Пути совершенствования финансового планирования на предприятии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,65 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути совершенствования финансового планирования на предприятии

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретические основы финансового планирования

.1   Сущность, роль и задачи финансового планирования

1.2     Принципы и методы финансового планирования

.3       Виды и формы финансовых планов

Глава 2. Финансовое планирование на предприятии на примере ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк»

.1 Краткая характеристика ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк»

.2 Особенности финансового состояния на предприятии в 2009 г.

Глава 3. Пути совершенствования финансового планирования ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Предпринимательство характеризует стиль поведения и действий в условиях рыночной экономики. Отсюда, казалось бы, следует, что предпринимательская деятельность имеет мало общего с планированием. Многие ведь привыкли исходить из того, что план есть антитеза рынку, а рынок плану. Между тем и зарубежный опыт и логика, и объективный анализ подсказывают другое.

Для предпринимательства наиболее свойственны планы и программы реализации отдельной сделки и проведения основных операций, составляющих сделку. Если осуществляется несколько сделок, связанных друг с другом, то, планируя их во взаимодействии, доводится иметь дело с планированием предпринимательской деятельности как непрерывного процесса.

По отношению к крупным и продолжительным сделкам и, тем более экономическим проектам, направленным на получение дохода и прибыли, разработка плана или программы действий есть непременное условие обоснованности замысла и надежности получения желаемого результата.В условиях финансовой и хозяйственной самостоятельности предприятия само разрабатывает свои планы, руководствуясь единственной целью-достижением высокой эффективности хозяйствования, поэтому финансовое планирование должно ориентироваться на конъюнктуру рынка, то есть, должно быть, взаимодействие плана и рынка.

При отсутствии финансового планирования часто и неожиданно возникают ситуации, когда нужно платить, а денег в кассе или на расчетном счете нет, или их недостаточно. Такие ситуации, в свою очередь, могут приводить к:

потере имиджа фирмы, как надежного партнера, в глазах контрагентов.

временному «стопору» дел, которые надо бы быстрее делать, потере драгоценного времени;

сбою тех планов, которые были намечены и необходимости вновь тратить время на повторное планирование дел;

другим неприятным последствиям;

Необходимость финансового планирования особенно в условиях нехватки оборотных средств и для оптимизации кредитов, возвратов по ним и обусловливает актуальность данной курсовой работы.

Целью работы является анализ финансового планирования на предприятии. Объектом курсовой работы в свою очередь является - финансовый план на предприятии. Предметом курсовой работы является финансово-хозяйственная деятельность и осуществление финансового планирования на примере конкретного предприятия, а именно ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк».

Для достижения цели определены следующие задачи:

) раскрыть сущность и теоретические основы финансового планирования на предприятии;

) оценить общую экономическую характеристику деятельности предприятия ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк»;

) проанализировать систему финансового состояния на данном предприятии.

) рассмотреть сущность бюджетирования, как наиболее эффективного метода финансового планирования.

Глава 1. Теоретические основы финансового планирования

.1   Сущность, роль и задачи финансового планирования

Целью финансового планирования является - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам и во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с плановыми заданиями и конъюнктурой рынка.

Давно известно, что финансовое планирование на предприятии взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе бизнес-плана.

Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово - хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварит, контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия.

Перед финансовым планированием ставятся следующие основные задачи [3, с. 78]:

обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие;

выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования доходов предприятия;

соблюдение интересов собственников предприятия и инвесторов;

выполнение обязательств перед бюджетом, внебюджетные фондами, кредитными, страховыми операциями;

контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия;

обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

Важнейшие объекты финансового планирования [5, с. 89]:

расчет выручки от продажи продукции (работ, услуг) для составления достоверного баланса доходов и расходов, формирования и распределения прибыли, текущего и перспективного объема оборотных активов;

определение источников прироста норматива собственных оборотных активов и покрытия их недостатка;

расчет амортизационных отчислений;

расчет ремонтного фонда; формирование и распределение социальных фондов предприятия;

мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве;

взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами.

Опираясь на расчеты и установленные нормы, и нормативы, в процессе финансового планирования определяют возможные объемы собственных финансовых ресурсов на планируемый период.

Финансовое планирование охватывает ряд взаимосвязанных этапов [2, с. 56]:

анализ финансового состояния предприятия;

прогнозирование финансовых условий хозяйствования в планируемом периоде;

определение финансовых задач;

разработку вариантов, показателей финансового плана и выбор оптимального варианта;

корректировку отдельных финансовых показателей в увязке с другими заданиями плана предприятия (производство, программа, капитальное строительство, техническое развитие и др.);

доведение заданий плана до подразделений и ответственных исполнителей; организацию учета и контроль за выполнением плана.

В процессе финансового планирования центральное место занимают планирование доходов и поступлений средств и планирование расходов и отчислений средств.

Используют сочетание различных плановых методов и принципов, которые мы рассмотрим в следующем параграфе.

