Регулирование экономики государства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,21 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регулирование экономики государства










Реферат

по дисциплине "Экономическая теория"

на тему "Регулирование экономики государства"

Содержание

1. Понятие экономики

2. Основные этапы развития экономики как науки

3. Соотношение микроэкономики и макроэкономики

2. Основные проблемы экономической организации

2.1 Три проблемы экономической организации

2.2 Основные типы экономических систем

2.3 Модель кругового потока экономической деятельности

3. Рынок, условия и пределы его функционирования

4. Кредитно-денежное регулирование экономики (монетарная политика)

Список литературы

1. Понятие экономики

Экономическая теория занимается исследованием того, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами. Эта наука основана на предположении о рациональном поведении экономических агентов (потребителей и производителей), которое направлено на максимизацию определенной целевой функции (полезность для потребителей или прибыль для производителей).

При этом потребности экономических агентов безграничны, а производственные ресурсы ограничены. Редкость ресурсов приводит к невозможности производства всех товаров, которые индивиды желали бы потребить, т.е. потребительские блага также ограничены. Блага, обладающие относительной редкостью, называются экономическими благами.

Редкость предопределяет необходимость выбора. Совокупность всех индивидуальных вариантов выбора, которые потребители и производители экономических благ (домохозяйства, фирмы и правительственные учреждения) осуществляют, исходя из своих собственных предпочтений, является основой механизма формирования цен (неограниченные, т.е. неэкономические блага бесплатны, как, например, воздух). Поскольку принятие решения о выборе характеризует поведение экономических агентов, экономическую теорию можно назвать наукой о поведении.

Общую экономическую теорию обычно подразделяют на две основные части. Первой является микроэкономика - раздел экономической теории, изучающий поведение индивидуальных экономических агентов, которые осуществляют выбор редких ресурсов для производства товаров и услуг и их последующего распределения в целях потребления. Исследованием закономерностей развития экономики в целом занимается вторая часть общей экономической теории - макроэкономика.

2. Основные этапы развития экономики как науки

Основателем экономики как науки принято считать Адама Смита (1723-1790), автора "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776), в котором он стремился найти законы развития экономики, разработать теории стоимости, распределения и т.д. Идеи Смита были распространены и углублены другими представителями классической политической экономии (Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй, Дж.С. Милль и др.). Экономисты-классики не делали разделения на микро - и макроэкономику.

Микроэкономика сформировалась в рамках неоклассического направления экономической мысли, родившегося в результате маржиналистской революции начала 1870-х гг. (К. Менгер, У.С. Джевонс, Л. Вальрас). Маржиналисты развили классическую теорию рынка, дополнив ее принципом предельной полезности. Завершил и систематизировал маржиналистскую революцию Альфред Маршалл (1842-1924), разработавший анализ частичного равновесия (равновесия на отдельных рынках). Фундаментальная работа Маршалла "Принципы экономической науки" (1890) долгое время служила основным учебником по экономической теории в Англии и других западных странах. Неоклассическая теория до сих пор образует основание и понятийный аппарат современной экономической науки.

Появление макроэкономики связано с выходом книги "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), написанной Дж.М. Кейнсом (1883-1946), учеником Маршалла. Кейнс пытался объяснить экономическую депрессию и безработицу и обосновать необходимость государственного вмешательства для преодоления кризисов. Современная макроэкономика создана последователями и критиками кейнсианской теории (развитие велось в рамках неокейнсианского и посткейнсианского подходов, а критика осуществлялась М. Фридманом и другими представителями монетаристской теории).

Наконец, одним из наиболее популярных в последние годы направлений экономической науки является неоинституциональная теория. Начало развитию этой теории положила статья Р. Коуза "Природа фирмы" (1937), в которой автор предложил новый инструмент анализа экономических явлений - трансакционные издержки, т.е. издержки по совершению сделки. В настоящее время неоинституциональная теория включает

целый комплекс дисциплин, к которым относятся, в частности, теория трансакционных издержек, теория агентских отношений, теория прав собственности, теория общественного выбора и конституционная экономика, новая экономическая история и т.д. Среди наиболее значительных представителей неоинституциональной теории можно назвать Р. Познера, Д. Норта, О. Уильямсона и других.

