Обзор учебной литературы по дисциплине 'Анализ музыкальных произведений'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,64 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обзор учебной литературы по дисциплине 'Анализ музыкальных произведений'

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Белгородский Государственный Институт Искусств и Культуры

Факультет «Музыкального творчества»








Контрольная работа

по курсу «Анализ музыкальных произведений»

на тему: «Обзор учебной литературы по дисциплине АМП»








Белгород

г.

Введение

Анализ музыкальных произведений - научное исследование формы музыкального сочинения, его стиля, а также роли каждого из компонентов и их взаимодействия в воплощении его содержания. Анализу противостоит синтез - метод исследования, заключающийся в соединении отдельных элементов в единое целое. Анализ и синтез находятся в постоянном единстве, то есть анализ музыкального произведения, в конечном итоге всегда приводит к синтезу. Такой двусторонний процесс ведет к углублению понимания объектов, подлежащих изучению.

Термин «Анализ музыкального произведения» понимают и употребляют в широком и узком смысле слова: рассмотрение любой музыкальной закономерности как таковой (например, подвергается анализу структура мажора и минора, нормы метра в пределах определенно стиля, законы композиции целого музыкального произведения и т.д.), что соединяет его с термином «теоретическое музыкознание»; аналитическое рассмотрение любого элемента музыкального языка в пределах конкретного музыкального произведения - ведущее понимание термина «анализ музыкального произведения».

Музыка - искусство временное, она отражает явления действительности в процессе их развития, поэтому самое существенное при анализе музыкального произведения и отдельных его элементов имеет установление закономерностей развития.

Анализ музыкального произведения может служить разным целям. Анализ отдельных компонентов музыкального произведения применяется в учебно-педагогических курсах, учебниках, учебных пособиях и теоретических исследованиях. В научных исследованиях в соответствии с их видом и конкретной направленностью всестороннему анализу подвергаются отдельные выразительные элементы, закономерности композиционной формы музыкальных произведений. Во многих случаях при изложении общей теоретической проблемы в качестве доказательства выдвинутого положения анализируются соответствующие образцы - отрывки музыкальных произведений или целые произведения. Это - дедуктивный метод. В других случаях такого рода аналитические образцы даются, чтобы подвести читателя к выводам обобщающего характера. Это - индуктивный метод. Оба метода одинаково правомерны и могут сочетаться.

Комплексный (целостный) анализ отдельных произведений - неотъемлемая часть историко-стилистического исследования, раскрытия постоянно развивающихся стилистических закономерностей, особенностей той или иной национальной культуры, а также один из методов установления существенно-важных общих закономерностей музыкального искусства. В более сжатой форме он становится частью монографического исследования, посвященного одному композитору.

Анализ музыкальных произведений активно применяется в учебно-педагогической практике. Во многих учебных пособиях по предметам музыкально-теоретического цикла имеются отдельные разделы аналитического профиля; существуют отдельные учебные пособия по анализу музыкальных произведений.

1. Б.В. Асафьев «Музыкальная форма как процесс» в двух книгах

В XX веке отечественное музыкознание обогатилось целым рядом фундаментальных работ, посвященным проблемам анализа, в том числе и целой серией учебников, подытоживших многолетний плодотворный труд корифеев этой области - Б.В. Асафьева, Л.А. Мазеля, В.Я. Цуккермана и других известных исследователей в этой области.

Это итог многолетней работы автора над вопросом интонационной специфики музыкального искусства, среди которых одно из главных мест занял вопрос об особенностях интонационного становления музыкальных форм. Книге присущ в основном учебно-методический характер; центральным вопросом является вопрос воспитания слуха у «обучающихся музыкальному искусству» [2:4]. Основной теоретический тезис - общность истоков речевой и музыкальной интонаций.

Первая книга о форме разделена на три отдела. Они обрамлены «Введением», знакомящим читателя с основной проблематикой книги, и двумя «Добавлениями». Первое из них почти тезисно подводит итоги исследования. Второе является «ключом» для прочтения всей книги, так как суммирует в себе главное - понимание Асафьевым в конце 20-х годов проблемы музыкальной интонации - проблемы интонационной специфики музыкального искусства.

В первой книге складываются ведущие предпосылки для социально-исторического обоснования интонационной теории развития музыкального искусства, в частности, для понимания таких явлений, как «интонационный словарь» и «интонационное обновление». Здесь же музыка рассматривается не только как процесс творчества, но и как процесс восприятия. Автор дает социальное обоснование роли искусства.

Вторая книга имеет название «Интонация». Здесь более полно и многогранно раскрывается интонационная теория Асафьева. Как и впервой книге, здесь автор рассматривает музыкальное искусство как один из видов «временных» искусств, раскрывающих свое содержание в становлении и развертывании художественного образа - в процессе интонирования. На протяжении всей книги большое внимание уделяется как общим моментам речевого и музыкального интонирования, так и отличиям этих двух типов интонирования.

