Управление маркетингом на предприятии на примере компании ООО 'Мягкий сон'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    288,37 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление маркетингом на предприятии на примере компании ООО 'Мягкий сон'

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики, управления и права








ДИПЛОМ

- "Маркетинг"

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности компании, проблема в компании

1.1 Товар. Товарная политика в сети магазинов "Домашние традиции"

1.2 Конкуренты

1.3 Потребители

1.4 Ценовая политика

1.5 Персонал магазина

Глава 2. Основные финансовые показатели магазина "Домашние традиции" на Сормовском шоссе, за период 2012-2014год

2.1 Основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов магазина "Домашние традиции" Сормовское шоссе дом 3

2.2 Показатели эффективности использования основных средств организации

2.3 Анализ внешней среды предприятия

2.4 SWOT анализ сети магазинов "Домашние традиции".

2.5 Разработка комплекса маркетинга

2.6 Прогнозирование продаж

Глава 3. Постановка решения задач с помощью сегментации рынка

3.1 Сегментация рынка

3.2 Отбор целевых сегментов

3.3 Стратегические вопросы при выявлении целевого рынка и позиционирование товара

3.4 Увеличение продажи с помощью мерчандайзинга. Оформление торгового зала магазина "Домашние традиции"

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность выбранной темы - "Управление маркетингом на предприятии", обусловлена тем, что маркетинг играет ключевую роль в деятельности компании, для примера предприятия я выбрала компанию ООО "Мягкий сон" розничное направление организации сеть магазинов постельных принадлежностей "Домашние традиции". Причины актуальности:

Во-первых, обеспечивает руководящие методологические принципы, маркетинговую концепцию, которая предполагает ориентацию стратегии компании на нужды важнейших групп потребителей.

Во-вторых, маркетинг предоставляет исходные данные для разработчиков стратегического плана, помогая вывить привлекательные возможности рынка и позволяя оценить потенциал фирмы. Наконец, в рамках каждого отдельного подразделения компании, маркетинг помогает разрабатывать стратегию выполнения задач.

ООО "Мягкий сон" является крупнейшим производителем принадлежностей для сна в Волго-Вятском регионе.

Основные категории продукции: одеяла, подушки, наматрацники, покрывала.

Собственная производственная база в г. Нижний Новгород обеспечивает выпуск 100 000 изделий в месяц. Производится более 140 позиций постельных принадлежностей. Выход новых коллекций происходит дважды в год. Компания "Мягкий сон" представляет три линии постельных принадлежностей для крепкого и здорового сна. Торговые Марки "Мягкий Сон", "7 перин", "ОдеялSon" - рассчитаны на разные категории покупателе и способны удовлетворить самые высокие ожидания по качеству и ассортименту.

Компания "Мягкий сон" реализует не только собственную продукцию, но и является крупным оптовым поставщиком домашнего текстиля по категориям: пуховая - перовая продукция, постельное белье, пледы, шторы, скатерти, покрывала, полотенца. "Мягкий сон" предлагает более 6000 позиций продукции, являясь официальным дистрибьютором крупнейших российских и зарубежных производителей. Так же компания "Мягкий сон" реализует региональные продажи и оптовые продажи своей продукции, но более подробно в своей работе рассмотрим розничную сеть магазинов "Домашние традиции"

Магазины "Домашние традиции" это розничная сеть магазинов широко известной в России фабрики домашнего текстиля "Мягкий сон", т.к. фабрика располагается в Нижнем Новгороде, это позволяет нам поддерживать невысокий уровень цен на изделия. Благодаря современному оснащению качество продукции под маркой "Мягкий сон" всегда на высоте - это неоднократно подтверждено множеством престижных наград и сертификатов.

В сети магазинов "Домашние традиции" можно приобрести продукцию нижегородской фабрики "Мягкий сон", и десятков других известных предприятий домашнего текстиля и постельного белья из других регионов страны и зарубежья.

Основная целью и задачей данной работы является тщательное исследование состояния рынка постельного белья на текущий момент, в связи с не стабильной ситуацией в экономике страны, что вследствие может повлиять на продажи в магазине, в розничной сети магазинов "Домашние традиции". Решить эту задачу возможно проанализировав ассортимент данного товара в магазинах и во многих других магазинах г. Нижнего Новгорода, на предмет того, как работает сфера маркетинга, а также изучив потребности покупателей, чтобы понять каким товаром и как можно их удовлетворить. Более подробно будем рассматривать и анализировать сеть магазинов постельного белья "Домашние традиции", находящиеся в г. Нижнем Новгороде.

сегментация рынок постельное белье

В целом, в плане ассортимента ситуация складывается следующая: в небольших и даже крупных промтоварных магазинах есть постельное белье, но цены, и качество обслуживания желают оставлять лучшее, ассортимент в небольших специализированных магазинах представлено в основном постельное бельё низшего качества. А больших специализированных магазинов выбор есть, качество хорошее, но обслуживание покупателей вообще отсутствует, а именно консультация по выбору товара. В части ценовой ситуации можно сделать следующие выводы: так как практически весь ассортимент высококачественного постельного белья импортируется, цены достаточно высоки, и, на мой взгляд, рассчитаны на семьи со средним и высоким доходами.

Что касается качества: большинство комплектов постельного белья, которое присутствует на рынке, изготовлено из тканей низкого качества, расцветки представлены очень небольшим ассортиментом, не очень привлекательными на вид, и быстро теряющими первоначальную яркость, по причине окраски их дешёвыми красителями. Так как в последнее время появились текстильные рынки (как оптовые, так и розничные), на которых многие предпочитают совершать покупки из-за более низких цен и большого ассортимента, я также проанализировала ситуацию и на них, чтобы выяснить, насколько они являются нашими потенциальными конкурентами.

Учитывая, что в последнее время приобретает тенденция понижения уровня благосостояния жителей, есть веские основания полагать, что востребованность на рынке данного товара будет только убывать, и тема развития этого направления, безусловно, перспективна.

Объект исследования - розничная сеть магазинов "Домашние традиции".

Основная исследуемая проблема-это исследование маркетинга в сети магазинов "Домашние традиции", в связи падением продаж.

Предмет исследования - система управления маркетингом.

Методы исследования: отчетные данные предприятия, ресурсы сети Интернет, расчетно-аналитический метод, анализ рыночных возможностей, сегментация рынка, опрос покупателей, выявление конкурентов, SWOT-анализ.

Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности компании, проблема в компании


Компания, занимающаяся продажей текстильного товара, должна иметь четкую целенаправленную маркетинговую политику. В конечном счете, рано или поздно большинство товара перестанет продаваться. Проявляется действие научно-технического прогресса, изменений в общей культуре и культуре потребления, социальных установок, психологии потребителей, состояние экономической ситуации в стране (что сейчас является одним из основных причин спада продаж) и т.д. Сильной побудительной причиной обновления товаров является конкуренция. В розничной компании "Домашние традиции" отрасль маркетинга - не развита, а для продолжения роста продаж, фирма должна заняться маркетинговыми исследованиями, разработкой новых товаров, рекламой и стимулированием продаж, улучшением сервиса. В своей работе буду анализировать маркетинговую деятельность организации, выявлять слабые стороны и предлагать решения проблем связанных с падением роста спроса на товар и продвижение розничной сети магазинов на рынке г. Нижнего Новгорода.

Необходимо проанализировать непосредственное окружение сети магазинов "Домашние традиции" - конкурентов, потребителей, маркетинговых посредников, которые оказывают значительное влияние на деятельность организации. Так же рассмотрим товарную политику организации, т.к. неправильная товарная политика может являться одним из основных причин "кризиса" розничной торговли.