3. Соотношение микроэкономики и макроэкономики

Современная экономическая наука делится на два основных раздела - микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает процессы принятия решений отдельных экономических единиц - фирм, домохозяйств и правительственных учреждений. Макроэкономика занимается исследованием экономики в целом, на основе анализа агрегированных показателей, таких как уровень цен, занятость, национальный доход.

Если микроэкономика анализирует производство в отдельных фирмах и отраслях, то макроэкономика рассматривает национальное производство. Микроэкономика занимается ценами отдельных товаров и услуг, а макроэкономика - совокупным уровнем цен. Микроэкономика исследует закономерности распределения различных видов доходов, а макроэкономика - национальный доход. Микроэкономика изучает занятость в отдельных фирмах и отраслях, а макроэкономика - занятость и безработицу в экономике.

Микроэкономика и макроэкономика тесно взаимосвязаны. Понимание индивидуальных решений на микроуровне очень важно для осмысления процессов, происходящих на макроуровне. Действия правительства по предоставлению общественных благ исследуются микроэкономикой, однако они могут также изучаться и макроэкономикой, так как являются частью государственной экономической политики.

2. Основные проблемы экономической организации

2.1 Три проблемы экономической организации

Ключевыми проблемами экономической организации, независимо от типа экономической системы - традиционной, плановой или рыночной, - является решение следующих трех вопросов.

. Что производить? Проблема выбора или принятия решений о том, какие товары и услуги должны быть произведены и в каких количествах. Необходимо учитывать, что поскольку ресурсы ограничены, увеличение производства одних товаров приводит к сокращению производства других.

. Как производить? Проблема эффективности или принятия решений о том, кто будет производить товары, с помощью каких ресурсов и технологий. Целью является достижение при наличных ресурсах и технологии наиболее полно удовлетворяющего человеческие потребности выпуска.

. Для кого производить? Проблема распределения произведенных товаров между различными домохозяйствами. Доходы распределяются в результате свободного функционирования экономической системы или перераспределяются государством.

2.2 Основные типы экономических систем

Основные проблемы экономической организации - Что производить? Как производить? Для кого производить? - присущи любой экономической системе. Тем не менее в разных обществах они могут быть решены по-разному.

В примитивных обществах поведение людей обусловлено традицией, это относится и к решению перечисленных трех проблем. Однако в современном обществе изменения социальных и экономических условий, в том числе моделей производства и потребления, происходят так быстро, что обычай не успевает к ним приспособиться. Двумя наиболее распространенными современными типами экономических систем являются плановая и рыночная.

Плановая (командная) экономика - это такой тип экономической системы, при котором государство при помощи планирующих организаций принимает основные решения о производстве и распределении, а также является собственником важнейших ресурсов, средств производства и т.д. Иногда такой тип экономической системы называют коллективистским или социалистическим (коммунистическим). В XX в. он был достаточно широко распространен, попытки реализовать его осуществлялись в СССР, Китае, странах Восточной Европы и др. Однако в конце XX в. эти попытки потерпели крах и ортодоксальные коммунистические режимы сохранились у власти лишь в КНДР и на Кубе.

В настоящее время в мире доминирует рыночная экономика. Рыночная экономика является совокупностью многих рынков, т.е. это экономика, в которой индивиды и частные фирмы при помощи рыночного взаимодействия принимают большинство решений о производстве и распределении. Цены на рынке устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения, фирмы производят те товары, которые пользуются наибольшим спросом, а потребление определяется решениями индивидов о том, как тратить свои доходы.

Конечно же, ни одна из этих систем не существует и никогда не существовала в чистом виде. Все современные общества являются "смешанными экономиками", которые сочетают рыночные и государственные начала, традиции также играют определенную роль. Однако любая наука, в том числе и экономическая, для выявления закономерностей изучаемого объекта нуждается в абстракции. Одной из таких абстракций и является модель совершенного рынка, которую изучает экономическая наука.

