Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,93 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию

Содержание

Введение

. Изменения в международном и национальном законодательстве в связи с вступлением России в ВТО

. Что изменилось после вступления России в ВТО

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Россия намеревалась вступить в ВТО еще в 1986 году, будучи в составе СССР. Однако США заявку отклонили, объяснив, что СССР - страна с плановой экономикой, а это несовместимо с принципами свободной торговли. Даже статус наблюдателя СССР смог получить только в 1990 году. В 1993 году Россия снова обратилась с заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле - ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade (GATT). Целью ГАТТ была либерализация торговли товарами путем снижения импортных таможенных пошлин. С этого года и отсчитывается 18-летний путь вступления России в ВТО. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО. 20 ноября 2006 года в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам) Россией и США был подписан протокол о присоединении Российской Федерации к ВТО. Но тем не менее вступление России постоянно откладывалось, осложнения во многом были связаны и с мировым финансовым кризисом. Но, кроме того, вступлению России в ВТО препятствовала Грузия, которая настаивала на урегулировании всех вопросов между ней и Россией и не соглашалась пускать Россию в ВТО из-за Абхазии и Южной Осетии. Именно соглашение с Грузией по присоединению России к ВТО и стало последним двусторонним соглашением на пути вступления в ВТО. Оно было подписано только 9 ноября 2011 года в Женеве, причем при посредничестве Швейцарии.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО и о том, что с января 2010 года в переговорах по вступлению в ВТО Россия будет участвовать от лица единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, поскольку согласно Договору о создании ВТО (WTO Agreement) в ВТО могут вступать как страны, так и отдельные таможенные территории. Руководство ВТО предупредило, что это значительно замедлит процесс вступления в организацию России, которая к тому времени уже практически завершила двусторонние переговоры со странами своей группы. В октябре 2009 года в Москве заявили о целесообразности возобновления двусторонних переговоров с ВТО каждой из стран ТС, но на согласованных позициях.

Накануне саммита Россия - ЕС (7 декабря 2010г., Брюссель) все проблемные вопросы сторонами были урегулированы, о чем был подписан меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО.

декабря 2011 года на 8-й Министерской конференции в Женеве Россия была принята в ВТО. Для окончательного вступления оставалась только ратификация договора российским парламентом в течение ближайших 220 дней, то есть до 15 июня 2012 года, и подписание Главой государства еще в течение 30 дней, после чего Россия стала полноправным членом ВТО.

На сайте Всемирной торговой организации можно ознакомиться с текстом Соглашения о присоединении России к ВТО (Information about the Russian Federations WTO commitments), а также Всемирная торговая организация обнародовала Доклад Рабочей группы по вступлению в ВТО России (Report of the Working Party on the accession of the Russian Federation to the World Trade Organization). Доклад представляет собой разъяснения по правоприменению и перспективам развития следующих сфер:

экономика, экономическая политика и внешняя политика;

ограничения и обеспечение политики; политика в области торговли товарами; регулирование импорта, лицензирования и экспорта;

внутренняя политика относительно внешней торговли товарами;

инвестиционные меры, связанные с торговлей (TRIMs), торговые аспекты права интеллектуальной собственности (ТРИПС), политика в области торговли услугами;

прозрачность;

свободная торговля и соглашения таможенного союза;

заключительные положения;

5 приложений.

1. Изменения в международном и национальном законодательстве в связи с вступлением России в ВТО

Министрами ВТО факт вступления Российской Федерации в ВТО оценен как историческое достижение, благодаря которому укрепится многосторонняя торговая система, а сама ВТО станет более универсальной организацией. Паскаль Лами даже выразил надежду на то, что «Россия станет одним из лидеров, активным членом ВТО», а торговый представитель США Рон Кирк заявил, что только со вступлением России «ВТО становится подлинно всемирной организацией». Но при всем этом Америка и Россия договорились о применении норм ВТО в отношении друг друга в рамках 13-й статьи Марракешского соглашения об учреждении ВТО, оговаривающей «неприменение многосторонних торговых соглашений между отдельными членами».

По поводу вступления России в ВТО существуют разные мнения: нейтральные («Какого-либо ущерба России условия присоединения к ВТО не наносят», - утверждает Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики), и критичные (ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов отмечает: «Мы не видим очевидных преимуществ, которые Россия со всей очевидностью может извлечь из вступления во Всемирную торговую организацию за короткий промежуток времени. Скорее этот шаг более выгоден другим членам организации»; главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик объясняет, что «Некоторое негативное воздействие вступление в ВТО может оказать на обрабатывающую промышленность, в том числе на машиностроение, из-за снижения импортных пошлин»).

