Рис. 1.1. Связь планирование с другими функциями управления.
Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.
Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит свое задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.
Организация как функция управления - это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию производства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления (стадий управленческого цикла, процедур и операций управления), установление времени выполнения работ, состава исполнителей, прав, ответственность, технического и информационного обеспечения и т.п.
Координация заключается в обеспечении необходимой (предусмотренной проектом организации) согласованности действий работников. Цель координации - устранить параллелизм и дублирование в работе.
Функция регулирования состоит в сохранении режима функционирования хоз. системы. В силу различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения и обеспечиваются нормальное протекание производственных процессов.
С помощью учета осуществляется сбор информации ос состоянии хоз. системы. Учет служит базой для анализа - комплексного изучения производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов. Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он является средством осуществления обратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений и оцениваются их последствия.
Активация - это интенсификация трудовой и общественной деятельности работников на основе повышения творческого потенциала личности и коллектива. Активация достигается комплексным применением методов морального и материального стимулирования. В основе материального стимулирования лежат материальные, а в основе морального -социальные потребности личности (в общении, уважении, признании заслуг и т.п. 4) .
Планирование в организации - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.
Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что необходимо делать для ее эффективного развития и функционирования. Успех любого плана зависит от:
качества целейв основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
качества проведенного предварительного анализадеятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.;
правильной оценки конкурентоспособности организации;
выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.
Основное содержание планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.
Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом.
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
.разработку общих целей.
.определение конкретных, детализированных целей на заданный период.
.определение путей и средств их достижения.
.контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.
Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия. Оно осуществляется для того, чтобы - определять и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлых периодов.
Тем не менее, планирование на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п. Показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана предприятия. Поэтому планирование, как правило, тем легче, чем крупнее предприятие (хотя на небольших предприятиях некоторые факты производства оказываются более обозримыми доля руководства, чем на крупных). Данные обстоятельства придают планированию вероятностный характер.
Поскольку предприятие не только не может располагать всей необходимой информацией для составления надежного плана, а часто и не знает о существовании каких-либо базовых данных, качество плановых решений существенно зависит от компетентности и профессионального уровня плановых работников. Отсюда следует, что систему планирования на предприятии необходимо структурировать таким образом, чтобы использовались все имеющиеся факторы: экономико-управленческий инструментарий, опыт и знания сотрудников.
.3 Виды планов и требования к их составлению
План - это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.
Планирование предполагает разработку программы действий для получения фирмой максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления се важнейших функций: производственной, коммерческой, инновационной, технологической, организационной, социальной и др. Планирование способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов, устранению неопределенности, что позволяет воздействовать на нежелательные с точки зрения интересов фирмы факторы.
Процесс планирования включает несколько этапов:
.формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение предполагаемых рисков, или возможных вариантов развития фирмы.
.обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить фирма на предстоящий период.
.планирование состава, структуры основных средств, мощности фирмы, необходимых для достижения поставленных целей и задач.
.определение объема материальных, трудовых ресурсов, требующихся для реализации плана производства продукции (работ, услуг).
.внедрение планов и контроль за их исполнением.
В практической деятельности организаций существуют различные формы планирования, использующие соответствующие им методы, и виды планов. В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования :
.долгосрочное планирование
.среднесрочное планирование
.краткосрочное (текущее или оперативное) планирование
Долгосрочное планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми для этого ресурсами. Долгосрочное планирование охватывает период 5-10 лет и более, относится к предприятию в целом, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на привлечении значительных ресурсов.
Среднесрочные планы охватывают период в 2-5 лет. Такой план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения конкретных ресурсов. В среднесрочном плане приводятся детальные сведения по всей номенклатуре продуктов, данные о капиталовложениях (инвестиции в основной капитал) и источниках финансирования. Среднесрочные планы относятся к предприятию в целом, а также к его отделениям, дочерним компаниям и другим структурным подразделениям, определяющим основные направления предпринимательской деятельности предприятия.
Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год. При этом детально разрабатываются средства и способы решения всех предусмотренных планом задач, использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии. Основными звеньями текущего производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые, годовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, определенных перспективным и среднесрочным планированием. Краткосрочные планы отражают деятельность подразделений и предприятия в целом.
Однако каждая из этих форм имеет свои разновидности. Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного стратегических планов организации. Среднесрочное планирование предусматривает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов.