.2   Принципы и методы финансового планирования

В экономической литературе говорится, что качество разрабатываемых финансовых планов косвенно зависит от правильности выбора методов финансового планирования и умелого их комбинирования.

Методы финансового планирования - это совокупность приемов и способов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых финансовых документов.

Критериями выбора методов, используемых в финансовом планировании, являются [3, с. 67]:

1.   стадия финансового планирования;

2.       степень определенности ситуации или проблемы;

.        уровень влияния финансового показателя или принятого решения на устойчивость и эффективность функционирования организации;

.        наличие на предприятии временных, финансовых, информационных, методических, кадровых, технических ресурсов для осуществления финансового планирования.

В наиболее общем виде финансовое планирование включает ряд последовательных стадий [4, с. 78]:

1.   сбор и анализ информации;

2.       составление финансовых прогнозов;

.        формирование финансовой стратегии;

.        разработка основных направлений финансовой политики и их утверждение;

.        разработка проекта финансового плана;

.        согласование отдельных показателей проекта плана, затрагивающих взаимоотношения с государственным бюджетом и банковскими учреждениями;

.        рассмотрение и утверждение финансового плана руководством предприятия.

Каждая стадия финансового планирования имеет определенный арсенал методов для ее осуществления.

Данные методы условно можно разделить на три группы [11, с. 67]:

1.   методы, основанные на использовании знаний, интуиции и опыта специалистов;

2.       формализованные методы;

.        комбинированные.

К методам первой группы, используемым в финансовом планировании, относятся методы:

1.   экспертных оценок;

2.       метод «Дельфи»,

.        методы структуризации, типа «дерева целей»;

.        метод сценариев.

.3   Система финансового планирования

По своей сути финансовое планирование представляет собой систему долгосрочных, текущих и оперативных планов.

В долгосрочном плане определяют основные финансовые показатели, дают финансовую оценку изменений стратегического порядка в деятельности предприятия.

В текущем плане обеспечивают увязку всех разделов плана предприятия с финансами. При этом финансовое планирование должно играть активную роль, не сводясь к обсчету др. показателей в денежном выражении. Прежде всего, организуют воздействие финансового планирования на производственно-сбытовую сферу с целью разработки плана производства и продажи продукции, обеспечивающего для предприятия наилучшие финансовые результаты.

Оперативные финансовые планы непосредственно связаны с текущей деятельностью предприятия и включают составление и исполнение платежного, налогового календаря и кассового плана на месяц, декаду, неделю.

Система финансового планирования на предприятии должна регламентироваться внутрифирменным документом «Положение о финансовом планировании», в котором должны найти отображение цели, задачи, процедуры, формы, методы и регламент планирования.

В настоящее время при формировании системы финансового планирования необходимо отдавать предпочтение интерактивному, скользящему, круговому планированию.

Финансовые планы довольно-таки сложны как по структуре, так и по содержанию. Вследствие этого для их разработки требуются усилия разных подразделений предприятия (финансового отдела, планово-экономического отдела, отдела маркетинга, бухгалтерии, отдела материально-технического снабжения, сбытового отдела, отдела главного механика, отдела главного энергетика, отдела капитального строительства, производственных подразделений и т.д.). Стратегические финансовые решения должны приниматься на уровне собственника предприятия.

Ответственность за разработку финансовых планов возлагается на финансово-экономические службы предприятия. Анализ опыта отечественных промышленных предприятий показал, что планирование денежных поступлений и выплат традиционно возлагается на финансовый отдел, в котором выделяется бюро финансового планирования и анализа, разработка кассового плана закрепляется за бухгалтерией, а планирование себестоимости, прибыли, капитальных вложений, оборотных средств входит в состав функций планово-экономического отдела.

На характеристики системы финансового планирования выказывают влияние множество как внешних, так и внутренних факторов, основными из которых являются особенности экономической системы страны; организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта; форма собственности; действующая на предприятии модель управления и планирования; система налогообложения; размер предприятия; вид деятельности.

В плановой экономике финансовому планированию на уровне предприятия уделялось недостаточное внимание, так как нехватка денежных средств или убыточность деятельности не являлись основанием для ликвидации предприятия. Состав финансовых планов, разрабатываемых на предприятии в условиях плановой экономики [10, с. 45]:

1.   пятилетний и годовой финансовый план (включал три раздела: доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, поступления в бюджет, ассигнования из бюджета);

2.       платежный календарь (оперативный план движения денежных средств в наличной и безналичной форме);

.        кассовый план (план движения денежных средств через кассу предприятия).

В бухгалтерском учете того времени использовался только кассовый метод, в связи с этим, в годовом и пятилетнем финансовом плане отсутствовало четкое разделение понятий «доходы» и «приток денежных средств», «расходы» и «отток денежных средств». Кроме того, финансовый был полностью подчинен производственному плану. При нехватке денежных средств планировались поступления из бюджета, а при излишке - перечисления в бюджет.

