Неоинституциональный подход к государственному регулированию экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    132,19 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Неоинституциональный подход к государственному регулированию экономики

Содержание

Введение

.     Государственное регулирование экономики: механизмы, методы, формы и подходы

2.       Неоинституционный подход к государственному регулированию экономики

2.1 Понятие институционализма

2.2 Становление неоинституционализма

.3 Теория неоинституционализма Д. Норта

2.4 Отличия институционализма и неоинституционализма

2.5 Структура новой институциональной теории

3.   Перспективы развития неоинституционного подхода

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов. [1]

Экономисты разных стран признают, что государственное регулирование экономики - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого влияния правительства на отдельные ячейки внутреннего и внешнего рынков посредством микро- и макроэкономических рычагов в целях достижения уверенного роста общей экономической системы.

Участвовать в государственном регулировании второстепенным образом могут и общественные структуры: профсоюзы, общества защиты прав потребителей, политические партии и т.д.

Самые значимые изменения в современной экономике отразились на торговой деятельности. Торговля, которая выступает здесь как связующая ячейка между разными отраслями народного хозяйства и как связующее звено между потребителем и производителем в частности не осталось без внимания государственного регулирования.

Современный механизм регулирования экономической коммерческой деятельности можно вообразить в виде сложной системы методов, форм, средств, при помощи которых осуществляется влияние государства на объекты торговли.

Мировой финансовый кризис, разразившийся осенью 2008 г., заставил задуматься о необходимости системного вмешательства государства в экономику. Такое внедрение предлагалось осуществить за счет расширения государственного присутствия в экономике (национализация обанкротившихся предприятий, передача в собственность государства части акций банков и пр.), увеличения бюджетных вливаний в экономику, и прежде всего в банковскую сферу, ужесточение мер кредитно-денежной политики, стимулирования перехода на иной путь развития.

В этих условиях наиболее актуальной становится проблема государственного регулирования экономики. Причем одинаково важное значение имеют не только уже известные и используемые во многих странах формы и методы государственного регулирования экономики, но и принципиально новые инструменты воздействия государства на развитие национальных экономик.

Цель работы: рассмотреть существующие подходы к государственному регулированию экономики и раскрыть понятие «неоинституционального подхода».

Для достижения цели, необходимо решить ряд задач:

познакомится с понятие государственного регулирования экономики;

углубиться в подходы регулирования;

раскрыть понятие неоинституционального подхода;

выявить перспективы и направления его развития.

Объектом исследования выступает неоинституциональных подход регулирования экономики.

.       
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, МЕХАНИЗМЫ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПОДХОДЫ.

Главная цель государственного регулирования экономики - достичь уверенности (равновесия) развития экономики, с помощью мер государственного воздействия. Ликвидировать или уменьшить разрывы экономического развития, адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам.

Выделяют следующие основные цели госрегулирования:

.     Рост экономики.

2.       Снижение уровня безработицы, сведение его к минимуму.

.        Устойчивость цен.

4.       Стабильность на внешнеэкономическом рынке.

Основными целями государственного регулирования экономики на предстоящий период должны быть:

.     Обеспечение стабильности и предсказуемости федеральной налоговой политики и политики бюджетных расходов (четкое распределение расходов и соответствующих доходов базы между уровнями власти).

2.       Плановость тарифной политики в области предоставления услуг естественных монополий, установление бюджетных ограничений для органов региональной и муниципальной власти.

.        Организация свободного перемещения рабочей силы и капитала по всей территории Российской Федерации.

.        Снижение различий в социальном и экономическом развитии регионов (за счет финансовой поддержки беднейших регионов).

.        Обеспечение равных условий для экономического развития разных регионов, а также равных конкурентах условий для предпринимательской деятельности во всех регионах страны. [2; 34]

Государство отвечает за:

- Политику фискальную (бюджет, налоги)

Политику монитарную (денежные средства, регулирование кредитного рынка)

Контроль внешней торговли

Контроль распределения доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

Бюджетно-налоговая политика - деятельность государства в области налогообложения, государственного регулирования расходов и бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, снижение инфляции и обеспечение занятости населения.

