Финансовая политика Российской Федерации и основные пути оздоровления финансов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,51 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая политика Российской Федерации и основные пути оздоровления финансов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра экономики и управления предприятием







Курсовая работа

Тема: Финансовая политика РФ и основные пути оздоровления финансов












Тверь 2010г.

Содержание

Введение

Глава 1. теоретическая СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА и ее ТИПЫ

.1 Сущность и задачи финансовой политики

.2 Содержание финансовой политики

.3 Типы финансовой политики

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВ

2.1 Меры по преодолению мирового кризиса и формированию устойчивой финансово-экономической системы

2.2 Пути выхода экономики РФ из финансового кризиса

Глава 3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ РФ

.1 Оценка макроэкономических показателей Российской Федерации

.2 Последствия мирового финансового кризиса

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Цели и задачи работы.

Целью данной работы является рассмотреть финансовую политику Российской Федерации. И проанализировать основные пути оздоровления финансов.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

. Изучить финансовую политику государства.

. Выявить основные пути оздоровления финансов в послекризисный период.

. Дать анализ современного состояния финансовой системы РФ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ТИПЫ

1.1Сущность и задачи финансовой политики

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством.

Такая трактовка таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства. Так, например, вопросы государственного вмешательства в экономику России, выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения и многие другие вопросы, определяющие функции и задачи государства, до сих пор остаются дискуссионными.

Использование финансовой политики только как средства (инструмента) выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны.

Например, до недавнего времени многими специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса - ее губительность. Тем не менее, она долго оставалась без изменений и продолжала сдерживать экономическое развитие страны.

Другой пример - из области взаимоотношений государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платеже, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.

Из изложенного выше можно сделать, по крайней мере, два вывода.

Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы.

Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства, в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики».

Данное определение не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами.

По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «… должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».

Итак, государственную финансовую политику будем рассматривать как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п.

Задачами финансовой политики являются:

¨создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

¨установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

¨организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

¨выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

1.2 Содержание финансовой политики

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

В составе финансовой политики, как правило, выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в определении источников формирования доходов государственного бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным кредитом.

Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

Таможенная политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы приходил приток иностранного капитала.

Политика управления государственным кредитом связана с обеспечением деятельности государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В России регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования.

Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают относительную самостоятельность денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг.

Денежная политика направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты.

Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).

Ценовая политика - регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур - монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

Финансовая политика на рынке ценных бумаг - управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов).

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.


. Классическая.

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

2. Регулирующая.

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж.М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

3.Неокласическая.

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

4.Планово-директивная.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВ

2.1 Меры по преодолению мирового кризиса и формированию устойчивой финансово-экономической системы

Исходя из того, что благополучие неделимо, что устойчивым может быть только совместный рост и что глобальный план восстановления должен быть ориентирован на удовлетворение потребностей и обеспечение рабочих мест для трудящихся и их семей не только в развитых странах, но и в странах с формирующейся рыночной экономикой и беднейших странах мира, а также отражать интересы не только нынешнего, но и будущих поколений. Предполагается, что единственным надежным фундаментом для устойчивой глобализации и улучшения благосостояния для всех является открытая мировая экономика, базирующаяся на рыночных принципах, эффективном регулировании и прочных глобальных институтах.

В этой связи сегодня нужно сделать все необходимое, для того чтобы:

восстановить уверенность, темпы роста и рабочие места;

восстановить финансовую систему и возобновить кредитование;

укрепить финансовое регулирование, чтобы вернуть доверие;

обеспечить финансирование и реформирование наших международных финансовых учреждений для преодоления текущего кризиса и предотвращения кризисов в будущем;

поощрять глобальную торговлю и инвестиции и отказаться от протекционизма, чтобы заложить фундамент для благополучия; и

обеспечить устойчивый экономический подъем для всех без ущерба для окружающей среды.