В рыночной экономике финансовый план представляет собой важнейший плановый документ предприятия. Если финансовый прогноз указывает на то, что при реализации разработанной стратегии финансовое состояние предприятия в будущем резко ухудшится, стратегию срочно пересматривают.

Система финансового планирования должна отвечать действующей на предприятии модели внутрифирменного планирования и управления.

Модели бюджетного планирования создают условия для эффективного контроля использования ресурсов и наиболее актуальны в условиях ограниченного финансирования.

Преимущества, принимаемые от использования традиционной бюджетной модели, перекрывают ее недостатки только в условиях относительно стабильной и предсказуемой внешней среды. Чем выше уровень неопределенности внешней среды, тем ниже эффективность использования модели традиционного бюджетного планирования. Данное обстоятельство потребовало разработки новых подходов к планированию, обеспечивающих быструю адаптацию предприятия к изменяющимся условиям функционирования.

Ряд недостатков традиционного бюджетного планирования был устранен моделью программно-целевого планирования, разработанной в середине 50-х гг. Модель программно-целевого планирования предусматривает построение иерархии целей предприятия и разработку программ, содержащих информацию о действиях, сроках, участниках и ресурсах, необходимых для достижения поставленных целей. Данная модель основана на исследованиях, которые показывают, что производительность труда некоторых работников повышается, если перед ними поставили конкретные цели и предоставили своевременную информацию о реальных результатах работы.

В настоящее время прослеживаются серьезные тенденции, цель которых устранить проблемы, возникающие при традиционном подходе к бюджетированию и стратегическому планированию. Они стали известны под названиями «продвинутое бюджетирование» (Advanced Budgeting) и планирование «вне бюджетирования» (Beyond Budgeting).

Сущность бюджетирования и основные его функции рассмотрим в следующей главе.

Глава 2. Финансовое планирование на предприятии на примере ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк»

.1 Краткая характеристика ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк»

Мясокомбинат ОАО «ПурагроУк» - первое предприятие в Тюменской области, работающее на импортном оборудовании по европейским стандартам. Преимуществом предприятия является то, что оно работает на экологически чистом сырье, выращенном в лесостепной зоне Заводоуковского района. Продукция производится по российским и испанским технологиям. Основой качества колбасных изделий является использование только охлажденного мяса, термический цикл которого не превышает 24 часов. Применение прогрессивных технологий пароводонепроницаемых оболочек типа «Амитан», строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований, температурных режимов на каждой стадии производства, применение термоусадочных пленок и пакетов, позволило увеличить сроки хранения вареных колбас до 15 суток, ветчин и копченостей до 30 суток. Мясокомбинат освоил европейскую разделку мяса говядины и свинины на полуфабрикаты, ассортимент которых включает 25 видов крупнокусковых и мелкокусковых полуфабрикатов: эскалопы, ростбиф, стейк, карэ, огузок, рулеты из говядины, свинины и т.д. Вся продукция, производимая мясокомбинатом, имеет сертификаты качества и лицензии.

Организация представляет собой юридическое лицо, которое имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак. Располагается ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк» в городе Заводоуковске Тюменской области.

Организационная структура предприятия очень хорошо развита и состоит из таких основных блоков как общее собрание акционеров, включающее в себя генерального директора, ревизионную комиссию, службу технического контроля и техники безопасности; бухгалтерии, коммерческого отдела, производственного отдела и планово-экономического отдела.

Сегодня колбасное производство, оснащенное современным оборудованием известных фирм Австрии, США, Голландии, Германии, Чехии, выпускает 25 тонн продукции в смену, около 100 наименований колбасных изделий - вареные, полукопченые, варено-копченые, сырокопченые колбасы, сосиски и сардельки, деликатесные изделия. Имеются холодильник на 3600 тонн единовременного хранения, небольшое убойное производство, свежее сырье из которого поступает на производство колбасных изделий. Мощное энергетическое хозяйство мясокомбината, помимо собственных потребностей, снабжает паром молочный комбинат и дрожжевой завод.

Многолетние традиции классической технологии, отсутствие искусственных добавок отличают продукцию Мясокомбината «ПурагроУк», которая по достоинству оценена не только земляками. Неоднократно на общероссийских конкурсах в Москве, Нижнем Новгороде продукция предприятия была признана лучшей.

Предлагаемая ОАО «ПурагроУк» продукция является конкурентоспособной по качеству и по стоимости для покупателей г. Заводоуковска и всей Тюменской области и ближайших регионов. Коллектив неоднократно награжден дипломами и медалями на выставках пищевых предприятий РФ. ОАО «ПурагроУк» имеет долгосрочные и надежные связи с поставщиками сырья, необходимыми для производства мясных продуктов.

Основные виды продукции отражены в таблице 2.1.1.

