Внешнеэкономическая деятельность предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    59,04 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внешнеэкономическая деятельность предприятия

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра " менеджмента "



Курсовая работа

По дисциплине: 'Экономика"

На тему: "Внешнеэкономическая деятельность предприятия"


Выполнил студент группы:16465

Специальность:менеджмент

Садовская Ю.В.

Проверил преподаватель: к.э.н., доцент

Донец Н.Ю.



Санкт-Петербург - Пушкин

год

Содержание

Введение

1. Теоретические основы стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия

1.1 Понятие и сущность стратегии

. Разработка одиночного бизнеса

.1 Общая характеристика ОАО "МАЗ"

2.2 Разработка миссии, видения

2.3 Анализ внутренней и внешней сред

.4 Оценка конкурентоспособности предприятия

.5 Портфельный анализ

.6 Разработка стратегии оценочного бизнеса

Заключение

Список использованных источников

Введение

Предмет исследования - стратегия внешнеэкономической деятельности

Объект исследования - стратегия внешнеэкономической деятельности на предприятии

Методы исследования: при выполнении работы использованы общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, систематизации.

Исследования и разработки: анализ стратегии внешнеэкономической деятельности на ОАО "МАЗ", оценка путей совершенствования внешнеэкономической деятельности предприятия.

Одной из важнейших сфер деятельности предприятий в Республике Беларусь на современном этапе развития экономики является внешнеэкономическая сфера деятельности. До падения административно-командной системы, экономика государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась такая политика, которая являлась тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. Позже у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической деятельности.

В результате этого возникла объективная необходимость в изучении внешнеэкономической деятельности. Ведь для наиболее эффективного ее осуществления очень важно обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями в этой области, которых, к сожалению, не имеется у многих руководителей на белорусских предприятиях. Внешнеэкономическая деятельность начала активно изучаться только в конце 80-х начале 90-х годов, когда плановая экономика изжила себя. До этого времени она не представляла интереса для изучения, так как отечественные предприятия осуществляли свою деятельность только в масштабах нашей страны и не нуждались в выходе на внешние рынки. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Поэтому тема этого исследования представляется весьма актуальной и нуждающейся в изучении, так как от грамотного экономического анализа эффективности деятельности предприятия зависит качество его продукции и конкурентный статус на рынке.

Цель курсовой работы раскрыть сущность стратегии внешнеэкономической деятельности, ее функции, принципы стратегического управления внешнеэкономической деятельностью на примере конкретного предприятия, принципы организации внешнеэкономической деятельности конкретного предприятия, пути совершенствования внешнеэкономической деятельности конкретного предприятия.

Задачами курсовой работы являются: анализ стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия, анализ организации экспорта и импорта продукции на предприятии, расчет количества экспортных и импортных материалов на предприятии, выявление путей повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия.

В теоретической части работы рассмотрены понятия стратегии, стратегического управления и стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия.

Практическая часть содержит анализ стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия на примере Открытого акционерного общества "Минский автомобильный завод". По итогам работы определены основные направления повышения эффективности внешнеэкономической деятельности на анализируемом предприятии.

Таким образом, предметом исследования в данной работе является стратегия внешнеэкономической деятельности, а объектом исследования является стратегия внешнеэкономической деятельности на предприятии.

Для выполнения поставленных задач использовались следующие источники. За основу были взяты учебные пособия таких авторов, как Л.О. Прокопчук, А.Н. Петрова, И. Ансофф и др. Для получения наиболее точной информации об исследуемом предприятии использовалась информация официального сайта ОАО "Минский автомобильный завод". Данные для практической части курсовой работы взяты из годового бухгалтерского отчета предприятия за 2011-2013 годы, а также иные формы учета и отчетности.

. Теоретеческие основы стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия

1.1 Понятие и сущность стратегии

Понятие "стратегия" заимствовано из теории военного дела, где оно толкуется как часть военного искусства, включающая вопросы подготовки и ведения войн.

В начале ХХ в. это понятие вошло в теорию менеджмента для обозначения управления ресурсами.

В научной литературе накопилось большое количество определений стратегии, которые в той или иной степени пересекаются и дополняют друг друга. стратегия внешнеэкономический конкурентоспособность бизнес

Стратегия - это обобщенная модель действий, направление развития, которое выбирает предприятие с учетом соотношения его внутренних сильных и слабых сторон и внешних возможностей и угроз для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия. [4, c 10-11]

Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждения курса действий, распределение ресурсов, необходимых для этих целей. [12, c 13]

Стратегия - это модель долгосрочных действий организации, необходимых для достижения стратегических целей экономического, научно-технического, организационного и социального характера; обеспечения конкурентных преимуществ и опережающей адаптации в динамично изменяющейся среде.

В зависимости от уровня управления в компании различают следующие типа стратегий:

корпоративную стратегию - стратегию организации;

бизнес-стратегию (конкурентную стратегию) - стратегию хозяйственного подразделения;

функциональную стратегию - стратегию функциональной зоны хозяйствования;

оперативную стратегию.

Корпоративная стратегия касается деятельности предприятия в целом, связана с управлением диверсифицированной компанией. Основной целью корпоративной стратегии является выбор стратегически значимых подразделений компании. Элементами стратегии являются выбор стратегических альтернатив по распределению ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа; диверсификация деятельности; изменение организационной структуры компании; разработка единой стратегической миссии подразделений. Корпоративная стратегия на предприятиях с одним видом деятельности совпадает со стратегий отдельной бизнес-единицы. Конкурентная стратегия - стратегия однородной группы производств (стратегия бизнеса) включает управленческий план только одного вида предпринимательской деятельности или одной коммерческой единицы. Функциональная стратегия - это стратегия производства, маркетинга, финансов, персонала, организационных изменений и других функций организации. Основной целью такой стратегии является рациональное распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения в рамках заданной функции. Оперативная стратегия - разработка более узких и специфических шагов и подходов, направленных на поддержку функциональных стратегий и стратегий бизнеса и достижение оперативных стратегических целей. [11, c 17-18]

Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией. Это подразумевало:

стратегия в своем развитии проходит два этапа (разработку и внедрение);

стратегия состоит из множества решений, включая анализ ресурсов и формирование общих целей и вариантов возможной их реализации, но без учета ограничений, которые появляются на этапе реализации;

стратегия имеет отношение преимущественно к внешней сфере деятельности организации (государство, сбыт продукции, конкуренция), а не к внутренней (культура организации, ожидания персонала, структура).

Стратегия характеризовалась, как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности, рассматривалась 4 группами таких правил:

правила, используемые при оценке результатов деятельности фирм в настоящем и будущем. Качественную сторону критериев называют ориентиром, а количественную - заданием;

правила, по которым складываются отношения фирмы с внешней средой. Такой набор правил называется стратегией бизнеса;

правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации (организационная концепция);

правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность. [2, c 65-66]

Начиная с конца 80-х годов появился новый подход к понятию "стратегия", который не отменял предыдущие ориентиры, но уточнял акценты:

в стратегии одинаково важны все составляющие (и разработка, и внедрение), так как на стадии внедрения могут возникнуть мало предсказуемые факторы и значительно исказить результаты;

стратегия имеет отношение и к внутренним факторам деятельности организации: человеческие ресурсы достаточно сильно влияют на реализацию разработанной стратегии и имеют свой стратегический статус;

стратегия - это процесс, отражающий управленческую философию руководства фирмы.

Появилось новое определение понятия "стратегическое управление". Это управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

При таком подходе миссия, осуществляемая организацией, определяет целесообразность самого возникновения или существования организации на рынке, то, что ее делает уникальной. Миссия показывает, что именно намерена фирма реализовать, представить обществу, своим акционерам и работникам. Формой выражения миссии, как правило, является устав или другой аналогичный документ, в котором руководство организации определяет цели деятельности и доводит эти идеи до всех работающих.

Проведение диагностики состояния дел в организации является одним из самых важных моментов на этапе разработки стратегии. Ведь именно этот анализ позволяет сформулировать цели, соответствующие предварительно намеченной миссии организации, определить истинное положение дел в организации. Предметом анализа состояния внешней среды являются спрос, предложение, конкуренция, социально-политические и технико-экономические тенденции. Факторы анализа состояния внешней среды приведены в таблице 1.1

Таблица 1.1 - Факторы анализа состояния внешней среды

Спрос

Предложение

Конкурентные условия

состояние спроса на продукцию

возможности производства

потенциальные конкуренты


структура затрат на производство продукции


размер и возможности роста спроса


клиенты


система распространения продукции

поставщики

природа спроса

финансовая система

конкурентные условия


возможности сектора (подотрасли)

внешняя конкуренция


Анализ внутреннего состояния организации позволяет определить элементы, которые могут проявиться либо как преимущества, либо как недостатки, возникшие под влиянием внешней среды. Эти элементы составляют достаточно широкий спектр ресурсов организации и приведены в таблице 1.2. В результате анализа после заполнения приведенных таблиц появляется возможность разработать стратегию развития организации. На стадии формулирования целей будущей деятельности происходит соединение диагностического анализа и намеченной миссии организации.

