Маркетинговая деятельность предприятия на примере компании ООО 'Аларм-Телеком'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    163,89 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговая деятельность предприятия на примере компании ООО 'Аларм-Телеком'

Введение

Актуальность. Проблема организации маркетинговой деятельности являются весьма важной, так как большинство предприятий (государственные и частные) не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще не имеют ее. За последние несколько лет российская экономика изменилась в корне. В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает.

Основными недостатками являются недостаточная проработка теоретического обеспечения маркетинговой деятельности, отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды предприятия.

Формирование территориальных, отраслевых рынков значительно усложняет деятельность всех экономических субъектов, в том числе и строительных предприятий. Маркетинговая деятельность, как процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке экономическими субъектами, обуславливает необходимость обеспечения отечественными строительными предприятиями лучших возможностей производства и сбыта своей продукции, услуг.

В этой связи требуется разработка адекватных рыночным отношениям проектов совершенствования маркетинговой деятельности предприятия с использованием методов маркетинга, органично сочетающего новые формы маркетинговой стратегии качества и цены продукции, услуг, обслуживания потребителей, сроков исполнения заказов, технологии формирования имиджа и позиционирования, и других мер, обеспечивающих повышение положения предприятия на рынке.

Поэтому проблема разработки проектов по совершенствованию маркетинговой деятельности организации через внедрение методов маркетинга является актуальной и мало изученной.

В настоящее время, не смотря на имеющиеся теоретические исследования, отсутствует единый подход к разработке проектов по совершенствованию маркетинговой деятельности организации, обеспечению эффективности маркетинговой деятельности предприятий, к определению комплекса маркетинговых мероприятий с учетом специфики их деятельности. Это затрудняет практическое решение вопросов маркетинговой деятельности предприятий. Данное обстоятельство также делает проблему актуальной для исследования.

Большой вклад в развитие теории и практики маркетинговой деятельности внесли работы отечественных ученых Виханский О.С., Диксон П., Друкер П., Еленева Ю.Я., А.Н. Романов, и др.

Объект исследования - ООО «Аларм-Телеком».

Предмет исследования - маркетинговая деятельность предприятия.

Цель исследования. Разработка проекта по совершенствованию маркетинговой деятельности организации.

Задачи исследования:

определить теоретические аспекты разработки проекта по совершенствованию маркетинговой деятельности организации;

произвести анализ маркетинговой деятельности ООО «Аларм-Телеком»;

разработать мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Аларм-Телеком».

Методологической и теоретической базой исследования послужили аналитические работы как отечественных, так и зарубежных ученых по проблемам эффективности маркетинговой деятельности предприятия, и её управления в условиях конкурентной среды на рынке. Для исследования применялись методы логического, сравнительного, эмпирического и системного анализа, математические методы расчета эффективности комплекса маркетинговых мероприятий и метод экспертных оценок.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы


1. Теоретические аспекты разработки проекта по совершенствованию

маркетинговой деятельности организации

.1 Роль и значение маркетинга в деятельности организации

В основе значения маркетинга в деятельности организации лежит ориентация на покупателя, означающая, что деятельность фирмы строится на заказах. Изучение спроса становится обязательной дисциплиной в деятельности фирмы.

Фирма развивает производство только таких товаров и услуг, которые удовлетворяют спрос покупателей. Кроме того, в целях увеличения емкости рынка и объемов продаж, фирма создает спрос на свою продукцию, используя агрессивную рекламу и методы, стимулирующие сбыт.

Мобилизация всех ресурсов фирмы, когда и виды деятельности (начиная от исследовательских работ, конструкторских разработок и кончая производством и сбытом продукции) имеют рыночную ориентацию, то есть перед началом фазы производства организуется изучение рынка и выявляются его требования.

Ориентация на прибыль - главная цель фирмы. Для ее достижения фирма ориентируется на определенный рынок (покупатели), мобилизуя все свои средства.

К настоящему времени сложилось несколько форм организации управления маркетингом. Среди них наибольшее распространение и внедрение в практику фирм, получили функциональная, товарная, ориентированная на потребителей (рынок) и региональная форма.

Функциональная ориентация характеризуется производством и реализацией одного товара или ограниченного типа однородных товаров, через одинаковые каналы распределения. При этой форме организации управления однородные виды деятельности сгруппированы в функциональные подразделения или отделы, которые подчиняются управляющему маркетингом.

Подобная организационная структура управления позволяет фирме избегать дублирования операций отдельными службами. Функциональный принцип управления наиболее успешно применяют средние фирмы.

Крупные фирмы придерживаются товарной ориентации. В данном случае рынки делятся на рынки товаров промышленного назначения и товаров широкого потребления. В фирмах, придерживающихся этой ориентации, главный управляющий по маркетингу координирует и контролирует маркетинговую деятельность всех подразделений на предприятии.

Управление маркетингом по товарному принципу обеспечивает оптимальные условия для специализации работников, координацию деятельности отдельных подразделений, их увязки с общими целями и задачами фирмы.

Значительная эффективность управления отмечается в тех случаях, когда требования рынка к рекламе, организации сбыта, упаковке и т. д., для каждого товара, имеют свои особенности.

К недостаткам товарной ориентации управления следует отнести дублирование операций внутри подразделений.

Региональная ориентация управления маркетингом также применяется крупными компаниями, располагающими рынками сбыта в различных районах. Особенно широкое применение, ориентация по регионам получила среди международных монополий с обширными рынками, которые могут быть подразделены на ясно очерченные географические зоны.

При региональной ориентации управления изучаются особенности и требования покупателей, находящихся в определенном районе, округе или территории, применительно к продукции фирмы.

Так же, как и товарной ориентации, в региональной существуют дублирование операций, проблема координации и связи. В попытках преодолеть эти недостатки, некоторые фирмы сочетают преимущества региональной ориентации с товарной или с ориентацией на покупателя.

При управлении с ориентацией на покупателя (рынок) появляется возможность наиболее полно, путем соответствующей организации каналов сбыта, ценообразования, упаковки, технического обслуживания, учесть особенности групп потребителей.

Некоторые фирмы продают свою продукцию различным группам потребителей или на различных рынках, которые имеют свои специфические особенности. Чем более специфицированным является обслуживаемый рынок, тем более необходимым становится специальный управляющий сбытом и специальный персонал, который хорошо знает потребности клиентов.

При ориентации на покупателя (рынок) в фирме создаются условия для координации деятельности подразделений и служб фирмы. Однако уменьшаются возможности специализации работников по отдельным товарам. Данная ориентация перекликается с региональной ориентацией управления, поскольку в их основе лежит принцип рыночной сегментации, разработанный специалистом Р. Смитом.

Сегментация означает разделение рынка на отдельные участки, характеризующиеся спецификой спроса и предложения. В соответствии с сегментацией рынка, каждый покупатель или группа покупателей могут представлять собой отдельный рынок, имеющий свою специфику спроса. Для ее изучения анализируются данные о потребителях: экономические, демографические, географические, социально-политические, психологические факторы.

Процесс рыночной сегментации сложен, требует учета и исследования факторов, мотивирующих покупки. Приверженцы стратегии рыночной сегментации считают, что благодаря разделению рынка на сегменты, фирмы получают возможность регулировать производственные мощности в соответствие с требованиями имеющихся потенциальных рынков, а так же разрабатывать долговременную рыночную стратегию. Принцип сегментации рынков находит все большее применение среди капиталистических фирм, причем способы определения рыночных сегментов становятся все более сложными.

В маркетинговых фирмах все функции, связанные с реализацией рыночной концепции управления, сосредоточены в отделе маркетинга, который является центром деятельности фирмы.

.2 Особенности разработки проектов по совершенствованию

маркетинговой деятельности организации

Разработка маркетинговых проектов включает следующие стадии:

·        определение рынка;

·        ситуационный анализ;

·        проблемы и возможности;

·        цели;

·        маркетинговая стратегия.

Стадия 1. Определение рынка

Это действие направлено на выявление рыночной ниши для ключевого направления деятельности. Определение рынка включает в себя следующие действия:

разработка общего положения и описания. Первостепенной задачей является выявление потребностей и мотиваций покупателей. Далее необходимо составить характеристику ассортимента товаров или услуг на выбранном сегменте рынка;

определение емкости рынка. Нужно исследовать динамику рынка (желательно за 3-5 лет). Емкость определяют в денежных и в натуральных единицах;

анализ сегментации рынка. Сегментация может проводиться по многим параметрам и комбинациям параметров. Часто используются категории, характеризующие товар, такие как цена, размер, вес, материал и т. д. После завершения сегментации следует определить объем продаж и прогноз для каждого сегмента.