Сырье и выпускаемая продукция соответствует медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества продовольственного сырья и пищевых продуктов. Производимая продукция регулярно проверяется на показатели безопасности в аккредитованных лабораториях мясокомбината и органов Госсанэпиднадзора. Вся продукция сертифицирована ЦСМС Госстандарта России. ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк» сертифицирован по системе менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001 версии 2001, что дает возможность реализации продукции на международном рынке.

Таблица 2.1.1

Основные виды продукции ОАО «ПурагроУк»

Наименование

Техническая документация

Состав

Цена/кг руб.

1

Ветчина Бутербродная

сроки хранения +2+6°С - 20 суток

говядина, свинина, шпик, молоко сухое, мука пшеничная, соль поваренная, пряности

164.01

2

Ветчина Говяжья порционная, вакуумная упаковка

сроки хранения +2+6°С - 25 суток

говядина, соль поваренная, пряности

278.41

3

Чесночная

сроки хранения +2+6°С - 25 суток

свинина, соль поваренная, пряности

175.23

4

Варено-копченая колбаса Старомосковская серв. /нарезка

сроки хранения +2+6°С - 10 суток

254.21

5

Венгерские колбаски, натуральная оболочка

сроки хранения +2+6°С - 15 суток

говядина, свинина, соевый белок, соль поваренная, пряности

316.91

6

Балык Венский сырокопченый

сроки хранения +2+6°С - 15 суток

говядина, свинина, шпик, соль поваренная, пряности, сервировочная нарезка

576.89

7

Варено-копченая колбаса Московская

высший сорт в оболочке, сроки хранения +2+6°С - 30 суток.

свинина, соевый белок, манная крупа, мука пшеничная, соль поваренная, пряности

343.31

8

Чайная 2/с

сроки хранения +2+6°С - 40 суток

Говядина, свинина, мука пшеничная, соевый белок, соль, пряности.

144.21


.2 Особенности финансового состояния предприятия в 2009 году

Предприятие несмотря на наплывший экономический кризис продолжает работать на сырье, закупаемом у местных сельхозтоваропроизводителей, в основном Заводоуковского района . Так, доля Заводоуковских агрофирм и населения в общей стоимости закупленного скота составляет 65,7%, в натуральном выражении убойный вес КРС - 45,2%, свиней - 78,8%. К уровню 2008 года удельный вес поставщиков Заводоуковского района увеличился на 3,4%. Основными поставщиками КРС являются по Заводоуковскому району - СЗАО Падунская -16,9% против 13,6%; ЗАО Лесной- 15,6% против 14,5%; уменьшились объёмы закупа КРС в ОАО Возрождение - 5,5% против 8,9%.

В Упоровском районе закуплено: 7,6% в СЗАО «Нива» и 11,6% в СПК «Емуртлинский», ООО «Земля» - 2,9%. В ООО «Агрофирма им. Чапаева» Юргинского района - 4,7%; ООО «Стас-Агро» Голышмановского района - 5,4%; Тюменская мясная компания - 5,7%; Ишимское ОПХ - 6,5%. Среди поставщиков свиней больший удельный вес приходится на ООО «Согласие» - 72,8 % , и ООО «Комплекс Исетского района» - 16 %. С ноября 2009 года начались закупки свиней в свинокомплексе «Уральский», в котором в результате племенной работы и межпородного скрещивания повышены качественные показатели: при увеличении среднего живого веса 1 головы до 119 кг выход при убое свиней 2 категории составил 72%; при разделке выход мышечной массы составил 74,5% , шпик - 5,9%; по свиньям ООО «Согласие» соответственно 67,9 и 12,2% .

Качественный состав закупленных свиней улучшился - с 76% до 83%, увеличился закуп свиней 2 категории, на этот же процент сократился закуп свиней 3 и 4 категорий.

Выход убойного веса от живого составил по КРС 50%, или уменьшился к 2008 году на 1%; по свиньям - 70% , также уменьшился на 1%, что связано с уменьшением доли закупа молодняка КРС и увеличением доли закупа свиней 2 категории.

В натуральных показателях производственная программа выполнена на 93% , в том числе по основным видам продукции: мясо - 105%, колбасные изделия - 86% полуфабрикаты - 85%.

К уровню 2008 года объём производства сократился на 11%. В том числе: мясо (убойный вес) на 3%, колбасные изделия - на 15%, полуфабрикаты - на 17%.

Произведено в натуральном выражении: мясо - 2551 тонна, что больше плана на 123 тонны, колбасные изделия -1073 тонны, или меньше плана на 172 тонн, полуфабрикаты - 1073 тонн, или на 188 тонн меньше плана.

К уровню 2008 года возросли объёмы производства только по свинине, субпродуктам 2 категории и мясокостным крупнокусковым полуфабрикатам.

Произведено продукции в текущих ценах на сумму 391312 тыс. рублей, что составляет 86% к плану и 103% к прошлому году.

