Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине 'Введение в циркумполярное регионоведение' для студентов заочного обучения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,29 Мб
  • Опубликовано:
    2012-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине 'Введение в циркумполярное регионоведение' для студентов заочного обучения

Содержание

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы разработки электронного учебно-методического комплекса

.1 Создание электронного учебно-методического комплекса как педагогическая проблема

.2 Структура электронного учебно-методического комплекса

.3 Этапы создания ЭУМК

Глава 2. Проектирование и разработка электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Введение в циркумполярное регионоведение»

.1 Цель, задачи и структура разрабатываемого ЭУМК

.2 Выбор средств реализации ЭУМК

.3 Апробация и результаты опытно-экспериментальной работы

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Актуальность исследования. Создание учебно-методической литературы на электронных носителях остается чрезвычайно актуальной проблемой.

Это литература нового поколения, объединяющая достоинства традиционных учебников и возможности современных компьютерных технологий.

Электронная учебно-методическая литература позволяет осуществлять:

1.       автоматизацию и интенсификацию педагогического труда;

2.       простоту хранения больших информационных массивов;

3.       использование гипертекстового и мультимедийного представления информации;

4.       учет индивидуальных способностей обучающегося (индивидуальная учебная траектория);

5.       комфортность в работе за счет создания дружественного интерфейса.

Повышает актуальность создания ЭУМК как для студентов, так и для преподавателя и современное состояние методического обеспечения преподавания курса «Введение в циркумполярное регионоведение» в автодорожном факультете СВФУ.

С одной стороны, проблема методического обеспечения состоит в том, что в настоящее время для данного курса существует не так много печатной и электронной учебной литературы, рекомендованной или допущенной Министерством образования РФ для использования в учебном процессе.

С другой стороны, проблема методического обеспечения заключается в том, что для студентов закрыт доступ к большей части специальной литературы, обязательной для изучения, так как она отсутствует в библиотеках города Якутска и автодорожного факультета. К тому же не все студенты имеют возможность в полном объеме ознакомиться с ней в электронном варианте, поскольку отсутствует необходимый доступ к ресурсам Интернета.

Электронный учебно-методический комплекс по курсу «Введение в циркумполярное регионоведение» соответствует образовательному стандарту по специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и предназначен для учебно-методической и информационной поддержки вышеназванного курса.

УМК призван стимулировать студентов к саморегуляции учебно-познавательной деятельности, активизировать общепрофессиональные и специальные (предметные) умения и навыки; повышать роль самостоятельной работы при подготовке к занятиям (лекционным и практическим); создавать условия для успешной сдачи экзамена или зачета по дисциплине.

В работах Н.В. Апатовой, Д.Д. Аветисяна, С.А. Жданова, В.А. Извозчикова, Ю.Ф. Катхановой, С.Д. Каракозова, Т.А. Лавиной, М.Н. Марченко, Е.И. Машбица, И.В. Роберт, O.K. Филатова, Т.В. Чемодановой и др. сформулированы основные положения, определяющие роль и место компьютера среди других средств обучения, выработаны основные требования к созданию программных компьютерных средств учебного назначения. При анализе проблем развития и использования информационно-коммуникационных технологий важными были исследования А.И. Ашмакова, И.А. Башмакова, В.П. Беспалько, М.В. Булгакова, В.М. Гасова, М.Г. Евдокимовой, С.В. Панюковой, С.А. Христочевского и др., в которых отражаются вопросы, касающиеся дидактической организации электронных учебников на основе модульного подхода.

Цель исследования - разработать электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в циркумполярное регионоведение» для студентов заочного обучения.

Объект исследования - процесс обучения студентов заочников с помощью современных информационных технологий обучения.

Предмет исследования - создание электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Введение в циркумполярное регионоведение» средствами языка программирования HTML, CSS, JAVA.

Гипотеза исследования состоит в том, при проектировании и разработке электронного учебного курса, перевод документов в web формат будет: способствовать удобству использования, доступности, повышению качества обучения и самостоятельной работы студентов заочников.

Задачи исследования:

изучить научную, методическую и техническую литературу по теме исследования;

выбрать средства языков программирования для разработки ЭУМК;

разработать электронный учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения по дисциплине «Введение в циркумполярное регионоведение»;

выявить положительные и отрицательные качества электронного учебно-методического комплекса.

Научно-теоретической основой исследования являются:

исследования о соотношении компьютерной и традиционной технологий обучения (Н.В. Апатова, И.В. Роберт, Г.К. Селевко и др.); основные положения по использованию сетевых компьютерных технологий (А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, А.Я. Ваграменко, Ю.М. Горвиц, М.Г. Евдокимова и др.); по использованию компьютерных учебно-методических комплексов (Н.А. Аминов, М.Н. Берулава, Ю.С. Брановской, С.Г. Григорьев, Ш.М. Каланова, С.В. Панюкова).

Для реализации цели и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научно-педагогической, технической литературы по проблеме исследования; обзор нормативных документов (Государственный стандарт третьего поколения по профессионально-педагогическому образованию, учебный план, рабочая программа дисциплины); беседа, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент; статистические методы обработки результатов исследования.

Научная новизна заключается в том, что:

- уточнены возможности применения компьютерных программных средств для студентов заочного обучения;

разработаны педагогические и методические основы построения электронного учебного курса, предназначенного для обучения студентов заочного обучения предмету «Введение в циркумполярное регионоведение»;

Теоретическая значимость исследования определяется расширением научно-педагогических знаний в области проектирования и разработки электронного учебно-методического комплекса для обучения посредством использования современных информационных технологий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что преподавателям и студентам предложен электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в циркумполярное регионоведение». Создание виртуальной галереи, дидактический инструментарий, подача лекций и СРС по модулям, корректировать процесс изучения учебного материала. Информационные материалы станут основой для разработки других курсов циркумполярной дисциплины, обеспечат дистанционное обучение студентов-заочников.

Структура работы - дипломная работа состоит из двух глав, в каждой главе имеется по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Первая глава посвящена научно-теоретическим основам проектирования электронного учебно-методического комплекса. В данной главе описывается структура и этапы разработки ЭУМК.

Во второй главе представлен практический материал по разработке ЭУМК дисциплины «Введение в циркомполярное регионоведение».

Глава 1. Научно-теоретические основы РАЗРАБОТКИ электронного учебно-методического комплекса

 

.1 Создание электронного учебно-методического комплекса как педагогическая проблема


Характерной особенностью учебного процесса в системе образования является его ориентация по различным направлениям, в соответствии с государственными образовательными стандартами «ГОС», определяющими основные требования к квалификации выпускников. В настоящее время образование переходит на новые образовательные стандарты, стандарты «третьего поколения», основанные на компетентностном подходе. Связано это с тем, что современная экономика ориентирована на специалистов, которые владеют не разрозненными знаниями, а обобщенными умениями, проявляющимися в решении жизненных и профессиональных проблем, способности к общению. В современных требованиях работодатели специалистам акцент делается на их готовность к практическому решению задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности. В то же время образование больше ориентировано на развитие у студентов знаний и умений, чем на формирование личностных или профессиональных компетенций.