Стадия 2. Ситуационный анализ

При внутреннем ситуационном анализе оценивается существующая деятельность в целом: производство, маркетинг, исследования, разработки, финансирование и т. д.Внешний ситуационный анализ дает информацию:

о сегментах рынка, на которых продается ваша продукция;

о других, еще не освоенных сегментах рынка.

Стадия 3. Проблемы и возможности

Можно предложить следующий вопросник, облегчающий определение проблем и возможностей:

. Внутренние проблемы и возможности:

·        маркетинг;

·        техническое развитие, исследования и разработки;

·        производство;

·        финансы;

·        другие (персонал, организация и т. д.).

. Внешние проблемы и возможности:

·        рынок;

·        специфические сегменты рынка;

·        конкуренция;

·        регулирование;

·        экономические факторы;

·        политические факторы;

·        социальные факторы;

·        международные факторы.

. Планирование неожиданностей. Следует составить сценарий предполагаемых событий и план действий при подобных обстоятельствах.

Стадия 4. Цели

Проанализировав рынок, мы получили некоторые выводы и заключения. Теперь настал момент постановки целей для всех отдельных видов деятельности. Цели должны четко соответствовать отдельным областям деятельности. Цели могут быть поставлены в пределах одной или более из следующих областей:

объем продаж, темпы роста и развития, конкурентоспособность, имидж предприятия - все это характеризует положение предприятия на рынке;

предполагаемый финансовый результат;

установленные сроки выполнения целей.

Цели следует формировать количественно. Также должна существовать возможность их изменения.

Стадия 5. Маркетинговая стратегия

Маркетинговая стратегия - это начальная точка отсчета в процессе планирования деятельности предприятия. Целью планирования маркетинга является определение позиции компании: каких количественных показателей она хочет достичь и как ей добиться этих целей.

В маркетинговой стратегии должны быть отражены:

·        выбранные сегменты рынка;

·        положение фирмы по сравнению с конкурентами;

·        требования к товару, включая ассортимент и фазы жизненного цикла;

·        рыночные сегменты и каналы распределения;

·        создание спроса - стимулирование сбыта, реклама и т. д.;

·        послепродажное обслуживание - гарантии, сервис и т. д.;

·        сотрудничество - совместные предприятия, лицензирование и т. д.

План вопросов для проведения маркетинговых исследований

Основные направления маркетинговых исследований представлены далее в виде перечня показателей и вопросов, определяющих объем работы по сбору и анализу информации как по маркетинговой деятельности в целом, так и по отдельным компонентам комплекса маркетинга.

Начать исследование рекомендуется с анализа хозяйственной деятельности предприятия за предшествующий период (год). Его целесообразно осуществлять по следующим показателям:

·        общий объем продаж в денежных единицах;

·        общий объем продаж в натуральных единицах;

·        общая прибыль, расходы, прибыль (чистая);

·        процент общих маркетинговых расходов;

·        процент затрат по отдельным компонентам маркетинга;

·        продвижение товара, в том числе реклама;

·        доставка товара потребителю;

·        послепродажное обслуживание;

·        подготовка кадров и др.;

·        объем продаж на каждом рынке;

·        доля на рынке;

·        невыгодные заказчики;

·        невыгодные рынки;

·        невыгодные товары.

После анализа результатов деятельности предприятия в целом можно рекомендовать проведение конкретных маркетинговых исследований по отдельным компонентам комплекса маркетинга и важнейшим функциям маркетинговой деятельности. В общем виде под управлением маркетингом следует понимать: «Анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения целей организации». Технологию разработки проектов можно представить в виде отдельных стадий (рис. 1.).

Рисунок 1 - Технология разработки проектов по совершенствованию маркетинговой деятельности

Анализ рыночной ситуации необходим для того, чтобы предприятие реально оценило свои потенциальные возможности по производству и реализации товара. В процессе анализа рыночной среды выявляется влияние позитивных и негативных факторов внешнего окружения. Информация о рынке служит основой для разработки предприятием стратегических и тактических планов рыночной деятельности на отдаленную и ближайшую перспективу.

Стратегический план маркетинга направлен на решение бездетальной проработки стратегических задач маркетинговой деятельности применительно к компании в целом и к отдельным стратегическим хозяйственным единицам. Достижение стратегических устремлений возможно при наличии плана тактических мероприятий. Тактический план маркетинга иначе называется комплексом маркетинг-микс, где приводится описание товарной политики, политики цен, политики сбыта и политики продвижения продукции. Распределение обязанностей среди сотрудников предприятия, ориентация сотрудников на решение конкретных задач позволяет реализовать запланированные мероприятия. Контроль обеспечивает слежение за достижением поставленных целей, вскрывает причины неудач и имеющиеся возможности предприятия по повышению объема прибыли. Результаты контроля используются в корректировании стратегических и тактических планов.

Успешное управление маркетингом на предприятии предполагает использование некоторых принципов. Выделяются следующие основные принципы.

Ориентация на спрос, существующие и потенциальные потребности конечных пользователей.

Постоянный анализ факторов рыночной среды. Использование результатов анализа в адаптации к факторам рыночной среды и в возможном встречном влиянии на развитие этих факторов.

Комплексный подход к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия, выработка путей достижений целей, что становится реально только в случае разработки плана конкретных действий.

Обеспечение гибкости организационной структуры службы маркетинга, постоянное приспособление к изменениям в окружении предприятия.

Сочетание принципов централизованного и децентрализованного управления маркетингом.

Развитие коммуникаций с другими службами и подразделениями предприятия.

Использование новых технологий. Постоянное внедрение инноваций в технологию производства продукции и оказание услуг; использование инноваций в управлении снабжением, информацией, кадрами и т.д.

Другим важным моментом в управлении рыночной деятельностью является выбор концепции, или философии предприятия, которая консолидирует и направляет все усилия в маркетинге.

Итак, важным моментом в управлении рыночной деятельностью является выбор концепции предприятия, которая консолидирует и направляет все усилия в маркетинге.

.3 Оценка эффективности проекта по совершенствованию

маркетинговой деятельности организации

Техника управления проектами становится все более популярной среди менеджеров всех направлений, в том числе и маркетологов. Для успешной реализации проектов им необходимо хорошо знать риски и специфику своей отрасли, а также определить главную стратегическую силу, которая поможет достичь практического успеха.

В основе понятия об управлении проектами лежит термин «проект». Проект - это временная деятельность, результатом которой является продукт или услуга. Эта деятельность имеет начало и конец. Когда она окончена, рабочая группа распадается или переключается на новые проекты.

Риски

Определение термина «проект» дает ключ к пониманию того, почему разработка проектов- очень трудное занятие. Ведь если мы получаем только один шанс правильно реализовать проект, как мы можем постоянно добиваться успеха? Ниже перечислены риски, в той или иной мере характерные для всех проектов.

Первый риск: персонал. Поскольку проект имеет начало и конец, должна действовать рабочая группа. Чем уникальнее проект для компании, тем труднее сформировать группу специалистов с соответствующими способностями. Добавьте к этой проблеме потребность в запуске нескольких проектов с разной продолжительностью и разными размерами рабочих групп. Может возникнуть ситуация, когда для работы в текущем квартале службе маркетинга потребуется десять специалистов, а в следующем - всего лишь пять. В такой ситуации можно балансировать между несколькими проектами в ущерб персоналу и ресурсам, однако это критический подход к организации дела.

Второй риск: бюджетирование. Большинство бюджетных периодов устанавливают для отражения периодичности учета, которого требуют налоговые службы и другие государственные структуры.  Тем не менее работа над проектами обусловлена другими факторами и зачастую не может ждать наступления следующего бюджетного периода. Если компания, начав свой финансовый год, узнает, что ее основной конкурент готовится выпустить на рынок улучшенный продукт, ей нецелесообразно ждать начала бюджетного процесса в следующем году, чтобы изыскать средства и наладить производство собственной новинки.

Третий риск: органы управления. Когда речь заходит о том, чтобы сделать проект успешным, обычно имеют в виду руководство текущей операцией, а не обслуживание проекта. Это неудивительно, поскольку зачастую проекты нуждаются в участии специалистов из разных подразделений компании. Уникальная природа проектов подразумевает, что единая вертикаль власти скорее исключение, чем норма.

Четвертый риск: оценка эффективности. Как только новый проект заработал, руководители начинают ждать от него достижения финансовых целей, в частности окупаемости. Тем не менее, поскольку ожидания требуют прогнозирования, они часто базируются на предположениях, а не на фактах. Проектную группу просят сделать нечто уникальное: решить новые проблемы и столкнуться с неожиданными обстоятельствами. Часто для проектов, которые уже имели успех в прошлом, трудно спрогнозировать будущее, потому что большинство из них включают в себя очень много переменных факторов.

Пятый риск: коммуникация. Если люди работают как одна совершенная система, коммуникация становится сердцем продуктивности. Нетрудно понять, почему «постоянная эффективная коммуникация всех сотрудников проекта является для него критическим фактором достижения успеха». Там, где требуются кооперация и согласованные усилия, временные и многофункциональные проектные группы должны уметь восстанавливать основные каналы коммуникации по каждому проекту.

