Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,58 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахстанско-Американский Свободный Университет

Кафедра бизнеса, права и педагогики.










КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Вступление Казахстана в ВТО»

Специальность: «Международные отношения»

Выполнил: Перов Игорь

Проверила: Ляпунова Н.Н.





Г, Усть-Каменогорск, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

.1 Направления деятельности ВТО

.2 История ВТО

.3 Цели и принципы ВТО

.4 Организационная структура ВТО

.5 Вступление и членство в ВТО

. ПРИСОЕДИНЕНИЕ КАЗАХСТАНА К ВТО

.1 Цели и задачи присоединения РК к ВТО

.2 Основные этапы переговоров

. ПРЕДМЕТ ОБСУЖДЕНИЯ

.1 Адаптация национального законодательства

.2 Услуги

.3 Интеллектуальная собственность

.4 Товары

.5 Разрешение споров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной курсовой работы является анализ процесса вступления Казахстана во Всемирную Торговую организацию. Для этого поставлена задача: ознакомиться с историей ВТО, ее целями, принципами, идеями и правилами, а также понять и проанализировать национальные интересы и условия вступления Республики Казахстан в ВТО.

Республика Казахстан официально стала 162-ым членом Всемирной торговой организации 30 ноября 2015 года. Еще 19 лет назад в 1996 году, в период перехода страны с плановой экономики на рыночную, государство подает заявку на принятие его в ВТО. ВТО является одной из крупнейших международных организаций в мире, в которой состоит подавляющее большинство стран мира. Эта организация способствует переговорам, которые приводят к снятию барьеров в международной торговле и разработке торговых правил и условий торговли между странами. Безусловно, механизмы ВТО направлены на либерализацию международной экономики и способствуют процессу глобализации. Но как и любая система, ВТО не идеальна и реальности таковы, что если кто-то выигрывает, а кто то проигрывает. Казахстану пришлось преодолеть много трудностей в отстаивании своих интересов среди иностранных государств, чтобы стать полноправным членом ВТО.

Почти 20 лет велись долгие и тяжелые переговоры, на которых каждая из стран-членов ВТО отстаивала свои выгоды от вступления Казахстана в ВТО. Несмотря на такие высокие принципы ВТО, как равноправие и взаимная выгода, каждая из стран, в первую очередь, руководствуется своими национальными интересами и диктует условия, которые повысят благополучие своих граждан. В этих условиях очень сложно выработать единые правила для всех, так как экономики развитых и развивающихся стран значительно отличаются. Таким образом, развитые страны имеют рычаги давления на развивающиеся страны и часто используют их для собственной выгоды. Очень сложно выиграть выгодные для себя условия у более сильных оппонентов. Казахстан относится к группе развивающихся стран, поэтому в ходе переговоров очень трудно было добиться выгодных условий, в первую очередь для РК. Нурсултан Назарбаев заявил, что вступление Казахстана в ВТО является победой всех Казахстанцев.

. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

.1Направления деятельности ВТО

Существует много точек зрения на то, что такое ВТО. Это одна из крупнейших организаций, в которой Казахстан стал 162-м членом, помимо этого еще есть 22 страны наблюдателя. Это организация способствует либерализации торговли, это форум для государств, где они могут вести переговоры и заключать торговые соглашения, это место где они могут урегулировать торговые споры. ВТО это организация, которая разрабатывает торговые правила.

Прежде всего, это форум для переговоров. По существу, это место, куда правительства разных стран идут, для того, чтобы разобраться с проблемами, которые возникают между ними. Первый шаг - разговор. ВТО была рождена с помощью переговоров и все, что она делает это результат переговоров. Переговоры помогают там, где государства сталкиваются с барьерами и хотят их убрать. Но ВТО это не только либерализация торговли, иногда она способствует увеличению барьеров для защиты покупателя или предотвращения распространения болезней или негативных последствий для экологии.

В основе ВТО лежат соглашения, которые являются результатом переговоров множества торгующих наций. Эти документы обеспечивают основные законные правила для международной коммерции. В основном, это контракты, которые сдерживают национальную экономическую политику государств в рамках общих соглашений. Хотя, заключенные договоры направлены на поддержку производителей товаров и услуг, экспортеров и импортеров, в то же время эти контракты помогают государствам достичь их социальных и экологических целей.

Преобладающая цель этой системы, позволить торговле идти свободно насколько это возможно, так долго, пока нет нежелательных побочных эффектов, потому что это важно для экономического благополучия. Это частично означает удаление препятствий. Также это значит, что люди, компании и государства должны знать правила мировой торговли и были уверены в их устойчивости, другими словами правила должны быть прозрачными и предсказуемыми.

Третьим важным направлением ВТО является помощь в урегулировании торговых споров. Торговые отношения всегда включают в себя конфликт интересов. Соглашения, даже те, которые устойчиво оговорены и установлены в ВТО, не редко нуждаются в их интерпретации. Наиболее гармоничный путь урегулировать эти различия проходит через какие-либо нейтральные процедуры, основанные на законных соглашениях.

.2История ВТО

ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 года, но ее торговая система появилась на пол столетия раньше. Заключенное в 1948 году Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ) обеспечило основные правила организации. Спустя недолгое время, это соглашение дало рождение неофициальной де-факто международной организации, так называемой ГАТТ. Спустя годы ГАТТ развивалось посредством нескольких раундов переговоров. Последний и самый длительный раунд был Уругвайский раунд, проходивший с 1987 по 1994 год, который привел к созданию ВТО. Главным образом, ГАТТ регулировал торговлю товарам, а ВТО уже расширил это регулирование на торговлю услугами, изобретениями, творчеством и дизайном, защиту интеллектуальной собственности.

1.3Цели и принципы ВТО

Равноправие (Режим наибольшего благоприятствования в торговле)

Принцип РНБ означает, что страны-члены ВТО не должны дискриминировать каких-либо стран или отдавать предпочтение каким-либо партнерам. Исходя из этого принципа, если страна проводит свою экономическую политику в отношении какой-то другой страны, например, повышает или понижает пошлины, то это должно делаться для всех стран одинаково, без предпочтений в сторону одной или нескольких определенных стран, неважно больших или маленьких, слабых или сильных. Но также возможны исключения, например, в случае таможенных союзов или договоров о свободной торговле. Или повышение барьеров для стран, которые торгуют «несправедливо». Но такие ограничения или привелегии должны делаться на определенных одинаковых условиях, для тех же товаров из других стран.

Взаимность

Принцип взаимности предполагает одинаковые уступки в ослаблении ограничений. Более того, этот принцип предполагает, что товары произведенные внутри страны и привезенные из-за рубежа должны находиться в равных условиях, т.е. облагаться одинаковым налогом.

Свободная торговля

Соглашения ВТО направлены на стимулирование торговли путем понижения барьеров, в первую очередь таможенных. Пошлины должны быть низкими, в среднем 4%.

Прозрачность и предсказуемость

Экономическая политика государств должна быть открыта для всех, более того, страны должны предоставлять информацию о правилах импорта или экспорта для иностранных компаний, для этого должны быть специальные органы. Также, если государство собирается снизить или повысить ограничения, об этом нужно предупреждать заранее.

Поддержка развивающихся стран

Хотя одним из принципов ВТО является равноправие, но необходима определенная гибкость относительно развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Таким образом, некоторые условия, приемлемые для стран с развитой рыночной экономикой, могут губительно сказаться для развивающихся стран. Поэтому одной из целей ВТО является поддержка и стимулирование развития стран со слабой экономикой.