Центральные банки ведущих стран должны принимают исключительные меры. В большинстве стран прошло резкое сокращение процентных ставок, и центральные банки должны взяли на себя обязательство проводить политику стимулирования экономического роста до тех пор, пока это будет необходимо, и применять весь спектр инструментов кредитно-денежной политики, включая нетрадиционные инструменты, с учетом необходимости обеспечения стабильности цен.

Действия по возобновлению роста могут быть эффективными только тогда, когда восстановятся внутренние системы кредитования и международные потоки капитала. Государства обязаны оказывать существенную комплексную поддержку банковским системам с целью обеспечения ликвидности, рекапитализации финансовых учреждений и принятия решительных мер по урегулированию проблемы некачественных активов. Необходимо принять все необходимые меры для восстановления нормального потока кредитов в финансовых системах и для обеспечения устойчивости системообразующих учреждений.

В совокупности эти действия обеспечат крупнейший финансовый и денежно-кредитный стимул и образуют самую масштабную за последнее время программу поддержки финансового сектора.

Так же следует обеспечить фискальную и ценовую стабильность в долгосрочной перспективе и реализовывать надежные стратегии по развертыванию мер, необходимых в настоящее время для поддержки финансового сектора и восстановления мирового спроса. Реализация согласованной политики всех стран позволит ограничить долговременные издержки для всех экономических систем, снизив, таким образом, масштаб фискальных мер, необходимый в более долгосрочном плане.

Необходимо воздерживаться от девальвации валют по соображениям конкуренции и развивать стабильную, нормально функционирующую международную валютную систему.

Крупные провалы в финансовом секторе и финансовом регулировании и надзоре стали основными причинами кризиса. Поэтому следует принять меры для создания более сильной, более глобально сплоченной надзорной и регулятивной системы для будущего финансового сектора, которая будет поддерживать устойчивый мировой рост и будет соответствовать потребностям бизнеса и граждан.

Страны с формирующейся рыночной экономикой и развивающиеся страны, выступавшие локомотивом мирового роста, теперь также сталкиваются с трудностями, усугубляющими нынешний спад мировой экономики. Для восстановления доверия в мире и оживления экономики совершенно необходимо, чтобы приток капитала в них продолжался. Это потребует существенного укрепления международных финансовых учреждений, в частности МВФ.

Увеличение объемов мировой торговли было основой растущего процветания на протяжении полувека. Однако сегодня впервые за последние 25 лет эти объемы сокращаются. Снижение спроса усугубляется усилением протекционистского давления и ликвидацией системы торговых кредитов. Для возобновления всемирного роста необходимо оживление мировой торговли и инвестиций.

Чтобы финансовые учреждения содействовали выходу из кризиса и не допускали кризисов в будущем, следует повышать их дееспособность, эффективность и легитимность с ориентацией на более долгосрочную перспективу. Поэтому наряду со значительным увеличением объема ресурсов, необходимо реформировать и модернизировать международные финансовые учреждения, чтобы они могли эффективно помогать членам и акционерам в преодолении новых трудностей, с которыми те сталкиваются.

Стоит добиваться гораздо большей сплоченности и системного сотрудничества между странами и создать систему международно согласованных высоких стандартов, в которой нуждается мировая финансовая система. Усиленное регулирование и надзор должны стимулировать обоснованность решений, честность и транспарентность, ограждать от риска всю финансовую систему, смягчать, а не усиливать последствия финансового и экономического цикла, сокращать зависимость от неоправданно рискованных источников финансирования и препятствовать принятию чрезмерно рискованных решений. Регулирующие и надзорные органы должны защищать потребителей и инвесторов, поддерживать рыночную дисциплину, не допускать негативных последствий для своих стран, сокращать масштабы регулятивного арбитража, поддерживать конкуренцию и динамичное развитие и шагать в ногу с новыми тенденциями на рынке.