Чем серьезнее проект, тем сложнее им управлять. Управление усложняется и в том случае, если департамент маркетинга имеет десятки проектов. У каждого проекта есть свои риски, заинтересованные стороны, каналы коммуникации и потребности в ресурсах.

Новая стратегическая сила

Эффективная реализация проектов - не менее важный фактор достижения успеха, чем планирование. Перерасход бюджета, нарушение сроков реализации проекта или неудовлетворительный результат работы проектной команды недопустимы.

Для эффективной реализации маркетингового проекта очень важно, чтобы все в компании воспринимали его не как тактическую, а как стратегическую задачу. Один топ-менеджер сказал: «Я нанимаю людей, которые нанимают людей, которые нанимают людей для управления проектами». Тем самым он констатировал наличие в своей компании распространенной проблемы: проекты выполняются без оглядки на стратегические цели компании, а топ-менеджмент не обращает внимания на детали проектов и дисциплину их руководителей.

Необходимо отметить, что управление маркетинговыми проектами необязательно должно быть поднято на уровень стратегии, поскольку не каждая компания основывает работу своей службы маркетинга на проектном управлении. Оценить важность маркетинговых проектов для компании и карьеры ее маркетинг-директора помогут приведенные ниже критерии:

·              «Управление проектами является для меня важным тактическим навыком». Если руководитель службы маркетинга управляет проектами, этот опыт становится для него важным тактическим навыком, так как помогает качественнее выполнять текущую работу. Чем больше количество проектов, которыми руководит менеджер, и чем они глобальнее, тем важнее мастерство управления ими;

·              «Моя компания тратит значительную часть бюджета на нужды проектов». Если компания получает высокие доходы от работы с проектами, способность ее менеджеров управлять последними - свидетельство их ценности для компании;

·              «Мой род деятельности предполагает управление проектами». Например, event-менеджеры тратят много времени на реализацию проектов, поэтому их карьерный рост напрямую зависит от совершенствования навыков управления проектами;

·              «У меня много проектов с предельным уровнем ответственности». Предельный уровень ответственности за проект означает, что его результаты имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности маркетолога, а не являются итогом работы какого бы то ни было подразделения компании, в которое службу маркетинга пригласили в качестве консультанта по узкому вопросу.

Ответственным этапом разработки проекта маркетинга является прогноз динамики и уровня цен. Определение уровня цены продукта осуществляется путем многовариантного расчета с учетом политики цен применительно к каждому конкретному рынку (сегменту) и глобальной политике предприятия. При этом учитываются показатели развития производства, потребления, состояния и перспектив развития рынка, движения цен в прошлом и их уровня в момент разработки прогноза. При составлении прогноза очень важно в полной мере учитывать специфику данного товара и обусловленные этим обстоятельством особенности конъюнктуры рынка.

При расчетах предполагаемых показателей прибыли и ее распределении следует учитывать определение высшим руководством предприятия желаемой суммы прибыли по предприятию в целом и по каждому производственному подразделению, существующие приемы и методы максимизации чистой прибыли, условия налогообложения и т. п.

Определение уровня рентабельности на перспективу требует: прогноза объема продаж; расчета нормы прибыли на осуществляемые капиталовложения; определения числа лет, необходимых для достижения планируемого уровня рентабельности производства продукта.

В целях улучшения конечных результатов производственно-сбытовой деятельности предприятия программа маркетинга может корректироваться в зависимости от конкретных внешних факторов (конъюнктура рынка и др.).

Разработка, контроль и корректировка проекта маркетинга - творческий процесс, требующий постоянного поиска наиболее эффективных решений. Непрерывность прямых и обратных связей с рынком в ходе выполнения маркетинговых программ позволяет своевременно приспосабливать структуру производства к изменяющимся потребностям и одновременно влиять на эти потребности.

2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Аларм-Телеком»

.1 Общая характеристика ООО «Аларм-Телеком»

Монтажно-строительная компания «Аларм-Телеком» является открытым акционерным обществом, располагающимся в г. Москве. Юридический адрес: г. Москва, ул. Толбухина, д. 13, кор. 2, оф. 38.

Компания «Аларм-Телеком» специализируется на решении комплексных задач по вопросам, связанных с системой обеспечения пожарной безопасности, охранной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля доступа.

Компания «Аларм Телеком» функционирует относительно недавно - с 2006 года, но специалистами компании воплощено в жизнь уже более 130 крупных проектов. Компания обладает набором лицензий и разрешений, позволяющих производить работы по проектированию и монтажу инженерных систем зданий и сооружений.

Компания производит монтаж систем безопасности любого уровня сложности на различных объектах. Компания «Аларм-Телеком» обслуживала спортивные, производственные и складские комплексы, торговые, гостиничные и развлекательные центры, культурные, лечебные и детские учреждения.

Основными направлениями деятельности компании являются:

проектирование и монтаж слаботочных систем;

диспетчеризация зданий;

видеонаблюдение и охранное телевидение;

аудио-, видео- индивидуальные и подъездные домофоны;

системы пожарной безопасности;

охранно-пожарная сигнализация;

охранная сигнализация;

огнезащитная обработка;

системы контроля и управления доступом;

телефонизация.

Для решения указанных вопросов, компания располагает штатом высококвалифицированных инженерно-технических работников, обладающих многолетним опытом работы в сфере монтажа и обслуживания, что способствует достаточно высокому уровню качества оказываемых услуг.

Коммерческая, производственная, юридическая и финансово-экономическая службы компании позволяют комплексно и эффективно сотрудничать с каждым своим заказчиком. Все проектные работы выполняются с использованием систем автоматизированного проектирования. Одним из ключевых принципов работы компании является индивидуальный подход к каждому заказчику.

Компания может предложить своим клиентам Противопожарные Системы в трёх ценовых категориях: бюджетном, среднем и ценовых диапазонах премиум класса. Так же компания обеспечивает гарантийное и постгарантийное обслуживание смонтированного оборудования.

Компания «Аларм-Телеком» не занимается продажей отдельных датчиков или элементов системы пожарной безопасности, так как не может гарантировать правильность их установки и настройки сторонними установщиками. Такие услуги строго лицензируются в соответствующих инстанциях. Компания «Аларм-Телеком» имеет лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров (лицензии на проектные и монтажные работы).

Компания «Аларм-Телеком» выполняет проектирование систем пожарной безопасности, монтаж и согласование сигнализаций в структурах МЧС. Квалификация инженеров компании подтверждена сертификатами на право установки и обслуживания противопожарных систем от ведущих производителей систем пожарной безопасности.

Компания применяет комплексное решение вопросов пожарной безопасности любого объекта, в состав которого входят следующие услуги:

проектирование;

составление сметы;

подбор и поставка оборудования;

согласование проектных и монтажных работ в органах пожарной инспекции;

монтаж пожарной сигнализации, систем пожаротушения, систем оповещения;

обслуживание систем пожарной безопасности.

Кроме этого, компания реализует оборудование для систем видеонаблюдения, а также оказывает услуги: проектирование систем видеонаблюдения, монтаж охранного видеонаблюдения, техобслуживание систем видеонаблюдения на базе оборудования и технологий ведущих российских и зарубежных поставщиков.

Из широкого перечня предлагаемых систем видеонаблюдения можно подобрать систему для объекта любого масштаба: деловой центр, жилой и городской сектор, промышленные и торговые предприятия, банки, транспорт и решить задачу видеонаблюдения любой сложности. 

Специалисты в сфере обеспечения охранного видеонаблюдения реализуют проект любой сложности, охватывая все его этапы: разработка проекта, установка видеонаблюдения, техническое обслуживание системы видеонаблюдения.

Реализация решений производится с учетом требований и задач клиента, а также индивидуальных и технических особенностей объекта охранного видеонаблюдения.

Многочисленные инсталляции на транспортных, промышленных и стратегических объектах, торговых предприятиях подтверждают высокую эффективность и надежность применения систем видеонаблюдения для определения, предупреждения и предотвращения угроз техногенного и криминогенного характера, обеспечения безопасности людей и бизнеса, борьбы с терроризмом.

Также компания «Аларм-Телеком» предлагает весь комплекс услуг по обслуживанию, монтажу и проектированию систем безопасности и охраны объектов и строений самой разной сложности: от вокзалов и гостиниц до частных домов и квартир. Системы охранной сигнализации служат для защиты территории, недвижимости или имущества от противозаконного проникновения на охраняемую территорию и нештатных ситуаций (утечка газа, задымление, затопление и тому подобное). В случае выявления таких фактов система охраны выполняет сбор, анализ и отправку информации в ПЦН (пункт централизованного наблюдения).

