Виды административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения














Виды административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие административной ответственности и виды административных наказаний за правонарушения в области дорожного движения

1.1 Понятие административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

1.2 Понятие, признаки и состав административного правонарушения в области дорожного движения

Глава 2.Особенности и проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

2.1 Особенности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

2.2 Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность курсовой работы. Административные правонарушения - весьма распространенный вид противоправных деяний; ежегодно их совершают умышленно или по неосторожности миллионы наших граждан.

Политика государства в целях снижения уровня безопасности дорожного движения ужесточает административную ответственность, увеличивает санкции за правонарушения в области дорожного движения. В настоящее время ответственность за административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрена по 37 статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(далее - КоАП РФ).

Вред от административных правонарушений достаточно велик даже тогда, когда вредных последствий от них не последовало. Но и от таких нарушений налицо вред, в том смысле, что нарушается установленный в нашем обществе правопорядок, тормозится нормальное осуществление функций государства. Многие правонарушения посягают на права и законные интересы граждан и юридических лиц, наносят ущерб их собственности и др. Вот почему борьба с административными правонарушениями была и остается одной из важнейших задач государства, которая осуществляется им в разных направлениях. Государство для этих целей использует весь арсенал профилактических и предупредительных мер, а также применение принудительных мер к лицам, грубо нарушающим установленный в стране правопорядок. Однако первостепенной, является задача, направленная на создание качественного правового механизма, обеспечивающего эффективное регулирование института административной ответственности.

В этом смысле в надлежащей регламентации нуждаются статьи законодательства, которые на сегодняшний день, несмотря на корректировку многих его положений, не лишены серьезных недостатков. А это требует проведения большой совместной работы законодателей и российских ученых по их устранению и недопущению в будущем.

С принятием кодифицированного акта административного законодательства, казалось, должен был быть положен конец спорам и дискуссиям по отдельным вопросам правоприменительной практики по административным правонарушениям, однако ее анализ свидетельствует об обратном. Вопрос о повышении эффективности мер административно-правовой ответственности, применяемых за административные правонарушения в области дорожного движения, становится все более актуальным.

В отличие от уголовных преступлений для большинства административных правонарушений характерно то, что они не вызывают напрямую наступления общественно опасных последствий, однако создают условия для их наступления. Тем не менее среди административных правонарушений имеются и такие, которые напрямую связаны с наступлением общественно опасных последствий в результате совершения определенного деяния.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении законодательства и взглядов ученых посвященных видам административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.

Задачи работы:

дать понятие административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения;

выяснить особенности , признаки и состав административного правонарушения в области дорожного движения;

проанализировать особенности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения;

выяснить проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.

Российскими учеными, занимающимися исследованиями в данной сфере, высказано немало конструктивных предложений по совершенствованию многих положений Кодекса. В частности, такие предложения содержатся в работах известных ученых: Д.Н. Бахраха, А.С. Дугенца, Б.М. Лазарева, О.В. Панковой, Л.Л. Попова, Б.В. Россинского, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной, Н.Ю. Хаманевой, А.П. Шергина, А.Ю. Якимова и др.

При написании курсовой работы было использовано законодательство РФ, его комментарии, научная и учебная литература, работы ученых в сфере административного права А.Б. Агапова, Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова и других авторов.

Структурно курсовая работа представлена ведением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.

Глава 1. Понятие административной ответственности и виды административных наказаний за правонарушения в области дорожного движения

1.1 Понятие административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

Институт административной ответственности функционирует наряду с иными видами ответственности. Прежде чем перейти к соотношению административной ответственности с иными ее видами, рассмотрим понятия ответственности выработанные в теории права, и дадим понятие административной ответственности, в частности.

Обращение к различным источникам, показывает, что ответственность является достаточно сложным, многоаспектным и многосторонним понятием, которое имеет несколько значений. Итак, юридическая ответственность в теории права, в частности, определяется, как исполнение нормативной санкции в случае совершения нарушения правовой нормы, применение к нарушителю наказания, так как оно содержится в лишении свободы, в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, в административном штрафе, и гражданско-правовой неустойке.

Под ответственностью за правонарушения в области дорожного движения понимаются неблагоприятные последствия, которые возлагаются на правонарушителей (граждан и организации) в дополнение к обязанности по возмещению в полном объеме причиненного вреда и устранению результатов их действий.

Возникновением юридического факта, которым является административное правонарушение, запускается механизм санкции нормы права, и санкция из потенциальной возможности применения наказания трансформируется в действительное административное наказание.

Из многочисленных мер административного принуждения (досмотр, прочие) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности.

Административная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы.

Содержание мер рассматриваемого института выражается в предусмотренных действующим законодательством нашего государства лишении или ограничении прав и свобод правонарушителей, так как иным образом оказать принудительное воздействие на данных лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для нарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального плана, например, предупреждение, материального характера, например, штраф, или физического, в качестве примера можно привести, применение административного ареста.

Таким образом, административную ответственность можно определить, как реализацию административно-правовых санкций, применение уполномоченным госорганом или его должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, которые совершили нарушение правовых предписаний. Обратимся к мерам административной ответственности.

Проанализировав современную правовую литературу по административному праву, можно сделать вывод о нескольких различных подходах к понятию «административного наказания». Например ученые И. В. Максимов, Ю. С. Адушкин и А. П. Шергин положительно оценивают закрепление в КоАП РФ административных наказаний. Иная группа ученых, сомневаются в правильности изменений названия принудительных мер, которые применяются за административные правонарушения.

