Климатические риски неэффективности систем отопления

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Физика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,17 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Климатические риски неэффективности систем отопления

Введение


Цель дипломного проекта: идентифицировать климатические риски, связанные с качеством теплоснабжения городов (на примере Санкт-Петербурга) в условиях изменяющегося климата, оценить риски «недотопов и перетопов», возникающих при неэффективном централизованном теплообеспечении Санкт-Петербурга и внести предложения о возможных адаптационных мерах.

Для реализации данной цели решались следующие задачи:

собрать экономические данные характеризующие систему энергообеспечения в Санкт-Петербурге (стоимости различных материалов конструкций зданий, а так же стоимости видов топлива), используемого для отопления и подготовить многолетние ряды наблюдений за температурой воздуха в Санкт-Петербурге различного временного разрешения;

построить графики для определения продолжительности отопительного периода по многолетним данным; температурный график для отопительного периода (1966 по 2012 г.) по суточным температурам за данный период;

выявить особенности «перетопа и недотопа» различных типов;

оценить климатические риски «перетопов и недотопов» в Санкт-Петербурге, определённые разными способами;

экономически обосновать адаптационные меры, (метод опционов) позволяющие уменьшить неопределенности моделирования будущего климата;

На защиту выносятся положения являющиеся решениями перечисленных выше задач.

Российская Федерация расположена на территории с суровыми климатическими условиями, где большую часть года(от 100 до 300 дней в году) температура наружного воздуха ниже + 80С. Поэтому для нормальной жизнедеятельности населения в городах и поселках России должны функционировать надежные системы энергоснабжения. Эти системы должны обеспечивать потребителей топливом, электроэнергией и теплотой в необходимом объеме, должного качества и по приемлемой цене. Тем не менее, энергетическая эффективность городской экономики остается низкой, происходит постоянный рост цен на тепловую и электрическую энергию, вызывая напряжение социально-политического состояния общества, который наблюдается в последние годы. Это делает актуальной проблему совершенствования систем теплоснабжения, а также теплозащиты ограждающих конструкций зданий с целью экономии энергетических ресурсов. В настоящее время тенденции строительного проектирования в соответствии с основными требованиями заказчиков проектов современных зданий направлены на оптимизацию потребления энергии, при одновременном обеспечении высокого уровня комфортности.

Повышение цен на энергоносители, а также дефицит городского бюджета Санкт-Петербурга и других городов России оказывает серьезное влияние на качество работы в теплоэнергетическом комплексе. Затраты на энергоснабжение перешли в основную статью расходов муниципальных предприятий.

Проблема качества энергетической продукции исследуется отечественными специалистами в течение длительного времени. В настоящее время наиболее глубоко исследованы проблемы качества топлива[1] и электроэнергии[2,3,4].Предпринимались попытки исследования и качества тепловой энергии[5,6,7,8],но обобщающие положения по проблеме качества теплоснабжения городов пока еще не сформулированы.

Основной целью настоящей работы является исследование вопросов, связанных с качеством теплоснабжения городов(на примере Санкт-Петербурга) в условиях изменяющегося климата. В данной работе затрагивается проблема экономии энергии при проектировании и строительстве зданий, что обуславливает актуальность проведенных исследований. С этой целью оцениваются риски неэффективного использования энергии для обеспечения теплового режима здания. На основе анализа рисков рекомендуются меры, направленные на принятие решений, повышающих энергоэффективность проектируемых конструкций. Одной из таких мер является использование методики реальных опционов, позволяющих оценить соотношение потребления энергии при строительстве с увеличением теплосопротивления наружных ограждений здания и совершенствования системы теплоснабжения, принятых в последние годы.

О необходимости проведения подобного исследования свидетельствует ряд законопроектов[1], принятых Правительством Российской Федерации:

.        Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

.        Постановление Правительства РФ от 01.06.2010 № 391"О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования";

.        Постановление Правительства РФ от 18.12.2014 № 1412"О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации";

.        Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225"О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"

Результаты работы помогут обоснованию рационального подхода к формированию энергетической политики, который будет учитывать влияния изменений и изменчивости климата на процесс теплоснабжения.

Для определения задач обеспечения сферы теплоснабжения климатической информацией необходимо тщательно изучить процессы, происходящие при нарушении качества теплоснабжения. Только зная и понимая краткосрочные и долгосрочные последствия нарушения качества теплоснабжения можно рекомендовать некоторые меры для смягчения этих последствий, и в частности составить рекомендации по обеспечению данного процесса климатической информацией.

Поэтому первая глава работы посвящена анализу функционирования систем отопления и горячего водоснабжения на примере Санкт-Петербурга.

изучена основная литература по теплоснабжению городов;

собраны материалы по стоимости различных материалов конструкций зданий, а так же стоимости различных видов топлива, используемого для отопления;

Источником информации служат многолетние климатические ряды метеорологических величин[2], размещенные на сайте ВНИИГМИ-МЦД.

 


1. Теплоснабжение Санкт-Петербурга

идентификация риск климатический энергообеспечение

1.1 Общая характеристика


Теплоснабжение Санкт-Петербурга осуществляют ТЭЦ АО «Невский филиал», РАО «ЕЭС России», котельные ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (ГУП «ТЭК Спб»), ведомственные и промышленные ТЭЦ и котельные.

В настоящее время в топливном балансе Санкт-Петербурга природный газ составляет 93,7%, мазут-3,6%, уголь-2,5% и прочие-0,2%. Для приема газа и подачи его в системы газоснабжения города и его пригородов действуют 15 газораспределительных станции.

Основным потребителем тепловой энергии в городе является жилой сектор, на долю которого приходится 65,3% общего теплопотребления.

В Санкт-Петербурге реализована схема централизованного радиального теплоснабжения по открытой схеме, обеспечивающая удовлетворение нужд потребителей в тепловой энергии на отопление и вентиляцию, а также в горячем водоснабжении.

Централизованное теплоснабжение представляет собой систему, состоящую из источника теплоты, трубопроводов и потребителей теплоты. Тепловой источник снабжает теплом группу домов, квартал или район города, а также промышленные предприятия.

Существует 2 вида схем тепловых сетей: радиальные и кольцевые.

Радиальная схема теплоснабжения представляет собой тупиковые ответвления ко всем объектам. В случае аварии эти объекты оказываются отключенными.

Кольцевая схема теплоснабжения более надежна и бесперебойна в работе. В ней все ветки мелких ответвлений объединены в общий контур.

В зависимости от способа приготовления горячей воды централизованные системы снабжения разделяют на закрытые и открытые.