Проведем анализ организационной структуры предприятия.

Поскольку компания «Аларм-Телеком» появилась на рынке относительно недавно, и размеры ее являются незначительными, в компании используется линейная структура управления.

Рассмотрим организационную структуру управления ООО «Алларм-Телеком» (рис. 2.1).

Во главе производственного звена любого уровня стоит руководитель - единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается соподчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые одновременно осуществляют административное и функциональное управление (рис. 2.1).

Эта структура имеет ряд преимуществ, что позволяет оперативно и эффективно управлять. Она наиболее простая: имеет один канал связи (по вертикали), каждый подчиненный имеет только одного начальника. Это способствует четкому и оперативному управлению, повышению ответственности руководителя за эффективность работы возглавляемого им звена.

Рисунок 2.1 Линейная структура управления компании «Аларм-Телеком»

К высшему уровню управления принадлежит генеральный директор, Средний уровень составляют: руководитель технического и руководитель коммерческого отделов. К нижнему уровню относятся функциональные работники, являющиеся непосредственными исполнителями.

В должностные обязанности генерального директора компании входит осуществление руководства в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленной компетенции всеми видами деятельности организации; Организация работы и взаимодействия производственных единиц и других структурных подразделений; Обеспечение выполнения задач и целей деятельности организации и всех ее обязательств перед поставщиками, заказчиками и банками; Организация производственно-хозяйственной деятельности на основе обоснованного планирования ее материальных, финансовых и трудовых затрат с учетом складывающейся конъюнктуры на рынке товаров и услуг. Решение всех вопросов в пределах предоставленных прав и поручение выполнения отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам - своим заместителям, руководителям производственных единиц, а также функциональных и производственных подразделений организации.

Анализируя характер передачи полномочий в организации, отметим, что на предприятии сложилась жестко централизованная структура управления. Другими словами, если говорить о степени централизации власти, следует указать что свобода принятия решений руководителями низшего уровня как таковая отсутствует.

Подводя итог вышеизложенному, и проведя анализ компании «Аларм-Телеком», хочу отметить, что на данном этапе функционирования организации, с использованием линейной структуры управления, работа компании является слаженной и продуктивной, но с ростом организации, будет целесообразно внедрение организационной структуры функционального типа. Данное изменение позволит в будущем не только повысить результативность работы сотрудников предприятия и наметит направления расширения производства, но и возрастет функционализм действующей системы управления, сделает ее более оперативной и адаптивной к условиям внутренней и внешней среды предприятия.

Основные технико-экономические показатели компании представлены в приложении 1.

Бухгалтерский баланс и анализ о прибылях и убытках организации за 2010-2011 годы представлены соответственно в приложениях 2и 3 работы.

Данные, представленные в приложении 2, показывают, что темп роста продаж услуг предприятия в 2011 г. по сравнению с 2010 г., увеличился на 4392000 руб. или на 20%. Также увеличились все основные показатели роста компании - фондоотдача, прибыль и рентабельность. Это говорит, в целом, о росте компании.

Проанализируем баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия.

Исходя из анализируемых показателей предприятия, в приложении 4 представлена структура имущества организации и источников его формирования:

Исходя из таблицы видно, что активы организации на конец 2011 г. характеризуются значительной долей (99%) текущих активов и незначительным процентом иммобилизованных средств. Активы организации за 2011 г. уменьшились на 915500 руб. (на 17,9%). Отмечая снижение активов, необходимо учесть, что собственный капитал уменьшился в меньшей степени - на 9,9 %. Отстающее снижение собственного капитала относительно общего изменения активов является положительным показателем.

Снижение величины активов организации связано, в основном, со снижением следующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех отрицательно изменившихся статей):

Запасы: готовая продукция и товары для перепродажи - 1714400 руб. (78,7%)

Прочие оборотные активы - 250400 руб. (11,5%)

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям - 137800 руб. (6,3%)

Одновременно, в пассиве баланса наибольшее снижение наблюдается по строкам:

Займы и кредиты - 500900 руб. (53,2%)

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - 308000 руб. (32,7%)

Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики - 118300 руб. (12,6%)

Среди положительно изменившихся статей баланса можно выделить "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) " в активе и "Кредиторская задолженность: задолженность перед персоналом организации" в пассиве (1144300 руб. и 26200 руб. соответственно).

По данным "Отчета о прибылях и убытках" в течение анализируемого периода организация получила прибыль от продаж в размере 1,3% от выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль снизилась на на 77,2%. Это связано, с увеличением суммы себестоимости услуг - предприятие в 2011 году значительно потратилось на новое оборудование.

По сравнению с прошлым периодом в текущем увеличилась как выручка от продаж, так и расходы по обычным видам деятельности (на 439240 и 553610 руб. соответственно). Причем в процентном отношении изменение расходов (27,2%) опережает изменение выручки (20,1%)

Обратив внимание на строку 040 формы №2 можно отметить, что организация как и в прошлом году не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Это и обусловило отсутствие показателя "Управленческие расходы" за отчетный период в форме №2.

Убыток от прочих операций за рассматриваемый период составил 7250 руб., что на 303,0 тыс. руб. (80,7%) меньше, чем убыток за аналогичный период прошлого года. При этом величина убытка от прочих операций составляет 21,5% от абсолютной величины прибыли от продаж за анализируемый период. Анализ показателя чистой прибыли по данным формы №2 во взаимосвязи с изменением показателя "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" формы №1 позволяет сделать вывод, что в 2011 г. организация произвела расходы за счет чистой прибыли в сумме 509,1 тыс. руб. (разница между показателем чистой прибыли по форме №2 и изменением показателя нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по балансу).

2.2 Анализ предпосылок к разработке проекта. Анализ

конкурентоспособности ООО «Аларм-Телеком»

Основными конкурентами компании являются фирмы: ООО «Виктория», ООО «Диалог-М», ООО «Светлана».

Проведем анализ конкурентного облика организации (приложение 5).

Проведенный анализ дает возможность утверждать, что услуги компании высокого качества и достаточно конкурентоспособны. В то же время компания немного проигрывает двум своим основным конкурентам.

В связи с этим фирме рекомендуется компании значительно расширить политику в области сбыта и рекламирования, а также PR-маркетинга.

Проведем SNW анализ - это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N).

Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.анализ компании представлен в таблице 2.1.

Слабыми сторонами является текучесть кадров из-за недостаточной мотивации и стимулирования персонала.

Сильными сторонами являются:

обучение и квалификация персонала,

уровень технической оснащенности, т.к. во всех регионах и офисах сотрудники пользуются современным оборудованием, интернетом,

организация планирования - осуществляется квалифицированными сотрудниками

качество и ассортимент оказываемых услуг - ассортимент довольно широк и может удовлетворить потребности любого клиента, при этом качество услуги будет высоким

имидж (деловая репутация) предприятия, качество торговой марки,

репутация на рынке - благодаря высокому качеству оказания услуг и быстрому обслуживанию очень высока репутация на рынке;

финансовая устойчивость предприятия - компания имеет постоянных клиентов, которые на протяжении многих лет обеспечивают высокий спрос на услуги фирмы

ценовая политика - достаточно гибкая ценовая политика, разнообразие цен, постоянным клиентам предоставляются скидки;

объемы продаж - высокие, из-за постоянного спроса;

ориентация на потребителя - компания тщательно следит за изменениями потребностей посетителей.

Таблица 2.1 SNW анализ компании

№ п/п

Значимые параметры в деятельности

S

N

W

1

Обучение персонала

Х



2

Мотивация и стимулирование персонала



X

3

Текучесть кадров



X

4

Квалификация персонала

Х



5

Организация планирования

Х



6

Уровень технической оснащенности

Х



7

Информационное обеспечение


X


8

Качество оказываемых услуг

X



9

Организация маркетинга на предприятии


X


10

Ассортимент услуг

Х



11

Имидж (деловая репутация) предприятия

Х



12

Финансовая устойчивость предприятия

Х



13

Ценовая политика

Х



14

Объемы продаж

Х



15

Зависимость от поставщиков


Х


16

Ориентация на потребителя

Х



17

Доверие к торговой марке


Х


18

Стратегия развития предприятия


Х


Нейтральные стороны:

информационное обеспечение - информация о сотрудниках и клиентах занесена в базу данных, но она редко обновляется;

организация маркетинга на предприятии и стратегия развития предприятия;

зависимость от поставщиков - работа поставщиков напрямую не влияет на качество оказываемых услуг.

Далее, при помощи PEST-анализа определим характеристику макроэкономического окружения компании (приложение 6):

Как видно из таблицы, наиболее значительным влиянием на организацию оказывают экономические и политические факторы среды.