Производственные мощности по забою скота использованы на 57% , по производству колбас на 48%, с учётом производства полуфабрикатов в целом по предприятию производственные мощности использованы на 67%. Повысить уровень использования производственных мощностей невозможно из-за необеспеченности мощностями по охлаждению и хранению охлаждённых мясопродуктов.

С целью снижения себестоимости колбасных изделий и цены, и на основе этого повышения конкурентоспособности, в течение года проводилась работа по разработке и внедрению в производство колбас с заменой дорогостоящего мясного сырья на менее ценное - субпродукты 2 категории свиную шкурку, жилку, а также с использованием растительного белка. На производство колбасных изделий направлено 14 тонн малоценных субпродуктов; 5,3 т свиной шкурки; 43,5 т жировой эмульсии и эмульсии из свиной шкурки; 15,6 т молочной эмульсии; 8,7 т универсальных гранул; 7,9 т мяса голов КРС; 3,4 т жилки. В результате этих мероприятий получена экономия в сумме 5400 тыс. руб.

По основным видам продукции результаты от реализации отражены в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Результаты от реализации продукции за 2009 год (в тыс. руб.)

Виды продукции

Количество реализованной продукции тонн

Выручка от реализации тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции, Тыс. руб.

Прибыль (+) Убыток (-) тыс. руб.


2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

Потушное мясо:

205,6

150,6

20297,3

18970,0

19101,9

16337,8

1195,4

2632,2

Свинина

47,7

430,9

4740,8

48766,4

4103,1

45146,3

637,7

3620,1

Мясо всего

253,3

581,5

67736,36

23205,0

61484,1

1833,1

6252,3

Говядина

51,4

90,5

6320

13440,7

5801,2

12243,7

518,8

1197,0

Свинина

51,8

94,5

7846

15030,9

5571,3

11722,1

2274,7

3308,8

Охлажденное мясо, всего

103,2

185,0

14166,0

28471,6

11372,5

23965,8

2793,5

4505,8

Колбасы

1257,1

1065, 0

163944,6

155545,1

176152,8

172610,5

-12208,2

-17065,4

П/фабрикаты

1186,2

879,9

151961,5

122139,2

131135,6

108252,4

20825,9

13886,8

Субпродукты

172,8

212,8

10387,7

11878,1

7143,0

9370,7

3244,7

2507,4


По данным таблицы 2.2.1 видно, что объём реализации потушной говядины сократился к уровню 2008 года на 55 т, и составил 150,6 тонн; свинины реализовано 430,9 тонн, или больше уровня 2008 года в 8 раз. В целом объём реализации потушного мяса увеличился 2,3 раза и составил 581,5 тонны в результате освоения рынка охлаждённой свинины г. Тюмень, начиная с сентября 2009 года. При увеличении объёмов реализации повысилась рентабельность - с 7,9% в 2008 году до 10,2%. Прибыль от реализации потушного мяса составила 6252,3 тыс. руб., или увеличилась к прошлому году в 3,4 раза. Себестоимость 1 кг реализованного мяса составила 105,73 руб./кг, или увеличилась к прошлому году на 14,12 руб./кг, но за счёт увеличения цены реализации на 17,63 руб./кг уровень рентабельности повысился. Объёмы реализации охлаждённого мяса возросли в 1,8 раза, при этом прибыль от реализации увеличилась в 1,6 раза и составила 4505,8 тыс. руб., но уровень рентабельности сократился с 24,6% до 18,8%, за счёт большего темпа прироста себестоимости: себестоимость 1 кг увеличилась на 19,38 руб./кг, при росте цены реализации за 1 кг на 16,67 руб./кг.

По колбасным изделиям при увеличении себестоимости 1 кг на 21,96 руб., цена реализации увеличилась на 15,64 руб., убыток от реализации колбасных изделий составил 17065,4 тыс. руб.

В условиях кризиса при снижении объёмов производства с 24 февраля 2009 года по 17 июля 2009 года на предприятии был введён режим неполного рабочего времени - четырёхдневная рабочая неделя. Увеличение объёмов продажи свинины обеспечило полную занятость работников убойного цеха и холодильника , позволило вернуться к нормальному режиму работы. С июня месяца наметилась тенденция увеличения объёмов производства колбасных изделий, в результате чего повысилась занятость работников остальных цехов, благодаря этим факторам с 17 июля предприятие работает в нормальном режиме.