2.3 Модель кругового потока экономической деятельности

Функционирование рыночной системы, в результате которого решаются проблемы "Что?", "Как?" и "Для кого?", можно упрощенно представить при помощи модели кругового потока экономической деятельности. Данная модель показывает, что домохозяйства и фирмы связаны между собой двумя типами рынков - рынками товаров и рынками факторов производства. На рынках товаров домохозяйства представляют спрос, а фирмы предложение. И наоборот, на рынках факторов производства домохозяйства обеспечивают предложение ресурсов (труд, земля и капитал), а фирмы предъявляют на них спрос.

Домохозяйства используют свой доход от продажи факторов производства для покупки на рынках товаров. Фирмы приобретают рабочую силу и другие ресурсы на рынках факторов производства за денежные платежи, которые приобретают форму заработной платы, процентного дохода, рентных платежей и т.д. Находящиеся в собственности фирм факторы производства принято учитывать как покупки у домашних хозяйств, которые являются конечными собственниками этих фирм. Поэтому все производственные издержки можно рассматривать как денежные платежи за ресурсы, приобретенные фирмами у домохозяйств.

3. Рынок, условия и пределы его функционирования

Одной из основных проблем экономической науки является вопрос о том, как осуществляется координация хозяйственной деятельности. Наилучшим способом такой координации является рынок, в результате работы которого общее благо является непредвиденным последствием эгоистичных действий людей. Этот факт отметил еще британский моралист XVIII в. Бернард Мандевиль в своем памфлете "Басня о пчелах, или Пороки частных лиц - блага для общества" (1714).

Однако более полно концепция рыночной саморегуляции была развита Адамом Смитом, который ее охарактеризовал при помощи понятия "невидимой руки". Задавшись проблемой экономической координации, Смит пришел к выводу, что индивиды, преследуя свои частные интересы в рыночном взаимодействии, волей-неволей работают ради общего блага. Для Смита экономическая деятельность требует в качестве мотива только эгоизм: "Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах". Таким образом, "невидимая рука" рынка ведет к тому, что за счет стремления людей к собственному богатству достигается "богатство народов".

Доктрина "невидимой руки" объясняет, почему функционирование рыночного механизма приводит к достижению экономической эффективности. Однако эта доктрина верна только при наличии совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция - это такое состояние рынка, когда:

никакая фирма и никакой потребитель не может влиять на цену;

продукция однородна;

на рынке отсутствуют барьеры;

факторы производства мобильны;

существует равный доступ к информации.

Эффективное распределение ресурсов (эффективность по Парето) возможно только в том случае, когда совершенная конкуренция присутствует на всех рынках. В случае несовершенной конкуренции экономика будет находиться внутри КПВ, так как иди имеющийся набор продукции не будет соответствовать потребностям общества, или товары будут производиться с использованием не самой эффективной технологии, или затраты на производство не будут минимальными.

Рынок является основным средством осуществления экономической координации. Однако и рынок имеет издержки функционирования и поэтому иногда он вытесняется другими способами координации экономической жизни, прежде всего государственными учреждениями и частными фирмами, т.е. бюрократической координацией. При бюрократической координации экономической деятельности распоряжение ресурсами осуществляется наемными служащими, руководство которых задает цель, правила и структуру организации.

Начало исследований затрат функционирования рыночного механизма или трансакционных издержек, задающих рынку границы, связано со статьей Р. Коуза "Природа фирмы" (1937). Трансакционные издержки - это издержки по совершению сделок. Различают трансакционные издержки до и после совершения сделки; до: составление проекта, договора, ведение переговоров, обеспечение гарантий соглашения; после: контроль за соблюдением условий сделки, спецификация и защита прав собственности. Трансакционные издержки возникают в результате специфичности активов, ограниченной рациональности экономических агентов и оппортунизма участников сделок.