Если объективно, то в основном, последствия вступления выразятся в понижении средневзвешенного импортного тарифа (путем увеличения импортного барьера, снижения ставок по сельскохозяйственным продуктам, первоначального роста и последующего снижения пошлин по промышленным товарам). Повысится квота иностранного участия в сфере страхования (с 25% до 50%), ограничение на участие иностранных акционеров в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, сначала изменится с 49% до 51%, через 5 лет будет отменено, а через 9 лет иностранным страховым компаниям будет разрешено открывать филиалы в России. Иностранные банки будут иметь возможность создавать дочерние учреждения, не будет ограничения на иностранный капитал для отдельных банковских учреждений, в целом участие иностранного капитала в банковской системе России будет превышать 50%.

После переходного периода значительно снизятся импортные пошлины на лекарства и медицинское оборудование, бытовую технику. Следует, однако, иметь в виду, что это не гарантия снижению цен, поскольку цены зависят не только от размера пошлин, но и от конкуренции, затрат на логистику, стоимости комплектующих и так далее.

Вообще, в рамках своего присоединения к ВТО Россия заключила 57 двусторонних соглашений по доступу на рынок товаров и 30 - по доступу на рынок услуг.

В рамках Соглашения о присоединении России к ВТО, «Россия согласилась принять ряд важных обязательств по обеспечению открытого торгового режима и ускорению ее интеграции в мировую экономику. Сделка предлагает прозрачные и предсказуемые условия для торговли и иностранных инвестиций.

С даты вступления, Российская Федерация взяла на себя обязательство в полной мере применять все положения ВТО, избегая «переходных периодов».

Соглашение о вступлении России в ВТО включает следующие разделы и подразделы:

Доступ на рынки для товаров и услуг;

Доступ на рынки для товаров - от тарифов и квот обязательств;

Доступ к рынку услуг.

Российская Федерация взяла на себя конкретные обязательства относительно 11 секторов и 116 субсекторов услуг. После присоединения к ВТО Россия позволит иностранному капиталу на 100% участвовать в оптовой, розничной торговле и в секторе франчайзинга; ослабятся условия лицензирования.

Экспортные пошлины;

Общие обязательства при доступе на рынок;

Соглашение о государственных закупках;

Промышленные и сельскохозяйственные субсидии;

Промышленные субсидии;

Сельскохозяйственные субсидии;

Цены на энергию;

Санитарные и фитосанитарные меры (СФС) и техническим барьерам в торговле (ТБТ);

Торговые меры инвестиций;

Защита торговых аспектов прав интеллектуальной собственности;

Прозрачность;

Функционирование Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Беларусью;

Следующие шаги.

августа 2012 года Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), о чем официально заявил МИД России. Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (далее - Протокол о присоединении к ВТО) ратифицирован еще в июле 2012 года Федеральным законом от 21 июля 2012 года №126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». С даты вступления России в ВТО начали действовать и многие документы в сфере таможенного законодательства и не только.

Итак, 22 августа 2012 года вступили в силу некоторые документы (или их отдельные положения), действие которых было отложено до момента присоединения России к ВТО (таблица 1).

С 23 августа 2012 года действуют новые редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. №54). Новые редакции этих документов разработаны с учетом обязательств России, принятых в связи с вступлением в ВТО.

А 1 сентября 2012 года, по словам министра экономического развития Российской Федерации Андрея Белоусова, наступил первый этап выполнения обязательств России перед ВТО по снижению единого таможенного тарифа (средневзвешенного импортного тарифа). После этого каждый год с 1 сентября показатель будет понижаться вплоть до 2015 года. Затем тариф стабилизируется примерно на уровне 2015 года. В среднем тариф за этот период снизится примерно на 3,5%. В настоящее время он составляет порядка 9,5%, в 2013 году - 7,4, в 2014 году - 6,9, в 2015 году - порядка 6%.