Одним из ограничений применения компетентностного подхода в системе образования могут стать традиционные учебники и другие учебные средства, предназначенные для использования в педагогической системе, ориентированной на «знания-умения-навыки». Как правило, ГОС является той начальной точкой, с которой начинается разработка любого учебного, методического обеспечения процесса подготовки будущих специалистов в системе профессионального образования, что естественным образом сказывается на структуре и содержании учебных средств, поскольку действующие в настоящее время ГОС ориентированы на триаду «знания-умения-навыки».

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - программный комплекс с учебными материалами и тестами по определенному предмету.

В разных словарях понятие «проектирование» трактуется по-разному, но смысл везде сохраняется - разработка проекта, создание плана для осуществления идеального образа.

Проект (лат. projection - «бросание вперёд») - прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния; самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до её полного воплощения (В.Д. Симоненко, 2001).

Проектирование - разработка воспитательного мероприятия, создание плана, проекта воспитательной работы в образовательном учреждении (Г.Д. Бухарова, 2004).

Проектирование - процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов (В.Д. Симоненко, 2001).

Возможным преодолением указанного выше ограничения может стать использование в образовательном процессе электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК). Традиционные УМК уже, по сути, является обязательным элементом учебного процесса в рамках конкретной дисциплины, и включают в себя: конспект лекции; сборник задач; методические указания к различным видам работ и т.п.

Под ЭУМК мы будем понимать совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентом профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины.

Данное определение требует некоторых пояснений. Идея структуризации изначально заложена в любой дидактический инструментарий. Структуризация материала, в которую мы вкладываем такие понятия как системность, поэтапность, доступность, должна отвечать за реализацию в ЭУМК основных дидактических принципов.

Еще одним ключевым понятием в определении ЭУМК является оптимизация достижения учебных целей. На наш взгляд, эффект разработки ЭУМК будет положительным только тогда, когда уровень учебных достижений будет не меньшим, чем в случае использования других средств обучения.

И последний момент, который требует пояснения в определении ЭУМК, - наличие компьютерной среды обучения, как совокупности материально-технических, организационных и информационно-методических условий. Необходимость такой среды обуславливается следующим. Поскольку речь идет о средстве обучения, которое в определенном смысле берет на себя функции преподавателя, то необходимость, чтобы ЭУМК обеспечивал непрерывность и полноту дидактического цикла обучения, обладал функциями управления учебно-познавательной деятельностью студента.

ЭУМК должны создаваться на высоком научном и методическом уровне и полностью соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта и рабочей программы. Одним из основных свойств ЭУМК, как или любого программного средства учебного назначения, является то, что его редукция к «бумажному» варианту (распечатка содержания ЭУМК) всегда приводит потере специфических дидактических свойств, присущих ЭУМК.

Принципиальные отличия ЭУМК от традиционных «бумажных»:

−       интерактивность: способность ЭУМК реагировать на запросы студентов, создавая возможность диалога с обучающей системой;

−       актуализация: возможность своевременного обновления учебно-методического материала;

−       интеграция: возможность включения состав ЭУМК ссылок на другие электронные источник информации;

−       адаптация: возможность ЭУМК «подстраиваться» под индивидуальные возможности и потребности студента за счет предоставления различных траекторий изучения предметного материала, различных уровней сложности контролирующих заданий;

−       визуализация: возможность использования цветного оформления материала, включения в ЭУМК анимации, аудио и видео фрагментов.

ЭУМК, прежде всего как учебное средство, должен отвечать традиционным дидактическим и методическим принципам:

−       научность: достаточная глубина, корректность и научное достоверность изложения содержания учебного материала;

−       доступность: соответствие теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов;

−       наглядность: учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей;

−       сознательность: обеспечение средствами ЭУМК самостоятельных действий студентов по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;

Как разновидность программного средства ЭУМК должен соответствовать эргономическим и технико-технологическим требованиям:

−       гармоническая цветовая гамма и композиция элементов обучения;

−       «дружественный» интерфейс для обучающегося при взаимодействии с компьютерной средой обучения ЭУМК;

−       удобства установки/ запуска;

В то же время ЭУМК является разновидностью программного средства учебного назначения - программного средства, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. В связи с этим выделим специальные дидактические требования, которым должен отвечать ЭУМК:

−       активность студента: ЭУМК должен активизировать познавательную деятельность студентов на основе использования активных методов обучения;

−       профессиональное направленность: ЭУМК должен ориентировать студента на будущую профессиональную деятельность, на овладение профессиональными компетенциями за счет использования индивидуальных, творческих, профессионально-ориентированных заданий;

−       актуальность и полнота информации: электронный способ хранения данных позволяет постоянно обновлять информацию в ЭУМК, т.е. делать данные актуальными, материалы ЭУМК должны отвечать запросам студентов и постоянно дополняться;

−       оптимизация учебного процесса: ЭУМК должен быть ориентирован на оптимальное достижение учебных целей, преподаватель должен четко определить учебные цели и в соответствии с ними оптимальные средства достижения: учебно-методическое обеспечение, использование новой технологической основы взамен традиционных средств обучения;

−       индивидуализация обучения: ЭУМК должен предоставлять возможность выбора студентом собственной траектории, темпа обучения, корректировки процесса обучения по результатам промежуточного контроля;

−       комплексный характер: ЭУМК дисциплины должен содержать методическое обеспечение ко всем видам и формам учебной деятельности студента;

−       единство требований к структуре и оформлению: наличие единых требований к оформлению материалов ЭУМК, учитывая совместимость современного программного обеспечения, позволит организовать междисциплинарные и межпредметные связи с ЭУМК по другим дисциплинам;

−       свободный доступ к материалам комплекса: на наш взгляд, такой точкой свободного доступа к материалам ЭУМК может стать кафедральный или факультетский сайт, либо компьютерные классы образовательного учреждения.

1.2 Структура электронного учебно-методического комплекса


Анализ исследований в области проектирования и создания электронных образовательных ресурсов и результаты многолетней работы авторов Н.В. Апатовой, Д.Д. Аветисяна, С.А. Жданова, В.А. Извозчикова, Ю.Ф. Катхановой, С.Д. Каракозова, Т.А. Лавиной, М.Н. Марченко, Е.И. Машбица, И.В. Роберт, O.K. Филатова, Т.В. Чемодановой и др. по отработке технологии подготовки электронных учебно-методических материалов привели к изложенным ниже требованиям к ЭУМК и определению его структуры.