 

.1 Товар. Товарная политика в сети магазинов "Домашние традиции"


Магазин основан от производителя постельных принадлежностей компании ООО "Мягкий сон", поэтому основной товар, который присутствует в магазине это товар под маркой "Мягкий сон" - изделий для сна по категориям "подушки", "одеяла", "покрывала", "наматрасники".

Компания "Мягкий сон" представляет три линии постельных принадлежностей для крепкого и здорового сна. Торговые Марки Мягкий Сон, 7 перин, ОдеялSon рассчитаны на разные категории покупателей и способны удовлетворить самые высокие ожидания по качеству и ассортименту.

Так называемой "Фишкой" магазина является продажа серии полотенец под маркой "Домашние традиции".

Весь ассортимент производиться промышленным способом на современном европейском оборудовании, прошел сертификацию.

В магазине представлены коллекции домашнего текстиля от ведущих европейских производителей:

"Mora" - Компания Mora - крупнейший в мире производитель постельного белья.

На сегодняшний день под торговой маркой "Mora" выпускается широкий ассортимент домашнего текстиля: постельное белье, покрывала и шторы, коврики и пуфы.

Однако основную популярность бренду принесли уникальные по своим потребительским качествам и дизайну пледы. Представленные сразу несколькими коллекциями, они позволяют подобрать вариант на все случаи жизни. Это и классика 100% натуральных материалов Natural Collection, и удивительно теплые покрывала с густым ворсом из Luxury Collection, и классические дорожные пледы.

Беспрецедентное качество продукции Mora при этом обеспечивается первоклассным сырьем. Кроме того, благодаря применению новейшей технологии AMICOR Plus, все изделия компании являются гипоаллергенными и обладают превосходными антибактериальными свойствами.

"Кarven" - Отличительными особенностями продукции является соответствие высоким стандартам качества, многообразие форм, дизайнов, расцветок и принтов.

Широкий ассортимент реализуемой продукции, постоянное пополнение и обновление коллекций, приемлемый ценовой диапазон, индивидуальный подход к каждому клиенту и гибкая система скидок - это то, что делает компанию "Карвен" привлекательной и конкурентноспособной для взаимовыгодного и легкого сотрудничества. Вся продукция сертифицирована.

"Arya" - является крупным оптовым поставщиком готовой текстильной продукции для дома и гостиниц. У нас огромный выбор постельного белья, простыней, наволочек, пододеяльников, покрывал, одеял, подушек, ковриков, штор для ванной комнаты, полотенец, салфеток, халатов, скатертей.

В широком ассортименте также представлены метражные изделия: органза, вуаль, тафта, шинил, лен, вышивка, жаккард, жатка и огромный ассортимент аксессуаров для штор, а также карнизы, шторная тесьма.

Политика компании направлена на индивидуальный подход к каждому покупателю, наши сотрудники помогут Вам подобрать нужную продукцию на складе, а также окажут помощь в формировании заявок по факсу или по электронной почте.

Товарная политика фирмы - это комплекс базовых решений и целенаправленных действий по выводу на рынок нового товара или сохранению старого, а так же по изменению ассортимента.

Процесс обновления товара носит название модернизации. Изменение свойств товара, придание ему новых называется модификацией. Если старый продукт не снят с производства и продажи, то появление нового или модернизированного называется дифференцированием товара.

Возможны различные варианты товарной политики в зависимости от конкретных условий и рыночной ситуации. Фирма не станет обновлять товар или его ассортимент, пока они пользуются устойчивым спросом или нет конкурентной угрозы. Фирма "косметически" обновляет товар, если потребителю по-прежнему нужны его свойства, но потребитель устал от товара, ему наскучил его образ, внешний вид. Качественно новый товар фирма разрабатывает, если прежний морально устарел, у конкурентов имеются или могут появиться новые, более прогрессивные разработки. Фирма также выпускает новый, пионерный товар, если ею разработан уникальный товар, который, безусловно, будет пользоваться спросом, и не встретит серьезной конкуренции. Фирма может расширять или сужать товарный ассортимент в зависимости от состояния рынка сбыта, его специфики.

Под новым товаром понимается оригинальное новое изделие, улучшенный или дополненный вариант существующего изделия.

Среди основных источников идей для создания новинок следует отметить потребителей, за нуждами и потребностями которых следует следить с помощью опросов клиентуры и групповым обсуждением поступающих жалоб; ученых, которые могут изобрести новые материалы или свойства, которые приведут к созданию новых товаров или усовершенствованных вариантов существующих товаров; торговый персонал и дилеров фирмы, которые находятся в повседневном контакте с покупателями; конкурентов.

В последнее время для выработки новых идей предприятием также привлекаются независимые фирмы. Отбор идей заключается в выборе лучших из числа идей, выработанных на предыдущем этапе. Идея считается "лучшей", если она наиболее полно подходит для конкретной фирмы, полностью согласуется с ее целями, стратегическими установками и ресурсами. Но это только первый шаг процесса отбора идей. На втором этапе идеи проверяются в рамках теста концепции на их рыночные шансы.

На следующем этапе предстоит превратить идею (общее представление о возможном товаре) в замысел конкретного товара (проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями). Проработанный замысел товара следует подвергнуть тщательной проверке, которая предусматривает его апробирование на небольшой группе целевых потребителей. Ответы потребителей помогут фирме определить, какой вариант замысла наиболее для них привлекателен.

После выбора наилучшего замысла предстоит разработать предварительную стратегию маркетинга по выходу на рынок с конкретным товаром. Эта система состоит из трех частей. В первой части дается подробное описание целевого рынка (его величина, структура), предполагаемые показатели объема продаж, доли рынка и прибыли. Во второй части даются общие сведения о предполагаемой цене товара, об общем подходе к его распределению и системе расходов на маркетинг. В третьей, заключительной части содержатся перспективные цели по показателям сбыта и прибыли, а также долговременный стратегический подход к формированию комплекса маркетинга. Если замысел товара выдержал все испытания, и для него была разработана стратегия маркетинга, то следует приступать к оценке деловой привлекательности предложения. На данном этапе анализируются намеченные показатели продаж, издержек и прибыли, чтобы удостовериться в соответствии их целям фирмы. Также проводится анализ рисков, связанных с выходом на рынок с данным товаром. Для каждой ситуации разрабатываются оптимистические, средние и пессимистические прогнозы. В случае, если результаты вышеописанного анализа окажутся приемлемыми, можно приступать к процессу разработки товара. На этом этапе отдел маркетинга исследований должен создать один или несколько вариантов физического воплощения конкретного товарного замысла.

В итоге о товаре который присутствует в магазинах можно сказать, что товар конкурентно способен продаваться, есть товар который можно назвать эксклюзивным, востребован у покупателей. Товар отбирается очень тщательно.

1.2 Конкуренты


На сегодняшний день сеть магазинов "Домашние традиции" подвержена значительной конкуренции со стороны производителей на рынке постельных принадлежностей. Основными конкурентными факторами на рынке в настоящее время являются:

·        цена

·        качество продукции

·        ассортиментный перечень

При этом для разных групп потребителей превалирующими являются разные факторы. Основные конкуренты "Домашних традиций" находятся в Нижнем Новгороде. Они имеют круг постоянных потребителей и сложившийся уровень цен.