Реализация среднесрочных и текущих планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению (по видам деятельности, продуктам и бизнесам) на соответствующий период, а затем консолидируется в единый бюджет или финансовый план организации (предприятия). Основу бюджета составляет прогноз продаж и оценка издержек на производство и реализацию продукции и услуг. Бюджет организации охватывает все стороны ее деятельности и базируется на планах отделений и других структурных образований предприятия (корпорации). Поэтому план и бюджет являются также средством координации работы всех звеньев организации.
Различают три типа текущих планов:
функциональные планы - необходимы для внедрения управленческих решений в различных функциональных сферах производства, подверженных стремительным изменениям. Они описывают действия, которые стоит предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере производства. Данные планы обычно содержат перечень ближайших целей и временные рамки для их достижения;
единовременные планы - обычно создаются в связи с внедрением какого-либо проекта или программы, выполняющих вспомогательную роль во внедрении общей стратегии, содержат указания по осуществлению действий, носящих разовый характер;
стабильные планы - это директивы, направленные на увеличение общей эффективности на основе простейших принципов организации. Они обычно содержат разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичных производственных процессов, которые не подвержены изменениям в долгосрочном периоде.
В зависимости от видов хозяйственной деятельности разрабатываются планы:
научных исследований и опытно-конструкторских работ (план НИОКР);
производства конкретных товаров, услуг или их компонентов (производственный план);
продаж в объемном и/или количественном выражении (план сбыта или реализации товаров, услуг);
выполнения определенных показателей финансовой деятельности (финансовый план);
материально-технического обеспечения производства (план МТО);
осуществление инвестиций (план капитальных вложений);
план технического перевооружения и другие планы.
В зависимости от организационной структуры предприятия (уровня планирования) различают планы :
организации (предприятия) в целом;
производственного отделения;
дочерней компании;
структурного подразделения и т.д.
Таким образом, существует множество типов планов. Каждый из них имеет свою специфику - по составу задач, характеру ориентиров и т.д.
.4 Задачи и назначения бизнес-плана
Бизнес-план - план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс <#"justify">2.служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект;
.кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.
Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
1.четкая формулировка целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;
.определить конкретные направления деятельности фирмы,
.целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
.сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения.
.определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
.оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
.выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
.определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
.оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана;
.организовать систему контроля над ходом осуществления проекта.
Назначение бизнес-плана
Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем.
Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в дело и принесет ли проект доходы, которые окупят все затраты сил и средств? Очень важно сделать это именно на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные
расчеты - это помогает увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее подстраховаться.
Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.
«Проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой.
Для создания и реализации проекта требуются ограниченные ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические. Если проект создается и реализуется в конкурентной среде, то для обоснования его эффективности требуется разработка бизнес-плана. В условиях отсутствия конкуренции инициатор проекта ограничивается технико-экономическим обоснованием.
Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
дает возможность определить жизнеспособность фирмы в условиях конкуренции;
содержит ориентир, как должна развиваться фирма;
служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Следует отметить, что бизнес-план - документ перспективный и составлять его для первого года рекомендуется в помесячной разбивке, для второго - в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.
Глава II. Практические особенности реализации планирования на предприятии (ДСОК «Жемчужина России»)
.1 Общая характеристика предприятия
Лагерь "Жемчужина России" - это санаторный комплекс круглогодичного действия. В состав комплекса входит четыре комфортабельных детских санатория: «Солнечный», «Приморский» , «Сокол», «Космос» на 500-700 человек каждый, - и три новых благоустроенных коттеджа: «Пепелац», «Морячок» и «Лучик» по 150 мест. Год постройки:1976.
"Жемчужина России" принимает одновременно около 3500 детей и подростков в возрасте от 7 до 14 лет. Пребывание в санаторном комплексе показано для ребят, страдающих заболеваниями органов пищеварения и дыхания, кожи и сердечно-сосудистой системы. Согласно статистике, наиболее результативное оздоровление наблюдается у детей из районов Севера, Дальнего Востока и Сибири, а также из экологически неблагополучных (радиоактивно зараженных) мест.
Инфраструктура:
На территории комплекса расположены:
школа, курортный колледж им. В.А.Будзинского;
детская творческая телерадиостудия «Юниор»;
собственные газета и кабельное телевидение;
спортивно-оздоровительный комплекс «Антей»;
футбольное поле;
баскетбольная, волейбольная площадки;
оборудованный лечебный пляж;
собственная скважина минеральной воды и бювет у скважины;
миниразработка лечебной глины;
часовня во имя преподобного Серафима Саровского;
духовно-просветительский центр;
мемориал «Дети войны»;
музей истории здравницы;
библиотека;
госпитальные отделение;
лечебно-диагностическое отделение;
кухня из 7 цехов по переработке экологически чистой кубанской продукции;
прекрасный дендропарк,
гараж.
