Неоинституциональный подход к государственному регулированию экономики
Содержание
Введение
. Государственное регулирование экономики: механизмы,
методы, формы и подходы
2. Неоинституционный подход к государственному
регулированию экономики
2.1 Понятие институционализма
2.2 Становление неоинституционализма
.3 Теория неоинституционализма Д. Норта
2.4 Отличия институционализма и неоинституционализма
2.5 Структура новой институциональной теории
3. Перспективы развития неоинституционного подхода
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и
установления основных экономических процессов. [1]
Экономисты разных стран признают, что государственное регулирование
экономики - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого
влияния правительства на отдельные ячейки внутреннего и внешнего рынков
посредством микро- и макроэкономических рычагов в целях достижения уверенного
роста общей экономической системы.
Участвовать в государственном регулировании второстепенным образом могут
и общественные структуры: профсоюзы, общества защиты прав потребителей,
политические партии и т.д.
Самые значимые изменения в современной экономике отразились на торговой
деятельности. Торговля, которая выступает здесь как связующая ячейка между
разными отраслями народного хозяйства и как связующее звено между потребителем
и производителем в частности не осталось без внимания государственного
регулирования.
Современный механизм регулирования экономической коммерческой
деятельности можно вообразить в виде сложной системы методов, форм, средств,
при помощи которых осуществляется влияние государства на объекты торговли.
Мировой финансовый кризис, разразившийся осенью 2008 г., заставил
задуматься о необходимости системного вмешательства государства в экономику.
Такое внедрение предлагалось осуществить за счет расширения государственного
присутствия в экономике (национализация обанкротившихся предприятий, передача в
собственность государства части акций банков и пр.), увеличения бюджетных
вливаний в экономику, и прежде всего в банковскую сферу, ужесточение мер
кредитно-денежной политики, стимулирования перехода на иной путь развития.
В этих условиях наиболее актуальной становится проблема государственного
регулирования экономики. Причем одинаково важное значение имеют не только уже
известные и используемые во многих странах формы и методы государственного
регулирования экономики, но и принципиально новые инструменты воздействия
государства на развитие национальных экономик.
Цель работы: рассмотреть существующие подходы к государственному
регулированию экономики и раскрыть понятие «неоинституционального подхода».
Для достижения цели, необходимо решить ряд задач:
познакомится с понятие государственного регулирования экономики;
углубиться в подходы регулирования;
раскрыть понятие неоинституционального подхода;
выявить перспективы и направления его развития.
Объектом исследования выступает неоинституциональных подход регулирования
экономики.
.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, МЕХАНИЗМЫ, МЕТОДЫ,
ФОРМЫ И ПОДХОДЫ.
Главная цель государственного регулирования экономики - достичь
уверенности (равновесия) развития экономики, с помощью мер государственного
воздействия. Ликвидировать или уменьшить разрывы экономического развития,
адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и
внешнеэкономическим факторам.
Выделяют следующие основные цели госрегулирования:
. Рост экономики.
2. Снижение уровня безработицы, сведение его к минимуму.
. Устойчивость цен.
4. Стабильность на внешнеэкономическом рынке.
Основными целями государственного регулирования экономики на предстоящий
период должны быть:
. Обеспечение стабильности и предсказуемости федеральной налоговой
политики и политики бюджетных расходов (четкое распределение расходов и соответствующих
доходов базы между уровнями власти).
2. Плановость тарифной политики в области предоставления услуг
естественных монополий, установление бюджетных ограничений для органов
региональной и муниципальной власти.
. Организация свободного перемещения рабочей силы и капитала по
всей территории Российской Федерации.
. Снижение различий в социальном и экономическом развитии регионов
(за счет финансовой поддержки беднейших регионов).
. Обеспечение равных условий для экономического развития разных
регионов, а также равных конкурентах условий для предпринимательской
деятельности во всех регионах страны. [2; 34]
Государство отвечает за:
-
Политику фискальную (бюджет, налоги)
Политику
монитарную (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
Контроль
внешней торговли
Контроль
распределения доходов
Механизмы
государственного регулирования рыночной экономики:
Бюджетно-налоговая
политика - деятельность государства в области налогообложения, государственного
регулирования расходов и бюджета. Направлена на обеспечение стабильного
развития экономики, снижение инфляции и обеспечение занятости населения.