Основными конкурентами "Домашних традиции" на сегодняшний день являются:

Онлайн

Оффлайн

1. Ozon.ru: обоснование: один из наиболее крупных и популярных онлайн-мегамаркет с широким ценовым диапазоном, занимает 17 место в топ 100 крупнейших продавцов Рунета

Икеа: обоснование: крупный гипермаркет в самом крупном и популярном в Нижегородской обл. - ТРЦ МЕГА, 1 место по рейтингу INFOLINE Household retailer top10

2. Kupivip.ru: обоснование: один из наиболее известных и крупных интернет-магазинов с различными акциями, занимает 19 место в топ 100 крупнейших продавцов Рунета

2. OBI: обоснование: располагается в 2х самых популярных и прибыльных ТЦ Нижегородской обл.: ТЦ МЕГА и ТЦ Фантастика

3. Enter.ru: обоснование: широкоизвестный онлайн-магазин с представленными в городе точками в центре города Нижний Новгород и центре спального района, занимает 34 место в топ 100 крупнейших продавцов Рунета

3. Уютерра: обоснование: расположение в самом популярном и одном из наиболее крупных ТЦ - ТЦ Фантастика (по набору SKU, площади магазина занимает промежуточную нишу между "Домашними традициями" и форматом Гипермаркет, 2 место по рейтингу INFOLINE Household retailer top10



OBI. Анализ розничных концепций конкурентов.

Формат, площадь

Гипермаркет

Месторасположение

г. Нижний Новгород, ул. Родионова, д 187 ТЦ Фантастика, Нижегородская обл. Кстовский район, дер. Федякова ТЦ МЕГА

Позиционирование

Гипермаркет, где есть все для дома, дачи и отдыха

Глубина и ширина ассортимента

От стройматериалов до сувенирной продукции, включая текстиль

Ценовой сегмент

Средний и средний+ (на сайте не представлены цены)

Рекламная активность

Активная ATL, SMM слаборазвит, периодические BTL акции


Выводы: занимает большие площади самых крупных и прибыльных ТЦ нижегородской обл. Весь интересуемы товарный ассортимент собран в одном отделе и расположен рядом с цветочным отделом и кассовой зоной в ТЦ Фантастика - выгодная зона. Формат магазин-гипермаркет - увеличение возможностей совершения импульсивной покупки товаров данной категории, территориально выгодное месторасположение. OBI как "пристройка" к основному ТЦ. Есть интерактивный портал для общения и обсуждения актуальных тем. Недостатки: нет дисконтных карт.

Формат, площадь

Гипермаркет

Месторасположение

Нижегородская обл. Кстовский район, дер. Федякова ТЦ МЕГА

Позиционирование

Гипермаркет, предлагающий широкий ассортимент удобных и функциональных товаров для обустройства дома по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей могли их купить

Глубина и ширина ассортимента

От стройматериалов до сувенирной продукции, включая текстиль

Ценовой сегмент

Низкий, средний

Рекламная активность

Активная ATL (каталоги, радио и тв), SMM хорошо развит


Выводы: территориально выгодное место расположение ТЦ МЕГА, поток покупателей со всей области, 20 мин. От Нижнего Новгорода от авто. Преимущества продукции: дизайн (каждая модель имеет собственного дизайнера), цена (самые низкие цены), формат гипермаркета (увеличивает шанс совершения импульсивной покупки в данной категории), качественно разработанная программа лояльности.

УЮТТЕРА

Формат, площадь

Гипермаркет

Месторасположение

г. Нижний Новгород, ул. Родионова, д 187 ТЦ Фантастика

Позиционирование

Уютера - это первая специализированная сеть, для тех, для кого важно создание настоящего уюта в доме и кого не удовлетворяет минимальный набор стандартных вещей из гипермаркетов. УЮТерра предлагает не только предметы декора, но и идеи, усиливает желание каждого сделать свой дом более привлекательным, выбрать свой стиль жизни.

Глубина и ширина ассортимента

От стройматериалов до сувенирной продукции, включая текстиль

Ценовой сегмент

Средний+

Рекламная активность

Активная ATL (тв и газета), SMM присутствует


Выводы: очень выгодное месторасположение. Недостатки: секция магазина расположена на цокольном "Этаже" напротив магазина "Эльдорадо". Мало посетителей заглядывают в цоколь, удобно лишь для посетителей с авто, рядом парковка. Достаточно дорогая аренда.

В самом ТЦ Фантастика еще 1 конкурент с более выгодным месторасположением (напротив выхода из Ашана - бель-постель, который по формату идентичен домашним традициям). В данном магазине представлены практически те же торговые марки, что и в нашем исследуемом магазине.

1.3 Потребители


При анализе непосредственного окружения звено потребителей является наиболее важным для организации. Продажа постельных принадлежностей ориентировано на потребителей разного уровня достатка, и характеризуется постоянным спросом. Ценовая политика организации позволяет приобретать нашу продукцию как пенсионерам и студентам, так и обеспеченным слоям населения.

О покупателях: постельное белье, одеяла, подушки…Портрет потребителя Наибольшая активность женщины - 91,4%, мужчин лишь 8,6%. Два сегмента покупателей:

Сегмент 1 Возраст - 36-50 лет Доход от 30 000 до 55 000 руб. в месяц на каждого члена семьи. В основном покупают постельное белье в торговых центрах, специализированных магазинах или на рынках В среднем приобретают три комплекта в год: полутораспальный - по цене от 1500 до 2500 руб., двуспальные и детские - от 1500 до 3500 руб Наиболее часто выбирают бязевое, иногда льняное и сатиновое постельное белье в пастельных тонах с дизайном в виде крупных цветов, абстракций или орнамента.

Сегмент 2 Возраст - 51-65 лет Доход от 10 000 до 20 000 руб. в месяц на каждого члена семьи В основном покупают постельное белье на рынках и в специализированных магазинах. В среднем приобретают три комплекта в год: полутораспальный - по цене от 900 до 1500 руб., двуспальные и детские - от 1500 до 2500 руб. Наиболее часто выбирают бязевое и иногда льняное постельное белье в пастельных тонах с дизайном в виде крупных цветов, орнамента или однотонное.


Немного статистики:

Более 20% респондентов готовы потратить 1500 - 2000 рублей за комплект; 18,2% от 2000 до 3000 рублей;

В качестве материала 64% предпочитают сатин;

% предпочитают постель в голубых тонах;

% предпочитают белье российского производства;

Основная причина покупки: 35,5% - невозможность дальнейшего использования уже имеющегося. 33,8% - приобретает постельное белье без особой причины, не испытывая в нем острой необходимости, 19,4% - запасается бельем впрок. 11,3% покупает в качестве подарка.

Вывод: Покупка белья может быть эмоциональной.

1.4 Ценовая политика


Ценовая политика в магазине "Домашние традиции".

В магазине широко представлены товары сегментов Эконом+, Средний и Средний+. На стандартные предложения цена может устанавливаться методом ориентации на конкурентов - по основным товарам (пастельное белье взрослое и детское, одеяла, подушки) чуть ниже ближайших конкурентов, а на дополнительные товары (пледы, полотенца, скатерти) можно и выше, т.к. часто эти товары покупаются импульсивно, в одном магазине, "за компанию" с основными - на цену могут и не обратить внимания.

Возможная ценовая политика розничной торговли, которую можно предпринять в магазинах "Домашние традиции".

Принятие маркетинговых решений в области установления цен на товары/услуги представляет сложную задачу для розничного торговца. Цены - это ключевой фактор в позиционировании розничной марки. Определение розничных цен должно проводиться в соответствии с характеристиками целевого рынка, набором предлагаемых товаров и услуг и уровнем конкуренции. Конечно, все розничные торговцы хотели бы устанавливать высокие наценки и продавать при этом как можно больше, однако эти две цели чаще всего бывают несовместимыми (за исключением, когда розничная марка уже раскручена, узнаваема и пользуется спросом, и соответственно розничный торговец может устанавливать премиальные цены без боязни падения продаж и потери клиентов). Сложность управления ценой связана с тем, что на ее формирование воздействует множество различных факторов (как внутреннего, так и внешнего характера): затраты на транспортировку, состояние спроса, уровень конкуренции, стадия жизненного цикла товара, политика поставщиков/владельцев марки, меры государственного регулирования цен.