Разница заключается в том, что при закрытой системе теплоснабжения в трубопроводах циркулирует постоянное количество воды, которая используется только как теплоноситель, и не забирается из теплосети для обеспечения горячего водоснабжения, а при открытой системе - часть воды непосредственно из системы разбирается на нужды горячего водоснабжения. Происходит водоразбор горячей воды потребителями непосредственно из теплосети. При этом водоразбор может быть частичным или полным. Оставшаяся в системе горячая вода используется для отопления. Расход воды в теплосети при этом компенсируется дополнительным количеством воды, подающимся в тепловую сеть. В открытой системе теплоснабжения вода должна быть по качеству равноценна питьевой (что зачастую не всегда так), а запас воды на источнике тепла должен постоянно пополняться.

В обоих случаях централизованное качественное регулирование отпуска теплоты ограничивается минимальными температурами воды в поступающем трубопроводе тепловой сети, необходимыми для подогрева воды, поступающей в системы горячего водоснабжения потребителей[9]:

для закрытых систем теплоснабжения - не менее 700С;

для открытых систем теплоснабжения - не менее 600С;

В настоящее время при реконструкции систем выработки, транспортировки и потребления тепловой энергии появляется возможность применения новых технологических процессов, материалов и оборудования, которые позволяют значительно повысить эффективность использования энергии топлива, качество и надежность. Однако в городе не в полной мере используются современные технологические процессы, материалы и оборудование; отсутствует техническая политика в организации эксплуатации более совершенного и более сложного оборудования. В задачу при подготовке анализа функционирования системы теплоснабжения входит оценка возможности ее улучшения, с точки зрения влияния на нее климатических факторов.

1.2 Климатические факторы


Климатические ресурсы служат одной из основ для выбора и принятия технически и экономически обоснованных решений в области строительства и эксплуатации зданий, проектирования и эксплуатации систем энергосбережения и теплоснабжения городов.

Чтобы обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия в помещениях различного назначения создаются системы отопления, горячего водоснабжения и вентиляции. Согласно СНиП 2.04.05-86* комфортные условия микроклимата жилых помещений в холодный период достигаются при температуре 20-220С и относительной влажности 30-45%,. Исходными данными служат климатические параметры для данного населённого пункта. Поэтому основные климатические параметры отопительного периода для пункта строительства нормированы и включены в строительные нормы и правила (СНиП:СП 131.13330.2012)[10]. Такими параметрами, принятыми в России, являются:

·        средняя продолжительность отопительного периода;

·        средняя температура наружного воздуха за отопительный период;

·        расчетные температуры наружного воздуха для проектирования систем отопления;

·        продолжительность стояния ежечасных температур (в часах равных и превосходящих указанные значения за отопительный период);

·        температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 92 и 98 %.

Кроме климатических параметров для обеспечения теплоснабжения используется прогноз предстоящего отопительного периода. Температуры наиболее холодной пятидневки или расчетная температура наружного воздуха служит границей возможных температур воздуха. Её значения закладываются при расчете установочной мощности водонагревательного котла

При отсутствии прогноза температуры воздуха на предстоящий отопительный сезон для расчета закупки необходимого объема топлива, заменяют значениями стояния температур наиболее низкой часовой температуры.

Указанные параметры, включая прогноз, позволяют оценивать годовой объем производства тепла. Для определения необходимого объема топлива привлекаются: прогноз сезонной температуры воздуха и климатическая (нормированная) продолжительность отопительного периода.

Климатические параметры, характеризующие воздействие климата на режим отопления здания, нужны для решения ряда практических задач, возникающих при организации оптимального теплоснабжения.

Первая задача состоит в планировании запасов топлива на предстоящий отопительный период. Запасы топлива должны быть, с одной стороны достаточными для поддержания оптимальной внутренней температуры воздуха в зданиях, с другой- не создавать остатка топлива после окончания отопительного периода. Его хранение потребует дополнительных затрат, которые повлекут штрафные санкции. Нехватка топлива в конце отопительного сезона, требует его закупки по более высокой цене, чем перед началом отопительного периода.

Прогнозировать продолжительность отопительного периода в конкретном году достаточно непросто, поэтому продолжительность отопительного периода в сутках рассчитывается по климатическим данным (рис.1) (начиная с момента перехода среднесуточной температуры наружного воздуха через +8 и + 100С в сторону понижения в течение 5 дней, заканчивая переходом через те же пределы в обратном направлении).

Рис.1. Расчет продолжительности и средней температуры воздуха периода со среднесуточной температурой воздуха ниже 8°С: цифра в кружочке - средняя температура воздуха за неполный месяц; 30. IX, 23. IV - даты начала и конца периода со среднесуточной температурой воздуха, равной и ниже 8°С (отопительный период)

Вторая задача сводится к необходимости регулирования отпуска тепла, т.е. при изменении метеорологических условий соответственно должен изменяться режим работы отопления. Для этой цели используется прогнозируемая температура наружного воздуха.

Для решения третьей задачи, проектирования систем теплоснабжения, необходима нормативная климатическая информация. С этой целью применяются следующие параметры: продолжительность отопительного периода, выраженная в часах (сутках) и температура наружного воздуха за отопительный период. Помимо климатических параметров используются данные о продолжительности устойчивого стояния температуры наружного воздуха выше заданных пределов.

Поскольку нормативные характеристики отопительного периода в СНиП 23-01-99* обновлены не по всем станциям, в практике теплоснабжения зданий принято представлять продолжительность сезонной тепловой нагрузки графическим способом. Метод построения графика продолжительности сезонной тепловой нагрузки показан на (рис. 2)

Рис. 2. График продолжительности сезонной тепловой нагрузки: 1 - Q0=f(tн); 2 - Qв=f(tн); 3 - (Q0 + Qв) =f(tн); 4 - n=f(tн); 5 - кривая продолжительности сезонной тепловой нагрузки

Построение ведется в четырех квадрантах. В левом верхнем квадранте построены графики зависимости от наружной температуры tн, тепловой нагрузки отопления Qо, вентиляции Qв и суммарной сезонной нагрузки Qо + Qв. В нижнем левом квадранте приведена кривая длительности стояния n в течение отопительного периода наружных температур tн, равных данной температуре или ниже. Эта кривая строится на основе данных, приведенных в нормативных документах. В нижнем правом квадранте проведена прямая линия под углом 450 к вертикальной и горизонтальной осям, используемая для переноса значений шкалы n из нижнего левого квадранта в верхний правый квадрат. Кривая продолжительности тепловой нагрузки (5) строится для разных наружных температур tн по точкам пересечения штриховых линий, определяющих тепловую нагрузку и длительность стояния нагрузок, равных или больше данной.