Таблица 1. Изменения в международном и национальном законодательстве в связи с вступлением России в ВТО

Документ (отдельная норма документа)Суть документа (нормы)Комментарий1. Изменения в сфере таможенного регулирования с 22 августа 2012 г.Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, подписан 19 мая 2011 г. в г. МинскеДокумент призван обеспечить полноценное функционирование ТС в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТОРатифицирован Федеральным законом от 19.10.2011 №282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы»Решение Комиссии ТС от 18.10.2011 №835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска»Страны ТС признают санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры других государств как эквивалентные, даже если они отличаются от мер ТС и (или) стран - членов ТСГосударство-экспортер выполняет два обязательных условия: - объективно доказывает, что его меры позволяют достичь надлежащего уровня санитарной и (или) ветеринарной защиты ТС или фитосанитарной защиты государства - члена ТС; - обеспечивает государствам ТС по их запросу доступ для проведения проверок, испытаний и других процедурАбзацы 2 и 4 п. 3, п. 5-7, глава IV, подп. «а» пункта 162 и подп. «и», «к» п. 165 Положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Комиссии ТС от 18.10.2011 №834Вводится институт аудита зарубежных официальных систем надзора. То есть основным принципом, который будет использоваться для обеспечения безопасности подконтрольных товаров при их производстве, переработке, транспортировке и/или хранении в третьих странах, станет проведение аудита зарубежной официальной системы надзора (ЗОСН). На эту тему также см. сообщение Россельхознадзора от 10 августа 2012 г., опубликованное на официальном сайте ведомстваЕсли аудит ЗОСН завершен успешно, включать предприятия (лиц) в Реестр предприятий третьих стран будут в соответствии с перечнем, предоставляемым компетентным органом третьей страны. Если такой аудит не проводился, не завершен или по его результатам ЗОСН не признана способной обеспечить уровень защиты как минимум эквивалентный уровню защиты в соответствии с требованиями ТС, стороны смогут согласовать включение организации (организаций) в Реестр предприятий третьих стран на основании совместной проверки или гарантий, предоставленных компетентным органом третьей страныРешение Комиссии ТС от 23.09.2011 №810 «Об изъятии в применении ветеринарных мер в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»Определен список отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), в отношении которых уполномоченные органы РФ не осуществляют ветеринарный контроль (в частности, фуражное зерно, жиры и масла растительные и их фракции, дрожжи неактивные, используемые для кормления животных)Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержден Решением Комиссии ТС от 18.06.2010 №317Решение Комиссии ТС от 22.06.2011 №721 «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств»Регламентирует, какими документами нужно руководствоваться, если нет документов ТС или национального законодательства, действующих на территории ТС, которые устанавливают обязательные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к животным и продуктам животного происхождения, фитосанитарные требования к растениям и растительной продукции, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продуктам животного и растительного происхождения. В такой ситуации применяют стандарты, рекомендации и руководства Международного эпизоотического бюро, Международной конвенции по карантину и защите растений и Комиссии «Кодекс Алиментариус»Упомянутые международные стандарты также применяются, если ветеринарные, фитосанитарные, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, действующие на территории ТС, являются в большей степени ограничительными, чем соответствующие международные стандарты, при отсутствии научного обоснования риска для жизни или здоровья человека, животных или растений. Дата вступления документа в силу установлена Решением Комиссии ТС от 16.08.2011 №773 «О вступлении в силу Решения Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года №721 „О применении международных стандартов, руководств и рекомендаций»Решение Комиссии ТС от 16.08.2011 №747 «О внесении изменений в нормативно-правовые акты Таможенного союза в сфере нетарифного регулирования в отношении этилового спирта и алкогольной продукции»Исключается раздел 2.18 из Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. Речь идет об этиловом спирте и алкогольной продукции, ограниченных к перемещению через таможенную границу ТС при импорте. Названная продукция значится теперь только в п. 2 раздела 2.26 Единого перечня, в числе товаров, при ввозе которых установлено исключительноеОдновременно утрачивает силу Положение о порядке ввоза этилового спирта и алкогольной продукции на таможенную территорию ТС. Согласно этому положению до 22 августа упомянутую продукцию ввозят на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным органом государства - члена ТСправо (применяется в отношении товаров, происходящих из третьих стран и импортируемых в Республику Беларусь согласно законодательству этой республики)Постановление Правительства РФ от 21.07.2012 №756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»Устанавливает новые ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы ТСУпомянутые ставки приведены в соответствие с обязательствами России после ее присоединения к ВТО. Утрачивают силу постановления Правительства РФ от 25.04.2011 №312, от 27.09.2011 №785, от 17.10.2011 №840, от 06.02.2012 №88, от 02.05.2012 №408, от 04.05.2012 №430, №431 и №432Решение Комиссии ТС от 23.09.2011 №812 «Об опубликовании проектов решений Комиссии Таможенного союза»Проекты решений Комиссии ТС, содержащих обязательные для исполнения государствами - членами ТС правила, затрагивающие торговлю товарами государств - членов ТС между собой и с третьими странами, доводятся до сведения заинтересованных лиц путем опубликования на официальном интернет-сайте Комиссии ТСПри принятии решении по каждому такому проекту Комиссия ТС учитывает замечания и предложения любых заинтересованных лиц, полученные в соответствии с п. 2 РешенияПодпункт «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 20.07.2011 №595 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. №863»Снижается ставка таможенного сбора за таможенное оформление товара. Так, ставка сбора составит 30 000 руб. за оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет более 10 млн. руб.