Вся работа Асафьева пронизана глубоким историзмом. Наблюдая развитие музыкального искусства, он дает ряд исторических обобщений, а на их основе и ряд обобщений теоретических и эстетических. Многие из них по-новому ставят проблемы музыкального языка, законов его развития и выразительных возможностей. Определяются два ракурса применения Асафьевым термина «интонация», которые условно можно обозначить как широкое, лежащее в сфере общеэстетических категорий, и узкое, вырастающее из традиций «языкового» рассмотрения явлений музыкального искусства.

В книге много интересных мыслей, касающихся анализа музыкального тематизма и принципов его развития. Рассмотрение этой проблемы не выделено в самостоятельный раздел, но присутствует на протяжении всего изложения книги. Немало страниц книги посвящено вопросам исполнения и слушания музыки.

2. Л.А. Мазель, В.Я. Цуккерман «Анализ музыкальных произведений. Элементы анализа и методика анализа малых форм»

Учебное пособие предназначено для специального консерваторского курса, преподаваемого студентам композиторского и музыковедческого отделений. В ней излагаются общие методологические основы анализа, учение о выразительной и формообразующей роли отдельных сторон музыки, теория и история простейшей музыкальной формы (периода). Последняя глава содержит примеры комплексного анализа, предваряемые методическими разъяснениями.

Главы книги содержат больше материала, чем должно и может быть пройдено в курсе. Часть материала студентам предлагается для самостоятельного изучения. Книга содержит элемент научного исследования, который проявляется во всех главах книги.

В учебном пособии в полной мере освещается курс анализа, его задачи, преемственные связи, характер; рассмотрены специфические черты музыки, музыкальные жанры, их связи, выразительные возможности музыки.

Большое внимание уделено мелодии, ее природе, важнейшим сторонам, выразительным возможностям. Авторы разобрали выразительное и формообразующее действие гармонии, а также уделили много внимания выразительным возможностям метроритма, динамики, тембра и фактуры.

В конце учебного пособия даны целостные анализы музыкальных произведений русских и зарубежных авторов.

3. В.Я. Цуккерман «Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы»

Данная книга является продолжением первой части учебника по курсу анализа музыкальных произведений, написанного совместно с Л. Мазелем (Москва, 1967 год). Книга охватывает два основных раздела: общие принципы развития и формообразования в музыке и простые формы (все виды двухчастных и трехчастных форм, а также образцы анализов в пределах этих форм). Учебник предназначен для музыковедов и композиторов. Впервые издался в 1980 году.

Первая глава освещает общие принципы развития и формообразования в музыке и дает начальное представление о формах, выразительных средствах, способствующих развитию музыки. Вторая глава предоставляет информацию о простых формах: двух- и трехчастных; рассказывает о возможностях простых форм, их развитии и структуре, особенностях синтаксиса.

Вся информация подкреплена нотными примерами, иллюстрирующими информацию, содержащуюся в учебном пособии.

4. В.Я. Цуккерман «Анализ музыкальных произведений. Сложные формы»

Автор исследует сложные формы. Наибольшее место учебном пособии в связи с ее огромной распространенностью занимает сложная трехчастная форма, ее природа. Исследователь пишет о чертах исторического развития данной музыкальной формы, производит разбор частей, их образно-тематических соотношений. Отдельно разбирается трехчастная форма композиторов XX века.

При описании сложной двухчастной формы, автор определяет важнейшие особенности данной формы, отношение частей и классификацию, строение и связи частей. Отдельной темой выделен выразительный смысл сложной двухчастной формы.

В учебном пособии также рассматриваются обрамленные формы и концентрическая форма, которые не всегда относятся к сложным формам, но выходят за рамки простой музыкальной формы.

Заключительная часть посвящена комплексном анализу музыкальных произведений, где наряду с закономерностями форм большое внимание уделяется общей роли каждого сочинения, обстановке, в которой оно создавалось, выразительным средствам и их смысловому значению.

5. И.В. Способин «Музыкальная форма»

Курс, предложенный в учебнике, открывается главой «Важнейшие общие основы музыкальной формы», в которой даются основные определения, понятия, без которых дальнейшее изучение курса анализа музыкального произведения невозможно. Студентам предлагается разобраться в основах музыкальной формы, а также элементах, из которых складывается та или иная форма произведения.

Дальнейший материал распределяется по большим разделам, где подробно разбираются:

) Гомофонические формы: период, простые двух- и трехчастная формы, тема с вариациями, рондо, рондо-соната, сонатная форма, старинная двухчастная и старинная сонатная формы, циклические формы, смешанные формы; большое внимание уделено особенностям вокальной формы.