Когда трансакционные издержки высоки, рынок вытесняется фирмой, но существуют и затраты организации трансакций внутри фирмы, что ограничивает ее рост. Иначе говоря, если издержки функционирования рынка выше издержек внутрифирменной организации, то автономные участники сделки могут заменить его использование взаимодействием на основе властных отношений, т.е. подчинении наемных работников управляющему, который представляет интересы собственников.

Другим способом исправления недостатков рынка является государственное вмешательство. Экономическая наука выделяет три основные функции государства:

эффективность;

справедливость;

стабильность.

Эффективность обеспечивается путем преодоления и смягчения важнейших рыночных несовершенств. Сюда входит: преодоление несовершенной конкуренции; обеспечение общественных благ; а также ограничение негативных внешних эффектов экономической деятельности (связанных, прежде всего, с экологическими проблемами).

Государственные программы по поддержанию справедливости заключаются в использовании налогов и государственных расходов для перераспределения доходов в целях преодоления наиболее острых социальных противоречий. Проблемы справедливости изучает нормативная экономическая наука, в отличие от позитивной науки, анализирующей механизмы функционирования экономики и не дающей оценочных суждений.

Стабильность экономической системы обеспечивается налогово-бюджетной и денежно-кредитной политикой, которую пытается проводить государство. Исследованием возможностей государственного регулирования экономики занимается макроэкономическая теория.

Необходимо иметь в виду, что государство также иногда оказывается несостоятельным в решении экономических проблем. Существуют четыре основные причины несостоятельности государства:

недостаточная информированность о реальном состоянии экономики;

ограниченный контроль над реакцией частного сектора на вмешательство государства;

слабый контроль над бюрократией, которая может преследовать свои цели, отличающиеся от государственных;

ограничения, налагаемые политическими процессами, т.е. борьбой заинтересованных лиц.

4. Кредитно-денежное регулирование экономики (монетарная политика)

Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только Центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений домашних хозяйств и фирм.

Центральный банк может осуществлять кредитно-денежную политику, посредством регулирования денежной массы (посредством контроля за предложением денег), ставки процента, обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Как правило, используется четыре основных инструмента кредитно-денежной политики или четыре вида политики, с помощью которых Центральный банк и контролирует предложение денег. Этими инструментами являются: учетная политика (изменение учетной ставки процента), валютная политика, резервная политика (изменение нормы обязательных резервов), политика открытого рынка (операции на открытом рынке).

Учетная политика является вторым по значимости инструментом кредитно-денежной политики. Под учетной ставкой процента (ставкой рефинансирования) понимается такая ставка процента, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка процента служит своего рода ориентиром для коммерческих банков, они, как правило, не будут предоставлять кредиты своим клиентам под более низкую ставку процента. Денежные средства, полученные в ссуду у Центрального банка но учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы. Поэтому, изменяя учетную ставку, Центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку процента как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у Центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у Центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы. Изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и, соответственно, денежной базы, причем величина банковского и денежного мультипликаторов не изменяется.

Объем кредитов, получаемых путем займа у Центрального банка, невелик и не превышает два-три процента от общей величины банковских резервов. Поэтому изменение учетной ставки не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики.

Следующим инструментом является валютная политика. Когда существовал золотовалютный стандарт, большое значение имел размер золотого резерва. Именно он служил основой для денежной эмиссии, так как нельзя было нарушить определенную пропорцию между количеством золота и количеством бумажных денег, обмениваемых на него. Соответственно, политика по контролю денежной массы сводилась к контролированию золотых резервов. В наше время золото не имеет прежнего значения, оно превратилось лишь в один из видов активов Центрального банка. Главную роль сейчас играют валютные резервы страны, они представляют собой депозиты в иностранной валюте, которые являются пассивами зарубежных банков. Эти депозиты используются Центральным банком для поддержания курса национальной валюты: При обесценении национальной валюты Центральный банк начнет ее скупать путем продажи иностранных денежных знаков (валютная интервенция). При этом будет уменьшаться денежная масса. Для предотвращения чрезмерного роста курса национальной валюты Центральный банк, наоборот, будет скупать иностранную валюту. При этом денежная масса будет расти, а национальная валюта обесцениваться.

