Содержание разделов бизнес-плана
Структура бизнес-плана зависит от характера бизнеса, целей плана, требований потенциального инвестора.
Наиболее популярной в России, является структура бизнес плана, предлагаемая UNIDO (United Nations Industrial Development Organization). Согласно стандартам, разработанным этой организацией, бизнес-план должен иметь следующее содержание:
. Исполнительное резюме;
. Общее описание предприятия;
. Продукция и услуги;
. Маркетинг;
. Производственный план;
. Управление и организация;
. Финансовый план;
. Оценка рисков;
. Приложения.
. Исполнительное резюме.
Оно естественно готовится в конце работы, когда завершены все основные разделы.
Резюме очень важно в случаях, когда вы собираетесь представлять свой бизнес план инвестору или в банк. Понятно, что оно должно произвести благоприятное впечатление, иначе шансы на детальное изучение вашего бизнес-плана становятся маленькими, ну а шанс получить финансирование и вовсе стремиться к нулю.
Резюме является предельно сокращенной версией бизнес-плана.
Бизнес-план должен начинаться с выводов. Их необходимо писать в самую последнюю очередь, но именно они будут самым первым пунктом вашего бизнес-плана.
Объем резюме должен быть не более 1−2 страниц.
Резюме - это самостоятельный рекламный документ, в нем содержатся основные положения всего бизнес - плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов. Инвестор, прежде всего, захочет узнать: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть. Значит, выводы, должны быть написаны так, как если бы вы пытались объяснить преимущества проекта первому попавшемуся прохожему.
Отсюда - предельная простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам, которые вы ожидаете получить от своего проекта: - сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие годы; - выручка от продаж; - затраты на производство; - валовая прибыль; - уровень прибыльности от вложений в Ваше дело; - срок окупаемости проекта.
В общем, разрабатывая бизнес-план, необходимо держать в голове два вопроса:
. «Что я получу в случае успешной реализации этого бизнес-плана?»
. «Каков риск потери денег?»
Если же вы готовите бизнес-план для себя, то с резюме со всеми порядками его составления можно и не заморачиваться. Лучше уделите больше времени и сил на другие разделы более важные.
. Общее описание предприятия.
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие и его положение на рынке.
Укажите организационно-правовую форму предприятия, перечислите основные виды деятельности, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые показатели, отличия компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса. Это если у вас уже есть, что описывать.
Если же вы пишете бизнес-план для начала деятельности, то представьте будущее. Т.е. уже сейчас вы должны придумать название фирмы. Четко представлять ее организационно-правовую форму: ООО, ЗАО. ОАО, а может и просто ИП. Если вы не один, то кто с вами в команде учредителей, какие доли, кто, что вкладывает, в какие сроки, вкратце, чем фирма планирует заниматься.
. Продукция и услуги.
Сам раздел «Продукция и услуги» уже говорит, что тут необходимо отразить. Описываем здесь все, что важно, чтобы представить товар или же услугу, которые предлагает ваша фирма.
Вы должны дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Здесь следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства вашей продукции или услуг.
Опишите основные характеристики вашей продукции, при этом сделайте акцент на преимуществах, которые ваша продукция несет потенциальным покупателям.
Очень важно, чтобы вы подчеркнули уникальность вашей продукции или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей.
Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг). Инвесторы редко прибегают к сотрудничеству с компанией, специализирующейся на единственном виде продукции, не имея при этом доказательств возможности его совершенствования.
Опишите имеющиеся у вас патенты или авторские права на изобретения или приведите другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на ваш рынок. Такими причинами могут быть эксклюзивные права на распространение или торговые марки. Инвесторы предпочитают здоровое отсутствие конкуренции.
. Маркетинг.
А вот этот раздел один из самых трудных, требует много времени, творчества, знаний, наблюдений. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ И СЕРЬЕЗНЫЙ РАЗДЕЛ. Здесь вам нужно убедить самого себя (ну если планируется инвестор, то и его в первую очередь) в существовании рынка для вашей продукции или услуги, в том, что вы его понимаете и сможете продавать свою продукцию или услуги.