) Полифонические формы: сложный контрапункт, имитация, канон, фуга и другие.

Каждая изучаемая тема снабжена материалом для закрепления навыка самостоятельного анализа музыкальных произведений.

Примечательно то, что автор во введении не только дает рекомендации студентам для успешного усвоения курса. Также преподаватели могут почерпнуть важную информацию по организации образовательного процесса.

6. М.Ш. Бонфельд «Анализ музыкальных произведений»

Структура тональной музыки в двух частях. Данное учебное пособие не имеет аналогов в отечественной и мировой литературе о музыке. Оно ориентировано на широкий круг изучающих эту дисциплину: студентов педагогических и музыкальных колледжей, исполнительских и музыковедческих факультетов консерваторий, музыковедов-исследователей. Пособие издается в двух частях. В первой части дана характеристика музыкального материала и мелких построений, вторая часть посвящена характеристике и анализу простых и сложных форм.

В данном пособии впервые на системном уровне осуществляется анализ структур тональной музыки. Аргументация системы тональной музыки дана в теоретических очерках, а сжатое описание структур - в учебных главах.

В этой книге автор указывает на необходимость нового, системного подхода к дисциплине «Анализ музыкальных произведений». При этом он не отрицает классические формы анализа, а лишь делает попытку систематизировать уже имеющийся материал.

М.Ш. Бонфельд представляет тональный анализ музыки в виде системы, в которой вводимые понятия опирались бы на известные предшествующие и при этом оказывались бы звеном в формированием последующих. Автор осуществляет симбиоз учебного и исследовательского материала в рамках одной книги. В результате книга приобрела следующий вид: учебные главы перемежаются с исследовательскими очерками, каждый из которых посвящен той же проблематики, что и предшествующая глава. В главах содержится изложение материала в максимально доступной форме; очерки затрагивают более сложные аспекты поднимаемой автором проблемы, присутствует исследовательский контекст, затронуто взаимодействие анализа с другими сторонами музицирования и мышления.

В книге центральным объектом теоретического рассмотрения становится структура музыкального произведения. Автор сосредоточил внимание на принципах формирования структур.

Книга снабжена большим количеством нотных примеров, чтобы читатель мог тут же «пройти слухом» по тропам каждого приводимого на ее страницах анализа». [3:5]

7. В.Н. Холопова «Формы музыкальных произведений»

Учебное пособие охватывает всю историю музыкальных форм европейской музыки, от средневековья до конца XX века. Особенностью учебного пособия образует выведение на первый план не инструментальных, а вокальных форм: «григорианский хорал», знаменный распев, светские формы Средневековья и Возрождения, мадригал XVI века, хоровой концерт, кантата, ария барокко, опера. Впервые вводится глава о музыкальных формах балета, также две главы посвящены музыке XX века. Методологию работы отличает связь характера форм музыки с эстетическими и культурными особенности каждой эпохи.

Довольно подробно в книге освещены классические основы музыкальных форм.

Большое внимание уделено вокальным формам: историческое место, содержательное и композиционное взаимодействие. План анализа вокальных произведений очень подробен. Автор выделяет семь основных пунктов анализа вокального произведения, включая жанровые особенности литературного и музыкального текста, выразительные и изобразительные детали вокальной и инструментальной партии, форму словесного текста и музыкальную форму, метр и ритм музыкального и словесного текста, обобщаются все исследуемые элементы вокальной, инструментальной партий. Очень подробно в учебном пособии автор рассматривает стихотворные формы и их отражение в музыке, классификацию вокальных форм. Данный метод анализа вокально-хорового произведения представляет собой анализ целостного типа.

Не менее подробно рассматриваются классические инструментальные формы: классификация, эстетические принципы, определены функции частей в музыкальной форме. Каждая инструментальная форма исследуется с точки зрения эпохи, стилевых и жанровых особенностей.

8. М.И. Ройтерштейн «Основы музыкального анализа»

Учебник предназначен для студентов музыкального факультета педагогических вузов. Содержание соответствует программе учебного курса анализа музыкальных произведений. Автор рекомендует данное пособие для использования в других учебных заведениях, где осваивается курс музыкального анализа. Автор дает подробное описание самого предмета «Анализ музыкальных произведений» и определяет цели и задачи анализа - раскрытие сущности музыкального произведения, его внутренних свойств и внешних связей. [9:5] Большое внимание М.И. Ройтерштейн уделяет изучению связи музыки с жизнью, а также с другими видами искусства.

Учебное пособие содержит подробный разбор музыкальных жанров (от происхождения и развития до классификации и жанрового комплекса), особенностей музыкального языка, интонационно-драматургической природы музыки.

