Внешнеэкономическая деятельность предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,99 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Содержание

Введение

. Внешнеэкономическая деятельность: общие положения

.1 Понятие и функции внешнеэкономических взаимодействий

.2 Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

. Анализ внешнеэкономических связей Сибири

.1 Место Сибири в экономике России

.2 Общие тенденции внешнеторговых отношений Сибири

.3 Территориальные особенности внешнеэкономической активности регионов Сибири

.4 Проблемы выхода Сибири на мировой рынок

. Формирование новой роли Сибири во внешнеэкономических связях России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Государственное регулирование представляет собой одну из форм управления обществом, которая реализуется посредством использования государством совокупности экономических, юридических и административных мер в целях образования установленного правопорядка и реализации государственной политики.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития, Федеральная таможенная служба России, иные специально созданные органы.

В условиях глобализации мирового хозяйства существенно увеличивается роль внешнеэкономической сферы как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. На современном этапе внешнеэкономические связи представляют собой неотъемлемую часть деятельности отраслей национальной экономики, организаций и предприятий. Они становятся средством научно-технического, экономического и социального прогресса общества.

При выходе на внешний рынок приходится учитывать существование политических и экономических блоков, возможные протекционистские меры в области торговли, поскольку многие страны пытаются противостоять спаду экономической активности. Стремление крупных корпораций захватить доминирующие позиции в области распределения товаров выступает доказательством существования еще одной значительной проблемы.

Актуальность внешнеэкономической деятельности предприятия в современных экономических условиях следующим.

Во-первых, в осуществлении внешнеэкономической деятельности стало принимать участие огромное количество хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов разрешает усилить доходы государственного бюджета. Одновременно это увеличивает престиж отечественных предприятий в мире.

Целью курсовой работы является рассмотрение внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Цель курсовой работы предполагает следующие задачи:

Изучить внешнеэкономическую деятельность РФ:

- Изучить основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности

- Проанализировать внешнеэкономическую деятельность в РФ

Выявить формирование новой роли Сибири во внешнеэкономических связях России

Предметом исследования является внешнеэкономической деятельности на территории РФ.

Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность Сибири.

В работе применялись такие методы исследования как анализ и синтез.

1. Внешнеэкономическая деятельность: общие положения

1.1 Понятие и функции внешнеэкономических взаимодействий

Внешнеэкономические связи является совокупностью направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, валютно-финансового, производственного и научно-технического сотрудничества с иными странами. Во внешнеэкономических связях переплетаются в одно экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.

В соответствии с Законом от 08. 12. 2003 г. № 164-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (с изменениями на 30.11.2013 г.) под данной деятельностью осмысляется предпринимательство в сфере обмена информацией, товарами, работами, услугами, итогами интеллектуальной деятельности. Точка зрения внешнеэкономической деятельности в данном аспекте существенно шире. Она содержит именно внешнеторговую деятельность, инвестиционное сотрудничество, производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности формируется на Конституции Российской Федерации и исполняется согласно Федерального закона, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности - это:

·защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

·равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

·единство таможенной территории Российской Федерации;

·взаимность в отношении другого государства (группы государств);

·обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

·гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

·обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

·обеспечение обороны страны и безопасности государства;

·единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Суть внешнеэкономических связей как экономической категории выражается в их функциях, которые подразделяются на:

. Организацию и обслуживание международного обмена природными ресурсами и следствиями труда в их вещественной и стоимостной форме.

. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;

. Организацию международного денежного обращения.

Смысл первой функции охватывает доведение продуктов, которые добываются в качестве природных ресурсов и продуктов, которые получаются в процессе международного разделения труда, до определенных потребителей через обмен продуктов и результатов труда в их вещественной и стоимостной форме.

В процессе выполнения второй функции совершается завершение акта товарно-денежных отношений и завершения обмена денег на продукт международного разделения труда, в итоге потребительная стоимость, заключенная в этом продукте, получает международное признание.

Третья функция это создание при помощи механизма этих связей условий для постоянного движения денег в процессе совершения разнообразных международных расчетов.

В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи выдвигаются как факторы роста национального дохода государства, экономики народнохозяйственных затрат и ускорения научно-технического прогресса.