Неудачи большинства из провалившихся коммерческих проектов была связана именно со слабым изучением рынка и с переоценкой его емкости. Вам необходимо предварительно собрать и обработать большой объем информации. Типичный процесс исследования рынка предполагает 4 этапа:
определение типа данных, которые Вам нужны;
поиск этих данных;
анализ данных;
реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу предприятию.
Кстати данный раздел, самый важный раздел в бизнес-плане, по мнению западных специалистов и бизнесменов, кто сталкивается с разработкой бизнес-плана для начала нового бизнеса.
Самые первые сведения, которые Вам потребуются: кто будет покупать у вас товары или услуги, где Ваша ниша на рынке? Здесь очень важно представить портрет вашего типичного (стандартного) покупателя (потребителя).
Кроме того, необходимо спрогнозировать рынок и найти ответы на вопрос о том, кто, почему и сколько будет готов купить Вашей продукции завтра, послезавтра и вообще в течение ближайших 3-х лет.
Этот раздел также место, где вы должны спрогнозировать будущее фирмы. Только не то, которое вам хочется видеть в ваших розовых мечтах, а с учетом реалий существующего мира.
Для этого, на западе, люди придумали хорошую вещь, называемую SWOT-АНАЛИЗ.аббревиатура английских слов: Strenth- сила; Weafness- слабость; Орогtunitis - возможности; Troubles- угрозы. Об этом очень подробно поговорим в других статьях, так как это ОЧЕНЬ важная вещь, и не только для составления бизнес-плана.
Этот анализ называют еще ситуационным анализом. Сильные и слабые стороны фирмы - это те характеристики, которые могут быть проконтролированы бизнесменом, на которые он может оказать воздействие. Они обычно относятся к настоящему времени. Здесь обычно рассматривают следующие факторы: - организационные (организационно-правовая форма, наличие помещений собственных или арендованных); - маркетинговые (место расположения, маркетинговый комплекс, рынок, его сегмент; конкуренты: чем продукт (услуга) будет отличаться от конкурентной);
технические (производственные фонды: состояние и ресурсы); -финансовые (наличие собственных средств); - кадровые (навыки и профессиональные недостатки, насколько идея отвечает идеям, знаниям и умениям предпринимателя).
Возможности и угрозы - это те характеристики, которые находятся вне контроля бизнесмена и могут повлиять на результат в будущем. Здесь необходимо учесть следующие факторы: - экономическая среда (государственная поддержка малых форм, налоговое законодательство); - политическая среда; - социально-культурная среда; - технологическая среда; - демографическая среда.
Нужно проанализировать факторы, вызвавшие появление вашей идеи и ее привлекательности. (Проблемы с электричеством в России -необходимость «ветряков», прогресс технологии, изучение спроса, государственная политика, поведение конкурентов). Как они будут развиваться в дальнейшем?
. Производственный план.
В данном разделе описывается технологический процесс производства продукции, услуги. Стоит отразить общий подход фирмы к организации производства.
. Расположение помещений, коммуникаций, источников энергии.
. Технологическое оборудование (наименование и основные характеристики).
. Объем продукции (услуг).
. Источники поставки основных материалов, оборудования или рабочей силы.
. Условия хранения готовой продукции (длительность сроков хранения требует дополнительных финансовых средств).
. Перечень источников сырья и материалов.
. Управление и организация.
Здесь важно представить структуру предприятия действующего или будущего. Также показывается следующая информация:
. Владельцы фирмы, директор, основной руководящий состав.
. Планирование количества персонала.
. Условия оплаты и стимулирования, условия труда.
. Обучение, подготовка.
. Вознаграждение руководящего состава.
Самым важным результатом работы над этим разделом должно стать: - подробная структура предприятия; - подробное штатное расписание.
. Финансовый план.
Основная задача этого раздела заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании.
Должен сказать, что это самый важный раздел, где показываются все финансовые данные проекта, в динамике.
Для уже существующего бизнеса целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы и соответственно для будущих периодов. Это легче делать для уже существующего бизнеса так как уже есть реальные цифры на которые можно опираться.
Для будущего же бизнеса задача усложняется, нужно аккуратно прогнозировать объемы продаж, выручки, цен, а также попытаться максимально честно представить расходы.