Площадь под кривой(5) продолжительности тепловой нагрузки равна расходу теплоты на отопление и вентиляцию за отопительный сезон Qсгод. Если по оси абсцисс кривой (5) продолжительности сезонной тепловой нагрузки построить равновеликий прямоугольник 0bcd0 площадью, равной площади под графиком продолжительности, то высота этого прямоугольника будет равна среднему расходу теплоты за отопительный сезон:

сср = Qсгод / nо

где nо - длительность отопительного сезона, с/год или ч/год.

Если на оси ординат кривой (5) продолжительности тепловой нагрузки построить равновеликий прямоугольник 0kln0 площадью, равной площади под графиком продолжительности, то основание этого прямоугольника будет равно длительности использования расчетной сезонной тепловой нагрузки за отопительный сезон:

= Qсгод / Qс/

где Qс/ = Qо/ + Qв/.

В случае отсутствии данных для ориентировочных расчетов можно принимать следующую длительность отопительного сезона (табл.1):

Продолжительность сезонной тепловой нагрузки на территории России Таблица 1

Географическая часть страны

nо, сутки/год

nо, часы/год.

Сибирь, Урал, север европейской части

5500

Средняя полоса европейской части

18 106

5000

Юг европейской части

(14,4¸16,2) 106

4000¸4500

Кавказ

(9¸10,8) 106

2500¸3000


Кроме того, существует задача экономической оптимизации учета изменения климата. На этом этапе производится сопоставление теплопотерь через ограждающую конструкцию и теплозатрат на отопление.

2. Индентификация рисков «перетопа и недотопа» в процессе теплоснабжения городов

.1 Понятие «перетопа и недотопа»

«Перетоп» (избыток тепла) - это такая ситуация когда, при относительно тёплой погоде поставляемое тепло оказывается избыточно, и отапливаемое помещение перегревается, вследствие этого потребитель чувствует дискомфорт.

«Недотоп» (недостаток тепла) - возникает тогда, когда фактическая температура горячей воды в системе отопления после источника теплоснабжения и, соответственно, на входе в дом ниже, чем должна быть по температурному графику теплоснабжения в соответствии с фактической температурой наружного воздуха.

Наиболее сложной, по мнению специалистов в области изучения климатических рисков является задача идентификации рисков. Другими словами, важно понимать и четко сформулировать какие, риски необходимо определять. Климатический риск процесса отопления,прежде всего, определяется, как риск «перетопа и недотопа»

В эти термины можно вкладывать разный смысл.

С одной стороны при использовании основных характеристик отопительного периода (средняя температура наружного воздуха и продолжительность периода) «перетоп и недотоп» определяется как максимальные и минимальные отклонения за конкретные сезоны этих характеристик от нормативных.

С другой стороны подробный анализ процесса для открытых систем теплоснабжения позволяет определить ежегодные «перетопы или недотопы» в зависимости от складывающегося режима температуры наружного воздуха.

2.2 Классификация рисков «перетопа и недотопа»

В ходе исследования климатических рисков, возникающих в процессе отопления, была разработана классификация рисков, в зависимости от видов «перетопа и недотопа» (рис. 3)

Рис. 3. Классификация рисков «перетопа и недотопа»

Виды «перетопов и недотопов» связаны с тем, какие особенности отопительного периода и процесса отопления рассматриваются для их выявления. Возможны следующие варианты:

-       При изменении средней продолжительности отопительного периода от года к году, возникают отличия в конкретном году от многолетнего значения продолжительности, с учетом которого закупается топливо на предстоящей отопительный сезон. Вследствие этого возникает вероятность отклонения в днях или даже неделях, это служит основанием для расчета риска, назовем это - «риск изменчивости средней многолетней продолжительности (или средний риск)». Метод и расчет данного риска приведен в Главе 3.

-       Отклонения отдат, устанавливаемых по приказу о начале и завершении отопительного сезона от нормативного значения продолжительности, создают другие значения «перетопов или недотопов». Назовем эти риски - «реальными»; Расчет данного вида риска также приведен в Главе 3.

-       «Перетоп или недотоп» также может возникать вследствие «желания» экономить топливо (в некоторых случаях в связи с административным ограничение транша на закупку топлива), назовем это - «административным» риском. Последние виды риска могут быть рассчитаны только в результате анализа графиков подачи тепла, которые должны храниться.

Кроме того «недотопы» и аварии возникают в связи с несовершенством централизованного теплоснабжения в России и это сравнительно частный вид риска - «проектный риск».

На рис. 4 представлен график,на котором схематично изображено возможное возникновение «перетопа или недотопа» в зависимости от складывающегося режима температуры наружного воздуха.

Рис. 4. Температурный график регулирования системы теплоснабжения

Температурный (отопительный) график - зависимость температуры теплоносителя (воды) в системе отопления от температуры наружного воздуха.

Температура теплоносителя на входе в систему отопления зависит от температуры наружного воздуха, то есть чем ниже температура наружного воздуха, тем с большей температурой должен прийти теплоноситель в систему отопления. Температурный график выбирается при проектировании системы отопления здания, от него зависит размер отопительных приборов и расход теплоносителя в системе. Регулирование заключается в поддержании на источнике теплоснабжения температурного графика (температуры прямой сетевой воды), обеспечивающего в отопительный период необходимую температуру внутри отапливаемых помещений при неизменном расходе сетевой воды.

На оси абсцисс данного графика указаны средние температуры наружного воздуха, характерные для определенного пункта, с указанием критических значений от + 80С (температура начала ОП) до -260С (расчётная температура наиболее холодной пятидневки по Санкт-Петербургу)

На оси ординат указаны значения температуры воды нагреваемой в трубопроводе. Критическими значениями котла для открытой системы централизованного теплоснабжения, которая характерна для Санкт-Петербурга, являются 700 и 1300С (minи max) соответственно.

Кривая графика характеризует зависимость температуры воды в трубопроводе от температуры наружного воздуха. При централизованном регулировании режима отопления, в тех случаях, когда топлива недостаточно, вследствие чего диспетчер намерено экономит топливо или ограждающие конструкции не способны противостоять низким температурам, наблюдается «недотоп».Это характеризуется недостаточной температурой в помещении (менее + 200), что влечет разные негативные последствия (дискомфорт, ухудшение состояния здоровья, а по мимо этого экономические затраты на приобретение дополнительного обогревательного оборудования и т.д.). В тех случаях, когда тепло оказывается «избыточным», т.е. возникает «перетоп», особенно в начале и конце отопительного периода, происходит так называемое «регулирование форточками», что то же несет определённые потери.