Исходя из сущности ЭУМК как учебного средства, обеспечивающего полный дидактический цикл обучения в рамках конкретной дисциплины, можно выделить следующие структуру ЭУМК (рис.1). Комплекс дисциплин, по которым ведется подготовка в высших учебных заведениях, достаточно разнообразен, у каждого имеются свои особенности, но в целом представленная на (рис.1) структура ЭУМК может соответствовать любой дисциплине в системе профессионального образования. ЭУМК может включать в себя следующие блоки, каждый из которых выполняет определенные задачи:

−       входной блок: подготовка студента к изучению дисциплины;

−       обучающий блок: обеспечение условий для изучения дисциплины;

−       блок самоконтроля: развитие самостоятельности студента на основе средств самоконтроля и самокорректировки;

−       исследовательский блок: развитие научно-исследовательских умений студента;

−       итоговый блок: оценка результатов обучения.

В таблице 1 представлены основные характеристики компонентов ЭУМК в соответствии с формами учебных занятий и видами учебной деятельности.

Подготовленный предметный материал должен отвечать следующим требованиям.

Требования к входному блоку:

−       указание соответствия ГОС ВПО;

−       наличие методических рекомендаций к изучению курса (цель курса, задачи, перечень основных вопросов);

−       тематический и временной план изучения дисциплины с указанием видов работ и контрольных точек.

Требования к учебному блоку:

−       четкая структуризация предметного материала. Весь учебный материал должен быть четко структурирован по модулям, определены порядок изучения модулей и их взаимосвязь. Каждый модуль должен быть разбит на разделы, темы и т.д. Глубина структуризации определяется сложностью предметного материала;

−       наличие рекомендации по изучению дисциплины;

−       компактность представленного материала. Содержание каждого раздела или темы должно быть кратким, ясным, лаконичным;

−       между элементами материала должны быть выделены внутренние (например, на словарь терминов) и внешние (например, на моделирующую программу или программу-тренажер) ссылки;

−       наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео-, аудио- вставки).

Рис. 1. Структура ЭУМК

Таблица 1

Основные характеристики компонентов ЭУМК


Требования к блоку самоконтроля:

−  наличие вопросов и упражнений для самоконтроля (не менее 10 по каждому модулю);

−       наличие тестов для самоконтроля (не менее 10 по каждому модулю);

−       наличие пояснений и подсказок, ссылок на соответствующий раздел/тему при неправильном выполнении промежуточных тестов.

По окончании каждого модуля должны размещаться элементы самоконтроля: вопросы, упражнения, тесты.

Особенность этого блока состоит в том, что правильные ответы к упражнениям и тестам для самоконтроля как бы «защиты» в самом ЭУМК, что позволяет студенту узнать свою оценку непосредственно после прохождения теста или решения задачи. Желательно, чтобы упражнения также содержали подробное описание решения.

Требования к исследовательскому блоку:

Использование ЭУМК для организации учебной деятельности студентов накладывает серьезные требования к блоку самообразования. В ЭУМК должны присутствовать:

−       перечень литературы. Желательно, чтобы он был группирован по модулям/темам;

−       ссылки на интернет-источники;

−       вопросы и темы для самостоятельного изучения;

−       дополнительные сведения (исторические факты, биографии, видео, аудио вставки);

−       хрестоматия по курсу (выдержки из классических произведений, исторических произведений, исторических источников, документов, стандартов, сгруппированных по разделам программы);

−       словарь основных терминов.

Требования к итоговому блоку:

В зависимости от видов учебной деятельности и форм итогового контроля в этот блок необходимо включить:

−       при наличии в учебной программе дисциплины «Введение в циркумполярное регионоведение», реферата, курсового проекта или лабораторных работ методических расчетов, образцы выполнения и оформления соответствующих работ;

−       для итогового контроля (зачет/экзамен) - вопросы к зачету (экзамену), ссылки на литературные источники, которые могут быть использованы при подготовке того или иного вопроса;

−       контрольные измерительные материалы для итогового контроля.

1.3 Этапы создания ЭУМК

 

Общая структура

В общем виде процесс создания ЭУМК можно представить следующим образом (рисунок 1.1).

Рис.1.1. Этапы создания ЭУМК

Рассмотрим этапы создания ЭУМК. На первом этапе определяем цели.

В работах Н.В. Апатовой, Д.Д. Аветисяна, С.А. Жданова, В.А. Извозчикова, Ю.Ф. Катхановой, С.Д. Каракозова, Т.А. Лавиной, М.Н. Марченко, Е.И. Машбица, И.В. Роберт, O.K. Филатова, Т.В. Чемодановой и др. сформулированы основные положения разработок ЭУМК, следует начать с составления (или тщательного анализа уже имеющейся) модели специалиста. Традиционный образовательный процесс, в основном, направлен на решение обучающих задач, в то время как работодатели ждут от выпускников умений действовать в реальных ситуациях. Модель специалиста должна дать ответ на вопрос, какими именно компетенциями должен овладеть будущий специалист. Важным моментом при составлении модели специалиста может стать совместная работа кафедры с работодателями, для чего необходимо составить специальные анкеты для работодателя, определяющие требования к выпускникам. Данная работа также поможет определить региональную специфику требований к выпускаемым специалистам. Помимо этого при составлении модели специалиста большую помощь могут оказать современные информационные технологии. Например, в сети Интернет представлено большое количество сайтов, посвященных трудоустройству. Подобные сайты, как правило, содержат основные требования работодателя к специалисту.

Следует отметить, что когда речь идет о рабочей программе в системе профессионального образования, подразумевается, что она отвечает требованиям традиционного обучения по лекционно-практической форме с элементами самостоятельной работы. Такая организация учебного процесса ведет к тому, что даже при использовании современных информационных технологий, последние включаются, как правило, в качестве элементов существующей традиционной методики обучения по сути, не меняя ее. На наш взгляд, именно такой подход не приводит к каким-либо значительным изменениям в эффективности организации учебного процесса, не влияет на повышение результатов обучения студентов.

Поэтому особое внимание на этапе целеполагания следует уделить вопросом модернизации традиционной методики обучения на базе использования современных информационных технологий. Причем целью должна стать не сама модернизация, а повышение эффективности того или иного вида учебной деятельности с использованием современных информационных технологий. В противном случае, труд, затраченный на разработку ЭУМК, не приведет к положительному результату.

Помимо целей, связанных с повышением эффективности учебного процесса и качества обучения, которые преподаватель определил для достижения средствами ЭУМК, необходимо четко осознать, что разработка ЭУМК дисциплины должна привести к модернизации методики обучения, к новому перераспределению учебного материала по формам учебной деятельности.