Безопасность детей в лагере обеспечивает служба охраны и круглосуточное дежурство персонала.
Проживание: имеются условия проживания различной комфортности от 3 до 6 человек в комнатах с удобствами в номере и от 6 до 8 человек в комнатах с удобствами на этаже. В 2-х 3-х местных комнатах проживают дети, нуждающиеся в особом уходе (астма, аллергия).
Питание: дети получают 5-тиразовое полноценное, витаминизированное питание. Обязательны овощи, фрукты, натуральные соки, кондитерские изделия, выпечка и свежий «зеленый» стол. Спальные корпуса соединены со столовой крытым переходом. В каждом из санаториев комплекса работает своя столовая на 3 просторных зала, способная накормить 500 детей одновременно. Работает детское кафе. Служба питания обязательно проводит Дни именинников, Дни национальной кухни, Дни сладкоежек. Для детей, проходящих курс лечения под строгим контролем врача-диетолога, разрабатывается индивидуальное сбалансированное меню.
Пляж: песчаный пляж расположен на расстоянии 100 м. от жилых корпусов.
Работает 20 творческих объединений: пения, хореографии, изобразительного искусства, мягкой игрушки, прикладного творчества, и т.д. Действуют секции по семи видам спорта.
Проводятся спортивные мероприятия: ежедневная утренняя гимнастика, турниры по настольному теннису, пионерболу, футболу, пляжному волейболу, стритболу и т.д.
Транслируются теле- и радиопрограммы Детской творческой телерадиостудии «Юниор», выходит газета «Моя Жемчужина».
Проводятся дискотеки и творческие вечера.
Организуются пешеходные экскурсии, слеты и походы. Экскурсии от обзорных и познавательных («По лермонтовским местам», «Новороссийск - Город-Герой») до экзотических («Африканская деревня», «Страусовая ферма», «Грязевые вулканы Тамани») и т.д.
Медицинское обслуживание: в спальных корпусах на каждом этаже расположены по два медпоста с круглосуточным дежурством. Комплекс проводит 32 лицензированных вида лечения на современной лечебной базе. Профили лечения - заболевания верхних дыхательных путей, болезни вегетативной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистые, кожные заболевания, болезни костно-мышечной системы, ревматические болезни, заболевания органов пищеварения, болезни мочеполовых органов.
Каждый из трех основных корпусов имеет ингаляторий, ванное отделение с йодобромными, хвойными, ароматизированными, травяными и другими ваннами, стоматологический и массажные кабинеты, кабинеты глино-, грязе- и электротеплолечения, лечебной физкультуры и фитобар. Работают терапевт, педиатр, отоларинголог, невропатолог, офтальмолог, стоматолог и врач мануальной терапии. В санатории действуют кабинеты функциональной диагностики, клинико-биохимическая лаборатория, проводятся сеансы лазеротерапии, подводного душа-массажа, мануальной терапии и другие. Причем план лечения подбирается для каждого ребенка индивидуально.
Заведующая производством
Администратор Грузчики
Повара Официанты Кух.рабочие
.2 Процесс планирования как важнейшая функция менеджмента
Планирование на предприятии- экономический метод управления, представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения. Задачи планирования заключаются в выявление перспектив изменения внешнего окружения предприятия, формирование целей и стратегии развития, определение первоочередных задач и действий для их решения. А также определение необходимых затрат и результатов, проектирование изменения состояния предприятия, согласование работы всех его подразделений, контроль за выполнением плановых заданий всеми подразделениями фирмы, анализ достигнутых плановых результатов. Менеджер сознательно определяет основные направления внутри деятельности. Следовательно, внутренняя природа предприятия основывается на системе плановых показателей. Применение планирования на фирме позволяет:
предвидеть перспективу развития фирмы в будущем;
более рационально использовать все ресурсы предприятия;
избежать риска банкротства;
более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику;
улучшать контроль в организации;
увеличивать возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией.
На предприятиях используются такие методы планирования как: балансовый, расчетно-аналитический, графо-аналитический, программно-целевой, экономико-математический.
Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. В процессе формирования плана фирмы составляют балансы: производственной мощности, материальный, энергетический, трудовой, финансовый, бухгалтерский.
Расчетно-аналитический метод используется при планировании показателей плана, изучении их динамики и количественного размера факторов, на них влияющих. Так, например, планируются по факторам такие обобщающие показатели плана, как производительность труда, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.
