 80 часов, т.е. на 33,3%.

Разработка информационной подсистемы автоматизации рабочего места сотрудника финансового отдела является экономически обоснованной и эффективной.

Проведенные расчеты показывают, что предлагаемый к рассмотрению проект совершенствования финансовой деятельности ОАО «СГОК» и, как инструмент − информационная поддержка службы на предприятии − является эффективным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В теоретической части было определено понятие финансовой политики. Финансовая политика государства - это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций.

Проявляется финансовая политика в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов разных государственных структур.

Финансовая политика, как способ воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества является составной частью экономической политики государства.

Финансовая политика способствует обеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.

При разработке финансовой политики необходимо учитывать ряд требований, которым она должна отвечать:

финансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития;

учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;

тщательное изучение предшествующего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений;

соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики.

учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники и др.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.

Финансовый анализ был проведен на примере ОАО «СГОК».

На основании оценки бухгалтерского баланса финансовое состояние ОАО «Стойленский ГОК» можно охарактеризовать как благоприятное, о чем свидетельствует рост валюты баланса за анализируемый период.

Предложены меры по внедрению на предприятии системы поддержки принятия решений в финансовой сфере, она поможет в финансовой сфере по улучшению финансовой деятельности ОАО «СГОК»:

повысить эффективности принятия управленческих решений, исходя из расчета финансовых, маркетинговых и экономических показателей предприятия на платформе 1С, имеющей предметно-ориентированную среду разработки;

провести построение экономико-математических моделей, влияющих на принятие решений

позволит повысить результаты финансовой деятельности предприятия и его дальнейшее прогнозирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1.      Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, в редакции от 22.10.2014// Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.

2.      Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов. Одобрено Советом директоров Банка России 26.09.2014

.        Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах»

.        Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

.        Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

Научная литература

6.      Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2011. 687с.

7.      Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: 2012. -518 с.

.        Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л. Г. Баранова, О. В. Врублевская и др. - М.: Издательство «Перспектива»: ИНФРА - М, 2013. -411 с.

.        Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 2-е изд. М.: 2011. -411 с.

.        Бюджет и бюджетное финансирование: сборник нормативных документов. - М.: Финансы - 2014, -208 с.

.        Годин А. М.: Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: 2013. - 395 с.

.        Горбунова О. И., Селюков А. Д., Другова Ю. В. Бюджетное право России: Учеб. пособие. М.: 2011. -226 с.

.        Горбунова, О.И. Бюджетное право России: учебное пособие/ О.И. Горбунова, А.Д. Селюков, Ю.В. Другова. - М., 2009. - 254 с.

.        Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2012. - 687 с.

.        Живалов В.Н. Финансовая система России: эффективность и устойчивость коммерческих банков. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2009, -518с.

.        Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. - М: Формула права, 2010 - 448с.

.        Поляк, Г.Б. Бюджетная система Росси: учебник для вузов / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 485 с.

.        Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ М.В. Романовский; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - Изд. 2-е. - М., 2010. - 584 с.

.        Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник/ Под ред. В.К. Сенчагова, А И Архипова - М.: «Проспект» 2012, -698 с.

.        Финансы: Учебник для вузов, под ред. М. В, Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. - М.: Издательство “Перспектива”; издательство “Юрайт”, 2010, -520 с.

.        Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов.
Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др.; Под ред. Проф. Л. А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. - 479с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Похожие работы на - Финансовая политика Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!