Выделив круг целей, на достижение которых будет ориентирован ЭУМК, следует определить критерии оценки достижения этих целей, а также средства оценки. В качестве критериев могут быть выбраны следующие:

−       интенсификация обучения (увеличения объема изучаемого материала без потери качества обучения);

−       учебная успеваемость;

−       активность студента (участие в научно-исследовательской работе, различных конференциях и т.п.);

−       повышение готовности и интереса студента к будущей профессиональной деятельности.

−       построить детальную структуру курса;

−       построить возможные траектории обучения и определить способы взаимодействия с преподавателем;

−       выбрать средства проведения контроля и контрольные точки.

Третий этап - определение детальной структуры курса.

На основании анализа модели специалиста, требований ГОС, учебного плана, рабочей программы и выделенных преподавателем целей обучения определяется структура ЭУМК. Чем более детально будет построена структура курса, тем проще будет строить возможные траектории изучения курса, модернизировать структуру в дальнейшем.

На этапе разработки проекта структуры и содержания ЭУМК следует уделять внимание подбору и представлению материала таким образом, чтобы он отражал реальные ситуации, область приложения представленных знаний в будущей профессиональной деятельности. В методическом обеспечении лекционных занятий это должно найти отражение в примерах из будущей профессиональной деятельности. Современные мультимедийные средства предоставляют широкие возможности для демонстрации различных аудио, видео роликов, связанных с будущей специальностью. В практических и лабораторных работах особую роль играет постановка самой задачи, в моделировании возможной ситуации из будущей профессиональной деятельности. Должны быть предусмотрены формы взаимодействия студента и преподавателя, адекватные тем, которые могут возникнуть во время профессиональной деятельности. Например, деловое общение, переписка с использование современных телекоммуникационных средств.

Принципами, на которые можно ориентироваться при определении структуры курса, могут быть следующие:

−       иерархия: структура ЭУМК должна быть построена по иерархическому принципу, начиная от общих блоков (которые станут в дальнейшем элементами меню) и заканчивая дидактическими единицами изучения материала;

−       атомность дидактические единицы и изучения материала: конечными вершинами построенной иерархической структуры должны являться минимальные единицы, по которым планируется проводить контроль знания и умений студентов. Материал не должен дублироваться в разных дидактических единицах, за исключением тех элементов структуры ЭУМК, которые относятся дополнительным и по которым не планируется проводить контроль;

−       обособленность и взаимосвязь учебного, вспомогательного и контролирующего материала ЭУМК: при проектировании структуры следует закладывать возможность обращение к дополнительному, хрестоматийному материалу, Интернет источникам. Не следует включать такие материалы в содержание основного материала, лучше создать дополнительную единицу в структуре ЭУМК.

Построение возможных траекторий обучения и определения способов взаимодействия с преподавателем.

Очень часто в литературе при определении принципов создания программных средств учебного назначения, в том числе и ЭУМК, встречается индивидуализация - ориентация на индивидуальные возможности обучающегося. Однако методы и средства реализации этого принципа при создании ЭУМК недостаточно разработаны. Как правило, считается, что применения гипертекстовой технологии и организации самоконтроля в ЭУМК достаточны для поддержки этого принципа. На наш взгляд, такой подход не совсем оправдан, поскольку в настоящее время существует более широкий набор инструментальных программных средств, позволяющих реализовать гибкие индивидуально настраиваемые методики обучения.

Этап - создания дизайна. Разработка основных элементов дизайна ЭУМК.

В данном контексте под дизайном мы понимаем оформление ЭУМК, которое, как правило, включает в себя следующие элементы:

−       разметка окна ЭУМК, расположения основных структур ЭУМК (меню, основной текст, кнопки быстрого вызова и т.п.);

−       цветовая гамма ЭУМК, фон меню, основного текста и т.п.;

−       кнопки управления (навигация по ЭУМК, кнопки вызова, подсказки) и другие.

Дизайн ЭУМК - важный фактор повышения качества усвоения материала студентом. Чтобы работа с компьютером была удобной, пользователь при взаимодействии с ней должен ощущать комфорт. Поэтому в процессе создания электронного пособия были учтены следующие рекомендации специалистов по компьютерным технологиям:

) яркость объекта должна лежать в определенных пределах;

) контрастность изображения относительно фона должна выбираться с учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть его контрастность;

) следует учитывать, что наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто-зеленого цвета, наименьшую - к фиолетовому и красному;

) размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; нужно также учитывать, что он влияет на скорость и правильность восприятия информации;

) все поле зрения, охватываемое глазом, можно разбить на три зоны: центрального зрения, где наиболее четко различаются детали; ясного видения, где можно опознать объект без мелких деталей; периферического зрения, где предметы обнаруживаются, но не распознаются;

) зрительное ощущение нарастает и спадает постепенно, в сумме это время составляет 0,5 секунды.

А также соблюдены правила, регулирующие плотность расположения текста на экране:

оставлять пустым приблизительно половину экрана;

оставлять пустую строку после каждой пятой строки таблицы;

оставлять 4 или 5 пять пробелов между столбцами таблицы. Фрагменты текста должны располагаться на экране так, чтобы взгляд пользователя перемещался по экрану в привычном направлении.

Содержимое полей в таблице должно не «прижиматься» к краю экрана, а располагаться около горизонтальных или вертикальных осей.

Меню, содержащее относительно небольшой объем информации, должно быть смещено в левую верхнюю часть экрана.

Один и тот же тип информации должен появляться всегда в одном и том же месте экрана.

Верхние две или три строки экрана обычно резервируются для вывода заголовка и состояния системы. Заголовок показывает, в каком месте системы находится пользователь; область состояния показывает пункты меню верхнего уровня и служит для вывода подтверждений о том, что система работоспособна.

Из-за низкого разрешения экрана ПК ухудшается различимость шрифтовых знаков. Поэтому экранный шрифт должен быть крупнее, чем при печати на бумаге, а именно - соответствовать как минимум типографскому кеглю цицеро, равному 12 пунктам.

Как показывает практика экранной типографики, в основном пользователи используют стандартные гарнитуры Times, Courier, Arial, Sans Serif, изначально имеющиеся в памяти любого ПК. Существует мнение, что благодаря их повсеместному применению, в том числе и в печатных изданиях, они порождают эффект шрифтовой обезлички информации, создавая эмоциональный барьер между сообщением и зрителем-читателем.

Выделяется гигиеническими и художественными достоинствами шрифт Monospace. Он рассчитан на воспроизведение с низким разрешением, прост по рисунку; удобны и красивы его пропорции. Шрифт выглядит легким, открытым и без труда воспринимается с дисплея. Междустрочный интервал целесообразно делать в 2-2,5 раза большим, чем в печатных изданиях. На экране плохо выглядят и курсив, и разрядка, поэтому для текстовых выделений лучше использовать либо цвет, либо полужирное начертание.