· Денежно-кредитная политика - контроль всей массы денег в
экономике. Её цель - обеспечение стабильного развития экономики.
Необходимо упомянуть и о методах регулирования. Они разделяются на:
Метод регулирования
|
Характеристика
|
Прямые
|
контроль над монополиями,
экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества,
государственные стандарты)
|
Косвенные
|
денежная политика, контроль
за доходами, социальная политика
|
Формы регулирования: целевые госпрограммы, прогнозы, модели ситуаций
Причины регулирования характеризуются наличием в стране:
общественных благ, таких как наука, образование, охрана окружающей среды
и пр.;
частного и общественного производства;
появление отрицательных факторов внутри рынка (бедность, преступность,
экологические проблемы);
научно-технического прогресса;
предпосылок к монополизации;
международной конкуренции.
Наиболее
важная цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы
ограничить действие законов рынка определёнными рамками[2], исходя из интересов
конкретных социальных групп.
2.
НЕОИНСТИТУЦИОННЫЙ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ
.1 Понятие институционализма
Институционализм, как экономическое учение, сформировался на рубеже
прошлых веков. Этот термин связан с двумя понятиями:
) «институт» как порядок, обычай;
) «институт» как закрепление обычаев и порядков в виде законов и
учреждений.
Хотя в последнее время термин «неоинституционализм» чаще используется для
определения всего спектра современных институциональных подходов, которым
противопоставляется институционализм, основанный Вебленом.
Говоря о «новой институциональной экономической теории», следует отметить
что то она занимает место в ряду многочисленных подходов, которыми наполнен
неоинституционализм:
¾ «институционально-эволюционная теория» (Д. Норт);
¾ «новая институциональная теория» (О. Уильямсон);
¾ «новый французский институционализм» (Л. Болтянски, Ф. Перу,
Л. Тевено, О. Фаворо, Ф. Эмар-Дюверне);
¾ «теория общественного выбора» (К. Эрору, Дж. Бьюкенен, Г.
Таллок, М. Олсон);
¾ «теория прав собственности» (Р. Коуз, А. Алчиан, Д. Демсец,
Р. Познер)
В отличие от экономистов, придерживающихся теории неоинституционализма,
экономисты-институционалисты подчеркивают, что в хозяйственной жизни люди
действуют не в качестве независимых индивидов, а как представители отдельных
социальных структур. Многочисленные организации
значительно ограничивают свободу индивидуального выбора и заставляют каждого
человека подчиняться неким общепринятым правилам. Главная черта
институционализма - идея «социального контроля» над экономической системой [3;56].
В своем развитии институционализм прошел три этапа.
Таблица 2.1
Этапы становления институционализма
|
Первый этап
|
Второй этап
|
Третий этап
|
Время
|
20-30-е гг. XX
в
|
послевоенный период до
60-70-х гг. XX в.
|
60-70-е гг. XX
в. Неоинституционализм
|
Основной представитель
|
являются Торстейн Веблен,
Джон Коммонс, Уэсли Митчелл
|
Джон Морис Кларк
|
Рональд Коуз, с работами:
«Природа фирмы», «Проблема социальных издержек»
|
Идеи
|
социального контроля и
вмешательства общества, главным образом, государства, в экономические
процессы
|
изучаются демографические
проблемы, профсоюзное движение, противоречия социально-экономического
развития капитализма
|
изучается роль
экономических процессов в социальной жизни общества
|
Неоинституционалисты пытаются уже не
просто критиковать, а модифицировать институционную экономическую теорию,
рассматривая институты через их влияние на решения, которые принимают участники
экономических баталий.