Сформируем на основе проведенного выше анализа сильные стороны и внешние угрозы предприятия (таблица 2.2):

Таблица 2.2

Потенциальные внешние возможности и угрозы предприятию

Внешние угрозы предприятию

Внешние возможности предприятия

1. Растущее конкурентное давление 2. Мировой экономический кризис 3. Возможность появления новых конкурентов 5. Сокращение цепочки «производитель - покупатель» (как следствие, прекращение деятельности) 6. Сезонные колебания

1. Обслуживание дополнительных групп потребителей (корпоративные клиенты) 2. Выход на новый рынок, расширение сферы деятельности 3. Совершенствование качества и повышение скорости обслуживания клиентов 4. Возможность комплексного обслуживания клиентов


При разработке стратегии следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, не используемая возможность может стать угрозой, если её использует конкурент.

Далее выделим выявленные внутренние слабые стороны и внешние угрозы предприятия (таблица 2.3):

Таблица 2.3 Потенциальные внутренние, сильные и слабые стороны

Внутренние, слабые стороны предприятия.

Внутренние, сильные стороны предприятия.

1. Отсутствие четкой стратегии 2. Низкая роль маркетинга 3. Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия 4. Неэффективная и немногочисленная реклама 5. Сильная зависимость от международных факторов воздействия 6. Отсутствие у многих кадров высшего образования по специальности

1. Высокое качество оказываемых услуг 2. Достаточно высокий уровень квалификации сотрудников 3. Надежные поставщики услуг (многолетние стабильные отношения с партнерами) 4. Хорошая репутация у покупателей 5. Многолетнее пребывание на рынке (7 лет)


На основе полученных данных составим матрицу SWOT-анализа (приложение 7).

Анализ данных таблицы показывает, что ООО «Аларм-Телеком» в полной мере позволяет ей воспользоваться своими сильными сторонами и выйти на дальние рынки. Следовательно, стратегия развития компании должна быть направлена на модернизацию стратегических приоритетов развития фирмы и развитие стратегии сбыта и маркетинга. Данная стратегия позволит компании упрочить своё положение.

Проведение указанных мероприятий позволит достичь более устойчивого финансового положения, приобрести дополнительные конкурентные преимущества и завоевать большие доли рынка.

Проведем анализ управления маркетингом в организации и его маркетинговых коммуникаций:

В изучаемой организации как такового отдела маркетинга не существует, а все его обязанности выполняют менеджеры организации. Главной задачей маркетинговой деятельности организации является своевременная реализация намеченных мероприятий и создание благоприятных для их осуществления условий.

Сама компания не проводит каких-либо маркетинговых исследований. Подавляющим большинством исследований в изучаемой организации являются кабинетными, а в частности - классический анализ документов. То есть изучаются документы отчетности с целью выявления моделей, пользующихся наибольшей популярностью, а также проблемных моделей. В конце отчетного периода менеджеры обязаны составлять отчетную документацию о проделанной им работе.

В программу стимулирования сбыта в исследуемой организации входит:

. Гибкая система скидок;

. Сезонные акции и скидки.

Осведомленность покупателей в основном достигается рекламной кампанией, проводимой фирмой «Аларм-Телеком».

Рассмотрим сметы расходов компании на рекламу в 2011 году:

Таблица 2.4. Смета расходов на печатную рекламу

Наименование канала размещения единицы измерения

Стоимость за единицу, руб.

Количество единиц

Количество выходов в месяц

Сумма за месяц, руб.

«Коммерческие предложения», 33 кв.см.

920

1

2

1840

«Реклама», кв. см

39

49

2

3822

«Покупай», модуль 58,5 кв.см.

1980

1

1

1980

Плата, число постеров

200

2

1

400

-

-

-

8042


Проанализировав сметы расходов мы видим, что на печатную продукцию компания тратит значительно меньше средств, чем на наружную, и вероятнее всего это неэффективно и требует изменений.

Таблица 2.5 Смета расходов по наружной рекламе

Наименование статьи расходов и единиц измерения

Стоимость единицы измерения, р.

Количество единиц

Сумма, руб.

Наружная реклама, в том числе

-

-

19000

заключение договора, штук

3500

2

7000

изготовление постера, штук

6000

2

12000

Оплата фотоуслуг, в том числе

-

-

450

выезд фотографа, число раз

300

1

300

фотографий, штук

50

3

150

Общая сумма

-

-

19450


На основе проведенного анализа, выберем один из трех базовых вариантов стратегий, предложенных Портером (рисунок 2.2).

Исходя из анализа, предприятию более всего подходит стратегия Дифференциация (Differentiation). Фирма должна стремиться к тому, чтобы стать уникальной в своей отрасли по ряду параметров, которые высоко ценятся покупателями. Во всех областях, которые не влияют на ее дифференциацию, компания должна пытаться снизить затраты; в области дифференциации затраты должны быть, по крайней мере, ниже, чем ценовая премия, которую она получает от покупателей. Областями дифференциации предприятии должны стать: услуги, продажи, сервисные услуги.

Рисунок 2.2 - Базовые варианты стратегии по М. Портеру.

Подводя итоги исследования предприятия можно охарактеризовать ООО «Аларм-Телеком» как достаточно устойчивое и развивающееся предприятие на рынке видеонаблюдения и пожарной сигнализации г. Москвы.

Но, в тоже время, на предприятии наблюдаются следующие проблемы:

1.       Рост конкурентов предприятия.

2.       Недостаточно высокая производительность деятельности.

.        Нет четкой маркетинговой стратегии развития предприятия.

Таким образом, предприятию требуется совершенствование своей деятельности, направленное на устранение всех выявленных проблем.

3. Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой

деятельности ООО «Аларм-Телеком»

.1 Планирование мероприятий по реализации проекта

Для реализации проекта составим древо целей.


















Рисунок 2.1. Древо целей

Составим на основании древа целей проект по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Аларм-Телеком» на 2012-2013 гг. Срок внедрения проекта - 6 месяцев, реализации - до 1 сентября 2012 года.

Миссия компании - рост производительности предприятия за счет совершенствования маркетинговой деятельности.

Цель - занять уверенную позицию на рынке.

Задачи проекта:

-    Разработка и совершенствование методов маркетинговых исследований;

-       Совершенствование маркетингового контроля;

-       Разработка и внедрение рекламной компании;

-       Увеличение объемов дохода и прибыли.

Предмет - маркетинговая деятельность предприятия.

Объект - ООО «Аларм-Телеком»

Разработаем проект по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Аларм-Телеком».

. В ООО «Аларм-Телеком» сложились следующие предпосылки необходимости создания отдела маркетинга:

возникновение и успешное функционирование на рынке фирм-конкурентов,

стремление ООО «Аларм-Телеком» к расширению рынков сбыта продукции и увеличению прибылей,

-превышение предложения над спросом, то есть недостаточно насыщенный покупателями имеющийся рынок сбыта и т. д.

Итак, в ООО «Аларм-Телеком», имеющем централизованную структуру управления, целесообразно создавать не целый аппарат маркетинговой службы, а маркетинговый отдел, который можно было бы объединить в единый отдел конъюнктуры рынка, спроса, рекламы и сбыта продукции. Иными словами создать отдел, который бы координировал все аспекты производственно-сбытовой деятельности по каждому продукту или группам продуктов. В таблице 3.1 представлены основные функции и задачи отдела маркетинга.

Таблица 3.1 - Функции и задачи отдела маркетинга

Функции

Задачи

Формирование рыночной стратегии предприятия

Анализ и прогнозирование потребностей и спроса Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка Анализ и прогнозирование факторов конкурентного преимущества предприятия

Реализация концепции маркетинга

Согласование структуры и содержания системы менеджмента предприятия Участие в проектировании организационной и производственной структуры предприятия Участие в разработке положений и должностных инструкций предприятия Входной маркетинговый контроль (на предмет соблюдения концепции маркетинга) всей нормативно-методической и технической документации, разрабатываемой предприятием

Реклама товара и стимулирование сбыта

Определение целей рекламы Определение методов, правил и средств рекламы Организация стимулирования сбыта товаров и роста прибыли

Обеспечение маркетинговых исследований

Разработка и совершенствование структуры отдела маркетинга предприятия Информационное обеспечение и создание нормативной базы маркетинговых исследований Кадровое обеспечение исследований Обеспечение внутренних и внешних связей отдела маркетинга предприятия


Исходя из таблицы 3.1 отдел маркетинга предприятия должен руководствоваться следующими рычагами для продвижения продукции и повышения конкурентоспособности продукции предприятия на местном и региональном рынках:

-    сотрудничество со средствами массовой информации на местном и региональном уровне;

-       проведение маркетинговых исследований;

-       участие в выставках и ярмарках.

Организационная структура отдела будет выглядеть следующим образом:

Рисунок 3.1 - Организационная структура отдела маркетинга

Структура и численность отдела маркетинга определяется такими факторами, как размер чистого дохода предприятия, объем и сложность вида деятельности, количество рынков.