3. Климатические риски систем теплоснабжения

.1 Влияние социально-климатических факторов на климатические риски

Нарушения качества теплоснабжения, в общем случае, могут возникнуть во всех взаимосвязанных элементах системы теплоснабжения: генерирующих установках, сетях, системах потребителей. Для разработки методики анализа и оценки экономических последствий следует установить результаты влияния качества теплоснабжения на всех участников этого процесса. В качестве основных участников процесса теплоснабжения будем рассматривать:

) население, как потребителя жилищного и социально-экономического сектора города;

)предприятия и организации, выполняющие функции снабжения города топливом, теплом, электроэнергией, водой и другими ресурсами;

) предприятия и организации потребители, в т.ч. производственные, торговые и оказывающие разного рода услуги;

) некоммерческие предприятия и организации потребители (ясли, детские сады, школы, больницы)

)административные организации потребители (федеральные, городские, районные);

) город (район);

) страна.

Экономические результаты, вызванные нарушением качества теплоснабжения, распределяются между всеми участниками и могут быть как положительными, приносящими определенную выгоду, так и отрицательными, вызывающими экономические потери (ущерб). При этом интересы участников этого процесса в каждом конкретном случае могут и не совпадать.

Экономические потери (ущерб) следует рассматривать как совокупность дополнительных затрат, связанных с нарушением качества теплоснабжения. Дополнительные затраты потребителей энергии связаны, вызваны необходимостью компенсации «недотопов и перетопов», ростом тепловых потерь и ускоренным износом зданий, недовыработкой продукции, порчей оборудования и сырья, неполным использованием персонала. Следовательно, экономические затраты, возникающие при нарушении качества теплоснабжения, необходимо рассматривать применительно к каждому участнику процесса и в соответствии с конкретными условиями его функционирования.

Совершенно очевидно, что большая часть из перечисленных последствий допускает определенное экономическое измерение. При этом необходимо иметь в виду, что для различных участников процесса теплоснабжения экономические последствия нарушения качества теплоснабжения будут выглядеть неодинаково. Экономические последствия, возникающие при нарушении качества теплоснабжения можно распределить по участникам процесса следующим образом:

.        Население:

•        Затраты на возмещение ущерба здоровью - дополнительные затраты на лечение (помимо государственного лечения);

•        Прямые затраты на оборудование и электроэнергию для обогрева помещений с целью компенсации недополученного тепла;

•        Дополнительный «эффект» за счет использования газа на отопительные нужды;

•        Ущерб от пожаров в связи с необходимостью дополнительного обогрева за счет других источников;

•        Рост квартплаты вследствие ускоренного износа зданий и увеличения расходов на содержание жилищного фонда;

•        Дополнительные затраты на утепление помещений, в т.ч. компенсацию теплопотерь вследствие ухудшения теплофизических характеристик ограждающих конструкций зданий.

. Предприятия системы теплоснабжения:

•        прямые затраты на ликвидацию аварий, возмещение утечек теплоносителя и восстановление нормального режима теплоснабжения;

•        основные потери от недовыпуска продукции;

•        дополнительные потери от вынужденного изменения режима работы оборудования, оплата постоянных расходов предприятия и рост себестоимости продукции;

•        плановые затраты на ремонт и компенсация накопленного и ускоренного износа оборудования и сетей;

•        косвенные затраты на возмещение последствий нарушения качества теплоснабжения, гидравлической разрегулировки сетей, обеспечение повышенных расходов теплоносителя, выплаты компенсаций и другие цели.

. Предприятия топливно-энергетического комплекса страны:

•        затраты на производство и транспорт дополнительного количества топлива и электроэнергии;

•        возможные потери экспортной выручки.

. Предприятия и организации потребителей производственной сферы:

•        основные потери, связанные с недовыпуском и снижением качества продукции;

•        дополнительные потери, вызванные браком продукции, вынужденным изменением режима работы, ростом себестоимости снижением прибыли из-за оплаты постоянных расходов предприятия и простоев рабочих;

•        дополнительные расходы на расконсервацию и использование собственных источников тепла;

•        дополнительные затраты на утепление помещений, в т.ч. компенсацию теплопотерь вследствие ухудшения теплофизических характеристик ограждающих конструкций зданий;

•        прямые расходы на ликвидацию последствий аварий и пожаров, компенсацию ускоренного износа зданий, оборудования и коммуникаций;

•        косвенные ущербы от роста заболеваемости работников;

•        косвенные потери, связанные с выплатой неустоек и упущенной выгодой, снижением конкурентоспособности и платежеспособности.

. Город (район)

•        увеличение затрат, связанных с функционированием инженерной инфраструктуры города;

•        прямые затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

•        дополнительные затраты на содержание жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения;

•        дополнительные затраты, связанные с лечением заболевших с оплатой больничных листов;

•        перерасход средств бюджета на покупку топлива другие нужды;

•        уменьшение налоговых поступлений.

. Страна (регион):

•        прямые затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

•        дополнительные затраты на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и здравоохранения;

•        перерасход топлива, электроэнергии и других ресурсов;

•        рост затрат на развитие ТЭК;

•        потери от снижения валютной выручки от экспорта энергетических ресурсов и другие.

Главный итог - увеличение социальной напряженности в обществе, возникающей вследствие морального и материального ущерба наносимого потребителям.

Из вышеизложенного следует, что при оценке влияния качества теплоснабжения на все сферы деятельности города необходимо рассматривать комплексное изменение затрат во всех элементах энергетической цепи: от генерирования до потребления тепловой энергии. Определение экономических последствий нарушения качества теплоснабжения представляет достаточно сложную технико-экономическую задачу. Трудности заключаются в том, что до настоящего времени не проводились комплексные исследования качества теплоснабжения городов.

.2 Общая методика расчета климатических рисков

Климатический риск определяется исходя из финансовых оценок рисков (прибыли или убытков), которым подвергается реципиент под действием опасных метеорологических явлений (ОЯ) - засухи, мороза, сильных дождей и снегопадов, ветра, до изменения климата в целом.

Понятие климатического риска базируется на понятиях факторов (или причин) риска и объекта (реципиента) риска. Характеристикой климатического риска является критическое значение (или совокупность значений), выделяющее область неблагоприятных значений факторов риска, приводящих к существенному ущербу для объекта.