Таблица 1.2 - Факторы анализа внутреннего состояния организации

Человеческие ресурсы

Технические ресурсы

квалификация и образование рабочей силы

новизна оборудования

социальный аспект, культура предприятия

возможности производства

передвижение персонала

уровень научных исследований

качество руководства (квалификация руководителей)

Финансовые ресурсы

коммерческие ресурсы

структура затрат

наличие торговой сети организации

финансовые потоки

качество товаров и услуг

возможности самофинансирования

номенклатура товаров и услуг

уровень задолженности

торговая марка (имидж фирмы)

система управления


Формулирование целей деятельности организации предполагает охват широкого спектра деятельности фирмы и подразумевает их непротиворечивость. Формулировки целей представлены в таблице 3. Приоритет в перечисленных целях диктуется природой миссии организации и, безусловно, результатами проведенного анализа. Следует отметить, что процесс выработки целей не всегда представляется рациональным, достаточно часто это - компромисс между руководством организации и сложившейся ситуацией.

Таблица 1.3 - Возможные формулировки целей деятельности организации

Прибыльность

Положение на конкурентном рынке

производительность

развитие персонала

социальные отношения

технологические преимущества

социальная ответственность



Установление целей на перспективу предполагает наличие инструмента доведения этих целей до их практической реализации, для чего и разрабатываются стратегические варианты развития фирмы, т.е. возможные пути достижения поставленных целей. Существует несколько вариантов классификации видов стратегии. Классификация, наиболее полно отвечающая рассматриваемым вопросам, включает: стратегию предпринимательства; стратегию динамического роста; стратегию прибыли (рациональности); стратегию ликвидации (сокращения инвестиций по направлениям); стратегию резкого изменения курса.

Выбор вида стратегии - завершающая стадия на этапе разработки стратегии. Это в достаточной степени формализованная процедура. Вместе с тем выбор не может быть окончательным в связи с тем, что другие организации при разработке их вариантов могут существенным образом повлиять на формулирование стратегии данной организации. Кроме того, на выбор варианта стратегии могут повлиять ранее используемая стратегия, а также личность руководителей, их предпочтения и ряд других факторов.

Этап внедрения стратегии не менее важен, чем ее разработка. Одна из сложностей при внедрении стратегии связана с вопросом соответствия существующей структуры управления выбранной стратегии. Были разработаны известные структуры: по функциям, по продукту, матричные и т.д. В связи с изменением подхода к понятию "стратегия" появились и новые варианты структур управления: сети самостоятельных малых предприятий.

Реализация этого плана предполагает, что ежедневно и на каждом рабочем месте исполнители проявляют заинтересованность в выполнении соответствующих заданий, а структуры управления обеспечивают их практическое осуществление. Контроль и оценка стратегии - завершающий этап, где рассматривается предприятие в целом по ряду критериев. Критерии оценки стратегии представлены в таблице 1.4

Таблица 1.4 - Критерии оценки стратегии

Внутренние критерии

Внешние критерии

повышение производительности труда

увеличение полученной прибыли

улучшение психологического климата

снижение процентной ставки

улучшение качества продукции и услуг

стабильность положения конкурентов на рынке

увеличение дивидендов на каждую акцию

относительное снижение стоимости сырья

увеличение доли рынка

сложность первоначального вхождения на рынок выпускаемого продукта

освоение выпуска новых видов продукции



Нужно иметь в виду, что выработка действенной стратегии возможна лишь при наличии определенных условий: постоянное отслеживание (мониторинг) рыночной ситуации и пополнение информационной базы; наличие людей, способных разработать и реализовать стратегию на практике.

2. Разработка стратегии ОАО "МАЗ"

2.1 Общая характеристика организации. Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО "МАЗ"

Открытое Акционерное Общество "Минский автомобильный Завод" - крупнейшее государственное предприятие Беларуси по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Адрес предприятия: 220021, Республика Беларусь, г. Минск, ул.Социалистическая, 2

Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ хорошо зарекомендовали себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынях Каракумов и Сахары, в тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем Востоке, горах Латинской Америки. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990х, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.

С 1995 года Минский автомобильный завод выпускает пассажирскую технику. Городские, междугородние, туристические и специальные автобусы успешно работают на различных маршрутах по всему миру.

Сегодня "МАЗ" - это бренд, завоевавший признание своей продукции не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Продукция Минского автомобильного завода - это техника, соответствующая экологическим стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5. Под маркой "МАЗ" с конвейера завода сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования. Всего боле 500 моделей и модификаций.

Порядок обеспечения деятельности ОАО "МАЗ", формирование органов управления и контроля, разграничение их полномочий, другие организационно-технические методы определяются Уставом Общества и требованиями действующего законодательства Республики Беларусь.

Производственная структура акционерного общества включает в себя шестнадцать управлений, четыре производства, тридцать семь цехов, более двадцати различных отделов. Все структурные подразделения являются обособленными и действуют на принципах внутреннего хозрасчета. Кроме того, ОАО "МАЗ" является головной организацией производственного объединения "БелАвтоМАЗ".

Подразделения и филиалы ПО "БелАвтоМАЗ":

РУП "БААЗ" (г. Барановичи);

ОАО "ОЗАА" (г. Осиповичи);

ОАО "КЗТШ" (г. Жодино);

РУП "Литмаш" (г. Минск);

ПРУП "ДЭМЗ" (г. Дзержинск);

РУП "СтройМАЗтрест" (г. Минск);

Гостиница "Алмаз" (г. Минск);

Медико-санитарная часть ОАО "МАЗ";

Филиал ОАО "МАЗ" "Торговый дом";

Филиал ОАО "МАЗ" "Сервисный центр";

Филиал ОАО "МАЗ" "Завод Могилёвтрансмаш";

Филиал ОАО "МАЗ" "Завод автомобильных прицепов и кузовов "МАЗ-Купава";

Филиал ОАО "МАЗ" "АМАЗ".

ОАО "МАЗ" имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации.

В настоящее время помимо основной деятельности ОАО "МАЗ" оказывает следующие услуги:

различные виды работ по ремонту и восстановлению грузовой и легковой автотехники;

техническое обслуживание и ремонт автокранов;

сварочно-восстановительные, токарные, фрезерные, шлифовальные, слесарные работы;

подготовка поверхности к окраске и окраска;

изготовление изделий и деталей по чертежам заказчика, резка заготовок;

изготовление металлоконструкций. [10]

Внешнеэкономической деятельностью завода руководит зам. директора по внешнеэкономической деятельности (он же директор по внешнеэкономическим связям ПО "Белавтомаз").

Управление внешнеэкономических связей (внешнеторговая фирма ОАО "МАЗ") имеет следующую структуру:

Рисунок 2.1 ¾ Схема управления внешнеэкономических связей ОАО "МАЗ"

Отдел предоставляет информацию о своей работе в следующие отделы и службы завода:

1.             В планово-экономическое управление - суммы контрактов в стоимостном и натуральном выражении - для включения в производственную программу.

2.             В отдел сбыта - натуральные объёмы контрактов для предоставления складских площадей под продукцию и под её отгрузку.

3.             В бухгалтерию - о суммах в валюте и рублях, использованных на закупку комплектующих, оборудования, представительские расходы и т.д.

В свою очередь управление внешнеэкономических связей по экспорту получает информацию от:

1.             Планово-экономического управления - рассчитанные цены на экспортируемую продукцию в рублях и долларах США по безналичному расчёту и по бартеру.

2.   Отдел сбыта - спецификацию на отгруженную продукцию.

Ниже приведены основные функции отдела внешнеэкономических связей по экспорту:

1.           Осуществление операций по экспорту продукции, выпускаемой головным предприятием, заводами объединения, а также оказанию коммерческих услуг.

2.      Осуществление операций по импорту продукции и услуг за счёт собственных валютных фондов объединения или выделяемых госбюджетом Республики Беларусь централизованных валютных средств (заёмных средств).

.        Содействует приоритетному развитию экономических связей и взаимовыгодных отношений с зарубежными государствами, исходя из необходимости повышения технического уровня выпускаемой продукции и увеличения объёма её производства для нужд страны и на экспорт.