Реализация данных связей разрешает перенести межгосударственное сотрудничество с обычного обмена товарами на торговлю услугами, совместное решение технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации и других форм совместной хозяйственной деятельности, в том числе создание совместных предприятий.

Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства. Это вызывает потребность в формировании производительных сил, что, в свой черед, содействует формированию промышленности, торговли, сельского хозяйства, сферы услуг и финансовых учреждений.

Развитие внутреннего рынка страны ведет к опережению объема предложения над объемом спроса внутри государства, что вызывает расширение внешнеторговых операции, удешевление стоимости капитала и снижение издержек производства и обращения.

1.2 Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности регулируется следующими законами:

·Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изм. и доп. от 30.11.2013 г. № 318-ФЗ)

·Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ "О таможенном регулировании" (с изм. и доп. от 12.03.2014 № 33-ФЗ)

·Федеральный закон от 18.02.2006 г. N 26-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (с изм. и доп. от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ).

Закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" определяет основу государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в сфере внешнеторговой деятельности с целью обеспечить благоприятные условия внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Закон устанавливает основу государственного регулирования внешнеторговой деятельности на основании таможенно-тарифного и нетарифного метода, а также запрещений и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью и мер экономического и административного характера.

Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" обладает личными главными целями, в частности, представляет собой защиту отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного влияния иностранной конкуренции; снабжение надобностей внутреннего рынка в случаи напряженной нехватки сельскохозяйственных или других товаров на нем методом регулирования экспорта подобных товаров.

Закон предусматривает специальные защитные меры, которые выражаются в определении импортных квот и специальных пошлин, антидемпинговые меры и компенсационные меры, которые также проявляются в определении соответствующих пошлин.

Закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", устанавливает четкую последовательность введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, которые применяются с целью защиты экономических интересов товаропроизводителей РФ.

Главная разница нового Закона от прежде действующего заключается в детализации особенностей порядка проведения расследований с целью определения роста импорта и определенного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы нанесения такого ущерба, а также демпингового импорта или импорта субсидируемого товара и наличия определенного этим материального ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения такого ущерба. При этом ряд норм сконцентрирован на улучшение механизма введения, пересмотра, применения и отмены специальных защитных, компенсационных и антидемпинговых мер.

2. Анализ внешнеэкономических связей Сибири

2.1 Место Сибири в экономике России

Западная Сибирь представляет собой мощную экономическую базу России на Востоке, это более заселенная и хозяйственно сформированная ее часть. Объем промышленного производства не сильно уступает Уралу и вплотную подходит к Центральному району, владея вдвое меньшим населением. На нее доводится более половины сельскохозяйственной и промышленной продукции восточных областей.

В общероссийском территориальном разделении труда Западно-Сибирский макрорегион выделяется нефтяной, газовой и угольной промышленностью (первое место в стране), черной металлургией (третье - четвертое место), химической промышленностью и машиностроением, а также сельским хозяйством. Где сформировался крупнейший территориальный хозяйственный комплекс на основе нефтегазовых и угольных ресурсов. Одновременно район иметь отношение к числу основных по формированию зернового хозяйства и животноводства.

Доля Западной Сибири в России приводится девять десятых части добычи газа, две третьей - нефти и две пятых части - угля, одной седьмой производства проката черных металлов, одной седьмой - химического волокна, одной шестой части - валового сбора зерна и одной восьмой - производства мяса и молока (при одной десятой части - населения).

Высокие объемы выпуска и сравнительная дешевизна данной продукции определили ее существенный вывоз за границы района, в том числе на экспорт. Разносторонние рыночные связи обладают тенденцией к дальнейшему увеличению.

Ресурсный потенциал Западной Сибири велик. По отдельным данным, она полагает практически одна четвертая всего национального богатства страны, и его приходится на каждого жителя в два с лишним раза больше, чем в среднем по стране.

Будучи размещенным в пределах Западно-Сибирской низине и Алтайской горной системы, район обеспечен разнообразными природными ресурсами, особо величайшими в стране топливно-энергетическими, которые составляют основу мощного индустриального комплекса, что является энергетическим арсеналом России.