2.2 Пути выхода экономики РФ из финансового кризиса

1. Необходимо сформулировать масштабный план государственной поддержки жилищного строительства как отрасли, формирующей максимальные мультипликативные эффекты для экономики, с выходом на объем инвестиций не менее 500 млрд. руб. в год. При этом упор должен делаться на комплексное освоение территорий и малоэтажное строительство с применением современных энергосберегающих решений, с бесплатным предоставлением в собственность жителям новых поселений земельных участков. В комбинации инструментов господдержки следует учитывать: субсидирование ставок по ипотечным кредитам, государственный заказ на жилье для бюджетников, увольняемых в запас военнослужащих, отселяемых жителей моногородов, бесплатное предоставление обустроенных земельных участков под застройку компаниям, государственные гарантии застройщикам, субсидирование ставок по кредитам застройщикам.

. Правительство должно определить и объявить приоритеты технологического перевооружения российской экономики с предоставлением существенных налоговых преференций инвесторам. В частности, следует отменить импортные пошлины на ввоз технологического оборудования и предоставлять налоговые каникулы по уплате НДС на ввозимое оборудование, отложив уплату налога до начала деятельности. В ряде секторов следует поддержать государственными деньгами лизинговые компании.

. Правительство должно разработать и осуществить комплексный план по поддержке въездного туризма как отрасли, формирующей значительный мультипликативный эффект для экономики. Для этого необходимо либерализовать процедуры визового регулирования и пограничного контроля.

. Приоритетными направлениями антикризисной политики должны стать обеспечение макроэкономической стабильности и борьба с растущей инфляцией. Необходимо объявление 12-18-месячной паузы на изменение тарифов естественных монополий с одновременным активным применением методов публичного контроля за их издержками для определения внутренних источников повышения эффективности.

. Необходимо в ближайшее время начать публичное обсуждение новой налоговой реформы, которая, среди прочих, сможет решить проблемы долгосрочной сбалансированности пенсионной системы одновременно со снижением налогообложения труда и проблемы стимулирования нефтяных компаний к расширению добычи в сложных условиях и созданию новых перерабатывающих мощностей.

. Правительство должно сформулировать и добиться реализации среднесрочной инвестиционной программы, направленной на развитие каналов широкополосного доступа в интернет по технологии ADSL в регионах России с целью обеспечения такой возможности в течение 3 лет во всех региональных центрах и городах с населением свыше 300 000 человек, а в течение 5 лет - во всех городах с населением свыше 50 000 человек.

. Поскольку в течение нескольких ближайших лет при реализации мер антикризисной политики государство может стать собственником пакетов акций российских компаний, то необходимо уже сейчас определиться с принципами и целями использования этих активов. В качестве возможной альтернативы следует рассмотреть возможность передачи сформированных государственных пакетов акций в собственность Пенсионного фонда как института, наиболее полно отражающего материальные интересы общества в целом.

. Серьезным вызовом для властей и общества может стать ситуация в моногородах России. В связи с этим правительству во взаимодействии с бизнесом необходимо выработать стратегический план их реструктуризации, нацеленный на создание новых рабочих мест в центрах прогнозируемой деиндустриализации или на переселение жителей моногородов на вновь осваиваемые территории.

. Необходимо оказание государственной поддержки отдельным крупным инвестиционным проектам, находящимся в завершающей стадии строительства, путем предоставления государственных гарантий.

. Необходимо увеличить государственные инвестиции в поддержку процесса модернизации образования, стимулировать новые образовательные стандарты и организационные формы.

. Необходимо завершить реформу технического регулирования, являющегося сегодня значительным препятствием для инвестирования.

. Государство должно быть готово к решению проблем «плохих долгов» банковской системы через создание «плохого банка». Вместе с тем рекомендуется привлечь к формированию и управлению деятельностью такой структуры частных инвесторов. Одновременно правительство не должно заставлять банки, находящиеся под его контролем, кредитовать нежизнеспособные предприятия в условиях кризиса, поскольку это будет вести к наращиванию «плохих долгов», превращая системообразующие банки в «плохие банки».

. Власть должна пойти на открытый и публичный диалог с бизнесом и обществом с целью выработки наиболее адекватных решений в области антикризисной политики и экономического развития.