.        Принимает участие в разработке предложений по совершенствованию экономического и научно-технического сотрудничества.

.        Изучает и использует конъюнктуру мирового рынка; определяет наилучшие условия экспорта товаров и услуг, обеспечивающих наибольшие валютные поступления, в том числе и в свободно-конвертируемой валюте.

.        Участвует в переговорах и подписании контрактов с инофирмами и организациями по вопросам экспорта продукции объединения и импорта.

.        Заключает договоры от имени объединения с предприятиями и организациями на осуществление экспортных и импортных операций и оказание услуг.

.        Обеспечивает рекламу выпускаемой продукции с целью расширения экспорта товаров, участвует в специализированных выставках, международных ярмарках и выставках.

.        Готовит предложения и выдает наряды на подготовку и поставку образцов автомобилей на международные ярмарки, специализированные выставки и автомобильные салоны.

.        Разрабатывает и осуществляет совместно с соответствующими организациями мероприятия, направленные на совершенствование перевозок внешнеторговых грузов

.        Участвует в разработке мероприятий по улучшению хранения и обеспечению сохранность экспортируемой продукции.

.        Организует совместно с экспортно-техническим отделом техническое обслуживание экспортируемой и импортируемой продукции.

.        Участвует в согласовании технических условий на экспортную продукцию.

.        Рассматривает претензии, предложения внешнеторговых организаций и фирм и принимает по ним решения.

.        По поручению и от имени объединения обеспечивает правовую защиту внешнеэкономических интересов объединения.

.        Участвует в разработке проектов перспективных, пятилетних и годовых планов объединения по экспорту и импорту товаров и услуг, обеспечивает выполнение утверждённых планов.

.        Принимает участие в планировании, совместно с соответствующими подразделениями головного предприятия и предприятий объединения, производства экспортной продукции, в т.ч. запасных частей.

.        Согласовывает с экспортно-техническим отделом квартальные и месячные планы головного предприятия и предприятий объединения по поставкам импортной продукции.

.        Вносит предложения по совершенствованию планирования и управления, внедрению новых технологий, повышению эффективности труда работников внешнеторговой фирмы.

.        Ведёт оперативный, бухгалтерский, статистический учёт экспортируемой и импортируемой продукции.

.        Проводит сопоставительный анализ экспортируемой и аналогичной зарубежной новой техники, информирует предприятия объединения и другие заинтересованные организации о конкурентоспособности экспортируемой продукции, требованиях, предъявляемых к качеству товаров на мировом рынке, товарах, пользующихся повышенным спросом, и о мерах по повышению конкурентоспособности, принимаемых иностранными фирмами.

.        Изучает и анализирует достижения зарубежной науки и техники, направлений научно-технического прогресса, патентных и лицензионных материалов, эксплуатации за рубежом поставленной отечественной и аналогичной зарубежной продукции.

.        Составляет и предоставляет в срок отчёты по установленным формам отчётности.

.        Проводит инструктаж по технике безопасности с работниками отдела.

.        Контролирует планирование перевозок продукции, поставляемой на экспорт, выполнение заключённых контрактов.

Планирование, как экспортного производства, так и всего объёма производства в целом происходит в соответствии с директивами, предоставляемыми Министерством промышленности и определяемыми белорусским правительством и Президентом.

Организацией долгосрочного и краткосрочного планирования на автозаводе занимается планово-экономическое управление, а также управление контроля и аудита. Ежегодно составляется скорректированный бизнес-план развития предприятия, который включает в себя следующие главы: характеристика предприятия, характеристика продукции, план маркетинга, план производства, организационный план и прогноз развития предприятия.

Основные показатели долгосрочного развития предприятия согласовываются в Министерстве промышленности РБ.

В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей.

Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.

Фактические данные о выпуске продукции МАЗом за последние годы приведены в таблице 1.5.

Минский автомобильный завод имеет у себя все виды действующих производств, свойственные современным крупным машиностроительным заводам.

Среди них литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное и собственное станкостроительное производства. Больше всех снизило объем литейное производство из-за снижения поставок литья по кооперации.

ОАО "МАЗ" является обладателем ряда белорусских и международных патентов, обеспечивающих защиту прав на множество конструкторских решений и разработок, что позволяет защищать таким образом права на эти разработки.

Основной стратегической целью ОАО "Минский автомобильный завод" является повышение конкурентоспособности продукции и за счёт этого - увеличение объёмов производства и реализации выпускаемой заводом автомобильной техники.

Завод проводит активную работу по повышению эффективности производства, расширению рынков сбыта, обновлению и расширению номенклатуры автомобильной техники с учётом пожеланий конкретного потребителя.

Таблица 1.5 - Объемы реализации автомобильной техники МАЗ за 2010-2013 г.г. (в штуках).

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

1. Автомобили грузовые 1.1. Республика Беларусь 1.2. на экспорт, в том числе: 1.2.1. Россия 1.2.2. остальные страны СНГ 1.2.3. дальнее зарубежье (включая Литву, Латвию, Эстонию) 2. Прицепной состав 2.1. Республика Беларусь 2.2. на экспорт, в том числе: 2.2.1. Россия 2.2.2. остальные страны СНГ 2.2.3. дальнее зарубежье (включая Литву, Латвию, Эстонию) 3. Автобусы 3.1. Республика Беларусь 3.2. на экспорт, в том числе: 3.2.1. Россия 3.2.2. остальные страны СНГ 3.2.3.дальнее зарубежье (включая Литву, Латвию, Эстонию)

10 987 1 301 9 686 9 154 402  130  2 297 254 2 043 1 906 127  10 195 155 40 33 7 0

12 064 5 016 7 048 6 629 131  288  3 124 1 369 1 755 1 584 70  101 446 399 47 46 - 1

13479 3341 10138 9482 239  417  3449 719 2730 2557 89  84 441 364 77 77 - -

14800 3353 11447 10014 529  904  3686 585 3101 2762 129  210 62 353 109 103 5 1


Основное направление сбытовой политики Минского автозавода - это реализация продукции на экспорт. В 2013 году, так же как и в предыдущие годы, основным рынком сбыта продукции МАЗ был и остается рынок России.

Максимальное количество автотехники МАЗ было отгружено в Российскую Федерацию, что составило 67,7% (10 014 шт.) по автомобилям, по прицепной технике - 74,95% (2 762 шт.), по автобусам - 22,3% (103 шт.) от общего объема отгруженной продукции ОАО "МАЗ". Данные приведены в таблице 6.

Примерно 70,0% автомобилей и прицепов отгруженной дилерам с завода в Республику Беларусь поставляется в Россию. Экспорт автотехники МАЗ в Россию и другие страны СНГ с учетом дилеров завода составит примерно 85% от общей реализации.

Таблица 1.6- Отгрузка автотехники МАЗ заводом по странам в 2013г.


Автомобили


Прицепы


Автобусы


Беларусь*

3351

22,64%

584

15,85%

353

76,41%

Экспорт, всего:

11448

77,36%

3101

84,15%

109

23,59%

Россия

10014

67,67%

2762

74,95%

103

22,29%

Украина

418

2,82%

82

2,23%

5

1,08%

Казахстан

47

0,32%

9

0,24%

0

0,00%

Туркмения

1

0,01%

0

0,00%

0

0,00%

Узбекистан

44

0,30%

24

0,65%

0

0,00%

Кыргыстан

0

0,00%

0

0,00%

0

0,00%

Азербайджан

14

0,09%

14

0,38%

0

0,00%

Армения

0

0,00%

0

0,00%

0

0,00%

Молдова

5

0,03%

0

0,00%

0

0,00%

Литва

63

0,43%

3

0,08%

0

0,00%

Латвия

62

0,42%

12

0,33%

0

0,00%

Эстония

10

0,07%

1

0,03%

0

0,00%

Дальнее зарубежье

770

5,20%

194

5,26%

1

0,22%

ВСЕГО:

14799

100,00%

3685

100,00%

462

100,00%

 

Реализация продукции ОАО "МАЗ" в страны дальнего зарубежья осуществляется через Внешнеторговую Фирму ОАО "МАЗ".

В 2013г. ВТФ было реализовано, в том числе и в Россию:

-        автомобили - 1 419 шт. (в т.ч. 17 м/комплектов)

         спецтехники - 25 шт.

Основным потребителем автомобилей МАЗ из стран дальнего зарубежья в 2013 году был Иран. В эту страну было поставлено в 2013 году 761 шт. автомобилей, что составило 63,8%. Данные приведены в таблице 7.