Защита окружающей среды

Соглашения ВТО разрешает своим членам принимать меры по защите не только окружающей среды, но также здравоохранения, ветеринарии и здоровья растений. Однако, такие меры необходимо применять как в отношении отечественного, так и зарубежного бизнеса. Иными словами, страны-члены не должны применять меры по охране окружающей среды как средство для маскировки своей протекционистской политики.

.4Организационная структура

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено восемь таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему советом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

В соответствии с принятой «Договорённостью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», возникающих между государствами-участниками ВТО, урегулированием разногласий занимается Орган по разрешению споров (ОРС). Этот квазисудебный институт призван беспристрастно и эффективно разрешать противоречия между сторонами. Де-факто его функции выполняет Генеральный совет ВТО, который принимает решения на основе докладов третейских групп, занимающихся тем или иным спором. За истекшие после основания ВТО годы ОРС был вынужден много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения ОРС за истекшие годы воспринимаются неоднозначно.

.5Вступление и членство в ВТО

На декабрь 2015 года в ВТО состоит 162 члена и 22 обозревателя. Членом ВТО может стать любая страна или таможенная территория, имеющая полную независимость в проведении торговой политики.

Процесс присоединения к ВТО состоит из трех основных этапов:

. Государство предоставляет полную информацию обо всех аспектах своей торговой и экономической политики, а также указывает, каким образом они соответствуют принципам ВТО. Данные документы предоставляются в виде меморандума и анализируются специально сформированной для этих целей Рабочей группой. Названная группа состоит из стран, проявивших интерес к обсуждению условий членства вступающей страны в ВТО. Члены ВТО проводят прямые переговоры с государством, намеревающимся вступить в эту организацию. В ходе переговоров должны быть урегулированы имеющиеся спорные вопросы, включая ставки таможенных пошлин и обязательства при доступе к рынкам товаров и услуг. При принятии обязательств новым членом ВТО они автоматически применяются и в отношении других членов организации по принципу «Торговля без дискриминации».

. После окончания переговоров и анализа торгового режима вступающей страны, Рабочая группа готовит специальный доклад о потенциальном участнике ВТО, включая проект Протокола вступления и Список обязательств с указанием сроков для их исполнения .

. На заседании Генерального Совета ВТО или на Конференции министров ВТО Рабочая группа представляет документы о вступающем государстве. После этого идет формальное голосование - за прием новичка в ВТО должны проголосовать не менее двух третей членов этой организации.

Следует также отметить, что в Соглашении об учреждении ВТО установлены только общие принципы присоединения к ВТО. Условия же присоединения определяются в процессе переговоров между странами - членами рабочей группы ВТО и присоединяющейся страной. В результате, процесс становится в некоторой степени непредсказуемым, так как отдельные члены ВТО имеют право выдвинуть дополнительные требования к обязательствам присоединяющейся страны, которые выходят за рамки соглашений ВТО. Такие требования относятся к концепции «ВТО плюс». Практика недавно присоединившихся стран показывает, что минимальный набор обязательств значительно расширился и уже охватывает такие сферы, как приватизация, инвестиционный режим, связывание ставок экспортного тарифа.

. ПРИСОЕДИНЕНИЕ КАЗАХСТАНА К ВТО

.1 Цели и задачи присоединения РК к ВТО

-Усиление процесса интеграции в мировую экономику;

-Снижение тарифных и нетарифных барьеров в торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами, дальнейшая либерализация международной торговли и создание условий для свободной и справедливой конкуренции на мировых рынках;

-Создание механизма эффективной защиты в области торговых аспектов прав на интеллектуальную собственность с учетом различий в национальных правовых системах;

-Создание эффективного многостороннего механизма урегулирования торговых споров;

-Осуществление мониторинга национальной торговой политики стран-членов ВТО;

-Доступность мировых рынков для экспорта казахстанских товаров и услуг;

-Приведение торгового законодательства страны в соответствие с международными нормами и стандартами;

-Формирование в стране предсказуемой торгово-инвестиционной среды;

-Обеспечение функций «переговорной площадки» для периодического проведения многосторонних торговых переговоров.

Вступление Казахстана в ВТО гарантирует справедливое отношение к нашему экспорту на рынках других стран, и в то же время обязывает обеспечивать такие же условия для импорта иностранных товаров и услуг на наш внутренний рынок. Кроме того, членство в ВТО позволит Казахстану экспортировать товары на рынки других членов ВТО по тем транспортным тарифам, которые применяются при транспортировке товаров внутри этих стран.

На сегодняшний день более 50% общего товарооборота Казахстана приходится на страны-члены ВТО, в связи с чем для Казахстана очень важно торговать со своими крупными торговыми партнерами в рамках общего правового пространства.

Также, вступление в ВТО дает возможность:

реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах при выработке новых правил международной торговли;

совершенствования внутреннего законодательства страны в соответствии с нормами ВТО;

создания дополнительных рабочих мест и повышение благосостояния населения путем притока капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций;

искоренения политики торговых ограничений;

При этом необходимо учесть возможность обострения конкуренции для отечественных товаропроизводителей.

.2 Основные этапы переговоров

Информационный период

Процесс вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию начался 26 января 1996 года с подачи в Секретариат ВТО официального заявления о вступлении Казахстана в ВТО.

В феврале 1996 года Казахстану присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО (далее Рабочая группа), в состав которой в настоящее время входят 40 стран-членов ВТО. Все основные торговые партнеры Казахстана, выразившие желание обсуждать условия и обязательства республики при вступлении в ВТО, вошли в Рабочую группу. Председателем Рабочей группы является Веса Химанен, Посол Финляндии в ООН и других международных организациях в Женеве.

В целях совершенствования таможенно-тарифной политики, разработки согласованной переговорной позиции Казахстана в процессе вступления в ВТО по конкретным вопросам экономической политики, включая условия и этапы присоединения Казахстана к ВТО, а также к ее отдельным соглашениям, заключаемым в ходе двусторонних и многосторонних торговых переговоров 1996 году в республике была создана Межведомственная комиссия по вопросам ВТО, которая впоследствии была преобразована в Межведомственную комиссию Республики Казахстан по вопросам торговой политики и участия в международных экономических организациях.

За период с 1996 по 2003 год в Секретариат ВТО направлен большой объем информационных материалов и обязательных документов в соответствии с условиями вступления в ВТО.

В 2003 году Казахстан завершил информационный период процесса присоединения к ВТО и вступил в активную фазу переговорного процесса со странами-членами Рабочей группы по определению условий членства в ВТО.

Вместе с тем, следует отметить, что важным моментом в процессе вступления Казахстана в ВТО также является разработка и последующее рассмотрение проекта Доклада Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО. Проект Доклада Рабочей группы (далее - проект ДРГ) является основным документом, отражающим права и обязательства, которые должен будет принять Казахстан по итогам всех переговоров. Проект ДРГ является основным документом, который описывает торгово-экономический режим и закрепляет условия и обязательства страны в рамках членства в ВТО. В указанную Рабочую группу входят все заинтересованные члены ВТО.

Этапы переговоров С 2003 по 2015 годы правительство РК активно вело переговоры на двустороннем и многостороннем уровнях по 4 основным направлениям

)Переговоры по системным вопросам проводились в рамках заседаний Рабочей группы с участием всех заинтересованных стран-членов ВТО с целью рассмотрения внешнеторгового режима и внешнеторгового законодательства Казахстана на предмет их соответствия многосторонним торговым соглашениям ВТО, а также определения мер, необходимых для гармонизации национального законодательства с нормами и правилами ВТО.