. Власти следует изменить политику освещения текущей ситуации в государственных СМИ, нацелив их на адекватное и открытое обсуждение реальных проблем в экономике для аккуратного снижения градуса завышенных общественных ожиданий.

. Ввести процедуру парламентского контроля за деятельностью госкомпаний и госкорпораций с обязательным публичным раскрытием информации об их деятельности.

. Осуществить «перезагрузку» системы национальных проектов, нацелив их а) на мероприятия по снижению социальных последствий кризиса; б) на мероприятия по модернизации общественной инфраструктуры по время кризиса.

. Правительство должно изменить принципы возврата НДС для добросовестных налогоплательщиков.

. Следует перейти к принципу «единого окна» при сдаче отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды, к предоставлению всей налоговой (и аналогичной) отчетности по электронной почте.

. Правительство должно разработать и реализовать новую программу дебюрократизации отношений между бизнесом и властью, ориентированную на облегчение процедур создания и регистрации бизнеса, замену государственного лицензирования страховыми платежами или регистрацией в саморегулируемых организациях бизнеса.

. Необходимо предусмотреть финансирование за счет средств федерального бюджета расходов регионов, направленных на возврат авансов по налогу на прибыль, полученных в 2008 г.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ РФ

3.1 Оценка макроэкономических показателей Российской Федерации

Министерство экономического развития и торговли РФ разработало сценарные условия и параметры прогноза основных макроэкономических показателей на 2010 год по двум основным вариантам.

Оба варианта базируются на оценке мировых цен на нефть - а именно умеренного снижения средней цены на нефть марки Urals до $60/барр. в 2010-ом году. Различия вариантов заключаются в разнице динамики роста конкурентоспособности российского бизнеса и реализации правительственных мер и инвестиционных проектов, направленных на ускорение экономического роста.

Таким образом, при рассмотрении инерционного варианта развития прогнозируется снижение темпов роста экспорта нефти при сохранении низкого уровня экспорта ненефтепромысловых товаров, что в свою очередь приведет к снижению темпов роста ВВП. В умеренно-оптимистичном прогнозе учитывается та же ситуация на рынке экспорта нефти при увеличении конкурентоспособности российского бизнеса и усилении реализации государственных программ стимулирования экономического роста.

В настоящее время точность прогнозов изменения макроэкономических показателей крайне низка вследствие непредсказуемости мировых цен на нефть, с которыми сильно увязана экономика России.

Именно в силу этого обстоятельства Минэкономразвития разработало еще один прогноз возможных колебаний цены на нефть на 2010 год и последствий этого фактора на темпы роста ВВП.

По первому варианту, при снижении цены нефти до $39/барр. в 2010 году темп роста ВВП России остановится на отметке 5,5%. Второй вариант прогноза основывается на умеренном снижении цены нефти до $45/барр. в 2010г. При этом темп роста ВВП составит 5,7%. Последний, третий вариант, заключается в повышении цены нефти до $58/барр. в 2010, что приведет к увеличению темпов роста ВВП до 6,2% .

Динамика обменного курса рубля

Рост мировых цен на сырье, на котором во многом базировалось усиление позиций платежного баланса в последние годы, в период 2009-2010 годов, согласно прогнозу, сменится падением цен. В этих условиях, несмотря на замедление роста импорта, произойдет значительное сокращение притока иностранной валюты в страну.

В связи с этим, номинальный эффективный курс рубля в 2009 году оставался относительно стабильным, а в 2010 году из-за сокращения сальдо счета текущих операций может произойти понижение номинального эффективного курса рубля на 1-3% в год.

Обменный курс доллара к рублю составит 27,5 рублей за доллар к концу 2010 года.

Прогнозы изменения демографической ситуации

По данным МЭРТ, в 2009-2010 гг. на рынке квалифицированной рабочей силы основное преимущество, по-прежнему, будут иметь промышленно развиты регионы и сектора экономики, характеризующиеся высокими заработными платами и лучшими условиями проживания.

