Референдум в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,27 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Референдум в Российской Федерации

Оглавление

Введение

. История возникновения референдума в РФ. Референдум: понятие, сущность и виды

.1 История возникновения референдума в РФ

.2 Референдум: понятие, сущность и виды

. Законодательство о референдуме

. Порядок подготовки и проведение референдума в РФ

Заключение

Библиография

Введение

Референдум - это один из аспектов проявления демократии в государстве, т.к. решение вопроса напрямую зависит от мнения народа. С помощью референдума решаются глобальные экономические и политические проблемы стран, а также их субъектов.

Традиционно родиной референдума принято считать Швейцарию, именно там, по данным источника, впервые в конце 13-го века был проведен референдум, основанный на народном законодательстве.

После I Мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. В настоящее время референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств, еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран. В нашей стране впервые народное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 г.

Во все времена, большое значение в процессе становления демократии в странах, занимает участие народа в управлении государством, которое выражается в форме выборов и референдумов. В России проблема подлинности и добровольности волеизъявления народа, стоит очень остро и требует решения. В истории было много примеров, когда некая группировка силой захватывала власть, устраивая при этом государственный переворот с последующим проведением выборов или референдума. В данной ситуации народ не может оценить проработанность и грамотность, навязываемого ему проекта. У каждого гражданина существует свое мнение по поводу поднятого государственного вопроса, если решение этого вопроса было принято несправедливо, или без участия народа, то за этим могут последовать тяжелые последствия: начиная от мирных митингов и забастовок, а заканчивая кровопролитными столкновениями сторон.

Основу моего исследования составляют различные методы познания: изучения документов, историко-правовой, сравнительно правовой, формально юридический, анализ и синтез. Объектом данного исследования является общее понятие референдума и его роль в современном государстве. Предмет исследования - референдум, как способ решения важных государственных проблем, а также его социальная значимость.

Цель данной курсовой работы рассмотреть референдум, как одну из основ проявления демократии в России, дать характеристику референдумов, изучить особенности проведения референдума. Задачи данного исследования:

.Определить понятие референдум;

.Рассмотреть основные виды референдума;

.Описать процесс организации и проведения референдумов.

.Найти и выделить основные законы регламентирующие сущность референдумов.

В качестве основных источников в данной работе были использованы Федеральный конституционный закон от 28.06.2004г. «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Эти документы наиболее полно определяют круг основных понятий, раскрывают процесс проведения референдума и четко регламентируют все необходимые условия для его реализации.

1.История возникновения референдума в РФ. Референдум: понятие, сущность и виды

агитация голосование референдум комиссия

1.1 История возникновения референдума в РФ.

В России вопрос о референдуме впервые возник как теоретический вопрос на рубеже XIX - XX веков, когда стремительно развивавшаяся Россия остро ощущала узость и анахронизм существовавшей тогда формы правления - царского самодержавия. В годы, предшествующие революционным событиям 1905 г., русская общественная и юридическая мысль искала пути и способы реформирования политической системы с целью сделать её более современной и эффективной. Именно тогда на повестку дня встали вопросы демократии, правового государства, равных всеобщих и прямых выборов, федерализма. Тогда в России впервые заговорили об институтах парламента и президента, о многих других идеях, которые в то время были новыми и для Запада. Тем не менее, русские учёные юристы на достаточно высоком научном уровне обсуждали проблемы сущности референдума и возможности введения его в России.

В практическом плане вопрос о введении института референдума в России активно обсуждался после февраля 1917 г., но был решён отрицательно. В частности, Особая комиссия по составлению проектов основных законов при Временном правительстве официально высказалась против этого института, ссылаясь не только на отсутствие демократического опыта в стране, но и аргументы структурно-организационного характера. Большинство членов Особой комиссии считали, что образование верхней палаты будущего российского парламента снимает необходимость референдума, применимость которого к русским условиям более чем сомнительна.

