Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
социальные программы;
правительственные закупки;
государственные инвестиции;
изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
управление налоговым гнетом.
Кроме того, финансовая политика включает следующие направления (Приложение 1):
налоговая политика;
бюджетная политика;
денежно-кредитная политика;
ценовая политика;
таможенная политика;
социальная политика;
инвестиционная политика;
внешнеторговая политика.
политика экономического роста
политика стабилизации
Налоговая политика представляет собой систему правительственных мер по достижению стоящих перед обществом определенных задач с помощью налоговой системы страны. Налоговую политику рассматривают в широком и узком аспектах [7, с.78].
В широком она охватывает вопросы формирования государственных доходов за счет постоянных и временных источников (налогов и займов соответственно). Поскольку государство не может устанавливать слишком высокий уровень налогообложения из-за противодействия общества, оно вынуждено использовать государственные займы для покрытия своих расходов.
В узком аспекте налоговая политика охватывает деятельность государства только в сфере налогообложения - установление видов налогов, плательщиков, объектов, ставок, льгот, сроков и механизма зачислений в бюджет.
Под бюджетной политикой понимают определение государством:
источников формирования доходов государственного бюджета;
приоритетных направлений расходов бюджета;
допустимых пределов разбалансированности бюджета;
источников финансирования бюджетного дефицита;
принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.
Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.
Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Основными средствами осуществления таможенной политики являются: участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях; применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей; установленный режим прохождения грузов через границу; система государственных органов таможенного контроля и так далее.
Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.
Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.
Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.
Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.
Кроме того, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, выделяют политику экономического роста, политику стабилизации и политику ограничения деловой активности.
.3 финансовая стратегия и финансовая тактика
Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Рассмотрим сущность финансовой стратегии. Слово "стратегия" произошло от греческого strategos, "искусство генерала". Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир [4, с.45].
Долгосрочная финансовая стратегия государства носит долговременный и часто скрытый характер. Она охватывает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная стратегия зависит, прежде всего, от двух факторов: политического и личного. Первый, - выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса. Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой стратегии в рамках принятого политического курса.
Основными проблемами долгосрочной финансовой стратегии государства являются [4, с.237]:
система финансово-кредитных органов управления;
бюджетная система и бюджетное устройство страны;
кредитная система страны и ее сеть;
пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития;
укрепление безопасности национальной валюты и подготовка реформ;
политика в области национальной валюты и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней;
выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством;
выбор и корректировка политики в области государственного кредита.
Долгосрочная государственная финансовая стратегия призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране.
Что касается финансовой тактики, то изучение данного вопроса заставляет обратиться к нескольким источникам толкования значения слов. Термин тактика - многосторонний и встречается во всех областях деятельности.
Тактика - составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и специальных войск на суше, в воздухе и на море; военно-теоретическая дисциплина. Тактика охватывает изучение, разработку, подготовку и ведение всех видов боевых действий: наступления, обороны, встречного боя, тактических перегруппировок и так далее [9, с.109].
Тактик - человек, выбирающий нужную линию поведения.
Краткосрочная финансовая тактика государства направлена, прежде всего, на обеспечение текущей внутригодовой сбалансированности централизованных финансов.
Она предполагает проведение ранее принятых стратегических установок в текущем бюджетном планировании и исполнении бюджета; оценку и управление текущими параметрами и оборотами в бюджетной системе и других централизованных фондах финансовых ресурсов; изыскание дополнительных финансовых ресурсов и выполнение возможностей обращения неиспользованных лимитов финансирования на финансирование плановых и сверхплановых расходов; форсированное привлечение нетрадиционных источников финансирования в рамках бюджетного периода; уточнение взаимоотношений бюджета, пополнение его доходов на условиях инвестиционного оформления привлечения ресурсов, обслуживание других разновидностей государственного внутреннего долга; реструктурирование внешней задолженности государства по текущим платежам кредиторам; текущее поддержание курса валюты к основным мировым валютам.
