Государственное регулирование экономики. Значение мирового хозяйства в развитии экономики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,43 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование экономики. Значение мирового хозяйства в развитии экономики

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" БУГУРУСЛАНСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономики и управления на предприятии






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Макроэкономика"



Руководитель работы

О.С. Гофман

Выполнила студентка

курса группы ЭП и О

А.М. Хазиева



Бугуруслан 2014

Содержание

1 Формы и методы государственного регулирования в рыночной экономике

1.1 Государственное экономическое прогнозирование

1.2 Государственное экономическое программирование

1.3 Бюджетно-налоговая система

1.4 Денежно-кредитная политика

1.5 Регулирования валютного курса

2. Значение мирового хозяйства в развитии экономики

2.1 Понятие и субъекты мирового хозяйства

2.2 Этапы развития мирового хозяйства

2.3 Показатели развития мирового хозяйства

2.4 Современное мировое хозяйство

3. Задача

Список использованных источников

1 Формы и методы государственного регулирования в рыночной экономике

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они:

не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

базируются на силе и авторитете государственной власти;

включают меры запрещения, разрешения и принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

государственного экономического прогнозирования;

государственного экономического программирования;

бюджетно-налоговой системы;

денежно-кредитной политики;

валютной политики;

таможенной политики.

1.1 Государственное экономическое прогнозирование

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов на учете тенденций развития науки техники интеллектуального потенциала позволяет получить достоверные знания о том что может произойти в экономике в тех или иных условиях Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику определять совокупность рычагов обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов:

поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;

разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности;

корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;

составления сценария и вариантов прогноза;

сведение разного рода прогнозов в систему.

Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических прогнозов, прогнозов внешнеэкономической деятельности. [1]

1.2 Государственное экономическое программирование

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов.

По срокам государственного программирования различают:

краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;

среднесрочные программы, рассчитанные на 3-5 лет;

долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

Общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

государственное регулирование мировое хозяйство

Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

Целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;

Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

Чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность. [2]

1.3 Бюджетно-налоговая система

Бюджетно-налоговая система - один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП, создают реальные возможности влияния на социально - экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально - экономического развития страны.

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства - увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом, и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:

Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему контролировать практический весь совокупный общественный спрос. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения.

В соответствии с законом об основах налоговой системы в Российской Федерации взимаются:

Федеральные налоги и сборы - устанавливаемые Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К ним относятся: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в действие нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы. [3]

1.4 Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.

В процессе реализации денежно-кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.

К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

целевое кредитование;

установление кредитных "потолков";

прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.

Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах.

Установление так называемых кредитных "потолков" есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.

Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным Банком ставки рефинансирования (нормы процента - платы за кредит, выдаваемый ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном Банке.

Более широко используется косвенные методы денежно - кредитного регулирования:

регулирование минимальных резервных требований;

осуществление дисконтной политики (регулирование учётных ставок по кредитам);

купля-продажа иностранной валюты;

регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

изменение курса национальной валюты;

эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;

продажа - скупка государственных ценных бумаг.

Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента.

В том или ином случае проводником монетарной политики является Центральный Банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.

Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средства обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:

операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;

политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;

изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным Банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что ЦБ размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

Политика учетной ставки (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный Банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.

Учетную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики, политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального Банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:

если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;

при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы. [4]

1.5 Регулирования валютного курса

Устойчивость и сила национальной валюты - ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено "рыночным силам".

В мире существуют три основных режима валютного курса - фиксированный, плавающий и ограниченно плавающий.

В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную цену отечественной и иностранной валюты. Для поддержки паритетного курса Центральный Банк берет обязательство покупать или продавать иностранную валюту по данному курсу.

В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Если Центральный Банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, то такой режим называется "чистым" плаванием. Если же Центральный Банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно плавающим.

По мнению известного западного экономиста П. Кругмана, "неконтролируемый рынок не может использовать всю имеющуюся информацию и, таким образом, устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне; так как это может неблагоприятно сказаться на потреблении и инвестициях и ухудшить экономическую активность, рынок должен быть защищен от самого себя".

Официальное регулирование валютного курса основано на том мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением долгосрочного равновесного значения валютного курса.

Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение следующих задач:

сглаживание резких краткосрочных колебаний;

остановка волны чрезмерной спекуляции, вызванной изменением экономической ситуации;

прекращение тренда на валютном рынке;

установление целевого значения валютного курса;

сопротивление валютным колебаниям, в случае когда они превышают определенное допустимое изменение;

стимулирование начала определенного ценового тренда, оправданного экономической ситуацией.

Валютный курс представляет собой цену, относящуюся к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может иметь серьезные последствия для других стран. В целях недопущения манипулирования своей валютой МВФ выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать при разработке своей валютной политики:

он должен избегать манипулирования своей валютой с целью неэффективного выравнивания платежных балансов или получения преимуществ в международной конкурентной борьбе;

он может осуществлять интервенцию на валютном рынке только при необходимости сглаживания краткосрочных колебаний рыночного курса своей валюты;

при проведении своих интервенций члены МВФ должны принимать во внимание интересы других членов, включая тех, валюты которых также оказываются задействованы в ходе интервенции.