В зависимости от конкретной рыночной ситуации розничным торговцем могут применяться различные решения по определению конечной цены:

. Дифференцированное ценообразование, которое может быть:

пространственным (цена устанавливается в зависимости от места нахождения покупателей по различным территориям). Например, такие популярные и всегда посещаемые места, как центральные улицы Нижнего Новгорода, могут позволить устанавливать завышенные торговые наценки.

временным (цена устанавливается в зависимости от времени суток, дней недели или времени года). Таким ценообразованием часто пользуются торговцы на многочисленных продуктовых рынках Москвы.

персонифицированным (цена устанавливается в зависимости от контингента потребителей - товары для молодежи, пожилых, больных, профессионалов и др.).

количественным (цена устанавливается в зависимости от объема продаваемой партии товаров), что свойственно для мелкооптовой торговли.

. Конкурентное ценообразование, которое направлено на сохранение ценового лидерства на рынке. Здесь розничный торговец может использовать следующие методы ценообразования:

"ценовые войны" (используются в основном на рынке монопольной конкуренции). Если торговец устанавливает цены ниже конкурентных, тогда конкурент может ответить тем же. Желание привлечь потребителя низкими ценами со временем приводит к низким прибылям, марка организации воспринимается как "дешевая" и ассоциируется с низким качеством и сервисом, что приводит к переключению клиентов на другие марки магазинов;

цены "снятия сливок" (престижные цены) торговец может установить на новые, модные, престижные товары. Они, как правило, рассчитаны на те сегменты рынка, где покупатели начнут их приобретать несмотря на высокий уровень цен. По мере того как конкуренты станут предлагать аналогичные товары или услуги и данный сегмент будет насыщаться, предприятие может перейти на новый сегмент или на новый уровень "снятия сливок";

"цены проникновения" - более низкие начальные цены по отношению к ценам конкурентов. Они создают барьеры для конкурентов по созданию аналогичной продукции. Политика низких цен в большей мере преследует цель получения долговременных прибылей (по сравнению с "быстрыми" прибылями высоких цен);

цены по "кривой освоения" представляют собой компромиссный вариант между ценами "снятия сливок" и "проникновения". Такой подход предполагает быстрый переход от высоких цен к более низким для привлечения широких слоев покупателей и противодействия конкурентам.

1.5 Персонал магазина


Организационная структура сети магазинов "Домашние традиции" является довольно простой в связи с малыми её размерами и относительно небольшим количеством сотрудников. В фирме используется линейная организационная структура. Достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична.

Директор по развитию (совмещен с работой в ООО "Мягкий сон") выполняет следующие должностные обязанности:

определяет общую концепцию и цели развития магазинов;

разрабатывает эффективную стратегию развития и основные разделы плана развития организации;

разрабатывает программы развития и реструктуризации организации, анализирует возможность финансового обеспечения программ;

устанавливает приоритеты бюджетирования и проводит мониторинг расходов для обеспечения финансовой стабильности реализуемых программ;

представляет проекты развития предприятия высшему руководству и собственникам, защищает и обосновывает их;

после утверждения проектов организует подготовку соответствующей документации, получение соответствующих лицензий и разрешений;

доводит утвержденные графики проведения работ по реализации проектов до руководителей структурных подразделений предприятия;

назначает работников, ответственных за реализацию проектов, дает общие указания, осуществляет непосредственное руководство ими и координацию их деятельности;

организует взаимодействие всех структур предприятия по реализации проектов развития предприятия;

координирует работы по реализации проектов на всех этапах, контролирует соответствие принимаемых решений и совершаемых действий основной концепции развития предприятия;

анализирует экономические и финансовые показатели на каждом этапе реализации проектов развития;

разрабатывает методики по оперативному реагированию на кризисные и нестандартные ситуации, которые могут привести к срыву плана развития предприятия, иным неблагоприятным для предприятия последствиям.

В обязанности директора магазина входят:

управление магазином;

подбор персонала решение вопросов связанных с персоналом;

управление товарными запасами;

контроль соблюдения стандартов работы;

управление продажами;

мерчендайзинг;

ведение отчетности;

контроль поставок товара.

Администратор магазина следит за выкладкой товара, за порядком и чистотой торгового зала, за обслуживанием клиентов персоналом. Также администратор контролирует выполнение персоналом как индивидуальных планов, так и общих по торговому залу. Обычно итоги работы предоставляются в виде отчетности директору магазина.

Старший кассир:

осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность;

ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком;

составляет кассовую отчетность;

обеспечивает чистоту и порядок на рабочем месте;

соблюдает трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности;

исполняет распоряжения и приказы руководства предприятия.

Задачи продавца-консультанта:

встреча покупателя;

консультирование по товару;

помощь покупателю в выборе товара;

помощь в приемке товара;

поддержание порядка в торговом зале;

В целом от продавца-консультанта зависит число продаж, поэтому в магазине "Домашние традиции" им уделено большое внимание. Продавцы проходят обучение, участвуют в тренингах, мастер-классах, показах. Руководство магазина постоянно мотивирует продавцов консультантов, вводя различные бонусы и премии к заработной плате.

В сети магазинов "Домашние традиции" работает штат из шестнадцати продавцов - консультантов, и по два администратора и старшего кассира в каждый магазин. Для решения проблем связанных с падением продаж можно рассмотреть несколько вариантов решения данной проблемы, связанной с персоналом магазина.

Очень важно, чтобы персонал торгового предприятия получал удовольствие от своей работы. Не менее важно, "создание командного духа среди сотрудников". Для стимулирования творческой активности сотрудников можно предложить возможность реального карьерного роста. Наиболее заинтересованные сотрудники активно принимают участие в специальных семинарах и рабочих группах, занимающихся выработкой моделей гибкого обслуживания покупателей и повышения уровня сервиса. К тому же, сотрудники, находясь ближе к потребностям клиентов, лучше знают, как их можно удовлетворить. Так, примерно 80% опрошенных продавцов торгового предприятия могут предложить свои варианты повышения качества оказываемых услуг. Если посмотреть на структуру оплаты труда работников сферы торговли, то в основном они получают деньги за некоторый объем проданного товара. Таким образом, при оплате труда продавцов прямо не учитывается фактор формирования ими долгосрочных взаимоотношений с клиентом. Поэтому неудивительно, что существует определенная категория работников, которая нацелена исключительно на быстрое совершение сделки купли-продажи и абсолютно не заботится о том, придет ли покупатель в данный магазин еще раз после покупки.

Глава 2. Основные финансовые показатели магазина "Домашние традиции" на Сормовском шоссе, за период 2012-2014год

Показатели




Темп изменения, руб.

 Год

2012

2013

2014

2013 к 2012

2014к 2013

2013 к 2012

2014 к 2013

2014к 2012

Выручка от продажи товара, тыс. руб.

8108,80

8 609, 20

8 623,60

500,4

14,4

106,17

100,17

106,35

Себестоимость проданного товара, тыс. руб.

7531,00

7 931, 20

7 874,00

400,2

-57,2

105,31

99,28

104,55

Валовая прибыль, тыс. руб.

577,8

678

749,6

100,2

71,6

117,34

110,56

129,73

Проведенный анализ показывает, что выручка от реализации товаров в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 500,4 тыс. руб. или на 6,17%. В 2014 году рост выручки от реализации составил по сравнению с 2013 годом 14,4 тыс. руб. или 0,17%.