Анализ основных технико-экономических показателей ОАО "МАЗ" за 2013 год показывает, что основная стратегия завода, заложенная в бизнес-плане предприятия, реализует доведённые Министерством промышленности целевые показатели развития предприятия по объёму производства, реализации продукции, производительности труда и т.д.

Основные показатели, запланированные бизнес-планом на 2011 год, выполнены:

темп роста объёмов производства товарной продукции в сопоставимых ценах к уровню 2012г. составил 109,5 % при запланированном 106,3%

рост производительности труда составил 105,1% при плане 105%

затраты на рубль товарной продукции составили 0,951 руб., при плане 0,922 руб.

объём экспорта составил 128,2%, при плане 106,0%

объём импорта 98,9%, при плане 104,0%

фактическая рентабельность за 2013 год составила 8,6% при запланированной бизнес-планом 8,5%.

Таблица 1.7 - Реализация продукции внешнеторговой фирмой в 2013г.


Автомобили

Прицепы

Болгария

13


КНДР

135

1

Алжир

2


Пакистан

2


Ливия

2


Венгрия

4


Вьетнам

55


Германия

1


Гвинея

5


Греция

2

2

Египет (м/к)

16


Канада

1


Ирак

761

192

КНР

5


Кувейт

43


Венесуэлла

1


Македония

1


Румыния

10

1

Сирия

130


Югославия

3


Всего по д/зарубежью:

1192

196

Латвия

67

12

Литва

57

3

Молдова

5


Россия

63

2

Азербайджан

14

14

Туркменистан

1


Узбекистан

9


Эстония (1 м/к)

11

1

Всего б/зарубежье:

227

32

Итого по ВТФ:

1419

228


Тем не менее, финансово-экономическое положение предприятия остаётся сложным. Основной причиной осложнения ситуации является то, что в 2013 году стоимость двигателей, поставляемых ОАО "Автодизель" (г. Ярославль) Минскому автозаводу, выросла в среднем на 25 процентов в российских рублях. Анализ показывает, что цены на основное сырьё материалы и комплектующие, поставляемые из Российской федерации для производства автомобилей в целом также выросли. За этот же период отпускные цены на автомобильную технику Минского автозавода, реализуемую на рынке Российской Федерации, повысились лишь на 1,5% в российских рублях по причине острой конкуренции со стороны КамАЗа, что отразилось на финансово-экономическом положении предприятия и значительно уменьшило его оборотные средства.

Следует отметить, что значительная часть продукции МАЗа вообще выпускается с отрицательной рентабельностью (в общей сложности 11 базовых моделей и их модификаций): МАЗ 5337; МАЗ 437040; МАЗ 53366; МАЗ 5551; МАЗ 54329; МАЗ 54331; МАЗ 8926; МАЗ 93866; МАЗ 93892; МАЗ 9758; МАЗ 81144. Удельный вес убыточной продукции в общем объёме выпуска составляет 36,8%.

Основные причины, по которым модели имеют отрицательную рентабельность:

1.           Высокая конкуренция по данной гамме автотехники на основных рынках сбыта стран СНГ и дальнего зарубежья. Цены на вышеперечисленные модели достигли мирового уровня, и в настоящее время продукция по более высоким ценам не реализуется.

2.      Систематический рост цен на материалы и комплектующие изделия, который составил за год 43%, стоимость энергоресурсов выросла на 31%.

.        Постоянный выпуск новых моделей автотехники без достаточной технической оснащённости производства требует значительных материальных затрат.

Несмотря на убыточность, предприятие продолжает производство этих моделей, т.к. снятие их с производства и прекращение их поставки на основные рынки сбыта в дальнейшем приведёт к более тяжёлым финансовым последствиям для завода в целом за счёт снижения объёмов реализации и, как следствие, роста условно-постоянных расходов в себестоимости рентабельной автотехники.

Производство продукции Минского автомобильного завода связано с потреблением большой номенклатуры и ассортимента материалов и комплектующих. Завод получает сырье и комплектующие более чем от 169 поставщиков. По-прежнему основные виды материалов поступают из России. В стоимостном выражении поставки из стран СНГ и Дальнего зарубежья в 2013 году приведены в таблице 8.

В результате правильно выбранной политики в работе с поставщиками создается необходимый запас сырья и материалов, который позволяет не только производство автотехники на ОАО "МАЗ", но и оказывать помощь, как заводам объединения, так и поставщикам комплектующих по кооперации.

Огромное значение придается качеству закупаемых видов сырья и материалов, создаются условия выбора поставщика, что позволяет своевременно производить поставку (закупку) и снизить стоимость закупаемых материалов.

Таблица 1.8 - Основные поставщики Минского автомобильного завода

Страна-поставщик

Объемы поставок


млн. руб.

%

Всего: в том числе: Россия Беларусь Украина Дальнее зарубежье

15 907 517  11 941 721 2 122 835 1 416 454 426 507

100  75,1 13,3 8,9 2,7


Потребление материалов по видам и странам приведено в таблице 1.9.

 

Таблица 1.9 - Поставки основных материалов на ОАО "МАЗ"

Материалы

Всего, %

Беларусь

Россия

Украина

Дальнее зарубежье

Химическая продукция

100.0

33,7

60,8

5,5

-

ГСМ

100.0

90,6

8,1

1,3

-

Лакокрасочная продукция

100.0

26,5

47,8

3,6

22,1

Электроматериалы

100.0

19,8

1,4

-

78,8

Вспомогательные материалы

100.0

37,1

42,0

-

20,9

Лесоматериалы

100.0

43,4

53,4

0,4

2,8

Строительные материалы

100.0

96,9

3,1

-

-

Спецодежда

100.0

93,4

6,6

-

-


Основными поставщиками сырья, материалов и комплектующих, с которыми поддерживаются давно сложившиеся, долгосрочные связи, являются:

АО "Капролактан" (РФ),

ПО "Полимер", г. Новополоцк (РБ),

ПО "Пластик" (РФ),

Нефтеперерабатывающий завод, г. Новополоцк (РБ),

Лакокрасочный завод, г. Котовск (РФ),

АО "Росхимсервис", г. Москва (РФ),

ГП "Завод им. Свердлова", г. Дзержинск, Нижегородская обл. (РФ),

АО "Синтез", г. Дзержинск, Нижегородская обл. (РФ),

ЗАО "ФК", г. Буй, Костромская обл. (РФ),

ОАО "Лакокраска", г. Ярославль (РФ),

Завод пластмассовых изделий, г. Борисов (РБ).

Основными поставщиками металлопродукции являются:

АО "Магнитогорский меткомбинат", г. Магнитогорск,

ЗАО Металлургический завод "Петросталь", г. Санкт-Петербург,

АО "Северсталь", г. Череповец,

Новолипецкий комбинат "Промсталь" (РФ),

ТОО "Донецк", г. Калитва (Украина),

Могилевский металлургический завод, г. Могилев (РБ).

Основными поставщиками комплектующих для производства автомобильной техники являются: предприятия России - Ярославский моторный завод, Самарский и Волжский подшипниковые заводы.

Из предприятий Беларуси можно выделить следующих поставщиков: Бобруйский шинный завод, Кузнечный завод тяжелых штамповок (г. Жодино), Барановичский автоагрегатный завод, Осиповичский завод автомобильных агрегатов и Минский рессорный завод.

.2 Разработка миссии видения, цели организации

Миссия ОАО "МАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ"

Объединив предприятия-партнеры, вместе стремятся создавать конкурентоспособную, постоянно совершенствующуюся автомобильную технику, служащую надежным средством достижения целей потребителей, стремятся к успешному, непрерывному развитию, укрепляя отрасль автомобилестроения страны.

Видение ОАО "МАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ"

ОАО "МАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" - динамично развивающаяся, социально ориентированная, коммерчески успешная компания, стремящаяся стать ключевым игроком на рынке автомобильной техники СНГ.

ОАО "МАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" - лидирующая компания в производстве и обслуживании грузовой и пассажирской техники в Республике Беларусь.

Главная цель - предложить потребителям именно тот продукт, в котором они действительно нуждаются, продукт соответствующий нормативным и законодательным требованиям, максимально удовлетворяющий запросам и ожиданиям каждого из потребителей.

Регулярно подтверждать соответствие системы менеджмента качества требованиям ISO 9001, осознанно стремится к непрерывному улучшению, руководствуясь основными положениями ISO/TS 16949.

Поэтапно внедрять практики проектного менеджмента, развивать поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, рационально использовать ресурсы, снижать производственные издержки, компания нацелена на создание в кратчайшие сроки максимально востребованного, конкурентоспособного продукта.

