Разработка мероприятий по повышению эффективности управления подсистемой управления персоналом

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,08 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка мероприятий по повышению эффективности управления подсистемой управления персоналом

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Общие сведения о предприятии

. Структура управления

. Оценка эффективности подсистемы менеджмента на предприятии

. Экономический анализ деятельности

. Финансовые анализ деятельности ОАО «КЗОЦМ»

. Внешняя среда деятельности предприятия

. Управление персоналом

. Мотивации в управлении персоналом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.

Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы - аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.

Многочисленные примеры доказывают: если человеческий фактор используется с высокой степенью эффективности, то при той же технике и технологии, при той же обеспеченности всеми ресурсами можно существенно увеличить производительность труда, поднять все качественные показатели. Ныне не производственный эффект зависит уже не столько от обеспечения рабочей силой, сколько от того, что за человек стоит на каждом рабочем месте, хорошо ли он знает свое дело, с каким настроением работает, и даже от того как организована его жизнь в нерабочее время.

Все это обусловливает актуальность темы ВКР.

Цель работы - разработка мероприятий по повышению эффективности управления подсистемой управления персоналом.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты подсистемы управления персоналом;

исследовать процесс подсистемы управления персоналом в ОАО «КЗОЦМ»;

провести анализ эффективности управления персоналом в ОАО «КЗОЦМ»;

разработать мероприятия по повышению эффективности подсистемы управления персоналом ОАО «КЗОЦМ».

Объект исследования: ОАО «КЗОЦМ».

Предмет исследования: управление персоналом ОАО «КЗОЦМ».

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области управления и экономики.

Информационной основой послужили Устав предприятия, годовые отчеты за 2012-2014 годы, коллективный договор, временное положение об оплате и премировании работников ОАО «КЗОЦМ», а также собственные наблюдения.

При написании работы использовались следующие методы: монографический, экономико-статистический, анкетирование, наблюдения структурно-функционального анализа и расчетно-конструктивный.

1. Общие сведения о предприятии

«Кировский завод по обработке цветных металлов» (далее - «КЗОЦМ») был создан 12 января 1956г., тогда Министром цветной металлургии СССР был подписан приказ о вводе в действие завода, эта дата и стала днем рождения «КЗОЦМ». Само строительство началось в 1939 г., но в годы Великой отечественной войны стройка была приостановлена. Только в 1952г. завершилось строительство основного корпуса. Строился завод для удовлетворения нужд обороной промышленности и первоначально специализировался на производстве плоского проката.

В 1992г. было принято решение о преобразовании Кировского завода по обработке цветного металла в акционерное общество открытого типа ОАО « Кировский завод ОЦМ». Зарегистрирован администрацией Октябрьского района города Кирова решением №1651 от 07.12.1992 г., регистрационный номер Окт-07-10. Устав общества зарегистрирован регистрационной палатой г. Кирова 11.07.1996 г. Общество было создано без ограничений срока действия.

Юридический адрес: РОССИЯ, 616016, г. Киров, Октябрьский проспект, 18.

В 2000 г. завод вошел в состав Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Генеральным директором «Кировского завода ОЦМ» 15.06.2001г был назначен Александр Иванович Даренский, который возглавляет завод и в настоящее время.

При поддержке УГМК «Кировский завод ОЦМ» наладил устойчивый сбыт продукции, снизил издержки на сырье и приступил к выполнению широкомасштабной, рассчитанной на 5 лет, программы перспективного развития. Программа охватывала все сферы деятельности предприятия: от производственной до социальной.

Основной рынок сбыта продукции - это РФ, около 98 %.

Основными конкурентами «КЗОЦМ» являются такие предприятия как; «Артемовский ЗОЦМ», «Каменск-Уральский ЗОЦМ», «Гайский ЗОЦМ», «Туимский ЗОЦМ», «Красный Выборжей».

«Кировский завод ОЦМ» непрерывно развивается: создания новых технологий и видов продукции, модернизации оборудования и введения дополнительных мощностей. Завод систематически совершенствует существующие процессы плавки, литья, автоматизации производства, увеличивает мощности для изготовления качественного проката, внедряет новые технологии и сплавы, оптимизирует технологические потоки на всех стадиях производства, что позволяет успешно и оперативно маневрировать в соответствии с запросами времени и потребительского рынка.

Кроме российских предприятий на рынке Российской Федерации представлена продукция из Украины, Казахстана, Польши, Германии и др. стран.

Ассортимент продукции «КЗОЦМ» включает все виды плоского и круглого проката:

-  ленты, листы, полосы из меди и латуни;

-       проволоку из латуни и бронзы;

-       прутки из меди и латуни.

В таблице 2 приведена структура объема производства по видам продукции Завода.

Таблица 2 - Структура объема производства

Вид продукции

2012 г

2013 г

2014 г

Откл. 2014 /2012 гг., %


тонн

%

тонн

%

тонн

%


прокат цветных металлов

22441

100

24071

100

22800

100

101,60

в т.ч.