Себестоимость проданных товаров в 2012 году составила 7 531 тыс. руб., в 2013 году - 7 931,2 тыс. руб., в 2014 году - 7 874 тыс. руб., то есть, наблюдается увеличение себестоимости на 400,2 тыс. руб. или 5,31% в 2012 году по сравнению с 2013 годом и сокращение на 57,2 тыс. руб. или 0,72% в 2014 году по сравнению с 2013 годом.

Валовая прибыль за исследуемый период имеет ярко выраженную тенденцию к росту. Так, в 2012 году она составила 577,8 тыс. руб., в 2013 году - 678 тыс. руб., в 2014 году - 749,6 тыс. руб.

Происходящие изменения отразились на росте показателя рентабельности продаж, которая рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки.

п = П / В (1),

Где Pп - рентабельности продаж за конкретный год, П - прибыль от реализации продукции, работ и услуг или чистая прибыль, В - выручка от реализации продукции, работ и услуг.

Рп2012 = (577,8 тыс. руб. / 8 108,8 тыс. руб.) * 100% = 7,13%

Рп2013 = (678,0 тыс. руб. / 8 609,2 тыс. руб.) * 100% = 7,88%

Рп2014 = (749,6 тыс. руб. / 8 623,6 тыс. руб.) * 100% = 8,69%

Как показывают вышеприведенные расчеты, рентабельность продаж увеличилась за анализируемый период с 7,13% до 8,69%, что положительно характеризует коммерческую деятельность данного предприятия.

Таким образом, в целом за период 2012-2013 гг. наблюдается тенденция роста основных показателей деятельности торгового предприятия.

2.1 Основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов магазина "Домашние традиции" Сормовское шоссе дом 3


Показатели


 Темп изменения, Руб.

 Год

2012

2013

2014

2010 к 2009

2011 к 2010

2010 к 2009

2011 к 2010

 








Выручка от продажи товара, тыс. руб.

8 108,80

8609,2

8623,6

500,4

14,4

106,17

100,17

Численность работающих, чел.

15

16

16

1

0

106,67

100

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

1677,92

2299,52

3000,96

621,6

701,44

137

130,5

Среднемесячная зарплата, тыс. руб.

17,64

20,56

24,58

3,42

4,24

113,04

114,3


Средняя заработная плата работника за месяц составила в 2012 году - 17,64 тыс. руб., в 2013 году - 20,56 тыс. руб., в 2014 году - 22,58 тыс. руб.

Среднемесячная заработная плата обнаруживает тенденцию к росту: в 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдается увеличение среднемесячной заработной платы на 3 420 руб. на 13,04%, в 2014 году по сравнению с 2013 годом - на 4 240 руб., или 14,30%.

Темпы роста производительности труда в 2013-2014 гг. существенно ниже темпов роста заработной платы, что свидетельствует о преобладании цели повышения благосостояния над повышением эффективности и низкой эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Для характеристики эффективности использования основных средств предприятия составим таблицу 2.3

Фондоотдача - показатель реализации товара, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов. Данный показатель характеризует эффективность использования основных средств предприятия.

Фо = В / Сос (2),

Где Фо - фондоотдача, В - выручка от реализации товара, Сос - среднегодовая стоимость основных средств.

2.2 Показатели эффективности использования основных средств организации


Показатели

Год

Изменение (+/; - )

Темп изменения,

 

 

 

 

 

 

 

руб

%

 

 

 

 

2012

2013

2014

2013 к

201 к

2014

2014 к

 

 

 

 

2012

2010

к 2012

2013

Выручка от продажи товара, тыс. руб.

8108,8

8609,2

8623,6

500,4

14,4

106,17

100,17

Прибыль от продаж, тыс. руб.

577,8

678

749,6

100,2

71,6

117,34

110,56

Численность работающих, чел.

15

16

16

1

0

104

100

2763

2822,6

2940,1

59,6

117,5

102,16

104,16

Фондоотдача, тыс. руб.

2,93

3,05

2,93

0,12

-0,12

104,09

96,06

Фондоемкость, тыс. руб.

0,34

0,33

0,34

-0,01

0,01

97,05

103,03

Фондовооруженность, тыс. руб. /чел.

184,2

176,41

183,76

-7,79

7,35

95,77

104,17

Фондорентабельность, %.

20,91

24,02

25,5

3,11

1,48

114,87

106,16


В 2012 году на 1 рубль стоимости основных средств предприятия приходилось 2,93 руб. от продажи товара, в 2013 году - 3,05 руб., в 2014 году - 2,93 руб. Таким образом, наблюдается увеличение фондоотдачи на 0,12 руб. или 4,09% в 2013 году по сравнению с 2012 годом, и снижение на 0,12 руб. или 3,94% в 2014 году по сравнению с уровнем 2014 года.

Эффективность использования основных средств магазина также можно охарактеризовать показателем фондоемкости, которая рассчитывается как показатель обратный фондоотдаче.

В 2012 году на рубль выручки от продажи товаров приходилось 0,34 руб. стоимости основных средств, в 2013 году - 0,33 руб., в 2014 году - 0,34 руб. Снижение фондоемкости (увеличение фондоотдачи) означает повышение эффективности использования основных средств.

Фондовооруженность характеризует обеспеченность предприятия основными средствами и рассчитывается делением среднегодовой стоимости основных средств на численность работающих.

Из анализа показателя следует, что обеспеченность предприятия основными средствами несколько снижается в 2013 году, о чем свидетельствует снижение показателя фондовооруженности с 184,2 тыс. руб. /чел до 176,41 тыс. руб. /чел. В 2014 году она возрастает на 7,35 тыс. руб. /чел или на 4,17%.

Фондорентабельность основного капитала рассчитываем делением прибыли от продаж на среднегодовую стоимость основных средств.

Данный показатель увеличивается с 20,91% до 24,02% в 2013 году по сравнению с 2012 годом и до 25,5% в 2014 году.

Таким образом, в связи с ростом основных экономических показателей, можно сделать вывод о достаточно эффективном использования основных средств магазина "Домашние традиции" за 2012 - 2014 гг.

Наряду с основными фондами, для работы предприятия имеет огромное значение наличие оптимального количества оборотных средств. Для характеристики эффективности использования оборотных средств предприятия составим табл. 2.6.

Таблица 2.4 - Показатели эффективности использования оборотных средств магазина.

Показатели

Год

Изменение (+; - )

Темп изменения,

 

 

 

 

 

2009

2010

2011

2010 к

2011 к

2010 к

2011 к

 

 

 

 

2009

2010

2009

2010

Выручка от продажи товаров, тыс. руб.

8 108,80

8 609, 20

8 623,60

500,4

14,4

106,17

100,17

Прибыль от продаж, тыс. руб.

577,8

678

749,6

100,2

71,6

117,34

110,56

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

4 948,00

5 389,50

5 939,60

441,5

550,1

108,92

110,21

Оборачиваемость оборотных средств:

 

 

 

 

 

 

 

 - в числе оборотов

1,64

1,6

1,45

-0,08

-0,3

97,56

90,63

 - в днях оборота

220

225

248

10

46

102,27

110,22

Рентабельность оборотного капитала, %

23,36

25,16

25,24

1,8

0,08

107,71

100,32



Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций.

Среднегодовую стоимость оборотного капитала определяем по формуле средней простой арифметической на основании данных бухгалтерского баланса.