По обобщенным прогнозам, в 2009-2010 гг. численность постоянного населения России сократится на 1,3 млн. человек. Численность населения трудоспособного возраста за 2009-2010 гг. сократится на 2,5 млн. человек, а численность занятых в экономике сократится на 0,8 млн. человек.

Прогнозы изменения инфляции

Параметры инфляции, с учетом предельного повышения уровня цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, прогнозируются МЭРТ следующим образом: в 2010 год - 5-6%, по отношению к 5,5-6,5% в 2009г. Подобное снижение инфляции до верхней и особенно до нижней границы предполагает значительное снижение базовой инфляции (т.е. инфляции, не учитывающей тарифы и цены на топливо) путём ужесточения денежной политики и нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения.

Прогнозы роста тарифов на услуги ЖКХ

В рамках изменения параметров цен на товары естественных монополий, решением Правительства РФ было заложено заметное увеличение тарифов на услуги ЖКХ. По мнению Минэкономразвития, повышение тарифов на газ, которое приведет к увеличению его стоимости почти в три раза за три года, имеет своей целью стимулирование эффективности газопотребления, замещение газа другими энергоносителями, а также, что важнее всего, увеличение добычи газа и его поставок на внутренний рынок.

Прогнозы изменения налоговых условий

Основные прогнозы МЭРТ, касающиеся развития налоговых условий политики государства, представлены в следующей таблице:

НДС. Предусмотрено сохранение действующей ставки.

Акцизы на нефтепродукты, табачную продукцию, спирт. Ставки акцизов на нефтепродукты и табачную продукцию предполагается сохранить на уровне 2008 года. Для акциза на спирт и спиртосодержащую продукцию планируется произвести индексацию специфических ставок в соответствии с прогнозируемыми значениями индекса потребительских цен на очередной год.

Налог на прибыль организации. Начиная с 2007 года, организациям разрешается уменьшать текущую налоговую базу на сумму прошлогодних убытков. Для сельскохозяйственных предприятий в 2010-2011 - 12%.

финансовый политика кризис

Налог на добычу полезных ископаемых. Ноль процентов на начальный период разработки месторождений на лицензионных участках Республики Саха, Иркутской области, Красноярского края. Установлен понижающий коэффициент для месторождений на завершающем этапе разработки.

Социальное развитие

По данным МЭРТ, на 2009-2010 году сохраняются высокие темпы роста заработной платы.

Подобный рост заработной платы будет обусловлен прогнозируемыми устойчивыми темпами экономического развития, высокими доходами в экспортно-ориентированных отраслях экономики, а также реализацией программ по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.

3.2 Последствия мирового финансового кризиса

Национальная экономика подверглась значительным потрясениям в связи с наступившим финансовым кризисом. Сильная зависимость от мировых цен на сырьевые ресурсы отрицательно сказалась на платежном балансе и притоке инвестиционных ресурсов.

Кризис отразился не только на финансовых структурах, но и на предприятиях, реального сектора экономики, которые, казалось, абсолютно надежны (металлургия, строительство и т.д.).

Попробуем выделить основные негативные последствия мирового финансового кризиса на национальную экономику и социальную сферу. Однако кризис - это не только потери, это ещё, приобретения и перемены. Поэтому имеет смысл определить и возможное положительное влияние, как в настоящем, так и в будущем.

Отрицательные последствия мирового финансового кризиса

1. Падение мировых цен на нефть

Национальный бюджет напрямую зависит от мировой конъюнктуры рынка энергоносителей. Снижение цен на нефть влечет за собой сокращение доходов бюджета со всеми вытекающими.

Падение спроса на энергоносители среди стран импортеров нефти (США, Китай, Япония, Евросоюз) обусловлено сокращением производства в этих странах, а значит, и гораздо меньшее потребление сырья основными потребителями, что и привело к падению цен на ресурсы.