медный

9554

42,6

11701,0

48,6

9934,0

43,6

104,0

латунный

10447

46,6

11748,0

48,8

21418,0

54,5

118,9

бронзовый

218

1,0

320,0

1,3

407,0

1,8

186,7

медно-никелевый

2222

9,9

302,0

1,3

41,0

0,2

1,8


Таким образом, большая часть продукции представлена медным и латунным прокатом, объем производства которых распределен примерно поровну в 2013 году. В 2014 году преобладало производство латунных металлов. Анализ структуры продукции в денежном выражении приведен в таблице 3.

Таблица 3 - Объем и структура денежной выручки предприятия

Показатели

2012 год

2013 год

2014 год

Откл. 2014 /2012 гг., %


Млн .руб.

%

Млн .руб.

%

Млн .руб.

%


Объем реализации продукции без НДС, млн. руб.

5981

100

6625

100

7012

100

117,24

прокат цветных металлов

3221

53,9

3774,0

57,0

4114,0

58,7

127,72

в т.ч.








медный

336

5,6

441,0

6,7

554,0

7,9

164,88

латунный

228

3,8

225,0

3,4

229,0

3,3

100,44

бронзовый

1054

17,6

1074,0

16,2

1114,0

15,9

105,69

медно-никелевый

257

4,3

115,0

1,7

105,0

1,5

40,86


Технико-экономические показатели предназначены для обобщения информации о хозяйственной деятельности предприятия, проведения анализа жизнеспособности и возможности функционирования предприятия в условиях рынка.

. Структура управления

Производственная структура ОАО «Кировский завод ОЦМ» состоит из четырех производственных цехов и предприятия по выпуску товаров народного потребления и приведена в приложении Б.

В плавильном цеху с использованием технологий непрерывного и полунепрерывного литья производятся заготовки различных сплавов и круглые и плоские слитки;

Второй прокатный цех специализируется на производстве листов и лент повышенной и высокой точности из меди, латуни, бронзы и других медных сплавов. Кроме того, часть продукции данного цеха выпускается со шлифованной поверхностью и сверхпластичными характеристиками;

Трубоволочильный цех занимается выпуском труб из меди и сплавов, медных и латунных круглых и шестигранных прутков, а также медной, бронзовой и латунной проволоки и профилей. В нем изготавливаются прессованные электротехнические ленты (шины) из меди и ленты с обкаткой кромки, производятся шаровые аноды из меди.

Организационная структура управления ОАО «КЗОЦМ» приведена в приложении В.

Организационная структура ОАО «КЗОЦМ» является линейно-функциональным, позволяющим наиболее полно использовать все виды ресурсов на предприятии с целью наиболее эффективного производства конечного продукта. Производственный процесс состоит из нескольких этапов. На каждом этапе есть свой руководитель, следящий за производством и работой организации. Все они, в свою очередь, подчиняются директору.

3. Оценка эффективности подсистемы менеджмента на предприятии

Для оценки системы менеджмента предприятия необходимо проанализировать основные элементы: структура, мотивация, планирование, контроль.

В целом в организации имеет место линейно-функциональная структура, т.е., как и большинство российских организаций, подразделена на отделы, выполняющие различные функции.

Исследовав структуру ОАО «КЗОЦМ» можно отметить следующие недостатки:

-   на предприятии отсутствует отдельное подразделение отвечающее за развитие стратегического управления предприятий. В настоящее время обязанности по организации стратегического управления возложены на финансовых работников фирмы, входящих в состав бухгалтерии.

-        на Заводе отсутствует четко выработанная стратегия развития;

         низкий уровень рекламной деятельности компании;

Отсутствие стратегий поиска новых заказчиков и покупателей Компании.

Все эти недостатки, так или иначе связанные со стратегической деятельностью ОАО «КЗОЦМ» вызваны отсутствием стратегического управления в организации.

Предприятие ОАО «КЗОЦМ» нуждается в организации отдельного подразделения занимающегося стратегическим управлением.

Функция планирования выполняется отделом планирования и бюджетирования, планово-экономическим и бухгалтерией, так как все эти подразделения ответственны за составление прогнозов и планов. Процесс планирования начинается в проектно-сметном отделе, где по результатам составленных проектов составляется документация на производимую продукцию с расчетом их себестоимости, после чего она заверяется директором и передается в планово- экономический отдел. В этом отделе при помощи используемого программного обеспечения «Парус» производится составление долгосрочных и краткосрочных планов, анализируется выполнение их показателей. Анализ выполнения планов производится по данным представленным бухгалтерией, после чего выявляются причины не выполнения показателей, разрабатываются рекомендации.

Функция организации выражается в управленческой структуре предприятия.

Проведем анализ управленческой структуры управления.

Таблица 4 - Показатели необходимые для расчета рациональности элементов системы управления

Показатель

Значение

1

2

Коэффициент рациональности структуры

0,33

Уровень управляемости

0,94

Занятость персонала управления

0,12

Степень централизации функций

0,2

Соотношение численности линейного и функционального персонала

0,62

Степень формализации труда

1

Уровень механизации и автоматизации труда работников

1,67

Эффективность труда в ОСУ

49,5

Экономичность труда в ОСУ

0,3

Коэффициент полноты охвата функций управления

0,92

Коэффициент дублирования функций

1,3

Коэффициент глубины специализации упр.работ

0,88

Коэффициент абсолютного использования информации

0,82

Коэффициент эффективного использования информации

0,92

Коэффициент качества упр.функций

0,65

К-т оперативности управления

0,77

К-т непрерывности информационных потоков

0,62

К-т пропорциональности аппарата управления

0,64


Для анализа общей управленческой структуры ОАО «КЗОЦМ» необходимо использовать показатели, приведенные в таблице 5.