Среднегодовая стоимость оборотного капитала увеличивается в 2010 году по сравнению с 2012 годом с 4948 тыс. руб. до 5989,5 тыс. руб. (на 8,92%). В 2014 году среднегодовая стоимость оборотного капитала составила 5939,6 тыс. руб., что больше чем в 2013 году на 10,21%.

Коэффициент оборачиваемости определяется делением объема реализации продукции на средний остаток оборотных средств на предприятии. Длительность одного оборота в днях находится делением количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости.

Оборачиваемость оборотного капитала довольно низкая на протяжении 2012-2014 гг. В 2012 году один оборот совершался за 220 дней (коэффициент оборачиваемости - 1,64), в 2013 году оборачиваемость оборотного капитала сократилась до 1,60 оборотов в год (продолжительность оборота - 225 дней), в 2014 году один оборот совершался за 248 дней (коэффициент оборачиваемости - 1,45).

Тенденцию к увеличению за 2012-2014 гг. обнаруживает показатель рентабельности оборотного капитала. Так, в 2012 г. на каждый рубль оборотного капитала было получено 23,36 коп. чистой прибыли, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. рентабельность увеличилась на 1,8 пункта и составила 25,16%, в 2014 г. рентабельность оборотного капитала увеличилась до 25,24%.

Таким образом, экономическая деятельность магазина "Домашние традиции" за 2012-2014 гг. характеризуется ростом выручки от продаж, ростом рентабельности продаж, ростом рентабельности основных и оборотных средств. Однако наблюдается и негативная для данного торгового предприятия тенденция - снижение коэффициента оборачиваемости оборотного капитала, снижение фондоотдачи и производительности труда.

Проведенный в данном параграфе анализ финансового состояния показал, что финансовое состояние магазина "Домашние традиции" расположенном на Сормовском шоссе - устойчивое, зависимость предприятия от внешних источников финансирования падает и вероятность наступления банкротства у предприятия низкая. Товары данного торгового предприятия пользуются устойчивым спросом, несмотря на большое количество конкурентов и достаточно высокий ценовой диапазон.

Обострение конкуренции практически на всех рынках требует от компаний все больших усилий по стимулированию продаж их продукции.

2.3 Анализ внешней среды предприятия


Внешняя среда - сфера, в которой организация осуществляет свою деятельность, совокупность "факторов влияния" вне организации. На них руководство предприятия не может влиять непосредственно.

Анализ макроэкономического окружения применяется для определения возможностей и угроз для предприятия, скрывающегося в его внешнем окружении, а также является важнейшим процессом стратегического планирования и управления.

Самый распространенный инструментарий для анализа макроокружения - метод PEST - анализа (табл.1)

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) - это маркетинговый <#"875052.files/image001.gif">

Диаграмма 1 - Сегментирование рынка

Исходя из полученных исследований, можно сделать следующие выводы, что для продвижения товара магазина "Домашние традиции" более привлекателен сегмент № 1 и 2, это самый большой сегмент, занимаемый на рынке, и как следствие данный сегмент экономически выгоден и покроет все расходы затраченные на рекламу и продвижение товара в этом сегменте.

Но также очень интересен сегмент № 1 несмотря на то что он сам по себе занимают не намного меньшую площадь рынка, но в связи с тем, что данные сегменты приобретают продукцию в больших объемах, чем сегмент №1, денежный оборот средств на этих сегментах равен 2 сегменту, а иногда и превышает его, и как следствие, все денежные средства направленные на рекламу и продвижение товара в этих сегментах будут оправданы.

К сожалению сегмент №4 занимает меньшую область рынка, и по подсчетам экономистов, но так как постельные принадлежности покупают не только молодые, но и женщины и мужчины в более зрелом и пожилом возрасте, но в наименьшем количестве, от этого ничего не меняется, так как не купят пожилые, купят молодые, ведь такой ассортимент рассчитан на потребление всех возрастов.

3.3 Стратегические вопросы при выявлении целевого рынка и позиционирование товара


Проведя сегментирование рынка, можно выявить несколько сегментов, которые представляют для нас наибольший интерес. Но в ряде случаев обслужить все выгодные сегменты одновременно магазин не в состоянии. Необходимо выбрать те сегменты, которые обещают наибольший успех для сети магазинов "Домашние традиции", и определить тем самым целевой рынок.

Целевой рынок - это конкретная группа потенциальных потребителей/клиентов, для которых предназначены товары и услуги данного предприятия.

При выборе целевых сегментов рынка необходимо решить, какой из пяти типов целевых рынков в наибольшей степени подходит для предприятия:

-й тип целевого рынка - концентрация усилий на одном сегменте. Проведение концентрированного маркетинга позволяет предприятию хорошо разобраться в своих потребителях и обеспечить себе прочную позицию на рынке. Однако концентрированный маркетинг предполагает повышенный уровень риска. Выбранный сегмент рынка может не оправдать надежд осваивающего нашего предприятия, а, кроме того, возможно, что интерес к нему проявят и конкуренты. Поэтому многие предприятия предпочитают тактику одновременного выхода на несколько сегментов рынка.

-й тип целевого рынка - избирательная специализация. При избирательной специализации предприятие выбирает несколько сегментов, привлекательных с точки зрения поставленных целей и имеющихся ресурсов. Эти сегменты могут быть как сходными, так и абсолютно различными, но каждый из них обещает предприятию высокие доходы. Стратегия одновременного охвата нескольких сегментов дает предприятию возможность распределить риски между несколькими направлениями. Такой вариант сегментации может подойти в нашем случае.

-й тип целевого рынка - товарная специализация. При товарной специализации предприятие концентрирует усилия на продаже одного товара, который предлагает нескольким сегментам рынка. Благодаря стратегии товарной специализации предприятие пользуется доверием потребителей и имеет репутацию надежного партнера. Однако при таком подходе всегда существует риск, что товары предприятия будут вытеснены с рынка новым, более совершенным продуктом. Данный вариант стратегии развития магазина нам не подойдет, т.к. товар в нашем магазине различен, и выбор должен выть хороший для покупателя

-й тип целевого рынка - полный охват рынка. При полном охвате рынка предприятие стремится предоставить всем группам потребителей любые продукты, которые могут им потребоваться. Однако реализовать стратегию полного охвата рынка способны только крупные фирмы. Такой вариант целевого рынка нам может подойти, товар рассчитан на продажу, практически, любим потребителям.

Создание отличительных преимуществ. На целевом рынке, как правило, присутствуют конкуренты. Поэтому задача предприятия оценить, как конкуренты ведут здесь свой бизнес, и на этой основе создать устойчивые отличительные преимущества, которые помогут завоевать симпатии покупателей.

Устойчивое отличительное преимущество - это отличие в выгодную сторону торгового предложения одного предприятия от предложений предприятий-конкурентов, благодаря которому потребители целевых рынков делают выбор в его пользу. Конкурентное преимущество достигается благодаря созданию товаров, по характеристикам или уровню сопутствующего обслуживания превосходящих продукцию конкурентов или предлагаемых по более низким ценам. Когда предприятию удается сформировать отличительные преимущества, оно завоевывает большую долю рынка, получает высокую прибыль и имеет возможность отразить атаки конкурентов. В нашем случае, сеть магазинов "Домашние традиции" имеет преимущество среди конкурентов, т.к. ассортимент в магазине представлен эксклюзивный, цена приемлемая.

Устойчивые отличительные преимущества магазинов "Домашние традиции" удовлетворяют четырем критериям:

предоставляют выгоды для потребителей - покупатели рассматривают отличие как предлагающее им существенную выгоду или блага;

уникальны - предоставляемые выгоды или блага невозможно получить у других поставщиков;

прибыльны для предприятия - предприятие предлагает товар или услуги, структура цены, затраты и объем производства которых позволяют получать прибыль.