Сейчас. ставки таможенного сбора составляют (абз. 8 и 9 п. 1 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 №863): - 50 000 руб. за таможенные операции с товарами стоимостью более 10 млн. до 30 млн. руб.; - 100 000 руб. - с товарами стоимостью свыше 30 млн. руб.2. Изменения в сфере таможенного регулирования с 23 августа 2012 г.Решение Совета ЕЭК от 16.07.2012 №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»Поскольку Казахстан и Белоруссия не являются членами ВТО, для них предусмотрены изъятия. И на отдельные товары в этих странах сохраняются ранее действовавшие ставки ЕТТ ТССтавки ввозных таможенных пошлин для Белоруссии и Казахстана, отличные от ставок ЕТТ ТС, утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №55Решения Совета ЕЭК от 16.07.2012 №55 «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров»По большинству товарных позиций 87-й группы (в нее входят различные транспортные средства, в том числе автомобили) ставки практически не изменятсяДля Белоруссии такие ставки будут действовать до момента ее присоединения к ВТО, а для Казахстана - в течение шести месяцев, по истечении которых срок продлевается до вступления этой страны в ВТО3. Изменения в сфере регулирования обращения лекарственных средств с 22 августа 2012 г.Часть 6 ст. 18 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Федеральный закон от 11.10.2010 №271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обращении лекарственных средств»)Закреплено правило о сроке защиты информации, представленной заявителем для госрегистрации лекарственных препаратов. Вводится запрет на получение, разглашение, использование такой информации в коммерческих целях и в целях госрегистрации лекарственных препаратов в течение шести лет с даты такой регистрации. Будет запрещено обращение лекарственных средств, зарегистрированных с нарушением правил о защите информации, представленной заявителем для госрегистрации лекарственных препаратовНарушителей будут привлекать к ответственности согласно российскому законодательству (в частности, по ст. 13.14 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ4. Изменение размера патентных пошлин с 22 августа 2012 г.Постановление Правительства РФ от 15.09.2011 №781 «О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного праваОтменяется разделение на резидентов и нерезидентов в целях уплаты патентных и иных пошлин (сейчас нерезиденты уплачивают многие пошлины в большем размере, чем резиденты). Вводится единый для всех заявителей размер патентных и иных пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, госрегистрацией товарного знака и знака обслуживания, госрегистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с госрегистрацией перехода исключи-Документ также вводит льготы для тех заявителей, которые подают заявки в электронном виде - для них размер пошлин за регистрацию заявок уменьшается на 15%. Вводятся льготы и для субъектов малого предпринимательства, соответствующих критериям, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Если такие заявители подтвердят свой статус, отдельные пошлины для них будут снижены на 50%на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами»тельных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами. Так, сейчас за регистрацию изобретения полезной модели, промышленного образца и выдачу патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель резиденты уплачивают пошлину в размере 2400 руб., нерезиденты - 10 800 руб. Согласно новым правилам такая пошлина составит 3250 руб.5. Изменения в сфере господдержки сельского хозяйства с 22 августа 2012 г.Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 09.12.2010 ограничивается в действииНа Российскую Федерацию не распространяются правила об ограничении уровня мер, направленных на поддержку сельского хозяйства государствами - членами ТС. Отныне применяются ограничения, установленные Протоколом о присоединении к ВТО. В приложении 2 к названному протоколу определено, что внутренняя поддержка государства по сельскому хозяйству будет ограничена фиксированной денежной суммой, которая будет поэтапно уменьшаться с 9 млрд. долл. в 2012 г. до 4,4 млрд. в 2018 г. (секция I части IV «Сельскохозяйственные товары: Обязательства по ограничению субсидий Приложения II к Протоколу о присоединении к ВТО»)До 22 августа в соответствии с ч. 1 ст. 6 Соглашения уровень мер, оказывающих искажающее влияние на торговлю, определяется как процентное отношение объема господдержки сельского хозяйства к валовой стоимости произведенных сельхозтоваров в целом. Для названного показателя установлен лимит 10%6. Изменения в сфере регулирования соглашений о разделе продукции с 22 августа 2012 г.Абзац 10 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.12.95 №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»В статье 7 названного закона сказано, что ее положения, противоречащие принципам ВТО, в случае присоединения России к ВТО теряют силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и в порядке, которые предусмотрены документами ВТО и соглашением о вступлении РФ в эту организациюОграничения национального режима установлены в Перечне специфических обязательств РФ по услугам (Приложение к Протоколу о присоединении к ВТО): - российские компании имеют преимущественное право на участие в реализации СРП в отношении разведки, разработки и добычи минеральных ресурсов в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве по соглашениям (контрактам) с инвесторами; - не менее 80% всего персонала, задействованного в реализации СРП, должны быть гражданами РФ.Закреплено и ограничение доступа на рынок при осуществлении международных перевозок (CPC 7211, CPC 7212), исключая каботажные. Преимущественное право на участие в работах по СРП в качестве перевозчиков принадлежит российским компаниям. Сказанное касается линейных, балкерных, трамповых и других международных перевозок, в том числе пассажирских

