Пути совершенствования деятельности мясокомбината 'Юбилейный'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,25 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути совершенствования деятельности мясокомбината 'Юбилейный'















Пути совершенствования деятельности мясокомбината «Юбилейный»

Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретические основы бизнес-планирования

1.1 Сущность бизнес-плаирования на предприятии

1.2 Анализ литературы и источников информации по бизнес-планированию

Раздел 2. Анализ рынка мясоперерабатывающей отрасли и деятельности мясокомбината «Юбилейный»

2.1 Анализ мясоперерабатывающей отрасли Украины

2.2 Организационная характеристика мясокомбината «Юбилейный»

2.3 Анализ экономических показателей деятельности мясокомбината «Юбилейный»

Раздел 3. Пути совершенствования деятельности на рынке мясопереработки мясокомбинатом «Юбилейный»

Раздел 4. Охрана труда на мясокомбинате «Юбилейный»

Выводы

Список использованной литературы

Введение

На современном состоянии развития рыночной экономики Украины необходимо обеспечить пропорциональное и сбалансированное развитие комплекса аграрных и промышленных отраслей, их интеграцию. Наиболее значительной отраслью аграрного комплекса является продуктовый подкомплекс - главная задача которого обеспечение населения полноценными продуктами питания в достаточном количестве, его решение - это, прежде всего, создание продовольственной безопасности страны. Особенно напряженным в последние годы остается обеспечение населения мясом и мясными продуктами. Их потребления значительно уменьшилось и составляет около 50% от научно обоснованных норм. В решении проблемы увеличение производства мяса чрезвычайно большое значение имеет свиноводство, особенности которого позволяют в кратчайшие сроки обеспечить увеличение поголовья свиней и достичь необходимого объема производства мяса.

Сбалансированное обеспечение населения продуктами питания имеет важное стратегическое значение, поскольку от него зависит также национальная безопасность и имидж страны, особенно в условиях европейских интеграционных процессов нашей страны. Быстрые изменения экономической ситуации в мире, которые мы связываем с мировыми продовольственными и финансовыми кризисами, требуют от национальной экономики внимания к чрезвычайно сложному рынку, которым является рынок продовольствия. Среди сегментов рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия особое место занимает рынок мяса и мясопродуктов, который традиционно считается наиболее более сложным как с точки зрения саморегулирования, так и механизмов воздействия на него, в частности государственных рычагов вмешательства.

Значительный вклад в исследование проблем производства свинины и развития рыночных отношений в отрасли внесли отечественные ученые Бойко В.И., Гайдуцкий П.И.,Горлачук М.А., Демьяненко М.Я., Дяченко С.Г., Лукинов И.И., Макаренко П.М.,Мертенс В.П., Руснак П.П., Саблук П.Т., Шпичак О.М. и другие.

Цель работы - раскрыть и дать оценку состояния производства продукции мясопереработки на территории Украины, а также проанализировать деятельность МК «Юбилейный» и разработать бизнес-план по совершенствованию его деятельности.

Предметом исследования является мясоперерабатывающая отрасль Украины.

Объектом исследования выступает МК «Юбилейный».

Для достижения цели исследования в работе будут решены следующие задачи:

·рассмотрены теоретические основы бизнес-планирования на предприятии;

·проанализирована отрасль мясопереработки в Украине в динамике;

·проанализирована организационная и финансовая деятельность МК «Юбилейный»;

·разработан бизнес-план по расширению сети магазинов в г.Киеве.

Раздел 1. Теоретические основы бизнес-планирования

1.1 Сущность бизнес-плаирования на предприятии

бизнес планирование анализ экономический

Бизнес-планирование является одной из важнейших составляющих системы финансового планирования на предприятиях, функционирующих в условиях конкурентной среды, поскольку оно не только обеспечивает внутренние потребности предприятия в обоснованных количественных оценках будущих капиталовложений, но и способствует привлечению надежных инвесторов для их финансирования.

Бизнес-план - это всесторонне обоснованная последовательность управленческих решений, направленных на решение задач, предусмотренных стратегией развития предприятия и оформленных в виде соответствующего планового документа.

Бизнес-план может быть составной как текущего, так и стратегического финансового плана в зависимости от задач, которые при этом решаются.

Различают бизнес-план предприятия и бизнес-план инвестиционного проекта. Первый составляют при создании нового предприятия. Он раскрывает все направления его будущей деятельности. Второй обосновывает целесообразность реализации уже существующим предприятием отдельного инвестиционного проекта. Раскроем содержание и основные структурные элементы бизнес-плана инвестиционного проекта.

В бизнес-плане инвестиционного проекта обосновывают целесообразность реализации определенного инвестиционного проекта, формулируют цели, которых нужно достичь в процессе его реализации, раскрывающие планы действий по всем видам деятельности (производственной, инвестиционной, финансовой), оценивают эффективность проекта и риски, которые его сопровождают.

В процессе разработки бизнес-плана проводят маркетинговые исследования соответствующего сегмента рынка, с учетом их результатов формулируют цели проекта и задания по отдельным видам деятельности, разрабатывают разделы бизнес-плана, оценивают эффективность полученных в результате планирования результатов.

Поскольку реализация инвестиционного проекта, как правило, предполагает привлечение внешних источников финансирования, соответствующий плановый документ имеет четко определенную структуру и содержание, направлены на то, чтобы потенциальные инвесторы заинтересовались бизнес-плану,изъявили желание подробно ознакомиться с предоставленной в нем информацией,а в процессе ознакомления убедились в целесообразности вложения средств в предлагаемый проект.

Структура бизнес-плана содержит следующие разделы:

. Информация об исполнителе проекта.

. Резюме.

. План маркетинга.

. Производственный план.

. Организационный план.

. Инвестиционный план.

. Финансовый план.

.Информация об исполнителе проекта содержит его название, адрес, опыт выполнения подобных работ и другие сведения.

. В резюме приводят краткое описание бизнес-плана. Его содержание должно вызвать интерес потенциальных инвесторов и желание внимательно изучить и проанализировать все последующие разделы плана. Как правило, резюме содержит не более 2-3 страниц и состоит в последнюю очередь после написания всех остальных разделов.

. В плане маркетинга анализируется рыночная конъюнктура и раскрывается механизм продвижения продукции на рынок, в частности:

* Предоставляется характеристика товаров или услуг, которые внедряются;

* Осуществляется общее описание рынка, приводится характеристика соответствующего сегмента рынка, а также основных и потенциальных конкурентов, основных и потенциальных потребителей продукции, внедряется;

* Раскрывается стратегия сбыта и продвижения продукции на рынок;

* Определяется потребность в финансировании маркетинговых и рекламных мероприятий в течение осуществления проекта.

. Производственный план содержит описание производственного процесса с указанием "узких" с технологической точки зрения мест и путей их преодоления. В плане определяют:

объемы реализации продукции в количественном выражении в течение планируемого периода (согласно результатам маркетингового исследования);

необходимые производственные мощности;

ресурсы, наиболее необходимые для производственного процесса, и источники их поставок;

режим поставки ресурсов и условия оплаты, возможность привлечения других источников;

возможность кооперации и характеристика предполагаемых партнеров.

На основе производственного плана определяют объем необходимых инвестиционных затрат по проекту и текущие затраты на выпуск продукции.

. В организационном плане приводят оптимальную организационную структуру производства, рассчитывают численность работающих и фонд заработной платы. Этот раздел освещает:

структуру подразделений, которые будут осуществлять реализацию проекта;

потребность в создании дополнительных служб и подразделений для реализации проекта;

процесс контроля за работой;

потребность в рабочей силе и дополнительных работниках, требования к их квалификационного уровня, потребность в переквалификации, производительность труда;

данные о действующей системе заработной платы, механизм ее начисления различным категориям работников предприятия, систему стимулирования;

условия труда.

. В инвестиционном плане, в отличие от производственного, в котором предоставляется информация о количественных и качественных показателей производственного процесса, отображают расходы,которые необходимо осуществить для организации процесса производства. Основными документами инвестиционного плана являются:

) смету расходов по проекту;

) перечень источников финансирования проекта;

) календарный план-графе к выполнению работ по проекту.

В смете расходов отражают общие затраты по проекту, а именно:

* Инвестиционные расходы;

* Налоги и сборы;

* Первоначальные затраты на производство.

В прединвестиционные расходы включают расходы, связанные с подготовкой проекта, а именно: маркетинговые и организационные расходы, которые осуществляются на предварительный и подготовительной стадиях проекта; затраты на разработку технико-экономического обоснования, программных продуктов, бизнес-плана; расходы на проведение научно-исследовательских работ, разработку проектной, конструкторской, технологической документации.

Инвестиционные затраты связаны с формированием производственных фондов, которые будут используемые в процессе производства и подлежать амортизации. Они состоят из затрат на приобретение или строительство зданий и сооружений "проведение строительно-монтажных работ, приобретение оборудования и ввод его в эксплуатацию.

Налоги и сборы включают налог на добавленную стоимость, начисленный на стоимость закупленного оборудования, пошлина, начисленное на стоимость оборудования, которое пересекло таможенную границу Украины, другие платежи и сборы, оплачиваемые в связи с закупкой оборудования, строительными, монтажными и пусковыми работами по проекту.

До первоначальных затрат на производство относят расходы, которые осуществляются в начале реализации проекта и не могут быть покрыты за счет доходов от производственной деятельности в этом периоде. Такие расходы могут включать покупку лицензий и патентов, оплату труда, затраты на материалы, электроэнергию и т.д. на начальном этапе производства. Определение объема первоначальных затрат на производство позволяет объективно оценить потребность в дополнительном финансировании и предотвратить возникновение дефицита денежных средств в начале реализации проекта.