Таблица 5 - Показатели необходимые для расчета рациональности элементов системы управления

Показатель

Значение

1

2

Количество подразделений в аппарате управления фактически по типовой структуре , шт.

17

Норма управляемости, %

80

Фактический уровень сферы контроля, %

85

Численность аппарата управления, чел.

170

Численность промышленного персонала

550

Кол-во принятых решений при выполнении функций на верхних уровнях, шт. в день

15

Кол-во принятых решений при выполнении функций на всех уровнях, шт. в день

75

Численность руководителей среднего звена ОСУ, чел.

150

 

Численность работников функциональных служб, чел.

 144

 

Численность работников, труд которых основан на нормативной документации, чел.

105

 

Общее число работников в ОСУ, чел.

105

 

Объем продукции, млн.руб.

7012

 

Сумма затрат на управление , тыс.руб.

6144

 

Общая сумма затрат на производство продукции, тыс.руб.

 5086

 

Количество работ , закрепленных за несколькими подразделениями , шт.

15

 

Кол-во работ по утвержденным положениям , шт

20

 

Объем работ , профильных для подразделения, шт

14

 

Общая трудоемкость работ, выполняемых подразделением, чел/час

1,1

 

Общее кол-во документов, шт.в день

107

 

Общее кол-во случаев использования документа, шт.в день

88

 

Число функций управления , шт.

120

 

Число подразделений , шт.

17

 

Сменный фонд времени в соотв-х подразделениях, час

8

 

Установленный срок исполнения для документов, час.

1,1

 

Отставание от принятого срока исполнения документов,час

0,1

 


На предприятии имеет место дублирование одних и тех же функций управленческих работников, Эффективность труда не достаточно высока, в связи с нерациональным распределением обязанностей. Имеет место и не соответствует нормативу времени обработки документов и их качество. Все эти недостатки требуют поиска решений в рационализации процесса управления предприятием.

Далее рассмотрим функцию мотивации в ОАО «КЗОЦМ».

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Общеизвестным фактом является то, что методы мотивации персонала могут быть как материальными, так и нематериальными.

Что касается материальных методов, то первоочередное внимание следует обратить на организацию заработной платы.

На данном предприятии организация заработной платы имеет относительно упрощенный характер.

Основные работники (строители, монтажники, технички, грузчики, охрана) имеют строго фиксированный оклад, не зависящий от их личного вклада в деятельность организации, а также получают премии по результатам работы всего предприятия в целом. Такая же схема оплаты труда применяется к работникам бухгалтерии и отдела кадров.

Управленческий персонал также имеет фиксированный оклад + премия по результатам деятельности их подразделения + премия по результатам деятельности всего предприятия.

Руководители служб (коммерческий директор и его заместитель, главный бухгалтер, начальник отдела кадров) помимо должностного оклада имеют процент от прибыли.

Таким образом, непосредственно материально заинтересованными в улучшении показателей работы ОАО «КЗОЦМ» являются руководящие работники, а зависимость заработной платы остальных работников от эффективности его работы явно недостаточна.

Экономическая ответственность работников ОАО «КЗОЦМ» реализуется путем прямого уменьшения заработной платы виновных работников на сумму предъявленных к ним претензий за упущения в работе.

Единственным проявлением данных форм является вынесение благодарности персоналу ОАО «КЗОЦМ» за достигнутые результаты. Таким образом, мотивация, как функция управления, на данном предприятии выражена слабо, что выражается, прежде всего, в высокой текучести. Это, несомненно, оказывает самое пагубной воздействие на результаты работы ОАО «КЗОЦМ» и вызывает неопределенность в деятельности предприятии.

Анализ и контроль являются настолько взаимосвязанными функциями управления, что, характеризуя их проявление на данном предприятии, мы считаем целесообразным рассмотреть их в комплексе, так как именно в процессе контроля происходит анализ основных показателей результативности работы предприятия, анализ использования имеющихся ресурсов и разработка последующих планов на основе данного анализа.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

В ОАО «КЗОЦМ» используют две формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля) и административный.

Финансовый контроль реализуется на основании сопоставления с финансовым планом предприятия достигнутых результатов, он осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, принятым в ОАО «КЗОЦМ».

Административный контроль осуществляется за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются изменения доли фирмы на рынке, как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка. Руководители функциональных служб еженедельно предоставляют генеральному директору отчеты о деятельности своих подразделений и результатах их работы.

Заключительный контроль осуществляется непосредственно после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результата сравниваются с требуемыми. Здесь происходит сравнение запланированного размера прибыли с полученным, запланированный уровень производительности труда, текучести кадров, объем продаж, издержки и т.д.

На данном предприятии заключительный контроль выполняет две основные функции: руководство ОАО «КЗОЦМ» проводит анализ фактически полученных и требовавшихся результатов и оценивает, насколько реалистично были составлены им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем (в чем и заключается функция анализа). Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации, так как заработная плата большинства работников непосредственно зависит от результатов деятельности организации.