В нашей стране институт референдума юридически существует с 1977 г.: согласно статьям 5 и 108 Конституции СССР наиболее важные вопросы государственной жизни могли ставиться на всенародное голосование (референдум), законы могли быть вынесены на референдум решением Верховного Совета СССР. Фактически же референдумы не проводились. Единственный, первый и последний, советский референдум, проведённый в марте 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР, как обновлённой федерации, оставил о себе достаточно тяжёлое и противоречивое впечатление. В целом же можно считать, что до настоящего времени Россия не располагает необходимым практическим опытом проведения референдумов и изучение соответствующей теории и практики является актуальной и жизненно важной задачей.

1.2 Референдум: понятие, сущность и виды

Референдум (латинское слово referendum означает «то, что должно быть сообщено») - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не может быть отменено обыкновенным законом).

В мировой практике референдум - это осуществляемое путём тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не согласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.

Референдум - один из важнейших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители - депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей.

Конституция Российской Федерации, предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Согласно этому Закону, референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум регулируется также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г.

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации референдум Российской Федерации на ряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации, на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает только одним голосом. Гражданин Российской Федерации голосует в референдуме лично.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Участие является свободным, контроль над волеизъявлением не допускается.

Первичной целью референдумов является принятие государственных решений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии применяются ограниченно или не дают должного результата. В Российской Федерации признаётся идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ч.1 и 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации). Иначе говоря, мы живём в условиях идеологического плюрализма, который характеризует состояние элементов общественной системы, представляющей собой определённую целостность, единство. Единство в многообразии - вот то, что должны устанавливать некоторые демократические институты, включая институт референдума. Многообразные элементы общественной системы не могут быть сведены друг к другу, обладают относительно самостоятельными функциями и структурно связаны между собой.

Референдум, как и другие демократические институты, направленные на достижение общественного согласия, имеет ярко выраженные интегративные функции, проявляющиеся как на государственном уровне, так и на уровне местного самоуправления. Наличие многообразных социальных структур предполагает высокую степень самостоятельности отдельных частей общественного целого - коллективов, предприятий, регионов, республик и так далее. Здесь также должны быть приведены в действие интегративные механизмы, созданные институты достижения и выявления единства мнений граждан.

В мире существует огромное количество разнообразных видов и классификаций референдумов, но т.к. моя работа посвящена референдумам Российской Федерации, поэтому я выделю те виды, которые соответствуют моей теме. Итак, в России имеют место следующие виды референдумов:

) В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы:

а) конституционный;

б) обыкновенный.

) В зависимости от времени проведения референдумы делятся на:

а) превентивный (дозаконодательный);

б) утверждающий (послезаконодательный).

) По порядку проведения могут быть референдумы:

а) обязательные;

б) факультативные.

) Виды референдума в зависимости от территории:

а) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);

б) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

в) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

2.Законодательство о референдуме

Законодательство о референдуме в Российской Федерации представляет собой совокупность законодательных актов, устанавливающих право граждан на участие в референдуме и регулирующих порядок его осуществления. Законодательство о референдуме является одним из подвидов российского конституционного права. В настоящий момент оно чрезвычайно активно развивается и представлено значительным числом законодательных актов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Законодательство о референдуме следует отличать от законодательства о выборах. Выборы и референдумы объединяет ряд общих институтов и процедур (таких, как составление списков избирателей, участников референдума, сходный порядок голосования и т. п.), а также общий организационный механизм их проведения, основу которого составляет система коллегиальных органов: избирательных комиссий - комиссий референдума. У этих двух подвидов конституционного законодательства имеются общие нормативные источники, важнейший из которых - Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Однако порядок подготовки и проведения референдума во многом отличается от порядка подготовки и проведения выборов, что обусловлено принципиальными особенностями этих самостоятельных институтов прямой демократии, имеющих различное социальное назначение. Эти отличия отражены в весьма значительном по объёму массиве законодательных актов о референдуме. Поэтому правильно говорить о законодательстве, о референдуме, как о самостоятельном подвиде конституционного законодательства.

Источниками законодательства о референдуме являются законодательные акты, устанавливающие право граждан на участие в референдуме и регулирующее порядок его осуществления. Важно отметить, что к числу источников законодательства о референдуме не относятся подзаконные нормативные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и т. п.). Такой состав источников законодательства о референдуме создаёт необходимую стабильность в регулировании референдумов и обеспечивает легитимность решений, принимаемых на референдумах.