Крупные нефтяные и газовые месторождения разведаны в гуще осадочных пород Тюменской и Томской областей, где обнаружена одна из самой богатой в мире нефтегазоносной провинции. На Западную Сибирь достается четыре пятых части российских и больше одной четвертой мировых запасов природного газа, 70% всех балансовых запасов нефти в стране и примерно 35% - в мире.

Тюменский газ наряду с канско-ачинскими углями - самое недорогое энергетическое топливо. Расходы у потребителей на топливо (с учетом калорийности) в Западной Сибири в два с лишним раза ниже чем в Центре и на Дальнем Востоке. Геологические запасы угля Кузнецкого бассейна - 905 млрд. т - составляют 11% общероссийских, причем одна третья из них - коксующиеся марки. Район направляет две пятых части всех эксплуатационных ресурсов торфа.

Велики прогнозные запасы железных руд Западно-Сибирского бассейна с более перспективным Бакчарским месторождением, ресурсы которого (до 110 млрд. т) вдвое превосходят разузнанные в стране. Там же, в Томской области - месторождения титано-циркониевых руд и кварцевых песков.

Необъятные лесные массивы охватывают она восьмая части всех запасов древесины в России (9,5 млрд. м3), а сельскохозяйственные угодья составляют одна пятая всех и свыше одной второй на Востоке (36 млн. га).

Экономические оценки земли и воды низкие. При относительно низком - на 5-10% - дорожании строительно-монтажных работ по отношению к центральным районам (не считая зоны Крайнего Севера), это разрешает вести обширное транспортное, промышленное и городское строительство.

В отличие от иных районов нового изучения Западная Сибирь располагает не только многообразными природными богатствами, но и уже сформированным сильным производственным аппаратом и научно-технической базой. Тут направлена одной шестой части основных производственных фондов страны - столько же, сколько на Урале и почти как в Центре. Это вдвое больше, чем в соседней Восточной Сибири. Фондовооруженность в промышленности - самая высокая (в 1,8 раза превышает среднюю), но в связи с большой фондоемкостью и недостаточным применением средств производства фондоотдача - низкая. Износ основных фондов превосходит средний.

В макрорегионе сформировался крупный за Уралом проектный, научно-исследовательский и конструкторско-экспериментальный центр во главе с институтами Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Томск и др.). По числу научных учреждений и численности научных работников он занимает в России одно из первых мест, формируя надежную основу формирования сложных, наукоемких отраслей и увеличения технического уровня производства.

Западная Сибирь выгодно отличается на Востоке наилучшей обеспеченностью трудовыми ресурсами, что представляет собой очень благоприятным фактором хозяйственного формирования. Здесь проживает одна десятая населения России - немного меньше, чем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, взятых вместе.

Сейчас на севере Западной Сибири работает около одной пятой части ее жителей. Естественная убыль населения в районе ниже средней.

Форсированное развитие промышленности сопутствовало быстрому росту кадров рабочих и специалистов. Подавляющая часть населения переехала сюда с 1930-х годов из центральных и иных европейских районов. Крупные городские центры - Новосибирск и Омск представляются пока единственными на Востоке городами-«миллионерами» (1,4 и 1,2 млн. человек). Более полумиллиона жителей обладают еще 3 городами - Барнаул, Новокузнецк и Тюмень.

Существенен интеллектуальный потенциал. Контингент лиц с высшим и средним специальным образованием здесь сравнительно выше, чем в среднем по стране.

В дореформенное время встречалась уменьшенная занятость в общественном производстве по отношению к положению в стране, наличием существенного количества свободной женской рабочей силы в городах с трудоемкими отраслями тяжелой промышленности. Эти тенденции в некоторой степени остались. Удельный вес района в России по численности занятых (10,1%) такой, как и по всему населению (10,3%). Наряду с этим производительность труда в промышленности даже в кризисных условиях увеличенная (в 1,5 раза выше средней). Это случается за счет высокой выработки в нефтегазодобыче и общей увеличенной фондовооруженности.

Труд на Востоке и Севере дорогостоящ, но в Западной Сибири удорожающие факторы сказываются меньше, чем к востоку от нее. Районный коэффициент заработной платы составляет 1,20 против 1,26 в Восточной Сибири и 1,40 на Дальнем Востоке.