В ходе проведения двусторонних и многосторонних переговоров проходило согласование таких вопросов в области экономической и торговой политики страны, как нормы и практика регулирования ценообразования, государственная собственность и приватизация, система налогообложения и применение налогов к импортным товарам, субсидирование промышленности, режим иностранных инвестиций, система валютного обмена и платежей, импортный таможенный тариф, включая любые имеющиеся тарифные преференции, таможенные сборы, защитные меры и другие меры защиты национальных производителей (антидемпинговые и компенсационные меры), импортное лицензирование, регулирование экспорта, техническое регулирование, система стандартизации и сертификации импортных товаров, санитарные и фитосанитарные меры, система охраны прав интеллектуальной собственности и т.п.

Основой для многосторонних переговоров являлся проект Доклада Рабочей группы - итоговый документ, обобщающий ход рассмотрения Рабочей группой внешнеторгового режима Казахстана и содержащий конкретные условия членства Казахстана в ВТО.

)Переговоры по вопросам сельского хозяйства проводились в рамках специальных многосторонних переговоров по мерам государственной поддержки отрасли сельского хозяйства. Правовой основой для принятия обязательств в данной сфере является Соглашение ВТО по сельскому хозяйству. Данное Соглашение обязывает вступающую в ВТО страну принять на себя обязательства по сокращению того уровня субсидирования, которое оказывает искажающее воздействие на торговлю. С этой целью меры господдержки сельского хозяйства подразделяются на меры «зеленой» и «желтой» корзин.

Меры «зеленой корзины» предоставляются без ограничения, поскольку они не оказывают или оказывают минимальное искажающее воздействие на торговлю. К таким мерам относится поддержка, направленная на институциональное развитие отрасли, например, строительство инфраструктуры в сельской местности, проведение научных исследований, борьбу с вредителями и болезнями сельскохозяйственных животных и растений, а также адресные выплаты сельхозтоваропроизводителям при получении ими убытков.

Меры «желтой корзины» подлежат сокращению, так как они влияют на цену и себестоимость товара, следовательно, и на торговлю в целом. К таким мерам относится прямая или косвенная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В настоящий момент Казахстан ведет активные переговоры со странами-членами рабочей Группы по объемам господдержки сельского хозяйства в рамках членства в ВТО. Переговоры проводятся на основе информации, представленной присоединяющейся страной в ее таблицах по расчетам объемов субсидирования сельского хозяйства. Расчеты господдержки проводятся на основе субсидирования отрасли за последние три репрезентативных года («базовый период») в соответствии с методологией Секретариата ВТО под условным обозначением WT/АСС/4.

Переговоры велись таким образом, чтобы государство впоследствии могло предоставлять субсидии сельскому хозяйству в соответствии со стратегией, предусмотренной в программах развития отрасли.

)Двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров заключался в обсуждении с каждой страной, являющейся членом Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, и высказавшей заинтересованность в доступе на какой-либо товарный рынок Казахстана, максимальных уровней таможенных пошлин, которые Казахстан сможет применять после вступления в ВТО.

Уровень таможенных пошлин в отношении каждого вида товаров определяется исходя из отечественного потенциала по производству, имеющихся программ по развитию промышленных кластеров, с учетом заинтересованности казахстанских потребителей в поставках товаров, непроизводимых, либо производимых в недостаточных количествах, а также структуры импорта.

Обязательным условием подготовки к переговорам, являются консультации с ассоциациями отечественных предприятий, а также выработка согласованной позиции по уровню таможенных пошлин на каждый вид товара.

) Двусторонние переговоры по доступу на рынок услуг. В конце сентября 2014 года Республикой Казахстан были завершены двусторонние переговоры с 15 странами членами ВТО по доступу на рынок услуг в рамках вступления Казахстана в ВТО. Целью данных переговоров было согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на казахстанский рынок. По итогам переговоров стороны договорились об условиях, призванных улучшить инвестиционный климат в сфере производства нефти и газа, телекоммуникационных, строительных, финансовых, транспортных и ряда других видов услуг.

При этом достигнутые договоренности позволят правительству Республики Казахстан проводить политику в соответствии с национальными экономическими интересами страны, в частности, в пользу казахстанских поставщиков услуг и увеличения занятости населения в стране в целом.

Стоит отметить, что наиболее чувствительными для казахстанской экономики секторами услуг, требующими разумного уровня защиты, являются финансовые, правовые, коммерческие, транспортные, телекоммуникационные, туристские и строительные сектора. Размер таможенных пошлин, которые Казахстан сможет применять после вступления в ВТО, как было отмечено ранее, отрабатывается с учетом реалий и перспектив развития отечественного бизнеса.

В свою очередь, определение и согласование со странами-членами Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО размеров максимальных уровней таможенных пошлин на импорт промышленных товаров происходило с учетом перспектив индустриально-инновационного развития государства, а также принятых программ по развитию промышленных кластеров (по производству текстильной, металлургической продукции, строительных материалов и нефтегазового машиностроения). Двусторонние переговоры осуществлялись на базе тарифных предложений Республики Казахстан по доступу на рынок товаров, которые утверждаются МВК. В указанных переговорах участвовали 12 стран-членов Рабочей группы: Австралия, Болгария, Бразилия, ЕС, Канада, Республика Корея, Куба, Мексика, США, Швейцария, Япония, Турция.

Проект рабочей группы 22 июня 2015 года пакет документов о присоединении Казахстана к ВТО был утвержден и передан в Генеральный совет ВТО для официального принятия.

Ратификация Протокола о присоединении Казахстана к ВТО должна быть проведена в срок до 31 октября 2015 года. Официально Казахстан станет 162-м членом ВТО после 30 дней с даты ратификации.

В отношении товаров Казахстан снизит средневзвешенный таможенный тариф до 6,5% с действующих 10,4% в рамках Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Стоит отметить, что до формирования Таможенного союза средневзвешенный таможенный тариф Казахстана составлял 6,2%.

Для сельскохозяйственных товаров средний уровень таможенных пошлин составит 10,2% (против 17% в рамках ЕТТ), а для промышленных товаров - 5,6% (против 8,7% в рамках ЕТТ).

По 3512 товарным позициям (автомобили, пищевые продукты, лесоматериалы, ювелирные изделия, провода, кабели, напитки и др.) у Казахстана будут изъятия из Единого таможенного тарифа ЕАЭС, то есть по данным товарам ставки таможенной пошлины будут ниже ЕТТ.

Достигнуты договоренности об увеличении размера тарифных квот на мясо (говядина, свинина, мясо птицы).

Казахстан примет на себя обязательства обеспечения доступа по 10 секторам услуг, в том числе по 116 подсекторам (из 155 подсекторов, предусмотренных классификацией ВТО), в т.ч. в сфере телекоммуникаций, страхования, банковских услуг, транспорта, туризма, торговли и др.

В течение четырех лет с даты присоединения Казахстан начнет переговоры о присоединении к Соглашению о правительственных закупках.

Меры поддержки в виде требования местного содержания в контрактах на недропользование должны быть устранены к 1 января 2021 года.

С вступлением в ВТО должны быть запрещены все субсидии, связанные с экспортом и замещением импорта.

Должны быть отменены требования местного содержания в закупках квазигосударственного сектора для цели коммерческой перепродажи, или использования их для производства товаров и оказания услуг в целях коммерческой продажи.

Объем агрегированных мер поддержки сельского хозяйства («янтарная» корзина) установлен на уровне 8,5% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства Казахстана. Для сравнения, в рамках ЕАЭС объем государственной поддержки, оказывающей искажающее воздействие на торговлю, не должен превышать 10%. В целом, сохранится возможность предоставления субсидий по программе Агробизнес-2020 в полном объеме.