Государственная краткосрочная финансовая тактика имеет своей главной целью достижение, поддержание, повышение ликвидности квартальных и годового бюджетного и кредитного балансов, или снижение степени неликвидности таких балансов.
Таким образом, финансовая стратегия - долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающаяся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.
Сбалансированная и согласованная реализация финансовой стратегии и тактики в совокупности обуславливает осуществление оптимальной финансовой политики государства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, выделяют политику экономического роста, политику стабилизации и политику ограничения деловой активности.
Важным аспектом при анализе финансовой политики государства является изучение финансовой стратегии - долговременного плана. Финансовая тактика же направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающаяся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Рассмотрим основные направления финансовой политики России.
Содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. В 2013-2015 годах государственные заимствования выступают основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
В области государственных внутренних заимствований Российской Федерации реализация долговой политики в 2013-2015 годах направлена на решение задач финансирования дефицита федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, расширение круга инвесторов в государственные ценные бумаги, поддержание сбалансированной по срокам структуры государственных ценных бумаг.
Помимо государственных заимствований, на финансирование дефицита федерального бюджета направляются средства от приватизации федерального имущества. Финансирование федерального бюджета средствами от приватизации федерального имущества представлено в таблице 1.
Таблица 1. - Финансирование федерального бюджета средствами от приватизации федерального имущества, млрд. руб.
Показатель2013 г.2014 г.2015 г.Средства от приватизации федерального имущества298,0276,1309,4
Средства от приватизации федерального имущества всего за период 2013-2015 гг. составят 883,5 млрд. руб.
В целом, объем внутренних заимствований в форме государственных ценных бумаг и средств от приватизации за период 2013-2015 гг. составят 4785,3 млрд. руб.
Объем внутренних и внешних заимствований за период 2013-2015 гг. составят 49806 млрд. руб. Таким образом, финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет внутренних государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. Источники финансирования дефицита федерального бюджета представлены в таблице 2.
Таблица 2. - Источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. рублей.
Показатель2014 г.2015 г.Всего источников: финансирования дефицита1 705,41 755,2%% к ВВП3,12,8увеличение2 658,32 727,9уменьшение- 952,9- 972,7Источники внутреннего финансирования дефицита1 628,51 680,9увеличение2 433,72 509,4государственные ценные бумаги2 009,12 090,9приватизация276,1309,4уменьшение- 805,3- 828,6из них: государственные ценные бумаги- 518,9- 616,6
Объем внешних обязательств РФ до 2015 г. возрос в 1,5 раза, оставаясь в пределах 2,3 трлн. руб., а внутренних - возрос в 2,5 раза, достигнув 8,5 трлн. руб.
Таким образом, основным направлением современной финансовой политики является финансовая стабилизация государственного бюджета. Финансирование дефицита федерального бюджета осуществляется преимущественно за счет внутренних государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
.2 ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПЛИТИКИ РОССИИ
Главной целью финансовой политики и среднесрочной перспективе стали: повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, развитие институтов гражданского общества и повышение конкурентоспособности экономики.
В настоящее время в Российской федерации решается ряд важнейших задач в рамках финансовой политики. Наиболее важными их них являются следующие [13, c. 208]:
1.Создание необходимых условий для концентрации значительного по объему потока финансовых ресурсов. Это одна из приоритетных задач, которую решают в настоящее время правительственные структуры, а также Министерство финансов РФ.
Связано это главным образом с негативными тенденциями, которые наблюдается в экономической сфере в мире. Их влияние отразилось и на экономических процессах, происходящих в России, поэтому грамотная политика на современном этапе имеет большее значение. Её роль заметно возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование государства, но и обеспечивать его развитие в условиях кризиса.