Таким образом, в результате рассмотрения основных функций менеджмента на ОАО «КЗОЦМ» можно сделать вывод о том, что на общем плане наиболее «слабыми» из них являются мотивация и планирование, чему руководство должно уделить более пристальное внимание, попытавшись разработать более эффективную систему мотивации и планирования.

Оценка подсистемы менеджмента организации в рамках функциональной модели предполагает анализ первых пяти управленческих функций, которые соответственно являются критериями модели. Каждый из пяти критериев модели содержит по пять оценочных категорий. Каждая категория объединяет по четыре составляющих.

Таблица 6 - Весовое содержание критериев экспресс-оценки подсистемы менеджмента

Критерий

Максимум

Оценка

1

2

3

1. Планирование

(20)

10

1.1. Установка целей и стратегических задач

4

3

1.2. Сбор и анализ информации о клиентах и рынке

4

2

1.3. Детализация бизнес-процесса

4

1

1.4. Сбор и анализ информации о конкурентах и эталонных компаниях

4

1

1.5. Планирование ресурсов

4

3

2. Организация

(20)

15

2.1. Формирование организационной структуры

4

3

2.3. Условия для создания самообучающейся организации

4

2

2.4. Выполнение основного процесса

4

4

2.5. Эффективность процесса создания новых ценностей для клиентов

4

3

3. Мотивация

(20)

14

3.1. Лидерство и корпоративная культура

4

4

3.2. Условия для обучения и профессионального развития персонала

4

3.3. Уровень потребностей работников

4

2

3.4. Вовлечение работников в процесс совершенствования

4

2

3.5. Удовлетворение работников результатами своей деятельности

4

3

4. Контроль

(20)

14

4.1. Система контроля качества на каждом этапе бизнес-процесса

4

3

4.2. Критерии оценки полученных результатов

4

3

4.3. Измерение степени удовлетворенности потребителей

4

3

4.4. Рациональное использование ресурсов

4

3

4.5. Соответствие полученных результатов установленным целям

4

2

5. Координация

(20)

11

5.1. Соединение и координация первых четырех функций

4

2

5.2. Установление внутренних взаимосвязей организации

4

2

5.3. Система разрешения конфликтов

4

1

5.4. Текущий анализ отклонений: пересмотр и корректировка планов

4

4

5.5. Информационный менеджмент

4

2

6. Коммуникация (общая оценка менеджмента = Σ критериев 1-5)

(100)

64


Шкала оценки отражает пять состояний управленческой деятельности:

- деятельность не ведётся;

- деятельность ведётся непостоянно, от случая к случаю;

- деятельность ведётся частично в зависимости от ситуации;

- деятельность ведётся постоянно и систематически;

- деятельность ведется в полном объеме

 <http://deming.ru/TehnUpr/FunkModOcen/4b.ht>

Рисунок 6 - Экспресс -оценки подсистемы менеджмента

ОАО «КЗОЦМ»

Коммуникационный профиль организации, изображенный на рис. 6, указывает на то, что компания имеет проблемы с мотивацией и контролем, и эти направления менеджмента нуждаются в детальном анализе.

Следует учитывать, что действия по улучшению одного из критериев будут оказывать воздействия на остальные, то есть критерии тесно взаимосвязаны между собой.

Общая оценка менеджмента характеризует уровень зрелости (развития) менеджмента. В оценочной схеме выделены пять уровней зрелости менеджмента организации (табл. 7).

Таблица 7 - Пять уровней зрелости менеджмента организации

Уровень

Оценка

Характеристика состояния менеджмента

1

2

3

I

(0~20)

Управление ведется бессистемно, цели не определены, либо слишком расплывчаты. Для дальнейшего развития необходимо в корне пересмотреть принципы ведения бизнеса.

II

(21~40)

Система менеджмента имеет потенциал для развития, однако эти возможности реализуются слабо. Руководству необходимо, проявив инициативу, отчетливо определить цели и разработать стратегию развития системы менеджмента на основе качества.

III

(41~60)

Система менеджмента на предприятии сформировалась. Необходимо акцентировать внимание на оптимизации бизнес-процесса и улучшении качества на каждом его этапе. Совершенствуя систему управления, следует учитывать важность потребителя и важность персонала.

IV

(61~80)

Постоянное совершенствование качества менеджмента ведется по большинству направлений. Необходимо поддерживать динамику улучшений и начать преобразование оставшихся проблемных областей, используя бенчмаркинг и другие стратегии совершенствования.

V

(81~100)

Достигнуты максимальные результаты по всем направлениям управленческой деятельности, система менеджмента является эталонной.


ОАО «КЗОЦМ» соответствует 4 типу менеджмента, при котором руководство отслеживает недостатки управления и стремиться к самосовершенствованию. Однако слабыми местами системы управления компании являются маркетинг и система мотиваций персонала.

. Экономический анализ деятельности

Состав и структура основных фондов ОАО «КЗОЦМ» представлены в таблице 8.

Из таблицы 8 видно, что среднегодовая стоимость основных фондов предприятия увеличилась на 7,4%, в основном за счет увеличения фондов производственного назначения - на 10,4%. Это свидетельствует о том, что предприятие ведет работу по восстановлению и обновлению производственных фондов, а именно приобретались машины и оборудование импортного производства для повышения производительности труда и качества продукции.