Перечень источников финансирования проекта содержит названия внутренних и внешних источников, которые будут использованы для финансирования проекта, их объем и условия привлечения. Объемы источников финансирования должны соответствовать объемам расходов, предусмотренных сметой расходов по проекту.

. Финансовый план обобщает результаты предыдущих разделов и является заключительным разделом бизнес-плана.

1.2 Анализ литературы и источников информации по бизнес-планированию

. Организация и планирование производства. Лабораторный практикум Н. Новицкий, 2013г. Содержит лабораторные работы по основным темам курсов «Организация производства» и «Оперативное планирование и управление производством». Рассмотрены наиболее сложные вопросы организации и оперативного планирования производства на предприятии, в цехе, на участке, поточной линии, роботизированном технологическом комплексе и др. Каждая лабораторная работа включает: цель и порядок выполнения, краткие теоретические сведения, пример проведения расчета, контрольные вопросы и задания, а также варианты для самостоятельного выполнения. Для студентов и преподавателей экономических, инженерно-экономических и технических специальностей вузов, а также аспирантов, магистрантов и практических работников.

. Бизнес-план. Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана В. Горемыкин, 2011г. В сжатой и доступной форме излагаются методологические основы и методика обоснования всех разделов бизнес-плана. Приведены 25 реальных образцов бизнес планов по производству продовольственных товаров, строительству и оказанию услуг в различных сферах предпринимательской деятельности. Для руководителей и специалистов предприятий, начинающих дело предпринимателей, студентов и преподавателей экономических факультетов высших учебных заведений.

. Бизнес-планирование. Как обосновать и реализовать бизнес-проект С. Петухов, 2011г. Подробно рассматривается содержание процесса составления бизнес-плана. На конкретных примерах разъясняются принципы, порядок, методы и приемы составления основных разделов бизнес-плана: описание предприятия и продукции, анализ рынка и конкуренции, планы маркетинга, производства, инвестиций, финансовый и организационный планы. В приложениях приведены примеры информационных блоков, которые могут потребоваться на практике при составлении бизнес-планов. Для менеджеров, экономистов, руководителей организаций и предприятий, предпринимателей. Книга будет полезна для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

. Бизнес-планирование М. Романова, 2012г. В работе представлены основные положения современной концепции маркетингового управления и бизнес-планирования для проектно-ориентированных организаций, которые базируются на изучении научной литературы и достижений смежных отраслей, а также на обобщенном опыте управленческого консультирования.

Раскрываются различные технологии бизнес-планирования, основные шаги, алгоритмы, проблемы и преимущества. Рассматривается комплекс вопросов, связанных с процессом разработки и реализацией целей развития организации: составление бизнес-плана, разработка бюджетов, интеграция информации по всем стадиям планирования и моделирования альтернативных вариантов проектов.

Особое внимание уделяется вопросам ориентации на потребителя, анализу бизнес-процессов и технологии формализации процесса принятия решений в условиях высокой степени неопределенности и риска, особенно актуальным для разработки и продвижения стратегических и инновационных проектов.

. Бизнес-планирование, Владимир Баринов, 2011г. В работе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями составления бизнес-плана и его анализа для принятия инвестиционных решений. Предложены развернутые описания основных разделов бизнес-плана, их содержательное и теоретическое обоснование.

Рассмотрен пакет прикладных программ составления бизнес-плана и приведены примеры моделирования финансовых решений на его основе.

. Оценка стоимости предприятия (бизнеса), Владимир Бусов, Олег Землянский, А. Поляков, 2012г. В учебнике раскрываются сущность и содержание оценочной деятельности, ее законодательная база, дается характеристика методических подходов и методов оценки стоимости предприятия (бизнеса). Значительное место отведено практическим примерам использования этих методов. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Для студентов экономических направлений и специальностей вузов, слушателей системы профессиональной переподготовки специалистов по оценке стоимости предприятия (бизнеса), а также руководителей и специалистов объединений, предприятий и организаций народного хозяйства, профессиональных оценщиков, работников риэлтерских и финансовых организаций.

. Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании, Ю. Лапыгин, 2011г. Рассматриваются основные разделы бизнес-плана. Объясняется, каким должно быть их содержание и в какой форме они должны быть представлены. Уникальность практического пособия заключается в том, что оно знакомит не только с традиционными методами составления бизнес-планов, но и с методами образования проектной команды и формирования сбалансированной системы показателей бизнес-плана. В приложениях приведены образцы бизнес-плана и основных его составляющих - плана производства и финансового плана.

Для экономистов, других специалистов и руководителей организаций всех форм собственности, экспертов и консультантов по бизнес-планированию, юристов, а также студентов, в том числе
дистанционной формы обучения, магистров, преподавателей экономических специальностей и направлений.
Раздел 2. Анализ рынка мясоперерабатывающей отрасли и деятельности мясокомбината «Юбилейный»

2.1 Анализ мясоперерабатывающей отрасли Украины

На протяжении истории современной независимой Украины доля производства скота и птицы в структуре валовой продукции сельского хозяйства имела тенденцию к сокращению. В 1994 г. в Украине она составляла 32,0%, а затем, к середине 1994-х гг., снизилась. В 2015 г. на нее приходилось уже только 21% всей валовой продукции украинского сельского хозяйства (в сравнительных ценах 2014 г., млн грн).

Снижение доли производства скота и птицы происходило на фоне стремительного сокращения производства всех видов продукции животноводства и более умеренного спада производства в растениеводстве. Согласно официальной статистике, за годы независимости значительно снизился уровень рентабельности выращивания скота и птицы. По говядине он снизился с 20,6% в 1994 г. до -42% в 2004 г. и до -38% в 2015 г. По свинине - с 20,7% в 1994 г. до -44% в 2004 г. и -9% в 2015 г. Фактически пока лишь в 2013-2014 гг., благодаря росту цен на говядину и свинину, наблюдалось сокращение убыточности производства говядины с -34% до -25% и рост рентабельности производства свинины с -14% до 15%. По производству мяса птицы уровень рентабельности упал с 17,0% в 1994 г. до -33 в 2004 г.. С 2012 г. он начал расти благодаря приплыву в данную отрасль инвестиций, позволивших модернизировать предприятия, а также благодаря росту спроса и цен на продукцию. В 2014 г. благодаря росту внутренних цен уровень рентабельности производства мяса птицы возрос до 25%. К сожалению, рост цен на корма стал причиной падения этого показателя до 12%.

Снижение рентабельности выращивания сельскохозяйственными предприятиями скота и птицы вынудило к сокращению данного вида деятельности, что привело к сильнейшему сокращению поголовья сельскохозяйственных животных в Украине. Свою лепту в сокращение поголовья скота внес также интенсивный рост экспорта КРС в середине 1994-х гг. С 1994 г. по 2012 г. поголовье КРС сократилось в 4 раза до 5683,2 тыс. голов в 2012 г., поголовье свиней - в 2,5 раза до 7851,6 тыс. голов, птицы - в 1,4 раза до 181,964 млн голов.

Проблемы экономического характера, возникшие в 1994-х гг. перед крупными сельскохозяйственными предприятиями, вынудили их избавляться от убыточных видов деятельности, к которым принадлежало и выращивание скота. В то же время сельское население, борясь за свое существование, увеличило поголовья скота и птицы. Таким образом, за 1994-е гг. в Украине сложилась структура поголовья по типам хозяйств, полностью отличная от развитых стран, то есть основная масса выращиваемого скота и птицы находилась на подворьях населения.

Если в 1994 г. 86% поголовья КРС было сосредоточено в крупных сельскохозяйственных предприятиях и 14% в хозяйствах населения, то к 2012 г. структура коренным образом изменилась. На первые приходилось 34%, а на вторые - 66%. Аналогично по поголовью свиней: сельскохозяйственные предприятия - 72% в 1994 г. и 39% в 2012 г., хозяйства населения - 28% и 61%.

Поголовье птицы: сельскохозяйственные предприятия - 56% в 1994 г. и 45% в 2012 г., хозяйства населения - 44,0% и 55%.

В последние годы в связи с ростом производства продукции из мяса и увеличением продаж на розничном рынке мяса повышается спрос на крупные партии мясного сырья надлежащего качества с низкой себестоимостью и высокой безопасностью для использования, что подразумевает получение его от крупнотоварного производителя. Структура поголовья сельскохозяйственных животных в Украине, равно как и структура производства мяса, остается прежней, то есть с преобладанием мелкотоварного производителя - сельского населения страны. Следует отметить, что среди предприятий, относящихся к категории крупнотоварного сельскохозяйственного производителя, около 46% имело от 100 до 1000 голов КРС и 47% от 100 до 1000 голов свиней (по состоянию на 01.01.2012 г.).

Как уже упоминалось, производство мяса в Украине резко снизилось за минувшие полтора десятилетия вследствие падения уровня рентабельности выращивания скота и птицы, сокращения поголовья, установления нерациональной структуры поголовья, перехода к мелкотоварному производству с более высокими затратами кормов на производство единицы веса за единицу времени. В стоимостных показателях уже к середине 1994-х гг. объем ее выпуска сократился в 2,1 раза до 14,469 млрд грн. по сравнению с показателем 1994 г. После незначительной тенденции к росту, вызванной увеличением забоя скота в 2005-2011 гг., спад производства продолжился. В 2015 г. данной продукции было произведено на сумму 19,9 млрд грн., что в 2,3 раза меньше показателя 1994 г. и на 18% больше минимального объема производства в 2004 г. Физический объем производства мяса в убойном весе сокращался аналогичными темпами: 1994 г. - 4358 тыс. т, 1995 г. - 2294 тыс. т, 2015 г. - 1723 тыс. т.