Руководство ОАО "МАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" определяет перспективу будущего развития компании и обязуется:

обеспечить реализацию данной Политики;

обеспечивать соответствие системы менеджмента качества требованиям ISO 9001;

повышать результативность системы менеджмента качества, руководствуясь требованиями ISO/TS 16949;

обеспечивать необходимыми ресурсами основные направления развития компании;

довести Политику в области качества до сведения каждого работника компании и анализировать на постоянную пригодность.

.3 анализ внутренней и внешней сред организации

Внешнеэкономическая деятельность фирмы - это одна из сфер ее хозяйственной деятельности, связанная с выходом на внешние рынки и функционированием на внешних рынках.

Направления, формы, методы внешнеэкономической деятельности зависит от вида предпринимательства фирмы - производственного, коммерческого, финансового или сочетания видов предпринимательства.

Внешнеэкономическая деятельность включает следующие основные направления:

выход на внешний рынок;

экспортно-импортные поставки товаров, услуг и капитала;

валютно-финансовые и кредитные операции;

создание и участие в деятельности совместных предприятий;

международный маркетинг;

мониторинг национальной экономической политики и экономики мирохозяйственных связей.

Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений. [5, c 356]

Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы обязательно будет включать ряд целей, являющихся обязательным условием выживания фирмы.

Существуют различные способы достижения сформулированной стратегической цели и они существенно зависят от масштабов деятельности фирмы.

Для более крупных фирм такими способами могут быть следующие:

Перемещение внешнеэкономической деятельности из затухающих или менее экономически эффективных отраслей мировой экономики в развивающихся или более экономически эффективные отрасли мировой экономики, а это подразумевает перемещение капитала в различных его формах.

Осуществление прямых капиталовложений в зарубежные страны.

Создание международного концерна, включающего какое-то количество предприятий, расположенных в различных странах.

Создание или приобретение предприятия, позволяющего производить разнообразную продукцию в различные сезоны года и по этой причине снизить риск сезонного уменьшения торгового оборота. Типичным примером для предприятия выпускающего зимнюю обувь является необходимость создать предприятие, выпускающее летнюю обувь.

Перемещение капитала из стран, в которых налоги высокие в страны с относительно низкими налоговыми ставками.

Использование особого вида аренды - лизинга в финансировании различных внешнеэкономических операций, как по импорту оборудования, так и по экспорту готовой продукции.

Стратегия, устанавливающая общие рамки внешнеэкономической деятельности, всегда необходима, даже если возникают трудности при ее осуществлении. Успех в достижении долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности фирмы зависит от влияния как внешних, так и внутренних факторов, которые необходимо тщательно рассматривать при разработке стратегии.

Внешние факторы можно представить тремя блоками факторов, оказывающих влияние на долгосрочные цели внешнеэкономической деятельности фирмы и, следовательно, требующих их учета при выборе стратегии. Они следующие:

Национальная внешнеэкономическая политика.

Международные экономические отношения и тенденции в мировых экономических связях. [6, c 98-99]

Факторы рынков страны - стратегического поля деятельности фирмы.

Национальная внешнеэкономическая политика включает совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере внешнеэкономических отношений страны с миром с целью регулирования экспорта-импорта товаров, услуг и капитала, воздействия на платежный баланс страны, валютные курсы и конкурентоспособность национального производства.

Под международными экономическими отношениями понимается система экономических связей между национальными экономиками различных стран. Она выражается в международной торговле, научно-техническом обмене, валютно-финансовых и кредитных операциях на мировом рынке, деятельности международных экономических организаций.

Международные экономические отношения базируются на международном разделении труда. Будучи сложной системой, международные экономические отношения втянули в свою орбиту разнородные по социально-экономической структуре страны, а посему представляют собой палитру многоаспектных экономических интересов и не являются детерминированной, застывшей системой. Мирохозяйственные связи постоянно изменяются. Каждая страна должна приспосабливаться к постоянно меняющейся мировой хозяйственной ситуации. Возрастающая конкуренция и относительное отставание других, поведение транснациональных корпораций, колебание валютных курсов, международный кредит и мировой кризис, задолжности и т.д. Все указанные факторы непосредственно оказывают влияние на выбор стратегии внешнеэкономической стратегии фирмы. [8, c 435]

Факторы рынков страны - стратегического поля деятельности фирмы - вытекают из политической, экономической и социальной ситуации в стране, на экономические отношения с которой нацелена фирма. Влияют также и особенности, связанные с различиями в складе ума и психологии людей, проживающих в этой стране.

Внешние факторы фирма не может изменить, их необходимо знать, анализировать и учитывать при приятии решений.

В отличие от внешних, внутренние факторы зависят от фирмы, они заложены в ее организационной структуре, структуре управления, профессионализме персонала, работающего на фирме.

К внутренним факторам относятся:

организационная структура фирмы;

гибкость системы управления внешнеэкономической деятельностью;

организация международного маркетинга;

принципы деятельности менеджеров в сфере внешнеэкономической деятельности;

качество и быстрота получения информации, имеющей отношение к внешнеэкономической деятельности;

создание побудительных мотивов для персонала, занятого в сфере внешнеэкономической деятельности фирмы.

Таким образом, внутренние факторы формируются стратегическим потенциалом фирмы.

Внешнеэкономическая политика страны включает внешнеторговую, валютную, налоговую политику, контроль за экспортом и импортом. Внешнеторговая политика находит свое выражение в установлении пошлин, акцизов и тарифов на экспорт и импорт (экономические методы во внешней торговле).

Внешнеторговая политика включает также совокупность организационно-административных мер, выходящих за рамки экономических методов во внешнеторговой политике. К таким мерам относятся следующие:

а) субсидирование государством производства и экспорта товаров;

б) осуществление таможенных и административных процедур (таможенные формальности и пр.);

в) технические препятствия торговле;

г) количественно-лицензионные ограничения (импортные и экспортные лицензии, и квоты).

Налоговая политика устанавливает платежи, взимаемые государством, в данном случае в сфере внешнеэкономической деятельности, а также за налоговые льготы, обеспечивающие защиту некоторых видов внешнеэкономической деятельности.

Валютная политика осуществляется в сфере международных отношений путем изменения процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок привлекает капиталы из других стран, в которых более низкие процентные ставки, что повышает курс валюты данной страны и улучшает состояние ее платежного баланса. Понижение процентной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и понижение курса валюты данной страны.

Регулирование валютного курса осуществляется путем покупки и продажи иностранной валюты. При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно продает на валютных рынках крупные суммы национальной валюты по отношению к иностранной валюте. Если же происходит скупка иностранной валюты в больших количествах, то это влечет за собой падение курса национальной валюты. Регулирование валютного курса путем покупки и продажи иностранной валюты оказывает временное и ограниченное воздействие на валютный курс, если нет глубинного нарушения платежного баланса. При серьезных, глубинных нарушениях платежного баланса регулирование валютного курса методом покупки и продажи иностранной валюты может привести к истощению валютных запасов страны, а национальная валюта будет обесцениваться. [9, c 33-35]

Успех фирмы во внешнеэкономической деятельности во многом зависит также и от принципов деятельности менеджеров.

Менеджеры наиболее преуспевающих фирм придерживаются следующих принципов:

предприимчивость и готовность идти на строго рассчитанный риск;

интуитивное восприятие требований рынка;

способность больше работать, чем подчиненные;

подробное знание своего дела;

хорошая мотивация сотрудников;

контроль за расходами и прибылью.

Изложив кратко факторы влияния на выбор стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы и на претворение в жизнь выбранного варианта, представим процесс выбора стратегии в виде этапов.

Этап I. Анализ всех сторон внешнеэкономической деятельности фирмы. При этом необходимо:

анализировать положение фирмы на рынке с теми товарами и услугами, которые фирма выпускает в данный момент;

анализ деятельности фирмы с позиций потребителя товаров и услуг фирмы;

анализ деятельности фирмы с позиций рынка.

Этап II. Анализ рынка будущего (анализ спроса и предложения). Фирме важно определить, каким рынок будет в ближайшем будущем, в каком направлении этот рынок развивается и что ждут потребители от фирмы в будущем. При этом необходимо:

сопоставить положение фирмы с емкостью будущего рынка;

проанализировать колебания конъюнктуры рынка.

Этап III. Анализ возможностей фирмы:

анализ увеличения объема внешнеэкономической деятельности;

анализ переброски фирмы на другие рынки;

анализ деятельности в новой сфере и прекращение деятельности в старой сфере.