Таблица 8 - Состав и структура основных фондов

Наименование основных фондов

2012г.

2013г.

2014г.

Темп роста 2014г. к 2012г., %


сумма, млн. руб.

Удель ный вес, %

сумма, млн. руб.

Удель ный вес, %

сумма, млн. руб.

Уд ль-ный вес, %


1

2

3

4

5

6

7

8

Среднегодовая стоимость основных фондов, в том числе:

2373

100,0

2500

100,0

2549

100,0

107,4

а) производственного назначения:

2174

91,6

2330

93,2

2414

94,7

110,4

- здания и сооружения;

607

25,6

630

25,2

632

24,8

103,1

- машины и оборудование;

1412

59,5

1583

63,3

1665

65,3

117,0

- производственный и хозяйственный инвентарь;

155

6,5

117

4,7

117

4,6

77,4

б) непроизводственного назначения.

199

8,4

170

6,8

135

5,3

67,1


Наибольший удельный вес в структуре основных производственных фондов приходится на машины и оборудование. Так в 2014 году их удельный вес составил 65,3%. Здания и сооружения занимают 24,8%, а производственный и хозяйственный инвентарь - 4,6%. Производственный цикл предприятия требует большого количества оборудования, которое к тому же постоянно обновляется путем проведения плановых ремонтов, модернизации и приобретения нового. Это и явилось причиной увеличения данной группы активов и свидетельствует о развитии производственной деятельности Завода.

Предприятие придает большое значение процессу обновления парка оборудования и, поэтому вкладывает средства в приобретение машин и оборудования для производства.

В таблице 9 представлены показатели состава и структуры оборотных средств ОАО «КЗОЦМ» за 2012-2014 годы.

Таблица 9 - Состав и структура оборотных средств

Виды оборотных средств

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Относительное изменение 2014 г. к 2012 г., %


Сумма, тыс. руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд.вес, %


Оборотные средства

3539

100

3296

100

3292

100

93,0

в том числе: - запасы и затраты

2069

58,46

2000

60,69

2225

67,59

107,5

- краткосрочная дебиторская задолженность

1425

40,27

1258

38,17

1033

31,37

72,5

- денежные средства

45

1,27

38

1,14

34

1,04

75,6


Наибольший удельный вес в общей структуре оборотных средств фирмы занимают запасы и затраты, причём их доля за анализируемый период выросла на 7,5%, составляя к 2014 г. 67,59%.

Доля краткосрочной дебиторской задолженности снизилась за три года на 27,5%, составив к 2014 г. 31,37%.

Наименьший удельный вес в общей структуре оборотных средств фирмы занимают денежные средства. Их доля за анализируемый период снизилась на 24,4% , составляя в 2014 г. 1,04%.

Эффективность использования оборотных средств во многом определяет эффективность деятельности предприятия.

Важной составной частью ресурсного потенциала являются трудовые ресурсы. На предприятии ОАО «КЗОЦМ» трудовые ресурсы сформированы квалифицированными рабочими, конструкторскими и технологическими кадрами. Данные о наличии и классификации персонала на предприятии сведены в таблице 10.

Таблица 10 - Состав и структура трудовых ресурсов

Наименование персонала

2012г.

2013г.

2014г.

Темп роста 2014г. к 2013г., %

1.Промышленно-производственный персонал (ППП), в том числе:

1 563

1200

879

73,3

- рабочие, в том числе:

1 563

1200

879

73,3

основные;

860

711

674

94,8

вспомогательные;

703

389

205

52,7

- служащие, в том числе:

251

293

210

71,7

Руководители;

111

126

118

93,7

Специалисты;

126

153

90

58,8

ИТР

39

14

2

14,3

2.Непромышленный персонал (НП)

189

174

83

47,7

Всего персонала:

2179

1667

1080

64,8


За анализируемый период на предприятии численность персонала снизилась на 35,6%. Удельный вес вспомогательных рабочих и служащих в общей численности ППП составляет 18,9% и 19,4%. Темп роста численности основных рабочих в 2014 году по сравнению с 2012 годом составил 94,8%, вспомогательных рабочих - 52,7%, ИТР - 14,3%, а численность непромышленного персонала сократилась за анализируемый период на 52,3%.

Снижение численности промышленно-производственного персонала обусловлено последствиями финансового кризиса, что заставило руководство принимать меры по поддержанию объема производства на нужном уровне. При этом была снята с баланса Завода часть объектов социальной сферы, и, соответственно, сокращены работники, занятые в них. Также большое сокращение было проведено среди специалистов и руководящего состава. Было проведено исследование дублирования функций персонала, после чего некоторые должности были совмещены, а работники сокращены.

Показатели эффективности использования ресурсов ОАО «КЗОЦМ» приведены в таблице 11.

Таблица 11 - Эффективность использования ресурсов

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

 2014 г. к 2012 г., %

Объем реализации продукции, млн. руб.

5981

6625

7012

116,5

Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

397

437

512

128,2

Средний остаток оборотных средств, млн. руб.

3539

3296

3292

93,0

Оборачиваемость оборотных средств, оборотов

1,69

2,01

2,13

126,0

Длительность оборота оборотных средств, дн.