За последние годы изменилась структура производства мяса в Украине по его видам. В 1994 г. 46% производства мяса приходилось на говядину, или 1986 тыс. т., на втором месте стояла свинина - 36%, или 1576 т, третье занимало мясо птицы - 16%, или 708 тыс. т. В последующие годы производство говядины резко сократилось. Рост производства пришелся лишь на пару лет, когда наблюдался рост убоя скота. К сожалению, поголовье КРС стабильно сокращается и, по всей видимости, это будет продолжаться, по крайней мере, ближайшие 2-3 года. В то же время приход в птицеводческую отрасль новых хозяев способствовал тому, что впервые в 2015 г. по объему производства данный вид мяса занял первое место в структуре производства мяса в Украине - 34%. Доли говядины и свинины составили соответственно 33% и 31%.

Динамичное увеличение инвестиций в украинскую пищевую перерабатывающую промышленность, в частности в мясоперерабатывающую, в последние годы способствовало восстановлению производства готовых изделий из мяса. Данный рост подкрепляется также ростом доходов городского населения, являющегося главным потребителем изделий из мяса и самого мяса промышленного производства. Восстановление нормальной работы предприятий перерабатывающей отрасли и сравнительно низкая покупательная способность населения породили на украинском рынке спрос на безопасное дешевое мясное сырье надлежащего качества в промышленных объемах.

В настоящее время отечественное производство говядины и свинины преимущественно удовлетворяет розничный рынок, хотя все еще неспособно насытить его мясом по приемлемой цене, поскольку в связи с высокими затратами на производство и общим состоянием дефицита на рынке цены в последние годы имеют стабильную тенденцию к росту. Исключение составляет курятина, производство которой обеспечивает быстрые деньги вследствие более короткого производственного цикла. Это стало причиной значительных инвестиций в птицеводческую отрасль, что повлекло за собой снижение себестоимости отечественной курятины до уровня, сопоставимого с себестоимостью данного вида мяса зарубежного производства, а также увеличение объемов ее производства. Однако даже отечественное промышленное производство курятины, которое возросло в последние годы, в основном обеспечивает потребности розничного рынка.

Согласно прогнозам аналитиков, следующим на очереди потока инвестиций стоит свиноводство, поскольку свинина также имеет сравнительно короткий цикл производства, является основным сырьем для мясоперерабатывающей промышленности и традиционным продуктом питания для украинского населения. В данное время украинские компании интенсивно изучают возможности организации вертикально интегрированных структур по производству свинины и ее сбыту, подобных тем, которые уже налажены в птицеводстве. Отдельные компании наладили и внедрили альтернативные технологии содержания свиней, соответствующие современной украинской действительности. Стоит отметить, что с 2014 г. наблюдается увеличение поголовья свиней в сельскохозяйственных предприятиях: 2014 г. - 2602,4 тыс. голов, 2015 г. - 3254,2 тыс. голов. К сожалению, снижение закупочных цен в 2012 г. при увеличении цен на корма спровоцировало сокращение поголовья свиней в данной категории хозяйств до 3037,4 тыс. голов. Следует также отметить, что свое позитивное воздействие на производство мяса оказали государственные выплаты за сдачу скота большего веса на убой.

В Украине переработкой скота и птицы на мясо занимается в последнее время около 550 предприятий. При этом наблюдается сокращение общего количества предприятий. Количество мясокомбинатов, производящих свыше 1000 т, остается практически стабильным, как и их доля в общем объеме производства данной продукции. Таким образом, изменению подлежит преимущественно количество мелких мясоперерабатывающих предприятий, что является характерной тенденцией в мясоперерабатывающих отраслях бывших соцстран, в частности стран Восточной Европы. В связи с прогнозируемым ужесточением ветеринарного контроля и санитарных норм можно сделать вывод, что данная тенденция сокращения мелких предприятий сохранится. Дополнительную роль в сокращении количества боен сыграл запрет импорта Россией продукции украинского животноводства с 20 января 2015 г.

В наибольших объемах среди готовой мясной продукции в Украине производятся колбасы. В 2012 г. производство данных изделий выросло на 9% до 316,9 тыс. т в связи с увеличением спроса на данный товар в стране.

Довольно перспективным направлением в Украине рассматривается производство мясных полуфабрикатов. В 2014 г. крупнейший украинский производитель мяса птицы открыл производство полуфабрикатов из данного сырья, а один из крупнейших мясокомбинатов - производителей мясных полуфабрикатов - был выкуплен западноевропейской компанией. В 2015-2012 г. многие мясокомбинаты, чей бизнес преимущественно заключался в экспорте мяса в Россию, оказались вынужденными либо закрыться, либо перейти на поставки своей продукции на внутренний рынок. При этом те, кто решил поставлять на внутренний рынок просто охлажденное мясо, столкнулись с отсутствием опыта продаж и были вынуждены либо практически с нуля начинать развивать данный бизнес, либо выкупать предприятия с уже существующей структурой сбыта товара внутри страны. По этим соображениям часть предприятий решила уйти в производство полуфабрикатов, чей рынок в Украине фактически лишь начинает развиваться и где рентабельность производства довольно высока. В 2012 г. производство полуфабрикатов достигло 175тыс. т, что на 18%, или 26,8 тыс.т.

Естественно, что в связи с сокращением объема производства мяса снизился и такой показатель, как производство данной продукции на душу населения. Если в 1994 г. оно составляло 84 кг на украинца, то в 2005 г. снизилось до 31,2 кг. Лишь в последние годы наблюдается его рост, связанный с увеличением убоя скота по вышеупомянутым причинам и ростом производства мяса птицы и свинины, - 36,8 кг мяса в 2015 г. В то же время значительно выросла платежеспособность населения по сравнению с ее уровнем в начале 1994-х гг., что, естественно, вызвало увеличение потребления мяса и продукции из него, которые остаются наиболее дорогими из продуктов питания.

Параллельно с повышением доходов населения и повышением спроса на мясо, как уже упоминалось, перерабатывающая отрасль, довольно развитая во времена СССР и пришедшая в упадок в 1994-х гг., интенсивно наращивает объемы производства в последние годы. Историческое развитие ситуации в перерабатывающей отрасли полностью отобразилось в изменении реализации скота и птицы по каналам сбыта.

В 1994 г. структура реализации крупными сельскохозяйственными предприятиями выглядела следующим образом: перерабатывающим предприятиям - 94,8%, населению (в т.ч. на рынке) - 5,1%, другие каналы (в счет арендной платы, непосредственно предприятиям торговли и общественного питания, общественным учреждениям и т.п.) - 0,1%. К середине 1994-х гг. доля реализации перерабатывающим предприятиям снизилась вдвое, а населению - увеличилась в восемь раз. В 2015 г. эти же показатели выглядели следующим образом: перерабатывающим предприятиям - 35,2%, населению (в т.ч. на рынке) - 12,1%, другие каналы - 52,7%.

Согласно официальным данным, уровень самообеспеченности Украины мясом довольно высок (отношение производства к внутреннему потреблению): 1995 г. - 108,3%, 2004 г. - 102,7%, 2013 г. - 86,7%, 2015 г. - 87,3%. Однако стоит отметить, что данный показатель не совсем реально отражает картину удовлетворения потребностей Украины как в целом в этой продукции, так и в отдельных ее видах. Украинские производители готовых изделий из мяса испытывают дефицит дешевого безопасного качественного отечественного мясного сырья для мясопереработки. В то же время путь в Украину дешевому безопасному качественному импортному сырью перекрывают высокие ставки ввозной пошлины, призванные спасти от полного разорения предприятия, занимающиеся откормом животных. Правда, с 1 января 2013 г. по многим товарным позициям вступили в действие новые сниженные ставки ввозной пошлины, однако даже при их уплате официально ввезенное мясо не будет конкурентоспособным по цене по сравнению с украинским аналогом.

С другой стороны, украинские производители, в частности птичники, пользуясь ветеринарными запретами на ввоз мяса птицы из отдельных стран мира в Украину и ростом цен на конкурирующие виды мяса, в частности говядину (свинину), в 2013-2012 гг. сохраняли высокий уровень цен на свою продукцию, что незамедлительно стимулировало импорт мяса. Импортное мясное сырье разными путями все же попадает в Украину, минуя таможню, что усложняет ситуацию на рынке в связи с отсутствием учета ввезенного таким образом мяса.

В последние годы широкую популярность приобрели схемы ввоза мяса в качестве давальческого сырья. В 2012 г. данный вид ввоза приобрел такой размах, что с 1 апреля по 1 сентября специальным постановлением Кабинета министров Украины было запрещено использовать мясо в качестве давальческого сырья в давальческих операциях. Согласно следующему постановлению, касающемуся данного вида операций, запрет был продлен на срок с 1 ноября 2012 г. до 1 апреля 2013 г. Официальные данные по импорту зачастую значительно ниже реального ввоза мяса на территорию Украины, что естественно способствует занижению такого показателя, как внутреннее потребление, а следовательно, и завышению официального показателя уровня самообеспеченности Украины в данной продукции.

Согласно официальным данным, экспорт мяса из Украины в 2011-2013 гг. колебался на уровне 82-184 тыс. т, что составляло всего 5-11% от его производства в стране. В 2015 г. по причине российского запрета на ввоз украинской продукции животноводства ее экспорт сократился до 29 тыс. т. В 2012 г. Россия разрешила импорт продукции 13 украинских мясокомбинатам. Это привело к росту украинского экспорта мяса, однако всего лишь до 40 тыс. т. Хотя российский запрет и привел к обвалу украинского экспорта, однако основной причиной отсутствия крупного экспорта является значительное снижение производства, произошедшее за последние годы, а также высокие цены на отечественное мясо по сравнению с ценами на мясо основных стран-экспортеров. Вследствие этого единственным рынком сбыта украинского мяса выступает Россия, а единственным видом мяса украинского производства, который туда экспортируется, является мороженая говядина. Данный товар поставляется в полутушах и как бескостное мясо.