Безусловно, что вступление России во ВТО потребует гармонизации многих сфер российского законодательства с нормами международного права.

Полноценное функционирование Таможенного союза в ситуации, когда один или несколько его членов присоединяются к ВТО, обеспечивает Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. Подписан 19 мая 2011 года в г. Минске, ратифицирован Федеральным законом от 19 октября 2011 года №282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы».

Как следует из этого договора, со дня присоединения любого участника ТС к ВТО положения Марракешского соглашения о создании ВТО (далее - Марракешское соглашение) становятся частью правовой системы ТС. Первый присоединившийся к ВТО участник информирует остальных участников и координирует с ними действия по принятию обязательств в качестве условия присоединения к ВТО, если такие обязательства требуют изменений правовой системы ТС. Если впоследствии к ВТО присоединится другой участник, его обязательства (принятые в качестве условия присоединения к ВТО) также станут частью правовой системы ТС.

С момента, когда первый участник присоединяется к ВТО, ставки Единого таможенного тарифа ТС не могут превышать ставки импортного тарифа, которые установлены Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров. Исключения из этого правила предусмотрены Марракешским соглашением.

Согласно упомянутому договору участники ТС должны принять меры, чтобы привести правовую систему ТС в соответствие с Марракешским соглашением. И до тех пор, пока этого не будет сделано, положения названного соглашения (включая обязательства участника ТС, принятые им в связи с присоединением к ВТО) являются приоритетными по отношению к международным договорам ТС и решениями его органов. Если же правовые нормы ТС окажутся более либеральными, чем нормы Марракешского соглашения, и не будут вступать с ним в противоречие, их можно будет применять. Кроме того, участники ТС должны будут обеспечить соответствие названному соглашению всех международных договоров и актов, принимаемых в рамках ТС.

Участники ТС будут признавать санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры других государств как эквивалентные, даже если они отличаются от мер ТС и (или) государств - членов ТС. Это предусмотрено Решением Комиссии ТС от 18 октября 2011 года №835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска». В частности, участники ТС будут проводить совместные консультации с государствами-экспортерами для заключения договоров о признании эквивалентности отдельных санитарных, ветеринарных или фитосанитарных мер. Могут быть установлены процедуры аудита, сертификации и мониторинга, применяемые в отношении любой меры, признанной эквивалентной.

Названные меры будут основываться на соответствующей оценке рисков для жизни или здоровья человека, животного или растения. Такие риски оцениваются на основе методик, разработанных международными организациями (например, Комиссией «Кодекс Алиментариус», Международным эпизоотическим бюро), а также методик международных и региональных организаций, действующих в рамках Международной конвенции защиты растений.