2.2 Общие тенденции внешнеторговых отношений Сибири

Россия обладает колоссальным природно-ресурсным потенциалом, причем 85% запасов находятся на территории Сибири, Дальнего Востока и Арктического шельфа.

В тоже время социально-экономическая ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке существенно хуже, чем в среднем по России, и ее показатели продолжают снижаться. Если в конце 1980-х гг. доходы сибиряков были выше, чем доходы среднестатистического российского гражданина, то в 2012 г. они были ниже среднероссийских на21%.

Значительное ухудшение социально-экономической ситуации в сибирских и дальневосточных регионах привело к масштабному миграционному оттоку населения в центральную и южную части России. С 1990по 2012 гг. население Сибири и Дальнего Востока уменьшилось с 32,3 млн. чел. до 29,0 млн. чел. (на 10,2%), при этом миграционный отток составил 1,4 млн. чел. Последние 20 лет в России происходило сворачивание обрабатывающей промышленности и машиностроения, которые не выдержали конкуренции с индустрией развитых стран и Китая: вклад обрабатывающей промышленности и машиностроения в ВВП России составлял в 1991 г. 65,4%, а в 2012 г. только 30,5% 16; доля импорта машин, оборудования и транспортных средств в 1995 г. была 34%, а в 2012 г. уже 51%; уровень локализации производства на совместных предприятиях тяжелого машиностроения в 2009 г. Не превышал 20%.

К настоящему времени в секторе тяжелого машиностроения сложилась критическая ситуация, которая характеризуется:

Снижением продаж из-за недостаточной конкурентоспособности;

недостатком финансовых ресурсов;

отсутствием инвестиций в НИОКР и модернизацию оборудования;

технологическим отставанием;

моральным и физическим износом производственного оборудования;

утратой позиций на внешнем и внутреннем рынке.

В 2008 г. На российском рынке тяжелого оборудования импортные поставки занимали 80% по металлургическому, более 70% по буровому, почти 70% по тяжелому подъемно-транспортному оборудованию и карьерным экскаваторам.

По данным компании McKinsey, российская промышленность отличается следующими характеристиками:

·производительность труда составляет 26 % от этого показателя в США;

ВВП на одного занятого в экономике по паритету покупательной способности в России меньше, чем в США в 6,8 раза; в Швеции - в 5,6 раза; в Испании - в 5,1 раза; в Польше - в 2,9 раза;

·преобладают устаревшие технологии производства и оборудование (40% российских ТЭЦ старше 40 лет, в США - 28%).

Таблица 1. Территориальная структура производства продукции тяжелого машиностроения по федеральным округам, %

Вид оборудования/ федеральный округМеталлургическое оборудованиеКузнечно- прессовое оборудованиеГорно-рудное оборудованиеНефтегазовое оборудованиеПодъемно- транспортное оборудованиеЦентральный8111830Северо-Западный121120Южный16352075Приволжский403274910Уральский2515403420Сибирский10530110Дальневосточный00105

Основные предприятия тяжелого машиностроения сосредоточены и в Уральском, Приволжском, Южном федеральных округах, вклад сибирских и дальневосточных предприятий не превышал в среднем10% и 1% соответственно.

Новая волна освоения Сибири и Дальнего Востока дает шанс восстановить позиции высокотехнологичного индустриального сектора в экономике России.

Развитие промышленного потенциала Сибири и Дальнего Востока приведет к следующим позитивным изменениям:

·расширит возможности глубокой переработки природных ресурсов;

·создаст условия для формирования высокотехнологичного сектора экономики;

·вызовет рост многих других секторов экономики (мультипликативные эффекты);

·обеспечит создание высокопроизводительных рабочих мест, что позволит

·прекратить отток населения из регионов Сибири и Дальнего Востока;

·внесет значительный вклад в обороноспособность страны;

·создаст условия для модернизации транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры городов и поселков

В 2013 году экспортные операции по вывозу лесоматериалов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления (СТУ) осуществили 1018 участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) (в 2012 году - 1165 участников ВЭД). Экспорт лесоматериалов в регионе деятельности СТУ за 2013 год составил 2 млрд. 732,5 млн. долларов США (11,5% от общего стоимостного объема экспорта по региону) и по сравнению с 2012 годом увеличился на 9,3%. 24,1% от общего стоимостного объема экспорта лесоматериалов заняли поставки лесоматериалов необработанных, 75,9% - лесоматериалов обработанных.