По причине роста поставок на российский рынок бескостного мяса других стран-производителей и рекордного роста цен на мясо в Украине в 2013-2015 гг. экспорт украинской бескостной говядины заметно сократился. Надо отметить, что вследствие роста цен в 2012 г. оно не поставлялось на российский рынок. Одно время из Украины существовал также экспорт бескостной свинины, однако это был экспорт готовой продукции с минимальной степенью переработки, произведенной из давальческого сырья.

Экспорт готовой к употреблению продукции из мяса довольно незначителен вследствие востребованности данной продукции на рынке Украины, а также ограниченной возможностью ее сбыта лишь в Россию, где она встречается с острой конкуренцией со стороны аналогичных российских товаров в крупных городах и низкой платежеспособностью основной массы населения в регионах. Более того, в 2012 г. экспорт данной продукции сократился в 2,8 раза по причине запрета поставок данной продукции в Россию и прекращения выполнения давальческих операций с мясом.

Импорт мяса в Украину довольно ограничен из-за высоких ставок ввозной пошлины, делающих легально ввезенный товар неконкурентоспособным по цене на внутреннем рынке Украины. Тем не менее, согласно официальным данным, импорт мяса в 2011-2012 гг. колебался в пределах 85-366 тыс. т. В основном Украина импортирует мясо птицы, которое является наиболее дешевым видом мяса среди производимых сегодня в мире, что является немаловажной характеристикой при реализации на украинском рынке. Мясо птицы в Украине востребовано как перерабатывающей промышленностью (наиболее дешевое сырье), так и розницей. В 2012 г. структура импорта мяса по видам выглядела следующим образом: мясо птицы (63%), свинина (30%), говядина (4%).

Украина имеет все необходимые условия для наращивания производства качественной продукции мясоперерабатывающей отрасли, в частности мяса и готовой продукции из него. К ним относятся приемлемые климатические условия, наличие опыта ведения крупнотоварного производства мяса в прошлом, восстановление перерабатывающей промышленности и рост спроса на сырье. Также благоприятно отражается на крупнотоварном производстве мяса рост платежеспособности населения и увеличение спроса на розничном рынке на мясо и готовую продукцию из него, стремительное развитие сетей розничных предприятий торговли, совершенствование каналов реализации продукции, наличие квалифицированных кадров и относительно дешевой рабочей силы.

Среди препятствий быстрому восстановлению производства можно назвать слабую сырьевую базу вследствие рекордного сокращения поголовья за минувшие годы, нерациональность структуры распределения поголовья по категориям хозяйств, отсутствие четкого контроля над передвижением мясного сырья внутри страны, текущую высокую процентную ставку по кредитам на украинском рынке при необходимости значительного обновления материально-технической базы и внедрения современных технологий производства на предприятиях.

2.2 Организационная характеристика мясокомбината «Юбилейный»

Мясокомбинат «Юбилейный» (г. Днепропетровск) занимает одну из лидирующих позиций по производству колбас и мясных деликатесов в Украине. По итогам 2014 года доля рынка МК «Юбилейный» на рынке колбасных и мясных изделий Украины составила 7,24% (21 667 тыс.тонн)*.

Производство мясокомбината «Юбилейный» построено по принципу замкнутого технологического цикла. Процесс начинается с убоя скота, а заканчивается производством готовой продукции, ее хранением и реализацией. Только при такой схеме возможен полный контроль над всеми этапами изготовления мясопродуктов. Также, это позволяет снизить себестоимость производимой продукции и предложить на рынок качественный продукт по доступной цене.

В структуру мясокомбината входят: административный корпус, убойный цех, цех обвалки, современный производственный комплекс, цех упаковки продукции, распределительный комплекс, лаборатория и транспортный отдел.

На основании результатов оценки системы управления безопасностью пищевых продуктов, Органом сертификации систем качества государственного предприятия выдан сертификат на систему управления безопасностью пищевых продуктов, который соответствует требованиям ДСТУ ISO 22000-2012 и ДСТУ 4161-2003.

На данный момент около 13 000 торговых точек в разных областях Украины получают продукцию мясокомбината «Юбилейный» как через собственные филиалы компании так и через дистрибьюторов. Продукция представлена во многих национальных розничных сетях. Филиалы мясокомбината «Юбилейный» работают в следующих городах: Днепропетровск, Кривой рог, Запорожье, Донецк, Луганск, Одесса.

Численность персонала мясокомбината составляет около 1000 человек. Территория, которая занята предприятием составляет 8 га.

фициальным Днем рождения ООО мясокомбината «Юбилейный» считается 19 декабря 1996 года.

Важные даты:

декабря 1996 год - дата создания МК «Юбилейный», открыт первый цех по производству колбасной продукции

год - начинает свою работу убойный цех, освоено производство продукции в вакуумной упаковке

год - открыт филиал в Кривом Роге

год - открыт второй цех по производству колбасной продукции

год - начинает работу первый фирменный магазин МК "Юбилейный"

год - компания становится генеральным спонсором футбольного клуба "Юбилейный"

год - открыт филиал в Запорожье

год - на рынок выводится торговая марка "Юбилейный Классика"

год - на рынок выводится линейка продукции "Юбилейный Премиум"

год - открыт одним из первых на территории Украины модернизированный производственный цех. Начинает работу распределительный комплекс.

год - открыт филиала в Одессе

- 2015 годы - компания открывает десять магазинов фирменной торговой сети МК «Юбилейный».

С 1998 по 2015 предприятие награждено дипломами, медалями и кубками в таких номинациях, как: «Лучший производитель региона», «За лучшую продукцию», «За удовлетворение потребностей граждан», «Улюблена мясна марка» и главный приз - премия Высшей пробы. В 2014 году коллектив предприятия получает "Подяку прем`єр-міністра України".

С 2014 по 2015 на предприятии работает член Европейской ассоциации мясоперерабатывающих заводов от Словакии и эксперт по качеству мясокомбината "Юбилейный" Вильям Похли.

За 14 лет деятельности МК «Юбилейный» занял лидирующие позиции на рынке и стал одним из крупнейших предприятий мясоперерабатывающего комплекса на Украине.

Миссия МК "Юбилейный" состоит в том, чтобы обеспечить высокое и стабильное качество продукции.

Для ее реализации специалисты компании неукоснительно следуют ключевым правилам, благодаря которым покупатели приобретают качественную продукцию:

Только качественное сырье. Только проверенные поставщики.

Современное оборудование от мировых лидеров.

Строгий санитарный контроль на всех этапах.

Современная упаковка, сохраняющая качество.

Эксперты своего дела

Эффективное управление.

Оперативная доставка до прилавка точно в срок.

Строгое соблюдение этих правил позволяет мясокомбинату «Юбилейный» стабильно занимать лидирующие позиции в мясоперерабатывающей отрасли.

Организация производственного процесса: структура, мощность и расположение оборудования рассчитаны европейским проектным бюро «Lissner», которое специализируется на проектирование мясоперерабатывающих производств. Наше предприятие создавалось по последнему слову науки и техники, в соответствии с самыми современными европейскими технологиями.

В ходе реализации проекта было закуплено и запущено в строй оборудование от мировых лидеров, среди которых Banss (Германия), KJ (Дания), Seydelmann (Германия), Alpina (Швейцария), Laska (Австрия), Bizerba (Германия), Schroter (Германия), Poly-Clip (Германия), Handtmann (Германия), Webomatic (Германия).

Таким образом, был создан уникальный мясокомбинат полного цикла, в котором весь процесс от убоя скота до упаковки готовой продукции происходит на одной территории. Благодаря этому как все операционные процессы, так и переходы между ними, происходят на неизменно высочайшем уровне.

На сегодняшний день наш производственный комплекс является образцовым на территории Украины, что подтверждено европейскими экспертами в области мясоперерабатывающей промышленности.

Использование только качественного сырья для нашей продукции - залог создания продукта, соответствующего всем требуемым нормам.

Собственный убойный цех гарантирует изготовление продукции из свежего и качественного мяса. Каждое животное, попадающее на наш мясокомбинат, проходит обязательную проверку государственной и собственной ветеринарной службой.

В нашей продукции не используется сырье, содержащее ГМО, наша цель - натуральность в каждом грамме. Этот же принцип разделяют и наши партнеры. Ими являются лидеры своих отраслей - как производители мясного сырья, расположенные в Украине, так и европейские производители специй под марками «Almi» (Австрия), «Wiberg» (Австрия), «RAPS» (Германия).

Наши сотрудники - команда специалистов, которые знают и любят свое дело. Постоянное повышение уровня профессиональной подготовки и регулярное тестирование персонала - залог успешной работы нашего мясокомбината по установленным Правилам. Новые принципы работы были не просто пожеланием. Мы достигли неукоснительного выполнения Правил каждым сотрудником. Желание Правильно работать, стремление к результату, честность и ответственность являются нашими ключевыми требованиями.

Наше производство прошло сертификацию НАССР (международный стандарт безопасности пищевой продукции) в соответствии с требованиями ДСТУ 4161-2003 системы управления безопасностью пищевых продуктов. Эта система обеспечивает контроль на всех этапах прохождения технологической цепочки, в любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции.

Для получения системы НАССР мы обязаны не только исследовать свой собственный продукт и методы производства, но и применять эту систему и ее требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также системе розничной торговли.