Значение институционализма для экономической теории и практики заключается в следующем:
¾ в проверке господствующей экономической теории - идет
движение в сторону интеграции общественных наук и уменьшен разрыв между
экономической теорией и практикой;
¾ представители институционализма поставили под сомнение
центральные утверждения классической политической экономии: эффективность
поведения индивида, автоматическое достижение идеального состояния
экономической системы, равенство личного интереса общественному благу;
¾ в
социальных достижениях: установление минимальной заработной платы, фиксирование
рабочего времени, социальное страхование,
функционирование профсоюзов - всего этого
не должно быть в соответствии с другими экономическим мышлением.
.2 Становление неоинституционализма
Неоинституционализм
- современная экономическая теория, принадлежащая к неоклассическому
направлению, начало которой положила книга
Рональда Коуза «Природа
фирмы», выпущенная в 1937 году. Однако интерес к этой теории проявился лишь
к концу 1970-х годов в Америке, а затем в
Европе. Сам термин был озвучен Оливером
Уильямсоном.
В 1997 году было создано
«Международное общество по новой институциональной экономической теории».
Один
из ведущих теоретиков, Оливер Уильямсон, предложил определенную классификацию
концепций неоинституционализма.
.
В некоторых концепциях предметом изучения является институциональная среда,
то есть фундаментальные политические, социальные и юридические правила, в
рамках которых протекают процессы производства и обмена. Институты, действующие
в публичной сфере, изучает теория общественного выбора (Дж.Бьюкенан, Г.Таллок,
М.Олсон); институты, действующие в частной сфере - теория прав
собственности (среди ее основателей Р.Коуз, А.Алчиан, Г.Демсец).
.
Другая группа концепций специализируется на изучении организационных форм,
которые создаются индивидами на контрактной основе. Теория агентских отношений
(Л.Гурвиц, У.Меклинг) построена на взаимодействии «принципал-агент». Основным
для нее является вопрос: с помощью каких средств можно добиться того, чтобы
поведение агентов (наемных работников) в наименьшей степени отличалось от
интересов принципалов (собственников).
.
Трансакционный подход в изучении экономических организаций основан на идеях
Коуза. В этой теории делается акцент на стадии выполнения контрактов. В одном
из направлений этого подхода главной описывающей категорией выступают издержки
измерения количества и качества товаров и услуг, проходящих в сделке
(Й.Барцель, Д.Норт), в другой - понятие регулятивных структур - специальных
механизмов, которые используются для анализа поведения субъектов контрактных
отношений (О.Уильямсон).
.3
Теория неоинституционализма Д.Норта
Результативный
вариант неоинституциональной теории был разработан в серии исследований Дугласа Норта. Норт
выделяет три главных составляющих:
неформальные
ограничения (традиции, обычаи, социальные условности);
формальные
ограничения (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты);
инструменты
принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и т. д.).
Согласно
теории Норта, существует два основных источника институциональных изменений.
Первый - это изменения в структуре относительных цен. Научные открытия,
открытие новых рынков, демографическая ситуация - все это ведет к изменению
цен. Под влиянием этих изменений некоторые прежние формы организационного и
институционального взаимодействия становятся нецелесообразными, и экономические
субъекты начинают экспериментировать с новыми формами.
Другой
фактор институциональных изменений - это мировосприятие (субъективные
модели, через призму которых люди воспринимают и оценивают окружающий мир).
Идеологические пристрастия также зависим от влияния экономических расчетов: чем
больше прибыльных возможностей блокирует чья-либо идеология, тем сильнее
стимулы к ее пересмотру.
Отсутствие
институциональных изменений свидетельствует о том, что никто из субъектов не
заинтересован в пересмотре действующих «правил игры» (с учетом издержек, которые им пришлось бы понести).
Норт фиксирует действие трех главных рычагов существования нерациональных экономик:
заинтересованность
государства, если это ведет к максимизации дельты между доходами и расходами
казны;
такие
организации могут поддерживаться влиятельнымигруппами со специальными
интересами;
эволюция
общества зависит от уже избранной институциональной траектории: новые, более
эффективные «правила игры» могут оставаться вовлеченными, потому что их ввод
требует значительных первоначальных вложений.
Концепция
Дугласа Норта получила широкое признание не только среди экономистов, но и
среди социологов, историков, антропологов [4].