Поставки на экспорт лесоматериалов необработанных в регионе деятельности СТУ составили 6395,2 тыс. м3 на 657,7 млн. долларов США (уменьшение по сравнению с 2012 годом в количественном выражении - на 5,4%, в стоимостном - на 1,5%), лесоматериалов обработанных - 13017,8 тыс. м3 на 2 млрд. 74,7 млн. долларов США (увеличение по количеству и по стоимости на 13,5% и 13,2% соответственно). Экспорт лесоматериалов осуществлялся в 60 стран дальнего и ближнего зарубежья. 79% стоимостного объема экспорта лесоматериалов заняли поставки в страны дальнего зарубежья (прежде всего в Китай, Японию, Египет, Германию и Афганистан), 21% - в страны СНГ (в основном в Узбекистан и Таджикистан).

По сравнению с 2012 годом стоимостной объем экспорта лесоматериалов в страны дальнего зарубежья увеличился на 4,8%, в страны СНГ - на 30,4% и составил 2 млрд. 159,1 млн. долларов США и 573,4 млн. долларов США соответственно. Наибольшие объемы экспортных поставок лесоматериалов оформлены в Иркутской и Красноярской таможнях.

2.3 Территориальные особенности внешнеэкономической активности регионов Сибири

Долгосрочные интересы Российской Федерации, состоящие в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в евроазиатское экономическое пространство, определяют особую роль Сибири в силу ее географического положения и наличия значительного ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного и кадрового потенциала. Сибирь и Дальний Восток играют ведущую роль в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, выпускается 62% продукции цветной металлургии. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в Европейской зоне страны и экспортируется.

В состав Сибирского Федерального Округа (СФО) входят практически все регионы Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономического районов, за исключением Тюменской области. Территория СФО - 5114,8 . кв. км (30% от России), но проживает здесь лишь 19,5 млн. человек (13,8%).

СФО - один из самых слабозаселенных регионов России. Средняя плотность населения - 4 чел. на кв. км (меньше лишь на Дальнем Востоке). Доля городского населения - 71%, что чуть ниже среднероссийской.

СФО знаменит твердыми полезными ископаемыми. Здесь находится 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% - молибдена, 71% - никеля, 69% - меди, 67% - цинка, 66% - марганца, 44% - серебра, около 40% - золота. Кроме этого - титан, вольфрам, фосфориты, железные руды, бокситы, олово.

Сдерживающий фактор освоения Сибири - недостаточная транспортная связь; основная железнодорожная магистраль - старый Транссиб.

Общими характерными особенностями Сибири являются:

а) наличие уникальных по запасам, качеству и экономическим показателям добычи природных ресурсов (топливных, минерально-сырьевых, лесных, водных), имеющих принципиально важное значение для развития экономики России и формирования ее экспортного потенциала;

б) низкая плотность населения (особенно северных территорий), концентрация основной ее части в южных районах Сибири и Дальнего Востока;

в) наличие различных климатических зон с преобладанием на обширной территории Заполярья природных условий, трудных для проживания людей;

г) недостаточная развитость транспортной сети, наличие большого числа изолированно работающих промышленных узлов;

д) создание энергопромышленных узлов и комплексов, которые станут основой развития и структурного преобразования народного хозяйства Сибири.

Общая характеристика Дальневосточного федерального округа

Дальний Восток занимает особое место в России и Азиатско-Тихоокеанском регионе и представляет собой уникальный субконтинент Евразийского материка. Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) является крупнейшим регионом Российской Федерации. Этот регион, обладающий обширной территорией, богатыми природными, как ископаемыми, таки не ископаемыми ресурсами, а также чрезвычайно выгодным экономико-географическим положением, несомненно, располагает огромным потенциалом для развития. Одновременно с этим, регион обладает набором, черт, затрудняющих его развитие. Среди них основными являются географическая удаленность от центральных районов страны, депопуляция, затрудненная транспортная доступность и суровые погодные условия большинства районов.