2.Еще одним из важнейших направлений является поддержка учреждений социально - экономической сферы страны. Именно предприятия данной сферы в условиях кризисных явлений, наблюдающихся в стране, заметны наиболее остро. Отсутствие источников финансирования своей деятельности делает предприятия и учреждения данного сектора незащищенными в условиях кризиса. При этом стоит сказать, что их роль значительна, поскольку они определяют качество жителей страны. В этой связи во многом по данной причине государственные структуры обеспечивают необходимое финансирование для поддержания эффективного функционирования предприятий данной сферы.
3.Еще одной задачей, которая на данный момент имеет для страны приоритетное значение, является поддержка малого бизнеса. В настоящее время он переживает не самые лучшие времена. Именно потому финансовые вливания на стадии становления имеют большое значение, во многом определяющее его дальнейшее развитие и становление как класса в нашей стране. Также необходимо отметить, что экономический блок правительства осуществляет поддержку предприятий, которые не слабо конкурентные с зарубежными предприятиями. Для того чтобы ослабить конкуренцию в ряде сфер, где позиции российских предприятий не так устойчивы, принимаются различного рода решения. В частности, для поддержки отечественного автопрома было принято решение об увеличении пошлин на ввозимые поддержанные иномарки. Это, по мнению властей, будет ключевым элементом, обеспечивающим развитие отечественной автомобильной промышленности.
.Кроме этого финансовая политика в настоящая время стала более ориентированной на привлечение инвестиций. Многие предприятия в условиях финансового кризиса уходят с российского рынка, что наносит значительный ущерб экономике страны, затормаживая её развитие. Именно поэтому государство активно работает в этом направлении, создавая необходимые условия для инвесторов, делая их более привлекательными.
Таким образом, роль финансовой политики в современных условиях значительно повышается. Она обеспечивает развитие экономики государства, а также уровень активизации и дальнейшего роста экономических процессов в стране.
.3 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
Для того чтобы оценить эффективность финансовой политики рассмотрим ее в разрезе основных направлений.
В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе [2, c.2]:
1)интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего - путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;
2)создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
)улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
)повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
)эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.
Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета явились расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.
Правительство утвердило порядок разработки и реализации госпрограмм, сформировало перечень из 41-й государственной программы. Структура перечня программ построена исходя из основных направлений государственной политики, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Рассмотрим реализацию данных программ.
Основные программы расходов [16, c.18]:
"Доступная среда на 2011 - 2015 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175);
"Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р).
Кроме того, утверждена государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р).
В целях аналитической работы все госпрограммы распределены по пяти группам: "Новое качество жизни" (13 госпрограмм), "Инновационное развитие и модернизация экономики" (17 госпрограмм), "Обеспечение национальной безопасности" (2 госпрограммы), "Сбалансированное региональное развитие" (3 госпрограммы) и "Эффективное государство" (5 госпрограмм). Содержание данных программ представлено в Приложении 2 .
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.
Основными направлениями налоговой политики на плановый период, одобренный Правительством Российской Федерации, предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах и принятие нормативных правовых актов по следующим направлениям:
1.Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.
2.Мониторинг эффективности налоговых льгот.
.Налог на добавленную стоимость.
.Акцизное налогообложение.
.Налог на прибыль организаций.
.Налогообложение природных ресурсов.
.Введение налога на недвижимость.
.Налоговое администрирование.
Механизм снижения тарифов страховых взносов привел к снижению эффективной ставки обложения взносами, причем в наибольшей степени выгоды от такого снижения получило большинство работодателей (в составе работников у которых находятся как низкооплачиваемые категории, так и категории, заработная плата которых превышает средние показатели по российской экономике), поскольку снижение эффективной ставки обложения взносами коснулось всех работников, чья годовая заработная плата составляет 720 тысяч рублей и менее.
Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен проект федерального закона, уточняющий порядок восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (так называемой "амортизационной премии"), в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию.
Таким образом, финансовая политика была направлена оптимизацию бюджетной и налоговой политики, повышение качества и уровня жизни населения, оптимизацию бюджетных расходов. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что финансовая политика направлена оптимизацию бюджетной и налоговой политики, повышение качества и уровня жизни населения, оптимизацию бюджетных расходов.