На предприятиях используются технико-экономический и оперативно-календарный виды планирования. Их основой являются нормы и нормативы, а также система плановых показателей. Нормативная база определяет прогрессивность плановых решений.
В зависимости от выбора планового периода планирование в санатории «Жемчужина России» подразделяется на долгосрочное (10 - 15 лет), среднесрочное (5 лет), текущее (годовое) и оперативное (месяц, декада, смена, час). Новым перспективным видом долгосрочного планирования является стратегическое планирование. Стратегический план разрабатывается на основе программно-целевого метода и определяет стратегию развития предприятия на перспективу.
.3 Значение планирования в системе менеджмента
Значение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.
Видный теоретик научного управления А. Файоль следующим образом разъяснил значение планирования как функции управления: "Выражение "управлять - значит предвидеть" дает представление о значении, придаваемом планированию в деловом мире. И это справедливо, поскольку предвидение - если и не все в управлении, то, по крайней мере, важнейшая его часть". Соответственно этому Файоль так определяет планирование: "План действий - это одновременно и предвидимый результат, и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применить, это своего рода картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с некоторой определенностью, в то время, как отдаленные события выступают все менее и менее отчетливо. Она охватывает область деятельности, как ее можно предвидеть, и то, чем располагать в течение определенного времени".
Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.
Заключение
Теоретическое исследование позволяет сделать следующие основные выводы. Цикл менеджмента в организациях (фазы управленческого цикла) можно представить в виде формулы: планируй - исполняй - проверяй - воздействуй.
К задачам планирования производства относят:
выбор технологического процесса;
планирование программы производства;
планирование последовательности производства (оперативное планирование);
формирование производственных систем (систем оборудования);
содержание и эксплуатация оборудования;
организацию материально-технического снабжения.
Планирование - процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей.
Планирование дает ответы на вопросы: что необходимо сделать? За какой период времени? Какие ресурсы необходимы? Каким должен быть результат?
Планирование на микроуровне включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения.
Планирование на макроуровне - основная форма государственного регулирования объектов управления.
Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что необходимо делать для ее эффективного развития и функционирования. Успех любого плана зависит от:
качества целейв основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
качества проведенного предварительного анализадеятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.;
правильной оценки конкурентоспособностиорганизации;
выбораи реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
.разработку общих целей.
.определение конкретных, детализированных целей на заданный период.
.определение путей и средств их достижения.
.контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.
План - это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.
Бизнес-план - план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три - пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы - в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план.
Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
1.четкая формулировка целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;
.определить конкретные направления деятельности фирмы,
.целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
.сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения.
.определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
.оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
Практические выводы заключаются в следующем.
Планирование на предприятии- экономический метод управления, представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения. Задачи планирования заключаются в выявление перспектив изменения внешнего окружения предприятия, формирование целей и стратегии развития, определение первоочередных задач и действий для их решения.
На предприятиях используются технико-экономический и оперативно-календарный виды планирования. Их основой являются нормы и нормативы, а также система плановых показателей. Нормативная база определяет прогрессивность плановых решений.
В зависимости от выбора планового периода планирование в санатории «Жемчужина России» подразделяется на долгосрочное (10 - 15 лет), среднесрочное (5 лет), текущее (годовое) и оперативное (месяц, декада, смена, час).
Менеджер сознательно определяет основные направления внутри деятельности. Следовательно, внутренняя природа предприятия основывается на системе плановых показателей.
Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.
Список использованной литературы
1. Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Г.А. Кандаурова (и др.); под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. - Мн.: Современная школа, 2010г.
. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011г.
. Р.Б. Ивуть, Н.Н. Пилипук «Бизнес-план предприятия». Минск, 2010г.
5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: «Финансы и статистка», 2011.
. Ансофф И. Стратегическое управление - М.: «Экономика», 2012.
. Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2011.
. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2011.
. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ООО Издательство Элит, 2010.
. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2010.
. Глухов В.В. Менеджмент. СПб.: Издательство Лань, 2012.
. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.
. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия. М.: Филинъ: Рилант, 2013.
. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. М.: Экономист, 2009.
. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ. ред. А.И. Ильина. - Мн.: ООО «Новое знание», 2010.
. Кнышова Е.Н. Менеджмент. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010.
. Колпина Л.Г. Финансовые планы предприятия. Минск: Высшая школа, 2009.
. Кузьмичев Г.О. Планирование и прогнозирование рыночной экономики. М., 20012.