Для того чтобы изолировать производство от негативных воздействий, используются бесконтактные краны, современная спецодежда. Осуществляется ежедневная обработка цехов при помощи оборудования компании «Ecolab» - лидера в области производства профессиональных моющих, чистящих и дезинфицирующих средств. Все это позволяет гарантировать качество и полную безопасность любого нашего продукта.

Мы рассматриваем упаковку продукции, как дополнительную защиту качества и первыми внедряем инновации в этой сфере.

Нашими надежными и долговременными партнерами являются компании «Multivac» (Германия), Webomatic (Германия). «Cryovak» (США), «Атлантис Пак» (Россия), «Zudpack» (Германия)

Все они, являясь лидерами в своей сфере, поставляют нам оборудование, а также упаковочные материалы, благодаря которым продукция сохраняет свой вкус и полезные свойства.

Благодаря собственному транспорту, оборудованному холодильными установками, а также системой слежения за температурным режимом, наша продукция оперативно и качественно доставляется потребителю. Мы делаем все для того, чтобы на прилавках магазинов была только свежая продукция.

Заботимся об увеличении количества точек реализации нашей продукции, развивая сеть собственных филиалов и специализированных магазинов. Среди числа наших партнеров также находятся крупнейшие торговые сети.

Наша компания постоянно следит за своим ассортиментом в точках продаж, чтобы у покупателя всегда был выбор продукции нашего мясокомбината на любой вкус.

Комплексная автоматизированная система управления предприятием - это гарантия того, что наша продукция отвечает европейским стандартам. Эта система, построенная на основе «Oracle», являющегося признанным лидером в области программного обеспечения управлением предприятия, охватывает все наши основные бизнес-процессы, а именно: управление закупками, производством, продажами, логистикой, финансами и персоналом. Четкое соблюдение всех производственных процессов на предприятии подтверждено сертификатом международного стандарта ISO 22000-2012.

2.3 Анализ экономических показателей деятельности мясокомбината «Юбилейный»

Динамика финансово-хозяйственной деятельности приведенная в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Динамика финансовых результатов «Юбилейный»

№ п/пПоказательПериодОтклонение 2013-2014 г.г.Отклонение 2014-2015 г.г.201320142015Абс., тыс. грн.Относительное, %Абс., тыс. грн..Относительное, %1Чистый доход (выручка) от реализации3294,14562,4946,81268,338,5-3615,6-79,252Другие обычные доходы -182,737,3182,7 --145,4-79,583Операционные расходы2923,949701006204669,97-3963,5-79,764Другие обычные расходы - -120,3 - -120,3 -5 Чистая прибыль360,4-248,6-142,6-609-31,02106,042,64

Таким образом, получим, что динамика чистого дохода предприятия в 2014 г. сравнительно с 2013 г. составляет 138,50 %, в 2015 г. сравнительно с 2014 г.- 20,75 %. То есть относительная сменная чистого дохода предприятия составляет в 2014 г. сравнительно с 2013 г. 38,5%, в 2015 г. сравнительно с 2014 г.- -79,25%. Ведь в 2014 г. сравнительно с 2013 г.чистый доход увеличился на 38,5%, в 2015 г. сравнительно с 2014 г. уменьшился на 79,25%.

Проанализируем структуру елментов расходов предприятия за 3 года (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Анализ структуры элементов расходов предприятия за 2013-2015 г.г. (тыс. грн.)

Cтаття расходов 2013 г. 2014 г. 2015 г.Отклонение, %Материальные расходы2182,63478,342119,29 Расходы на оплату труда95,8109,1159,1166,08Амортизация70,411494133,52Другие операционные расходы357,1790,4206,657,85

На основе таблицы 2.2 можно зроботи следующие выводы. Материальные расходы предприятия за 3 года значительно уменьшились, что является положительным моментом в его деятельности (уменьшение составляло 80,71%); увеличились расходы на оплату труда на 66,08%, кроме этого увеличились амортизационные отчисления на 33,52%; другие операционные расходы уменьшились на 42,15%.

Построение комплекса показателей финансового состояния предусматривает отбор соответствующих групп финансовых показателей, включение определенных показателей к соответствующей группе, определению методики их расчетов и оценки.

В целом существует 4 основных группы финансовых показателей:

1.Показатели оценки ликвидности.

2.Показатели оценки финансовой стойкости (платежеспособности).

.Показатели оценки деловой активности (обращения)

.Показатели оценки рентабельности.

Всего может быть рассчитано свыше 100 финансовых показателей (коэффициентов), которые будут иметь экономическое содержание и в большей или меньшей мере используются в финансовом анализе. Обычно такое количество показателей в одном аналитическом исследовании практически не используют. Поэтому необходимо решить проблему отбора необходимого и достаточного количества финансовых показателей.

Стойкое финансовое состояние предприятия формируется в процессе всей его производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому оценку финансового состояния можно объективно осуществить не через один, даже самый важный, показатель, а только с помощью комплекса, системы показателей, которые детально и усебічно характеризуют хозяйственное положение предприятия.

Показатели оценки финансового состояния предприятия должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли получить ответ на вопрос, насколько надежное предприятие как партнер в финансовом отношении, а следовательно, принять решение об экономической целесообразности продолжения или установление таких отношений с предприятием. У каждого из партнеров предприятия - акционеров, банков, налоговых администраций - свой критерий экономической целесообразности. Поэтому й показатели оценки финансового состояния должны быть такими, чтобы каждый партнер смог сделать выбор, исходя из собственных интересов.

Ясно, что в хорошем финансовом состоянии заинтересовано прежде всего самое предприятие. Однако хорошое финансовое состояние любого предприятия формируется в процессе его взаимоотношений с поставщиками, покупателями, акционерами, банками и другими юридическими и физический лицами. С другой стороны, непосредственно от предприятия зависит мера его экономической привлекательности для всех этих юридических лиц, которые всегда имеют возможность выбора между многими предприятиями, способными удовлетворить тот самый экономический интерес.

Затем необходимо систематически, детально и в динамике анализировать финансы предприятия, поскольку от улучшения финансового состояния предприятия зависит его экономическая перспектива.

Проанализируем основные показатели платежеспособности и финансовой стойкости «Юбилейный» за 2015 г. Основными показателями, на основе которых можно определить платежеспособность предприятия, есть коэффициент автономии (финансовой независимости); коэффициент финансовой стабильности; коэффициент финансового левериджа; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент покрытия (платежеспособности).

Коэффициент автономии - показатель, который характеризует часть собственных активов в общей сумме всех активов предприятия, использованных им для осуществления уставной деятельности. Коэффициент автономии рассчитывается делением суммы собственного капитала на стоимость имущества предприятия за формулой:

Кавт. = Вкап./ВМ

где Вкап - собственный капитал, грн; ВМ - стоимость имущества, грн.

Минимальное (нормативное) значение коэффициента автономии Кавт > 0,5.

Для нашего случая: Кавт. =1575,4/2480,9 = 0,64.

Такое значение этого показателя дает возможность предположить, что все обязательства предприятия могут быть покрытые собственными активами.

Коэффициент финансовой стабильности - показатель, который характеризуется отношением собственных и заемных средств предприятия, то есть он показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие в расчетов на 1 грн., вложенных в активы собственных средств. Коэффициент финансовой стабильности определяется по формуле:

Кф.с. = ВК/ПК

где ВК, ПК - средства, грн соответственно собственные и заемные.

Для нашего случая: Кф.с. = 1575,4/1046,2=1,51

Нормальным (нормативным) полагает, Кфс> 1. Превышение собственных средств над заемными свидетельствует о том, что предприятие имеет стойкое финансовое состояние и относительно независимое от внешних финансовых источников.

Коэффициент финансового лівериджу характеризуется отношением долгосрочных обязательств и источников собственных средств предприятия, то есть показывает, сколько долгосрочных обязательств приходится на единицу источников собственных средств. Коэффициент финансового лівериджу исчисляется по формуле:

Кф.л. =ДЗ/ВК

где ДЗ - долгосрочные обязательства, грн.

Кф.л. для нашего случая составляет 0, ведь у предприятия нет долгосрочных зобовязань.


Кз.в.к. = (П 1-А1)/А2,

где П1 - сумма итога за первым разделом пассива баланса, грн..; А1, А2- сумма итогов соответственно за первым и вторым разделами актива баланса, грн.

Кз.в.к. = (787,7-1170,1)/140,7 = - 2,72.

Нормальным полагает Кзвк>0,1.

Коэффициент покрытия (платежеспособности) - показатель, который характеризует уровень достаточности ( текущих активов) оборотных средств предприятиям для погашения своих текущих обязательств в течение года. Он определяется отношением всех текущих активов ( за исключением расходов будущих периодов) к текущим обязательствам предприятия. Коэффициент покрытия рассчитывается за формулой:

\

Кп. = (Па-вм.г.)/ПО

Для нашего случая: Кп. = 1310,8/523,1= 2,5

где Вмп- сумма расходов будущих периодов, грн.

Коэффициент покрытия показывает, сколько денежных единиц оборотных активов приходится на каждую денежную единицу текущих обязательств. Нормативное значение коэффициента Кп>1. Итак, предприятие полагает платежеспособным, если его общие активы превышают текущие обязательства.

Первой группой для оценки финансового состояния предприятия выступают показатели прибыльности предприятия.

Главный показатель прибыльности = прибыль к уплате налогов / (Всего активы-нематериальные активы)*100%.

Прибыльность активов = Прибыль после уплаты налогов/ (Всего активы-нематериальные активы)*100%.

Коэффициент обращения необратимых активов = объем реализации/ необратимые активы.

Прибыльность операционной деятельности = Финансовый результат от операционной деятельности / объем выпуска продукции *100%.