Этап IV. Анализ бюджетно-налоговой политики:

бюджетно-налоговая политика внутри страны и ее влияние на фирму;

бюджетно-налоговая политика за рубежом и ее влияние на фирму.

Этап V. Влияние тенденции в мировой экономике:

анализ мирового рынка ссудного капитала;

анализ внешнеторговой политики различных стран.

Этап VI. Разработка долгосрочной стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы:

формулировка глобальной долгосрочной цели внешнеэкономической деятельности;

декомпозиция глобальной цели на подцели;

формулировка вариантов достижения целей внешнеэкономической деятельности;

сравнение вариантов достижения целей внешнеэкономической деятельности. (Удалов М.А. Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы.)

Подводя итог, следует отметить, что в научной литературе накопилось большое количество определений стратегии, которые в той или иной степени пересекаются и дополняют друг друга.

Стратегия - это обобщенная модель действий, направление развития, которое выбирает предприятие с учетом соотношения его внутренних сильных и слабых сторон и внешних возможностей и угроз для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.

Корпоративная стратегия касается деятельности предприятия в целом, связана с управлением диверсифицированной компанией. Конкурентная стратегия - стратегия однородной группы производств (стратегия бизнеса) включает управленческий план только одного вида предпринимательской деятельности или одной коммерческой единицы. Функциональная стратегия - это стратегия производства, маркетинга, финансов, персонала, организационных изменений и других функций организации. Оперативная стратегия - разработка более узких и специфических шагов и подходов, направленных на поддержку функциональных стратегий и стратегий бизнеса и достижение оперативных стратегических целей.

Внешнеэкономическая деятельность фирмы - это одна из сфер ее хозяйственной деятельности, связанная с выходом на внешние рынки и функционированием на внешних рынках.

Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений. Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы обязательно будет включать ряд целей, являющихся обязательным условием выживания фирмы. [6, c 108-109]

.4 Оценка конкурентоспособности организации. Направления повышения эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО "МАЗ".

Основные проблемы предприятия связаны с обострившейся конкуренцией на основных рынках сбыта продукции предприятия - в России, странах СНГ. Рынок большегрузных автомобилей растёт, что означает рост объёмов сбыта каждого из действующих на этом рынке игроков.

Для того чтобы выстоять в борьбе со своими основными конкурентами, предприятию прежде всего необходимо улучшить качество выпускаемой продукции, чтобы она соответствовала самым строгим международным стандартам. Первые шаги на пути к этому уже сделаны - завод сертифицирован на соответствие стандарту ИСО 9001.

Для этого необходимо прежде всего модернизировать производство, обновить оборудование (на 1.01.2014 г. износ оборудования по за воду составил 81%), внедрять в производство и управление новейшие информационные технологии. [3]

Большую долю в выпущенной продукции занимают модели с отрицательной рентабельностью (38% в 2013 году). На наш взгляд, предприятию необходимо постепенно сокращать выпуск этих моделей и наращивать производство моделей, приносящих прибыль, за счёт освоения новых рынков и завоевания большей доли на уже изведанных.

В современных условиях одно из основных требований потребителей автотранспортной техники на мировом рынке состоит в том, что им нужны экологически чистые, малошумные, экономичные по расходу топлива и удобные в эксплуатации транспортные средства, соответствующие требованиям норм ЕВРО-2, ЕВРО-3 и, в перспективе, ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

Основные иностранные конкуренты МАЗа уже выпускают автомобильную технику, соответствующую ЕВРО-4 и производство автотехники - ЕВРО-5. [10]

Главную задачу предприятие видит в повышении технического уровня автомобильной техники, что нашло отражение в мероприятиях программы по модернизации производства. Реализация комплекса мер в этом направлении позволит укрепить конкурентные преимущества МАЗа на внешнем рынке. Для реализации стратегической цели завода необходимо:

завершить разработку конкурентоспособных по техническому уровню и качеству различных видов автомобильной техники, отвечающей требованиям норм ЕВРО-4;

осуществить техническое перевооружение и реконструкцию производства для организации выпуска новых видов автомобильной техники, удовлетворяющей требования международных норм по экологии, экономичности, надежности и ресурсу.

Параллельно с решениями основной стратегической цели ОАО "МАЗ" также необходимо осуществить:

обновление и расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

техническое перевооружение производства с заменой устаревшего морально и физически изношенного оборудования и технологий на новые, более прогрессивные и современные;

проведение комплекса мероприятий по снижению себестоимости продукции;

дальнейшее развитие маркетинговой деятельности с целью завоевания и освоения новых рынков сбыта;

улучшение гарантийного и сервисного обслуживания продукции завода у потребителей;

освоение производства ряда деталей и узлов, взамен покупаемых в настоящее время в странах дальнего зарубежья. [3]

Реализация данной стратегии позволит заводу повысить конкурентоспособность и качество выпускаемой продукции, обеспечит увеличение объемов, расширение и укрепление позиций на рынке и получение на этой основе прибыли, достаточной для дальнейшего совершенствования и развития производства, более полного удовлетворения материальных потребностей коллектива.

Эффективность работы Минского автомобильного завода выгодна государству. С ростом объемов производства возрастают налоговые поступления в бюджет, как самого завода, так и предприятий-смежников. Устойчивый экспорт в Россию сокращает дефицит платежного баланса республики.

Для достижения этих целей необходимо в ближайшее время финансирование технического перевооружения основного производства и благодаря этому решение задач достижения технического уровня выпускаемой продукции до уровня крупнейших мировых производителей тяжелых грузовиков при сохранении главного конкурентного преимущества МАЗа - относительно низких цен на нее.

С целью повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой техники необходимо реализовать следующие основные направления технического перевооружения:

организация производства новой конструкции унифицированного заднего моста для автомобилей (закупка оборудования для зубообработки шестерен и комплексных линий по обработке картерных деталей), а также автобусных, троллейбусных и гипоидных мостов;

изготовление рам автомобилей методом холодной клепки;

организация бесштампового изготовления деталей и узлов автомобилей и автобусов (лазерная и плазменная резка на станках с ЧПУ, дыропробивные пресса с ЧПУ, листогибочные пресса с ЧПУ);

реконструкция окрасочного производства с доведением коррозийной стойкости лакокрасочных покрытий до 10 лет (катофорезное грунтование, линии порошковой окраски, линии окраски водоразбавляемыми ЛКМ, новая линия окраски кабин);

внедрение универсальной технологии химико-термической обработки деталей, подвергаемых цементации;

внедрение гальванических линий с автоматическим контролем технологических параметров цинкового покрытия деталей;

реконструкция блока чугунолитейных цехов и сталелитейных цехов с внедрением плавки металла в среднечастотных индукционных печах для производства высокопрочного чугуна марок ВЧ 40-50 и серого чугуна марок СЧ 25-30 с последующей ликвидацией сталелитейного цеха № 1 для размещения в нем линии окраски кабин. Реконструкция землеприготовительных и стержневых отделений цехов. Получение отливок из чугунов этих марок повысит их прочность, позволит уменьшить припуски под последующую механическую обработку, снизить вес готовых деталей;

наращивание мощностей по выпуску автобусов и троллейбусов;

завершение реконструкции производства малолистовых рессор (филиал МРЗ);

организация изготовления лонжеронов рам автомобилей по новой технологии плазменной резки заготовок, пробивки отверстий и получения перегибов (ОАО "КЗТШ");

организация производства пластмассовых деталей экстерьера (бампер, спойлер, крылья) автомобилей и автобусов (РУП "ОЗАА"). [3]

Вместе с тем следует отметить, что ОАО "МАЗ" в 2012 году планирует выйти на 10-процентную рентабельность. Добиться этого руководство предприятия надеется за счет снижения себестоимости, наращивания объемов производства и поиска выгодных рынков сбыта.

По словам гендиректора, в текущем году на МАЗе будет продолжен курс "жесточайшей" экономии, начатый в 2011 году. Например, в автотранспортном цехе обнаружили 317 "лишних" автомобилей. Треть из них уже продана, остальных ждет та же участь. Это позволит сэкономить значительные суммы, расходовавшиеся на эксплуатацию этой техники, причем на производственную деятельность других служб и предприятия в целом такое мероприятие никак не повлияло.

С 600 до 250 сокращен штат контролеров, которые были переведены на другие должности. Экономический эффект от внутренних реформ в 2011 году составил на предприятии 440 млрд рублей, а в текущем году планируется добавить к ним еще 610 млрд рублей. Резервов для сокращения себестоимости еще немало. Среди них - реорганизация складского хозяйства. Данные мероприятия, считают в администрации МАЗа, позволят высвободить средства, которые можно будет направить на реализацию возобновленных в последнее время социальных проектов, включая строительство жилья для работников, реконструкцию Дворца культуры, повышение зарплаты. Заметим также, что согласно данным Департамента по ценным бумагам среднесписочная численность работников ОАО "МАЗ" выросла с 21 003 человек на конец 2013года до 21 974 по итогам 3 квартала 2013года.