Следует отметить, что КоАП РФ - это первый официальный документ, который наделил меры административной ответственности качественно новым статусом "административные наказания" вместо "административные взыскания".

Кроме того, появление новой правовой категории "наказания" обусловлено необходимостью обеспечения соответствия российского законодательства нормам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и решениям Европейского суда, в которых институт административной ответственности относится к "уголовной" сфере. В таких условиях определение "наказательной" природы административно-деликтных санкций позволяет в полной мере распространить на них международные стандарты механизма защиты прав и свобод человека в этой области.

Административными наказаниями являются далеко не все санкции административно-правового характера, а только те из них, которые закреплены в ст. 3.2 КоАП РФ. Таким образом, для определения административного наказания важен формальный признак. Следовательно, не могут считаться административными наказаниями предусмотренные гл. 27 КоАП РФ меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (например, административное задержание, изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения), а также иные меры принудительного воздействия, реально существующие в валютной, банковской, биржевой, налоговой и других сферах (например, лишение или отзыв лицензии; принудительная ликвидация юридического лица, изъятие в бюджет незаконных доходов и т.д.).

Не менее важно и то, что в силу прямого указания п. 2 ч. 1 ст. 1.3 и ст. 1.3.1 КоАП РФ законы субъектов РФ не вправе расширять перечень административных наказаний, установленный в КоАП РФ. Он может быть дополнен только путем внесения изменений в сам Кодекс.

Ретроспективный анализ законодательства об административных правонарушениях свидетельствует о тенденции к увеличению и разнообразию видов административных наказаний, совокупность которых формирует соответствующую систему. Так, в 20-х гг. прошлого века существовало всего три вида административных наказаний (лишение свободы до двух недель; назначение на принудительные работы без лишения свободы сроком до одного месяца; штраф). К 1984 г. в КоАП РСФСР их было уже семь. Построенная таким образом система мер административной ответственности просуществовала вплоть до принятия КоАП РФ, став основой для той "лестницы наказаний", которая в настоящее время закреплена в ст. 3.2 данного Кодекса.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах установленной компетенции, в частности судом; федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными госорганами, которые уполномочены на то исходя из задач и функций, возложенных на них действующим законодательством России.

КоАП РФ устанавливается исчерпывающий перечень видов административных наказаний, которые могут быть применены к субъектам административной ответственности за совершение административного правонарушения, в том числе за правонарушения в области дорожного движения.

Итак, за совершение административных правонарушений устанавливаются и применяются следующие виды административных наказаний за нарушения в рассматриваемой области: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение права управления транспортными средствами, административный арест.

С принятием Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ значительные коррективы внесены в ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ, согласно которой за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 2, 4 ст. 12.8, ст. 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, лишение права управления транспортными средствами применяется только в качестве дополнительного административного наказания. В свою очередь, в санкциях указанных статей данное наказание предусмотрено в качестве обязательного в сочетании с административным штрафом.

Должно учитываться различие установления и применения административного наказания. Установление это определение, утверждение и введение в действие какого-либо правила, порядка, в данном случае видов административных наказаний. Применение, - осуществление на деле, имеющее особенности в зависимости от тех или иных обстоятельств: специфики административно-правового статуса, фактических обстоятельств и пр.

Разнообразие системе административных наказаний придает реальная продолжительность их действия. С рассматриваемой позиции они могут быть единовременными и длящимися. К первой группе можно отнести предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискацию. Ко второй - лишение специального права.

Проанализировав меры административной ответственности, можно сделать вывод, что административное наказание служит средством и критерием отграничения административной ответственности от других видов юридической ответственности (уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная).

В отличие от гражданско-правовой ответственности административная за правонарушения в области дорожного движения, применяется преимущественно во внесудебном порядке.

Т.о административное наказание представляет собой установленную государством меру ответственности, применяемую за совершение административного правонарушения. В административном праве оно рассматривается как один из элементов системы мер административного принуждения, направленных на защиту общественных отношений в различных сферах жизни общества и государства. Сущность административного наказания определяется его целями, основаниями, порядком и субъектами применения, которые значительно отличаются от других административно-принудительных мер - административно-предупредительных, административно-восстановительных и мер административного пресечения.

.2 Понятие, признаки и состав административного правонарушения в области дорожного движения

В юридической науке сложилось два основных подхода к пониманию административных правонарушений.

К началу прошлого века возросло количество административных актов, которые нарушают права индивидов. Следствием чего стало признание некоторых государств ответственности за действия своей администрации, даже в том случае если действия совершались в рамках полномочий органов государства. Возникает необходимость законного и обоснованного разрешения споров между представителями власти и гражданами, что повлекло образование института административной юстиции, как важнейшего средства общественного контроля за деятельностью администрации (Франция, Англия, США).

Другой подход, изначально, до возникновения понятия административных правонарушений, преобладал в Германии в XVIII - XIX вв. Проступки, влекущие ответственность, назывались exekutivstrafen, позднее - полицейскими, или фискальными, деликтами, представляющими собой уголовные проступки. Лица, их совершившие, несли уголовную ответственность. Законодательство Пруссии, и позже Германии закрепляло административное усмотрение на уголовное принуждение. Складывалось иное понятие административных правонарушений - как неисполнение населением административных предписаний государственной власти либо совершение таких действий, наказания за которые назначались в административном порядке. Цель наказаний не восстановить нарушенное право, а наказать за ослушание.

Второй подход получил развитие в России в XIX-ХХ веках. Произошло перерождение административных правонарушений и данный институт превратился в «придаток уголовного права, функционирующий для обеспечения контроля государства над обществом, охраняя правопорядок угрозой наказания».