Структуру затрат на предприятии рассмотрим в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2

Структура затрат ОАО «ПурагроУк» за 2003-2009 гг. (в %)

Статьи затрат

2003

2004

2005

2006

2008

2009

Стоимость сырья

57,6

60,1

64,3

64,7

63,7

63,6

65,7

Специи и вспом. материалы

6,3

5,5

5

5,2

5,9

5,5

4,9

Производственные потери

1,3

1,4

1,3

1,3

1,2

1,2

1,2

Электроэнергия

1,7

1,4

1,2

1,2

1

1,1

1,2

Газ

0,5

0,6

0,6

0,6

0,5

0,5

0,4

ГСМ

1,9

2

1,8

1,8

1,5

1,2

0,9

Услуги сторонних организаций

2,3

2,2

1,9

2

2,4

3,7

3,2

ФОТ

15,8

14,9

13,6

14,2

14,5

14,4

13,2

ЕСН

5,2

4,9

3,4

3,7

3,4

3,2

Налоги

0,2

0,2

0,2

0,05

0,1

0,3

0,1

Материалы ,зап.части

1,6

1,3

2,1

1,6

1,9

2,2

1,7

Амортизация

4,4

4

2,9

2,6

3

2,3

2,8

Спецодежда

0,5

0,5

0,2

0,4

0,13

0,1

0,1

Прочие

0,7

1

1,5

0,8

0,5

0,5

1,4


100

100

100

100

100

100

100


По данным таблицы 2.2.2 видно, что структура затрат на производство остаётся стабильной в течение ряда лет - большой удельный вес занимает стоимость сырья как фактор, более других зависящий от объёмов производства, и уровня закупочных цен.

В 2009 году выручка от реализации составила 428835 тыс. рублей, себестоимость реализованной продукции 421176 тыс. рублей, прибыль от реализации 7659 тыс. руб.

К уровню 2008 года выручка от реализации увеличилась на 35075 тыс. руб., или на 9%; к плану - сокращение на 15861 тыс. руб. или на 4%.

Затраты на 1 рубль реализованной продукции составили 0,982 руб., или увеличились на 0,02 по сравнению с планом и меньше на 0,002 руб. по сравнению с прошлым годом.

В сетевые магазины ООО «Метро Кэш энд Керри» реализовано 363,8 тонн мясопродуктов на сумму 56,4 млн. руб. (без НДС), что составляет 13% общего объёма выручки. К уровню 2008 года объём поставок основному покупателю составил 53%, выручка от реализации - 59,2%.

В результате повышения закупочных цен на скот по сравнению с 2008 годом с 79,63 руб./кг до 101,80 руб./кг затраты по сырью в себестоимости мяса увеличились на 14,03 руб. и составили 95,15 руб., в основном за счёт этого себестоимость 1 кг мяса увеличилась на 15,40 руб.; к плану уменьшились на 6,40 руб. По остальным статьям суммарное увеличение составило 1,37 руб./кг. Себестоимость 1 кг говядины возросла на 17,27 руб./кг за счёт роста цены закупа КРС с 80,26 руб./кг до 111,53 руб./кг, рост составил 139%; средняя цена закупа свиней увеличилась с 79,10 руб./кг до 96,10 руб./кг, или на 21%, за счёт этого себестоимость 1 кг свинины увеличилась на 15,81 руб./кг и составила в 2009 году 103,18 руб./кг.

По сравнению с прошлым годом себестоимость 1 кг колбасных изделий увеличилась на 22,47 руб., или на 16 %; наибольший прирост - 12,93 руб./кг получен по сырью в результате роста себестоимости жилованного мяса; по обслуживающим производствам - увеличение на 1,55 руб./кг, оплате труда - на 0,19 руб./кг; по общезаводским - на 1,06 руб./кг; по вспомогательным материалам - на 1,10 руб./кг, к плану себестоимость уменьшилась на 23,79 руб./кг или на 9%.

По автопарку пробег составил 898,2 тыс. км, что меньше прошлого года на 67,8 тыс. км, перевезено 12,7 тыс. тонн груза, что на осталось на уровне прошлого года, выполнено 1094,2 тыс. т/км, что на 163,2 тыс. т/км меньше прошлого года. По доставке грузов выполнялись работы в г. Тюмень, Екатеринбург, Копейск, Губкинский, Когалым, Нижневартовск, Ханты - Мансийск, Ноябрьск, а также магазины г. Заводоуковск, Ялуторовск, сёл Юрга, Омутинское, Упорово, Исетск.

От реализации продукции получена прибыль 7569 тыс. рублей, что на 34 % больше уровня прошлого года; затраты на 1 рубль реализованной продукции 0,992 или меньше прошлого года на 0,003 руб.

Начислено 17972 тыс. руб. всех налогов и 13415 тыс. руб. ЕСН, что составляет 7,3 копеек на 1 рубль реализованной продукции. Общая сумма начисленных налогов и ЕСН к уровню прошлого года составила 88,5% и уменьшилась на 4074 тыс. руб., на 1 реализованной продукции сократилась на 1,7 копейки.

Прибыль до налогообложения составила 7536 тыс. руб., что почти в 4 раза меньше 2008 года.

Чистая прибыль составила 5794 тыс. руб. при плане 8923 тыс. руб.; общая рентабельность отчётного периода составила 1,4% против 4,3% в 2008году (чистая прибыль к выручке); уровень рентабельности соответственно 1,8% и 5,9% (балансовая прибыль к себестоимости).