Для учебного пособия черный текст на белом фоне - это стандартный, но не самый лучший вариант, поскольку сильный контраст цветов влечет дополнительную утомляемость обучаемого. Избежать этого можно простым подбором цветовой пары текст - фон. Для цвета основного текста лучше подходит универсальный черный, хотя возможны и варианты (темно-коричневый, темно-синий и т. д.). Для фона следует использовать мягкие пастельные тона, причем лучший визуальный эффект дает не сплошная заливка фона выбранным цветом, а мягкий расфокусированный текстурный фон.

Подготовка программного обеспечения ЭУМК.

Данный этап предлагает выполнения следующих шагов:

−       выбор инструментальных программных средств разработки ЭУМК;

−       компоновка и оформление основного текста и иллюстративного материала в формате выбранного инструментального программного средства;

−       оформления программируемых элементов ЭУМК: текстов, упражнений и т.п.

Выбор инструментальных средств разработки ЭУМК.

Большое количество различных инструментальных программных средств и технологий позволяет преподавателю выбрать адекватные целям ЭУМК средства разработки. В данной работе в главе 2 приведен анализ современных инструментальных программных средств разработки ЭУМК. Приведем возможные критерии выбора:

−       многоплатформенность: возможность использования ЭУМК на компьютерах с различными аппаратными конфигурациями, системным программным обеспечением;

−       простота установки/использования ЭУМК: ЭУМК не должен создавать неудобств пользователю при его использовании;

−       не высокая ресурсоемкость: ЭУМК не должен быть требователен к ресурсам компьютера, если в этом нет крайней необходимости, выбранные инструментальные программные средства должны оптимальным образом выполнять возложенные функции;

−       стоимость: широкий спектр современных языков программирования и авторских средств разработки, предназначенных именно для создания ЭУМК, имеет самый разнообразный ценовой диапазон. Среди инструментальных программных средств имеются и бесплатные. В частности, использования гипертекстовой технологии при создании ЭУМК не потребует от разработчика никаких затрат.

Оформление основного текста и иллюстративного материала в формате выбранного инструментального программного средства.

Это самый длительный процесс при создании ЭУМК, удобство и скорость его выполнения зависят от выбранного инструментального программного средства.

Оформление программируемых элементов ЭУМК: тестов, упражнений и т.п.

Данный шаг может вызвать затруднение у преподавателей, не владеющих основами программирования. В таком случае лучше изначально выбирать инструментальное программное средство, ориентированное на создание программных средств учебного назначения. Как правило, такие средства поддерживают интерактивный интерфейс, позволяющий реализовать преподавателю в ЭУМК элементы управления, не зная основ программирования.

Апробация ЭУМК.

Данный этап предполагает проведение экспериментальной работы по определению эффективности ЭУМК, т.е. соответствия тем критериям, которые были определены на первом этапе.

Апробация ЭУМК должна:

−       показать, достигаются ли поставленные цели средствами ЭУМК и насколько эффективно это происходит;

−       определить основные недостатки ЭУМК: неудобный интерфейс работы с ЭУМК, недостаточность методического материала и т.п.;

−       выявить ошибки в работе ЭУМК если такие возникли.

Регистрация ЭУМК.

После апробации ЭУМК и устранения выявленных недостатков, ошибок, автором следует зарегистрировать ЭУМК в каком-либо фонде алгоритмов и программ (ФАП).

Многие разработчики игнорируют данный шаг, считая его тратой времени: ЭУМК разработан, его можно использовать, зачем терять время на регистрации? На наш взгляд регистрация ЭУМК является таким же важным этапом, как и остальные.

Регистрация ЭУМК решает следующие задачи:

−       зарегистрированное программное средство приравнивается к опубликованному изданию, что позволяет ссылаться на работу и включать ее список публикаций;

−       зафиксировать авторские права на работу.

Для регистрации программных средств учебного назначения авторам можно обратиться в один из фондов, например:

−       в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, которое осуществляет прием заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базу данных, их регистрации, проверке и выдаче установленном порядке свидетельство РФ. (<#"553081.files/image005.gif">

Рис. 4. Фон ЭУМК

Таким образом, каждый блок представляет собой единый html-файл (рис. 5.), который хранится в созданной папке «site» .

Рис. 5. ЭУМК

Виртуальная галерея ЭУМК состоит из пяти разных файлов формата html. Галерея (рис. 6) была разделена на 5 частей, во избежание загромождения экрана монитора.

Рис. 6. Виртуальная галерея

Картины в виртуальной галереи увеличиваются и сменяются при наведении (рис. 7) курсора мыши на маленькие картины.

Рис. 7. Активная галерея

Выдвижное навигационное меню (рис. 8) написано на трех программных языках:

1)      JavaScript

)        html

)        css

Рис 8. Выдвижное меню

.3 Результаты опытно-экспериментальной работы

Подготовить квалифицированные инженерно-технические кадры в сфере эксплуатации автотранспорта, которым в нашей республике уделяется все большее внимание, можно лишь на основе передовых технологий и собственных информационных продуктов. Успешность разработки электронных учебно-методических комплексов зависит от эффективности их инструментального (техники) и интеллектуального обеспечения, профессиональной квалификации и дидактических умений разработчиков.

В ходе исследования нами разработан учебно-методический комплекс специальной дисциплины «Введение в циркумполярное регионоведение», который включает нормативный, теоретический, практический, диагностический, методические блоки.

Нормативный компонент комплекса включает в себя: 1) ФГОС ВПО по направлению «Профессиональное обучение (ИВТиКТ)» и ГОС ВПО по специальности (Автомобили и автомобильное хозяйство); 2) учебный план подготовки студентов по специальности (Автомобили и автомобильное хозяйство»;)»; 3) рабочую программу дисциплины «Введение в циркумполярное регионоведение»; 4) виртуальную галерею.

В соответствии с задачей дипломного исследования целью опытно-экспериментальной работы ставилось разработка и создание электронного УМКД «Введение в циркумполярное регионоведение» для студентов-заочников Автодорожного факультета специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство». Важной задачей опытно-экспериментальной работы явилась апробация УМКД для самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к сессии.

Педагогический эксперимент осуществлялся на базе Автодорожного факультета ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» со студентами заочного отделения специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» (группы АиАх-09з и АиАх-08 з экспериментальные, группа АДА-09-2 выступала в качестве контрольной). Группы были уравнены по количеству студентов (9 человек в АиАх-09з, 16 чел.- АиАх-08з, группа АДА-09, перешедшая из ИГИТИ и там изучавшая курс, насчитывала 25 чел.) и по первоначальному уровню владения информацией о циркумполярных регионах.