ДВФО - это территория площадью 6 215,9 тыс. км. кв. (36,4% территории Российской Федерации), вытянутая с севера на юг более чем на 4,5 тыс. км, где проживает 6,5 млн. человек.

Запасы нефти - 490 млн. т, газа - 74 млрд. м3; период эксплуатации месторождения - 35 лет; ожидаемая совокупная выручка от проекта - $ 80 млрд. Проектная мощность - 25 млн. т в год (с 2014 г.). Общий объем инвестиций до 2013 г. - 350 млрд. руб.

Таблица 2. Ванкорское месторождение нефти

Показатели2010201120122013Объем добычи нефти, млн. т12,715,018,321,4Налоги в консолидированный бюджет края, млрд. руб.19,614,43,93,7

Объем закупок материально-технических ресурсов компанией «Ванкорнефть» в 2010-2012 гг. составлял 120-140 млрд. руб. в год, при этом заказы предприятиям Красноярского края составляли 7-14 млрд. руб. в год, что составляет всего 6-10% от всех закупок.

2.4 Проблемы выхода Сибири на мировой рынок

Экономический рост государства, в свою очередь, позволяет ему решать различные социальные и экономические проблемы.

В структуре экспорта России в настоящее время основную роль играет сырье. Для восстановления позиций России на мировом рынке необходимо, чтобы национальная экономика, все ее отрасли, объединения и отдельные предприятия приспособились к потребностям мирового рынка, производя качественные товары. Также необходимо быстро и целенаправленно внедрять результаты научных и опытно-конструкторских разработок в производство, научиться хозяйствовать и торговать в условиях жесткой конкурентной борьбы.

По мнению ряда экономистов, сделать это будет непросто.2/з территории России расположены в неблагоприятных климатических условиях, что негативно отражается на продуктивности сельского хозяйства. Огромные запасы полезных ископаемых расположены в отдаленных и труднодоступных районах. Напрашивается вывод, что затраты на производство любых товаров в нашей стране почти в два раза выше, чем в Европе, а добыча нефти обходится в шесть-семь раз дороже, чем в странах Персидского залива.

Огромная территория России в 3,5 раза превышает территорию всех европейских государств, вместе взятых. В силу этого обстоятельства наши расстояния несопоставимы с европейскими, и создание рынка западноевропейского типа «на близких расстояниях» в России затруднено. По мнению экономистов, Россия «для устойчивого развития нуждается не в единообразии, а в разнообразии хозяйства», когда разные экономические районы дополняли бы друг друга. Поэтому развитие и совершенствование межрайонных связей в России необходимо для большей устойчивости и гибкости ее экономики в рамках мирового хозяйства.

Россия располагает определеннымпотенциалом мирохозяйственного общения.Деятельность России в рамках СНГ показала нецелесообразность разрушения старых экономических связей. Ведь страны СНГ обладали единой энергосистемой, системой транспорта и телекоммуникаций, производственных связей, сохранившихся со времен СССР. Таким образом, необходимо искать новые формы для их развития.

Конкурентоспособность российского гелия в первую очередь определяется себестоимостью его производства и доставки на рынки. При выходе на мировой рынок российский гелий столкнется с конкуренцией со стороны основных производителей, часть которых производит гелий по низкой себестоимости (в пределах 2 долларов за кубометр) за счет совмещения гелиевых производств с получением сжиженного природного газа (СПГ <#"justify">3. Формирование новой роли Сибири во внешнеэкономических связях России

Стратегической целью развития Сибири является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе.

Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до2020года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Основные показатели социально-экономического развития Сибири к концу 2020 года должны соответствовать среднероссийским значениям. Для этого среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта начиная с 2012 года должен превышать среднероссийский показатель.

Такой подход к формированию целей Стратегии определяется необходимостью преодоления отставания развития социального сектора и превращения регионов Сибири в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса.