Источники законодательства о референдуме в Российской Федерации образуют систему. Отдельные законодательные акты о референдуме являются элементами этой системы. В зависимости от предмета регулирования они группируются в подсистемы: законодательство о референдуме Российской Федерации, законодательство о референдуме субъекта Российской Федерации, законодательство о местном референдуме. Следует отметить, что все три подсистемы законодательства о референдуме имеют общие нормативные источники. К ним, в частности, относятся Конституция Российской Федерации и Федеральный закон « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Система законодательных актов о референдуме характеризуется внутренним единством, так как все источники законодательства о референдуме основываются на общих принципах регулирования референдумов, заложенных в Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации является основным источником законодательства о референдуме. Её роль в общей системе источников законодательства о референдуме определяется следующими обстоятельствами:

) в Конституции даётся политико-правовая характеристика института референдума. В статье 3 Конституции Российской Федерации установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы;

) в Конституции устанавливается конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в референдуме (ст. 32);

) на конституционном уровне разграничиваются полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по регулированию отношений, имеющих непосредственное значение для построения законодательства о референдуме. В этой связи особенно важно положение пункта «в» статьи 71 Конституции Российской Федерации. Согласно которому, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации; именно на этом положении базируется весьма обширное федеральное регулирование основных гарантий права граждан на участие в референдуме.

В соответствии со статьёй 84 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года «о референдуме Российской Федерации» был принят Государственной Думой 7 июля и одобрен Советом Федерации 3 октября 1995 года.

В Федеральном конституционном законе определяются демократические принципы участия граждан Российской Федерации в обязательном порядке, приводится перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум, а также перечень обстоятельств, которые исключают проведение референдума Российской Федерации.

В Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» конкретизируется положение Конституции Российской Федерации о том, что референдум назначается Президентом Российской Федерации. В соответствии со статьями 8 и 12 Федерального конституционного закона Президент Российской Федерации назначает референдум по инициативе:

а) не менее чем двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10% из них;

б) Конституционного Собрания в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации (т. е. если на всенародное голосование выносится проект новой Конституции Российской Федерации).

Инициатива граждан Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации реализуется путём сбора подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. Сбор подписей производится инициативной группой, образуемой в количестве не менее 100 человек. Эту группу вправе образовать каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее, чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации (ст.9).

В Федеральном конституционном законе « О референдуме Российской Федерации » также определяется порядок формирования и деятельности комиссий по проведению референдума Российской Федерации, агитации при проведении референдума, финансового обеспечения проведения референдума, голосования на референдуме и подведения его итогов.

Следует отметить, что ряд вопросов подготовки и проведения референдума Российской Федерации наряду с вышеназванным Федеральным конституционным законом регулируются также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и некоторыми иными федеральными законами (в частности, определяющими порядок обжалования в суд нарушений законодательства о референдуме Российской Федерации, ответственность за нарушения права граждан на участие в референдуме).

Референдумы субъектов Российской Федерации проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

На сегодня в большинстве субъектов Российской Федерации сформировалась законодательная база проведения референдумов субъектов Российской Федерации.

В конституциях, уставах субъектов Российской Федерации регулируются наиболее важные вопросы проведения референдумов субъектов Российской Федерации. Объём их регулирования существенно различается. В некоторых субъектах Российской Федерации референдуму субъекта Российской Федерации посвящается специальная глава в конституции, уставе. Но в большинстве конституций и уставов других субъектов Российской Федерации содержится общая характеристика референдума субъекта Российской Федерации как высшего непосредственного выражения власти народа и устанавливается, к полномочиям какого органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится назначение референдума субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» местный референдум - это голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Таким образом, источниками законодательства о местном референдуме являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции, уставы субъектов Российской Федерации.