В настоящее время понятие административного правонарушения в законодательстве России и правовой науке связывают прежде всего с карательным характером административной ответственности.

Законодательно определение административного правонарушения в настоящее время сформулировано в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ: Административное правонарушение - признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Так, одни авторы признают за административными правонарушениями только формально-юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость), видя их отличие от преступлений в отсутствии общественной опасности. Другие полагают, что признаком общественной опасности обладают лишь некоторые виды административных правонарушений, а многие опасными не являются.

Отсутствие одного из признаков административного правонарушения исключает и административную ответственность.

В свою очередь, признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков правонарушения может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения виновного к ответственности.

Так, согласно ст. 2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Признаки административного правонарушения необходимо отличать от элементов образующих состав, который в научной литературе определяется учеными как совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое.

Для него характерна ограниченность и полнота. Ограниченность состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из признаков, означает отсутствие состава в целом. Так, в соответствии со ст. 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. В юридическом составе административного правонарушения выделяются объективные и субъективные признаки :объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект -общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты.

Различаются 3 вида объектов:

общий объект - это вся совокупность общественных отношений, составляющая их определенную область, урегулированную и охраняемую нормами административного права.

родовой объект - это определенная группа общественных отношений, как правило, закрепленная в определенной главе КоАП. .

непосредственным объектом - являются конкретные общественные отношения, на которые посягает правонарушение, для целей их охраны издаются соответствующие административные нормы..

Объективную сторону законодательство в некоторых случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, его систематичность, повторность, злостность.

Объективная сторона административных правонарушений в области дорожного движения в большинстве случаев сопряжена с участием транспортного средства в дорожном движении, а посему с чисто внешней стороны складывается из активных действий, но это только на первый взгляд.

Двадцать шесть раз в главе 12 действия нарушителя описаны как управление транспортным средством при юридически значимых обстоятельствах, препятствующих этому: отсутствие регистрации транспортного средства в установленном порядке; отсутствие государственного технического осмотра или технического осмотра у автомобилей определенных категорий; нарушение правил установки государственных регистрационных знаков; отсутствие документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; наличие неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; наличие приборов, устройств или изображений (в т.ч. надписей), запрещенных для данного вида транспортных средств; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов; отсутствие у водителя права управления транспортным средством; состояние опьянения водителя; нарушение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Важной новеллой КоАП является то, что его действие распространяется не только на физических, но и на юридических лиц.

КоАП строго разграничивает 3-х субъектов административного правонарушения:

граждан;

должностных лиц;

юридических лиц.

Субъективная сторона административного правонарушения - это внутренне, психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям.

Субъективная сторона имеет ряд характерных признаков:

вина;

мотив правонарушения - это побудительная причина противоправного деяния (корысть, месть, хулиганские побуждения и т.п.)

цель правонарушения - это тот результат, к которому стремиться правонарушитель, совершая данное правонарушение.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только в случаи установлении его вины.

Следует отметить, что для физических (граждан и должностных лиц) и юридических лиц понятие вины разное.

Вина физических лиц определяется ст. 2.2 КоАП об административных правонарушениях, в форме умысла и неосторожности.

Несмотря на то что норма ст. 2.2 КоАП РФ устанавливает формы вины исходя из "психологической" концепции, применить на практике данные положения не всегда удается. Речь идет о вопросе вины юридического лица как субъекта административного правонарушения. Именно введение института административной ответственности юридического лица стало той краеугольной проблемой, нарушившей целостность научных представлений о единой психологической теории вины в административном праве.

Юридическое лицо признается самостоятельным субъектом административной ответственности, а вина его выражается в непринятии всех зависящих от лица мер по соблюдению установленных правил и норм при установлении наличия такой возможности.

Глава 2.Особенности и проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

2.1 Особенности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

Лицо, которое совершило правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения проступка.

Лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение Правил <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FD68CC5C4BF8F15FCD75984B30680C5EB582A7774F673CvDQ> дорожного движения (субъектом административного правонарушения), может быть любое физическое или юридическое лицо. К административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения может быть привлечено лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста.

Нарушения ПДД <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FD68CC5C4BF8F15FCD75984B30680C5EB582A7774F673CvDQ> совершаются умышленно, а так же по неосторожности. При умышленно совершенном правонарушении лицо, которое его совершило, сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит его вредные последствия и желает их или сознательно допускает наступление этих последствий.

Пример умышленного нарушения: нарушение установленных ПДД <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FD68CC5C4BF8F15FCD75984B30680C5EB582A7774F673CvDQ> запретов (управление транспортным средством в состоянии опьянения, проезд на запрещающий сигнал светофора и др.), а также невыполнение обязанностей, предусмотренных данными правилами (при управлении транспортным средством иметь при себе и предъявлять для проверки соответствующие документы, быть пристегнутым ремнем безопасности и т.п.).

Правонарушение будет считаться совершенным по неосторожности если лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Так, водитель не снизил скорость при подъезде к пешеходному переходу, на котором находились люди, полагая, что успеет пересечь его до того момента, когда пешеходы окажутся на пути движения его автомобиля, однако неверно спрогнозировал ситуацию и рассчитал свои действия, в результате чего совершил наезд на пешехода.