·        Денежно-кредитная политика - контроль всей массы денег в экономике. Её цель - обеспечение стабильного развития экономики.

Необходимо упомянуть и о методах регулирования. Они разделяются на:

Метод регулирования

Характеристика

Прямые

контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)

Косвенные

денежная политика, контроль за доходами, социальная политика


Формы регулирования: целевые госпрограммы, прогнозы, модели ситуаций

Причины регулирования характеризуются наличием в стране:

общественных благ, таких как наука, образование, охрана окружающей среды и пр.;

частного и общественного производства;

появление отрицательных факторов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы);

научно-технического прогресса;

предпосылок к монополизации;

международной конкуренции.

Наиболее важная цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамками[2], исходя из интересов конкретных социальных групп.

2.      
НЕОИНСТИТУЦИОННЫЙ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ

.1 Понятие институционализма

Институционализм, как экономическое учение, сформировался на рубеже прошлых веков. Этот термин связан с двумя понятиями:

) «институт» как порядок, обычай;

) «институт» как закрепление обычаев и порядков в виде законов и учреждений.

Хотя в последнее время термин «неоинституционализм» чаще используется для определения всего спектра современных институциональных подходов, которым противопоставляется институционализм, основанный Вебленом.

Говоря о «новой институциональной экономической теории», следует отметить что то она занимает место в ряду многочисленных подходов, которыми наполнен неоинституционализм:

¾  «институционально-эволюционная теория» (Д. Норт);

¾      «новая институциональная теория» (О. Уильямсон);

¾      «новый французский институционализм» (Л. Болтянски, Ф. Перу, Л. Тевено, О. Фаворо, Ф. Эмар-Дюверне);

¾      «теория общественного выбора» (К. Эрору, Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон);

¾      «теория прав собственности» (Р. Коуз, А. Алчиан, Д. Демсец, Р. Познер)

В отличие от экономистов, придерживающихся теории неоинституционализма, экономисты-институционалисты подчеркивают, что в хозяйственной жизни люди действуют не в качестве независимых индивидов, а как представители отдельных социальных структур. Многочисленные организации значительно ограничивают свободу индивидуального выбора и заставляют каждого человека подчиняться неким общепринятым правилам. Главная черта институционализма - идея «социального контроля» над экономической системой [3;56].

В своем развитии институционализм прошел три этапа.

Таблица 2.1

Этапы становления институционализма


Первый этап

Второй этап

Третий этап

Время

20-30-е гг. XX в

послевоенный период до 60-70-х гг. XX в.

60-70-е гг. XX в. Неоинституционализм

Основной представитель

являются Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл

Джон Морис Кларк

Рональд Коуз, с работами: «Природа фирмы», «Проблема социальных издержек»

Идеи

социального контроля и вмешательства общества, главным образом, государства, в экономические процессы

изучаются демографические проблемы, профсоюзное движение, противоречия социально-экономического развития капитализма

изучается роль экономических процессов в социальной жизни общества


Неоинституционалисты пытаются уже не просто критиковать, а модифицировать институционную экономическую теорию, рассматривая институты через их влияние на решения, которые принимают участники экономических баталий.

Значение институционализма для экономической теории и практики заключается в следующем:

¾           в проверке господствующей экономической теории - идет движение в сторону интеграции общественных наук и уменьшен разрыв между экономической теорией и практикой;

¾           представители институционализма поставили под сомнение центральные утверждения классической политической экономии: эффективность поведения индивида, автоматическое достижение идеального состояния экономической системы, равенство личного интереса общественному благу;

¾           в социальных достижениях: установление минимальной заработной платы, фиксирование рабочего времени, социальное страхование, функционирование профсоюзов - всего этого не должно быть в соответствии с другими экономическим мышлением.