Наряду с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» важным источником законодательства о местном референдуме является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором устанавливаются общие принципы проведения местных референдумов, определяется юридическая сила решения, принятого на местном референдуме. В статье 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается перечень вопросов местного значения, то есть тех вопросов, по которым может быть проведён местный референдум. Федеральным законом установлено также, что муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы (помимо прямо указанных в ст. 6), отнесённые к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключённые из их ведения и не отнесённые к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

3.Порядок подготовки и проведение референдума в РФ

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ отношения по проведению референдума Российской Федерации должны быть урегулированы федеральным конституционным законом. Таким законом является Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Закон определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Российское законодательство содержит значительное число требований и ограничений в отношении вопросов, которые можно выносить на референдум. Эти требования и ограничения можно разделить на три группы.

Первая группа ограничений связана с компетенцией соответствующего уровня. На общероссийский референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ или федеральным законом. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

К этой же группе ограничений можно отнести и требование, согласно которому вопросы референдума не должны ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Кроме того, вопрос, выносимый на общероссийский референдум, не должен противоречить Конституции РФ, вопрос, выносимый на референдум субъекта РФ, не должен противоречить федеральному законодательству, а вопрос, выносимый на местный референдум, не должен противоречить ни федеральному законодательству, ни законодательству соответствующего субъекта РФ.

Вторая группа требований относится к формулировке вопроса. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ, и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Третья группа ограничений - это перечень конкретных вопросов, которые не могут выноситься на референдум. Для регионального и местного референдумов это следующие вопросы:

) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

) о персональном составе органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;

) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Референдум Российской Федерации не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после официального опубликования результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий:

- я стадия: выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

- я стадия: назначение референдума;

- я стадия: образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

- я стадия: проведение агитации;

- я стадия: голосование и определение результатов референдума;

- я стадия: вступление в силу решения, принятого на референдуме.

Субъекты права инициативы не могут использовать свое право в период между назначением референдума Российской Федерации и официальным опубликованием его результатов. Реализация права инициативы граждан Российской Федерации происходит через образование инициативных групп численностью не менее 100 человек. Инициаторами образования инициативной группы могут быть гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, а также общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Минюстом Российской Федерации не позднее, чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума.

Инициативная группа после проведения собрания обращается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации, в котором указывает формулировку вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум Российской Федерации. Избирательная комиссия в течение 15 дней принимает решение о регистрации инициативной группы и выдачи ей регистрационного свидетельства либо об отказе в регистрации в случае нарушения инициативной группой положений Конституции РФ и иного законодательства Российской Федерации.

После получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициатив проведения референдума. Срок действия регистрационного свидетельства, а следовательно, и срок сбора подписей составляет три месяца. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

По окончании сбора подписей инициативная группа представляет подписные листы, сброшюрованные по субъектам Российской Федерации, в которых собирались подписи, в соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые проверяют соблюдение требований законодательства при сборе подписей и выносят по результатам проверки постановление. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней направляет подписные листы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ЦИК). Подписные листы с подписями граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, брошюруются по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующими консульскими убеждениями Российской Федерации и представляются непосредственно в ЦИК.

ЦИК в течение 15 дней со дня поступления подписных листов проверяет соответствие документов требованиям законодательства Российской Федерации и направляет их со своим заключением Президенту РФ либо выносит постановление об отказе в проведении референдума, если число действительных подписей меньше двух миллионов. В случае, если документы оформлены ненадлежащим образом, ЦИК может вернуть их для исправления инициативной группе, при этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен не более чем на 15 дней.

Конституционное Собрание реализует свое право инициативы проведения референдума путем принятия большинством голосов от общего числа его членов решения о вынесении на референдум Российской Федерации проекта новой Конституции РФ. Это решение направляется Президенту РФ.

Следующей стадией референдумного процесса является назначение референдума Российской Федерации. Правом назначения референдума Российской Федерации обладает только Президент РФ. В течение 10 дней после поступления ему из ЦИК Российской Федерации документов Президент РФ направляет их с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение. В случае положительного решения Конституционного Суда Президент РФ назначает референдум в течение 15 дней после поступления к нему решения Конституционного Суда, а в случае отрицательного решения - референдумный процесс прекращается.

Президент РФ издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. Голосование может быть назначено на любой выходной день, в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.