Финансовый план должен содержать график выполнения работ и потребностей в финансовых ресурсах для их реализации (предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий, график погашения кредитов), подробную смету расходов.
В финансовый план включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, NPV, срок окупаемости, индекс рентабельности, точка безубыточности, операционный рычаг и т.д.).
О них подробно поговорим в других статьях.
. Оценка рисков.
Здесь необходимо сконцентрироваться на степени риска, а также проблемах, с которыми может столкнуться бизнес.
Задайте себе вопрос «а что, если...?». Подумать о возможном риске заранее - значит, хорошо подготовиться к нему. Также надо помнить, что объемы продаж ведут себя циклически, так же как и поток наличных денег.
Подумайте о рискованных моментах с которыми вы можете столкнуться в течении ведения бизнеса. И вот тут то вам и поможет ранее выполненный SWOT-анализ.
Однако, простое описание вероятного риска без изложения тех действий, которые могут свести его к минимуму бесполезно.
Правильный способ показать финансовые последствия таких рисков это провести анализ чувствительности. Это значит - переработать финансовые прогнозы так, чтобы увидеть их последствия (этих факторов, рисков), т.е. как они повлияют на ваши показатели окупаемости, прибыльности и т.д.
Обязательно поведите анализ рисков технических и финансовых (анализ чувствительности и безубыточности).
. Приложения.
перечень налогов, выплачиваемых предприятием (название, налогооблагаемая база, величина ставки налога, периодичность выплат, налоговые льготы); - результаты маркетинговых исследований; - гарантийные письма, протоколы о намерениях, контракты с поставщиками сырья, потребителями продукции; - копии договоров аренды земельного участка, найма, лицензии; - статьи из журналов и газет о деятельности предприятия или о предлагаемом к производству продукте; - отзывы авторитетных организаций.
2.Разработка бизнес-плана по открытию цеха металлообработки
2.1Резюме проекта
Проект - организация цеха металлообработки.
Инициатором проекта является компания «МеталлПром». Средняя численность 35 человек.
Основной продукцией цеха по металлообработке будет являться подшипник.
Потребителями продукции, которая будет производиться, и реализовываться в рамках проекта, будут различные отрасли - нефтяная, газовая, машиностроение и другие отрасли.
В рамках проекта планируется приобретение 1 единицы оборудования стоимостью 1 750 тыс. руб. Для этого планируется привлечение кредитных средств на срок 1,5 года под 18% годовых.
Эффективность проекта - чистый поток денежных средств нарастающим итогом - 674,38 тыс. руб., срок окупаемости - 13,3 мес.; дисконтированный срок окупаемости - 14,7 мес.; внутренняя норма доходности (IRR) - 95%.
2.2Описание предприятия и предлагаемого проекта
Инициатором проекта является компания «МеталлПром». Средняя численность 35 человек.
Базовые ценности «МеталлПром»:
-Порядочность - действия коллектива основываются на принципах этики.
-Ориентированность на клиента. Коллектив предприятия использует свои знания и опыт для того, чтобы помочь клиентам решить любую задачу, принять наилучшее решение.
-Инновации. «МеталлПром» стремится предвосхищать потребности и ожидания клиентов, проявляя изобретательность и новаторский подход; поощряется инициатива работников. Инновации обеспечивают нашим партнерам «МеталлПром» конкурентные преимущества.
-Целостность. Постоянное повышение профессиональной квалификации сотрудников и работа в сплоченной команде - залог успеха компании.
-Общество. Коллектив фирмы активно участвует в жизни общества, производство осуществляется с соблюдением всех современных экологических требований.
Учредителем является физическое лицо, доля которого в уставном капитале составляет 100%.
«МеталлПром» от своего имени заключает договора, приобретает права и несет обязанность, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется по журнально-ордерной форме учета. В учетной политике предприятия отражены следующие основные методы и способы бухгалтерского учета: Списание МБП - 50% при передаче в эксплуатацию, 50%- при выбытии вследствие износа. Начисление амортизации осуществляется по Единым нормам, линейным способом. При определении фактической стоимости материалов, списанных в производство, используется метод по средней себестоимости. Применяется метод определения выручки от реализации работ, услуг - по мере выполнения работ и предъявления, расчетных документов.