В соответствии с Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Комиссии ТС от 18 октября 2011 года №834, основным принципом, используемым странами - членами Таможенного союза для обеспечения безопасности при импорте после присоединения России к ВТО, будет являться проведение аудита зарубежной официальной системы надзора.

Особенность переходного периода состоит в том, что ни одна страна мира не прошла такой аудит. Соответственно производителям подконтрольных товаров ни одной страны мира по этой технической причине не может быть предоставлено в ближайшее время право доступа на внутренний рынок Таможенного союза и России на основе положительных результатов аудита.

Схему взаимодействия в такой ситуации предложил Россельхознадзор в сообщении от 10 августа 2012 года (опубликовано на сайте ведомства по адресу <#"justify">. Что изменилось после вступления России в ВТО

всемирный торговый законодательство экономика

Вопреки ожиданиям, вступление России в ВТО сократило долю импорта.

августа Россия вступила в ВТО. Многие боялись этого момента, как огня. Предсказывали, что вскоре отечественные производители обанкротятся. Страну наводним дешевый импорт. Безработица подскочит до небес, а российское вообще никто покупать не будет.

Но ничего подобного после вступления в ВТО пока не произошло. Напротив, импорт в Россию заметно упал. Такие данные приводятся в отчете Евразийской экономической комиссии.

В среднем объем ввоза иностранной продукцию с момента вступления России в ВТО сократился на 10 процентов. И это касается почти всех групп товаров, за исключение продовольственных и сырья для их производства.

Сильнее всего сократился ввоз в Россию легковых автомобилей. С момента вступления в ВТО этот показатель упал на 40 процентов.

Впрочем, аналитики находят этому объяснение. По их мнению, сокращение доли импорта автомобилей напрямую связано с введение в России утилизационного сбора. Его же они рассматривают как мера государственной поддержки отечественного производителя.

Значительно сократился объем ввоза продукции машиностроения. Здесь доля импорта с конца августа упала на 33 процента. Также снизились объемы ввоза рыбы и фруктов. Импорт текстиля и обуви остался на прежнем уровне.

На 23 процента вырос импорт молочных продуктов. А объемы ввоза табачных изделий подскочили на треть.

Кстати, последнее аналитики не связывают напрямую со вступлением в ВТО. Они считают, что активность табачных компаний объясняется рядом заявлений и планов российских властей по борьбе с курением.

В частности, неоднократно говорилось о повышении акцизов. В связи с этим, по мнению специалистов Евразийской экономической комиссии, поставщики сигарет просто формируют на территории России большой товарный запас, опасаясь резкого ужесточения условий работы.

Однако аналитики не склонны снижать опасность ВТО для российской экономики в связи с положительными итогами первых месяцев. Так, вступление в эту организацию предусматривает отмену целого ряда ввозных пошлин, сокращение государственных субсидий и снижение уровня господдержки.

Но подобное послабление наступит не сразу. Для «раскачки» у России есть 2-3 года. А в наиболее уязвимых отраслях, например, в автомобильной промышленности и сельском хозяйстве, срок перехода на условия работы по правилам ВТО составляет 5-7 лет.

Однако негативные последствия вступления в ВТО эксперты из Евразийской экономической комиссии, высокопоставленные чиновники и экономисты предсказывают России уже в наступившем году. По их мнению, в 2013 году бюджет не досчитается 188 миллиардов рублей из-за ВТО.

В ближайшее время ввозные пошлины в среднем сократятся с 10% до 7,8% - в среднем по всем товарам ввозимым в Россию. На сельхозпродукцию с 13,2% до 10,8% и промышленные товары с 9,5% до 7,3%. Примерно на треть всех ввозимых в Россию товаров пошлина снижена сразу после вступления в ВТО, остальные тарифы на товары, которые оговорены соглашением, будут снижаться в течение трех последующих лет. Самый длинный срок, 8 лет будет на курятину, также 7 лет отводится для автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов.

Важно отметить, что Россия в рамках присоединения к ВТО взяла на себя обязательство вдвое снизить размер субсидий сельскохозяйственным предприятиям за время перехода. Сумма, которую Россия закладывает в бюджет как помощь агропромышленному комплексу снизится с $9 млрд. в текущем году до $4,4 млрд. в 2018-м. Для избегания излишней господдержки Россия до 2018 года будет направлять эти цели не более 30% от общей суммы субсидий. Предполагается, что некоторые продукты питания существенно подорожают, так как цена на них будет формироваться на рыночных условиях.