К критериям овладения знаниями по предмету будущих специалистов в сфере авторанспорта мы относим: мотивационный, содержательный и операциональный.

Показателем мотивационного критерия является стремление к освоению учебного материала, нацеленность на качественный результат, стремление к диалогу с преподавателем.

О сформированности содержательного критерия позволяют судить такие показатели, как степень осведомленности об основных проблемах циркумполярных регионов: перспективах их освоения и качестве жизни, наличии производственных комплексов и поселений, природных ресурсов и интеллектуальном капитале территорий, находящихся в заполярной и приполярной зоне России и стран арктической «восьмерки».

Показателями операционального критерия выступают: умения работать с картой, виртуальной галереей; самостоятельность, которая определяется по степени помощи преподавателя в ходе выполнения студентом практических заданий, контрольного тестирования, самооценка как развернутая система представлений о самом себе в учебной деятельности.

Педагогический эксперимент проходил в 3 этапа.

На первом этапе (май-сентябрь 2011 года) - теоретико-поисковом - выявлялась структура УМКД, изучались и анализировались основные российские учебники и учебные пособия по регионоведению, определялись требования к специалисту, осуществляющему web-проектирование, проводился анализ учебных планов и программ аналогичных курсов других преподавателей, обучающих студентов в Педагогическом институте и физико-техническом институте, изучались научно-теоретические и методические источники, авторефераты диссертаций, справочные материалы, уточнялись основные направления разработки.

В результате анализа были выявлены структура современного электронного УМКД, определены его составляющие компоненты, цель, объект и предмет исследования.

Основными методами исследования на этом этапе были наблюдение, анкетирование, опрос преподавателей (5 доцентов), теоретический анализ профессионально-педагогической и специальной литературы, материалов педагогических исследований и публикаций по данной проблеме, обобщение педагогического опыта. В этот период был разработан понятийный аппарат, определены рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.

Второй этап - проектировочный (октябрь-декабрь 2011). На этом этапе уточнялись условия создания модулей электронного УМКД, их информационное насыщение, изучался программный пакет. Выявлялись структура и содержание научно-методического обеспечения УМКД, прорабатывался дизайн электронного ресурса, определялись требования к уровню усвоения содержания данной дисциплины.

Содержание УМКД дисциплины с позиции деятельностного подхода проектировалось с опорой будущую профессиональную деятельность выпускника Автодорожного факультета в условиях Севера. Благодаря «северному профессиональному блоку» (дороги Севера, инфрастурктура, история промышленного освоения северных территорий) происходит включение студента в активную, значимую и ценную для него учебную деятельность, формирование профессионального представления о деятельности в условиях Севера.

Компетентностный подход предполагает замену системы формирования знаний, умений, навыков и контроля уровня их усвоения (по нему традиционно судят о качестве образования) комплексом компетенций - новых субъектных качеств выпускника, формируемых на основе деятельностного и личностно ориентированного содержания обучения.

Согласно компетентностному подходу к разработке ФГОС ВПО третьего поколения необходимо выявление общих (универсальных) и профессиональных компетенций (компетенции делятся на организационно-управленческие, экономические, общенаучные, общепрофессиональные, специальные).

Основными нормативными документами при разработке содержания дисциплины «Введение в циркумполярное регионоведение» явились ФГОС ВПО по направлению «Профессиональное обучение (ИВТиКТ)» и ГОС ВПО по специальности 190601 (Автомобили и автомобильное хозяйство), учебный план по данной специальности и рабочая программа по дисциплине «Введение в циркумполярное регионоведение».

На этом этапе использовались такие методы, как педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, моделирование, педагогическое проектирование, на основании которых вырабатывались научно-методологические подходы к решению выявленных в ходе создания электронного УМКД проблем.

Третий этап - формирующий (февраль-май 2012 года). Проводилась экспериментальная апробация разработанной модели при обучении студентов АиАх-09-З и АиАх-07-З на Автодорожном факультете ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» (Екатеринбург).

Материалы исследования стали основой статьи на Международной студенческой научно- практической конференции « Гуманитарное знание в современном информационном пространстве» (Украина, г. Луганск, март 2012 года).

Проводились анализ, обобщение, систематизация и окончательная обработка результатов экспериментальной работы, уточнялось дизайнерское оформление и наполнение содержания УМКД. Корректировались оценки уровня сформированности знаний. Делались выводы и рекомендации, оформлялся текст дипломной работы.

На данном этапе использовались такие методы, как: сравнительный анализ результатов выполнения контрольных и итоговых заданий в учебных группах, анализ и обработка результатов исследования с применением методов математической статистики, методы представления результатов исследования.

Базовый уровень сформированности знания по курсу «Введение в циркумполярное регионоведение» должен соответствовать содержанию ФГОС ВПО и ГОС ВПО. Он отражает базовые возможности будущего специалиста в сфере автотранспорта, в то же время данный уровень подготовленности нельзя связывать с успешной включаемостью в образовательную деятельность. Такой студент нуждается в дополнительной педагогической поддержке со стороны преподавателя или успешно обучающихся активистов. Критерием оценки является готовность к репродуктивной деятельности. Низкий уровень - это «пороговый» уровень подготовки студента, соответствующий по рейтинговой шкале оценке «удовлетворительно» (55-65 баллов).

Средний уровень обученности позволяет студенту заочнику включиться в активную учебную деятельность и по своему содержанию должен отвечать запросам преподавателя. Критерием оценки является готовность к репродуктивной деятельности с элементами творчества. Оценка в баллах за освоение содержания данного уровня - «хорошо» (66-80 баллов по рейтинговой шкале).

Высокий уровень сформированности должен соответствовать современному уровню требований, предъявляемых к студенту заочнику высшей школой или требовательным работодателем. Он позволяет успешно функционировать в рамках научно-исследовательской деятельности, решать нестандартные задачи, зависящие от специфики деятельности. Критерием оценки является готовность к продуктивной творческой деятельности. Данный уровень соответствует оценке «отлично» (86-100 баллов).

Системность и интеграция компонентов разработанного электронного учебно-методического комплекса обусловливали комплексную направленность образовательного процесса на формирование компетенций - общих и профессиональных в данной области знаний, содействовали углублению знаний будущих специалистов в сфере авторанспорта об особенностях осваиваемых территорий Севера, ориентировали на освоение «северной» специфики» профессиональной деятельности.

Разработанное содержание электронного УМКД «Введение в циркумполярное регионоведение» явилось объектом проверки в нашем исследовании. Электронный учебно-методический комплекс был апробирован доцентом Н.С. Шкурко в ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы (20.03 - 18.05.2012) .