Основной целью общества, как и у любой другой коммерческой организации, является получение прибыли. Для достижения целей общество строит свою деятельность в следующих направлениях:
-Торгово-закупочная деятельность;
-производство продукции;
-оказание обслуживания техники
Общество динамично развивается. Оно самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на продукцию и оказываемые услуг и доработки, повышение личных доходов работников.
Главные цели «МеталлПром»:
1.Разработка и производство новых образцов продукции, имеющих конкурентные преимущества на рынке;
2.Укрепление и расширение связей с потребителями на рынке;
Основные задачи по достижению стратегических целей:
-внедрение и сертификация системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ ИСО 9001-2001, поддержание ее в рабочем состоянии и содействие дальнейшему совершенствованию.
-обеспечение роста благосостояния каждого работника за счет непрерывного повышения качества продукции.
-постоянное совершенствование функциональных и других показателей выпускаемых тракторов и инженерных машин на их базе, внедрение новейших конструкторских разработок, современных технологических процессов и оборудования, обеспечивающих высокую надежность и безопасность изготавливаемой продукции.
Методы для решения задач по достижению стратегических целей:
-доведение до всех работников целей и задач, определенных политикой руководства в области качества через наглядную агитацию и средства массовой информации;
-создание условий для мотивации труда каждого работника в процессе деятельности;
-использование новейших технологий;
-обеспечение стабильного качества продукции путем своевременного анализа несоответствий и принятия корректирующих и предупреждающих действий;
-организация работы с поставщиками на взаимовыгодных требованиях к качеству и достижение неукоснительного выполнения этих требований;
-постоянное повышение квалификации персонала, совершенствование системы профессиональной подготовки кадров;
Ключевые принципы деятельности «МеталлПром»:
-работа на единую цель;
-соблюдение интересов всех работников компании;
-расширение и диверсификация деятельности компании за счет идентификации конкурентных преимуществ;
-повышение эффективности во всех звеньях компании;
-совершенствование корпоративного управления;
-совершенствование финансово-хозяйственной
Миссия «МеталлПром»: «Обеспечивать своих потребителей качественной продукцией по конкурентоспособной цене. Гарантировать высокое качество жизни каждого работника, обеспечить высокий уровень отчислений на социальные нужды общества. Мы работаем для общего успеха. Качество труда каждого работника - ключ к благосостоянию общества».
2.3Описание отрасли
В отечественной металлообрабатывающей промышленности прослеживаются настораживающие тренды и тенденции, в результате которых и так невысокая конкурентоспособность отрасли может еще более сократиться. Понятно, что практически все производящие секторы российской (да и мировой в целом) промышленности переживают сейчас нелегкие времена. Однако поиск путей выхода из сложных условий и адаптация под складывающуюся на рынке ситуацию все же должны вестись с учетом имеющихся и перспективных экономических реалий.
Металлообрабатывающее оборудование советских времен, используемое многими предприятиями отрасли, устарело технически, технологически и морально, во многих случаях - изношено до предела. А от качества режущего инструмента зависит не только качество готовых металлоизделий, но и себестоимость конечной продукции. Импортное металлообрабатывающее оборудование известных брендов может гарантировать качество, но мало кто из отечественных производителей в состоянии позволить себе закупку таких фондов, которые, к тому же, кроме изначально высокой цены, облагаются таможенными пошлинами.
В случае, когда предприятие найдет необходимые финансовые средства (взяв кредит, например, или оформив договор лизинга), то стоимость готовой металлопродукции, произведенной на этом высококачественном оборудовании, будет столь высока, что изделия на нашем внутреннем рынке попросту окажутся неконкурентоспособными.
Многие российские металлообрабатывающие предприятия выбирают иной путь: приобретают за рубежом оборудование низших ценовых сегментов. В этом случае и качество самого оборудования (в том числе эксплуатационная надежность, ремонтопригодность, сервисное обслуживание), и качество производимых на нем металлоизделий оставляют желать лучшего. Вступление нашей страны в ВТО стало еще одной явной угрозой для отечественных металлообрабатывающих предприятий, многие из которых уже сейчас готовы закрывать цеха и распускать персонал.