В прошлом году МАЗ получил 170 млрд рублей чистой прибыли. При этом удалось практически полностью разгрузить склады, где на начало 2013 года скопилось почти 5 тысяч грузовиков, автобусов, прицепов. В прошлом году было реализовано 22 980 единиц автотехники - в 1,5 раза больше, чем в 2012 году, причем на российском рынке реализация грузовиков выросла в 4 раза, а автокранов более, чем в 11. В дальнем зарубежье было продано 519 минских автобусов, что почти в 40 раз больше, чем в 2012году.

Поэтому, если еще два года назад доля внутреннего ранка в сбыте МАЗа доходила до 70 %, то в 2014 году она сократиться на 27,4 % - до 6 869 единиц. В то же время на российском рынке планируется продать 13 990 машин - на 58,3 % больше, чем в 2013 году, в том числе в Украине - в 2,5 раза, в странах дальнего зарубежья - на 85 %. Это позволит ОАО "МАЗ" в 2-3 раза увеличить положительное сальдо внешней торговли, которое в 2011 году составило 75,1 млн долларов.

Одновременно планируется в 1,5 раза увеличить производство продукции.

На МАЗе разработана комплексная программа технического развития на 2013-2017 гг. стоимостью почти 1,12 трлн рублей. Для этого будут использованы собственные средства ОАО "МАЗ" и иностранные кредиты. В 2014 году на модернизацию и расширение производства запланировано направить 170 млрд рублей. [10]

Подводя итог, следует отметить, что основные проблемы предприятия связаны с обострившейся конкуренцией на основных рынках сбыта продукции предприятия - в России, странах СНГ. Рынок большегрузных автомобилей растёт, что означает рост объёмов сбыта каждого из действующих на этом рынке игроков.

Для того чтобы выстоять в борьбе со своими основными конкурентами, предприятию прежде всего необходимо улучшить качество выпускаемой продукции, чтобы она соответствовала самым строгим международным стандартам. Первые шаги на пути к этому уже сделаны - завод сертифицирован на соответствие стандарту ИСО 9001. Для этого необходимо прежде всего модернизировать производство, обновить оборудование, внедрять в производство и управление новейшие информационные технологии.

В современных условиях одно из основных требований потребителей автотранспортной техники на мировом рынке состоит в том, что им нужны экологически чистые, малошумные, экономичные по расходу топлива и удобные в эксплуатации транспортные средства, соответствующие требованиям норм ЕВРО-2, ЕВРО-3 и, в перспективе, ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

2.6 Портфельный анализ. Виды рисков во внешнеэкономической деятельности предприятия и основные методы их страхования

В поиске партнеров большую роль играют представительства и консульства нашей республики за рубежом, которые предоставляют информацию об автозаводе заинтересованным лицам, а также способствуют налаживанию связей с зарубежными предприятиями, помогают оценить основные виды рисков

Надежность делового партнера оценивается в первую очередь по характеру и объёму деятельности предприятия. Обычно при ведении переговоров у партнера запрашиваются основные учредительные и регистрационные документы, а также соответствующие лицензии, если в них существует необходимость в ходе исполнения контракта.

Цены на автотехнику "МАЗ" определяются для каждого внешнеторгового контракта индивидуально. В процессе формирования цены контракта отдел поставок экспортного управления автозавода контактирует с отделом по маркетингу, который в зависимости от комплектации и текущего курса валюты контракта, а также условий платежа определяют базовую цену автотехники на условиях "отгрузка с завода", при этом в контракте указывается цена в долларах США или российских рублях, чтобы избежать потери в случае падения курса белорусского рубля.

Маркетинговое управление периодически составляет прайс-лист на базовые модели, в соответствии с которым рассчитываются цены на автомобили со специальной комплектацией.

Маркетинговый отдел также собирает информацию о стоимости транспортировки конкретной партии автотехники в различных транспортных компаниях и предоставляет эту информацию в транспортный отдел.

Далее транспортный отдел экспортного управления рассчитывает стоимость транспортировки автотехники в зависимости от запрашиваемых базисных условий или возможных способов поставки, а также при необходимости стоимость страхования и оформления необходимых документов. Цена, полученная в результате суммирования всех этих компонентов, выставляется в качестве коммерческого предложения.

Цена на автотехнику по конкретному контракту является договорной и не распространяется на другие соглашения и контракты с автозаводом.

По согласованию с руководством отделы могут предоставлять скидки и снижать цены на продукцию, если клиент является постоянным покупателем, т.е. уже несколько раз закупал партии автотехники непосредственно через управление внешнеэкономических связей по экспорту. Цена также может быть снижена и в процессе переговоров в зависимости от объема партии и общей стоимости контракта.

Условия платежа по контракту определяются непосредственно в процессе переговоров. В работе с партнерами из дальнего зарубежья используются такие способы как стопроцентная предоплата и безотзывный документарный аккредитив, открытый или подтверждённый первоклассным банком. В исключительных случаях может предоставляться отсрочка по платежу, но в этом случае должны быть предоставлены гарантии первоклассного банка.

В силу специфики продаваемой автозаводом продукции она может доставляться покупателю своим ходом, если расстояние до него не слишком велико и если это физически возможно. Также для доставки автотехники "МАЗ" используется железнодорожный транспорт, морские и речные суда, причём используются как линейные, так и трамповые судна.

Все грузы, путешествующие по морю, страхуются. Стоимость морской страховки составляет 0,47-0,52% от стоимости автомобилей по СИФу. Однако морская страховка не покрывает риски, могущие возникнуть при доставке транспорта до порта погрузки. Существует лишь обязательное страхование гражданской ответственности автотранспорта.

Вся автотехника, направляющаяся за рубеж, страхуется по системе КАСКО. Такая страховка включает в себя все группы риска, включая угон. Стоимость такой страховки составляет 0,3 % от стоимости страхуемой техники.

Основные страховые документы делятся на первичные (при оформлении страховки) и конечные. К первым относятся документы, оформляемые страховщиком и страхователем и имеющие статус договора.

Роль договора исполняет заявление страхователя и расчётная карта (как метод расчёта величины страхового взноса). Ко вторым относятся страховой полис, карта или удостоверение, которые вступают в силу только после оплаты страхового взноса. [3]

Споры, возникающие в процессе исполнения контракта или по его поводу, согласно условиям самого контракта стороны должны пытаться разрешить путем переговоров.

Если же стороны не придут к соглашению, то спор между ними рассматривается в Международном Арбитражном суде при Торгово-промышленной Палате Республики Беларусь.

В арбитр6ажном производстве применяется регламент Международного Арбитражного суда при Торгово-промышленной Палате Республики Беларусь.

Одна из сторон обращается с жалобой в ТПП для разрешения конфликта, после чего каждая из сторон выбирает арбитра, которые в свою очередь выбирают суперарбитра. Назначаются слушания, на которых и принимается решение, обязательное для исполнения обеими сторонами в срок, указанный в самом решении.

Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по контракту, если это явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения контракта в результате событий чрезвычайного характера (пожар, стихийные бедствия, введение политических санкций, забастовки, кризис смежных отраслей), которые они не могли ни предотвратить, ни предвидеть разумными методами.

Сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана в течение 10 дней информировать другую сторону в письменной форме о наступлении таких обстоятельств с подтверждением их факта ТПП своей страны. Если обстоятельства непреодолимой силы продолжают действовать более тридцати дней, каждая из сторон вправе отказаться от последующего исполнения обязательств по контракту и обязана возвратить другой стороне всё полученное по контракту.

Подводя итог, следует отметить, что ОАО "Минский автомобильный Завод" - крупнейшее государственное предприятие Беларуси по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Сегодня "МАЗ" - это бренд, завоевавший признание своей продукции не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Продукция Минского автомобильного завода - это техника, соответствующая экологическим стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5.

Внешнеэкономической деятельностью завода занимается управление внешнеэкономических связей (внешнеторговая фирма ОАО "МАЗ"), его основные функции следующие: 1.Осуществление операций по экспорту продукции, оказанию коммерческих услуг. 2.Осуществление операций по импорту продукции. 3.Участие в разработке предложений по совершенствованию экономического и научно-технического сотрудничества. 4. Определение наилучших условий экспорта товаров и услуг, обеспечивающих наибольшие валютные поступления, в том числе и в свободно-конвертируемой валюте. 5. Обеспечение рекламы выпускаемой продукции, участие в специализированных выставках, международных ярмарках и выставках. 6. Подготовка и поставка образцов автомобилей на международные ярмарки, специализированные выставки и автомобильные салоны.