В табл. 2.3 приведенная динамика вышеопределенных показателей.

Таблица 2.3

Показатели прибыльности «Юбилейный»

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.Отклонение, %Главный показатель прибыльности 0,120,07-1,04-1,16Прибыльность активов 0,42-1,49-1,01-1,43Коэффициент обращения необратимых активов 2,964,370,97-1,99Прибыльность операционной деятельности 0,09-0,05-0,13-0,22

Как можно видеть с табл.. 2.3 прибыльность предприятия имеет тенденцию к снижению, которое связано с неприбыльной деятельностью предприятия в 2015 г. общий показатель прибыльности снизился за 3 года на 1,16, что является негативной тенденцией для деятельности предприятия. Одну и ту же ситуацию можно наблюдать и с прибыльностью активов (снижение составляло 4,43). Относительно обращения необратимых активов, то можно наблюдать, что наивысшим этот показатель был в 2014 г., а в 2015 г. он составляет лишь 0,97 (снижение на 1,99). Операционная деятельность предприятия есть неприбыльной на протяжении 2014-2015 г.г., и имела очень малую прибыльность в 2013 г. - 0,09%. Таким образом прибыльность предприятия в целом можно считать неудовлетворительной.

Следующая группа показателей анализа - показатели ликвидности и платежеспособности «Юбилейный».

Маневренность денежных средств = денежные средства / собственный капитал.

Общий коэффициент покрытия = оборотные активы / текущие обязательства. Коэффициент покрытия, которое равняется 2 (или 2:1), свидетельствует о возможности предприятия погасить текущие обязательства. Такой подход объясняется практикой, которая сложилась, согласно которой при ликвидации активов их продажная цена на аукционе представляет приблизительно половину их рыночной стоимости. Другими словами, если стоимость активов уменьшится вдвое, выручки, которая осталась, будет достаточно для погашения текущей задолженности в том случае, если к ликвидации коэффициент равнялся 2:1.

Коэффициент текущей ликвидности = Денежные средства и их эквиваленты / Текущие обязательства.

Коэффициент абсолютной ликвидности = Денежные средства / Текущие обязательства. Теоретическое значение коэффициента абсолютной ликвидности, которое должно быть не меньшим 0,2-0,25.

Доля оборотных средств в активах = оборотные средства/активы.

Доля запасов в активах = запасы/оборотные активы.

Коэффициент критической оценки = Деньги + Рыночные ценные бумаги + Дебиторская задолженность / Текущие обязательства.

Коэффициент автономии = Собственный капитал/Имущество предприятия. Оптимальное значение больше 0,5.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств = Заемные средства / Собственные средства.

Соотношение нераспределенной прибыли к общей сумме активов = Нераспределенная прибыль / Вся сумма активов.

На основе данных табл.. 2.4 можно сделать следующие выводы. За период с 2013 г. по 2015 г. значительно уменьшилась маневренность денежных средств, что является негативной тенденцией (уменьшение 0,39). Общий коэффициент покрытия предприятия имеет неудовлетворительный показатель, ведь даже в 2013 г. он не равнялся даже 1. На конец 2015 г. он составляет 0,18, что свидетельствует о возможности покрытия лишь 18% своих обязательств.

Динамика вышеопределенных коэффициентов приведенная в табл.. 2.4.

Таблица 2.4

Анализ показателей ликвидности и платежеспособности «Юбилейный»

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.Отклонение, %Маневренность денежных средств 0,390,010,00-0,39Общий коэффициент покрытия 0,850,340,18-0,67Коэффициент текущей (абсолютной) ликвидности 0,450,020,01-0,45Доля оборотных средств в активах 0,390,120,11-0,28Доля запасов в активах 0,130,060,10-0,02Коэффициент критической оценки 0,470,100,04-0,43Коэффициент автономии 0,540,660,600,06Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 1,161,901,510,34Соотношение нераспределенной прибыли к общей сумме активов 0,08-0,06-0,17-0,25

Коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности предприятия имеют одну и ту же самую величину и на конец 2015 г. равняются 0,01 (уменьшение 0,45) - негативное значение показателя. Доля оборотных средств в активах представляла на конец 2015 г. 0,11 (уменьшение 0,28), что является негативной тенденцией для деятельности предприятия. Доля запасов в активах составляет 0,10 (уменьшение 0,02).

Коэффициент критической оценки на конец 2015 г. составляет 0,04, что есть негативным для деятельности предприятия (уменьшение 0,43). Положительным есть показатель коэффициенту автономии предприятия, которое на конец 2015 г. составляет 0,6 (уменьшение составляло 0,06). Коэффициент соотношения заемных и собственных средств имеет тенденцию к увеличению в 2014 г., но в 2015 г. начинает уменьшаться, что есть положительной тенденцию для предприятия, его величина составляет 1,51 (увеличение на 0,34).

Следующей группой для анализа финансового состояния выступают показатели финансовой стойкости и стабильности предприятия.

Коэффициент долгосрочного привлечения капитала = (Долгосрочные кредиты + Долгосрочные займы)/ (Собственный капитал + Долгосрочные кредиты + долгосрочные займы). Коэффициент реальной стоимости основных средств = (Стоимость основных средств - Сумма накопленной амортизации)/ Стоимость имущества предприятия за балансом.

Коэффициент концентрации собственного капитала = Собственный капитал / Активы.

Коэффициент финансовой зависимости = Активы/Собственный капитал.

Коэффициент концентрации вовлеченного капитала = Вовлеченный капитал / Активы.

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств = Долгосрочные обязательства/ (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства). Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств характеризует структуру капитала. Рост этого показателя - негативная тенденция, которая означает, что предприятие начинает все сильнее зависеть от внешних инвесторов.

В табл.. 2.5 приведены расчеты показателей финансовой стойкости анализируемого предприятия.

Анализируя данные приведенные в табл..2.5 можно увидеть, что коэффициент концентрации собственного капитала есть оборотным к коэффициенту концентрации вовлеченного капитала, а следовательно первый с них при эффективной деятельности предприятия должен возрастать, а второй - уменьшаться. Самая большая концентрация собственного капитала наблюдалась в 2014 г. и составляла 0,66. Вообще предприятие за 3 анализируемых годы имеет тенденцию к увеличению концентрации собственного капитала, который на конец 2015 г. составлял 0,6, а соответственно заемный капитал - 0,4. Коэффициент финансовой зависимости предприятия имеет тенденцию к уменьшению (на 0,2 за 3 года) и представляет на конец 2015 г. 1,66.

Таблица 2.5

Показатели финансовой стойкости «Юбилейный» за 2013-2015 г.г.

ПоказательРекомендованное значение 2013 г. 2014 г. 2015 г.Отклонение, %Коэффициент концентрации собственного капитала Больше 0,50,540,660,600,06Коэффициент финансовой зависимости Больше 0,51,861,531,66-0,20Коэффициент концентрации вовлеченного капитала Меньше 0,50,460,340,40-0,06

Следующей группой для анализа финансового состояния предприятия выступают показатели рентабельности предприятия.

Рентабельность продажи = прибыль от реализации/выручку от реализации.

Рентабельность основной деятельности = прибыль от реализации/ расходы на производство и реализацию продукции.

Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль / средняя величина собственного капитала.

Период окупаемости собственного капитала = средняя величина собственного капитала / чистая прибыль.

Рентабельность всего капитала предприятия = общая прибыль/ итог баланса.

Таблица 2.6

Динамика показателей рентабельности «Юбилейный»

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.Отклонение, %Рентабельность продажи 0,09-0,05-0,13-0,22Рентабельность основной деятельности 0,15-0,07-0,07-0,22Рентабельность собственного капитала 0,31-0,27-0,18-0,49Период окупаемости собственного капитала0,69-0,73-0,82-1,51Рентабельность всего капитала предприятия 0,16-0,18-0,11-0,27

На основе данных табл.. 2.6 можно сделать следующие выводы. Рентабельность продажи предприятия имеет отрицательную величину и представляет -0,13 в 2015 г., к тому же этот показатель имеет тенденцию к увеличению, что является негативной тенденцией для предприятия. Кроме этого, отрицательные показатели имеют рентабельность основной деятельности и рентабельность собственного капитала, соответственно -0,07 и -0,18. Заметим, что рентабельность собственного капитала имеет тенденцию к увеличению, что является позывной тенденцией, но имеющееся состояние предприятия есть неудовлетворительному.

Предприятие имеет тенденцию к уменьшению обращения капитала на 0,78 до 0,72 в 2015 г. В отличие от 1 показателя предприятие увеличивает обращение мобильных средств до 6,73 (отклонение на 2,89). Показатели обращения готовой продукции, дебиторской, кредиторской задолженности и собственного капитала имеют негативную тенденцию к уменьшению, которое особенно заметно на готовой продукции. По всем показателям можно сделать вывод, который наиболее благоприятным годом был для предприятия 2014 г., а в 2015 г. почти все показатели имеют негативную тенденцию. Итак, финансовое состояние предприятия по состоянию на 2015 г. можно характеризовать как неудовлетворительный.

Таким образом, анализ раздела финансовых показателей предприятия дает возможность сделать вывод о нестабильном положении мясокомбината «Юбилейный» на рынке, на что в значительной степени повлияли кризисные условия функционирования экономики за анализируемый период.

Раздел 3. Пути совершенствования деятельности на рынке мясопереработки мясокомбинатом «Юбилейный»

В качестве мер по совершенствованию деятельности МК «Юбилейный» предалагется построение бизнес-модели (бизнес-плана) по открытию и формированию сети магазинов фирменной продукции в г. Киеве.

Для начала, проанализируем рынок сбыта мясопродукции в г. Киеве.