Учебник М.И. Ройтерштейна «Основы музыкального анализа» отличается простотой языка и доступностью изложения материала. Она может быть полезна и интересна для музыкантов и любителей, интересующихся анализом музыкальных произведений.

9. Г.В. Заднепровская «Анализ музыкальных произведений»

Учебное пособие предназначено для среднего звена музыкального образования. Это первое пособие такого рода, в котором представлены основные формы европейской музыки, начиная от XVII века, вплоть до современности. В нем раскрываются фундаментальные понятия музыкальной формы в их связи с содержанием и художественным мировоззрением композиторов указанного периода. Изучение теории классико-романтических форм дает в дальнейшем свободу понимания различных музыкальных стилей и направлений, способствует глубинному постижению многогранного мира искусства.

Цель данной книги - изложение теоретического материала курса в доступной учащимся форме. Данное пособие целенаправленно связано с профессией «учитель музыки», поскольку в его основу положен музыкальный материал отечественных программ по музыке. Он помещен в нотные примеры, анализируемые в ходе изложения тем, либо в домашние задания.

Пособие написано с позиций современной концепции музыкальной формы, сложившейся к настоящему времени в отечественной музыкально-теоретической науке. Основные положения этой концепции отразились в терминологии, методе анализа, выборе сочинений для домашних заданий, а также в самом подходе к изложению теоретического материала.

Пособие включает в себя две части. Основа курса - изложение теории классико-романтических форм нового времени (2-я половина XVIII-XIX вв.). В ней даны фундаментальные понятия музыкальной формы, предложена классификация классическо-романтических форм, сформулированы определения различных типов форм, приведена характеристика их структурных особенностей.

В первую часть введен раздел, посвященный вокальным формам. Знание их структурных особенностей может быть полезным в хоровой и вокальной деятельности учащихся.

Вторая часть посвящена обзору основных музыкальных форм XVII - первой половины XVIII века, а также новейших форм XX века. В данном разделе рассмотрены наиболее распространенные в эти эпохи формы.

В пособии приведены нотные примеры и схемы, которые делают теоретический материал более доступным и наглядным. Методической оснащенности способствует система заданий с указанием конкретного плана анализа определенного типа формы. Пособие может использоваться и учащимися других специализированных музыкальных учебных учреждений.

Заключение

музыкальный форма произведение асафьева

Способность разбирать музыкальные произведения, владеть приемами анализа музыки - это одно из специальных умений, которым должен владеть профессиональный музыкант. Изучение музыкального произведения позволяет глубже вникнуть в художественную природу музыки, полнее познать законы ее строения. Анализ музыкальных произведений воедино связывает восприятие музыки со знаниями о ней, взаимно их обогащая.

В работах известных музыковедов и педагогов отмечается, что развитое музыкальное восприятие представляет собой достаточно сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Музыкальный анализ должен быть направлен, в конечном счете, на содержание, а все технические приемы, все выразительные средства рассматриваться именно как средства воплощения содержания.

«Целостный, всесторонний анализ музыкального произведения, как и произведения другого искусства, представляет с собой исследовательскую, критическую или популяризаторскую работу того или иного масштаба и всякий раз ставит перед собой какие-либо определенные задачи. Научиться выполнять такого рода работу невозможно по одним лишь учебникам и учебным пособиям, как невозможно по одним лишь учебникам научиться создавать произведения искусства или художественно исполнять их», - писал Л. Мазель. [3:3]

Литература

1.Армазанов Ф. О преподавании курса анализа музыкальных произведений// В сб: Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин. - М., 1967.

.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга первая и вторая. - Л., Государственное музыкальное издательство, 1963, 365с.

.Бонфельд М.Ш. «Анализ музыкальных произведений»: Структуры тональной музыки: Учеб. пособие для студентов ВУЗов, ч.1 - М., ВЛАДОС, 2003, 256с.

.Заднепровская Г.В. Анализ музыкальных произведений. Учебное пособие. - М., ВЛАДОС, 2003, 272 с.

.Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений: Учебное пособие. - М., «Музыка», 1979, 536 с.

.Музыкальная энциклопедия/под ред. Ю.В. Келдыша - М., «Советский композитор», 1982, 397с.

.Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. Учебник. - М., ВЛАДОС, 2001, 112с.

.Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 2-е изд., испр. - СПб., «Лань», 2001, 496с.

.Цуккерман В.Я. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования. Простые формы. - М., «Музыка», 1980, 296 с.

.Цуккерман В.Я. Анализ музыкальных произведений: Сложные формы: Учебник - М., «Музыка», 1984, 214 с.

Похожие работы на - Обзор учебной литературы по дисциплине 'Анализ музыкальных произведений'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!