В сложившихся условиях для возрождения отрасли и обеспечения конкурентоспособности отечественной металлообрабатывающей промышленности выход видится один - налаживание выпуска или модернизации собственного оборудования.
Только высокая производительность труда, сопоставимая с параметрами аналогичных производств в высокоразвитых странах, может обеспечить реальную конкурентоспособность отечественной металлообрабатывающей промышленности, не зависящую от меняющихся экономических факторов, колебаний спроса на готовую продукцию, цен на энергоносители и сырье. Повышение износостойкости режущего инструмента, например, может дать возможность металлообработки на еще больших скоростях, увеличит ресурс инструмента и повысит эффективность производственного процесса в целом. Разумеется, разработки новейших структурированных покрытий для рабочих частей режущего инструмента находятся в компетенции отечественных ученых и исследователей. Значит, производителям необходимо осуществлять софинансирование прикладных научно-исследовательских программ, ведь выигрыш от них очевиден, причем в самой ближайшей перспективе. Однако дополнительное финансовое бремя никто брать на себя не хочет, предпочитая жить сегодняшним днем. Недальновидная позиция. А жестче говоря - путь к банкротству и разрушению отрасли изнутри.
Наша страна в сфере металлообработки отстает от западных конкурентов на два-три десятка лет. Увеличится этот разрыв дальше или сократится - в значительной мере зависит и от отечественных производителей, и от позиции государства (имеются ввиду не только субсидии металлообрабатывающей промышленности, но и финансирование опытно-исследовательских и проектно-конструкторских машиностроительных разработок), и от ситуации на рынке в целом (как на внешнем, так и на внутреннем).
Таким образом, планируется, что в новом цехе будет использоваться современное оборудование, направленное на энергосбережение производства.
2.4Описание продукции
Основной продукцией цеха по металлообработке будет являться подшипник.
Рисунок 1 - Внешний вид подшипника
Подшипник - это техническое устройство, являющееся частью опоры, которое поддерживает вал, ось или иную конструкцию, фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качание или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку на другие части конструкции.
2.5Анализ рынка сбыта
Конечные потребители таких отраслей, как автомобилестроение, легкая промышленность, сельское хозяйство, строительная техника, металлургия и бумажная промышленность, продолжат формировать ситуацию на рынке подшипников. Кроме того, потребности будут связаны с тенденциями в ВВП, поскольку подшипники используются почти во всем оборудовании и средствах производства. Промышленное оборудование продолжает доминировать в спросе на подшипники в силу восстановления глобального капиталовложения и растущего выпуска промышленных товаров, в которых применяются подшипники. Рост подшипниковой отрасли прямо пропорционален росту мирового промышленного производства.
В настоящее время на мировом подшипниковом рынке, по подсчетам GIA, действуют 343 компании (с учетом дивизионов и дочерних предприятий - 427). Большая часть из них зарегистрирована в Европе (234 компании).
На рисунке показано распределение потребления подшипников.
Рисунок 2 - Структура потребления подшипников*
Как видно из данных рисунка, доля рынка продукции отечественного производства постепенно снижается. Это связано как с ростом объемов импорта зарубежного оборудования, нуждающегося в подшипниках, как в запасных частях, так и с растущими требованиями к качеству продукции, предъявляемыми отечественными потребителями. Кроме того, продукция отдельных стран, близкая по качеству к российской, существенно выигрывает в цене. Однако, несмотря на это, даже по итогам 2013 года доля рынка отечественных производителей оставалась высокой и составляла более 77%.
Таким образом, ужесточение конкуренции, концентрация большей части производимой продукции среди нескольких крупнейших предприятий, постепенное снижение доли рынка продукции отечественного производства и другие факторы обуславливают необходимость тщательного анализа рынка, проводимого специалистом, обладающим соответствующим уровнем квалификации.
Потребителями продукции, которая будет производиться, и реализовываться в рамках проекта, будут различные отрасли - нефтяная, газовая, машиностроение и другие отрасли.
При этом основными заказчиками продукции будут являться авиакомпании-перевозчики, нефтяные и газовые компании, энергоемкие предприятия, государство, предприятия химического машиностроения и другие.
Помимо этого, следует выделить в качестве потребителя государственный сектор - армию.