Льготы по НДС для отечественных сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков должны быть устранены до 1 января 2018 года. В соответствии с принятыми обязательствами таможенные льготы для участников СЭЗ и владельцев свободных складов Казахстана, зарегистрированных до 1 января 2012 года, закончатся 1 января 2017 года. Тарифные льготы, применяющиеся в действующих соглашениях промышленной сборки в автомобильной промышленности, должны быть устранены до 1 июля 2018 года.

Казахстан также принял обязательства, направленные на обеспечение соответствия системы технического регулирования, а также санитарного, ветеринарного и фитосанитарного регулирования, правилам ВТО.

Завершение переговоров 2 июня в городе Женеве состоялось последнее заседание рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, где было объявлено об официальном завершении переговорного процесса.

июля 2015 года президент Республики Казахстан Нурсултан Нарбаев подписал Протокол о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года.

ноября Республика Казахстан официально становится полноправным членом Всемирной торговой организации.

. ПРЕДМЕТ ОБСУЖДЕНИЯ

.1 Адаптация национального законодательства

Присоединение к Всемирной торговой организации повлечет за собой изменения действующего законодательства Республики Казахстан в соответствии c обязательствами, принимаемыми на себя Республикой Казахстан в рамках вступления во Всемирную торговую организацию. В этих целях Министерством национальной экономики Республики Казахстан разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи со вступлением в ВТО» в настоящее время находящийся на согласовании с заинтересованными государственными органами Республики Казахстан.

.2 Услуги

В рамках ВТО регулирование торговли услугами осуществляется в соответствии с Генеральным соглашением о торговле услугами (ГАТС).

Согласно ГАТС под торговлей услугами понимается поставка услуг, осуществляемая следующими способами:

способ - трансграничная поставка (cross-border trade).

При трансграничном способе поставки услуга пересекает границу посредством телекоммуникаций или почтовой связи, при этом поставщик и потребитель услуги через границу не перемещаются.

способ - потребление за рубежом (consumption abroad).

Потребитель услуги, как физическое, так и юридическое лицо перемещается за рубеж, где приобретает или потребляет услугу. Поставщик услуги за границу не перемещается.

способ - коммерческое присутствие (commercial presence, right of establishment)

Компания, предоставляющая услугу, пересекает границу с целью открытия представительства или дочерней организации, через которую будет предоставляться услуга.

способ - присутствие физических лиц (presence of natural persons)

Поставщик услуги перемещается через границу в страну местонахождения потребителей с целью предоставления услуги.

Каждая страна при вступлении формирует такой перечень изъятий. Изъятие по сроку действия не должно превышать 10 лет и должно пересматриваться не позднее через пять лет на последующих раундах переговоров по либерализации сферы услуг.

Так, в соответствии со статьей XVI ГАТС, страны - члены ВТО, в своих обязательствах по доступу на рынок услуг должны оговаривать следующие условия, имеющие ограничительный характер:

Ограничения общего числа поставщиков в форме количественных квот, монополий, исключительных поставщиков услуг, либо теста на экономическую целесообразность;

Ограничения общей стоимости сделок по услугам или активов в форме количественных квот или требования теста на экономическую целесообразность;

Ограничения общего числа операций с услугами или общего объема производства услуг, выраженных в виде установленных количественных единиц измерения в форме квот или требования теста на экономическую целесообразность;

Ограничения общего числа физических лиц, которые могут быть заняты в определенном секторе услуг или числа физических лиц, которых поставщик услуг может нанять и которые необходимы и непосредственно имеют отношение к поставке определенной услуги, в форме количественных квот или требования теста на экономическую целесообразность;

Меры, ограничивающие юридические лица или совместные предприятия или требующие определенных их форм, посредством которых поставщик услуги может оказать услугу;

Ограничения на участие иностранного капитала в форме максимальной доли иностранного участия в акционерном капитале или общей стоимости индивидуального или совокупных иностранных инвестиций.

.3 Интеллектуальная собственность

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (соглашение ТРИПС) является одним из основополагающих документов, положениям которого должно соответствовать законодательство всех стран-членов ВТО. Прежде всего, оно устанавливает минимальные стандарты, касающиеся наличия, объема и использования таких категорий интеллектуальной собственности, как авторское и смежные права, товарные знаки, географические указания, промышленные образцы, патенты, закрытая информация и топологии интегральных микросхем. Однако в отличие от международных конвенций в этой сфере соглашение ТРИПС предусматривает механизм по урегулированию споров, а также меры охраны прав интеллектуальной собственности в случае нарушения этих прав.

Первая часть соглашения ТРИПС содержит общие положения и такие основополагающие принципы ВТО, как национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. В соответствии с данными принципами каждая страна-член предоставляет гражданам других стран-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет своим собственным гражданам, а любые выгоды, льготы, привилегии или иммунитеты, предоставляемые страной-членом гражданам любой другой страны, немедленно и безоговорочно распространяет на граждан всех других стран-членов.

В области авторского и смежных прав, соглашение прежде всего требует соблюдения положений Бернской конвенции. Исключение составляет статья 6, которая предусматривает охрану моральных прав. Кроме того, охрана нормами авторского права распространяется только на формы выражения, а не на идеи, процедуры, методы работы или математические концепции. Срок охраны авторских прав составляет не менее 50 лет.

Положения по использованию товарных знаков предусматривают, что товарным знаком может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений, с помощью которых можно отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг другого предприятия. В частности, в соответствии с соглашением ТРИПС это могут быть слова, имена собственные, буквы, цифры, изобразительные элементы и сочетания цветов, а также любые комбинации таких обозначений.

В отношении географических указаний одним из обязательств для стран-членов является запрет использования любых средств для обозначения товара, который указывает, что этот товар происходит из географического района, отличного от его подлинного места происхождения. Целью в данном случае является предотвращение введения общественности в заблуждение в отношении географического происхождения этого товара. Дополнительная охрана географических указаний предусмотрена для вин и спиртных напитков. Так, использование географического указания, не происходящего из обозначенного данным географическим указанием места, запрещается, даже если указывается подлинное происхождение товаров или географическое указание используется в переводе, или сопровождается такими выражениями, как вид, тип, в стиле, имитация или подобными. Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос учреждения многосторонней системы уведомлений и регистрации географических указаний для вин, охраняемых в тех странах-членах, которые участвуют в данной системе.

Что касается патентной охраны, то она, в соответствии с соглашением ТРИПС, предусмотрена в отношении любых изобретений при условии, что они обладают новизной, содержат изобретательский уровень и являются промышленно применимыми. Исключениями из области патентуемых изобретений являются диагностические, терапевтические и хирургические методы лечения людей или животных, а также сами растения и животные. Однако страны-члены предоставляют охрану сортов растений либо путем выдачи патентов, либо путем применения специальной системы.

Часть третья соглашения ТРИПС предусматривает обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности. Помимо прочего оно включает в себя обязательство стран-членов предоставлять правообладателям возможность прибегать к гражданско-правовым и административным судебным процедурам.

В случаях, когда существует вероятность того, что любая задержка может причинить непоправимый вред правообладателю или когда очевиден риск того, что улики будут уничтожены, судебные органы имеют право принимать временные меры. Ими могут быть как арест предполагаемого контрафактного товара, так и запрет на его продажу.