Несмотря на жесточайшую конкуренцию на столичном рынке колбасных изделий, явного лидера среди производителей пока не наблюдается. Нет и узнаваемых торговых марок, явное предпочтение которым отдавал бы покупатель. В то же время существующая система продаж мясных изделий в последнее время меняется: если раньше большая часть колбасного ассортимента реализовывалась на рынках, то на сегодняшний день производители выбираютсупермаркеты. Все дороги ведут в Киев. Сколько предприятий продают свою продукцию на столичном рынке колбасных изделий, сказать достаточно сложно. Киев, как самый платежеспособный город в Украине, привлекателен для всех отечественных мясопереработчиков, среди которых есть как крупные заводы, так и мелкие цехи. По мнению управляющего отделом сбыта и маркетинга Яготинского мясокомбината «Идэкс» Александра Рыкова, их общее количество насчитывает более 200. Как отмечают операторы, летом их становится меньше, так как с рынка уходят мелкие производители, не имеющие холодильного оборудования для хранения готовой продукции. Зимой же они возобновляют работу. Основные объемы продаж делают такие крупные предприятия, как ЗАО «Киевский мясоперерабатывающий завод» (Вишневое), Яготинский мясокомбинат ООО «Идэкс», ПИИ ООО «Русановский мясокомбинат», ОАО «Кременчугмясо», МПЗ «Колос» (Черновцы), ЗАО «Луганский мясокомбинат», ООО «Европродукт» (Донецк), ОАО «Птицекомбинат» (Кировоград) и ОАО «Тернопольский мясокомбинат». Причем каждый из вышеперечисленных производителей, выпуская весь ассортимент колбасных изделий, занимает лидирующие позиции по разным группам товаров. Так, в нише ветчин сегодняшним законодателем мод является МПЗ «Колос», полукопченых колбас - «Идэкс», в группе вареных колбас - «Кременчугмясо», а в сырокопченом ассортименте - «Тернопольский мясокомбинат».

Руководители мясоперерабатывающих предприятий отмечают, что выпустить продукцию сегодня несложно, а вот реализовывать становится все труднее. Причина - нелегальный ввоз мясопродуктов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2015 году на отечественном рынке сырья наблюдается снижение цен на 30-40% по сравнению с 2014 г. Причиной такого падения стало введение Россией НДС на ввоз украинского мяса, которое теперь вынужденно вернулось на внутренний рынок. Но если закрытие границы восточным соседом сыграло на руку отечественным переработчикам, то нелегальная открытость наших западных границ сильно бьет по рынку уже готовой продукции.

В основном контрабанду везут из Польши и Венгрии. Когда она пересекает границу, на изделия наклеивают этикетки, оформляются документы, согласно которым продукция якобы была выпущена в Украине. Дальше делаются опять-таки подложные документы, которые дают право на перевозку груза, и контрабандист, таким образом, свободно передвигается по стране. В общеукраинских масштабах количество нелегально завезенной мясной продукции просто ошеломляющее. Касательно столичного рынка мне известно, что ежедневно в Киев может приезжать до пяти больших рефрижераторов, каждый из которых привозит по 15-20 т колбасных изделий. И это не считая частных предпринимателей, использующих транспорт поменьше. Преимущественно это копченое кусковое мясо и вареные колбасы в полиамидной оболочке.

Таким образом, киевский рынок мясопродуктов для МК «Юбилейный» выступает «сложным» по выходу на рынок и продвижению, но очень перспективным, учитывая платежеспособный спрос населения на мясопродукты и колбасные изделия.

Проведем СВОТ-анализ МК «Юбилейный» для внесения ясности стратегии прородвижения на рынке г. Киева.

Сформулируем основные цели деятельности МК "Юбилейный":

. Добиться снижения себестоимости продукции за счет использования в своей деятельности современных наработок в области менеджмента и стратегического маркетинга;

. Соблюдать мотивационную политики при работе с персоналом предприятия. Привлекать высококвалифицированный персонал на предприятие.

Политику сбыта в г.Киеве предлагается осуществлять через главный офис. Преимущественным направлением работы предприятия является развитие дилерской сети на основе заключения агентских договоров и развитие сети франчайзинга в регионах.

Реклама и расчет затрат на нее представлен в табл. 3.1.

Таблица 3.1 Реклама и расчет затрат на нее

Виды рекламной информацииСумма затрат помесячно, грн.Радио1500Газеты 600Телевидение -Журналы1000Буклеты -Щитовая реклама -Выставки2000Другое -Всего:5100

Процедура найма работника в системе управления персоналом должна обеспечивать уменьшение текучести кадров и снижение у работников уровня неудовлетворенности работой и разочарования. Начало этой процедуры - проведение интервью, где 80 % времени следует отводить выяснению профессионального уровня кандидата, при этом требования и суть предстоящей работы должны быть четко сформулированы.

В таблице 3.2 представлена информация о потребностях МК «Юбилейный» в персонале.

Таблица 3.2. Информация о потребностях МК «Юбилейный» в персонале

Категории работниковНеобходимая численность, чел.Уровень оплаты, дол.Источники покрытия потребностиРуководитель напраления11000Из прибылиБухгалтер1600Из прибылиПродавцы6500Из прибыли по направлению деятельности + премия по результатам работыМаркетолог1400Из прибылиПрочие привлеченные специалисты (юристы, инспектора по кадрам)3400Из прибыли

Прогноз объемов продаж (табл. 3.3).

Таблица 3.3. Прогноз объемов продаж МК «Юбилейный» на рынке г. Киева

Вид продукцииОбъем продаж, тыс. грн.Минимальный МаксимальныйРеальныйСырокопченые и сыровяленые колбасы104040002560Варено-копченые колбасы70015001056Деликатесы85200167Вареные колбасы400070005147Сосиски, сардельки83025001245Полукопченые колбасы110400225Прочее150400280ВСЕГО:69151600010680

В табл.3.4 представлен прогноз прибылей и убытков на ближайшие 3 года деятельности фирмы «Путешественник».

Таблица 3.4 Прогноз прибылей и убытков (тыс.грн.)

Периоды201220132014Выручка от реализации106801228213510,2Налоги в цене21362456,42702,04Чистая выручка85449825,610808,16Себестоимость80108843,049322,038Административные расходы288312336Прочие операционные доходы/расходы4712Амортизация547Операционная прибыль245673,561155,122Прочая прибыль121721Прочие расходы71220Прибыль до налогообложения226644,561114,122Налоги на прибыль56,5161,14278,5305Чистая прибыль169,5483,42835,5915

Себестоимость про проекту включает в себя следующие статьи затрат: з/п персонала, себестоимость производства, траспортировку, аренду офиса и прочих необоротных активов предприятия согласно сроку службы и калькуляции.

Сумма амортизации составляет сумму средств, списываемую с используемого фирмой оборудования - компьютеры, мебель и прочие нематериальные активы.

На основании таблицы 3.4 можно сделать взвод о том, что чистая прибыль предприятия имеет тенденцию к возрастанию с 169,5 тыс. грн.. в 2012г. до 835,6 тыс. грн.. в 2014г. Вместе с тем возрастают административные затраты, а также виден рост операционной прибыли за сет увеличения прочих доходов и роста выручки от продажи.

В табл. 3.5 представлен прогноз движения денежных средств фирмы «Путешественник».

Таблица 3.5. Прогноз о движении денежных средств от работы на рынке г. Киева

Средства по видам деятельностьВеличина, тыс. грн.Основная деятельность 1. Выручка от реализации услуг106802. НДС, акциз и другие налоги в цене21363. Чистая выручка85444. Себестоимость80105. Доходы от прочих видов деятельности46. Расходы от прочих видов деятельности-7. Прибыль до налогообложения2268. Налоги56,59. Чистая прибыль169,510. Амортизация5ИТОГО: денежные поступления от основной деятельности169,5Инвестиционная деятельность 1. Средства, вырученные от продажи фиксированных активов122. Средства, вырученные от продажи инвестиций253. Выпуск новых акций -4. Получение новой ссуды (кредита)30Поток денег в результате инвестирования67Финансовая деятельность 1. Покупка фиксированных активов52. Выплата дивидендов -3. Погашение ссуды (кредита)5Поток денег в результате финансовой деятельности10Изменение рабочего капитала: Запасов -Дебиторской задолженности5Кредиторской задолженности20Движение чистых ликвидных средств: Изменение денежных средств15Краткосрочных инвестиций -

На основании таблицы 3.5 можно сделать вывод, что изменение сумм дебиторской задолженности составит порядка 5 тыс. грн., кредиторской задолженности - 20 тыс. грн, денежных средств - 15 тыс. грн.

В табл. 3.6 представлен расчет основных финансовых коэффициентов предприятия.

Таблица 3.6. Основные финансовые коэффициенты деятельности МК «Юбилейный» на рынке г. Киева

КоэффициентВеличина показателяРентабельность чистой прибыли1,98Рентабельность операционная2,87Рентабельность капитала3,39Коэффициент общей ликвидности4,5Коэффициент быстрой ликвидности3,5Структура капитала0,8

На основании проведенных расчетов можно видеть, что показатели ликвидности, рентабельности и соотношения собственных и заемных средств имеют уровень, выше рекомендуемого, а это означает, что можно сделать вывод об успешности принятия проекта открытия сети магазинов в г. Киеве под ТМ МК «Юбилейный». В табл. 3.7 представлен прогноз денежных потоков предприятия за 2015-2015 г.г.