Приоритетом бюджетной политики стало сокращение бюджетного дефицита, приближение к сбалансированному бездефицитному бюджету за счет повышения налогов и оптимизации расходов, а также пополнение бюджетных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).
Основным направлением современной финансовой политики является финансовая стабилизация государственного бюджета. Финансирование дефицита федерального бюджета осуществляется преимущественно за счет внутренних государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
.1 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
финансовый политика бюджет налоговый
Главными проблемами финансовой политики России являются:
несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
несовершенство налоговой системы;
низкие показатели инвестиционного финансирования;
отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики;
нестабильность валютного курса рубля;
неэффективное использование государственной собственности.
Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, использовавшийся при разработке финансового плана до 2023 г., основан на направлениях экономической политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - КДР). КДР призвана обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной деловой среды, повышения качества государственных институтов, при сохранении макроэкономической стабильности.
Низкий уровень сбора налогов - это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное - постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП. Пока главная производительная сила общества - экономически активный человек - не имеет возможности для своего нормального расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей, образуется "порочный круг": нет доходов, нет спроса на продукцию, нет развития производства, нет инвестиций, нет накоплений, растет импорт, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость от иностранного капитала.
Возможности сокращения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. Речь в настоящее время может идти лишь об оптимизации структуры расходных статей. Отдельно следует сказать о расходах на обслуживание государственного долга. Необходимо решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установлении верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии государственных ценных бумаг с низкой бюджетной эффективностью приводит к потере управляемости государственным долгом.
Дальнейшие пути развития общества предполагают либо движение к сужению функций государства в области экономической и социальной политики, углублению регионального сепаратизма, либо к укреплению основ государственности на федеративной основе с четко очерченными геополитическими функциями в области интеграционных процессов.
Стратегический курс в сфере государственных финансов - это, прежде всего, реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не "встанет на ноги" путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Сокращение государственного сектора экономики и увеличение частной собственности в ключевых отраслях, включая естественные монополии, не привело к увеличению доходной базы государственного бюджета, росту объемов производства.
Для формирования доходной базы бюджетов всех уровней особое значение имеет проблема их кассового исполнения. В процессе управления финансовыми потоками государства возникают временные кассовые разрывы. Минимизация остатков на отдельных бюджетных счетах возможна лишь с переходом к единому счету Федерального казначейства, что обеспечит централизацию всех средств бюджета.
Таким образом, важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.
.2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Рассмотрим пути решения проблем финансовой политики.
Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и неэмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита.
Увеличение сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особую роль играет изменение налогового законодательства.
Для решения проблемы построения реального бюджета необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.
Расширение совокупного предложения в современных условиях может обеспечить только инвестиционное финансирование за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов.
Большое значение имеет стабилизация валютного курса рубля. Необходим комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке. Например, проводимая в последние годы денежно-кредитная политика "подталкивает" и вынуждает население к использованию иностранной валюты в качестве основной формы сбережений в целях снижения инфляционного риска. Это негативно влияет на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения носят в основном спекулятивный характер и напрямую зависят от макроэкономических показателей. Выход из создавшейся ситуации выглядит так: государство создает предпосылки для конвертации иностранной валюты, принадлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности вкладов и их индексации. Одновременно в основу денежно-кредитной политики оно закладывает регулирование процентных ставок.
Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций. Соответствующие положения должны быть предусмотрены в контрактах, заключаемых с представителями государства. Следует обеспечить поступление в бюджет дивидендов, арендной платы от использования государственного имущества. Для этого целесообразно активизировать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка - Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы, сформировать систему доверительного управления государственными пакетами акций и другой собственностью, создать полный реестр объектов недвижимости, включая незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях, обеспечить подтверждение прав РФ на зарубежную собственность и повышение эффективности ее использования.