Климатический риск обычно определяют как вероятность негативных последствий или ожидаемых потерь, вытекающую из взаимодействия между метеорологическими опасностями и уязвимостью реципиента, включающую его подверженность. Математическая интерпретация риска иллюстрируется схемой на (рис. 5)

Рис.5. Модель риска: F - частота возникновения опасности; С - вероятность уязвимости реципиента от реализовавшейся опасности или поражающего фактора

В настоящее время в отечественной и зарубежной практике используется усовершенствованная модель риска (рис. 6)

Рис.6. Иллюстрация к концепции управления рисками для разработки адаптации к изменению климата (IPCC)

В основе косвенного метода расчета экономического риска лежат следующие основные постулаты:

         развитие индустрии и сельского хозяйства тесно связано с плотностью населения;

         экономическим эквивалентом уязвимости или ценой риска является доля валового промышленного продукта (ВВП) и основного фонда, приходящегося на одного жителя России.

Риск определяется по формуле:

= Р(Ф)У

где: Р(Ф) - вероятность ОЯ,

У - средний ущерб, связанный с реализацией данного события.

Так как фактическая уязвимость часто неизвестна, то для определения этой величины используются косвенные способы оценки.

Социальный риск Rсоц., представляет собой соотношение между числом людей, подвергшихся воздействию источника опасности, и вероятностью такого события.

Средняя площадь, занимаемая событием, определяется, при рассмотрении отдельных случаев возникновения ОЯ. В тех случаях, когда такую площадь, определить нельзя, в качестве радиуса данной площади принимается радиус корреляции данного явления.

Риск нанесения социального ущерба рассматриваемой территории от ОЯ может быть определен по формуле [11]

соц. = р·(s/S) ·tср·m· Ka

где: p - вероятность ОЯ

= n / N

где: n - число ОЯ на данной территории за весь период наблюдений;- число лет наблюдений;ср - средняя продолжительность ОЯ,- средняя площадь охвата ОЯ; S - площадь территории;- коэффициент агрессивности явления, который устанавливается по силе воздействия ОЯ на рассматриваемой территории.

Таблица 2. Коэффициент агрессивности опасных явлений

Опасное явление

Смерч

Крупный град

Сильный гололед

Шквал

Сильный ветер

Сильная метель

Сильный дождь

Ka

6

3

2,5

1,4

1,0

0,8

0,03


Коэффициент агрессивности установлен по силовому воздействию ОЯ на условную поверхность.

Общая формула социального риска или вероятности поражения конкретного (точечного) реципиента имеет следующий вид:

соц.объекта = р· (si/S) ·(s/S) · tср·m· Ka

где: si - площадь реципиента;

Приведенные выше формулы позволяют оценить уязвимость и риски, создаваемые ОЯ для различных реципиентов, т.е. решать задачи оценки рисков на объектном уровне.

Основой экономического механизма управления риском является определение экономического ущерба, создаваемого опасным событием. Совокупный ущерб на данной территории может быть назван экономическим риском.

эк = А · Rсоц.

где: А - коэффициент, называемый ценой риска, равный доле ВВП, приходящейся на одного жителя России.

Для перехода к экономическому риску необходимо количественно оценить ущерб, используя ВВП. При этом определяется продолжительность каждого ОЯ и рассчитывается доля ущерба за период равный продолжительности явления.

 

.3 Проверка допустимости риска


Методология управления рисками основана на концепции приемлемого (допустимого) риска. Для России рекомендован вариант оценки риска, представленный на рис. 6 и называемый «светофором» [12]. Согласно данному подходу, весь «спектр» значений риска разбивается на 3 области


Хозяйственная деятельность, при уровне чрезмерного риска, недопустима, даже если она выгодна для общества в целом.

В области приемлемого риска экономическая деятельность является предметом воздействия регулирующего органа в направлении некоторого уменьшения риска. Вопрос об адаптации решается на основе экономических расчетов с учётом дефицита адаптации и адаптационного потенциала с тем, чтобы обеспечить гидрометеорологическую безопасность.

При достижении уровня пренебрежимого риска не требуется каких-либо дополнительных усилий по адаптации.

Окончательное решение о критериях допустимости величины риска в данной отрасли или на данной территории должны принимать соответствующие регулирующие органы.

Так как проблема установления конкретных численных значений для предельно допустимого (чрезмерного) и пренебрежимого уровней риска является в большей мере политической и социально-экономической, то ее решение во многом зависит от социально-экономических условий, характеризующих социально-экономическую систему. Как следствие этого, численные значения для этих уровней риска, принятые или предлагаемые в практической деятельности, отличаются от страны к стране.

 

.4 Оценка «средних» рисков «перетопа и недотопа»


Для оценки риска данного вида по пункту рассматриваются ряды продолжительности отопительных периодов и их средних температур, а так же ряды по которым рассчитаны аналогичные нормативные характеристики.

Прежде всего, необходимо установить критические значения продолжительности ОП. Так как объемы закупаемого топлива опираются на нормативные значения продолжительности ОП, а критическим значением будет служить отклонение от среднего нормативного значения продолжительности ОП. Данная характеристика рассчитана по ряду (1966-2012гг.). Разница средней продолжительности ОП (нормативного и контрольного) может быть выражена в количественной оценке риска или в денежном эквиваленте по данным о стоимости отопления. В отдельные годы продолжительности ОП может значительно отличаться от средней продолжительности ОП, что может создавать финансовые потери (выплаты штрафов за недоиспользованное топливо в течение ОП).

С этой целью выделяются максимальные и минимальные значения продолжительности ОП в данных рядах. Далее эти ряды ранжируются в порядке увеличения и рассчитываются интегральные вероятности продолжительностей отопительных периодов за разные годы. Естественно, что экстремальные значения выходят за пределы рассматриваемых средних периодов.

Риск рассматривается как произведение вероятности разностей средних продолжительностей ОП на условную вероятность ущерба при данных экстремумах продолжительности отопительного периода.

 

.4.1 Оценка рисков, возникающих вследствие изменения средней продолжительности отопительного периода

Анализировались ряды данных продолжительности отопительного периода по городу Санкт-Петербург за 46 лет (1966- 2012 гг.), а так же ряды, использованные для расчета нормативных характеристик за 44 года (1966-2010гг.).

За период (1966-2012) максимальная продолжительность отопительного периода составила - 245 дней; минимальная - 183 дня. Средняя продолжительность отопительного периода составила 209 дней.

Продолжительность отопительного периода по городу Санкт-Петербург (1966- 2012 гг.)