Особые требования в рамках соглашения существуют в отношении пограничных мер. В соответствии с его положениями страны-члены принимают меры, позволяющие правообладателю, который имеет основания подозревать, что может иметь место ввоз контрафактных товаров, подать в компетентные органы заявление о приостановлении таможенными органами выпуска таких товаров в свободное обращение. Кроме того, соглашение предусматривает дополнительные полномочия таможенных органов, которые позволяют приостанавливать выпуск таких товаров по собственной инициативе, без заявления правообладателя.

Применение уголовных процедур и наказаний предусматривается в случаях умышленного применения неправомерно используемых товарных знаков или нарушения авторского права, совершенных в коммерческих масштабах. Меры пресечения включают тюремное заключение, денежные штрафы, наложение ареста, конфискацию и уничтожение контрафактных товаров, а также любых материалов и оборудования, которые преимущественно использовались при совершении правонарушений.

Действующее законодательство, обеспечивающее защиту прав интеллектуальной собственности, состоит из Гражданского кодекса (общая часть) от 27 декабря 1994 года, Гражданского кодекса (особенная часть) от 1 июля 1999 года, Гражданского процессуального кодекса от 13 июля 1999 года, Уголовного кодекса от 16 июля 1997 года, Кодекса об административных правонарушениях от 21 января 2001 года, Таможенного кодекса от 30 июня 2010 года, Законов «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 года, «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 26 июля 1999 года, «Патентного Закона» от 16 июля 1999 года, «Об охране селекционных достижений» от 13 июля 1999 года, «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 29 июня 2001 года.

В рамках Таможенного союза вопросы интеллектуальной собственности регулируются в соответствии с Главой 46 Таможенного кодекса Таможенного Союза (статьи 328-334), а также Соглашением о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза, которое было ратифицировано Законом Республики Казахстан 30 июня 2010 г.

В рамках Евразийского Экономического Союза вопросы охраны и защиты прав интеллектуальной собственности регулируются Разделом XXIII и Приложением № 26 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности» Договора о Евразийском Экономическом Союзе, который вступает в силу в январе 2015 года. Договор о Евразийском Экономическом Союзе полностью имплементировал и заменил собой положения ранее действующего Соглашения Единого Экономического Пространства о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Основные положения Договора представляют собой нормы, являющиеся общими для национальных законодательств стран-членов Евразийского Экономического Союза в сфере прав интеллектуальной собственности. Они включают в себя общие положения, положения об авторском праве и смежных правах, товарных знаках, наименованиях мест происхождения товаров (географических указаниях), патентах, селекционных достижениях, топологиях интегральных микросхем и правоприменении. Договором предусматривается принцип регионального исчерпания прав, согласно которому первая продажа товаров, содержащих охраняемый товарный знак, владельцем или с его согласия, исчерпывает любые права на товарный знак в отношении этих товаров не только на внутреннем рынке, но и в рамках всего региона, после чего параллельный импорт, осуществляемый в рамках региона, не может быть ограничен на основании прав на товарный знак.

В Республике Казахстан ответственным органом по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности является Министерство юстиции Республики Казахстан.

В рамках Евразийского Экономического Союза рабочим органом по защите прав интеллектуальной собственности. является Консультативный Комитет по интеллектуальной собственности. Главные задачи Консультативного Комитета по интеллектуальной собственности включают выработку предложений для Евразийской Экономической Комиссии по вопросам охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, а также проведение консультаций с представителями государств - членов. В частности, Консультативный Комитет по интеллектуальной собственности участвует в проведении анализа международных договоров и национального законодательства стран-членов; подготавливает предложения по гармонизации и совершенствованию национального законодательства; и содействует информационному обмену между Евразийской Экономической Комиссии, уполномоченными органами стран-членов, а также международными организациями. Заседания Комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

В рамках ВТО функционирует Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

.4 Товары

На переговорах по товарам велись обсуждения по следующим направлениям:

-Сельское хозяйство

-Санитарные и фитосанитарные меры

-Промышленные субсидии

-Таможенная стоимость

-Правила происхождения

-Предотгрузочная инспекция

-Лицензирование импорта

-Государственные торговые предприятия

-Антидемпинговые, компенсационные и защитные меры

-Торговля гражданской авиатехникой

-Государственные закупки

-Свободные экономические зоны

-Технические барьеры в торговле

Одним из инструментов доступа на рынок товаров, применяемых во всех странах, является таможенный тариф. При этом, следует отметить, что «доступ» на рынок товаров - это не только таможенно-тарифное регулирование, но и технические стандарты, санитарные, фито-санитарные, ветеринарные и иные требования.

На настоящий момент действует Единый таможенный тариф Таможенного союза. Создание Таможенного союза, прежде всего, продиктовано необходимостью более тесной интеграции наших государств, особенно в условиях мирового экономического кризиса, и направлено на обеспечение благоприятных условий для привлечения взаимных инвестиций и создания совместных производств с учетом имеющегося в государствах экономического потенциала.

Так, создание Единой таможенной территории позволит расширить внутренний рынок с 15,9 млн. человек в Казахстане до 167,2 млн. человек в Таможенном союзе с общим уровнем ВВП в 1,6 млрд. долл. США.

Кроме того, учитывая, что у Казахстана, как страны, отдаленной от основных рынков сбыта, почти нет выхода к морским портам, то особое внимание уделяется вопросам предоставления более благоприятных условий доступа казахстанским экспортерам к российской транспортной инфраструктуре, что позволит сократить транспортные издержки и, соответственно, повысить конкурентоспособность казахстанской продукции на рынках третьих стран.

В целом, важно отметить, что Таможенный союз лишь исключил такой административный барьер во взаимной торговле с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, как таможенное оформление. Таким образом, доступ на рынок Таможенного союза товаров будет проходить с меньшими временными затратами.

Касательно таможенного тарифа отметим, что в результате формирования единого с Россией и Беларусью таможенного тарифа среднеарифметический уровень национального тарифа повысился с 6,2% до 10,6%.

По промышленным товарам уровень таможенных пошлин повысился с 4,6% до 8,5%, по сельскохозяйственным товарам - с 12,1% до 16,7%.

Следует отметить, что значительное увеличение среднего значения ставок таможенных пошлин по сельхоз товарам произошло за счет применения тарифных квот в отношении импорта мяса, т.к. внеквотные ставки установлены на уровне 50%, 75%, 80%.

При этом, в рамках переговоров по формированию Единого таможенного тарифа оговорен ряд тарифных преференций по уплате ввозных таможенных пошлин, часть из которых применяется исключительно казахстанской стороной:

) в течение 10-ти летнего переходного периода казахстанские сахарные заводы имеют право беспошлинно завозить тростниковый сахар-сырец;

) Казахстан в течение переходного периода (2010-2014 годы) оговорил право применять более низкие ставки таможенных пошлин в отношении некоторых товаров: лекарственные средства, вагоны, теплицы, приборы и устройства, применяемые в медицине.

Необходимо отметить, что с момента создания Таможенного союза объем внешней торговли в 2010 году увеличился на 26,6% (19,1 млрд. долларов США) и составил 90,6 млрд. долларов США.

Рост объема внешней торговли Казахстан сложился в основном за счет увеличения в 2010 году объемов экспорта на 38,4% и незначительного (на 8,4%) увеличения импорта. В 2010 году также основным торговым партнером Казахстана являются страны ЕС, Россия и Китай.

Основными покупателями казахстанских товаров являются страны ЕС (51,4%, 30,8 млрд. долларов США), Китай (16,9%, 10,1 млрд. долларов США) и Россия (9%, 5,4 млрд. долларов США).

Поставки товаров в Казахстан осуществляются из России (39%, 12,1 млрд. долларов США), стран ЕС (23,5%, 7,2 млрд. долларов США) и Китая (12,9%, 3,9 млрд. долларов США).