Приоритетными отраслями социально-экономического развития Сибири в 2010-2020 годах будут являться:

·информационные телекоммуникационные технологии, нанопромышленность, биотехнологии;

·машиностроение, авиастроение, производство медицинского оборудования и точное приборостроение;

·добывающая промышленность и увеличение добычи полезных ископаемых;

·перерабатывающая промышленность - глубокая переработка первичного сырья, производство целлюлозы, бумаги, высокотехнологичных горюче-смазочных материалов, древесных плит, мебели и продукции металлургии;

·агропромышленный комплекс;

·энергетический комплекс;

·инфраструктура железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и трубопроводного транспорта;

·промышленность строительных материалов;

·строительство комфортного социального жилья по доступным ценам (в городах), индивидуальных домов (в сельской местности), жилья для вахтовиков и работников агропромышленного комплекса;

·прикладная наука и научное сопровождение промышленности, транспорта, строительства и агропромышленного комплекса;

·высококачественные услуги транспорта, финансового сектора, образования, туристско-рекреационной сферы, здравоохранения и культуры.

Достижение стратегической цели и приоритетов социально-экономического развития Сибири предполагает решение следующих задач:

·масштабное технологическое перевооружение в экономике и социальной сфере регионов Сибири на основе использования инновационных технологий, обеспечивающих производство качественно новых для России продуктов и услуг. Максимальное сокращение отставания от достижений мирового уровня в трудо-, материало-, энерго- и капиталоемкости производства;

·повышение производительности труда, повсеместное внедрение современных методов управления;

·повышение качества человеческого капитала, подготовка на современном уровне специалистов для реализации ключевых инвестиционных проектов развития экономики и социальной сферы Сибири;

·государственная поддержка развития инфраструктуры инновационной деятельности, а также транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и социальной инфраструктуры;

·реализация крупных инвестиционных проектов по добыче и переработке природных ресурсов, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

·опережающее воспроизводство сырьевой базы;

·ускоренная диверсификация экономики Сибири за счет опережающего развития обрабатывающих и перерабатывающих производств, увеличение удельного веса предприятий, имеющих инновационные технологические уклады;

·создание совместно с учреждениями Сибирского отделения Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук на базе высших учебных заведений в гг. Иркутске, Кемерово, Красноярске, Новосибирске, Омске и Томске национальных исследовательских университетов, модернизация и повышение конкурентоспособности традиционных секторов экономики и социальной сферы;

·расширение мощности транспортно-логистических коридоров Запад-Восток и Север-Юг и сибирского транзита грузо- и пассажиропотока между Юго-Восточной Азией, Западной Европой и Северной Америкой;

·улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в условиях возрастающей антропогенной нагрузки путем внедрения природоохранных технологий и модернизации производств, обеспечение поддержки традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;

·развитие сервисной инфраструктуры обеспечения бизнеса до уровня, соответствующего мировым стандартам.

Решение указанных задач позволит сформировать на территории Сибири условия, обеспечивающие:

·повышение привлекательности регионов Сибири для инвестирования в новые проекты и расширения действующего бизнеса;

·создание новых и модернизацию действующих производств, в том числе высокотехнологичных и наукоемких;

·модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, физическую культуру и спорт, жилищный сектор;

·повышение привлекательности регионов Сибири для постоянного проживания;

·привлечение на этой основе дополнительных трудовых ресурсов, увеличение численности населения Сибири к 2030году на 600-800тыс.человек;

·формирование опорной системы поселений - основы национальной безопасности страны на ее юго-восточных рубежах.

Приоритетами социального развития Сибири на ближайшее десятилетие должны стать оптимизация системы расселения, повышение уровня и качества жизни населения, интенсивное развитие человеческого потенциала.

экономика сибирь внешнеторговый правовой

Заключение

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно- экономических и коммерческих функций фирм и предприятий.

Западная Сибирь - мощная экономическая база России на Востоке, более заселенная и хозяйственно сформированная ее часть. По душевым объемам инвестиций в основной капитал (165% к уровню РФ) Западная Сибирь находится в России на первом месте, а налоговых платежей (145%) - на втором (после Центра).

Ресурсный потенциал Западной Сибири велик.

Крупные нефтяные и газовые месторождения разведаны в толще осадочных пород Тюменской и Томской областей, где открыта одна из богатейших в мире нефтегазоносная провинция. На Западную Сибирь приходится 4/5 российских и более 1/4 мировых запасов природного газа, 70% всех балансовых запасов нефти в стране и примерно 35% - в мире.

В состав Сибирского Федерального Округа (СФО) входят практически все регионы Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономического районов, исключение отводится на Тюменскую область.