По соглашению с ВТО будут установлены тарифные квоты для говядины, свинины, мяса птицы. Для говядины импортная пошлина внутри квоты составит 15%, за рамками квоты - 55%, для свинины - 0% и 65% (с 2020 г. - 25%), для мяса птицы - 25% и 80%. Пошлины на ввоз молочных продуктов будут сокращены до 14,9% с нынешних 19,8%, злаков - до 10% с 15,1%, семян подсолнечника, масел и жиров - до 7,1% с 9%. Условия вступления подразумевают также, что Россия понизит пошлину на импорт сахара c 243 до 223 долларов за тонну. В 2012 году Россия реформирует свой тарифный режим для сахара с целью его дальнейшей либерализации.

Россия совсем снимет ограничения на импорт техники, содержащей средства шифрования (криптографии), а также обнулила ввозные пошлины на высокотехнологичную продукцию.

Для финансового сектора условия следующие: иностранным банкам позволят работать через дочерние структуры. Желающий выйти на российский рынок банк филиал открыть не сможет. Квота на участие иностранного капитала в банковском секторе не может превышать 50%. Иностранные страховые компании смогут открывать филиалы в России по истечении 9 лет после вступления Российской Федерации в ВТО. Российские компании уже начали укрупнятся, чтобы составить конкуренцию мировым концернам. До 2015 года Россия снимет ограничения на участие иностранного капитала в сфере телекоммуникаций. Отрасль считается стратегической и получение контроля над предприятиями нужно будет согласовывать с Правительством.

Цены на железнодорожные перевозки по условиям вступления ВТО не будут регулироваться до июля 2013 года, затем тарифы будут формироваться по правилам ВТО.

Опасения по поводу повышения цен на энергоресурсы - один из важнейших пунктов, который беспокоит противников вступления в ВТО. Так, предполагается, что в случае лучшей конъюнктуры за рубежом, нефть и газ будут поставлять туда, ограничивая поставки на российском рынке и постепенно повышая цены. Стоимость газа в России не будет зависеть от конъюнктуры на мировых рынках, говорят специалисты. Правительство сможет регулировать внутренние цены на газ, но они по условиям ВТО должны обеспечивать «Газпрому» прибыль. Для «Газпрома» внутренний рынок в последние годы является доходным. Однако ни слова о бензине, это действительно вызывает опасение.

Еще на 257 миллиардов федеральный бюджет «похудеет» в 2014 году. Ну а что будет дальше, никто не знает.

Заключение

Несмотря на то, что столь серьезное изменение в жизни страны как вступление России в ВТО произошло не так давно, до сих пор представители власти имеют беспокойства по поводу готовности российской экономики к членству в ВТО. Это подтверждает и тот факт, что в Госдуме ратификацию документа, которая состоялась 10 июля, поддержали только депутаты «Единой России».

Впрочем, многие эксперты считают, что такие опасения напрасны. «В текущей ситуации Россия полностью готова к вступлению в ВТО, более того, можно сказать, что в последние годы страна ведет внешнеторговую деятельность по правилам, очень близким к тем, что существуют в этой организации. Сближены различные техрегламенты, гармонизирован таможенный тариф, приведены в соответствие со стандартами таможенные пошлины», - объясняет Антон Сафонов, аналитик «Инвесткафе».

Сформулируем основные плюсы и минусы вступления России в ВТО.

Так плюсы вступления России в ВТО можно назвать следующие:

. Снижение пошлин. Как результат - импортируемые товары станут дешевле. Снизятся также и экспортные пошлины, что приведет к тому, что российский экспорт также увеличится. От этого выиграют, прежде всего, сырьевые отрасли.

. Иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция. Как результат - российские товары также станут дешевле.

. Вступление в ВТО - серьезный шаг для страны. Российская внешнеэкономическая деятельность станет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций. Также, вероятно, курс рубля станет менее волатильным.

Минусы вступления России в ВТО можно определить на основании мнений экспертов. Они, по мнению Вячеслава Жабина, состоят в том, что:

. Многие российские компании окажутся неконкурентоспособными. Как результат - потеря рабочих мест, увеличение количества безработных. Особенно серьезными последствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообразующего предприятия может возникнуть социальный взрыв.