Товарооборот Казахстана с Россией и Беларусью в 2010 году увеличился на 40,3% (5,2 млрд. долларов США) и составил 18,1 млрд. долларов США.

3.5 Разрешение споров

Механизм урегулирования споров Генерального соглашения по тарифам и торговле всегда рассматривался в качестве одного из основополагающих элементов многосторонней торговой системы. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, которая была выработана в ходе переговоров «Уругвайского раунда», является значительным шагом вперед, повышающим эффективность процедуры урегулирования споров в рамках ВТО. По сравнению с процедурой, существовавшей в ГАТТ 1947, значительно повышен автоматизм функционирования механизма урегулирования споров: все третейские группы экспертов, образуемые для рассмотрения существа спора и вынесения рекомендаций, действуют на основе стандартно сформулированного мандата, текст которого приводится в Статье 7 Договоренности; ранее согласование мандатов третейских групп между заинтересованными сторонами могло длиться месяцами.

В течение 60 дней со дня выхода доклада третейской группы экспертов он должен быть принят на заседании Органа по разрешению споров (ОРС), если только ОРС консенсусом не решит не принимать этот доклад, либо одна из сторон не уведомит о своем намерении подать апелляцию; решения Апелляционного органа принимаются и выполняются безусловно.

В случае невыполнения рекомендаций доклада стороной-ответчиком сторона, подавшая жалобу, имеет право обратиться к ОРС с просьбой предоставить ей разрешение на отзыв обязательств, вытекающих из членства в ВТО, на сумму, эквивалентную понесенному ущербу; величина этой суммы определяется специально назначаемым арбитром.

Важной характеристикой механизма разрешения споров ВТО является то, что созданная им система является интегрированной, то есть любая страна-член ВТО имеет право представлять свою жалобу, базируясь на положениях любого из многосторонних соглашений, приложенных к Соглашению об учреждении ВТО. Если спор между сторонами не разрешается путем консультаций, предусмотренных процедурой, то на заседании ОРС создается третейская группа экспертов. Подобные группы обычно состоят из трех человек, имеющих необходимое образование и опыт работы и не являющихся гражданами стран, вовлеченных в спор. В Секретариате ВТО ведется специальный реестр экспертов, отвечающих этим критериям.

Одним из центральных элементов механизма урегулирования споров ВТО является положение о том, что страны-члены не имеют право самостоятельно определять, были ли нарушены их права по соглашениям ВТО и вводить встречные меры. В подобных случаях они обязаны прибегать к правилам и процедурам, предусмотренным механизмом разрешения споров ВТО.

всемирный торговый казахстан законодательство

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вступление Республики Казахстан в ВТО является очень ответственным шагом, который повлечет за собой определенные последствия. На данном этапе трудно прогнозировать, как именно повлияют новые международные договоренности на благополучие всех граждан. С одной стороны, повышение конкуренции побудит национальных производителей к созданию более конкурентоспособных товаров и не все эту конкуренцию могут выдержать. Наиболее уязвимыми отраслями являются сельское хозяйство и машиностроение, а также производство малого и среднего бизнеса. С другой стороны, для крупных компаний Казахстана появится выход на мировой рынок и доступ к коммуникациям, что является необходимым для страны, которая не имеет выхода к морю. Обычные потребители увидят на прилавках множество качественных и дешевых импортных товаров, что несомненно является положительным эффектом, но риск повышения безработицы из-за сокращений на пострадавших предприятиях может не позволить жителям страны покупать эти самые дешевые импортные товары. В этих условиях, от государства необходима поддержка для пострадавших отраслей, но в рамках ВТО прямая поддержка запрещена, поэтому должны быть выработаны меры по трудоустройству уволенных работников и переориентации неконкурентоспособных предприятий.

В настоящее время в республике недостаточно конкурентоспособного, с точки зрения мировой торговли, производства. По общепринятым меркам, отрасль считается конкурентоспособной, если на нее приходится не менее 3,25% мирового экспорта. Доля Казахстана в мировом экспорте по группам товаров распределялась в 2000 году следующим образом: сельскохозяйственные продукты - 0,18%, переработанные продукты - 0,02%, химикаты - 0,01%, базовое машиностроение - 0,22%, минералы - 0,49%. При таких низких показателях выигрыш от участия в мировой торговле, естественно, будет незначительным. Поэтому, если нацелиться на выгодное для себя участие в такой торговле, надо думать об экспортоориентированном производстве.

Вследствие узости внутреннего рынка необходимость создания казахстанских экспортоориентированных производств признается давно. За годы реформ численность работающих в казахстанской промышленности сократилась в 2 раза, уровень износа основных фондов достиг 60%, объем инвестиций в отрасли явно недостаточен. А ведь успешность вступления Казахстана в ВТО в первую очередь зависит от уровня развития отечественной промышленности.

Подведя итог, можно сказать, что вступление Казахстана в ВТО это, в первую очередь, признание его мировым сообществом, как государства с рыночной экономикой и поднятие международного престижа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)<https://www.wto.org> - официальный сайт ВТО

)<#"justify">ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Проект Доклада Рабочей группы по присоединению Казахстана к ВТО, а также Указа Президента Республики Казахстан «О подписании Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года», (июнь 2015 года) Ключевые условия вступления Казахстана в ВТО

июня текущего года пакет документов о присоединении Казахстана к ВТО был утвержден и передан в Генеральный совет ВТО для официального принятия.

Ратификация Протокола о присоединении Казахстана к ВТО должна быть проведена в срок до 31 октября 2015 года. Официально Казахстан станет 162-м членом ВТО после 30 дней с даты ратификации.

В отношении товаров Казахстан снизит средневзвешенный таможенный тариф до 6,5% с действующих 10,4% в рамках Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Стоит отметить, что до формирования Таможенного союза средневзвешенный таможенный тариф Казахстана составлял 6,2%.

Для сельскохозяйственных товаров средний уровень таможенных пошлин составит 10,2% (против 17% в рамках ЕТТ), а для промышленных товаров - 5,6% (против 8,7%в рамках ЕТТ).

По 3 512 товарным позициям (автомобили, пищевые продукты, лесоматериалы, ювелирные изделия, провода, кабели, напитки и др.) у Казахстана будут изъятия из Единого таможенного тарифа ЕАЭС, то есть по данным товарам ставки таможенной пошлины будут ниже ЕТТ.

Достигнуты договоренности об увеличении размера тарифных квот на мясо (говядина, свинина, мясо птицы). Казахстан примет на себя обязательства обеспечения доступа по 10 секторам услуг, в том числе по 116 подсекторам (из 155 подсекторов, предусмотренных классификацией ВТО), в т.ч. в сфере телекоммуникаций, страхования, банковских услуг, транспорта, туризма, торговли и др.

В течение четырех лет с даты присоединения Казахстан начнет переговоры о присоединении к Соглашению о правительственных закупках.

Меры поддержки в виде требования местного содержания в контрактах на недропользование должны быть устранены к 1 января 2021 года.

С вступлением в ВТО должны быть запрещены все субсидии, связанные с экспортом и замещением импорта.

Должны быть отменены требования местного содержания в закупках квазигосударственного сектора для цели коммерческой перепродажи, или использования их для производства товаров и оказания услуг в целях коммерческой продажи.

Объем агрегированных мер поддержки сельского хозяйства («янтарная» корзина) установлен на уровне 8,5% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства Казахстана. Для сравнения, в рамках ЕАЭС объем государственной поддержки, оказывающей искажающее воздействие на торговлю, не должен превышать 10%. В целом, сохранится возможность предоставления субсидий по программе Агробизнес-2020 в полном объеме.