Таблица 3


По СНиП 23-01-99* за период (1966-2010гг.) средняя продолжительность отопительного периода составляет 213 дней.

В результате сравнения значений нормативной продолжительности ОП, и значений средней продолжительности ОП по периоду (1966-2012), использованных в работе, получена разность равная 4 дням.

Общая оценка риска производится по формуле (5)

э. = P пр. · У

где R э. - риск отклонения средней продолжительности ОП за период (1966-2012) от нормативного или риск отклонения максимально возможной продолжительности ОП от среднего значения ОП.пр. - вероятность определенной продолжительности отопительного периода;

У - средний ущерб, создаваемый увеличением средней продолжительности ОП.

Определим риск максимально возможной продолжительности ОП:

пр. = P пр. · Pу./ P пр.

где P пр. - вероятность определенной продолжительности отопительного периода;у./Pпр. - условная вероятность, создаваемая увеличением средней продолжительности ОП.

Оценим риск отклонения от расчетной средней продолжительности ОП максимально возможной средней продолжительности ОП. Для этой цели используется ряд продолжительностей ОП за 131 год. По данному ряду рассчитывается скользящее среднее с шагом 30 лет.

По формуле рассчитываем риск:пр. = 0,01 · 0,01= 10-4;

Так как, стоимость 1 отопительного дня по Санкт-Петербургу составляет 690 125 рублей, а разность между расчетной средней продолжительностью ОП и значением максимальной скользящей средней продолжительностью ОП составляет 15 дней.

По формуле рассчитывается экономический риск:

,01 · 10 351 875=10,4·104 (рублей).

Отклонение от нормативной продолжительности ОП и максимальной скользящей средней продолжительности ОП составляет 13 дней.

Поэтому экономический риск составил: 9·104 (рублей).

Для определения риска, вызванного максимальным отклонением от среднего, целесообразно вычислять риски экстремальных продолжительностей ОП для нормативных и используемых в работе данных. Так как в СНиП 23-01-99* отсутствуют экстремальные значения, был выполнен их расчет по нормальному распределению по ряду (1966-2010гг.).

Данное распределение представлено на (рис.8).

Рис.8. Нормальное распределение продолжительностей отопительного периода (1966-2010гг.)

В результате сравнения экстремальных значений продолжительности ОЯ, использованных для определения нормативной продолжительности и значений, использованных в работе, получена разность равная 32 дням

Далее по формуле рассчитывается экономический риск выхода за экстремумы продолжительности ОП:

,01 · 22 084 000=22·104(рублей).

Полученные значения риска в первом случае попадают принятую в России область приемлемого риска. Рассчитанные значения экономического риска говорят о том, что необходимо принимать адаптационные меры. Риск, рассчитанный для экстремальных значений, естественно попадает в область чрезмерного риска.

 

.4.2 Оценка «реальных» рисков, возникающих вследствие различия реальной продолжительности отопительного периода и «по приказу»

Кроме того, обычно на практике теплоснабжающие организации не выдерживают 5 дней после перехода среднесуточной температуры наружного воздуха через + 80С в сторону понижения или при неблагоприятном прогнозе о резком понижении температуры наружного воздуха. При подготовке к новому отопительному сезону административные органы населенного пункта издают приказ (распоряжение) об итогах прошедшего отопительного сезона с утверждением плана мероприятий по подготовке к новому отопительному сезону, с указанием дат начала и окончания регулярного отопления.

В приведённой ниже (таблице 5) за период с 2000 по 2015 годы указаны даты начала и окончания отопительного периода по изданным приказам и по реальным метеорологическим условиям.

Продолжительность отопительного периода, определяемая по административному приказу и по метеорологическим условиям Таблица 4

сезон

начало ОП по приказу

Начало ОП по климату

Конец ОП по приказу

Конец ОП по климату

ОП по приказу

ОП по климату

разность (количество дней)

2000-2001

23.10

23.10

27.04

27.04

187

186

1

2001-2002

22.10

22.10

08.05

05.05

199

194

5

2002-2003

09.10

25.09

07.05

07.05

232

-21

2003-2004

16.10

19.10

05.05

05.05

202

185

17

2004-2005

14.10

14.10

16.05

19.05

215

218

-3

2005-2006

20.10

20.10

03.05

29.04

196

192

4

2006-2007

18.10

18.10

15.05

15.05

210

204

6

2007-2008

11.10

15.10

30.04

30.04

202

199

3

2008-2009

22.09

29.10

05.05

29.04

226

183

43

2009-2010

05.10

04.10

11.05

12.05

219

184

35

2010-2011

07.10

13.10

12.05

12.05

218

198

20

2011-2012

15.10

15.10

12.05

210

208

2

2012-2013

15.10

15.10

10.05

09.05

208

207

1

2013-2014

30.09

29.09

12.05

14.05

225

228

-3

2014-2015

04.10

09 10

08.05

08.05

217

212

5


В отдельные годы различия могут достигать десятки дней.

Рассчитаем величину риска за 2002-2003 год отопительного сезона. В данный период разница составляет 21 день, т.е. теплоснабжение требовалось запустить раньше, чем осуществилось, следовательно, наблюдался «недотоп»:

Определим риск экстремальной продолжительности ОП равной 232 дням

Ро.п.= 21·0,16 = 3,4·10-1

Далее по формуле рассчитывается риск:

,34 · 14 492 625=4,9·106(рублей).

Рассчитаем величину риска за 2008-2009 год отопительного сезона. В данный период разница составляет 43 дня, т.е. теплоснабжение следовало прекратить намного раньше, чем требовалось, следовательно, наблюдался «перетоп»: 0,23 · 29 675 375=6,83·106(рублей).

Полученные значения риска попадают в принятую в России область чрезмерного риска. Это говорит о большой опасности возможного явления.

 


4. Рекомендации по применению адаптационных мер

 

.1 Общие сведения


Одним из важных направлений государственной политики России в области экономики являются оценки последствий изменения климата, требующие принятия адаптационных мер. Решение о необходимости адаптации принимаются в результате анализа настоящего и ожидаемого развития технических отраслей экономики (энергетики, строительства, транспорта, ЖКХ и др.).

Рис. 9. Схема подготовки решения об адаптации

Изменение климата, проявляющееся, в частности, в увеличении повторяемости неблагоприятных метеорологических явлений, обусловливает настоятельную необходимость разработки стратегии адаптации экономики к наблюдаемым и ожидаемым климатическим изменениям.