Еще одним инструментом является резервная политика. Обязательные банковские резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке, либо в виде наличности. При повышении Центральным банком нормы обязательных банковских резервов предложение денег будет сокращаться по двум причинам. Первой является то, что возможности банков выдавать кредиты сократятся. Вторая причина заключается в том, что уровень обязательных банковских резервов определяет величину банковского мультипликатора. Соответственно, рост уровня обязательных банковских резервов сокращает величину банковского мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных банковских резервов оказывает влияние на денежную массу через изменение кредитных возможностей коммерческих банков и через изменение величины банковского мультипликатора. А это приводит к изменению величины денежной базы, к тому же изменение величины банковского мультипликатора обусловливает изменение денежного мультипликатора. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных банковских резервов могут привести к существенным изменениям денежной массы (т.е. к изменению предложения денег).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при повышении нормы обязательных банковских резервов, денежная масса (количество денег в экономике, предложение денег) сокращается, а при уменьшении - увеличивается.

Однако резервная политика не используется для целей текущего контроля над предложением денег, так как стабильность нормы обязательных банковских резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками, соответственно, эта норма изменяется в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы.

Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой - являются операции на открытом рынке (политика открытого рынка). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу Центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. В основном объектами операций на открытом рынке служат краткосрочные государственные облигации (приносят доход в виде процента) и казначейские векселя (доход от них представляет собой разницу между ценой, по которой Центральный банк продает ценные бумаги, обязуясь выкупить их через некоторый срок, и более высокой ценой обратного выкупа). Государственные ценные бумаги покупают как домашние хозяйства, так и фирмы, поскольку их продажа и покупка у Центрального банка выгодна коммерческим банкам, домашним хозяйствам и фирмам. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда Центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, это ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных, ценных бумаг начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. Таким образом, если Центральный банк начинает скупать государственные ценные бумаги, то это приводит к увеличению денежной массы, если необходимо сократить количество денег, то Центральный банк будет продавать государственные ценные бумаги. Покупка ценных бумаг Центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если экономика находится в состоянии "перегрева", то Центральный банк продает государственные ценные бумаги. Этим ограничиваются кредитные возможности коммерческих банков, сокращаются их резервы. Также уменьшается денежная база, а это ведет к мультипликативному сжатию денежной массы. Соответственно, оказывается сдерживающее влияние на экономическую активность.

Существует два вида денежно-кредитной политики - стимулирующая и сдерживающая денежно-кредитная политика.

Стимулирующая денежно-кредитная политика проводится в периоды спада в экономике. Целью этой политики является оживление экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Стимулирующая денежно-кредитная (монетарная) политика заключается в принятии Центральным банком мер по увеличению предложения денег. Главными инструментами этой политики являются: снижение нормы обязательных банковских резервов, снижение учетной ставки процента и покупка Центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая денежно-кредитная политика проводится в период бума. Целью этой политики является снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Сдерживающая монетарная политика заключается в использовании Центральным банком мер по уменьшению предложения денег. Главными инструментами этой политики являются: повышение нормы обязательных банковских резервов, повышение учетной ставки процента, продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику носит название "передаточного денежного механизма", или "механизма денежной трансмиссии". Передаточный денежный механизм показывает, каким образом изменение предложения денег влияет на изменение реального объема выпуска.

Если экономика находится в состоянии спада, то с целью ее оживления Центральный банк будет скупать государственные ценные бумаги. Соответственно, будут увеличиваться кредитные возможности коммерческих банков и предложение денег. При этом упадет уровень процентной ставки, в результате чего увеличатся инвестиционные расходы, а соответственно, и совокупный спрос. Как следствие произойдет рост объема производства.

Если же экономика находится в состоянии подъема, то для ее "охлаждения" Центральный банк будет продавать государственные ценные бумаги. Соответственно, уменьшаться кредитные возможности банков и уменьшится предложение денег. Уровень процентной ставки при этом возрастет, уменьшив тем самым спрос на кредиты, а, соответственно, и инвестиционные расходы. В результате уменьшается совокупный спрос и падает объем производства.