.2 Становление неоинституционализма

Неоинституционализм - современная экономическая теория, принадлежащая к неоклассическому направлению, начало которой положила книга Рональда Коуза «Природа фирмы», выпущенная в 1937 году. Однако интерес к этой теории проявился лишь к концу 1970-х годов в Америке, а затем в Европе. Сам термин был озвучен Оливером Уильямсоном.

В 1997 году было создано «Международное общество по новой институциональной экономической теории».

Один из ведущих теоретиков, Оливер Уильямсон, предложил определенную классификацию концепций неоинституционализма.

. В некоторых концепциях предметом изучения является институциональная среда, то есть фундаментальные политические, социальные и юридические правила, в рамках которых протекают процессы производства и обмена. Институты, действующие в публичной сфере, изучает теория общественного выбора (Дж.Бьюкенан, Г.Таллок, М.Олсон); институты, действующие в частной сфере - теория прав собственности (среди ее основателей Р.Коуз, А.Алчиан, Г.Демсец).

. Другая группа концепций специализируется на изучении организационных форм, которые создаются индивидами на контрактной основе. Теория агентских отношений (Л.Гурвиц, У.Меклинг) построена на взаимодействии «принципал-агент». Основным для нее является вопрос: с помощью каких средств можно добиться того, чтобы поведение агентов (наемных работников) в наименьшей степени отличалось от интересов принципалов (собственников).

. Трансакционный подход в изучении экономических организаций основан на идеях Коуза. В этой теории делается акцент на стадии выполнения контрактов. В одном из направлений этого подхода главной описывающей категорией выступают издержки измерения количества и качества товаров и услуг, проходящих в сделке (Й.Барцель, Д.Норт), в другой - понятие регулятивных структур - специальных механизмов, которые используются для анализа поведения субъектов контрактных отношений (О.Уильямсон).

.3 Теория неоинституционализма Д.Норта

Результативный вариант неоинституциональной теории был разработан в серии исследований Дугласа Норта. Норт выделяет три главных составляющих:

неформальные ограничения (традиции, обычаи, социальные условности);

формальные ограничения (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты);

инструменты принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и т. д.).

Согласно теории Норта, существует два основных источника институциональных изменений. Первый - это изменения в структуре относительных цен. Научные открытия, открытие новых рынков, демографическая ситуация - все это ведет к изменению цен. Под влиянием этих изменений некоторые прежние формы организационного и институционального взаимодействия становятся нецелесообразными, и экономические субъекты начинают экспериментировать с новыми формами.

Другой фактор институциональных изменений - это мировосприятие (субъективные модели, через призму которых люди воспринимают и оценивают окружающий мир). Идеологические пристрастия также зависим от влияния экономических расчетов: чем больше прибыльных возможностей блокирует чья-либо идеология, тем сильнее стимулы к ее пересмотру.

Отсутствие институциональных изменений свидетельствует о том, что никто из субъектов не заинтересован в пересмотре действующих «правил игры» (с учетом издержек, которые им пришлось бы понести). Норт фиксирует действие трех главных рычагов существования нерациональных экономик:

заинтересованность государства, если это ведет к максимизации дельты между доходами и расходами казны;

такие организации могут поддерживаться влиятельнымигруппами со специальными интересами;

эволюция общества зависит от уже избранной институциональной траектории: новые, более эффективные «правила игры» могут оставаться вовлеченными, потому что их ввод требует значительных первоначальных вложений.

Концепция Дугласа Норта получила широкое признание не только среди экономистов, но и среди социологов, историков, антропологов [4].

2.4 Сходства и отличия институционализма и неоинституционализма

Неоинституциональное направление современной экономической идеи включает в себя много теорий. Эти теории в первую очередь объединяет общий предмет исследования. Этим предметом являются институты общества, принципы их возникновения, функционирования и развития.