212,4

179,3

169,0

79,6

Рентабельность оборотного капитала, %

11,2

13,3

15,6

х

Фондоотдача, руб./руб.

2,52

2,65

2,75

0,23

Фондовооруженность,млн.руб./чел.

1,089

1,133

1,104

1,01

Рентабельность основных средств, %

16,7

17,5

20,1

х

Показатель выработки продукции , руб./час.

201,92

110,4

170,5

84,4

Показатель производительности труда, млн.руб. / чел. в год, млн.руб.

2,74

3,9

6,5

237,2


Из таблицы 11 видно, что предприятие стремится наиболее эффективно использовать основные фонды. Об эффективности использования основных фондов свидетельствуют значительно возросшие показатели фондоотдачи и рентабельности. В 2014 году на 1 рубль основных производственных фондов приходится 2,75 рублей товарной продукции. Для промышленных предприятий данный показатель является высоким, так как основные средства используемые в процессе производства как правило очень дорогие и отдача более чем в два раза говорит об эффективности их использованию.

В заключении необходимо представить финансовые результаты деятельности предприятия в 2012-2014 гг.

Таблица 12 - Финансовые результаты деятельности

Показатели

Расчетная величина

Абс. изменение 2014г. к 2012г.

Темп роста 2014г. к 2012г. %


2012 г.

2013 г.

2014 г.



 Себестоимость товарной продукции, , млн. руб

5584

6188

6500

916

116,4

Выручка от реализации продажи , млн. руб.

5981

6625

7012

1031

116,5

Прибыль от реализации продажи, млн. руб.

397

512

115

128,2

Прибыль до налогообложения, млн. руб.

405

429

452

47

111,5

 Прибыль чистая, млн. руб.

308

326

344

36

116,1

Рентабельность продаж, %

6,6

6,6

7,3

0,7

х


За анализируемый период все показатели прибыли увеличились, - это свидетельствует о том, что финансовая политика предприятия успешно развивается, дает положительные результаты в короткий промежуток времени.

Подводя итог экономической деятельности предприятия можно отметить, что ОАО «КЗОЦМ» имеет огромный технический, технологический, материальный и интеллектуальный потенциал.

Предприятию для более стабильной и эффективной работы требуется модернизация оборудования, для которой необходимы долгосрочные инвестиции. Кроме того, для успешного функционирования на внутреннем и внешнем рынках предприятию необходимо внедрять технологии мирового уровня, внедрять обновленную комплексную систему управления качеством, создавать продукцию все более отвечающую возрастающим требованиям конечных потребителей.

. Финансовые анализ деятельности ОАО «КЗОЦМ»

Анализ финансовой устойчивости предприятия представлен в таблице.

Таблица 13 - Источники формирования оборотных средств тыс. руб.

Показатели

2012г.

2013г.

2014г.

Абс. изменение 2014г. к 2012г.

Наличие (+), отсутствие (-) собственных оборотных средств Ac=Ec-F

136282

180493

180080

43798

Наличие (+), отсутствие (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования оборотных средств Aч=(Ec+Kd)-F

276282

286293

259280

-17002

Наличие (+), отсутствие (-) собственных источников, долгоср. и крат. кредитов для формирования оборотных средств Ae=(Ec+Kd+Kt)-F

296282

347613

347770

51488

Общая величина источников формирования оборотных средств (всех текущих активов) At=(Ec+Kd+Kt+Rp)-F

418409

466801

506025

87616

 

Излишек (+), недостаток (-) собственных обор. средств для формирования запасов и затрат Nc=Ac-Z

-103584

-107289

-83278

20306

 

Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств и долг. заемных средств для формирования запасов Nч=Ач-Z

36416

-1489

-4078

-40494

 

Излишек (+), недостаток (-) собственных обор. средств и крат. кредитов для формирования запасов Ne=Ae-Z

56416

59831

84412

27996

 

Наличие (+), отсутствие (-) собственных оборотных средств Ac=Ec-F

136282

180493

180080

43798

 

Тип финансовой устойчивости

2

3

3

-


В анализируемый период у предприятия ОАО «КЗОЦМ» были в наличие собственные оборотные средства и к 2014 году наблюдается их увеличение до 180080 тыс. руб. (на 43798 тыс. руб. за три года). Общая величина источников формирования оборотных средств за отчетный период увеличилась на 87616 тыс. руб

Финансовую устойчивость предприятия характеризуют ряд показателей, изменение которых от одного отчетного периода к другому говорит об улучшении или ухудшении его финансового состояния (таблица 14).

Таблица 14 - Коэффициенты финансовой устойчивости

Показатели

Формула

Опт. зн-е

2012г.

2013г.

2014г.

Абс. изменение 2014г. к 2012г.