Основное направление сбытовой политики Минского автозавода - это реализация продукции на экспорт. В 2013 году, так же как и в предыдущие годы, основным рынком сбыта продукции МАЗ был и остается рынок России. Максимальное количество автотехники МАЗ было отгружено в Российскую Федерацию, что составило 67,7% (10 014 шт.) по автомобилям, по прицепной технике - 74,95% (2 762 шт.), по автобусам - 22,3% (103 шт.) от общего объема отгруженной продукции ОАО "МАЗ".

Производство продукции Минского автомобильного завода связано с потреблением большой номенклатуры и ассортимента материалов и комплектующих. Завод получает сырье и комплектующие более чем от 169 поставщиков. По-прежнему основные виды материалов поступают из Росси.

В силу специфики продаваемой автозаводом продукции она может доставляться покупателю своим ходом, если расстояние до него не слишком велико и если это физически возможно. Также для доставки автотехники "МАЗ" используется железнодорожный транспорт, морские и речные суда, причём используются как линейные, так и трамповые судна.


Одной из основных задач предприятия является достижение преимущества над ее прямыми конкурентами. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегий, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. Любая стратегия бизнеса, чтобы быть успешной, должна опираться на достигнутое компанией конкурентное преимущество. Следует внедрить следующие мероприятия:

Минимизация издержек. В рамках этой стратегии предприятие ставит своей целью наладить малозатратное производство товаров отрасли. Это могут быть повышение эффективности за счет экономии на масштабе, собственных патентованных технологий, особых прав доступа к источникам сырья, а также другие факторы.

Дифференциация. Второй из наиболее полезных стратегий.Состоит в том, что предприятие пытается занять уникальное положение, придавая продукту такие характеристики, которые будут по достоинству оценены большим количеством покупателей. Таких характеристик или атрибутов может быть один или несколько - главное, чтобы они были действительно важны для покупателей. В этом случае предприятие,чьи продукты благодаря этим атрибутам удовлетворяют определенные потребности покупателей, позиционирует себя некоторым уникальным образом, и наградой за эту уникальность становится готовность покупателей платить высокие цены за продукцию.

Атака сильных сторон конкурента. Стратегия основана на противопоставлении конкурентных преимуществ. Целью стратегии является попытка выиграть рыночное пространство, превзойдя сильные стороны соперника. Возможны следующие действия: - предложение аналогичного товара по более низкой цене; - достижение низкоценового лидерства; - использование прорывов в технологиях; - придание товару новых потребительских свойств; - рекламная компания с элементами антирекламы. Реализация атаки сильных сторон конкурента сложна, но в случае успеха, положительный эффект имеет долгосрочный характер.

Атака слабых сторон конкурента. Представляет собой попытку выиграть рыночное пространство, не занятое конкурентом. В отличие от предыдущего варианта, стратегия имеет больше шансов на успех. Слабыми сторонами конкурента могут быть: - регионы, где соперник контролирует малую часть рынка; - сегменты покупателей, которыми соперник пренебрегает; - ситуации, когда соперник отстает в качестве и имеется потенциал переключения потребителей к товарам лучшего.

Заключение

В научной литературе накопилось большое количество определений стратегии, которые в той или иной степени пересекаются и дополняют друг друга.

Стратегия - это обобщенная модель действий, направление развития, которое выбирает предприятие с учетом соотношения его внутренних сильных и слабых сторон и внешних возможностей и угроз для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.

Корпоративная стратегия касается деятельности предприятия в целом, связана с управлением диверсифицированной компанией. Конкурентная стратегия - стратегия однородной группы производств (стратегия бизнеса) включает управленческий план только одного вида предпринимательской деятельности или одной коммерческой единицы. Функциональная стратегия - это стратегия производства, маркетинга, финансов, персонала, организационных изменений и других функций организации. Оперативная стратегия - разработка более узких и специфических шагов и подходов, направленных на поддержку функциональных стратегий и стратегий бизнеса и достижение оперативных стратегических целей.

Внешнеэкономическая деятельность фирмы - это одна из сфер ее хозяйственной деятельности, связанная с выходом на внешние рынки и функционированием на внешних рынках.

Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений. Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы обязательно будет включать ряд целей, являющихся обязательным условием выживания фирмы.

ОАО "Минский автомобильный Завод" - крупнейшее государственное предприятие Беларуси по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Сегодня "МАЗ" - это бренд, завоевавший признание своей продукции не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Продукция Минского автомобильного завода - это техника, соответствующая экологическим стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5.

Внешнеэкономической деятельностью завода занимается управление внешнеэкономических связей (внешнеторговая фирма ОАО "МАЗ"), его основные функции следующие: 1.Осуществление операций по экспорту продукции, оказанию коммерческих услуг. 2.Осуществление операций по импорту продукции. 3.Участие в разработке предложений по совершенствованию экономического и научно-технического сотрудничества. 4. Определение наилучших условий экспорта товаров и услуг, обеспечивающих наибольшие валютные поступления, в том числе и в свободно-конвертируемой валюте. 5. Обеспечение рекламы выпускаемой продукции, участие в специализированных выставках, международных ярмарках и выставках. 6. Подготовка и поставка образцов автомобилей на международные ярмарки, специализированные выставки и автомобильные салоны.

Основное направление сбытовой политики Минского автозавода - это реализация продукции на экспорт. В 2013 году, так же как и в предыдущие годы, основным рынком сбыта продукции МАЗ был и остается рынок России. Максимальное количество автотехники МАЗ было отгружено в Российскую Федерацию, что составило 67,7% (10 014 шт.) по автомобилям, по прицепной технике - 74,95% (2 762 шт.), по автобусам - 22,3% (103 шт.) от общего объема отгруженной продукции ОАО "МАЗ".

Производство продукции Минского автомобильного завода связано с потреблением большой номенклатуры и ассортимента материалов и комплектующих. Завод получает сырье и комплектующие более чем от 169 поставщиков. По-прежнему основные виды материалов поступают из Росси.

В силу специфики продаваемой автозаводом продукции она может доставляться покупателю своим ходом, если расстояние до него не слишком велико и если это физически возможно. Также для доставки автотехники "МАЗ" используется железнодорожный транспорт, морские и речные суда, причём используются как линейные, так и трамповые судна.

Основные проблемы предприятия связаны с обострившейся конкуренцией на основных рынках сбыта продукции предприятия - в России, странах СНГ. Рынок большегрузных автомобилей растёт, что означает рост объёмов сбыта каждого из действующих на этом рынке игроков.

Для того чтобы выстоять в борьбе со своими основными конкурентами, предприятию прежде всего необходимо улучшить качество выпускаемой продукции, чтобы она соответствовала самым строгим международным стандартам. Первые шаги на пути к этому уже сделаны - завод сертифицирован на соответствие стандарту ИСО 9001. Для этого необходимо прежде всего модернизировать производство, обновить оборудование, внедрять в производство и управление новейшие информационные технологии.

В современных условиях одно из основных требований потребителей автотранспортной техники на мировом рынке состоит в том, что им нужны экологически чистые, малошумные, экономичные по расходу топлива и удобные в эксплуатации транспортные средства, соответствующие требованиям норм ЕВРО-2, ЕВРО-3 и, в перспективе, ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

Список использованных источников

Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 400 с.

Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. - СПб.: Питер, 2009. - 344 с.

Бизнес-план развития Производственного объединения "БелавтоМАЗ" на 2013 год. - 109 с.

Велесько Е.И., Неправский А.А. Стратегический менеджмент: пособие. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 307 с.

Внешнеэкономическая деятельность: Курс лекций / А.И. Войтович. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008.- 893 с.

Дроздова Г.М. Менеджмент внешнеэкономической деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2006. - 292 с.

Лавров С. Н., Фролов Б. А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. - М.: Инфра-М, 2006. - 127 с.

Национальная экономика: Учебник. / Под ред. Р.М. Нуриева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 653 с.

Основы внешнеэкономических знаний: учеб. пособие / Под. ред. И. П. Фаминского. - М.: Международные отношения, 2009. - 96 с.

Официальный сайт Открытого акционерного общества "Минский автомобильный завод" [Электронный ресурс]: История - http://maz.by - 10.01.2014

Прокопчук Л.О. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 511 с.

Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.

Похожие работы на - Внешнеэкономическая деятельность предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!