финансовый бизнес планирование бюджетирование

Глава 3. Пути совершенствования финансового планирования ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк»

Усовершенствовать финансово-экономическое состояние ОАО «ПурагроУк» помогло внедрение системы бюджетирования, при которой деятельность всех структурных подразделений стала более прозрачной, а значит - более управляемой.

Для контроля и анализа финансово-экономических показателей на Мясокомбинате «ПурагроУк» выстроена подобающая схема внедрения системы бюджетирования:

изучены и доведены до всех отделов регламенты по бюджетированию, разработанные в планово-экономическом отделе ОАО «ПурагроУк»;

построена система ключевых показателей для подразделений предприятия;

разработан внутренний порядок взаимодействия между всеми структурными подразделениями Мясокомбината «ПурагроУк» по формированию плановых бюджетов, где за каждым подразделением аппарата управления закреплены соответствующие статьи бюджетов;

планово-экономический отдел консолидирует все данные, представленные структурными подразделениями мясокомбината, и составляет сводный консолидированный проект бюджета. Значительно облегчает составление планового бюджета наличие нормативных показателей, показателей, утвержденных планово-экономическим отделом, ориентируясь на которые, предварительно разрабатываются предельные величины основных статей бюджета, а впоследствии лишь детализируются;

контроль выполнения плана по доходам осуществляется по пятидневкам. В случае отрицательных отклонений оперативно выясняются их причины и принимаются конкретные меры.

Последовательность разработки основных бюджетов ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк» приведена на рис. 3.1.

Комплексный анализ финансово-экономических показателей не является самоцелью. Он инструмент, создающий реальную картину положения дел на Мясокомбинате «ПурагороУк», помогающий обозначить возникающие проблемы, скорректировать действия либо принять решение по исправлению ситуации. В аналитических материалах, создаваемых финансово-экономическим блоком, сконцентрирована вся информация о деятельности предприятия, создающая предпосылки для более эффективного менеджмента. Ибо кто владеет информацией, тот владеет миром.

Об эффективности финансово-экономического менеджмента в ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк» многозначительно свидетельствуют результаты, достигнутые предприятием в 2009 году. По итогам работы за 2009 год соблюдены все основные требования, предъявляемые к экономической деятельности мясокомбината, а именно:

опережение темпов роста доходов над расходами относительно предыдущего года в 1,24 раза;

уменьшение уровня рентабельности с 4,7% до 4,3%;

уменьшение доли расходов на оплату расходов автопарка в доходах с 42,3% до 38,9%;

повышение производительности труда на 21%;

увеличение себестоимости получения 1 рубля доходов с 0,96 до 0,93 рублей или на 2,95%.

Финансово-экономическим блоком ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк» разработан план антикризисного управления предприятием, рассчитанное на 2010-2012 годы, в котором на первом месте прежде всего сокращение расходов за счет наведения порядка, отказа от безосновательных затрат и установление режима строгой экономии. Внедрены ограничения затрат на содержание управленческого персонала, установлена целевая задача снижения его численности.

Рис. 3.1 Содержание и последовательность составления основных бюджетов ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк»

Рассматривается планируемое расторжение неэффективных хозяйственных договоров. Отбор поставщиков хозяйственных товаров, программного обеспечения, техники и услуг предполагается перевести на тендерную основу. Проводится полная и детальная инвентаризация имущества предприятия с целью оценки реального состояния основных средств, эффективности их использования, выделения и после дующей реализации непрофильных активов.

Начата работа по изменению подходов к организации планово-бюджетного процесса. Усилен контроль за формированием и исполнением бюджетов, ведется пересмотр системы распределения функций, полномочий и ответственности между аппаратом управления и отделами с целью расширения возможностей отделов для своевременного реагирования на вызовы рынка и запросы клиентов при одновременной централизации технологической, финансовой и кадровой политики.

В рамках антикризисной программы особое внимание уделено мерам по снижению уровня рисков, которые сегодня несет предприятие. Прежде всего, это операционные риски, связанные с мошенничеством, хищениями, нецелевым использованием средств, отставанием в развитии систем защиты и обеспечения надежности основных информационных систем, непрерывности критичных бизнес-процессов. Данная программа разработана для повышения доходов, снижения уровня затрат и возможности выполнения планов на предприятии.

Кроме вышеизложенного можно выделить также следующие пути снижения себестоимости продукции ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк»:

. Увеличение технического уровня производства, которое являет собой внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. Уменьшение себестоимости может произойти при внедрении автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Снижаются затраты и в результате комплексного использования сырья, использовании экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв скрывает в себе и совершенствование продукции, снижение ее трудоемкости.

. Совершенствование организации производства и труда. Уменьшение себестоимости может произойти в результате модификации организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; усовершенствование использования основных фондов; совершенствование материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, увеличивающих уровень организации производства.

. Модифицирование объема и структуры продукции, которые могут привести к сравнительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), абсолютному уменьшению амортизационных отчислений, видоизменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С повышением объема производства их количество на единицу продукции снижается, что приводит к уменьшению ее себестоимости.