Коэффициент финансовой независимости (автономии)

Ес/Вр

>0,5

0,714

0,715

0,696

-0,018

Коэффициент финансовой зависимости

(Pt+Kd)/ Вр

<0,5

0,286

0,285

0,304

0,018

Коэффициент финансовой устойчивости

(Ec+Kd)/Bp

0,7-0,8

0,856

0,820

0,770

-0,086

Коэффициент задолженности

(Рt+Kd)/Ec

0,67

0,400

0,398

0,437

0,036

Соотношение текущих активов и иммоб. средств

At/F

>Кз

0,694

0,867

0,865

0,170

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Ас / Аt

>=0,1

0,345

0,387

0,368

0,023

Коэффициент маневренности

Ас / Ес

0,2-0,5

0,193

0,251

0,241

0,048

Коэффициент абсолютной ликвидности

S / Pt

0,2

0,027

0,021

0,073

0,047

Коэффициент промежуточной ликвидности

(S+Ra) / Pt

>1,0

1,089

0,990

0,918

-0,172

Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия)

(S+Ra+Z)/ Pt

1-2

2,777

2,584

1,985

-0,792

Коэффициент ликвидности при мобилизации средств

Z / Pt

0,5-0,7

1,688

1,594

1,067

-0,620


Коэффициент финансовой независимости - это отношение собственного капитала к валюте баланса. В 2012г. он составил 0,714, в 2014г. - 0,696. Такое значение коэффициента говорит о том, что большая часть имущества предприятия формируется за счет собственного капитала. Значит, предприятие сможет погасить свои долговые обязательства, и риск кредиторов минимален.

Коэффициент финансовой зависимости показывает удельный вес заемных средств в общей сумме источников финансирования. Увеличение данного показателя с 0,286 до 0,304 указывает на минимальную степень зависимости предприятия от заемных средств.

Коэффициент финансовой устойчивости снизился на 0,086, что говорит о снижении финансовой устойчивости завода.

Коэффициент задолженности показывает долю заемных средств в собственном капитале. Чем больше значение этого показателя, тем выше степень риска в случае невыполнения обязательств. Значение этого коэффициента в анализируемый период значительно ниже критического уровня, равного 1. Этот показатель говорит о том, что для погашению всей задолженности предприятию в 2014 году было необходимо продать 43,7% собственных средств.

Соотношение текущих активов и иммобилизованных средств соответствует оптимальному значению. Увеличение этого показателя с каждым годом говорит о том, что ОАО «КЗОЦМ» все больше средств авансирует в мобильные активы.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами увеличился с 2012 г. к 2014 г. с 0,345 до 0,368. Значение этого коэффициента достаточно велико, что свидетельствует о возможности у предприятия в проведении независимой финансовой политики. Чем больше коэффициент, тем больше эта возможность.

Коэффициент маневренности в 2012г. составил 0,19, в 2014 г. - 0,24, это означает, что у ОАО «КЗОЦМ» существуют финансовые возможности для маневра, т.е. предприятие обладает большой гибкостью использования собственных средств.

Коэффициент абсолютной ликвидности к 2014 г. увеличился на 0,047 и составил 0,073. Нормальное значение коэффициента 0,2. Следовательно, ОАО «КЗОЦМ» не справилось бы с погашением своих обязательств. Уменьшение коэффициента связано увеличением денежных средств предприятия.

Коэффициент срочной ликвидности представляет краткосрочную платежеспособность при условии обоснованной дебиторской задолженности. В 2012 г. он составил 1,089, а в 2014 г. 0,918, при нижнем значении коэффициента 1,0. Значит, предприятие не смогло бы погасить свои обязательства в срочном порядке в 2012 - 2014гг. Уменьшение коэффициента связано с увеличением кредиторской задолженности предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности определяет наличие резервной суммы по текущим активам менее одного года по отношению к текущим пассивам менее одного года. Этот показатель не выражает мгновенной ликвидности фирмы, поскольку он содержит элементы низкой ликвидности, такие, как запасы. В 2012 г. он составил 2,77, а в 2014 г. 1,98. Сравнивая его значение с критическим (1,0), можно сказать, что предприятие в состоянии полностью и в срок погасить свои обязательства.

Коэффициент ликвидности при мобилизации средств показывает степень зависимости платежеспособности предприятия от материальных запасов с точки зрения мобилизации денежных средств для погашения краткосрочных обязательств. В 2013 и 2014гг. коэффициент показывает достаточность мобилизации запасов для покрытия краткосрочных обязательств.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что ОАО «КЗОЦМ» имеет огромный технический, технологический, материальный и интеллектуальный потенциал, который предприятие использует не в полной мере.

Предприятию для более стабильной и эффективной работы требуется модернизация оборудования, для которой необходимы долгосрочные инвестиции.

В случае получения требуемых финансовых средств предприятие через считанные годы будет выпускать продукцию, соответствующую мировым аналогам, повысит ее конкурентоспособность. Кроме того, для успешного функционирования на внутреннем и внешнем рынках предприятию необходимо внедрять технологию мирового уровня, внедрять обновленную комплексную систему управления качеством, создавать продукцию все более отвечающую возрастающим требованиям покупателей.

6. Внешняя среда деятельности предприятия

На рынках сбыта цветного проката Кировской области завод работает с 1955 года, сначала в составе Всесоюзного производственного объединения "ВПО Союзцветметобработка" Министерства цветной металлургии СССР, затем как самостоятельное АО и в настоящее время входит в «Уральскую горно-металлургическую компанию».