Являясь членом МВФ, правительство РФ, при проведении валютной политики, также придерживается указанных принципов.

Существуют различные инструменты регулирования валютного рынка и первым из них является монетарный. Но, подчинение монетарной политики только целям регулирования валютного курса может привести к невозможности достижения других целей, таких как регулирование инфляции и безработицы.

Другим инструментом регулирования является ограничение движения капитала, или барьеры в международной торговле. Такие действия правительства могут быть необходимы для достижения стабильности на валютном рынке тех стран, где низка кредитоспособность правительства.

Последним инструментом регулирования валютного курса является прямая интервенция на валютном рынке. Успех валютных интервенций зависит от их интенсивности, а также от доверия к официальным монетарным органам.

2. Значение мирового хозяйства в развитии экономики

2.1 Понятие и субъекты мирового хозяйства

Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе между странами возникают международные экономические отношения, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами.

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные подходы к определению понятия "мировое хозяйство". Важнейшими из них являются:

) мировое хозяйство - мировая система производственных и финансовых отношений. В таком подходе нашли отражение основные составные части мирового хозяйства - сфера реального производства и сфера обращения;

3) мировое хозяйство - совокупность национально-государственных и негосударственных структур, а также их взаимодействий на основе международного разделения труда и политических контактов. В данной трактовке мировое хозяйство представляет собой единое экономическое пространство (мегаэкономику), в котором субъектами хозяйственных отношений выступают: национальные экономики стран мира; субъекты мирового бизнеса - транснациональные корпорации и их альянсы; институты мирового хозяйства - международные экономические организации.

Национальные экономики стран мира <#"center">2.2 Этапы развития мирового хозяйства

Мировое хозяйство стало складываться давно. Все началось с мировой торговли, которая представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. На древнейших этапах человеческой истории целые народы могли непосредственно соприкасаться друг с другом. Такие контакты возникали при миграциях, массовых бегствах от стихийных бедствий, при силовых разделах территорий, обменах.

Жители первого в мире государства (Египта) еще 5 тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты ремесла и земледелия. Они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время жившие на территории России племена обменивались товарами с соседними племенами.

К международной торговле товарами стали подключаться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы не только торговали по всему Средиземноморью товарами, но и оказывали услуги по перевозке грузов и иноземных пассажиров.

Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства. Постепенно к нему присоединялись другие хозяйственные регионы мира - вначале Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания, районы Тропической Африки.

Большой вклад в становление мировой торговли товарами и услугами внесло активное распространение рыночных отношений, великие географические открытия XV - XVII веков, появление в XIX веке машинной индустрии и современных средств транспорта и связи.

Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы мирового рынка во много раз, присоединив к нему новые регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX в. вначале в Западной Европе, а затем в северной Америке, России и Японии. Это были простые и дешевые потребительские товары. Их сбыту способствовали пароходы, железные дороги, телеграф. В результате к концу XIX в. сложился мировой рынок товаров и услуг.

Одновременно в мире усиливалось движение факторов производства (капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии). Потоки экономических ресурсов шли в одном направлении - из наиболее развитых стран в менее развитые. Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы были заметным элементом накопления капитала в Америке и России, эмигранты из Европы освоили просторы Северной Америки, Южной Африки, Австралии.

Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал, предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны, а в экспорте рабочей силы активно участвовали и слаборазвитые страны. В результате международное движение факторов производства становится взаимным.

После того как мировая экономика сложилась на рубеже XIX - XX веков, она претерпела значительные изменения. В процессе эволюции современной мировой экономики выделяют несколько этапов:

) конец ХIХ - до Первой мировой войны. Это этап усиления открытости мировой экономики. Сырьевая направленность мировой торговли преобладала. Однако доля экспорта постоянно росла;

) период между Первой и Второй мировыми войнами. Он характеризовался неустойчивостью и кризисами, сопровождавшими развитие мировой экономики. Усилилась тенденция к автaркии национальных хозяйств и протекционизму, а также к снижению роли экспорта;

) период 1950-70-х годов ХХ века. Этап характеризуется возникновением интеграционных группировок (ЕС, СЭВ), идет процесс транснационализации, активное перемещение технологий, предпринимательских способностей и капитала, восстановился мировой рынок ссудного капитала. На особую роль в мировом хозяйстве стали претендовать социалистические и развивающиеся государства.

) период - 1980-90-е гг. Развитые страны переходят в эру постиндустриализации, многие развивающиеся страны преодолевают экономическое отставание (Китай и НИСы), бывшие социалистические страны переходят к рыночной экономике.

) конец ХХ - начало ХХI века - современный этап формирования мирового хозяйства. Его отличают возросшая степень освоения географического пространства, формирование международных производительных сил, усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости. Вступление мирового хозяйства в новый этап развития сопровождается активизацией сотрудничества между странами в хозяйственной сфере. [5]

2.3 Показатели развития мирового хозяйства

Для проведения анализа экономического положения мирового хозяйства используется система показателей, характеризующих состояние и динамику современного мирового хозяйства. Важнейшими из них являются:

) национальное богатство страны в целом и в расчете на душу населения. Национальное богатство - совокупность накопленных ресурсов страны, уменьшенное на стоимость ее финансовых обязательств.