Последствия нарушения могут быть материальными, т.е. причинить вред здоровью человека, как в приведенном выше примере о наезде на пешехода. При этом в зависимости от степени и тяжести вреда, причиненного здоровью пешехода, в рассмотренном случае может наступить либо административная ответственность по ст. 12.24 <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FF6FCC584BF8F15FCD75984B30680C5EB586A737v7Q> КоАП РФ, либо уголовная по ст. 264 <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45F967C85C4BF8F15FCD75984B30680C5EB582A7744C603CvEQ> УК РФ. Последствия правонарушения, не влекущие причинения вреда, носят нематериальный (формальный) характер (например, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FD68CC5C4BF8F15FCD75984B30680C5EB582A7774F673CvDQ> дорожного движения).

Наличие или отсутствие вредных последствий имеет важное значение для определения вида ответственности, к которой может быть привлечен правонарушитель, и выбора меры воздействия.

Административная ответственность за совершение правонарушений в области дорожного движения установлена в гл. 12 <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FF6FCC584BF8F15FCD75984B30680C5EB582A77746673CvDQ> КоАП РФ.

КоАП предусматривает следующие виды административных наказаний за нарушения в области дорожного движения: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение права управления транспортными средствами, административный арест (ст. 3.2 <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FF6FCC584BF8F15FCD75984B30680C5EB582A7774F6E3Cv8Q> КоАП РФ).

Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, и выносится только в письменной форме (ст. 3.4 <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FF6FCC584BF8F15FCD75984B30680C5EB581A67034v7Q> КоАП РФ). Как правило, предупреждение назначается за незначительные правонарушения, совершенные впервые, и влечет за собой те же юридические последствия, что и другие административные наказания. В частности, оно имеет значение при определении повторности нарушения Правил <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FD68CC5C4BF8F15FCD75984B30680C5EB582A7774F673CvDQ> дорожного движения и является одним из оснований применения к нарушителю более строгого наказания.

Административный штраф денежное взыскание, выраженное в рублях, устанавливаемое, ст. 3, 5 КоАП, а так же специальными нормами гл. 12 Кодекса. Штраф является наиболее распространенным видом ответственности в рассматриваемой сфере.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительным безвозмездным обращением в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (ст. 3.7 <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FF6FCC584BF8F15FCD75984B30680C5EB582A7774E673Cv8Q> КоАП РФ). Данный вид наказания может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ст. 3.3 <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FF6FCC584BF8F15FCD75984B30680C5EB582A7774F6F3Cv9Q> КоАП РФ).. В области дорожного движения данное наказание может быть применено, например, за установку на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси (ч. 2 ст. 12.4 <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FF6FCC584BF8F15FCD75984B30680C5EB581AF7234v7Q> КоАП РФ).

Следующий вид наказания- лишение права управления транспортным средством устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями гл. 12 <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FF6FCC584BF8F15FCD75984B30680C5EB582A77746673CvDQ> КоАП РФ. Лишение специального права назначается в судебном порядке. Срок не менее 1 мес.и более трех лет.

Данная мера административного наказания характеризуется следующими чертами:

устанавливается только за грубое и систематическое нарушение порядка пользования специальным правом;

применяется лишь в отношении того лица, которое обладало соответствующим правом на момент совершения административного правонарушения;

применяется на срок от одного месяца до трех лет;

назначается исключительно в судебном порядке в качестве основного наказания, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, - в качестве обязательного дополнительного.

Лишение специального права чаще всего применяется в отношении водителей автотранспортных средств, что связано с характером административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, а также с личностью правонарушителя. Как показывает практика, эта категория дел составляет основную часть общего числа судебных дел, связанных с привлечением к административной ответственности, что во многом обусловлено не только высоким уровнем административной деликтности в области дорожного движения, но и появлением новых составов административных правонарушений, влекущих лишение права управления транспортными средствами, а также существенным расширением судебной подведомственности по данным делам.

Отметим, что на момент введения в действие КоАП РФ законодателем не были использованы все возможности применения права управления транспортными средствами. Так, в первоначальной редакции Кодекса эта мера предусматривалась лишь за некоторые административные правонарушения в сфере дорожного движения, причем во всех случаях в санкциях соответствующих статей максимальный размер срока лишения права управления транспортными средствами составлял один год, в то время как в соответствии со ст. 3.8 КоАП РФ его максимальная величина составляла два года. Кроме того, данное наказание устанавливалось только альтернативно со штрафом, который в основном и применялся на практике.

Вместе с тем такая ситуация не способствовала наиболее эффективному достижению целей административной ответственности и снижению уровня аварийности на автомототранспорте, основные показатели которой начиная с 2001 г. ежегодно увеличивались. Закономерно, что в 2003 - 2012 гг. в гл. 12 КоАП РФ был внесен ряд изменений и дополнений, в результате которых значительно возросло число статей, устанавливающих административную ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами и, как правило, безальтернативную. Так, в 2004 г. важные изменения затронули ст. 12.8 КоАП РФ, в которой за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а равно за передачу управления лицу, находящемуся в таком состоянии, была предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. В 2005 г. аналогичные изменения были внесены в ст. 12.26 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за невыполнение законного требования сотрудника милиции (с 1 марта 2011 г. - полиции) о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Очевидно, что подобные изменения были объективно необходимы: согласно статистическим данным в 2003 г. в 15% случаях совершения ДТП по вине водителей они находились в состоянии опьянения. Вместе с тем общая результативность мер административного принуждения, применяемых за нарушения Правил дорожного движения, оставалась недостаточно высокой, в связи с чем в 2007 г. ст. 12.8 КоАП РФ была вновь подвергнута существенной корректировке и дополнена ч. 4, предусматривающей лишение права управления транспортными средствами на три года за повторное совершение административного правонарушения, установленного в ч. ч. 1 или 2 указанной статьи. Соответствующие изменения в части увеличения максимального срока лишения права управления транспортными средствами были внесены также в ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ.