. Российская экономика потеряет существенную гибкость в вопросах внешнеэкономической деятельности. К примеру, мы уже не сможем так рьяно защищать наш автопром, который сейчас находится в «тепличных» условиях, а в периоды засухи не сможем вводить эмбарго на сельскохозяйственную продукцию, как это было в 2010 году.

. России будет сложнее избавиться от сырьевой зависимости.

. Уменьшение экспортных пошлин приведет к еще большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счет выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответствующими последствиями.

Сергей Хестанов, управляющий директор Группы Компании «АЛОР», считает, что усиление конкуренции российских производителей с зарубежными - это основной минус присоединения России к ВТО: «Особенно сильно давление иностранных производителей будет сказываться в автомобилестроении, производстве бытовой техники и некоторых отраслях сельского хозяйства. В сельском хозяйстве наиболее уязвимы мясное и молочное животноводства».

Антон Сафонов подчеркивает, что минусы от вступления есть только для некоторых отраслей, но для наиболее уязвимых из них, в частности сельского хозяйства, производства автомобилей, машиностроения, легкой промышленности удалось получить длительные переходные периоды на уровне 5-7 лет. «Это позволит секторам компаний более успешно подготовиться к вступлению в ВТО. Пострадают эти отрасли от того, что появится большое количество более интересных по цене и качеству товаров для покупателей, соответственно некоторые отечественные компании указанных секторов из-за возросшей конкуренции будут терять большие объем продаж, выручку и прибыль», - говорит аналитик.

Кроме положительных и отрицательных моментов вступления России в ВТО есть еще и спорные. К ним относится постепенное исчезновение моногородов.

Еще одним неоднозначным фактором можно назвать следующее. ВТО обяжет Россию приобретать у себя продукты генной инженерии. В силу этого Россия может постепенно превратиться в регион, куда будут отправляться продукты генно-модифицированные, так как соглашения между странами-участниками не позволяют тщательно исследовать весь ввозимый товар, учитывая, что торговые отношения между членами-участницами ВТО строятся в основном на доверии. Поэтому подобные факты могут создать непреодолимые проблемы для обеспечения продовольственной безопасности населения страны, а это очень существенный минус.

Выражаясь простым языком, Россию «расшарили» и открыли вход. Единственное, что важно во всей этой ситуации, выиграет ли Россия больше от вступления. Какие позиции мы сдаем при вступлении в ВТО это очевидно, но что получаем взамен - непонятно.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. опубл. в «Российской газете» от 23 января 2009 г. N4);

. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 г. №17;

3. Федеральный закон от 19 октября 2011 года №282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» // Собрание законодательства РФ. - 24 октября 2011 года. - №43;

. Федеральный закон от 21 июля 2012 года №126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Российская газета. - №166. - 23 июля 2012 г.;

. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года №835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска» (начало действия документа - 22.08.2012). // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза #"justify">. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» (ред. от 23.11.2012 г., с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013) //. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии #"justify">Научная и учебная литература:

7. Бекяшев К.А. «Таможенное право» - М., 2012г.

. Горбухов В.А. «Таможенное право России» - М., 2012г.

«Таможенное право» / под ред. Рассолов М.М., Эриашвили Н.Д. - М., 2011г.

Статьи в периодических изданиях и интернет-ресурсах:

10. Муравьев И. «Что изменилось после вступления России в ВТО?» / И.Муравьев // EquipNet.ru - информационный ресурс. - 13.11.2012г. Режим доступа:#"justify">. Плотникова, А. «Вступление России в ВТО: плюсы и минусы: Мнения политиков и экспертов» / А. Плотникова // golos-ameriki.ru - информационный интернет-ресурс. - 11.07.2012г. Режим доступа: #"justify">. Юрьев Р.Н. «Последствия вступления России в ВТО в сфере рекламы, телевидения, радио и СМИ». // Режим доступа: #"justify">Интернет-ресурсы:

13. Виртуальная Таможня - Информационно консультационная система по вопросам таможни и таможенного законодательства. Режим доступа: World Wide Web. URL: #"justify">. Внешнеэкономический сервер РОССИЯ - ЭКСПОРТ - ИМПОРТ. Режим доступа: World Wide Web. URL: #"justify">. Таможня.ру - таможенный правовой портал. Режим доступа: World Wide Web. URL: #"justify">. Федеральная таможенная служба России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru/.

Похожие работы на - Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!