Целесообразно соответствующими правовыми актами Правительства РФ решить вопрос по счетам Государственного таможенного комитета РФ и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Эти ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. В целом казначейская система требует серьезного реформирования и придания ей самостоятельного статуса по аналогии с имеющимся зарубежным опытом в целях укрепления финансовой дисциплины и разведения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Минфине РФ.
Необходима ориентация финансовой и денежно-кредитной политики России на ее геополитические интересы. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Ориентация государств СНГ на использование во взаимных расчетах доллара США, привлечение крупных внешних займов, существенно увеличивающих нагрузки на бюджеты, вызывает сложности с погашением задолженности, обеспечением сбалансированности платежных балансов.
Один из наиболее перспективных подходов к повышению эффективности бюджетного сектора связан с реформированием системы оплаты труда в государственном секторе. При этом речь идет не о простом увеличении заработной платы работников. Задача состоит в создании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к условиям на рынке труда, и во-вторых, оказывающих серьезное стимулирующее воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.
Принимая во внимание состав бедных домохозяйств, для ослабления социального неравенства необходимо разработать программу, направленную на повышение качества жизни социально-незащищенных категорий граждан (инвалидов, многодетных, неполных семей, пенсионеров и т.д.). Значительная часть российских бедных сконцентрирована у черты бедности, и только для десятой их части бедность означает практически отсутствие средств к существованию.
Таким образом, для решения вышеперечисленных проблем необходимо:
обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;
реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;
ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.
Реализация перечисленных мероприятий позволит оптимизировать реализацию финансовой политики государства, сам процесс ее разработки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов.
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, выделяют политику экономического роста, политику стабилизации и политику ограничения деловой активности. При реализации финансовой политики ключевое значение имеет финансовая стратегия и финансовая тактика.
Финансовая стратегия - долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающаяся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.
Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время направлена на оптимизацию бюджетной и налоговой политики, повышение качества и уровня жизни населения, оптимизацию бюджетных расходов.
Приоритетом бюджетной политики стало сокращение бюджетного дефицита, приближение к сбалансированному бездефицитному бюджету за счет повышения налогов и оптимизации расходов, а также пополнение бюджетных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).
Основным направлением современной финансовой политики является финансовая стабилизация государственного бюджета. Финансирование дефицита федерального бюджета осуществляется преимущественно за счет внутренних государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
Главными проблемами финансовой политики России являются: несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; несовершенство налоговой системы; низкие показатели инвестиционного финансирования; отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики; нестабильность валютного курса рубля; неэффективное использование государственной собственности.
Таким образом, для стабилизации экономики и финансовой системы необходимо:
обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;
реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;
ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.
Реализация указанных мер будет способствовать оптимизации финансовой политики государства. Из этого можно сделать вывод о том, что проведенное исследование позволило достичь цель, обозначенную во введении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые источники
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, КноРус, 2011. - 272 с.
2.Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2008-20гг."- М.: Юридическая литература, 2011. - 36 с.
Учебники, монографии, брошюры в алфавитном порядке. Учебники отдельно от период.изданий, добавить периодики
3.Грачева, Е.Ю. Финансовое право Учебное пособие / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. - М.: Юристъ, 2009. - 417 с.
4.Балтина, А.М. Финансовые системы зарубежных стран: Учебное пособие / А.М. Балтина. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 300 с.
.Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 210 с.
.Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.М. Павлова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. - 353 с.
.Ковалев, В.В. Финансы: Учебник - 2е изд., перераб. и доп. / В.В. Ковалев. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. - 196 с.
.Ермасова, И.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах: Учеб. Пособие / И.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2010. - 516 с.
.Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. / П.И. Вахрин. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2010. - 201 с.
.Чернова, Е.В. Управление прибылью / Е.В. Чернова // Финансы и кредит. - 2011. - № 3. - С.15 - 18.
.Брайчева, Т.В. Государственные финансы/ Т.В. Брайчева. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
.Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.М. Годин. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2011. - 620 с.
Электронные ресурсы
.Общие информационные, справочные и поисковые системы «Консультант Плюс», «Гарант».
.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.https://ru.wikipedia.org - википедия