Кроме того, серьезные изменения, направленные на усиление административной ответственности в области дорожного движения, дважды (в 2010 и 2012 гг.) вносились в ст. ст. 12.15 и 12.16 КоАП РФ, в которых за выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, и движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением, совершенные повторно, ныне предусмотрено лишение права управления транспортными средствами сроком на один год в качестве безальтернативного наказания.

Еще более масштабные изменения были внесены в гл. 12 КоАП РФ Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ, который существенно расширил сферу применения административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения и ужесточил санкции за данные нарушения. Необходимость таких изменений была продиктована значительным начиная с 2011 г. ростом числа административных правонарушений, совершенных водителями транспортных средств, находящимися в состоянии опьянения, и явным несоответствием применяемых к ним мер административной ответственности степени общественной вредности противоправных деяний. В результате законодатель предпринял решительные, даже радикальные меры для исправления возникшей ситуации. Непосредственно к лишению права управления транспортными средствами относятся следующие из них.

Непосредственно к лишению права управления транспортными средствами относятся следующие из них.

. Во многие статьи гл. 12 КоАП РФ включены специальные нормы, устанавливающие административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения в виде лишения права управления транспортными средствами в качестве единственного основного (ч. 7 ст. 12.9 КоАП РФ) или альтернативного наказания (ч. 1.1 ст. 12.1, ч. 5 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.12 КоАП РФ).

. В отличие от прежней редакции ст. ст. 12.8, 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, санкции которых предусматривали только лишение права управления транспортными средствами, ныне данная мера установлена в санкциях указанных статей в качестве дополнительного наказания, применение которого обязательно наряду с основным наказанием - административным штрафом. Соответствующие уточнения внесены также в ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ.

. Увеличилось число статей, предусматривающих лишение права управления транспортными средствами на абсолютно определенный срок (ч. 4 ст. 12.8, ч. 7 ст. 12.9 КоАП РФ).

Можно отметить, что наряду с указанными нововведениями в первоначальной редакции проекта Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ, принятого Государственной Думой в первом чтении, предлагалось увеличить срок лишения права управления транспортными средствами с трех до пяти лет. Но вопреки ожиданиям законодатель избрал иной способ усиления административной ответственности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения - путем введения повышенных размеров административных штрафов за совершение наиболее серьезных правонарушений, обладающих высокой степенью социальной опасности (ст. ст. 12.7, 12.8, 12.26, 12.27 КоАП РФ).

Не вызывает сомнения, что изменения, внесенные в гл. 12 КоАП РФ ФЗ от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ, были оправданны. Тем не менее они не решили всех возникших проблем. В частности, в гл. 12 КоАП РФ законодатель по-прежнему сохранил нормы, в санкциях которых значится лишение права управления транспортными средствами в качестве единственного основного наказания. Следовательно, по-прежнему актуален вопрос о том, подлежат ли административной ответственности за данные правонарушения водители, у которых такое право отсутствует, учитывая, что согласно п. 1.1 Правил дорожного движения под водителем понимается лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такого права у него вообще нет.

Ученые отмечают, право управления транспортным средством как одно из составляющих права собственности является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения. Представляется, что речь, прежде всего, идет о восприятии естественно-правовых представлений о правах человека на право управления транспортным средством, под которыми изначально, как нам представляется, понимается право собственности, принадлежащие каждому человеку как члену гражданского общества.

Можно говорить о реализации принципа административного права о неотвратимости наказания. А также норм международного права о том, что за грубое злоупотребление своим правом на управление транспортным средством, лицо может быть лишено этого права.

Таким образом, применение нормы, изложенной в ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ не соответствует международным конвенциям и Конституции РФ, поскольку в правоприменительной практике идет отождествление специального права управления транспортным средством соответствующей категории с конституционным правом человека и гражданина РФ на владение, пользование и распоряжение транспортными средствами, что, недопустимо.

Необходимо также иметь в виду, что применение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами предполагает не только лишения специального права управления транспортными средствами именно этой категории, но и иных категорий транспортных средств, а также тракторов, самоходных и иных машин.

Соответственно, назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством должно применяться ко всем лицам, вне зависимости от того, предоставлено ли ему специальное право управления именно этой категории транспортных средств или иной категории, поскольку право управления транспортными средствами является неотъемлемым правом гражданина.

Обратим внимание на статьи, санкции которых предусматривают административный арест за нарушение ПДД. С 1 сентября 2013 года. законодатель усилил административную ответственность за нарушение целого ряда статей КоАП РФ, в том числе: за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, или лицу, заведомо не имеющему права управления.

Обратим внимание на статьи, санкции которых предусматривают административный арест за нарушение Правил дорожного движения. Напомним, что названная мера наказания не является нововведением.

Так, согласно КоАП РФ предусматривается применение административного ареста на срок до 15 суток к водителям транспортных средств:

лишенным такого права.

Согласно части 2 статьи 12.7 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов;

находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортным средством либо лишенным этого права.

Согласно части 3 статьи 12.8 КоАП РФ, управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, влечет административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей;

отказывающихся от освидетельствования на опьянение, не имеющим права управления транспортным средством либо лишенным такого права.

Согласно части 2 статьи 12.26 КоАП РФ, невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - влечет административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

оставивших в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого являлся водитель, если не было применено лишение права управлять транспортным средством.

Согласно части 2 статьи 12.27 КоАП РФ оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток.