Технологическая схема производства подшипника включает следующие операции:
-отрезку заготовки стального корпуса;
-рубку заготовок вкладышей из биметаллического листа;
-гибку вкладышей из биметаллического листа;
-механическую обработку стальных корпусов под запрессовку биметаллических вкладышей (торцовка, токарная обработка наружных и внутренних поверхностей, снятие фасок под сварку, сверловка отверстий под электрозаклепки).
-сборку корпуса с биметаллическими вкладышами;
-сварку (приварка биметаллических вкладышей к корпусу с установкой электрозаклепок);
-черновую механическую обработку изделий;
-чистовую механическую обработку изделий;
-вакуумную маслопропитку изделий;
-сборку узла трения новой конструкции;
-упаковку узла трения.
Представим технологию производства наглядным образом.
Предварительная обработка
.1 Исходная заготовка - прутки и трубы из стали
Рис. 3
.2 Обработка давлением
Рис. 4
.3 Вальцевание
Рис. 5
1.4 Токарная обработка
Рис. 6
. Термическая обработка
.1 Нагрев колец до 850 ºС
Рис. 7
.2 Быстрое охлаждение до 40 ºС (закалка)
Рис.8
2.3 Отпуск при температуре 170 ºС
Рис. 9
. Финишная обработка
.1 Шлифование торцевых поверхностей колец
Рис. 10
Рис. 11
3.2 Шлифование внешней поверхности наружного кольца подшипника
Рис. 12
.3 Шлифование поверхности отверстия внутреннего кольца подшипника
Рис. 13
.4 Шлифование дорожек качения наружного кольца подшипника
Рис. 14
3.5 Шлифование дорожек качения внутреннего кольца подшипника
Рис. 15
.6 Суперфиниширование - обработка дорожек качения до параметров шероховатости менее Ra 0,06
Основные этапы производства тел качения подшипника
Предварительная обработка
.1 Исходная заготовка - проволока из стали
.2 Нарезка исходной заготовки
.3 Предварительная обработка давлением - получение заготовок для тел качения с припуском около 350 мкм
Рис. 16
1.4 Окончательная обработка давлением - обработка заготовок для тел качения до получения припуска около 100 мкм
Рис. 17
2 Термическая обработка
Финишная обработка
.1 Шлифование - обработка заготовок для тел качения до получения припуска менее 10 мкм
Рис. 18
.2 Полирование
Рис. 19
4 Промывка, контроль и сортировка
Основные этапы производства сепаратора
Механическая обработка
.1 Исходная заготовка - стальной лист
Рис. 20
.2 Пробивка
Рис. 21
.3 Черновая штамповка
Рис. 22
1.4 Чистовая штамповка
Рис. 23
.5 Сверление отверстий под заклепки
Рис. 24
Сборка подшипника
Соединение различных элементов подшипника, выполнение дополнительных работ (смазка, маркировка...)
Рис. 25
2.7Управление и организация производства
Организационная структура цеха металлообработки представлена на следующем рисунке.
Представленная структура является линейной.
Линейная организационная структура управления - это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
Рисунок 26 - Организационная структура цеха металлообработки
2.8Финансовый план
В таблице 1 показан расчет объема продаж и выручки от реализации подшипников.
Таблица 1 - Расчет объема продаж и выручки от реализации подшипников
Объем продаж и выручка от реализации1 кв.2 кв.3 кв.4 кв.1 кв.2 кв.Освоение производственной мощности, %80%100%100%100%100%Объем производства подшипников, ед.336042004 2004 2004 200Стоимость подшипника, руб.780780780780780Всего выручка от реализации продукции без НДС, тыс. руб.262032753 2753 2753 275
На рисунке показана динамика выручки от реализации.
Во 2 квартале 2015 года планируется 80% освоения производственной мощности, с 3 квартала 2015 года освоение производственной мощности составит 100%.
Рисунок 27 - Динамика выручки от реализации изделий, тыс. руб.
Как видно из таблицы, в 1 квартале 2015 г. объем производства нулевой, поскольку этот период является инвестиционным этапом - в этот период планируется приобретение оборудования для производства подшипников, а также установка и монтаж этого оборудования.