Адаптация определяется как приспособление природных и антропогенных систем к произошедшим или ожидаемым изменениям климата или к их последствиям и зависит от чувствительности, уязвимости и меняющейся во времени приспособляемости систем к этим изменениям. Адаптационная стратегия дополняет меры по смягчению изменения климата и одновременно является альтернативной им. Поэтому адаптационные меры должны согласовываться с мерами по смягчению изменения климата, и наоборот.

Адаптация и оценка ее последствий являются заключительным этапом процесса обеспечения технических секторов экономики климатической информацией в условиях меняющегося климата.[13]

Существует ряд классификаций адаптационных мер. В ГГО им. А.И. Воейкова разработана специальная, более подробная классификация, разделяющая адаптационные меры на гидрометеорологические и технические (рис.10.)

Рис. 10. Классификация адаптационных мер, разработанная в ГГО

Технические меры адаптации, включенные в данную схему, связаны с гидрометеорологическими факторами. Технические усовершенствования, выполненные вне связи с окружающей средой, при этом не учитываются. Примерами адаптационных мер в технической сфере, вызванных погодно-климатическими факторами, могут служить:

-       осмотр ЛЭП, сбивание и плавка льда;

-       охлаждение генераторов при высокой температуре воздуха и перевод части оборудования на ремонт;

-       использование грозозащитной аппаратуры при грозах и т.п.

Меры адаптации, рекомендуемые климатологами, используют в основном в информационных мерах. Наиболее важной климатологической (информационной) мерой является корректировка и усовершенствование нормативных документов и параметров в области энергетики, строительства и промышленности.

Учитывая выше сказанное можно составить ряд рекомендаций по обеспечению климатической информацией отопительного процесса и содействию принятия решений по повышению энергоэффективности отопления города.

Во-первых, наряду с нормативными показателями отопительного периода в организациях планирующих и осуществляющих теплоснабжение города, следует представлять данные об экономических рисках возможного нарушения процесса отопления. Предоставление такой информации является одним из видов информационной адаптации.

Во-вторых, для разработки технических мер адаптации, следует рекомендовать материалы по характеристикам отопительного периода для настоящего времени. По этим материалам, можно с какой вероятностью внутри отопительного сезона температура будет выше нормы и сколько дней отопление не требуется. В случае большого числа таких дней необходимо применение особых технических решений, например, организовать индивидуальную регулировку подачи тепла.

В-третьих, важно, чтобы отпуск тепла котельными и ТЭЦ осуществлялся строго по температурному графику. Совершенно недопустимо в целях экономии осуществлять отпуск тепла в качестве расчетной более низкой температуры сетевой воды.

4.2 Адаптационные меры для «перетопа и недотопа» I и II рода


СНиП 23-01-99*актуализирован частично, специализированные нормативные параметры для отопления пересмотрены только для городов- миллионников, для остальных пунктов нормативные параметры рассчитаны только до 1980 годы. Поэтому корректировка является важнейшим адаптационным мероприятием, которая позволит частично ликвидировать «перетопы и недотопы» I рода.

Адаптационным мероприятием для «перетопов и нетодопов» IIрода, является совершенствование методов долгосрочного прогнозирования на предстоящий отопительный сезон и разработка метода раннего предупреждения о «волнах тепла и холода». Данные адаптационные меры являются примерами «беспроигрышной» адаптации и их использование не зависит от неопределенности свойств модельной проекции.

 


5. Методы учета неопределенности при принятии адаптационных решений

 

.1 Общие сведения


Управление рисками - процесс принятия и выполнения решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.[14]

Адаптация - меры, по приспособлению природных, антропогенных или смешанных природно-антропогенных систем, граждан и их сообществ, субъектов экономики в ответ на фактическое или ожидаемое воздействие климата или его последствия, которое позволяет уменьшить вред или использовать благоприятные возможности. Адаптация зависит от чувствительности, уязвимости и меняющейся во времени приспособляемости систем к этим изменениям. [15]

Моделирование адаптационной стратегии осложняется факторами неопределенности. Одним из способов учета неопределенности климатического прогноза, прогнозов развития экономики, финансовой политики, изменения ВВП является оценка приспособляемости объекта к последствиям изменения климата.

Учет приспособляемости обеспечивает метод анализа реальных опционов. Анализ реальных опционов (выбор наиболее рациональной меры адаптации с учетом приспособляемости объекта). Данный метод учитывает неопределенность в отношении будущих воздействий изменения климата и степень приспособляемости объектов инфраструктуры кизменению климата. Метод предполагает построение дерева решений, отражающего влияние адаптационной меры на доходность инвестиций при различных сценариях изменений климата и последствий этих изменений при проведении адаптационных мер и без них. Методика помогает наметить действия и понять их последствия, определить моменты принятия решений, пути поступления информации и ее включение в процесс принятия решений в течение планируемого периода. Потоки затрат и выгод должны сравниваться по их изменению во времени и дисконтироваться в общий чистый приведенный доход (ЧПД). Данный метод имеет ряд преимуществ, в число которых входит учет неопределенности в изучении последствий климатических изменений.

 

.2 Область применения реальных опционов


Применение методики реальных опционов к оценке инвестиционных проектов целесообразно, когда выполняются следующие условия:

§   результат проекта подвержен высокой степени неопределенности;

§   менеджмент компании способен принимать гибкие управленческие решения при появлении новых данных по проекту;

§   финансовый результат проекта во многом зависит от принимаемых менеджерами решений. При оценке проекта по методу дисконтированных денежных потоков значение NPV отрицательно или чуть больше нуля.

Чистая приведённая стоимость (чистая текущая стоимость, чистый дисконтированный доход, англ. <#"867230.files/image012.gif">

Рис.11. Биномиальная модель метода реальных опционов

В основе биномиальной модели лежат два допущения:

. в одном интервале времени могут быть только два варианта развития событий - худший и лучший;

. инвесторы нейтрально относятся к риску.

Вычисление стоимости опциона данным методом, представляет собой движение по «дереву решений», в частности построения дерева решений, отражающего влияние адаптационной меры на эффективность инвестиций при различных сценариях изменений климата и последствий этих изменений при проведении адаптационных мер и без них. В итоге денежные потоки, возникающие как следствие будущих решений, сводятся к приведенной стоимости. Чем больше узлов принятия решений, тем сложнее делать оценку.

Сущность данной методики можно схематично показать на примере расчета.