Для сведения, административный арест не может применяться к ряду граждан (например беременным женщинам, инвалидам I и II групп. Эти нарушители заплатят штраф в размере тридцати тысяч рублей.

Работают ли указанные нормы на практике, можно судить по судебным решениям, которые были вынесены за последнее время. Так, Юрьянским районным судом Кировской области вынесено решение от 16 сентября 2013 года по делу о признании гражданина Р. виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 12.8 и ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ, с назначением наказания по ч. 3 ст. 12.8 в виде административного ареста сроком на 10 (десять) суток, по ч. 4 ст. 12.8 - в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей с лишением права управления транспортными средствами на три года.

Туруханским районным судом Красноярского края 26 сентября 2013 года было рассмотрено дело гражданина К., который 25 сентября 2013 года, будучи лишенным права управления транспортным средством, отказался пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, после чего отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, чем допустил нарушение п. 2.3.2 ПДД. По решению указанного суда К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ, и назначено ему наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток.

Коротко рассмотрев виды наказаний за нарушения в области безопасности дорожного движения, отметим, что в КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Согласно ст. 2.9 <consultantplus://offline/ref=02175D5ED86744D9380D7DB7ED17F5047D45FF6FCC584BF8F15FCD75984B30680C5EB582A7774F603CvCQ> КоАП РФ при признании малозначительным совершенного административного правонарушения лица (судья, орган, должностное лицо), уполномоченные решить дело об административном правонарушении, имеют право на освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

2.2 Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

Введение института ответственности за систематическое нарушение Правил ДД в классическом варианте в рамках действующего законодательства об административной ответственности возможно лишь при условии соответствующей корректировки Общей части КоАП РФ и концептуального пересмотра гл. 12 КоАП РФ.

Как представляется, законодательное закрепление понятия "систематическое нарушение Правил" возможно двумя путями.

Первый - включение соответствующей статьи в Общую часть КоАП РФ, что предполагает обязательный учет при формулировке этого понятия специфики всего спектра нарушений в различных областях общественной жизни, которые содержатся в Особенной части КоАП РФ, а также особенностей ответственности за их совершение. Однако предпочтительным является вариант, предусматривающий дополнение гл. 12 КоАП РФ специальной статьей "Систематическое нарушение Правил дорожного движения". Аналогичный подход, уже имел место в национальном законодательстве.

В целом же механизм реализации ответственности за систематическое нарушение Правил должен стать предметом правового регулирования соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, в котором целесообразно отразить вопросы, связанные с фиксацией нарушений в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, автоматизированным учетом нарушений Правил, начислением и списыванием штрафных баллов, определением оснований и порядка применения мер поощрения к правопослушным водителям и т.п.

Предложенный вариант установления административной ответственности за систематическое нарушение Правил обозначает лишь общие методологические подходы к решению обозначенной актуальной проблемы, а также возможные пути решения наиболее принципиальных вопросов в этом направлении и, не является единственным.

Для большинства граждан России размеры административных штрафов и процедуры по их уплате обременительными не являются. Из-за отсутствия действенного механизма привлечения к административной ответственности водители продолжают систематически и злостно нарушать Правила дорожного движения.

В зарубежных странах эту проблему искоренили с помощью балльной системы учета правонарушений. В Германии, США, Японии, Великобритании, Франции, Чехии, Нидерландах и др. странах балльная система учета правонарушений успешно функционирует и развивается как механизм сдерживания "дорожных рецидивистов" на протяжении многих десятилетий. Примечательной является балльная система учета правонарушений в штате Миссури. В данном штате в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи и наложения на водителя транспортного средства административного штрафа одновременно дается оценка правонарушению в баллах. Количество баллов зависит от вида правонарушения в области дорожного движения. Например, можно получить 2 или 3 балла за превышение установленной скорости движения, а можно набрать 12 баллов за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием и одновременно лишиться права управления транспортным средством. Предельные баллы, за которые водителей лишают права управления транспортным средством равны от 12 до 24. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет от одного года до трех лет со дня окончания исполнения постановления об уплате административного штрафа. Это означает, что, если водитель с момента уплаты административного штрафа продолжит совершать правонарушения, оцениваемые в сумме 12 набранных баллов в течение одного года, 18 и более баллов в течение двух лет, либо 24 и более баллов в течение трех лет, то он будет автоматически лишен водительского удостоверения на один год. Если водитель впервые наберет 8 и более баллов в течение восемнадцати месяцев, то первичный срок лишения права на управление автомобилем составит не более тридцати дней. За повторное совершение административного правонарушения, оцениваемого в сумме 8 и более баллов в течение восемнадцати месяцев, срок лишения водительских прав увеличивается еще на тридцать дней. Третье и последующие нарушения Правил дорожного движения, совершенные в эти же сроки и оцениваемые в этих же баллах, влекут за собой лишение права управления на срок не менее девяноста суток.

По истечении срока лишения водительского удостоверения водитель восстанавливается в правах на управление транспортным средством, причем сумма набранных баллов автоматически уменьшается на 4 балла. В последующем, если водитель в течение одного года управляет без нарушений Правил дорожного движения, оцениваемых в баллах, сумма набранных баллов автоматически уменьшается на одну треть от общего количества баллов. Если водитель не совершает правонарушений в области дорожного движения в течение двух лет, то сумма набранных баллов автоматически уменьшается наполовину, от общего количества набранных баллов, в течение трех лет - количество баллов сводится к нулю.