Сам термин «неоинституционализм» может создать впечатление, что он является образованным от институционализма начала 19 века, хотя на самом деле, единственное, что объединяет эти два течения, - предмет анализа, а именно их интерес к изучению экономических институтов. Помимо этого - критика в адрес методов маржиналистского анализа, которые, по мнению представителей обоих течений, не позволяют адекватно описывать институциональную структуру экономики. Хотя даже критика у рассматриваемых направлений отличается. С точки зрения новых институционалистов, неоклассика не учитывает ряд важнейших значений, влияющих на поведение институтов: фактор неопределенности, ограниченности информации, сознательного искажения информации экономическими субъектами; многообразие мотивов поведения людей и фирм, несовпадение интересов индивида и фирмы и т.д.

Как считают представители неоинституционального движения, основная функция государства - спецификация и защита прав собственности. Индивиды доверяют часть прав по контролю свой деятельности государству, ожидая, что оно, опираясь на предоставленную монополию по осуществлению власти, сможет более рационально специализировать и защищать свои права собственности.

Неоинституциональную теорию часто путают с институционализмом, к которому эта теория не имеет прямого отношения[5].

Новая институциональная теория - яркое проявление тенденции проникновения методов микроэкономического анализа в смежные социальные дисциплины.

Неоинституционализм исходит из двух общих установок. Во-первых, что социальные институты имеют важное значение и, во-вторых, что они поддаются анализу с помощью базовых инструментов экономической теории. [7]

Основное внимание неоинституциональная теория уделяет анализу таких значений как трансакционные издержки, права собственности, контрактные агентские отношения.

Неоинституционалисты не принимают традиционную неоклассическую теории

В сравнении с неоклассической теорией неоинституционализм вводит новый перечень ограничений, вызванных институциональной структурой общества и сужающих сферу индивидуального выбора. Кроме того вводятся поведенческие предпосылки - ограниченной эффективности и оппортунистического поведения.

Предпосылка ограниченной эффективности означает, что человек, обладающий не полной информацией может минимизировать не только материальные издержки, но и интеллектуальные усилия. Вторая предпосылка предполагает «преследование собственного интереса, доходящее до вероломства», то есть перспектива нарушения контрактов.

В рамках неоинституционального направления ставится также вопрос о «границах» государства. Считается, что полная монополия государства на выполнение функций гаранта исполнения договоров приводит к высоким трансакционным издержкам, поэтому государство должно выступать не во всех, а лишь в некоторых сделках [2;50]

Одним из направлений неоинституционализма является теория общественного выбора. В рамках этой теории была поставлена проблема наличия у политиков, принимающих государственные решения, и у чиновников собственных интересов, отличных от интересов государства и общества в целом. По словам Дж.Бьюкенена, «политик выберет тот вариант решения из набора приемлемых для себя альтернатив, исполнение которого максимизирует его собственную полезность, а не полезность для избирателей» [2;13]

Неоклассическая школа предполагает, что рынок действует в условиях совершенной конкуренции, а отклонения от неё характеризует как «провалы рынка» и возлагает в таких случаях надежды на государство. Неоинституционалисты указывают, что государство также не обладает полной информацией и не имеет теоретической возможности ликвидации трансакционных издержек.

Таблица 2.1

Отличия институционализма и неоинституционализма

Институционализм

Неоинституционизм

- двигались от права и политики к экономике при помощи наук об обществе;

- изучают проблемы общественных наук с применением современной макроэкономики и теории игр;

- используют дедуктивный метод (от общих принципов теории к объяснению конкретных явлений общественной жизни);

- внимание действиям коллективов, защищающих интересы индивидов

в центре независимый индивид со своими интересами


Можно выделить целый ряд методологических подходов, которые одновременно будут указывать на единство теорий и их разноплановость и отличия от институционализма начала века. Во-первых, это принцип «методологического индивидуализма», который зачастую используется экономистами этого направления даже более лояльно, чем неоклассиками. В основе теории - анализ поведения индивида, все остальные экономические процессы рассматриваются после этого анализа, в том числе поведение экономических институтов (различных типов фирм, государства). Этот метод отличает неоинституционализм от институциональной теории, поскольку последняя выступала против такого подхода и изучала институты как некие образования, поведение которых не сводится к поведению отдельных экономических субъектов. Неоинституционалисты считают, что поведение «коллективных» игроков рынка все равно зависит от воли влиятельных индивидов.