К сотрудникам отдела маркетинга должны предъявляться следующие требования:

Маркетолог должен знать основы маркетинга, методы проведения маркетинговых исследований, методы изучения рынка товаров или услуг, основы статистики, иметь аналитические способности, навыки работы со специальными пакетами анализа маркетинговой информации, большими объемами информации.

К профессиональным качествам маркетолога можно отнести внимательность, целеустремленность, коммуникабельность, наблюдательность, структурное и аналитическое мышление, стремление к совершенствованию, инициативность, хорошую память.

Менеджер по работе с клиентами отвечает за поддержание постоянной связи с существующими клиентами и дистрибьюторами. В его функции входит:

обеспечение надлежащего обслуживания действующих клиентов (ведение переговоров, заключение договоров, поддержание контакта после заключения сделки);

формирование и ведение банка данных о клиентах (клиентской базы);

интерактивный (не прямой) диалог с клиентом: телефон, факс, e-mail, чат, традиционная почта;

разработка особых схем работы с наиболее выгодными предприятию клиентами (особенные условия договоров, системы скидок, придание статуса «VIP», ускоренные сроки исполнения обязательств со стороны предприятия и т.д.);

обеспечение соблюдения интересов клиентов при выполнении условий договоров подразделениями предприятия.

Для выполнения этой задачи менеджеры по работе с клиентами проводят мониторинг общего состояния дел клиентов, результатов деятельности дистрибьюторов, определение перспективных и убыточных контактов:

менеджер обеспечивает обратную связь с клиентами (изучает их требования к товарам (работам, услугам), устанавливают причины неудовлетворенности клиента ими или совместной работой, анализируют претензии клиентов и принимает меры по их удовлетворению и пресечению впредь, а также меры по сохранению деловых связей);

Эта функция необходима для определения уровня удовлетворенности качеством продукции или услуг компании, для выяснения пожеланий клиентов относительно совершенствования товаров или услуг.

Практически все компании заинтересованы в расширении деловых связей, привлечении новых клиентов. Поэтому в функции менеджера по работе с клиентами также входит:

осуществление анализа аудитории потенциальных клиентов, выявление потребностей клиентов, их категорию и направленность;

координация мероприятий по привлечению клиентов;

организация предварительных переговоров с клиентами, заинтересовавшимися предложениями (принявшими оферту и пр.), уточнение их потребности и подготовка предложений для конкретных клиентов;

подготовка адресных баз для рассылок.

Кроме того, с целью улучшения функционирования компании менджер по работе с клиентами:

изучает и анализирует политику конкурентов во взаимоотношениях с клиентами;

вносит предложения руководству по совершенствованию работы предприятия с клиентами.

Практическое осуществление различных исследований свидетельствует о том, что ООО «Аларм-Телеком» живет не только сегодняшним днем. С их помощью анализируются предшествующий опыт коллектива, качественный уровень его работы (предлагаемых товаров и услуг).

Участие в выставках и ярмарках. При выборе нужной выставки необходимо руководствоваться критериями отбора, такими как популярность выставки, место и время ее проведения, реклама, цена.

Участие в выставках - дело не дешевое, и поэтому необходимо продумать все факторы при выборе выставки. На выставках, как правило, устанавливается много контактов, происходит обмен визитными карточками, оговариваются условия, в этом преимущество выставок, т. е. непосредственный контакт, из которого можно выяснить сразу, эффективно ли сотрудничество в перспективе. Отдел маркетинга ООО «Аларм-Телеком» должен давать квалифицированный анализ по этому поводу.

Умелое формирование «отношений с общественностью» позволит не только решить конкретные задачи, но и значительно повысить конкурентоспособность ООО «Аларм-Телеком» на внешнем рынке. В конечном итоге это способствует укреплению позиций фирмы на рынке и совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.

Обязательной функцией выступает составление отчетов, содержащих результаты своей деятельности и пожелания клиентов.

Цель отдела маркетинга - обеспечение рентабельности всей производственно-финансовой деятельности, получение высоких коммерческих результатов, определенной прибыли в заданных границах времени в пределах имеющихся средств и производственных возможностей, завоевание запланированной доли рынка за счет достижения устойчивых связей с определенными сегментами рынка, расширение операций и т. д.

В итоге для создания отдела маркетинга нужны специалисты с высшим образованием до 40 лет, опытом работы в данной должности не менее трех лет. Такие требования вполне объяснимы. В настоящее время ООО «Аларм-Телеком» не может позволить себе финансовых затрат на обучение персонала, а также ООО «Аларм-Телеком» ограничены временем следовательно на момент создания отдела необходимы высококвалифицированные молодые специалисты.

Рассмотрим более подробно методическиеосновы и опыт проведения деятельности отдела маркетинга.

Подготовительный этап

Объектом функционально-стоимостного анализа выступает отдел маркетинга ООО «Аларм-Телеком». Проведение деятельности данного подразделения обусловлено увеличением объема перерабатываемой информации, необходимостью быстро реагировать на вызовы внешней среды, сбоями, связанными с некачественным и несвоевременным выполнением функций работниками, и недостаточностью использования технических средств и оргтехники. Это приводит к неоправданным затратам и высокой стоимости осуществления функций отдела.

Основная задача функционально-стоимостного анализа отдела маркетинга состоит в совершенствовании технологии работы маркетингового отдела, уточнении функций отдела и его работников, повышении качества выполнения функций, совершенствовании кадрового, информационного, технического обеспечения, снижении расходов на выполнение функций отдела. План введения отдела маркетинга представлен в таблице 3.2.

Выбор отдела маркетинга в качестве объекта, анализа объясняется его важной ролью в планировании работы промышленного предприятия и в контроле за выполнением планов предприятия.

Таблица 3.2. Рабочий план введения и деятельности отдела маркетинга

Этап

Содержание этапа

Информация для выполнения этапа

1. Подготови-тельный

Определение задач, проведение обследование работы отдела маркетинга.

Документы, выходящие из отдела маркетинга; задания работников; должностные инструкции; карточки сотрудников отдела маркетинга

2. Информа-ционный

Сбор, систематизация и изучение данных, характеризующих деятельность отдела маркетинга

Положение об отделе маркетинга; должностные карточки персонала; документы, выходящие, из отдела маркетинга

З. Аналити-ческий

Формулировка, анализ и классификация функций; определение стоимости функций и их значимости; определение причин несоответствия между значимостью и уровнем затрат на выполнение функций

Должностные карточки; фотографии использования рабочего времени; экспертные опросы

4. Творческий 

Поиск идей по улучшению процесса выполнения маркетинговых функций; формирование вариантов осуществления маркетинговых функций

Предложения экспертной группы

5. Исследова-тельский

Проведение сравнительной организационно-экономической оценки вариантов

Оценка предложений экспертов

б. Рекоменда-тельный

Расчет затрат на разработку и реализацию рекомендаций


7. Этап внедрения

Разработка системы материального и морального стимулирования внедрения маркетингового проекта; осуществление обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала; оценка экономической эффективности реализации маркетингового проекта

По итогам предыдущих этапов


Информационный этап. На информационном этапе основная задача заключается в сборе данных, характеризующих качество выполнения следующих функций отдела маркетинга:

-    исследование рынков и рыночной ситуации;

-       изучение и прогнозирование спроса на выпускаемую продукцию;

-       выбор целевых рынков;

-       проведение маркетинговых исследований;

-       определение ассортимента выпускаемой продукции;

-       определение цен на продукцию;

-       заключение договоров с заказчиками;

-       согласование цен с заказчиками;

-       оформление счетов на оплату;

-       анализ качества продукции;

-       разработка новой продукции;

-       организация рекламной деятельности;

-       стимулирование сбыта продукции;

-       планирование маркетинговой деятельности;

-       контроль за выполнением планов цехами;

-       проведение зачетных операций за пользование энергоносителями и по налогам в бюджеты;

-       составление перспективных планов производства и реализации продукции;

-       составление текущих планов производства и реализации продукций;

-       анализ хозяйственной деятельности предприятия;

-       составление пояснительной записки к годовому отчету;

-       проведение анализа и расчет накладных расходов на предприятий;

-       обеспечение отчетности по услугам.

На данном этапе также необходимо проанализировать схему документооборота отдела маркетинга. В таблице 3.3 приведена схема документооборота отдела маркетинга промышленного предприятия.