Таблица 3.7 Прогноз денежных потоков МК «Юбилейный» от реализации продукции в г. Киеве

Показатель2012 год2013 год2014 год2015 год2016 год2017 годЧистая прибыль169,50483,42835,59935,861160,471462,19Амортизация5,004,007,0010,0014,0019,00Прирост оборотного капитала0,0012,0017,0023,0020,0018,00Капитальные затраты35,0020,0015,0010,000,000,00Свободный денежный поток129,50471,42830,59938,861166,471461,19Ставка диконтирования0,250,250,250,250,250,25Дисконтированный денежный поток97,13353,57622,94704,15874,851095,89Кумулятивный денежный поток97,13450,691073,631777,782652,633748,53NPV30,97147,92267,25304,37382,23478,80К доходности (эффективности)42,43154,47272,17307,65382,23478,80Срок окупаемостисрок окупаемости проекта равен 1 году

На основании таблицы 3.7 видно, что в первый год проект уже будет прибыльным, т.к. NPV равен 30,97. Норма доходности проекта уже в первый год работы фирмы составляет 42,43. Из рассчитанных данных видно, что уже в 2011 году NPV растет и является большим 1, также можно видеть увеличение суммы чистой прибыли и коэффициента доходности. Следовательно, проект окупится в течение первого года, а из этого следует, что его необходимо принять к рассмотрению.

Раздел 4. Охрана труда на мясокомбинате «Юбилейный»

МК "Юбилейный" обеспечивает своих сотрудников надлежащими условиями труда и жизни. Каждый год в компании предусмотрено повышение уровня квалификации персонала, предоставление первой помощи, профилактическое лечение, развитие социальной сферы.

Социальный пакет, который распространяется и на тех сотрудников, которые вышли на пенсию, включает: разовую материальную помощь на оздоровление, денежные премии на праздники, материальную помощь при рождении ребенка, при выходе на пенсию.

Персонал обеспечивается достойными условиями труда: соблюдение стандарта OHSAS по безопасности труда, аттестация рабочих мест, своевременный ремонт и модернизация оборудования, контроль состояния производственно-бытовых условий труда.

Каждый сотрудник компании имеет возможность получить дополнительное профессиональное образование, повысить квалификацию в соответствии с программой развития и обучения персонала.

Мясокомбинат "Юбилейный" стремится минимизировать вмешательство в окружающую естественную среду. Для этого компания разработала основные принципы экологического управления на предприятии:

постоянный контроль и анализ влияния производства на окружающую среду;

совершенствование технологий в соответствии с экологическими аспектами;

утилизация отходов производства («Купянский «Ветсанзавод»);

cокращение выбросов природного газа благодаря установке нового оборудования (Германия);

использование приборов для уничтожения насекомых на предприятии (Польша);

вывоз твердых бытовых отходов компанией "ГринКо-Днепр";

воспитание экологического сознания сотрудников компании путем предоставления специальных учебных материалов.

Обеспечивая покупателей качественными мясными и колбасными продуктами в течении многих лет, МК «Юбилейный» считает своим долгом принимать активное участие в социальном, культурном, историческом и экономическом развитии Украины.

Руководством компании принята концепция социальной ответственности, которая включает в себя: участие в социальных, благотворительных программах и меценатство, спонсорскую поддержку значимых культурных мероприятий, внутрикорпоративные проекты, направленные на повышение мотивации и обеспечение комфортных условий работы сотрудников, работающих в компании, а также - стратегия ответственного ведения бизнеса

МК «Юбилейный» ведет постоянный диалог с целевой аудиторией (партнеры, покупатели, розничные сети) и выполняет все обязательства, которые предусмотрены законами Украины и договоренностями с партнерами:

своевременная выплата налогов и сборов в бюджет

своевременная выплата заработной платы

создание новых рабочих мест

открытость и прозрачность деятельности компании

стабильность в отношениях с партнерами и заказчиками

постоянная работа над совершенствованием вкусовых качеств, дизайна упаковки и этикетки.

Выводы

Отечественное животноводство не способно полной мере удовлетворить потребности перерабатывающих предприятий. Кризисная ситуация, которая сложилась, связана как с общим экономическим положением в стране, так и с катастрофической отсталостью отрасли в генетическом и технологическом плане.

Основными факторами увеличения объемов производства должны стать повышение производительности животных и применения новых технологий. Все это можно сделать, создав вертикально интегрированные структуры, которые объединили бы производство, переработку и реализацию мяса и мясопродуктов.

В рамках решения задачи совершенствования деятельности МК «Юбилейный» в работе был разработан бизнес-план по открытию торговых точек в г. Киеве. Для успешной реализации бизнес-плана очень важное значение имеет маркетинговая деятельность предприятия.

Маркетинговая деятельность является объективной необходимостью ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности предприятия на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Она направлена ​​на определение конкретных целей и путей их достижения. МК «Юбилейный» использует концепцию чистого маркетинга, который предусматривает определение потребностей целевых рынков и обеспечения их более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов способами в необходимом количества продукции.

Руководитель маркетингового отдела МК «Юбилейный»отвечает за координацию и взаимосвязь сбыта и распределения, сбора информации и исследовательских работ, рекламу и стимулирование сбыта, планирования развития рынка и ассортимента продукции предприятия.

Обобщая вышесказанное, в данной ситуации развития событий внешнего и внутреннего среды предприятия, эффективными путями совершенствования организации маркетинговой деятельности для МК «Юбилейный»являются:

Внедрение поэтапно функции маркетинга с соответствующей ответственностью лиц и полномочий;

Наращивание объемов производства и реализации товаров;

Расширение производства с ориентацией на рынок, повышение ассортимента продукции;

Внедрение мероприятий по повышению производительности труда своих работников; уменьшение затраты на производство продукции (т.е. ее себестоимость);

Повышение качества отечественной продукции;

С максимальной отдачей использования потенциала, который есть в его распоряжении,в том числе финансовые ресурсы;

Правильное ведение ценовой политики;

Грамотное построение договорных отношений с поставщиками и покупателями;

Применение современного программного обеспечения маркетинговой деятельности;

Целесообразное вложение полученного ранее дохода с точки зрения достижения максимального эффекта.

Список использованной литературы

2.Берл Г., Киршнер П. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху / пер. с англ. - М.: Дело, 2005.

.Бизнес-план. Зарубежный и отечественный опыт / под ред. В. М. Попова. - Чебоксары, 2005.

.Бизнес-план: Методические материалы. - 3-е изд., доп. / под ред. Н. А. Колесниковой, А. Д. Миронова. - М.: Финансы и статистика, 2004.

.Буров В. П., Морошкин В. А., Новиков О. К. Бизнес-план: методика составления. - М.: ЦИПКК, 2011.

.Бухаров А. В., Никитин Н. В., Сазыкин Б. В. Разработка бизнес-плана. - М.: Логос, 2012.

.Виробництво найважливіших видів промислової продукції по місяцях 2011, 2012 і 2013 років [ Електронний ресурс] / Держ. ком. Статистики України // Експрес - випуск. - 2014. - № 10 -с. 2.

.Иванникова И. А. Бизнес-план инвестиционного проекта. - М.:Экспертное бюро, 2004.

.Іванюта В. Ф. Стан і проблеми виробництва продукції свинарства в Україні / В. Ф. Іванюта, Н. М. Бейдик // Агросвіт. - 2013. - № 10. - С.25-27.

.Колесова Л. Отраслевое законодательство: состояние и тенденции развития // Мясной бизнес. - 2013. - № 10. - с.24 - 27.

.Колесова Л. Точка зрения // Мясной бизнес. - 2013. - № 11. - с.14 - 15.

.Крилова Л. Коли свинина стає прибутковою / Л. Крилова // Пропозиція. - 2013. - № 4. - С. 138-141.

.Лобанова Т. П., Мясоедова Л. В., Грамотенко Т.А, Олейникова Ю. А. Бизнес-план: учеб.-практ. пособ. - М.: Книга сервис, 2004.

.Лунев Н., Макаревич Л. Бизнес-план для получения инвестиций. Методические рекомендации. - М.: Внешсигма, 2003.

.Передало Х.С. Планування та мотивування в процесі формування апарату управління організації / Х.С. Передало, Р.З. Дарміць, І.С. Процик // Вісник Національного університету "Львівська політехніка", 2002. - № 466. - С. 97-106.

.Петров К.Н. Как разработать бизнес-план: Практическое пособие с примерами и шаблонами. - 2-е изд. - М.:ООО И. Д. Вильямс, 2013.

.Писаренко В. В. Ринок м'яса свиней: стан та прогноз розвитку / В. В. Писаренко, М. В. Дубенець // Економіка АПК. - 2011. - № 2. - С. 119-122.

.Планування діяльності підприємства : навч. посібн.. / за ред. В.Є. Москалюка. - К. : Вид-во КНЕУ, 2002. - 252 с.

19.Р. А. - М. : Инфра-М. - 2000. - 312 с.

20.Саблук П.Т. Аграрна економіка і політика в Україні: підсумки минулого та погляд у майбутнє. Аграрна економіка в умовах демократичного державотворення. Т.ІІ. - К.: ІАЕ, 2001. - 484 с.

21.Сергеев А. А. Экономические основы бизнес-планирования. - М.: ЮНИТИ, 2003.

22.Тарасюк Г.М. Планування діяльності підприємства : навч. посібн. / Г.М. Тарасюк, Л.І. Шваб. - К. : Каравела, 2003. - 432 с.

.Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность : Экономика, стратегия, управление / Фатхутдинов

.Швайка Л.А. Планування діяльності підприємства : навч. посібн. / Л.А. Швайка. - Львів : Вид-во "Новий світ-2000", 2003. - 268 с.

.http://www.mku.dp.ua - официальный сайт МК «Юбилейный»

Похожие работы на - Пути совершенствования деятельности мясокомбината 'Юбилейный'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!