2.4
Сходства и отличия институционализма и неоинституционализма
Неоинституциональное
направление современной экономической идеи включает в себя много теорий. Эти
теории в первую очередь объединяет общий предмет исследования. Этим предметом
являются институты общества, принципы их возникновения, функционирования и
развития.
Сам
термин «неоинституционализм» может создать впечатление, что он является
образованным от институционализма начала 19 века, хотя на самом деле,
единственное, что объединяет эти два течения, - предмет анализа, а именно их
интерес к изучению экономических институтов. Помимо этого - критика в адрес
методов маржиналистского анализа, которые, по мнению представителей обоих
течений, не позволяют адекватно описывать институциональную структуру
экономики. Хотя даже критика у рассматриваемых направлений отличается. С точки
зрения новых институционалистов, неоклассика не учитывает ряд важнейших
значений, влияющих на поведение институтов: фактор неопределенности,
ограниченности информации, сознательного искажения информации экономическими
субъектами; многообразие мотивов поведения людей и фирм, несовпадение интересов
индивида и фирмы и т.д.
Как
считают представители неоинституционального движения, основная функция
государства - спецификация и защита прав собственности. Индивиды доверяют часть
прав по контролю свой деятельности государству, ожидая, что оно, опираясь на
предоставленную монополию по осуществлению власти, сможет более рационально
специализировать и защищать свои права собственности.
Неоинституциональную
теорию часто путают с институционализмом, к которому эта теория не имеет
прямого отношения[5].
Новая
институциональная теория - яркое проявление тенденции проникновения методов микроэкономического анализа в
смежные социальные дисциплины.
Неоинституционализм
исходит из двух общих установок. Во-первых, что социальные институты имеют
важное значение и, во-вторых, что они поддаются анализу с помощью базовых
инструментов экономической теории. [7]
Основное
внимание неоинституциональная теория уделяет анализу таких значений как трансакционные
издержки, права собственности, контрактные агентские отношения.
Неоинституционалисты
не принимают традиционную неоклассическую теории
В
сравнении с неоклассической теорией неоинституционализм вводит новый перечень
ограничений, вызванных институциональной структурой общества и сужающих сферу
индивидуального выбора. Кроме того вводятся поведенческие предпосылки - ограниченной
эффективности и оппортунистического поведения.
Предпосылка
ограниченной эффективности означает, что человек, обладающий не полной
информацией может минимизировать не только материальные издержки, но и
интеллектуальные усилия. Вторая предпосылка предполагает «преследование
собственного интереса, доходящее до вероломства», то есть перспектива нарушения
контрактов.
В
рамках неоинституционального направления ставится также вопрос о «границах»
государства. Считается, что полная монополия государства на выполнение функций
гаранта исполнения договоров приводит к высоким трансакционным издержкам,
поэтому государство должно выступать не во всех, а лишь в некоторых сделках
[2;50]
Одним
из направлений неоинституционализма является теория общественного выбора. В
рамках этой теории была поставлена проблема наличия у политиков, принимающих
государственные решения, и у чиновников собственных интересов, отличных от
интересов государства и общества в целом. По словам Дж.Бьюкенена, «политик
выберет тот вариант решения из набора приемлемых для себя альтернатив,
исполнение которого максимизирует его собственную полезность, а не полезность
для избирателей» [2;13]
Неоклассическая
школа предполагает, что рынок действует в условиях совершенной конкуренции, а
отклонения от неё характеризует как «провалы рынка» и возлагает в таких случаях
надежды на государство. Неоинституционалисты указывают, что государство также не
обладает полной информацией и не имеет теоретической возможности ликвидации трансакционных
издержек.