. Рост процентных ставок по кредитам и сокращение объема кредитования

Финансовый рынок России в докризисное время выглядел довольно привлекательно для иностранных инвесторов: динамично растущая экономика, высокий спрос на финансовые ресурсы, а также относительно высокая доходность при среднем уровне риска.

Как только финансовый рынок пошел на спад, инвесторы приступили к ускоренному выводу активов из России. Нехватка денежных ресурсов породила кризис ликвидности в банковской системе. Банки не замедлили приступить к сокращению кредитных портфелей, повышению ставок, и повышению требований к заемщикам, что не только умерило потребительский спрос, но и усложнило ведение бизнеса в кризис.

Все силы были направлены на то, чтобы обеспечить приемлемый уровень ликвидности и остаться на плаву, а также не попасть под карательные меры Центрального Банка РФ, который начал массово отзывать лицензии у «проблемных» банков.

. Падение рынка ипотечного кредитования

Ипотечное кредитование в России более чем на половину проводилось за счет иностранных ресурсов. Своих длинных свободных денег под достаточно низкие проценты у нас не достаточно. Соответственно, в связи с оттоком денежных средств иностранных инвесторов, активность ипотечного рынка значительно снизилась. К моменту начала экономических потрясений рынок находился только в стадии становления.

Рынок ипотечного кредитования в стране существует, но его масштабы крайне малы, а после вывода средств инвесторов стал ещё меньше.

В настоящий момент ставки по ипотечным кредитам выросли, как и по остальным кредитным программам, а также сократился объем выдачи, и ужесточились требования к заемщикам. Дополнительной проблемой к оживлению ипотечного рынка стало сокращение заработных плат, а также неуверенность населения в стабильном уровне доходов в будущем.

. Крах Российского фондового рынка

Последнее время национальный фондовый рынок становился все более популярным: иностранные фонды наращивали свое присутствие, вкладывая средства в российские ценные бумаги, потому как соотношение риск-доходность смотрелось довольно привлекательно.

Но осенью 2008 года торговые площадки останавливали торги в связи с сильным падением котировок ценных бумаг по несколько раз в неделю. Иностранные инвесторы продавали бумаги российских эмитентов

. Возникновение «кризиса недоверия»

Кризис недоверия в бизнесе также возник благодаря ухудшению экономической ситуации в стране. Это явление возникло вследствие задержек платежей контрагентами по сделкам. Если до кризиса организация могла взять кредит для исполнения обязательств по сделкам, а в торговле вообще доля заемных средств была довольно значительной, что позволяло наращивать обороты и развивать бизнес, то теперь это значительно усложнилось.

Ограничение кредитных ресурсов привело к тому, что многие предприятия не смогли рассчитаться по своим обязательствам. Результатом стало недоверие поставщиков, а значит - либо ужесточение условий рассрочки, либо поставка только по предоплате, а в некоторых случаях - разрыв отношений.

. Снижение деловой активности

Снижение объемов производства (подразумевается и оказание услуг), сворачивание инвестиционных проектов, а также ликвидация предприятий (банкротство). Очевидно, что все это отражает снижение активности бизнеса в стране в целом.

Причин для этого несколько:

снижение спроса со стороны конечных потребителей;

проблемы с получением кредитов в коммерческих банках;

«кризис недоверия»

Этот процесс затронул большинство отраслей национальной экономики. Ведение бизнеса в кризис связано с высоким риском, при относительно невысокой рентабельности.

Снижение деловой активности можно назвать одним из наиболее тяжелых последствий финансового кризиса, поскольку это влечет за собой ряд социальных последствий, таких как безработица, снижение доходов населения, сокращение поступлений в бюджеты разных уровней.

. Рост безработицы

Снижение деловой активности привело к массовому сокращению персонала. Предприятия начали пересматривать свою кадровую политику и, в первую очередь, освобождаться от сотрудников, без которых можно нормально функционировать, вторыми на улице оказались сотрудники, подразделения которых упрощались. Наибольшее сокращение испытали на себе работники экономических специальностей.