В связи с этим неоинституциональная теория принципиально иначе дает определение роли государства в экономике. Оно рассматривается на равнее с другими экономическими институтами. Государственные структуры состоят из людей, поведение которых ничем не отличается от поведения сотрудников любой частной фирмы. Они столь же эгоистичны, в той же степени неэффективны, так же реагируют на ситуации на рынке. Степень рациональности этого института может и должна оцениваться так же, как и рациональность любой другой формы организации.

Второе методологическое отличие неоинституционализма от институциональной теории связано с другим подходом в анализе. Неоинституционализм опирается на внеисторический анализ. Неоинституциональные теории занимаются изучением законов, носящих универсальный и всеобщий характер. Эти законы актуальны для всех видов экономических субъектов (институты, отдельные индивиды). С их помощью могут быть описаны любые экономические явления в любые периоды времени.

Помимо общих методологических подходов, теории, которые принято включать в неоинституциональное направление, обладают некоторыми отличиями. По методу анализа можно выделить как минимум две основные группы. Первый блок включает в себя теории, которые используют трансакционный анализ для изучения экономических структур, основы которого были заложены еще в первой половине XX в. Р. Коузом. Сюда относятся теории О.И. Уильямсона, Д. Норта, Р. Фогеля, Р. Томаса и др. Второе направление, близкое первому в методологическом плане, основывается в своем изучении на теорию прав собственности (А. Алчиан, X. Демсец). [7]

2.5 Структура новой институциональной теории

Неоинституциональный анализ может рассматриваться на нескольких уровнях - институциональном, организационном и индивидуальном. По существу он является попыткой ответить на три взаимосвязанных вопроса:

) о тенденциях развития, отбора и смены различных социальных институтов;

) о рациональности тех или иных организационных форм в зависимости от характера существующей институциональной среды;

) об особенностях поведения экономических субъектов в рамках различных организаций.

Все уровни взаимодействия между экономическими агентами сопровождаются неизбежными затратами и потерями, для определения которых используется общий термин «трансакционные издержки».

Институты изучаются в неоинституционализме по принципам действующим в спорте и называемым «правилами игры»; примеры таких общих правил разнообразны - от конституций до норм этикета. Они определяют систему положительных и отрицательных критериев, направляя поведение людей в определенное русло и тем самым делая социальную среду менее неопределенной. Соответственно, организации изучаются по аналогии со спортивными командами: примерами организаций являются фирмы, политические партии, профсоюзы, церкви и т. д. К общепринятым «правилам игры» они добавляют внутренние правила, соблюдать которые обязаны их участники.

Такое разнообразие объектов исследования приводит к тому, что неоинституционализм предстает не как стройная теоретическая система, а, скорее, как целый ряд подходов, объединенных несколькими ключевыми идеями. Один из его ведущих теоретиков, Уильямсон, предложил следующую классификацию. В ряде концепций предметом изучения выступает институциональная среда, т. е. фундаментальные политические, социальные и юридические правила, в рамках которых проходят процессы производства и обмена. Институты, действующие в публичной сфере, изучает теория общественного выбора (ведущие представители - Джеймс Бьюкенен, Гордон Таллок#"704993.files/image001.gif">

Рис.1 Структура неоинституциональной теории

Похожие работы на - Неоинституциональный подход к государственному регулированию экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!