Местный референдум

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,53 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Местный референдум

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Первый Тамбовский филиал РАНХиГС

Заочная форма обучения на базе СПО

кафедра Гуманитарных наук






Контрольная работа

Местный референдум


Выполнил:

студент 3 курса, 1 группы,

Морозов С.В.





Тамбов 2014

Содержание

Введение

. Понятие референдума

. Право на участие в референдуме

. Голосование и определение результатов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы заключается в анализе правового регулирования выборов и референдума. Представляется, что избирательное законодательство России соответствует основным международным избирательным стандартам, многие из которых стали таковыми благодаря примеру нашей страны, а в утверждении некоторых стандартов Россия вместе с другими демократическими государствами принимала непосредственное и активное участие.

Тем не менее, сегодня у нас в стране, пожалуй, только ленивый не критикует выборы, а вместе с ними и избирательное законодательство. Редко кто из специалистов и ученых в своих трудах либо в выступлениях аргументированно не высказывал серьезные замечания по поводу правового регулирования выборов и референдума. Этим вызвано и появление работ, направленных на поиск решений.

Известно, что в последние годы идет опасный процесс отчуждения граждан и их общественных объединений от выборов из-за отрыва ЦИК России и других избиркомов от избирателей, из-за нежелания слышать запросы людей, вследствие подмены демократических методов руководства бюрократизмом. В результате из-за массового неучастия избирателей в выборах во многих местах легитимность избранных органов власти остается очень низкой, нередки случаи срывов выборов на всех трех уровнях.

И основанием такой критики являются не сами основополагающие избирательные принципы, а их правовое регулирование, которое в ряде случаев не отвечает ни принципам демократии, ни даже конституционным положениям. В прошлогоднем Послании Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин подчеркнул, что "создание в России свободного общества свободных людей - это самая главная наша задача"

Целью и задачей данной работы является исследование проблемы организации и проведения местного референдума и его роль в современном обществе.

. Понятие референдума

В мировой практике референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства, референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума - желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

В Российской Федерации референдум был впервые закреплен Законом о референдуме 1990 г. Это был во многом противоречивый закон. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в 90-е гг. в стране проходили глубокие реформы и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа. В декабре 1993 г. референдум был проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года он был использован как своеобразный арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной властью.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации". Референдум РФ - голосование граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум регулируется также Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Предусматриваются три вида референдума: общероссийский, субъекта РФ и местный.

Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:

) изменения статуса субъектов РФ;

) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

. Право на участие в референдуме

При проведении референдума Российской Федерации действуют общие принципы избирательного права: всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Практически общими являются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме - не случайно они закреплены в одном федеральном законе. Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме. Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Назначение референдума. Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:

) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, при Условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10% из них;

) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ.

Каждый гражданин или группа граждан РФ, имеющие право на участие в референдуме, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции РФ не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума.

Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы. Избирательная комиссия субъекта РФ, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии тех субъектов РФ, - которые инициативная группа указала в ходатайстве. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд или в Центральную избирательную комиссию РФ. Однако основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции РФ и Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст этого законопроекта. Подписные листы передаются в избирательную комиссию субъекта РФ, на территории которого собирались подписи. Данная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Федерального конституционного закона принимает и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям Федерального конституционного закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания РФ и инициативную группу. Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям Федерального конституционного закона, выносится постановление Центральной избирательной комиссии об отказе в проведении референдума. В этом случае данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправе вынести на референдум проект новой Конституции РФ. Решение об этом принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

Референдум Российской Федерации назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда все процедуры, предусмотренные Федеральным конституционным законом, прекращаются.

Президент РФ издает Указ о назначении референдума в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума не допускается. Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ. Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в соответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления).

Закон обязывает суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением референдума.

Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, образуются участки референдума. Эти участки образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме, из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума. Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведения референдума.

Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума составляется участковой комиссией по проведению референдума на основании данных, предоставляемых по установленной форме главой местной администрации. Данные о гражданах, имеющих право на участие в референдуме, глава местной администрации направляет в участковую комиссию по проведению референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума. Предусмотрен особый порядок составления списков военнослужащих и других граждан, находящихся ко времени проведения референдума вне территории своего участка.

Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума. Каждому гражданину Российской Федерации предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Российской Федерации, за или против участия в нем, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:

) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;

) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

) благотворительным организациям и религиозным объединениям;

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Запрещается также проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. Комиссии по проведению референдума, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению референдума. Средства массовой информации, одним из учредителей которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум.

. Голосование и определение результатов

В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. При вынесении на референдум проекта закона Центральная комиссия решает вопрос о. целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования текстов выносимых на референдум проекта закона и действующего закона, который предлагается отменить или изменить. Форма и текст бюллетеня для голосования на референдуме Российской Федерации утверждаются Центральной комиссией референдума не позднее чем за 28 дней до дня проведения референдума.

На основании протоколов комиссий субъектов РФ по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Федерации и протоколов об итогах голосования участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации, образованных за пределами территории Российской Федерации, путем суммирования содержащихся в них данных Центральная комиссия референдума не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума. Соответствующая комиссия референдума признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме на территории проведения референдума. Комиссия признает решение принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Постановлением Центральной комиссии результаты голосования в отдельных субъектах РФ могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений Федерального конституционного закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае Центральная комиссия вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума провести повторное голосование не позднее .15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления Центральной комиссии. Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией не позднее трех дней после определения результатов референдума Российской Федерации. Центральная комиссия в тот же срок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому субъекту РФ.

Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, .является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Это решение действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ его права на участие в референдуме путем подкупа, обмена, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, или иным путем либо препятствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Заключение

Обращают на себя внимание тревожные симптомы, связанные с тем, что в последнее время в Государственную Думу все чаще вносятся законопроекты, заменяющие более демократические нормы на менее демократические, несмотря на то, что Конституция запрещает издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина (ст. 55).

Показательным примером здесь может служить возложение на граждан значительного бремени финансовых расходов на проведение референдумов. Это стало одной из причин, по которой референдум, хотя он в соответствии с Конституцией РФ и является высшим непосредственным выражением власти народа, однако как в стране, так и в большинстве субъектов Федерации и даже в подавляющим большинстве муниципальных образований не используется вообще. Так, согласно законам о референдумах, граждане обязаны за счет своих средств изготавливать подписные листы для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, за счет своих средств организовывать сбор указанных подписей и изготавливать для каждого участника референдума текст проекта нормативного правового акта в случае вынесения его на референдум, вести агитацию с целью поддержки как инициативы проведения референдума, так и вопросов, вынесенных на него. Вместо стимулирования гражданской инициативы, закон уже экономически, введя плату за демократию, серьезно препятствует ее проявлению, устанавливая даже в столь благородном деле безнравственный принцип наказуемой инициативы. Платная демократия для граждан в современных условиях - это нонсенс, абсурд. Тем более что, когда инициаторами проведения референдума выступают органы власти, они за свой счет этого не делают, а делают за счет налогоплательщиков. Необходимо исключить из законодательства подобные двойные стандарты, исключить все нормы, возлагающие финансовое бремя на граждан и политические партии при проведении выборов и референдумов, исключить любые рыночные механизмы при осуществлении народовластия.

А то некоторые утверждают, что если не пресечь увлечение рыночными механизмами в развитии демократии, то скоро не только партии, получившие менее трех процентов голосов избирателей, будут обязаны возмещать СМИ в полном объеме стоимость предоставленных им бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, но подобную обязанность возложат и на самих избирателей, если кандидаты, за которых они голосовали, наберут менее трех процентов голосов.

Ключевой вопрос состоит в осознании того, что обновление жизни возможно лишь на основе свободы, самодеятельности и участия самого народа в организации выборов и референдумов, в реальном общественном контроле над их подготовкой и проведением. Только при этом мы сможем пробудить у людей чувство сопричастности к необходимым в обществе преобразованиям, возродить нравственные стандарты, обеспечить разумный баланс индивидуальных и коллективных интересов. В противном случае бюрократизм, в том числе чиновников избиркомов, может вторгнуть нас в стагнацию и даже в деградацию экономического и интеллектуального потенциала страны.

Список использованной литературы

.Конституция РФ

."О референдуме Российской Федерации", Федеральный Конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ

."О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности", Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 №96

."Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 30 мая 2001 г. №70-ФЗ

.Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 ноября 2011 г. №70

."О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ (ред. от 18.07.2011)


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!