Положительные последствия финансового кризиса

В целом, кроме негативных последствий любой кризис имеет и определенные положительные моменты. На промышленном рынке происходит так называемый «естественный отбор». На плаву остаются только наиболее жизнеспособные предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами. Неконкурентоспособные же компании уходят с рынка. Но в борьбе предприятий за выживание, в условиях жесткой конкуренции может также произойти и снижение цен на некоторые товары и услуги, что, безусловно, тоже является положительным моментом. Пример тому - бензин, земля, недвижимость. Кризис приводит рынки к естественному ценообразованию. Помимо этого происходит общее оздоровление экономики и выход на первый план отечественных производителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика России в современных условиях.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Хочется отметить, что финансовая политика любого государства должна быть нацелена на построение такого финансового механизма, который позволяет с наибольшей эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, заявленных в долгосрочной программе социально-экономического развития страны на перспективу. В условиях кризиса задача финансовой политики состоит в максимальном сокращении сроков перехода от спада к оживлению активности путём задействования всех составляющих: бюджетной, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики.

При реализации антикризисных мер приоритет должен отдаваться следующим направлениям:

. Стимулирование спроса посредством более активной реализации инфраструктурных проектов. Расширение заказа на инфраструктурные проекты по цепочке приводит к росту спроса на продукцию ряда других отраслей. Таким образом, одновременно решаются задачи повышения внутреннего спроса, обеспечения занятости и улучшения состояния инфраструктуры, определяющей конкурентоспособность предприятий.

. Изменение критериев отбора хозяйствующих субъектов для государственного финансирования (гарантий, субсидирования процентных ставок). Основными критериями являются не размер предприятия, а его эффективность и потенциал конкурентоспособности на внешнем или внутреннем рынке. Это позволяет избежать поддержки крупных, но неэффективных предприятий, которые даже в условиях благоприятной конъюнктуры не стремились повысить свою конкурентоспособность и в долгосрочной перспективе всё равно проиграют конкурентную борьбу.

. Стимулирование инвестиционного спроса. Предоставление компаниям государственного финансирования должно носить преимущественно «связанный» характер, то есть его следует направлять на реализацию инвестиционных программ модернизации производства. Эта мера позволяет одновременно создавать спрос на различные группы инвестиционных товаров и повысить эффективность и конкурентоспособность в посткризисный период.

. Обеспечение спроса на продукцию отдельных отраслей. В некоторых случаях целесообразен госзаказ на продукцию отдельных отраслей для их временной поддержки в расчёте на восстановление спроса на рынке в обозримой перспективе.

Таким образом, финансовая политика, представляет собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Финансы: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт-М, 2004.;

.Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.;

.Финансы. Учебник для вузов. Под редакцией Дробозиной Л.А., М.: 2002.;

.Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2002. №10;

.Антикризисное управление: Учебник/ под ред.Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА - М, 2001.;

.Горелов Н.А. Антикризисное управление: Учебник для вузов. - СПб,. 2000.

.Шаталов С.Д. Приоритеты налоговой политики Финансы. - 2006. - №7;

.Мытарев В. «Государство окажет поддержку. Но не всем» / РИА Новости

.Журнал «Вопросы экономики» Выпуск 2 2009 г. В. Мау «Россия и мировой кризис. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису».;

10.Журнал «Финансы и кредит» Выпуск 41 - 2009 г. М.П. Придачук «Финансовая политика России в условиях кризиса»

11.Журнал «Вопросы экономики» Выпуск 3 2009 г. А. Кудрин «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию».

.Журнал «Справочник экономиста» Выпуск 3 2009 г. Ж.В. Локтева «Особенности развития экономики России в период общемирового кризиса».;

.Интернет-ресурс: официальный сайт Д. Медведева www.kremlin.ru.;

.Интернет-ресурс: Министерство финансов Российской Федерации www.minfin.ru.

Похожие работы на - Финансовая политика Российской Федерации и основные пути оздоровления финансов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!