Таблица 3.3. Документооборот отдела маркетинга

Функция работника отдела маркетинга

Получает документацию (наименование)

Разрабатывает документацию

Передает документацию (наименование отдела)

Исследование рынков и рыночной ситуации

Письма, заявки

Мероприятия

-

Изучение и прогнозирование спроса на выпускаемую продукцию

Письма, заявки

Мероприятия

-

Выбор целевых рынков

Предложение

Мероприятия

-

Проведение маркетинговых исследований

Письма, заявки

Мероприятия


Определение цен на продукцию

Приказы

Рекомендации

Бухгалтерия, отдел сбыта

Заключение договоров с заказчиками

Приказы

Договор

Юрист, отдел сбыта

Согласование цен с заказчиками

Письма, заявки, приказы

Протокол, заявки

Отдел сбыта

Оформление счетов на оплату

Приказы

Извещения

заказчик

Организация рекламной деятельности

-

Планы

Бухгалтерия, зам. директора

Стимулирование сбыта продукции

-

Планы

Бухгалтерия, зам. директора

Планирование маркетинговой деятельности

-

Планы

Зам. директора

Контроль за выполнением планов

Приказы

Отчеты

Бухгалтерия

Проведение зачетных операций за пользование энергоносителями и по налогам в бюджеты

Накладная, пропуск

Распоряжения, банковские выписки, кассовый ордер

Бухгалтерия

Составление перспективных планов

Проекты

Годовые планы

ПЭО

Составление текущих планов

Проекты

Планы, сводные заявки

ПЭО

Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Формы отчетности

Отчеты

-

Составление пояснительной записки к годовому отчету

Годовой отчет

Записка

Бухгалтерия

Проведение анализа и расчет накладных расходов на предприятии

Приказы

Отчеты, нормы расходов

Бухгалтерия, ПЭО

Обеспечение отчетности по услугам

Проекты

Отчеты

Бухгалтерия, ПЭО

Аналитический этап. Главная функция отдела маркетинга ООО «Аларм-Телеком» - наиболее полное удовлетворение потребностей и запросов своих потребителей. С ней связаны такие функции, как изучение и прогнозирование спроса, определение оптимального ассортимента и приемлемых цен, ориентация на постоянное повышение качества услуг и т. п.

Формулировка и классификация функцией отражены в таблице 3.4 (О - основные функции, В - вспомогательные функции). Отвечая требованиям функционально-стоимостного анализа, функции формулируются при соблюдении следующих правил: точности, краткости (лаконизм), Полноты. Функция определяется как можно короче, лучше двумя словами (глаголом и именем существительным) указаны также затраты, необходимые на выполнение функций.

Таблица 3.3. Формулировка и классификация функций

№ п/п

Наименование функции

Примечание

Вид функции

Затраты, руб.


Глагол

Существительное




1

Исследовать

рынки

и рыночную ситуацию

О

2450

2

Изучать и прогнозировать

спрос

на выпускаемую продукцию

О

3750

3

Выбирать

рынки

целевые

О

527

4

Проводить

исследования

маркетинговые

О

4200

5

Определять

ассортимент

выпускаемой продукции

О

3286,2

6

Определять

цены

на продукцию

О

9265

7

Заключать

договора

с заказчиками

В

10973

8

Согласовывать

цены

с заказчиками

О

702

9

Оформлять

счета

на оплату

В

8136

10

Анализировать

качество

Продукции

О

2400

11

Разрабатывать

продукцию

новую

О

2300

12

Организовывать

деятельность

рекламную

О

7140

13

Стимулировать

сбыт

продукцию

О

5140,8

14

Планировать

деятельность

маркетинговую

О

1339

15

Контролировать

выполнение

планов цехами

В

2956,8

16

Проводить

за пользование энергоносителями и по налогам в бюджеты (зачетные)

В

2284,8

17

Составлять

планы

производства и реализации продукции (перспективные)

В

1747,2

18

Составлять

планы

производства и реализации продукции (текущие)

В

1747,2

19

Анализировать

деятельность

предприятия (хозяйственную)

О

1524,8

20

Составлять

записку

пояснительную к годовому отчету

В

369,6

21

Проводить

анализ и расчет

накладных расходов на предприятии

В

2956,8

22

Обеспечивать

отчетность

по производству промышленной продукции и услугам

В

2400


При расчете затрат на выполнение функций учитывается фонд заработной платы с начислением на социальное страхование и расходы на оргтехнику. Из оргтехники в отделе маркетинга применяется лишь один компьютер. Годовые амортизационные отчисления на оргтехнику составляют малую часть расходов, поэтому учитывать эти затраты нет необходимости. Таким образом, основную часть расходов будет составлять заработная плата работников отдела маркетинга промышленного предприятия.

Теперь рассмотрим функциональные взаимосвязи отдела маркетинга. Для наглядности сведем эти взаимосвязи в специальную таблицу.

Таблица 3.4. Схема функциональных взаимосвязей отдела маркетинга и других подразделений предприятия

Функция

Генеральный директор

Бухгалтерия

Зам. ген. директора по экономике

Начальник отдела маркетинга

Юрист

Технические исполнители

Исследование рынков и рыночной ситуации



Р

О



Изучение и прогнозирование спроса на выпускаемую продукцию



Р

О



Выбор целевых рынков

Р


П

О



Проведение маркетинговых исследований

Р


П

О



Определение цен на продукцию

Р

О

С

П



Заключение договоров с заказчиками

Р


С

О

У


Согласование цен с заказчиками


С

Р

О

У


Оформление счетов на оплату

Р

О

С

П

У


Внедрение новых продуктов

Р


С

П


О

Организация рекламной деятельности

Р

У

С

О



Стимулирование сбыта продукции

Р

У

С

О



Планирование маркетинговой деятельности


У

Р

О



Контроль за выполнением планов

Р

У

П

У


О

Проведение зачетных операций за пользование энергоносителями и по налогам в бюджеты


У

П

О

У


Составление перспективных планов

Р


У

О


У

Составление текущих планов

Р


У

О


У

Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Р

У

П

О



Составление пояснительной записки к годовому отчету

Р

У

П

О



Проведение анализа и расчет накладных расходов на предприятии


О

У

П


У

Обеспечение отчетности

Р

У

П

О


У

О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет необходимый документ;

П - предоставляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;

У - участвует в выполнении данной функции, визирует подготовленный документ;

С - согласовывает подготовленный документ по функции;

Р - принимает решение, утверждает, подписывает документ.

Творческий этап. На творческом этапе осуществляется выдвижение идей по маркетинговым функциям. Экспертной группой разрабатываются варианты реализации функций, а затем дается предварительная оценка и отбор целесообразных вариантов.

При изучении возможностей усовершенствования функционального разделения в отделе маркетинга промышленного предприятия используем метод контрольных вопросов. В работе участвует экспертная группа в том же составе.

Исследовательский этап. На исследовательском этапе проводится подробное рассмотрение плана маркетинговой деятельности, дается сравнительная организационно-экономическая оценка и отбираются наиболее рациональные для практической реализации. Под организационной оценкой варианта следует понимать реальные организационные условия осуществления того или иного варианта, а под экономической оценкой - уровень снижения трудоемкости и повышения качества выполнения функций.

Рекомендательный этап. На данном этапе разработаем рекомендации, которые должны снизить затраты на осуществление функций управления персоналом отдела маркетинга.

На этапе внедрения отдела маркетинга проводится материально-техническая подготовка к внедрению, разрабатывается система материального и морального стимулирования внедрения маркетингового проекта, осуществляется обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала, а также дается оценка экономической эффективности реализации маркетингового проекта.

На протяжении всего срока освоения маркетингового проекта должен осуществляться контроль со стороны специалистов временного творческого коллектива. На этом же этапе подводятся результаты проведенной работы, определяется экономический эффект от ее проведения.

2. Следующим этапом будет совершенствование методов маркетинговых исследований ООО «Аларм-Телеком».

Ставя задачу совершенствования методов маркетингового исследования на предприятии ООО «Аларм-Телеком», следует иметь в виду, что ясное, четкое изложение проблемы маркетинговой деятельности являются ключом к проведению успешного маркетингового исследования. При постановке проблем часто констатируется, что объем продаж падает, рыночная доля уменьшается, но это только симптомы, а важно выявить причины их проявления. Классической ситуацией является случай, когда маркетинговое исследование не адресовано реальной проблеме. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо исследовать все возможные причины появившихся симптомов. Часто в этих целях проводится разведочное исследование.

При проведении маркетинговых исследований отдел маркетинга может столкнуться с двумя типами проблем: проблемы управления маркетингом и проблемы маркетинговых исследований. Первые появляются в двух случаях. Во-первых, когда возникают симптомы недостижения целей маркетинговой деятельности. Во-вторых, существует вероятность достижения целей, однако руководителю отдела маркетинга ООО «Аларм-Телеком» надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами.

Проблемы маркетинговых исследований определяются требованиями предоставления руководителям и специалистам по маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой информации, необходимой для решения проблем управления маркетинговой деятельностью.

Можно порекомендовать к применению в ООО «Аларм-Телеком» следующие подходы к выявлению проблем управления маркетингом.