В обоих случаях применение денежно-кредитной политики приводит к стабилизации экономики.

К преимуществам монетарной политики относят:

Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики, стимулирующая денежно-кредитная политика приводит к снижению процентной ставки, а это не вытесняет, а стимулирует инвестиции и другие автономные расходы, чувствительные к изменению ставки процента, что ведет к мультипликативному росту выпуска.

экономика государство рынок монетарный

Эффект мультипликатора. Денежно-кредитная политика имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику (действует банковский мультипликатор). Что приводит к росту предложения денег, и, соответственно, совокупного выпуска

Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг - это период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение "о покупке или продаже государственных ценных бумаг Центральным банком принимается быстро. Эти бумаги являются высоколиквидными, надежными, поэтому у Центрального банка не возникает проблем с их реализацией домашним хозяйствам, фирмам и банкам.

Конечно лее, кроме преимуществ у кредитно-денежной или монетарной политики имеются существенные недостатки.

Большая вероятность инфляции. Необходимо отметить, что к инфляции приводит только стимулирующая денежно-кредитная политика. Рост предложения денег ведет к инфляционным процессам как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Центральный банк не может одновременно регулировать и предложение денег, и процентную ставку. Если целью Центрального банка является поддержание ставки процента на определенном неизменном уровне, то при повышении спроса на деньги он должен увеличивать предложение денег, т.е. фактически он теряет контроль над денежной массой (а, соответственно, и над уровнем цен). Наоборот, если целью является контроль денежной массы (уровня инфляции), то теряется контроль над процентной ставкой. В результате денежно-кредитная политика может привести к дестабилизации экономики.

Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики до момента появления результата их воздействия на экономику. Покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро. Однако механизм денежной трансмиссии является долгим процессом, состоящим из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой. Например, стимулирующая денежно-кредитная политика может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков, однако банки могут не воспользоваться этим и не увеличить объемы кредитов или домашние хозяйства и фирмы решат не брать кредиты, соответственно, денежная масса не увеличится. Нарушение в любом звене передаточного механизма может существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику.

Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, которые также снижают эффективность монетарной политики. Если Центральный банк увеличивает денежную массу, то ставка процента падает, таким образом происходит снижение альтернативных издержек хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть перевести средства с депозитов в наличность. Падение же ставки процента приводит к уменьшению заинтересованности коммерческих банков в выдаче кредитов, что приводит к увеличению избыточных резервов (превышающих обязательную норму резервирования), а это ослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику.

Потеря Центральным банком контроля над предложением денег в условиях зависимости денежно-кредитной политики правительства от фискальной. Если деятельность Центрального банка направлена на обеспечение финансирования роста государственных расходов или финансирования дефицита государственного бюджета, то денежно-кредитная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики. Увеличение государственных расходов и дефицит государственного бюджета могут финансироваться за счет эмиссии денег, покупки государственных ценных бумаг Центральным банком, домашними хозяйствами и фирмами, займов у иностранного сектора. Если невозможно обеспечить финансирование роста государственных расходов или дефицита государственного бюджета посредством долгового финансирования, то приходится решать эту проблему при помощи дополнительной эмиссии. Это провоцирует инфляционные процессы, а также лишает Центральный банк самостоятельности в определении направлений монетарной политики. Можно сделать вывод о том, что проблема стабилизации экономики является одной из самых сложных задач, стоящих перед правительствами всех государств. Не стоит использовать методы только фискальной или только денежно-кредитной политики. Лучшие результаты будут достигнуты при применении инструментов как одного, так и другого вида политики.

Список литературы

1.Попов С.А. Основы экономической теории. М., 2009 г.

2.Алпатов А.Г. Экономическая теория. СПб., 2010 г.

.Гундарев А.В. Экономика. М., 2008 г.

.Мещеряков М.Н. Основы экономики. М., 2008.

Похожие работы на - Регулирование экономики государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!