В мировой практике в национальное богатство принято включать такие элементы, как производственные активы, непроизводственные активы (земля, дома и используемые природные ресурсы), основные нематериальные активы (интеллектуальная собственность) и финансовые активы (деньги, золото, ценные бумаги и т.п.).

2) валовой внутренний продукт (ВВП) <#"center">2.4 Современное мировое хозяйство

В начале ХХI столетия мировое хозяйство обретает новое качество, важнейшей формой и одновременно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни которого становится глобализация. По определению экспертов МВФ, этот феномен представляет собой растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и многообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий. Таким образом, глобализация представляет собой процесс движения к мировому экономическому, финансовому, информационному и гуманитарному пространству, обусловливающему преодоление государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров, услуг и возрастание роли наднациональных институтов регулирования экономики.

Основными движущими силами процесса глобализации являются углубление международного разделения труда и информационная революция. Резко возрастает степень открытости и взаимозависимости национальных хозяйств. Глобальные экономические процессы становятся доминирующими, а центр тяжести предпринимательской стратегии перемещается с национального на наднациональный уровень. Национальное государство постепенно теряет возможность эффективно использовать традиционные рычаги макроэкономического регулирования (импортные барьеры, экспортные субсидии, курс национальной валюты, ставка рефинансирования центрального банка) и вынуждено ориентироваться в своей экономической политике на мировые тенденции.

В настоящее время логика эволюции привела мировое хозяйство от интернационализации обмена к интернационализации капитала и производства. В ходе конкурентной борьбы между странами сложилась система международного разделения труда, которое находит свое выражение в устойчивом производстве товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок, и основывается на международной специализации и международном кооперировании.

Другой важной тенденцией в развитии современного мирового хозяйства стало экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне. Международная экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами. Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз. Интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (ЕС) и Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли <#"center">3. Задача

Предположим, что ВНП равен 4000 млрд. долл. Допустим, что амортизация равна 550 млрд. долл., а косвенные налоги составляют 400 млрд. долл.

а) Какова величина НД?

б) Объясните, как и почему амортизации "вклинивается" между ВНП и НД?

в) Объясните, почему косвенные налоги "вклиниваются" между ВНП и НД?

а) ВНП - 4000 млрд. долл.

АМ - 550 млрд. долл.

КН - 400 млрд. долл.

НД = ВНП - КН - АМ = 4000 - 400 - 550 = 3050 млрд. долл.

б) В процессе производства оборудование изнашивается, а запасы уменьшаются, что приводит к уменьшению стоимости капитала предприятий. Если на это не делать никакой поправки, а просто суммировать стоимость всех вновь произведенных инвестиционных товаров, то получим валовой национальный продукт. Однако чтобы иметь более точные данные, вычисление общего объема выпуска должно учитывать величину чистых инвестиций, т.е. стоимость новых инвестиционных товаров за вычетом амортизации существующего капитала и снижения запасов. Но поскольку фактическую величину амортизации измерить трудно, на практике все-таки пользуются показателем валового национального продукта.

в) В ВНП как поток доходов входят:

заработная плата наемных работников (W), включая отчисления на социальное страхование, социальное обеспечение, в фонды медицинского обслуживания, занятости и т.п.

рента (R) - доходы, получаемые владельцами земельных ресурсов;

процент (i) - доход на реальный и денежный капитал;

прибыль (Р), получаемая владельцами индивидуальных предприятий и товариществами, и корпоративная прибыль.

Кроме того, ВНП "по доходам" включает амортизацию (А) и косвенные налоги (Т) - налоги, включаемые в цену товара.

GNP = W + R + i + P + A + Т.

Взаимосвязь важнейших макроэкономических показателей:

ВНП - А=ЧНП - Т=НД

Список использованных источников

1. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебное пособие для вузов / И.В. Алешина - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011. - 384с. - ISBN 5-65605-111-5.

. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебное пособие / Е.Ф. Борисов и др. - М.: Юрайт, 2012г. - 384с. - ISBN 5-0898-154-2.

. Грязнова, А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред.А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: ИТД "КноРус", 2012. - 832с. - ISBN 5-025-15496-5.

. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. д. э. н., профессора А.И. Добрынина. - 3-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 199 с. - ISBN 5-92505-162-9.

. Добрынин, А.И. и др. Экономическая теория: задачи, логические схемы, методические материалы: учебник / А.И. Добрынин - СПб.: ПИТЕР, 2011 - 448с. - ISBN 5-96615-635-2.

. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова - М.: Дашков и К, 2011. - 564с. - ISBN 5-026-96950-8.

. Прыкин, Б.В. и др. Микроэкономика в таблицах и графиках: учебник / Б.В. Прыкин - М.: ЮНИТИ, 2012 - 503с. - ISBN 5-12960-016-6.

Похожие работы на - Государственное регулирование экономики. Значение мирового хозяйства в развитии экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!