В процессе организации и проведения педагогического эксперимента были решены следующие задачи:

·    отработана методика проектирования содержания электронного учебно-методического комплекса «Введение в циркумполярное регионоведение» для подготовки студентов-заочников АДФ;

·        апробирован в учебный процесс учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в циркумполярное регионоведение»;

·        по итогам экзаменационного тестирования осуществлена оценка результативности применения разработанного электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Введение в циркумполярное регионоведение» с использованием методов математической статистики.

В ходе исследования нами выявлены следующие основные проблемы, возникающие при создании научно-методического обеспечения дисциплины «Введение в циркумполярное регионоведение», которые не позволяют, на наш взгляд, подготовить выпускника вуза традиционным путем:

) в содержании известных нам УМК дисциплины не учитываются основные компоненты ИКТ-компетенций, что снижает возможность качественной подготовки студентов;

) существующие учебники и интернет-источники, посвященные проблемам циркумполярного регионоведения, чаще всего неприемлемы для ведения процесса обучения, так как не в достаточной степени включают дидактический и профессиональный аспект;

) преподаватель, ведущий обучение по электронному учебно-методическому комплексу, должен как владеть знаниями в области ИКТ-технологий, так и иметь широкий спектр знаний по различным отраслям североведения, регионалистики и региональной экономики.

Результаты сформированности знаний и умений студентов заочников отражены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты сформированности знаний и умений

Учебный год

Группа

Кол-во чел.

Уровень усвоения, %




Низкий

Средний

Высокий

2011/2012

КГ

25

40/24

28/44

32/32

2011/2012

ЭГ

25

36/8

30/48

34/54


Эффективность разработанного нами научно-методического обеспечения подтверждают также результаты заключительного контроля знаний студентов, проведенного на завершающем этапе изучения дисциплины в форме тестирования. В качестве показателя уровня сформированности знаний по результатам итогового дидактического теста была выбрана рейтинговая шкала, согласно которой базовый уровень усвоения соответствует 55-70% правильных ответов, средний уровень - 71-85%, высокий - 86-100% правильных ответов.

На рис. отражена динамика роста уровня усвоения профессиональных знаний студентами экспериментальных групп по результатам выполнения итогового дидактического теста.

КГ

25

28/44

32/32

ЭГ

25

36/8

30/48

34/54


Таким образом, результаты опытно-поисковой работы подтверждают гипотезу о том, что внедрение электронного учебно-методического комплекса для обеспечения качественной подготовки студентов Автодорожного факультета СВФУ им. М.К.Аммосова вузов способствует повышению уровня сформированности знаний и умений как по отдельным разделам курса «Введение в циркумполярное регионоведение», так и по дисциплине в целом.

По итогам экзаменационного тестирования студенты экспериментальной группы показали следующие результаты:

человек справились с тестом, не сделав ошибки «отлично»; 12 человек справились с тестом¸ сделав 1-2 ошибки и добрав баллы за счет творческого задания; 2 человека получили «удовлетворительно».

В контрольной группе, при равных результатах на начальном этапе обучения, итоговые оценки оказались на порядок ниже: 6 человек получили «удовлетворительно», 11 человек - хорошо, из них только 3 справились с творческими заданиями, число студентов имевших высокий уровень знаний осталось неизменным. Подвижки произошли только в группах с базового до и среднего уровня, т.е. у сильных студентов не было мотивации прилагать большие усилия.

В ходе анкетирования 100% студентов экспериментальной группы выразили желание работать именно с электронным УМКД, как обеспечивающим оптимальные условия подготовки и возможность самоконтроля.

Заключение

Анализ состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе позволил выявить, что в условиях формирования информационного общества актуальны вопросы разработки информационных продуктов - включая электронные учебники и электронные УМКД для научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов по предметам и вузовской региональной компетентности. Подготовить квалифицированные инженерно-технические кадры в сфере автотранспорта, в которых нуждается Республика Саха Якутия) , можно лишь на основе передовых педагогических технологий и собственных информационных продуктов, создаваемых специально для СВФУ. Успешность разработки электронных учебно-методических комплексов зависит от эффективности их инструментального (техники) и интеллектуального обеспечения, профессиональной квалификации и дидактических умений разработчиков.

В ходе исследования нами разработан учебно-методический комплекс специальной дисциплины «Введение в циркумполярное регионоведение», который включает нормативный, теоретический, практический, диагностический, методические блоки. Процесс разработки и создания электронного УМКД для студентов-заочников Автодорожного факультета позволил выявить структуру современного электронного УМКД, уточнить программный пакет, конкретизировать уровни сформированности знаний и умений по курсу.

Дипломником выявлен комплекс следующих педагогических условий, обеспечивающий эффективную реализацию разработанного УМКД: профессиональный блок в содержании дисциплины; ориентация на моделирование будущей профессиональной деятельности в условиях Севера; организация обучения в условиях информационной профессионально-образовательной среды; апробация электронного учебно-методического комплекса, включающего структурно-функциональный, художественный, технологический компоненты.

Доцентом к.филос.н. Шкурко Н.С. апробировано разработанное дипломником учебно-методичесий комплекс «Введение в циркумполярное регионоведение», включающий нормативные материалы, рабочую программу дисциплины; электронное учебное пособие, содержащее теоретический материал, лабораторный практикум, вопросы и задания для проведения входного, промежуточного и итогового контроля, методические указания для выполнения курсового проектирования, методические указания для выполнения контрольных работ для студентов заочной формы обучения, в том числе с применением дистанционных технологий.

Подготовить квалифицированные инженерно-технические кадры в сфере эксплуатации автотранспорта, которым в нашей республике уделяется все большее внимание, можно лишь на основе передовых технологий и собственных информационных продуктов. Успешность разработки электронных учебно-методических комплексов зависит от эффективности их инструментального (техники) и интеллектуального обеспечения, профессиональной квалификации и дидактических умений разработчиков.

Нормативный компонент комплекса включает в себя: 1) ФГОС ВПО по направлению «Профессиональное обучение (ИВТиКТ)» и ГОС ВПО по специальности (Автомобили и автомобильное хозяйство); 2) учебный план подготовки студентов по специальности (Автомобили и автомобильное хозяйство»;)»; 3) рабочую программу дисциплины «Введение в циркумполярное регионоведение»; 4) виртуальную галерею.

Педагогический эксперимент осуществлялся на базе Автодорожного факультета ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» со студентами заочного отделения специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» (группы АиАх-09з и АиАх-08 з экспериментальные, группа АДА-09-2 выступала в качестве контрольной).

Группы были уравнены по количеству студентов (9 человек в АиАх-09з, 16 чел.- АиАх-08з, группа АДА-09, перешедшая из ИГИТИ и там изучавшая курс, насчитывала 25 чел.) и по первоначальному уровню владения информацией о циркумполярных регионах.