В 2013 году экспортные операции по вывозу лесоматериалов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления (СТУ) выполнили 1018 участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) (в 2012 году - 1165 участников ВЭД). Экспорт лесоматериалов в регионе деятельности СТУ за 2013 год составил 2 млрд. 732,5 млн. долларов США (11,5% от общего стоимостного объема экспорта по региону) и по сравнению с 2012 годом увеличился на 9,3%.

Достижение стратегической цели и приоритетов социально-экономического развития Сибири предполагает решение следующих задач:

·масштабное технологическое перевооружение в экономике и социальной сфере регионов Сибири;

·повышение производительности труда, повсеместное внедрение современных методов управления;

·увеличение качества человеческого капитала, подготовка на современном уровне специалистов для осуществления ключевых инвестиционных проектов формирования экономики и социальной сферы Сибири;

·государственная поддержка формирования инфраструктуры инновационной деятельности, а также энергетической, транспортной, информационно-коммуникационной и социальной инфраструктуры;

·реализация крупных инвестиционных проектов по добыче и переработке природных ресурсов, в том числе на основании государственно-частного партнерства;

·совершенствование качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в обстоятельствах усиливающейся антропогенной нагрузки методом внедрения природоохранных технологий и модернизации производств, обеспечение поддержки традиционного образа жизни определенных малочисленных народов Севера;

·формирование сервисной инфраструктуры обеспечения бизнеса до степени, которой соответствует мировым стандартам.

Список используемой литературы

1.Закон РФ от 08. 12. 2003 г. № 164-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (с изменениями на 30.11.2013 г.)

.Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изм. и доп. от 30.11.2013 г. № 318-ФЗ)

3.Федеральный закон от 18.02.2006 г. N 26-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (с изм. и доп. от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ).

.Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ "О таможенном регулировании" (с изм. и доп. от 12.03.2014 № 33-ФЗ)

5.Боярский А.Я., Громыко Г.Л. Общая теория статистики - М.: Московские университеты, 2010 - с. 506с.

.Григорук Н.Е Статистика внешнеэкономических связей - М.: Финансы и статистика, 2011 - 284с.

.Ефимова М.Р. Общая теория статистики - М.: Финансы и статистика, 2010 - 346с.

.Иванов Ю.Н. Экономическая статистика - М.: Инфра-М, 2012- с. 382с.

9.Источник: Минпромторг РФ

.Лебедев В. По бразильской системе // Эксперт- 2013. - No24 (855)

11.Лисов А.Ф. Таможенная статистика: Учебное пособие - М.: Российская таможенная академия, -2009 - 280 с.

.Мхитарян В.С., Дубров А.М. Многомерные статистические методы в экономике - М.:МЭСИ, 2011 - 504с.

.Общая теория статистики. Под редакцией Елисеевой Н.И. - М.: Финансы и статистика, 2012 - 670 с.

.Практикум по теории статистики. Учебное пособие. Под редакцией Шмойловой Р.А. - М: Финансы и статистика, 2009 - 352с.

16.Расчеты выполнены Ефимовым А.В. Источники: Цыкалов А.Г., министр экономики и регионального развития Красноярского края. - Тезисы выступленияна Публичных слушаниях Законодательного Собрания Красноярского края. -18 июня 2013г.

.Регионы России: социально-экономические показатели - 2013: Статистический сборник. - М.: Росстат

18.Романов Ю.А. Статистка внешней торговли. - М.: Междунар. отношения, 2010 - 572с.

19.Семыкина И.О., Оценка региональных социально-экономических эффектов при реализации нефтегазовых проектов Восточной Сибири (Автореферат). Новосибирск, 2013 г.

20.Сиденко А.В., Матвеева В.М. Международная статистика - М.: Дело и сервис, 2009 - 369с.

.Спирин А.А. Общая теория статистики - М.: Финансы и статистика, 2012 - 702с.

.Стадник А.Я., Маслова Н.П. Международная статистика - Ростов-на-Дону, 2011 - 304с.

.Статистика. Курс лекций. Под редакцией Ионика В.Г. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2010 - 230с.

Похожие работы на - Внешнеэкономическая деятельность предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!