Эти же правила предусмотрены для водителей, совершивших правонарушения, оцениваемые в баллах, но не достигших установленного предельного балла и не лишенных прав на управление транспортным средством. Если в течение года водитель совершает правонарушение, оцениваемое в 4 балла, то ему приходит предупреждение от Министерства транспорта. Причем информацию о набранных баллах можно бесплатно получить путем свободного доступа в сети Интернет на сайте Министерства транспорта штата Миссури.

В России балльная система учета правонарушений существовала с 1993 г. по 2001 г. Однако в связи с процветанием взяточничества и коррупции от нее отказались, вследствие чего у участников дорожного движения утратилось чувство неотвратимости ответственности. После отмены балльной системы учета правонарушений аварии в России впервые увеличились на 12%. Причем по количеству автомобилей на 1000 жителей мы отставали от стран Европы в 2 - 3 раза, а по количеству погибших в ДТП обгоняли их в 2 - 4 раза.

В настоящее время по количеству погибших в дорожно-транспортных происшествиях мы обгоняем Нидерланды в 5 раз и в 2 раза Чехию, уровень автомобилизации в которой почти в 2 раза выше российского. При этом в 80% случаев дорожно-транспортные происшествия происходят из-за несоблюдения водителями Правил дорожного движения.

Практика воздействия на нарушителей в области дорожного движения мерами административно-правового воздействия выявила ряд существенных недостатков КоАП РФ. В частности, принимаемые законодателем меры направлены лишь на ужесточение ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ), невыполнения водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ). Однако статистика свидетельствует, что значительная доля правонарушений, выявленных при оформлении дорожно-транспортных происшествий, приходится на другие правонарушения, совершенные водителями в области дорожного движения. Так, несоответствие скорости конкретным условиям составляет 24% от общего числа случаев, несоблюдение очередности проезда 11%, выезд на полосу встречного движения 6%. Тогда как правонарушения за управления транспортным средством в состоянии опьянения, выявленные при оформлении дорожно-транспортных происшествий, составляют лишь 5% от общего числа правонарушений, за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления - 5%, за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления, в состоянии опьянения - 1%, отказ водителя от медицинского освидетельствования - 2%.

Для исправления сложившейся на сегодняшний день ситуации в области дорожного движения, в целях неотвратимости административных наказаний за злостные и систематические нарушения Правил дорожного движения, результатом которых является гибель людей, требуется принятие решительных, даже радикальных, законодательных мер. Таких как возвращение к балльной системе учета правонарушений, состоятельность которой доказана зарубежной правоприменительной практикой в области дорожного движения. В этих целях необходимо ввести административную ответственность за систематическое нарушение Правил дорожного движения, установив предельный балл и соответствующие баллы для отдельных видов правонарушений в области дорожного движения, исходя из характера причиняемого вреда и степени тяжести последствий. Причем начисление штрафных баллов не должно освобождать от уплаты административного штрафа. В целях недопущения любых коррупционных элементов в функционировании балльной системы необходимо исключить человеческий фактор участия при фиксации и суммировании баллов. В настоящее время в России для подразделений Госавтоинспекции закуплено 6203 комплекса видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме, и 3352 автомобиля, оборудованных средствами контроля и выявления правонарушений. Это создает великолепные возможности для фиксации правонарушений в области дорожного движения и их оценки в баллах работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Примечательным является и то, что на сегодняшний момент в 74 субъектах Российской Федерации функционируют центры автоматизированной фиксации правонарушений, обеспечивающих реализацию процедур обращения административных материалов к исполнению. Поэтому отнести к компетенции начальников центров автоматизированной фиксации правонарушений полномочия по учету набранных баллов и рассмотрению дел о систематических нарушениях Правил дорожного движения, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, достигших в сумме предельного балла и зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, было бы вполне оправданным.

Информацию о правонарушении, зафиксированном работающими в автоматическом режиме средствами видеофиксации, налагаемом штрафе и оценке правонарушения в баллах можно бесплатно предоставлять через сеть Интернет на соответствующем сайте указанного центра. Более того, многие граждане России подключены к услуге "Мобильный банк" и имеют доступ в Интернет, что дает возможность бесплатного подключения и пользования услугой "Автоплатеж" за штрафы ГИБДД. С помощью данной услуги Сбербанк в отсылаемом СМС-сообщении информирует водителя о сумме административного штрафа и возможности его оплаты посредством банковской карты, к которой подключена услуга. Посредством этой услуги возможно в отсылаемом СМС-сообщении, информировать водителя не только о сумме административного штрафа, но и набранных им баллах.

На основании изложенного, учитывая мировой опыт зарубежных стран, можно внести в КоАП РФ следующие изменения:

Дополнить главу 12 новой статьей 12.38 12.38. Систематическое нарушение Правил дорожного движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи

В целях сдерживания водителей от совершения новых правонарушений в области дорожного движения видится необходимым изменить срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, в течение которого водители считались бы подвергнутыми административному наказанию, увеличив его от одного года до трех лет.

Можно предположить, что реанимирование балльной системы учета правонарушений позволит реализовать принцип повышенной ответственности за повторное и систематическое нарушение Правил дорожного движения, тем самым повысить уровень безопасности дорожного движения в России. ответственность правонарушение дорожный движение

Заключение

Применение административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения служит противодействию нарушениям в рассмотренной сфере.

Сегодня в стране сформировались определенные социальные, правовые и материально-технические предпосылки для рассмотрения возможности установления ответственности за систематическое нарушение Правил (предупреждение правонарушений законодательством о полиции определено в качестве одного из стратегических направлений деятельности, общественное мнение крайне негативно реагирует на любые проявления грубости и хамства на дорогах, в деятельность Госавтоинспекции активно внедряются специальные технические средства надзора за дорожным движением, широко используются автоматизированные системы фиксации и учета нарушений и др.).