Далее рассмотрим затраты на оплату труда (таблица 2).
Таблица 2 - Затраты на оплату труда
Затраты на оплату труда1 кв.2 кв.3 кв.4 кв.1 кв.2 кв.Мастер по производству продукции22222-з/п, руб./месяц140001400014 00014 00014 000Техник по обслуживанию и ремонту оборудования22222-з/п, руб./месяц120001200012 00012 00012 000= Итого численность персонала44444= ФОТ, тыс. руб.168168168168168= Страховые выплаты, тыс. руб.4444444444= Страхование персонала от несчастных случаев, тыс. руб. (1,7%)33333= Итого затраты на оплату труда215215215215215
Далее проведем расчет себестоимости продукции. В таблице 2.17 показан расчет себестоимости производства подшипников.
Таблица 3 - Расчет себестоимости продукции
Себестоимость продукции1 кв.2 кв.3 кв.4 кв.1 кв.2 кв.3 кв.4 кв.Материалы01 2161 52015201 5201 52001 216- металл0,01 1761 47014701 4701 4700,01 176- вспомогательные материалы0,040505050500,040Запасные части для оборудования01501501501501500150Электроэнергия01261581581581580126Затраты на оплату труда01561561561561560156Транспортные расходы, доставка сырья00000000= Операционные затраты01 6481 98419841 9841 98401 648Амортизационные отчисления02020202020020= Производственные затраты01 6682 00420042 0042 00401 668Налоги в себестоимости продукции04343434343043Прочие расходы100100100100100100= Себестоимость продукции01 8112 14721472 1472 14701 811
Как видно из таблицы, во 2 квартале, когда освоение производства составляет 80%, себестоимость производства деталей составляет 1 811 тыс. руб., начиная с 3 квартала 2015 года себестоимость производства будет составлять 2 147 тыс. руб.
На рисунке показана динамика полной себестоимости производства изделий.
В рамках проекта планируется приобретение 1 единицы оборудования стоимостью 1 750 тыс. руб. Для этого планируется привлечение кредитных средств на срок 1,5 года под 18% годовых.
Рисунок 28 - Динамика полной себестоимости
2.9Прогноз финансовых коэффициентов и показателей эффективности
На следующем рисунке показана динамика чистой прибыли, а также нераспределенной прибыли.
Рисунок 29 - Динамика прибыли по проекту
Далее проведем расчет показателей эффективности.
Так как основные показатели, которые используются в качестве основных для оценки экономической эффективности были уже описаны выше, полученные значения представим в таблице 4.
Таблица 4 - Показатели эффективности проекта
ПоказательЕд. изм.ЗначениеПростой срок окупаемостимес.13,29Дисконтированный срок окупаемости, кварталовмес.14,64Чистый дисконтированный доход (NPV)тыс. руб.674,38Рентабельность инвестиций (PI)%0,26Внутренняя норма доходности (IRR)%95,69
2.10Анализ рисков проекта
Наиболее значимые риски проекта, с точки зрения вероятности наступления и тяжести последствий.