Льготы по НДС для отечественных сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков должны быть устранены до 1 января 2018 года.

В соответствии с принятыми обязательствами таможенные льготы для участников СЭЗ и владельцев свободных складов Казахстана, зарегистрированных до 1 января 2012 года, закончатся 1 января 2017 года.

Тарифные льготы, применяющиеся в действующих соглашениях промышленной сборки в автомобильной промышленности, должны быть устранены до 1 июля 2018 года.

Казахстан также принял обязательства, направленные на обеспечение соответствия системы технического регулирования, а также санитарного, ветеринарного и фитосанитарного регулирования, правилам ВТО.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту постановления Правительства Республики Казахстан «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О подписании Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года»

№Перечень сведений, которые должны быть отражены в пояснительной запискеИнформация государственного органа-разработчика1.Государственный орган-разработчик проектаМинистерство национальной экономики Республики Казахстан2.Обоснование необходимости принятия проектаВ соответствии c пунктом № 53 плана мероприятий по выполнению Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года.3.Предполагаемые социально-экономические и/или правовые последствия в случае принятия проектаВступление Казахстана в ВТО гарантирует справедливое отношение к нашему экспорту на рынках других стран, и в то же время обязывает обеспечивать такие же условия для импорта иностранных товаров и услуг на наш внутренний рынок. Кроме того, членство в ВТО позволит Казахстану экспортировать товары на рынки других членов ВТО по тем транспортным тарифам, которые применяются при транспортировке товаров внутри этих стран. На сегодняшний день более 50% общего товарооборота Казахстана приходится на страны-члены ВТО, в связи с чем для Казахстана очень важно торговать со своими крупными торговыми партнерами в рамках общего правового пространства. Также, вступление в ВТО дает возможность: - реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах при выработке новых правил международной торговли; - совершенствования внутреннего законодательства страны в соответствии с нормами ВТО; - создания дополнительных рабочих мест и повышение благосостояния населения путем притока капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций; - искоренения политики торговых ограничений; При этом необходимо учесть возможность обострения конкуренции для отечественных товаропроизводителей.4.Предполагаемые финансовые затраты, связанные c реализацией проектаНе требуется5.Конкретные цели, сроки ожидаемых результатов и предполагаемая эффективность принятия проектаВнесение на рассмотрение Президента Республики Казахстан проекта Указа Президента Республики Казахстан «О подписании Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года ».6.Сведения об актах Президента и/или Правительства, принятых ранее по вопросам, рассматриваемым в проекте, и результатах их реализацииОтсутствует7.Необходимость последующего приведения законодательства в соответствие с проектомПрисоединение к Всемирной торговой организации повлечет за собой изменения действующего законодательства Республики Казахстан в соответствии c обязательствами, принимаемыми на себя Республикой Казахстан в рамках вступления во Всемирную торговую организацию. В этих целях Министерством национальной экономики Республики Казахстан разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи со вступлением в ВТО» в настоящее время находящийся на согласовании с заинтересованными государственными органами Республики Казахстан.8.Результаты дополнительной экспертизы (правовой, лингвистической, экономической, экологической, финансовой и других) в случае ее проведения по поручению Премьер - Министра в других организациях 9.Иные сведенияОтсутствуют10.Разрешается передача материалов (выписок) на мобильные устройства членов Правительства через информационную систему «Мобильный офис Правительства Республики Казахстан»Передача разрешается11.Информация о размещении проекта постановления на интернет-ресурсе государственного органа (веб-сайте, интернет-портале или другой информационной системе)Проект размещен на интернет-ресурсе www. economy. gov. kz и интранет-портале государственных органов12.Информация o размещении на интернет-ресурсе (веб-сайте) государственного органа пресс-релиза к проекту постановления, имеющего социальное значение (наименование пресс-релиза, дата)Не требуется

Министр национальной экономики Республики Казахстан Е. Досаев 2015 год

Президенту Республики Казахстан Назарбаеву Н.А.

Пояснительная записка к проекту Указа Президента Республики Казахстан «О подписании Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года»

Проект Указа Президента Республики Казахстан «О подписании Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года» (далее - проект Указа) разработан в соответствии c пунктом 3 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан».

Проектом Указа предлагается одобрить и уполномочить Министра Республики Казахстан по делам экономической интеграции Айтжанову Ж.С. подписать от имени Республики Казахстан Протокол о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года. Проект Указа не потребует выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета и не повлечет негативных социально - экономических и правовых последствий.

Однако присоединение к Всемирной торговой организации повлечет за собой изменения действующего законодательства Республики Казахстан в соответствии с обязательствами, принимаемыми на себя Республикой Казахстан в рамках вступления во Всемирную торговую организацию. В этих целях Министерством национальной экономики Республики Казахстан разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи со вступлением в ВТО» в настоящее время находящийся на согласовании c заинтересованными государственными органами Республики Казахстан.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Одобрить прилагаемый проект Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению <#"justify">Протокол о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года

Преамбула

Всемирная Торговая Организация (далее - ВТО), на основании одобрения [Министерской конференции] [Генерального Совета] ВТО, предоставленного в соответствии со статьей XII Марракешского соглашения об учреждении Всемирной Торговой Организации (далее - Соглашение ВТО) и Республика Казахстан,

Принимая во внимание Доклад Рабочей Группы o присоединении Республики Казахстан к Соглашению ВТО, представленный в документе WT/ACC/KAZ/ […], от […] (далее - Доклад Рабочей Группы),

Учитывая результаты переговоров о присоединении Республики Казахстан к Соглашению ВТО,

Соглашаются со следующим:

РАЗДЕЛ I - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

. С вступлением в силу настоящего Протокола в соответствии с пунктом 8, Республика Казахстан присоединяется к Соглашению ВТО в соответствии со статьей XII указанного Соглашения и таким образом становится членом ВТО.

. Соглашение ВТО, к которому присоединяется Республика Казахстан, является Соглашением ВТО, включая Пояснительные примечания к указанному Соглашению, c исправлениями, поправками и иными изменениями, внесенными такими правовыми документами, которые могли вступить в силу до даты вступления в силу настоящего Протокола. Настоящий Протокол, который включает обязательства, указанные в пункте 1177 Доклада Рабочей группы, является неотъемлемой частью Соглашения ВТО. 3. Если иное не предусмотрено пунктом 1177 Доклада Рабочей группы, обязательства по многосторонним торговым соглашениям, являющимся приложением к Соглашению ВТО, которые должны быть выполнены в течение периода времени, начиная с даты вступления в силу указанного Соглашения, выполняются Республикой Казахстан, как если бы он принял указанное Соглашение на дату вступления его в силу.

. Республика Казахстан может сохранять меру, несоответствующую пункту 1 статьи II Генерального соглашения по торговле услугами (далее - ГАТС) при условии, что такая мера внесена в Перечень изъятий из Статьи II, прилагаемый к настоящему Протоколу, и отвечает условиям Приложения к ГАТС по изъятиям из Статьи II.

РАЗДЕЛ II - ПЕРЕЧНИ

. Перечни, представленные в Приложении 1 к настоящему Протоколу, становятся Перечнем уступок и обязательств, прилагаемым к Генеральному Соглашению по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994 года) и Перечнем специфических обязательств, прилагаемым к ГАТС, в отношении Республики Казахстан. Этапность уступок и обязательств, перечисленных в Перечнях, осуществляется, как указано в соответствующих частях соответствующих Перечней.