Составы административных правонарушений, вошедшие в главу 12 КоАП РФ, могут быть классифицированы по таким критериям, как "невыполненная обязанность", "отсутствующий документ", "опасное состояние водителя или пассажиров", "отклонения внешнего вида транспортного средства", "неисправность транспортного средства", "нарушения технического состояния транспортного средства, не являющиеся неисправностями", "количественный показатель", "характер и степень вредных последствий".

Каждое правонарушение в области дорожного движения совершается в ходе специфического процесса дорожного движения или в связи с выполнением обязанности, вытекающей из ситуативного положения субъекта или его служебных обязанностей.

Субъектов целесообразно разделять на лиц физических (граждан и должностных) и юридических. Практическое значение имеет деление на три следующие группы: 1) собственники (владельцы) транспортных средств; 2) участники дорожного движения, к которым относятся водители, лица, управляющие мопедом, велосипедом, возчики, пассажиры и пешеходы; 3) иные лица, не участвующие в дорожном движении, но влияющие на его безопасность.

Презумпция невиновности не распространяется на собственника (владельца) транспортного средства в случае фиксации правонарушения работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством.

Правонарушения, указываемые в одной статье главы 12, могут дифференцироваться по степени общественной опасности, типу используемого транспортного средства, невыполненному требованию ПДД РФ для данного процесса дорожного движения, субъекту и его состоянию, а также по месту совершения правонарушения.

Ряд статей главы содержит квалифицирующий признак повторности. Состояние опьянения в отдельных статьях является составообразующим, в других - квалифицирующим признаком.

При выборе санкции необходимо учитывать, что вид и размеры наказания должны быть максимально адаптированы к специфике всех нарушений, включенных в диспозицию статьи, а также особенностям статуса отдельных субъектов ответственности за совершение нарушений в области дорожного движения. В соответствии с законодательством об административной ответственности наряду с физическими таковыми могут быть и юридические лица (ст. 2.10 КоАП РФ), а также собственники транспортных средств (ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Рассматривая юридических лиц, а также собственников транспортных средств в качестве потенциальных нарушителей, систематически нарушающих Правила, необходимо учесть, что санкции в отношении их должны устанавливаться с учетом специфики их административно-правового статуса (неприменимость санкции в виде лишения права управления, особый порядок привлечения к ответственности собственников транспортных средств и др.).

В случае выбора в качестве основной балльной системы учета нарушений Правил в нормативных правовых актах могут быть предусмотрены такие формы поощрения, как списание определенного количества баллов водителям, не нарушающим Правила в течение определенного периода времени, а также водителям, прошедшим специальные лекции, семинары, курсы и т.п. Подобные формы поощрения водителей, имеющих штрафные баллы и при этом демонстрирующих правопослушное поведение, достаточно широко применяются за рубежом (Германия, США, Испания и другие страны).

Подводя итог, можно отметить, что глава 12 КоАП - это глава штрафная. Установление в санкции статьи или части статьи фиксированного штрафа в качестве основного и единственного вида наказания имеет свои недостатки, т.к. в этом случае учесть материальное положение лица, привлекаемого к ответственности, его личность, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств невозможно. Следовательно, понятия справедливости и соразмерности назначаемого наказания в указанных ситуациях теряют практический смысл.

Список использованной литературы

Нормативные акты и другие официальные источники

1.Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993г.). // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 2001..

Специальная литература

.Административное право / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М., 2012.

.Антонов С.Н., Россинский Б.В. Правонарушения в области дорожного движения: практический комментарий. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2014.

.Бочаров С.Н. и др. Административная юрисдикция. М., 2012.

.Войтенков Е.А. Уголовная и административная ответственность за преступления и правонарушения в сфере безопасности дорожного движения в советском законодательстве: историко-правовой анализ и особенности правоприменительной практики // Российский следователь. 2013. N 16. С. 23 - 27.

.Дубровская И. Протокол не нужен? // ЭЖ-Юрист. 2014. N 39. С. 14.

.Ильин И.В., Хужин А.М. О сущности вины юридического лица в сфере административно-правового регулирования // Российский следователь. 2012. № 10. С. 42 - 45.

.Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / под общей редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова. - М.: ООО "Новая правовая культура", 2012.

.Коновалова Л.Г. Влияние норм Конституции РФ на содержание и применение законодательства об административной ответственности // Российский юридический журнал. 2014. N 3. С. 116 - 127.

.Кривоносов А.Н. К вопросу о понятиях административного правонарушения // Административное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 66 - 69.

.Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность: учебно-практическое пособие / под ред. С.Е. Чаннова. М.: Волтерс Клувер, 2010.

.Максимов И.В. Административные наказания. М.: Норма, 2011.

.Отческая Т. Привлечение к административной ответственности // Право и экономика. 2011. № 7. С.43.

.Панкова О.В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях / под ред. О.А. Егоровой. М.: Статут, 2014.

.Панов А.Б. Административная ответственность юридических лиц: монография. М.: Норма, 2013.

.Россинский Б.В. Административные наказания в сфере дорожного движения и аварийность на автомобильном транспорте // Административное право и процесс. 2014. № 5. С. 8 - 17.

.Савчишкин Д.Б. Информационно-административное правонарушение: понятие, признаки, состав // Административное и муниципальное право. 2011. № 7. С. 71 - 82.

Похожие работы на - Виды административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!