Системность и интеграция компонентов разработанного электронного учебно-методического комплекса обусловливали комплексную направленность образовательного процесса на формирование компетенций - общих и профессиональных в данной области знаний, содействовали углублению знаний будущих специалистов в сфере авторанспорта об особенностях осваиваемых территорий Севера, ориентировали на освоение «северной» специфики» профессиональной деятельности.

Разработанное содержание электронного УМКД «Введение в циркумполярное регионоведение» явилось объектом проверки в нашем исследовании. Электронный учебно-методический комплекс был апробирован доцентом Н.С. Шкурко в ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы (20.03 - 18.05.2012) .

Эффективность разработанного нами научно-методического обеспечения подтверждают также результаты заключительного контроля знаний студентов, проведенного на завершающем этапе изучения дисциплины в форме тестирования. В качестве показателя уровня сформированности знаний по результатам итогового дидактического теста была выбрана рейтинговая шкала, согласно которой базовый уровень усвоения соответствует 55-70% правильных ответов, средний уровень - 71-85%, высокий - 86-100% правильных ответов.

Результаты опытно-поисковой работы подтверждают гипотезу о том, что внедрение электронного учебно-методического комплекса для обеспечения качественной подготовки студентов Автодорожного факультета СВФУ им. М.К.Аммосова вузов способствует повышению уровня сформированности знаний и умений как по отдельным разделам курса «Введение в циркумполярное регионоведение», так и по дисциплине в целом.

По итогам экзаменационного тестирования студенты экспериментальной группы показали следующие результаты:

человек справились с тестом, не сделав ошибки «отлично»; 12 человек справились с тестом¸ сделав 1-2 ошибки и добрав баллы за счет творческого задания; 2 человека получили «удовлетворительно».

В контрольной группе, при равных результатах на начальном этапе обучения, итоговые оценки оказались на порядок ниже: 6 человек получили «удовлетворительно», 11 человек - хорошо, из них только 3 справились с творческими заданиями, число студентов имевших высокий уровень знаний осталось неизменным. Подвижки произошли только в группах с базового до и среднего уровня, т.е. у сильных студентов не было мотивации прилагать большие усилия.

В ходе анкетирования 100% студентов экспериментальной группы выразили желание работать именно с электронным УМКД, как обеспечивающим оптимальные условия подготовки, получение качественных оценок и возможность самоконтроля.

Список использованной литературы


1.       Аветисян Д.Д. Программно-технологический комплекс TeachPro для создания электронных учебников.// Открытое образование. 2001.- № 4. - С. 26-29.

2.       Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”. - 2003. - 616 с.

3.       Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во института проф. обр. России, 1995. - 336 с.

4.       Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. - М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. - 352 с.

5.       Все технические моменты онлайн бизнеса в видеоформате 2 PHP и MySQL для начинающих.

6.       Галанин А.В. Bjarmland - Русь Беломорская // Арктика и Север. - 2011. - №2. - С. 128-161.

7.       Геркушенко Г.Г., Дворянкин А.М., Овчинников С.А. Программно-методический комплекс по подготовке электронных образовательных ресурсов. - М.: ВНТИЦ, 2004. - 145 с.

8.       Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения // Научное издание. /Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии. - 2002.

9.       Гура В.В. От электронного учебника к электронной медиаобразовательной среде /В.В. Гура // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика» , 2006, №5. - 0,5 п.л.

10.     Гусева Н.Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория. М., 2007.

11.     Ильченко А.Н., Ксенофонтова О.Л., Канакина Г.В. Практикум по экономико-математическим методам. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. - 288 с.: ил.

.        Качанов А. Букварь по PHP и MySQL. - СПб.: БХВ-Петербург, 2008. - 530 с.

.        Котеров Д.В., Костарев А.Ф. РНР 5. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 1120 с.

.        Круг С. Веб-дизайн: книга Стива Круга или «не заставляйте меня думать!» - Пер. с англ. - СПб: Символ-Плюс, 2005.

.        Кузнецов М. В. РНР 5 на примерах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005

.        Кузнецов М.В. РНР 5. Практика разработки Web-сайтов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2008.

.        Кузнецов М.В., Симдянов И.В. PHP 5/6. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 1024 с.

.        Кузнецов М.В., Симдянов И.В. MySQL 5. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 1024 с.

.        Кухарчик А. PHP: обучение на примерах/ А. Кухарчик. - Мн.: Новое знание, 2004.

20.     Макаров А.В., Трофимова З.П., Вязовкин В.С., Гафарова Ю.Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие - Мн. РИВШ БГУ, 2001. - 118 с.

21.     Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 192 с.

22.     Панюкова С.В. Создание и использование средств повышения эффективности обучения с помощью ЭВМ (на примере проведения лабораторных и практических занятий по гидравлике и технической термодинамике в военном вузе). Автореферат дисс. канд. пед. наук. - М. 1995, с. 21.

23.     Ратшиллер Т., Геркен Т. PHP4: разработка Web-приложений. - СПб: Петербург, 2001. - 384 с.

.         Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов. / И.В. Роберт, С.В . Панюкова, А.А . Кузнецов, А .Ю. Кравцова. - М.: ИИО РАО, 2006. - 374 с .

25.     Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

.         Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа - Пресс. 1994, с. 205.

27.     Родин В.П. Создание электронного учебника: концепция и способы реализации: учебное пособие. - Ульяновск: Венец, 2009. - 30 с.

28.     Самоучитель VBA. Гарнаев А. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.yugzone.ru/x/samouchitel-vba-garnaev-a/>

.        Томсон Л., Веллинг Л. Разработка Web-приложений на PHP и MySQL. - К.: ДиаСофт, 2001. - 672 с.

30.     Томсон Лаура. Разработка Web-приложений на РНР и MySQL: 2-е изд., испр.-СПб: ООО «ДиаСофтЮП», 2003.

.         Ульман Л. MySQL руководство по языку. - М.: ДМК-Пресс; СПб.: Питер, 2004.

32.     Ульман Л. Учебник MySQL. - СПб.: Питер. - 2007. - 217 с.

33.     Фленов М. Е. РНР глазами хакера. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005.

34.     Христочевский С.А. Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий // Системы и средства информатики. Вып. 9 М.: Наука, 1999, с. 57-64.

35.     Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. - 2000. - № 2. - С. 70 - 78.

36.     Чиртик А.А. HTML. Популярный самоучитель. - СПб.: 2006.

37.     Шалкина Т.Н . Проектирование учебной деятельности студентов на основе электронных учебно-методических комплексов / Т.Н . Шалкина // Педагогическая информатика. - 2008. - №1. - С. 53-57.

Похожие работы на - Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине 'Введение в циркумполярное регионоведение' для студентов заочного обучения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!