. Для целей определения в пункте 6 (а) Статьи II ГАТТ 1994 года даты указанного Соглашения, соответствующей датой в отношении Перечня уступок и обязательств, прилагаемого к данному Протоколу, является дата вступления в силу Протокола.

РАЗДЕЛ III - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

. Настоящий Протокол открыт для принятия, посредством подписания или иным способом, Республикой Казахстан до [...] или более поздней даты, которая может быть определена [Министерской конференцией] [Генеральным Советом].

. Настоящий Протокол вступает в силу на тридцатый день после дня его принятия Республикой Казахстан.

. Настоящий Протокол сдается на хранение Генеральному директору ВТО. Генеральный директор ВТО незамедлительно представляет заверенную копию настоящего Протокола и уведомление о его принятии Республикой Казахстан в соответствии c пунктом 7 каждому члену ВТО и Республике Казахстан. 10. Настоящий Протокол регистрируется в соответствии с положениями статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Совершено в [...] [...] [...] в единственном экземпляре на английском, французском и испанском языках, причем каждый текст является аутентичным, за исключением случая, когда прилагаемый Перечень может установить, что он является аутентичным только на одном из этих языков, и Доклад Рабочей группы является аутентичным только на английском языке.

ПРОЕКТ ДОКЛАДА РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ КАЗАХСТАНА

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ

ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика

Система валютного обмена и платежей

Инвестиционный режим

Государственная собственность, государственные торговые организации и приватизация

(а) Приватизация

(б) Принадлежащие государству и контролируемые государством предприятия, предприятия со специальными и эксклюзивными привилегиями

Политика ценообразования

Политика в области конкуренции

III. МЕХАНИЗМ ВЫРАБОТКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ

Полномочия исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти

Евразийский Экономический Союз между Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Республикой Беларусь

(а) Правовые основы создания таможенного союза

(b)Структура Таможенного союза и компетенция в области торговли

(c)Высший Евразийский Экономический Совет

(d)Евразийский Межправительственный Совет

(е)Евразийская Экономическая Комиссия

(f)Совет Евразийской Экономической Комиссии

(g) Коллегия Евразийской Экономической Комиссии

(i) Суд Евразийского Экономического Союза

(j)Транспарентность

(k)Исполнение обязательств ВТО в рамках правового режима ТС

Государственные органы, ответственные за формирование и реализацию политики во внешней торговле. Право на апелляцию

IV.ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ

Регистрационные требования для осуществления операций по импорту и экспорту

(a) Этиловый спирт и алкогольная продукция

(б) Лекарственные средства

(в) Продукты, содержащие криптографические свойства, включая товары, содержащие шифровальные средства и специальные технические средства

(г) Заключение

А. ИМПОРТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Обычные таможенные пошлины

Другие пошлины и сборы

Тарифные льготы

Тарифные квоты

Платежи и сборы за оказанные услуги

Применение внутренних налогов к импорту

Количественные ограничения на импорт, включая запреты, квоты и системы лицензирования.

(а) Количественные ограничения на импорт, включая запреты и квоты

(б) Импортное лицензирование

Таможенная стоимость

Правила определения страны происхождения товаров

Прочие таможенные формальности

Предотгрузочная инспекция

Антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры

(а) Переходный режим

(б) Режим, установленный в соответствии с Договором о ЕАЭС

В. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА

Таможенные пошлины, платежи и сборы, взимаемые за предоставляемые услуги, применение внутренних налогов на экспорт

Количественные ограничения на экспорт, включая запреты и квоты

Экспортное лицензирование

C.ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ВЛИЯЮЩАЯ НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ

Индустриальная политика, включая промышленные субсидии

Технические барьеры в торговле, стандарты и сертификация

(а) Законодательная база

(b) Организации

(с) Технические регламенты, международные и национальные

стандарты, и процедуры оценки соответствия

(i) Технические регламенты

(ii) Технические требования, не предусмотренные Законом № 603 «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 года

(iii) Добровольные национальные и международные стандарты

(iv) Отмена обязательных национальных стандартов Казахстана

(v) Процедуры оценки соответствия, включая аккредитацию

органов по оценке соответствия

(d) Транспарентность

Санитарные и фитосанитарные меры

(а) Законодательная База

(b) Уполномоченные органы, ответственные за регулирование торговли сельскохозяйственными продуктами

(i) Компетентные органы ЕАЭС и их полномочия

(ii) Национальные компетентные органы

(c) Разработка технических регламентов/Обязательные требования к СФС

(d)Торговля товарами, подлежащими ветеринарному контролю

(i) Ветеринарные сертификаты

(ii) Одобрение, регистрация и проверка предприятий

(iii) Разрешения на импорт

(iv) Разрешение на транзит

(e) Торговля товарами, подлежащих фитосанитарному контролю

(f)Защита здоровья человека

(g)Соответствие СФС режима с отдельными положениями Соглашения ВТО по СФС

(i) Гармонизация с международными стандартами и нормами

(ii) Оценка риска

(iii) Регионализация

(iv) Эквивалентность

(v) Недискриминация

(h)Прозрачность, уведомления и полномочия Информационного центра

(i) Соразмерность, необходимость и разумность

(j) Заключение

Инвестиционные меры, связанные с торговлей

Свободные зоны, Специальные экономические зоны

(а) Регулирование СЭЗ в ЕАЭС

(в) Таможенное и налоговое законодательство Республики Казахстан

(г) Таможенный режим «Свободный склад»

Государственные закупки

Транзит

Встречная торговля и бартерные операции

Политика сельского хозяйства

(а) Импорт

(б) Экспорт

(в) Внутренняя политика

Торговля в области гражданской авиации

V. РЕЖИМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, СВЯЗАННЫЙ С ТОРГОВЛЕЙ

-ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Охрана объектов промышленной собственности

Органы, ответственные за политику в области охраны прав интеллектуальной собственности

Участие в международных конвенциях по интеллектуальной собственности

Применение национального режима и режима наибольшего благоприятствования в отношении иностранных граждан

Налоги и сборы

-СУЩЕСТВУЮЩИЕ СТАНДАРТЫ ЗАЩИТЫ, ВКЛЮЧАЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Авторское право и смежные права

Товарные знаки, включая знаки обслуживания

Географические указания, включая название страны происхождения

Промышленные образцы

Патенты

Защита сортов растений

Топологии интегральных микросхем

Требования по закрытой информации, включая коммерческую тайну и данные испытаний

- ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Судебные гражданско-правовые процедуры и решения

Временные меры

Административные процедуры и средства

Специальные пограничные меры

Уголовные процедуры

VI. ПОЛИТИКА, ВЛИЯЮЩАЯ НА ТОРГОВЛЮ УСЛУГАМИ

VII.ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ

Публикация информации, касающейся торговли

Уведомления.ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (А)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Б)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (В)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Г)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Д)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Е)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Ж)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (А)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (Б)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 14 (А)

ПРИЛОЖЕНИЕ 14 (Б)

ПРИЛОЖЕНИЕ 15 (А)

ПРИЛОЖЕНИЕ 15 (Б)

ПРИЛОЖЕНИЕ 15 (В)

ПРИЛОЖЕНИЕ 15 (Г)

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 17 (А)

ПРИЛОЖЕНИЕ 17 (Б)

ПРИЛОЖЕНИЕ 18 (Б)

ПРИЛОЖЕНИЕ 19 (Б)

ПРИЛОЖЕНИЕ 20 (Б)

ПРИЛОЖЕНИЕ 21 (Б)

ПРИЛОЖЕНИЕ 22 (Б)

ПРИЛОЖЕНИЕ 22 (В)

ПРИЛОЖЕНИЕ 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 24

Похожие работы на - Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!