Таблица
2.1
Отличия
институционализма и неоинституционализма
Институционализм
|
Неоинституционизм
|
-
двигались от права и политики к
экономике при помощи наук об обществе;
|
-
изучают проблемы общественных наук с
применением современной макроэкономики и теории игр;
|
-
используют дедуктивный метод (от общих
принципов теории к объяснению конкретных явлений общественной жизни);
|
- внимание действиям
коллективов, защищающих интересы индивидов
|
в центре независимый
индивид со своими интересами
|
Можно выделить целый ряд методологических подходов, которые одновременно
будут указывать на единство теорий и их разноплановость и отличия от
институционализма начала века. Во-первых, это принцип «методологического
индивидуализма», который зачастую используется экономистами этого направления
даже более лояльно, чем неоклассиками. В основе теории - анализ поведения
индивида, все остальные экономические процессы рассматриваются после этого
анализа, в том числе поведение экономических институтов (различных типов фирм,
государства). Этот метод отличает неоинституционализм от институциональной
теории, поскольку последняя выступала против такого подхода и изучала институты
как некие образования, поведение которых не сводится к поведению отдельных
экономических субъектов. Неоинституционалисты считают, что поведение
«коллективных» игроков рынка все равно зависит от воли влиятельных индивидов.
В связи с этим неоинституциональная теория принципиально иначе дает
определение роли государства в экономике. Оно рассматривается на равнее с
другими экономическими институтами. Государственные структуры состоят из людей,
поведение которых ничем не отличается от поведения сотрудников любой частной
фирмы. Они столь же эгоистичны, в той же степени неэффективны, так же реагируют
на ситуации на рынке. Степень рациональности этого института может и должна
оцениваться так же, как и рациональность любой другой формы организации.
Второе методологическое отличие неоинституционализма от институциональной
теории связано с другим подходом в анализе. Неоинституционализм опирается на
внеисторический анализ. Неоинституциональные теории занимаются изучением
законов, носящих универсальный и всеобщий характер. Эти законы актуальны для
всех видов экономических субъектов (институты, отдельные индивиды). С их
помощью могут быть описаны любые экономические явления в любые периоды времени.
Помимо общих методологических подходов, теории, которые принято включать
в неоинституциональное направление, обладают некоторыми отличиями. По методу
анализа можно выделить как минимум две основные группы. Первый блок включает в
себя теории, которые используют трансакционный анализ для изучения
экономических структур, основы которого были заложены еще в первой половине XX в. Р. Коузом. Сюда относятся теории
О.И. Уильямсона, Д. Норта, Р. Фогеля, Р. Томаса и др. Второе направление,
близкое первому в методологическом плане, основывается в своем изучении на
теорию прав собственности (А. Алчиан, X. Демсец). [7]
2.5 Структура новой институциональной теории
Неоинституциональный анализ может рассматриваться на нескольких уровнях -
институциональном, организационном и индивидуальном. По существу он является
попыткой ответить на три взаимосвязанных вопроса:
) о тенденциях развития, отбора и смены различных социальных институтов;
) о рациональности тех или иных организационных форм в зависимости от
характера существующей институциональной среды;
) об особенностях поведения экономических субъектов в рамках различных
организаций.
Все уровни взаимодействия между экономическими агентами сопровождаются
неизбежными затратами и потерями, для определения которых используется общий
термин «трансакционные издержки».
Институты изучаются в неоинституционализме по принципам действующим в
спорте и называемым «правилами игры»; примеры таких общих правил разнообразны -
от конституций до норм этикета. Они определяют систему положительных и
отрицательных критериев, направляя поведение людей в определенное русло и тем
самым делая социальную среду менее неопределенной. Соответственно, организации
изучаются по аналогии со спортивными командами: примерами организаций являются
фирмы, политические партии, профсоюзы, церкви и т. д. К общепринятым «правилам
игры» они добавляют внутренние правила, соблюдать которые обязаны их участники.
Такое
разнообразие объектов исследования приводит к тому, что неоинституционализм
предстает не как стройная теоретическая система, а, скорее, как целый ряд
подходов, объединенных несколькими ключевыми идеями. Один из его ведущих
теоретиков, Уильямсон, предложил следующую классификацию. В ряде концепций
предметом изучения выступает институциональная среда, т. е. фундаментальные
политические, социальные и юридические правила, в рамках которых проходят
процессы производства и обмена. Институты, действующие в публичной сфере, изучает
теория общественного выбора (ведущие представители - Джеймс Бьюкенен, Гордон
Таллок#"704993.files/image001.gif">
Рис.1 Структура неоинституциональной теории