Можно использовать три основных способа создания конкурентного отличительного преимущества.

Во-первых, менеджмент организации находит пути увеличения полезности товара для потребителя без соответствующего роста издержек.

Во-вторых, организация снижает издержки при сохранении уровня полезности товара для потребителя.

В-третьих, фирма занимает новое положение на рынке и выходит на другие уровни полезности и цены.

Позиционирование рыночного предложения товаров. Кроме создания устойчивого отличительного преимущества есть еще один способ повышения конкурентоспособности предприятия - эффективное позиционирование товара на целевом рынке. Позиционирование является очень важным аспектом маркетинговой деятельности всех предприятий.

Позиционирование - это формирование предпринимателем образа мыслей потребителя по отношению к его товару - позиционирование им товара в сознании потребителей. Иначе говоря, позиционирование - это создание товару определенной позиции среди конкурирующих товаров, своеобразной ниши, которая нашла бы отражение в иерархии ценностей, созданной в сознании потенциального покупателя. Цель позиционирования - создание такого имиджа товара, благодаря которому он должен занять в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров-конкурентов.

Окончательный результат позиционирования товара - успешное формирование ориентированного на рынок предложения о ценности продукта - простого и четкого утверждения, почему потребителям из целевого сегмента следует покупать этот товар.

Итак, позиционирование товара - действия по разработке предложения предприятия и его имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное благоприятное положение в сознании целевой группы потребителей.

Имеется два возможных пути позиционирования товара.

Первый путь - позиционировать уже выпускаемый товар рядом с существующим конкурентом. Успех позиционирования уже выпускаемого товара возможен при определенных условиях:

) Предприятие располагает более значительными ресурсами, чем конкурент;

) Предприятие может выйти на рынок с продуктом, потребительская ценность которого превосходит аналог конкурента;

) Рынок достаточно емкий, чтобы вместить двух и более конкурентов;

) Избранная позиция в максимальной степени соответствует возможностям конкурентных преимуществ предприятия.

Второй путь - разработать новый товар и выйти с ним на рынок. В этом случае предприятию требуется эффективно реализовать инновационную функцию маркетинга. Для этого:

) необходимо наличие значительного технического задела;

) экономические возможности реализации на рынке нового товара должны быть достаточно велики,

) должно быть достаточное число потенциальных покупателей, которые предпочтут новый товар.

3.4 Увеличение продажи с помощью мерчандайзинга. Оформление торгового зала магазина "Домашние традиции"


Как я уже отметила, применительно к комплексу торгового маркетинга целесообразно дополнительно выделить один важный фактор для привлечения покупателей, соответственно дополнительный доход организации - оформление магазина т.е. использовать область менчендайзинга в целях привлечения внимания потенциальных покупателей к магазину "Домашние традиции".

Согласно статистике, в 82 процентах случаев покупатель принимает окончательное решение о покупке товаров быстрого оборота в торговом зале. Потребитель, покупающий такие товары как текстильный товар для дома, относится к категории потребителей с невысокой вовлеченностью, для него различия между конкурирующими брендами минимальны. Иными словами, у него отсутствует мотивация искать информацию и замечать отличия товаров. Если привычно покупаемый бренд по какой-либо причине недоступен (отсутствует, незаметен и пр.), скорее всего, покупатель переключит свое внимание на другой бренд и не будет откладывать покупку до следующего раза (не пойдет за ним в другой магазин).

В этом случае задача предприятия - акцентировать внимание покупателя на своей марке или товаре при помощи мерчандайзинга. Такой тактики давно придерживаются производители алкоголя, ведь они всегда были стеснены в рекламных инструментах (ограничение каналов рекламы, законодательные ограничения). Единственное место, где можно громко заявить покупателю о себе, - торговая точка. Предприятиям, которые выпускают большую продуктовую линейку, даже имеет смысл создать специальный отдел мерчандайзинга.

Чтобы мерчандайзинг давал результат, нам нужно придерживаться следующих правил:

. Создать мерчандайзинг-бук и планограмму. Успешность стратегии мерчандайзинга заключается в разработке и выполнении стандартов - создании мерчандайзинг-бука, где отображается корпоративная стратегия продвижения брендов через разные каналы). Кроме того, специалисты должны сделать планограмму - схему расположения товаров на полках в отделах для каждого из двух магазинов.

2. Определить высоту золотой полки товара. Золотая полка - это полка, расположенная на 15-20 сантиметров ниже взгляда Вашего покупателя. Поэтому сначала необходимо определить основную целевую аудиторию товара и классифицировать покупателей по половому признаку: для мужчин, для женщин. Исходя из этих данных можно определить местонахождение золотой полки для товара.

3. Выделить товары в корпоративный блок. Это товары одной категории (подкатегории) одного производителя, размещенные вместе, единой линейкой. Расположенные таким образом, они получают возможность дополнительного продвижения за счет имиджа компании-производителя. При этом надо иметь в виду, что в вертикальном корпоративном блоке повышается эффективность работы нижней полки, горизонтальный блок позволяет зрительно увеличить масштаб имеющейся продукции. Корпоративный блок удобен и для мерчандайзера - он затрачивает меньше времени и сил, расставляя продукцию на полках.

4. Выкладывать определенное количество товара. Товара должно быть много - это правило фиксирует наше внимание на том, что покупатель может отказаться от покупки привычного или нового товара по психологическим причинам: увидев на полке небольшое количество продукции, он может подумать, что это остатки, а такая мысль отбивает желание покупать товар.

5. Создать эффект востребованности товара. Полная и широкая выкладка продукции на полке привлекает покупателя. Однако еще больше стимулирует продажи (в разы!) отсутствие на полке нескольких проданных упаковок. Существует прямая зависимость между представленностью и раскупаемостью товара. Используя этот прием, Вы сможете создавать эффект востребованности продукции.

6. Мерчандайзинг должен быть результатом совместных усилий производителя, дистрибьютора и продавца. Необходимо учитывать интересы всех трех участников процесса, ставя при этом потребности покупателя на первое место.

Сегодня мерчандайзинг подразумевает не столько завоевание выгодного места на полке, сколько перемещение продукции со склада и поддержание уже занятого полочного пространства. Таким образом, из дополнительного конкурентного преимущества он стал обязательным элементом работы компаний.

У девяти из десяти покупателей, пришедших в магазин, нет намерения купить товар определенной марки. И даже постоянная реклама товара, например, в СМИ, не является гарантией покупки. Так что роль мерчандайзинга в продвижении товара очень высока.

Специалисты работающие в сети магазинов "Домашние традиции", отвечающие за мерчандайзинг, должны знать тонкости расположения товаров и уметь применять эти тонкости на практике. Тогда мы сможете воздействовать на покупательские предпочтения и увеличивать продажи продукции. Можно назвать следующие приемы мерчандайзинга:

"Фокусный пункт". Товар должен быть расположен в фокусе внимания покупателя - по центру витрины со смещением вправо. Если Вы продаете товары в супермаркетах, где торговое пространство велико, то площади нужно зонировать по принципу "магазин в магазине".

"Движение глаз". Движение глаз покупателя в магазине около полки подобно чтению страницы с эпиграфом - сначала взгляд направляется в правый верхний угол, далее перемещение зигзагом справа налево и сверху вниз. Пусть Ваши мерчандайзеры используют эту закономерность при выкладке товаров.

"Визуальное восприятие". Потребитель воспринимает информацию более осознанно в пространстве, которое находится в 30 градусах от точки, где сфокусирован его взгляд. Если Вы хотите занять визуальное доминирующее положение на розничной полке, то необходимо заполнить Вашей продукцией место, превышающее эти 30 градусов.