рынок подшипник продажа себестоимость
Таблица 5 - Ключевые риски проекта
Виды рисковХарактеристика рискаОтв. лицоПострадавшее лицоПроявление в проектеСпособы хеджирования проектаСпособ компенсацииЭкспертная оценка вероятностиДоговорные рискиСознательное или вынужденное невыполнение контрагентами своих обязательствКонтрагентСобственникСрывы поставок материалов. Вынужденный простой строительства. Превышение стоимости проектаСоставление договоров, предусматривающих штрафные санкции и неустойкиПолучение денежной компенсации в случае нарушения условий договора20-30%Повышение стоимости материалов, работКонтрагентСобственникПревышение стоимости проектаСоставление договоров, предусматривающих штрафные санкции и неустойкиПолучение денежной компенсации в случае нарушения условий договора5-10%Маркетинговые рискиНедостатки системы сбытаКонтрагентСобственникУвеличение срока продажи продукцииПланирование издержек и продажАльтернативные пути получения прибыли1-2%Юридические рискиИзменения в законодательстве, его несовершенство-Все участники проектаЗатягивание сроков проекта, невозможность сдачи проекта, превышение стоимости проектаПривлечение профессиональных юристов с застрахованной ответственностьюПолучение страховой выплаты при наступлении страхового случая5%Неправильно оформленные договоры и юридические документыКонтрагентВсе участники проектаЗатягивание сроков проекта, превышение стоимости проектаПривлечение профессиональных юристов с застрахованной ответственностьюПолучение страховой выплаты при наступлении страхового случая5%Трудности в реализации прав и судебных решений-Все участники проектаЗатягивание сроков проекта, превышение стоимости проектаПривлечение профессиональных юристов с застрахованной ответственностьюПолучение страховой выплаты при наступлении страхового случая5%Социально-политические рискиНестабильность политической власти, коррумпированность гос.аппарата, изменение внешних условий реализации проектаПредставители органов государственной власти (в случае подтверждения факта о требовании взятки)Все участники проектаЗатягивание сроков проекта, превышение стоимости проектаИспользование методов, соответствующих обычаям делового оборотаВ случае действий представителей органов гос.власти, нарушающей интересы собственника, предьявление требований о выплате компенсации5%Финансовые рискиНепредвиденная инфляция-Все участники проектаПревышение стоимости проектаНоминация доходной части в валюте-> 1%Повышение налогов-Все участники проектаПревышение стоимости проектаПерманентное налоговое планирование-3-4%Технические рискиСлучайная гибель объекта от момента завершения строительства до сдачи собственникуСобственникСобственникЗатягивание сроков строительства,Заключение договора со страховой компаниейВ случае возникновения страхового случая получение страховой выплаты> 1%Несоблюдение техники безопасности, влекущие аварии, несчастные случаи, пожары, взрывыКонтрагентСобственникЗатягивание сроков строительства, превышение стоимости проектаСоставление договоров, предусматривающих штрафные санкции за несоблюдение условийПолучение компенсации в случае невыполнения условий договора> 1%Использование некачественных материалов, оборудованияКонтрагентСобственникНарушение технологии, усадка, трещины, нарушение функционирования сетей, геометрии зданияТщательный выбор контрагентов, составление договоров, предусматривающих штрафные санкции за несоблюдение условийПолучение компенсации в случае невыполнения условий договора> 1%Криминальные рискиПротивоправные действия третьих лиц, противоправные действия участников проектаЛюбой из участников проектаВсе участники проектаПорча объекта строительства, превышение стоимости проекта по причине устранения последствийЗаключение договора с охранным предприятиемПолучение компенсации в случае невыполнения условий договора> 1%
Список используемых источников
1Аакер Д. «Стратегическое рыночное управление». 2012.
2Алиев, В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
Баев Л.А. «Основы анализа инвестиционных проектов: учебное пособие». Челябинск: «Каменный пояс», 2012.-277 с.
Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2013. - 256 c.
Бухалков М. Внутрифирменное планирование. - М.: Дело и сервис, 2012. Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие - Ростов-на-Дону; Феникс, 2012.
Любимова Т.П., Бизнес-план: Учебно-практическое пособие / Любимова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко ТА., Олейникова Ю.А., М.: «Книга сервис», 2011. - 96 с.
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика, 2013
Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Юнити, 2012. - 279 с.
Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. - 5-е изд., перераб. и испр. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К%», 2011. - 372 с.
Поляков О.В., Бизнес-планирование, МФПА, 2011 -155с
Попов В.М., Ляпунов С.И., Муртазаева С.Ю. Бизнес-планирование: Учебник - М.; Финансы и статистика, 2013.
Станиславчик, Е.Н. Бизнес-план: Управление инвестиционными проектами / Е.Н. Станиславчик. - М.: Ось-89, 2011. - 128 c.
22. Стрекалова, Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. - СПб.: Питер, 2013. - 352 c.
Чиненов М.В. Инвестиции: учебное пособие. - М. КНОРУС, 2012 - 248с.
Шапиро Составление бизнес-планов - Project Expert - МП, 2012.- 100 с.
Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфельные инвестиции. М.: Дашков и К, 2011. - 544 с.
Материалы по короткому профессиональному курсу «экономическая оценка инвестиционных проектов», программа Российско-американского сотрудничества.
«Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», утверждены: Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от 21.06.1999.