Качество продукции предприятия является одним из лучших среди предприятий ОЦМ. В первые дни ноября 2002 от компании «TUV-ТHURINGEN» на завод поступил сертификат органа по сертификации «TUV-CERT», подтверждающий соответствие системы менеджмента качества ОАО «Кировский завод ОЦМ» международному стандарту ISO 9002- версии 1994 года. Завод получил право использовать символ международной сертификации при маркировке своей продукции, подтверждающий ее соответствие требованиям стандарта серии ISO.

Знак «TUV-CERT» занимает место наряду с товарным знаком предприятия на всех официальных документах, в электронных версиях заводской информации, в логотипе предприятия, это, по нашему мнению, повысит интерес покупателей к выпускаемой акционерным Обществом продукции и послужит открытию новых возможностей предприятия на рынке проката цветных металлов.

Основные потребители являются официальные дилеры ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов», данные по объемам потребления, которых представлены в таблице 15.

Таблица 15 - Основные потребители продукции ОАО «КЗОЦМ»

тыс. руб.

Потребители продукции

Объем потребления в 2014 г.

ЗАО «Прима-Центр», г. Москва

11245,3

ООО «Фирма-Лист, г. Санкт-Петербург

10789,4

ЗАО «Маркетинг-Бюро», г.Киров

4517,4

НПЦ «Техметалл», г. Москва

8793,6

ООО «Уралцветметотторг», г. Каменск-Уральский

16748,3

ООО «Таурус Инвест», г. Москва

17542,3

ОАО «ШААЗ», г. Шадринск

20123,4

ООО «Союз-Радиатор»

3456,2

ОАО «Нытва», г. Нытва

7896,4

ООО «Миргор-1», г. Москва

29789,6

ОАО «Радиаторный завод Симтрейд», г. Лохославль

18756,3

ЗАО «Ферромет», г. Санкт-Петербург

7894,6

ОАО «Монетный двор», г. Санкт-Петербург

41549,3

ООО «Мобилис-2000», г. Москва

4789,3

ОАО «Уралэлектромедь», г. В-Пышма»

9487,6

Прочие

1215757,0

Итого

1429136,0


Предприятие в основном работает по заключенным договорам и соглашениям, лишь незначительную часть составляют взаимозачеты. Дилеры работают с предприятием совсем недавно, и, можно сказать, что доля отгрузки составляет немалую часть, т.е. заводу выгодно продолжать работу в этом направлении.

Общее впечатление от клиентов на внутреннем рынке таково, что в своем роде все они воспринимают «КЗОЦМ» как очень надежного партнера, хорошо заботящегося о клиенте. Имидж предприятия у них ассоциируется с качеством и стабильностью. Они считают «КЗОЦМ» лучшим предприятием в России.

Рассмотрим процесс, как производится сбыт продукции. Нужно отметить, что существуют договорные условия, в которых устанавливаются сроки отпускаемой продукции и цены на тот или иной вид продукции. На предприятии существует типовой договор, по которому оформляются сделки. В настоящий момент у предприятия приблизительно 1000 клиентов. Страна разбита на регионы, и каждый из экономистов-сбытовиков отвечает за различные регионы. Один из экономистов отвечает за процедуру выставления счетов.

Осуществляются следующие операции при оформлении сбыта продукции:

-     Получение заказов клиентов от заместителя директора по сбыту;

-        Ввод новой информации по заказам в компьютер;

         При стандартном контракте с клиентом - подготовка контракта на выполнение заказа и отсылка контракта клиенту;

         В случае особых контрактов экономист из отдела сбыта получает подписанный контракт от заместителя директора по сбыту для хранения и дальнейшей работы по контракту;

         Предоставление копии заказа экономисту отдела сбыта, отвечающему за выставление счетов клиентам;

         Передача копии заказа в производственный отдел для контроля оплаты и передачи заказа в производство;

         Ввод информации о выполнении заказа в компьютер на основании карточек, полученных со склада;

         Информирование клиентов о том, что их заказ готов;

         Подготовка документов для отгрузки (счета, путевые листы, сертификаты качества и т.д.);

         Согласование способа перевозки с клиентами, если это не оговорено в контракте;

         В случае ж/д перевозок - подготовка транспортной документации для железной дороги;

         Подготовка отчетов начальнику отдела сбыта о ежедневных продажах и количестве неоплаченной продукции на складе;

         Телефонные переговоры с клиентами по различным вопросам (выполнение заказов, обсуждение того, почему клиент сократил бы свои заказы или прекратил их вообще).

Экономисты отдела сбыта общаются с клиентами посредством телефона и факса и встречаются с ними лично, если они приезжают в Киров - хотя это необязательно считать деятельностью по продажам. Заявлено, что 70% их времени уходит на общение с клиентами.

Ясно, что это бюро работает в реагирующем режиме - экономисты-сбытовики отвечают на заказы клиентов, и их общение с клиентами сводится к уточнению заказов, информированию клиентов о том, когда их заказ будет готов и его можно будет забрать / отправить, и организации перевозки.

Тактические маркетинговые мероприятия по рекламе и продвижению являются обязанностью заместителя начальника отдела внешнеэкономических отношений, оперативной и информационной деятельности. Деятельность по рекламе и продвижению сводится к следующему:

-     Участие в ярмарках и выставках;

-       

Похожие работы на - Разработка мероприятий по повышению эффективности управления подсистемой управления персоналом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!