На основе для выбора вариантов модификации строится дерево решений, где все стоимости представлены в реальных единицах (рубли). Пусть стоимость здания (без коммуникаций) равна 100 млн. рублей. Стоимость здания с модификацией ограждающих конструкций- 120 млн. рублей

Предположим, что существует равная вероятность сильных или слабых воздействий, связанных с изменением климата (Р= 0,5). Тогда определение ЧПД может быть проведено по следующей схеме (рис.12).

При расчете ЧПД (чистого приведенного дохода) принимаются следующие упрощающие предположения: ущерб от стратегии «не инвестирования» не учитывается; коэффициент дисконтирования (процентная ставка, применяемая для приведения будущей стоимости к настоящей) в соответствии с указаниями «Зеленого документа» - Международного руководства по адаптации к изменения климата[16]- составляет 0,8.

Оценка экономического эффекта от инвестирования на теплозащиту старого варианта получится в результате расчета ЧПД для каждого из возможных вариантов климатических изменений. При этом в итоге получается: -100∙106-(-2,3∙106)= -97,7∙106.

В случае инвестирования в проект, который предполагает утолщение ограждающих конструкций на 20 %, оценка ЧПД производится по следующей схеме.

Если воздействие климатических изменений будет достаточно велико, чтобы оправдать модернизацию конструкций, выигрыш от инвестиций составит:-111,7 ∙106.Ожидаемая величина ЧПД для варианта при слабом климатическом воздействии составит:-120∙106. Таким образом, получится:-120∙106-(-4,61∙106)=-115,3∙10

Рис.12. Схема для выбора альтернативных решений по адаптации

В результате сравнения полученных значений ЧПД для теплозащиты зданий «старого и нового вариантов», можно сделать вывод о том, что увеличение теплозащиты за счет модификации ограждающих конструкций не приведет к экономически выгодному решению.

 


Заключение


Для обеспечения теплоснабжения городов используется специализированные и общие климатические, а так же сезонные прогнозы: продолжительность (в сутках) и средняя температура отопительного периода, температура наиболее холодной пятидневки и расчетная температура. Эти характеристики являются нормативными, по ним рассчитывается сезонная потребность теплоты. Для обеспечения безотказной работы систем теплоснабжения строятся ежегодные графики продолжительности устойчивого стояния температур наружного воздуха, который может заменить сезонный прогноз в случае его отсутствия. В результате подробного изучения систем теплоснабжения и их функционирования в Санкт-Петербурге, установлены виды рисков, связанные с климатическим воздействием - это риски «перетопа и недотопа» Методика теплоснабжения в России недостаточно эффективна, в городах не в полной мере используются современные технологические процессы, материалы и оборудование; отсутствует техническая политика в организации эксплуатации более совершенного и более сложного оборудования. С точки зрения адаптации в климатическом плане основной адаптационной мерой является совершенствование нормативных характеристик отопительного периода. В связи с наблюдаемым трендом отопительного периода и температурой воздуха следует пересматривать нормы не реже, чем раз в пять лет. Кроме того, при регулировке теплоснабжения необходимо пользоваться ранним предупреждением опасного явления по температуре воздуха. Дальнейшему совершенствованию адаптационных мер способствует развитие экономики в целом. При этом появляется возможность для планирования адаптационных мероприятий на наиболее высоком техническом и организационном уровне. В настоящее время выбор правильной стратегии адаптационной политики является одним из определяющих факторов экономического роста страны и ее устойчивого развития.

Литература


.        Шишов А.Н., Бухаринов Н.Г. Методы определения оптимального качества продукции. - Л.: Лениздат. 1970.-142 c.

.        Михайлов В.В., Эдельман В.И. Определение ущерба промышленных предприятий от перерывов электроснабжения. - М.: Изд-во ГОСИНТИ, 1968.-37 c.

.        Константинов Б.А., Зайцев Г.З., Пиковский А.А. Качество электроснабжения промышленных предприятий: Изд-во ЛГУ, 1973.- 83 с.

4.   ГОСТ 13109-97. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения. - М.: Изд-во стандартов,1997.-35 с.

5.      Качество энергии в условиях научно-технического прогресса. - Труды ЛИЭИ, Л., 1975. 33-36 с.

.        Кузнецов Г:.11. О последствиях нарушения режима отпуска тепла потребителям//Теплоэнергоэффективные технологии. 1996. № 2. 502-515 с.

.        Малофеев В.Л., Скольник Г.М., ХижЭ.В.,Шмырев Е.М. Договор теплоснабжения - основа взаимоотношений теплоснабжающих организации и потребителей тепловой энергии//Вестник Госэнергонадзора. 2000. № 3. 205-207с.

8.    Добряков Л.Д., Шумилов И.Л. Анализ результатов обследования теплоснабжающих организации и организаций потребителей тепловой энергии Санкт-Петербурга// Повышение роли инспекторского состава Госэнергонадзора. -СПб.: ПЭИПК, 2000.- 44 с.

9.   СНиП 2.04.07-86. Тепловые сети.: Стройиздат, 1998.-71 с.

10.    СНиП 23-01-99* (СП 131.13330.2012): Строительная Климатология. М.:Стройиздат, 2012.-91 с.

11.    Акентьева Е. М., Кобышева Н. В. Стратегия адаптации к изменению климата в технической сфере для России. // Труды ГГО. Вып. № 563, 2011.- С. 60-77.

.        Быков А. А., Акимов В. А., Фалеев М. И. (2004). Проблемы анализа риска // Российское научное общество анализа риска. Том 1. № 2.С 125-137

.        Малявина Е. Г. Теплопотери здания, Москва ,2007,с.25-28.

.        Савин В.К. Строительная физика. Энергоэкономика.- М.:Лазурь, 2011-418 с.,

15.    СНиП 2.04.05-91. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, М., 1994.-71 с.

.        СНиПII_3-79*Строительнаятеплотехника, изд. 1998.-35 с.

17.    СНиП23-02-2003.Теплозащита зданий.Изд. 2004.-33 с.

.        СП 23-101-2004. Проектированиетепловойзащитызданий, изд. 2008 - 141 с.

19.    IPCC, 2012: Managing the Risks of Extreme Events and Disasters to Advance Climate Change Adaptation. A Special Report of Working Groups I and II of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Cambridge University Press, Cambridge, UK, and New York, NY, USA, 582 pp.

.        The Green Book. Appraisal and Evaluation in Central Government Treasury Guidance, London: TSO, 2003.117. pp

Приложение 1


Таблица 1. Скользящее среднее продолжительности отопительного периода по г. Санкт-Петербург (1889 - 2010 г.г.)


Похожие работы на - Климатические риски неэффективности систем отопления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!