. Отраслевые и прочие факторы. К ним имеют отношение: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.

Экономические факторы понижения себестоимости продукции наиболее совершенно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отображают основные направления работы по снижению себестоимости.

Рентабельность продаж можно наращивать путем роста цен или уменьшения затрат. Тем не менее, эти способы временные и мало надежны в современных условиях. Наиболее последовательная политика организации, соответствующая целям укрепления финансового состояния, состоит в том, чтобы повышать производство и реализацию той продукции, необходимость которой определена путем совершенствования рыночной конъюнктуры.

Заключение

Рассмотрев поставленные цели и задачи, можно сделать следующие выводы по теме «Финансовое планирование на предприятии».

Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди них: правильность установления «... сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию или оказывать услуги» с учетом спроса и предложения, выбора оптимальной технологии и организации производства, своевременного и рационального ресурсного обеспечения, величин основного и оборотного капиталов, а также форм и методов предоставления услуг.

В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно велик. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию.

Это предполагает необходимость применения соответствующих форм и методов их внутренней увязки. Такой формой является финансовое планирование производства и бюджетирование предприятия.

Финансовый план - это документ, отражающий желаемые параметры доходов, расходов, финансового состояния, денежных поступлений и выплат объекта планирования и способы их достижения.

Финансовое планирование на предприятии призвано, решить последующие задачи:

обеспечение финансовыми ресурсами и средствами производственно-хозяйственной деятельности;

повышение прибыли за счет понижения себестоимости, увеличения свойства продукции и роста рентабельности производства;

достижение конкурентоспособности продукции;

обеспечение сбалансированности планируемых расходов и доходов компании на принципах самоокупаемости и самофинансирования;

контроль за денежным состоянием и платежеспособностью компании.

Исходя из многоплановости задач финансовое планирование включает ряд взаимосвязанных шагов:

) анализ текущей, денежной ситуации, имеющихся проблем;

) прогнозирование будущих денежных критерий;

) постановка денежных задач;

) составление денежного плана;

) выполнение денежного плана;

) анализ результатов выполнения денежного плана.

Финансовое планирование на предприятии взаимосвязано с планированием, как заведено, хозяйственной деятельности и строится на базе характеристик производственного плана (размера производства, реализации, сметы издержек на создание, плана капитальных вложений и др.).

Следует обратить внимание на то, что при всем этом как раз могут употребляться последующие способы расчета:

расчетно-аналитический;

балансовый;

нормативный;

способ оптимизации плановых решений;

экономико-математическое моделирование.

Для контроля и анализа финансово-экономических показателей на Мясокомбинате «ПурагроУк» выстроена подобающая схема внедрения системы бюджетирования:

изучены и доведены до всех отделов регламенты по бюджетированию, разработанные в планово-экономическом отделе ОАО «ПурагроУк»;

построена система ключевых показателей для подразделений предприятия;

разработан внутренний порядок взаимодействия между всеми структурными подразделениями Мясокомбината «ПурагроУк» по формированию плановых бюджетов, где за каждым подразделением аппарата управления закреплены соответствующие статьи бюджетов;

планово-экономический отдел консолидирует все данные, представленные структурными подразделениями мясокомбината, и составляет сводный консолидированный проект бюджета.

Финансово-экономическим блоком ОАО Мясокомбинат «ПурагроУк» разработан план антикризисного управления предприятием, рассчитанное на 2010-2012 годы, в котором на первом месте прежде всего сокращение расходов за счет наведения порядка, отказа от безосновательных затрат и установление режима строгой экономии.

Список использованной литературы:

1. Алексеева М.М. Планирования деятельности фирм: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2009 - 248с.

. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика, 2010

. Бизнес - план. Методические материалы. - 3-е изд., доп./ Под ред. Н.А. Колесниковой, А.Д. Миронова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 256с.

. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - 2-е изд. испр. и доп. М.: ИНФРРА-М, 2008 - 400с.

. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2008. - 296с.

. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия: Учебник - М. ИЦД «Филинъ», 2010. - 506с.

. Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2007. - 320с.

. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. - Минск: «Новое знание», 2010. - 2-е изд., перераб. - 635с.

. Идрисов А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Изд. 2-е, ИЦД «Филинъ», 2007.

. Кныш М.И. и др. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. СПб.: Бизнес-пресса, 2008.

. Копчиков Г.П. Планирование на предприятии: Методические рекомендации по выполнению курсовой работы. М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. - 112с.

. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 303с.

. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008.

. Уткин Э.А., Котляр Б.А., Рапопорт Б.М. Бизнес-планирование. Курс лекций. - М.: Издательство «Экмос», 2008. - 320с.

14. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Уч. пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 4-е изд., доп. и перераб. М.: ИКЦ «МарТ», 2008. - 592с.

. Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 470с.

Похожие работы на - Пути совершенствования финансового планирования на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!