Следующим этапом подготовки референдума является образование участков референдума, комиссий по проведению референдума Российской Федерации и составление списков участников референдума. Участки референдума образуются главами местных администраций по согласованию с территориальной комиссией по проведению референдума из расчета не более 3 тысяч граждан на каждый участок. Участки должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а перечень их должен быть опубликован не позднее 35 дней до дня голосования.

Территориальные (районные, городские) комиссии референдума образуются не позднее 10 дней после издания указа о назначении референдума. Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются соответствующими участковыми комиссиями на основании сведений, представляемых главами местных администраций. Основанием для включения гражданина в список по конкретному участку референдума является факт его проживания на территории данного участка референдума. Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума. Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня голосования, после чего граждане могут обращаться с заявлениями о не включении в список, о любой ошибке или неточности в списке.

В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме. Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

После принятия решения о назначении референдума Российской Федерации граждане Российской Федерации, а также общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию:

а) за или против проведения референдума Российской Федерации;

б) за или против участия в референдуме Российской Федерации;

в) за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования.

Голосование по законопроекту (закону) или иному вопросу, вынесенному на референдум Российской Федерации, производится с 8 до 22 часов по местному времени в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин голосует лично. Заполненный бюллетень для голосования гражданин опускает в ящик для голосования.

По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов на участке, о чем составляется соответствующий протокол. Протокол направляется участковой комиссией в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации. Территориальные комиссии направляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории в комиссии субъектов Российской Федерации, а те, в свою очередь, в ЦИК РФ. На основании протоколов об итогах голосования комиссий субъектов Российской Федерации, протоколов участковых комиссий, образованных за пределами Российской Федерации, ЦИК РФ путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума Российской Федерации.

Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме Российской Федерации. Решение, которое выносилось на референдум, считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее трех дней после определения результатов референдума.

Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации.

Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Заключение

Опираясь на вышесказанное, можно сделать следующие выводы. В демократических государствах, к числу которых относится и Россия, проведение референдума является одной из основных форм участия народа в управлении государством.

Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Проведение референдума требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий.

Таким образом, институт референдума занимает особое место в политической жизни, его исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет. Референдум может изменить если не характер государственной власти, то характер и направление ее деятельности. На референдуме могут решаться ключевые вопросы жизни и одобрение на референдуме какого-то проекта решения, придает ему высшую юридическую силу, ибо речь идет о прямом волеизъявлении народа. Одновременно это означает и поддержку существующей государственной власти, ее легитимацию, факт удостоверения ее соответствия чаяниям и интересам народа, большинства населения. В современных условиях стержнем для формирования и эффективного действия института референдума, должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать.

Библиография

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Москва, 1996 г.

2.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) / Российская Федерация // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 4. -Ст. 445.

3.Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 27. - Ст. 2710

.Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 25.02.2004)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.

.Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

.Федеральный Конституционный закон от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995г., №42.

.Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 г. №38.

.Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов // Иванченко А.В. - Москва, 1999 г. - 856 с.

.Местное самоуправление: Учебник и научно-практическое пособие. Васильев В.И. Москва, 1999 г. - с. 263 - 274.

.Референдное право Украины // П.Ф. Погорилко // Глава 2.2 «Основные этапы становления и развития референдумов».

.Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010. - 800 с.

.Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты // Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. - 2005. -№ 1. - С. 26-29

.Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006. - 408 с.

.Референдум как форма непосредственной демократии // М.Н. Марченко // Вестн. Моск.ун-та. сер.11, Право. - 2003. - №6. - С.14.

.Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 06.12.1936 . N 283.

.Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. // Козлова Е.И. Кутафин О.Е. - М.: Издательство «Юристъ», 2006, С.179.

.Конституционное (государственное) право России. // Щербаков О.В. // Глава 16 «Понятие и виды референдумов в РФ».

.Конституционное право России. Учебник для вузов // Д.Б. Катков, Е.В. Корчиго., параграф 6.1.2. «Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации».

.Научно - практический комментарий к Конституции Российской Федерации. // Отв. ред. В.В. Лазарев - М.: Юристъ, 2008. - 220 с.

.Научно - практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный) // Под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко. - М., НОРМА, 2003. - 165 с.

Похожие работы на - Референдум в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!