. Анализ результатов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности организации. Исходными данными здесь являются сведения о состоянии, функционировании рассматриваемой организации и соответствии этого состояния целям деятельности организации в целом и маркетинга в частности. Для этого изучают и анализируют отчетные, нормативные и статистические документы и данные. Большая роль в этом принадлежит методам обработки статистической информации.

Существенным недостатком этого подхода являются трудности выделения на основе анализа результатов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности проблем совершенствования управления маркетингом из общей совокупности проблем данной организации. Определение «доли вины» маркетинговых факторов среди множества других факторов (научно-технических, производственных, снабженческих и т.п.) в возникновении тех или иных проблем недостижения целей организации - чрезвычайно сложная задача. Она если и может быть решена, то только в результате проведения специальных исследований, основанных на применении методов факторного анализа, корреляционного и регрессионного анализа, кластер-анализа, контент-анализа и других математических методов, устанавливающих зависимости между конечными результатами и факторами, их обусловившими. Применение данного подхода в широких масштабах весы проблематично.

. Выявление проблем путем экспертного опроса руководителей специалистов. Экспертные оценки широко применяются в практике выявления проблем, поскольку они позволяют получить сравнительно надежную, а иногда и единственно возможную информацию о проблемах организации. Как правило, экспертный опрос проводится среди сотрудников обследуемой организации. Однако большое значение может иметь информация, полученная из внешних по отношению к данной организации источников (поставщики, потребители, дистрибьюторы и т.п.).

Совместное применение этих подходов дает возможность получить наиболее полную информацию о проблемах управления маркетинге. Однако на практике проведение таких всеобъемлющих комплексных исследований - чрезвычайно сложная задача.

Для выявления проблем управления маркетингом необходимо применять метод логико-смыслового моделирования, который будет вписан в общий процесс выявления проблем маркетинговой деятельности ООО «Аларм-Телеком».

Маркетинговые исследования ООО «Аларм-Телеком», направленных, образно говоря, «во вне»: на потребителей, на спрос и т.п. Эти методы необходимо дополнить методами маркетинговых исследований, направленных «внутрь» фирмы - методами контроля за маркетинговой деятельностью фирмы.

. В состав управленческих функций маркетинга входит и контроль. При анализе методов маркетинговых исследований, применяющихся в ООО «Аларм-Телеком», было выявлено, что маркетинговый контроль как таковой представлен слабо, в то время как в реализации планов маркетинга возникают множество различных отклонений от разработанных планов и программ, поэтому отделу маркетинга необходимо вести постоянный контроль за ходом выполнения заложенных в план мероприятий. Контроль - завершающая стадия маркетинговой деятельности. И здесь совершенно необходим анализ, когда руководству предприятия предоставляются сведения о ситуации, в которой находится предприятие в настоящий момент, чтобы оно могло оценить успехи и проанализировать недостатки, внести необходимые коррективы в тактические и стратегические планы.

Для ООО «Аларм-Телеком» рекомендуется применять следующие типы маркетингового контроля:

Таблица 3.5. Рекомендуемые типы маркетингового контроля

Контроль

Ответственные за проведение

Цель

Приёмы и методы

За выполнением годовых планов

Высшее и среднее руководство

Утверждение и достижение полученных результатов

Анализ возможностей сбыта, анализ доли рынка, анализ соотношения «затраты на маркетинг/сбыт», наблюдение за отношением клиентов

прибыльности

Контролёр по маркетингу

Выяснение источников дохода и расхода

Рентабельность по товарам, территориям, сегментам рынка, торговым каналам, объёмам заказов.

стратегический

Высшее руководство, ревизор по маркетингу

Используются ли максимально эффективные маркетинговые возможности и насколько эффективно

Ревизия маркетинга


Этапы контроля за выполнением годовых планов маркетинга включают в себя следующие мероприятия:

-    В него закладываются контрольные показатели в разбивке по месяцам или кварталам.

-       Проведение замеров показателей рыночной деятельности фирмы.

-       Выявление причин серьёзных сбоев в деятельности фирмы.

-       Принятие мер по исправлению положения и ликвидации разрывов между целями и результатами.

Стратегический контроль. Время от времени ООО «Аларм-Телеком» необходимо проводить критические оценки маркетинговой эффективности в целом, переоценивать свой общий подход к рынку, пользуясь ревизией маркетинга. Ревизия маркетинга - комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы, её задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности этой фирмы.

4. Разработка рекламной компании.

Цель: увеличение прибыли.

Средства проведения рекламной компании: реклама в СМИ (телевидение).

Актуальность.

В связи с высокой конкуренцией ООО «Аларм-Телеком» пытается по-особенному позиционироваться и выделить себя среди остальных. Именно поэтому рекламное освещение с каждым днем увеличивается. Именно поэтому необходимо более оперативно продвигать предприятие, информировать аудиторию о его преимуществах перед остальными. Для того, чтобы объект нашей рекламной кампании действительно получил положительный эффект от реализации его продвижения в качестве услуги нам необходимо тщательно продумать не только выбор медиаканалов, но и медианосителей и рекламных сообщений которые мы будем размещать. Также актуальным будет являться правильный выбор целевой аудитории, от чего зависит ее заинтересованность именно в нашем объекте рекламной кампании.

Объект.

ООО «Аларм-Телеком». Компания производит монтаж систем безопасности любого уровня сложности на различных объектах. Компания «Аларм-Телеком» обслуживала спортивные, производственные и складские комплексы, торговые, гостиничные и развлекательные центры, культурные, лечебные и детские учреждения.

Предмет.

В данном случае предметом рекламной кампании будет являться размещение рекламы и продвижение объекта проекта, а именно ООО «Аларм-Телеком», его позиционирование.

Ситуационный анализ.

Перед нами стоит задача обеспечить ООО «Аларм-Телеком» хорошей репутацией и узнаваемостью на рынке данного спектра услуг. Для решения поставленной проблемы мы предлагаем провести ряд мероприятий, которые позволят общественности узнать о существовании ООО «Аларм-Телеком», о предоставляемых услугах и качестве обслуживания. К таким мероприятиям относятся:

размещение рекламы в интернете (контекстная реклама, баннеры);

радио реклама, реклама на TV;

наружная реклама (размещение рекламы на щитах);

участие в выставках;

раздача листовок.

Единственная проблема, которая может возникнуть в ходе проведения и завершения вышеперечисленных мероприятий,- это риск того, что мы не получим прогнозируемого результата.

Ключевые стратегические решения.

Рекламные цели и задачи.

Основной целью рекламной кампании является рост осведомленности целевой аудитории об объекте кампании.

Для достижения данной цели нам необходимо выполнить несколько задач, среди которых мы можем выделить следующие:

Выбор медиастратегии для реализации рекламной кампании.

Выбор рекламных средств в соответствии с выбранными медиаканалами.

Формирование бюджета для реализации рекламной кампании.

Разработка рекламных материалов.

Распространение/размещение рекламных материалов.

Описание целевой аудитории.

Основной целевой аудиторией объекта кампании будут являться предприятия г. Москвы, нуждающиеся в установке видео и пожарной сигнализации.

Описание конкурентных преимуществ.

. Высокое качество оказываемых услуг

. Достаточно высокий уровень квалификации сотрудников

. Надежные поставщики услуг (многолетние стабильные отношения с партнерами)

. Хорошая репутация у покупателей

. Многолетнее пребывание на рынке (7 лет)

Медиастратегия.

В данном случае мы будем использовать печатную и контекстную рекламу.

Основными достоинствами размещения печатной рекламы являются:

Узкий сегмент целевой аудитории: в данном случае мы будем иметь аудиторию г. Москвы;

Массовость охвата: тиражи тех или иных печатных рекламных материалов позволяют обеспечить информацию большой сегмент аудитории. Это дает возможность привлечь внимание большинства;

Большой интерес аудитории: как уже отмечалось ранее в связи с тем, что одним из достоинств изданий будет являться узкий сегмент целевой аудитории, мы можем сделать вывод, что этот сегмент будет иметь высокий интерес к тематике раздаваемого рекламного объявления;

Стоимость печатной рекламы не большая: по сравнению с остальными каналами коммуникации, печатная реклама по стоимости имеет самые приемлемые цены на ее реализацию;

Легкость повторного контакта: печатную рекламу всегда можно прочесть и просмотреть дважды и более раз, что позволяет осуществлять неоднократный контакт;

Информативность: реклама в печатных изданиях может размещаться в виде текстов, фото-материалов, что позволяет полностью раскрыть информацию об объекте;

Большое количество способов распространения: распространение печатной рекламы может происходить в разнообразных местах и в широком спектре формата;

Реклама направлена на визуальное восприятие: с помощью печатной рекламы мы размещаем информацию, что является визуальным ее восприятием.

Похожие работы на - Маркетинговая деятельность предприятия на примере компании ООО 'Аларм-Телеком'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!