"Обратные часы". Большая часть покупателей - правши, поэтому они движутся по торговому залу против часовой стрелки, обходя его по внешнему периметру. При этом по периметру обходят торговый зал почти 90% покупателей и лишь 40% сразу оказываются внутри магазина. Так что будет грамотно расположить Ваши товары в зоне движения большей части покупателей - по периметру.

"Золотой треугольник". Правило "золотого треугольника" таково: чем больше площадь, образующаяся между входом, кассовым узлом и самым продаваемым товаром, тем выше объем продаж. Когда покупатель пересечет зал и пойдет за необходимым ему товаром, например хлебом, он ознакомится и с другим ассортиментом. Соответственно, Вам оптимально размещать свой товар в зоне этого треугольника.

Правильное размещение продуктовых групп увеличивает продажи товара на 10%, грамотная выкладка - еще на 20%, акцентирование внимания на расположении продукта, влияние цвета и прочие факторы дают прирост еще на 20%. Таким образом, соблюдение правил мерчандайзинга позволяет значительно увеличить объемы продаж, почувствовать эффективность предпринятых мер по продвижению продукта.

Мерчандайзинг преследует несколько целей - обеспечить удобство для покупателя и продавца, минимизировать расходы и время, затраченное на продажу товара.

1. Формирование модели затрат. В зависимости от целевого потребителя (его психологии, поведения, мотивов совершения покупки) разрабатывается технология продаж: полное или частичное самообслуживание (продажа крупногабаритных товаров по образцам), использование инсталляций, возможность получить консультацию у продавца.

2. Зонирование торговой площади. Нужно определить соотношение торговых площадей, соседство товарных категорий. Так, в соответствии с логикой совершения в магазине выделяют следующие зоны: стройка, декор, товары для дома, товары для сада.

3. Определение и прорисовка используемого оборудования. В зависимости от вида товара (крупно-, мелкогабаритный), типа упаковки (штуки, коробки, палеты), нагрузки на полку (вес товара), объемов продаж, удаленности поставщика (потребность в поддержании страхового запаса) разрабатывается схема выкладки и выбирается тип оборудования для продажи и хранения.

4. Соседство товарных групп внутри категории. Определяются горячие (привлекают максимальное внимание покупателя) и холодные стороны проходов, схемы выкладки товаров, логичность соседства товаров при совершении покупки.

5. Принципы выкладки. Используя уловки мерчандайзинга, можно добиться следующих результатов:

создать эффект дорогого товара - достигается с помощью подсветки или дизайнерской выставки;

ощущение дешевизны - выкладка горизонтальными блоками (на уровне глаз потребителя в пределах одного пролета одна и та же цена - 99 рублей);

ощущение выбора - выкладка вертикальным блоком (на уровне глаз потребителя в одном пролете чередуются виды и разновидности товара);

сгладить сезонность товара - использовать один и тот же стеллаж для выкладки разных групп товаров в разные периоды, варьировать размеры выкладки в пик и спад сезона.

6. Визуальный мерчандайзинг - использование в оформлении магазина схем, указателей для ориентации покупателя, выделение зон импульсных товаров и специальных ценовых предложений.

7. Технологический мерчандайзинг - прорисовка планограмм.

Как оценить эффективность мерчандайзинга по магазину в целом.

Об эффективности мерчандайзинга можно судить при помощи следующих показателей:

1. Количество чеков (проходимость торговой точки). Этот показатель отражает доступность магазина. Доступным считается магазин, в котором созданы для потребителей следующие возможности:

·              быстро найти магазин (щиты и указатели, развешенные по городу);

·              быстро подъехать (удобный поворот с проезжей части);

·              быстро припарковаться (чистая парковка с направлением движения и разметкой для стоянки); быстро сориентироваться, где искать нужные товары (удобные, легкочитаемые таблички и схемы);

·              быстро взять то, что искали (есть в наличии, удобно брать);

·              быстро найти кассы и расплатиться (достаточное количество работающих касс, расстояние между ними позволяет пройти с нагруженной тележкой);

·              быстро выйти из магазина (отдельные автоматические двери на выход).

2. Сумма среднего чека. Отражает количество товара, которое покупатель приобрел за одно посещение магазина. Высокий показатель достигается с помощью комплексных продаж в одном месте (есть все для дома и ремонта).

3. Отдача одного квадратного метра магазина - объем продаж с 1 кв. м площади. На этот показатель влияют расположение и соседство отделов.

По отделам внутри магазина. Здесь эффективность мерчандайзинга продемонстрируют такие показатели:

.        Распределение покупок по категориям (количество чеков по категориям - число покупателей, которые пришли в магазин за товаром конкретного отдела, нашли и купили его).

2.      Количество наименований товаров в покупке из одного отдела (отражает комплексную покупку внутри отдела);

.        Отдача одного квадратного метра отдела. Сравнение показывает популярные (с правильно подобранным ассортиментом и грамотно установленными ценами, удобным расположением товаров) и менее популярные отделы.

По каждому из показателей необходимо установить нормативные значения и затем наметить меры по их достижению.

Заключение


Сохранение лидирующих позиций в условиях изменчивого рынка требует от компании достаточной подвижности. Существующий ассортимент продукции дополняется, география деятельности - расширяется. Успешная маркетинговая деятельность, профессионализм и квалификация работников позволяют добиваться все новых и новых успехов.

В работе была проанализирована маркетинговая деятельность компании ООО "Мягкий сон" розничное направление-сеть магазинов "Домашние традиции". Подъем компании ожидается возможным благодаря систематической маркетинговой деятельности, которое уделяет внимание не только текущей деятельности, но и производит стратегическое планирование развития компании.

Основным конкурентными преимуществами фирмы являются:

.        Бренд;

2.      Доступные цены;

.        Высокие производственные возможности;

.        Широкий ассортимент;

.        Ведущие конкурентные позиции на внутреннем рынке;

.        Сформирован положительный имидж перед потребителями;

.        Наличие квалифицированного персонала;

.        Наличие стратегии дальнейшего развития;

.        Наличие собственных оригинальных рецептур при сохранении традиционных технологий.

Варианты маркетинговых решений в розничной торговле сети магазинов "Домашние традиции"

Задачи маркетинга сети магазинов "Домашние традиции"

Содержание

Разработка маркетинговых стратегий

формирование имиджа; создание более обширной розничной сети; определение уровня специализации; организация новых форм торговли диверсификация деятельности

Проведение маркетинговых исследований

исследование магазинов-конкурентов; исследование работы наиболее известных предприятий торговли; исследование поведения покупателей в торговом зале; исследование рынка поставщиков

Маркетинг закупок

оценка поставщиков по имиджу торговых марок товаров, деловой репутации; разработка политики закупок

Разработка маркетинга-микса

марочная политика; ценовая политика; решения по форме продаж; решения по уровню обслуживания; коммуникативная политика; сервисная политика

Организация мерчендайзинга

решения по планировке торгового зала; решения по размещению товаров; решения по дизайну торгового зала

Маркетинг-аудит торговой деятельности

организация ревизии товарного ассортимента; организация работы с претензиями покупателей

Решения по подбору торгового персонала

разработка требований к персоналу; обучение персонала; работа персонала в торговом зале



Список использованных источников


1.      Продвижение товаров и услуг. Учебное пособие. Попов Е.В., 2002г., Изд: "Финансы и статистика"

2.      www.retail.ru

.        Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пособ. Москва, 2002г., Изд: "Финансы и статистика"

Приложения



Похожие работы на - Управление маркетингом на предприятии на примере компании ООО 'Мягкий сон'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!